Образ кикиморы в сказках

История персонажа

В славянской миологии существовало много необычных поверий и фантастических персонажей, легенды о которых до сих пор передаются из уст в уста. Так, до сих пор мы с легкостью объясняем, кто такие Леший и водяной, Кощей и Баба-Яга, ведьмак и кикимора. Трактовка каждого персонажа предполагает глубинный подтекст, уходящий корнями в древние времена.

История создания

Баба-Яга, Кощей и Леший

Баба-Яга, Кощей и Леший

История кикимор и биография рода берет начало в дремучих временах. Кикимора олицетворяет дух ночных кошмаров. Происхождение восточнославянского персонажа объясняется мифологией. По народным поверьям, это существо обитает в жилищах у славян и приносит всевозможный вред. Существует две вариации появления имени героини. По первому она звалась «шишимора». «Шиш» соответствовало нечисти, а «мора» – богине Морене. В другом объяснении «кики» расшифровывается как «горбатая».

Олицетворение нечистой силы, кикимора не имела друзей и ни с кем не общалась. У нее не было своего жилья, поэтому существо обитало в доме, где живет простой крестьянин. Кикимора не имела родственников и была неприкаянной. Сказки на вопрос, где живет существо в доме, отвечают, что она предпочитала располагаться за печкой. О своем присутствии она сообщала стуком, свистом, падением предметов и другими неприятными выходками.

Кикимора болотная

Кикимора болотная

Бытовало мнение, что в кикимор превращаются нелюбимые дети, а также маленькие некрещеные утопленницы. Кикиморы появлялись в результате романтического союза вдов и дев с огненным змием в обличии прекрасного царевича.

Древние славяне верили, что плотники и печники призывали кикимору, используя специальную куклу. Запрятав ее между стенами домов, мастера могли произнести заклинание, тем самым призвав бестию в дом. Поэтому мастерам всегда исправно платили за работу.

Жители Урала верили, что дети, пропавшие на болотах, были украдены кикиморами болотными. Они якобы обвивали ребенка веревками, затягивая в топи. Большинство деревенских легенд и баек, связанных с пропажей детей на болотах, повествовали о кикиморах. Мистические персонажи лишали своих жертв памяти и здравого сознания.

В славянской мифологии

Домовой

Домовой

Мифология предлагает множество объяснений появления образа болотной кикиморы. Самым правдоподобным является изображение невинных девиц, утонувших в грязной трясине болота. Некоторые байки описывали кикимору как жену Домового. Выйдя замуж за этого персонажа, странное существо обретало возможность проживания в человеческих домах. Если же ее избранником становился леший, то болото навеки оставалось ее родным домом.

По легендам и преданиям кикимора была отрицательным персонажем с негативной энергетикой, направляемой на хозяйку жилища. Мифическое создание мешало вести домашнюю работу и налаживать быт. Кикиморы плели нити в обратную сторону и постоянно находились в движении, поэтому путали любую женскую работу. Помимо жилого пространства, существа избирали для поселения другие места. Им нравились хлева и бани, курятники и кабаки. Главным ориентиром для кикимор становились места скопления негатива. Поэтому чудовища выбирали грязные углы, где лежали старые ненужные вещи.

Кикимора

Кикимора

Изображение кикиморы было составлено благодаря народным поверьям, описывавшим внешность существа. Обычно ее представляли старой и страшной женщиной, горбатой, с всклокоченными волосами. Костюм был собран из старых обносков и лохмотьев. Голову венчал кокошник. У героини было худощавое телосложение. Ветер легко переносил бы ее с места на место.

Экранизации

Многосерийный мультфильм «Глаша и кикимора» – известный анимационный проект, рассказывающий о жизни фантастический вымышленных существ. Работа над ним велась с 1978 по 1995 год.

В 2011 году на большие экраны вышел художественный фильм «Кикимора, которая смеется», повествующий о психологических основах строения личности. Актриса Анна Троянская сыграла главную роль в ленте. Фото исполнительницы было использовано при оформлении афиш для проката картины.

Кикимора в мультфильме

Кикимора в мультфильме

Персонаж фигурировал и в мультипликационном проекте 2013 года «Как поймать перо Жар-птицы».

Несмотря на малое количество медиа-ресурсов, рассказывающих о фантастическом существе, оно входило в число популярных мифологических образов, воспеваемых славянами. Композитор Анатолий Лядов в 1909 году написал симфонию под названием «Кикимора».

Интересные факты

  • Болотные и домашние кикиморы отмечают день рождения в марте. Праздник, посвященный богине Маре (Море), приходится на 2 марта. Считается, что в этот день наступает весна. В этот день наши предки проводили ритуалы, чтобы задобрить божество. Первым ритуалом становилась генеральная уборка. Старой метлой выметали сор из дома, а затем сжигали ее. Ненужную одежду и посуду выкидывали со двора или оставляли на дороге.
  • Изгнать кикимору можно было, призвав на помощь батюшку и обработав дом церковным ладаном. Чтобы сберечь дом и хозяйство, крестьяне окропляли животных, урожай и строения, делая мистические заговоры.

 Кикимора как мифологический и литературный персонаж

Дидактический материал для  научно-практических конференций и  уроков литературы

 Автор: Поченкова Наталья Анатольевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «СОШ № 65»,  г. Новокузнецк, Кемеровская область

Аннотация: На протяжении 5 лет занимаюсь с учащимися  изучением мифологических персонажей, в частности, сказочных героев славянской мифологии.

Тема – изучение мифологических персонажей – достаточно интересна и актуальна, как для учащихся, так и для учителей гуманитарного цикла.  Мои учащиеся неоднократно успешно  выступали с докладами на  муниципальных  научно-практических конференциях по данной теме: подготовленные мною докладчики   являются  и победителями, и призёрами.  Надо сказать, литературы по данной теме недостаточно для полноценного изучения мифологических образов, а интернет-ресурсы разрозненны и, порой, скудны. Требуется немало времени и сил, чтобы из различных источников – «фрагментов» собрать  единое целое – богатый и разносторонний материал о том или ином персонаже, чтобы возникло более-менее целостное представление о данном образе. Вместе с ребятами мы изучили образы древнеегипетской мифологии, а также – славянской мифологии: Кикиморы, Русалки и др. На ваш суд представляю  дидактические материалы о Кикиморе. В дальнейшем планирую опубликовать статьи о других персонажах.

Введение.

Сказка — один из излюбленных  жанров детей и взрослых. Сказки основываются на противостоянии добра и зла и преподают мудрые уроки человечеству. Главные роли при этом играют  не только положительные персонажи, но и отрицательные, которые являются показательными героями в вопросах «как не надо делать» и  наделены пороками, вредными привычками, плохими поступками. Но так ли эти герои опасны, злы и недоброжелательны? Если рассмотреть этимологию, суть и географию нечисти  в малых жанрах фольклора, то откроются удивительные истины: корень зла этих героев  кроется не в самих сказочных отрицательных персонажах, а гораздо глубже – в народных обрядах, обычаях  и образе жизни наших предков. Причём у многих народов, и даже у некоторых представителей одной нации, понятия  образов мифологических отрицательных персонажей  рознились между собой и часто противоречили друг другу. Леший, баба Яга, Кощей Бессмертный, Кикимора Болотная и другие хорошо известные ныне герои  раньше в воображении  наших прародителей  были не  совсем и не всегда такими, какими мы их знаем теперь. Например, мало кому известно, что Кощей в древности  был богатырём, а баба Яга – обрядовым ритуальным персонажам в бывших славянских землях Каринтии (на юге Австрии). Мифологические существа до сих пор являются предметом изучения филологов – искусствоведов. Не исключение и Кикимора.

Актуальность исследований детьми данных персонажей очевидна: в наше время людей мало интересует этимология их родов, фамилий, а уж, тем более, история мифологических существ, которые, хотим мы или не хотим, сосуществуют с нами с давних времён, и не только в любимых сказках: в традициях, обрядах, поверьях. При этом ныне продолжает расти интерес к суевериям, гаданиям, гороскопам. Поэтому сегодня особенно  важно изучать историю  фольклора и фольклорных персонажей. Многое из того, что некоторые люди ныне пытаются открыть через магию, астрологию и прочие метафизические науки, давно открыто прародителями, опробовано через познание Бытия, зафиксировано из уст в уста и  переработано – изложено в литературе, обрисовано в живописи, исполнено в музыке и т. д.

Эта работа представляет собой обобщённый материал по изучению кикимор для создания полновесных научных докладов, исследовательских работ учащимися 5-8 классов (среднего звена).

Кикимора

Кикимора – род домового,

который по ночам прядёт;

он днём сидит невидимкою за печью,

а проказит по ночам…

Владимир Даль

1.1. Происхождение имени

Имя Кикиморы состоит из двух частей «кик» и «мора». Многие исследователи сходятся во мнении, что первая часть берёт своё начало от глагола «кикать», т. е., «кричать», плакать», «причитать», «хихикать». Вторая  же составляющая слова, по мнению учёных,  восходит к общеславянскому корню «мор», т. е., «смерть».  Т. о., Кикимора – имя, означающее дословно «та, что накликивает смерть». Хотя разногласий по поводу происхождения имени Кикиморы достаточно.

Так, существует и другая версия, касательно первой части слова «кикимора», что «кик» — от балто-славянского корня, означающего «горбатость», скрюченность», а позднее – «горб», «насыпь», «могила», а также «болото». Скорее всего, эту семантику связывали с внешностью Кикиморы, потому что  некоторые народности, например, на  Русском Севере, описывали Кикимору обыкновенно маленькой, сморщенной, скрюченной, горбатой, хромой. Или же здесь имело место представление о месте жительстве этой нечисти – болоте. С этой трактовкой первой части слова «кикимора» — «кик» — связаны и существующие в народах имена злых духов: у русских — «кука» — банный дух», «кукан» — болотный дух, «кукашка» — чёрт; у белорусов – «кука» — что-то страшное, живущее в темноте, чем пугают детей». Подобные злые духи — с частью «кук» -существуют ещё в литовской, латышской и других  национальностях.

Наконец, третья версия: учёные отмечают также семантическое соотношение слова  «кика»  — с «чубом», «прядью», «косой», «женским головным убором с рогами, похожим на птицу». В слове «шишимора» — «первая часть происходит или от русских диалектных слов «шишитьшишать»- «копошиться, шевелиться, делать украдкой»,  или  от слов «шшш», «шишига», «шишко» — неопределённая нечистая сила.

Вторая часть слова «кикимора» тоже имеет несколько вариантов этимологии.  Первая версия нами указана выше – от праславянского «мора», что означает «умирать», «смерть». По другим предположениям, «марамора» — нечто смутное, «странное и непонятное; то, что мерещится, кажется, является в сновидениях, помрачение ума»; «призрак, наваждение, морок, обман чувств».  Также существуют попытки связать «марамора» с «болотом, стоячей водой» и тому подобное.

Таковы версии, но все они, как мы видим, сводятся к одному: имя Кикимора в русском языке соединяет в себе 2 половины, каждая из которых несёт особенную смысловую нагрузку и непростую этимологию, а значит имя этого персонажа уже само по себе самобытно, необычно, загадочно. Уже одно имя этой героини говорит само за себя: его носитель — не простой человек,  а некий дух, скорее всего, страшный и странный, сказочный,  живущий в темноте, непредсказуемый и противоречивый.

1.2. Кикимора как персонаж славянской мифологии.

В памятниках истории и литературы о Кикиморе упоминается с начала XVII века. До этого времени Кикимора существовала в народных представлениях, сказаниях, сказках, мифах, обрядах   и  других жанрах фольклора.  Кикимора, по славянским представлениям, причиняла людям зло и чинила мелкие неприятности: мешала спать шумом, стуком, треском, топотом и писком; пугала невидимым голосом; щекотала маленьких детей, доводя их до крика; дёргала мочки ушей и играла с кошками. Причём кикиморами называли не одну конкретную личность, а под этим словом подразумевались все подобные духи. Кикимор могло быть и несколько. Также кикиморы могли  кидать в людей обувью, сбрасывать одежду и подушки с печи, разворачивать полы, путать простыни, переворачивать мебель и заставлять её «плясать» и т. д.  Более тяжкими проделками кикимор считались удушения ими хозяев или их детей.  Существуют былички – жанр наподобие сказкам-небылицам и анекдотическим рассказам,  в которых описывается, как на проделки Кикиморы ходит смотреть вся деревня как на представление, нежели как на угрозу.

Таким образом, у одних народов кикиморы считались безвредными, а их проделки оценивались как театральные  действа. У других людей кикиморы колдовали, проявляя агрессию к человеку и его жизни: выгоняли хозяев из дома, а иногда и  умерщвляли. 

Ниже представлено подробное исследование образа Кикиморы, какой она предстаёт  у различных народов и в некоторых источниках мировой художественной литературы.

Кикимора обычно представлена как домашний, лесной или болотный дух

(в традиционной культуре).

Происхождение.

1 версия. Дети от порочной связи дев с огненным змеем. Кикимора, в таком случае, может быть наслана колдуном.

2 версия. Дети, проклятые своими родителями и потому похищенные или обмененные нечистой силой. Как правило, кикиморы поселяются в помещениях, если под ними был зарыт труп ребёнка, где по какой-то причине умерло дитя.

3 версия. Жена домового или же хозяйка избы (домовой дух).

Внешность (воплощение).

  1. Безобразная, неряшливая, одетая в лохмотья старушка, иногда с большой головой и длинными руками. Некоторые белорусы считали, что у Кикиморы очень короткие ноги, и она ходит, переваливаясь с ноги на ногу.
  2. Девушка с длинной косой в белой, чёрной или красной рубахе, или нагая, или в сарафане, или в головном уборе, или с распущенными волосами.
  3. Маленькая, не взрослеющая девочка.
  4.  В виде мужчины: мужика, попа, «мохнатого» или белого старика (в Восточной Сибири).
  5. Безобразные карлики или малютки, у которых голова с напёрсток, а туловище – тонкое, как соломинка.
  6. Иногда в образе животного (свиньи, собаки, быка, зайца, утки, кошки, хомяка).

Все кикиморы обладают способностью быть невидимыми, быстро бегать, видеть на далёкое расстояние, постоянно подпрыгивать, разговаривать по-человечески или же отвечать стуком на заданные вопросы по просьбе человека. Селились кикиморы (иногда сразу несколько — у белорусов) в домах за печкой, в хлевах с животными, в банях, в хозяйственных постройках, в пустых домах. Вместе с хозяевами способны переезжать в другой дом.

Поведение.

  1. Будит и заставляет трудиться ленивых хозяек: плачет или громко стучит коклюшками для кружевного плетения, мешает спать; загоняет по ночам лошадей; тормошит маленьких детей, чтобы они плакали; пугает своей внешностью подростков; гремит посудой и бьёт плошки; портит хозяйственную утварь и прядево; мучает домашних животных и птиц.
  2. Помогает в хозяйстве: выпекает хлеб; прядёт; сторожит гороховые поля калёной до бела железной сковородой, жарит того, кого поймает на чужом поле; баюкает по ночам маленьких детей; перемывает посуду; отлично месит тесто.
  3. Связана с народными суевериями, обрядами и традициями: предвестник неприятностей в доме, смерти (особенно если увидят её у печки или как она прядёт в доме); по народным поверьям, работу, до которой дотронется Кикимора, хозяйке после трудно закончить (клок кудели придётся прясть целый день, а недошитую рубашку за неделю не удастся дошить, отсюда пословица: «От кикиморы рубахи не дождёшься»). Реже предвещает своим появлением добро: например, в Архангельской губернии  считали, что если кикимора покажется сидящей за ткацким столом, то это к прибыли.

Отражение образа Кикиморы в русской художественной литературе.

  1. Фольклорные жанры:

А)  Анекдот, близкий к небылице.

«Вот однажды на Вологодщине кикимора выжила хозяев из одной избы. Постояла изба пустой, и поселились в ней сергачи с медведем-плясуном. Кикимора не разобралась и накинулась на медведя, и тот изрядно помял её. Кикимора с рёвом бежала из избы, а хозяева через некоторое время вернулись в избу. Через месяц к избе подошла какая-то женщина и спросила у детишек: «Ушла ли от вас кошка?» А ребята ответили: «Кошка жива и котят принесла». Тогда кикимора, а это была именно она, повернула назад со словами: «»Теперь совсем беда: зла была кошка, а с котятами к ей и не подступишься».

Б). Насмешливая присказка (о ленивых хозяйках): «Спи, девушка, кикимора за тебя спрядёт, а мать выткет».

В). Народный календарь (поверья)  и в связи с этим календарём — народные обряды и традиции.

Существует поверье, что кикиморы до Святок (6.01-7.01) живут на улице или гуляют, а потом уходят неведомо куда. В Вологодской губернии, например, считалось, что на Святках кикиморы рожают детей. Новорожденные вылетают в трубу на улицу, где и живут до Крещения. Их дети – это шулыканы (шушканы). Отсюда существовал обряд: в святочные гуляния старухи изображали «шишимор»: надевали рваную одежду,  с длинной заострённой палкой садились на полати, свесив ноги, и пряли. Девушки, смеясь, хватали их за ноги, а «кикиморы» отбивались от девушек палками.

Иногда же кикимору изображал парень, одетый в старушечье тряпьё и с глиняным горшком на голове, заменяющим кокошник. Нужно было разбить горшок, чтобы  «кикимора» превратилась в обычного парня.

16.02именины Кикиморы. Существовало поверье, что в этот день навеселе ходят Домовой с Дворовым всю ночь до утра, не давая отдыха ни хозяевам, ни домашним животным. Отсюда традиционный обряд:  в этот день, 16 февраля, творили обереги в дому, старались всячески задобрить Кикимору.

1.03 день Маремьяны — кикиморы. Считали, что Маремьяна – жена домового и хозяйка дома, которую можно было увидеть, например, в курятнике или в бане. Славяне приписывали ей негативную роль и даже доказывали свою правоту тем, что на Маремьяну практически всегда ударяли морозы. Может быть, поэтому славяне «превратили» Маремьяну из праведницы и святой Мариамны (сестры апостола Филиппа) в кикимору и в  прародительницу всех кикимор, так как Маремьяна  (она же Марена, Маара-праведница) считалась бабушкой кикимор.

На Грачевники, 4.03 – старый стиль, 17.03 – новый стиль,  кикиморы делаются смирными и ручными, и только в этот день можно их изгнать. Отсюда – традиционный обряд: с утра поселялся знахарь в опустелый дом, осматривал все углы, обметал печь и читал заговоры. Ближе к вечеру он объявлял, что изгнана кикимора из дома на вековечные времена. Это если попытка удалась. По другим поверьям, бороться с кикиморой не надо, а то жизни в отдельно взятом доме не будет.

Г) Из народных примет и народного календаря берут начало пословицы:

«Тёплый мартовский день обманчив».

«Марток – надевай семь порток».

Это пословицы о морозах после 1.03 (в день Маремьяны-кикиморы — см. выше).

Упоминание кикиморы в русских народных сказках практически отсутствует, так как главенствующая роль «злодея» или, наоборот, реже,  «дарителя» и «помощника»  в сказках принадлежит либо Кощею Бессмертному, либо бабе Яге, либо Змею Горынычу. Возможно, это было связано с тем, что люди боялись накликать кикимору в свой дом. Также славяне опасались  прогневать кикимору, считая её «соседкой», женой домового, от которой избавиться просто так нельзя. В существование кикимор верили всерьёз, до самых так называемых «советских» времён (XX век), да и сейчас многие, как упоминалось выше, верят в эту нечистую силу.  По этой же причине, как правило, в сказках мало упоминаются домовые, а больше – лесовики — старички, появляющиеся из неоткуда перед героями и испытывающие их.

  1. Древнерусская литература:

А) «Повесть душеполезной старца Никодима соловецкого монастыря о некоем иноке» (1640-е-1650-е гг., единственное упоминание именно кикиморы в древнерусской литературе) – действие приурочено к 1638 году. Герой–визионер рассказывает о встрече с «неким бесом в женском обличие, простоволосом и без пояса»: «Хвост её до самого неба торчал. Вертелся, как большой круг, и всякие бесовские грёзы навевал. Сама же взывает, сильно крича, как будто кто-то обидел её или досаждает ей. И она нам сказала: «Согнали сестру мою из Москвы, но, впрочем, вскоре – все будем в Москве». И я подумал, что это должно быть кикимора, которая была в Москве недавно…»

Б) «Слово святого Василия о посте»; «Златая цепь» (XIV век) – о предшественнице кикиморы – «пакостной» качицы.

В) «Житие Феодосия Печерского» и жития других святых — бесы здесь обладают свойственным для кикимор поведением.

  1. Художественные произведения XIX – начала XX века.

Вильгельм Кюхельбекер. Романтическая драма «Ижорский» (1825). Повелитель злых духов Бука отправляет непослушную кикимору, крошечное существо необыкновенной лёгкости, в наказание в услужение к главному герою на год. Кикимора здесь символизирует дурные качества людей и имеет мало общего с мифологическим образом.

Орест Сомов. Рассказ «Кикимора» (1829). Дух в форме невидимой кошки ухаживал за маленькой девочкой, но когда его пытались изгнать, кикимора стала агрессивной и чуть не погубила свою любимицу.

Александр Вельтман. Сказочно-исторический роман «Светославич, вражий питомец» (1837). Кикимора выступает в роли двойника князя Владимира и олицетворяет его «тёмное начало».

Николай Лесков. Рассказ «Пугало» (1885). Кикимора «так застенчива и непостоянна, что пряталась от всякого взгляда в разных пыльных» местах.

Анатолий Лядов. Симфоническая поэма о домашней кикиморе «Кикимора» (1909). Наталья Манасеина.  Сказка «Кикимора» по мотивам «Сказаний русского народа» Ивана Сахарова. Журнал  «Тропинка», 1909 год.

Алексей Толстой. Роман «Хождение по мукам» (1921-41):
«Еще во времена Петра Первого дьячок из Троицкой церкви, что и сейчас стоит близ Троицкого моста, спускаясь с колокольни, впотьмах, увидел кикимору — худую бабу и простоволосую, — сильно испугался и затем кричал в кабаке: „Петербургу, мол, быть пусту“, — за что был схвачен, пытан в Тайной канцелярии и бит кнутом нещадно».

Алексей  Ремизов. Роман «Иверень» (1943). О приводящей к трагедии материнской любви кикиморы, желающей стать человеком.  Сборник сказок «Посолонь» (1907). Лесная Кикимора легко меняет свой облик, озорничает, строит мелкие проказы людям, но тоскует по человеческой природе.

Алексей Толстой. «Кикимора» (1910, сборник «Русалочьи сказки»). Девочка противостоит похитившей её сестру болотной кикиморе.

Анджей Сапковский. «Сага о Ведьмаке» (1980-е). О нападении болотных кикимор на людей, особенно детей.

Татьяна Корниенко.  Лесная фея, или Новые приключения кикиморы Светки Пипеткиной (2015). Книга для среднего школьного возраста о том, как Угоща (Уг), болотная «двенадцатилетняя кикиморка»  из любопытства попала в школу к ребятам, о её посвящении в лесные феи и о других её приключениях среди людей (детей).

  1. Болотные и лесные кикиморы — персонажи киносценариев:

«Весёлое волшебство» (1969), «Золотые рога» (1972), «Руслан и Людмила» (1972), «Там, на неведомых дорожках…» (1982), «Красные башмачки» (1986).

Болотные и лесные кикиморы – персонажи мультипликационных фильмов: «Глаша и кикимора» (1992), «Бабка Ёжка и другие» (2006), «Новые приключения Бабки Ёжки» (2008), «Как поймать перо Жар-Птицы» (2013), «Три богатыря и морской царь» (2016) и других.

Ссылки на интернет-ресурсы:

http://урок.рф/library/issledovatelskaya_rabota_«etimologiya_imyon_sobstven_192110.html

http://vestfalding.wmsite.ru/info/znachenie-klichek

http://traditio-ru.org

https://ru.wikipedia.org/wiki/Кикимора

http://vse-horosho.livejournal.com/112456.html

http://ezo.khabob.ru/node/101

http://www.proza.ru/2010/06/16/1118

http://www.myshared.ru/slide/1108883

http://www.proza.ru/2016/03/12/1532

hhttp://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/355

ttp://infinix.com.ua/ezoterika/kto-takaya-kikimora/

http://etnograd-vrn.ru/кикимора.html

http://womanadvice.ru/kto-takaya-kikimora

http://kashkudu3.ru/kak-izbavitsya-ot-kikimory/

date12 февраля, 2019

Этимология названия

По мнению С. Максимова, слово кикимора является двусоставным: кик и мор:

«кик» — птичий крик;
«мор» — мрачность, темнота, туман, призрак.

Альтернативное прозвище — «шишимора» есть затабуированное название кикиморы, так «шишами» называли нечистую силу. Есть теория, что оно восходит к глаголам русского диалектного происхождения «шишить, шишать» — «копошиться, шевелиться, делать украдкой».

Мифология

Кикимора — восточнославянский женский мифологический персонаж, обитающий в жилище человека, приносящий вред, ущерб и мелкие неприятности хозяйству и людям.

Мифологический образ

Считалось что кикиморы любят шутить с людьми и иногда появляться в виде оставленного на дороге ребёнка; подобранные и пригретые людьми, они убегают, насмеявшись над ними. Её представляли по-разному: как хозяйку избы, жену домового или лешего. Кикимора болотная или лесная обвинялась в похищении детей, вместо которых оставляла зачарованное полено. Присутствие её в доме определяли по мокрым следам. Считалось что защититься от кикиморы можно молитвой или же, наоборот, бранью.

Любимое занятие кикимор — тканье и пряжа. В ночь под Рождество они треплют и жгут кудель, оставленную без молитвы рассеянными пряхами на прялках. Эта особенность в занятиях кикиморы роднит ей с языческой богиней Мокошью, влияние культа которой, вероятно, оставило свой след в образе этого домашнего духа. Изредка кикимору даже считали женской помощницей в выпечке хлеба, мытье посуды, по уходу за скотиной и в убаюкивании детей.

В Вологодской губернии считали, что кикиморы во время Святок рожают своих детей-шуликунов. Шуликуны вылетают из дома через трубу на улицу, где находятся до Крещения.

Считалось, что кикимору можно увидеть перед особыми событиями, значимыми для членов семьи, часто на пороге. Если она плачет или громко стучит коклюшками для кружевного плетения, это предвещает беду, если прядёт, то следовало ожидать чью-то смерть. Если вопросить кикимору, то та может ответить стуком.

Пойманную кикимору можно было превратить в человека, если выстричь на её темени волосы в виде креста. Однако навсегда останется какой-либо напоминающий о прошлом недостаток: заикание, сутулость, слабый ум.

В образе кикиморы мы имеем остаток какого-то низшего божества древних славян. Вера в них, вероятно, находится в связи с культом душ усопших предков. Некоторые отождествляют кикимору с французским духом cauchemar.

Внешний вид и описание

Представлялась маленькой, сморщенной, скрюченной, безобразной, неряшливой, одетой в лохмотья старушкой. Имеются описания старух, ряженых «кикиморами» — те одевшись в рваную одежду, с длинной заострённой палкой, садились на палати прясть, свесив ноги с бруса. Девушки смеялись над такой шишиморой, и за это она била их палкой. Редко кикимора описывалась как девушка, женщина, мужик, девочка. В восточносибирских иногда предстаёт в образе животного: утка, заяц, собака, свинья, хомяк (в сказке).

Народ представлял себе кикимор в виде безобразных карликов или малюток, у которых голова с наперсток, а туловище — тонкое, как соломинка. Они обладают способностью быть невидимыми, быстро бегать и видеть на далекое расстояние, не носят ни одежды, ни обуви — это вечно юные девочки, маленькие и неугомонные. По другим поверьям, кикимора похожа на маленькую скрюченную и безобразную старушку, одетую в рваные лохмотья, смешную и неряшливую, которая боится, что её унесёт ветром, а потому не покидает дом. Изредка кикимору представляли в облике мужчины. Изредка в облике девы с распущенными волосами или длинной косой, совсем неодетой или в одноцветной рубахе. Изредка — в облике замужней женщины в повойнике. Существовали поверья, что кикимора показывалась похожей на собаку, свинью, утку, а также подобной зайцу, хомяку.

Занятия и образ жизни

Кикиморы обычно живут за печкой, под полом, в курятнике, в хлеву, на чердаке. Могут также обитать в заброшенных строениях, во дворе, в бане, на гумнах, даже в кабаке. Днём от людей прячутся, активны ночью, порой надоедают хозяевам шумом и вознёй. В тихие ночи бывает слышно, как они подпрыгивают, прядут и сучат нитки. Могут допрясть оставленную пряжу, вот только не слева направо, а наоборот, но чаще обрывают и мусолят нити, жгут кудель, запутывают шерсть, которая была брошена без благословения. Шьют плохо, стёжки кикиморы — неравномерные, неровные: «От кикиморы рубахи не дождёшься» (русская пословица).

Причина появления

Согласно славянским поверьям, появление кикимор связано с «нечистой», неправильной смертью, что это дух неупокоенного мертвеца или проделки нечистой силы на месте такой смерти. Например, под ними был зарыт «неправильный» покойник: труп ребёнка, повешенный или не отпетый покойник, также в доме, где по какой-либо причине умер ребёнок. Известны поверья о кикиморах как детях, похищенных или обмененных нечистой силой. Иногда считалось, что кикиморы появляются от любовной связи девушек с нечистым в образе огненного змея. Может быть наслана колдуном.

В других случаях считается, что причиной является порча. В частности, описывается порча строителями дома из мести его хозяевам, для чего матицу (потолочную балку) или между брёвен подкладывается кукла, сделанная из щепок и тряпочек.

Магия предметов, связанных с кикиморой

Куколки-кикиморы

Существовало поверье, что кикимор насылают на хозяев печники или плотники, недовольные или обиженные при расчёте за постройку. Сделанная из щепок или сшитая из тряпочек куколка, изображающая собой кикимору, закладывается где-либо в доме, часто между брёвен или балок, после чего в доме появляется «насаженная кикимора», насылающая на хозяев всевозможные наваждения: им показываются то заяц, то поросенок, то собака, то бык, мерещатся песни-пляски, сами собой открываются двери.

Чтобы прекратить бесчинства кикиморы, следовало найти и сжечь подкинутую куколку. Или выбросить её в отдалённой местности

Куриный бог

Универсальным оберегом от кикиморы считался «куриный бог» — чёрный камень величиною с гусиное яйцо и с отверстием природного происхождения, целое горлышко от разбитого кувшина или поношенный лапоть. «Куриный бог» на Вологодчине также называли «кикиморой одноглазым». 2 (15) января, в «Сильвестров день», его вешали за нитку на стене курятника, чтобы уберечь кур от домовых и кикимор.

Прочие предметы

Считалось, что кикимора не любит можжевельник, из веточек которого делали оплетение для солонки, чтобы кикимора не таскала соль. Настоем из папоротника омывали горшки и другую посуду, чтобы кикимора их не трогала. В одном лечебнике XVIII столетия для избавления от кикиморы предлагалось положить в доме верблюжью шерсть с ладаном.

Умения, силы и способности

  • Изменение облика — Считается, что кикимора способна изменять облик по желанию.
  • Невидимость — Также считается, что кикимора может становиться невидимой.

В популярной культуре

  • Одна из проделок кикиморы описана в романе Алексея Толстого «Хождение по мукам».

Галерея

На чтение 9 мин Просмотров 2к. Опубликовано 23.04.2021 Обновлено 05.08.2021

В старые времена люди верили в существование множества духов с добрыми или злыми намерениями. Кикимора являлась одним из тех существ, которые, по мнению человека, присутствовали почти в каждом доме. Чтобы избежать присутствия такого существа, придумывали десятки способов избавления от них путем заговоров и различных манипуляций. Легенды и поверья были так различны, что образ этого духа можно описывать в нескольких направлениях. Однако обобщить облик этих существ все же можно.

Кикимора – мифологический персонаж женского рода, который является преимущественно по ночам, доставляя людям хлопоты и неприятности. Считалось, что она была предвестником несчастья и беды, в скором времени произошедшей у человека, которому она явилась.

Образ и описание в мифологии

Чаще всего кикимору описывают определенным образом – горбатая старуха с взлохмаченными волосами, хромая, грязная, одетая в старые тряпки, имеющая уродливое лицо и весь внешний вид.

Одни народности представляли образ кикиморы в виде грязного и злобного ребенка, который был маленького роста и имел короткие ножки, или женщины ростом с младенца. Голова была намного больше туловища, руки могли быть покрыты шерстью.

Другие поверья описывали болотную кикимору как уродливую русалку, которая могла принимать красивый образ девы. Лесные существа представлялись в виде карликов, которые были покрыты мхом или шерстью.

Берет свое начало история кикиморы с начала XII века, когда появились первые упоминания о ней в письменном виде.

Имена

Кроме основного имени, этому духу давали различные названия:

  • Кикимара
  • Шишимора
  • Шишимара
  • Мара
  • Кикиморка
  • Кукимора
  • Шишига
  • Суседка
  • Домовиха

Каждое имя несет в себе особенности, которыми люди наделяли тот или иной вид кикиморы. Разные народы вкладывали свой смысл в название, определяя сущность духа и его повадки.

Место обитания

Домашние кикиморы часто выбирают себе укромное место под порогом, в темных углах, под полом, в старых сундуках, на чердаке, в подвалах.

В старые времена считалось, что излюбленное место домашнего духа находится за печкой. Также они могли находить себе приют в курятниках, банях, заброшенных строениях, в хлеву. Не любят непрошеных гостей, тревожащих покой и тишину.

Лесная кикимора обитает в непроходимых чащах, где она скрыта от взора людей. Они лишь изредка могут перемещаться из своих излюбленных мест обитания, пугая человека и доставляя ему неприятности.

Считалось, что они могут заглядывать в жилище людей, если постройки находились вблизи лесных трущоб.

Кикимора болотная обитает преимущественно вблизи различных водоемов или в болотах. Может расхаживать по лесным чащам в любое время суток. Также, по поверьям, появляется днем, чтобы завлечь непрошеных гостей к себе в пучину.

Кто становится кикиморой?

Есть множество вариантов происхождения, которые имели свои истоки из суеверий и древних легенд.

По народным поверьям, кикиморой может стать:

  • Умерший ребенок, который ушел из жизни до своего крещения. Впоследствии дух скитается в поисках жертв, на которых вымещает свою обиду и гнев.
  • Женщины, преследующие в мирской жизни злые цели — они после смерти превращаются в существа, доставляющие неприятности людям.
  • Дети, покончившие жизнь самоубийством.
  • Ребенок, проклятый своей матерью.
  • Младенец, похищенный злыми духами.
  • Дети, рожденные матерями после связи с нечистой силой.
  • Считалось, что если женщина сделала аборт, то душа ребенка потом скиталась по миру в таком обличии.
  • Дети, которых после смерти не отпевали.

Способности и образ жизни

Считается, что кикиморы могут быстро передвигаться на разные расстояния, имеют зоркое зрение. Еще у них есть способность безошибочно определять страхи человека.

Они могут потом насылать кошмары, принимать облик существ, которых боится человек. Особое удовольствие они испытывают, пугая людей разными способами.

Также эти духи обладают способностью полностью менять свой облик и становиться невидимыми.

Днем их активность минимальна, а вот ночью они начинают шалить и проявлять свои способности. Если существо не имеет злости и гнева на окружающих людей, то оно никак не проявляет свое присутствие, занимаясь своими делами.

В некоторых источниках упоминается, что кикиморы любят возиться с пряжей. Они могут ночами напролет заниматься с нитками, перебирая их.

Лесная, болотная и домашняя – в чем разница?

Несмотря на мнение о схожести трех персонажей, все три вида имеют различия между собой:

  • Считается, что лесная кикимора — это жена лешего. К ее функциям приписывали наблюдение за порядком и чистотой в лесу, уход за животными и их детенышами, за растениями и деревьями. В древности родители учили детей с мальства, что нужно следить за тем, чтобы не оставлять за собой сор в лесу, не портить деревья, не обижать животных. В противном случае болотная кикимора будет гневаться. Они не любят непрошеных гостей в лесу, которые наводят смуту и беспорядок.
  • Болотная жительница, по легендам, обладает невероятной красотой, притягивающей мужчин. Этот обманчивый внешний облик скрывает страшное создание внутри. Она бродила по лесу, прогуливаясь около речных водоемов, выискивая очередную жертву. После того, как под ее чары попадал путник, заблудившийся в лесу, она утягивала его в непроходимые лесные чащи и болото. При этом открывался ее настоящий страшный облик старой и горбатой старухи. Считалась опасным созданием, встреча с которым неизбежно вела к гибели человека.
  • Кикимора домашняя не такая злобная, как другие представители этого вида. Хотя она тоже может доставлять немало проблем. Иногда их любимое занятие – творить пакости по ночам, мешая людям отдыхать. Но чаще их описывают в виде домовитых существ, которые помогают в поддержании порядка и уюта в доме. Иногда ее называют женой домового. По разным поверьям, эти духи способствуют процветанию семейного благополучия и не доставляют проблем. Но могут и доставлять немало хлопот своими проделками. Облик такого духа может варьироваться от старухи с взлохмаченными волосами до озорной девчонки с вздернутыми косичками.

Чем грозит встреча с кикиморой?

Эти существа невидимы, потому что являются духами. Поэтому встреча с кикиморой всегда предвещала беду и несчастье.

Каждый такой случай несет в себе определенные опасности:

  • Лесная кикимора редко может явить миру свой облик, если ее ничего не разгневает.
  • Болотные существа по старым поверьям не только могут утягивать человека в глубины леса, но и просто пугать путника посторонними звуками.
  • Домашние духи частенько прячут вещи, гремят посудой по ночам, путают шитье и нитки, портят одежду и бьют стаканы. Обнаруженные пропажи и испорченные вещи приписывали проделкам домашней кикиморы.

Для собственной безопасности люди всегда использовали разные предметы, оберегающие их от опасных встреч с духами иного мира. Их называют оберегами.

Использовали разные предметы, которые носили с собой в карманах или на шее. Также придумали специальные заговоры, которые препятствовали приближению злобных духов. Их читали про себя или вслух, когда требовалась защита.

Вера в такие действия добавляла людям мужества и устраняла страх.

Чего и кого боится?

Люди считали, что эти духи могут появляться двумя способами – естественным путем и по наговору от врагов и недоброжелателей.

Если существо появилось само по себе, то в таком случае можно не бороться с ним. Если оно не доставляет хлопот дому и неприятностей хозяевам, то можно надеяться на благоприятное сосуществование.

В случае появления неприятных последствий проживания в доме кикиморы использовали некоторые способы борьбы с ними.

Для задабривания злобного духа люди проводили уборку дома, мытье посуды и полов с настойкой корня папоротника. Считалось, что это утихомирит гнев существа.

Домашние кикиморы не всегда любят животных, поэтому избегают встреч с ними.

Но иногда их неприязнь настолько сильна, что они постоянно вредят домашним жителям. Только достойный отпор домашнего питомца может отпугнуть кикимору. В противном случае они могут мучить животных постоянно.

Люди часто воспринимали необычное поведение кошек или собак, как встречу с невидимым духом.

Кикиморы боятся железа и огня.

Для защиты от этого духа на порог дома клали железные предметы, заговоренные особым способом.

При внезапном и самовольном появлении злого духа в доме люди читали специальные заговоры. Также в доме искали незнакомые предметы, с которыми кикиморы могла войти в жилище, и избавлялись от них путем сжигания.

В старые времена при прогулках по лесу люди имели при себе специальный оберег, называемый «куриный бог». Он представлял собой камень с дыркой посередине, в которую была продета веревочка. Его вешали на шею, и считали достаточной защитой при встрече со злыми силами.

Приметы, связанные с появлением духа

Существуют приметы, тесно связанные с образом кикиморы. Они пугают людей, заставляя испытывать страх перед будущим.

Чаще всего злой дух становится видимым, когда предзнаменует смерть человека или несчастный случай, который приведет к тяжелому увечью. Человек, который видел дух кикиморы, мог вскоре заболеть долгой или неизлечимой болезнью.

Считалось, что внезапно появившийся в доме дух кикиморы говорил о наведении порчи от недоброжелателей. В таких случаях злое существо приходило в жилье вместе с подкинутой вещицей, заговоренной злым человеком.

Часто кикиморы появлялись в семьях, где царили дурные нравы, совершались греховные дела и преступления.

Люди верили, что при появлении злого духа в доме хозяева не смогут больше жить. Кикиморы сделают жизнь человека невыносимой, постоянно совершая пакости и выживая жильцов. Если ночью услышать жалобный плач духа, то это предвещало несчастье в семье.

Существовала примета, что злой дух при желании мог отвечать на вопросы человека с помощью стука. Люди вызывали существ с помощью заговоров или колдовства, чтобы узнать свое будущее.

Однако сейчас люди не всегда боятся привидений и злобных существ. Некоторые устаивают целые представления, связанные с духом из иного мира.

Например, вятская кикимора, которая живет в Кирове, пользуется большим спросом у жителей и туристов. Был построен парк, который вмещает в себя целое государство, где можно встретить различных героев сказок и мультфильмов.

Кикимора из Вятской земли очень озорная и веселая, занимается спортом и любит детей. Она развлекает зрителей и посетителей, которые пришли полюбоваться ею. Такая подача древнего существа вызывает у людей симпатию и улыбку.

Зная все о потустороннем мире, человек может изменить устрашающее представление о неизведанном.  Побывав в таком необычном месте, уже не так страшно слышать мифы о кикиморе.

Illustration of a Kikimora (1934) by Ivan Bilibin (1876–1942). (Kikimora as house-spirit and guardian of chickens — hence her depiction in chicken-like form).

Kikimora (Russian: кикимора, IPA: [kʲɪˈkʲimərə]) is a legendary creature, a female house spirit in Slavic mythology. Her role in the house is usually juxtaposed with that of the domovoy. The kikimora can either be a «bad» or a «good» spirit, which will depend on the behavior of the homeowner.[1] When the kikimora inhabits a house, she lives behind the stove or in the cellar, and usually produces noises similar to those made by mice in order to obtain food. Kikimory (in plural) were the first traditional explanation for sleep paralysis in Russian folklore.[citation needed]

Etymology[edit]

Most sources link the suffix —mora with the Proto-Slavic *morà (‘nightly spirit, bad dream’) and the Proto-Germanic *marōn (id.), as in the modern English nightmare.[2][3]

In Polish folklore, mora are the souls of living people that leave the body during the night, and are seen as wisps of straw or hair or as moths. Accordingly, Polish mora, Czech můra denote both a kind of elf or spirit as well as a «sphinx moth» or «night butterfly».[4] Other Slavic languages with cognates that have the double meaning of moth are: Kashubian mòra,[5] and Slovak mora.[6]

In Slovene, Croatian and Serbian, mora refers to a «nightmare». Mora or Mara is one of the spirits from ancient Slav mythology. Mara was a dark spirit that takes a form of a beautiful woman and then visits men in their dreams, torturing them with desire, and dragging life out of them. In Serbia, a mare is called mora, or noćnik/noćnica («night creature», masculine and feminine respectively).[7] In Romania they were known as Moroi.

The word kikimora may have derived from the Udmurt (Finno-Ugric) word kikka-murt, meaning scarecrow (literally bag-made person).[citation needed]

History[edit]

The origin of the kikimora comes from the 8th to 13th century when Slavic paganism was slowly subsumed by Christianity. However, even after Christianity took hold in the Slavic regions, the belief of the kikimora was still strong. Belief in the entity still continues today where it is imbued with old Slavic folk religion and Christianity’s concept of demonic forces.[1]

Features and behaviours[edit]

The kikimora might have the snout of a dog, a chicken beak or can even resemble a goat-like entity with glowing eyes and horns. In fact, it can take any part of an animal’s face or body. It is always feminine and can appear as an old woman or a beautiful girl. She might even appear as a deceased family member.[1]

The swamp kikimora is usually described as a small, ugly, hunchbacked, thin, and scruffy old woman with a pointed nose and disheveled hair. She was said to use moss and grass as clothes. It was believed that she frightens people, knocks travelers off the road or even drowns them. She also kidnaps children.[8]

It is a common belief that mora enters the room through the keyhole, sits on the chest of the sleepers and tries to strangle them (hence moriti, «to torture», «to bother», «to strangle»). To repel moras, children are advised to look at the window or to turn the pillow and make a sign of cross on it (prekrstiti jastuk); in the early 19th century, Vuk Karadžić mentions that people would repel moras by leaving a broom upside down behind the door, or putting their belt on top of their sheets, or saying an elaborate prayer poem before they go to sleep.[9]

There are two different kinds of kikimoras. The one that comes from the forest is married to the Domovoi. The other one comes from the swamp (Russian: кикимора болотная) and is married to Leshy. It is said that she can be identified by her wet footprints. When home builders wanted to cause harm to someone buying a house, they would bring in kikimora. Once she is inside, it is difficult to get her to leave.

There is a Russian bylichka about one swamp kikimora, who loved to brew beer. Her name was Baba Bolotnitsa (Russian: Баба-болотница). When she was brewing beer, fog rose over the river (or swamp).[10]

When the house is in order, kikimora looks after the chickens and housework. If not, she whistles, breaks dishes, and makes noises at night. She also comes out at night to spin thread.[11]

Legacy[edit]

The legend is the basis of Kikimora (op. 63), a tone poem for orchestra by Anatoly Lyadov. Lyadov wrote that she «grows up with a magician in the mountains. From dawn to sunset the magician’s cat regales kikimora with fantastic tales of ancient times and faraway places, as kikimora rocks in a cradle made of crystal. It takes her seven years to reach maturity, by which time her head is no larger than a thimble and her body no wider than a strand of straw. Kikimora spins flax from dusk and to dawn, with evil intentions for the world.»[12]

The kikimora is mentioned by Russian «New Age» writer Vladimir Megre in The Space of Love, Book 3 of his «Ringing Cedars» series. Megre likens a man who marries unwisely based on looks and fashion to one who marries a kikimora. A footnote in the English version describes the kikimora as a malevolent female ghost said to attach itself to a particular house and disturb the inhabitants, males in particular. By extension, the term may also suggest an ugly woman in shabby clothing, ill-tempered and grumbling, striving to make the life of her husband (and men in general) unbearable.[13]

In 1988, Kirill Eskov discovered and described a new genus and species of sheetweaver spider, kikimora palustris after this spirit.

The 2015 video game The Witcher 3: Wild Hunt and 2019 television series The Witcher both include depictions of kikimora.[1]

Cultural analysis[edit]

The concept of the kikimora is thought to serve basic functions and duties of the household. A kikimora would haunt a household if a woman did not keep a clean house; if a husband was lazy or abusive; or if children were poorly disciplined. Reversing one’s behaviour is believed to remove her presence from the house. Besides that, the kikimora entity is thought to console or explain tragic events like the death of a family member or the loss of household items.[1]

References[edit]

  1. ^ a b c d e «Kikimora». World History Encyclopedia. Retrieved 2022-05-25.
  2. ^ «Mare». OED. Retrieved April 22, 2012.
  3. ^ Derksen, Rick (2008). Etymological dictionary of the Slavic inherited lexicon. Brill. p. 324. ISBN 978-90-474-2816-9.
  4. ^ Grimm 1883, TM 2, 464, note2
  5. ^ Bernard Sychta. Słownik gwar kaszubskich na tle kultury ludowej, Ossolineum, Wrocław — Warszawa — Kraków 1969, tom III, pp. 102-105
  6. ^ «Mora». KSSJ. Retrieved September 5, 2016.
  7. ^ Pócs 1999, p. 33 gives the feminine form.
  8. ^ Cherneva, N (2013). О прецедентных единицах русской народной сказки [About the precedent units of the Russian folk tale] (PDF) (in Russian).
  9. ^ Karadžić, Vuk (1898) [1818], Srpski rječnik, ISBN 9789639116184
  10. ^ Puhova, Tatyana (2009). Народная культура и проблемы её изучения. Сборник статей. Материалы научной региональной конференции 2008 г [Folk culture and the problems of its study. Digest of articles. Materials of the scientific regional conference (2008 year)] (in Russian). Voronezh: Voronezh State University. ISBN 978-5-98222-484-2.
  11. ^ «Polish Supernatural Spirits». Archived from the original on 2009-10-25.
  12. ^ Glass, Herbert. «Anatoly Liadov: Kikimora». Philpedia. Los Angeles Philharmonic Orchestra. Archived from the original on 7 September 2015. Retrieved 28 December 2011.
  13. ^ Megré, Vladimir (2008). Sharashkin, Dr. Leonid (ed.). The Space of Love (The Ringing Cedars, Book 3). Kahului, Hawaii: Ringing Cedars Press. p. 156. ISBN 978-0-9801812-2-7. OCLC 224907446.

Illustration of a Kikimora (1934) by Ivan Bilibin (1876–1942). (Kikimora as house-spirit and guardian of chickens — hence her depiction in chicken-like form).

Kikimora (Russian: кикимора, IPA: [kʲɪˈkʲimərə]) is a legendary creature, a female house spirit in Slavic mythology. Her role in the house is usually juxtaposed with that of the domovoy. The kikimora can either be a «bad» or a «good» spirit, which will depend on the behavior of the homeowner.[1] When the kikimora inhabits a house, she lives behind the stove or in the cellar, and usually produces noises similar to those made by mice in order to obtain food. Kikimory (in plural) were the first traditional explanation for sleep paralysis in Russian folklore.[citation needed]

Etymology[edit]

Most sources link the suffix —mora with the Proto-Slavic *morà (‘nightly spirit, bad dream’) and the Proto-Germanic *marōn (id.), as in the modern English nightmare.[2][3]

In Polish folklore, mora are the souls of living people that leave the body during the night, and are seen as wisps of straw or hair or as moths. Accordingly, Polish mora, Czech můra denote both a kind of elf or spirit as well as a «sphinx moth» or «night butterfly».[4] Other Slavic languages with cognates that have the double meaning of moth are: Kashubian mòra,[5] and Slovak mora.[6]

In Slovene, Croatian and Serbian, mora refers to a «nightmare». Mora or Mara is one of the spirits from ancient Slav mythology. Mara was a dark spirit that takes a form of a beautiful woman and then visits men in their dreams, torturing them with desire, and dragging life out of them. In Serbia, a mare is called mora, or noćnik/noćnica («night creature», masculine and feminine respectively).[7] In Romania they were known as Moroi.

The word kikimora may have derived from the Udmurt (Finno-Ugric) word kikka-murt, meaning scarecrow (literally bag-made person).[citation needed]

History[edit]

The origin of the kikimora comes from the 8th to 13th century when Slavic paganism was slowly subsumed by Christianity. However, even after Christianity took hold in the Slavic regions, the belief of the kikimora was still strong. Belief in the entity still continues today where it is imbued with old Slavic folk religion and Christianity’s concept of demonic forces.[1]

Features and behaviours[edit]

The kikimora might have the snout of a dog, a chicken beak or can even resemble a goat-like entity with glowing eyes and horns. In fact, it can take any part of an animal’s face or body. It is always feminine and can appear as an old woman or a beautiful girl. She might even appear as a deceased family member.[1]

The swamp kikimora is usually described as a small, ugly, hunchbacked, thin, and scruffy old woman with a pointed nose and disheveled hair. She was said to use moss and grass as clothes. It was believed that she frightens people, knocks travelers off the road or even drowns them. She also kidnaps children.[8]

It is a common belief that mora enters the room through the keyhole, sits on the chest of the sleepers and tries to strangle them (hence moriti, «to torture», «to bother», «to strangle»). To repel moras, children are advised to look at the window or to turn the pillow and make a sign of cross on it (prekrstiti jastuk); in the early 19th century, Vuk Karadžić mentions that people would repel moras by leaving a broom upside down behind the door, or putting their belt on top of their sheets, or saying an elaborate prayer poem before they go to sleep.[9]

There are two different kinds of kikimoras. The one that comes from the forest is married to the Domovoi. The other one comes from the swamp (Russian: кикимора болотная) and is married to Leshy. It is said that she can be identified by her wet footprints. When home builders wanted to cause harm to someone buying a house, they would bring in kikimora. Once she is inside, it is difficult to get her to leave.

There is a Russian bylichka about one swamp kikimora, who loved to brew beer. Her name was Baba Bolotnitsa (Russian: Баба-болотница). When she was brewing beer, fog rose over the river (or swamp).[10]

When the house is in order, kikimora looks after the chickens and housework. If not, she whistles, breaks dishes, and makes noises at night. She also comes out at night to spin thread.[11]

Legacy[edit]

The legend is the basis of Kikimora (op. 63), a tone poem for orchestra by Anatoly Lyadov. Lyadov wrote that she «grows up with a magician in the mountains. From dawn to sunset the magician’s cat regales kikimora with fantastic tales of ancient times and faraway places, as kikimora rocks in a cradle made of crystal. It takes her seven years to reach maturity, by which time her head is no larger than a thimble and her body no wider than a strand of straw. Kikimora spins flax from dusk and to dawn, with evil intentions for the world.»[12]

The kikimora is mentioned by Russian «New Age» writer Vladimir Megre in The Space of Love, Book 3 of his «Ringing Cedars» series. Megre likens a man who marries unwisely based on looks and fashion to one who marries a kikimora. A footnote in the English version describes the kikimora as a malevolent female ghost said to attach itself to a particular house and disturb the inhabitants, males in particular. By extension, the term may also suggest an ugly woman in shabby clothing, ill-tempered and grumbling, striving to make the life of her husband (and men in general) unbearable.[13]

In 1988, Kirill Eskov discovered and described a new genus and species of sheetweaver spider, kikimora palustris after this spirit.

The 2015 video game The Witcher 3: Wild Hunt and 2019 television series The Witcher both include depictions of kikimora.[1]

Cultural analysis[edit]

The concept of the kikimora is thought to serve basic functions and duties of the household. A kikimora would haunt a household if a woman did not keep a clean house; if a husband was lazy or abusive; or if children were poorly disciplined. Reversing one’s behaviour is believed to remove her presence from the house. Besides that, the kikimora entity is thought to console or explain tragic events like the death of a family member or the loss of household items.[1]

References[edit]

  1. ^ a b c d e «Kikimora». World History Encyclopedia. Retrieved 2022-05-25.
  2. ^ «Mare». OED. Retrieved April 22, 2012.
  3. ^ Derksen, Rick (2008). Etymological dictionary of the Slavic inherited lexicon. Brill. p. 324. ISBN 978-90-474-2816-9.
  4. ^ Grimm 1883, TM 2, 464, note2
  5. ^ Bernard Sychta. Słownik gwar kaszubskich na tle kultury ludowej, Ossolineum, Wrocław — Warszawa — Kraków 1969, tom III, pp. 102-105
  6. ^ «Mora». KSSJ. Retrieved September 5, 2016.
  7. ^ Pócs 1999, p. 33 gives the feminine form.
  8. ^ Cherneva, N (2013). О прецедентных единицах русской народной сказки [About the precedent units of the Russian folk tale] (PDF) (in Russian).
  9. ^ Karadžić, Vuk (1898) [1818], Srpski rječnik, ISBN 9789639116184
  10. ^ Puhova, Tatyana (2009). Народная культура и проблемы её изучения. Сборник статей. Материалы научной региональной конференции 2008 г [Folk culture and the problems of its study. Digest of articles. Materials of the scientific regional conference (2008 year)] (in Russian). Voronezh: Voronezh State University. ISBN 978-5-98222-484-2.
  11. ^ «Polish Supernatural Spirits». Archived from the original on 2009-10-25.
  12. ^ Glass, Herbert. «Anatoly Liadov: Kikimora». Philpedia. Los Angeles Philharmonic Orchestra. Archived from the original on 7 September 2015. Retrieved 28 December 2011.
  13. ^ Megré, Vladimir (2008). Sharashkin, Dr. Leonid (ed.). The Space of Love (The Ringing Cedars, Book 3). Kahului, Hawaii: Ringing Cedars Press. p. 156. ISBN 978-0-9801812-2-7. OCLC 224907446.

         Какой образ приходит в ваши мысли, когда вы
слышите слово «кикимора»? Страшная, зеленая, вредная и с противным голосом. И
живет, наверное, на болоте. Правда или нет – не понятно, поэтому собираем досье
на эту даму! Тем более, что повод о ней вспомнить имеется: 16 февраля отмечаются Именины Кикиморы.

 Имя: Кикимора – вредное существо в женском
облике, принадлежащее к низшей мифологической группе. Это двухсоставное слово:
«кик» — скрученность, горбатость и «мор» — смерть.

Знаковая дата: 16 февраля  Именины Кикиморы —
день, когда люди изготавливают обереги для дома.

Иллюстратор Катерина Резайкина

Портрет (собран на основе разрозненных
источников): на вид кикимора очень худая и маленькая: голова у нее с наперсток,
а тело тонкое, как тростинка, она не носит обувь и одежду. Еще один образ был
описан, как безобразная скрюченная старуха маленького роста, одетая в лохмотья.
Она так мала, что не выходит на улицу, боясь, что ее унесет ветром. Реже
считалось, что кикимора – это девушка с длинной косой, нагая или одетая в белую
(черную, красную) рубаху, или крестьянка в повойнике (головном уборе замужней
женщины), а иногда с распущенными волосами. Еще реже кикимору представляли в
облике мужчины или животного.

О.Яхнин Кикимора

 Происхождение: Кикиморой (по народной версии)
становится ребенок, которого прокляли родители, или дочь, загубленная матерью
(или умершая до крещения). В источниках 18 века кикимора – это ребенок,
похищенный или обменянный нечистой силой. По легендам 19 века – это ребенок,
рожденный девушкой от огненного змея.

 Магические способности: кикимора умеет быть
невидимой, хоть весь день и ночь. Хотя иногда она предстает перед людьми,
предвещая несчастья в скором времени.

Кикимора домашняя illustrators.ru/users/id69228

 Профессия: устроитель проказ. Днем кикиморы
пассивны, а вот ночью у них начинаются трудовые будни. Они начинают шалить и
вредить, одно хорошо 
 по большей части кикиморы ничего серьезного людям не
причиняют, могут стучать чем-нибудь по ночам или скрипеть, например, петлями или
половицами. Но вот если обиделась всерьез кикимора, то дух начнет приносить
значимый вред: ломать мебель, бить посуду, выщипывать и изводить домашнюю
скотину.

Одним из любимых увлечений кикиморы является
прядение. Сядет ночью в углу и начинает прясть до утра, но толку от этой работы
нет, лишь спутает нитки и пряжу рвет. Хотя иногда даже такой вредный дух
способен на добрые дела – может испечь хлеб, помыть посуду, покачать детей.

 Семейное положение: часто кикимора становится
женой домового.

 Миграция: для появления кикиморы в доме
существует два пути: естественный или наведенный. Если зловредного духа
«наслали», то нужно найти в доме куколку, изображающую кикимору, и сжечь ее. А
вот если она появилась естественно, то бороться с ней особого смысла нет,
больших неприятностей она не принесет. Изгнать злобную вредину в последнем
случае можно лишь с помощью особого заговора. И ещё – она боится каленого
железа, огня, а если захотите ее задобрить, нужно помыть полы и посуду в доме
настойкой корня папоротника. По еще одной версии, чтобы избавиться от кикиморы,
надо положить в доме клок верблюжьей шерсти или пучок простой шерсти с ладаном.

Мифологическая иллюстрация Владимира Аржевитина

Прописка: на ПМЖ кикиморы, естественно, предпочитают человеческие дома, заселяясь в самые укромные места дома: за
печку, под порог, на чердак, за сундук или в уголок. Однако она не обязательно
обитает в доме, может жить невидимой во дворе, в бане или хлеву. В современном
представлении кикимора часто является жительницей болот, что, скорее всего, является следствием ее принадлежности к низшей мифологической группе (духи и
демоны), где все данные достаточно расплывчаты.

Отметка в печатных документах: поскольку
образ кикиморы древний и берет своё начало из мифологии, то и встретить его
можно в совершенно разных книгах. В первую очередь это славянские легенды и
русские народные сказки.

Кикимора А.К.Лядова

Образ кикиморы встречается в сборнике
«Сказания русского народа» Ивана Петровича Сахарова: «Тонешенька, чернешенька
та Кикимора, а голова-то у нее малым-малешенька, со наперсточек, а туловища не
спознать с соломиной. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит
Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядет кудель
конопельную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую. Зло на уме держит
Кикимора на весь люд честной».

А.Н.Толстой «Русалочьи сказки»

В «Русалочьих сказках» Алексея Николаевича
Толстого кикимора описана так, «вошла какая-то лохматая баба, вынула Дуничку из
люльки и 
 в дверь  и была такова». В общем она была замечена и в рассказах
Николая Лескова: 
«кикимора была «так застенчива и непостоянна, что пряталась от всякого взгляда в разных пыльных» местах» (Пугало) , потопталась в «Саге о Ведьмаке» Сапковского: «Она не человек. Она — чудовище, мутантка, проклятый выродок. Ты привез кикимору. Сорокопутка хуже кикиморы. Кикимора убивает от голода, а Сорокопутка удовольствия ради» (Последнее желание) и запустила свои
тонкие руки в мультфильмы и кино.

Кикимора из м/ф «Как поймать перо Жар-птицы»

Кто предупрежден, тот вооружен! Досье на эту
неугомонную личность составлено, а блог «ВОкруг книг» бдительно следит за
«фольклорными элементами».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Образ кая из сказки снежная королева 5 класс
  • Образ катерины петровны в рассказе телеграмма
  • Образ катерины и трагедия совести в драме островского гроза сочинение план
  • Образ катерины и трагедия совести в драме островского гроза сочинение кратко
  • Образ катерины и трагедия совести в драме островского гроза сочинение 350 слов

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии