Петр I — значительная и противоречивая фигура в русской истории. И, может, поэтому русские писатели и поэты часто обращались в своих произведениях к этому образу, но по-разному понимая и трактуя его: кто-то обращал большее внимание на черты тирана, который погубил Россию, направив ее по западному пути развития; кто-то восхищался его преобразовательной деятельностью. Одним из тех, кто попытался объективно оценить деяния Петра I, был А. С. Пушкин. Впервые к образу великого русского царя-преобразователя А. С. Пушкин обратился в 1828 году в своей поэме «Полтава». В основу произведения легла одна из славнейших побед Петра и русского войска — победа под Полтавой. В своей поэме А. С. Пушкин описывает Петра как царя-победителя, который «могущ и радостен, как бой», великого полководца, пользующегося популярностью у своих солдат: Далече грянуло ура: Полки увидели Петра. В «Полтаве» образ Петра — это символ поднимающейся России, поэтому он лишен каких-либо отрицательных черт: мелких личных недостатков и проявлений излишней эмоциональности. А на фоне блистательной победы русской армии как-то незаметно разворачивается трагедия семьи Кочубея, ее гибель. Но Пушкин еще не связывает эту трагедию фактически «маленького человека», Марии, непосредственно с Петром. И в заключительных строках звучит хвала русскому царю: Лишь ты воздвиг, герой Полтавы, Огромный памятник Себе В поэме «Медный всадник» (1833) А. С. Пушкин рисует образ Петра несколько иначе: он так же мощен, как и в «Полтаве», но поэт непосредственно ставит его перед трагической судьбой Обычного жителя Петербурга — Евгения, фактически перед потомком, ради которого и замышлял Петр свои великие дела. Во вступлении поэт красочно описывает основание Петербурга, великие замыслы его создателя: «И думал он: // Отсель грозить мы будем шведу, -// Здесь будет град заложен // Назло надменному соседу. Природой здесь нам суждено // В Европу прорубить окно...» Спустя столетие замыслы Петра I осуществляются: «...юный град. // Полнощных стран краса и диво, // Из тьмы лесов, из топи блат // Вознесся пышно, горделиво». Но за величественными гранитными набережными, чудесами архитектуры Невского проспекта скрывались грязные улочки окраин, где повсюду вши, грязь, тиф и «маленькие» проблемы «маленьких людей». В основе сюжета лежит история любви Евгения и Параши. Полюбив друг друга, молодые люди хотели пожениться, но в результате наводнения Параша погибла. И вот трагедия «маленького человека» Евгения вырастает в проблему большого города, всей России: Петербург, как и все, что делал Петр, строился ради интересов государства Российского, а не народа; этот город был построен «на костях» своих строителей, и кажется, что сама природа восстает против этой искусственной планировки, пытается смыть это неестественное детище рук человеческих с лица земли: Осада! приступ! злые волны, Как воры, лезут в окна. Потеряв возлюбленную, сам смысл своей жизни, Евгений, подобно раненому зверю, перестает быть «маленьким», никчемным человеком, он становится гласом самой разъяренной природной стихии, направляя свой гнев против того, Кто неподвижно возвышался Во мраке медною главой, Того, чьей волей роковой, Под морем город основался... Но гранитные мостовые выдерживают напор стихии, как оковы власти сдерживают народные волнения, и Евгений снова становится просто слабым человеком, убегающим от кажущегося ему топота «медного всадника». В образе Петра I А. С. Пушкин воплотил черты идеального государственного деятеля — человека, который, не думая о себе, заботится о своем народе и мечтает, пусть даже спорною ценою силы, сделать его более просвещенным. Не так ли ты над самой бездной На высоте, уздой железной Россию поднял на дыбы? Необходимо добавить, что в своих великих замыслах и деяниях Петр I не учел счастья «маленького человека», потомка, которому предстояло жить в преобразованной им стране.
Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
Сочинение по вашей теме ОБРАЗ ПЕТРА I В ТВОРЧЕСТВЕ А С ПУШКИНА. Поищите еще с сайта похожие.
Из
предложенных тем рефератов я выбрала
именно эту. Может быть, потому что я
всегда интересовалась русской историей,
может быть, потому что нынешнее время
чем-то похоже на время допетровской
эпохи. Мне захотелось работать над этой
темой, узнать больше о человеке, который
смог своими реформами преобразовать
Россию. Мне также не менее важно отношение
к Петру Великому именно Пушкина. Русская
философская мысль относилась различно
к Петру I и его деятельности. “Различие
взглядов происходило во-первых, от
громадности дела, совершённого Петром,
и продолжительности влияния этого дела:
чем значительнее какое-нибудь явление,
тем более разноречивых взглядов и мнений
порождает оно, и тем долее толкуют о
нём: во-вторых, от того, что русская жизнь
не остановилась после Петра, и при каждой
новой обстановке её мыслящий человек
русский должен был обращаться к
деятельности Петра, результаты которой
оставались присущими при дальнейшем
движении, и обсуждать её, применять к
новым условиям, новой обстановке жизни:
в-третьих, разность взглядов на
деятельность Петра зависела от незрелости
у нас исторической науки.” Петр I —
величайший исторический деятель,
буквально перевернувший всю российскую
жизнь – привлекал многих поэтов 18-19
веков. В то время они воспевали монархов
потому, что они олицетворяли государство,
героев – потому что они служили
государству, мир – потому что он
способствовал процветанию государства.
Пётр I был интересной, сложной личностью,
что привлекательно для писателей и
поэтов. Пушкин также не мог обойти
стороной этого великого человека. И
насколько Пётр I был великим реформатором,
могущественным государственным деятелем,
с размахом двинувшим Россию вперёд,
настолько Пушкин был Петром Великим
русской литературы. Тема Петра –
“сквозная” тема в русской литературе
вообще, в творчестве Пушкина в частности.
Поэт видит в Петре не просто историческую
личность, но и олицетворение
преобразовательной мощи человечества,
насаждающего культуру и цивилизацию
по среди нелюдимых и бесприютных
пространств, он чувствует себя стеснённым
в том, как ему называть эту колоссальную
личность, бросившую вызов природе, и
говорит о Петре – “Он” (с большой
буквы), как принято было говорить лишь
о богочеловеке. Впервые Пушкин коснулся
темы Петра в “Заметках по русской
истории 18 века”. Поэт видит в нём мудрого
царя – реформатора, защитника просвещения.
“Ничтожные наследники северного
исполина, изумлённые блеском его величия,
с суеверной точностью подражали ему во
всём, что только не требовало нового
вдохновения. … Пётр I не страшился
народной свободы, неминуемого следствия
просвещения, ибо доверял своему могуществу
и презирал человечество, может быть,
более, чем Наполеон”. Работая над
петровской темой, Пушкин использовал
различные жанры. В 1826 году он пишет о
Петре I в “Стансах”. Это стихотворение
по стилю напоминает оды 18 века, например:
“Петра Великого” Ломоносова и “Вельможу”
Державина. Идеалом их была просвещённая
монархия, а идеальным героем – Пётр I:
К
тебе я вопию, премудрость бесконечна,
Пролей
свой луч ко мне, где искренность сердечна
И
полон ревности спешит в восторге дух
Петра
Великого гласит вселенной вслух
И
показать, как он превыше человека
Понёс
труды для нас неслыханны от века…
(“Пётр
Первый”, Ломоносов)
Оставя,
скипетр, трон, чертог,
Быв
странником, в пыли и в поте,
Великий
Пётр, как некий бог,
Блистал
величеством в работе:
Почтен
и в рубище герой!
(“Вельможа”,
Державин)
В
“Стансах” проводится параллель между
Николаем I и Петром – такая параллель
была лестной для любого русского монарха.
Пушкин убеждал Николая: “Во всём будь
пращуру подобен”. Пётр I в “Стансах”
– просвещённый монарх:
Самодержавною
рукой
Он
смело сеял просвещение,
Не
призирал страны родной:
Он
знал её предназначенье.
То
академик, то герой,
То
мореплаватель, то плотник,
Он
всеобъемлющей душой
На
троне вечный был работник.
Образ
Петра – “вечного работника на троне”
— Пушкин продолжал развивать и в “Арапе
Петра Великого”. Пётр I раскрыт в романе
уже с разных сторон: Пётр в его отеческой
заботливости об Ибрагиме, Пётр – вечный
деятель с покоряющей простотой и
непринуждённостью обхождения, Пётр с
его негативным отношением к нарождавшейся
на западный манер аристократии, пустой
и мотовской. Наконец, в сюжетной линии
Ржевских проступает деспотизм Петра:
сосватав их дочь за своего любимца
Ибрагима, он разрушает счастье Наташи
и Валериана. Европеизм Петра, его вражда
к реакционной старине не мешают ему
быть вполне русским человеком. Как
изображает Пушкин, Пётр любил те русские
нравы и обычаи, которые не казались ему
проявлением патриархальной дикости.
Беседуя с Ибрагимом, Пётр обнаруживает
такое добродушие и весёлость, “что
никто, — пишет Пушкин, — в ласковом и
гостеприимном хозяине не мог бы
подозревать героя полтавского, могучего
и грозного преобразователя России”.
Пётр берёт на себя роль свата своего
крестника, любит национальные кушанья,
не прочь “по русскому обыкновению
отдохнуть”. Он искренне заботится об
Ибрагиме: “Послушай…, ты человек
одинокий, без роду и племени, чужой для
всех, кроме одного меня. Умри я сегодня,
что завтра с тобою будет, бедный мой
араб? Надобно тебе пристроится, пока
есть ещё время; найти опору в новых
связях, вступить в союз с новым боярством”.
Склонность Петра к широкому и большому
веселью, добродушное лукавство,
гостеприимство – всё это дополняет
образ Петра, воплощающего в себе, по
мысли Пушкина, черты национального
характера. Пушкин даёт глубокое освещение
демократичности Петра. Пётр судит о
людях и выбирает себе помощников не по
сословному признаку, а по умственным
способностям, знаниям. Отнюдь не снижая
выдающихся личных качеств Петра, Пушкин
помогает читателю понять и почувствовать
историческую закономерность петровских
преобразований и их необходимость.
Роман остался незаконченным, но, несмотря
на это, современники Пушкина высоко
оценили “Арапа Петра Великого”. В.Г.
Белинский писал: “Будь этот роман кончен
так же хорошо, как начат, мы имели бы
превосходный исторический русский
роман”. Художественный опыт “Арапа
Петра Великого” как эпическое решение
темы Петра I отразился и в поэме “Полтава”.
Поэма начинается как семейная драма, а
разворачивается как народная трагедия.
Кочубей, Мария, Мазепа связаны друг с
другом личными отношениями, которые
находят настоящую оценку лишь в отношении
к истории. Пётр поставлен вне круга
личных отношений, он “свыше вдохновленный”.
Мысль Пушкина о русской истории определила
и название поэмы. Он назвал её не “Мазепа”,
не “Пётр Великий”, а “Полтава”, указывая
на великий народный подвиг, совершённый
в этой битве, которая была одним “из
самых важных и счастливых происшествий
царствования Петра Великого”. Пушкин
сумел придать “Полтаве” черты глубокой
народности в содержании и в стиле. Пётр
Великий, неотделимый от своих дружин,
похожий на героев торжественной оды и
эпической поэмы, нарисован в традициях
литературы 18 века. Основным средством
выразительности является сравнение,
оттенённое и как бы комментированное
эпитетами:
…Лик
его ужасен.
Движенья
быстры. Он прекрасен,
Он
весь, как божия гроза…
И
он промчался пред полками,
Могущ
и радостен как бой.
Возвеличивая
подвиг и мужество Петра и его воинства,
Пушкин отдаёт должное и сильным
противникам русских – шведам. Однако
поэт даёт почувствовать, что и сам Карл,
и его армия не воодушевлены ничем
высоким, тогда как Пётр и его дружины
исполнены патриотизма, уверенности в
победе. Пётр восхищается благородством
Петра на пиру:
При
кликах войска своего,
В
шатре своём он угощает
Своих
вождей, вождей чужих,
И
славных пленников ласкает,
И
за учителей своих заздравный кубок
подымает.
Благородство
Петра Пушкин подчёркивает и в “Моей
родословной”, указывая милость царя к
арапу – своему прадеду. Это стихотворение
было своеобразным ответом на пасквиль
Булгарина, в котором было затронуто
достоинство предков Пушкина. Возмущённый
поэт писал тогда в незаконченной статье
“Опровержения на критики”: “В одной
газете сказано было, что прадед мой…,
крестник и воспитанник Петра Великого,
/…/ — был куплен шкипером за бутылку
рому. Прадед мой, если был куплен, то
вероятно дёшево, но достался он шкиперу,
коего имя всякий русский произносит с
уважением и не всуе”. Пушкин ответил
Булгарину стихами, “притом очень круто”,
как сам выражался, — в “Post scriptum’e” к
“Моей родословной”:
Сей
шкипер был тот шкипер славный,
Кем
наша двинулаль земля,
Кто
придал мощно бег державный
Рулю
родного корабля.
Но
в первой части указано на жестокость
Петра:
Упрямства
дух нам всем подгадил:
В
родню свою неукротим,
С
Петром мой пращур не поладил
И
был за то повешен им.
В
этом стихотворении мы видим двойственность
характера Петра: “шкипер славный”,
“упрямства дух нам всем подгадил”,
“был …повешен им”. Образ Петра в
творчестве Пушкина находится в постоянном
движении и развитии. В 1833 г. написана
поэма “Медный всадник”. В “Полтаве”
Пушкин говорил о Петре Первом:
В
гражданстве северной державы,
В
её воинственной судьбе,
Лишь
ты воздвиг, герой Полтавы,
Огромный
памятник себе.
Теперь
поэт увидел перед собой Медного Всадника
– воплощённый в металле памятник Петру
Великому, основателю “военной столицы”.
Пушкин в “Медном всаднике” поднимает
проблему взаимоотношений государства
и личности. Пётр у Пушкина – деятель,
который угадывает потенциальные силы
науки и направляет их на решение громадных
задач в один из самых высоких и творческих
моментов его жизни, когда рождался
гениальный замысел создания города “на
берегу пустынных волн” Невы. В стилистике
“Медного Всадника” отчётливо обозначены
два разнородных начала: торжественная
ода и смиренная элегия. Это разноречие
стиля, стилистическое противоречие
вполне отвечало свободному и сложному
замыслу Пушкина. Он тяготеет к одической
возвышенности там, где звучит тема
Петра, и возвращается к элегической
задушевности там, где касается темы
Евгения. Для Пушкина были одинаково
достоверны и деяния Петра Великого, и
страдания безвестного Евгения. Пушкину
был близок мир Петра, была понятна и
дорога мечта “ногою твёрдой стать при
море”. Он видел, как перед Петром, “мощным
властелином судьбы”, смирялась
“побеждённая стихия”. Но Пушкин
сознавал, какая дорогая цена была
заплачена за это торжество, какой ценой
был куплен стройный вид Петербурга.
Поэтому в его поэме есть истинная
глубина, высокая человечность и суровая
правда. Пётр, воплощённый в Медного
всадника, видится как “мощный властелин
судьбы, а не игралище в её руках”.
Утверждая непреклонную волю, вселяя
ужас, Медный всадник своим величием
опровергает мысли о своём бессилии
человека перед лицом рока. Восторженное
настроение поэта омрачается думой о
“противоречиях существенности” и
скорбном уделе “малых сил”; возникает
новый образ Петра:
И,
обращён к нему спиною
В
неколебимой тишине,
Над
возмущённою Невою
Стоит
с простёртою рукою
Кумир
на бронзовом коне.
Пушкин
показывает не только величие Петра, но
и его недостатки. В грозных событиях
наводнения не хватает заботы о маленьком
человеке. Пётр велик в государственных
замыслах и жесток и жалок в отношении
к личности. Евгений жалок в своей бедности
и велик в своей любви к Параше, принижен
своим жизненным положением и возвышен
своими мечтами о независимости и чести,
жалок в своём безумии и высок в своей
способности протестовать. В. Г. Белинский
говорил, что “Медный всадник” вместе
с “Полтавой” образуют “самую великую
“Петриаду”, какую только в состоянии
создать гений великого национального
поэта”. Мысли Петра – историка определяли
создание исторической прозы, становление
которой мы видим в незавершённой поэтом
“Истории Петра”, написанной в последние
годы его жизни. Действие переносится
из Москвы в Голландию, где Пётр с топором
в руках работает на верфях и в Англию.
Азовские берега и берега Балтики, города
Польши и поля Украины, степи Буджака,
Париж и границы Персии – таково огромное
пространство действия, представленное
нам в повествованиях Пушкина. С первых
страниц “История Петра” перед нами в
живом изображении является юный Пётр.
Пушкин показывает его после усмирения
одного из стрелецких бунтов, противопоставляя
Петра царствовавшему с ним вместе брату
Иоанну: “В то время, как стрельцы стояли
по обеим сторонам дороги, падая ниц
перед государями, — Иоанн оказывал тупое
равнодушие, но Пётр быстро смотрел на
все стороны, оказывая живое любопытство.
Изображая Петра, едва не ставшего жертвой
нового заговора, когда он во время суда
над заговорщиками “занемог горячкою”,
Пушкин говорит: “Многочисленные друзья
и родственники преступников хотели
воспользоваться положением государя
для испрошения им помилования…но Пётр
был непреклонен: слабым, умирающим
голосом отказал он просьбе и сказал:
“Надеюсь более угодить Богу правосудием,
нежели потворством”. Пушкин подчёркивает
противоречие между целями, осуществляемыми
Петром, и средствами, которые он применял
для их достижения. “Когда народ встречался
с царём, — читаем мы в “Истории Петра”
– то по древнему обычаю падал перед ним
на колена. Пётр Великий в Петербурге
запретил коленопреклонение, так как
улицы были грязные и болотистые, а народ,
его не слушался, то Пётр Великий запретил
уже под жестоким наказанием”. Пушкин
рисует черты великодушия Петра и в то
же время пишет (в связи с делом первой,
постриженной в монахини жены Петра,
которая была высечена кнутом): “Пётр
хвастал своей жестокостью”. Пушкин
намечает изображение Петра в действии,
в противоречиях, в борьбе с врагами и
препятствиями. Против Петра вели борьбу
за власть бояре и правительница Софья.
Эта борьба закончилась избранием на
царство Петра. Царь уделял большое
внимание просвещению. Он отправил
боярских и дворянских детей за границу
для изучения инженерству, корабельному
искусству, архитектуре и другим наукам.
Пётр сам намерен был учиться в чужих
краях всему, чего недоставало ещё
государству, погружённому в глубокое
невежество. Возвращающихся из чужих
краёв молодых людей он сам экзаменовал.
Пётр был не только реформатором
внутреннего преобразования государства,
но, как показано в “Истории Петра”, и
талантливым дипломатом в решении внешних
политических вопросов. К сожалению,
выполнить задачу, которую Пушкин поставил
в освящении эпохи Петра, закончить не
удалось. Надежды Пушкина не сбылись.
Смерть оборвала его работу, и великий
труд остался незавершённым. Итак, в
работе А. С. Пушкина над темой Петра
очевидна эволюция эпического содержания
петровской эпохи, а также политических
взглядов поэта. Эту эволюцию отражает
движение от стихотворения одического
характера через поэмы с усложняющейся
жанровой природой к эпическим жанрам
с возможностями изображения действительности
в единстве её противоречивых сторон.
Когда уходит из жизни незаурядный,
великий человек, в его бывшем окружении
многого не достаёт, исчезает тот центр,
вокруг которого всё собиралось, всё
двигалось. Конечно, жизнь продолжалась,
и вслед за Петром на престол выходили
правители, которых Пушкин метко назвал
“ничтожными наследниками северного
исполина”. Пушкин в своих произведениях
ставил в пример Николаю I Петра, но уже
в дневнике 1834 года он пишет: “В нём
немножко от Петра Великого много от
прапорщика”.
Этим Пушкин подчёркивает
неповторимую личность царя-реформатора.
Почему
же Пушкин особо интересовался личностью
Петра?
1).
Пётр – величайший исторический деятель,
буквально перевернувший всю русскую
жизнь.
2).
Пётр был интересной, сложной личностью.
Это привлекательно для писателя.
3).
Пушкин, зная историю своего предка –
арапа Ганнибала, чувствовал свою особую
связь с Петром.
Произведения,
в которых Пушкин упоминает Петра:
“Стансы”, “Заметки по русской истории
18 века”, “Моя родословная”, “Медный
всадник”, “Полтава”, “Арап Петра
Великого”, “История Петра”. Используя
опыт А. С. Пушкина в работе над темой
Пера, многие современники создали свои
замечательные произведения, например:
А. Толстой “Пётр Великий” и т. д.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- Сочинения
- По литературе
- Пушкин
- Характеристика и образ Петра 1 в поэме Медный всадник
Одним из основных персонажей произведения является образ Петра Первого в олицетворении горделивого истукана – памятника Медному всаднику.
Поэт представляет Петра Первого в качестве некоего мифологизированного божества в виде его земного воплощения – изображающей государя статуе. Петр описывается как символом государственной власти, способной и к созиданию, и к разрушению. Тогда как второй герой поэмы, Евгений умеет и страстно любить даже погибшую Парашу, и может раствориться в мрачном городе среди толпы, превратившись в часть серой и ничтожной людской массы.
Этой характеристикой автор подчеркивает непреложную истину о том, что государство не может существовать без человека, но и реализовать интересы каждого гражданина государство не в состоянии.
Петр Первый изображается в произведении двойственно в образе великого реформатора, основателя Петербурга, создателя русского флота, но и как самодура, деспота и грозного правителя.
Государь раскрывается поэтом в описании властелина, задумавшего превратить пустынный край в полноценную страну, создав среди болот и топей прекрасный город, открывающий прорубленное окно в европейскую часть материка. Историческое значение фигуры Петра Первого заменяется поэтом его каменным изваянием с целью показать чистое воплощение самодержавной мощи правителя.
Величественной изваяние памятника изображает взлетевшего на высокий скалистый холм Петра Первого, сидящего на коне из бронзы и возвышающего над созданным им пышным город, Петровым творением.
Автор, преувеличивая сверхчеловеческую мощь государя, властелина судьбы, держателя полумира, противопоставляет ему заурядного представителя народной толпы в образе Евгения, показывая иссушающую силу чуждого для людей города.
В произведении слышны ноты сочувствия столичному жителю, который поражен силой и мощью государя, ставшему твердой ногой у моря, смирившегося перед властным самодержцем, создавшем великую державу.
Евгений оказывается потерянным в чужом для него городе, потеряв единственным смысл своей жизни – любимого человека, а в финале произведения спасаясь от погони своего медного кумира, который в потерявшем рассудке человеке пытается покорить его своей воле.
Сочинение Петр I (Медный всадник)
Поэма «Медный всадник» была создана А.С.Пушкиным в период второй болдинской осени, в 1833 году. Основным конфликтом в поэме является конфликт личности и государства, личности и истории. Образ Пётра I в произведении связан темой государства и истории. В прославлении града, созданного Пётром, утверждается общее начало, противопоставляемое интересам частного.
Поэма начинается с хвалебной оды Петербургу — творению Пётра. Повествование о его деяниях носит торжественный характер. Под гром фанфар Петр выступает в нем не просто как человек, который вносит свой вклад в историю: Пушкин изображает его как государя, который творит себе памятник.
Жанровые возможности поэмы Пушкин использует для построения философского плана поэмы. Второй план — сугубо бытовой — на него работает жанр петербургской повести — такое жанровое определение также даёт своему произведению Пушкин. Неправильно считать, что главы, посвящённый бедному Евгению, необходимы Пушкину, чтобы показать, как история в лице Пётра преодолевает единичного человека.
Несмотря на то, что все, связанное с Пётром, глобально и масштабно, а с Евгением — носит частный характер, можно считать, что образы обоих персонажей уточняются именно через сопоставление, а в некоторых случаях даже через сближение друг с другом. Петр и Евгений сближаются через идею созидания, хотя один творит свою частную жизнь, трудом добиваясь независимости и чести, а второй вершит деяние, отвечающее историческому вызову.
Конечно, в глазах Евгения Петр — виновник его трагедии: во время последней встречи, потеряв все надежды, он видит в Медном всаднике только горделивого истукана. Но Пушкин показывает, что построение Петербурга именно в этом месте, исторически оправдано. В поэме он рассматривает Петра с общечеловеческой и позиции. Он, рисуя образ государя, не делает его виновным в тех последствиях, которые влекут его деяния для отдельных людей. Пушкин показывает жестокость истории, но Петра показывает великим государем, обладающим творческой энергией и имеющим свою безусловную правду.
С поэмы «Медный всадник» начнётся создание петербургского мифа, в котором найдут развитие зловещие черты образа Пётра-Антихриста — того Пётра, который предстал в воображении уже больного Евгения. У Пушкина эти черты в образе Пётра сглажены прекрасными картинами города, им построенного: в поэме он не выглядит бездушным и враждебным человеку.
Также читают:
Картинка к сочинению Характеристика и образ Петра 1 в поэме Медный всадник
Популярные сегодня темы
- Образ князя Василия Курагина и его характеристика в романе Толстого Война и мир
Василий Сергеевич Курагин – второстепенный герой романа-эпопеи «Война и мир». Он носит титул князя. Возраст достиг пятидесяти лет. Жена его немолода и не блещет красотой.
- Сочинение Что такое Толерантность
Толерантность это терпение или терпеливость. Терпимым быть не сложно ну для кого как. Кто психует часто, к этому человеку быть терпимым очень сложно. Он за любой мелочи начинает психовать
- Эгль в повести Алые паруса Грина сочинение
Повесть А.Грина «Алые паруса» рассказывает о всепобеждающей силе мечты. Она была написана в 1920 году. Произведение повествует о том, что у каждого человека должна быть мечта, к которой бы он стремился.
- Сочинение Игрушка моего детства
Когда я была маленькой, моим верным спутником был небольшой плюшевый пингвин. Его появление на игрушечной полке не является каким-то мистическим и загадочным. Ребенок оказался в нужное время и нужном месте
- Сочинение Мастерство Бунина в рассказе Темные аллеи
«Темные аллеи» Ивана Алексеевича Бунина – это сборник рассказов о любви, написанный им в 1938 году. Их связывает только одно – любовь одного человека к другому.
- Сочинения
- По литературе
- Пушкин
- Образ Петра 1 в поэме Медный всадник
Пушкина очень интересовал Петр Первый и как человек, и как государь. Он восхищается им в поэме «Полтава». А что мы видим в «Медном всаднике»?
Противопоставление отдельной личности в лице Евгения государю Петру Первому. В начале произведения Пушкин описывает царя, который замахнулся реформировать такое огромное государство, вытащить его из болота, в котором оно прозябало уже не одно столетие.
Пушкин практически признаётся в любви к этому человеку. Слово «люблю» повторяется пять раз.
Вот он строит Петербург, он хочет закрепиться на невских берегах – «ногою твёрдой стать на море». Переносит в него из Москвы столицу государства российского. И ему всё равно, что город строится в неблагополучном географическом месте. Практически, на болотах, практически на человеческих костях.
На кону было величие России. Надо было дать понять соседям, что их господство на севере и в Балтийском море закончилось. С его точки зрения, это будет удобный порт и военная крепость. Это будет столица крупнейшего европейского государства. Он задумал перещеголять другие европейские столицы. Чтобы иностранные корабли плыли в гости в Россию и пришвартовывались к причалам Петербурга.
Но с точки зрения простого человека это неуютный, холодный сырой город с пронизывающими ветрами. Русскому человеку в нём тесно. Пушкин подмечается этот факт точной фразой «теснился кучами народ».
А вот река Нева так не думала. Она периодически выходила из берегов и затапливала город. В последующие годы была построена дамба, которая не давала реке это делать.
Но наводнение, которое описывает Пушкин в поэме, было странным. Утонула невеста Евгения, простая девушка по имени Параша. Парень спасся, усевшись на одно из каменных львов.
Медный всадник гордо возвышается над городом. Этот каменный истукан особенно ночью кажется таким огромным и немного страшным. Евгений, у которого было сильное потрясение из-за гибели невесты, возомнил себе, что огромный всадник гонится за ним по пустынным улицам. Ему кажется, что он хочет покарать его за то, что он пришёл призвать царя в образе Медного всадника к ответу.
Петр Первый сделал очень много для России. Он хотел видеть её сильной европейской державой. Реформы всегда идут тяжело, со скрипом, и особенно это характерно для России. Но с другой стороны, он – самодержец, его власть против народа. Люди должны покоряться власти царей.
Сочинение 2
Поистине великое произведение Александра Сергеевича Пушкина – «Медный всадник» стало причиной множественных мнений, споров и вопросов. Тогда ещё, в золотой век Русской литературы, А.С Пушкин был одним из тех, кто затронул проблему противостояния и двух распрей: высшей мощи человека и крайнего человеческого ничтожества.
В своём произведении А.С. Пушкин, через образы героев, показал всем, насколько суровы были условия и отношение между двух «распрей». Как власть возвышается, словно на коне, пронзая всех вокруг своей мощью, подавляя и пугая народ и есть образ Петра в обличии памятника. Как и в поэме, памятник Петра первого преследующий героя в его воображении. Этим героем является Евгений, представляющий лицо народа. А.С. Пушкин обезличил героя своей поэмы. «Маленький» коломенский чиновник, «бедный Евгений»- писал автор.
Пётр Великий стал прообразом мощи, самодержавия, властелина, который в условиях очень тяжёлых для народа, строит великий град, бросая вызов стихии. Он воздвигает столицу средь болота. Это ли не проявление власти граничащее с деспотизмом?! Являясь Великим реформатором, Пётр первый строит столицу, для того чтобы построить прочные торговые дела с купцами из Европы. Но герой поэмы Евгений чувствует себя беспокойно в этом городе. А.С. Пушкин говорит об отношении к Великому граду простого народа. Автор показал всё величие Петра как реформатора, а так же и тёмные стороны воздвижения города Петра. Ведь именно в нем из-за беспокойной погоды погибал простой народ, как и погибла возлюбленная Евгения. И как бы то ни было, Пётр первый всё так же возвышался и будет возвышаться над всем и стоять в прекрасном обличии, пройдёт время, а он будет «Медным Всадником», «горделивым истуканом» сё так же «кумиром». Да, не менее чем «кумиром», то есть чем-то обожествлённым, как сам Пушкин отзывался о памятнике посвящённому Петру Великому.
Александр Сергеевич Пушкин не вдаётся в конкретику в описании образов, в своей поэме не описывает Петра Великого и его вклада в историю страны. Автор показал Петра как выдающегося монарха, поднимающего своё государство с » колен». Но в то же время автор представил перед нами образ самодержца, идущего против стихии, делая всё во благо государства, но не думая о судьбе простого народа.
И так, подходя к итогу, хотелось бы выделить, А. С. Пушкин в своей поэме будто бы даёт оценку Великому Петру, какую значимость представлял для государства и для своего народа, показывая настоящий облик великого деятеля, и давая возможность нам самим сделать свою оценку. А так же сам даёт оценку происходящим событиям в поэме, и тонко намекая, описывает свои мысли и мнение.
Образ Петра 1 в поэме Медный всадник
Несколько интересных сочинений
- Анализ произведения «Гамлет» Шекспира
История создания произведения указывает на то, что сюжет «Гамлета» не нов по содержанию. Самой убедительной версией считается то, что в качестве образца Уильям Шекспир взял историю о принце Амлете
- Сочинение Суть и смысл теории Раскольникова в романе Преступление и наказание
Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» является психологическим и какой-то мере философским. Написан он был в 19 веке.
- Сочинение Могут ли материальные ценности вытеснить духовные?
Я считаю, что такое возможно… Хотя, конечно, это грустно! Получается, что человеку важней вещи, чем другие люди, чем собственная совесть.
- Сочинение Жизненные ценности — примеры из жизни
У всех нас есть только одна жизнь. Мы здесь на Земле в течение ограниченного периода времени и не знаем, когда закончится наше время. Таким образом, мы должны максимально использовать время, которое у нас есть.
- Сочинение самый скучный день каникул
Все говорят, что самые скучные дни в каникулы — когда идёт дождь. Но я с этим не согласна. Для меня самым скучным днём был самый жаркий. Когда была невыносимая духота
Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!
/ Сочинения / Пушкин А.С. / Разное / Образ Петра Первого в творчестве А.С. Пушкина
Образ Петра Первого в творчестве А.С. Пушкина
На протяжении всей жизни А.С. Пушкин интересуется личностью Петра Первого, анализирует его историческое значение. Поэтому образ Петра довольно часто встречается в творчестве Пушкина. Проблема оценки этого монарха в начале девятнадцатого века становится необычайно важной.
Одно из первых стихотворений, посвященных теме Петра, — стихотворение «Стансы», написанное в тысяча восемьсот двадцать шестом году. Это время – начало правления Николая Первого – нового, еще не известного царя. Стихотворения Пушкина является своеобразным наказом Николаю. При этом Пушкин воспринимает Петра Первого как почти идеального монарха и ставит его в пример Николаю. Поэт восхваляет Петра:
Самодержавною рукой
Он смело сеял просвещенье,
Не презирал страны родной:
Он знал ее предназначенье..
По мнению Пушкина, Петр – «то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник» — был «вечным» работником, занятым, деятельным человеком. Пушкин хотел бы видеть Николая таким же идеальным монархом, каким был Петр. В последней строфе поэт дает наставления новому царю:
…Во всем будь пращуру подобен:
Как он, неутомим и тверд,
И памятью, как он, незлобен.
Видя сходство в началах царствований Петра и Николая, Пушкин пишет: «… Гляжу вперед я без боязни: начало славных дней Петра мрачили мятежи и казни…» Пушкин вспоминает восстание декабристов. Сходство с началом петровского правления, по-видимому, оправдывает Николая и позволяет надеяться на «славу и добро»..
В повести «Арап Петра Великого» Пушкин продолжает развивать тему занятости, увлеченности Петра Первого. В повести Петр привозит Ибрагима в строящуюся столицу, которая, «поднималась из болота по манию самодержавия». Петр работает там целыми днями. Пушкин дополняет представления о Петре как о зачинателе всего нового сюжетом о сватовстве Ибрагима: Петр Первый стремится создать и новую семью.
В стихотворении тысяча восемьсот тридцать пятого года «Мир Петра Первого» Пушкин использует необычный сюжет, раскрывающий новые достоинства царя. На первый план выходит тема необыкновенной милости Петра. Пушкин в четвертой строфе перечисляет те празднества, по повод которых Петр может устроить пир. Но в пятой строфе раскрывается истинная причина торжества: «он с поданным мирится»:
…Виноватому вину,
Отпуская, веселится;
Кружку пенит с ним одну;
И в чело его целует,
Светел сердцем и лицом;
И прощенье торжествует,
Как победу над врагом.
Событие, из-за которого происходит пиршество, оказывается для Петра столь же ценно, как и другие вышеперечисленные события. Пушкин повествует не только о заслугах и подвигах Петра, но и говорит о его человечности.
Поэма «Медный всадник» написана в тысяча восемьсот тридцать третьем году. И я осознанно иду на отступление от хронологии, рассматривая ее после стихотворения тысяча восемьсот тридцать пятого года. Это связано с тем, что «Медный всадник» — особенная поэма по отношению к другим произведениям Пушкина, связанным с петровской темой, где последовательно развивается по сути один и тот же взгляд на Петра как на идеального монарха. В этой же поэме проблемы представлена в несколько ином ракурсе.
Если в предшествующих произведениях Пушкин восхваляет Петра, то в поэме поэт впервые поднимает вопрос: так ли уж идеален Петр на самом деле? Основанный им город, безусловно, нужен российскому государству. Но он стоит на ненадежном месте. И из-за опасного расположения Петербурга страдают люди (в тексте поэмы – это Евгений, Параша). Помысли Пушкина, государство должно быть гуманным, ориентированным на человека. Счастье Евгения разрушено, а сущность российского бытия осталась прежней, и творческая воля царя не смогла ничего изменить. Это произошло потому, что царь не может быть Богом, а на это претендует Петр Первый в начале поэмы. Он – «кумир на бронзовом коне». В поэме Петр – покоритель стихии. Его образ существенно меняется по сравнению с предыдущими произведениями. Петр по сути становится отрицательным героем. Но нельзя забывать о прологе поэмы, в котором Пушкин признается в своей безоговорочной любви к Петербургу – творению Петра:
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид…
Люблю зимы твоей жестокой
Недвижный воздух и мороз…
Люблю воинственную живость
Потешных Марсовых полей…
Следовательно, существует два варианта прочтения поэмы. И оба они заложены Пушкиным изначально. Возможно, такая вариативность обусловлена самой темой произведения – трагизмом и неразрешенностью русской истории. Пушкин не дает прямого ответа на вопрос: каков же Петр Первый на самом деле? Поэт лишь позволяет увидеть эту фигуру в новом качестве.
Наверное, трудно найти в творчестве А.С. Пушкина каких-либо однозначных утверждений. Удивительно глубоко осмыслена Пушкиным историческая тема, одной из главных фигур в которой является фигура Петра Первого. Пушкин объективно судил как о заслугах, так и о противоречиях его деятельности. Образ Петра не случайно становится одним из центральных в творчестве Пушкина. Петр – символ русской истории, загадочной и противоречивой.
60568 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Пушкин А.С. / Разное / Образ Петра Первого в творчестве А.С. Пушкина
Смотрите также по
разным произведениям Пушкина:
- Критические статьи