Характеристика главных героев рассказа «Родинка»
На чтение 4 мин Опубликовано 23.09.2021
Обновлено 23.09.2021
Рассказа Шолохова показывает, как судьба в один момент разводит и сталкивает спустя много лет отца и сына, оказавшихся по разные стороны баррикад. Рассказ завершается трагически – все основные персонажи истории, кроме старого мельника, погибают.
Характеристика основных персонажей (с цитатами)
Персонаж | Характеристика | Цитаты |
Николай Кошевой | Плечистый, высокий молодой человек. В самом начале истории мы узнаём, что ему всего 18 лет. Однако молодой человек не выглядит на свой возраст, и он стыдится того, что ему совсем мало лет и он не обучен. Однако все, кто его знает, говорят, что, несмотря на то что он ещё совсем молод, он смог ликвидировать две банды и справляется с эскадроном не хуже того командира, который был у них до него. В настоящее время является командиром эскадрона. Казак, отец его давно пропал, ещё в германскую войну, и с тех пор о нём не было вестей. Мать его умерла. От отца унаследовал любовь к лошадям, отвагу и родинку, такую же, как у его отца. Родинка расположена чуть выше его щиколотки на левой ноге, и играет важную роль в истории. Из предыстории можно узнать, что мать его умерла через некоторое время после того, как пропал его отец, и Николай остался сиротой. До 15 лет был работником, потом стал военным, присоединился к красным. Квартируется на яру над Доном. Пытается защитить старого мельника от нападок атамана, не зная, что это его отец. В конце истории умирает от руки собственного отца, так и не понимая, что встретил его на поле боя спустя много лет. | — Брешешь ты, чудак! Я с мальства сирота, в работниках всю жизнь гибнул, а он — счастье!
— Как пойдем в атаку — лупи по правому флангу. Нам надо крыло ихнее заломить! |
Атаман | Атаман банды, состоящей из служивых, бывалых людей. Его преследует отряд Николая Кошевого. Постоянно пьёт, 7 лет не был дома, так сначала попал в германский плен, затем был в Константинополе, после него – в Турции. После плена подался в банду, и смог стать в ней атаманом. У него после всего, что с ним произошло, зачерствели сердце и душа, однако внутри всё-таки находится боль, которая наливает мускулы. Он не забывает её и не сможет перебить никаким самогоном. Постоянно пьёт, поскольку все поля, по которым они проходят, напоминают ему о Родине, которую ему пришлось насильственно покинуть. Вместе со своей бандой обкрадывает старого мельника, заставляя его отдать остатки зерна, и угрожая ему убить его, если тот стоит за красных.
Для того, чтобы доказать верность белым, заставляет старика стоять на коленях и есть землю. Смеётся, разграбляя мельницу. Встречается с отрядом Николая Кошевого, после чего начинает злиться, что его преследует совсем молодой человек, и убивает его, сначала стреляя, а затем взмахивая шашкой. После убийства Кошевого обкрадывает труп: снимает с него бинокль, пытается снять с него сапоги, однако один сапог ему не поддаётся, и тот резко срывает его вместе с чулком. На этой ноге он видит родинку, которая есть и у него, и, всматриваясь в лицо мертвого человека, понимает, что убил собственного сына. Не может этого вынести и стреляет себе в рот. |
— Мы за бандой гоняемся, от своих отбились… Може, видел вчера отряд тут проходил?
— Куда они пошли, дедушка? — Божись, что ты не за красных стоишь… Да ты не крестись, а землю ешь!.. — Щенок белогубый!.. Махай, махай, я тебе намахаю!.. — Сынок!.. Николушка!.. Родной!.. Кровинушка моя… |
Лукич | Старый мельник, который просит Николая защитить его от произвола банды атамана, рассказывая, что с ним произошло. | — Хлам, стало быть, разный… Нетути зерна!
— Родимый, свои это, а я думал — опять супостатники энти… Заробел дюже и спросить побоялся… Мельник я. Как шли вы через Митрохин лес и ко мне заезжали, еще молоком я тебя, касатик, поил… Аль запамятовал?.. — А то скажу, любезный мой: вчерась затемно наехали ко мне банды эти самые и зерно начисто стравили коньми!.. Смывались надо мною… Старший ихний говорит: присягай нам, в одну душу, и землю заставил есть. |
Взводный | Принес Кошевому вести о том, что от его эскадрона требуется помощь. | — Нарочный приехал из станицы. Говорит, банда пробилась из Сальского округа, совхоз Грушинский заняла… |
Меню статьи:
- История написания «Родинки»
- Тематика «Донских рассказов»
- Идеи произведения
- Война в творчестве Шолохова
- Образ гражданской войны
- Образы текста
- Война
- Природа
- Человеческое горе
- Животные
- Роль персонажей «Донских рассказов»
- Отношения отца и сына
- Фигура сына
- Фигура отца
- Фигура мельника
- Сюжет «Родинки»
- Композиция рассказа
- Моральная дилемма «Родинки»
Война нашла воплощение во множестве литературных произведений. Творчество Михаила Шолохова поставило эту тему в центр преобладающей части текстов. Поэтому Шолохов, «Родинка» и отображение военных событий – тема этой статьи. Критики осуждали писателя за чрезмерно кровавые картины распрей между белым и красным движениями. Стоит, однако, подчеркнуть, что Михаил Александрович не дает оценок ситуациям, которые описывает. Единственный судья представленным событиям – читатель.
История написания «Родинки»
Писатель сел за работу над этим рассказом в 1920-е годы. В результате, в 1924-м выходит «Родинка», вошедшая в «Донские рассказы». Для шолоховского творчества естественно такое деление на циклы произведений. В центре «Донских рассказов» в целом и «Родинки» в частности – война и личные отношения на фоне трагичных событий. Для начала, рассмотрим особенности самих «Донских рассказов».
Первая публикация сборника Шолохова состоялась в 1924-м году. Произведение вышло на страницах газеты «Молодой ленинец». Почему критики и литературоведы проявляют столь повышенное внимание именно к этому циклу? Дело в том, что «Донские рассказы» знаменуют старт творческой биографии русского автора. В этом же цикле читатели знакомятся с характерной «шолоховской» речью. Автор «монополизирует» тему гражданской войны, красот донской природы, трагедию жестокости и нелепости распрей.
Тематика «Донских рассказов»
Шолохов обращается к событиям гражданской войны, которая происходила на Дону. Это не первый сборник, посвященный этой теме. На этот раз писатель сосредоточил внимание на трагических взаимоотношениях между отцом и сыном. Члены одной семьи оказались на разных сторонах баррикад. Шолохов поставил цель увековечить страшные события войны в мировой литературы. Поэтому шолоховское творчество так сильно отличается от его советских коллег-писателей.
В анализируемом цикле автор обращается к ужасающим ситуациям гражданских распрей 1920-х годов. Шолохов описывает коллективизацию, раскулачивание, резню красных и белых. Позиция автора такова, что он никого не осуждает, не разделяет людей на два лагеря – хорошие и плохие. В центре повествования – общечеловеческие позиции, человеческая душа. Шолохова не волнуют политические вопросы, идеология. Автор сосредотачивается на внутреннем мире человека и отношениях людей.
Идеи произведения
Писатель не оправдывает жестокость идеями, не анализирует убеждения.
Цель Шолохова – показать жизнь во всей ее полноте. В тексте отсутствует авторская симпатия к определенной группе персонажей. Шолохов описывает каждого героя – нейтрально, максимально объективно.
От зоркого писательского глаза не скрывается ни один человек. «Донские рассказы» – яркий пример воплощения этой идеи.
Гражданская война – страшный период в российской истории. Трагедия этой войны состояла в том, что люди сражались не против иностранного врага-интервента, а против брата. Государство раскололось на три лагеря: красные, белые и жертвы, случайно оказавшиеся под обстрелом. Эти люди продолжали жить обычной жизнью, что было уже невозможно.
Война в творчестве Шолохова
Лев Николаевич Толстой оценивал все войны, с которыми сталкивалось человечество, с позиции справедливости. Писатель называл справедливыми те войны, которые приводили к освобождению народов от внешнего агрессора. Разрозненные люди порой объединяются, чтобы дать отпор врагу и защитить свою родину. В истории России таких войн было две: сражение с Наполеоном в 1812-м году и Великая Отечественная война 1941–1945-х годов.
Образ гражданской войны
Гражданские войны априори несправедливы. Такие распри – это следствие социальных потрясений, революций. Гражданская война, которая развернулась в 1918–1920-х годах, стала следствием Октябрьской революции 1917-го года. Разумеется, русская литература часто изображает события гражданской войны в героическом ключе. Но на деле это была трагедия: братоубийство, гибель родственников, разделенных по разным лагерям. Непостижимая логика превращала родных людей, которые говорили на одном и том же языке, во врагов.
Именно такой парадигмы придерживается Михаил Александрович, описывая военную бытность. События рассказа разворачиваются на Дону, на Кубани. Кроме единого места, сквозь весь текст проходит и единая идея. Автор представляет войну как кровавую полосу, пересекающую судьбы отдельных людей и целых семей. Смерти во время гражданской войны – нелепая драма.
Образы текста
Война
Прежде всего, автор останавливается на кровавых картинах расправ над бунтарями. Позиция непокорного человека, показывает писатель, – всегда невыгодна. Некоторые критики сравнивают работы Шолохова и Бабеля. Если у последнего литератора акцент делается на жестокости и зле, то у Михаила Александровича в центре стоит добро и другие вечные ценности. Именно эта особенность привлекает читательскую аудиторию к творчеству Шолохова.
В произведении русского писателя отсутствует акцент на истинности каких-либо идей – красных или белых. Это должен решить сам читатель. Автор настаивает на одном – невозможности оправдания жестокости и насилия. Для Шолохова в жизни существует одна ключевая ценность – добро. И добро нельзя игнорировать. Кто виноват в войне, жестокости, насилии, смертях? Автор дает однозначный ответ: только сам человек.
Природа
Шолохов использует уникальный прием – вставки красивейших описаний окружающей среды. Создается впечатление, что автор делает это невзначай. Природа противопоставляется суетливому обществу.
Писатель представляет сообщества людей жестокими, неспособными к мирному решению проблем. Пейзажные зарисовки выполняют эстетическую функцию. Кроме того, гармония окружающей среды демонстрирует бесполезность, абсурдность войны, запустения. Искусственные смерти никому не нужны, но люди никак не могут извлечь уроков из истории.
Человеческое горе
Маленькое художественное пространство не помешало русскому литератору отобразить образ человеческих бед – в колоссальных масштабах. Писателю понадобилось всего два героя, чтобы столкнуть интересы семей и человечества в целом. В центре повествования – нравственная проблематика. Автор задается вопросом, в чем состоит справедливость общества и строя, где родные люди убивают друг друга.
Животные
Животные в шолоховском рассказе выступают в роли не столько образов, сколько символов. Старика-атамана писатель сравнивает с волком. И наоборот – в фигуре настоящего животного – волка – читатель узнает черты, характер старого белого командира. Бессознательно волк ассоциируется с чем-то неприятным, отрицательным. Волк – это одинокое, голодное, несчастное существо.
Жизнь сделала атамана жестоким, черствым, обозленным. В то же время, герой сопоставляется с коршуном. Птица ассоциируется с такими чертами, как смелость, сила. Однако одновременно коршун – это стервятник, птица, поедающая трупы. Со стервятником отождествляется душа старого казака. Герой убивает сына, «нехотя» приводя к гибели и себя. Атаман покидает этот мир, а птица растворяется в небе. Серость неба наталкивает на мысль о разрушенном, суетном и скованном мире.
Роль персонажей «Донских рассказов»
Герои шолоховского произведения исполняют конкретную функцию – демонстрацию трагедий гражданской распри. Отдельные человеческие судьбы помогают автору раскрыть драму внутрисемейных отношений во время войны.
Отец и сын оказываются на разных сторонах «фронта». Молодежь поддерживает красных, а старое поколение – белое движение. Молодых и старых людей роднит одно – тотальная усталость от войны.
Два центральных персонажа противостоят друг другу. У каждого героя своя правда. Писатель рассказывает о судьбе Николая Кошевого и его отца – казачьего атамана. Читатели узнают детали прошлого и настоящего героев. Знакомство с каждым действующим лицом начинается бытовыми, пейзажными зарисовками.
Отношения отца и сына
В основе «Родинки» лежит простой сюжет: старый казак случайно убивает собственного сына. Возникает вопрос, почему же старик не узнал родную кровь. Автор объясняет: герои произведения занимали разные стороны в гражданской войне. Судьба разбросала родных людей по вражеским лагерям. Николай – красный командир – рос без отца. Юноша прожил тяжелую жизнь: папа пропал во время войны с немцами, мать погибла. Николка был сиротой. До пятнадцатилетнего возраста Николай перебивался случайными работами, кое-как добывал деньги на жизнь. Потом судьба свела мальчишку с красным движением. Спустя три года юноша становится эскадронным командиром.
«Тихий Дон» Михаила Шолохова ученые относят к эпохе литературного соцреализма. Произведение можно назвать одним из лучших в жанре романа-эпопеи. Предлагаем читателям ознакомиться с его кратким содержанием
С одной стороны, вина за убийство лежит на старике-атамане. Но с другой стороны, и юноша пытался убить своего белого врага. Автор делает вывод, что перекладывать грех за убийство на какого-то одного человека неправильно, несправедливо. Товарищи отзывались о Николае как о бывалом, рискованном воине, без труда уничтожающем банды и эскадроны. То есть герой не раз убивал. Но вот настал момент, когда душа Николая возжелала покоя и мира. Юноша задумал покончить с убийствами, начать нормальную жизнь, учиться, работать. Однако сил отказать красным товарищам в боевой поддержке у героя не хватило.
Далее рассмотрим каждый образ детальнее.
Фигура сына
На момент событий рассказа Николаю исполнилось восемнадцать. Юноша рано познал горе, утратив обоих родителей. На войне герой находится третий год. За это время бои надоели Николаю, юноша хочет мирной жизни. От прошлого почти ничего не осталось, кроме воспоминаний и родинки. Точно такая же родинка была у отца Николая. Этот знак символизирует связь между поколениями. Характер героя – молодой, горячий – постоянно толкает юношу на рискованные операции. Писатель сравнивает персонажа с птицей или совсем молодым животным. Кажется, что у юнца вся жизнь только впереди.
Фигура отца
Литератор описывает непростую судьбу старика-атамана. Вот уже седьмой год как герой не видит родного края и семьи. Сердце белого командира стало черствым. От внутреннего мира героя остались одни развалины. Автор передает трагичность судьбы героя с помощью ярких метафор. Горе атаман топит в бутылке. Старик редко трезвеет. В итоге, после страшной кульминации и убийства сына, атаман кончает с жизнью.
Фигура мельника
Второстепенный герой шолоховского произведения – мельник по имени Лукич. Старик – от безысходности – дает красноармейцам наводку на врагов. Сперва мельник столкнулся со старым белым атаманом. Герой угрожал крестьянину расправой, требуя провизии для солдат. Лукич не хотел расставаться с нажитым имуществом. Поэтому мельник пошел искать справедливости у красных. Сам того не зная, герой приблизил трагическую развязку рассказа.
Сюжет «Родинки»
Идея «Донских рассказов» своеобразно раскрывается в «Родинке». Критики признают этот рассказ чуть ли не самым проникновенным произведением из шолоховского цикла. Автор описывает убийство красного командира белым атаманом. Командир умирает от удара шашкой. После расправы атаман снял сапоги с мертвеца: обувь – дорогое удовольствие в то время. Внезапно враг заметил на ноге своей жертвы знак – родинку довольно крупного размера. Оказывается, что такая же родинка имеется и у атамана.
В основе произведения Михаила Шолохова «Судьба человека» – реальные события. После войны в 1946 году автор случайно познакомился с Андреем Соколовым и его сыном. Произошедшее с Соколовым во время Великой Отечественной войны стало основой сюжета рассказа. Предлагаем читателям узнать, что было дальше, ознакомившись с описанием произведения
В этот момент атаман узнает в убитом собственного сына. Старого казака охватывает неземная, невыносимая печаль: атаман убил родную душу. Белый атаман не выдерживает греха и стреляет себе в рот. Шолохов демонстрирует, что война несет только смерть: гибель настигает людей разными способами.
Композиция рассказа
Шолохов очень логично строит свое произведение. В «Родинке» насчитывается шесть частей. Начало каждого фрагмента – это описание пейзажей. С помощью такого приема, автора раскрывает для своей аудитории красоты Дона. В этом тексте, как и во многих других, писатель не оставляет без внимания фон, на котором развертывается сюжет «Родинки».
Шолохов разворачивает действия произведения в двух плоскостях:
- Внешний сюжет: в рамках этого плана писатель познакомил читателей с героями рассказа (Николаем, красноармейцами, белым движением, стариком-атаманом, мельником);
- Внутренний сюжет: автор рассуждает о нравственной проблеме описанной ситуации, переживаниях героев, неоправданных мечтах, роли судьбы в жизни людей.
Моральная дилемма «Родинки»
Мнимая простота шолоховского произведения, тем не менее, не может скрыть глубокий смысл этого рассказа. Речь автора отличается лаконизмом. В тексте наблюдается недосказанность. Писатель апеллирует к интуиции, эмпатии читателей. Главная мысль – боль и несчастья, которые приносит война. Шолохов своеобразно трактует категорический императив, о котором пишет немецкий философ Иммануил Кант.
В первый ли раз старик-атаман убивает врага? Однозначно нет. Автор ставит латентный вопрос: а задумывался ли белый солдат раньше о грехе, который берет на себя? Убийство чужого человека не вызывало в герое мысль убить и себя за это. Чужая кровь не трогает так, как родная, своя. Так, внезапно в шолоховском произведении всплывает гениальная догадка – тайна мира и спокойствия. В чем эта тайна состоит? Ответ такой: если человек будет видеть в другом человеке родную душу, то на земле настанет мир. Почему люди не относятся к чужим так, как к собственным детям, любимым, родственникам? Автор оставляет ответ на этот вопрос за читателями.
Анализ произведения ” Родинка”
Произведение «Родинка» написано в 1924 году, своеобразным языком, в котором присутствует стиль Михаила Шолохова. Главные в рассказе два главных персонажа. Каждого герой в собственной правде живет. З эту правду и сражаются друг с другом. Красный командир и казачий атаман. Почему героев ничего не связывает. Автор рассказывает о жизненных рассказах, делая акцент на главные событиях. Изначально писатель знакомит с героями через бытовые и пейзажные зарисовки. Писатель делает акцент на то, что окружает персонажей. Шолохов показывает страшный характер Гражданской войны, которая разрушает даже родственные связи, с этой целью главными героями этого рассказа сделал командира красного эскадрона молодого Николка и старого атамана принявшего сторону белых.
Старый казак убивает в бою молодого, но по родинке узнает в герое собственного сына. Происходит разрушение родственных связей. Показав такую развязку, автор стремился продемонстрировать страшный характер смуты, постигшей страну. Рассказ учит тому, что Гражданская война – это тяжёлое испытание для людей, заставляет проявлять жестокость, к которой, не склонны герои. Война забрала у них физические и моральные силы.
Цитаты из книги ” Родинка”.
…От отца Николка унаследовал любовь к лошадям, неизмеримую отвагу и родинку, такую же, как у отца, величиной с голубиное яйцо, на левой ноге, выше щиколотки.
…Плечист Николка, не по летам выглядит. Старят его глаза в морщинках лучистых п спина, по-стариковски сутулая,- мальчишка ведь, пацаненок, куга зеленая.
…Бородатые станичники на суглинке, по песчаным буграм, возле левад засевают клинышками жито.
…Казак Николкин отец, а по отцу и он – казак.
…Я-то при чем, что не успел приходскую школу окончить? Чудак он… А тут банда… Опять кровь, а я уж умерялся так жить… Опостылело все…”
Краткое содержание Шолохов Родинка
Произведение “Родинка” написано о молодом восемнадцатилетнем атамане Николае Кошевом. Николка – сирота. Николая отец пропал сражения во время германской войны, а мать умерла. Главный герой в пятнадцать лет работал по найму, где придется, но потом ушел с проходящим красноармейским полком на Врангеля. Так Николая воевал. Николаю досталось наследство от отца неукротимая смелость и родинка на ноге с размером в как голубиное яйцо. Главный герой произведения был сильно храбрым мужчиной, солдаты относились к нему уважительно потому как почти без потерь ликвидировал две банды. Николай водил полгода в атаку эскадрон, при этом не уступал в мастерстве опытным воякам. Герой стыдился собственного возраста когда заполнял анкеты,часто нервничал когда видел вопрос о возрасте, так хотел выглядеть внешне постарше и быть опытней. Парень часто стал задумываться о том, что пора бросить уже воевать и поехать учиться в город.
Такая жизнь как у него надоела парню, на смерти и кровь не было никаких сил смотреть. Но задуманное Николай не успел осуществить. Из столицы пришло письмо от председателя, в котором просит решить проблему с бандой, занявшей совхоз Грушинский.
Николай с собственным эскадроном скоропостижно отправляется в Сальский округ на поиски разбойников. Старый атаман, который глава банды в это время попадает на мельницу и встречает старика Лукича. Этот атаман суровый человек, который был в германском плену, прошел Врангель и Константинополь, так мужчина отсидел в лагере за колючей проволокой. Атаман руководит такими же бывшими военными, которые знают толк в боевых делах. Казаки много пьют, ведут себя некультурно. Главарь уговаривает сторожа присягать на верность, есть в доказательство землю, а зерно, собранное совхозом, скармливает лошадям. Лукич пробирается в хутор в то время когда банда напивается и засыпает, там и попадает к красному расположению. Там героя приводят к Кошевому, и старик говорит Николаю о том, что банда расположилась на мельнице.
Молодой атаман ведет собственный эскадрон в атаку, по дороге раздавая им приказы и объясняет плане наступления. Главарь разметил во время боя на Николая груди некий бинокль, и осознает что это не обыкновенный солдат. Старый атаман также заметил молодой возраст Николая, и мысленно жалеет юношу, что парень такой молодой, старик считает что Николай неопытный.
Выстрелом атаман сбивает лошадь, а затем, подскочив верхом, шашкой убивает и самого Николку. Затем бандит спускается, чтобы забрать у него бинокль и новые сапоги. Правый сапог снялся легко, а левый застрял и снялся вместе с чулком. Атаман заметил необыкновенную родинку выше щиколотки, точно такую же, как у него, и понял, что убил собственного сына. Старик начал о содеянном обнимает парня трясет чтобы очнулся, но Николка был уже мертв. После отец вставил себе в рот оружие маузера и выстрелил.
Этот рассказ учит читателей ценить жизнь, понимать, сколько горя может причинить война, сколько семей может пострадать, воюя по разные стороны баррикад.
Тип урока: формирование нового знания.
Цель урока: создать условия для
определения учащимися отношения М. А. Шолохова к
событиям Гражданской войны.
Задачи урока:
- Обучающие:
- расширить и углубить знания учащихся о
трагической истории России в период
Гражданской войны в 1917–1922 годах; о
взаимоотношениях различных политических сил и
общества в годы Гражданской войны; - дать обзор по вопросу «Гражданская война в
России, в искусстве»; - ознакомить учащихся с творчеством М. А.
Шолохова; - познакомить учащихся с содержанием рассказа М.
А. Шолохова «Родинка»; - обогатить лексический запас учащихся новыми
понятиями; - формировать умения и навыки анализа
художественного произведения с выявлением
приёмов, языковых средств, передающих
художественный образ героев и природы,
эстетическое содержание рассказа; - развивать у учащихся рефлексию на прочитанное,
используя описание собственных эмоций; - формировать навыки работы со справочным
материалом; - формировать умение самостоятельно работать с
текстом рассказа; - совершенствовать умения: связного
высказывания, доказательства своей точки зрения;
умение делать выводы;
- расширить и углубить знания учащихся о
- Воспитательные:
- на примере исторического материала и судеб
героев рассказа «Родинка» проследить
трагедию русского народа в 1918-1922 годах, помочь
школьникам дать оценку гражданской войне и
сформировать определённую гражданскую позицию
по отношению к её трагедии; - формировать у учащихся мировоззрение о
ценности жизни человека, о приоритетности
общечеловеческих ценностей над идеологическими; - воспитывать нравственные качества: милосердие,
преданность, любовь к своей семье, Родине,
доброту; - воспитывать эстетические чувства, вкус, оценки,
суждения; - прививать трудолюбие, внимательное отношение к
русскому слову, любовь к литературе;
- на примере исторического материала и судеб
- Развивающие:
- развивать аналитические способности учащихся,
их воображение, память, внимание, эмоции, связную
монологическую и письменную речь; - развивать литературные способности учащихся:
эмоциональную чуткость к слову, образную
конкретизацию и образное обобщение.
- развивать аналитические способности учащихся,
Методы обучения: индуктивный,
исполнение, показ, рассказ, иллюстрация,
объяснение, беседа, самостоятельная работа
учащихся, поощрение, предъявление требования,
Формы организации учебной деятельности: фронтальная,
групповая.
Оборудование урока: компьютер,
мультимедийная доска, мультимедийный проектор,
презентация, раздаточный материал: словарь
рассказа «Родинка», музыкальное сопровождение:
песня «Орлёнок».
ХОД УРОКА
I. Организационный момент – 1 мин.)
(Звучит песня «Орленок». Презентация. Слайд 1)
– Ребята, урок начался отрывком из культовой
советской песни «Орлёнок», написанной в 1936
году поэтом Яковом Шведовым на музыку
композитора Виктора Белого. Эта песня стала
символом мужества юных бойцов Гражданской войны.
– Как вы думаете, ребята, о какой странице
истории нашей страны пойдёт речь сегодня на
уроке?
II. Сообщение темы и цели урока – 0,5 мин.
Слайды 2,3
– Сегодня на уроке мы с вами обратимся к
рассказу М. А. Шолохова «Родинка», посвященному
событиям Гражданской войны. После изучения
произведения мы должны будем ответить на
главный вопрос урока «Как М. А. Шолохов относится
к событиям Гражданской войны?»
III. Повторение о Гражданской войне – 2
мин.
Слайд 4
– В каком году в России началась Гражданская
война? Сколько времени она длилась? (Гражданская
война в России началась сразу же после революции
– в 1918 году. Продолжалась она вплоть до полного
уничтожения повстанческих сил, до 1920-22 годов).
– Как принято называть стороны конфликта? (После
прихода к власти большевиков во главе с В.И.
Лениным и установления диктатуры пролетариата
началась борьба между вооружёнными
формированиями большевиков и их сторонников
(Красная гвардия и Красная армия), с одной
стороны, и вооружёнными формированиями Белого
движения, с другой. Главные стороны
конфликта принято именовать «красными» и
«белыми»).
– Назовите причины вооруженного столкновения. (Для
Красной армии подавление сопротивления их
противников было единственной возможностью
удержать власть в крестьянской стране. Для
многих участников Белого движения — офицерства,
казачества, интеллигенции, помещиков, буржуазии,
бюрократии и духовенства — вооружённое
сопротивление большевикам имело целью
возвращение утраченной власти и восстановление
своих социально-экономических прав и привилегий.
Характерной особенностью Гражданской войны была
готовность всех её участников широко
использовать насилие для достижения своих
политических целей).
– Какие произведения искусства, посвященные
Гражданской войне, вам известны? (Гражданская
война – одна из печальных, трагических страниц в
истории нашего Отечества. Она нашла широкое
отражение в искусстве: многие художники пытались
осмыслить, понять события тех лет. Их горькие
мысли нашли выражение на страницах повестей и
романов (Булгаков М. «Белая гвардия», 1924,
Островский Н. «Как закалялась сталь», 1934,
Пастернак Борис Леонидович «Доктор Живаго»,
1945?1955, Фадеев А. «Разгром», 1927, Шмелев И. «Солнце
мертвых», 1923),в кинематографе (Нахалёнок (Евгений
Карелов, 1961), Неуловимые мстители (Эдмонд Кеосаян,
1966), Сердце Бонивура (Марк Орлов, 1969), Кортик
(Николай Калинин, 1973) и др.), на живописных
полотнах (Кузьма Петров-Водкин «Смерть
комиссара» (1928), Исаак Бродский «Расстрел 26
бакинских комиссаров» (1925), Фёдор Богородский
«Братишка» (1932)).
Слайды 5-7.
IV. Сообщение учащегося о творчестве М. А.
Шолохове – 2 мин.
Слайды 8-10.
Учитель: Почему М.А.Шолохов обращается
к событиям Гражданской войны?
Ученик: Родился М.А.Шолохов на
хуторе Кружилин на Дону 11 (24) мая 1905 года.
Автобиография Шолохова занимает полторы
страницы: «родился в семье служащего торгового
предприятия в одном из хуторов», «учился в Москве
года два-три» и т.д.
Герои произведений писателя – казаки, особое
военно-земледельческое сословие России,
созданное по указу Екатерины II, не причисленное
ни к крестьянству, ни к дворянству. Своеобразные
обычаи самоуправления и поведения, особый быт,
язык, привычки, отличавшие казачью вольницу, –
подлинная область художественного исследования
автора.
Перу М.А. Шолохова принадлежат «Донские
рассказы» (1926) – произведения о столкновении
белоказаков с красными, о братоубийственной
борьбе на Дону. В этих рассказах одержимость
классовым насилием вела к отцеубийству
(Бахчевик), сыноубийству (Родинка), смертельной
вражде между братьями (Коловерть). «Наука
ненависти» заставляла соседей убивать друг
друга за горшок щей и крынку молока (Алешкино
сердце).
Шолохов нес в литературу суровую, жестокую
правду о Гражданской войне. В его изображении
классовая борьба – война своих против своих, она
рассекает семьи, разделяет отцов и детей.
Разрушение родственных связей, классовая
«червоточина», разъедающая семью, – тема,
которая перекочевала из Донских рассказов в
«Тихий Дон».
Шолохов – автор романов «Тихий Дон»,
«Поднятая целина», неоконченной эпопеи «Они
сражались за родину». Лауреат Нобелевской
премии, депутат, лауреат Сталинской премии,
академик, дважды Герой социалистического труда.
В разгар Гражданской войны М.А.Шолохов стал
очевидцем трагических событий на Дону: на его
глазах разворачивались военные действия между
белоказаками и красными, велась борьба казаков
за независимость, окончившаяся Верхнедонским
восстанием.
V. Работа со словарём рассказа – 0,5 мин.
– Ребята, сейчас мы с вами познакомимся с
рассказом «Родинка». Для того чтобы представить
образы, созданные в нем, понять, о чем идет речь,
необходимо познакомиться со словарем рассказа. У
вас на партах слова с объяснением их
лексического значения. По ходу чтения рассказа
обращайтесь к словам с целью выяснения
значения непонятного слова. Слова представлены в
той же последовательности, в какой они
появляются в тексте рассказа. (Приложение
1)
VI. Чтение рассказа подготовленным учеником
и восприятие его учениками – 12 мин.
Слайд 11
– Ребята, вы прослушали рассказ,
поделитесь впечатлениями от произведения:
назовите положительные и отрицательные эмоции,
которые вы испытывали во время слушания
рассказа. Прокомментируйте одну из наиболее
ярких эмоций.
Таблица эмоций (на доске)
Положительные эмоции | Отрицательные эмоции |
симпатия | презрение |
– Рассказ действительно не оставляет
равнодушным: слушая его, испытываешь сильные
эмоции, противоречивые чувства овладевают тобой.
Этот рассказ написан мастером, проблемы,
поднимаемые в произведении, для Шолохова
являлись животрепещущими, потому столько емко и
столь эмоционально повествование. Давайте
разберемся в прочитанном: попытаемся понять
поднимаемые в произведении проблемы, выявить
авторское к ним отношение.
VII. Анализ произведения – 10 мин.
а) Беседа
– Сколько композиционных частей можно
выделить в произведении? (две части – Николка и
атаман).
– Каково соотношение этих частей? (Шолохов
использует прием антитезы –
противопоставляет двух героев Николку и
атамана).
– Какие приемы использует М. А. Шолохов для
создания образов Николки и атамана? (портрет,
речевую характеристику, взаимодействие с
другими персонажами рассказа, пейзаж).
б) Работа в группах – 6 мин.
– Используя вопросы, подготовьте
рассказ о герое произведения.
Вопросы для 1-ой группы:
Образ Николки
1. Найдите портрет Николки, как он помогает
создать образ героя?
2. Каковы отзывы о Николке его товарищей?
3. Каково авторское отношение к герою?
4. С каким чувством вспоминает Николка об отце?
Каковы эти воспоминания?
5. О чем мечтает Николка?
6. Как меняется речь Лукича, когда он обращается к
Николке?
7. Какое символическое значение в добром
отношении Николки к деду Лукичу?
Вопросы для 2-ой группы:
Образ атамана
1. С каким зверем сравнивает автор атамана?
Почему?
2. Почему «зачерствела душа» атамана? Что
рассказывает автор о жизни своего героя?
3. Как характеризует атамана его речь?
4. С какой целью автор подробно описывает
состояние деда Лукича? С какой целью Шолохов в
рассказе рисует эпизод расправы с дедом Лукичом?
5. Как отзывается Лукич об атамане? Можно ли
считать его слова – мнением народным о бандах?
6. Какое значение имеет образ волка, показанного
перед бегством банды?
7. Почему атаман убил себя?
Представление группами результатов
исследования – 4 мин.
1-я группа
В рассказе создается образ молодого
красноармейца. Ему 18 лет, он крепок и плечист.
Настоящий казак. Товарищи с любовью и
восхищением отзываются о нем (мальчишка еще, а
сумел без урона ликвидировать две банды). Николка
– командир отряда, хотя еще очень юн. Он
неграмотен, чего стыдится, он мечтает учиться,
когда закончится война. С любовью вспоминает он
отца, казака, с детства приучившего его к
казачьей жизни (сажал его отец на коня своего
служивского). Отец пропал во время войны, а в
память осталась у Николки родинка такая же, как и
у отца. Рисуя образ Николки, автор испытывает
двоякое чувство – уважения к храбрости воина,
отеческой любви к нему (не случайно он называет
его ласково Николка), а также сожаление, что лишен
был детства Николка, не получил грамоты (учиться
бы поехать…опостылело все…). Отряд Николки
вызывает уважение жителей окрестных деревень,
потому что они не отнимали последнее. И речь
Лукича, обращенная к Николке, открытая, в ней
звучит уважение («родимый», «любезный мой»). Это
не случайно: она ответ Лукича на доброе отношение
Николки. Такое отношение командира отряда к
старику выражает авторскую мысль об уважении
молодого поколения к старикам.
2-я группа
В рассказе создается образ атамана – человека
ожесточившегося. Он прошел тяжелую школу жизни:
воевал в германскую, был в плену, бежал, попал в
банду. Автор несколько раз, рисуя атамана,
говорит о волке. Шолохов сравнивает атамана с
волком – осторожным, злым хищником, беспощадным.
В речи атамана преобладают или фальшивые ноты
«мы – красные, дедок», либо бранные слова «старая
сволочуга», «вставай, старый». Такое обращение с
Лукичом, в особенности эпизод, когда атаман
приказал деду есть землю, говорит о потере
человечности, полном обращении в зверя, в волка.
Атаман не уважает старость, издевается над дедом.
Ничего святого нет у этого ожесточившегося
человека. Осуждение звучит в адрес атамана со
стороны автора рассказа (это выражено словами
Лукича, который с неудовольствием встречает
банду, боится их), оно является выражением мнения
народного – люди устали от бессмысленной и
жестокой войны, пора вернуться к семьям и к земле.
Шолохов показывает волка перед кульминационным
моментом («волк выскочил на бугор, постоял и не
спеша потянулся в лог»), чтобы подчеркнуть
звериные черты в образе атамана: ведь банда
разбита, нужно сдаться, атаман видит юношу,
мчащегося на него, но нет сердца у атамана, нет
жалости, как и нет возврата к прежней, мирной
жизни. Потому и убивает себя атаман. Некуда
возвращаться, он убил сына, то есть убил себя в
нем.
Учитель: Шолохов в рассказе
противопоставляет не просто героев, а отца и
сына? Противопоставление отца и сына
усиливает трагизм происходящего. Самое страшное,
что могло произойти в мире, это то, что отец
стреляет в сына, а сын – в отца. Война вторглась в
самое крепкое единение – в семью, разбила ее,
развела в разные стороны. Разрушены кровные узы.
Отец и сын могли бы жить в любви, вместо
этого они убивают друг друга. Что может быть
абсурднее: отец, когда-то подаривший сыну жизнь,
теперь ее забирает, лишает жизни самое дорогое,
что у него осталось на земле.
VIII. Беседа об идейно-художественном
своеобразии рассказа М. А. Шолохова – 7 мин.
– Особая роль в рассказе отводится пейзажу.
Найдите описание природы в рассказе. Какое
значение имеет пейзаж в произведении?
Пейзаж помогает создать образы главных
героев.
Описывая Николку, автор создает пейзаж,
подобный юному герою: звонкий– «хрупкая тишина»,
нежный– «вишневый садик», усталый, подобно
герою, рано состарившийся –«трава заплаканная,
седая от росы».
Пейзаж, сопутствующий атаману, создает образ
осторожного, матерого зверя: «муть осенняя»,
«колеи, ветром облизанные».
Автор создает картины донских степей, хлебного
поля, ядреного колоса, чтобы передать боль от
того, что казаки – мирное крестьянство –
вынуждено отойти от земледельческого
созидательного труда и заняться разрушением их
же святынь «под ноги лошадям сыплют и двор
устилают золотистым зерном».
Перед кульминационным моментом – гибелью
Николки – природа, словно живая, пытается
остановить страшную минуту: «кто-то взвыл
по-звериному», «солнце закрылось тучей», «упали
тени». Шолохов использует прием олицетворения.
Подобное изображение природы, сочувствующей
героям, помогающей им, свойственно произведениям
фольклора. Это подчеркивает тесную связь всего
живого на этой земле.
– В начале рассказа автор словами военкома
говорит о Николке, что он счастливый, коли у него
есть родинка. С какой целью вводится эта деталь?
Словами военкома Шолохов хотел показать, что
молодой Николка – будущее страны. Он должен быть
счастливым, ведь вся жизнь перед ним. Но война
нарушает естественное течение жизни, разрушает
предначертанное судьбой – быть счастливым.
Вместо этого Николка вынужден воевать, а он хочет
учиться, в расцвете лет юноша гибнет, не познав
жизни.
– Почему Шолохов так подробно описывает эпизод
гибели Николки, создается впечатление, что время
останавливается?
Гибель Николки – это кульминационный момент
рассказа. Описывая данный эпизод, автор будто бы
оттягивает страшный момент, он не может поверить,
что случилось непоправимое. Время действительно
останавливается, времени некуда идти – погиб
сын, отец убивает будущее.
– К какому выводу приходит писатель,
заканчивая трагедией свой рассказ? (Шолохов
считает, что семья – это основа мироздания,
поэтому никакие благие цели не оправдывают
сыноубийства, ничего в мире нет важнее и дороже
жизни человека, а тем более жизни родного, кровно
связанного с тобой человека).
IX. Работа в тетрадях. Запись выводов по
рассказу – 3 мин.
– М. А. Шолохов считает, что Гражданская война –
самая жестокая и кровавая война. В ней
сражаются не просто граждане одной страны,
некогда жившие в одном, едином государстве,
веровавшие в одного Бога и придерживавшиеся
одних идеалов, а подчас близкие люди. Самое
страшное, говорит писатель, когда сын идет против
отца, отец стреляет в сына. Это ведет к распаду
семьи – главного союза, составляющего основу
государства в целом. Автор утверждает, что с
разрушением русских семей гибнет Россия. Поэтому
для него – это величайшая трагедия всех русских
людей. М. А. Шолохов осуждает политику, которая
привела страну к Гражданской войне. Однако
историю не перепишешь, утверждает писатель,
главное, знать и помнить народную трагедию, дабы
предотвратить повторение войны. В истории любого
государства подобных страниц быть не должно: это
разделяет семьи, разрушает связи между
поколениями, губит нацию. Исчезают лучшие
традиции, традиции, накапливаемые веками. Задача
каждого ныне живущего сохранить, преумножить и
передать последующему веками по крупицам
собранное, чтить отца и мать, свою историю,
гордиться своими корнями, своим Отечеством.
X. Итог урока – 1,5 мин.
Урок подходит к концу, подведем итог.
– Какое историческое событие в центре внимания
рассказа М.А.Шолохова?
– Почему писатель героями произведения делает
отца и сына?
– Каково авторское отношение к событиям
Гражданской войны?
XI. Домашнее задание – 0,5 мин.
Слайд 12
Творческая работа (раскрыть тезис «Гражданская
война – величайшая трагедия русского народа»).
Прочитать рассказы М. А. Шолохова «Шибалково
семя», «Алешкино сердце» и другие по выбору из
цикла «Донские рассказы».
XII. Оценка – 0,5 мин.
1) Сообщения учащегося по биографии
М.А.Шолохова;
2) Выразительного чтения рассказа «Родинка»;
3) Устных ответов учащихся в ходе урока.
Изучая рассказ Шолохова Родинка, анализ которого предстоит сделать по школьной программе, можно понять суть и смысл данного произведения. Анализ произведения также поможет разобраться, какую именно мысль писатель пытался донести до читателей. Благодаря этому написать сочинение на эту тему в дальнейшем не составит труда.
Анализ рассказа Родинка Шолохова
Анализ Родинки Шолохова кратко будет выглядеть следующим образом Построение данного произведения логичное. Оно состоит из шести отдельных частей, каждая из которых начинается описанием пейзажа. Благодаря такому приему автору удалось передать читателю всю красоту Дона.
Все действия в произведении разворачиваются в двух разных плоскостях. Отмечается внешний сюжет и внутренний. В первом из них писатель знакомит нас с героями своего произведения, а во втором рассуждает о нравственной проблематике сложившейся ситуации, душевных переживаниях персонажей.
История создания Родинки
Перед тем, как рассматривать анализ рассказа Шолохова Родинка с цитатами, стоит обратиться к истории создания этого произведения. Работу над ним автор начал в двадцатых годах минувшего столетия. Опубликован же рассказ был в 1924 году. Родинка вошла в цикл Донских рассказов Шолохова.
Это произведение было опубликовано в издании Молодой ленинец. По сути, именно в тот момент и началась творческая биография самого автора. Читатели узнают о его особенностях речи и подачи информации.
Родинка: тема и проблематика
Крайне важно определить, каковы тема и идея Родинки Шолохова. Автор описывает события, которые разворачиваются на Дону в период гражданской войны. При этом, он особое внимание уделяет отношениям сына и отца. Эти герои оказались по разные стороны баррикад. Главной целью Шолохова было увековечить те страшные события. Именно по этой причине его творчество существенно отличается от других советских авторов того времени.
В своем произведении писатель описывает ужасные события 1920 года. Он говорит о коллективизации, процессе раскулачивании, противостоянии белых и красных. При этом автор никого из них не подвергает осуждению, не разделяет на отдельные лагеря. Мол, одни из них плохие, а другие хорошие. Центральное внимание уделяется общечеловеческим принципам и душе человека. Писатель не вдается в подробности политических принципов, не уделяет внимание идеологии. Гораздо больше его волнуют те отношения, которые сложились между людьми, их внутренний мир.
Разбираясь, какая в Родинке Шолохова проблематика, стоит отметить, что автор не считает жестокость оправданной идеями, не подвергает убеждения детальному анализу. Он преследует совершенно иную цель, стремится показать все особенности жизни как таковой. Писатель не симпатизирует никому из персонажей. Описания героев максимально нейтральные и явно объективные.
Период гражданской войны имеет немаловажное значение в истории России. Ужас и трагедия при этом заключается в том, что люди воевали не с иностранными врагами, а друг с другом. Страна, по сути, была разделена на три отдельных лагеря. В одном из них находились белые, во втором красные, а в третьем жертвы, которые волей случая попадали под обстрелы. Естественно, что жить в такой обстановке привычной жизнью уже не представлялось возможным.
Образы героев: краткий анализ
В произведении Родинка анализ героев имеет принципиально важное значение. Именно через персонажей автор показывает трагизм сложившейся ситуации. Описывая судьбы отдельных людей, писателю удается раскрыть проблему взаимоотношений в кругу семьи во время военных действий.
Сын и отец находятся в разных лагерях. Представители молодого поколения находятся на стороне красных. Старшие люди при этом являются приверженцами движения белых. Правда, у представителей этих поколений есть и что-то общее. Все без исключения уже устали от военных действий.
Отмечается явное противостояние ключевых персонажей. Правда у каждого из них своя. Писатель описывает судьбу Кошевого Николая, а также его отца, который является атаманом. Автор рассказывает о прошлом своих героев и настоящем. Знакомит он с ними путем изначальных пейзажных и бытовых зарисовок.
Делая анализ произведения Родинка Шолохова, каждого из героев следует рассмотреть более детально. Ключевым персонажем является восемнадцатилетний парень Николай. В раннем возрасте он потерял родителей, и уже три года находится в центре военных действий. Ему явно надоели постоянные бои. Он мечтает о том, что наступит мирная жизнь. Из прошлого у него, по сути, не осталось ничего, кроме родинки и воспоминаний. Точно такое же родимое пятно было и у его отца. С помощью этого знака автор указывается на связь, которая существует между поколениями.
Николай молодой, темпераментный, постоянно ввязывается в рискованные операции. Писатель сравнивает его с совсем юным животным и птицей. У него еще все впереди.
Также к главным героям относится и старый атаман с весьма тяжелой судьбой. Он уже семь лет находится вдали от родной земли и собственной семьи. Его сердце очерствело, от полноценного внутреннего мира у него уже остались лишь развалины. Свое горе атаман глушит с помощью алкоголя и практически никогда не бывает трезвым. Кульминация при этом достаточно страшная. Атаман убивает собственного сына и после этого убивает самого себя.
Анализ рассказа Родинка Шолохова будет неполным, если не упомянуть о других действующих лицах. Среди второстепенных персонажей стоит выделить мельника Лукича. Это старый мужчина, который чувствует собственную безысходность и вследствие этого решается на отчаянный шаг. Он дает красноармейцам информацию об их врагах. Изначально ему доводится встретиться с предводителем белых. Тот угрожает ему расправой и требует дать солдатам провизию. Правда, отдавать собственное имущество мельнику не хочется. По этой причине крестьянин обращается к красным, приближая тем самым трагическую развязку.
План
Проще всего сделать анализ рассказа Шолохова Родинка по плану. Он выглядит следующим образом:
✔️ Когда написано и опубликовано произведение.
✔️ Особенности композиции.
✔️ Ключевые персонажи и их особенности.
✔️ Поднимаемая проблема и тонкости подачи этой информации (взаимоотношения между поколениями, трагизм и ужас военных действий).
Сделав анализ Родинки по плану, удастся осветить все ключевые моменты, не упустив ни одной важной детали. Естественно, что после этого будет гораздо проще раскрыть данную тему в сочинении, понять суть рассказа и его основную мысль.
Годы Первой мировой, революции и особенно гражданской войны стали испытанием для всех жителей России. Очень остро ощутило на себе последствия политических событий казачество. Вольнолюбивый по натуре народ не мог примириться с тем, что устоявшаяся веками, налаженная жизнь рушится. Но самым страшным было даже не это. Произошедший между людьми раскол развел по разную сторону баррикад бывших соседей, товарищей и членов одной семьи.
Много внимания уделил изображению ужасов гражданской войны и анализу ее влияния на судьбы людей писатель М. Шолохов. Произведение «Родинка», написанное в 1924 году и положившее начало циклу «Донские рассказы», стало первым в его творчестве, где была показана правда о том страшном времени. А за роман-эпопею «Тихий Дон», в котором писатель обобщил весь материл по теме, писателю была присуждена Нобелевская премия.
Особенности изображения казачества Шолоховым
«Донские рассказы» стали важным событием в литературе двадцатых годов. Они не были похожи на то, что создавалось в период становления советской власти пролетарскими писателями. Потомственный казак и отличный знаток быта на Дону, М. Шолохов сумел воссоздать в небольших по объему произведениях неповторимый колорит и самобытность уклада жизни местного населения. Особое внимание он уделял нравственным убеждениям и идеалам, изначально основанным на доброте и гуманизме, но перечеркнутым братоубийственной войной.
Отношение к рассказам было неоднозначным. Многих смущали натурализм и нетрадиционность изображения гражданской войны, но именно это позволило писателю передать истинные масштабы трагедии. Именно этими принципами руководствовался при написании рассказа «Родинка» Шолохов.
Краткое содержание произведения: знакомство с Николкой
Сюжет рассказа довольно прост и строится в хронологическом порядке с небольшими отступлениями (ретроспективами) в прошлое. Главный герой – Николай Кошевой, молодой командир эскадрона Красной Армии. Николкой зовут восемнадцатилетнего парня бывалые казаки, которые уважали его за смелость и отвагу. Несмотря на юный возраст, он уже полгода возглавлял эскадрон и успел за это время разбить две банды. В этом велика была заслуга его отца, видного казака, «сгинувшего» еще на германской войне. Именно он привил сыну отвагу, выносливость, любовь к лошадям: уже в пять или шесть лет научил сына держаться в седле. А еще от отца досталась Николке (и на этом будет строиться дальнейший анализ произведения Шолохова) родинка на левой ноге, размером с голубиное яйцо.
Завязкой сюжета становится принесенное командиру письмо с известием о появлении в округе белых. Необходимость вновь выступать вызывает у командира невеселые размышления о том, как надоела ему военная жизнь: «Учиться бы … а тут банда».
Доблестный атаман
На сопоставлении двух сильных характеров строит рассказ «Родинка» Шолохов. Анализ внутреннего состояния немолодого казака, 7 лет не видевшего отчего дома, – следующая часть произведения. Он прошел германский плен, служил у Врангеля, побывал в Константинополе, теперь вот вернулся в родные края во главе банды. Огрубел душой атаман за эти годы, чувствует, будто точит его что-то изнутри, не дает покоя.
Три дня уходила банда от эскадрона Николки, затем расположилась у мельника, о чем последний сообщил красноармейцам. И вот уже несется молодой смелый казак на атамана. Его охваченное злобой еще безусое лицо и стремление достичь цели – даже пуля его не остановила – вызвали ожесточение у атамана. К тому же бинокль на груди ясно говорил о звании воина. Подлетел к нему атаман, и от взмаха шашки обмякло молодое тело. Опыт одержал верх над юношеской удалью. Затем с чулком сдернул старый казак хромовый сапог с ноги, а под ним (невероятно правдиво и эмоционально сильно изображает этот эпизод Шолохов) — родинка. Анализ рассказа особой остроты достигает именно в этой сцене, ставшей кульминационной во всем повествовании.
Главные герои как антиподы войны
В тот же момент узнал многое повидавший атаман сына, страданием и болью наполнилась его душа: «Николушка!.. Кровинушка моя!..». Развернувшаяся кровавая борьба разбросала по разные стороны родных людей, сделав их непримиримыми врагами. Не сумел отец простить себе убийство сына – стиснул зубами «сталь маузера» и выстрелил. Так трагически закончил рассказ «Родинка» Шолохов.
Анализ описания и поведения героев показывает, насколько противна была война их натуре, особенно Николке. С пятнадцати лет ему пришлось воевать, и в восемнадцать он выглядел уже уставшим от жизни человеком: с сеткой морщин у глаз, сутулой спиной. Его мечте получить образование так и не суждено было сбыться. Единственным светлым моментом остались для Николки воспоминания о спокойной мирной жизни, когда была жива еще мать, и отец не числился в пропавших. Эти ностальгические картины дают понять, насколько противна ему была сама по себе мысль о необходимости снова идти в бой. Так в самом начале рассказа «Родинка» Шолохов (краткое содержание мыслей героя выглядит красноречивее всего) дает понять читателю, что война – это что-то противоестественное, чуждое натуре человека. Мечтает вернуться к мирной жизни и как прежде пахать землю и старый атаман, все пытавшийся заглушить не отпускавшую его тоску хмелем.
Художественные детали в произведении
Необычной разговорной речью и выразительностью привлекает произведение «Родинка». Шолохов – проблематика рассказа связана с этим напрямую – усиливает ощущение трагизма благодаря обращению к ярким фольклорным образам. Так дважды при описании атамана упоминается волк. Сначала это яркое, образное сравнение старого казака с «набедившимся» вожаком стаи, стремительно идущим вперед. Разговорное слово помогает лучше понять эмоциональное состояние героя. Затем, накануне смертельного боя, волк на глазах у людей выскакивает из лога, прислушивается и не спеша уходит назад. По традиции волк символизировал у народа голодного, обозленного, обычно одинокого зверя, вызывающего скорее жалость, чем страх. Именно таким кажется в рассказе старый атаман.
Еще одного хищника вводит в рассказ «Родинка» Шолохов. Анализ последней сцены со стервятником, который вечером того же дня, когда произошло убийство, слетает с головы атамана и растворяется в небе, наводит на мысль об уставшей, истерзанной душе казака, покидающей тело и возносящейся ввысь.
Эти детали помогают автору в емкой форме обозначить, насколько велики были страдания человека, вырванного из мирного течения жизни и вынужденного вот уже более 7 лет заниматься тем, к чему не лежала душа.
Жизненный опыт автора
Убедительность и натурализм Шолохова при описании событий гражданской войны объясняются тем, что в 1918-19 годах он оказался в центре противостояния белых и красных в районе Еланской столицы. Писатель стал свидетелем неоправданной жестокости и насилия как одной, так и другой стороны, а однажды он даже попал в плен к Нестору Махно, но после допроса был отпущен. С 1920 года Шолохов сам «служил и мыкался по Донской земле». По его признанию, они с бандами поочередно гонялись друг за другом.
Выводы, к которым подводит читателя Шолохов
«Родинка» — полное содержание рассказа не может никого оставить равнодушным – заставляет по-настоящему задуматься о том, что в сложных условиях разрухи и непримиримой вражды люди ожесточаются, забывают о гуманизме и сочувствии. Автор не называет в этом, да и в других рассказах, правых и виноватых, так как в подобной ситуации их просто не может быть. Гражданская война стала общечеловеческой трагедией, о которой никогда не следует забывать – на это хочет обратить внимание читателя Шолохов. Родинка (анализ рассказа подводит к такому выводу) становится символом нерушимой кровной связи: у Николки она такая же, как у отца. Следовательно, в противостоянии героев (отец воспитал достойного сына) нет победителей, это изначально противоречит человеческой сущности.
Значение «Донских рассказов» Шолохова
Гражданская война стала настоящей катастрофой, в результате которой были начисто уничтожены моральные нормы и разрушены существовавшие между людьми связи. Это подчеркивает рассказом «Родинка» Шолохов. Анализ поступков и чувств героев является подтверждением этой мысли. Первое произведение задает тон всему циклу, и перед глазами читателя одна за другой оживают страшные картины, повествующие о неизмеримом человеческом горе. И хочется обратиться ко всем живущим на земле: «Люди, одумайтесь! Если брат убивает брата, а отец — сына, если все вокруг потонуло в море крови, ради чего жить дальше?»
Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!
/ Сочинения / Шолохов М.А. / Разное / Анализ рассказа М. Шолохова «Родинка»
Анализ рассказа М. Шолохова «Родинка»
Рассказ М. Шолохова «Родинка» входит в цикл «Донские рассказы», впервые был опубликован в газете «Молодой ленинец» в 1924 году. С него, собственно, и начинается творческая биография Шолохова. Тема гражданской войны, актуальная в то время, в этом рассказе проливает свет на ещё одну её трагическую сторону, показывая всю жестокость и нелепость. «Родинка» написана узнаваемым, своеобразным по стилистике «шолоховским» языком.
В рассказе два главных героя, таких разных, сражающихся против друг друга, каждый за свою правду. Это красный командир Николка Кошевой и старый казачий атаман. Автор повествует читателю историю их судеб, рассказывая о прошлом и настоящем. Интересно, что знакомство начинается с бытовых, пейзажных зарисовок того, что окружает героев.
«На столе гильзы патронные, пахнущие сгоревшим порохом, баранья кость, полевая карта, сводка, уздечка наборная с душком лошадиного пота, краюха хлеба» — это хата, где квартирует Николка. Она стоит над Доном: «Из окон видно зеленое расплескавшееся Обдонье и вороненую сталь воды». Третья часть начинается с такого описания: «По кочковатому летнику, по колеям, ветрами облизанным, мышастый придорожник кучерявится, лебеда и пышатки густо и махровито лопушатся».
Через эту местность ведет атаман свою банду. Обе зарисовки далеки от эстетического идеала, помогают передать запустение, будни никому не нужной войны.
Молодому командиру всего восемнадцать лет. Его детство – детство обычного ребенка, но он рано узнал горечь утраты: пропал отец, умерла мать. Он уже три года воюет, и война успела ему надоесть. Единственное, что связывает героя с прошлым – воспоминания и такая же, как у отца, «величиной с голубиное яйцо, на левой ноге, выше щиколотки» родинка – символ родства, связи поколений. Николка молод, смел и горяч, «раскрылатившись, скачет один и шашкой помахивает». В этих строках он сравнивается с молодой птицей, в то же время, он «неук, сосунок», ( как жеребенок), вся жизнь впереди.
Другой главный персонаж — атаман. Шолохов показывает его нелегкую военную судьбу. «Семь лет не видал атаман родных куреней», его душа зачерствела. Всю трагичность этого помогает передать метафора: «следы раздвоенных бычачьих копыт возле музги», с которыми автор сравнивает внутренний мир атамана. Поэтому атаман ни дня не бывает трезвым, все кучера и пулеметчики пьяно кособочатся на рессорных тачанках.
Большое значение в рассказе имеют образы животных-символов, созданные автором. Атаман сравнивается с волком: «…ведет атаман банду…как набедившийся волк». А потом уже в образе живого волка мы видим образ атамана: «Из бурелома на бугор выскочил волк, репьями увешанный. Прислушался, угнув голову вперед…Постоял волк и не спеша, вперевалку, потянул в лог, в заросли пожелтевшей нескошеной куги…». Волк – существо неприятное, отрицательное, но, в то же время, в менталитете русского человека сложился образ одинокого, голодного и поэтому несчастного волка.
Также зол, обозлен и несчастен атаман. Другое сравнение помогает лучше понять его :«…поводья пустил и налетел коршуном». С одной стороны, коршун – смелая, сильная птица, но в последних строках рассказа Шолохов называет эту птицу стервятником. Здесь использована метафора: стервятник – это душа атамана, которая «нехотя» покидает мертвое тело. Птица тает «в сереньком, по-осеннему бесцветном небе», то есть в этом разрушенном и скучном мире.
Оба героя устали от войны. Николки мечтает пойти учиться, закаменевшая душа атамана тоскует по земле.
Старый мельник Лукич, как рука судьбы, сводит вместе два отряда. И вот в бою встречаются, полные ненавистью друг к другу, отец и сын, не зная, с кем на самом деле они сражаются. Жестокий бой – кульминация рассказа. «У опушки отчаянно застучал пулемет, а те, на шляху, быстро, как на учении, лавой рассыпалась». Самый «горячий» эпизод — бой один на один.
По биноклю, метавшемуся на груди, по бурке догадался атаман, что не простой красноармеец скачет, а командир. Николка смело нападает на атамана и падает под ударом его шашки. Драматичное противостояние красных и белых оборачивается семейной трагедией: отец убивает сына. Оказываются разрушены самые святые узы семьи. Вновь появляется символ кровных уз – родинка на теперь уже мертвой ноге Николки. Страшный крик увидевшего её атамана «Сынок!.. Николушка!.. Родной!.. Кровинушка моя…»- главные слова в рассказе. Атаман убивает себя. Самое страшное, что виновник их смерти, другая война — германская. Ведь если бы отец не ушел на фронт, может быть, и не оказались они по разные стороны, и может быть, не случилось бы этой трагедии.
Огромное горе всей страны, гражданская война, в рассказе сводится к трагедии конкретной семьи, становясь при этом более понятным и страшным.
Нет ничего более святого, чем любовь родителей и детей. Автор в рассказе не встаёт ни на сторону красных, ни на сторону белых. Он выступает за мир, лишенный бессмысленного противостояния.
0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Шолохов М.А. / Разное / Анализ рассказа М. Шолохова «Родинка»
Слайд 1
РАССКАЗ М.А.ШОЛОХОВА «РОДИНКА».
Слайд 2
Двадцатые годы в изображении Шолохова – это время, необратимо расколовшее русский мир; это эпоха великого горя народного. Т.Р.Гавриш
Слайд 3
В рассказе » Родинка » трагедия раскрывается не в социально-классовом плане, а в общечеловеческом, она во многом случайна: отец не знает, что гонится за сыном.
Слайд 4
ЭПИЗОД ИЗ РАССКАЗА «РОДИНКА».
Слайд 5
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАССКАЗА. На столе валяются патроны, баранья кость, полевая карта, сводка, уздечка, краюха хлеба. За столом сидит Николка Кошевой, командир эскадрона, он заполняет анкету. «Шершавый лист скупо рассказывает: Кошевой Николай. Командир эскадрона. Землероб. Член РКСМ, возраст — 18 лет». По виду зелёный мальчишка, но сумел почти без урона ликвидировать две банды и полгода водил эскадрон в бои и схватки не хуже любого старого командира. Николка ненавидит свой возраст, стыдится его. Отец Николки — казак, и сам Николка тоже казак. Он вспоминает, как лет в пять-шесть сажал его отец на коня, приучал к верховой езде. В «германскую» отец сгинул. Мать умерла. От отца Николка унаследовал любовь к лошадям, неимоверную отвагу и родинку с голубиное яйцо на левой ноге выше щиколотки. В пятнадцать лет Николка ушёл с красными на Врангеля. Квартирует Николка в хате, стоящей над самым Доном. Утром он вышел во двор и лёг в росистую траву. За ним пришёл казак и доложил, что прибыл нарочный, сообщивший о новой банде из Сальского округа, уже занявшей Грушинский совхоз. Нарочный скакал сорок вёрст без отдыху, загнал насмерть лошадь. Николка прочитал приказ ехать на подмогу. Он стал собираться, думая, что не мешало бы поучиться где-нибудь, а тут банда объявилась .
Слайд 6
ТРОЕ СУТОК УХОДИТ БАНДА ОТ ПРЕСЛЕДОВАНИЯ ОТРЯДА НИКОЛКИ КОШЕВОГО. НАРОД В БАНДЕ БЫВАЛЫЙ, УХОДИТ ПО-ВОЛЧЬИ. АТАМАН ПЬЯН, ДА И ВСЕ КУЧЕРА И ПУЛЕМЁТЧИКИ ПЬЯНЫ. СЕМЬ ЛЕТ АТАМАН НЕ БЫЛ В РОДНЫХ КРАЯХ: СНАЧАЛА БЫЛ В ГЕРМАНСКОМ ПЛЕНУ, ПОТОМ У ВРАНГЕЛЯ, УШЁЛ В ТУРЕТЧИНУ, НО ЗАТЕМ ВОЗВРАТИЛСЯ С БАНДОЙ. «ВОТ ОНА, АТАМАНОВА ЖИЗНЬ, КОЛИ НАЗАД ЧЕРЕЗ ПЛЕЧО ОГЛЯНУТЬСЯ. ЗАЧЕРСТВЕЛА ДУША У НЕГО, КАК ЛЕТОМ В ЖАРЫНЬ ЧЕРСТВЕЮТ СЛЕДЫ В СТЕПИ… БОЛЬ ЧУДНАЯ И НЕПОНЯТНАЯ, ТОЧИТ ИЗНУТРИ, ТОШНОТОЙ НАЛИВАЕТ МУСКУЛЫ, И ЧУВСТВУЕТ АТАМАН: НЕ ЗАБЫТЬ ЕЁ И НЕ ЗАЛИТЬ ЛИХОМАНКУ НИКАКИМ САМОГОНОМ». ЗАРЁЮ СТУКНУЛИ ЗАМОРОЗКИ. МЕЛЬНИК ЛУКИЧ ПРИХВОРНУЛ, НА ПЧЕЛЬНИКЕ ОН ПРИЛЁГ ОТДОХНУТЬ; КОГДА ПРОСНУЛСЯ, ЕГО ОКЛИКНУЛИ ДВОЕ ВОЕННЫХ, ВЫЕХАВШИХ ИЗ ЛЕСУ. АТАМАН ПРИКИНУЛСЯ КРАСНЫМ И НАЧАЛ ВЫВЕДЫВАТЬ У МЕЛЬНИКА, НЕТ ЛИ ЧУЖИХ ПОБЛИЗОСТИ. ОН СПУСТИЛСЯ С КОНЯ И ПРИЗНАЛСЯ, ЧТО ЛИКВИДИРУЕТ КРАСНЫХ, ПОТОМ ПОТРЕБОВАЛ ЗЕРНА КОНЯМ. МЕЛЬНИКУ ЖАЛЬ ЗЕРНА, СОБИРАЕМОГО ПО КРОХАМ, НЕ ХОЧЕТСЯ ОТДАВАТЬ; АТАМАН ГРОЗИТСЯ ЕГО УБИТЬ ЗА ПОСОБНИЧЕСТВО КРАСНЫМ. СТАРИК ВАЛЯЛСЯ В НОГАХ, ПРОСИЛ ПОЩАДЫ. АТАМАН СМЕЯСЬ ПРОСТИЛ СТАРИКА. А ПОДЪЕХАВШИЕ БАНДИТЫ УЖЕ КОРМЯТ ЗЕРНОМ КОНЕЙ, ПРОСЫПАЯ ЗОЛОТЫЕ ЗЕРНА ПОД НОГИ.
Слайд 7
Сквозь туман на зорьке двинулся Лукич на хутор и попал на конного, который повёл его к командиру. Лукича ввели в хату к Николке. Мельник обрадовался, что попал к красным. Он припомнил Николке, как поил его недавно молоком, когда его отряд проезжал мимо мельницы. Мельник жалуется на бандитов, потравивших у него все зерно. Сообщает, что они до сих пор на мельнице, пьяные, спят. Николка приказывает седлать коней и напасть на банду, уже выступавшую по шляху (дороге). Атаман увидел скакавшего на него командира с шашкой, которого он определил по биноклю, висящему на груди молодого бойца. Атаман злобно прицелился и выстрелил. Лошадь под Николкой упала, а сам он, стреляя, бежал ближе к атаману. Атаман ждал, когда Николка расстреляет обойму, а потом коршуном налетел на парня. Он шашкой махнул, и обмякло тело Николки, сползло наземь. Атаман снял бинокль и хромовые сапоги с убитого. Сдёрнув с трудом сапоги вместе с носками, атаман увидел родинку. Он перевернул Николку к себе лицом и заплакал: «Сынок! Николушка! Родной! Кровинушка моя…» Атаман, поняв, что убил сына, достал револьвер и выстрелил себе в рот. А вечером, когда над перелеском замаячили конные, с лохматой головы атамана сорвался коршун-стервятник.
Слайд 8
Показывая, что охватившая Дон классовая борьба разрушает семейные устои, Шолохов изображает реальность как противоречащую норме человеческих отношений, и разрешает это противоречие между идеальным и реальным абсолютным отрицанием последнего.
Слайд 9
ОБРАЗ НИКОЛКИ КОШЕВОГО Командир эскадрона, хотя ему 18лет. Бесстрашный (так учил его отец) Плечист Николка, не по летам выглядит. Неизмеримая любовь к лошадям (от отца). Мечтает об учёбе. Родинка, такая же как у отца.
Слайд 10
ОБРАЗ АТАМАНА Семь лет не видал родных куреней. Пьёт, так как боль, чудная и непонятная, точит изнутри. Зачерствела душа. Внимательный. Сильный. Родинка величиной с голубиное яйцо, на левой ноге, выше щиколотки.
Слайд 11
ВЫВОД. Острая классовая борьба размежевала не только Дон, станицу, хутор, но и казачьи семьи. Отец и сын оказываются по разные стороны баррикады. Конфликт между красными и белыми уступает место конфликту – между нормами человеческой жизни и бесчеловечностью братоубийственной войны. Гражданская война для М.Шолохова — катастрофа, в которой рушатся человеческие связи. Здесь нет правых и виноватых, а значит, и не может быть победителей.
Характеристика главных героев
Основная тема шолоховского произведения — изображение Гражданской войны на Дону. Известно, что рассказ «Родинка» был написан в 1924 году, а потом вошёл в цикл «Донские рассказы».
Школьники всегда читают «Родинка» Шолохова с удовольствием, так как сюжет позволяет лучше понять исторические события, которые происходили в стране. К главным героям рассказа можно отнести следующих персонажей:
- Кошевой;
- Атаман.
Николке Кошевому всего 18 лет, но он уже командует эскадроном. А вот атаманом банды белогвардейцев, который сражается с Красными, является отец Николки, который пропал ещё в германскую войну, и 7 лет о нём не было ничего не известно его семье.
Для лучшего понимания авторского замысла есть и другие персонажи:
- Лукич;
- взводный;
- военком;
- провожатый;
- нарочный;
- хозяйка.
Лукич помог красноармейцам, рассказав, где находится банда. С остальными героями читатель встречается лишь только в небольших эпизодах.
Краткое содержание
За столом сидит Николка Кошевой, который заполняет анкету. Ему всего лишь 18 лет, но он уже командует красным эскадроном. Николка в этой анкете указывает о себе, что не только состоит в комсомоле, но и землероб. Герой крепок и широкоплеч, и выглядит намного старше своих лет. Возраст ему прибавляют глаза, рядом с которыми уже появились морщинки.
Несмотря на столь юный возраст красного командира, он уже смог ликвидировать 2 банды, а также постоянно участвовал в сражениях и боях, в которых смог проявить себя как мужественные и храбрый воин. Удалой и отважный казак Николка Кошевой почти не помнил своего отца. Известно было лишь, что в германскую войну тот пропал, а вскоре и мать юноши умерла.
Тяжело пришлось герою, ведь остался он после смерти матери совсем один, поэтому нанимался батрачить, пока не примкнул к красному полку. Унаследовал главный герой от отца крупную родинку на левой ноге да любовь к лошадям.
Остановился основной персонаж в доме прямо возле Тихого Дона. Однажды рано утром вдруг появился взводный, который сообщил, что банда уже заняла совхоз Грушинский. Вскоре прискакал ещё и нарочный, который долго был в пути, чтобы передать Кошевому приказ, что он должен прибыть на подмогу.
Николка стал собираться и его мысли перескочили на то, что ему уже так надоело жить, ведь он хочет учиться, а пока вынужден лишь только сражаться с бандами. Но ничего изменить он не мог, поэтому должен был исполнять приказ.
Отряд Кошевого и атаман
Уже три дня банда пыталась уйти от преследования отряда, который возглавлял молодой командир Кошевой. Отряд бандитов состоял из 50 казаков, которые были недовольны властью Советов. И хотя народ в банде был бывалый, но почему-то на этот раз сильно нервничал атаман и постоянно поглядывал на дорогу.
Главарь бандитов не бывал в этих краях давно, хотя это и была его родина. Сначала он был в германском плену, потом Врангель и колючая лагерная проволока. Приходилось даже прятаться на Кубани в камышах. За время скитаний и лишений у этого атамана зачерствела душа, но как только он оказался на родине, появилась в ней какая-то непонятная боль.
Во дворе мельника неожиданно появляются двое конных, среди которых был и атаман. Он рассказал Лукичу, что они красный отряд и пытается узнать обстановку. Когда же понимает, что вокруг всё спокойно, признает, что борется против красных и требует от мельника, чтобы тот отдал его банде всё зерно, которое у него было. Но Лукичу жалко запасов, так как он собирал его по крохам. Но атаман угрожает ему расправой, и мельник подчиняется.
Встреча сына и отца
Как только начало светать, Лукич отправляется на хутор, где остановились красноармейцы. Он собирался пожаловаться на бандитов, которые забрали все его зерно. Также сообщает он Николке, что банда всё ещё находится на его мельнице, продолжая кутёж. Кошевой тут же отдаёт приказ седлать лошадей.
На мельнице завязывается перестрелка. Атаман замечает, как на него скачет юный командир, размахивая шашкой. Он прицеливается и стреляет. Когда же раненая лошадь упала, Николка схватил маузер и сразу же рванулся опять к атаману. Тот выждал, пока у молодого командира закончится вся обойма и рубит его шашкой.
Затем атаман решает снять с мёртвого комиссара хромовые сапоги да забрать бинокль. Стягивая обувь, он увидел у Николки родинку, которая была чуть выше щиколотки. Она была очень знакома атаману, ведь он убил своего единственного сына. Поняв это, он из маузера выстрелил себе в рот.
Пересказ для читательского дневника
На уроках литературы в классе можно с учениками читать рассказ Шолохов «Родинка», а затем его анализировать. В читательский дневник лучше всего записать краткий пересказ по главам. Обычно бывает несколько предложений или можно составить такой план:
- Описание жизни и внешности Николки.
- Сообщение, что нужна помощь для боя с бандой.
- Воспоминания атамана банды.
- Встреча мельника Лукича с атаманом.
- Лукич отправляется к Кошевому.
- Гибель сына и отца.
Можно в читательском дневнике описать и какой-то запомнившийся эпизод, но не более пяти-шести предложений. Также можно ещё и включить описание героев, особенно главных.
Художественные детали
В своём произведении Михаил Шолохов использует разговорную речь, которая придаёт всему рассказу особую выразительность. Чтобы усилить трагизм, автор обращается и к фольклорным образам. При описании атамана 3 раза упоминается волк, который идёт вперёд. Как известно, у народа — это жалкое и голодное животное, который одинок всегда. Это и есть старый атаман. Душа героя истерзана и устала, поэтому он так несчастлив.
Анализ рассказа
Гражданская война принесла много боли и потерь семьям, где брат мог воевать против брата, а сын против отца. Врагами становились люди, которые совсем недавно были ещё родными и вместе делили один кусок хлеба. Война, страшная и ужасающая, предстаёт и в шолоховском цикле «Донские рассказы». Все произведения объединены не только общим местом действия, но и смертью близких людей, которые стояли по разным сторонам.
При анализе произведения можно заметить, что автор не даёт никаких комментариев, а просто описывает события, позволяя своему читателю разбираться самостоятельно в том, как к этому относиться. В рассказе «Родинка» писатель параллельно показывает жизнь молодого командира Николая Кошевого, которому только 18, но он уже устал от смерти и постоянных битв, а ведь ему хочется учиться. И тут же показана судьба атамана банды, который совершенно одинок и многое пережил и устал душой. Он мечтает стать за плуг, вернуться в семью, а вместо этого ему приходится воевать.
Находясь в родных краях, он постоянно чувствует какую-то непонятную боль в душе и невозможно её ничем забить и залить. Но при этом он же, знающий какой дорогой ценой достаётся зерно, останавливаясь на ночлег у мельника, забирает у него все зерновые запасы для своих лошадей, а затем и самого Лукича заставляет есть землю, чтобы доказать, что он не помогает красным.
Но всё-таки Лукич ночью от этой банды бывших белогвардейцев сбегает. Он отправляется к Кошевому, чтобы всё ему рассказать. И лишь после этого наступает кульминация шолоховского произведения, когда Николка вместе со своим отрядом настигает банду, но получается так, что он остаётся наедине с атаманом. Эта схватка чем-то напоминает дуэль, так как главарь банды — человек опытный и понимает, как нужно действовать в таком бою.
И первая пуля атамана не убивает Николку, а лишь только ранит лошадь. И тогда опытный главарь решает поступить по-хитрому. Он ждал сначала, когда красный командир расстреляет всю обойму и сам никаких ударов не наносил. А затем неожиданно, словно коршун, налетел на восемнадцатилетнего юношу и шашкой махнул. Достаточно было одного удара, чтобы Николка умер.
Народная трагедия
Отец, не желая того, даже не ведая, убивает собственного сына. А когда он видит родимое пятно, такое же, как у него, он убивается, пытаясь вернуть его к жизни, называя ласковыми словами и целуя мёртвое тело. А когда через время он всё-таки осознаёт, что сын мёртв, он ничем не может ему помочь и он сам его убил, то поцеловав уже холодное тело Николушки, выстрелил себе в рот из маузера.
И лишь только на примере одной семьи Кошевых известный писатель Михаил Шолохов показывает, что Гражданская война стала трагедией для всего народа. Ведь невозможно найти виноватых в том, что так сложились обстоятельства, почему отец убил сына. Но задавая вопросы, кто же виноват в смерти сыновей, и какая же такая огромная сила заставляет вчерашних братьев становится врагами, автор не даёт ответов. Он просто даёт возможность читателю самому поразмышлять.