История персонажа
Конек-горбунок — персонаж популярной литературной сказки в стихах, написанной в 1830-х годах Петром Ершовым. Герой становится верным помощником крестьянскому сыну Иванушке-дурачку, вместе с ним преодолевает преграды и позволяет найти счастье. В словах конька заключается народная мудрость. Также персонаж наделен сказочными способностями, знает волшебные заклинания. Сегодня герой входит в число самых любимых среди читателей сказочных образов.
История создания персонажа
Легендарную сказку автор создал в 19 лет. Вдохновением для начинающего писателя послужили сказочные произведения Александра Пушкина. При этом в основу сюжета были положены мотивы, взятые классиком из фольклора скандинавов и славян, живших на Балтике, а также славянских народных сказок.
Ершов лишь выстроил в стройный ряд чудесные рассказы, местами пополнив их придуманными им самим деталями. Получилось произведение, которое пленяет простодушием, задорными шутками и сочным, мелодичным языком. Недаром, прочитав сказку, Пушкин изрек: «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить». В тексте автор использует яркие метафоры, присказки, сближающие сказку с фольклором.
Существуют свидетельства, что Александр Сергеевич собственноручно записал первые четыре строки сказки, которые затем включались в собрания сочинений русского поэта. Этот и другие факты побудили некоторых литературоведов усомниться в авторстве Ершова, посчитав Пушкина истинным автором сказочного произведения.
Но в настоящее время эта точка зрения официально не подтверждена. Так, исследователи отмечают, что при переработке текста молодой поэт изменил зачин «Не на небе — на земле» на «Против неба — на земле». При этом кажется сомнительным, чтобы начинающий поэт мог бы так просто обращаться с пушкинскими строками.
Впервые эпизоды сказки «Конек-горбунок» напечатали в журнале «Библиотека для чтения». Отдельным изданием произведение вышло в 1834 году, но цензура вырезала значительные куски, касающиеся жадности урядников и глупости жестокого царя. Спустя десятилетие живую остроумную сказку запретили, 13 лет она находилась в забвении.
Затем Ершов отредактировал главы, вернул вычеркнутые цензурой отрывки, и книга продолжила путь к читателям, с конца XIX столетия заняв достойное место в детских библиотеках. Главным героям удается справится с трудностями с помощью крепкой дружбы — в этом заключается главная мысль сказки, не потерявшей актуальность и в наше время.
Образ и судьба Конька-горбунка
В центре произведения лежит сказочный сюжет, основанный на принципе троичности: в семье крестьянина три сына: первый – умный, второй «так и сяк», а третий — Иван-дурак. Братья торгуют пшеницей, но с некоторого времени по ночам кто-то вытаптывает поля. Только Ивану удается выследить «врага» — им оказывается белая кобылица с золотой гривой. Чтобы герой отпустил ее, она обещает подарить крестьянскому сыну двух прекрасных жеребцов и конька-горбунка, который станет во всем помогать Ивану.
Характеристика персонажа в сказке имеет такое описание: «Ростом только в три вершка / На спине с двумя горбами / Да с аршинными ушами». Замечательный образ конька получился в иллюстрациях, созданных художником Дмитрием Брюхановым. На картинках перед зрителями предстает маленький «игрушечка-конек», который везде сопровождает молодого хозяина, Иванушку-дурачка.
С момента знакомства юношу вместе с его новым другом ожидают яркие истории. Найдя перо сказочной Жар-птицы и не послушав совета конька не брать находку, Иван тем самым обрекает себя на опасные приключения. Прежде всего герой попадает на службу к царю. Тот купил прекрасных жеребцов, что подарила дураку кобылица, а юношу взял конюхом. Однажды спальник, на место которого назначили Ивана, видит у персонажа светящееся перо. Решив отомстить юноше, он сообщает царю: Иван обещал достать для правителя саму Жар-птицу.
Герою приходится отправиться на поиски чудо-птицы, в чем ему помогает верный конек. Дело выполнено, но спальник не успокаивается — говорит царю, что дурак привезет Царь-девицу, дочь Месяца и сестру Солнца. Отчаявшегося Ивана вновь поддерживает мудрый друг. Царь-девицу удается найти и привезти царю. Увидев красавицу, государь хочет жениться. Но избранница ставит условие: будет согласна, если царь достанет со дна морского перстень. Добыть перстень приказывают Ивану, а тому помогают конек и чудо-кит.
Драгоценное украшение не помогло царю завоевать сердце девушки. Царь-девица желает видеть в мужьях молодца, а для этого нужно искупаться в трех котлах — с горячим молоком, холодной водой и кипятком. Сначала испробовать это испытание предстояло Ивану, и тут конек-горбунок применил волшебный дар — из котлов живым и невредимым появился писаный красавец. Царь, вдохновленный преображением Ивана, прыгнул в котел и сварился. Так Иван-дурак женился на прекрасной девушке и занял престол.
Конек-горбунок в фильмах
Сказка Петра Ершова была впервые экранизирована в СССР в 1941 году. Режиссером фильма выступил Александр Роу, а в роли Иванушки снялся актер Петр Алейников. Через 40 лет, уже после смерти автора, картина получила золотую медаль на кинофестивале детских фильмов в Кито. Позднее, в 1947-м, для детей создан одноименный мультфильм. Проект обрел популярность и в 1975 году был переиздан — здесь появились новые сюжетные линии, а также измененная цветовая палитра.
Советский мультфильм пришелся по вкусу Уолту Диснею. Американский художник и режиссер показывал его как пример мультипликационного мастерства своим коллегам. Осенью 2020 года — новая российская экранизация сказки русского классика, созданная в жанре фэнтези. Режиссер Олег Погодин собрал для ленты звездный актерский состав. В кино примут участие Михаил Ефремов, Паулина Андреева, Павел Деревянко и другие артисты. Сюжет сказки также нашел воплощение в балетах композиторов Цезаря Пуни и Родиона Щедрина.
Интересные факты
- История создания сказки имеет много интересных фактов. Так, например, стихотворный размер сказки, музыкальная тональность напоминают о пушкинской «Сказке о царе Салтане». В тексте встречаются точные цитаты из сказочных сочинений Александра Сергеевича: «остров Буян», «царь Салтан» и другие.
- В числе фольклорных русских сказок нет таких, в которых бы встречался подобный сказке Ершова сюжет. Однако в ряде народных сказаний встречаются мотивы о Жар-птице, о том, как для старого царя добывали молодую жену. В 2007 году на свет появилась симфоническая сказка Le Petit Cheval Bossu, созданная по мотивам сказки.
Цитаты
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак
Велика беда, не спорю;
Но могу помочь я горю.
Оттого беда твоя,
Что не слушался меня».
…И скорее сам я сгину,
Чем тебя, Иван, покину…
Двух коней, коль хошь, продай,
Но конька не отдавай
Ни за пояс, ни за шапку,
Ни за чёрную, слышь, бабку.
На земле и под землей
Он товарищ будет твой.
Библиография
- 1834 — «Конек-горбунок»
Фильмография
- 1941 — «Конек-горбунок»
- 1947 — «Конек-горбунок» (мультфильм)
- 1975 — «Конек-горбунок» (мультфильм)
- 2020 — «Конек-горбунок»
Популярная детская сказка «Конек-Горбунок», написанная писателем П. П. Ершовым, представляет собой очень яркую и красивую стихотворную поэму, которая поделена на три сюжетных части. В первой рассказывается о том, как младшему брату Ивану достался великолепный трофей из двух златогривых лошадей и несуразного Конька-Горбунка, и как Иван стал царским конюхом. Во второй части можно узнать, как главный герой по приказу царя заманивает Жар-птицу, а за ней и Царь-девицу. В заключительной части Иван побывает в гостях у Солнца и Месяца и достанет со дна могучего океана волшебный перстень, в итоге станет царем, а в жены получит Царь-девицу.
П. П. Ершов «Конек-Горбунок»: анализ и герои
Центральными персонажами произведения стали Иван-дурак и Конек-Горбунок. Иван по доброте своей и отзывчивости к любой просьбе отца или царя относится ответственно и серьезно. Его братья, один — по лени, другой — по трусости, не стали выслеживать того, кто топчет их поля. А Иван ночи не спал, но выследил и поймал златогривую кобылицу, которая в откуп подарила ему двух прекрасных жеребят и третьего, Конька-Горбунка — неказистого, но доброго помощника. Если бы не он, жизнь Ивана могла бы закончиться очень плачевно. Служить вздорному и глупому лежебоке-царю — ох, как нелегко. Однако Иван полностью подчиняется любой его прихоти, показывая свою смиренность и преданность, но эти качества царь не ценил, а только все больше входил во вкус после каждого выполненного Иваном приказа. То Жар-птицу ему подавай, то Царь-девицу.
Описание Конька-Горбунка из сказки «Конек-Горбунок»
Стиль этой чудесной сказки — иронично-сатирический, она высмеивает тех, кто богат или мечтает разбогатеть, за чужой счет. Их страсти и желания настолько велики, что в итоге отрицательные герои остаются ни с чем. А вот Иван, который был честным и щедрым, не надеясь ни на какие похвалы и тем более на вознаграждение, без лукавства и притворства был всегда готов ради счастья другого человека пожертвовать своею жизнью. Именно поэтому у него появляется такой мудрый друг, как волшебный Конек-Горбунок.
Описание Конька-Горбунка из сказки «Конек-Горбунок» сводится к тому, что его и Ивана как бы противопоставляет друг другу автор сказки, однако в общем они составляют одно целое. Иван — герой страстный, живой, любопытный и очень самонадеянный, всегда готовый на любые приключения, а Конек-Горбунок выступает в роли ангела-хранителя, мудрого, великодушного и сострадательного товарища. Описание главных героев «Конька-Горбунка» по сути своей показывает две стороны широкой русской души.
Русская душа
И, что удивительно, прослеживается схожесть героев между собой. Оба третьи в семье и оба с дефектами, одного дураком зовут по простодушию его и общепринятой точке зрения, а другого из-за дефекта «горбунком» прозвали, уродцем в своем роде. Так они и стали героями, диалектически взаимодополняющими и взаимоисключающими. Однако самым любимым и самым запоминающимся для детей стал именно образ Конька-Горбунка.
Описание Конька-Горбунка из сказки «Конек-Горбунок» очень забавное. Маленький, но удаленький, ростом в три вершка, с аршинными ушами и с двумя горбами, Конек-Горбунок настолько мил и очарователен, что его невозможно было не полюбить.
Атиподы
Иван и Конек-Горбунок стали антиподами образцовых старших братьев. Но во многом они лучше и достойнее. Удача сама идет к ним в руки, и они не из тех, кто упустит ее из-за лени или глупости. Их поступки, дела и речи в очередной раз утверждают и демонстрируют народный идеал трудолюбия, мужества и справедливости. Конек-Горбунок — не просто услужливый раб или слуга, который во всем соглашается и повинуется, он, в первую очередь, стал другом Ивана и всегда говорил ему хоть и горькую, но правду.
Два этих героя несколько наивны и непосредственны, что делает их похожими на детей, нет лукавства и лжи — вот что самое главное.
Если учитывать описание Конька-Горбунка из сказки «Конек-Горбунок», то эта чудо-лошадка была не больше кошки, с длинными, как у осла, ушами. И вот эти два друга попадают в удивительные приключения, которые обычно происходят не по прихоти героев. Однако свободный и веселый нрав позволяет им совершать небывалые подвиги и выпутываться из самых сложных ситуаций.
В сказке «Конек-Горбунок» описание героев говорит о том, что Иван, благодаря своей доброте, ловкости и детской наивности, смог увидеть невиданное и добыть его, как в итоге оказалось, не для царя — глупого и смешного, а для самого себя. Все потому, что правда восторжествовала, царь сварился в кипятке, а Иван стал красавцем, получил царство, красавицу-царевну и на счастье — верного волшебного друга и незаменимого помощника Конька-Горбунка.
Заключение
Очень счастливый конец своей сказке придумал писатель П. П. Ершов. «Конек-Горбунок» был написан в 1830-х годах. Стиль написания очень похож на манеру Пушкина в его сказках. Так оно и есть: автор действительно подражал своему кумиру. Однако явная сатира на царей была жестко встречена цензурой, и поэтому в 1843 году произведение запретили. Оно ушло в забытье на 13 лет. Но к концу XIX века эта сказка стала уже детской классикой.
МБОУ СОШ №15 имени Героя Советского Союза Мильдзихова Х. З.
Научно-практическая конференция «ПОИСК»
Конёк Горбунок:
каким мы его видим
Автор работы:
Дзугкоева Диана
Место выполнения работы:
МБОУ СОШ №15, 6 «Б» класс
Научный руководитель:
Бестаева Н. Я., учитель русского языка и литературы
Владикавказ, 2019
Содержание работы
-
Вступление.
-
Основная часть.
— П. П. Ершов и его сказка.
— Иллюстрации Н. М. Кочергина.
— Творчество В. А. Милашевского и сказка «Конёк Горбунок».
— Работы А. В. Кокорина.
— Иллюстрации Ю. А. Васнецова.
— Моё представление о Коньке Горбунке.
— Каким в итоге должен быть Конёк Горбунок?
-
Заключение.
4. Используемая литература.
Вступление
Сказка «Конёк-Горбунок» — произведение, написанное П. П. Ершовым и сделавшее его автора знаменитым.
Благодаря лёгкости стиха, необыкновенной сатире и тонкой иронии, эта сказка стала горячо любима среди всех слоёв населения. Она написана очень бодрым, складным и напористым языком. В ней много элементов устного народного творчества: прибауток, пословиц, поговорок, устаревших слов.
Это произведение интересное, правдивое и, конечно же, народное, ведь любой автор прежде всего ищет народного признания.
Сказка «Конёк-горбунок» рассказывает нам историю про Ивана, которого постоянно называют «дураком». А ведь в ходе развития событий именно он всегда занят делом и во всём добивается успеха. Он не гонится за деньгами или славой. Иван радуется простым житейским делам. А волшебный Конёк – горбунок помогает ему справиться со всеми напастями.
В центре внимания моей исследовательской работы как раз образ конька. Ведь он единственный верный друг и помощник Ивана. Он не раз выручает его в трудную минуту и советом, и делом.
Описание Конька-горбунка из сказки очень забавное. Он маленький, но удаленький, ростом в три вершка, с аршинными ушами и двумя горбами.
Цель моей исследовательской работы заключается в том, чтобы проследить, как старинные меры длины помогают нам представить образ Конька-Горбунка, и ответить на вопрос, правильно ли показали этого сказочного героя на своих иллюстрациях художники разных времён.
Конёк-горбунок: правильно ли мы его представляем?
Пётр Павлович Ершов родился в 1815 году в деревне Безруковой недалеко от города Ишим Тобольской губернии. По долгу службы его отец много ездил по Сибири. Ершов совершал с семьей все переезды, успев пожить в Петропавловске, Омске, Березове и в Тобольске.
Переезды по Сибири, жизнь в Тобольске в доме родственника-купца, где останавливалось много проезжих людей, обогатили юного Ершова яркими впечатлениями. От ямщиков, охотников, крестьян, казаков он услышал множество запоминающихся устных рассказов, легенд, сказок, песен, которые потом возродились в его творчестве. С 1832 года Ершов — студент философско-исторического отделения Петербургского университета. Годы учебы, «пять своих лучших лет», Ершов использовал для саморазвития, посвящая все свободные часы чтению русских писателей и литературным занятиям.
Начало 30-х годов было временем всеобщего увлечения сказкой. На этой волне всколыхнулись художественные впечатления Ершова. В начале 1834 года он представляет на суд своего профессора, читавшего курс русской словесности, П.А. Плетнева, сказку под названием «Конек-горбунок». Сказка была прочитана и разобрана П.А. Плетневым в университетской аудитории. Это был первый литературный успех девятнадцатилетнего студента. Ершов мечтал о создании большой сказочной поэмы – сказке сказок, но этому замыслу не суждено было осуществиться, как не были реализованы и мечты Ершова об организации экспедиции по Сибири, издании журнала, широкой просветительной деятельности среди земляков. По окончании университета он вернулся в Тобольск и почти до конца жизни занимался педагогической деятельностью — преподавал в гимназии, а затем стал ее директором. «Конек-горбунок» остался, в сущности, единственным произведением Ершова, вызывающим неизменный интерес многих поколений юных читателей.
Сказка «Конек-горбунок» — произведение уникальное в русской детской литературе. Ярко сверкнувший талант в единственной книге девятнадцатилетнего сибиряка явился живым свидетельством огромных творческих сил народа.
Эта сказка родилась в 1834 году, в пору, когда свое слово о народности сказали все видные литераторы и критики. Однако на пути «Конька-горбунка» к народу было и немало препятствий: сказка то запрещалась, то уродовалась цензурой или выходила в нелепых переделках, вплоть до «Конька-летунка», на котором Иван обозревает Страну Советов. «Конек-горбунок» воспринимался детьми сначала как сказываемая сказка, т.е. как произведение скорее устное, чем книжно-литературное. Позднее они осознавали, что это именно литературная, авторская сказка.
При жизни П. П. Ершова сказка издавалась пять раз. Главным ее достоинством является ярко выраженная народность. Как будто не один человек, а весь народ коллективно сочинял ее и из поколения в поколение передавал устно: она неотделима от народного творчества. Между тем это совершенно оригинальное произведение талантливого поэта, вышедшего из недр народа, не только усвоившего секреты его устно-поэтического творчества, но и сумевшего передать его дух.
Среди бесчисленного множества народных сказок подобных «Коньку-горбунку» не встречалось, а если со второй половины XIX века фольклористы и записывали такие же сюжеты, то возникали они под влиянием ершовской сказки. В то же время в целом ряде русских народных сказок встречаются похожие мотивы, образы и сюжетные ходы, присутствующие в «Коньке-горбунке»: есть сказки о Жар-птице, необыкновенном коне Сивке-Бурке, о таинственных налетах на сад, о том, как доставали дряхлому царю молодую жену и др.
Ершов не просто соединил куски из отдельных сказок, а создал совершенно новое, цельное и законченное произведение. Оно пленяет читателей яркими событиями, чудесными приключениями главного героя, его оптимизмом и находчивостью. Все здесь ярко, живо и занимательно. Как создание искусства сказка отличается удивительной строгостью, логической последовательностью в развитии событий, спаянностью отдельных частей в одно целое. Все, что совершают герои, вполне оправдано законами сказки.
Главные герои исследуемой сказки – Иван и Конёк-Горбунок. Они во многом лучше и достойнее многих других персонажей произведения. Удача сама идёт к ним в руки, и они не из тех, кто упустит её из-за лени или глупости. Их поступки, дела и речи в очередной раз утверждают и демонстрируют народный идеал трудолюбия, мужества и справедливости.
Конёк-Горбунок – не просто услужливый раб или слуга, который во всём соглашается и повинуется, он, в первую очередь, стал другом Ивана и всегда говорит ему хоть и горькую, но правду. Два этих героя несколько наивны и непосредственны, что делает их похожими на детей, в них нет лукавства и лжи – вот что самое главное.
И вот эти два друга попадают в удивительные приключения, которые обычно происходят не по прихоти героев. Однако свободный и весёлый нрав позволяет им совершать небывалые подвиги и выпутываться из самых сложных ситуаций.
Впервые о Коньке-Горбунке мы узнаём из слов пойманной Иваном кобылицы, которая по ночам воровала урожай:
«Ну, Иван, ему сказала,-
Коль умел ты усидеть,
Так тебе мной и владеть.
Дай мне место для покою
Да ухаживай за мною,
Сколько смыслишь. Да смотри:
По три утрени зари
Выпущай меня на волю
Погулять по чисту полю.
По исходе же трёх дней
Двух рожу тебе коней-
Да таких, каких поныне
Не бывало и в помине;
Да ещё рожу конька
Ростом только в три вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами».
Далее кобылица даёт Иванушке совет:
«Двух коней, коль хошь, продай,
Но конька не отдавай
Ни за пояс, ни за шапку,
Ни за чёрную, слышь, бабку.
На земле и под землёй
Он товарищ будет твой:
Он зимой тебя согреет,
Летом холодом обвеет,
В голод хлебом угостит,
В жажду мёдом напоит».
Если учитывать описание Конька-Горбунка из сказки, то эта чудо-лошадка (автор ласково называет её игрушкой) была не больше кошки, с длинными-предлинными ушами.
Пётр Павлович Ершов для описания Конька-Горбунка использует старинные меры длины.
Вершок – старинная мера длины, равная ширине двух пальцев (указательного и среднего). В современном исчислении это 4,44 см.
Аршин – старинная мера длины, равная в современном исчислении 71 см.
Получается, наш герой высотой только «в три вершка», то есть 13 сантиметров. А его уши длиной достигают 71 сантиметра.
Представить мы его можем, а верно ли его передали русские художники, которые создавали иллюстрации к сказке П. П. Ершова?
Вот иллюстрации художника Н. М. Кочергина.
В прошлом году я познакомилась с творчеством Николая Михайловича Кочергина (1897-1974). Это один из самых ярких представителей «золотого века» детской иллюстрации (1950-1960 гг.). Родился художник в Москве, а большую часть жизни прожил в Ленинграде. Учился в Строгановском художественно-промышленном училище. Николай Михайлович имел звание Заслуженного художника РСФСР, но к нему часто прибавляли «художник-сказочник». Его работы привлекают своей красотой, приятными цветами, добротой.
Особую часть его творчества занимают иллюстрации к сказке П. П. Ершова «Конёк-горбунок». Они настолько яркие и красочные, что по достоинству их можно назвать настоящими сокровищами.
Как мы видим, художник по-разному представляет этого сказочного персонажа. Он у него то маленький, то большой, даже настолько огромный, что напоминает настоящего коня. Размеры сказочника не соблюдены. Если на некоторых иллюстрациях уши могут достичь 71 сантиметра, то рост не соблюдён ни на одной иллюстрации.
Перейдём теперь к иллюстрациям В. А. Милашевского.
Владимир Алексеевич Милашевский (1893-19760) проиллюстрировал и художественно оформил около 100 книг для детей и юношества. Но Милашевский никогда не принадлежал к так называемым «детским» художникам. С таким же успехом иллюстрировал он произведения классиков мировой литературы и советских писателей. Он работал не только в области книжной графики: он прекрасный живописец, блестящий акварелист, мастер пейзажа и психологического портрета; он успешно пробовал свои силы в литографии и как театральный художник. Перечислить все, над чем он работал, трудно — его творческий диапазон чрезвычайно широк.
Милашевский всегда следовал правилу: для детей надо делать все так же хорошо, как для взрослых, и даже еще лучше. Иллюстрируя детскую книгу, какая бы она ни была, он вкладывал в свои рисунки всего себя, по-настоящему увлекался ею и увлекал маленьких читателей. И, наверно, поэтому у него такие замечательные иллюстрации к сказке «Конёк-горбунок».
На работах этого художника видно, что Конёк-Горбунок у него поменьше. Он имеет длинные тонкие уши, но рост всё равно не соответствует 12 сантиметрам.
Каким увидел Конька-Горбунка другой художник, А. Кокорин?
Анатолий Владимирович Кокорин (1908-1987) — советский художник, график, иллюстратор.
Народный художник РСФСР, член-корреспондент Академии художеств СССР, родился в Демидове Смоленской области. Отец Кокорина учился в Петербургской академии художеств. Оставив ее, поселился на Смоленщине, в г. Поречье. После смерти отца, а вскоре и матери, Кокорин с 8 лет жил в семье тети, где поддерживалось его увлечение искусством.
Учился в Пермском художественном техникуме (1925 – 1928), затем в Москве во Вхутеине (1928 – 1932) у Д.С. Моора, С.В. Герасимова.
Во время войны – в отделе фронтовой листовки Главупра. С конца 1943 года по 1954 – художник студии военных художников им. Грекова. Тема войны нашла отражение в натурных рисунках, сделанных на фронтах и в послевоенных сериях работ, созданных на их основе («Фронтовой дневник», «Воспоминания о войне» и др.). Зрелость таланта, расцвет творчества Кокорина приходится на 50-80-е гг. Работал в станковой графике (в 1954 – 1958 гг. создал серию акварельных пейзажей русских городов «Суздаль», «Углич», «Кострома», «Владимир», «Переславль-Залесский», «Загорск», в 1969 г. – серию акварелью и углем «По улицам сегодняшней Москвы»). В его творчестве нашли отражение Прибалтика, Средняя Азия, Ленинград, Москва… Кокорин создает серии «По старым русским городам», «По Италии», «По Индии», «Англия, Франция, Голландия». Работает в различной технике, но основой творчества всегда остается натурный рисунок. Во время поездок художник вел дневники, делал в них записи и рисунки. Часть их издана и вошла в книги и альбомы («Ленинградский альбом», «По Индии», «По старым русским городам», «В Голландии», «Англия, Шотландия, Ирландия», «В стране великого сказочника»).
Большое место в творчестве художника занимало иллюстрирование произведений русской и зарубежной, детской литературы. За иллюстрации к произведением Х.-К. Андерсена Кокорин был удостоен Золотой медали Академии художеств СССР. Кокорин – участник более 100 разного ранга выставок в стране и за рубежом, нескольких персональных. В 1976 г. персональная выставка Кокорина состоялась в Смоленске. Дары автора, поступления из запасников Министерства культуры составили коллекцию работ художника в Смоленском музее. На родине художника, в Демидовском музее, создан мемориальный зал Кокорина, где, кроме произведений, экспонируются предметы из его мастерской, переданные семьей художника.
Вот его иллюстрации к сказке «Конёк-горбунок».
Как я вижу, у этого художника рост сказочного персонажа соответствует описанию сказочника. А вот уши не соответствуют истине.
Последний художник, к которому я хотела бы обратиться, это Ю. Васнецов.
Книги, проиллюстрированные Юрием Алексеевичем Васнецовым (1900-1973), узнаваемы с первого взгляда, на них выросли миллионы детей. Изображения в этих книжках имеют первостепенное значение, они неизбежно привлекают к себе внимание маленького читателя. Неистощимая фантазия, с которой Юрий Васнецов оформлял книги, позволяет с головой окунуться в мир детства, забыть о каких-то заботах и неустроенности взрослого мира. Образы, созданные художником, искрятся оптимизмом, полны жизнеутверждающей силы. Животные и птицы, основные действующие персонажи сказок, приобретают потрясающую выразительность, Юрий Васнецов придал им манеру поведения, движения и повадки, которые он тонко подмечал в реальной действительности.
Он всегда находил дорогу к сердцам своих юных читателей и созерцателей, которые только начали познавать мир через бесконечные наброски, непрерывное изучение натуры. Сказочные герои, которым подарил жизнь Юрий Васнецов (художник), на первый взгляд ненастоящие, лубочные. Но он рисует именно так, как видят их глаза маленького зрителя. Он не вдается в вереницу реалистичных подробностей и деталей, главная цель художника — чтобы юный читатель почувствовал сказочную природу персонажей.
Вот его иллюстрации к сказке «Конёк-горбунок».
На его иллюстрациях уши вроде большие, но пропорции не соблюдены, и рост не составляет 12 см.
На последней иллюстрации вообще Конёк-Горбунок похож на большого коня.
Я тоже решила создать иллюстрацию к этой сказке и изобразить друга Иванушки. Вот что у меня вышло.
Но и это не то.
Как же на самом деле должен выглядеть этот сказочный персонаж?
Давайте опять обратимся к тексту П. П. Ершова:
«Да ещё рожу конька
Ростом только в три вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами.»
Вспомним:
1вершок = 4см 4мм
3 вершка = 13 см 2 мм
Аршин = 16 вершков = 71 см
Исходя из этих данных, Конёк должен быть ростом чуть больше 13 см, а его уши – 71 см, то есть в 5,5 раз больше, чем его рост.
Заключение
Конёк-горбунок – один из самых любимых сказочных героев.
Внешность его необычна: ростом только в три вершка, на спине с двумя горбами да с аршинными ушами. Следовательно, Конек-Горбунок ростом примерно 13 см, но в аршине 16 вершков, т. е. 71—72 см. Несмотря на смешную внешность, читатели любят этого сказочного героя, а гиперболическая несоразмерность уравновешивается явным незнанием детьми древних мер длины. Что позволяет им просто думать, что конек совсем маленький, но с очень большими ушами, он смешной, но очень добрый, ловкий, быстрый и всегда готов прийти на помощь, даже когда и сказочной-то возможности нет.
Ни один из художников-иллюстраторов сказки не изобразил Конька-горбунка верно, соблюдая арифметические указания автора. Но не это самое главное.
А главное то, что образ смешного Конька-горбунка – это доказательство того, что маленькое сердце может таить большую любовь. Это пример настоящего друга, у которого нам всем есть чему поучиться.
Литература
-
Studopedia.ru. Сказка «Конёк-горбунок» П. П. Ершова
-
Fb.ru. Описание Конька-горбунка из сказки «Конёк-горбунок»
-
Mirznanii.com. Фольклорные образы в сказке Ершова «Конёк-горбунок»
-
Proza.ru. Истоки образов в сказке Ершова «Конёк-горбунок»
-
Sochinyashka.ru. Образ Конька-горбунка в сказке Ершова
-
Skazkii.ru. Сказка П. П. Ершова «Конёк-горбунок» — система образов-характеров
-
Livejournal.com. «Золотой век детской иллюстрации». Н. М. Кочергин
-
Mirznanii.com. Художник-иллюстратор детской книги В. А. Милашевский
-
Fantlab.ru. Работы художника А. В. Кокорина
-
Fb.ru. Художник-иллюстратор Юрий Васнецов
«Конек-горбунок» главные герои
В сказке П.П. Ершова много смешного: лёгкого юмора, народной смекалки и весёлых персонажей. Главные герои “Конёк-Горбунок” проходят через множество испытаний, волшебных превращений и обретают счастье в награду за свои старания. Главная мысль произведения, как и положено в русских сказках, — правда и справедливость всегда побеждают. Увлекательны и разнообразны описания приключений Ивана и его верного помощника Конька-Горбунка. Только стихотворная форма отличает повествование от русской народной сказки, все остальное приметы — мудрость, неограниченная фантазия, всевозможные чудеса — роднят его с устным народным творчеством.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.
Характеристика героев “Конёк-горбунок”
Главные герои
Старший сын Данила, средний сын Гаврила
Старшие сыновья старика.
Хитрые, ленивые, не привыкли работать и выполнять свои обязанности хорошо. Они воруют коней у Ивана, чтобы продать их и забрать деньги себе. Лгут даже родному отцу, а младшего брата отправляют на встречу с опасностями, рассчитывая на его гибель. Лёгкие деньги для них важнее родной души.
Младший сын Иван
Главный герой, простой работящий парень.
Выполняет поручения честно, ведёт себя бесхитростно. Благодаря своему трудолюбию и усердию становится обладателем двух красивейших коней и маленького волшебного конька-горбунка. Царь назначает Ивана конюхом, оставляет при дворе. Он исправно служит, выполняет все поручения Царя. Не обладая большим умом, руководствуется сердцем и советами своего друга Конька-Горбунка.
Конёк-Горбунок
Волшебный жеребёнок.
Его родила для Ивана кобылица с золотой гривой. Он мал ростом, некрасив, у него два горба. Горбунок очень быстр, по-человечески умён и наделён тайными знаниями, благодаря чему Ивану всегда сопутствует удача. Спасает своего хозяина в любых ситуациях, помогает перехитрить царя и остаться в живых после испытаний.
Царь
Старый правитель, у которого Иван служил конюхом.
Глупый, завистливый, недальновидный, Царь руководствуется мнением других, слухами, подсказками. Желание обладать различными чудесными вещами и молодой красавицей женой приводит к тому, что он сварился в котле с кипятком. Народ с радостью принимает другого царя — Ивана.
Царь-девица
Сказочная красавица, про которую докладывают Царю.
Он тут же решает послать за нею Ивана. Царь влюбляется в неё, но девица требует достать свой перстень со дна моря. Это поручение снова выполняет Иван с помощью Конька-Горбунка. Царь-девица хитра и умна: соглашается обвенчаться с царём при условии, если он омолодится, искупавшись в трёх котлах — с холодной, горячей водой и кипящим молоком. Царь испытывает средство на верном конюхе Ване, но Конёк спасает его, помогая чудесным образом.
Боярин, который ранее служил на конюшне, хочет извести Ивана. Следит за ним, клевещет, старается, чтобы Иван не справился с заданиями Царя, выискивает его слабые места.
Второстепенные персонажи
Кобылица с золотой гривой
Оказалась тем самым “воришкой”, которого пытались поймать братья на своём поле. Изловил её Иван, и она родила ему трёх волшебных коней.
Жар-птица
Из-за того, что Иван не послушал совета Горбунка и взял перо Жар-птицы, ему приходится через какое-то время добывать для царя эту волшебную птицу.
Кит
Чудо-рыба страдает из-за того, что когда-то проглотила несколько десятков кораблей. Достаёт со дна моря перстень Царь-девицы. Освобождается от проклятья, выпустив из пасти проглоченные корабли.
Традиционно сказку Петра Ершова изучают в 4 классе. Она интересна и самобытна, фантастический сюжет и яркие персонажи нравятся младшим школьникам. В сказке “Конёк-горбунок” герои привлекательны своей простотой, находчивостью, трудолюбием. Характеристика персонажей может быть полезна для читательского дневника и подготовки к уроку русской литературы.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Артём Василенко
9/11
-
Никита Мешков
11/11
-
Алексей Матюхин
9/11
-
Анастасия Чурикова
11/11
-
Екатерина Кострыкина
9/11
-
Татьяна Максакова
11/11
-
Кака Тупой
11/11
-
Арсений Никишаев
11/11
-
Наталья Крюкова
11/11
-
Матвей Студнёв
10/11
Сказка Конёк-горбунок — система образов-характеров
Конёк-горбунок. Сказка П.Ершова — система образов-характеров
С одной стороны, система персонажей складывается из традиционных образов фольклорной сказки. Это Иван-дурак, братья Ивана, старый царь, Царь-девица, чудесный конь — волшебный помощник, Жар-птица.
С другой стороны, сказочный мир Ершова является многоперсонажным. В нем представлена много-уровневая градация главных и второстепенных героев, дополненных «двойниками» — в «зеркальном» отражении земного царства подводным (царь — кит, Иван — ерш).
ИВАН:
Положительным героем избран народно-сказочный тип Ивана-дурака. Праобразом Иванушки Петровича является «иронический дурак». Как иронический дурак, он предельно активен в речи: автор изобразил в этом образе критическое, иронического вида отстраненное отношение народного ума и сердца к любой власти, к любым человеческим соблазнам (единственный соблазн Иванушки — восхитившее его перо Жар-птицы).
Уже при первом испытании Иван оказался самым честным и смелым. Если его брат Данило сразу струсил и «закопался под сенник», а второй — Гаврило, вместо того, чтобы охранять пшеницу, «всю ночь ходил дозором у соседки под забором», то Иван добросовестно и без страха стоял на карауле и поймал вора. Он трезво относится к окружающему, любое чудо воспринимает как естественное явление, а если нужно — вступает с ним в борьбу. Иван верно оценивает поведение других и прямо говорит им об этом невзирая на лица, будь то родные братья или сам царь.
В то же время он отходчив, способен прощать чужие проступки. Так, он простил своих братьев, укравших его коней, когда те убедили его, что сделали это от бедности.
Во всех случаях Иван проявляет самостоятельность, не стесняется высказать свое мнение, не теряет чувство собственного достоинства. Увидев Царь-девицу, прямо говорит, что она «вовсе не красива».
Если «братья» воплощают для Ершова косность, корыстолюбие и другие непривлекательные черты, то Иван является в его глазах подлинным олицетворением лучших моральных качеств народа.
Естественное, разумное представление о необходимости гуманных отношений человека к человеку лежит в основе образа Ивана. Отсюда своеобразие его отношений с царем; «дураку» никак не усвоить необходимости соблюдения почтительного тона; он говорит с царем, как с равным, дерзит ему — и вовсе не демонстративно, а просто потому, что чистосердечно не понимает «неприличия» своего тона.
КОНЕК:
Необычен образ помощника Ивана – конька – «игрушечный» рост в три вершка, аршинные уши, которыми удобно «хлопать с радости», да два горба.
Отчего же конёк двугорб? Может, этот образ пришёл из детства – Ершов жил в Петропавловске и Омске – городах, являющихся вратами в земли полуденные – Индию, Персию, Бухару; там на базарах встречал он небывалых для Сибири животных – двугорбых верблюдов и длинноухих осликов. Но, пожалуй, это слишком упрощённая аналогия. Образ Иванушки Ершов писал с балаганного Петрушки – любимца русского народа. Петрушка был неказист: носат, горбат. Не «переместились» ли горбы со спины Петрушки на конька?
Есть и ещё гипотеза: конёк – дальний «родственник» древнемифологического крылатого коня, способного взлететь к Солнцу. У миниатюрного ершовского конька крылья «отпали», но «горбы» сохранились, а с ними и могучая сила, способная доставить Иванушку на небо. Человеку всегда хотелось летать, поэтому образ конька притягателен для читателя.
ИВАН И КОНЕК:
Пара героев как один главный герой вполне оригинально (в сравнении с фольклорной сказочной традицией) явлена в этой сказке.
Герои эти и противопоставлены, и сопоставлены: герой и его «конь». Любопытный, безрассудный, даже самонадеянный — герой — и рассудительный, мудрый, сострадательный его товарищ по существу две стороны одной и той же «широкой русской натуры».
При всем этом они удивительно похожи между собой: Иван-то дурак, самый младший, «герой с дефектом» с общепринятой точки зрения; Конек-Горбунок — «уродец» в своем мире, он тоже третий, младший, так они оказываются диалектически взаимодополняющими и взаимоисключающими друг друга героями.
ЦАРЬ:
Антигуманистическое начало, враждебное народу, воплощает в ершовской сказке царь, представленный свирепым и тупым самодуром, — образ, обличительный не в меньшей мере, чем пушкинский царь Дадон. Он далек от добродушного и чистосердечного царя. «Запорю», «посажу тебя я на кол», «вон, холоп». Сама лексика, типичная для повседневного крепостнического обихода, свидетельствует о том, что в лице царя Ершов дал собирательный образ крепостнической России.
Я отдам тебя в мученье, Я велю тебя терзать, В мелки части разорвать…
Продолжая пушкинские традиции, Ершов все стрелы сарказма направляет в фигуру царя – жалкого, глупого, лениво почёсывающегося от скуки самодура.
Все появления царя сопровождаются репликами вроде: «Царь сказал ему, зевая», «Царь, затрясши бородою, закричал ему вослед».
Очень хорошо проявляется отношение к Царю и его придворным когда П.П.Ершов описывает порядки и взаимоотношения в морском царстве которое является зеркальным отражением мира земного. Им даже для исполнения указа требуется много «рыб». Иван у П.П.Ершова не уважает Царя, так как Царь капризен, труслив и сумасброден, он напоминает избалованного ребенка, а не мудрого взрослого человека.
Царь изображён смешным и неприятным, над ним смеётся не только Иван, но и Месяц Месяцович, вот как Месяц ответил узнав что Царь хочет жениться на Царь-девице:
Вишь, что старый хрен затеял: Хочет жать там, где не сеял!…
К концу сказки презрительное отношение к царю вполне ясно. Его смерть в котле («Бух в котёл — / И там сварился») довершает образ ничтожного правителя.
ПРИДВОРНЫЕ:
Но царь только главный притеснитель народа. Беда в том, что с ним хозяйничает и вся его челядь. Ершов рисует яркую картину собирательства народа. Притесняют не только крестьян, но и дворовых людей. Как бы ни трудился народ, всё равно он остаётся нищим.
Появление «градского отряда» во главе с городничим свидетельствует о полицейском режиме. С народом обращаются как со скотом: сторож кричит, бьёт людей бичом. Народ, не протестуя, безмолвствует.
Городничий, надсмотрщики, конные отряды, «расшевеливающие народ» — вот картины крепостнической Руси, проступающие через игровой ершовский стих. Веселье, вспыхнувшее в толпе, несказанно удивило представителей власти, им непривычен люд, выражающий эмоции.
Читать сказку «Конёк-горбунок»
ГЛАВА 2. В ЦАРСТВЕ СОЛНЦА. «КОНЁК-ГОРБУНОК» П.П. ЕРШОВА
Сказка П.П. Ершова «Конёк-горбунок» занимает особое положение в русской литературе. Солнечное, светлое произведение, написанное необыкновенным языком, юмор и сатира народного театра переплетаются в нём с традициями лубочной литературы. Не найти другой литературной сказки, в которой в таком объёме и разнообразии были бы представлены мифологические и фольклорные образы, сюжеты, мотивы. Особенно много в сказке солярных (связанных с солнцем) мифологических образов: это и Царь-девица, и кони, и жар-птицы. Использованы в сказке и народные представления о вырии, солнечном царстве, о небесном солнечном доме-церкви.
Рассмотрим эти образы и представления подробно.
С мотива пойманного чудесного вора, которым оказалась белая кобылица, начинается сказка:
Кобылица та была
Вся, как зимний снег, бела,
Грива в землю, золотая,
В мелки кольца завитая.
Описание кобылицы говорит о её небесном происхождении. Кобылица напоминает коня Свантовита, на котором божество света древних славян ездит воевать со злыми духами [10]. Характерная черта солнечных коней в мифологии — насыщение их росою. В сказке Ершова кобылица просит Ивана:
‒ Да смотри:
На три утренних зари
Выпущай меня на волю
Погулять по чисту полю.
В сказке П.П. Ершов использовал мифологический мотив брака с животным:
Коль сумел ты усидеть,
Так тебе мной и владеть…
На исходе же трёх дней
Двух рожу тебе коней.
Особенно интересен в сказке образ Конька-горбунка. В галицких колядках есть упоминание коня, который мог замечать всё, ушами подслушивал, глазами считал звёзды, строил церковь с тремя окнами и с тремя дверьми: первое окно — ясно солнце, второе окно — ясный месяц, третье окно — ясная звезда [10]. Конёк-горбунок — вещий конь, одарённый мудростью и человеческим словом (в отличие от двух других коней). В сказках и былинах, в эпических преданиях индоевропейских народов можно встретить таких коней. Способность помогать Ивану и под землёй роднит Конька-горбунка с морскими или водяными кобылами. В народных сказках добрый молодец, купаясь в горячем молоке таких кобыл, становится юным, могучим и красивым, а враг же его, делая то же самое, погибает.
Связан с солнцем и образ Царь-девицы в сказке.
Девица не простая,
Дочь, вишь, месяцу родная,
Да и солнышко ей брат.
Царь-девица — дочь месяца и сестра солнца, значит, солнце — сын месяца. Такое представление встречается в мифологии многих народов. У славян сестрою солнца называлась заря: «Заря ль, моя Зоринька, Заря, солнцева сестрица!» В русских народных сказках деву Зарю или восходящее Солнце называют Ненаглядной Красотою или царевною — золотой косой, непокрытой красой; она живёт в золотом царстве, на конце света белого — там, где ясное солнышко из моря подымается, сама она плавает по морю в серебряной лодочке, гребя золотым веслом. Похожий образ и в сказке «Конёк-горбунок»: Царь-девица живёт на океане круглый год, когда она приходит на землю, наступает полдень, а с её уходом догорает запад. В южнорусских колядках сохранился такой эпизод: ездил Ивась в терем Солнца и спрашивал, зачем оно три раза в день переменяется? Солнце отвечало: «Есть в море прекрасная Анастасия; когда восхожу я утром, она брызгает на меня водою — я застыжусь и покраснею; в полдень, поднявшись на высоту, я посмотрю на весь божий мир — и мне станет весело». [10]. Так Заря помогает Солнцу омываться в море (древнее мифологическое представление). В «Коньке-горбунке» Месяц по три ночи и дня ходила в тёмном облаке, а Солнце завернулось в мрак ненастный потому, что они грустили по Царь-девице. Интересно, что упоминание о сластях, которые вкушает девица в золотом шатре, имеет мифологическую основу. Вино и мёд — метафорические названия дождя, роса — небесный мёд [5, с. 411]. Царь-девица просит достать со дна океана её перстень. Кольцо, которое приносит Иван благодаря киту со дна океана, символизирует брак Зари (или Весны) с землёй, т.е. добрым молодцем.
Иван в сказке по просьбе Царь-девицы отправляется на небо:
Конёк туда вбежал,
Где (я слышал стороною)
Небо сходится с землёю,
Где крестьянки лён прядут,
Прялки на небо кладут.
Мифологическое представление о солнце, прядущем из себя золотые нити-лучи, связано здесь с небесной прялкой. В тереме на небе по ночам спит солнце, а «полуденной порою Месяц входит для покою».
Вокруг терема сады;
На серебряных там ветках,
В раззолоченных во клетках
Птицы райские живут,
Песни царские поют.
Это описание близко к фольклорному образу вырия, места на краю света, где живёт солнце и где зимуют птицы.
В сказке Ершова встречается и мифическая птица, связанная с солнцем — жар-птица. Прилетают «жары-птицы до зарницы из ручья воды испить» на поляну с необычайной горой из чистого серебра. Боги света в мифах почти всегда наделялись золотыми и серебряными атрибутами. Солнце же по древним представлениям противодействует тьме точно так же, как горящая свеча прогоняет мрак. В сказке Ершова жар-птицы, которые прилетают на поляну до восхода зарницы, приводят за собой солнце, как мифические кони. В описании жар-птиц отмечаются их красные ноги, что напоминает журавля или цаплю. Ещё в Древнем Египте ибис почитался как священная птица, символизировал рассвет (аналогична символика журавля) [13, т. 2, с. 348]. Интересно то, как улетает стая птиц в «Коньке-горбунке»:
Ярким пламенем сверкая,
Встрепенулася вся стая,
Кругом огненным свилась
И за тучи понеслась.
Это образ заходящего за тучи солнца.
С солнцем связана в сказке и рыба-кит. Когда и почему кит получит свободу, знает только солнце, и только у него кит может узнать о своей судьбе. Перстень Царь-девицы со дна океана может достать лишь царь-кит, а Царь-девица есть сама Заря, сестра Солнца. Перстень Царь-девицы кит должен отыскать до зарницы. Во многих русских народных сказках упоминается рыба-кит или гигантская щука, которая тянется через всё широкое море (или небо в народных представлениях) мостом и проглатывает корабли с товарами. А.Н. Афанасьев сравнивал такую рыбу из народных сказок с мифической рыбой-тучей, плывущей по небу-океану, т.к. земля, по свидетельству старинных памятников, покоится на водах всесветного (воздушного) океана, тучи олицетворяются в образе великанских рыб, и отсюда возникло верование, что земля основана на китах-рыбах [4, с. 195]. В «Голубиной книге», отражающей языческие представления славян, говорится так: «На трёх рыбах земля основана. Стоит кит-рыба — не сворохнется; когда ж кит-рыба поворотится, тогда мать-земля восколыбнется, тогда белый свет наш покончится» [8, с. 40].
Читая детям сказку П.П. Ершова, мы знакомим их с нашей многовековой культурой, с древними представлениями о земле и небе, о месте человека в мире.
Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)
Команда Оравские книгочеи
Конёк-горбунок
Изображение
Конёк-горбунок
- Подобрал картинку:Вдовин Евгений
- Разместил:Вдовин Евгений
Этимология
Конёк-горбунок — герой сказки П.П.Ершова «Конёк-горбунок».Герой небольшого роста, имеет два горба, поэтому его и называют коньком-горбунком.
Внешний вид
Конёк-горбунок- волшебный конёк, небольшого роста в три вершка с аршинными ушами и с двумя горбами.
Происхождение
Конёк-горбунок- третий сын белой кобылицы с золотой длинной гривой, которая в обмен на свободу пообещала Ивану родить трёх коней: двух красавцев и небольшого конька с горбами.
Место обитания
Место обитания конька рядом с другом Иваном.
Родственники
- Конёк – дальний «родственник» древнемифологического крылатого коня Пегаса, способного взлететь к Солнцу. У миниатюрного ершовского конька крылья «отпали», но бугры мышц («горбы») сохранились, а с ними и могучая сила, способная доставить Иванушку на небо.
- Единорога и Конька-горбунка роднит то, что их обоих привлекает чистота и непорочность.
- Сивка-Бурка и конёк обладают волшебством, верностью, силой духа.
- Считается, что у конька-горбунка горбы от верблюда (этих животных Ершов видел в детстве в Сибири)
Особенности характера и привычки
Конёк-горбунок — верный друг, придёт на помощь в любую минуту, даст добрый совет, поддержит словом. Очень добрый и весёлый, умный и рассудительный. Умеет летать,быстро бегать, любит плясать вприсядку и выручать из беды своего друга Ивана.
Интересы
Интересуется делами Ивана, всегда поддерживает его, помогает ему.
Друзья
Другом конька является Иван.Они — верные друзья. Иван и конёк-горбунок дополняют друг друга, они одно целое.
Враги
Врагами конька являются враги Ивана: спальник и царь.
Характерные фразы, цитаты
Цитаты из сказки Ершова «Конёк-горбунок»
На земле и под землёй
Он товарищ будет твой:
Он зимой тебя согреет,
Летом холодом обвеет;
В голод хлебом угостит,
В жажду мёдом напоит.
И скорее сам я сгину,
Чем тебя, Иван, покину.
Хочет жать там, где не сеял!
Ладно, ладно! Для дружка и серёжку из ушка!
Велика беда, не спорю;
Но могу помочь я горю.
Оттого беда твоя,
Что не слушался меня.
Но, сказать тебе по дружбе,
Это службишка, не служба;
Служба всё, брат, впереди!
Образ в искусстве
- Сказка П.П. Ершова использовалось как основа для балета. В 1864 году был поставлен балет Ц. Пуни «Конёк-горбунок». В 1958 году -балет Щедрина. В 2007 году была создана симфоническая сказка Э. Вожелина «Конёк-горбунок».
- Мастера художественной росписи используют для своих работ сюжет сказки П.П.Ершова.
Произведения, в которых встречается существо
- Загадки про Конька горбунка
1)Конь ретивый,
Долгогривый.
Скачет полем,
Скачет нивой.
Конь росточком малый,
Но зато удалый.
2)Ростом только в три вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами.
3)Был друг у Ивана
Немного горбатым,
Но сделал счастливым его
И богатым.
4)Скачет лошадь не простая,
Чудо-грива золотая.
По горам парнишку носит,
Да никак его не сбросит.
Есть у лошади сынок —
Удивительный конёк
По прозванью … (Горбунок.)
5)Всё пустяк для Дурака,
не продаст он лишь конька:
хоть ушастый ростом мал,
расторопен и удал!
Всем известен тот конёк.
Как зовётся?… (Горбунок.)
6)В этой сказке восхищает
Золотое пёрышко.
На коньке герой летает,
Доставая солнышко.
В Ней Жар – птица и Конёк
По прозванью — … ! (ГОРБУНОК)
Фильмография
В СССР по сказке были сняты художественный фильм (1941) и мультфильм (1947/1975).
Экранизации:
- фильм-сказка «Конёк-горбунок» 1941 года
- мультфильм «Конёк-горбунок» 1975 года
Похожие существа в мифах других народов, сказках, фантастических произведениях
- Бурятская сказка «Борхон Тулай и его горбатенький сивый конь»
- Индийская сказка «Волшебный конь»
- Карачаевская сказка «Волшебный конь»
Творческая работа
- Инфографика команды Оравские книгочеи
- Создали: Смаилов Ерсаян и Вдовин Евгений
- Загрузил:Вдовин Евгений
Список использованных источников
- Сказка Конёк-горбунок
- Конёк-горбунок
- Сказка П.П. Ершова»Конёк-горбунок»
- Художественное пространство сказки П.П. Ершова»Конёк-горбунок»
- Палех
- Палех
- Городецкая роспись
- Загадки
- Загадки
- Загадки
- Ершов П.П. «Конёк-горбунок» читать онлайн