Образ петра 1 в поэме медный всадник и полтава сочинение

Образ Петра I увлекал А. С. Пушкина всю жизнь и рассматривался поэтом во многих произведениях, но наиболее ярко великий царь изображается в поэмах «Полтава» и «Медный всадник». И в том, и в другом произведении перед нами предстает образ величественного, умного, гордого, твердого властителя, действительно Петра Великого. Но все же отношение Пушкина к своему герою неоднозначно. В чем же это проявляется?

Обратимся к поэме «Полтава» — этому великолепному лиро-эпическому произведению, в котором Пушкин развертывает перед нами широкое полотно событий Северной войны. Здесь мы видим перед собой Петра-полководца, ведущего войска к победе, почти полубога:

Тогда-то свыше вдохновенный 
Раздался звучный глас Петра: 
«За дело, с богом!» 
Из шатра, 
Толпой любимцев окруженный, 
Выходит Петр. 
Его глаза Сияют. 
Лик его ужасен.

Движенья быстры. 
Он прекрасен, 
Он весь, как божия гроза.

Сочетание «ужасного» и «прекрасного», «звучный глас», «свыше вдохновенный», — все это делает Петра не просто величественным, а наделенным сверхчеловеческими чертами, призванным божественной силой, чтобы привести русские войска к победе, а Россию — к славе и величию. Но Петр величествен не только во время сражения, когда он «могущ и радостен, как бой»; Петр прекрасен и после победы, когда он великодушно принимает у себя «славных пленников», угощает и «своих вождей», и «вождей чужих»:

...И горд, и ясен,



 



И славы полон взор его.

И царский пир его прекрасен.

Так показан Петр I Пушкиным в поэме «Полтава», написанной в 1828—1829 годах. Позже, в 1833-м, поэт создает еще одно произведение, посвященное петровской теме, — поэму «Медный всадник». Но в ней Петр Великий изображен уже совершенно в другом ракурсе. Хотя во вступлении к поэме император по-прежнему показан как дальновидный, умный и твердый политик, но уже и здесь по почти неуловимому оттенку в тоне повествования чувствуется некоторое изменение оценки автором личности великого царя. Да, Петр дальновиден и умен: стоя «на берегу пустынных волн», он думает о политической выгоде основания «северной столицы» «назло надменному соседу», о необходимости «ногою твердой стать при море», то есть создать сильный флот, и «в Европу прорубить окно». Петр действительно смотрит «вдаль», и это — и его плюс, и его минус. Петр видит великое будущее России и «юный град», «полнощных стран красу и диво»; он смотрит вдаль и не видит того, что вблизи, не видит «мшистые, топкие берега», реку, грозящую наводнением, «лес, неведомый лучам 'в тумане спрятанного солнца». Да, создание города на берегу Балтийского моря было необходимо, это отвечало и стратегическим, и экономическим интересам государства, но эти общегосударственные интересы все время сталкивались с частными интересами простых людей, жителей Петербурга, страдавших от наводнений и сырого «болотного» климата. Эта проблема столкновения «общего» с «частным» и является главной проблемой, раскрываемой Пушкиным в поэме «Медный всадник».

В начале первой части поэмы Пушкин знакомит нас и с другим героем «Медного всадника» — петербуржцем Евгением, обыкновенным человеком со своими частными интересами, быть может, мелкими и ничтожными в вихре истории, но важными и значительными для него самого, с размышлениями о своей бедности, о службе и намечающейся женитьбе. Возможно, конечно, что все проблемы Евгения — пустой звук по сравнению с общегосударственными интересами России... Но обратимся к образу Петра. Если в «Полтаве» мы видим перед собой прекрасное живое воплощение божественной силы, то в «Медном всаднике» мы сталкиваемся с чем-то тоже сверхчеловеческим, но отнюдь не прекрасным, а устрашающим:

В неколебимой вышине, 
Над возмущенною Невою 
Стоит с простертою рукою 
Кумир на бронзовом коне.

Во время страшного наводнения, описанного в первой части поэмы, «всадник медный» «обращен... спиною» к Евгению, не видит его страданий. А во второй части, когда помешавшийся от «ужасных потрясений» Евгений, случайно оказавшись у памятника Петру и поняв, «чьей волей роковой под морем город основался» и, следовательно, кто виноват в наводнении и гибели его, Евгения, невесты, дерзает прямо взглянуть «на лик державца полумира» и бросить ему мятежное «ужо тебе!». Всадник начинает преследовать «безумца бедного». В этой сцене Петр — «горделивый истукан» самовластья, преследующий каждого, кто осмелится бросить вызов ему, «мощному властелину судьбы», который «уздой железной Россию поднял на дыбы»...

Петр величествен, но и жесток; на протяжении всего своего правления он добивается, великой и благородной цели — поставить Россию в один ряд с ведущими европейскими странами. Какие же средства, он использует для этого? 
Начало сданных дней Петра        
Мрачили мятежи и казни.

Так говорит Пушкин в своем стихотворении «Стансы» (1826т.). Являлась ли жестокость необходимостью в достижении великих целей или ее можно было избежать? Что важнее: общегосударственные интересы или частные; благо для страны в общем или «ничтожное» счастье отдельного «маленького человека»? Пушкин не дает точного ответа на этот вопрос.

В заключение можно отметить, что трактовка великим классиком личности Петра неоднозначна. Пушкин восхищается острым умом, дальновидностью смелого реформатора, но поэта отталкивает его жестокость и беспощадность. Петр I, несомненно, велик. Хотя, быть может, прав был Л. Н. Толстой, писавший в своём романе «Война и мир», что «нет истинного величия там, где нет Простоты, Добра и Правды».









Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме ОБРАЗ ПЕТРА I В ТВОРЧЕСТВЕ А С ПУШКИНА (По поэмам «Полтава» и «Медный всадник»). Поищите еще с сайта похожие.



  • 0




  • 0


Образ Петра I увлекал А. С. Пушкина всю жизнь и рассматривался поэтом во многих произведениях, но наиболее ярко великий царь изображается в поэмах «Полтава» и «Медный всадник» . И в том, и в другом произведении перед нами предстает образ величественного, умного, гордого, твердого властителя, действительно Петра Великого. Но все же отношение Пушкина к своему герою неоднозначно. В поэме «Полтава» мы видим перед собой Петра-полководца, ведущего войска к победе, почти полубога. 
Сочетание «ужасного» и «прекрасного» , «звучный глас» , «свыше вдохновенный» , — все это делает Петра не просто величественным, а наделенным сверхчеловеческими чертами, призванным божественной силой, чтобы привести русские войска к победе, а Россию — к славе и величию. Но Петр величествен не только во время сражения, когда он «могущ и радостен, как бой» ; Петр прекрасен и после победы, когда он великодушно принимает у себя «славных пленников» , угощает и «своих вождей» , и «вождей чужих. 
Во вступлении к поэме « Медный всадник» император по-прежнему показан как дальновидный, умный и твердый политик. Петр действительно смотрит «вдаль» , и это — и его плюс, и его минус. Петр видит великое будущее России и «юный град» , «полнощных стран красу и диво» ; он смотрит вдаль и не видит того, что вблизи, не видит «мшистые, топкие берега» , реку, грозящую наводнением, «лес, неведомый лучам ‘в тумане спрятанного солнца» . Да, создание города на берегу Балтийского моря было необходимо, это отвечало и стратегическим, и экономическим интересам государства, но эти общегосударственные интересы все время сталкивались с частными интересами простых людей, жителей Петербурга, страдавших от наводнений и сырого «болотного» климата. Эта проблема столкновения «общего» с «частным» и является главной проблемой, раскрываемой Пушкиным в поэме «Медный всадник» . 
Если в «Полтаве» мы видим перед собой прекрасное живое воплощение божественной силы, то в «Медном всаднике» мы сталкиваемся с чем-то тоже сверхчеловеческим, но отнюдь не прекрасным, а устрашающим: 

В неколебимой вышине, 
Над возмущенною Невою 
Стоит с простертою рукою 
Кумир на бронзовом коне. 
Трактовка великим классиком личности Петра неоднозначна. Пушкин восхищается острым умом, дальновидностью смелого реформатора, но поэта отталкивает его жестокость и беспощадность. Петр I, несомненно, велик. Хотя, быть может, прав был Л. Н. Толстой, писавший в своём романе «Война и мир» , что «нет истинного величия там, где нет Простоты, Добра и Правды» .

  • Комментариев (0)



  • 0


Первых же строк вступления в поэме «Медный всадник» появляется образ Петра-реформатора, «полного великих дум», которые гений Пушкина отчеканил в литые формулы истории: Здесь будет город заложён Назло надменному соседу. Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно… Вступление к «Медному всаднику», этот гимн Петру и Петербургу, принадлежит к числу самых знаменитых произведений Пушкина. Но в этой поэме впервые поэт задумывается над тем, что с годами начинает беспокоить его все сильнее. Это противоречие «между государственными учреждениями Петра Великого и временными его указами».

В «Медном всаднике» есть Петр-самодержец. Он представлен не в каких-либо конкретных деяниях, а в символическом образе Медного всадника как олицетворения бесчеловечной государственности. Даже в тех строках, где Пушкин как будто бы славит дело Петра, уже слышна интонация тревоги: О мощный властелин судьбы! Не так ли ты над самой бездной На высоте, уздой железной Россию поднял на дыбы? «Железная узда» в знаменитом памятнике Петру превращается в окаменевшего, бесчувственного истукана, который, сорвавшись с места, преследует бедного обезумевшего Евгения: И во всю ночь безумец бедный, Куда стопы не обращал, За ним повсюду Всадник Медный С тяжелым топотом скакал. Медный всадник это, конечно, не Петр, который «могущ и радостен, как бой», который «весь, как божия гроза». Медный всадник это превращение Петра, которое произошло (с ним и его делом) за минувший век. Несомненно, главным для автора становится резкий контраст между вступлением и основной, сюжетной, повествовательной частью поэмы.

  • Комментариев (0)

Обновлено: 09.01.2023

Образ Петра I – поэма “Медный всадник” А.С.Пушкина – очень своеобразен, совершенно не похож на типичные авторские работы. Пушкин раскрывает образ правителя очень спорно, разнопланово. В тексте переплетаются два основных образа: один представляет собою мощь, силу, всевластие (Пётр I). Другой – ничтожность, незначительность, безликость (Евгений). Эти два образа совершенно необходимы, ведь Медный Всадник – кумир самого автора должен быть оттенён представителем человеческих масс, воплощением бессильной, слабой части Петербурга – простого человека из низов.

Значение образа Петра I в поэме “Медный всадник”

С одной стороны, Пётр 1 – великий деятель: он перевернул русскую историю, ускорил развитие всех областей науки, культуры. Просветительство, реформы, стремление поднять свою страну на новый уровень – это безусловные заслуги , значение которых огромно. С другой стороны, Пётр – самодержавец, он тиран и самодур. Его сложный характер, горячая натура, минутные прихоти погубили множество человеческих судеб. Его деспотичное правление, о котором ходят легенды нельзя рассматривать, как всеобщее благо. Интересы народа – не то, на что ориентировался монарх, ему чужды судьбы мелких простых людей.

Образ Петра символичен и многосторонен: и во времена царствования монарха едва ли волновали судьбы простых людей, а век спустя – плоды деятельности Петра продолжают рушить жизни жителей города.

Личность царя в поэме

Отношение автора к исторической личности

В художественном тексте нет явного отношения автора к Петру 1, скорее – к его заслугам. Несомненно, для Пушкина монарх был кумиром, как величайшая историческая личность, как деятель и просветитель. Однако, автором не затрагивается характеристика человеческих качеств Петра I. Как личность историческая – он велик, но сугубо человеческая составляющая образа – холодна, пуста, сурова. Здесь чувствуется философия автора: такой великий гениальный человек не может быть близок народу – эта жертва, которая необходима.

сопоставлять эпизоды, посвящённые одной проблеме, разных произведений.

2. Развитие умений понимать художественный текст; находить ответы на поставленные проблемные вопросы в произведении.(слайд 2)

Раздел программы: Русская литература I половины XIX века.

Личностные: использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы).

Метапредметные:

— умение понимать проблему, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

— умение работать с разными источниками информации.

в познавательной сфере:

— умение анализировать произведение;

— сопоставлять героев одного и нескольких произведений;

2) в коммуникативной сфере:

— осмысленное чтение и адекватное восприятие;

— умение отвечать на вопросы по прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог.

Виды деятельности:

— комментированное чтение эпизода;

— самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы;

Рецептивная: чтение и полноценное восприятие эпизодов произведений, связанных с темой урока.

Репродуктивная:

— краткий пересказ эпизодов, выборочный пересказ эпизодов;

— осмысление характеров, изображённых в произведении;

— ответы на вопросы репродуктивного характера.

Исследовательская:сравнительный анализ эпизодов произведений русской классики.

Универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Оборудование: презентация

Работа с эпиграфом к уроку. (слайд 3)

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

— Ребята, давайте подумаем, кому посвящены эти строки?

— В каких произведениях мы встречались с вами с образом Петра I ?

— Эпоха и личность Петра Великого привлекали Пушкина на протяжении всей его зрелой деятельности. Достаточно взглянуть на хронологический список произведений, героем которых является Петр I.

— Сегодня на уроке мы поразмышляем с вами над тем, почему именно Петр I становится одним из любимых героев пушкинских произведений; почему так часто поэт, писатель и историк обращает свой взор к Петру.

— Но давайте вспомним, какую роль сыграл Петр I в истории России.

В течение 16-17 вв. Российское государство стало крупнейшим многонациональным православным государством, но так и не смогло стать великой европейской державой, получить выход к торговым морям. За это время Россия пережила реформы Избранной рады и опричнину Ивана Грозного, Смутное время, переход от сословно-представительной к самодержавной монархии при первых царях династии Романовых. В 16 вв. в экономике и общественном устройстве России 16 в. господствуют черты аграрного общества, а с середины 17 в уже заметно усиливается западноевропейское влияние на разные стороны российской жизни. В стране укрепился сословный строй, оформилось самодержавие и крепостное право. И в то же время в государственном устройстве и мировоззрении подданных уживались черты, близкие как западной, так и восточной цивилизации, проникают европейские традиции.

Настоящий переворот в развитии России произошел в ходе реформ Петра. С одной стороны, Россия стала активно перенимать и даже копировать европейские порядки, а с другой – в ходе реформ в стране даже усилились самодержавие, сословный строй, крепостное право, которые на Западе уже разрушались. Противоречивое наследие Петровских реформ определило сложное развитие России в 18 в.

Перечисленные новшества, вмещающиеся в емкое понятие Петровские преобразования, позволили России сокрушить первоклассную шведскую армию и войти в ранг великих держав. Петр I занял достойное место в ряду великих предков, защищавших независимость Родины. Его беззаветный патриотизм и полководческие дарования в суровые годы Великой Отечественной войны были источником вдохновения для советских воинов.

Оценивая положительно значение преобразований Петра Великого в истории нашей Родины, надобно помнить, что политика Петра Великого носила классовый характер. Преобразования эпохи осуществлялись за счет огромных жертв трудового населения. Это его усилиями воздвигался Петербург, строились корабли, сооружались крепости, каналы и дворцы. На плечи народа легли новые тяготы: были увеличены налоги, введена рекрутчина, производились мобилизации на строительные работы. Русские воины проявляли чудеса храбрости в сражениях, овеянных славными победами у Лесной, Полтавы, Гангута и Гренгама.

Благодаря внешней политике Петра, было покончено с политической изоляцией, и укреплялся международный престиж России. Стремительный рост России в первой четверти ХVIII века поражает не только нас, но поражал и современников Петра. Вся Европа того времени наблюдала и дивилась тому, как это государство пробудило дремавшие внутри силы и проявило тот потенциал энергии, который оно так долго скрывало в своей глубине.

V . Аналитическая беседа.

— Конфликт возникает между бедным чиновником Евгением и памятником Петру I , воплощающим идею государственности. Русский император создал город над морем. Страшное наводнение 1824 года привело к крушению личной жизни Евгения и гибели любимой им девушки.

— Что стало исторической основой поэм А.С.Пушкина? Результаты зафиксируем в таблице. (слайд 6)

В начале XVII века шведы захватили русские земли на побережье Финского залива. К 1703 г. Были одержаны первые значительные успехи – отвоеваны старинные русские земли в устье реки Невы, где сразу же был заложен город, который Петр назвал в честь своего небесного покровителя, святого апостола Петра – Санкт-Петербург.

— Какие стороны деятельности Петра I изображены в поэмах? (слайд 7)

Внутренняя политика. Основание Петербурга

Внешняя политика.На суше и на море Петр I был первоклассным полководцем и флотоводцем. Им были созданы российская армия и российский флот, сумевшие победить сильного противника – Швецию.

Перед нами предстает образ величественного, умного, гордого, твердого властителя, действительно Петра Великого. Но все же отношение Пушкина к своему герою неоднозначно.

Во введении к поэме возникает величественный образ Петра – преобразователя, осуществляющего великое национальное дело, о котором мечтали многие поколения – укрепление Русского государства на берегах Балтийского моря. Петр выступает как покоритель природы, ее стихий, как воплощение победы культуры и цивилизации над дикостью, отсталостью. Вступление – это гимн Петру-преобразователю, реформатору.

— Какими литературными приемами пользуется поэт для изображения своего героя в произведении?(слайд 9)

— Проанализируйте отношение автора к своему герою. (слайд 10)

В начале поэмы Пушкина переполняет гордость. Он гордится делами Петра, гордится мощью, красотой, архитектурной стройностью Петербурга. Но позже словно происходит раздвоение личности царя: два противоположных начала нашли отражение в разных литературных героях: образе Петра и образе Медного всадника. Это отношение неоднозначно. Это уже не великий преобразователь, а грозный, ужасный царь, который, совершая великие деяния в интересах государства, совсем не думает о простых бедных людях.

Петр – подлинный национальный герой, присутствие которого вселяет во всех мужество, отвагу и уверенность в победе. Пушкин старается изобразить Петра сильным, смелым человеком, подчеркивает его патриотизм и с уважением говорит о его непосредственном участии в бою.

— Вернемся к вопросу, поставленному в начале урока, и ответим на него:

Лишь ты воздвиг, герой Полтавы,

Огромный памятник себе,

На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полн,

— О каком нерушимом памятнике идет речь? Это добрая вечная память потомков. А рукотворным памятником Петру I можно считать город Петербург.

VII . Подведение итогов урока. (слайд 11)

— Каким предстает перед нами Петр I со страниц произведений А.С.Пушкина?

— Закончить урок хочется знаменитым обращением поэта к Медному всаднику, в котором раскрывается единство противоречий в облике и деле Петра:

О мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной,

На высоте, уздой железной

Россию поднял на дыбы?

Определение роли и значения образа Петра I в творчестве А.С. Пушкина, выявление особенностей, неоднозначности и неординарности исторического деятеля, показанного писателем (на примере произведений «Арап Петра Великого», «Полтава», «Медный всадник»).

Рубрика Литература
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 30.04.2014
Размер файла 35,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ,

МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

ГОРЛОВСКИЙ ИНСТИТУТ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Кафедра зарубежной литературы

КУРСОВАЯ РАБОТА

по литературе

Студентки IV курса 409 а группы

Направление подготовки 6.020303

специальности английский, русский язик и зарубежная литература

Научный руководитель: к. филол. н., доцент

г. Горловка — 2013

РАЗДЕЛ І. ОБРАЗ ПЕТРА І В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

РАЗДЕЛ ІІ. ВИДЕНИЕ ОБРАЗА ПЕТРА І ПУШКИНЫМ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность. Личность Петра — одна из самых значительных в русской истории. Масштабы его деятельности поистине велики. Исключительно его единоличной волей было преобразовано огромное государство, по сути, произведена революция, затронувшая и основы политического устройства, и все сферы общественной жизни, и семейный уклад каждого отдельного жителя России. Реформы, проведенные Петром, были столь значительны, что их последствия были ощутимы еще и столетия спустя.

Цель: определение роли и значения образа Петра I в творчестве А.С. Пушкина, выявление неоднозначности и неординарности исторического деятеля, показанного писателем.

В рамках поставленных целей работы можно выделить следующие задачи:

1. Ближе познакомиться и глубже изучить произведения А.С. Пушкина, затрагивающие петровскую тему.

2. Выявить их тематическую и идейную направленность.

3. Определить особенности изображения Петра I писателем.

4. Обобщить и систематизировать результаты исследовательской деятельности.

5. Сделать выводы по теме, обозначив положительные и отрицательные черты личности Петра I.

Объект исследования: деятельность Петра І, изображение и описание его личности в литературе.

Методы исследования: описательный, историко-культурный, метод целостного и мотивированного исследования произведения.

Теоретическое и практическое значение курсовой работы состоит в том, что ее материал можно использовать как методическое пособие для учителей школ и преподавателей высших учебных заведений. Данная работа, также, может быть использована при написании других курсовых, бакалаврских, дипломных и магистрских работ.

Структура работы: работа состоит из введения, двух разделов, выводов и списка использованной литературы.

пушкин творчество петр

РАЗДЕЛ І. Образ Петра І в мировой литературе

Могучая, противоречивая, постоянно движущаяся вперед, натура Петра Первого всегда привлекала к себе внимание поэтов и писателей. Ломоносов почитал Петра — великого собирателя земель, неутомимого работника и ученого мужа.

Царь проявляет недюжинные организаторские способности, он сплачивает вокруг себя таких же волевых, смелых и инициативных людей, с помощью которых одержит в дальнейшем военные и трудовые победы. Толстой не приукрашивает своего героя, он показывает, что царь не щадит не только себя, но и окружающих. На смену умирающим строителям Санкт-Петербурга прибывают новые и новые, но эти жертвы не бессмысленны. Петр по-своему заботится о людях, он требует от Меньшикова, генерал-губернатора Санкт-Петербурга, чтобы тот обеспечивал людей нормальным питанием, одеждой, не губил людей зря, прикрываясь высокими целями. Толстой правдиво показал жестокое время, когда отдельная жизнь ничего не стоила.

Так в русской литературе сложился традиционный портрет Петра Первого — царя-строителя, жестокого, но справедливого, старающегося вывести варварскую Россию на европейские рельсы.

Однако именно присутствие в литературе традиционного образа Петра I, к которому обращались многие современники Гюго и который временами принимает вид устоявшейся аллегории, доказывает, что, описывая жестокости царя, Гюго не мог создать нового образа Петра. При чтении в трактате Гюго о петровских казнях французский читатель хранит в сознании традиционный образ Петра I, имеющий стабильную семантику. Автор лишь акцентирует внимание на деспотических чертах петровского характера, придает образу новое осмысление.

Но независимо от того, как относились к личности Петра критики, литераторы, историки, политики, реформаторы — положительно или отрицательно — одно остается неизменным: этот человек жил и правил, обладая всеми качествами достойного, умного человека, талантливого руководителя. Его вклад в жизнь и развитие русского государства отразился практически во всех сферах и навсегда оставит след в истории.

РАЗДЕЛ ІІ. Видение образа Петра І Пушкиным

Останавливаясь на отношении Пушкина к личности Петра І, хочется сказать, что автор на протяжении всей своей жизни интересовался им, его историческим значением. Проблема оценки этого незаурядного монарха становится в начале XIX века необычайно важной.

Государство, для которого так много работал Петр Первый, окрепло, обрело могущество и вес среди других европейских стран. Но лучше ли стали жить простые русские люди? Счастливы ли они в прекрасном городе Санкт-Петербурге? Наверное, трудно найти в творчестве А.С. Пушкина каких-либо однозначных утверждений. Удивительно глубоко осмыслена Пушкиным историческая тема, одной из главных фигур в которой является фигура Петра Первого. Пушкин объективно судил как о заслугах, так и о противоречиях его деятельности. Образ Петра не случайно становится одним из центральных в его творчестве. Петр — символ русской истории, загадочной и противоречивой.

… Но в искушеньях долгой кары,

Перетерпев судеб удары,

Окрепла Русь. Так тяжкий млат,

Дробя стекло, куёт булат.[11]

Центральным эпизодом этой темы является Полтавский бой, центральным героем ее — Петр І

Другая тема, которая не могла не встать перед Пушкиным как государственным мыслителем, — тема многонациональности русского государства, вопрос об исторической закономерности объединения разных наций в пределах одного государства и прочности их связи с русским народом и государством. Эту тему Пушкин развивает на примере Украины, поставив в центр образ Мазепы, пытавшегося при помощи шведских войск оторвать Украину от России.

В поэме Пушкин показывает Мазепу не как патриота, борющегося за освобождение своей родины, а коварного властолюбца, презирающего и свободу и родину.

Выходит Петр. Его глаза

Сияют. Лик его ужасен.

Движенья быстры. Он прекрасен,

Он весь, как божия гроза…

И он промчался пред полками,

Могущ и радостен, как бой.

. Несомый верными слугами,

В качалке, бледен, недвижим,

Страдая раной, Карл явился.

Вожди героя шли за ним.

Возникает ощущение противостояния энергии, динамики Петра пассивности, статике Карла. Возвеличивая подвиг и мужество Петра и его воинства, Пушкин отдаёт должное и сильным противникам русских — шведам. Однако поэт даёт почувствовать, что и сам Карл, и его армия не воодушевлены ничем высоким, тогда как Пётр и его дружины исполнены патриотизма, уверенности в победе:

Казалось, Карла приводил

Желанный бой в недоуменье…

Вдруг слабым манием руки

На русских двинул он полки.

Пушкин восхищается благородством Петра на пиру:

Пирует Петр. И горд, и ясен,

И славы полон взор его.

И царский пир его прекрасен.

При кликах войска своего,

В шатре своём он угощает

Своих вождей, вождей чужих,

И славных пленников ласкает,

И за учителей своих

Заздравный кубок подымает.

Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу.[12]

И, обращён к нему спиною

В неколебимой тишине,

Над возмущённою Невою

Стоит с простёртою рукою

Кумир на бронзовом коне.

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит…

Это отношение неоднозначно. Это уже не великий преобразователь, а грозный, ужасный царь, который, совершая великие деяния в интересах государства, совсем не думает о простых, бедных людях. Все его реформы тяжелым бременем легли на плечи народа: за время царствования Петра население России сократилось на 1/3.

Кому в конечном итоге отдает свои симпатии автор: бедному Евгению, который мечтает о личном счастье, о мирной семейной жизни, или Петру, одновременно патриоту-реформатору и деспоту-крепостнику?

Для А.С.Пушкина оба героя равновелики. Прав Петр со своими грандиозными планами. Не менее прав Евгений, требующий покоя и счастья. На историческом и бытовом материале поэт решает философские вопросы большой важности: человек и государство, государство и частная жизнь, человек и историческая необходимость.

Подводя итог работе, мы можем ответить на один главный вопрос: почему же Пушкин особо интересовался личностью Петра І? Во — первых, и в самых главных, Петр — величайший исторический деятель, буквально перевернувший всю русскую жизнь, будучи сложной, но в то же время, интересной личностью, он был привлекателен для А.С. Пушкина, во-вторых — сам автор, зная историю своего предка — арапа Ганнибала, чувствовал свою особую связь с царем.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бушуев С.В. История Государства Российского, историко-библиографические очерки/С.В. Бушуев. — Книжная палата. — 1994. -С.283.

2. Конгрив, У. Так поступают в свете/У. Конгрив. — Комедии. — 1977. — С.273.

3. Moses S. A congratulatory poem to the high and mighty czar of Moscovy, on his arrival in England/S.Moses. — London. — 1698.

4. Маколей Т. История Англии /Т. Маколей. -Полное собрание сочинений. — 1865. — Т. 13. С. 62.

5. Diderot D. Sur la Russe Mйlanfes et morceaux divers/D.Diderot. -Contributions а l’Histoire des deux Indes, йd. G. Goggi. — 1977.

6. Wilberger C. H. Peter the Great: an eighteenth-century hero of our times? /C.H.Wilberger. — Studies on Voltaire and the eighteenth century. — 1972. — P. 93-97.

7. Гюго В. Собр. соч./В. Гюго. — В 15 т. — М., 1953 — 1956. — Т. 1 -15.

8. Сталь Ж. де. 1812 год. Баронесса де Сталь в России /Ж. Сталь. — Россия первой половины XIX в. глазами иностранцев. — Л.: Лениздат, 1991. — С. 19-64.

12. Дюма А. Кавказ/А. Дюма. — Тбилиси: Мерани, 1988. — 98 с.

13. Гроссман Л.Н. Бальзак в России /Л. ГроссманЛ.Н. — Т. 31-32. — М.: Наука. -1937. -С. 149-335.

Подобные документы

Изучение исторической справки повести «Медный Всадник». Рассмотрение образа Петра I в данном произведении Александра Сергеевича Пушкина. Описание наводнения в Санкт-Петербурге. Изображение памятника всаднику как символа жестокой мощи государства.

презентация [1,8 M], добавлен 18.01.2015

Петербургская повесть А. С. Пушкина «Медный всадник». «Медный всадник» и литературная критика. Музыкальность поэмы. Символика поэмы. Историческая трактовка. Памятник- главный герой произведения. «Медный всадник» как образец петербургского текста.

курсовая работа [47,3 K], добавлен 03.09.2008

Поэма «Медный всадник» — грандиозное философское раздумье Александра Сергеевича Пушкина о поступательном ходе русской истории. История создания произведения, анализ его композиции и особенностей литературного стиля. Исследование системы образов в поэме.

реферат [46,8 K], добавлен 06.11.2015

Власть есть авторитет. Русский народ считает: «Всякая власть от Господа». Начало пушкинских размышлений о власти (драма «Борис Годунов»). Выводы поэта о природе власти о тех противоречиях, которые она в себе заключает (поэмы «Анджело» и «Медный всадник»).

реферат [45,1 K], добавлен 11.01.2009

Русская философская мысль и поэтическое олицетворение государственности в образе Петра І. Образ царя–реформатора и защитника просвещения в творчестве Пушкина А.С. Сочетание народности в содержании и стиле, жанрах художественных произведений о государе.

презентация [350,4 K], добавлен 14.02.2012

Одическая традиция и вступление к «Медному всаднику» А.С. Пушкина. Культурные корни представленного в «Медном всаднике» мотива бунта, основанного на «двойной оппозиции» — Петра-демиурга и Евгения, бросившего ему вызов. Бунт стихии и «маленького человека».

дипломная работа [115,4 K], добавлен 15.03.2013

Наследие Пушкина в исторических произведениях. История «Капитанской дочки». Изображение Петра I в произведениях Пушкина. Своеобразие пушкинской исторической прозы. Традиции Пушкина-историка. Соединение исторической темы с нравственно-психологической.

Одним из основных персонажей произведения является самодержавный великан в образе русского царя Петра Первого.

Поэт представляет героя в образе гениального полководца, заслужившего уважительное отношение к себе со сторон простых русских людей. Внешний портрет Петра описывается автором в виде могучего человека с сияющими глазами и быстрыми движениями, напоминающего божию грозу своим ужасным ликом. В образе Петра воплощается энергия и сила молодой российской страны.

Центральное место в произведение отведено описанию битвы со шведами под Полтавой, в которой Пётр, воодушевив русскую армию собственным примером, лично участвует, громя захватчиков путем построения быстрых и стройных полков. Это становится возможным благодаря проведенным в армии Петром реформ и преобразований.

По окончании разгрома шведских войск Петр устраивает пиршество, в котором проявляются его характерные черты в виде душевной милости, щедрости, доброты.

Главным отличительным качеством, описываемым поэтом в произведении, является его полководческое дарование, стремящееся к укреплению границ русского государства и увеличению его военной мощи. Восхваляя победы русского царя, поэт раскрывает его как гения военного дела, подчеркивая исторические заслуги Петра Первого перед отчизной. Празднуя победу в полтавской битве, Пётр Первый изображается в поэме в виде гордого царя-победителя с ясным взором, который полон славы.

С целью увеличения акцента на характерные качества великого императора Руси, поэт использует при раскрытии его образа антитезу и метафору, проводя параллель между внешностью Петра Первого, пышущего здоровьем, живым азартом и предчувствием скорой победы, и шведского короля Карла, которого бледного и недвижимого переносят на носилках верные подданные.

Описывая Петра Первого, поэт придает его образу величие, торжественность, присущие подлинному национальному герою, который способен вселить в своих солдат чувство уверенности в предстоящей победе, мужество и отвагу.

Отношение Пушкина к Петру I на примере основных произведений

Образ и характеристика петра i в поэме

Образ Петра 1 в поэме Полтава Пушкина А

Прежде чем мы перейдем к его характеристике в этом произведении, отметим, что Александра Сергеевича всегда очень привлекала личность Петра, его внутренняя политика и военные победы.

Россия в годы правления этого царя активно развивалась благодаря реформам, которые он осуществил. Император был предан своей стране и верил в ее силы. Он тянулся к знаниям, учился, а также заставлял учиться других.

Отношение Пушкина к Петру I на примере основных произведений

Он и здесь показан как зачинатель, строитель всего нового.

Однако любовная история постепенно отходит на второй план, а представленный в тексте романтический герой вдруг оказывается настоящим подлецом. Романтический мотив и вовсе исчезает после сцены казни. Центром поэмы теперь является изображение Полтавской битвы.

Облик Петра

Пушкин в своем произведении представил образ гениального полководца. Петру I удалось заслужить любовь и уважение простых русских солдат своими поступками. Примечательна внешность царя.

Воодушевляя полк личным примером во время Полтавского сражения, царь сам активно участвует в нем.

Петр в сцене пира

Петр — олицетворение военного гения

Эпилог произведения

Однако история осталась, и это огромный памятник, посвященный Петру. Именно памятник, который царь воздвиг себе своей победой, — главное, что осталось после великого сражения.

Поэтому российский император в эпилоге становится своего рода идеальным героем.

Литературные приемы и тропы в произведении

Лексические особенности

Его присутствие вселяет в солдат отвагу, мужество, уверенность в скорой победе.

Во время длительной Северной войны (1700-1721) 27 июня 1709г. В районе города Полтавы произошло решающее сражение между русскими и шведскими войсками, которое закончилось блестящей победой русских.

Шведские войска вторглись в пределы Русского государства в 1708 г. и заняли город Могилев. На помощь шведскому королю Карлу XII подходил корпус (16 тысяч человек) генерала Левенгаута.28сентября 1708г. Русские войска под командованием Петра I настигли этот корпус при деревне Лесной и разгромили его.

Поражение корпуса Левенгаупта под Лесной, отсутствие достаточного количества продовольствия и усталость войск побудили Карла XII оставить мысль о походе на Москву. Войдя в соглашение с гетманом Украины Мазепой, изменившим своему народу, он двинулся на Украину. В конце апреля 1709 г. шведы достигли Полтавы и начали осаду города.

Русская армия насчитывала до 42 тысяч человек (в её состав входили и украинские части), шведская – 30 тысяч человек.

Пётр I построил свои войска так, чтобы измотать противника на передовой позиции, после чего нанести ему решительный удар. Шведы, прижатые к берегу Днепра, вынуждены были сдаться. После разгрома шведских войск Карл XII вместе с Мазепой бежал в Турцию.

В Полтавском сражении шведская армия потеряла на поле боя 9234 человек убитыми и 32 орудия; было захвачено в плен 18794 человек (в том числе почти все генералы),264 знамени и штандарта.

«Полтавская битва есть одна из самых важных и самых счастливых происшествий царствования Петра Великого. Она избавила его от опаснейшего врага; утвердила русское владычество на юге, обеспечили новые заведения на севере и доказала государству успех и необходимость преобразование, совершаемого царём.

Ошибка шведского короля вошла в пословицу. Его упрекают в неосторожности, находят его поход на Украину безрассудным. На критиков не угодишь, особенно после неудачи. Карл однако ж, сим походом избегнут славной ошибки Наполеона: он не пошел на Москву.

Меншиков Александр Данилович (1673-1729) –видный русский государственный деятель и выдающийся полководец, генералиссимус русской армии, ближайший соратник Петра Ι. В Полтавском сражении Меншиков, командуя сначала авангардом, а позднее левым крылом, уничтожил колонну Росса и тем самым способствовал разгром шведов. Карл XII (1682-1718) – шведский король с 1697 по 1718 г.

Стремился к расширению господства на Балтийском море и проводил захватническую по отношению к России и Польше. Кульминационным пунктом агрессивной политики Карла XII явилось вторжение в Россию.










Образ Петра 1 в поэме

Образ Петра 1 в поэме “Полтава”, безусловно, заслуживает детального рассмотрения.

Прежде чем мы перейдем к его характеристике в этом произведении, отметим, что Александра Сергеевича всегда очень привлекала личность Петра, его внутренняя политика и военные победы.

Россия в годы правления этого царя активно развивалась благодаря реформам, которые он осуществил. Император был предан своей стране и верил в ее силы. Он тянулся к знаниям, учился, а также заставлял учиться других.

Достаточно часто встречается в произведениях Пушкина образ Петра 1. В поэме “Полтава” этот царь является главным героем, как и в некоторых других произведениях. Вкратце охарактеризуем основные из них.

Петр – олицетворение военного гения

При анализе “Полтавы” Пушкина можно заметить, что автора привлекает в Петре его полководческий дар, его стремление укрепить границы родной страны и показать всем, прежде всего шведам, что Россия имеет большую военную мощь. В интересующей нас поэме Петр является олицетворением военного гения. Не только его личность была важна для Александра Сергеевича, но и его победы над врагом на благо Отечества.

Облик Петра

Эпилог произведения

образ петра 1 в поэме пушкина полтава

Смотреть галерею

Литературные приемы и тропы в произведении

Образ и характеристика Петра 1 в поэме Полтава Пушкина сочинение

Одним из основных персонажей произведения является самодержавный великан в образе русского царя Петра Первого.

Поэт представляет героя в образе гениального полководца, заслужившего уважительное отношение к себе со сторон простых русских людей. Внешний портрет Петра описывается автором в виде могучего человека с сияющими глазами и быстрыми движениями, напоминающего божию грозу своим ужасным ликом. В образе Петра воплощается энергия и сила молодой российской страны.

Центральное место в произведение отведено описанию битвы со шведами под Полтавой, в которой Пётр, воодушевив русскую армию собственным примером, лично участвует, громя захватчиков путем построения быстрых и стройных полков. Это становится возможным благодаря проведенным в армии Петром реформ и преобразований.

По окончании разгрома шведских войск Петр устраивает пиршество, в котором проявляются его характерные черты в виде душевной милости, щедрости, доброты.

Главным отличительным качеством, описываемым поэтом в произведении, является его полководческое дарование, стремящееся к укреплению границ русского государства и увеличению его военной мощи.

Восхваляя победы русского царя, поэт раскрывает его как гения военного дела, подчеркивая исторические заслуги Петра Первого перед отчизной.

Празднуя победу в полтавской битве, Пётр Первый изображается в поэме в виде гордого царя-победителя с ясным взором, который полон славы.

С целью увеличения акцента на характерные качества великого императора Руси, поэт использует при раскрытии его образа антитезу и метафору, проводя параллель между внешностью Петра Первого, пышущего здоровьем, живым азартом и предчувствием скорой победы, и шведского короля Карла, которого бледного и недвижимого переносят на носилках верные подданные.

Описывая Петра Первого, поэт придает его образу величие, торжественность, присущие подлинному национальному герою, который способен вселить в своих солдат чувство уверенности в предстоящей победе, мужество и отвагу.

Сочинениена тему Петр 1 в поэме Полтава

В своей героический поэме “Полтава” Пушкину удалось создать образ самодержавного великана Петра I, как феноменального полководца, заслужившего себе народное признание, который своим примером способен побуждать к победе целые полки русских солдат.

Юная Россия сосредотачивая свои силы в битве приобретает мужественную закалку с помощью великого императора. Из рассказа Мазепы мы узнаем Петра, как вспыльчивого человека и то, что он ненавистен старику Мазепе.

Но это не помешало гетману достойно оценить силу русских войск предвидя их победу.

Внешний облик императора очень примечателен, в нём воплощается энергия и мощь молодой страны, он заявляет о готовности к бою со шведскими войсками.

Пушкин пишет, что Петр вдохновенный с небес, отдаёт приказ, с Богом! Описывая с каким посылом император движется в бой, поэт употребляет ряд антонимов, которые символизируют опасность для войска Карла и прекрасное будущее для России. Петр выходит с сияющими глазами и одновременно наполненным ужаса лицом.

Движенья его молниеносны и прекрасны подобно божьей грозе. Петр уверен, что божья сила приняла его сторону. Во время Полтавской битвы Петр лично участвует в бою, он мчится впереди с могучим и неунывающим видом.

После завершения битвы император возвращается с полным взором славы. Победа показывает результат того, что не зря были проведены все реформы и преобразования российской армии.

Вернувшись Петр закатывает пир в том шатре, из которого уходил на бой, а теперь празднует заслуженную победу. Автор поэмы рисует душевную щедрость и великодушие Петра. В шатре проходит пир, на котором присутствуют все, и свои и чужие.

Петр поднимает бокал за здравие своих учителей, которые научили его смело идти на противника, с достоинством проигрывать и честно выигрывать.

Анализируя произведение Пушкина можно заметить, что поэта интересует дар Петра, как великого полководца, который старается укрепить российскую территорию и показать всем военную мощь. Петр в пушкинской поэме является военным гением.

Поэту он важен не только как великая историческая личность, но и как мастер, работающий во благо отечества. Пушкин раскрывая образ Петра использует антитезу и метафору, как средства для выражения более яркого контраста между гордым, рвущимся в бой Петром и побледневшим, неподвижным Карлом.

Образ Петра через всю поэму проходит как величественный национальный герой.

Образ 3

Александр Сергеевич Пушкин сотворил художественный образ Петра Первого, воплотив в нём положительные качества характера, правителя и человека. В поэме Пушкин описал царя как хорошего полководца, который личным примером вдохновлял солдат не прятаться за чужими спинами, а воевать вместе со своими сослуживцами.

Однако Петра Первого нельзя назвать опрометчивым храбрецом, напрасно рисковавшим собой, а скорее, умным полководцем, который тщательно взвешивает все свои решения. Во время самой главной битвы под Полтавой писатель описывает выдающуюся характеристику Петра, он был в одно и то же время добрым и жестоким.

Пётр Первый, был главной угрозой для врагов и настроен на победу. Но в доблестной смелости Пётр был прекрасным как считает его автор. Александр Сергеевич описывает главного персонажа в разное время, в час войны и во время праздника в честь победы.

Когда Пётр Первый участвует в сражении, он грозен, а когда веселится на празднике в честь дня победы он щедрая душа и хороший человек. После битвы под Полтавой он в честь победы даёт пир, но делает это не для того, чтобы угодить себе, а в знак того, что он благодарен своим воинам и союзникам.

Он благосклонно относиться к пленным врагам, славит своих учителей и лично угощает своих воинов.

Поэт открыто восторгается главным персонажем, показывая самые лучшие черты характера царя и человека. Лучшее, что было в характере Петра Первого это то, что он хотел создать крепкую российскую державу и внести продвинутые перемены.

Петр Первый, был мудрым правителем, талантливым полководцем и высоконравственным человеком. Чтобы описать значительность царя в победах для России поэт описывает Петра Первого как идеального человека.

Для того чтобы выделить достоинство царя поэт включает в произведение полную противоположность Петра Первого, Ивана Мазепу украинского гетмана, который тоже является настоящей исторической личностью. Александр Сергеевич показал в образе Мазепы только отрицательные черты характера.

Для того чтобы больше выделить величественность Петра Первого и низость Мазепы Пушкин больше выделяет величественность Петра Первого.

Лексические особенности

Образ Петра 1 в поэме

Образование 7 марта 2016

Образ Петра 1 в поэме “Полтава”, безусловно, заслуживает детального рассмотрения.

Прежде чем мы перейдем к его характеристике в этом произведении, отметим, что Александра Сергеевича всегда очень привлекала личность Петра, его внутренняя политика и военные победы.

Россия в годы правления этого царя активно развивалась благодаря реформам, которые он осуществил. Император был предан своей стране и верил в ее силы. Он тянулся к знаниям, учился, а также заставлял учиться других.

Достаточно часто встречается в произведениях Пушкина образ Петра 1. В поэме “Полтава” этот царь является главным героем, как и в некоторых других произведениях. Вкратце охарактеризуем основные из них.

Читайте также:

      

  • Сочинение письмо ивана васильевича вареньке сочинение
  •   

  • Выражение собственного мнения сочинение егэ
  •   

  • Сочинение ильин рождественское письмо
  •   

  • Сочинение на башкирском языке моя родина
  •   

  • Сочинение на тему я законотворец

  • Сочинения
  • По литературе
  • Пушкин
  • Характеристика и образ Петра 1 в поэме Медный всадник

Одним из основных персонажей произведения является образ Петра Первого в олицетворении горделивого истукана – памятника Медному всаднику.

Поэт представляет Петра Первого в качестве некоего мифологизированного божества в виде его земного воплощения – изображающей государя статуе. Петр описывается как символом государственной власти, способной и к созиданию, и к разрушению. Тогда как второй герой поэмы, Евгений умеет и страстно любить даже погибшую Парашу, и может раствориться в мрачном городе среди толпы, превратившись в часть серой и ничтожной людской массы.

Этой характеристикой автор подчеркивает непреложную истину о том, что государство не может существовать без человека, но и реализовать интересы каждого гражданина государство не в состоянии.

Петр Первый изображается в произведении двойственно в образе великого реформатора, основателя Петербурга, создателя русского флота, но и как самодура, деспота и грозного правителя.

Государь раскрывается поэтом в описании властелина, задумавшего превратить пустынный край в полноценную страну, создав среди болот и топей прекрасный город, открывающий прорубленное окно в европейскую часть материка. Историческое значение фигуры Петра Первого заменяется поэтом его каменным изваянием с целью показать чистое воплощение самодержавной мощи правителя.

Величественной изваяние памятника изображает взлетевшего на высокий скалистый холм Петра Первого, сидящего на коне из бронзы и возвышающего над созданным им пышным город, Петровым творением.

Автор, преувеличивая сверхчеловеческую мощь государя, властелина судьбы, держателя полумира, противопоставляет ему заурядного представителя народной толпы в образе Евгения, показывая иссушающую силу чуждого для людей города.

В произведении слышны ноты сочувствия столичному жителю, который поражен силой и мощью государя, ставшему твердой ногой у моря, смирившегося перед властным самодержцем, создавшем великую державу.

Евгений оказывается потерянным в чужом для него городе, потеряв единственным смысл своей жизни – любимого человека, а в финале произведения спасаясь от погони своего медного кумира, который в потерявшем рассудке человеке пытается покорить его своей воле.

Сочинение Петр I (Медный всадник)

Поэма «Медный всадник» была создана А.С.Пушкиным в период второй болдинской осени, в 1833 году. Основным конфликтом в поэме является конфликт личности и государства, личности и истории. Образ Пётра I в произведении связан темой государства и истории. В прославлении града, созданного Пётром, утверждается общее начало, противопоставляемое интересам частного.

Поэма начинается с хвалебной оды Петербургу — творению Пётра. Повествование о его деяниях носит торжественный характер. Под гром фанфар Петр выступает в нем не просто как человек, который вносит свой вклад в историю: Пушкин изображает его как государя, который творит себе памятник.

Жанровые возможности поэмы Пушкин использует для построения философского плана поэмы. Второй план — сугубо бытовой — на него работает жанр петербургской повести — такое жанровое определение также даёт своему произведению Пушкин. Неправильно считать, что главы, посвящённый бедному Евгению, необходимы Пушкину, чтобы показать, как история в лице Пётра преодолевает единичного человека.

Несмотря на то, что все, связанное с Пётром, глобально и масштабно, а с Евгением — носит частный характер, можно считать, что образы обоих персонажей уточняются именно через сопоставление, а в некоторых случаях даже через сближение друг с другом. Петр и Евгений сближаются через идею созидания, хотя один творит свою частную жизнь, трудом добиваясь независимости и чести, а второй вершит деяние, отвечающее историческому вызову.

Конечно, в глазах Евгения Петр — виновник его трагедии: во время последней встречи, потеряв все надежды, он видит в Медном всаднике только горделивого истукана. Но Пушкин показывает, что построение Петербурга именно в этом месте, исторически оправдано. В поэме он рассматривает Петра с общечеловеческой и позиции. Он, рисуя образ государя, не делает его виновным в тех последствиях, которые влекут его деяния для отдельных людей. Пушкин показывает жестокость истории, но Петра показывает великим государем, обладающим творческой энергией и имеющим свою безусловную правду.

С поэмы «Медный всадник» начнётся создание петербургского мифа, в котором найдут развитие зловещие черты образа Пётра-Антихриста — того Пётра, который предстал в воображении уже больного Евгения. У Пушкина эти черты в образе Пётра сглажены прекрасными картинами города, им построенного: в поэме он не выглядит бездушным и враждебным человеку.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика и образ Петра 1 в поэме Медный всадник

Характеристика и образ Петра 1 в поэме Медный всадник

Популярные сегодня темы

  • Образ князя Василия Курагина и его характеристика в романе Толстого Война и мир

    Василий Сергеевич Курагин – второстепенный герой романа-эпопеи «Война и мир». Он носит титул князя. Возраст достиг пятидесяти лет. Жена его немолода и не блещет красотой.

  • Сочинение Что такое Толерантность

    Толерантность это терпение или терпеливость. Терпимым быть не сложно ну для кого как. Кто психует часто, к этому человеку быть терпимым очень сложно. Он за любой мелочи начинает психовать

  • Эгль в повести Алые паруса Грина сочинение

    Повесть А.Грина «Алые паруса» рассказывает о всепобеждающей силе мечты. Она была написана в 1920 году. Произведение повествует о том, что у каждого человека должна быть мечта, к которой бы он стремился.

  • Сочинение Игрушка моего детства

    Когда я была маленькой, моим верным спутником был небольшой плюшевый пингвин. Его появление на игрушечной полке не является каким-то мистическим и загадочным. Ребенок оказался в нужное время и нужном месте

  • Сочинение Мастерство Бунина в рассказе Темные аллеи

    «Темные аллеи» Ивана Алексеевича Бунина – это сборник рассказов о любви, написанный им в 1938 году. Их связывает только одно – любовь одного человека к другому.

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Пушкин
  4. Образ Петра 1 в поэме Медный всадник

Пушкина очень интересовал Петр Первый и как человек, и как государь. Он восхищается им в поэме «Полтава». А что мы видим в «Медном всаднике»?

Противопоставление отдельной личности в лице Евгения государю Петру Первому. В начале произведения Пушкин описывает царя, который замахнулся реформировать такое огромное государство, вытащить его из болота, в котором оно прозябало уже не одно столетие.

Пушкин практически признаётся в любви к этому человеку. Слово «люблю» повторяется пять раз.

Вот он строит Петербург, он хочет закрепиться на невских берегах – «ногою твёрдой стать на море». Переносит в него из Москвы столицу государства российского. И ему всё равно, что город строится в неблагополучном географическом месте. Практически, на болотах, практически на человеческих костях.

На кону было величие России. Надо было дать понять соседям, что их господство на севере и в Балтийском море закончилось. С его точки зрения, это будет удобный порт и военная крепость. Это будет столица крупнейшего европейского государства. Он задумал перещеголять другие европейские столицы. Чтобы иностранные корабли плыли в гости в Россию и пришвартовывались к причалам Петербурга.

Но с точки зрения простого человека это неуютный, холодный сырой город с пронизывающими ветрами. Русскому человеку в нём тесно. Пушкин подмечается этот факт точной фразой «теснился кучами народ».

А вот река Нева так не думала. Она периодически выходила из берегов и затапливала город. В последующие годы была построена дамба, которая не давала реке это делать.

Но наводнение, которое описывает Пушкин в поэме, было странным. Утонула невеста Евгения, простая девушка по имени Параша. Парень спасся, усевшись на одно из каменных львов.

Медный всадник гордо возвышается над городом. Этот каменный истукан особенно ночью кажется таким огромным и немного страшным. Евгений, у которого было сильное потрясение из-за гибели невесты, возомнил себе, что огромный всадник гонится за ним по пустынным улицам. Ему кажется, что он хочет покарать его за то, что он пришёл призвать царя в образе Медного всадника к ответу.

Петр Первый сделал очень много для России. Он хотел видеть её сильной европейской державой. Реформы всегда идут тяжело, со скрипом, и особенно это характерно для России. Но с другой стороны, он – самодержец, его власть против народа. Люди должны покоряться власти царей.

Сочинение 2

Поистине великое произведение Александра Сергеевича Пушкина – «Медный всадник» стало причиной множественных мнений, споров и вопросов. Тогда ещё, в золотой век Русской литературы, А.С Пушкин был одним из тех, кто затронул проблему противостояния и двух распрей: высшей мощи человека и крайнего человеческого ничтожества.

В своём произведении А.С. Пушкин, через образы героев, показал всем, насколько суровы были условия и отношение между двух «распрей». Как власть возвышается, словно на коне, пронзая всех вокруг своей мощью, подавляя и пугая народ и есть образ Петра в обличии памятника. Как и в поэме, памятник Петра первого преследующий героя в его воображении.  Этим героем является Евгений, представляющий лицо народа. А.С. Пушкин обезличил героя своей поэмы. «Маленький» коломенский чиновник, «бедный Евгений»- писал автор.

Пётр Великий стал прообразом мощи, самодержавия, властелина, который в условиях очень тяжёлых для народа, строит великий град, бросая вызов стихии. Он воздвигает столицу средь болота. Это ли не проявление власти граничащее с деспотизмом?!  Являясь Великим реформатором, Пётр первый строит столицу, для того чтобы построить прочные торговые дела с купцами из Европы. Но герой поэмы Евгений чувствует себя беспокойно в этом городе. А.С. Пушкин говорит об отношении к Великому граду простого народа. Автор показал всё величие Петра как реформатора, а так же и тёмные стороны воздвижения города Петра. Ведь именно в нем из-за беспокойной погоды погибал простой народ, как и погибла возлюбленная Евгения. И как бы то ни было, Пётр первый всё так же возвышался и будет возвышаться над всем и стоять в прекрасном обличии, пройдёт время, а он будет «Медным Всадником», «горделивым истуканом» сё так же «кумиром». Да, не менее чем «кумиром», то есть чем-то обожествлённым, как сам Пушкин отзывался о памятнике посвящённому Петру Великому.

Александр Сергеевич Пушкин не вдаётся в конкретику в описании образов, в своей поэме не описывает Петра Великого и его вклада в историю страны. Автор показал Петра как выдающегося монарха, поднимающего своё государство с » колен». Но в то же время автор представил перед нами образ самодержца, идущего против стихии, делая всё во благо государства, но не думая о судьбе простого народа.

И так, подходя к итогу, хотелось бы выделить, А. С. Пушкин в своей поэме будто бы даёт оценку Великому Петру, какую значимость представлял для государства и для своего народа, показывая настоящий облик великого деятеля, и давая возможность нам самим сделать свою оценку. А так же сам даёт оценку происходящим событиям в поэме, и тонко намекая, описывает свои мысли и мнение.

Образ Петра 1 в поэме Медный всадник

Образ Петра 1 в поэме Медный всадник

Несколько интересных сочинений

  • Анализ произведения «Гамлет» Шекспира

    История создания произведения указывает на то, что сюжет «Гамлета» не нов по содержанию. Самой убедительной версией считается то, что в качестве образца Уильям Шекспир взял историю о принце Амлете

  • Сочинение Суть и смысл теории Раскольникова в романе Преступление и наказание

    Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» является психологическим и какой-то мере философским. Написан он был в 19 веке.

  • Сочинение Могут ли материальные ценности вытеснить духовные?

    Я считаю, что такое возможно… Хотя, конечно, это грустно! Получается, что человеку важней вещи, чем другие люди, чем собственная совесть.

  • Сочинение Жизненные ценности — примеры из жизни

    У всех нас есть только одна жизнь. Мы здесь на Земле в течение ограниченного периода времени и не знаем, когда закончится наше время. Таким образом, мы должны максимально использовать время, которое у нас есть.

  • Сочинение самый скучный день каникул

    Все говорят, что самые скучные дни в каникулы — когда идёт дождь. Но я с этим не согласна. Для меня самым скучным днём был самый жаркий. Когда была невыносимая духота

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Образ петербурга в романе преступление и наказание сочинение с цитатами
  • Образ петербурга в романе преступление и наказание сочинение по литературе
  • Образ мятежной души в романтической лирике лермонтова сочинение 10 класс
  • Образ петербурга в романе преступление и наказание сочинение кратко
  • Образ мцыри сочинение 8 класс

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии