- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Образ Петербурга в романе Преступление и наказание
Сочинение Образ Петербурга в романе Преступление и наказание
В мировой истории литературы Федору Михайловичу Достоевскому принадлежит одно из важных мест. Его самое знаменитое произведение — роман «Преступление и наказание», созданный во второй половине XIX века. В это время Петербург был одним из богатейших и красивейших городов Европы.
Петербург в романе «Преступление и наказание» выступает в качестве одного из действующих лиц. Его образ мы встречаем на каждой странице произведения. Петербург – это город контрастов. Здесь, среди чрезмерного блеска и крайней нищеты, уживаются разные слои общества: богачи-аристократы, ростовщики, бедняки, студенты. Для каждого из них существует свое видение города: для одних он праздничен, блистателен и весел, для других – сер и безысходен. Главным героям романа ближе вторая столица – дома, похожие на гробы, сдавленное пространство, черные лестницы, серые мостовые, темные подворотни.
Описание Петербурга Достоевский использует для того, чтобы как можно ярче показать душевное состояние героев. Постоянно повторяются отдельные детали: «вонь», «духота», «грязь», «пыль», «затхлый воздух». Они отражают ситуацию в преддверии страшной трагедии. В романе Петербург – это город убийца, подталкивающий людей на совершение нравственных преступлений.
Главные цвета в произведение: желтый, красный и белый. Но среди них доминирует именно желтый, грязно-желтый и уныло-желтый. Эти цвета многократно усиливают чувства внутренней подавленности, угнетения и психологической неустойчивости. Автор словно сопоставляет слова: «желчный» и «желтый», которые не единожды употребляются в повествовании.
Неотъемлемой частью произведения является пейзаж Петербурга, имеющий социально-психологический характер. Город контрастов, с уникальными дворцами и соборами, с пыльными, грязными мостовыми, с громадными, теснящими душу, домами, давит на людей, угнетает, убивает все душевные порывы. Люди одиноки в толпе, унижены своей нищетой, которую они не могут даже скрыть. Великое мастерство Достоевского помогает нам представить Петербург именно таким, каким он представляется «маленьким людям».
И только в такой атмосфере, отражающей жестокую действительность, протест человека может вылиться в антигуманную теорию, которая повлечет за собой цепь жестоких преступлений.
Вариант 2
Величественный образ Петербурга в произведении под названием «Преступление и наказание» — это не просто описательный образ, это один из действующих героев в романе. Автор представляет его как город мечты, в нем сливается все – прошлое, настоящее и будущее огромного государства.
Великолепными дворцами восхищались и другие авторы, и поэты, прозаики, которые хотели представить их на страницах своих произведений. Только Федор Михайлович Достоевский передает его образ совершенно по-другому, он пользуется маленькими деталями столицы, чтобы передать переживания героев, показать, как столица сказывается на жизни людей.
Начало произведения показывает, как душная атмосфера вонючего и пыльного города, сказывается на Раскольникова. Он живет в достаточно бедном квартале, несчастный и бедный студент, который не может найти вдохновения для творческого порыва.
Все маленькие улочки наполнены людьми, которые очень похожи на главного героя, их обличье очень бедное, но никто не удивляется подобному виду. Все трагические моменты будут ассоциироваться именно с узкими и грязными улицами, которые все время переплетаются между собой.
Именно город подталкивает Раскольникова на преступление, он буквально толкает его на угрызения совести, говорит ему, что он виноват в совершенном.
Мужчина бродит по пустым улицам, стараясь полностью забыться и отказаться от своих отрицательных мыслей, только вот вся атмосфера еще больше наталкивается его на отрицательные мысли.
Он пытается отыскать в нищем квартале хоть что-то, что могло радовать его глаз, все наводит его на изнурение. Приют Раскольникова тоже является небольшой каморкой, которая просто давит на него изнутри. В его пространство помещается только стол, небольшой старый диван, на котором он спал, и шкаф, где частично хранятся его вещи.
Комната похожа на гроб, где молодой человек старается собраться с мыслями, но постепенно превращает его из здорового мужчины в настоящего маниакального злодея.
Квартира Сони Мармеладовой тоже уродливой формы, она вынуждена жить в небольшой квартирке, которая заставляет ее искать внимания и любви на стороне. Она готова поддерживать и сострадать Раскольникову.
Сочинение 3
Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» носит символичный характер. Он является местом, где разворачиваются основные события произведения. Город очень точно характеризует всех жителей и помогает лучше проникнуться судьбой каждого отдельного героя.
Петербург представляется читателю мрачным, не гостеприимным, чуждым. Грязные улицы переполнены нищими чиновниками и ремесленниками, для которых основным смыслом жизни стал пивной кабак, где каждый второй заглушает своё горе. Дворы автор сравнивает с бездонными колодцами, создающие угнетающую и давящую на людей атмосферу, из которой выбраться бедным жителям уже невозможно.
Этот серый пейзаж придаёт роману особый мрачный оттенок. В городе господствует пьянство, проституция, преступность, ростовщичество. От безысходности жители постоянно кончают жизнь самоубийством, чахнут от болезней присущих низким слоям общества и просто гибнут от душевных страданий.
Для большинства жителей их существование больше напоминает кошмарный сон, который никак не может закончиться. Почти все, кто относится к низшему слою населения Петербурга, живут в коммуналках, а из-за огромных долгов своим хозяевам они нередко остаются без пропитания. Обстановка в их комнатах такая жуткая, как и на улицах. Маленькие комнатки, больше напоминающие гробы, заставлены старой потрепанной мебелью; грязные жёлтые стены выражают уныние, вонь и полная разруха равняют такое жилище с сараем.
Петербург собрал в себе все пороки человечества: злость, лицемерие, жадность, подлость, жестокость. Кругом можно видеть только безмерное людские горе и их изувеченные судьбы.
Бедной Соне Мармеладовой приходится заниматься унизительной для девушки деятельностью, чтобы прокормить свою большую семью , при этом терпеть унижения от людей. Родион Раскольников решается на убийство старухи и ее сестры Лизаветы, а Аркадия Свидригайлова подозревают в убийстве жены и причастности к многочисленным самоубийствам. Каждый из героев имеет на душе какой-то грех.
В их мире смешались реальность с бредом, кошмар с явью. Даже Аркадий Иванович назвал его «городом полусумасшедших» и предсказал скорое наступление наводнения.
В показанном Достоевским образе Петербурга, воплотилось авторское противоречие существующему злу и порочности, а также ненормальному устройству современного ему общества.
Образ Петербурга в романе Преступление и наказание
Несколько интересных сочинений
- Сочинение В чем социальная опасность хлестаковщины
Понятия хлестаковщины непременно связаны с тем, что данный герой представлял данное направление, будучи человеком, живущим по соответствующим принципам. Стоит сказать, что плутовской герой, к которому привыкли читатели
- Сочинение Опишите какую-нибудь вещь (игрушку, предмет обихода) 5 класс
Несмотря на то, что моя комната очень просторна, она выглядит красиво и со вкусом. Моим любимым предметом мебели является мой рабочий стол. Его мы приобрели относительно недавно
- Герои произведения Бесприданница Островского
Драма Островского – «Бесприданница» рассказывает о трагической судьбе девушки из небогатой дворянской семьи. Лариса Дмитриевна – молодая привлекательная девушка
- Сочинение Два брата две судьбы по повести Тарас бульба
В произведении «Тарас Бульба» одними из главных героев являются братья. Росли Остап и Андрий в одинаковых условиях, однако имели разные характеры. Младший брат Андрий был близок к матери, а Остап старался во всем быть похожим на своего отца.
- Анализ произведения Неизвестный цветок Платонова
У одного их самых трогательных, на мой взгляд, произведений Андрея Платоновича Платонова «Неизвестный цветок» нет определенного жанра, сам автор определил жанр своего произведения как «сказка-быль», это связано с тем
- Сочинения
- По литературе
- Достоевский
- Петербург в романе Преступление и наказание
Петербург в романе Преступление и наказание Достоевского
В романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский изображает не зеленые сады, роскошные фонтаны, величественные дворцы Петербурга, а его подноготную: узкие переулки, кабаки, дома терпимости и тесные квартиры. Город предстаёт не культурной столицей, каким мы привыкли его видеть сейчас, а бедным, грязным и развратным.
Значительная часть действия романа происходит в болезненно-жёлтых помещениях: жёлтыми обоями обклеены скромные комнаты, обставленные жёлтой мебелью. Этот цвет, обладающий безнадёжно бледным оттенком, пронизывает тоскливый и однообразный быт бедных жителей Петербурга. Он даже выступает на лицах отчаявшихся героев, таких как Мармеладов, Афросиньюшка(девушка, утопившаяся на глазах главного героя), Раскольников. В вездесущем жёлтом цвете формируется удручающая атмосфера полной безысходности, ослабляющая всякую надежду на лучшее жителей города на Неве.
Огромные для своего времени дома содержат в себе великое множество комнат, которые, плотно соседствуя друг с другом, теснят оказавшихся в них людей своими маленькими размерами. В собственной комнате Родиона Раскольникова незатейливая мебель занимает почти всё пространство. Это крохотное помещение, где молодому человеку приходится жить, давит на героя, постепенно сводя его с ума. Оно неоднократно сравнивается с гробом за своё губительное действие на Раскольникова. Комната Сони большая по площади, но низкая и имеет достаточно странную, произвольную форму: «Один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть нельзя было хорошенько; другой же угол был уже слишком безобразно тупой». Из-за алогизма проектировки в помещении создаётся атмосфера отчаянного безумия, вызванного диссонансом.
По улицам города всегда бесцельно бродит множество людей, везде грязь, а в воздухе неизменно стоит неприятный запах. Раскольников со временем привыкает к странным лицам вокруг, однако его ошеломляет ситуация, когда мужчина преследует молодую пьяную девушку, желая воспользоваться её положением. В остальном же безобразные, помешанные и обездоленные люди сливаются с болезненно-жёлтым городом.
Можно утверждать, что Петербург в романе «Преступление и наказание» – не только место действия и фон, но и мрачная сущность, постоянно гнетущая и подталкивающая людей к определённым поступкам.
2 вариант
Образ Петербурга в романе играет одну из самых важных ролей. Однако, в отличие от большинства писателей, описывающих его как величественный и красивый город, Фёдор Михайлович даёт ему совершенно другую характеристику.
Ещё с первых страниц романа читатель оказывается в наполненном узкими грязными улицами бедном квартале. Образ города дополнят и жилища героев произведения: маленькая каморка Родиона Раскольникова, похожая больше на «гроб», чем на комнату, квартира «уродливой формы» Сони Мармеладовой, напоминающая сарай, комната семьи Мармеладовых, наполненная табачным дымом и бесцеремонными гостями. Ф.М. Достоевский таким образом показывает, как выглядят бедность и нищета, которыми наполнен Петербург. Такое изображение города способно вызвать лишь тоску, уныние и безысходность, вытеснить из сердца счастье и любовь. Иными словами, мрачный и серый как пепел город поглощает души его жителей, превращая их в ничтожные и жалкие существа, пытающихся выжить в этом мире.
Все события и трагический сюжет раскрываются благодаря именно такому описанию, вызывающему отвращение у читателей. Перед глазами человека предстаёт не великий и могучий Петербург, а скверный, ужасный, неприятный и мерзкий городишко. Его улицы полны унылыми людьми, серыми домами, вывесками и питейными заведениями. Большинству жителей только остаётся надеяться на хорошее будущее, забываясь со стаканом в руке.
Чего хотел добиться Фёдор Михайлович Достоевский, описывая город далеко не с лучшей стороны? Скорей всего этим автор хотел донести до каждого, что за красивой «маской», вызывающей восхищение, может скрываться ужасное зрелище. Великий Петербург таит в себе все пороки человечества: жадность, злость, зависть, трусость, лицемерие, подлость, жестокость, предательство. Почему так случилось? Что стало причиной упадка? На это автор не даёт ответа, хотя для многих он будет очевиден. Такова природа человека — он способен не только созидать, но и разрушать.
В заключение следует отметить, что автор в романе «Преступление и наказание» смог в полной мере показать читателю, как выглядят безысходность и потеря надежды благодаря образам Петербурга, наполненными грустью и печалью.
Сочинение Образ Петербурга (Преступление и наказание)
Роман «Преступление и наказание» является одним из наиболее значимых в творчестве Ф.М. Достоевского. В нем подняты важные вопросы нравственности и необходимости выбора, пути человека к постижению истины через многочисленные страдания.
Образ Петербурга находится в романе на особом месте. Он служит не только фоном, на котором развиваются события, но и создает необходимые условия для раскрытия характеров основных действующих лиц.
Образ города тесно связан со страданием главного героя, метаниями его души. Это не тот сверкающий «град Петра», который можно встретить на страницах произведений других авторов. И не сказочный город, в котором сбываются все мечты. Петербург в «Преступлении и наказании» такой же страдающий, как и попавший в практически безвыходное положение Раскольников. Здесь душно, тесно от огромного количества людей на улицах, нестерпимо воняет из многочисленных распивочных, а пьяных можно встретить на каждом шагу.
Прекрасные панорамы города на Неве, величественные храмы, дворцы, широкие проспекты и набережные каналов существуют словно бы отдельно от простых жителей. Они доступны только богачам, живущим в роскоши. Неудивительно, ведь подобное безразличие характерно для бедных людей, живущих в нищете в городских трущобах. Их жизнь подчинена исключительно выживанию и страху перед неустроенным будущим, в ней нет места красоте.
В сером унылом городе непросто сохранить душевное равновесие. Вот и Раскольников, живущий в бедном районе, в каморке, походящей более на шкаф, чем на комнату, мучается моральным выбором и в конце концов приходит к мыслям об убийстве. Он чувствует свое одиночество в этом ужасном городе, хочет выбраться и спастись, но не видит иного выхода.
Не менее страшное зрелище представляют условия, в которых проживает семья Мармеладовых. Чиновник, уволенный со службы, его больная жена и маленькие дети все вместе обитают в единственной проходной комнате. В ней душно, неприятно пахнет с черной лестницы, некуда скрыться от бесцеремонных соседей и табачного дыма.
В описании как городских пейзажей, так и интерьеров жилищ автор чаще всего использует серый и желтый цвета. Такая цветовая гамма, тяжелая для восприятия, становится настоящим символом нищеты, безысходности и бесконечной тоски.
Образ Петербурга в романе представляет собой не только социальный фон, созданный для описания разворачивающихся событий. Это один из центральных персонажей, посредством которого автор отражает царящее в обществе социальное неравенство и пугающее равнодушие людей друг к другу и остальному миру.
Также читают:
Картинка к сочинению Петербург в романе Преступление и наказание
Популярные сегодня темы
- Сочинение по картине Смертельно раненый Верещагина
На картине Смертельно раненый показана военная битва. Смотря на картину, можно заметить, что война является бессмысленной, потому что она уносит за собой множество жизней
- Характеристика и образ Карандышева в пьесе Островского Бесприданница сочинение
Одним из основных персонажей произведения является Юлий Капитоныч Карандышев, официальный жених главной героини пьесы Ларисы Дмитриевны Огудаловой.
- Сочинение Осенние каникулы и как я их провожу
Время каникул – прекрасная пора. Все дети любят каникулы, и совсем не потому, что в этот период не нужно ходить в школу, спешить на занятия и делать домашнее задание, а просто потому, что можно получать удовольствие
- Отзыв о произведении Прощание с Матёрой Распутина
Проблема «отцов и детей» нашла свое отражение на страницах множества произведений, не только у Ивана Сергеевича Тургенева в одноименном романе. В основном различные авторы выступали с точки зрения того,
- Сочинение на тему Интернет зависимость эссе
Всемирная сеть Интернет в настоящее время является для всех возможностью приобрести полезные знания, знакомства, навыки, умения, которыми человек не обладает на данном этапе своей жизни
Действие романа «Преступление и наказание» (1866) русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского (1821 — 1881) разворачивается на фоне реальной жизни Санкт-Петербурга шестидесятых годов XIX века.
По словам исследователей и по мнению жены писателя А. Г. Достоевской, в романе «Преступление и наказание» изображен реальный Петербург: в тексте описываются реально существующие дома, мосты, улицы, распивочные и т.д. Главного героя писатель поселил в том же доме, в котором жил сам во время работы над романом. Этот дом, а также другие, послужившие прототипами для дома старухи-процентщицы, Сони Мармеладовой, полицейской конторы, существуют до сих пор. Любопытно, что даже двор, в котором Раскольников прячет украденное, тоже реально существовал. Однажды во время прогулки Сам Достоевский сам показал жене этот двор с камнем.
При этом, несмотря на почти фотографическую точностью, Достоевский произвёл переворот в восприятии и художественном изображении Петербурга. Он подробно описывает нелициприятные явления того времени (такие как рост социального неравенства, пьянство, преступность, проституция), но вспоминает о пышных дворцах и садах только для того, чтобы сильнее подчеркнуть бедность, страдания и ропот нищего Петербурга. Многолюдные улицы и площади, обшарпанные дома и таверны, шум и вонь — все это превращено Достоевским в богатый запас метафор душевных состояний.
Цитаты из романа описывающие Петербург
«Город канцеляристов и всевозможных семинаристов!…»
— Свидригайлов о Петербурге. Часть 4, глава I.
«Да вот еще: я убежден, что в Петербурге много народу, ходя, говорят сами с собой. Это город полусумасшедших. Если б у нас были науки, то медики, юристы и философы могли бы сделать над Петербургом драгоценнейшие исследования, каждый по своей специальности. Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге. Чего стоят одни климатические влияния! Между тем это административный центр всей России, и характер его должен отражаться на всем.»
— Свидригайлов. Часть 6, глава 3.
«Я, видите ли, уже десять лет не посещал Петербурга. Все эти наши новости, реформы, идеи — всё это и до нас прикоснулось в провинции; но чтобы видеть яснее и видеть всё, надобно быть в Петербурге.»
— Петр Петрович Лужин. Часть 2, глава 5.
Обстановка
Улицы в Петербурге Достоевского усеяны питейными заведениями, из-за чего здесь можно увидеть много пьяных и нищих. Особенно в районе Сенной, где проживает Раскольников:
«…почему именно, во всех больших городах, человек не то что по одной необходимости, но как-то особенно наклонен жить и селиться именно в таких частях города, где нет ни садов, ни фонтанов, где грязь и вонь, и всякая гадость.»
— Раскольников. Часть 1, глава VI
«Он был до того худо одет…Впрочем, квартал был таков, что костюмом здесь было трудно кого-нибудь удивить. Близость Сенной, обилие известных заведений и, по преимуществу, цеховое и ремесленное население, скученное в этих серединных петербургских улицах и переулках, пестрили иногда общую панораму такими субъектами, что странно было бы и удивляться при встрече с иною фигурой…»
— От автора. Часть 1, глава I.
«Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины…»
— От автора. Часть 1, глава II.
«Он находился на — ском проспекте, шагах в тридцати или в сорока от Сенной, которую прошел. Весь второй этаж дома налево был занят трактиром. Все окна были отворены настежь; трактир, судя по двигавшимся фигурам в окнах, был набит битком. В зале разливались песенники, звенели кларнет, скрипка и гремел турецкий барабан. Слышны были женские взвизги.»
— От автора. Часть 6, глава III.
«Опять пыль, кирпич и известка, опять вонь из лавочек и распивочных, опять поминутно пьяные, чухонцы-разносчики и полуразвалившиеся извозчики.»
— От автора. Часть 2, глава I.
«Тут есть большой дом, весь под распивочными и прочими съестно-выпивательными заведениями; из них поминутно выбегали женщины, одетые, как ходят «по соседству» — простоволосые и в одних платьях. В двух-трех местах они толпились на тротуаре группами, преимущественно у сходов в нижний этаж, куда, по двум ступенькам, можно было спускаться в разные весьма увеселительные заведения.»
— От автора. Часть 2, глава VI.
По вечерам в Петербурге бывает небезопасно, о чем Разумихин говорит своим сестре и матери:
«…я вас обеих отведу к вам, потому что вам одним нельзя по улицам; у нас в Петербурге на этот счет…Ну, наплевать!..»
— Разумихин. Часть 3, глава I
При этом, в Петербурге проживает много иностранцев. В том числе Амалия Ивановна Липпевехзель, хозяйка квартиры в которой проживают Мармеладовы:
«И заметили ль вы, Родион Романович, раз навсегда, что все эти петербургские иностранцы, то есть, главное, немцы, которые к нам откудова-то приезжают, все глупее нас! Ну согласитесь, ну можно ли рассказывать о том, что «Карль из аптеки страхом сердце пронзиль» и что он (сопляк!), вместо того чтобы связать извозчика, «руки сложиль и плакаль и ошень просиль». Ах, дурында! И ведь думает, что это очень трогательно, и не подозревает, как она глупа! По-моему, этот пьяный провиантский гораздо ее умнее; по крайней мере уж видно, что забулдыга, последний ум пропил, а ведь эти все такие чинные, серьезные…»
— Катерина Мармеладова о Амалии Ивановне. Часть 5, глава II.
Набережные Екатерининского канала были очень многолюдны из-за чего сбросить «концы в воду» Раскольникову не удалось:
«Он бродил но набережной Екатерининского канала уже с полчаса, а может и более, и несколько раз посматривал на сходы в канаву, где их встречал. Но и подумать нельзя было исполнить намерение: или плоты стояли у самых сходов и на них прачки мыли белье, или лодки были причалены, и везде люди так и кишат…»
— Часть 2, глава II.
Климат
Петербург — это крупный, густонаселенный город, в котором в летние месяцы становится тяжело дышать из-за жары и пыли. Достоевский близок к Гоголю и Некрасову, у которых Петербург душный, грязный, не приспособлен для нормальной жизни. История о Раскольникове начинается в июле в Петербурге, когда «зацветает в каналах вода». На протяжение всего романа (в течение около 2 недель) в Петербурге стоит жара и духота. Об этом автор часто упоминает в тексте.
«На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу…»
— От автора. Часть 1, глава I.
«…а где тут воздухом-то дышать? Здесь и на улицах, как в комнатах без форточек. Господи, что за город!..»
— Пульхерия Александровна (мать Раскольникова). Часть 3, глава IV.
«На улице опять жара стояла невыносимая; хоть бы капля дождя во все эти дни.»
— От автора. Часть 2, глава I.
«Было часов восемь, солнце заходило. Духота стояла прежняя; но с жадностью дохнул он этого вонючего, пыльного, зараженного городом воздуха…»
— От автора. Часть 2, глава VI.
«…прошел он весь Васильевский остров, вышел на Малую Неву, перешел мост и поворотил на Острова. Зелень и свежесть понравились сначала его усталым глазам, привыкшим к городской пыли, к известке и к громадным, теснящим и давящим домам. Тут не было ни духоты, ни вони, ни распивочных.»
— От автора. Часть 1, глава V.
«Был уже поздний вечер. Сумерки сгущались, полная луна светлела всё ярче и ярче; но как-то особенно душно было в воздухе. Люди толпой шли по улицам; ремесленники и занятые люди расходились по домам, другие гуляли; пахло известью, пылью, стоячею водой.»
— От автора. Часть 3, глава VI.
Правда на всех площадях были устроенны фонтаны освежающие воздух:
«Он даже очень было занялся мыслию об устройстве высоких фонтанов и о том, как бы они хорошо освежали воздух на всех площадях.»
— От автора. Часть 1, глава VI.
Ф.М. Достоевский не только изображает город «снаружи», но и вводит читателя «внутрь» серых домов, детально обрисовывая интерьеры комнат, похожих на шкафы, гробы, уродливые геометрические фигуры:
«Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Все было разбросано и в беспорядке, в особенности разное детское тряпье. Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кровать. В самой же комнате было всего только два стула и клеенчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый кухонный сосновый стол, некрашеный и ничем не покрытый.»
— О квартире Мармеладовых. Часть 1, глава II
Подробнее о помещениях в романе «Преступление и наказание»
Связанная статья: Пейзажи в романе «Преступление и наказание»
Петербург в романе ” Преступление и наказание” является одним из главных образов на протяжении всего романа. Что и неудивительно, ведь именно там развернулись все события произведения. Но этого мало. Образ города подразумевает под собой также некую философскую перспективу, инициируя развитие всех действий героев. На главного персонажа романа Раскольникова Петербург или ” среда”, как говорит о нем Разумихин, оказывает сильнейшее влияние, под которым и созревает его теория.
Достоевский стремится очень точно передать образ Петербурга, со всеми его достопримечательностями, уникальными местами и событиями, происходящими в то время
Таким образом он хочет донести до читателя реальность, создать определенную сопричастность происходящему. На протяжении всего романа писатель особенно подробно описывает стоящую в то время в городе духоту и невыносимую жару. В этом есть своя цель, ведь так писатель дает характеристику душевному состоянию Раскольникова, да, впрочем, и других персонажей: растерянность, неопределенность, безысходность. Этому способствует описание мрачных зловонных дворов-колодцев, лабиринтов городских «каменных джунглей», где бродит полупомешанный от болезни и давящей на его психику теории Раскольников.
Что касается жилища Родиона, то и тут Достоевский рисует нам образ тесной комнатушки, каморки. Стесненность, зажатость практически всех героев Достоевский соотносит с чувством бесперспективности и отчаяния. Есть еще мотив, отмеченный им, – постоянно грязные дворы города, серость и теснота улиц, “вонючий, пыльный, зараженный городом воздух”.
Идя на убийство, Раскольников рассуждает о фонтанах, и не зря, ведь вода – это энергетическая сила, которая так необходима человеческому организму. Герой рассуждает так, будто преднамеренное убийство будет для него спасательным ключом, наполненным жизненными силами, а само действие будет направлено только на улучшение ситуации, как для него, так и для остальных.
Достоевский показывает пейзажи того времени и без утайки рассказывает о бедности людей, пьянстве, всех бедствиях и унижениях. У всех героев судьбы с трагическим концом. Свидригайлов заканчивает жизнь самоубийством, пьяный Мармеладов умирает под колесами экипажа, гибнет Катерина Ивановна. Все они окружают Раскольникова, и их судьбы переплетаются между собой. Петербург – город, породивший теорию Раскольникова, всеми своими неурядицами и неудачами, гнетущей духотой и теснотой человеческого муравейника, где человек глух к человеку. Петербург, конечно, главная сцена для всех персонажей романа. Перед покаянием в совершенном убийстве Раскольников долго скитается по улицам города, и увиденное его шокирует, пугает. Все герои выходят в какой-то момент на улицу, как на лобное место: Соня, Дуня, Катерина Ивановна со своими детьми, здесь решает раскаяться Раскольников.
Достоевский символически описывает образ Петербурга в романе, создавая уникальную картину всех жизненных проблем. Он умело передает контрастность происходящего, тем самым оставляя городу в своем реалистичном описании некую таинственность. Не зря Достоевский несколько раз подчеркивает постоянную грязь, пыль, духоту, так как именно эти факторы формируют теорию Раскольникова. Образ города подталкивает героя к убийству, сама атмосфера происходящего вокруг давит на его психологическое подсознание.
Санкт-Петербург — один из наиболее воспетых городов России. Он овеян ореолом прекрасного, романтики, искусства, власти, величия. Но Федор Михайлович Достоевский открывает читателю совершенно другую картину. Он показывает нищие переулки, в которых нет места красоте — город здесь темный, вонючий, душный и угнетающий.
Описание города
С первых строк автор погружает читателя в духоту и затхлость бедного квартала Северной столицы. Раскольников живет в самом заброшенном месте города, с грязными и очень узкими улицами, заполненными такими же нищими, потерянными людьми, как он сам.
Важно! Практически все страшные события, которые происходят с героем, Достоевский сопровождает описанием угнетающего города. Они сопоставляются, делая город практически живым и совершенно точно полноправным участником действия.
Жуткая теория Раскольникова рождается в распивочной на Сенной, где он после встречается с Мармеладовым, которого постигла не меньшая беда. В этой же распивочной студент беседует со Свидригайловым. Его окружают грязь, пьяные и равнодушные, жестокие лица, лишая Раскольникова шанса на хороший исход.
Как будто сам город толкает его к преступлению, а после него только усугубляет состояние героя. В попытках забыться Раскольников бродит по улицам без цели, его одолевает летняя жара, а пыль и зловония сточных канав не позволяют нормально дышать. Здесь нет ничего, что могло бы порадовать измученного человека. Раскольников мечтает о свежем воздухе, фонтанах, свежей зелени деревьев. Но Петербург не дает ему этого.
Важно! Родион Раскольников — человек с тонкой душевной организацией, поэтому ужасный город оказывает на него большое влияние. Он буквально чувствует зависимость от него.
Студент часто думает о том, как бы он хотел изменить это место, построить фонтаны, распространить Летний сад и т.д. Но в этом районе Северной столицы нет ни парков, ни садов, ни фонтанов, ни красивых зданий. Только изнуренные измученные горем и бедами люди. Он видит, что все продается здесь, включая душу и тело. Осматривая Исаакиевский собор и Зимний дворец, Раскольников остается равнодушен, как и любой обитатель трущоб. В его сознании нет места восхищению или чувству красоты, оно наполнено только страхом перед будущим. Эти места кажутся ему безрадостными и совершенно чужими.
Интерьеры домов Санкт-Петербурга
Изображение улиц Санкт-Петербурга автор красочно дополняет описанием жилищ своих героев. Главный персонаж живет в малюсенькой каморке, куда едва влез стол, диван и шкаф. В длину она составляет 6 шагов и очень пыльная, с ободранными обоями. Эта комната похожа на гроб, и Раскольникова она постепенно превратила в человека с жуткими мыслями и намерениями.
Соня Мармеладова тоже живет в крайне убогом месте, которое навевает исключительно уныние и тоску. Ее комната имела какие-то уродливые формы и напоминала сарай. В ней не было даже самого необходимого. В самых ужасных условиях живет семья Мармеладова. Он с больной женой и маленькими детьми вынужден существовать в проходной комнате, которая наполнена табачным дымом, криками пьяных соседей и гостей, которые бесцеремонно ходят туда-сюда. В этом помещении было очень душно и с лестницы несло жуткую вонь. При всех описаниях комнат героев Достоевский использует серый и желтый цвета, символизирующие тоску и безысходность.
Влияние города на жителей
Достоевский изображает город, который необычайно уродлив в своем проявлении, который калечит жизни людей, живущих в нем. Его Петербург равнодушен к проблемам людей: его не трогают голодающие сироты, умирающие от болезней женщины, спивающиеся мужчины, голодающие студенты, которые сходят с ума от тяжести и беспросветности своей жизни. Этот Петербург болен — большая часть его жителей нездоровы физически или психически. У Раскольникова — нервное расстройство и лихорадка, у Екатерины Ивановны — чахотка, которая ее убивает в конце концов, у матери Родиона — также нездравый рассудок. Реальность и бред смешались здесь в одну нездоровую картину. Свидригайлов говорит о нем как о “городе полусумасшедших”, и читатель понимает, что он прав. Каждый человек так или иначе зависит от места, в котором он живет. Дом должен давать ощущение защищенности и спокойствия, чтобы человек мог жить полноценной жизнью. Но герои романа не знают этого чувства. Они существуют в совершенно других условиях. Автор красочно описывает их, давая понять, что доводит этих людей до отчаяния, преступлений, пьянства и проституции. Миллионы переживают эту трагедию по другую сторону прекрасного богатого Санкт-Петербурга. Посмотрите также видео по теме статьи с цитатной характеристикой Петербурга.
Статьи по теме:
“Преступление и наказание” — краткое содержание романа Ф.М. Достоевского
Образ Сони Мармеладовой в романе Достоевского «Преступление и наказание»
Теория Раскольникова — суть, причины появления, крах
Образ Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”
Родион Раскольников и Соня Мармеладова — история взаимоотношений
Двойники Родиона Раскольникова в романе «Преступление и наказание»
Дуня Раскольникова — характеристика героини романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»