- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Природа в Слове о полку Игореве
В поэме “Слово о полку Игореве” природа является одним из главных героев, автор её изображает живой, способной чувствовать и помогать. Природа, наравне с другими, участвует в битве с половцами. Любит свою родину и борется за её счастье и свободу, как человек. Она всячески помогает героям поэмы, пытается предупреждать об опасности.
Автор очень детально и чётко описывает Донец, берега которого становятся серебряными, во время отмели. Подробно рассказывается о природе, во время бегства Игоря из плена, именно она подсказывает герою верный и безопасный путь к свободе. Он просит и получает помощь от Донца. Дятлы, стуком, помогали найти дорогу к реке, чайки предупреждали об опасности, ветер и изменения погоды, всё способствовало спасению и подсказывало верный путь.
В поэме нет отдельного описания пейзажа, нельзя лицезреть природу, наслаждаться её красотой. Она всегда изображается, как действующий герой, участвует во всех событиях, влияет и помогает.
Жена Игоря Ярославна обращается к природе, как к чему-то существующему, просит помощи и сочувствия. Она обращается к солнцу и ветру, природа, кажется, слышит и отвечает на мольбы действиями.
В “Слове о полку Игореве” природа и человек тесно связаны. Она сильно воздействует на человеческие судьбы и события. Подчёркивает значимость происходящего, добавляет напряжение.
Читатели, в борьбе с половцами, видят всю широту и красоту необъятной степи. Автор очень ярко и подробно описывает окружающую природу, как живое существо, наделяет чувствами. Изображает её поведение и изменения. После поражения, читатель видит все изменения природы, она расстроена и находится в унынии. Автор пишет, что большая печаль постигла всю Русь.
Сложно найти, произведение, в котором так подробно и ярко описана природа. И имеет значительное влияние на человеческую судьбу. В этой поэме жизнь человека тесно связана с природой. Очевидно автор хорошо знаком с природой и она ему близка.
Вариант 2
В 1185 году князь Игорь совершает поход против половцев. Несомненно, это одно из важнейших событий в истории, оказавшееся достойным того, чтобы неизвестный автор запечатлел происходящие события в поэме «Слово о полку Игореве».
Одной из отличительных черт «Слова» является одухотворением автором природы, она не постоянна и не статична, она развивается вместе с сюжетом, оказывается проводником человеческих эмоций и переживаний. Степная Русь предстает перед нами через описание автором животных и птиц.
Выступление князя Игоря и его дружины в поход начинается с солнечного затмения, которое у славян-язычников являлось знаковым печальным событием. Однако князь Игорь отказывается верить в знаки. Он продолжает свой поход против половцев. Ы пути войско сопровождают крики птиц и животных, разрушительной силы ветер и поражающий шум деревьев, как будто сама природа пытается привлечь внимание Игоря и развернуть его и войско домой, тем самым спасая их жизни. Князь Игорь и после этого не меняет своего решения.
Первая битва оказалась удачной для князя Игоря — войско половцев было повержено. Боевой дух русских воинов поднялся. Но перед главной битвой, князь и его войско оказываются во мраке, тучи затягивают небо над ними, земля под ногами гудит, солнце померкло. Вся динамичность природы в этот момент показывает трагичность судеб воинов князя Игоря и связанной с ними разразившейся грозы.
Сама природа оплакивала погибших воинов вместе со всей Русью. Трава в степи поникла, ветви деревьев приклонены к земле, природа в печали.
Ярославна упрекает Солнце и Ветер, так как они не оказали помощи воинам ее мужа князя Игоря в борьбе с половцами. Она обращается за помощью к Днепру, чтобы тот сохранил жизнь ее мужа, находящегося в плену. И природа приходит на помощь князю Игорю вместо того, чтобы покарать его за непослушание.
В ночь побега стоит безмолвная тишина, стук дятлов указывал князю путь, а утки и чайки своим криком предупреждали о приближении неприятеля. Река Донец скрывает Игоря от взглядов половцев. Когда Игорь возвращается на Русь, природа радуется, все расцветает и поет, солнце, наконец, выглядывает из-за туч.
Природа в «Слове» тесно вплетена в поступки и жизнь героев, она живет и умирает со всеми, кого окружает. Природа символизирует мощь Руси, ее красоту, готовность прийти на помощь и стремление к освобождению от врагов. Олицетворение природы — это попытка автора призвать потомков к единению с ней.
Образ природы в Слове о полку Игореве
Имя автора «Слова о полку Игореве» — неразгаданная тайна восточных славян. Много лет разделяют нас с тем временем, когда Киевская Русь полтора века воевала с половцами. Одаренный славянин на этих исторических событиях создает вечно живую поэму, в которой призывает князей к единству во имя любви к родной земле.
Отклонив завесу времени, вглядимся в одухотворенное лицо певца. Это плотный человек зрелого возраста, мощный военный, который знает тончайшие детали похода. Он, безусловно, принадлежит к высшей политической и духовной элиты, к своим слушателям-князей обращается «братья». Выдающийся политический деятель и дипломат — в его произведении Киевская Русь предстает открытой страной, поддерживает отношения со многими государствами. Бесспорно, это один из самых образованных представителей своего времени: в произведении упоминаются события, отдаленные от XII в. на 800 лет. Автор уважительно отзывается и своее предшественнике — певцу Бояне, прославляющем князей в XI в., и соединяет Бояна, с давним дохристианским миром богов, обещая творить по его стилю и объединить давнюю и нынешнюю славу. Описав подготовку к походу, и неудачное сражение трехдневного боя Игоря, автор раскрывает причины, приведшие Русскую землю к порабощению.
Автор изображает очередной поход князя Игоря Святославовича против половцев. Эта тема есть лишь вступительной частью и основной частью большей проблемы. Здесь раскрыта тема битвы на Русской земле. Бескрайние Русские земли описываются в произведении. Все отступления автора, переживание героев, тревога Ярославны о муже имеют непосредственное отношение к образу своей земли. Герои произведения считают себя патриотами целой Руси, а не только одной местности.
Ни затмение солнца, что предсказывает плохой конец похода, ни вой степных зверей и птиц не могут остановить Игоря и вернуть его назад. Начало произведения мрачное, в тревожных тонах. Предчувствуя неминуемую беду, ведется дальше со скорбью и тревогой. Трагически и насыщенно рисует поэт-художник эпизод неудачного сражения Игоря с кочевниками. Одаренный писатель описывает перемены в природе, вызывающиеся в ней историческими событиями. Реки, то переживают и помогают Игорю, то задерживают своим течением молодого Ростислава.
В виде девы с крыльями лебедя выступает образ обиды. Постоянно присутствует сравнение людей с птицами. Это одно из ярких творений, в котором исторические события и перемены в природе так близко связаны. Единство людей с природой, увеличивает ценность происходящего, усиливая драматическую ситуацию. На любые события русской истории отзывается русская природа. Уходя из плена, Игорь бежал в основном ночью, а днем прятался в зарослях рек. Его догоняли враги, и об этом ему сообщали птицы. Наблюдая за ними Игорь мог увидеть, спокойно ли вокруг. Дятел сообщал Игорю о присутствии в степи деревьев, а соответственно и реки. В поэме есть много примеров, показывающих, что автор имеет огромные знания русской природы. Игоря с большой радостью встретили на родной земле. Солнце засветилось на небесах, когда Игорь пришел на русскую землю.
Литература. 9 класс.
Природа в Слове о полку Игореве
Несколько интересных сочинений
- Стива Облонский в романе Анна Каренина Толстого характеристика и образ героя сочинение
Стива Облонский является второстепенным персонажем романа Льва Николаевича Толстого «Анна Каренина». Тем не менее его образ является чрезвычайно важным для понимания персонажа Анны Карениной.
- Характеристика Ассоль из произведения Алые паруса 6 класс
Главным персонажем повести Александра Грина является мечтательная и искренняя девушка Ассоль. Эта девушка — один из самых романтических персонажей русской литературы XX века
- Сочинение Мой верный друг собака 5 класс
Каждому человеку знакомо выражение «собака – друг человека». И, действительно, это существо – одно из самых преданных и способных на многие подвиги ради людей. Собаки относятся к домашним животным
- Характеристика и образ Аси в повести Ася Тургенева
Эта повесть написана Тургеневым в 1857 году. В ней повествуется о несчастной любви очень молодой еще несовершеннолетней девушки Аси. Она полюбила мужчину, которому исполнилось двадцать пять лет
- Анализ сказки Премудрый пескарь Салтыкова-Щедрина сочинение
Автор часто обращался к жанру сказки и в иносказательной манере обличал человеческие пороки. Примером стало произведение «Премудрый пискарь»
- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Природа в Слове о полку Игореве
Сочинение Природа в Слове о полку Игореве: ее образ, описание и роль
Большую роль в «Слове о полку Игореве» играет природа. Она оттеняет настроение героев, создает особые чувства, помогает решить жизненные вопросы.
Славяне были язычниками и проявляли особое отношение к природе. Они не только обожествляли ее силы и явления, но и считали, что она мудрее человека и способна помочь ему что-то решить, сделать. Нельзя идти против природы, она сильнее, ее надо уважать и любить — так думали славяне.
В самом начале своего похода Князь Игорь становится свидетелем солнечного затмения, которое было плохим знаком. Считалось, что это сулит проигрыш, поражение, горе. Однако, Игорь решил, что он мудрее природы, а поэтому ее знаки ничего не значат для него. Это мнение, бесспорно, было большой ошибкой. Князь сам и поплатился за это.
Когда Игорь попал в плен и бежал из него, неизвестный автор сравнивает его с животными и птицами. Для «Слова о полку Игореве» в целом характерны исчерпывающие описания степной природы и зверей. Игоря сравнивают с соколом, уткой, белкой. Есть и сравнение его со стихией, ветром. Этот момент подчеркивает его могущество и превосходство над остальным, его избранность. Сравниваются с животными и другие персонажи: монгольский хан, Боян.
В эпизоде известном как «плач Ярославны» встречается много описаний реки Дунай. Река — символ быстротечности времени, знак чистоты и искренности, мудрости и интеллекта. Описывается спокойное и ровное течение реки, которое оттеняет тихую грусть женщины по своему супругу, ее переживания.
Природа в произведении выступает не просто как одна из частей окружающего мира, но и как покровительница человека, его защитница. Она помогает спасаться людям, защищать Отечество.
Бесспорно, природа играет также роль сближающего элемента. Славяне были разрознены и каждый боролся за судьбу своего удельного княжества. Это неправильно, и природа помогает это человеку понять. Как? Ее красота и величественное спокойствие сближают людей, ее знаки и символы дают людям новые знания, она помогает справляться с бедами.
По большей части в «Слово о полку Игореве» нет статичного пейзажа. Природные стихии всегда сменяют друг друга. Она, подобно человеку, не стоит на месте, а постоянно движется вперед. Человек чувствует это и не хочет уступать. Он, смотря на природу, также начинает применять активные действия и трудиться, бороться за свободу и независимость, жизнь и процветания Руси.
2 вариант
«Слово о полку Игореве» — достояние русской литературы, написанное очевидцем происходящих событий. Посвящено оно историческому событию: походу в 1185 году Новгород-Северского князя Игоря против половцев.
Особое место занимает в произведении природа, она одно из действующих лиц, и автор – гениальный мастер в ее изображении. Природа в «Слове» одухотворена, через нее передаются все человеческие переживания. По описанию животных и птиц видно, что автор хорошо знает степную природу Руси.
Действие «Слова» происходит на фоне природы. Во время выступления дружины князя Игоря в поход происходит солнечное затмение как предвестник печальных событий, но князь не изменяет своего решения. Его войско продолжает свой путь. Природа пытается вернуть Игоря назад, домой, и спасти таким образом жизни людей: кричат птицы и звери, шумят деревья, бушует ветер. Но князь не прислушивается к совету природы и продолжает поход.
В первом сражении русское войско разгромило половцев, и воины, окрыленные победой, расположились на отдых в степи. Перед решающим сражением меркнет солнце, гудит земля, все небо затянуло тучами – войско оказывается в полнейшем мраке. Всё это предвещает бедствие. А когда русские воины повержены, природа опечалена, она грустит: поникли травы в степи, деревья приклонили ветви. И вся Русь оплакивает погибших.
Не смолкает плач и в Путивле. Ярославна, жена князя Игоря, обращаясь к Ветру и Солнцу, упрекает их в том, что не помогли они русским воинам, не защитили их от стрел половецких. Понимая, что погибших не вернуть назад, она просит Днепр сохранить ее мужа, который находится в плену. И природа не карает Игоря за непослушание, а приходит ему на помощь.
В ночь, когда князь бежит из плена, стоит глубокая тишина, а дятлы стуком указывают ему дорогу домой. Река Донец прячет Игоря, чтобы он не попался в руки половцев. О приближении людей беглецу сообщают гоголи (утки) и чайки. И когда Игорь появляется на Руси, выглядывает солнце, все расцветает, оживает, поёт – природа радуется его возвращению. Князь благодарит реку Донец за теплый прием.
Таким образом, мы видим, что природа в «Слове» выступает не просто фоном, а тесно связана с жизнью героев и их поступками. Описание обширных просторов Руси раскрывает красоту, мощь русской души и стремление к освобождению родной земли от посягательств врагов.
Сочинение 3
Во многих литературных произведениях природа статична, постоянна. Она часто вводится в текст с целью создать для описываемых событий фон или подходящую атмосферу, показать внутренний мир действующих лиц, – словом, природа занимает второстепенную, поддерживающую роль.
Совсем иное место отводится ей в «Слове о полку Игореве». Тут природа динамична, постоянно преобразуется в движении, действует наравне с героями, влияет на них и направляет их действия, активно вмешиваясь в происходящее. В целом, для средневековой литературы характерно описание природы через её изменения. Однако масштабы, которые она занимает в повествовании «Слова», исключительны. Природа становится отдельным героем произведения. Её описание гиперболизировано, лирично, удивительно живо. Оно охватывает огромные территории, но при этом остаётся целостным и органично вплетается в текст.
Образ русской природы возникает в произведении с самых первых сцен, где речь идёт о предзнаменованиях. Когда князь выдвигается в поход, происходит солнечное затмение, поднимается ветер, появляются чёрные тучи, мутные реки текут. Большое внимание уделяется беспокойному поведению зверей и птиц, существовавших, без сомнения, на землях Древней Руси. Природа предостерегает о плохих предзнаменованиях, пытается остановить поход самонадеянного князя на половцев, вернуть людей в родные земли. Но несмотря на то, что всё вокруг пронизано тревожным ожиданием беды, герой хочет верить в свою исключительность. Игорь глух к голосу природы.
Ко времени роковой битвы солнце уже полностью скрыто за тучами, тьма поглощает княжескую дружину. В тексте «Слова» возникает параллель между грозой и судьбой людей, обречённых на гибель в битве. Проходит битва, спадает напряжение природы и возникает новая параллель. Одновременно о судьбе погибших и пленённых солдат вместе с матерью-природой горюет и княжна Ярославна. Она обращается к ветру, Днепру и солнцу и не может найти утешения. Природа увядает, чахнет от безутешного горя русского народа.
Наконец, князь Игорь бежит от половцев в родные земли. Он так торопится, что сам в своей стремительности походит на зверя или явление природы (автор сравнивает его, в том числе с волком и ветром). Сочувствующая природа помогает ему выбраться из плена и указывает путь. Так, дятлы стуком направляют его. Когда же Игорь возвращается, природа в его землях оживает.
В течение всего повествования автор показывает, как сильно связаны народ с окружающей природой, родной землёй. Она всегда приходит на помощь, пока он прислушивается, находится с ней в гармонии. Природа сочувствует своему народу, живёт и умирает вместе с ним. Образ природы в «Слове о полку Игореве» очень широк, но при этом целостен. Автор своим повествованием обращается к современнику, призывает к единению. И в своём обращении отдаёт лидирующую роль природе.
Также читают:
Картинка к сочинению Природа в Слове о полку Игореве
Популярные сегодня темы
- Образ и характеристика Ундины в романе Герой нашего времени Лермонтов
И одной из его героинь является Ундина. Она появляется в главе Тамань, где Печорин рушит жизнь «честных контрабандистов».
- Сочинение по картине Клевера Закат солнца зимой (3 класс)
Юлий Клевер является известным художником пейзажистом конца 19 столетия. Имеются корни немецкого происхождения, хотя он и русский. Одной из популярных работ этого пейзажиста является
- Сравнительная характеристика Тихона и Бориса (Гроза Островского)
Борис Дикой и Тихон Кабанов – главные мужские персонажи в пьесе Александра Николаевича Островского «Гроза». Эти мужчины во многом предопределили судьбу главной героини Катерины.
- Цитатный план рассказа Уроки французского 6 класс
«Я пошёл в пятый класс в сорок восьмом году». «Но едва я остался один, сразу наваливалась тоска — тоска по дому, по деревне»
- Цитатный план повести Кавказский пленник Толстого 5 класс
В произведении говорится о служивом офицере, который воевал на Кавказе. Когда он получил письмо от родной мамы, он поехал домой.
Первый вариант сочинения
Судьба главных героев «Слова о полку Игореве» тесно связана с русской природой, с самой Русью. Автор показывает, что природа всегда помогает своим сыновьям, заботясь о них, словно любящая мать.
Значение природы в «Слове о полку Игореве»
В «Слове о полку Игореве» огромное значение имеет образ природы, которая является полноценным персонажем и помогает автору раскрыть главную идею произведения. Кроме того, природа оказывает значительное влияние на развитие сюжета «Слова» и на судьбу основных действующих лиц.
Образ природы
Кадр из фильма-оперы “Князь Игорь”. 1969
Образ природы в «Слове о полку Игореве» появляется в самом начале повествования. Дружина князя уже собирается выступать в военный поход против половцев, как вдруг внезапно начинается солнечное затмение. Все воины становятся свидетелями этого редкого природного явления, которое по народным верованиям является предзнаменованием ужасных событий. Но, несмотря на это пророчество, войско князя Игоря всё-таки выступает навстречу своей погибели.
По мере приближения русских воинов к половецкой земле природа продолжает сопровождать их. Вокруг дружины бушует сильный ветер, деревья скрипят и раскачиваются, птицы пронзительно кричат, а звери ревут от бессильной злобы и дикой ненависти.
Создаётся такое впечатление, будто всё вокруг пронизано тревожным ожиданием предстоящей трагедии. Природа всеми силами старается остановить князя Игоря, предостеречь его от неравной битвы. Но князь не хочет к ней прислушиваться, и даже не думает о возвращении домой.
После их поражения природа плачет и горюет вместе с Ярославной, и всеми женами и матерями, которые не в силах были помочь своим любимым мужчинам. Засыхает трава, увядают цветы, гнутся до самой земли все деревья в округе.
Связь природы и человека
В «Слове о полку Игореве» природа и человек тесно связаны. Именно природный мир оказывает значительное влияние на людские судьбы. Все общаются с природой, как с живым существом. Люди винят её силы, или просят у них помощи. Природа всегда находится рядом с главными героями «Слова», хотят они того или нет.
Отношение автора к природе
В описании природы выражается авторское мировоззрение. Он относится к природе, как к живому существу, наделяя её человеческими качествами. У неё есть своё отношение к происходящим событиям, она по-своему воспринимает окружающий мир. Природа отражает действительность, и в этом отражении видно, как сильно она переживает за русский народ.
В изображении природы автор «Слова о полку Игореве» выражает свои мысли и взгляды. Когда князь Игорь принимает решение без поддержки соседних княжеств отправиться в опасный поход, природа отрицательно реагирует на это событие, и в результате оказывается на стороне половцев. Но когда он сбегает из плена, осознав свою вину и раскаявшись в содеянном, природа помогает ему и радуется его возвращению домой.
Природа в «Слове о полку Игореве» отражает происходящие события, и в этом отражении мы видим её отношение к русскому народу. Природа заботится о своих «детях», и волнуется за их судьбу. Она символизирует могущество Руси, её красоту и силу. Родная природа живёт в каждом русском человеке, и гибнет каждый раз, когда кто-то умирает.
Второй вариант сочинения
В отличие от других произведений древнерусской литературы, в «Слове о полку Игореве» природа занимает особое место. Здесь она представляет собой не просто фон, на котором происходят все события. В «Слове» природа тесно связана с судьбами главных героев, с их словами и поступками.
Всё действие «Слова о полку Игореве» тесно переплетено с природой. Основная сюжетная линия пронизана описаниями птиц, зверей, и другими изображениями явлений природного мира.
Автор «Слова о полку Игореве» и природа
Автор «Слова о полку Игореве» является истинным знатоком русской природы. Это становится понятно по тому, как он описывает местную фауну, употребляя специальные охотничьи термины, и изображает пейзаж во всех его подробностях и деталях.
Природа в «Слове»
Природа в «Слове о полку Игореве» выступает в роли заступницы и благодетельницы. Она сопереживает и страдает за своих сыновей. Когда начался бой с половцами, солнце исчезло, а небо заволокли мрачные чёрные тучи. Все воины оказались во тьме, потому что солнце не в силах было наблюдать, как гибнут отважные русские воины в неравной борьбе. После их гибели трава поникла, а деревья опустились к земле, роняя свою листву, словно слёзы.
Предзнаменование
В начале своего похода князь Игорь видит солнечное затмение. В те времена затмение являлось дурным предзнаменованием, пророчившим несчастье и поражение в битве. Игорь не прислушался к предупреждающей его природе, поэтому проиграл сражение половцам.
Побег князя Игоря
Особенно красочно природа описывается автором во время побега князя Игоря из плена. В этой части «Слова» присутствует множество сравнений, и все они связаны с миром природы. Князь Игорь сравнивается с быстрой белкой- горностаем, с резвой уткой-гоголем, с серым волком, и с вольным соколом.
Природа волнуется за князя Игоря, и помогает ему вернуться домой целым и невредимым. Дятлы, например, указали князю верную дорогу своим стуком, а Днепр дал ему возможность отдохнуть и спрятаться от своих врагов.
Когда князь Игорь вернулся домой, природа яркими солнечными лучами встретила его, выразив всеобщую радость.
Функция природы в «Слове о полку Игореве»
В «Слове о полку Игореве» природа выполняет двойную функцию. Она описывает окружающий главный героев пейзаж, выступая фоном для происходящих событий, и представляет собой средство для выражения мыслей и идей автора.
Несмотря на то, что в произведении практически не встречается описания пейзажей, читатели всегда могут в деталях представить, на каком фоне происходят события, потому что природа является их непосредственным участником. Она сочувствует русскому народу, предостерегает его от опасности, способствует побегу князя Игоря, а перед этим пытается остановить его поход грозой и ветрами.
Автор «Слова о полку Игореве» – настоящий мастер в описании природы. Он умело воспевает её красоту и могущество, но не забывает о главном посыле своего произведения, призывая русский народ к единению.
Третий вариант сочинения
Единство природы и человека
Описание природы занимает большое место в “Слове о полку Игореве”. В то же время это описание очень далеко от современного представления о реалистическом пейзаже. Для древнерусского автора природа сама по себе, как фон, не представляет особой значимости. Она может быть показана только как непосредственный участник событий, наделенный практически человеческими чертами.
Изображение природы в “Слове” – яркий образец языческого мировоззрения древних славян. В то время человек не отделял себя от окружающего мира. Не только птицы и животные, но даже все природные явления выступают активными участниками действия. Природа в “Слове” событийна и тесно связана с человеческими судьбами.
Добро и зло
Главной темой для автора “Слова” является противостояние Русской земли набегам степняков. Согласно этому взгляду вся природа также резко делится на силы добра и зла.
Природа всячески предупреждает Игоря о гибельности предпринимаемого похода. Происходит затмение солнца, в зловещей темноте пробуждаются птицы и пытаются своим криком остановить князя. Свист сусликов в степи (“свистъ звҍринъ въста”) и крик дива (мифологический персонаж) сообщают половцам о начале похода. Хищные животные ждут добычи после кровопролитного сражения (“орли клектомъ на кости звҍри зовутъ”).
После первой победы Ольговичи сравниваются автором с соколом и кречетом, а их противник, “поганый половчин”, с “чръным вороном”. Половецкий князь Гзак уподобляется “серому волку”.
Зловещие предзнаменования происходят в природе накануне роковой битвы: “кровавыя зори”, “чръныя тучя”, “синии млънии”. Наступление половцев образно сравнивается с природными силами: “вҍтри… вҍютъ с моря стрҍлами” (завязавшаяся перестрелка), “земля тутнетъ” (гудит под копытами половецких коней), “рҍкы мутно текутъ” (замутненные половецкой конницей).
В лирическом отступлении автор вспоминает о времени правления родоначальника Ольговичей – Олега Святославича, положившего начало губительным междоусобицам. Раздор между русскими князьями привел к тому, что “часто врани граяхуть, трупиа себҍ дҍляче” (вороны кричали, деля трупы), а галки собирались на кровавый пир (“хотять полетҍти на уедие”).
В. Васнецов. После побоища Игоря Святославича с половцами
Природа выражает сочувствие поражению войска Игоря. Никнет трава от жалости, преклоняются к земле деревья. Игорь и Всеволод сравниваются с двумя померкшими солнцами, а сыновья Игоря – с погасшими молодыми месяцами. Торжествующие половцы представлены в образе выводка гепардов (“акы пардуже гнҍздо”).
Обращаясь к другим князьям с призывом постоять за Русскую землю, автор “Слова” неизменно прибегает к ярким природным образам. Могущество и сила Всеволода Юрьевича настолько велики, что он может Волгу веслами расплескать, а Дон шлемами вычерпать. Храбрая дружина Рюрика и Давида Ростиславичей подобна рычащим турам, рвущимся отомстить половцам. Романа Мстиславича автор сравнивает с парящим в небесах соколом.
Природа принимает непосредственное участие в побеге князя Игоря из вражеского плена. Бог указывает ему приметы, помогающие найти путь из степи в Русскую землю. Во время бегства Игорь поочередно “превращается” в “бҍлого гоголя” (вид дикой утки), “бусого влъка” (серого волка) и сокола. Он с благодарностью обращается к реке Донцу, которая облегчала его путь (“лелҍявшу князя на влънахъ, стлавшу ему зелҍну траву”) и предупреждала об опасности (“стрежаще его гоголемъ на водҍ”).
Плач Ярославны
Полное отождествление человека с природой происходит к самом лиричном и образном фрагменте “Слова” – плаче Ярославны на городской стене в Путивле. Убитая горем жена Игоря хочет обернуть “зегзицею” (кукушкой), чтобы долететь до крайних русских границ и облегчить страдания мужа.
Для Ярославны представляется вполне естественным обратиться к природе с укорами и просьбой о помощи. Ее мольба призвана смягчить ветер, дующий навстречу русским полкам, охладить жаркие лучи солнца, заставляющие воинов Игоря страдать от жажды. Центральное место плача Ярославны – просьба к Днепру: “Възлелеҍй [направь], господине, мою ладу [мужа] къ мнҍ”.
Для древнерусского автора плач Ярославны – не просто жалоба одинокой женщины. Он твердо уверен в том, что в самой тяжелой ситуации человек может надеяться на сочувствие и помощь природных сил.
Список рекомендованной и использованной литературы
- Г.В. Вернадский. Золотой век Киевской Руси. Москва, 2012 г.
- Д.С. Лихачев. Размышления об авторе «Слова о полку Игореве». Русская литература, 1985 г.
- И.Н. Данилевский. Древняя Русь глазами современников и потомков (XI-XII вв.). Москва, 1998 г.
- Л. А. Дмитриев, Д. С. Лихачев, С. А. Семячко. Энциклопедия “Слова о полку Игореве”: В 5 томах .СПб.: Дмитрий Буланин, 1995.
Даниил Романович | Просмотров: 5k
Здесь Вы найдете пример сочинение о роли природы в повествовании в «Слове о полку Игореве».
Текст сочинения.
Природа в «Слове» — не пейзаж, а активное действующее лицо. Она сопровождает Игоря на его пути, к ней обращается Ярославна. Звери, птицы, растения, небесные светила, стихии активно участвуют в действии: предостерегают, печалятся, радуются, сочувствуют, предвкушают.
Князь отказался откликнуться на идущее от природы предостережение, все-таки продолжил поход после солнечного затмения, и она знает о том, что произойдет, еще до самого сражения. «Игорь к Дону войско ведет. Уже беды его подстерегают птицы по дубравам, волки грозу накликают по яругам, орлы клектом зверей на кости зовут, лисицы брешут на червленые щиты».
У половцев тоже есть свои природные покровители. «Вот ветры, внуки Стрибога, веют с моря стрелами на храбрые полки Игоря. Земля гудит, реки мутно текут, пыль поля покрывает, стяги говорят: половцы идут от Дона и от моря и со всех сторон русские полки обступили».
Начинается битва — одно сражение в «поле неведомом», — но ее печальные последствия распространяются по всей Руси. «С раннего утра до вечера, с вечера до рассвета летят стрелы каленые, гремят сабли о шлемы, трещат копья булатные в поле неведомом среди земли Половецкой. Черна земля под копытами, костьми была посеяна, а кровью полита; горем взошли они по Русской земле!»
Игорь пленен, и вся природа откликается на человеческую драму: «Никнет трава от жалости, а дерево с тоской к земле приклонилось».
Игорь бежит из плена, за ним начинается погоня — и снова ему помогает не только Бог, но опять-таки природа. «То не сороки застрекотали — по следу Игоря рыщут Гзак с Кончаком. Тогда вороны не каркали, галки примолкли, сороки не стрекотали, только полозы ползали. Дятлы стуком путь к реке указывают, соловьи веселыми песнями рассвет предвещают».
Наконец, возвращение князя на родину снова связывается с образом солнца, которое теперь не предсказывает беду, а радуется победе. «Солнце светится на небе — Игорь-князь в Русской земле».
Большинство таких описаний строится на метафорах, в некоторых случаях на развертывании и материализации метафоры (тоска течет, как вода, и разливается по Русской земле; поле засевается костями, поливается кровью и дает всходы в виде горя). Однако некоторые сюжетные эпизоды (разговор Игоря с Донцом, обращение Ярославны к ветру, Днепру и солнцу) позволяют предположить, что автор «Слова» еще не расстался с мифологическим мышлением, с представлением о том, что природные стихии действительно имеют душу, вступают с человеком в тесные отношения, определяют его судьбу.
«Кликнул, стукнула земля, зашумела трава, задвигались вежи половецкие. А Игорь- князь скакнул горностаем в тростники, белым гоголем — на воду, вспрыгнул на борзого коня, соскочил с него босым волком, и помчался по лугу Донца, и полетел соколом под облаками, избивая гусей и лебедей к завтраку, и к обеду, и к ужину. Когда Игорь соколом полетел, то Овлур волком побежал, отряхая студеную росу: загнали они своих борзых коней».
Побег Игоря и погоня за ним в исторической реальности происходили на лошадях. Они мимоходом упоминаются и автором «Слова». Но описание так убедительно в своей динамике, что в превращения Игоря и его противника можно поверить. История побега превращается в поединок персонажей-оборотней: Игорь мгновенно меняет несколько обличий (горностай — гоголь — волк — наконец, сокол), Гзак проигрывает ему, оставаясь только волком. С волками сравниваются и другие персонажи «Слова»: сам Боян, воины-куряне, князь Всеслав.
Все сочинения по поэме «Слово о полку Игореве»
Содержание
- Роль природных образов в «Слове о полку Игореве» (176 слов)
- Человек и природа в произведении «Слово о полку Игореве» (230 слов)
Роль природных образов в «Слове о полку Игореве» (176 слов)
Описание природы в «Слово о полку Игореве» помогает автору ярко и поэтично выразить свои мысли и взгляды.
Образ всеобъятной природы подает свой голос уже в самом начале повествования. Когда князь уже готов начать поход на половцев, происходит солнечное затмение – вестник ужасных событий. Пока его войско движется, вокруг него бушует ветер, шумят деревья, кричат птицы. Сам воздух пронизан тревогой. Природа пытается предостеречь Игоря. В последней битве княжеской дружины солнце меркнет, появляются тучи, и воины остаются в кромешной тьме.
Подобными описаниями автор показывает обреченность солдат. После разгрома войска природа впадает в уныние, горюя о погибших и взятых в плен воинах. Когда Игорь бежит из плена, природа помогает ему вернуться домой. Автор описывает это так: «В ночь побега стоит глубокая тишина, ни птицы, ни звери не выдают присутствия беглеца, даже дятлы помогают герою, своим стуком указывая ему дорогу домой». С возвращением Игоря в родные края, выглядывает солнце, природа радуется.
Автор показывает глубокую связь народа с окружающим миром, подчеркивая значимость природных образов, и преподнося природу как отдельного, не менее важного персонажа.
4
(176 слов)
Человек и природа в произведении «Слово о полку Игореве» (230 слов)
«Слово о полку Игореве» — произведение, не имеющее автора, написанное примерно в 12 веке. В нем рассказывается о неудачном походе русских князей на половцев в 1135 году. Произведение очень необычное для своего времени, потому что природа не становится просто фоном: она связана с поступками героев, событиями. Часто можно заметить, что природа сама является еще одним персонажем.
Русская природа участвует во всех событиях «Слова…». В первой главе князь Игорь видит солнечное затмение.
«Но, взглянув на солнце в этот день,
Подивился Игорь на светило
Середь бела-дня ночная тень
Ополчения русские покрыла».
В Древней Руси солнечное затмение предвещало беду и поражения, но Игорь не прислушивается к этому знамению, и, как итог, вторую битву он проигрывает. Поражение во второй битве также можно предугадать – автор неслучайно использует эпитет «кровяные зори».
Стихии, к которым обращается Ярославна, откликаются на ее просьбу и помогают Игорю бежать из плена.
«Дятлы, Игоря встречая,
Стуком кажут путь к реке».
Природа также переживает вместе с героями радость от возвращения Игоря домой — «Соловьи ликуют вдалеке» , переживает грусть от поражения полка
«Степь поникла, жалости полна,
И деревья ветви приклонили».
Во время побега князя из плена, природа будто сама бежит из вражеских земель: «Словно сокол, вьется в облака», «Серым волком скачет он домой», «В горностая – белку обратясь».
Таким образом, через все произведение можно заметить, что природа является полноценным персонажем «Слово». Она наблюдает, показывает, помогает, подсказывает. То есть, ведет себя, как нечто живое, способное испытывать чувства.
5
(230 слов)
Образ природы в “Слове о полку Игореве”
“Слово о полку Игореве” является одним из самых значительных произведений древнерусской литературы. В художественной системе “Слова о полку Игореве” образы природы играют огромную роль.
Природа в “Слове о полку Игореве” выполняет двойную функцию. С одной стороны, она живет самостоятельной жизнью, описывая окружающий героев пейзаж, с другой – выступает средством выражения мыслей и отношения к происходящему автора.
В описании природы проявляется поэтическое восприятие мира автором. К природе он относится как к живому существу, наделяя ее качествами, присущими человеку: она воспринимает окружающий мир, реагирует на происходящие события. Природа в “Слове о полку Игореве” выступает отдельным героем произведения, является отражением происходящих событий и дает им оценку.
Так как образы природы служат своеобразным средством выражения мыслей автора, то она как бы является союзницей и сторонницей русских войск. Природа отражает происходящие события, и в этом отражении мы видим, что она “переживает” за русский народ. После поражения Игоря природа скорбит вместе с ним: “Ничить трава жалощами, а древо с тугою к земли преклонилось”.
Обратите внимание
Вспомним описание второй битвы. “…Кровавыя зори свет поведают. Чръныя тучи с моря идут… а в них трепещут синии млънии. Быти грому великому!” В этом описании ощущается эмоциональное напряжение, читатель осознает неминуемость поражения.
За описанием природы мы читаем мысли автора о том, что поражение неизбежно.
Эта точка зрения – результат его политических взглядов, которые состояли в том, что для того чтобы русским войскам победить половцев, нужно объединиться русским князьям, а не действовать в одиночку.
Природа в произведении выступает как некая высшая сила, которая может предсказывать события и управлять ими. Так, перед выступлением Игоря в поход природа предупреждает русские войска о грозящей им опасности: “Солнце ему тьмою путь заступаше”.
Природа не только отражает происходящие события и свидетельствует об опасности, но и является активным участником событий. К природе с просьбой о помощи обращается Ярославна.
Она видит в ней защитницу и помощницу, просит Солнце “светлое и тресветлое”, Ветер и Днепр Словутич помочь Игорю бежать из плена. Обращаясь к природе, Ярославна ищет душевного успокоения, хочет развеять свою скорбь.
Плач Ярославны – заклинание сил природы, которые она побуждает послужить “милому ладе”.
Природа активно помогает бежать Игорю из плена. Донец подстилает ему зеленую траву на своих серебряных берегах, он лелеет князя на своих волнах, одевает теплыми туманами под сенью дерев. Во время бегства Игоря “врани не граахуть, сорокы не троскоташа”, соловьи поют песни, а дятлы путь показывают.
Несмотря на поражение русских войск, Донец прославляет и оправдывает героя: “Княже Игорю! Не мало ти величия, а Кончаку нелюбия, а Русской земли веселиа!” Когда Игорь возвращается из плена, “солнце светится на небесе”.
Важно
Большую роль в описании природы и ее смысловом значении играет символика цвета. Тот или иной цвет, преобладающий в описании данного пейзажа, несет в себе определенную психологическую нагрузку.
Восприятие цвета как символа вообще характерно для эпохи Средневековья. Это очень ярко проявлялось в иконописи и также отразилось в литературе.
Черный цвет используется для описания трагических событий, так как он является проявлением зла, символизирует мрак. Синий – небесный цвет, олицетворяющий высшие силы.
Черные молнии и синие тучи в небесах говорят о грядущем мраке и безысходности положения Игоря, синий здесь выступает как знак свыше. Красный цвет символизирует кровь, страдания, поэтому используется в описании образов природы во время битвы и после поражения. Зеленый – цвет успокоения, серебристый символизирует свет и радость.
Поэтому эти цвета применяются автором в описании побега Игоря из плена.
Изображая природу, автор “Слова о полку Игореве” ярко и поэтично выражает свои мысли и политические взгляды.
Когда князь решает самостоятельно выступить в поход, природа дает отрицательную оценку этому решению и становится на сторону врагов, когда же Игорь бежит из плена, чтобы, раскаявшись, “принести повинную голову” Святославу в Киев, природа помогает ему и радостно приветствует по прибытии в Киев.
(No Ratings Yet)
Источник: https://goldsoch.info/obraz-prirody-v-slove-o-polku-igoreve/
Природа в «Слове о полку Игореве» — сочинение
Здесь Вы найдете пример сочинение о роли природы в повествовании в «Слове о полку Игореве».
Текст сочинения.
Природа в «Слове» — не пейзаж, а активное действующее лицо. Она сопровождает Игоря на его пути, к ней обращается Ярославна. Звери, птицы, растения, небесные светила, стихии активно участвуют в действии: предостерегают, печалятся, радуются, сочувствуют, предвкушают.
Князь отказался откликнуться на идущее от природы предостережение, все-таки продолжил поход после солнечного затмения, и она знает о том, что произойдет, еще до самого сражения. «Игорь к Дону войско ведет. Уже беды его подстерегают птицы по дубравам, волки грозу накликают по яругам, орлы клектом зверей на кости зовут, лисицы брешут на червленые щиты».
Совет
У половцев тоже есть свои природные покровители. «Вот ветры, внуки Стрибога, веют с моря стрелами на храбрые полки Игоря. Земля гудит, реки мутно текут, пыль поля покрывает, стяги говорят: половцы идут от Дона и от моря и со всех сторон русские полки обступили».
Начинается битва — одно сражение в «поле неведомом», — но ее печальные последствия распространяются по всей Руси. «С раннего утра до вечера, с вечера до рассвета летят стрелы каленые, гремят сабли о шлемы, трещат копья булатные в поле неведомом среди земли Половецкой. Черна земля под копытами, костьми была посеяна, а кровью полита; горем взошли они по Русской земле!»
Игорь пленен, и вся природа откликается на человеческую драму: «Никнет трава от жалости, а дерево с тоской к земле приклонилось».
Игорь бежит из плена, за ним начинается погоня — и снова ему помогает не только Бог, но опять-таки природа. «То не сороки застрекотали — по следу Игоря рыщут Гзак с Кончаком. Тогда вороны не каркали, галки примолкли, сороки не стрекотали, только полозы ползали. Дятлы стуком путь к реке указывают, соловьи веселыми песнями рассвет предвещают».
Наконец, возвращение князя на родину снова связывается с образом солнца, которое теперь не предсказывает беду, а радуется победе. «Солнце светится на небе — Игорь-князь в Русской земле».
Большинство таких описаний строится на метафорах, в некоторых случаях на развертывании и материализации метафоры (тоска течет, как вода, и разливается по Русской земле; поле засевается костями, поливается кровью и дает всходы в виде горя).
Однако некоторые сюжетные эпизоды (разговор Игоря с Донцом, обращение Ярославны к ветру, Днепру и солнцу) позволяют предположить, что автор «Слова» еще не расстался с мифологическим мышлением, с представлением о том, что природные стихии действительно имеют душу, вступают с человеком в тесные отношения, определяют его судьбу.
«Кликнул, стукнула земля, зашумела трава, задвигались вежи половецкие.
А Игорь- князь скакнул горностаем в тростники, белым гоголем — на воду, вспрыгнул на борзого коня, соскочил с него босым волком, и помчался по лугу Донца, и полетел соколом под облаками, избивая гусей и лебедей к завтраку, и к обеду, и к ужину. Когда Игорь соколом полетел, то Овлур волком побежал, отряхая студеную росу: загнали они своих борзых коней».
Обратите внимание
Побег Игоря и погоня за ним в исторической реальности происходили на лошадях. Они мимоходом упоминаются и автором «Слова». Но описание так убедительно в своей динамике, что в превращения Игоря и его противника можно поверить.
История побега превращается в поединок персонажей-оборотней: Игорь мгновенно меняет несколько обличий (горностай — гоголь — волк — наконец, сокол), Гзак проигрывает ему, оставаясь только волком.
С волками сравниваются и другие персонажи «Слова»: сам Боян, воины-куряне, князь Всеслав.
Все сочинения по поэме «Слово о полку Игореве»
Источник: https://sochinenie-rus.ru/priroda-v-slove-o-polku-igoreve-sochinenie/
Сочинение на тему: СЛИЯНИЕ АВТОРА И ПРИРОДЫ В «СЛОВЕ О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»
Прекрасным памятником древнерусской литературы является созданное неизвестным автором «Слово о полку Игореве», в котором в ярких аллегорических образах обрисован поход русского князя Игоря Святославича против половецких племен. Мы не знакомы с автором поэмы, не знаем, кем он был, как оказался свидетелем исторических событий, которые взялся описать.
Но в самом произведении нам во всех деталях и тонкостях открывается богатый душевный мир автора. Мы узнаем его из тех образов, которые были созданы его воображением, из взволнованных, эмоциональных восклицаний. Но в первую очередь, из того фона, на котором разворачиваются события, с которым духовный мир автора «Слова… » словно бы становится единым и неделимым целым.
Существенную роль в раскрытии основной идеи произведения, в самом развитии событий, в отражении чувств и мыслей создателя поэмы играет природа. Через образы окружающего мира автор передает все свои переживания, через них он обращается к героям, через них протягивает невидимую нить к нам, читателям.
Он превращает природу в живое, мыслящее существо, которое страдает и радуется вместе с героями поэмы, осуждает или одобряет их поступки, предупреждает об опасности, выражает скорбь, сочувствие, сожаление.
Картины природы, то мрачной, опечаленной, то радостной, ликующей, отражают глубокую любовь автора к родной земле, к русскому народу.
В поэме описывается поход русского князя Игоря на половцев. Но главной идеей «Слова…» является все же не повествование об этом походе, не описание исторических событий, сражений, побед и поражений.
Автор стремился в своем произведении донести до читателей важную мысль — о том, что в одиночку невозможно победить врага, что только объединив усилия, сплотив свои силы, можно добиться победы. Эту же мысль призвана выразить в поэме и природа.
Важно
Яркими, насыщенными, кричащими об опасности красками предостерегает она русское войско от роковой ошибки:
…кровавые зори свет возвещают; черные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца…
Князь Игорь не обращает внимания на предупреждения природы. Ослепленный стремлением к славе, он продолжает вести свою дружину вперед.
Но и на протяжении всего дальнейшего пути его сопровождают мрачные, зловещие предзнаменования.
Мы еще не знаем, что русское войско должно потерпеть поражение, но картины природы уже подготавливают нас к чему-то трагическому и неотвратимому. Хищные звери, жаждущие скорой добычи на поле брани, следуют за войском:
Уже несчастий его подстерегают птицы
по дубам; волки грозу поднимают по оврагам; орлы клекотом на кости зверей зовут; лисицы брешут на червленые щиты.
К образам природы прибегает автор в стремлении предотвратить трагедию русской дружины. Когда же войско, не обратившее внимания на предупреждающие знамения, потерпело поражение и было вынуждено отступать, его отступление снова сопровождают печальные картины природы.
Природа страдает вместе с воинами: деревья склоняются до земли от горя; трава поникла от жалости; само поле битвы становится похожим на пашню. Последнее имеет глубоко символичный смысл: это противопоставление войны и мирного труда, разрушения и созидания, смерти и жизни.
Образы-символы природы встречаются на протяжении всего произведения: Игорь оборачивается соколом и бьет гусей и лебедей к завтраку, обеду и ужину; осуждая необдуманный поход князя, автор восклицает: «О, далеко залетел сокол, птиц избивая, — к морю…»; Ярославна стремится «полететь кукушкою по Дунаю» к своему мужу; во время ночлега укрывает Игоря теплыми туманами.
К силам природы обращается и жена Игоря, Ярославна:
О ветер, ветрило!
Зачем, господин, веешь ты навстречу?
Зачем мчишь хиновские стрелочки на своих легких крыльицах на воинов моего милого?
Совет
Именно у родной природы она ищет сочувствия и помощи, умоляя помочь ее любимому вернуться на родину:
О Днепр Словутич!..
Прилелей же, господин, моего милого ко мне, чтобы не слала я ему слез на море рано.
Она с горестным плачем обращается к ветру, веющему под облаками, подгоняющему корабли на синем море, к Днепру, который пробил каменные горы сквозь землю Половецкую и помогал Святославу в его славных походах, к солнцу, согревающему всех своим теплом, а в сухой степи обжигающему своими лучами русских воинов.
Для автора природа — это, в первую очередь, источник поэтических представлений. Он очень точно и метко подбирает слова, выражения и образы для передачи этих представлений. Он описывает явления природы так, что мы не только сами ощущаем происходящее, но и начинаем понимать, что означает то или иное явление.
Мы чувствуем, как «уснуло» соловьиное пение; как «трепещут» синие молнии; как «никнет», испытывая вселенскую печаль, трава. Солнце «меркнет», предвещая неудачный поход, багряные снопы лучей и вечерней зари «гаснут», месяц «поволакивается тьмою», наступающая ночь «прикрывает свет тьмою».
Тоска «разливается» во всей окружающей природе, печаль «течет» посреди всей Русской земли, а веселье «разливается по ковылю». Ветер не просто помогает плыть кораблям — он их «лелеет на синем море», и Ярославна просит ветер, чтобы он «возлелеял» к ней милого мужа, «лелеючи» помог ему доплыть до Русской земли.
Даже телеги у автора «Слова…» «крычат», как лебеди.
Все сказанное выше является ярким подтверждением того, что автор сам безгранично связан с природой Русской земли, глубоко чувствует и понимает ее.
Чувства создателя поэмы настолько велики, он так близко принимает горе и радость своих героев, что природа просто не может не отреагировать на это.
А он, в свою очередь, не мог бы передать лучше свои эмоции, мысли, идеи, чем через образы окружающего мира.
Обратите внимание
Автор потому наделяет человеческими чувствами животных, деревья, цветы и даже городские стены, что искренне считает: все эти предметы могут сочувствовать добру и ненавидеть зло, испытывать радость и горе.
Чувства и действия природы — солнца, трав, деревьев, животных — искренни и естественны. Также искренни чувства самого автора. Поэтому он соединяется с природой, сливается с ней, чтобы высказать то, что происходит у него в душе. И его чувства и мысли, благодаря состоянию природы, значительно усиливаются.
На этой странице искали :
- роль природы в слове о полку игореве
- сочинение на тему родная природа в слове о полку игореве
- Образ природы в Слове о полку Игореве
- сочинение на тему образ природы в слове о полку игореве
- сочинение на тему роль природы в слове о полку игореве
Сохрани к себе на стену!
Источник: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-na-temu-sliyanie-avtora-i-prirody-v-slove-o-polku-igoreve.html
Природа и ее роль в “Слове о полку Игореве”
Поэма “Слово о полку Игореве” небольшая по объему, но в этом произведении смешивается столько мыслей, столько тем, так тонко воспроизведено глубинное содержание событий, которое остается только испытывать удивление гениальности неизвестного Автора. Он первый избрал главным героем произведения Русскую землю, основав традицию, что живет и по сей день.
Рядом с историческим, национальным, географическим образом Родины есть в “Слове…” еще один образ – многоликая природа.
Во времена написания произведения Русь уже была христианским государством, но христианская вера как-то органически употреблялась (да и продолжает еще сосуществовать) с язычеством, верой в силу природы, в то, что все явления наполнены каким-то сокровенным содержанием.
Природа в “Слове…” пробуждает ощущение первозданности мира. В XII столетии степи – это бескрайняя зеленая стихия, большая и таинственная, неисхоженное, неведомое, подобие океана.
Гонят князя Игоря степи, встречают ревом грозы, воем волков по большим оврагам, клекотом орлов, которые зверей зовут на кости; воины слышат, как И лисицы врут на щиты. Ночью степь звенит соловьиным пением, утро будет своим воплем галки. Степь никогда не молчит, она говорит на языке трав.
Природа признает русичей своими и старается предупредить храброе войско об опасности. Изменяются краски – “кровавые звезды мир прорицают”, “черные тучи с моря идут”, “трепещут молнии синие”, дождь, который пришел с Дона, сиплое на, войско стрелами. Каждый сюжетный ход в поэме находит отклик в природе.
Она радуется, плачет, сердится, провещает победу или поражение. Солнце, вода, ветер, степь, лес, молния такие же полноправные герои “Слова…”, как и воины, князья, жены, мифические существа. Природа поэт, шепчет, бьет грозой, заливается птицей.
В мире природы, как и в жизни людей, действуют две непримиримые силы – добрая и злая. Вслед за радостным, ярким востоком солнца, наступает горькое утро, когда “весьма рано кровавые звезды мир прорицают, черные тучи с моря идут”.
Картина бегства Игоря из плена очень драматическая, но взгляд читателя останавливается на степных реках, которые стелет зеленую траву на песчаные берега, на заросли камыша, где аж кишит лебедями, гусями, качками, чайками. Автор “Слова…” зорким глазом заметил степное бездорожье, через которое ” Игорь-Князь проскочил горностаем в камыш и белым гоголем на воду”.
Автор хорошо знает зверей и птиц, в которых в поэме говорится с пониманием настоящего охотника. Известно, что охота с соколами была любимой утехой и.
Важно
Изображение птиц случается в начале “Слова…”: “тогда напускал десять соколов на стадо лебедей…” Соколы олицетворяют собой вещие персты Бояна, которые он опускает на живые струны, а лебеди – это струны, которые “…самим князьям славу рокотали”.
Бояна автор сравнивает с соловьем “часа давней”, который запел бы песню Игорю: “Не буря соколов занесла через поля широкие – стадами галки бегут к Дону большому”.
В поэме Автор “возвращает” образ сокола, показывая его с разных сторон. Эта смелая, сильная птица может видеть со своего гнезда более сильного соперника, подняться в поднебесье и обогнать своих преследователей.
Поэт сравнивает Игоря с соколом, который ничего не боится и ценит свободу.
Природа в “Слове…” существует не сама по себя. Автор не описывает картины, а говорит в действии. Природа выступает в произведении, как составная часть родной земли и как действующий фактор, тесно связанный с судьбой и уступками героев. Она создает фон и пространство, показывает движение во времени.
(No Ratings Yet)
Загрузка…
Природа и ее роль в “Слове о полку Игореве”
Другие сочинения по теме:
- Понятие Родины в “Слове о полку Игореве” Из далекой дали, через пространство столетий доносятся к нам голоса, в которых звучит трепетная любовь к родной Русской земле. В…
- Образ Родины в “Слове о полку Игореве” Восемь веков назад, в 1187 году, было создано “Слово о полку Игореве” – гениальное патриотическое произведение русской литературы. Поэма Древней…
- Художественные средства изображения в “Слове о полку Игореве” Историчность, документальность “Слова…”. “Древнерусский читатель не интересовался бы произведением, если бы знал, что сюжет его выдуман, а герои его никогда…
- Сон Святослава в “Слове о полку Игореве” Каждого, любящего русскую литературу, интересует вопрос о том, кем написано гениальное “Слово о полку Игореве”. Единственным источником, который может дать…
- Своеобразие описания исторического прошлого в “Слове о полку Игореве” Своеобразие исторического прошлого нашей страны необходимо предполагало существование особого пути развития русской литературы, непохожего на историю развития западноевропейских литератур. Это…
- “Слово о полку Игореве”; Создатель “Слова о полку “Слово о полку Игореве” Создатель “Слова о полку Игореве” написал свое произведение в 1185 году. В это время Великая Русь…
- “Композиция и жанр “Слова о полку Игореве” “Слово” начинается обширным вступлением, в котором автор вспоминает старинного певца “слав” Бояна, мудрого и искусного, но тем не менее заявляет,…
- Связь “Слова о полку Игореве” с устным народным творчеством “Слово о полку Игореве” – величайший памятник литературы Древней Руси. Автор “Слова…” неизвестен. Разыскал это произведение известный собиратель древностей и…
- Раскрытие основной идеи “Слова о полку Игореве” Талантливейшее произведение древнерусской литературы “Слово о полку Игореве” было написано на рубеже XII-XIII веков, незадолго до опустошительного нашествия на Русь…
- Поэтика “Слова о полку Игореве” Поэтика “Слова” настолько своеобразна, язык и стиль его так красочны и самобытны, что на первый взгляд может показаться, что “Слово”…
- Сочинение: Образ Игоря – защитника Русской земли в “Слове о полке Игореве” В истории общечеловеческой культуры есть памятки, которые отображают наилучшие черты, присущие тому или иному народу. К таким шедеврам искусства принадлежит…
- Кто же он, создатель “Слова о полку Игореве”? Сочинение подойдет так же на тему: Образ русской земли в памятнике древней Руси “слово о полку Игореве”. Загадка его личности…
- “Слово о полку Игореве” и его связь с устным народным творчеством “Слово…” выросло на плодородной почве русской культуры XII века. “Слово…” глубокими корнями связано с народной культурой, народным языком, народным мировоззрением….
- Как написать сочинение по “Слову о полку Игореве” Я думаю, вы мечтаете побывать в походе, а возможно, уже и бывали. Но сейчас мы с вами отправимся не в…
- Поход Игоря Святославовича – героический или необдуманный поступок? (По “Слову о полку Игореве”) Поход Игоря Святославовича – героический или необдуманный поступок? (По “Слову о полку Игореве”) Поход Игоря Святославовича – героический или необдуманный…
- Описание сюжета произведения “Слово о полку Игореве” Композиция “Слова” необычна для исторической повести. Мы видим, что в центре внимания автора не столько последовательный рассказ о самих событиях…
- Когда было написано “Слово о полку Игореве” Когда было написано “Слово о полку Игореве” 1. Своеобразие “Слова”. 2. Главная мысль произведения. 3. Величайший памятник древнерусской литературы. “Слово…
- Нравственно-символическое значение “Слова о полку Игореве” За последнее время понимание слова “дивъ” в “Слове о полку Игореве” как будто определилось: большинство исследователей сошлись на том, что…
- Образ Ярославны в эпосе “Слово о полку Игореве” Женская судьба… Испокон веков назначением женщины считалось быть берегиней. Рождать и воспитывать детей, беречь домашний костер, работать в поле, угождать…
- Время написания “Слово о полку Игореве” и вопрос о его авторе Исследования последних лет убедительно доказали, что “Слово” могло быть написано вскоре после изображенного в нем события – похода Игоря на…
Источник: https://ege-russian.ru/priroda-i-ee-rol-v-slove-o-polku-igoreve/
сочинение на тему природа в слове о полку игореве
+10
1 год назад14 Следить
Игорь
Русская природа выступает в «Слове о полку Игореве» как отдельное действующее лицо. Она реагирует на все происходящие события, как живой человек. В некоторых местах поэмы природа разъясняет читателю непонятные моменты.Автор – очень чуткий наблюдатель. В своем произведении он подмечает многие мелкие детали.
Например, приводится описание берегов Донца, которые в «Слове…» имеют серебряный цвет. На первый взгляд может показаться, что это просто эпитет. Но в действительности воды Дона имеют беловатый оттенок, потому что содержат в себе много мела. В летнее время года берега Дона обмелевают, оставленный на косах и отмелях мел отсвечивает серебром.
Очень точное наблюдение автора можно отметить в эпизоде побега Игоря из плена. Князь благодарит Донец за то, что тот спрятал его. Чтобы не попасться в руки половецким князьям, Игорь бежал только по ночам. Днем же ему приходилось скрываться в зарослях на берегу степных рек. О приближении людей беглецу сообщали гоголи и чайки.
Когда их поведение становилось беспокойным, Игорь начинал бежать дальше.Еще одной мастерски подмеченной деталью описания природы являются дятлы, которые указывают Игорю дорогу к реке. Степная река и деревья, находящиеся только на берегах, не видны издалека, поэтому стук дятлов помогал князю двигаться в нужном направлении.
Природа, безусловно, имеет огромное значение в «Слове о полку Игореве», но автор не добавляет прямого описания пейзажей. Природа воспринимается им не как нечто прекрасное, чем стоит любоваться, а как главный помощник человека в трудную минуту. Она влияет на ход описанных событий и является одним из главных их участников. Природа в «Слове…
» наделена человеческими качествами – она так же изменчива, как живое существо. В поэме множество эпизодов, где природа играет главную роль: она предсказывает исход сражения еще в начале похода, помогает Игорю бежать из плена, к ней обращается с мольбой жена Игоря Ярославна. Разберем каждый эпизод поподробнее.
Участие природы в повествовании заметно с самого начала. Свет солнца меркнет, и наступает затмение, начинается гроза. Все это должно уберечь Игоря от неудачного похода. Дикие птицы и звери тоже пытаются помешать безрассудному поступку князя. Движение половецкого войска навстречу русской дружине сопровождается синими тучами.
Поражение княжеского войска отражается на состоянии природы: деревья в печали и роняют листву, а трава никнет к земле.
Автор отмечает изменение природы из-за княжеских распрей. Войны Олега приводят к тому, что пустеют пашни.
1 год назад
Валерий
Совет
В событиях «Слова о полку Игореве» большую роль играет природа. Автор делает ее живым существом, способным страдать и радоваться вместе с героями поэмы, оценивать их поступки. Вся природа, описанная человеком, принимавшим участие в бою против половцев, проникнута любовью к родине.
Именно поэтому природа в этом произведении помогает героям, борющимся не за свое личное счастье, а за счастье своей родины. Когда князь Игорь выступает в поход на половцев, природа как-будто старается удержать его, предупредить об опасности. Об этом свидетельствуют: затмение солнца, крик филина.
С природой связан также образ жены Игоря – Ярославны. Тоскуя по Игорю, тревожась за его войско, она обращается в своих мольбах к природе (ветру, Днепру, солнцу).
Природа страдает вместе с матерью убитого князя Ростислава, горюющей о сыне: «Цветы почернели от скорби! Дерево в тоске к земле припало!» Природа помогает и князю Игорю бежать из плена. Она укрывает его от преследователей, и он благополучно возвращается домой.
С природой неразрывно связан каждый образ «Cлова о полку Игореве». Человек, написавший поэму, хорошо знал природу и связывал с ней не только жизнь людей в целом, но и события, происходившие с ними.
1 год назад
Источник: https://gitun.com/q/6284
Образ природы в «Слове о полку Игореве»:
Стиль монументального историзма характеризуется прежде всего стремлением рассматривать предмет изображения с больших дистанций: пространственных, временных, иерархических. Это стиль, в пределах которого все наиболее значимое и красивое представляется большим, монументальным, величественным.
В «Слове» развито «панорамное зрение», стремление подчеркивать огромность расстояний, сопрягать в изложении различные удаленные друг от друга географические пункты (например: «…збися дивъ, кличетъ връху древа: Велитъ послушати – земли незнаемЬ, ВлъзЬ, и Поморию, и Посулию, и Сурожу, и Корсуню, и тебЬ, Тьмутораканьскый блъванъ!»).
Каждое действие воспринимается как бы с огромной высоты, Благодаря этому битва Игоря с половцами приобретает всесветные размеры: черные тучи, символизирующие врагов Руси, идут от самого моря, хотят прикрыть четыре солнца. Дождь идет стрелами с Дона великого. Ветры веют стрелами с моря. Битва как бы наполняет собою всю степь.
Таким образом, как единое целое выступает для автора вся русская природа. Ветер, солнце, грозовые тучи, в которых трепещут синие молнии, вечерние зори и утренние восходы, море, овраги, реки составляют тот необычайно широкий фон, на котором развертывается действие «Слова», передают ощущение широких просторов Родины, огромного и живого существа.
Пейзаж «Слова» воспринят как бы с огромной высоты. «Горизонты» этого пейзажа раздвинуты и позволяют видеть не участок природы, а страну, область.
Этот широкий пейзаж особенно отчетливо выступает в плаче Ярославны. Княгиня обращается к ветру, веющему под облаками, лелеющему корабли на синем море; к Днепру, который пробил каменные горы сквозь землю Половецкую и лелеял на себе Святославовы нагады до Кобякова стана; к Солнцу, которое для всех тепло и прекрасно, а в степи безводной простерло другие свои лучи на русских воинов, жаждою им луки скрутило, истомою им колчаны заткнуло.
В период перехода к личностному сознанию стало обычным или даже обязательным обращаться в плаче к окружающей природе – горам, рекам, удолиям – с просьбой принять участие в горе, плаче совместно с человеком.
Особый характер носят представления в древнеславянских литературах о местонахождении человеческих чувств и мыслей.
Нельзя утверждать, что во всех случаях, но очень часто чувство находится там, на кого оно направлено. Оно имеет не личностный характер, имеет своим центром не печалящегося человека, а того или то, на что направлена печаль.
При этом – и это обусловлено особенностью восприятия чувств – последнее как бы материализуется: тоска, туга, печаль могут течь и на довольно широком пространстве, быть «жирными», то есть густыми, вязкими. «Тоска и печаль могут одевать в темноту берег реки….
Предполагаю, что и трава, и деревья никнут, клонятся долу не по собственному произволению, не потому, что они сами испытывают клонящую их книзу печаль, а потому, что на них распространяется печаль людей, думающих о поражении.» (Лихачев Д.С.)
«Ничить трава жалощами, а древо с тугою къ земли прелонилось».
Обратите внимание
Представления «Слова о полку Игореве» и других древнерусских произведений 11-13 вв. о печали, тоске, туге или веселии, как о неких пространственных явлениях, распространяющихся вне человека, в природе, сами по себе глубоко архаичны. Они ведут свое начало еще от того времени, когда личность человека слабо отделялась от окружающего мира.
Печаль, горе, веселие представлялись человеку охватывающими не только его, но и окружающий мир. Они казались существующими, как бы разлитыми в природе. Природа в «Слове» введена в события. Она участвует в них, то замедляя, то ускоряя их ход. Она активна и в этой своей активности наделяется почти человеческими качествами.
Она сочувствует русским, стремится предупредить их об опасности, помогает Игорю в его бегстве из плена; у нее ищет сочувствия и помощи Ярославна. Когда Игорь двинулся в свой несчастный поход, свет солнца померк: ночь, «стонущая грозою», стремится остановить Игоря на его гибельном пути. Даже степные звери и птицы предчувствуют поражение русских.
Вместе с половцами надвигаются от моря на войско Игоря синие тучи. Битва с половцами переносится и в природу, приобретает черты борьбы силы зла с силой добра во всей природе. Трава и деревья от горя приклоняются до земли или роняют листву. Автор «Слова» отмечает те изменения в природе, которые вызываются в ней ходом человеческой истории.
Междоусобные войны Олега приводят к запустению пашен. В судьбах русского народа принимают участие и реки, то зовущие князя Игоря на победу, то сочувствующие и помогающие ему, то «затворяющие» в своих струях юношу князя Ростислава. Между природой и человеком стираются границы.
Образ Обиды – девы с лебедиными крыльями, образы языческих богов стоят где-то между природой и людьми. Люди постоянно сравниваются и с птицами и со зверями: с турами, соколами, галками, воронами, «лютым зверем», кукушкой и т.д. и т.п. Игорь выступает в разговор с Донцом и получает от него помощь. Ярославна ищет помощи у ветра, солнца и Днепра.
Трудно назвать другое какое-либо произведение, в котором события жизни людей и изменения в природе были бы так тесно слиты. И это слияние, единство людей и природы, усиливает значимость происходящего, усиливает драматизм. Все события русской истории получают резонанс в русской природе и тем самым оказываются удесятеренными в силе своего звучания.
Итак, природа не выключена из событий истории. Пейзаж «Слова» тесно связан с человеком. Русская природа принимает участие в радостях и печалях русского народа.
Система образов включает в себя образ природы, который играет существенную роль в жизни людей и является одним из главных действующих лиц, роль которого – ввести читателя в события, помочь реальней, точней представить все переживания и чувства героев произведения.
Описывая печальные предзнаменования, которые предшествовали походу Игоря и сопровождали князя на его роковом пути, автор как бы хочет остановить его и тем самым сводит читателя в тревожную обстановку похода. Затмение солнца своим зловещим колоритом подчеркивает мужественность решения Игоря и определяет весь тон повествования.
Важно
Противопоставление решимости Игоря затмению дает действию завязку: воля Игоря как бы противопоставляется судьбе, воплощенной с природой, с окружающим.
Автор рисует тревожную картину, как хищные звери и птицы следуют в походе за войском Игоря в ожидании человеческой добычи. Все бесповоротнее надвигается поражение. Томительно долго спускается ночь. Вечер, ночь, утро последовательно описываются как бы для того, чтобы подчеркнуть мучительную длительность бессонной ночи накануне битвы: «Длъго ночь мръкнеть. Заря свЬтъ запала. Мъгла поля покрыла. Щекотъ славий успе; говоръ галичи убуди.»
Войско рассеивает передовые отряды половцев, поэтому на этот раз утомленные в битве князья спят, не подозревая о новой, еще большей опасности для себя. Богатая добыча заглушает у воинов чувство тревоги, но оно не оставляет автора «Слова». Он как бы хочет предупредить Игоря о грозящей ему опасности, остановить его на роковом пути.
Реальный пейзаж грозового утра сливается с символической картиной движения главных половецких сил со стороны Азовского моря: «Другаго дни велми рано кровавыя зори свЬть повЬдаютъ; чоръныя тучя съ моря идутъ, хотятъ прикрыти 4 солнца, а в нихъ трепещуть синии млънии…» Изображение надвигающейся грозы (поднявшийся ветер, отдаленный гул, пыль, стяги развеваются по ветру, и замутившиеся реки) сливается с изображением наступления войска половцев. Автор все время приковывает внимание читателя к постепенно приближающемуся войску половцев, заставляет читателя пережить неуклонность этого движения прямо на него и только в последний момент обращается вновь к русскому войску, отметив твердо занятую им оборонительную позицию. Возникает тема – беззаветного мужества небольшого русского войска.
Саму битву Игорева войска с половцами, длившуюся целых три дня, автор в дальнейшем не описывает. Он как бы не может о ней говорить и предается лирическому раздумью.
Конец битвы сравнивает с пиром, столь типичным для конца земледельческих работ в крестьянском быту; кровь автор сравнивает с вином, а половцев прямо называет сватами: «Ту кроваваго вина не доста; ту пиръ докончаша храбрии русичи: сваты попоиша, а сами полегоша за землю Рускую».
О поражении Всеволода и Игоря Святослав узнает через неясный сон, смутные предчувствия тревожат князя: всю беспокойную ночь каркали вороны под Киевом в предградье у Плесныка, и понеслись эти вороны к синему морю – туда, к месту поражения войска. Природа помогает Игорю: река Донец вступает в разговор с пленником, дятлы своим стуком в густых зарослях вокруг запрятанных в глубоких долинах рек указывает Игорю путь к рекам, где он мог спрятаться от погони.
Таким образом, природа постоянно «следит» за русским войском и представляет собой необъяснимую силу добра, которая пытается предупредить Игоря о беде и позднее исправить его ошибку.
Источник: http://temlit.narod.ru/drl/drl08.html
Сочинения на Getsoch.ru
Сочинение на тему «Природа в «Слове о полку Игореве»
Подписывайтесь на нашу группу ВК
Самым известным из памятников древнерусской литературы, наверное, является «Слово о полку Игореве». Автор этого шедевра неизвестен, но нет сомнения, что это патриот, болеющий душой за свою Родину. Призыв к единению, который звучит со страниц произведения, – это слова человека, неравнодушного к судьбе своей Отчизны.
Любовь к Отечеству чувствуется в словах этого произведения, которые посвящены природе. Автор воспевает «поля широкие и долы», «великие просторы» Дона, «реки быстрые».
С точностью человека, который с любовью наблюдает жизнь природы, автор в нескольких строках создает картину туманного утра, в которое состоялся первый бой княжеской дружины с половцами.
Сразу видно, что жизнь природы близка и интересна создателю «Создателю «Слова…»
Совет
В начале произведения автор дает описание солнечного затмения, столь же лаконичное, как и все описания в поэме.
Игорь-князь во злат стремень вступает.
В чистое он поле выезжает.
Солнце тьмою путь ему закрыло,
Ночь грозою птиц перебудила,
Свист зверей несется, полон гнева…
Описание, угрожающее и волнующее, сразу настраивает нас на тревожный лад. Мы чувствуем, что вскоре произойдет что-то печальное, может быть, трагическое. Описание природы как бы предупреждает нас о близкой беде. И воины Игоря обеспокоены, они чувствуют угрожающее состояние природы: внезапная темнота не сулит победы. Но князь Игорь уверен в своей правоте, его воля мобилизует воинов:
И, не зная, что сулит судьбина.
Князь промолвил: “Братья и дружина!
Лучше быть убиту от мечей.
Чем от рук поганых полонёну!
Сядем, братья, на лихих коней
Да посмотрим синего мы Дону!”
И поход все же начинается, хотя читатель уже уверен, что удачи в нем не будет.
И это не единственный раз, когда природа предупреждает об опасности или «сочувствует» князю. Например, описание нападения половцев на уснувших воинов Игоря предварено словами:
Ночь прошла, и кровяные зори
Возвещают бедствие с утра.
Природа в «Слове о полку Игореве» – это еще и помощница, сочувствующая русским. Недаром Ярославна обращается к ветру и реке, призывая помочь князю и упрекая за то, что они содействовали врагу:
Что ты, Ветер, злобно повеваешь,
Что клубишь туманы у реки,
Стрелы половецкие вздымаешь,
Мечешь их на русские полки?
И вот вся природа стремится помочь князю, совершающему побег:
И, на волнах витязя лелея.
Рек Донец: “Велик ты, Игорь-князь!
Русским землям ты принес веселье,
Из неволи к дому возвратясь”.
Автор показывает, как любовно приняла река Донец князя, помогая ему добраться до родных мест вплавь, как на помощь ему приходят все силы природы, как сам князь бежит, словно бы слившись с природой: поэт сравнивает его то с белкой, то с соколом, то с водоплавающей птицей, то с волком.
Создатель «Слова о полку Игореве» рисует картину всеобщей радости от того, что князь вернулся на Родину. Автор хочет подчеркнуть, что князь – отец и людям, и природе. Потому-то всё ликует при его появлении:
Дятлы, Игоря встречая,
Стуком кажут путь к реке…
Или в таких словах:
Мрак стоит над Русскою землей:
Горько ей без Игоря одной…
Но восходит солнце в небеси –
Игорь-князь явился на Руси.
Мы видим, таким образом, что природа в «Слове о полку Игореве» не только радует людей красотой. Она предупреждает об опасности, стремится помочь своему князю.
Обратите внимание
Автор уверен, что каждый человек неразрывно связан с родной землей, родной природой, тем более это можно сказать о князе, который видится поэту отцом и людей, и земли, и растений, и животных.
Источник: http://getsoch.ru/po-literature/literatura-xix-veka/423-sochinenie-na-temu-priroda-v-slove-o-polku-igoreve.html