Образ медведя в русских народных сказках зачастую отличается от медведя, живущего в природе. Если изучить литературу о животных и их повадках, то медведь предстанет как могучий, сильный и умный хищник, хозяин тайги, царь русских лесов, неуклюжий с виду, но это только с виду. Встретившись с человеком один на один, медведь никогда не нападет первым, если ему или его потомству не угрожает опасность.
В сказках зачастую, наоборот, медведь описывается с диаметрально противоположной стороны, хоть в каждой сказке он предстает по-разному и называют его тоже по-разному.
Медведь в русских народных сказках
Русская народная сказка: «Маша и медведь»
Русская народная сказка: «Медведь и лиса»
Русская народная сказка: «Баба и Медведь»
Русская народная сказка: «Мужик и медведь»
Русская народная сказка: «Три медведя»
Образы медведя из народных сказок
По тому, как называют в сказке медведя, такой персонаж перед нами и предстанет – положительный, отрицательный, глупый, доверчивый, добрый или отзывчивый.
- Имена медведей: Миша, Мишутка, Мишка, Мишенька.
- Имя и отчество: Михайло Потапыч, Михайло Иваныч.
- Уважительное прозвище: Медведюшка-батюшка.
- Насмешливые прозвища: Топтыгин, Косолапый.
Одной из первых известных русско-славянских сказок про медведя является сказка «Медведь-липовая нога». В этой истории медведь описан как злобное хищное животное, которое мстит своему обидчику мужику, лишая его жизни. Сказка поучительная в том плане, что могучее животное необходимо уважать и почитать, в противном случае можно лишиться самого дорогого в жизни.
В других сказках, таких как «Вершки и корешки», «Маша и Медведь» рассказывается о лени, глупости и все той же присущей зверю силе. Медведь ленится, но пытается получить свою долю или заставляет других работать на себя, палец о палец при этом не ударив. Глупость персонажа заключается в том, что его с легкостью обманывают, обладая определенными навыками и знаниями.
Доверчивый, глупый медведь, которого с легкостью обманывают другие, в сказках «Звери в яме», «Лиса и медведь», «Медведь и комар» и даже всем известная с детства «Колобок». Мало того, что в них сказочный герой лишается нажитого, после чего признает свою вину, хоть это не так, но и лишается жизни из-за малограмотности. Такая черта характера зверя описана и в сказке «Теремок» — здесь медведь вдобавок демонстрирует свою не дюжую силу и неуклюжесть.
Удивительное сочетание качеств сила и трусость показана в сказке «Заячья избушка», когда сильный, могучий на первый взгляд зверь оказывается самым настоящим трусом, не способным на достойный поступок.
Но есть русские народные произведения, где люди с почтением выказываются о могучем звере и их тоже немало. «Медведь и собака», «Царевна-лягушка», «Дочь и падчерица» и многие другие. В этих сказках наш мишка сильный, добрый и отзывчивый. Он всегда придет на помощь человеку или другому животному. Медведь здесь не остается наблюдать со стороны на мучения ближнего, а применив силу, данную природой, решит вопрос, поможет пройти все трудности и возьмет слабого под свою опеку.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 101
ГОРОД САРАТОВ
Научно-практическая конференция «ТИМоша»
Исследовательская работа на тему:
« Образ медведя в русских народных сказках
и в современной жизни»
Выполнил: учащийся 4 «А» класса
Кобзев Никита
Научный руководитель: Вашунина Ирина Владимировна
2015-2016 учебный год
Содержание
1. |
Введение………………………………………………………….. |
3 |
2. |
Образ медведя в русских народных сказках |
|
Из истории (о медведе) |
3 |
|
Имя |
4 |
|
|
4 |
|
Образ медведя в русских народных сказках |
5 |
|
Анализ учебника «Литературное чтение» |
6 |
|
Анкетирование |
7 |
|
3. |
Медведь и современность |
7 |
Олимпийский мишка |
7 |
|
Герб |
8 |
|
Единая Россия |
8 |
|
Фамилия Медведев |
||
4. |
Заключение……………………………………………………….. |
8 |
5. |
Источники информации..……………………………………….. |
9 |
6. |
Приложения……………………………………………………… |
10 |
Предмет исследования – медведь.
Гипотеза: возможно, характер медведя олицетворяет характер России.
Цель – выяснить, почему образ медведя символичен.
Задачи:
-узнать, откуда появилось слово «медведь»;
-познакомиться с историей появления медведя в русских народных сказках;
-узнать, в каких народных сказках присутствует медведь;
-проанализировать, знают ли мои одноклассники сказки о медведях, и имеется ли такая игрушка дома;
-установить, актуален ли образ медведя в наши дни.
1.Введение
Меня с детства окружают русские народные сказки. Самые первые сказки мне рассказала моя мама. Когда я научился читать, я сам стал читать сказки. У меня дома много книг, некоторые остались от мамы, часто мне дарят сказки на день рождения. В школе мы читаем сказки на кружке «Книгочей». На кукольном кружке мы ставим спектакли по русским народным сказкам и показываем их на школьных праздниках ученикам начальных классов и дошкольникам. На уроках литературного чтения мы тоже знакомимся со сказками, и я захотел провести исследование на тему «Образ медведя в русских народных сказках и в современной жизни». В своей работе я хотел бы подробнее познакомиться с русскими народными сказками, со сказочными героями на примере медведя.
2.Образ медведя в русских народных сказках
Из истории (о медведе)
Медведь – герой русских народных сказок. Михаил Потапыч, Михаил Иваныч, Топтыгин, Миша…
Большой косолапый медведь пользовался заслуженной популярностью в старину за свою необузданную силу и сноровку. Это только на первый взгляд медведь кажется неуклюжим. Наши предки, которые с этим лесным жителем виделись чаще, чем мы, хорошо знали о его ловкости и необыкновенной прыти, о его умении ловить рыбу в реке и залазить на деревья, несмотря на внушительные размеры. А кто из нас не знает о его любви к меду и ягодам?
Медведь очень многозначный символ у многих народов. Корень «мед», медиа означает «середина, центр бытия». Греки называли медведя арктос. Отсюда Арктида и современная Арктика, то есть земля медведей. Населяли ее гипербореи, то есть славяне — носители энергии жизни в виде Слова. И символом славян был медведь. По-болгарски медведь значит «меч». Сказочный меч-кладенец символизирует власть медведя. И опять же не случайно в сказке о трех дворцах медный дворец охраняют львы — символ гордыни, серебряный — волки, символизирующие страх, который нужно преодолеть герою. А золотой дворец охраняют медведи.
У наших предков столетиями существовали культ медведя. В их основе лежала вера людей в родственную связь с животными. К медведю относились как к предку рода, о нем слагали предания, сказки и песни, его изображали на амулетах и ему подражали в танцах.
Имя
Медведь – единственное животное, не имеющее собственного имени в русском языке. Это связано с запретом произносить имя священного животного. Мед-вед – тот, кто ведает (знает) мёд. В русских сказках его называют почтительно «Хозяином» ( сказка «Дочь и падчерица»), или насмешливо: «Всех давишь», «Всем пригнётыш» (сказка «Теремок»), «При берлоге валень», «Лесной гнёт» (сказка «Терем мухи»), «Медведюшко-батюшко» (сказка «Мужик и медведь»), «Косолапым» (сказка «Колобок»), а ещё чаще – по имени, отчеству и фамилии: «Михайло Потапычем» (сказка «Три Медведя»), «Михайло Иванычем» (сказка «Кот и лиса», «Зимовье зверей») и, ласково, «Мишей» (сказка «Шабарша»).
У медведя русский характер
У медведя русский характер. Он — силен, свиреп, страшен, но не так уж и смел — во всяком случае, здесь он уступает волку. Есть и поговорка: «Не дал Бог медведю волчьей смелости, а волку медвежьей силы!». И ленив он («Силен медведь, да в болоте лежит»), и вороват… Силен, но прямолинеен, туповат… Сказочного медведя легко провести. Словом, добрый, сильный, недалекий, неуклюжий. Медвежья услуга — то, чем Топтыгин может удружить тем, кому он благоволит. А кому нет — задерет, загрызет, заломает…
Медведь очень похож на человека. У него человечьи ступни и пальцы, он умывается, любит своих детей, радуется и горюет, как человек, понимает человеческую речь и сам иногда говорит, а также постится весь Рождественский пост, т.е. сосет лапу. Как и люди, он неравнодушен к меду. Доказательство человеческого происхождения медведя охотники видят в том, что на медведя и на человека собака лает одинаково, не так, как на других зверей.
Образ медведя в русских народных сказках
В сказках о лесных обитателях медведь представляется «лесным воеводой», «хозяином леса». Он имеет силу, власть, но в то же время мы видим его легкомыслие, простодушие, ограниченность кругозора, злобу. Его опасаются все звери, но чаще всего он бывает ими обманут. Доверчивость медведя мы можем увидеть в сказке «Звери в яме», медведь поверил лисе, что она потихоньку ест свои внутренности, распарывая себе живот, тогда он распорол свой живот и умер. Но этого могло бы не случиться, если бы он знал, что нельзя есть самого себя. В сказке «Лиса-повитуха» показана глупость и доверчивость медведя. Находчивая лисица обманула медведя: съела весь запас мёда, да ещё и заставила самого хозяина признаться в том, чего он не совершал.
В русских сказках о животных медведь часто сталкивается с человеком: «Медведь – липовая нога», «Мужик и медведь», «Маша и медведь». Сказка «Медведь – липовая нога» является самой древней из русских сказок о медведе. В ней рассказывается о том, как мужик в борьбе с «хозяином» отрубает медведю лапу и за это зверь мстит ему: находит его и съедает. Здесь Медведь представляется страшным, жестоким, мстительным зверем, который никогда не прощает обиды: он мстит по правилам родового закона: око за око, зуб за зуб. Его мясо старик со старухой собираются съесть, и он их съедает, хотя у славян медведь сам не нападает на человека, а опасность он представляет собой только тогда, когда человек сам тревожит его: преследует, ранит, угрожает его семейству. Медведь в этой сказке предстаёт как вещее существо. Сказка учит почитать зверя.
В более поздних сказках медведь представляется глупым и доверчивым, совершенно не знакомым с крестьянским бытом «соседом» человека: с ним можно договориться, его можно перехитрить. Например, «Маша и медведь» (рис. 3) или «Мужик и медведь», где медведь играет роль помещика. Он хозяин леса, обладает большой силой и богатой шубой, очевидно, потому ему отвели такую роль. Эти сказки описывают жизнь неволи русского народа, период крепостного права. Тогда крестьяне платили оброк (половину поля пшеницы) и отрабатывали барщину (работали в доме медведя, иногда она длилась по 6 дней). Медведь решал, когда отпустить Машу и сколько содрать с мужика. В связи с этим становится понятной не только трудная жизнь, когда-то вольного русского народа, но и почему медведя постоянно пытались обхитрить, да еще и затравить собаками. Чаще всего в русских сказках помещик всегда глупее мужика, тем же умом наделен и образ помещика – медведь. Однако в волшебных сказках «Царевна – лягушка», «Дочь и падчерица», «Шабарша» мы наблюдаем, что медведь проявляет себя как добрый животный персонаж, выступает помощником человека: советует, помогает пройти испытания и т.д. Так в сказке «Дочь и падчерица» (рис. 4) медведь отпускает с подарками работящую девушку, выступая, тем самым, символом добрых сил природы, которые ценят трудолюбие и честность.
Анализ учебника «Литературное чтение»
На кружке «Книгочей» мы провели исследование, сколько народных сказок включено в учебники «Литературное чтение», в которых героем является медведь:
а) в первом классе одна русская народная сказка «Кот и лиса» (рис. 6);
б) во втором классе русская народная сказка «Мужик и медведь» (рис. 7);
в) в третьем и в четвёртом классе русских народных сказок очень мало и медведя там нет (рис. 8).
Я считаю, что в наших учебниках по литературному чтению очень мало сказок и предлагаю включить в них побольше русских народных сказок.
Анкетирование
Чтобы узнать, знакомы ли мои одноклассники с мишкой, как он популярен, я провёл анкету.
Анкета
Вопросы |
да |
нет |
|
1 |
Есть ли у вас игрушка Мишка? |
22 |
2 |
2 |
Была ли игрушка мишка у твоих родителей? |
18 |
6 |
3 |
Положительный или отрицательный персонаж по вашему мнению медведь в русских народных сказках? |
24 |
— |
4 |
Знаете ли вы сказки, где героем является медведь? |
24 |
— |
Итоги анкеты: Игрушка мишка есть у 22 учащихся моего класса, это составляет 92%. У родителей в детстве тоже были мишки (75%). Все мои одноклассники считают медведя положительным героем в русских народных сказках (100%). Сказки с участием медведя читали все.
3.Медведь и современность
Образ медведя используется не только в фольклоре, но и в современной жизни. Ему установлены памятники, он есть на гербах городов, мишка являлся эмблемой политической партии и символом спортивных олимпиад.
Олимпийский мишка
Мишка был символом XX олимпийских игр, проходивших в Москве в 1980 году. Придумал его художник Виктор Чижиков (рис. 10). Еще задолго до начала Олимпиады, в 1977 году, в передаче «В мире животных» телеведущий Василий Песков провел опрос телезрителей. Большинство из наших сограждан отдали свои голоса за медведя, как истинно русского животного. Поэтому было принято решение, что талисманом Московской Олимпиады должен быть косолапый Мишка (рис. 9).
В зимнюю олимпиаду в 2014 году в Сочи символом стал брат нашего лесного медведя — белый медведь.
В Ленинском районе города Саратова в сквере по проспекту 50 лет Октября 2 февраля 2016 года открыли «Сказочную аллею». Гостей сквера встречали снежные сказочные фигуры. Нашу школу представлял Олимпийский мишка.
Герб
Медведь изображается на гербах многих российских городов. В Перми ему даже поставлен памятник. Как шутят создатели, чтобы иностранцы не сомневались, медведи по улицам России действительно ходят (рис. 11). А в Норильске медведь не только изображен на гербе с ключом от города в лапах, но и стал живым символом города в виде маленького медвежонка. Изображен медведь и на гербах Хабаровска, Екатеринбурга, Сыктывкара, Ярославля (рис. 13) и других российских городов, потому что этого зверя любят и почитают.
Живой символ Ярославля – медведица Маша уже четверть века живёт самом центре города в историко-архитектурном музее-заповеднике (рис. 15).
— Маша обычно отправляется в свою «берлогу» с 1 по 10 декабря, — рассказала заведующая отделом информации музея-заповедника Мирослава Стецюк. – За неделю до этого она начинает отказываться от еды. Но в этом году медведица продолжает с удовольствием закусывать овощами и рыбой. За последние десять лет Маша точно впервые в конце декабря еще не спит!
Из газеты «Комсомольская правда» за 30 декабря 2015 года я узнал, в Саратовском Горпарке из-за аномального тепла проснулась медведица Мася. Каждый день вылезала из норы, чтобы поесть. Ела, возвращалась обратно. По словам сотрудников, причин для беспокойства нет. Выход из спячки в такую аномально теплую погоду для медведей — явление ожидаемое и отрицательно на них никак не сказывается.
Памятник медведю поставлен в Ярославле. Бронзовый медведь воплощает не только символ России, но и самого города. «Символ России, легенда Ярославля» – именно эта надпись значит на огромном камне, на котором и стоит черный бронзовый медведь, словно желая шагнуть вперед. Каждый час Богоявленская площадь оглушается раскатистым ревом этого медведя (рис. 14).
Памятник медведю стоит и в Перми. Медведь является символом города и изображен на гербе Перми. У местных жителей и гостей Перми существует поверье о том, что если загадать желание и потереть медведю нос — оно непременно сбудется (рис. 12).
Единая Россия
Для наших предков, медведь – символ предусмотрительности, страж и хранитель домашнего очага, он является символом русского характера в России.
Медведь стал эмблемой политической партии «Единая Россия» (рис. 17). Вот как о нем сказал президент РФ Владимир Владимирович Путин: «Может быть, быку и не позволено, но хочу вам сказать, что медведь ни у кого разрешения спрашивать не будет… Вообще, он, медведь, считается у нас хозяином тайги, и он не собирается — и я знаю это точно — куда-то переезжать в другие климатические зоны, ему там неуютно. Но тайги он своей никому не отдаст, я думаю, что это должно быть понятно» (рис. 19).
Фамилия Медведев
Много в России людей с фамилией Медведев. Такую фамилию носит бывший президент Российской Федерации, а в настоящее время премьер министр нашей страны Дмитрий Анатольевич Медведев.
Премьер-министр России Дмитрий Медведев сделал роскошный подарок Филиппинам к саммиту Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Бронзовый медведь весом 530 килограммов стал символом партнерства стран
Он создан российским скульптором Виталием Шановым из патинированной литой бронзы. Подарок премьер-министра был помещен на почетное место в Саду скульптур форума АТЭС. Там выставлены все художественные произведения, подаренные странами участницами саммита (рис. 18).
В нашей школе два учителя имеют такую фамилию. Это учитель начальных классов Медведева Ольга Сергеевна и учитель математики Медведева Марина Михайловна. Мне стало интересно, сколько учащихся нашей школы имеют такую фамилию. Оказалось всего один ученик. Есть у нас в школе ученики с фамилиями, образованными от названий животных и птиц: Воронины (2 ученика), Сорокины (2 ученика), Лебедевы (2 ученика), есть у нас Мамонтова, Журавлёв, Ежов, Орлова, Скворцова, Баранова, Соловьёв, Куницын, Соколов, Сомова и даже два Пауковых.
Заключение:
Любимый герой русских сказок – Медведь. Проведя анализ сказок, я выяснил, что больше всего в них описывается сила, мощь зверя, но в то же время ему присущи легкомыслие, простодушие, ограниченность кругозора, злоба.
Образ медведя — один из ярких образов в русском фольклоре и российской символике. Жители России воспринимают этого зверя как воплощение силы, мощи, величия русского духа. В наши дни образ медведя получил новое значение и остаётся любимым героем.
Вывод:
-в ходе исследования я установил, что у медведя русский характер;
-он присутствует во многих русских народных сказках;
— образ медведя актуален в наши дни.
-в наших учебниках мало русских народных сказок с участием медведя. Моё предложение: включить в учебники по литературному чтению побольше русских народных сказок.
Литература
- Мифологический словарь/Гл. ред. Мелетинский Е.М. — М.: Советская энциклопедия, 1990.
- Русские сказки: Сборник А.Н.Афанасьева. – М.: Худож. лит.,1987
- Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов/ Н.М. Шанский, Т.А. Боброва. — 7-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2004.
- http://mifolog.ru/books/item/f00/s00/z0000038/st034.shtml
- http://fictionbook.ru/author/varvara_zelenec/varvara_i_zolotaya_baba/read_online.html?page=7
6.(http://ten2x5.narod.ru/biblio/st_kosolap.htm)
Приложение
Сценка «Коза и Медведь»:
КОЗА: А ну, Топтыгин, шаркни ножкой,
Повесели гостей немножко!
МЕДВЕДЬ: Давай, Коза, покажем,
Как мы поем и пляшем!
КОЗА: Выходи плясать, Медведь,
Я частушку буду петь!
МЕДВЕДЬ: Ты, когда поешь, Коза,
Не закатывай глаза.
Петь ты не умеешь,
Не поешь, а блеешь!
КОЗА: Да ты, Мишенька-медведь,
Сам-то не умеешь петь.
Ты тугой на ухо,
Ни голоса, ни слуха!
МЕДВЕДЬ: Хватит нам браниться,
Давай-ка мириться!
КОЗА: Ах ты, Мишка дорогой!
Ведь не ругались мы с тобой.
МЕДВЕДЬ: Мы с тобой шутили,
Народ веселили!
МЕДВЕДЬ: Веселей, Коза, пляши,
Твои ножки хороши!
КОЗА: И твои кривые
Тоже не плохие!
1
Образ медведя в русских народных сказках Над проектом работали: Кухарь Валерия, Соколова Ангелина, Макарова Влерия.
2
Во II части работы проводим анализ сказок сравниваем главного героя
3
« Мужик и медведь» В сказке «Мужик и медведь», где медведь хочет получить весь урожай мужика, не приложив к этому никаких усилий. Медведь не знает, что такое репа и как её использовать и не считает нужным уточнить это у мужика. В этом и видна его глупость и лень.
4
« Маша и медведь» «А если уйдёшь от меня, — говорит, — всё равно поймаю и тогда уже съем!» Здесь медведь показывает не только свою силу и мощь, но и ещё заставляет маленькую девочку бесплатно работать на себя, насильно удерживая её в неволе.
5
Медведь- липовая нога В сказке «Медведь липовая нога» из-за воровства медведь лишается ноги, но он не только не перестаёт воровать, но и идёт мстить старику и старухе и убивает их. Здесь мы видим лень и жестокость медведя, его силу.
6
В сказке «Медведь и лиса» показана глупость и доверчивость медведя. Мало того, что лиса съела весь мёд, обманула медведя, так он ещё и сам повинился в том, чего не совершал.
7
Конечно, есть сказки, в которых медведь проявляет положительные качества, например, в сказке «Медведь и собака» медведь пожалел собаку, накормил её и помог выжить в лесу и вернуться домой. Но таких сказок мало.
8
Вывод: Проведя анализ сказок, мы выяснили, что больше всего в них описывается сила, мощь зверя, но в то же время мы видим его легкомыслие, простодушие, ограниченность кругозора, злобу.
9
Сказки учат почитать зверя… Проведя анализ сказок, мы выяснили, что больше всего в них описывается сила, мощь зверя, но в то же время мы видим его легкомыслие, простодушие, ограниченность кругозора, злобу.
10
Опрос. 1 вопрос: Назовите русские народные сказки, где главным героем является медведь 1 вопрос: Назовите русские народные сказки, где главным героем является медведь 2 вопрос: Перечислите положительные и отрицательные качества медведя в русских сказках 2 вопрос: Перечислите положительные и отрицательные качества медведя в русских сказках 3 вопрос: Какие ассоциации возникают, когда слышите слово медведь? 3 вопрос: Какие ассоциации возникают, когда слышите слово медведь?
11
Результаты анкетирования: перечислить названия русских сказок о медведе. перечислить названия русских сказок о медведе. Называли всего 6 сказок. «Три медведя», «Медведь и лиса», « Маша и медведь», « Вершки и корешки», « Колобок», « Медведь и лиса» Называли всего 6 сказок. «Три медведя», «Медведь и лиса», « Маша и медведь», « Вершки и корешки», « Колобок», « Медведь и лиса» 2. На вопрос назвать положительные и отрицательные качества медведя. 2. На вопрос назвать положительные и отрицательные качества медведя. Добрый, храбрый. Добрый, храбрый. Злой, ленивый, агрессивный, яростный, гневный. Злой, ленивый, агрессивный, яростный, гневный. 3. На вопрос какие ассоциации возникают со словом медведь ответили: Дети: большой, добрый, грозный, спит в берлоге. Взрослые: злой, страх, паника.
12
Спасибо за внимание!
И. И. Шишкин, К. А. Савицкий, 1889 год.
Само слово медведь («едящий мёд») является славянской инновацией, заменившей корень, который можно лишь реконструировать на основании данных других индоевропейских языков.
Медведь, в представлении древних славян, обладал целым рядом уникальных свойств. Он был способен снимать злые чары, напущенные на скот, и поэтому считался покровителем скотоводства. В языческой символике медведь олицетворял умение быть хозяином мира, «хорошим семьянином, учителем, воспитателем… схоронником (хранителем запасов), купцом».
Поэтому чаще всего этот символ изображался на мужских талисманах. Знак «медвежьи уши» — символ внимательности в язычестве, а «след медведя», как символ охотника, вышивали на мужских рубахах.
Знаки медведя.
Сибирские старожилы ещё в конце 19 века продолжали звать медведя «хозяином». Сохранились различные поверья, например, в леса не брали беременных: если ей встретился медведь, он обязательно её изорвет, убив в утробе будущего охотника. Сохранились и приметы: «если зверь долго не залезает в берлогу, то зима будет длинной», а также особенность этого животного подчеркивалась связью с календарем: половину зимы медведь спит на одном боку, половину — на другом. Сохранилось поверье, что хозяин тайги имел человеческое происхождение, ввиду того, что имел глаза, ступни и пальцы как у человека. По народному поверью, медведь даже постится весь Рождественский пост — сосет лапу.
Охотники обосновывали человеческое происхождение медведя тем фактом, что собака одинаково лает на человека и медведя. Ряженый-медведь продолжал быть частью свадеб у русского народа, так как оставался символом многодетности и плодородия, богатства молодых.
В связи с этим невеста и жених сидели на шкурах этих животных. Более того, на Масленице вплоть до Великой Отечественной войны водили живых обученных медведей.
П.Ф. Каверзнев «Ряженые». Вторая половина 19 века.
Медведь является персонажем русских народных сказок, анализ которых раскрывает картину образа медведя в сознании русского народа. Сказочный образ медведя в русской сказке неоднозначен. Где-то он является сильным и справедливым защитником слабых («Медведь и собака»), где-то легкомыслен, ограничен и простодушен («Мужик и медведь», «Медведь и лиса»). Также он имеет «роль помощника и дарителя».
В некоторых сказках, медведь является похитителем, испытанием для героев. В сказке «Маша и медведь» зверь похищает девочку, заставляет её работать. Другие сказки, например, «Медвежье ушко», которое повествует о рождении героя от человека и медведя, выражают «брачную» роль медведя, который иногда может превращаться в человека. В подобных сказках медведь выполняет роль испытания для девочки, которая, преодолевая трудности, становится «красной девицей», то есть девушкой на выданье. Например, в сказке «Про медведя и трех сестер, медведь требует демонстрировать брачные способности ткачества: «Девица, девица, садись за красеньци.
Выткёшь — замуж возьму, не выткёшь — голову отсеку». Медведь как символ плодородия, помогают женщинам развивать свою женскую природу, становиться женами и матерями.
Медведь является персонажем русских народных сказок, анализ которых раскрывает картину образа медведя в сознании русского народа. Сказочный образ медведя в русской сказке неоднозначен. Где-то он является сильным и справедливым защитником слабых («Медведь и собака»), где-то легкомыслен, ограничен и простодушен («Мужик и медведь», «Медведь и лиса»).
Также он имеет «роль помощника и дарителя». В некоторых сказках, медведь является похитителем, испытанием для героев.
В сказке «Маша и медведь» зверь похищает девочку, заставляет её работать. Другие сказки, например, «Медвежье ушко», которое повествует о рождении героя от человека и медведя, выражают «брачную» роль медведя, который иногда может превращаться в человека. В подобных сказках медведь выполняет роль испытания для девочки, которая, преодолевая трудности, становится «красной девицей», то есть девушкой на выданье. Например, в сказке «Про медведя и трех сестер, медведь требует демонстрировать брачные способности ткачества: «Девица, девица, садись за красеньци. Выткёшь — замуж возьму, не выткёшь — голову отсеку». Медведь как символ плодородия, помогают женщинам развивать свою женскую природу, становиться женами и матерями.
После принятия христианства, отношение к медведю как к сакральному животному стало вытесняться, в связи с искоренением язычества на территории Руси. Однако, отношение христианства к медведю не столь однозначно. Для полного понимания этого вопроса, К. Войцеховска в статье «Лютый зверь и образец заботливости: образ медведя в Библии и апокрифах», делает попытку истолковать библейский образ медведя.
В Библии медведь (речь идет о сирийских медведях) упоминается не часто: несколько раз в Ветхом Завете, и один — в Новом Завете. Одним из таких упоминаний является 4 Цар 2:23-24, где пророк Елисей проклинает детей, которые насмехнулись над ним, и тогда вышли два медведя и растерзали их. Здесь медведи предстают как орудие суда Божьего. Медведь в видении пророка Даниила (Дан 7:1 и посл.) имеет разные истолкования. «И вот, ещё зверь, второй, похожий на медведя (или медведицу, так как древнееврейское слово dob, «медведь», может обозначать и самку, и самца, из чего некоторые исследователи делают вывод, что это животное объединяет диаметрально противоположные качества, например, божественную и демоническую силы). Здесь медведь — одно из агрессивных животных — врагов Божьего народа, и олицетворяет Мидо-Персию. В этом контексте, К. Войцеховска отмечает, что персидский царь Кир изображался в иконографии верхом на медведе. В Откровении Иоанна Богослова «медвежьи лапы» также являются частью «зверя». Интересным представляется упоминание К. Войцеховска о понимании некоторыми исследователями смысла пророчества пророка Даниила о четырёх зверях, где все звери появляются одновременно и могут служить символами современных четырёх государств, одним из которых является Россия/ Советский союз — медведь. «И вот ещё зверь, второй, похожий на медведя, стоял с одной стороны, и три клыка во рту у него, между зубами его; ему сказано так: «встань, ешь мяса много!» Однако не только хитрость и жестокость олицетворяет медведь. В книге пророка Исайи медведица — олицетворение спокойствия: «И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому». Во 2 книге Царств медведица, с одной стороны, раздражена, а с другой — готова защищать своих детенышей, что может служить примером положительной символики, в связи со сравнением её с Богом: «И продолжал Хусий: ты знаешь твоего отца и людей его; они храбры и сильно раздражены, как медведица в поле, у которой отняли детей, и отец твой — человек воинственный; он не остановится ночевать с народом». В дальнейшем, медвежата, выходящие из пещеры, стали символом воскресения Христа.
Серафим Саровский, кормящий медведя.
В русской православной церкви изображение медведя присутствует на иконах. В житии святого Серафима Саровского, жившего в конце XVIII — начале XIX вв., повествуется, что не раз видели, как старец из рук кормил огромного медведя, служившего ему.
«Одна монахиня пришла к святому Серафиму и увидела, что он сидит близ своей кельи на обрубке дерева, и подле него стоит огромный медведь. Она так и обмерла от страха и закричала во весь голос: „Батюшка! Смерть моя!“ и упала. Старец Серафим, услышав её голос, ударил медведя легонько и махнул ему рукой. Тогда медведь, как разумный, тотчас пошёл в ту сторону, куда показал о. Серафим, в густоту леса. Монахиня, видя всё это, трепетала от ужаса. Старец Серафим подошёл к ней и сказал: „Не ужасайся, не пугайся!“ Она все-таки продолжала кричать: „Ой, смерть моя!“ На это старец отвечал: „Нет, матушка, не смерть, и смерть от тебя далеко. А это радость!“ И затем он повёл её к той самой колоде, на которой сидел прежде. Помолившись, он посадил монахиню на колоду и сам сел. Не успели они сесть, как вдруг тот же самый медведь вышел из чащи леса, подошёл к св. Серафиму и лёг у его ног. Монахиня, видя такого страшного зверя вблизи себя, была сначала в большом страхе и трепете. Отец же Серафим обращался с ним без всякого страха, как с кроткой овечкой, и даже стал кормить его из своих рук хлебом. Тогда и монахиня стала мало-помалу приободряться. Лицо великого старца было в это время особенно чудно. Оно было светло, как у ангела, и радостно»Статья «Преподобный Серафим и дети / Серафим кормит медведя» дата обр. 09.07.16. Этот сюжет стал распространен как олицетворение христианской любви и милосердия, способных «приручить» даже опасного зверя.
М. В. Нестеров Юность преподобного Сергия, 1892—1897.
В житии святого Сергия Радонежского на медведе также проявляется милосердие и любовь святого. Однажды святой пожалел огромного медведя, слабого от голода и принес ему хлеба. Медведь мирно съел угощение и стал навещать святого Сергия с этих пор, а потом стал ручным.
Несмотря на неоднозначное отношение церкви к образу медведя, элементы культа медведя сохранились в обрядах, приметах, творчестве славян и после крещения Руси. На Руси верили, что нечистая сила не может принимать облик медведя. «Медведь от Бога», — говорили крестьяне Олонецкой губернии. А в украинской легенде «старый дед» обращает человека и делает его сначала богом, потом медведем.
Интересным представляется шуточное название медведя крестьянами: «Лесной архимандрит». Сохранилось поверье, что медведь снимает порчу с дома и со скота. Поэтому, в некоторых русских деревнях существовал «обряд вождения медведя вокруг деревни, направленный на очищение полей и, соответственно, на обеспечение хорошего урожая». Медведя воспринимали как символ здоровья и силы, и наделяли его продуцирующей силой. Поэтому медведь был важным образом на свадьбах. Жениха и невесту нередко в песнях звали «медведь» и «медведица». Молодых часто сажали на шкуры медведей, а также они могли провести первую брачную ночь на шкурах этого животного.
Источник:
https://imperium-ross.livejournal.com/53225.html
IMPERIUM_ROSS.