Образ михаила бальзаминова сочинение

Обновлено: 09.01.2023

Все мы ищем лучшей жизни, стремимся к счастью. Но правильное ли у нас представление о счастье? Островский на примере Бальзаминова показывает нам искаженное мерками общества представление о счастье и идеальной жизни. Герои называют богатую невесту своим счастьем. Но автор заставляет нас задуматься – а в деньгах ли счастье?

В данной пьесе автор поднимает тему маленького человека. Бедному неумному Бользаминову приходится выживать в московском обществе. А единственный способ быть признанным – это быть богатым, поэтому он ищет себе обеспеченную невесту.

Островский жалеет Бальзаминова, поскольку тот наивен как ребенок, прост в своих суждениях и не находит общего языка с тем миром, в котором ему приходится существовать.

Но при этом Островский не осуждает Бальзаминова за его чванливость, себялюбие и упрямство.

Конфликт.

Причина конфликта – бездействие Бальзаминова. Он только мечтает о счастье, а ничего для этого не делает, только ходит и ждет счастливого случая.

Экспозиция знакомит нас с пространством и немного характеризует героев. Заканчивается она в 1 картине, 4 явлении, когда автор представляет нам почти всех героев и заявляет их взаимоотношения.

Мы узнаем, что герой небольшого ума, что хочет жениться на богатой и в этом видит счастье всей своей жизни.

Кульминация находится во 2 картине, 7 явлении.

Итог урока

А.Н. Островский открыл незнакомую зрителю страницу, выведя на сцену нового героя – купца. До него русская театральная история насчитывала лишь несколько имен. Драматург внес огромный вклад в развитие русского театра. Его творчество, продолжая традиции Фонвизина, Грибоедова, Пушкина, Гоголя, отличается новаторством в изображении героев, в языке персонажей и в поднятых социально-нравственных проблемах.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.002)

Файлы: 1 файл

Разбор пьесы.docx

  • За недобрым пойдешь – на беду набредешь. За худым пойдешь – худое наедешь. Не ищи беды – беда сама тебя сыщет.
  • За пчелой пойдешь – до меду дойдешь, за жуком пойдешь – до навозу дойдешь.
  • За чем пойдешь, то и найдешь. Кто за чем пойдет, то и найдет.
  • Кто за худым пойдет, тот добра не найдет
  • За худом пойдешь – не добро найдешь.

Пьеса доказывает смысл пословицы. Бальзаминова не волновали душевные качества его невесты, для него главным критерием было ее благосостояние. Это недоброе, расчетливое, корыстное желание. Вот и нашел он богатую, но скверную (недобрую) жену.

На протяжении пьесы название повторяется дважды. Автор вкладывает эти слова в уста Бальзаминовой в начале:

Бальзаминова. Говорят: за чем пойдешь, то и найдешь! Видно, не всегда так бывает. Вот Миша ходит-ходит, а все не находит ничего. Другой бы бросил давно, а мой все не унимается. Да коли правду сказать, так Миша очень справедливо рассуждает: «Ведь мне, говорит, убытку нет, что я хожу, а прибыль может быть большая; следовательно, я должен ходить. Ходить понапрасну, говорит, скучно, а бедность-то еще скучней». Что правда то правда. Нечего с ним и спорить.- 1 картина, 1 явление.

А в конце их произносит Красавина:

Красавина. А то вот еще есть пословица. Ты долго за невестами ходил?

Красавина. А пословица-то говорит: «За чем пойдешь, то и найдешь».

Это является своеобразной закольцовкой композиции. Также это служит символом, что ничего в обществе, в мире не изменилось от того, что Бальзаминов женился на Белотеловой. Мы понимаем, что сегодня у них праздник, а с завтрашнего дня все пойдет своим чередом.

Пояснение сюжета понадобилось автору в названии, так как данная пьеса является заключительной частью трилогии о Бальзаминове. В предыдущих пьесах автор рассказывал нам о неудачах Бальзаминова в поисках невесты. Для того чтобы заинтриговать читателя, уже знакомого с этим героем, Островский вносит в название этот намек окончание метаний главного героя.

Эту пьесу можно отнести к зрелому периоду творчества Островского. Так как к моменту написания этой комедии, Александр Николаевич был уже очень известным и уважаемым писателем.

Глубоко возмущенный, но лишенный возможности публично обжаловать заключение Литературно-театрального комитета, Островский приходит к мысли о том, что дальнейший его честный писательский труд для сцены невозможен.

На защиту писателя выступила прогрессивная пресса; инцидент получил общественную огласку.

В московском Малом театре премьера состоялась 14 января 1863 года. Роли исполняли: Бальзаминов – А. А. Рассказов, Бальзаминова – Н. В. Рыкалова, Красавина – С. П. Акимова, Чебаков – В. А. Дмитревский, Белотелова – А. И. Колпакова, Анфиса – В. В. Бороздина, Раиса – А. И. Колосова, Матрена – X. И. Таланова.

Все мы ищем лучшей жизни, стремимся к счастью. Но правильное ли у нас представление о счастье? Островский на примере Бальзаминова показывает нам искаженное мерками общества представление о счастье и идеальной жизни. Герои называют богатую невесту своим счастьем. Но автор заставляет нас задуматься – а в деньгах ли счастье?

Еще Островский затрагивает тему выживания в обществе – каждый выживает как может: Бальзаминова пытается женить сына, Красавина пытается сосватать Белотелову, Чебаков хочет украсть богатую невесту, Пеженовы мечтают сбежать из дома.

Островский жалеет Бальзаминова, поскольку тот наивен как ребенок, прост в своих суждениях и не находит общего языка с тем миром, в котором ему приходится существовать.

Но при этом Островский не осуждает Бальзаминова за его чванливость, себялюбие и упрямство.

Бальзаминова. Ничего-то ты в жизни не сделаешь!

Бальзаминов. Отчего же, маменька?

Бальзаминова. Оттого что не умеешь ты ни за какое дело взяться. Все у тебя выходит не так, как у людей.

Я считаю, что в наше время эта тема актуальна, так как деньги и связи играют в нашем обществе большую роль. Большинство людей и в наше время живут по принципам героев Островского.

Внешний конфликт – конфликт Бальзаминова и Красавиной; внутренний – несоответствие запросов героя и его социального статуса. Выражается он в несоответствии реальности и того, каким он себя воображает. Ходил за деньгами – их и нашел, а думал, что ходил за счастьем.

Внутренний конфликт неразрешим, так как общество не поменяет своих принципов, и сам Бальзаминов не хочет менять своих, а пытается подстроиться под общественные стандарты. А внешний конфликт разрешается в тот момент, когда, волею случая, Бальзаминов оказывается в полном влиянии свахи. Конфликт межличностный, так как в нем участвуют все герои. Конфликт социальный, так как одной из причин этого конфликта является социальное положение Бальзаминова. Конфликт субстанциональный – между героем и обществом.

Причина конфликта – бездействие Бальзаминова. Он только мечтает о счастье, а ничего для этого не делает, только ходит и ждет счастливого случая.

Смысл произведения

Смысл книги

Пьеса ироничная и в некотором роде забавная. Раскрывается маленький внутренний мир главного героя, Миши Бальзаминова, через его рассуждения, взаимодействия с другими персонажами и монологами. Пьесу смело можно позиционировать, как философский рассказ о людях, которых в некотором роде обидел Бог, не наделив какими-либо способностями или талантами. Именно таковым и является главный герой Миша Бальзаминов – это трагично, но в тоже время довольно смешно.

Миша Бальзаминов является до полноты души романтичным персонажем – он живёт чувствами, эмоциями, а не умом и расчётливостью, как другие персонажи. Это осложняет его жизнь, ведь зачастую он и другие герои сталкиваются в конфликте по – этому поводу, потому что не могут понять друг друга из-за разности взглядов на мир. Но в любом случае, Бальзаминов прекрасно понимает, что в этом мире необходимо как-то выживать, поэтому ему приходится свыкаться с устоями и принципами данного мира. Забавность пьесы заключается в столкновениях романтичности Миши Бальзаминова с мещанским бытом, миром и людьми.

Именно по — такому устою и живёт Бальзаминов, мечтая о том, что женится на богатой жене, которая будет обеспечивать его, а он сам перестанет считать беды и станет самым счастливым человеком на земле, как и хочет его мама вместе со свахой.

У пьесы крайне интересное устройство фактуры, ведь реальность здесь посредничает со снами, фантазиями и мечтаниями. Всё происходящее в большей степени сон, а не реальность, она здесь является нежелательным окончанием сна. Только финальная сцена в пьесе Островского ошарашивает Мишу Бальзаминова тёплым пугающим жёлтым свечением — метафорой реальности, обыденности и настоящего. Реальность и сон как бы наконец-таки разделяются на две части, ломаясь в сознание главного героя: фразы о том, что Белотелова согласна выйти замуж и отданных ею же золотых часов свахе. В конце концов, мы видим то, как Миша сидит в своей комнате и ведёт диалог с пустотой, сам с собой.

Этот финал говорит о болезни Бальзаминова, нежели о странности или идиотизме. Он не дурак, он серьёзно болен, в первую очередь психологически. Теперь становится ясно, всё это не реальность или сон, а обычное больное воображение. Становится жалко Бальзаминова. Но новость о болезни не мешает общему смыслу пьесы – это всё ещё конфликт Михаила и сложной реальности, напичканной мещанским бытом. Своим произведением Островский хотел показать не только болезнь юноши, которому не повезло в жизни, но и конфликт беспечного мальчика, мечтающего о чём-то светлом с мещанским миром российской империи. Если абстрагироваться от сюжета и финала пьесы, то можно с уверенностью сказать — это войну Бальзаминов бы проиграл. Ещё никому светлому не удалось победить то порочное, что было в мещанах и представлениях того общества.

В пьесе раскрывается забавный и нелепый внутренний мир Мишеньки Бальзаминова.
В его наивных и простодушных рассуждениях- целая жизненная философия «обиженных богом», обделенных талантами «маленьких» людей.

Герой пьесы Мишенька Бальзаминов обладает удивительно романтичным характером, он добр и мечтателен, по-детски наивен, простодушен — и воспринимается окружающими как дурачок. Он и окружающий его мир живут словно в разных ипостасях, где нет понимания друг друга. Но ему как-то надо выживать в этом мире, в том простом мещанском быте, в котором он оказался. Его мамаша Павла Петровна Бальзаминова берется сама за устройство его жизни и семейного счастья. Герой и сам не прочь жениться на богатой невесте, но совершенно теряется в догадках, как это сделать. Маменька призывает на помощь сваху, а сам Бальзаминов полон благодушных мечтаний. Крылатым выражением стала его фраза:
«Если б я был царь, я бы издал такой закон, чтоб богатый женился на бедной, а бедный — на богатой; а кто не послушается, тому смертная казнь».
Тон задан первой сценой, досочинённым к пьесе прологом без слов. Вернее, с одним словом: «Ми-шень­-ка! «-упоённо повторяют две женщины, склоняясь над запелёнатым младенцем: светящаяся счастьем мать и радостная Матрёна. И всё дальнейшее мы видим сквозь призму этого умиления.
Лейтмотив пьесы — сны и фантазмы, сама реальность смешана с мечтами, а действительность очень похоже на пробуждение.
Лишь в самой последней сцене Мишенька попадает в яркий свет реального. Реальное и призрачное наконец разделяются: слова о согласии Белотеловой и присланных ею золотых часах сваха произносит в пространстве миражей и мечтаний, и мы видим, что Бальзаминов в своей комнате говорит с пустотой. И понимаем, наконец, какой он на самом деле. Он не дурачок.
Он болен.

Это вы фильм, пардон, пересказали? В пьесе никаких галлюцинаций я не нашла. И авторские комментарии и отзывы известных критиков об этом умалчивают. Может, поделитесь цитатой? ))))

Читайте также:

      

  • Ирония и гротеск как основные средства изображения в щедринской сатире сочинение
  •   

  • Роль музыки в литературе сочинение
  •   

  • Волшебство рождественской ночи мини сочинение
  •   

  • О чем заставляет задуматься повесть нос сочинение
  •   

  • Грамматика может показать как люди пользуются языком сочинение рассуждение

Бальзаминов — забавный мечтатель из произведений А.Н. Островского


Книги


Data: 14.04.2011 12:03 |


Бальзаминов — герой «картин из московской жизни» А.Н.Островского
«Праздничный сон — до обеда» (1857), «Свои собаки грызутся, чужая не
приставай» (1861), «За чем пойдешь, то и найдешь» («Женитьба
Бальзаминова») (1861).

Автор:  А.Н.Островский

В трилогии раскрывается забавный и нелепый
внутренний мир Бальзаминова. В его наивных и простодушных рассуждениях — целая
жизненная философия «обиженных богом», обделенных талантами «маленьких»
людей. Бальзаминов почти фольклорный Иванушка-дурачок из русской сказки. По
словам любящей маменьки, «умишком-то его очень бог обидел», не дал
способностей «ни к службе, ни к чему».

Единственный талант «никчемного» Бальзаминов — это его замечательная способность
грезить: жить в фантазиях, летящих не только над социальной, но и над
природной реальностью. Невысокий, худенький и белобрысый, Бальзаминов в мечтах
видит, что он «высокого роста, полный и брюнет». По натуре робкий,
вынужденный под любым строгим взглядом «конфузиться да обдергиваться», Бальзаминов воображает: «Вдруг я офицер… иду по улице смело, уж тогда я смело
буду ходить». В минуты восторга его заносит необыкновенно: «Если бы я
был царь…» Достаточно бесхитростны представления Бальзаминова о богатстве:
«хорошая коляска», «лошади, будто, серые» и ставший знаменитым «голубой
плащ на черной бархатной подкладке». Ему «хочется жить прилично, а
способов никаких нет-с». Остается одно: жениться на богатой. Всю
трилогию Бальзаминов ходит и ходит под окнами богатых невест в расчете на
«случай»: «Вдруг понравился — ну и богат, и счастлив; не понравился —
ну, всю жизнь бедствуй».

Трижды оказывается близок Бальзаминов к исполнению желаний, и трижды судьба
смеется над ним. В первой части трилогии его выставляют из дома невесты
со словами: «Заходите! Нам без дураков скучно». Во второй части —
выгоняя, напоминают грубоватую пословицу о «своих» и «чужой» собаках. А в
третьей — «таким дураком поставили, что легче бы, кажется, сквозь землю
провалиться».

Но Бальзаминов не склонен к унынию. Он легко переходит от отчаяния к надежде,
заново воспаряя в мечтах и отыскивая указаний на «судьбу» в приметах и
снах. Он «как на службу» ходит по замоскворецким улочкам и переулкам,
страшась упустить «случай», прозевать «счастье».

По пословице «дуракам — счастье», повезло и бедному Бальзаминов Свалился он в сад
к богатой вдове, и «вдруг» сбылись его мечты. Вдова оказалась «доброй» и
прислала со свахой золотые часы. Бальзаминов «прыгает от радости» и кричит:
«Маменька, я теперь не Бальзаминов, я кто-нибудь другой!» На такой
веселой ноте заканчиваются похождения «замоскворецкого мечтателя»,
далекого от каких бы то ни было идей и проблем большого мира.

Образ Бальзаминов — фарсово-комедийная интерпретация темы «маленького человека», характерной для русской литературы 30-60-х годов XIX в.

Первый исполнитель роли Б. — А.Е.Мартынов (1857). Среди других
исполнителей — М.П.Садовский (1868), В.Н.Давыдов (1880), Н.К.Свободин
(1926), на киноэкране — Г.М-Вицин (1965).

Цитаты:

  • — А я никогда не закусываю. Я не имею такой дурной привычки.
  • — И давно вы меня любите?
    — В четверг, после обеда. На прошлой неделе.
    — Так это недолго.
    — Могу больше.
  • — Какая у вас любимая ягода?
    — Крыжовник-с!
  • — У меня совесть-то чище золота, одно слово – хрусталь.
  • Источник

    БАЛЬЗАМИНОВ — герой «картин из московской жизни» А.Н.Островского «Праздничный сон — до обеда» (1857), «Свои собаки грызутся, чужая не приставай» (1861), «За чем пойдешь, то и найдешь» («Женитьба Бальзаминова») (1861). В трилогии раскрывается забавный и нелепый внутренний мир Б. В его наивных и простодушных рассуждениях — целая жизненная философия «обиженных богом», обделенных талантами «маленьких» людей. Б. почти фольклорный Иванушка-дурачок из русской сказки. По словам любящей маменьки, «умишком-то его очень бог обидел», не дал способностей «ни к службе, ни к чему».

        Единственный талант «никчемного» Б.— это его замечательная способность грезить: жить в фантазиях, летящих не только над социальной, но и над природной реальностью. Невысокий, худенький и белобрысый, Б. в мечтах видит, что он «высокого роста, полный и брюнет».

    По натуре робкий, вынужденный под любым строгим взглядом «конфузиться да обдергиваться», Б. воображает: «Вдруг я офицер… иду по улице смело, уж тогда я смело буду ходить». В минуты восторга его заносит необыкновенно: «Если бы я был царь…» Достаточно бесхитростны представления Б. о богатстве: «хорошая коляска», «лошади, будто, серые» и ставший знаменитым «голубой плащ на черной бархатной подкладке». Ему «хочется жить прилично, а способов никаких нет-с». Остается одно: жениться на богатой. Всю трилогию Б. ходит и ходит под окнами богатых невест в расчете на «случай»: «Вдруг понравился — ну и богат, и счастлив; не понравился — ну, всю жизнь бедствуй».

        Трижды оказывается близок Б. к исполнению желаний, и трижды судьба смеется над ним. В первой части трилогии его выставляют из дома невесты со словами: «Заходите! Нам без дураков скучно». Во второй части — выгоняя, напоминают грубоватую пословицу о «своих» и «чужой» собаках. А в третьей — «таким дураком поставили, что легче бы, кажется, сквозь землю провалиться».

        Но Б. не склонен к унынию. Он легко переходит от отчаяния к надежде, заново воспаряя в мечтах и отыскивая указаний на «судьбу» в приметах и снах. Он «как на службу» ходит по замоскворецким улочкам и переулкам, страшась упустить «случай», прозевать «счастье».

        По пословице «дуракам — счастье» повезло и бедному Б. Свалился он в сад к богатой вдове, и «вдруг» сбылись его мечты. Вдова оказалась «доброй» и прислала со свахой золотые часы. Б. «прыгает от радости» и кричит: «Маменька, я теперь не Бальзаминов, я кто-нибудь другой!» На такой веселой ноте заканчиваются похождения «замоскворецкого мечтателя», далекого от каких бы то ни было идей и проблем большого мира.

        Образ Б.— фарсово-комедийная интерпретация темы «маленького человека», характерной для русской литературы 30-60-х годов XIXв.

        Первый исполнитель роли Б. — А.Е.Мартынов (1857). Среди других исполнителей — М.П.Садовский (1868), В.Н.Давыдов (1880), Н.К.Свободин (1926), на киноэкране — Г.М. Вицин (1965).

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:

    Не пропустите также:

  • Образ петербурга в повести гоголя сочинение рассуждение
  • Образ митрофанушки в рассказе недоросль
  • Образ петербурга в гоголевской прозе традиции и новаторство сочинение 350 слов
  • Образ митрофанушки в комедии фонвизина недоросль сочинение с цитатами
  • Образ пескаря в сказке премудрый пескарь

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии