Образ маленького человека в повести нос гоголя сочинение

­Главная>Сочинения по произведению Нос

Мир маленького человека

22 предложения/ 302 слова

Петербургские повести Н. В. Гоголя занимают особое место в творчестве автора. Еще юношей он приехал покорять этот мегаполис и столкнулся с суровой школой жизни. Писателю приходилось работать в сложных условиях, совмещать основное занятие с множеством других профессий, чтобы как-то заработать себе на хлеб и выбиться в люди. По этой причине тема «маленького человека» часто встречается в его произведениях.

Сатирическая абсурдистская повесть «Нос» была написана в 1830-х гг. под влиянием событий, с которыми Гоголь сталкивался ежедневно. В ней он рассказал, как обычный цирюльник Иван Яковлевич с утра обнаружил в хлебе для завтрака нос коллежского асессора Ковалева, который имел обыкновение у него бриться дважды в неделю. С одной стороны, данное стечение обстоятельств кажется абсурдом. С другой стороны, автор со всей уверенностью заявляет, что такое могло произойти с каждым.

Сам асессор, обнаружив пропажу своего носа, не на шутку разволновался. На месте носа у него теперь было совершенно гладкое место, а сам нос преспокойно разгуливал в золотом мундире и шляпе по Петербургу. Он ездил на карете как все люди, молился набожно в Казанском соборе. Все это звучало, по меньшей мере, как абсурд, но Ковалев не терял надежды и отправился к обер-полицмейстеру. В газете отказались печатать такое объявление из страха быть непонятыми.

Частный пристав заявил, что приличному человеку нос не оторвали бы. Штаб-офицерша Подточина, которая могла быть виной всему этому, напрочь открестилась от такого странного поступка. Когда нос был все-таки найден, Ковалев так и не мог приставить его на место еще некоторое время. Так или иначе, седьмого апреля нос все-таки вновь очутился на своем месте к великой радости асессора. С тех пор цирюльник брил его с особой осторожностью.

В этом произведении автор отчетливо показал как «маленького человека» в обществе ни во что не ставят высшие чины. Эта социально-психологическая проблема всегда была актуальна, поэтому Гоголь неоднократно ее затрагивал в своих Петербургских повестях, например, в «Шинели», «Портрете», «Невском проспекте».

см. также:
Другие сочинения по произведению Нос, Гоголь

Характеристики главных героев произведения Нос, Гоголь

Краткое содержание Нос, Гоголь

Краткая биография Николая Гоголя

Сочинение на тему: Мир маленького человека в повести Гоголя “Нос”

­Мир маленького человека

Петербургские повести Н. В. Гоголя занимают особое место в творчестве автора. Еще юношей он приехал покорять этот мегаполис и столкнулся с суровой школой жизни. Писателю приходилось работать в сложных условиях, совмещать основное занятие с множеством других профессий, чтобы как-то заработать себе на хлеб и выбиться в люди.

По этой причине тема “маленького человека” часто встречается в его произведениях.

Сатиристическая абсурдистская повесть “Нос” была написана в 1830-х гг. под влиянием событий, с которыми Гоголь сталкивался ежедневно. В ней он рассказал, как обычный цирюльник Иван Яковлевич с утра обнаружил в хлебе для завтрака нос коллежского асессора Ковалева, который имел обыкновение у него бриться дважды в неделю. С одной стороны, данное стечение обстоятельств кажется абсурдом.

С другой стороны, автор со всей уверенностью заявляет, что такое могло произойти с каждым.

Сам асессор, обнаружив пропажу своего носа, не на шутку разволновался. На месте носа у него теперь было совершенно гладкое место, а сам нос преспокойно разгуливал в золотом мундире и шляпе по Петербургу. Он ездил на карете как все люди, молился набожно в Казанском соборе.

Все это звучало, по меньшей мере, как абсурд, но Ковалев не терял надежды и отправился к обер-полицмейстеру. В газете отказались печатать такое объявление из страха быть непонятыми.

Частный пристав заявил, что приличному человеку нос не оторвали бы. Штаб-офицерша Подточина, которая могла быть виной всему этому, напрочь открестилась от такого странного поступка. Когда нос был все-таки найден, Ковалев так и не мог приставить его на место еще некоторое время. Так или иначе, седьмого апреля нос все-таки вновь очутился на своем месте к великой радости асессора.

С тех пор цирюльник брил его с особой осторожностью.

В этом произведении автор отчетливо показал как “маленького человека” в обществе ни во что не ставят высшие чины. Эта социально-психологическая проблема всегда была актуальна, поэтому Гоголь неоднократно ее затрагивал в своих Петербургских повестях, например, в “Шинели”, “Портрете”, “Невском проспекте”.

Loading…

Сочинение на тему: Мир маленького человека в повести Гоголя “Нос”

Общая характеристика

В литературоведении термин «маленький человек» рассмотрен достаточно подробно. Как правило, этот персонаж — мелкий чиновник, который становится жертвой издевательств со стороны более самоуверенных или богатых лиц, не ставящих ни во что чужие достоинство и честь. Судьба этих героев плачевна, так, в сборнике из пяти повестей счастливого финала не имеет ни одна. Они или умирают, или заканчивают свои дни в сумасшедшем доме. Гоголь призывает к сочувствию, которое испытывает сам.

Можно выделить следующие особенности темы маленького человека в творчестве Гоголя:

Образ маленького человека в петербургских повестях гоголя

  1. Его герои — люди положительные, добродушные, беззлобные, лишенные подлости, коварства. Безукоризненно честные, думающие, но не понятые современным им обществом.
  2. Судьба оказывается к ним слишком жестокой, ставя перед ними необходимости таких испытаний, которые оказываются им не по плечу.
  3. Никто не готов протянуть руку помощи маленькому человеку, слабому и забитому.
  4. Скромные, незаметные в толпе персонажи, тем не менее, очень импонируют писателю, ведь они чисты в душе и никому не делали зла.

Николай Васильевич призывает вдумчивых читателей обратить внимание на таких людей, которых много в реальной жизни, поддержать их в трудную минуту или хотя бы не издеваться.

При написании сочинения на эту тему следует обязательно указать, что такой тип героев Гоголя оказывается способным к бунту, сопротивлению. В этом и заключается вера писателя в то, что рано или поздно, но справедливость восторжествует.

Образ маленького человека в произведениях Гоголя

«Маленький человек» — тип литературного героя, обычно мелкого чиновника, который становится жертвой произвола властей или жестоких жизненных обстоятельств. Царская несправедливость и жестокое время заставляли «маленьких людей» уходить в себя, замыкаться, становясь предметом насмешек более удачливых коллег, они жили незаметно и незаметно умирали, а порой сходили с ума. Но именно такие герои, испытав сильное потрясение, начинали взывать к справедливости и даже бороться против сильных мира сего.

Первыми были герои А. С Пушкина: Евгений из поэмы «Медный всадник» и Самсон Вырин из повести «Станционный смотритель». Но именно герои произведений Гоголя, особенно его «Петербургских повестей», по праву считаются воплощением такого типа. Ф. М. Достоевский после скажет: «Все мы вышли из гоголевской «Шинели», имея в виду, что русские писатели, включая самого Достоевского, будут обращаться к этой теме постоянно, а герои Гоголя станут образцом для подражания.

Сам Гоголь, оказавшись в Петербурге, был потрясен величием города, встретившего молодого человека неласково. Он столкнулся с миром социальных катастроф. Увидел блеск и нищету столицы, за парадным фасадом которой торжествует пошлость и гибнут таланты. Герои Пушкина после столкновения с Петербургом сходили с ума.

В «Петербургских повестях» Гоголя желание «маленького человека» обрести достоинство ведет к бунту и освобождению призрачных сил, что делает этот цикл фантастическим. Критики признают, что весь цикл повестей — выражение негодования против трагической неустроенности жизни и против тех, кто ее опошлил, сделал бесчеловечной и невыносимой.

В «Записках сумасшедшего» повествование ведется от лица мелкого чиновника Поприщина. Сидя в кабинете директора департамента, он очинивает перья и ведет записи, мечтая жениться на его дочери и сделать карьеру. Подслушав разговор двух собачек Фидель и Меджи (фантастика есть во всех повестях этого цикла), он узнает об их переписке и, завладев бумажками, узнает всю подноготную своего начальника и его дочери. Он потрясен: почему так несправедливо устроен мир? Почему он, Аксентий Поприщин, в свои 42 года всего лишь титулярный советник?

В его воспаленном сознании возникает мысль о том, что он может быть кем-то другим, но вслед за безумием растет и его человеческое достоинство. Он начинает смотреть на мир по-другому, так как отказывается от рабского пресмыкательства перед так называемыми «хозяевами жизни». Он вдруг начинает считать себя королем Испании, что дает ему право не вставать перед начальством и даже подписываться Фердинандом VIII. Поприщин ясно представляет, как «вся канцелярская сволочь», включая директора, будет униженно сгибаться перед ним. Заканчивается этот демарш психушкой, где его записи окончательно теряют всякий смысл, но повесть раскрывает остроту социального конфликта.

Повесть «Шинель» описывает не просто случай из жизни «маленького человека» Акакия Акакиевича Башмачкина. Вся жизнь героя предстает перед читателем: он присутствует при его рождении, наречении его именем, узнает, где он служил, почему так необходима ему шинель и отчего он умер. Герой живет в своем мирке, где ничего не происходит. Если бы не случилась в его жизни невероятная история с шинелью, о нем и рассказать было бы нечего.

Акакий Акакиевич не стремится к роскоши: пошив новой шинели — жизненная необходимость. Мысль об обновке наполняет новым смыслом жизнь героя, отчего даже меняется его внешность: «Он сделался как-то живее, даже тверже характером». Когда он достиг предела своих мечтаний, произведя фурор среди коллег, постоянно издевавшихся над ним, шинель крадут. Но не это становится причиной смерти бедного Башмачкина: «значительное лицо», к которому обращается за помощью чиновник, «распекает» его за неуважение к начальству и выгоняет прочь.

Так исчезает с лица земли «существо, ни для кого не интересное», ведь даже смерти его никто не заметил. Финал фантастичен, но восстанавливает правосудие. Призрак бывшего чиновника срывает шинели с богатых и знатных особ, а Башмачкин поднимается на небывалую высоту, преодолев убогие представления о чине.

  • «Портрет», анализ повести Гоголя, сочинение
  • «Мертвые души», анализ произведения Гоголя
  • «Мертвые души», краткое содержание по главам поэмы Гоголя
  • «Нос», анализ повести Николая Васильевича Гоголя
  • «Ревизор», анализ комедии Николая Васильевича Гоголя
  • «Шинель», анализ повести Николая Васильевича Гоголя
  • «Майская ночь, или Утопленница», анализ повести Гоголя
  • «Портрет», краткое содержание по частям повести Гоголя
  • «Майская ночь, или Утопленница», краткое содержание по главам повести Гоголя
  • «Ревизор», краткое содержание по действиям комедии Гоголя
  • «Нос», краткое содержание по главам повести Гоголя
  • Гоголь Николай Васильевич, краткая биография
  • «Шинель», краткое содержание повести Гоголя
  • «Вий», анализ повести Николая Васильевича Гоголя
  • «Ночь перед Рождеством», анализ повести Гоголя

По писателю: Гоголь Николай Васильевич

Специфика Записок сумасшедшего

В 1835 году выходит сборник рассказов «Арабески», в котором печатается повесть «Записки сумасшедшего», позднее текст под измененным заглавием был включен писателем в сборник «Петербургские повести». Первоначальный замысел автора заключался в написании комедийной пьесы, описывающей жизнь чиновничьего класса, однако постепенно первоначальная задумка сменилась более интересной и глубокой идеей.

Главным героем повести является Аксентий Иванович Поприщин, ему 42 года, однако завести семью этому человеку не удалось. Повествование построено в форме дневника этого мелкого чиновника, который детально рассказывает не только о происходящих событиях, но и о своих переживаниях. Вот каким предстает маленький человек в этом тексте:

Тема маленького человека в творчестве гоголя

  1. Это титулярный советник, вся работа которого состоит в абсурдной и ненужной деятельности — заточке перьев. Он не развивается, постепенно тупеет, изо дня в день занимаясь одним и тем же.
  2. Постоянно нуждается в деньгах, вынужден отказывать себе в самом необходимом, при этом очень стыдится нищеты.
  3. Завидует тем, кого жизнь поставила на более высокую планку. Поприщин искренне недоумевает, почему он не может даже позволить себе новую шинель, а его начальник баснословно богат.
  4. Он настолько задавлен своим жалким существованием, что оказывается не способным к любовному чувству. При этом герой гордится своими аристократическими корнями.

Персонаж показан слабым, жалким, сочувствия он не вызывает. Уверенный, что все ему должны лишь за то, что он дворянин по крови, он ничего не делает, не пытается как-то улучшить свое положение. Этот герой действительно мелок душевно, его нельзя назвать отрицательным, однако и положительного ничего нет.

В своих последующих произведениях Гоголь пересмотрит образ, добавит в характеристику «маленького человека» больше человечности, вот почему остальные герои получатся у него более душевными и интересными.

Сочинение на тему Мир маленького человека в повести Гоголя «Нос» читать бесплатно

­Мир маленького человека

Петербургские повести Н. В. Гоголя занимают особое место в творчестве автора. Еще юношей он приехал покорять этот мегаполис и столкнулся с суровой школой жизни. Писателю приходилось работать в сложных условиях, совмещать основное занятие с множеством других профессий, чтобы как-то заработать себе на хлеб и выбиться в люди. По этой причине тема «маленького человека» часто встречается в его произведениях.

Сатиристическая абсурдистская повесть «Нос» была написана в 1830-х гг. под влиянием событий, с которыми Гоголь сталкивался ежедневно. В ней он рассказал, как обычный цирюльник Иван Яковлевич с утра обнаружил в хлебе для завтрака нос коллежского асессора Ковалева, который имел обыкновение у него бриться дважды в неделю. С одной стороны, данное стечение обстоятельств кажется абсурдом. С другой стороны, автор со всей уверенностью заявляет, что такое могло произойти с каждым.

Сам асессор, обнаружив пропажу своего носа, не на шутку разволновался. На месте носа у него теперь было совершенно гладкое место, а сам нос преспокойно разгуливал в золотом мундире и шляпе по Петербургу. Он ездил на карете как все люди, молился набожно в Казанском соборе. Все это звучало, по меньшей мере, как абсурд, но Ковалев не терял надежды и отправился к обер-полицмейстеру. В газете отказались печатать такое объявление из страха быть непонятыми.

Частный пристав заявил, что приличному человеку нос не оторвали бы. Штаб-офицерша Подточина, которая могла быть виной всему этому, напрочь открестилась от такого странного поступка. Когда нос был все-таки найден, Ковалев так и не мог приставить его на место еще некоторое время. Так или иначе, седьмого апреля нос все-таки вновь очутился на своем месте к великой радости асессора. С тех пор цирюльник брил его с особой осторожностью.

В этом произведении автор отчетливо показал как «маленького человека» в обществе ни во что не ставят высшие чины. Эта социально-психологическая проблема всегда была актуальна, поэтому Гоголь неоднократно ее затрагивал в своих Петербургских повестях, например, в «Шинели», «Портрете», «Невском проспекте».

см. также: Другие сочинения по произведению Нос, Гоголь

Характеристики главных героев произведения Нос, Гоголь

Краткое содержание Нос, Гоголь

Краткая биография Николая Гоголя

www.sdamna5.ru

Проблематика Шинели

Именно этот рассказ наиболее подробно изучается в классе, нередко и на дом ученики получают задания, связанные с гоголевской «Шинелью», где тематика «маленького человека» раскрыта с особенной пронзительностью, трагизмом и надломом. Герой с забавным именем — Акакий Акакиевич — и приземленной фамилией Башмачкин — это классическое воплощение образа. Он добр, незлобив, добросовестно выполняет обязанности, экономит из-за бедственного финансового положения.

Несмотря на все свое сочувствие, Гоголь наглядно демонстрирует ограниченность героя. Он терпит насмешки, хотя, казалось бы, стоит всего один раз достойно ответить обидчикам — и они сойдут на нет. Он экономит на всем, ходит на цыпочках, чтобы не снашивать обувь, что смотрится довольно жалко.

Мир маленького человека в петербургских повестях гоголя

Интересно, что рассказ имеет реальную основу. Однажды писатель услышал историю о чиновнике, который загорелся мыслью о покупке ружья. Он длительное время копил деньги и, наконец, приобрел желаемое. Но счастье мужчины было недолгим: на охоте он случайно утопил свою «драгоценность», отчего слег с горячкой и чуть не умер.

Друзья чиновника скинулись и купили ему новое ружье, история реального человека в целом закончилась хорошо, но всегда при напоминании о потере он испытывал легкие недомогания. Эта забавная история и стала первоосновой «Шинели».

Образ главного персонажа

Судьба оказалась жестокой к Акакию Акакиевичу с самого рождения, когда мать героя решила подарить ему экстравагантное имя, которое совпало с именем его отца. Вероятно, писатель прослеживает наследственную связь — персонаж столь же незначителен в обществе, как и его родитель. Не имея знатного происхождения, титулов, больших денег или связей, очень сложно вырваться из своего болота и постараться чего-то добиться.

Основные черты героя таковы:

Проблема маленького человека в петербургских повестях гоголя

  1. Привык довольствоваться малым. Он не жаждет карьеры или славы, доволен тем, что имеет.
  2. Покорен, терпит унижения и насмешки коллег и начальства.
  3. Привык к нищете, экономии, ему и в голову не приходит, что можно как-то преобразовать свою судьбу, попробовать начать что-то новое. Этот человек задавлен тяжестью жизни, сломлен ее испытаниями. Но — и это важно — он не позволяет себе подлости, лжи, коварства, кляузничества. Это честный, хороший и добрый человек, которому попросту не повезло родиться состоятельным дворянином.

Вот почему читать про судьбу Акакия Акакиевича порой бывает непросто, невольно закрадываются мысли о собственном жизненном пути, грядущем, о том, что будет дальше. Его сломала жизнь, но кто от этого застрахован?

Унижение и мщение

Шинель гоголя

При написании эссе или любой другой работы по литературе следует не только раскрыть образ, но и указать, что Башмачкин однажды получил возможность изменить свою жизнь, преобразовать свой мир — сшить новую шинель. Конечно, современному человеку может показаться смешным, что верхняя одежда стала центром существования, но шинель в произведении — это образ-символ, знак надежды на лучшее, который в итоге оказался лишь иллюзией. Обретение и утрата шинели — важнейший элемент произведения, его ключевая проблема.

Башмачкин экономит, изыскивает средства, чтобы воплотить свою мечту в реальность, и, наконец, ему это удается. Почему же Гоголь не завершает свою повести на радостной ноте, зачем предлагает читателю развитие действия? Чтобы показать, что жизнь таких людей, как его ключевой персонаж, полна трагизма.

Столь желаемая и долгожданная шинель утрачена, что и становится причиной отчаяния, а затем — и гибели героя. Однако писатель не готов отказываться от позитивного взгляда на вещи, вот почему в финале произведения появляется образ привидения, пугающего воришек. Это несчастный Акакий Акакиевич после смерти обрел то, на что был неспособен при жизни — способность постоять за себя и доказать свою правоту.

Краткий анализ Невского проспекта

Эта повесть входит в небольшой цикл петербургских повестей, в котором писатель с разных сторон изображает быт и нравы жителей Северной столицы. В самом тексте можно структурно выделить три части. Первая — описание реального города, знакомого каждому его жителю. Во второй автор обращается к иллюзиям, с которыми в причудливой форме переплелась действительность. Наконец, в третьей части Невский проспект уже нарисован метафорически.

В тексте соединились судьбы двух непохожих друг на друга персонажей: художника Пискарева и поручика Пирогова. Их нельзя называть друзьями из-за разницы в жизненных позициях: первый полон трагизма, второй же — персонаж, нарисованный автором с нотками пародии, комедии.

Невский проспект гоголя

Карьерист Пирогов довольно нагл, самоуверен, стремится выслужиться любой ценой, забывая о нравственной составляющей жизни. Он решил предпочесть большие деньги, а не искренние чувства, жаждет ухаживать исключительно за состоятельными женщинами, готовыми обеспечить ему безбедное будущее. Этот герой не вызывает ничего, кроме осуждения, поскольку он готов стать мужем нелюбимой, сознательно отказавшись от самого ценного — дружной семьи. Смысл его существования — карьера, деньги, всеобщее уважение.

Жизнь же наивного художника Пискарева — это подлинная трагедия. Несмотря на «мудрые» поучения Пирогова, его сущность оказывается нравственно чистой, он ищет свою музу, стремится к творчеству, именно поэтому встреча на Невском проспекте с очаровательной брюнеткой оказывается для него подобной смерти.

Красавица, в которую герой искренне влюбляется, оказывается легкомысленной гулящей женщиной, неспособной в полной мере оценить всю глубину его чувств. В результате эта героиня, которую можно охарактеризовать как «маленькая женщина», становится причиной сумасшествия Пискарева: он не в силах пережить того, что «небесный ангел», совершенство — это лишь низменная и примитивная натура.

Тема маленького человека является сквозной в творчестве Николая Васильевича Гоголя, причем писатель с нескрываемым сочувствием относится к своим персонажам, не высмеивая их, а показывая с лучшей стороны. Это добрые, ласковые, готовые любить люди, обреченные на одинокость из-за того, что общество не принимает их. Это подлинная трагедия человеческой души и мироздания в целом.

Поднятая Пушкиным тема, раскрывающая образ жизни и внутренний мир людей, занимающих незначительное положение в обществе и в то же время составляющих внушительный пласт социума, получила продолжение в творчестве Гоголя. У маленького человека в «Петербургских повестях» разные лица, но очень похожие проблемы. Внутренний мир героев формируется нравами и интересами социума, оплотом которого является чинопочитание и материальное благосостояние.

Оглавление:

  • Угадываемое продолжение
  • Единство противоположностей
  • Мистика или мистификация событий

Маленький человек у гоголя

Разные истории одного героя

Пять художественных произведений, вошедших в цикл «Петербургские повести», объединены географическим местом и некоторыми чертами характера, общими для героев Гоголя. Маленький человек предстает в разных ипостасях и на разных стадиях внутренней организации:

Маленький человек в петербургских повестях у гоголя

  1. Коллежский асессор Ковалев, ищущий выгодное место и предпочитающий именовать себя на военный лад — майором. Поручик Пирогов, гордый своим чином и внешним видом, но совершенно пустой внутри.
  2. Художники: Чертков, разменявший талант на успех в обществе и материальные приобретения; Пискарев — мечтатель и идеалист.
  3. Чиновник Поприщин — бездельник, мечтающий попасть в высшее общество путем удачной женитьбы или через неожиданное получение высокого чина.
  4. Титулярный советник Акакий Акакиевич Башмачкин, доживающий свой век на обочине жизни, казалось бы, полностью утративший все чувства и желания.

Автор избегает повторов сюжетной линии, использует различные жанровые и стилевые приемы — от высмеивающей ограниченность мышления персонажей пародии, до трагедии (крушение высоких идеалов, послуживших причиной гибели героя).

Маленький человек у Гоголя имеет несколько степеней умаления:

Образ маленького человека в петербургских повестях

  1. Служебная, обусловленная отсутствием ума, знаний, прилежания.
  2. Социальная, обоснованная происхождением.
  3. Морально-нравственная, заключающаяся в копировании поведения окружающих и субординационных условностях.
  4. Психологическая, выражающаяся в неспособности противостоять реалиям, которые подавляют личность.

Автор избегает критических замечаний в адрес действующих лиц. Герои сами дают оценку своим поступкам или такая возможность, основанная на поведенческом анализе персонажей, предоставляется читателю.

Угадываемое продолжение

При исследовании произведений петербургского цикла в некоторых из них можно легко обнаружить переходящее развитие сюжета — «Записки сумасшедшего»/»Шинель», «Невский проспект»/»Нос».

Таблицы позволяют наглядно провести параллели между главными героями.

Название повести Записки сумасшедшего Шинель
Фамилия героя Поприщин Башмачкин
Возраст 42 года 50+
Чин Титулярный советник Титулярный советник
Основные должностные обязанности Починка перьев для директора Переписывание бумаг

Не сойди с ума Поприщин, через несколько лет он вполне мог войти в образ Башмачкина. Оба чиновника «вечные титулярные советники» и занимаются в департаменте не самыми важными делами. Поприщин в силу того, что не видел и «не понимал выгод» службы, не проявлял рвения. Акакий Акакиевич по причине отсутствия больших способностей, утраченных вместе с прочими интересами.

Гоголь нос

Название повести Невский проспект Нос
Персонаж Пирогов Ковалев
Возраст 25+ 35+
Чин Поручик Коллежский асессор (майор)
Род службы Неизвестен Ищет выгодную должность

Пирогов вполне мог дослужиться до майора и еще более возгордиться своим чином. Как и герой другой повести — Ковалев, он словно невзначай подчеркивает свое положение в табеле о рангах. Ковалев наследует от поручика величайшую зависимость от мнения окружающих. Если последний не дал ход делу об избиении его ревнивым мужем в страхе потерять репутацию, то первый ужасается потере носа, представляя ситуацию «пасквильной», несообразной его положению.

Единство противоположностей

Для более яркого изображения образа маленького человека в произведениях Гоголя используется прием, построенный на контрасте личности — протагонист/антипод. Это прослеживается в произведениях — «Невский проспект» и «Портрет».

В первой повести главные герои — художник Пискарев и поручик Пирогов — настолько разные, что знакомство и приятельские отношения между ними кажутся вовсе невозможными, что совершенно недалеко от истины, так как последним руководят определенно тщеславные и корыстные побуждения. Поручику приятно представлять себя покровителем человека искусства, но более всего он желает заполучить свой мужественный портрет.

Гоголь петербургские повести

В другом случае (повесть «Портрет») автор рассказывает о двух художниках, попадающих в аналогичную ситуацию. Оба ощущают вмешательство в судьбу зловещего портрета и осознают связь внутренних изменений с изображением на картине. Однако, Чертков — очередной обладатель портрета — только приказывает его убрать, а другой (безымянный автор) пытается уничтожить свое творение.

Несмотря на то что пары главных героев являют пример духовного антагонизма, даже в лучшей своей половине они все равно остаются маленькими людьми. Их попытки протестовать против окружающего зла ограничиваются личным жизненным пространством. Пискарев и безымянный художник вырывают себя из мира. Первый с помощью лезвия бритвы. Второй — монашеским подвигом и молитвой.

Такой протест остается незамеченным обществом. Даже знакомые не проявляют к случившемуся особого внимания и интереса. Поручик Пирогов не удосужился проводить в последний путь своего «протеже», так как был чрезвычайно занят волочением за замужней дамой.

Мистика или мистификация событий

Повести, вошедшие в петербургский цикл, не имеют в сюжете откровенно мистических поворотов. Все сверхъестественное происходит в душе, сердце и голове персонажей и проецируется на действительность:

Петербургские повести нос

  1. Реальность и «живость» взгляда изображения ростовщика в «Портрете» может свидетельствовать о гениальности автора и превосходной степени воображения, свойственной художественным натурам героев.
  2. Демонический образ коломенского ростовщика и появление в городе покойного чиновника, ищущего украденную шинель, вполне могли быть продуктом слухов.
  3. Бедный художник Пискарев сам охотно бежит от непереносимой для него реальности в мир, искусственно созданный фантазиями и опиумом.

В повести «Нос» Гоголь и вовсе иронизирует над публикой, жадность до сенсаций которой обусловлена скукой, недостатком образования и нежеланием саморазвиваться. Противоречивые слухи создают массовое движение зевак, надеющихся увидеть Нос, который прогуливается сам по себе и даже посещает магазины и общественные места.

Обреченные на нескончаемый круговорот повторяющихся событий, удовлетворенные своей жизнью или потерявшие надежду изменить ее упорядоченный ход, эти люди ищут не мистику, которая за пределами их сознания, а мистификацию. Маленькие люди сами величайшие мистификаторы.

Гоголь в школьной программе

В школе творчеству Гоголя уделяется много внимания. «Петербургские повести» входят в программу литературы и русского языка восьмого класса. Ученики не только проводят анализ произведений, вошедших в цикл, но и пишут сочинение. Сквозные темы в петербургских повестях Гоголя:

Петербургские повести кратко

  1. Положение, занимаемое героями в современном обществе, образ жизни и отношения с окружающими.
  2. Характеристика действующих лиц в свете их поведения и поступков.
  3. Противостояние добра и зла.
  4. Морально-нравственный образ маленького человека.

Автор раскрывает природу сложившихся реалий, проникая в душевное, физическое и материальное состояние основных и второстепенных персонажей. Он не критикует героев, но, напротив, относится к ним с сочувствием и пониманием, не выставляя переживаний, но скрывая под вуалью грустной иронии.

Повести о маленьких людях, как сложившемся типе личности — это история болезни общества, в котором они родились, живут, мыслят и чувствуют. Даже те, кому удается выбраться на более высокий уровень служебного и общественного положения и стать «значительным лицом», продолжают испытывать панические приступы болезни. Это страх скомпрометировать себя близостью к кругу, из которого недавно вышел. Каждая прослойка социума вырабатывает свои традиции и правила поведения, как некий шаблон, который одни принимают безропотно и даже вдохновенно. Других шаблон калечит и убивает.

Николай Васильевич Гоголь вошел в историю русской литературы как мастер по созданию настоящих литературных шедевров из незначительных жизненных эпизодов, случайно услышанных или увиденных им. Прямым подтверждением столь необычного таланта стала повесть «Нос», которая на протяжении многих лет не перестает волновать умы читателей, вызывает массу жарких споров, наводит на глубокие размышления о смысле жизни.

История создания

Над повестью Николай Васильевич работал в 1832-1833 годах, после чего произведение было опубликовано в сборнике «Петербургские повести». В основу повести «Нос» лег популярный в то время французский анекдот, в котором говорилось о пропавшем носе. Примечательно, что Гоголь впервые использовал историю носа, что мешал жить своему хозяину, в своем неоконченном произведении «Фонарь умирал» (1832 год).

Сразу после первой редакции повести Гоголь был вынужден переписать ее из-за проблем с цензурой. Этот процесс затянулся на несколько лет, и не только из-за совершенства.

Изначально Гоголь хотел опубликовать повесть в популярном журнале «Московский наблюдатель», однако получил отказ. Произведение увидело свет лишь благодаря вмешательству А. С. Пушкина, который к тому времени открыл собственное издание. Так повесть «Нос» впервые было опубликована в 1836 году в «Современнике».

Жанр и направление

К моменту публикации Николай Васильевич Гоголь уже успел зарекомендовать себя как писатель-мистик, которому удалось удивить читателей хитросплетением народного фольклора и суеверий в своем сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки». В произведениях, вошедших в «Петербургские повести», писатель мастерски смешал столь любимую им мистику с острыми социальными проблемами. В результате Гоголь стал основоположником совершенно нового для русской литературы направления – фантастического реализма.

Николай Васильевич как человек, близкий к народу, не мог равнодушно взирать не те проблемы, которые назревали и оставались неразрешенными в обществе. Во времена жизни писателя царила жесткая цензура, и он не мог открыто высказывать свои мысли. Ему пришлось очень аккуратно завуалировать их мистическими мотивами. Однако фантастическая составляющая в произведениях Гоголя лишь усиливала драматизм описываемой картины. Данный прием оказался по душе многим отечественным писателям, которые взяли его на вооружение в своих произведениях.

Композиция повести

Повесть «Нос» можно условно разделить на три классические части: экспозицию и завязку, кульминацию и развязку. Для сюжета характерна линейная последовательность, однако порой сложно объяснить логику того или иного эпизода.

В первой части автор обозначил характеристику основных персонажей, описал их быт. Отправная точка повествования состоит из трех частей: обнаружение носа, желание непременно от него избавиться, долгожданное освобождение от бремени, которое не приносит удовлетворения.

Во второй части произведения происходит знакомство читателя с майором Киселевым. Данная часть, в свою очередь, также состоит из трех блоков: обнаружение пропажи, попытка вернуть нос и его успешное возвращение.

Третья часть является завершающим и логичным аккордом всего произведения.

О чем?

Сюжет повести прост, и сводится к достаточно примитивным действиям: потере, поиску и обретению злополучного носа. Однако произведение цепляет зрителя не сюжетом, а глубоким идейным содержанием.

Однажды утром цирюльник Иван Яковлевич к своему ужасу обнаружил в хлебе нос одного из своих постоянных клиентов, майора Ковалева.  Он решил, что нос оказался отрезанным о лица хозяина по его оплошности. Не на шутку испугавшись странной находке, мужчина решил как можно быстрее избавиться от нее. В растерянности он отправился к реке, чтобы вода поглотила сомнительную улику. Избавившись от носа, Иван Яковлевич с облегчением вздохнул.

Тем временем Ковалев после пробуждения почувствовал неладное. Поняв, что его нос куда-то таинственным образом исчез, он тут же отправился к обер-полицмейстеру. Не застав того на месте, герой по дороге столкнулся со своим собственным носом, который вел себя удивительно нагло и высокомерно со своим хозяином.

Ковалев не намеревался оставить это дело просто так. Он попытался было опубликовать объявление о пропаже носа в газете, но везде его поднимали на смех. Впрочем, удача сопутствовал герою, и вскоре ему вернули нос, который пытался эмигрировать из России. Майор решил тут же водворить нос на место, но тот не собирался вновь прирастать к лицу Ковалева. В отчаянии майор решил, что это порча, которую на него навела противная штаб-офицерша Подточина. Он даже отважился написать женщине гневное письмо, в котором излил все свои претензии. Когда же герой получил недоуменный ответ от Подточиной, то понял, что ошибся в своих подозрениях. К счастью для майора Ковалева спустя две недели ситуация решилась сама собой, и сбежавший было нос оказался на своем законном месте.

Реальное и фантастическое

Читая повесть «Нос», читатели сразу погружаются в необычный, сказочный мир, который Гоголь очень тонко переплел с реальностью. Так, например, окружающая действительность в произведении весьма обыденна: Петербург, быт статского советника и цирюльника привычен и понятен. Для пущей убедительности писатель даже добавил точные даты происходящих событий и точные детали местности. На фоне столь правдоподобной картины Николай Васильевич неожиданно представил совершенно фантастический факт – пропажу носа у главного героя. В ходе дальнейшего повествования беглец постепенно трансформировался из ничем не примечательного носа в самостоятельную личность, однако в итоге все вернулось на круги своя. В данном случае филигранное мастерство писателя сыграло свою роль, и фантастический элемент выглядит в повести весьма органично.

Главные герои и их характеристика

  1. Центральное место в произведении занимает Петербург, который писатель показал совершенно удивительным, ни на что не похожим местом с собственными законами и порядками. Это город многих возможностей, где даже сбежавший от своего хозяина нос способен приобрести независимость и сделать блестящую карьеру.
  2. Образ маленького человека – один из любимых у Николая Васильевича Гоголя. Он представлен майором Ковалевым, для которого имеет большое значение то, как он выглядит. Потеря носа для героя становится настоящей трагедией, поскольку так он «теряет» свое лицо, свою значимость. Майор согласен даже потерять руку или ногу, но только не нос. Герой, занимая достаточно весомый чин, прекрасно разбирается в тонкостях отношений с окружающими. Так, он неизменно груб с извозчиками и цирюльниками, но всегда очень вежлив с высокостоящими чиновниками. Майор заискивает перед ними, и старается не пропустить ни одного званого вечера, где он бы мог завязать полезные знакомства и продемонстрировать свою глубокую почтительность. Встреча с Носом, который к тому времени поднялся выше по карьерной лестнице, не на шутку разволновала героя – он попросту не знал, как себя с ним вести.
  3. Весьма ярким и самобытным образом в повести является, непосредственно, сам Нос. Ему удается во многом превзойти своего хозяина — у него выше ранг, его мундир гораздо дороже. Примечательно их различие и в поведении в церкви. Так, если Ковалев на службе засматривается на миловидную прихожанку и думает о чем угодно, только не о спасении своей души, то Нос смиренно молится, все его внимание приковано к церковной службе.

Темы повести

  1. Социальное неравенство – центральная тема произведения. Всех своих персонажей, их образы и особенности поведения, Гоголь описал в точности с тем положением, какое они занимали в обществе. Писатель раскрыл важную проблему – ни один из них не смеет нарушить сложившиеся устои в социуме, пойти против системы. К примеру, никто бы не понял чиновника, который бы вежливо и доброжелательно заговорил с дворником или извозчиком. Все воспринимают как должное хамство и грубость со стороны вышестоящих, и это по-настоящему пугает.
  2. В повести хорошо высвечена тема маленького человека, коим является майор Ковалев. Не имея ни серьезных сбережений, ни полезных связей, он не в состоянии был даже подать объявление в газету о пропаже носа. Но настоящим потрясением для героя становится встреча с собственным Носом, которой к тому времени успел порядком обогнать его в рангах. В результате майор попросту не решился подойти к более важному и знатному Носу.
  3. Одна из важных тем в повести «Нос» является тема духовности. Не имея приличного образования, Ковалев смог продвинуться по служебной лестнице лишь благодаря военной службе. Определяющим фактором для него является внешность, но не духовный мир человека, его личные качества. Полным антиподом Ковалева становится его нос, который ведет себя достойно во всех отношениях. В отличие от хозяина, он с чувством молится в церкви, уважительно ведет себя с дамами.

Проблемы

  1. Главная проблема произведения – глубокое, закоренелое мещанство, которому подвержена большая часть общества. Будучи человеком невежественным, с узкими взглядами, Ковалев невероятно гордится своим чином. Потеря носа для него – настоящая трагедия, поскольку это может помешать ему в продвижении по службе. Для таких людей, как Ковалев, огромное значение имеет общественное мнение, внешнее соответствие правилам и приличиям, установленным в социуме. Они не способны самостоятельно мыслить, быть свободными и независимыми в суждениях.
  2. В повести поднимается проблема безнравственности, способная привести к самым непредсказуемым последствиям. К примеру, при обнаружении носа, цирюльник не относит его владельцу, а старается втихомолку от него избавиться и остаться безнаказанным за свою халтуру. Не менее безответственным персонажем выглядит и сам майор Ковалев, чьи поступки красноречиво отражают его малодушие.
  3. В своем произведении Гоголь раскрывает и проблему лицемерия. Каждый герой повести не обладает таким ценным качеством как искренность, поскольку оно явно не в почете в обществе. Нос, добившись высокого положения, не желает общаться с теми, кто ниже его рангом. Так он отражает поведение своего хозяина.

Смысл произведения

Благодаря такому художественному приему как контраст парадоксов, Гоголь смог в полной мере раскрыть всю порочность петербургского общества. Пропажу носа можно считать как некую расплату за грехи майора Ковалева, однако писатель намеренно не делает на этом акцент и не утяжеляет произведение излишним морализаторством. Он также не указывает способ исцеления общества от лицемерия, а только вырисовывает основные проблемы. Гоголь прекрасно понимал, что исправить общество внедрением каких-то радикальных мер не получится, и потому делал то, что считал нужным – высвечивал пороки в свойственной ему манере. Задумка писателя удалась, и современники были глубоко поражены, узнавая в героях повести своих знакомых, родственников и даже самих себя.

Чему учит?

Желания и интересы главного героя весьма ограничены: карьерный рост, красивые женщины, развлечения. Стремление к легкой жизни и глубокая порочность совершенно не смущают Ковалева, напрочь позабывшего о своей душе. Одержимый лишь тщеславными желаниями, майор испытывает духовный кризис, который самым разрушительным образом сказывается на его личности. Данный образ является собирательным, он демонстрирует, как общество погрязло в лицемерии и чинопочитании: маленькая сошка не осмелится проявить настойчивость при более высокопоставленных чинах, и в то же время «большой человек» не проявит великодушия в общении с подчиненными. Гоголь чувствовал, что подобные нездоровые отношения негативно скажутся на обществе, и предупреждал о возможных последствиях в своих произведениях.

Художественное своеобразие

Чтобы в полной мере воплотить в жизнь свой авторский замысел, Николай Васильевич взял на вооружение богатый арсенал литературных средств. Прежде всего, речь идет о гротеске. Комическое преувеличение характерно и для социального положения Носа, и для изображения взаимоотношений людей, принадлежащих к разным социальным группам. Так, Иван Яковлевич с гораздо большим трепетом начинает относиться к майору после того, как обнаружил его нос. А сам Ковалев боится подойти к Носу, стесняясь своего более низкого положения.

Гоголь придает носу человеческие качества, однако это олицетворение также имеет увеличенные масштабы. Нос настолько быстро стал полностью независимой единицей, что даже намеревался скрыться от своего хозяина за границей.

И, конечно же, стоит отметить характерную для Гоголя тонкую иронию и юмор, которыми так славятся все его произведения. Благодаря им характеристика образов становится более полной, богатой, а взаимоотношения между героями – живыми, натуралистичными.

Критика

После публикации повесть «Нос» вызвала большое волнение в литературной среде. Далеко не все издания соглашались публиковать произведение, которое считали несуразным, пошлым, неинтересным и непонятным для широкой аудитории.

Известный литературный критик Николай Чернышевский воспринял повесть весьма поверхностно легко, как популярный в то время анекдот. Первым, кто разглядел глубокий философский замысел произведения, стал Александр Сергеевич Пушкин. Виссарион Белинский заявил, что читателям нужно внимательнее оглядеться по сторонам – таких людей, как майор Ковалев повсюду сотни, а то и тысячи. Сергей Бочаров отметил ценность повести, которая побуждала читателей смело взглянуть правде в глаза, принять и осознать социальные проблемы.

Тема «маленького человека» в творчестве Гоголя (сочинение)

Образ «маленького человека», стоящего на одной из нижних ступенек социальной лестницы, бессильного перед обстоятельствами и доведённого ими до отчаяния, впервые в русской литературе получил отражение в творчестве Н.М. Карамзина (повесть «Бедная Лиза»), нашёл дальнейшее развитие в творениях А.С. Пушкина (повесть «Станционный смотритель», поэма «Медный всадник») и окончательно сформировался в привычном для нас понимании в произведениях Н.В. Гоголя. «Все мы вышли из гоголевской «Шинели», — писал Ф.М. Достоевский о литераторах своего времени и о социальной тематике, которую они затрагивали.

В творчестве Гоголя, как и в произведениях Пушкина, образ «маленького человека» приобретает драматическое качество: это не просто незнатный человек «второго сорта», униженный социальным неравенством и бессознательно подчиняющийся правилу «всяк сверчок знай свой шесток», а человек, психологически осознающий безнадёжность своего положения перед непреодолимыми трудностями жизни и внутренне (а порой и внешне) выражающий протест против обстоятельств — то, что мы называем бунтом «маленького человека». Исход этого бунта всегда трагичен, поскольку всё заканчивается смертью либо безумием героя.

Тема «маленького человека» в творчестве Гоголя наиболее полно раскрыта в его петербургских повестях — прежде всего в «Шинели» и «Невском проспекте», в «Носе» и в «Записках сумасшедшего». Именно Петербург привлекал писателей XIX века — от Пушкина до Достоевского — в качестве сцены для описания драмы жизни «маленького человека». На нём же остановил свой выбор и Гоголь. По-видимому, для него было важным присутствие в жизни северной столицы серьёзнейших социальных противоречий и вечных человеческих трагедий. «Город, где, кроме фонаря, всё дышит обманом», — так оценивает Гоголь Петербург, где отношения между людьми приобретают самые нелепые и уродливые формы, где торжествуют обыденность и лицемерие и где невозможно даже хотя бы чуть-чуть возвыситься над своим положением.

Отнюдь не удивительно, что в характерной для этого города атмосфере жестокости и безумия ломается жизнь Акакия Акакиевича Башмачкина или происходят «удивительные происшествия» с чиновником Поприщиным. «Маленькие люди» не справляются с угнетающей их нищетой и социальным бесправием.

Конфликт человека и общества — вот основная идея, заключённая в петербургских повестях Гоголя. Герой повести «Записки сумасшедшего» Аксентий Иванович Поприщин — мелкий чиновник. Всеми унижаемый и бесправный, он с полным правом может быть отнесён к «маленьким людям». Неважно, что Поприщин — дворянин: практически он нищий, и потому его место в социальных отношениях заранее определено. Достоинство человеку, как глубоко убеждён герой, придаёт его чин. Кто имеет деньги, чин, положение в высшем обществе, тот и есть достойный и порядочный человек — таково мнение Поприщина. Вовсе не случайно, что его любимое занятие заключается в том, чтобы сидеть в кабинете директора и «очинивать перья его высокопревосходительству». «Всё учёность, такая учёность… Какая важность в глазах… Не нашему брату чета! » — говорит сам Поприщин о директоре, но эти слова он точь-в-точь сможет повторить и про любого другого человека выше его чином.

Да, дух Поприщева скуден, все его притязания мелочны, однако не на него направлена сатира Гоголя. В расстроенное сознание героя вдруг приходит неведомая ему ранее мысль: «Отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? ». С этими вопросами в его душе пробуждается ущемлённое достоинство. Мы уже можем предугадать, чем всё закончится: в том, что в финале повести Поприщин совсем теряет разум, как раз и заключается та ужасающая закономерность, на которую и направлена сатира Гоголя.

В конце повествования Поприщин, уже прозревший нравственно, говорит: «За что они мучают меня?» — в этом крике души Поприщина — крике задушенного жизнью «маленького человека» — выражен, на мой взгляд, протест самого Гоголя против антигуманного устройства петербургского общества, где всё лучшее в человеке тотчас же исчезает и где не остаётся места для проявления разума и справедливости. Главный герой «Записок сумасшедшего» порождён этим жестоким обществом, и он же становится его жертвой.

Другой жертвой нравственной нищеты и бюрократического произвола, царящих в Петербурге, предстаёт Акакий Акакиевич Башмачкин ив повести «Шинель». Как и Поприщин, Башмачкин — это «вечный титулярный советник». Гоголь с присущей ему иронией подчёркивает убожество и духовное оскудение своего героя.

Впрочем, «блажь» Акакия Акакиевича — страстное желание непременно обзавестись новой шинелью — объясняется, как мне кажется, не ограниченностью его запросов, а тем, что его всё больше угнетает всепожирающая нищета. Мечтая о новой шинели, Башмачкин уверяет самого себя в своей социальной значимости, в своих возможностях перед лицом окружающей его бедности.

Осуществивший свою мечту, но вскоре ограбленный, Акакий Акакиевич в отчаянии обращается к «значительному лицу», в образе которого угадывается вообще любой представитель власти. И далее, уже в предсмертном бреду, ранее бессловесный и робкий, Башмачкин начнёт «сквернохульничать, произнося самые страшные слова».

Итак, в «Записках сумасшедшего» и в «Шинели» показан, по сути дела, один и тот же «маленький человек», кричащий со страниц повестей Гоголя о своей потребности в доброте, понимании и сочувствии. В этом, на мой взгляд, и заключается великий гуманный смысл существования этого образа в русской литературе.

Источник: Школьные сочинения на «пятерку». Для школьников и абитуриентов. — М.: ООО «Мир книги», 2004

Мир маленького человека в петербургских повестях

Петербургские повести Николая Васильевича Гоголя — это ряд произведений, которые заключают в себе одновременно комедию, драму и даже трагедию. «Нос», «Невский проспект», «Шинель», «Записки сумасшедшего», «Портрет» — это и есть петербургские повести, в каждой из которых автор рассказывает о судьбе «маленького человека».

Санкт-Петербург — величественная столица, построенная руками человека. Гоголь показывает нам роскошный, яркий город, живущий богатой и праздной жизнью.

Жители «высшего» общества имеют отличное образование, великолепные манеры. Так кто же этот маленький человек? Как он попал в это сказочное место? Каков его мир? На эти вопросы можно ответить, рассмотрев некоторые произведения петербургских повестей.

В повести «Шинель» мы знакомимся с маленьким чиновником — Акакием Башмачкиным. Описание внешности, жизни героя в целом говорит нам о его беспомощности, вызывает жалость. Он живет тихой жизнью, над ним издеваются и смеются, но единственное, что он может сделать — спросить: «Зачем вы меня обижаете?» Вот и все. Даже после его смерти никто в департаменте не заметит отсутствие Башмачкина. Поступаете в 2020 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Придет такой же чиновник. Неинтересный обществу. Неинтересный Петербургу.

«Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайне мере, в Петербурге», — так начинается другая повесть Николая Васильевича «Невский проспект». Эта повесть отличается от остальных тем, что главных героев в ней двое. Возвышенная, мечтательная натура — художник Пискарев, и его товарищ — представитель типичного петербургского общества — красавец и гуляка Пирогов. Истории этих героев абсолютно разные. Судьба Пискарева драматична. Чистая душа героя не может противостоять жестокости и лицемерию огромной столицы, что приводит Пискарева к гибели. История же его друга — Пирогова — более проста. Неудачный роман его заканчивается очень быстро, а вскоре и вовсе забывается. Финал Пирогова комичен. Истории абсолютно противоположны, однако повествуются вместе. Так обыденно и просто. Большому городу они одинаково безразличны. «Все обман, все мечта, все не то, чем кажется!» — говорит автор в конце повести.

Ну и, наконец, самой трагичной, на мой взгляд, является судьба титулярного советника Поприщина, главного героя повести «Записки сумасшедшего». Поприщин — маленький человек, который изначально относится к высшим чинам со страхом и уважением: «Да, не нашему брату чета! Государственный человек.» Однако в его жизни наступает переломный момент. Его предмет обожания — Софья — выходит замуж. Гордость Поприщина задета. Он пытается найти оправдание своей ничтожности: «Может быть, я какой-нибудь граф или генерал, а только так кажусь титулярным советником?» В итоге он сходит с ума. Узнав об отсутствии наследника трона в Испании, Поприщин воображает себя королем этой страны. История его печальна. Он попадает в сумасшедший дом, а конец повести остается открытым.

В конечном итоге мы видим не просто «маленького человека», а человека вообще. Перед нами люди одинокие, неуверенные, нуждающиеся в сочувствии. Им чужда роскошная жизнь Санкт-Петербурга. И хоть они бедны материальны, но богаты духовно, нравственно. Мир этих героев светел, полон прекрасных надежд, которые, однако, не нужны столице. И поэтому город просто уничтожает «маленького человека».

Полезный материал по теме:

  1. Тема города в «Петербургских повестях»
  2. Трагедия маленького человека
  3. Тема маленького человека
  4. Превращение из маленького человека в большого
  5. Образ «маленького человека» в творчестве Н.В. Гоголя

Сочинение на тему Мир маленького человека в повести Гоголя «Нос» читать бесплатно

­Мир маленького человека

Петербургские повести Н. В. Гоголя занимают особое место в творчестве автора. Еще юношей он приехал покорять этот мегаполис и столкнулся с суровой школой жизни. Писателю приходилось работать в сложных условиях, совмещать основное занятие с множеством других профессий, чтобы как-то заработать себе на хлеб и выбиться в люди. По этой причине тема «маленького человека» часто встречается в его произведениях.

Сатиристическая абсурдистская повесть «Нос» была написана в 1830-х гг. под влиянием событий, с которыми Гоголь сталкивался ежедневно. В ней он рассказал, как обычный цирюльник Иван Яковлевич с утра обнаружил в хлебе для завтрака нос коллежского асессора Ковалева, который имел обыкновение у него бриться дважды в неделю. С одной стороны, данное стечение обстоятельств кажется абсурдом. С другой стороны, автор со всей уверенностью заявляет, что такое могло произойти с каждым.

Сам асессор, обнаружив пропажу своего носа, не на шутку разволновался. На месте носа у него теперь было совершенно гладкое место, а сам нос преспокойно разгуливал в золотом мундире и шляпе по Петербургу. Он ездил на карете как все люди, молился набожно в Казанском соборе. Все это звучало, по меньшей мере, как абсурд, но Ковалев не терял надежды и отправился к обер-полицмейстеру. В газете отказались печатать такое объявление из страха быть непонятыми.

Частный пристав заявил, что приличному человеку нос не оторвали бы. Штаб-офицерша Подточина, которая могла быть виной всему этому, напрочь открестилась от такого странного поступка. Когда нос был все-таки найден, Ковалев так и не мог приставить его на место еще некоторое время. Так или иначе, седьмого апреля нос все-таки вновь очутился на своем месте к великой радости асессора. С тех пор цирюльник брил его с особой осторожностью.

В этом произведении автор отчетливо показал как «маленького человека» в обществе ни во что не ставят высшие чины. Эта социально-психологическая проблема всегда была актуальна, поэтому Гоголь неоднократно ее затрагивал в своих Петербургских повестях, например, в «Шинели», «Портрете», «Невском проспекте».

см. также: Другие сочинения по произведению Нос, Гоголь

Характеристики главных героев произведения Нос, Гоголь

Краткое содержание Нос, Гоголь

Краткая биография Николая Гоголя

www.sdamna5.ru

Сочинение: Маленький человек Гоголя (по произведениям «Шинель» и «Записки сумасшедшего»)

(344 слова) Образ “маленького человека” сложился в русской литературе как собирательный образ персонажа из низших слоев социальной иерархии, который не способен справиться с давлением общества, и, вследствие этого, доведен им до отчаяния. Это тот образ, к которому обращались в своих произведениях А. С. Пушкин (Станционный смотритель), Достоевский (Преступление и Наказание), Н.В. Гоголь (Шинель) и многие другие. Что примечательно, эти герои, хоть и находятся в одинаково угнетенном положении, различаются между собой по характерам, методам противодействия. К примеру, Акакий Акакиевич Башмачкин, полностью оправдывая свою говорящую фамилию, был окончательно раздавлен в момент похищения своей «драгоценной» шинели. Из всех униженных и оскорбленных персонажей, он, пожалуй, был самым пассивным.

Именно благодаря своей тривиальности, маленький человек Гоголя считается классическим архетипом данного образа. Он знаком нам по циклу “Петербургские повести”, в частности благодаря “Шинели” и “Запискам сумасшедшего”. История Акакия Акакиевича представлена нам практически как автобиография: мы становимся свидетелями его рождения, мы узнаём место его службы, мы узнаём, как он умрёт. И, как мы видим, жизнь героя не сияет красками, он застрял в своей собственной маленькой вселенной. «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» — это все, что он может сказать в ответ на издевательства. Новая шинель виделась ему единственным смыслом жизни. При размышлениях о ней, «Он сделался как-то живее, даже тверже характером». Его смерть после рокового ограбления – апофеоз ничтожности всей его жизни.

Герой “Записок сумасшедшего”, титулярный советник Аксентий Иванович Поприщин, рассказывает нам историю, до боли напоминающую второсортный романчик современности: обычный офисный работник влюбился в дочь директора департамента, где он служит. Единственное допущение Гоголя, присущее всему циклу – фантастика. Подслушав собачий разговор Фидельки и Меджи, он узнаёт об их мнимой переписке и завладевает бумажками Фидельки, из которых он почерпнёт много нового. Новообретённые знания делают его королём Испании, то есть сводят его с ума.

Таким образом, можно выделить три модели поведения маленького человека Гоголя: уход от реальности, уход в себя и бунт, хотя последний проявляется меньше, чем у других классиков. Его маленький человек замкнут, не уверен в себе и не приспособлен к жизни в обществе. Сначала он представлен нам жертвой обстоятельств, но, вчитываясь в его историю, мы понимаем – он один виновник всех своих бед, что делает его действительно маленьким.

Автор: Александр Кошуба
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Сочинение на тему: Мир маленького человека в повести Гоголя “Нос”

­Мир маленького человека

Петербургские повести Н. В. Гоголя занимают особое место в творчестве автора. Еще юношей он приехал покорять этот мегаполис и столкнулся с суровой школой жизни. Писателю приходилось работать в сложных условиях, совмещать основное занятие с множеством других профессий, чтобы как-то заработать себе на хлеб и выбиться в люди. По этой причине тема “маленького человека” часто встречается в его произведениях.

Сатиристическая абсурдистская повесть “Нос” была написана в 1830-х гг. под влиянием событий, с которыми Гоголь сталкивался ежедневно. В ней он рассказал, как обычный цирюльник Иван Яковлевич с утра обнаружил в хлебе для завтрака нос коллежского асессора Ковалева, который имел обыкновение у него бриться дважды в неделю. С одной стороны, данное стечение обстоятельств кажется абсурдом. С другой стороны, автор со всей уверенностью заявляет, что такое могло произойти с каждым.

Сам асессор, обнаружив пропажу своего носа, не на шутку разволновался. На месте носа у него теперь было совершенно гладкое место, а сам нос преспокойно разгуливал в золотом мундире и шляпе по Петербургу. Он ездил на карете как все люди, молился набожно в Казанском соборе. Все это звучало, по меньшей мере, как абсурд, но Ковалев не терял надежды и отправился к обер-полицмейстеру. В газете отказались печатать такое объявление из страха

быть непонятыми.

Частный пристав заявил, что приличному человеку нос не оторвали бы. Штаб-офицерша Подточина, которая могла быть виной всему этому, напрочь открестилась от такого странного поступка. Когда нос был все-таки найден, Ковалев так и не мог приставить его на место еще некоторое время. Так или иначе, седьмого апреля нос все-таки вновь очутился на своем месте к великой радости асессора. С тех пор цирюльник брил его с особой осторожностью.

В этом произведении автор отчетливо показал как “маленького человека” в обществе ни во что не ставят высшие чины. Эта социально-психологическая проблема всегда была актуальна, поэтому Гоголь неоднократно ее затрагивал в своих Петербургских повестях, например, в “Шинели”, “Портрете”, “Невском проспекте”.

.

ege-essay.ru

  • Сочинения
  • /

  • Литература
  • /

  • Гоголь

Короткие повести Гоголя содержат описание мелких чиновников и незначительных людей, которые занимают незначительное положение и на них не обращают внимание. Они находятся постоянно в унижении и в итоге начинают протестовать. Или мнение к рангу в обществе у них меняется. Это «маленькие люди», незаметные в городской суете Петербурга. У всех героев есть минимальный чин: одеты бедно, характер, позволяющий издеваться, беспрекословно выполнять любые прихоти. Они устали от монотонной, «смешной работы».

нейросеть

У Акакия желание накопить на «новую одежду». Шинель – основная задача на будущее время. Тихий, не заметный служащий департамента. Над ним потешается вся канцелярия, он покорно переносит. На него попадают всякие отходы из окна, все над ним подшучивают, предложения он не договаривает. Боится повторить сказанные фразы. Наконец, покупает долгожданное пальто. После его кражи, он заболевает, впадает в тоску.  Страшно осознавать, что никто не горевал по его уходу и на работе, и в личных делах. Серая жизнь прошла без особых заслуг. Смерть наступила из-за простой вещи, которая тоже не принесла счастья.

Ковалев Асессор пальцами не находит на обычном месте своего носа. В обществе он стал разгуливать как гражданин. Сам герой «обезличивается», не может ходить по проспекту. Его часть лица — Нос стал выше «хозяина».

Чартков завладел богатством и потерял задатки талантливости, не может рисовать. Всё угнетает и давит на нашего героя. Мучительная болезнь приводит к смерти.

Поприщин Аксентий Иванович теряет рассудок, представляя себя в роли царской испанской особы. Дочь начальника не отвечает взаимностью. И у него развивается психическое заболевание.

Пискарев пытается помочь «падшей женщине». После разговора с молодой дамой, чтобы она стала его супругой, остаётся не понятым. Все его серьёзные намерения ей не нужны. Самоубийство – финал произведения.

Тип «маленьких персонажей» Гоголя имеет похожий конец жизни. Нахождение в психиатрической лечебнице, «прозрачная смерть» (будто никогда и не было). Все попытки и стремления достичь повышения материального дохода, осуществить мечту, терпят крах. Каждый день слушают и получают оскорбления и насмешки. Никто вокруг всерьёз их не воспринимает и великих достижений у них нет. Без них обходятся. Их потеря в обществе не видна. Гоголь открыл глаза и показал, что меняется время, а люди такие всегда есть. В их сознание наступает просвет и этот бунт доводит до болезни и кончине.

`

Маленький человек в Петербургских повестях

Маленький человек в Петербургских повестях

Популярные сочинения

  • Сочинение на тему Летний день 3, 5 класс

    Мой летний день начинается в шесть часов утра. Наверное, на первый взгляд такое раннее пробуждение кажется странным, ведь в городе я просыпаюсь намного позже. Однако летом все меняется.

  • Сочинение Рисование — мое любимое занатие, хобби

    У каждого человека есть увлечение, которое служит его отдушиной, позволяет ему расслабиться или, наоборот, зарядиться энергией. Нередко в будущем это превращается в любимую профессию

  • Сочинение Нет худа без добра

    Во все времена люди, так или иначе, стремились к чему-то, стремились что-то делать, что-то создавать, и данное стремление выливалось либо в достижение своей цели, либо в полный провал.

Развитие темы маленького человека в творчестве гоголя

Общая характеристика

В литературоведении термин «маленький человек» рассмотрен достаточно подробно. Как правило, этот персонаж — мелкий чиновник, который становится жертвой издевательств со стороны более самоуверенных или богатых лиц, не ставящих ни во что чужие достоинство и честь. Судьба этих героев плачевна, так, в сборнике из пяти повестей счастливого финала не имеет ни одна. Они или умирают, или заканчивают свои дни в сумасшедшем доме. Гоголь призывает к сочувствию, которое испытывает сам.

Можно выделить следующие особенности темы маленького человека в творчестве Гоголя:

Образ маленького человека в петербургских повестях гоголя

  1. Его герои — люди положительные, добродушные, беззлобные, лишенные подлости, коварства. Безукоризненно честные, думающие, но не понятые современным им обществом.
  2. Судьба оказывается к ним слишком жестокой, ставя перед ними необходимости таких испытаний, которые оказываются им не по плечу.
  3. Никто не готов протянуть руку помощи маленькому человеку, слабому и забитому.
  4. Скромные, незаметные в толпе персонажи, тем не менее, очень импонируют писателю, ведь они чисты в душе и никому не делали зла.

Николай Васильевич призывает вдумчивых читателей обратить внимание на таких людей, которых много в реальной жизни, поддержать их в трудную минуту или хотя бы не издеваться.

При написании сочинения на эту тему следует обязательно указать, что такой тип героев Гоголя оказывается способным к бунту, сопротивлению. В этом и заключается вера писателя в то, что рано или поздно, но справедливость восторжествует.

Специфика Записок сумасшедшего

В 1835 году выходит сборник рассказов «Арабески», в котором печатается повесть «Записки сумасшедшего», позднее текст под измененным заглавием был включен писателем в сборник «Петербургские повести». Первоначальный замысел автора заключался в написании комедийной пьесы, описывающей жизнь чиновничьего класса, однако постепенно первоначальная задумка сменилась более интересной и глубокой идеей.

Главным героем повести является Аксентий Иванович Поприщин, ему 42 года, однако завести семью этому человеку не удалось. Повествование построено в форме дневника этого мелкого чиновника, который детально рассказывает не только о происходящих событиях, но и о своих переживаниях. Вот каким предстает маленький человек в этом тексте:

Тема маленького человека в творчестве гоголя

  1. Это титулярный советник, вся работа которого состоит в абсурдной и ненужной деятельности — заточке перьев. Он не развивается, постепенно тупеет, изо дня в день занимаясь одним и тем же.
  2. Постоянно нуждается в деньгах, вынужден отказывать себе в самом необходимом, при этом очень стыдится нищеты.
  3. Завидует тем, кого жизнь поставила на более высокую планку. Поприщин искренне недоумевает, почему он не может даже позволить себе новую шинель, а его начальник баснословно богат.
  4. Он настолько задавлен своим жалким существованием, что оказывается не способным к любовному чувству. При этом герой гордится своими аристократическими корнями.

Персонаж показан слабым, жалким, сочувствия он не вызывает. Уверенный, что все ему должны лишь за то, что он дворянин по крови, он ничего не делает, не пытается как-то улучшить свое положение. Этот герой действительно мелок душевно, его нельзя назвать отрицательным, однако и положительного ничего нет.

В своих последующих произведениях Гоголь пересмотрит образ, добавит в характеристику «маленького человека» больше человечности, вот почему остальные герои получатся у него более душевными и интересными.

Проблематика Шинели

Именно этот рассказ наиболее подробно изучается в классе, нередко и на дом ученики получают задания, связанные с гоголевской «Шинелью», где тематика «маленького человека» раскрыта с особенной пронзительностью, трагизмом и надломом. Герой с забавным именем — Акакий Акакиевич — и приземленной фамилией Башмачкин — это классическое воплощение образа. Он добр, незлобив, добросовестно выполняет обязанности, экономит из-за бедственного финансового положения.

Несмотря на все свое сочувствие, Гоголь наглядно демонстрирует ограниченность героя. Он терпит насмешки, хотя, казалось бы, стоит всего один раз достойно ответить обидчикам — и они сойдут на нет. Он экономит на всем, ходит на цыпочках, чтобы не снашивать обувь, что смотрится довольно жалко.

Мир маленького человека в петербургских повестях гоголя

Интересно, что рассказ имеет реальную основу. Однажды писатель услышал историю о чиновнике, который загорелся мыслью о покупке ружья. Он длительное время копил деньги и, наконец, приобрел желаемое. Но счастье мужчины было недолгим: на охоте он случайно утопил свою «драгоценность», отчего слег с горячкой и чуть не умер.

Друзья чиновника скинулись и купили ему новое ружье, история реального человека в целом закончилась хорошо, но всегда при напоминании о потере он испытывал легкие недомогания. Эта забавная история и стала первоосновой «Шинели».

Образ главного персонажа

Судьба оказалась жестокой к Акакию Акакиевичу с самого рождения, когда мать героя решила подарить ему экстравагантное имя, которое совпало с именем его отца. Вероятно, писатель прослеживает наследственную связь — персонаж столь же незначителен в обществе, как и его родитель. Не имея знатного происхождения, титулов, больших денег или связей, очень сложно вырваться из своего болота и постараться чего-то добиться.

Основные черты героя таковы:

Проблема маленького человека в петербургских повестях гоголя

  1. Привык довольствоваться малым. Он не жаждет карьеры или славы, доволен тем, что имеет.
  2. Покорен, терпит унижения и насмешки коллег и начальства.
  3. Привык к нищете, экономии, ему и в голову не приходит, что можно как-то преобразовать свою судьбу, попробовать начать что-то новое. Этот человек задавлен тяжестью жизни, сломлен ее испытаниями. Но — и это важно — он не позволяет себе подлости, лжи, коварства, кляузничества. Это честный, хороший и добрый человек, которому попросту не повезло родиться состоятельным дворянином.

Вот почему читать про судьбу Акакия Акакиевича порой бывает непросто, невольно закрадываются мысли о собственном жизненном пути, грядущем, о том, что будет дальше. Его сломала жизнь, но кто от этого застрахован?

Унижение и мщение

Шинель гоголя

При написании эссе или любой другой работы по литературе следует не только раскрыть образ, но и указать, что Башмачкин однажды получил возможность изменить свою жизнь, преобразовать свой мир — сшить новую шинель. Конечно, современному человеку может показаться смешным, что верхняя одежда стала центром существования, но шинель в произведении — это образ-символ, знак надежды на лучшее, который в итоге оказался лишь иллюзией. Обретение и утрата шинели — важнейший элемент произведения, его ключевая проблема.

Башмачкин экономит, изыскивает средства, чтобы воплотить свою мечту в реальность, и, наконец, ему это удается. Почему же Гоголь не завершает свою повести на радостной ноте, зачем предлагает читателю развитие действия? Чтобы показать, что жизнь таких людей, как его ключевой персонаж, полна трагизма.

Столь желаемая и долгожданная шинель утрачена, что и становится причиной отчаяния, а затем — и гибели героя. Однако писатель не готов отказываться от позитивного взгляда на вещи, вот почему в финале произведения появляется образ привидения, пугающего воришек. Это несчастный Акакий Акакиевич после смерти обрел то, на что был неспособен при жизни — способность постоять за себя и доказать свою правоту.

Краткий анализ Невского проспекта

Эта повесть входит в небольшой цикл петербургских повестей, в котором писатель с разных сторон изображает быт и нравы жителей Северной столицы. В самом тексте можно структурно выделить три части. Первая — описание реального города, знакомого каждому его жителю. Во второй автор обращается к иллюзиям, с которыми в причудливой форме переплелась действительность. Наконец, в третьей части Невский проспект уже нарисован метафорически.

В тексте соединились судьбы двух непохожих друг на друга персонажей: художника Пискарева и поручика Пирогова. Их нельзя называть друзьями из-за разницы в жизненных позициях: первый полон трагизма, второй же — персонаж, нарисованный автором с нотками пародии, комедии.

Невский проспект гоголя

Карьерист Пирогов довольно нагл, самоуверен, стремится выслужиться любой ценой, забывая о нравственной составляющей жизни. Он решил предпочесть большие деньги, а не искренние чувства, жаждет ухаживать исключительно за состоятельными женщинами, готовыми обеспечить ему безбедное будущее. Этот герой не вызывает ничего, кроме осуждения, поскольку он готов стать мужем нелюбимой, сознательно отказавшись от самого ценного — дружной семьи. Смысл его существования — карьера, деньги, всеобщее уважение.

Жизнь же наивного художника Пискарева — это подлинная трагедия. Несмотря на «мудрые» поучения Пирогова, его сущность оказывается нравственно чистой, он ищет свою музу, стремится к творчеству, именно поэтому встреча на Невском проспекте с очаровательной брюнеткой оказывается для него подобной смерти.

Красавица, в которую герой искренне влюбляется, оказывается легкомысленной гулящей женщиной, неспособной в полной мере оценить всю глубину его чувств. В результате эта героиня, которую можно охарактеризовать как «маленькая женщина», становится причиной сумасшествия Пискарева: он не в силах пережить того, что «небесный ангел», совершенство — это лишь низменная и примитивная натура.

Тема маленького человека является сквозной в творчестве Николая Васильевича Гоголя, причем писатель с нескрываемым сочувствием относится к своим персонажам, не высмеивая их, а показывая с лучшей стороны. Это добрые, ласковые, готовые любить люди, обреченные на одинокость из-за того, что общество не принимает их. Это подлинная трагедия человеческой души и мироздания в целом.

Н.В. Гоголь — известный русский писатель, чьи работы наполнены рядом вечных проблем. Особое место в творчестве автора занимают «Петербургские повести», наиболее подробно раскрывающие тему маленького человека.

В работе «Невский проспект» читатель знакомится с героем по фамилии Пискарев. Это молодой и талантливый человек, который в скором времени может взлететь на вершину славы в творческой сфере. Художник отличается доверчивостью, скромностью и влюбчивостью.

Его оппонент — Пирогов. Чиновник, довольствующийся небольшой заработной платой, простой и одновременно бессмысленной жизнью. Он ходит активно посещает публичные дома, боится исключительно за себя и место.

Пирогов и Пискарев предстают в качестве друзей, проходящих по проспекту. Однако среди них последний оказывается менее счастливой личностью. Однажды Пискареву повстречалась красивая брюнетка, обитавшая ранее в публичном доме. Молодой человек совершенно забыл обо всем на свете и сконцентрировался на мысли о том, что сможет изменить ее. Герой мечтал увидеть положительные преобразования как результат собственного вмешательства в судьбе героини.

Художник обманулся собственными грезами, в итоге закончил жизнь самоубийством. Пискарев не смог приобщить брюнетку к искусству или направить ее на путь истины. Его планам не суждено было сбыться и из-за того, что он маленький человек. Несчастный проживал в идеализированном мире, где все подчинялось чувству прекрасного. Здесь важно отметить, что Пискарев практически не общался с людьми. Писатель показывает, что смерть героя ничего не изменила в обществе. Это настолько незначительный винтик в механизме вселенной.

Друг молодого человека также оказывается лишь знакомым, который даже не пожелал принять участие в его похоронах. С самого начала своего произведения Гоголь предупреждает:

«О, не верьте этому Невскому проспекту!.. Все обман, все мечта, все не то, чем кажется!». Эти слова передают боль и горечь, ведь маленькие люди не так важны как личная жизнь их друзей.

Пискарев отчаялся далеко не сразу. Некоторое время он тешил себя надеждой, что у его возлюбленной есть одна тайна, о которой она хотела поведать ему во сне. Это, а также рекомендации Пирогова по ведению разгульной и праздной жизни поддерживали существование Пискарева так, словно это был аппарат искусственного дыхания для безнадежно больного пациента.

Герой, что вполне ожидаемо, не смог стать карьеристом, разгуливающим по публичным домам. Он также не реализовался как художник, ведь вера в прекрасное медленно угасала в нем из-за случившегося знакомства. Маленький человек не изменил мир, не преобразовал себя и собственную судьбу.

Ранним утром на проспекте начинает скапливаться толпа. Каждый спешит по своим делам, не уделяя внимание чьей-то смерти. Чиновники с женами, одинокие личности, мечтающие встретить вторую половинку и счастливо прожить с ней, бегут в разные стороны. Гоголь словно изображает муравейник из маленьких людей.

Маленькие люди в литературных произведениях всегда скромны и незначительны. Они склонны чувствовать вину без видимых на то причин. Пискарев стал одним из многих несчастных героев, чья жизнь разбилась из-за необъяснимой и безосновательной идеализации мира. Молодой человек хотел сделать что-то великое и прекрасное, но не рассчитал собственные силы и значимость.

Для Гоголя тема «маленького человека» очень близка потому как он сам некоторое время жил в такой оболочке. Он был вынужден работать мелким чиновником, еле зарабатывая на хлеб. Это позволило ему в полной мере раскрыть тему людей, чья жизнь для остальных не имеет значения. Данную тему уже с другими персонажами будут развивать Герцен, Некрасов, Гончаров и т.д.

  • Образ любови онисимовны в рассказе тупейный художник
  • Обучение пройдено как пишется
  • Образ королевича елисея сочинение 5 класс
  • Обучение пересказу сказок и рассказов вводится в
  • Обучение общественных наблюдателей на итоговое сочинение