Образ мятежной души в романтической лирике лермонтова сочинение 10 класс

Сочинение на тему «Образ мятежной души в романтической лирике М.Ю. Лермонтова»

Михаил Юрьевич Лермонтов прожил короткую, но невероятно яркую и удивительную жизнь. Он надолго опередил свое поколение в познании души человека, в истинных ценностях, в понимании свободы и любви. В его восприятии мира было удивительное противоречие и неприятие того сословия, к которому он принадлежал сам. Дворяне представлялись ему давно отжившим классом, который олицетворяет только пережитки прошлого, невежество, несвободу, зависимость и пороки. Всего этого Михаил Юрьевич не принимал и никак не мог с этим смириться. Поэтому его душу часто одолевало одиночество. Ведь находиться в дворянском обществе было для него в тягость.
Большое количество стихотворений посвящено именно тематике одиночества и противоречий. Они пронизаны поиском счастья, надеждами на безмятежное будущее, земными страстями, разочарованиями, истины, разочарованиями и бесконечного мятежного чувства. В его главных героях, такие как Мцыри, Печорин или Демон – истинные романтики, свободные личности, для которых нет ничего невозможного, они не зависят от мнения окружающих, злого рока или природы. Они не нуждаются в обществе и общении. Даже наоборот все это их только тяготит, вызывает раздражение, неприязнь и непонимание. Поэтому его герои такие одинокие, холодные и неприступные. Главные герои Михаила Юрьевича Лермонтова глубоко разочарованные в окружающей их действительности. Они как бы противопоставляются одни своему окружению. Они уникальные, свободные и мятежные. Они устали от закостенелого уклада жизни, от бессмысленного существования в рамках чужой философии и порядках. Герои, как и сам Лермонтов М.Ю. хотят, чтобы душа пела и рвалась вдаль, чтобы жизнь играла яркими красками, чтобы главная ценность была свобода и честь, чтобы если повстречалась любовь, то пылкая, всепоглощающая, душевная.
Душа – это главное, что ценилось в произведениях данного великого поэта. Но благодаря тем рамкам общества, которые Лермонтов не смог понять и принять в своей жизни, души у его героев наполнены чувством потерянности и неудовлетворенности. Они всегда находятся в поиске лучшего, светлого, высокого. Но окружение не может им дать всего этого в полной мере. Вот и рвется душа ввысь, но тело остается на земле. Она горит огнем действий, страстно желает изменить окружающую реальность, любить и быть любимой. Происходит настоящий бунт и мятеж. Но все безрезультатно.
Поэтому со временем былой пыл пропадает. Остается только неудовлетворенность и гордыня. Душевный холод пронизывает существование главных героев в произведениях Михаила Юрьевича Лермонтова. Они не сдаются под тяжестью гнета и непонимания общества. Да, они устали и хотят скорых перемен, которых не происходит. Но всей душой стремятся к высокому и чувственному.
Романтическая лирика Лермонтова наполнена прекрасными чувствами, такими как любовь, дружба, тонкими душевными переживаниями, которые делают человека гораздо лучше, сильнее, укрепляют его веру в лучшее будущее, дают надежду на то, что все еще можно изменить и счастье непременно посетит ищущих. Однако, тут присутствует и трагические события. Именно в романтической лирике можно встретить большое количество красивых и трагических историй любви. В поэме «Демон», например, повествуется о том, как первоначально злой демон, который ненавидел всех людей, полюбил красивую девушку Тамару. Но им невозможно было быть вместе. И от ядовитого поцелуя, девушка умирает. А демон остается в беспросветной скорби и одиночестве. Он проклинает свое существование и свои безумные, мятежные мечты и готов навсегда покинуть мир людей, чтобы больше никогда не было и намека на его некогда прекрасную и огромную любовь к девушке. Которая по воли злого рока приняла смерть от того, кто больше всего на свете ее любил.

Комментарии ()

Нет комментариев. Ваш будет первым!

МБОУ ЦО №44 им. Г.К.Жукова.

«Образ мятежной души

в романтической лирике М.Ю. Лермонтова»

Выполнила учащаяся 10А класса

Баранова Анастасия

Учитель

Соловьева Анна Дмитриевна

Тула

2016

Образ мятежной души

в романтической лирике М.Ю. Лермонтова.

 Поэзия Лермонтова – это  вечные поиски смысла жизни, истины и счастья, разочарование и страдание.

   Его герой — романтик — свободная и мятежная  личность, не зависимая ни от Бога, ни от природы, ни от общества. Он одинок, разочарован в окружающей его действительности и противопоставлен своему окружению.

      Гордое утверждение личности, отвергающей установленный миропорядок. Звучит в лермонтовской  поэме «Демон». В поэме устами демона осуждается не  светская чернь, не современное общество, а весь мир людей в  целом, «ничтожная земля», где нет ни истинного счастья, ни долговечной красоты», где «не умеют без боязни ни ненавидеть, ни любить».

        В повествовании о трагической любви «духа зла» к земной красавице – грузинке Тамаре  автор рисует картины сказочно прекрасной кавказской природы, своего рода «земного рая», на которые Демон взирает равнодушно.

          Любовь заставляет демона вспоминать «прежнем счастье», об утраченной гармонии, отречься  от прошлых  «гордых дум», он готов устремится к высоким идеалам:

                             Хочу я с небом примириться,

                              Хочу любить, хочу молиться.

            Цель  Демона – не очередное сотворение зла, погибель соблазненной души. Это мятеж  против установленного богом мирового порядка, попытка изменить свою судьбу и свой приговор, уйти от тягостной вечности наедине со злом и заслуженного наказания. Он жаждет  обрести новое счастье и жизнь, преодолеть проклятие и изгнание из рая.

            Попытка героя очеловечиться, освободиться, избавиться от одиночества обречена  на неудачу. Тамара гибнет от его поцелуя.  В  конце  поэмы «побежденный» Демон проклинает свои «безумные мечты» и навсегда отстраняется от мира людей:

                          И вновь остался он, надменный,

                          Один, как прежде, во вселенной

                        Без упованья и любви!..

          Презренье к миру, гордыня и эгоизм губительны для души, обаяние индивидуализма обманчиво, путь  отрицания и мятежа приводит в конечном счете к  самоотрицанию, к  духовному небытию.

          «Демон»,- писал Белинский,- отрицает для утверждения, разрушает для созидания…»  

               На  рубеже 40-х годов для Лермонтова наступил  новый  творческий  этап. Из  мира тоски и безнадежных блужданий он вышел к поискам положительного героя, от отрицательного – к утверждению, от Демона — к Мцыри.

      В поэме «Мцыри»  действия развиваются в двух планах: тоска по идеалу, романтическая мечта о далекой прекрасной родине и реальные  блуждания  юноши –горца ,бежавшего из монастыря:

                Я цель  одну –

                 Пройти в родимую страну –

                 Имел в душе.  

Мцыри, наделенный от природы  отвагой  своих сородичей, дал поэту возможность  воплотить  жажду бури, то чувство  неудовлетворенности, которое живет в человеческой душе вечно,  достигнутым.

     Образ  монастыря был для Лермонтова  воплощением всего, что сковывает человеческую мысль, «подрезает» крылья, лишает права  на жизнь и борьбу.

      Герой поэмы «Мцыри» мечтает вырваться из монастыря, который воспринимает как тюрьму. Жизнь для Мцыри – это борьба в жажде обрести потерянную родину. В картине битвы Мцыри с барсом показано упоение в бою и великий трагизм двух сильных,  смелых, благородных существ.

       В поэме Лермонтов продолжает свою гордую вражду с Небом. Его герой отказывается во имя земной родины от блаженства в раю:

                …..за несколько минут

                Между крутых и темных скал,

                 Где я в ребячестве играл ,

                  Я  б рай и вечность променял…

Мцыри – человек «могучего духа», в других исторических условиях он  мог бы стать героем.

Белинский назвал Мцыри любимым идеалом Лермонтова.

Он бунтующий и прекрасный герой Лермонтова, который  раскрывает перед  нами мир высоких и прекрасных чувств: любви, дружбы, тонких переживаний человеческой души.

Обновлено: 09.01.2023

Лермонтов и его поэзия – это до конца не изведанная страна, где все огромно, беспредельно и необозримо в своей неповторимости и величии. Читаю снова и снова стихи поэта. Что влечет меня к ним?

Красота языка или мудрость мысли, отчаяние мятущейся души или поэзия силы и действия? Скорее всего – все вместе. Поэта волнуют глобальные события, происходящие в стране, судьба родины.

Уже в пятнадцать лет он задавал себе вопрос: “К чему глубокие познанья, талант и пылкая любовь к свободе, когда мы их употребить не можем?” На этот вопрос

он ответил всем своим дальнейшим творчеством, придя к выводу, что призвание поэта – служить родине. И лира Лермонтова всю жизнь звучала для России, волнуя, будоража, борясь с равнодушием и пассивностью. Недаром его с юности влекла бунтарская поэзия великого романтика Байрона, принимавшего участие в освободительной борьбе у себя на родине, в Италии и Греции.
Я молод, но кипят на сердце звуки,
И Байрона достигнуть я б хотел:
У нас одна душа, одни и те же муки;
О, если б одинаков был удел.
Поэзия Лермонтова – это вечные поиски смысла жизни, истины и счастья, разочарование и страдание. О своем одиночестве

в светском обществе, об окружающих его бездушных людях-масках, о холодности рук и душ говорит поэт в стихотворении “Как часто, пестрою толпою окружен…” Лермонтов пишет о том, как “большой свет” пытается убить его душу. Стихотворение начинается с картины маскарада. Что раздражает поэта, и почему он пытается “забыться памятью” в “недавней старине”, почему ласкает в душе старинную мечту?

Маскарад отвратителен своей фальшью. Это притворство, это маски, прикрывающие бездушие, хранящие пустоту. Они нелепы.

Все парадоксально в мире маскарада. “Пестрая толпа” видится поэту “как будто бы сквозь сон”. Мелодия в музыке разрушена. Вместо искренних, доверительных речей слышится лишь “дикий шепот”.

Все противоестественно, все лжет. Душа Лермонтова живет “вольной птицей” только тогда, когда он вспоминает:
…и кругом
Родные все места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей;
Зеленой сетью трав подернут
Спящий пруд,
А за прудом село дымится…
Лермонтов скучал и задыхался в душной атмосфере света, куда определила его судьба. В “буре тягостных сомнений и страстей”, как ни ярка, ни властна мечта поэта, она лишь “свежий островок”. При всей ее притягательности мечта хрупка.
И шум толпы людской спугнет мечту мою, На праздник незванную гостью… После этого отрезвления от мечты у поэта с необычайной силой рождается желание “смутить веселость их и бросить им в глаза железный стих, облитый горечью и злостью”. В этих горьких, выстраданных строчках звучит горячий протест против всего, что воплотила в себе светская чернь, и что было особенно отвратительно поэту: фальшь, бездушие, пустота.

Этой борьбе Лермонтов был верен до конца своей жизни. И силы для этого давал ему истинный и прекрасный, полный гармонии мир, который всегда жил в его душе.
Скорбная и суровая мысль о поколении, которое, как казалось ему, обречено пройти по жизни “без шума и следа”, не оставив следа в истории, вытеснила его юношескую мечту о романтическом подвиге. Лермонтов живет теперь, чтобы сказать правду о “плачевном состоянии” его духа и совести поколению безвольному и малодушному, живущему без надежды на будущее.
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно-малодушны,
И перед властию – презренные рабы.
Мятежная душа поэта бунтует против равнодушия, пассивности, малодушия своего поколения. Лермонтов не может примириться с тем, что образованные, гуманно мыслящие люди, усвоив “поздний ум” отцов, старятся в бездействии, живут без всякой цели, покорно склоняя голову перед силами реакции. Поэтому Лермонтова восхищает жизненный подвиг его великого предшественника Пушкина, который “восстал… против мнений света” и поплатился за это жизнью.

Его до глубины души возмущает фальшивое, лицемерное сожаление подлых убийц гениального русского поэта. И он бросает им в лицо гневные, убийственные слова и грозит справедливым возмездием:
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда – все молчи.
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперед. Лермонтов звал современников к борьбе и к избавлению от рабской неволи. В своем воображении он рисовал гордых героев, людей, верных клятве, гибнущих за волю, за родину, за верность самим себе.

Ведь могущественный образ лермонтовской поэзии – буря. Человек, рожденный для бури, тоскует без нее, ищет в ней смысл жизни, поле деятельности. Он, как романтический Мцыри, готов, “как брат, обняться с бурей”. Поэт желает иметь не крепкую ладью, которая спасет его от бури.

Нет, он любит риск, хочет один на один столкнуться со стихией.
Дайте мне челнок дощатый
С полусгнившею скамьей,
Парус серый и косматый,
Ознакомленный с грозой.
Эти строки из стихотворения “Желанье” говорят о том, что для Лермонтова борьба была естественным состоянием души. Она необходима ему, чтобы увериться в своих силах, стать вровень со стихией. Чем она громадное и яростнее, чем меньше средств защиты от нее, тем полнее удовлетворение, сильнее гордость. “Буйный спор с дикой прихотью пучин” способен сделать поэта радостным и свободным.

Через всю жизнь проносим мы в душе образ поэта – тоскующего, смелого, благородного, наделенного могучими страстями, волей и проницательным и беспощадным умом. Поэта, чей мятежный дух заставляет тревожно биться наше сердце, зовет к борьбе с повседневностью и обыденностью.

Многие современники Лермонтова ценили его поэтический дар за то свободолюбие, которое в нем присутствовало. Мятежный дух лирики Лермонтова был близок и понятен его ровесникам, ищущим ответы на вопросы о том, что есть свобода человека и где находятся границы этой свободы.

Мятежный и свободолюбивый дух поэзии Лермонтова проявляется в особом понимании роли поэта в обществе. Поэт – это особенный человек, свобода которого священна, потому что поэт имеет право говорить миру истину.

Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
Я раньше начал, кончу ране,
Мой ум немного совершит;
В душе моей, как в океане,
Надежд разбитых груз лежит.
Кто может, океан угрюмый,
Твои изведать тайны? Кто
Толпе мои расскажет думы?
Я – или бог – или никто!

Стихотворение на этом сюжете обрывается, однако, здесь звучит тема разочарования миром Божьим и бунт против Бога и людей, который потом повторится в бунте героя Ф.М. Достоевского Ивана Карамазова. Люди не хотят слушать слова пророка, поэтому пророк восстает против Божьего завета и мира людей.

Протест против человеческих страданий как основа мятежной лирики Лермонтова

Мятежный дух Лермонтова проявлялся как в личном неприятии какого-либо насилия, так и в неприятии человеческих страданий. Наблюдаемые лирическим героем стихотворений страдания вызвали в нем чувство протеста и желание им противопоставить настоящий бунт против существующих порядков жизни.

Я сын страданья. Мой отец,
Не знал покоя по конец,
В слезах угасла мать моя;
От них остался только я,
Ненужный член в пиру людском
Младая ветвь на пне сухом; —
В ней соку нет, хоть зелена, —
Дочь смерти — смерть ей суждена!

Отсюда характернее для героя стихотворений Лермонтова мотивы презрения к окружающему миру, попытка отказаться от человеческого общества, мятеж против него:

Как часто, пестрою толпою окружен,
Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,
При шуме музыки и пляски,
При диком шепоте затверженных речей,
Мелькают образы бездушные людей,
Приличьем стянутые маски
О, как мне хочется смутить веселость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью.

Таким образом, тема мятежа является одной из важных тем философской лирики М.Ю. Лермонтова. Эта тема находит свое яркое воплощение во многих стихотворениях автора.

Лермонтов и его поэзия — это до конца не изведанная страна, где все огромно, беспредельно и необозримо в своей неповторимости и величии. Читаю снова и снова стихи поэта. Что влечет меня к ним? Красота языка или мудрость мысли, отчаяние мятущейся души или поэзия силы и действия? Скорее всего — все вместе. Поэта волнуют глобальные события, происходящие в стране, судьба родины. Уже в пятнадцать лет он задавал себе вопрос: «К чему глубокие познанья, талант и пылкая любовь к свободе, когда мы их употребить не можем?» На этот вопрос он ответил всем своим дальнейшим творчеством, придя к выводу, что призвание поэта — служить родине. И лира Лермонтова всю жизнь звучала для России, волнуя, будоража, борясь с равнодушием и пассивностью. Недаром его с юности влекла бунтарская поэзия великого романтика Байрона, принимавшего участие в освободительной борьбе у себя на родине, в Италии и Греции.

Я молод, но кипят на сердце звуки,
И Байрона достигнуть я б хотел:
У нас одна душа, одни и те же муки;
О, если б одинаков был удел.

Поэзия Лермонтова — это вечные поиски смысла жизни, истины и счастья, разочарование и страдание. О своем одиночестве в светском обществе, об окружающих его бездушных людях-масках, о холодности рук и душ говорит поэт в стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен. » Лермонтов пишет о том, как «большой свет» пытается убить его душу. Стихотворение начинается с картины маскарада. Что раздражает поэта, и почему он пытается «забыться памятью» в «недавней старине», почему ласкает в душе старинную мечту? Маскарад отвратителен своей фальшью. Это притворство, это маски, прикрывающие бездушие, хранящие пустоту. Они нелепы. Все парадоксально в мире маскарада. «Пестрая толпа» видится поэту «как будто бы сквозь сон». Мелодия в музыке разрушена. Вместо искренних, доверительных речей слышится лишь «дикий шепот». Все противоестественно, все лжет. Душа Лермонтова живет «вольной птицей» только тогда, когда он вспоминает:

. и кругом
Родные все места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей;
Зеленой сетью трав подернут
Спящий пруд,
А за прудом село дымится.

Лермонтов скучал и задыхался в душной атмосфере света, куда определила его судьба. В «буре тягостных сомнений и страстей», как ни ярка, ни властна мечта поэта, она лишь «свежий островок». При всей ее притягательности мечта хрупка.

И шум толпы людской спугнет мечту мою, На праздник незванную гостью. После этого отрезвления от мечты у поэта с необычайной силой рождается желание «смутить веселость их и бросить им в глаза железный стих, облитый горечью и злостью». В этих горьких, выстраданных строчках звучит горячий протест против всего, что воплотила в себе светская чернь, и что было особенно отвратительно поэту: фальшь, бездушие, пустота. Этой борьбе Лермонтов был верен до конца своей жизни. И силы для этого давал ему истинный и прекрасный, полный гармонии мир, который всегда жил в его душе.

Скорбная и суровая мысль о поколении, которое, как казалось ему, обречено пройти по жизни «без шума и следа», не оставив следа в истории, вытеснила его юношескую мечту о романтическом подвиге. Лермонтов живет теперь, чтобы сказать правду о «плачевном состоянии» его духа и совести поколению безвольному и малодушному, живущему без надежды на будущее.

К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно-малодушны,
И перед властию — презренные рабы.

Мятежная душа поэта бунтует против равнодушия, пассивности, малодушия своего поколения. Лермонтов не может примириться с тем, что образованные, гуманно мыслящие люди, усвоив «поздний ум» отцов, старятся в бездействии, живут без всякой цели, покорно склоняя голову перед силами реакции. Поэтому Лермонтова восхищает жизненный подвиг его великого предшественника Пушкина, который «восстал. против мнений света» и поплатился за это жизнью. Его до глубины души возмущает фальшивое, лицемерное сожаление подлых убийц гениального русского поэта. И он бросает им в лицо гневные, убийственные слова и грозит справедливым возмездием:

Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда — все молчи.
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперед. Лермонтов звал современников к борьбе и к избавлению от рабской неволи. В своем воображении он рисовал гордых героев, людей, верных клятве, гибнущих за волю, за родину, за верность самим себе. Ведь могущественный образ лермонтовской поэзии — буря. Человек, рожденный для бури, тоскует без нее, ищет в ней смысл жизни, поле деятельности. Он, как романтический Мцыри, готов, «как брат, обняться с бурей». Поэт желает иметь не крепкую ладью, которая спасет его от бури. Нет, он любит риск, хочет один на один столкнуться со стихией.

Дайте мне челнок дощатый
С полусгнившею скамьей,
Парус серый и косматый,
Ознакомленный с грозой.

Эти строки из стихотворения «Желанье» говорят о том, что для Лермонтова борьба была естественным состоянием души. Она необходима ему, чтобы увериться в своих силах, стать вровень со стихией. Чем она громадное и яростнее, чем меньше средств защиты от нее, тем полнее удовлетворение, сильнее гордость. «Буйный спор с дикой прихотью пучин» способен сделать поэта радостным и свободным. Через всю жизнь проносим мы в душе образ поэта — тоскующего, смелого, благородного, наделенного могучими страстями, волей и проницательным и беспощадным умом. Поэта, чей мятежный дух заставляет тревожно биться наше сердце, зовет к борьбе с повседневностью и обыденностью.

Соловьева Анна Дмитриевна

Герой-романтик в творчестве М.Ю. Лермонтова — свободная и независимая личность, не зависимая ни от Бога, ни от природы, ни от общества. Он одинок, разочарован в окружающей его действительности и противопоставлен своему окружению.

В работе представлен анализ развития темы в поэмах «Демон» и «Мцыри». Особенности романтического героя, отражения богоборческих мотивов творчества Лермонтова — одна из составляющих работы.

Вложение Размер
lermontov.docx 17.46 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ ЦО №44 им. Г.К.Жукова.

« Образ мятежной души

Выполнила учащаяся 10А класса

Соловьева Анна Дмитриевна

Образ мятежной души

в романтической лирике М.Ю. Лермонтова.

Поэзия Лермонтова – это вечные поиски смысла жизни, истины и счастья, разочарование и страдание.

Его герой — романтик — свободная и мятежная личность, не зависимая ни от Бога, ни от природы, ни от общества. Он одинок, разочарован в окружающей его действительности и противопоставлен своему окружению.

Хочу я с небом примириться,

Хочу любить, хочу молиться.

Цель Демона – не очередное сотворение зла, погибель соблазненной души. Это мятеж против установленного богом мирового порядка, попытка изменить свою судьбу и свой приговор, уйти от тягостной вечности наедине со злом и заслуженного наказания. Он жаждет обрести новое счастье и жизнь, преодолеть проклятие и изгнание из рая.

И вновь остался он, надменный,

Один, как прежде, во вселенной

Без упованья и любви.

Презренье к миру, гордыня и эгоизм губительны для души, обаяние индивидуализма обманчиво, путь отрицания и мятежа приводит в конечном счете к самоотрицанию, к духовному небытию.

На рубеже 40-х годов для Лермонтова наступил новый творческий этап. Из мира тоски и безнадежных блужданий он вышел к поискам положительного героя, от отрицательного – к утверждению, от Демона — к Мцыри.

Пройти в родимую страну –

Мцыри, наделенный от природы отвагой своих сородичей, дал поэту возможность воплотить жажду бури, то чувство неудовлетворенности, которое живет в человеческой душе вечно, достигнутым.

В поэме Лермонтов продолжает свою гордую вражду с Небом. Его герой отказывается во имя земной родины от блаженства в раю:

…..за несколько минут

Между крутых и темных скал,

Где я в ребячестве играл ,

Я б рай и вечность променял…

Белинский назвал Мцыри любимым идеалом Лермонтова.

Он бунтующий и прекрасный герой Лермонтова, который раскрывает перед нами мир высоких и прекрасных чувств: любви, дружбы, тонких переживаний человеческой души.

Читайте также:

      

  • Сочинение на свободную тему по татарскому языку
  •   

  • Сочинение сказка о золотом петушке 5 класс
  •   

  • Кабарга сочинение на английском
  •   

  • Почему петр и феврония считаются покровителями семьи сочинение рассуждение
  •   

  • Сочинение рассуждение на тему рыбалка

Мятежный дух лирики М.Ю.Лермонтова

 
Вся лирика Лермонтова наполнена выражени­ем мятежного духа поэта-гражданина. Его протест против угнетения народа, жестокости бездушия, лицемерия и фальши светского общества выражен в стихотворениях «Смерть Поэта», «Жалобы гурка», «Из Андрея Шенье», «83-го июня  дня», «Как часто пестрою толпою окружен…», «Желанье» и мно­гих других.

Как человек и поэт Лермонтов формировался в эпоху николаевской реакции. Воспитывался он в се­мье, близкой к декабристским кругам. Брат бабушки А.Столыпин дружил с Грибоедовым и Рылеевым; другой брат, Д. Столыпин, был близким другом Пес­теля. С детства будущий поэт буквально «впитывал» дух свободомыслия. Казни, изгнания, принужденное молчание только разжигали мятежность духа. Лер­монтов с ненавистью относился как к деспотизму «господ», так и к пассивности «рабов» («Прощай, не­мытая Россия!») Уже в ранних произведениях он про­тивопоставлял миру «господ» и «рабов» образ че­ловека, стремящегося к свободе. Таков поэт, похо­жий на Байрона, который принимал участие в осво­бодительной борьбе в Италии и Греции:

Я молод, но кипят на сердце звуки,

И Байрона достигнуть я б хотел:

У нас одна душа, одни и те же муки;

О, если б одинаков был удел!..

Мотивы гражданской поэзии прорывались уже в стихах 5-летнего Лермонтова. В стихотворении «Жалобы турка» автор, намекая на положение в России, восклицал:

Тем стонет человек от рабства и цепей!..

Друг! Этот край… моя отчизна!

Однако юный поэт не собирался мириться с рабством. И в стихотворении «83-го июня  дня» он писал:

Мне нужно действовать, я каждый день

Бессмертным сделать бы желал…

Постоянные поиски смысла жизни, истины и счастья, разочарование и страдание вот что вол­нует Лермонтова- поэта, который жаждет действо­вать. Он порицал свое поколение за то, что оно сто­яло в стороне от общественной борьбы. Он призы­вал современников не жить «ошибками отцов и по­здним их умом» «Дума». Поэт предчувствовал, что потомок «прах наш оскорбит презрительным стихом» «обманутого сына» за отсутствие твердых убежде­ний и сильных чувств, за неспособность на большое дело, на подвиг.

Сам поэт готов был пожертвовать своей свобо­дой и жизнью во имя дела. В стихотворении «Из Ан­дрея Шенье» он соглашался с таким будущим:

За дело общее, быть может, я паду,

Иль жизнь в изгнании бесплодно проведу.

Мятежный поэт, переживающий боль за свою родину, оказывается в полном одиночестве среди «пестрой толпы» светского общества. В стихотворе­нии «Как часто пестрою толпою окружен…» поэт по­казывает маскарад бездушных и безликих людей, на котором гибнет живая душа. В этом стихотворении сатирические мотивы переплетаются с эпетическими. Вначале поэт рисует надменных, духовно нищих людей «большого света». В «пестрой толпе» звучат «затверженные речи», «мелькают образы бездушные людей». Поэту духовно чужды эти «приличьем стя­нутые маски». Чтобы забыться, отдохнуть от «блес­ка и суеты», он погружается в воспоминания о близ­кой сердцу «недавней старине». Сатира уступает ме­сто элегии. Лермонтову дороги родные тархановские места: «…сад с разрушенной теплицей», заросший «спящий пруд», «дымящееся село» и «туманы над полями». Поэт задыхался в душной атмосфере све­та, куда определила его судьба. Его жалобы на со­временную ему жизнь переходят в решительный протест:

О, как мне хочется смутить веселость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью!..

Мятежная душа поэта бунтует против равнодушия пассивности, малодушия своего поколения.  Поэтому Лермонтова восхищает жизненный подвиг  его великого предшественника Пушкина. В то время, когда было запрещено упоминать имя А. С. Пушкина, Лермонтов во всеуслышание заявил, что  Поэт потому убит, что «восстал» против высшего  света. Б ответ на продолжающуюся клевету против  погибшего Поэта Лермонтов дописал последние 6  строк. В них он обратился к «жадно стоящим у трона», называя их:

Свободы, Гения и Славы палачи! И грозил им суровой карой за убийство Поэта:

И вы не смоете всей вашей черной кровью

Поэта праведную кровь!

Продолжая традиции Пушкина, Лермонтов по­мает рамки общепринятых жанров и создает новый жанр, наиболее подходящий для выражения его   мыслей и чувств. «Смерть поэта» — это речь общественного обвинителя, новый образец политической лирики, отличающийся точностью и ясностью языка. Голос Лермонтова то дрожит от сдерживаемого не­годования, то полон презрения; его речь то звучит грустно-лирически, то наполнена обличительным пафосом.

Стихотворение «Смерть поэта» вызвало большое волнение среди современников. Критик В. Стасов писал, что читающая публика и не знала, к кому относятся слова «…вы, жадною толпой стоящие у трона», но все волновались, приходили в глубокое негодование, пылали от всей души. Сила стихов Лермонтова была столь велика, что, как отмечал Стасов, особенно молодежь была готова, «пожалуй, на    что угодно». Критик также отмечал, что вряд ли когда-нибудь в России стихи производили такое громадное и повсеместное впечатление. В стихотворении    «Желание» поэт подчеркивает, что он любит риск и готов сразиться со стихией. Поэт не желает иметь крепкую ладью, которая спасет его от бури. Дайте мне челнок дощатый с полусгнившею скамьей, Парус серый и косматый, Ознакомленный с грозой. Поэту необходима борьба, чтобы увериться в    своих силах и стать вровень со стихией. Чем она    яростнее, чем меньше возможности защититься от  нее, тем полнее удовлетворение, сильнее гордость.    «Буйный спор с дикой прихотью пучин» делает поэта радостным и свободным. Мятежный дух поэта    удовлетворен.

Лермонтов с честью принял у Пушкина эстафету гражданской тематики в русской лирике. Его твор­чество отразило думы и чувства лучших представи­телей передовой России.

Понимая невозможность победы свободы в бли­жайшее время, Лермонтов утверждал необходимость  борьбы за нее во имя будущего. Он вступал в неравный поединок со всеми силами, принижающими личность человека. И не одно последующее поколение  воодушевлялось на борьбу за свое человеческое и  гражданское достоинство.

Когда то писали доклад на эту тему, надеюсь поможет.

Мятежный дух лирики Лермонтова

Многие современники Лермонтова ценили его поэтический дар за то свободолюбие, которое в нем присутствовало. Мятежный дух лирики Лермонтова был близок и понятен его ровесникам, ищущим ответы на вопросы о том, что есть свобода человека и где находятся границы этой свободы.

«Нет, я не Байрон, я другой…» Тема личной свободы и особого предназначения поэта в лирике Лермонтова

Мятежный и свободолюбивый дух поэзии Лермонтова проявляется в особом понимании роли поэта в обществе. Поэт – это особенный человек, свобода которого священна, потому что поэт имеет право говорить миру истину.

Уже в стихотворении «Нет, я не Байрон, я другой…» Лермонтов пишет об этой особенной миссии поэта:

Нет, я не Байрон, я другой,

Еще неведомый избранник,

Как он, гонимый миром странник,

Но только с русскою душой.

Я раньше начал, кончу ране,

Мой ум немного совершит;

В душе моей, как в океане,

Надежд разбитых груз лежит.

Кто может, океан угрюмый,

Твои изведать тайны? Кто

Толпе мои расскажет думы?

Я – или бог – или никто!

В стихотворении «Пророк» эти мотивы усиливаются. Сюжет стихотворения связан с одноименным произведением А.С. Пушкина. Бог влагает в уста пророку истину, пророк идет к людям, а те побивают его камнями:

С тех пор как вечный судия

Мне дал всеведенье пророка,

В очах людей читаю я

Страницы злобы и порока.

Провозглашать я стал любви

И правды чистые ученья:

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья.

Стихотворение на этом сюжете обрывается, однако, здесь звучит тема разочарования миром Божьим и бунт против Бога и людей, который потом повторится в бунте героя Ф.М. Достоевского Ивана Карамазова. Люди не хотят слушать слова пророка, поэтому пророк восстает против Божьего завета и мира людей.

Протест против человеческих страданий как основа мятежной лирики Лермонтова

Мятежный дух Лермонтова проявлялся как в личном неприятии какого-либо насилия, так и в неприятии человеческих страданий. Наблюдаемые лирическим героем стихотворений страдания вызвали в нем чувство протеста и желание им противопоставить настоящий бунт против существующих порядков жизни.

В своем юношеском стихотворении «Стансы» (1831) он напишет:

Я сын страданья. Мой отец,

Не знал покоя по конец,

В слезах угасла мать моя;

От них остался только я,

Ненужный член в пиру людском

Младая ветвь на пне сухом; —

В ней соку нет, хоть зелена, —

Дочь смерти — смерть ей суждена!

Отсюда характернее для героя стихотворений Лермонтова мотивы презрения к окружающему миру, попытка отказаться от человеческого общества, мятеж против него:

Как часто, пестрою толпою окружен,

Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,

При шуме музыки и пляски,

При диком шепоте затверженных речей,

Мелькают образы бездушные людей,

Приличьем стянутые маски <…>

О, как мне хочется смутить веселость их

И дерзко бросить им в глаза железный стих,

Облитый горечью и злостью!..

Таким образом, тема мятежа является одной из важных тем философской лирики М.Ю. Лермонтова. Эта тема находит свое яркое воплощение во многих стихотворениях автора.

Опубликовано 19 мая, 2015

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Образ петербурга в романе преступление и наказание сочинение 10 класс
  • Образ муму в рассказе тургенева муму сочинение
  • Образ петербурга в произведениях 19 века сочинение
  • Образ моря в сказке о рыбаке и рыбке выражает отношение к происходящим событиям
  • Образ петербурга в поэме медный всадник сочинение с цитатами

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии