Образ праведника в произведениях солженицына сочинение

Кто такой праведник? Толковые словари определяют понятие «праведник» так: человек, который всегда соблюдает общечеловеческие нормы морали. Мерилом праведности является вся жизнь человека, то, как он ведет себя по отношению к другим. Его обычно характеризуют самоотверженность, доброта и милосердие.

Знаменитый рассказ Солженицына «Матрёнин двор» был написан в 1959-м году. Первоначально автор назвал его «Не стоит село без праведника». Смысл названия состоит в том, что писатель обозначил превосходство нравственного величия над суетной властью и материальными благами. Он изобразил в рассказе образ праведницы – Матрёны, женщины бескорыстной и честной, трудолюбивой и доброй. Именно она является источником духовной чистоты в деревне, где все погружены в свои заботы и бытовые трудности, где ценность души заменяется материальной ценностью.

Праведность Матрёны — это её готовность служить людям и быть преданной им несмотря ни на что. Как ни странно, это качество односельчане вменяют ей в вину. Как и многих праведников, Матрёну не понимают при жизни и намеренно оскорбляют, так как боятся её странности и отрешенности от мирских благ. Она терпит муки и лишения, но не отступается от своих принципов, главным из которых является милосердие. Именно эта стойкость отделяет её от простых людей.

Судьба Матрены тяжела и безрадостна. Она не вышла замуж за любимого (так как он пропал), зато ее чуть ли не силком заставили стать супругой его младшего брата. Но возлюбленный вернулся и возненавидел девушку за предательство. Так и жила Матрена без счастья. Дети ее умерли в младенчестве, муж погиб, и осталась она одна. Может, потому и не жила Матрена только своими заботами, помогая всем без разбора. Особенно она жалела Фаддея с его семьей, поэтому охотно воспитала одну из его дочерей. В ней как будто еще не угасло чувство вины за старое.

Те, кому она безвозмездно помогала, осуждали за то, что не нажила она богатства, не гналась за хозяйством и выгодой: не держала поросенка, «не гналась за обзаводом…». На ее наследство без слез не взглянешь: грязно-белая коза, фикусы и колченогая кошка.

Казалось бы, праведника должны оценить после смерти. Однако крестьяне даже на могиле Матрены беспокоятся лишь о разделе ее имущества. Лучшая подруга Матрёны претендует на «вязаночку», Фаддея интересуют бревна, но главным яблоком раздора становится изба женщины, тело которой еще не успело остыть, а над ним уже вовсю идут ожесточенные торги.

Похороны проходят в духе лицемерного «обряда» — предмета гордости односельчан. Матрену людям жалко, как ломовую лошадь, которая годами работала на них бесплатно. Искренне рыдают только Кира и какая-то старуха. Постоялец тоже очень расстроен.

Солженицын сказал о праведности Матрены Васильевны так: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Солженицын А.И. / Матренин двор / Образ человека-праведника в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор»

Образ человека-праведника в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор»

    Когда-то книги Александра Исаевича Солженицына были запретными, их тайно перепечатывали и давали почитать на ночь. Когда-то и сама личность этого писателя была запретной, потому что он никогда не боялся говорить то, что все и так знали, но боялись выражать: о свирепости правительственных расправ, о несправедливости социалистического строя, о государственных тюрьмах. Писатель до сих пор остается живым памятником правды, примером для современников и потомков…

    Солженицын поднимал в печати те вопросы, на которые здравомыслящий человек ответит, что «так жить нельзя!» Но тогда как? Как жить тем, кто забыл, что главное в этой жизни не лишний ларь с добром, а гордость и самоуважение? Главное, за что тебя будут уважать внуки и правнуки, так это за непреклонный характер, за стремление к добру. Ведь только такие люди смогут воспитать высоконравственных людей.

    Так какими же нам нужно быть, чтобы быть людьми? Ответ на этот вопрос Александр Исаевич дает в рассказе «Матренин двор».

    Сюжет этого произведения основан на повествовании о жизни одной деревенской старухи, у которой остановился рассказчик, когда возвращался с войны в 1956 году. Это возвращение человека, прошедшего сталинские тюрьмы и лагеря, возвращение в общество, обезличенное и развращенное социальным насилием и ложью. Российская глубинка, вся её подноготная предстаёт перед читателями. Вместе с Игнатьичем кочуем мы из одного поселка в другой в поисках работы, тишины и родины…

    И вот мы попадаем в село Тальново, где живет Матрена. Её простая житейская история не лишена трагизма – судьба её не сложилась. Она была невестой одного, но вышла замуж за его брата. А тот не любил её по-настоящему, периодически бил… Чтобы выхлопотать себе жалкую пенсию, героиня рассказа вынуждена мыкаться по различным советским учреждениям, ведь «собес от Тальново был в двадцати километрах к востоку, сельский совет — в десяти километрах к западу, а поселковый — к северу, час ходьбы».

    Много было горестей в её судьбе, но она не озлобилась, а осталась доброй, отзывчивой и ласковой женщиной. Рассказчик указывает на своеобразие речи Матрены, выражающей её принадлежность к «настоящей», по мнению автора, России — она не говорила, а «напевала умильно»: «Пей, пей с душою желадной. Ты, потай, приезжий?»; «Не умемши, не варёмши — как утрафишь?»

    Облик Матрены подобен иконе, жизнь — житию святых. Так, в образе героини автор подчеркивает, прежде всего, грустные замутненные, блекло голубые глаза, простодушно смотрящие на мир. Также автор говорит о чудесной улыбке Матрены: «Обезоруживала она меня лучезарной улыбкой… Мне дороже была эта улыбка ее кругловатого лица, которую, заработав наконец на фотоаппарат, я тщетно пытался уловить». Эта способность искренне и лучезарно улыбаться, даже пережив столько страданий и несправедливостей, говорит о великой душе героини.

    Её дом — сквозной символический образ рассказа — как бы ковчег библейского Ноя: «Просторная изба и особенно лучшая приоконная ее часть была уставлена по табуреткам и лавкам — горшками и кадками с фикусами. Они заполнили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой…»

    Матрёна – праведник, на каких держалась наша родина в дни испытаний; праведник, без которых «не стоит село». Она выгодно отличается от других односельчан. Они же считают её дурочкой, которая ничего не понимает в жизни. А считают люди героиню такой только потому, что она безотказная. У самой забор еле стоит, а Матрёна другим помогать идет: и сено жать, и пахать, и поминки делать, да много еще чего. Ей говорят спасибо, но все же считают такое поведение странным. Матрену не уважают, не пытаются ей подражать, быть такой же доброй и отзывчивой, как она. И в этом, по мнению автора, и заключается беда русского народа.

    Матрена — обычная русская женщина, но она необычный человек, который представляет собой самое лучшее, что есть в русском национальном характере, что есть в русской деревне. Именно такие, как она, и составляют гордость нации. И как жаль, что таких, как Матрена Васильевна, очень мало, а гораздо больше тех, кто, не задумываясь, только потребляет и, потребляя, не умеет отдавать.

    Да, по мнению других, Матрена была несчастлива в жизни. А по её мнению, все было хорошо, потому что сердце было чистое и душа добрая, потому что не злобилась никогда и не предавала, потому что померла без покаяния, да оно ей, безгрешной душе, и не нужно было. Святая она была, добрая, как жаль, что мало таких живет на свете. А было бы больше — не было бы ни войн, ни убийств, ни жестокостей, потому что человечество тратило бы свои ресурсы на мирные цели, а не на вооружение.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Солженицын А.И. / Матренин двор / Образ человека-праведника в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор»

Смотрите также по
произведению «Матренин двор»:

  • Краткое содержание
  • Полное содержание
  • Характеристика героев

Сочинение на тему: Образ праведницы в рассказе «Матренин двор».

Все материалы с раздела: Сочинения по рассказу А.И. Солженицына «Матренин двор»

Заказ сочинений

         Образ праведника встречается во многих произведениях русской литературы. Такой образ можно найти у Лескова в произведении «Очарованный странник», у Чингиза Айтматова в «Плахе», и конечно у Солженицына в повести «Матренин двор». 

         В произведении «Матренин двор» праведницей является главная героиня книги – Матрена.  Матрена – честная и добрая женщина.  Ее судьба распорядилась так, что жених Матрены  —  Фаддей  ушел на войну и пропал без вести, ей пришлось выйти замуж за его брата. Дети, которые рождались у них,  быстро умирали, и Матрена никак не могла обрести радость материнства. Внезапно с войны вернулся Феддей, он готов был убить их обоих, но потом смирился. Фаддей женился, с женой они народили много детей, одну из его дочерей Киру, Матрена взяла на воспитание и растила как родную.

         Всю жизнь Матрена жила ради других: помогала колхозу, соседям, но никто из них не отвечал ей взаимностью.  Она помогала людям бескорыстно, несмотря ни на что, она не теряла веру в людей и в правду и продолжала всем помогать. Вся жизнь Матрены – труд, он спасал ее от отчаяния, она работала за двоих. Всегда она была в ладах со своей совестью, была спокойна, жила в гармонии с собой, Матрене не за что было корить сея.

         Праведность Матрены заключается в ее способности к состраданию, умении  прощать, видеть выход из сложных ситуаций. Матрена никогда не была алчной, жадной, корыстной, не искала выгоды для себя.  Все хотели обогатиться за счет главной героини, еще до ее смерти начали разбирать и перевозить Матренину горницу, во время перевоза бревен и изрезал ее проходивший мимо поезд. На ее похоронах  все плакали и причитали только потому, что так надо. Никто не говорил о ней даже доброго слова, многие осуждали ее, а ведь, сколько добра она сделала всем этим людям.

         Матрену убила чужая корысть и алчность – вечная разрушительница жизни и человечности, которая делает жертвами всех.

Заказ сочинений

Рекомендуем также ознакомиться:

  • Все материалы с раздела: Сочинения по рассказу А.И. Солженицына «Матренин двор»

вучит в творчестве художни­ков слова разных времен. Не остались к ней равно­душными и современные писатели. Свое видение этой проблемы дает в рассказе «Матренин двор» А. И. Сол­женицын.

«Матренин двор» — произведение, полностью ав­тобиографичное и достоверное. Описываемая Солже­ницыным история произошла в деревне Мильцево Купловского района Владимирской области. Там и жила Матрена Васильевна Захарова.

Героиня солженицынского рассказа скромна и не­приметна. Автор наделяет ее неброской внешностью и не дает читателю ее развернутого портрета, зато он по­стоянно обращает внимание на улыбку Матрены, лу­чезарную, светлую, добрую. Так Солженицын подчер­кивает внутреннюю красоту Матрены, которая для него куда более важна, чем красота внешняя. Речь Матрены необычна. Она изобилует просторечными и устаревшими словами, диалектной лексикой. Кроме того, героиня постоянно использует слова, придуман­ные ею самой (Не умемши, не варемши — как утрафишь?»). Таким образом автор раскрывает мысль о народности характера Матрены.

Героиня живет «в запущи». Дом Матрены «с че­тырьмя оконцами в ряд на холодную некрасную сто­рону, крытый щепою», «изгнивала щепа, посерели от старости бревна сруба и ворота, когда-то могучие, и прореди л ась их обвершка». Быт героини неустроен: мыши, тараканы. Она ничего не нажила, кроме фику­сов, козы, колченогой кошки и пальто, перешитого из шинели. Матрена бедна, хотя проработала всю жизнь. Даже крохотную пенсию себе она выхлопота­ла с огромным трудом. Тем не менее описание быта ге­роини дает ощущение гармонии, которой наполнен ее небогатый дом. Рассказчик в ее доме чувствует себя уютно, решение остаться именно у Матрены приходит к нему сразу же. Он отмечает о Матренином дворе: «.. в нем не было ничего злого, в нем не было лжи».

Матрена прожила нелегкую жизнь. Коснулись ее судьбы события Первой мировой войны, на которой попал в плен Фаддей, события войны Великой Отече­ственной, с которой не вернулся муж. Не обошла сто­роной и коллективизация: в колхозе героиня прора­ботала всю свою жизнь, причем «не за деньги — за па­лочки». Ей и в последние дни живется непросто: целыми днями она ходит по инстанциям, пытаясь по­лучить справки для оформления пенсии, у нее боль­шие проблемы с торфом, у нее новый председатель об­резал огород, она не может завести корову, потому что косить нигде не разрешают, даже на поезд билет ку­пить невозможно. Казалось бы, человек давно должен озлобиться, ожесточиться против жизненных обстоя­тельств. Но нет — Матрена не держит зла ни на лю­дей, ни на свою долю. Главные ее качества — неспособность к злу, любовь к ближнему, умение сочувст­вовать и сострадать. Еще при жизни героиня отдает на слом для Киры свою горницу, потому что «ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда». Она на­ходит утешение в работе и «ко всякой работе ловка». Рассказчик замечает: «..у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа — работа». Встает Матрена ежедневно в четыре-пять утра. Копа­ет «картовь», ходит за торфом, «по ягоды в дальний лес», и «на каждый день приходилось у нее какое-ни­будь другое дело». По первому зову идет героиня на помощь и колхозу, и родственникам, и соседям. При­чем за свой труд она не ждет и не требует вознагражде­ния. Работа для нее — удовольствие. «В охотку копа­ла, уходить с участка не хотелось»,— произносит она однажды. «Возвращалась Матрена уже просветлен­ная, всем довольная, со своей доброй улыбкой»,— го­ворит о ней рассказчик. Окружающим кажется странным такое поведение Матрены. Сегодня они зо­вут ее на помощь, а завтра осуждают за то, что она от нее не отказалась. О ее «сердечности и простоте» гово­рят « с презрительным сожалением». Сами же сельча­не Матрениных проблем будто не замечают, они и проведать-то ее не заходят. Даже на поминках Матре­ны о ней самой никто не говорит. В мыслях у собрав­шихся одно: как поделить ее нехитрое имущество, как ухватить для себя кусок побольше. Героиня была одинока при жизни, одинокой оставалась она и в тот скорбный день.

Матрена противопоставлена другим героям расска­за, да и всему окружающему ее миру тоже. Фаддей, например, озлоблен, бесчеловечен, корыстен. Он по­стоянно истязает свою семью, а в день трагедии дума­ет лишь о том, как «спасти бревна горницы от огня и от козней матрениных сестер». Противопоставлены Матрене и ее подруга Маша, и ее сестры, и ее золовки.

Основа отношений в окружающем героиню мире — ложь, безнравственность. Современное общество ут­ратило нравственное ориентиры, и его спасение Сол­женицын видит в сердцах таких одиноких праведни­ков, как Матрена. Она — тот самый человек, «без ко­торого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».

А. Солженицын — продолжатель толстовской тра­диции. В рассказе «Матренин двор» он утверждает толстовскую истину о том, что в основе истинного ве­личия «простота, добро и правда».

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Тема праведничества в рассказе Матренин двор

Судьба главной героини рассказа А. Солженицына «Матренин двор» вызывает интерес не у всех. Тем, кто не заметил в ней бескорыстную душу, полную сострадания, сам близок к порокам общества. Женщина вобрала в себя только положительные качества, которые остались не признанными односельчанами.

Находясь периодически на гране нищеты, она не жалуется на жизнь. Положенного пособия старается добиться терпеливо, не требуя ничего лишнего, проходя любые препятствия в его оформлении.

Отсутствие стремления к наживе проявляется во всем. Небогатое хозяйство, состоящее из кошки, козы и мышей, радуют ее каждый день.

Своим поведением она не давала покоя окружающим ни в жизни на земле, ни после своей гибели.

Трагическая судьба подчеркивает ее покорность. Посещение церкви, расположенной за несколько верст от дома, иконка в углу комнаты — все это создает образ верующей, жертвующей женщины.

В чем суть праведности героини? Ни разу Матрена не сошла с нравственного пути, не изменила принципам справедливости и веры. Ее бесстрашная душа не знала иной жизни. Тот путь, который описан автором в рассказе, для нее единственный. Матрена не видит в людях плохого, ее сущность пропитана добротой и правдой. Поэтому не знает зависти и злобы.

Мечты о счастливой жизни угасли после смерти всех детей. Но женщина так и не смогла жить для себя. Всю жизнь она растрачивала на Киру, которую воспитывала в течение десяти лет. Шла на помощь соседям, которые не задумывались о состоянии ее здоровья. Но Матрена не думала о плохом. Она, не жалея себя, следовала по их зову копать огороды. Кроме того, руководство колхоза жестоко требовало от нее помощи. Главная героиня отдает себя целиком, хотя болезнь обостряется время от времени. Но женщина мужественно переносит муки и вновь поднимается на ноги.

Настоящая, открытая всему миру, способная замечать только добро — то, что помогало ей пройти достойно свой жизненный путь по законам божьим. Такие люди, как Матрена, заслужившие характеристику праведника, являются опорой, спасением для России в целом. Ее человечность — пример для каждого.

2 вариант

Солженицин А. И. считался одним из самых талантливых писателей двадцатого века. В своих рассказах, писал о социальных проблемах того времени. Так и в рассказе Матрёнин двор, простая женщина Матрёна Васильевна отличается от жителей деревни иными взглядами на жизнь.

Матрёна отличается добротой и скромностью, она трудолюбива, но очень одинока. Женщина живёт одна. И только многочисленные горшки с фикусами являются для неё отрадой, Матрёна ухаживает за ними и заботится, потому что они помогают ей пережить одиночество. В доме Матрены много мышей и тараканов, но и с ними она живёт душа в душу.

Местные жители осуждают Матрёну за то что она не копит деньги и имущество, не разводит хозяйство. И даже тем, кто осуждает женщину, она помогает, а люди, в свою очередь, пользуются её доверчивостью и отзывчивость. Любая просьба о помощи является для Матрены испытанием, которое изнуряет, но она все равно радуется за чужую удачу. Именно по этому Матрёна разбирает свою избу по бревнышкам, хотя очень дорожит ей. Она понимает, что этого не избежать и сама принимает участие в разборе, а не отходит в сторону, что и погубило Матрёну. Женщина погибает.

Жизнь Матрены и есть праведнический образ. Она все делает без корысти и зависти. Женщина верит в духовные ценности, которые являются для неё жизненными заповедями. Но люди все равно, даже после смерти Матрены, ругают и осуждают её за то, что она жила не как все. Они не ценят Матрёну. А некоторые люди даже думают только о том, как бы забрать бревна от дома Матрены себе, пока их не сожгли. В чем же праведность Матрены? Женщина ни разу не изменила своим принципам. Она не предаёт веру и нравственность. Она не знала другой жизни и терпеливо принимала свою судьбу. Матрёна живёт тихо и спокойно, и даже живя почти в нищете не жалуется на трудную жизнь.

Судьба женщины трагична. Она похоронила детей и больше не смогла жить для себя. И даже обострение болезни не сбивает её с ног и она продолжает верить в добро.

Именно таким и должен быть праведник- настоящим, открытым миру. Именно это и помогло Матрёне пройти свой жизненный путь достойно. Она следует божьим законам.

«Всё мы жили рядом с ней и не поняли, что Матрёна и есть тот самый праведник, без которого не стоит село. Ни город. Ни земля наша»- пишет Салтыков. Этими словами он заключает весь смысл рассказа. В таких людях как Матрёна и есть надежда на духовное выживание людей. Матрёна заслужила, того что бы её назвали праведником. Её характер и человечность—пример для каждого человека.

Для 9 класса

Также читают:

Картинка к сочинению Тема праведничества в рассказе Матренин двор

Тема праведничества в рассказе Матренин двор

Популярные сегодня темы

  • Примеры и аргументы материнской любви из литературы для сочинения

    Материнская любовь – самая большая ценность, которая есть на земле. Любовь матери безусловна и не зависит от внешних обстоятельств, она любит своего ребенка таким, какой он есть. Мать понимает своего ребенка, хочет, чтобы его жизнь сложилась

  • Сочинение по картине Попова Первый снег от первого лица (1 лица) 7 класс

    Но что это за окном? Неужели случилось? Простое чудо природы меняет все течение жизни: выпал первый снег! Белые дома и деревья, улочки без пыли, укрытые нежной снеговой пеленой… Как же это все красиво!

  • Сочинение Кто виноват в гибели вишневого сада?

    Антон Павлович Чехов является автором произведения Вишневый сад. В своём произведении, он описывает сложный период в российском обществе. Именно в это время разрушаются старые устои общества

  • Сочинение Тема любви в романе Обломов Гончарова

    Светлая и чистая, искренняя любовь необходима каждому человеку. В романе Обломов И.А.Гончаров уделяет этому высокому чувству большое внимание.

  • План рассказа На льдине Житкова

    События в рассказе происходят в зимнее холодное время года, когда море было полностью замерзшее и местные сельские рыбаки собрались все на рыбалку. Вместе со всеми отправились на рыбалку и рыбак Андрей со своим маленьким сыном Володей.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Образ поэта в лирике серебряного века сочинение
  • Образ помещика в сказке дикий помещик
  • Образ поля в сказке коняга
  • Образ полковника в рассказе после бала
  • Образ плюшкина в поэме мертвые души сочинение

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии