Главная героиня рассказа «Живые мощи» — едва ли не лучший, не самый поэтический из всех образов «Записок охотника». Автор показал на нем, до какой духовной высоты может подняться простой русский человек вообще. Молодая девушка, крестьянка Лукерья, веселая, живая, бойкая, красавица, невеста, любимая женихом и сама любящая его, внезапно заболела такой болезнью, которая иссушила ее, навсегда при ковала к постели, исключила из числа живых людей. Жених ее погоревал, да и женился на другой. А она проводит целые годы в уединении, неподвижная, одна со своими думами. Но она не пала духом в безотрадном положении, напротив, она дошла до полного просветления, она счастлива, она радуется жизни, всякому ее мелкому проявлению, она рада смерти и ждет ее как блаженства, и не знает и не понимает страха перед ней. Лукерья — олицетворение народного религиозного идеала. Автор неожиданно увидел Лукерью в плетеном сарайчике близ пасеки, где она проводила лето. Вот как он описывает ее наружность: «Голова совершенно высохшая,нос узкий, как лезвие ножа; губ почти не видать, только зубы белеют и глаза … лицо не только не безобразное, даже красивое, но страшное, необычайное. Лукерья не знает себялюбия, зависти, ревности, злобы. Она рада, что ее бывший жених нашел себе добрую жену, «и очень ему, слава Богу, хорошо», говорит она. Она тихо следит за жизнью природы и веселится ею. Она о себе не думает, но о других у нее болит сердце. Когда барин спрашивает ее, не нужно ли ей чего? Она отвечает: «Ничего мне не нужно; всем довольна, слава Богу …». В Лукерье сохранилась обычная любовь русского человека к песне: она поет, слабым, едва слышным, но чистым и верным голосом, всякие песни, которых прежде много знала. «Только вот плясовых не пою. В теперешнем моем звании оно не годится», — говорит она.
Смирение русского человека дошло в Лукерье до высокой степени. Собеседник подивился ее терпению, а она возражает ему: «Эх, барин! Что вы это? Какое такое терпение? Вот Симеона Столпника терпение было точно великое: тридцать лет на столбу простоял … А то вот еще мне сказывал один начетчик … » И она передает поэтическое предание о Жанне Д-Арк, «святой девственнице», как та прогнала агарян из своей родной земли, и потом велела этим агарянам сжечь себя, чтобы «огненной смертью за свой народ помереть». Лукерья религиозна в самом возвышенном и чистом смысле этого слова. Бог ей близок. Она видит таинственные, чудесные, пророческие сны, Христа видит и царство небесное; видит во сне смерть свою в образе большой женщины с глазами желтыми, как у сокола, и светлыми-пресветлыми, она радостно просит смерть взять ее, и та назначает ей время — «после, мол, Петровок». И Лукерья, действительно, умирает после Петровок — она как бы провидела свой конец.
История написания
Впервые «Живые мощи» были напечатаны в 1774 году. Произведение вошло в состав литературного сборника «Складчина», который собрал в себя произведения русских писателей в пользу голодающих Самарской губернии. Рассказу Тургенев дал подзаголовок — «отрывок из „Записок охотника“».
Произведению присущи автобиографические черты. Они выражаются в особенностях рассказа:
- События разворачиваются в Алексеевке. Там располагалось одно из имений матери Ивана Сергеевича.
- Прототипом главной героини стала девушка Клавдия, с которой автор встречался в первой половине 40-х годов.
- Образ девушки по имени Евпраксия, с которой автор был близок в 17-летнем возрасте, он также взял во внимание для создания Лукерьи. В юные годы она была живой и жизнерадостной личностью, но затем болезнь навсегда приковала девушку к постели и заставила ее усыхать. Именно она и напомнила автору живые мощи.
Жанр и основная идея
Основная тема — отношение человека к собственным страданиям и мукам других людей.
Ключевая идея рассказа — показать долготерпение, характер и силу духа русского народа.
Проводя анализ «Живые мощи» Тургенева, следует отметить, что произведение относится к реализму. Автор правдоподобно и без прикрас описал тщетность жизни Лукерьи и ее отношение к себе и окружающим.
По жанру это рассказ, в котором отразилась психология человека, терпеливо переносящего свои физические страдания.
Композиция рассказа
Как эпиграф к произведению Иван Сергеевич взял цитату Тютчева, что русскому народу свойственно долготерпение.
В «Живых мощах» присутствует рамка. В ней рассказывается, что барин на хутор попал случайно. Виной тому стал дождь, что помешал его планам охотиться. Основная часть же отводится на диалог c Лукерьей. В ней присутствует ретроспектива о ее прошлом. Заканчивается все кратким изложением о ее скорой кончине.
Характеристика героев
Главные герои «Живых мощей» Тургенева — Лукерья и Барин. Последний совершенно случайным образом оказался в доме женщины. Он выступает и в роли рассказчика, и в роли персонажа.
Судьба Лукерьи
Лукерья — это женщина двадцати девяти лет. Последние 6 лет она болеет. За эти годы она превратилась из высокой полной белокожей красавицы и хохотуньи в мумию.
Лукерья спокойно относится к выпавшим на ее испытаниям судьбы. Ее голос тверд и не жалок. Рассказчик не слышал, чтобы она была чем-то недовольна. Даже, наоборот, девушка все еще способна сопереживать и сочувствовать другим, тем кому хуже. Таковыми она считает:
- людей, у которых нет родного дома;
- потерявших зрение;
- неспособных говорить;
- утративших слух;
- не умеющих распознавать запахи.
В то же время она искренне радуется за своего бывшего жениха. Василий Поляков любил ее, но нашел в себе силы жениться на доброй женщине по имени Аграфена.
Женщина по-настоящему благодарна всем тем, кто за ней ходит — это добрые люди. Но Лукерья уже не ждет помощи, она не верит, что ей можно помочь. Больше всего барина поражает, что женщина даже рада своему положению. Ведь будучи прикованной к кровати, она не имеет соблазна и возможности грешить. Лукерья принимает себя как часть природы и все такого же члена своего хутора. Она больше не способна ходить на исповедь, но вместо этого к ней приходит домой священник и женщина замаливает грехи.
Философия Лукерьи поражает. Женщина старается никого нигде не обременить своим существованием. И даже Богу много не молится, чтобы не наскучить. Ее положение приближает ее к святым. Эта мысль барина отражается в названии. Внешне женщина походит на нынешних святых. Как многие из них она мучается, и ее физическая боль порой сильна настолько, что она не может заснуть. Лукерья даже книги больше не читает. Не потому, что не умеет, а оттого, что не способна удержать их в своих руках.
Все что ей остается, это молиться. Так ее жизнь походит на настоящую жизнь христианки.
Лукерья даже продолжает приносить пользу. Женщина учит девочку-сироту, которая ходит к ней, петь как она. Она знает множество песен и когда-то даже пыталась заниматься их сочинением.
Единственное, о чем попросила Лукерья, она просила не для себя. Женщина хотела, чтобы барыня уменьшила оброк для крестьян. Жалеет больная в своей жизни лишь, что пришлось обрезать длинные косы.
Когда рассказчик прямо говорит ей, как восхищается ее терпеньем, она говорит, что не вровень подвигам других более сильных людей. И вспоминает о смелости Жанны д’Арк и Симеона Столпника. Женщина, несмотря на свои страдания, ни о чем не жалеет. И просит не о себе.
Образ Барина
О рассказчике Тургенев говорил мало, и не дал его образу детальную характеристику.
При первой встрече, увидев Лукерью, барин испытал ужас. Но постепенно это чувство сменилось жалостью к женщине. Барин называл ее несчастной и полумертвой. Он не лишен сострадания и сочувствия, а потому предлагал отвезти Лукерью в больницу. Он хочет это сделать, как ему кажется, для ее же пользы, но больная отказывается.
И единственное, чем барин может помочь больной, это достать для нее лекарство от бессонницы.
Когда они распрощались, рассказчик, прежде чем отправиться на охоту, говорил с хуторским десятским о Лукерье. Тот сообщил, что прозвали ее в деревне «Живые мощи», ведь хоть она и не умерла, но не слышно от нее ничего. Сама ничего не просит, но за все благодарна.
Уникальность стиля
В рассказе Тургенев описал Лукерью поэтично и красиво. Те вещи, что обычно вызывают страх и отвращение, выглядят прекрасно и почти божественно. Ее окаменелое лицо, холодные руки и бедный, когда-то поющий голос — все это автор описал так, словно она произведение искусства или ценная древняя статуя.
В ее образе присутствует неуловимое окостенение, окаменение, так что рядом застывает и рассказчик. Неподвижность их образов играет контрастом на фоне движения жизни вокруг.
Сны больной имеют особую смысловую и образную роль в произведении. Первый сон, в котором она услышала призыв, стал началом болезни. А последний, в котором сама Смерть говорит, что скоро заберет ее, становится причиной ее кончины. Можно смело предположить, что и другие сны Лукерьи были вещими, и те, где ее забирает Небесное Царство, и где родители благодарят за молитвы.
Лукерья героиня тургеневской повести «Живые Мощи» из сборника «Записки охотника» – образ, знакомый нам еще из жизни древней Руси. Веселая красавица-хохотунья, она вдруг занемогла неисцелимою болезнью – лишилась ног, иссохла и обратилась в «живые мощи». Но чем слабее делалась её плоть, тем сильнее вырастал её дух, – тем более возвышался он и очищался. На себе Лукерья невольно явила то, к чему настойчиво стремились аскеты древней Руси: убивая свою плоть, они очищали и высветляли свой дух и этим приближали его к Богу.
Как в Калиныче и особенно в Касьяне с Красивой Мечи, в Лукерье – нет желания вмешаться в суетливую «борьбу за существование». Калиныч и Касьян, по природе своей, чужды были этих интересов, – Лукерья победила их силою своей души, освобожденной от гнета плоти. Она выработала в себе силу терпения, сумела победить всякий эгоизм, и бескорыстной любовью ко всему, особенно к Богу и природе, преисполнилась её светлая душа. Вся – страдание, она умеет сочувствовать страданию других.
Религиозная, она воспиталась на чтении житий святых, оттуда почерпает силы для перенесения своей тяжелой доли; поэтому на Бога она не ропщет: «нет, что Бога гневить? – многим хуже моего бывает», – говорит она. Для себя она ничего не просит и у барина своего хлопочет за других. Никому она не завидует, в её душе нет и злобы, нет и греха: «от меня сам грех отошел!» – говорит она.
И, очищенная страданьями, она далека душой от суетных интересов земли и живет уже в другом, лучшем мире, – видит чудесные сны, когда беседует с самим Богом… Древнерусские жития полны таких чистых и возвышенных образов и таких видений (например «Житие св. Андрея Юродивого», «Житие Юлиании Лазаревской»). Таким образом, Тургеневу в образе Касьяна и Лукерьи, как Некрасову в его «Власе», – удалось изобразить живые отражения идеалов и поэтических настроений древней Руси, поскольку они выразились в житиях, апокрифах, легендах и духовных стихах и сохранились в русском простонародье до XIX ст.
Нельзя не отметить также того, что к природе относится Лукерья любовно, – не только понимает её красоту, но любит самую жизнь, любит цветы за их благовоние, жужжащих пчел – за их суетливую жизнь, голубя, «курочку-наседочку», чадолюбивых ласточек, крота, упорно работающего под землей, зайца, забежавшего к ней в сарай… В этой любви ко всему сказывается особая широта её души…
- Сочинения
- По литературе
- Тургенев
- Анализ рассказа Живые мощи
Анализ рассказа Живые мощи Тургенева
Рассказ «Живые мощи» был написан не позднее 1852 года, но в первое издание «Записок охотника» не вошел. Впервые произведение увидело свет в литературном сборнике под названием «Складчина», состоящим из трудов русских литераторов. Подзаголовок к рассказу гласил – «Отрывок из ”Записок охотника”».
Эпиграфом к произведению автор выбрал цитату из стихотворения Ф. И. Тютчева «Эти бедные селения». Поэт называет родной край – краем долготерпения, что перекликается с основной идеей произведения Тургенева. Образ народа, выраженный в образе смиренной страдалицы Лукерьи и есть символ покорности Божьей воли и духовного просветления.
Иван Сергеевич Тургенев включил в рассказ элементы автобиографии. Прообразом главной героини стали две женщины – одну из них, болеющую страшной болезнью звали Клавдия. Другая же – Евпраксия, была тайной любовью шестнадцатилетнего Тургенева.
Жанр произведения – реалистический рассказ, с элементами автобиографии самого писателя. Автор изображает происходящее без прикрас, так, как все могло быть на самом деле.
По сюжету рассказа, главный герой – барин-рассказчик, после неудавшейся из-за плохой погоды охоты заезжает на хутор своей матери. Гуляя по старому саду, он заметил странную женщину, больше похожу на мумию. К своему удивлению он узнал в ней Лукерью – первую красавицу, хохотушку и певунью, которую знал еще ребенком. Будучи подростком, он даже был в нее влюблен. Лукерья рассказала ему, как уже собиралась выйти замуж, но однажды упала с лестницы и тяжело заболела. С тех пор Лукерье становилось все хуже, и никто не мог ее вылечить. Жених бросил ее и женился на другой. Однако Лукерья не стала горевать и приняла свою долю. Работать она больше не могла и ее поселили на дальнем хуторе, где она проводила целый день без движения. Лукерья не жаловалась, ее единственным развлечением стало наблюдение за окружающим миром и редкое общение с людьми. Героине снились сны о смерти и вскоре, она, как и предполагала – умерла.
Основной темой произведения стал тема терпения и стойкости русского народа. Тема четко отражена в эпиграфе, предваряющем рассказ.
Главные герои рассказа Тургенева, это Лукерья и барин Петр Петрович. Лукерья – женщина двадцати девяти лет, которая уже шесть лет не встает с кровати из-за болезни. Раньше Лукерья была высокой, белолицей красавицей. Теперь, она была похожа на высохший лик иконы с бронзовой кожей. У Лукерьи характер настоящей праведницы, за что ее прозвали «живые мощи». Девушка смирилась с судьбой, и рада, что не может теперь грешить. Лукерья даже жалеет людей, которым гораздо хуже, чем ей.
Барин, он же рассказчик Петр Петрович, вначале был напуган видом несчастной Лукерьи, но позже, проникся жалостью к ней. Личность барина раскрывается как образ сострадательного человека. Ко всему прочему барин умел замечать все тонкости красоты природы.
Композиция рассказа рамочная. Повествование построено так, что рассказ Лукерьи о своей жизни заключен в рамки событий, происходящих на фоне.
Вариант 2
Пример бесконечного терпения, страдания и принятия божьей воли И.С.Тургенев показал в своём рассказе «Живые мощи». В образе главной героини Лукерьи автор отразил характер, силу духа и отношение к жизни русского народа.
Герой произведения после неудачной охоты в дождливый день, заезжает переночевать на хутор Алексеевка, который принадлежал его матушке. Прогуливаясь по знакомым местам и любуясь красотой природы, он доходит до пасеки, рядом с которой стоял небольшой сарайчик. Здесь он и встречается с главной героиней. Весь рассказ это описание разговора Петра Петровича и Лукерьи.
Лукерья, двадцати девятилетняя женщина, напоминает по внешнему виду скорее мумию, чем человека. Она вот уже многие годы прикована к кровати. Примерно семь или восемь лет назад, она и сама точно не помнит, с ней случилась беда, он по непонятной причине оступилась и упала. С тех пор физические силы её стали слабеть, а затем и вовсе покинули, внутри постоянно что-то болезненно ноет, движения женщины ограничены, так как доставляют тяжесть и боль. Многие врачи и бабки-знахарки пытались её лечить, но ничего не помогает, так как никто не может установить причину и определить болезнь. Так Лукерья осталась один на один со своей бедой. Она сильно похудела, обессилела, превратилась в старуху и всё время лежит. На хуторе её стали называть живые мощи. А ведь была когда-то она первая красавица на деревне, резвая, бодрая, певунья и плясунья, собиралась выходить замуж, но всё оборвалось в один миг.
Но как мы видим из текста, Лукерья не испытывает к себе жалости и сострадания. Она с благодарностью принимает то положение, в котором находится, старается найти хотя бы что-то хорошее в своей жизни. Женщина признательна всем тем, кто к ней заходит даже изредка, кто ухаживает за ней. Находясь прикованной к постели, она радуется тому, что Господь избавил её от грехов. Так как в таком состоянии, как говорил женщине священник, даже грехи от тебя отвернулись. Лукерья считает, что её болезнь это расплата за её грехи и грехи других людей. Героиня уверена, что она избавляет человечество от мук. Женщина всей душой радуется за бывшего своего жениха, который отказался от неё во время болезни и женился на другой женщине.
Больше всего Лукерья волнуется и переживает за обычных крестьян, потому что они очень бедные, у них мало земли. Она просит Петра Петровича, чтобы он поспособствовал в улучшении их условий жизни. Ещё женщине очень совестно перед своим собеседником за свою длинную и красивую косу, которою она отрезала из-за невозможности ухаживать за волосами. С каким восторгом и искренностью Лукерья рассказывает о красоте природы, которую она отдельными фрагментами видит, но больше всего слышит. Забежавший случайно зайчик, залетевшая ласточка, принесённые полевые цветы, всё это вызывает у женщины целую бурю эмоций и придаёт ей физические, моральные силы и желание жить, даже в таком состоянии.
Автор показал нам сильную духом русскую женщину, которая, несмотря на тяжесть судьбы, сумела мужественно нести эту ношу до конца своих дней.
Анализ рассказа Живые мощи
Несколько интересных сочинений
- Сочинение на тему За что я люблю лето
Лето – чудесная пора. Я всегда с нетерпением жду это время года, так как летом тепло, можно дольше гулять, ведь темнеет позже. Я люблю лето за то, что в это время года я весело провожу время: играю с друзьями, езжу с семьей купаться на море и отдыхать
- Тема судьбы в творчестве Пушкина (в произведениях, в лирике)
Александр Сергеевич Пушкин, написал множество произведений, которые известны разному поколению людей, от детей до стариков. Многие в детстве читали его красивые сказки о золотом петушке, о царе «Салтане», о рыбаке и золотой рыбке.
- Сочинение по картине Шишкина Перед грозой 5 класс описание
На этой картине изображён небольшой луг и пруд, а также небольшой лесок. Глядя на картину, становится сразу понятно, что вот-вот начнётся гроза и дождь.
- Характеристика и образ Варенуха в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение
Некоторые герои имеют непростое происхождение. Одним из таких героев является Варенуха Иван Савельевич. Варенуха относится к второстепенным героям эпопеи «Мастер и Маргарита».
- Образ и характеристика Константина Левина в романе Анна Каренина Толстого сочинение
Константин Дмитриевич Левин — один из важных персонажей из романа Л.Н. Толстого Анна Каренина.