- Сочинения
- По литературе
- Горький
- Образ и характеристика Макара Чудры
Образ и характеристика Макара Чудры в рассказе Макар Чудра Горького сочинение
Макар Чудра является главным персонажем из одноименного рассказа М. Горького. Старый цыган — это олицетворение всего свободолюбивого цыганского народа, гордый и сильный человек. У него богатырское телосложение, напоминающее старый, но могучий и крепкий дуб. Ему 58 лет, но он все также любит волю и свободную жизнь, бродя со своим табором, не задерживаясь долго на одном месте.
В этом произведении старый цыган делится своими философскими рассуждениями о жизни. Он говорит о том, что не стоит жить на одном месте, а всю жизнь надо бродить по земле и смотреть, насмотревшись вдоволь, можно и умирать. Ему не нужны другие люди. Макар Чудра уверен, что каждый человек должен жить сам по себе и для себя. Он рассказывает, что человек не может быть учителем для другого, пока сам не проживет жизнь, и не наберется житейской мудрости. Старый цыган всю жизнь ходил по земле, многое видел, и многое узнал. Он считает, что свобода и воля – это главное в жизни человека. Ему близки и понятны шум морского прибоя, вольный и свежий ветер бескрайних степей. А тот, кто всю жизнь трудится на земле, отдавая ей все свое здоровье и силы, тот просто раб, рабом рождается, и рабом умирает.
Макар Чудра рассказывает своему случайному собеседнику легенду о великой цыганской любви Лойко Зобара и Радды. С огромной гордостью и любовью, Макар описывает бесстрашного и смелого цыгана Зобара, который являлся гордостью всего цыганского народа. Он говорит о Зобаре, как о мудром и грамотном товарище, талантливом музыканте и певце. В его рассказе, Лойко человек, от которого исходит человеческое тепло, в его присутствии и окружающие становятся добрее и лучше. Не меньше Макар Чудра говорит и о гордой красавице цыганке Радде. Эта свободолюбивая цыганка всех покоряла своей неземной красотой и непокорным характером.
В персонажах Лойко и Радды воплотился образ самого Макара Чудры, для которого идеалом является гордый и независимый человек, чуждый бытовым жизненным проблемам. История любви Зобара и Радды близка и понятна старому цыгану, для него в ней нет ничего необычного, и смерть двух любящих людей соответствуют всей философии его жизни.
Гордый Лойко Зобар и красавица Радда, оба они испытывали сильную любовь друг к другу, но еще больше по душе им была воля и свобода. Гордость этих выдающихся персонажей не позволила им пойти на уступки, и они приняли смерть как нечто само собой разумеющееся.
Макар Чудра – это один из героев, принявший такое решение.
Сочинение Макар Чудра
Макар Чудра старый, свободолюбивый, гордый цыган, рассказчик историй про настоящую вольную цыганскую жизнь и главный герой одноимённого рассказа Максима Горького. Выступает олицетворением всего любящего волю больше жизни цыганского народа. Макар прожил не малую жизнь в 58 лет, имеет дочь Нонку. Несмотря на скитальческий образ жизни цыган, достойно выглядит, и собеседник приводит в сравнение с ним древний, могучий дуб.
Чудра бродит по всему миру, наслаждаясь свободой, и не задерживается долго на одном месте. Своим девизом он считает то, что не стоит сидеть на одном месте, необходимо бродить по всему миру и смотреть. И только, когда всего насмотришься, можно лечь и готовиться к смерти. Со своим собеседником Макар делится мыслями по поводу людей называя их странными из-за того, что они живут толпами, несмотря на то, что вокруг полно места и работают люди отдавая по капле свои силы в землю, а потом умирают не успевая выкопать себе могилки. По его мнению человек не может быть учителем для другого пока сам не наберётся высшей житейской мудрости.
Сам Макар утверждал, что уже везде побывать успел не оставаясь нигде надолго. Как-то раз он даже сидел в заключении и думал лишить себя жизни из-за отсутствия свободы.
Своему собеседнику Чудра так же поведал трагическую историю про удалую пару цыган своенравную красавицу Радду и любимого всеми Лойко Зобара, которые любя друг друга не смогли лишиться личной свободы и предпочли независимую и гордую смерть. С восхищением и гордостью за весь свой цыганский народ описывал Макар отважного цыгана Лойко. Рассказывая о нём, Макар характеризует Зобара как наделённого великой мудростью и бесстрашием товарище, также талантливом музыканте. Не меньше он употребляет хвалебных эпитетов и в отношении Радды. Эта цыганка способна была любого покорить своей красотой, но её гордость и свободолюбие никому не оставляли шанса завоевать её любовь.
В паре этих настоящих цыган нашел отражение и образ самого Макара Чудры, который считал своим идеалом гордого и независимого человека, не обременённого бытовыми заботами. Только смерти подвластно лишить человека свободы, такова философия Макара.
Образ и характеристика Макара Чудры
Несколько интересных сочинений
- Сочинение по картине Сатарова Лесная прохлада 8 класс
«Лесная прохлада» — очень красивая, светлая картина. В ней, действительно, есть свежесть, энергия… Мы видим ручей, источник сил. Вокруг него – густой лес. На картине много солнца
- Сочинение Ценность человеческой жизни
Каждый человек проживающей на планете земля по-разному ценит свою жизнь, или жизни окружающих его людей. Для кого-то нет нечего важнее материальных благ, комфортного существования, кто-то не представляет себя без своей семьи
- Пейзаж и его роль в рассказе Бежин луг Тургенева 6 класс сочинение описание природы
Рассказы Тургенева всегда пестрят красочным описанием природы, особенно в цикле «Записки охотника». Автор искусно расписывает пейзажи, в самых мельчайших подробностях. Когда читаешь произведения Ивана Сергеевича, то полностью погружаешься в атмосферу
- Образ и характеристика Ларисы Огудаловой в пьесе Бесприданнице Островского сочинение
В мире, где не любят и все эгоистичны, отзывчивая и чувствительная Лариса вначале ощущает себя неуютно. Отчетливо видно, как в самом начале, сидя на берегу, она любуется на Волгу
- Сочинение на тему 1 день первобытного (древнего) человека
Жизнь в древнем мире требует сноровки силы и выносливости. Все необходимо добывать нелегким и изнурительным трудом. День начиняется с подготовки инструментов к охоте
- Сочинения
- По литературе
- Горький
- Образ и характеристика Макара Чудры
Характеристика и образ Макара Чудры в произведении Макар Чудра Горького сочинение
В жизни каждого человека наступает момент, когда он осознаёт понимание и важность свободы. Для каждого слово «свобода» означает что-то своё, но каждый, испытывая её, счастлив. Так же и Макар Чудра, герой одноименного произведения Горького, видит смысл своей жизни в свободе.
Прежде всего Макар Чудра – это пожилой цыган пятидесяти восьми лет, который хорошо сохранился, автор сравнивает его со старым, но крепким дубом. Философия жизни Макара заключается в том, что нельзя на земле задерживаться на одном месте, всё время нужно менять города, страны и континенты. Он говорит, что так же, как ночь всё время гонится за днём, а день за ночью, должен гнаться человек из одного места в другое, чтобы чувствовать себя свободным. По словам самого Макара, он объездил весь мир и однажды даже чуть не покончил с собой, когда находился в тюрьме, где был ограничен в свободе передвижения, что было так важно для него. И когда человек повидает всё, что только можно, тогда и можно ложиться умирать.
Не понимает Макар и людей, которые забиваются в кучи, в города, хотя во всём мире ещё необъятное количество места. Для него люди – это букашки, которые не понимают истинного пути человека, которые не ценят свободу, которые живут ради того, чтобы работать. Он находит людей рабами, прикованными к земле, говорит о том, что люди всю жизнь горбатятся, гробят своё здоровье, а в итоге не успевают даже себе могилку вырыть прежде, чем умереть.
Рассказ Макара о Радде и Зобаре – это, как мне кажется, для Макара образец для подражания всякому человеку. Он так же, как и они, считает, что лучше погибнуть физически, чем сковать себя любовью, ведь любовь именно сковывает, отбирает свободу и пленит человека. А превыше всего у Макара как раз и стоит свобода. Действия персонажей своего рассказа он одобряет и не видит в них ничего предосудительного, он даже в какой-то мере восхищается ими и не понимает, как можно иначе смотреть на мир, кроме как так, как смотрят они.
Подытоживая, можно сказать, что Макар Чудра – это своеобразный персонаж, несущий в себе много того, что противопоставляется сложившемся нормам мира. Он заставляет читателя взглянуть на привычные вещи, как на что-то новое: на землю — как истощающий жизнь колодец, на работу – как на рабство, на жильё – как на тюрьму. Это действительно во многом переворачивает сознание, но я не спешу слепо следовать тому, о чём говорит Макар. Я думаю, что его философия имеет право на жизнь, но увлекаться ей не стоит. Истина где-то посередине между устоявшимся и тем, что несёт в себе Макар.
Также читают:
Картинка к сочинению Образ и характеристика Макара Чудры
Популярные сегодня темы
- Сочинение Встреча Гринева с Зуриным
Первое пересечение данных персонажей оставило воспоминание не из лучших
- Уместна ли жестокость на войне? Итоговое сочинение
Жестокость – это качество, которое противопоставляется доброте, ласке. Там, где жестокость, там нет мира, есть лишь оскорбления, опасность для жизни человека или других живых существ, грубость
- Анализ рассказа Без языка Короленко
Рассказ «Без языка» написан русским писателем Владимиром Галактионовичем Короленко. Анализ данного произведения приведен в этой статье.
- Сравнительная характеристика Базарова и Кирсанова сочинение и таблица
Главным представителем шестидесятников, детей, является Евгений Базаров. Он разночинец, не имеет полного образования и работает лекарем, как и отец. Своим отрицанием всего нематериального он пытается прикрыть свою духовную бедность.
- Критика о рассказе Антоновские яблоки Бунина
Произведение относится к раннему творчеству писателя и по жанровой направленности представляет собой рассказ, изложенный в нескольких частях в виде авторского монолога, имеющего признаки художественного очерка
Уважаемые читатели Литероведа, предлагаем вам сочинение на тему «Образ Макара Чудры в одноименном рассказе Максима Горького «Макар Чудра», в котором раскроем образ одного из главных героев произведения.
Максим Горький – известный русский писатель, прозаик и драматург, внесший огромный вклад в сокровищницу русской литературы, подаривший миру не только гениальные произведения, которые учат добру и милосердию, воспевают свободу и правду, побуждают бороться с рабством и несправедливостью, описывают «свинцовые мерзости жизни», но ярких, интересных, уникальных героев: Данко, Лойко Зобара, Челкаша, Радду, Ниловну, Ларру, Сокола, Буревестника, Цыганка, Фому Гордеева, Емельяна Пиляя и многих других.
Среди интересных персонажей Горького достойное место занимает Макар Чудра – герой одноименного рассказа писателя. «Макар Чудра» был написан в 1892 году и стал первым произведением Максима Горького, не только открывшим романтический период творчества писателя, но и положившим начало его литературному пути. Главный герой рассказа – старый цыган, кочующий с табором по широким просторам юга России. У него есть дочь – красавица и певунья Нонка, видимо, когда-то была и жена, о которой он не любит вспоминать. Во время остановок герой сторожил табун лошадей, в это время однажды и познакомился с ним рассказчик. Лицо у Макара Чудры было старое, казавшееся от загара совсем черным, отчего седые усы отчетливо выделялись на фоне загорелой кожи. В свои пятьдесят восемь лет он был сильным и крепким, казался похожим на старый могучий дуб, обожженный молнией, но даже после удара стихии оставшийся мощным, крепким и гордым своей непокоренной силой. Героя не пугали ни сильный ветер, ни холод: во время разговора с автором он лежит в красивой, сильной позе. Чекмень у него распахнут, однако Макар Чудра даже не пытается закрыть свою грудь от резких порывов ветра, будто совсем не замечает его.
Больше всего на свете герой, как все цыгане, любит свободу, волю, простор. О себе он рассказывает, что однажды он сидел в тюрьме, и до такой степени ему там было тоскливо, что чуть даже не удавился своим поясом. Герой не любит сидеть на одном месте, его больше привлекает кочевая жизнь, поэтому за свои пятьдесят восемь лет он побывал во многих местах, но нигде не задерживался надолго. Во время странствий цыган получил богатый жизненный опыт, знания, мудрость. Если записать на бумаге, сколько Макар Чудра видел за свою жизнь, то не хватит для этой бумаги даже тысячи торб.
Он человек, умеющий думать, наблюдать, философствовать. Своими философскими мыслями о человеке, его предназначении на земле он делится с собеседником. Макар Чудра осуждает людей, называет их странными за то, что они живут кучей, давя друг друга, несмотря на то, что на земле много места. Герой не понимает, зачем человек так много работает, сеет, пашет, отдает по капле все свои силы земле, а потом умирает таким же дураком, каким и родился, не успев даже выкопать себе могилы. Эту привязанность к одному месту Макар Чудра считает настоящим рабством. Человек сам делает себя рабом, привязываясь к определенному уголку, к дому. Такая жизнь не по нему. Обосновавшись на одном месте, невозможно понять ни степную ширь, ни говор морской волны, ни вольную волю. Выбор своего собеседника — путешествовать по свету, встречаться с новыми людьми — Макар одобряет, так и говорит ему, что тот выбрал «славную долю». Нужно ходить и смотреть, а когда насмотришься, тогда можно умирать. Он убеждает собеседника, что каждый сам себе жизнь, один человек может спокойно прожить без другого, так как всякий знает, что ему больше нужно и зачем, поэтому никто не может научить другого человека быть счастливым. Счастье индивидуально. Макар Чудра рассказывает о беседе с одним строгим человеком из русских, который учил жить не так, как хочется, а по Божьему слову. Этот же человек учил покоряться Богу и утверждал, что если попросить у Всевышнего, то он даст все, что просишь. Посмеялся цыган над этими словами «строгого русского человека», так как тот сам был в лохмотьях, и когда Макар Чудра посоветовал ему попросить у Бога другую одежду, тот рассердился и прогнал героя, хотя до этого учил любить людей и прощать их. Все эти мысли, утверждения, выводы выдают в Макаре Чудре человека, постигшего важные истины, мудрого, гордого, анализирующего. Он понял назначение человека на земле, смысл жизни, скрытый от многих.
Макар Чудра поучает своего собеседника избегать любви и женщин, так как это чувство парализует волю человека, забирает всю душу до остатка, лишает свободы, возможности трезво думать, рассуждать. В подтверждение своей правоты он рассказывает трагическую историю о смелом, красивом и гордом цыгане Лойко Зобаре и красавице Радде.
Молодая цыганка жила в таборе, с которым кочевал Макар Чудра. Девушка была не только исключительной красоты, но независимой, гордой, высокомерной натурой. Многих юношей и мужчин погубила она. Многие богачи готовы были пожертвовать всеми своими богатствами ради возможности обладать ею. Однако Радда отвергала материальные блага, поэтому отказывала всем женихам, не желая терять свою свободу, которую считала самым главным богатством. Она называла себя гордой орлицей, которая не может жить в одном гнезде с вороном.
Лойко Зобар был под стать Радде: смелый, отважный, гордый, он безгранично любил волю. Удалой цыган разбил не одно девичье сердце, но ни одна из тех девушек не смогла покорить его гордую, свободолюбивую душу. Больше всего на свете Лойко Зобар любил лошадей, и если какая-то понравится ему, то даже целая рота не могла спасти эту лошадь: через некоторое время молодой цыган гарцевал на ней. Но быстро надоедали ему и самые пылкие красавицы, и хорошие кони, а деньги, богатства не представляли для него никакой ценности. Если кому-то нужно было бы его сердце, молодой цыган вырвал бы его из своей груди и отдал, настолько щедр он был. Для Макара Чудры герой является идеалом человека: он свободолюбив, щедр, мудр и талантлив. От Лойко Зобара исходит особая душевная теплота, поэтому рядом с ним любой человек становился лучше и добрее.
И эти два гордых, красивых человека, больше всего на свете дороживших своей свободой, волей, полюбили друг друга, но не смогли соединить свои сердца и жизни. Ни красавица Радда, ни удалой Лойко Зобар не хотели уступать друг другу и терять свою свободу. Молодой цыган, попросивший руки Радды у ее отца, потребовал от будущей жены беспрекословно подчиняться мужу, быть послушной и покладистой. В ответ на это девушка, громко рассмеявшись, сбила Лойко Зобара с ног ременным кнутом, и тот ушел, прихрамывая.
Радда же предложила своему возлюбленному совершить обряд, который проводили в старину черногорцы: жених на глазах у всех низко кланяется невесте и целует ее правую руку, что указывает на право первенства.
Каждый из влюбленных старался занять главенствующее положение, пытаясь заставить другого поступиться своими жизненными принципами, отказаться от личной свободы и независимости. Молодые люди настолько были ослеплены гордыней, что даже не пытались найти в отношениях компромисс, который удовлетворил бы их обоих, поэтому единственным решением из этой ситуации они видели смерть. Всю ночь не спал, обдумывал слова Радды Лойко Зобар, а наутро пришел в табор и на глазах у всех убил гордую красавицу. Удалой цыган не мог вырвать из своего сердца любовь к ней, но и покориться девушке, потерять свободу он тоже не мог. Убив Радду, Лойко Зобар принял смерть от рук отца цыганки, старого который отомстил юноше за смерть дочери.
Рассказанная Макаром Чудрой легенда, восхищение старого цыгана смелостью, свободолюбием героев, как нельзя лучше характеризует его. Читателю становится понятно, что для старого цыгана свобода – наивысшая ценность, а Лойко Зобар и Радда – это идеалы свободолюбия, которыми герой восхищается. Даже такое яркое, безграничное, всепоглощающее чувство, как любовь, которую герои испытывали, они считали цепью, сковывающей их свободу, лишающей их воли.
В изображении Максима Горького Макар Чудра – романтик, мечтатель, философ, тонко чувствующий красоту окружающего мира. Он близок по своему духу, внутреннему миру к героям рассказанной им легенды. В его образе воплощаются и духовный порыв, и жажда красоты, познания. Макар Чудра – одаренный вольнолюбец, который склонен размышлять и о своей судьбе, и о судьбе других, таких же, как он, людей. Для него, беспокойного и задумавшегося, чуждо стяжательство, мещанское самодовольство, стремление к покою. Это один из самых интересных героев в творчестве классика русской литературы.
Рассказ «Макар Чудра» (1892 г.) — дебют Алексея Пешкова в литературе и первое произведение, опубликованное под псевдонимом Максим Горький. В этой и ряде последующих работ писатель проявил себя как неоромантик. Характеристика главных героев «Макар Чудра» позволит понять загадочность и обособленность цыганского народа, непохожесть их мира на привычную обитель русского человека.
Оглавление:
- Макар Чудра
- Описание Зобара
- Анализ образа Радды
- Солдат Данило
- Эпизодические персонажи
- Рассказчик — особое действующее лицо
- Роль произведения в современном мире
Рассказ «Макар Чудра» (1892 г.) — дебют Алексея Пешкова в литературе и первое произведение, опубликованное под псевдонимом Максим Горький. В этой и ряде последующих работ писатель проявил себя как неоромантик. Характеристика главных героев «Макар Чудра» позволит понять загадочность и обособленность цыганского народа, непохожесть их мира на привычную обитель русского человека.
Макар Чудра
Стоит сразу отметить, что при произношении фамилии этого персонажа, ударение ставится на последний слог, на букву А. Теперь о самом герое: он является проводником в цыганский мир.
Внешнее описание говорит, что мужчина крепкий, сильный (автор сравнивает его с мощным старым дубом). 58-летний цыган во многих местах побывал, имеет философию вечного странника. «Ходи и смотри, — советует он рассказчику, — насмотрелся, ляг и умирай — вот и все!».
Макар считает оседлых людей рабами и презирает их. По его мнению, такой человек ничего в жизни не видит, кроме своего поля, «и умирает, как родился, — дураком». Несмотря на то что герой живет в таборе, у него есть дочь, он внутренне одинок и убежден, что каждый человек обречен на такую участь. «Разве ты думаешь, что ты кому-то нужен? — говорит он рассказчику. — Ты не хлеб, не палка, и не нужно тебя никому».
Отстраненность от людей у Макара компенсируется общением с природой.
Ему понятна ширь степей, а голос морской волны веселит сердце, и пожилой цыган с долей презрения и жалости отмечает, что оседлым «рабам» это неведомо. Макар не терпит:
- лжи;
- лицемерия;
- фальши.
Он с возмущением отзывается о некоем проповеднике, чьи действия шли вразрез с содержанием учений. Есть основания полагать, что у Макара когда-то давно случилась драма, связанная с женщиной, по-видимому, с матерью его дочери.
Из-за этого у него сформировалось пренебрежительное отношение к противоположному полу. Вот почему он советует своему молодому собеседнику остерегаться девок, которые, по его словам, «лгут всегда». Для этого он и рассказывает легенду о роковой любви.
В своем повествовании пожилой цыган восхищается Зобаром, а к Радде относится с неприязнью: «Девка как ни хороша, да у ней душа узка и мелка», — хотя иногда восхищается ею. Видимо, он и сам пережил нечто подобное, но в отличие от героев своего рассказа нашел для себя выход: отрешился от бурных страстей, сумел прийти к гармонии с природой и самим собой, сохранив внутреннюю свободу.
Описание Зобара
Для Макара этот персонаж чуть ли не божество, идеал цыгана и мужчины.
Вот каковы основные черты героя:
- Почти нечеловеческая красота: «очи, как ясные звезды, горят, а улыбка — целое солнце», «стоит весь, как в крови, в огне костра и зубами сверкает, смеясь».
- Мощный ум и безграничный кругозор: «мудр, как старик, и сведущ во всем».
- Способность подчинять людей и внушать любовь к себе: «все он мог сделать с человеком, и все любили его».
- Исключительная музыкальность: его игра на скрипке и песни завораживали. Если мелодия была грустная, она резала грудь, как ножом, а веселая — само солнце «того и гляди, затанцует по небу».
- Совершенство в мастерстве конокрадства: Зобар мог украсть любого вороного, как бы того ни охраняли, и остаться неуловимым. Это качество особенно ценилось у цыган.
- Полное бескорыстие: когда он продавал украденного коня, деньги мог взять любой, Зобару они были не нужны.
Радда привлекла героя не столько необыкновенной красотой, сколько неприступностью. Покорить ее почти невозможно, тем желаннее для охотника такая добыча.
Любовь Зобара так велика, что он готов поступиться даже своей свободой, но для него неприемлемо условие Радды поклониться ей в ноги.
Он, альфа-цыган, должен унизиться перед всем табором, поэтому он убивает возлюбленную и только тогда припадает к ее ногам и, более того, целует их. Совершая это, он знает, что обречен на смерть.
Анализ образа Радды
Если Макар, говоря о Зобаре Лойко, дает его красочный портрет, то описывать внешность Радды он отказывается, ограничиваясь замечанием, что его дочь Нонка — прекрасна, но, сравнивая ее с этой героиней, выдает такую цитату: «много чести Нонке».
Богатый моравский господарь предложил прекрасной цыганке полный кошель денег за один ласковый взгляд, но она швырнула его в грязь, так как это противоречило ее жизненным ценностям. Тогда пан явился в табор просить руки Радды, но гордая девушка жестоко высмеяла его.
Когда же Зобар явился в родной табор цыганки, где был принят как дорогой гость, он сразу обратил внимание на необыкновенную красавицу, но любые его попытки приблизиться к девушке встречали с ее стороны убийственные насмешки.
В своей гордости Радда доходит до того, что попирает цыганские обычаи.
Так, послушав песню Зобара, приведшую в восторг всех, она презрительно бросает: «Вот так однажды комар гудел, орлиный клекот передразнивая». Она прилюдно оскорбляет гостя, что недопустимо у цыган. Зобар спускает ей насмешку и при всем таборе делает ей предложение, предупреждая при этом: «Но смотри, воле моей не перечь — я свободный человек и буду жить так, как я хочу!».
В ответ гордячка подсекла его кнутом, и он упал. Еще одно унижение! На глазах читателя гордость Радды, которой он вместе с Макаром любовался в сцене с моравским господарем, превращается в гордыню. Это качество появляется, когда человек не уверен в себе, испытывает внутренний дискомфорт или страх.
Радда испугалась вспыхнувшей в ее сердце любви к Зобару и пыталась сопротивляться этому романтическому чувству, пока не поняла, что это сильнее ее, а это значит, что она уже не свободна.
Даже если бы парень покинул табор, девушка больше не смогла бы жить по своей воле, как раньше, ее непреодолимо влекло бы к нему. А в цыганском сообществе даже в современное время сильны патриархальные устои, что уж говорить про позапрошлый век.
Вольнолюбивая Радда была бы обречена на зависимое положение, как любая замужняя цыганка, поэтому она и выдвинула возлюбленному неприемлемое для него условие: при всех поцеловать ей руку и поклониться в ноги. Гордая красавица почти наверняка знала, что произойдет дальше. Это и случилось. Зобар понял, почему она так поступила, и восхитился смелостью ее выбора. «Эх! да и поклонюсь же я тебе в ноги, королева гордая!» — воскликнул он после того, как нанес роковой удар.
Солдат Данило
Отец Радды — один из немногих кочевых цыган, участвовавших в боевых действиях. В 1848—1849 гг. в Венгрии произошло восстание, целью которого было отделение страны от Австрии и превращение ее в независимое государство. Одним из его лидеров стал известный политический деятель Лайош Кошут. В рядах созданной им армии сражался отец Радды, чем впоследствии очень гордился: ведь он боролся за свободу.
Данило не только любил, но и уважал свою дочь, поэтому предоставлял ей полную свободу решать собственную судьбу.
В истории с моравским господарем он всецело был на стороне Радды. А когда Зобар Лойко попросил у него руки девушки, старый солдат сказал только: «Да возьми, коли можешь!» После того как юноша нанес Радде смертельный удар, Данило убил его тем же ножом.
Этот эпизод Макар Чудра в своем рассказе излагал без эмоций, просто констатировал факт. В поступке отца, отомстившего за дочь, с цыганской точки зрения не было ничего экстраординарного. Данило действовал по неписаным законам своего народа.
Эпизодические персонажи
В рассказе действует еще несколько лиц. Хотя их роль невелика, но она очень важна. К ним относятся:
- Нур. Старый цыган, главный в таборе. Среди эпизодов, в которых участвует этот персонаж, особенно запоминается момент, когда после свершившейся трагедии Нур «заплакал так, что ходуном заходили его стариковские плечи».
- Моравский господарь. Единственный в повествовании Макара Чудры человек со стороны, не цыган. Обладатель несметных богатств, он был сражен красотой Радды, но еще больше его удивило то, что существуют люди, которые не продаются ни за какие деньги.
- Нонка, дочь Макара Чудры. Образ этой девушки, едва намеченный в рассказе, воспринимается как отражение и в некотором роде продолжение Радды. Та же надменность царицы, то же «презрение ко всему, что не она сама».
Если попробовать мысленно исключить хоть одного из этих персонажей из рассказа — можно увидеть, как много он потеряет. Нур, поводящий усами и пожимающий плечами в такт песни Зобара, воплощает удовольствие всех своих подопечных от зажигательной музыки и проникновенного исполнения. А лежащий лицом вниз возле мертвых влюбленных и сотрясающийся в рыданиях, он воплощает скорбь всего табора.
Не будь в рассказе богатого господаря, не прочувствовал бы читатель в полной мере силу красоты Радды и ее гордость. Также не удалось бы увидеть смелость отца девушки, который дерзко разговаривает с вельможей.
Нонка как бы дает читателю надежду, что красота Радды не совсем исчезла с лица земли. А ее «нежная и страстная песня-думка», доносящаяся издалека, стала поводом для повествования Макара о трагической любви.
Рассказчик — особое действующее лицо
Его нельзя отнести ни к главным героям, потому что его почти не видно, ни к второстепенным, так как он, появляясь в начале и в конце, закольцовывает произведение. Повествователь, как и сам писатель, отправился в странствие по России, чтобы узнать жизнь ее народа.
В Бессарабии на берегу Черного моря он встретился с Макаром Чудрой. Узнав, что молодой человек ходит и изучает окружающий мир, пожилой цыган увидел в нем почти родственную душу.
В разговоре он называет юношу соколом — это знак большой симпатии.
Интересно построен диалог Макара и рассказчика в начале произведения. Повествователь приводит только реплики цыгана, свои же вопросы и изречения он опускает. Делает это, видимо, потому что считает их неинтересными и фокусирует внимание читателя исключительно на собеседнике. А когда Макар начинает повествование о Зобаре и Радде, рассказчик превращается в слушателя.
Вновь он проявляет себя в финале, когда перед его внутренним взором предстают герои только что услышанного повествования. Читатель может судить о богатом воображении молодого человека, являющемся одним из главных признаков писательского таланта.
Роль произведения в современном мире
Вряд ли 24-летний Алексей Пешков, опубликовав свой первый рассказ, мог представить, что именно это его произведение станет неотъемлемой частью русскоязычной культуры. Но так и случилось. Этот рассказ изучают в школе, и вольнолюбивые горьковские герои участвуют в формировании личности многих поколений россиян.
К произведению обратился один из самых ярких и самобытных мастеров отечественного кино — режиссер Эмиль Лотяну. Его картина «Табор уходит в небо», вышедшая на экраны в 1976 г., стала классикой советского и российского киноискусства. Этот фильм и сегодня смотрят с большим интересом.
В нынешнее время, когда сняты некоторые запреты и ограничения, действовавшие на протяжении многих лет и даже веков, вопрос о свободе встает с новой остротой. Как, впрочем, и вопрос о любви. И к обсуждению этих животрепещущих проблем стоит привлечь гордого Зобара Лойко, неукротимую Радду и мудрого Макара Чудру. Им есть что сказать обывателю об этом.