Рассказ «Пенсне» написан в 1929 году, когда Осоргин уже жил в эмиграции. О чем же этот рассказ?
— На первый взгляд, перед нами полушутливое-полусерьёзное, ироничное, свободное, увлекательное повествование о мире вещей. Исходя из убеждения, что «вещи живут своей особой жизнью», рассказчик представляет нам одну историю из жизни вещей — историю о своем пенсне, которое, внезапно исчезнув, судя по всему, отправилось путешествовать, но вскоре вернулось-таки к хозяину:
» Где оно шлялось? Что оно перевидало (конечно, в преувеличенном виде!)? И чем объяснить такую странную привязанность вещей к человеку, заставляющую их возвращаться, хотя бы им удалось так ловко обмануть его бдительность?»
— Мы видим, что пенсне здесь становится полноценным героем рассказа. Но как? С помощью олицетворения. Олицетворение — тот самый прием, который помогает «вдохнуть жизнь» в вещь, сделать ее похожей на человека.
— Но разве этот рассказ только о вещи? Ведь в рассказе есть еще один герой — рассказчик. Повествование в тексте словно бы разделено на два плана:
1. первичная реальность (обычная ситуация — человек потерял вещь, не заметил, когда искал, затем нашел — это история с точки зрения «реалистически мыслящего человека»);
2. реальность рассказчика, в которой вещи живут своей, независимой от человека, жизнью, и примером этой жизни служит история с путешествующим пенсне.
— Значит, в центре рассказа не столько история пенсне, сколько фигура и сознание рассказчика, его личность, его восприятие мира. В чем особенность этого восприятия? Это ТВОРЧЕСКОЕ восприятие, ТВОРЧЕСКОЕ мышление, способное пересоздать реальность, раздвинуть границы привычного мира и увидеть в нем нечто новое, иное.
Рассказчик — прямая противоположность «реалистически мыслящему человеку», он — творческая личность, и мир рассказа «Пенсне» воссоздает мир творческой личности, ее способ мышления.
— Таким образом, чтобы понять рассказ «Пенсне», нам необходимо сосредоточить внимание не столько на истории путешествия вещи, а на личности человека, способного об этом путешествии рассказать. Он наделен уникальной способностью иного — любовного, чуткого — восприятия привычной действительности. И мы, читая рассказ, получаем возможность научиться ему.
Цели урока.
- Вызвать интерес обучающихся к творчеству М.А.
Осоргина. - Раскрыть обучающимся особенность восприятия
писателем мира вещей.
Оборудование: интерактивная доска.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
Зачастую всем нам не хватает общения,
доверительности, понимания.
В атмосферу непринужденной, безыскусственной
беседы мы попадаем благодаря творчеству М.А.
Осоргина. Автор не сочиняет, не приукрашивает, а
“просто” рассказывает то, что было, без
литературных претензий.
Многое в его рассказах может показаться
“наивным и чувствительным” (по его собственному
выражению), но у читателя создается полная
иллюзия простоты и правды.
“Любовь к жизни” — единственная философия
автора.
II. Чтение статьи учебника О. Авдеевой о М.А.
Осоргине.
Михаил Андреевич Ильин (Осоргин – псевдоним
писателя) родился в Перми. Его воспоминания о
детстве были светлыми, их он призывал в самые
трудные минуты – они помогали жить. Навсегда
остались с ним доброта близких людей и картины
природы, целиком заполнявшие мир в детские годы.
Мальчик рано полюбил книги. Он был гимназистом 7
класса, когда журнал “Для всех” опубликовал его
рассказ “Отец”.
Писатель – большой труженик. Работой для души
стало для него осуществление замысла его первого
романа “Сивцев Вражек” — о трагедии русской
интеллигенции в тяжелые, смутные времена.
Всё творчество Осоргина пронизывали две
задушевные мысли: страстная любовь к природе и
привязанность к миру обыкновенных, незаметных
вещей. Вторая мысль легла в основу рассказа
“Пенсне”.
Участвовал в революционной деятельности, был
выслан из страны.
III. Работа с текстом.
— Рассказ Михаила Осоргина вызывает удивление с
самого первого вопроса автора. Каков этот вопрос?
— Это риторический вопрос: “Что вещи живут
своей особой жизнью – кто же сомневается?”.
— В чём никто не должен сомневаться?
— Параллельно с жизнью человека идет жизнь
вещей – активная и “одушевлённая”.
— В чём нас хочет убедить рассказчик?
— Предметы быта обладают своим “лицом”, своим
“характером”, более того, они наделены
“разумом”.
IV. Будьте внимательны к слову.
1.
— Какой приём использует автор, чтобы показать
необычную “жизнь” вещей?
— Автор использует, прежде всего, олицетворение.
Вещи живут своей самостоятельной, не зависящей
от человека, жизнью.
2.
Работа со слайдами
“Необычная “жизнь” вещей”.
— Вещам присущи человеческие качества, они
наделены чувством юмора: “у висящего пальто
всегда жалкая душонка и легкая нетрезвость”.
…у некоторых вещей “страсть к путешествиям”.
Мало того, вещи имеют свой социальный статус и
политические убеждения: “демократический
стакан, реакционная стеариновая свечка,
интеллигент-термометр, неудачник из мещан –
носовой платок, вечно юная и суетливая сплетница
– почтовая марка”.
— Качества, присущие предметам, возникают по
сходству звуков, очертаний, содержания.
Приведите примеры метафор из текста.
— Например, “раздвинутые ножницы кричат”
потому, что напоминают раскрытый в крике рот;
“часы шагают” — реализация метафоры “часы
идут”, “кресло сидит”, потому что очертаниями
напоминает сидящего человека и т.д.
Вывод. Весь рассказ пронизан чувством юмора,
наполнен безудержной фантазией автора.
V. Характеристика автора.
— Автор использует прием наивного рассказчика,
вполне в традиции русской литературы: Белкин у
Пушкина, Рудый Панько у Гоголя, рассказчики у
Тургенева.
Читателю кажется, что предметы, о которых
говорит Осоргин, существуют сами по себе,
независимо от писателя, он входит в этот давно
исчезнувший прекрасный мир, узнаёт знакомое и
забытое, живет в нем, не оглядываясь на автора. А
тот стоит в стороне в скромной роли гида.
Какими художественными приёмами достигается
такой эффект?
— Многочисленные длинные ряды однородных
членов, обращения к читателю; грамматические –
употребление глаголов второго лица в настоящем
времени (“шарите, ищите, злитесь, … смотрите,
встаете, лезете, заглядываете” и т.д., чем
достигается эффект присутствия читателя в
действии; интонационные (много восклицательных
знаков, вопросительные предложения),
употребление просторечных слов, имитация
разговорной речи: “лицо” шляпы
“забулдыжно-актерское”, “душонка”,
“недоглядка”, “шлялась”, “Ни-ка-ких!”, “И
вдруг – раз! – и падает карандаш”.
VI. Пересказ фрагментов текста.
— Какова история карандаша? Какие путешествия
совершает он, когда его ищут?
— Что же случилось с пенсне? Какая история
произошла с ним?
— Приведите примеры эпитетов, которые служат
одушевлению пенсне.
— В рассказе множество выразительных эпитетов:
“кристальная душа” пенсне, “жалкое виноватое”
пенсне, которое “являло картину такого рабского
смирения, такой трусости…”, “загулявшиеся
стёклышки”.
— Каковы рассуждения автора в конце рассказа?
— Можно ли подумать, что исчезновение пенсне
было проявлением его индивидуальности?
— Вещи имеют право на волеизъявление, на
проявление индивидуальности.
VII. Развивайте дар слова.
/Презентация работ “История предметов”./
У каждого из нас есть такие вещи, которые могут
бесследно исчезнуть на некоторое время, но потом
неожиданно вернуться. В таких случаях я
задумываюсь: а не живут ли такие вещи своей
жизнью? Всё возможно.
Я расскажу об одной своей вещичке, которую я
беру в руки по сто раз на день – о чехле для
мобильного телефона. Он должен находиться на
телефоне или рядом с ним.
Когда я ложусь спать, телефон, как обычно, лежит
на столике у кровати, а вот чехол может лежать всю
ночь неизвестно где. Я могу искать его весь вечер
без всякого успеха, а утром, собираясь в школу,
могу найти его без проблем.
Но очень часто, особенно летом, я где-нибудь его
оставляю, забываю.
Однажды случилось так, что я разговаривала по
телефону в саду, а чехол положила в карман и
потеряла. Я долго искала его, но не нашла. Спустя
неделю, выходя из дома, я увидела его лежащим на
крыльце. Оказывается, его принес мой пёс. Где он
его нашел, я даже и не знаю.
Ещё одна удивительная история произошла с моей
сестрой. Осенью она купила себе перчатки. Но
вскоре левую перчатку потеряла. Вторую она
положила дома. Прошло много времени, сестра
купила такую же пару перчаток.
Однажды зимой, возвращаясь из школы домой, она
увидела перчатку, висящую на ветке дерева. Это
была она! Та, потерянная перчатка! Где же она была
всё это время и как вернулась к хозяйке?
Приложение 1
Рассказ старого учебник
Я старый и мудрый Учебник и многое повидал на
своем веку. За всю свою жизнь я успел
познакомиться со многими ребятами. Общение с
ними оставляло во мне или теплые воспоминания,
или неприятные отметины.
Например, когда я жил у Нади, мне всегда было
уютно и хорошо, потому, что она редко доставала
меня с полки, еще реже – раскрывала. Мои
странички тогда были чистыми, белыми, а обложка –
яркой и цветной.
Артём общался со мной гораздо чаще, чем Надя. Он
носил меня в школу в большом красивом рюкзаке,
где рядом лежали мои друзья-книжки. Для того,
чтобы мы не терлись друг о друга, и чтобы у нас не
отрывались корешки, мальчик с самого начала
учебного года одел нас в яркие нарядные обложки.
Мы чувствовали себя модными и красивыми.
А затем в моей жизни настала черная полоса. Я
попал в руки книжного злодея Андрея. Чего я
только не испытывал! Это было ужасно! Андрей
пытался по-своему перерисовать мои вкладыши с
репродукциями известных картин, брал меня
грязными липкими руками, а иногда даже вырывал из
меня листки и делал самолетики. Особенно сильно
потрясла меня попытка Андрея в чем-то
переубедить своего друга: он ударил мной его по
голове! От такого сильного удара я чуть не
рассыпался на все листочки!
Теперь я стою в библиотеке: старый стал, на руки
меня никому не дают, только в читальном зале
можно пользоваться. И правильно, мне так
спокойнее.
Нас окружает большое количество различных
предметов. Часто в повседневной жизни мы не
обращаем на них особого внимания. Но иногда я
стала замечать, что у окружающих меня вещей своя,
не зависящая от людей, жизнь. Они исчезают и снова
появляются, когда им вздумается. Со мной очень
часто такое случается.
Приложение 2
У меня есть диск, на который я записала свои
любимые песни. И как-то раз мне захотелось его
послушать. Была удивлена, когда не обнаружила его
на привычном месте. Обычно он лежит на полке
рядом с компьютером вместе с остальными дисками.
Но в этот раз его там не было. Может быть, я просто
не увидела его среди всех остальных дисков. Я
посмотрела внимательнее, но не нашла его. В моей
комнате его тоже не было. У меня началась паника.
Куда же я могла положить его? Я обшарила весь дом
в поисках диска, но по-прежнему его нигде не было.
После неудачных поисков занялась более важными
делами, и на какое-то время даже забыла о диске.
Как-то раз, в выходной день, я занялась уборкой
дома, и случайно мой взгляд упал на полку, где
обычно лежал диск. Он, как ни в чем не бывало,
лежал на том самом месте, где и должен был лежать.
Я обрадовалась, что наконец-то он нашелся, но мне
стало непонятно, почему я не увидела его раньше. Я
задумалась, а что если все вещи живут “своей”
жизнью? И мы, люди, этого просто не замечаем. Мы
думаем, что переложили вещи куда-то в другое
место или дали кому-то попользоваться и просто
забыли об этом. Но, тем не менее, вещи продолжают
существовать отдельно от нас. Они теряются и
снова находятся, когда им этого захочется.
Итоги урока.
— Как сочетает в себе рассказ реальное и
фантастическое? Приведите примеры.
— Все предметы, описанные Осоргиным, реальны.
Реально и то, что некоторые предметы часто
исчезают и внезапно находятся в самых
удивительных местах. Фантастично, что предметы
живут совершенно самостоятельной жизнью,
обладают душой, характером, настроением, тягой к
путешествиям. Фантазия автора наделяет вещи
человеческими качествами.
Литература 8а класс урок №50 15.03.21
Тема: М. А. Осоргин. «Пенсне»: реальность и фантастика
Цели: познакомить с фактами биографии писателя М.А. Осоргина, рассказом «Пенсне»; повторить тропы: метафору, олицетворение, сравнение; развивать навыки выразительного чтения, анализа текста; воспитывать внимание к внутренней, духовной жизни человека, к окружающему нас предметному миру.
Планируемые результаты
Личностные: формирование внимательного отношения к окружающему нас предметному миру; формирование доброжелательного уважения к другому человеку, его мировоззрению.
Метапредметные: развитие умения работать в группе, составлять таблицы и схемы для решения учебных задач, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью.
Предметные: выявить роль художественных средств в раскрытии замысла автора; понимание литературы как особого способа познания жизни; воспитания читателя, способного аргументировать своё мнение; создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного.
Тип урока: приобретение новых знаний и умений
Оборудование: учебник, тетрадь, портрет писателя
Ход урока
1.Организационный момент
2. Мотивация. Целеполагание
На доске картинки с изображением предметов из рассказа (письмо, ножницы, кресло)
— Как вы думаете, почему я разместила на доску именно эти предметы, какое отношение они имеют к уроку литературы?
Слова на доске:
«Невыносимо обидно совсем не быть читаемым … на родине…».
Как вы думаете, кому принадлежат эти слова? Что вы можете сказать об этом человеке? (Писатель, оказавшийся в дали от родины. Эмигрант…)
Это высказывание принадлежит писателю
Михаилу Андреевичу Осоргину.(Портрет)
«Невыносимо обидно совсем не быть читаемым … на родине…», – с болью в душе обращался писатель к М. Горькому, страдая вдали от родины от невозможности печататься в России.
Это имя вам пока мало известно.
Сообщение темы урока
Формулирование целей урока (совместно):
- Познакомимся с краткими сведениями о жизни и творчестве писателя.
- Проанализирум рассказ «Пенсне»;
- Разберем художественные приемы, которые использует автор в тексте.
3. Усвоение нового знания
А) Знакомство и с биографией М.А.Осоргина
Задание: прочитайте статью учебника (стр. 115-116) и составьте тезисный план статьи
Тезис – это кратко сформулированные основные мысли в одном предложении.
Один ученик пересказывает статью учебника по составленному плану.
Б) Аналитическая беседа по рассказу «Пенсне»
– Кто знает, что такое пенсне? (Словарь: пенсне – очки без дужек, держащиеся при помощи пружинки, защемляющей переносицу).
– Рассказ вызывает удивление с самого первого вопроса автора. Каков этот вопрос? В чём никто не должен сомневаться?
(Это риторический вопрос: «Что вещи живут своей особой жизнью – кто же сомневается?».)
— В чём нас хочет убедить рассказчик?
— Предметы быта обладают своим «лицом», своим «характером», более того, они наделены «разумом».
Давайте посмотрим в тексте, как «живут» предметы
— «часы шагают, хворают, кашляют»,
— «печка мыслит» (печка топилась дровами и была достаточно большой по размерам. Дрова потрескивали, пламя гудело с разным напряжением, создавая впечатление мысленной работы большого важного человека после подкидывания подходящих идей (дров),
— «запечатанное письмо подмигивает и рисуется» (Письма были, как правило, рукописные, со своеобразным почерком, который надо было ещё разобрать, понять его «фасон», «характер» («рисуется»); открывая и закрывая конверт, можно представить себе подмигивающий глаз.,
— «раздвинутые ножницы кричат» (если посмотреть на раздвинутые ножницы сбоку «в профиль», то создаётся впечатление раскрытого рта. Ну, а раз рот такой большой по сравнению с прочими частями тела и открыт широко и долго, то он обязательно должен именно «кричать»,
— «кресло сидит» (рассказчик имеет в виду приземистые кресла с толстыми спинкой и сиденьем. Они были широкие и неповоротливые и могли произвести впечатление усталых толстых дядей, тем более что целиком их занять могли как раз такие дяди,
— «книги дышат, ораторствуют, перекликаются на полках» (когда с них стряхиваешь пыль или перелистываешь страницы. Они «дышат». На полках, когда их много, он производят впечатление многоэтажного дома, где общительные соседи беспрестанно перекликаются друг с другом из открытых окон и с балконов. в зависимости от размеров они или ораторствуют, то есть вещают что-либо, полные важности от своих размеров и хранящихся в них знаний, или просто окликают друг друга
- Вещам присущи человеческие качества, они наделены чувством юмора:
— «шляпа передразнивает своего владельца»,
— «лицо у неё своё, забулдыжно-актёрское»
— «чайник – «добродушный комик»,
— «у висящего пальто всегда жалкая душонка и лёгкая нетрезвость»,
— у некоторых вещей «страсть к путешествиям».
- Мало того, вещи даже имеют социальный статус и политические убеждения:
- «демократический стакан»,
«реакционная стеариновая свечка», - «интеллигент-термометр»,
- «неудачник из мещан – носовой платок»
- «вечно юная суетливая сплетница – почтовая марка».
– Какие художественные приёмы использует Осоргин, чтобы показать необычную «жизнь» вещей?
Вещам присущи человеческие качества- это олицетворение (страсть к путешествиям, демократический стакан, интеллигент)
Качества, присущие предметам, возникают по сходству звуков, очертаний- есть некое сравнение, но открыто оно не выражено – это метафора (часы шагают, письмо подмигивает, ножницы кричат)
— Что же случилось с пенсне? Какая история произошла с ним?
— Каковы рассуждения автора в конце рассказа?
— Можно ли подумать, что исчезновение пенсне было проявлением его индивидуальности?
— Вещи имеют право на волеизъявление, на проявление индивидуальности.
Как сочетает в себе рассказ реальное и фантастическое? Приведите примеры.
- Все предметы, описанные Осоргиным, реальны
- Реально и то, что некоторые предметы часто исчезают и внезапно находятся в самых удивительных местах.
- Фантастично то, что предметы живут совершенно самостоятельной жизнью, обладают душой, характером, настроением, тягой к путешествиям. Фантазия автора наделяет вещи человеческими качествами.
- Кто из писателей ΧІΧ века использовал приёмы, которые есть в рассказе Осоргина? (Н.В.Гоголь «Нос»)
Вывод. Весь рассказ пронизан чувством юмора, наполнен безудержной фантазией автора.
Какова основная мысль рассказа?
Идея рассказа — это заставить читателей фантазировать,
Осоргин убеждает, что наши вещи живут своей тайной жизнью. Люди уверены, что они обладают разумом и они сами всё решают, а автор предлагает дать свободу вещам проявить их индивидуальность ,чтобы посмотреть, что из этого выйдет, какие страсти закипят и куда приведёт эта.
Рассказ учит наблюдательности, отчасти отбросить логику и тогда жизнь намного интереснее: привычные вещи покажутся очень необычными, жизнь не будет скучной.
Смысл названия рассказа? (прямой смысл и переносный)
ПЕНСНЕ (взгляд на жизнь, стекло-препятствие или наоборот способ внимательно присмотреться к окружающему миру)
Резерв: составить синквейн на тему «Пенсне»
Итог урока.
— Каковы ваши впечатления от рассказа?
— Верите ли вы в то, что предметы живут своей жизнью?
Домашнее задание: Прочитать «Древняя история», стр.124-133
Вещи имеют только то значение, которое мы им придаем.
Жиль Легардинье. Не доверяйте кошкам
Ежедневно люди приобретают, выбрасывают, теряют и находят вещи. Они играют значимую роль в жизни человека, ведь мужчины и женщины разных национальностей, возрастов, взглядов используют разнообразные изобретения постоянно. Но правильно ли мы их воспринимаем? Может, стоит относиться к ним иначе? Не существуют ли вещи независимо от человека? Именно эту тему и поднимает Осоргин в юмористическом рассказе «Пенсне».
В начале своего произведения автор ставит с риторический вопрос: «Что вещи живут своей особой жизнью — кто же сомневается?». Для доказательства данной точки зрения Михаил Андреевич использует множество средств выразительности: олицетворений («книги дышат, ораторствуют, перекликаются»), сравнений («чайник, этот добродушный комик»), а также эпитетов («раздражающее пенсне»). Рассказчик, таким образом, желает показать самостоятельность действий и поведения вещи от человека и его вмешательства. У них даже существуют взаимоотношения («к ним с заметным презрением относятся вещи-труженики»). По мнению повествователя, у вещей свой индивидуальный характер и стремления, у них личные политические предпочтения («демократический стакан»), а также в их обществе произошла социальная дифференциация («интеллигент-термометр, неудачник из мещан»).
Несмотря на то, что в произведении нет упоминания о характере и внешности рассказчика, я представляю его необычайно умным, внимательным и добрым человеком. Он фантазер, ведь не каждый замечает такие удивительные и волшебные вещи. Он оживляет свои предметы, наделяет их индивидуальностью и видит то, что обычно не видим мы. Однако главным героем произведения, по моему мнению, необходимо считать не рассказчика, а пропавшее пенсне. Поскольку именно его исчезновение приводит повествователя к основной мысли рассказа.
Герой неожиданно потерял свои очки во время чтения. Он неоднократно искал их, звал своего знакомого для помощи в поиске, который в свою очередь был озадачен проблемой, а также прислуга делала уборку. Однако очки так и не были обнаружены. Спустя огромный промежуток времени рассказчик неожиданно нашел их на месте, которое несколько раз осматривалось. Тут автор также использует риторический вопрос («Где оно шлялось?»), словно обращаясь к читателю, и сам приходит к убеждению, что его стёклышки гуляли.
Из данного повествования о пенсне и происходит основная мысль произведения: у вещей есть индивидуальность, они так же, как и люди чувствуют, мечтают и, главное, путешествуют. Мне очень понравилось произведение Михаила Осоргина. Оно учит быть более внимательными в повседневной жизни, применять воображение в обыкновенных ситуациях, не терять детскую непосредственность и стремиться к продуктивной, но не менее интересной деятельности. Также нам следует быть более аккуратными в обращении с вещами. Вдруг они действительно живые?..