- Сочинения
- По литературе
- Фонвизин
- Образ и характеристика госпожи Простаковой в комедии Недоросль
Образ и характеристика госпожи Простаковой в комедии Недоросль Фонвизина сочинение
Госпожа Простакова является центральным персонажем комедии Фонвизина «Недоросль». На протяжении всего произведения автор наделяет ее только негативными качествами, это исключительно отрицательный персонаж.
Простакова – яркий собирательный образ помещиков того времени, она груба, невоспитанна и жестока ко всем окружающим. В своем имении помещица заправляет всеми делами и людьми, держа в руках как хозяйство, так и собственного мужа и сына. Мужа Простакова не стесняется и поколотить, крепостных вовсе не считает за людей, а сына хоть и называет «душечкой», но не слишком заинтересована в его воспитании.
В пьесе, которая неслучайно названа «Недоросль», тема воспитания является одной из ведущих. Автор показывает ее важность для определения будущего характера личности, и образ Простаковой не исключение. Мы узнаем, что помещица воспитывалась в необразованной семье, где самым главным в жизни считалось преумножение материальных благ. Готовность пойти на все ради выгоды досталась Простаковой от родителей. Вызывает ужас тот факт, что из восемнадцати детей в семье помещицы выжили только двое. Остальные умерли из-за недосмотра родителей.
С первых сцен комедии мы знакомимся с негативными чертами Простаковой. Отчитывая крепостного Тришку, она использует множество грубых слов. Не лучше помещица говорит и о преданной няне Еремеевне, много лет занимающейся Митрофаном. «По пяти пощечин в день» — вот что получает няня за свою любовь и верность. Простакова со всей полнотой использует свою власть над жизнями крепостных и твердо уверена, что управлять ими можно только с помощью побоев, криков и ругани. Как бы слуги ни старались, они не могут угодить своей хозяйке, потому что она не способна проявлять положительные эмоции по отношению к крепостным.
Перед Простаковой трепещет и собственный муж, который говорит с ней робко, запинаясь. Под ее влиянием он стал слабохарактерным и безвольным человеком, который не способен перечить жене.
Еще одна отличительная черта помещицы – двуличность. Она очень ярко проявляется по отношению к Софье. Поначалу Простакова груба с ней и обращается с пренебрежением, но потом узнает, то Софья – богатая наследница. Тут же ее отношение изменяется на теплое и заискивающее, ведь она видит возможную выгоду.
Только к сыну Митрофану Простакова относится со всей любовью, на которую способна. Но и здесь ее неграмотность, властность и неумение слушать других наносят значительный ущерб. Она не хочет, чтобы сын получил хорошее образование, и считает, что важно лишь казаться не хуже других. Простакова уверена, что грамота – излишняя роскошь, она прекрасно обходится без нее, быть грамотным и вовсе не нужно.
Сам Митрофан очень многое перенимает от матери, прежде всего любовь к деньгам и власти, презрение к крестьянам и неуважительное отношение к собственной семье. Именно поэтому в финале комедии он легко отказывается от Простаковой, собираясь служить другому дворянину.
2 вариант
Произведение Д.И. Фонвизина «Недоросль» можно по праву отнести к вечным произведениям русской литературы, так как оно содержит в себе идеи и мысли, актуальные и по сей день. Главной задачей комедии является сатирическое отображение жизни людей в то время: горькая участь простых людей, необразованность и пошлость дворянского народа.
Яркой представительницей невежественных помещиков того времени выступает госпожа Простакова – одна из главных героинь пьесы, выступающая отрицательным персонажем произведения. Женщина обладает жесткой и деспотичной властью не только над своими слугами, но и над всей семьей. Муж Простаковой под ее сильной и жестокой рукой превратился в слабохарактерного и безвольного человека. Он боится свою жену и ни в чем ей не перечит, соглашаясь абсолютно со всем.
Ее разрушающему влиянию подвержен и сын – шестнадцатилетний Митрофанушка. Его обучение для Простаковой – это стремление казаться не хуже других помещиков, но не более. Являясь необразованной и неграмотной, она относится к грамотности как к излишней роскоши, способной лишь сделать человека хуже, тем самым подавая неправильный пример своему подрастающему сыну.
Но если сына она любит и пытается обеспечить ему благосостояние, хотя и далекими от морали способами. То к кому она по-настоящему жестока и немилостива – это крепостные крестьяне. Она обладает над ними абсолютной властью и открыто этим пользуется. Простакова убеждена в том, что управление домашним хозяйством возможно только при помощи побоев и ругани. Никакими стараниями слуги не могут угодить своей хозяйке, получая взамен на свой труд лишь крики и унижения.
Еще одна отличительная черта госпожи Простаковой – это двуличность. Это можно пронаблюдать в ее отношении к Софье — еще одной героине произведения. Вначале она обходится с ней пренебрежительно и грубо, но после новости о получении наследства Софьей ее тон и отношение ощутимо меняются: голос становится заискивающим, а слова теплыми. Простакова обращается к Софье: «Поздравляю, Софьюшка! Поздравляю, душа моя!»
Заканчивается пьеса возмездием, настигающим госпожу Простакову: от помещицы отрекаются все, в том числе ее единственная любовь – сын Митрофанушка.
Таким образом, в своей комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизин на примере госпожи Простаковой сатирично представил качества, которые были характерны для помещиков в России восемнадцатого века, такие как невежество, жестокость и двуличие. А также в произведении автором представлена вся жестокость и несправедливость крепостной системы, характеризующейся пренебрежением и принижением людей более низкого сословия.
Сочинение Госпожи Простакова
Комедия «Недоросль» представляет собой увлекательное произведение с невероятно яркими характерами и героями. Многие из фамилий до сих пор на устах у читателей.
Когда мы говорим по эту известную комедию, мы не можем не сказать о Простаковой, ведь эта женщина занимает одно из центральных мест среди других персонажей.
Эта женщина, кажется, обладает самыми отрицательными качествами, которыми только можно обладать. Во-первых, эта женщина грубая, злая, хитрая и нечестная. Она не вызывает у читателей никакой симпатии.
Родителями Простаковой были необразованные люди, которые были помешены на деньгах, жажда наживы руководила их действиями и поступками. Отец Простаковой умер на сундуке с деньгами – это в полной мере демонстрирует алчность и жадность таких людей. В семье, где выросла Простакова, было восемнадцать детей, шестнадцать из которых умерло из-за ненадлежащего ухода. Это очень показательно и полностью характеризует семью Простаковой.
Муж у Простаковой имел характер пассивный, что делало из Простаковой женщину еще более жесткую, деспотичную и агрессивную.
Единственной радостью женщины был ее любимый сын, но он поступает с ней достаточно жестко и несправедливо. С другой стороны, своей чрезмерной опекой и любовью она избаловала сына, и от него ничего не следовало больше ожидать, кроме как такой «благодарности». К тому же, она взрастила в нем мысль, что нужно держать около себя только богатых родственников, которые имеют большое состояния, поэтому сын Митрофан с такой легкостью уходит служить Правдину. Конечно, в этой сцене мы испытываем сочувствие к женщине, ведь остается она совсем одна, ее бросили самые близкие люди.
К крестьянам она относится по-свински, она позволяет себе отбирать у них деньги, издеваться над ними, подло поступать с ними.
Через такую героиню, как Простакова, через ее характер, Фонвизин хотел показать и объяснить читателю, что России нужны реформы воспитания. То, что пропагандировала это женщина, то, как она воспитывала сына, являлось давно отжившим и ненужным для современного общества. Народ нуждался в реформации образования, в нововведениях в этой сфере.
Вариант 4
Комедия Фонвизина «Недоросль» — прекрасное произведение русской классической литературы, нашедшее отклики в сердцах многих поколений. «Недоросль» получил огромное признание благодаря незаурядному сюжету, главными героями которого явились обычные люди, со своими пристрастиями, чувствами и характером. Центральные фигуры отражают основную мысль и настроение произведения, отличный тому пример — госпожа Простакова.
Госпожа Простакова — одна из главных героинь комедии. Она представляется читателю не в самых однозначных образах и вызывает двоякое впечатление. У неё есть все прелести жизни, которых ей всегда остаётся мало. Она не замечает добра, которое ей делают члены семьи и крестьяне, а видит только негатив и все больше угнетает всех своим характером. Простакова принадлежит к дворянскому сословию, владеет поместьем, но вместо высоких манер, она обладает отрицательными чертами характера.
Помещица держит в страхе всю прислугу, крестьяне стараются обходить ее стороной и исполнять все приказы, даже самые абсурдные, так как боятся быть наказаны. Хозяйка поместья не отличается склонность к наукам, более того, она не видит смысла в обучении. Ее сын — Митрофанушка растёт таким же необразованным и заурядным. Ведь по-другому и быть не может, так как его учителя ходят к нему из-за денег и не дают никаких знаний, чему Простакова никак не препятствует, а, наоборот, закрывает глаза. От гнета и напора помещицы страдают не только крестьяне, она так же бесцеремонно и грубо обходится со своим мужем, осмеливаясь даже поднимать на него руку. Однако помещице не всегда выставляет на показ отрицательные черты своего характера, если она одержима какой-либо целью, то с лёгкостью становится милой и ласковой, дабы ее достичь, поэтому ко всем изъянам героини добавляется ещё и лицемерие.
В заключении хотелось бы сказать, что Простакова — типичный герой, произведений того времени. Ее образ можно назвать собирательным, так как он включает множество отрицательных качеств, которых в целом характеризует необразованный народ на Руси. В своей комедии Фонвизин показал читателю, что происходило в государстве, ему удалось это сделать благодаря детальному описанию событий и героев, которые в них задействованы. Простакова отличный тому пример, а ее образ, показанный в иронической форме, дополнил картину и сделал ее более натуральным.
Также читают:
Картинка к сочинению Образ и характеристика госпожи Простаковой в комедии Недоросль
Популярные сегодня темы
- Сочинение на тему Люби и охраняй природу
Все, что нас окружает, птицы, насекомые, животные и растения, это и есть природа. Это звенья одной цепи, очень важной для жизни и существования человечества.
- Рецензия о пьесе Гроза Островского
Почти все ставшие классикой произведения через некоторое время остаются невостребованными. Только вот не пьеса Островского «Гроза». Ее можно встретить в театральных подмостках нашей страны в любой время года
- Что помешало Алехину быть счастливым? (по рассказу О любви Чехова)
Что помешало? Наверное, не «что», а «кто»! Точней, он сам и помешал… Ведь это он сам себе запрещал всё! Не зря с самого начала рассказа говорится о том, что русские задают в любви очень много вопросов.
- Анализ рассказа Соль Бабеля
«Конамария»-это произведение И.Бабеля, на протяжении всего сборника ставится тема гражданской войны. У героев очень разнообразная, а порой неожиданная судьба-кто-то умирает, кто-то продолжает жить.
- Образ и характеристика Наташи Ростовой в романе Война и мир Толстого сочинение 10 класс
Основные отличительные черты семьи Ростовых – эмоциональность, открытость, душевное тепло. Это олицетворение Москвы – хлебосольство, гостеприимность, радушие. И Наташа соединяет в себе все «ростовские» детали
Характеристика Простаковой
Одним из центральных персонажей комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» является госпожа Простакова — богатая помещица, властная, жестокая, деспотичная. Особенно ярко её тяжёлый характер проявляется в отношении к беззащитным слугам, над которыми она безнаказанно издевается. Болезненная, гипертрофированная любовь главной героини к сыну губит молодого человека, делает из него морального калеку. Характеристика Простаковой важна для понимания важности темы воспитания, которую автор выделяет в пьесе как основную. Невежественная, жадная и лицемерная, помещица прививает аналогичные качества своему сыну, но в итоге получает по заслугам.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.
Краткая характеристика
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Недоросль.
Полное имя — не указано, г-жа Простакова.
Возраст — не указан, женщина среднего возраста.
Род занятий — помещица.
Семья — супруг Терентий Простаков, сын Митрофан и родной брат Тарас Скотинин.
Социальное положение — дворянка, помещица.
Происхождение — родом из старинного дворянского семейства.
Воспитание — воспитанием никто не занимался, примером для подражания стал необразованный, недалёкий и жадный отец.
Образование — необразованная женщина, не умеющая даже читать.
Внешность — не указана.
Характер — жестокая, лицемерная, циничная, жадная, корыстолюбивая, властная.
Положительные черты — отсутствуют, даже любовь к сыну является преувеличенной, болезненной.
Отрицательные черты — невежественная, невоспитанная, грубая, безжалостная женщина, которая в окружающих людях (за исключением сына) видит
плохое.
Произведение — «Недоросль».
Автор — Денис Иванович Фонвизин.
Цитатная характеристика
Описание Простаковой с цитатами позволит раскрыть её образ, продемонстрировать черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.
Портрет
Художественный портрет Простаковой основан на том, что она является дворянкой, помещицей.
«Нашел помещика дурака бессчетного, а жену презлую фурию…»
Источник: Действие первое, явление 1
Во владении г-жи Простаковой — большое поместье и деревни с крепостными.
«…повелевает мне правительство принять в опеку дом ваш и деревни…»
Источник: Действие пятое, явление 4
Г-жа Простакова — из рода Скотининых. После смертей в раннем возрасте многочисленных братьев и сестёр в живых остались только она и её брат Тарас Скотинин.
«Ведь и я по отце Скотининых. Покойник батюшка женился на покойнице матушке. Она была по прозванию Приплодиных. Нас, детей, было у них восемнадцать человек; да, кроме меня с братцем, все, по власти господней, примерли. Иных из бани мертвых вытащили. Трое, похлебав молочка из медного котлика, скончались. Двое о святой неделе с колокольни свалились; а достальные сами не стояли, батюшка!
»
Источник: Действие третье, явление 5
«Род Скотининых великий и старинный. Пращура нашего ни в какой герольдии не отыщешь».
Источник: Действие четвертое, явление 7
Внешность
Портретная характеристика г-жи Простаковой основана на том, что она является женщиной средних лет. Простакова чувствует, что уже немолода.
«Мой век проходит».
Источник: Действие второе, явление 5
Черты характера и поступки
Г-жа Простакова является очень грубой женщиной, способной оскорблять окружающих людей без повода, только в силу своего тяжёлого характера.
«А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя…»
Источник: Действие первое, явление 2
Простакова — жестокая женщина, в которой нет ни капли милосердия даже к больным людям.
«Г-жа Простакова. А ты разве девка, собачья ты дочь? Разве у меня в доме, кроме твоей скверной хари, и служанок нет!
Источник: Действие третье, явление 4
Палашка где?
Еремеевна. Захворала, матушка, лежит с утра.
Г-жа Простакова. Лежит! Ах, она бестия! Лежит! Как будто она благородная!
Еремеевна. Такой жар рознял, матушка, без умолку бредит…
Г-жа Простакова. Бредит, бестия! Как будто благородная!»
Простакова ни во что не ценит слуг и всячески обижает их.
«…я холопям потакать не намерена…»
Источник: Действие первое, явление 3
«Г-жа Простакова. Все вы, бестии, усердны на одних словах, а не на деле…
Источник: Действие второе, явление 6
Еремеевна (заплакав) Я не усердна вам, матушка! Уж как больше служить, не знаешь… рада бы не токмо что… живота не жалеешь… а все не угодно».
«Еремеевна, (в слезах) Нелегкая меня не приберет! Сорок лет служу, а милость все та же…
Источник: Действие второе, явление 6
Кутейкин. А велика ль благостыня?
Еремеевна. По пяти рублей на год, да по пяти пощечин на день».
«Плуты! Воры! Мошенники! Всех прибить велю до смерти!»
Источник: Действие пятое, явление 2
Простакова совершенно не ценит профессионализм и считает, что любой дурак сможет качественно выполнить сложную работу.
«Так разве необходимо надобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько. Экое скотское рассуждение!»
Источник: Действие первое, явление 2
Простакова не ценит своего мягкого, глупого мужа. Она помыкает им, способна унизить при посторонних людях.
«Вот каким муженьком наградил меня господь: не смыслит сам разобрать, что широко, что узко».
Источник: Действие первое, явление 3
«Как теленок, мой батюшка, оттого-то у нас в доме все и избаловано. Ведь у него нет того смыслу, чтоб в доме была строгость, чтоб наказать путем виноватого. Все сама управляюсь…»
Источник: Действие второе, явление 5
Г-жа Простакова — настойчивая женщина, которая непременно всё сделает по-своему.
«…что захотела, поставлю на своем…»
Источник: Действие четвертое, явление 9
«А я уж знаю, что делать… А мы свое возьмем».
Источник: Действие четвертое, явление 9
Единственным человеком, которого Простакова любит всем сердцем, является её 15-летний сын Митрофан. Он — её надежда и отрада.
«Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно мое утешение».
Источник: Действие первое, явление 4
«За молитвы родителей наших, — нам, грешным, где б и умолить, — даровал нам господь Митрофанушку. Мы все делали, чтоб он у нас стал таков, как изволишь его видеть».
Источник: Действие четвертое, явление 8
«Одна моя забота, одна моя отрада — Митрофанушка. Мой век проходит. Его готовлю в люди».
Источник: Действие второе, явление 5
Будучи ограниченной, недалёкой женщиной, Простакова не видит особого смысла в образовании и в таком же духе воспитывает сына Митрофана.
«Без наук люди живут и жили».
Источник: Действие четвертое, явление 8
«Не век тебе, моему другу, не век тебе учиться. Ты, благодаря бога, столько уже смыслишь, что и сам взведешь деточек».
Источник: Действие второе, явление 6
«Да что за радость и выучиться? Мы это видим своими глазами и в нашем краю. Кто посмышленее, того свои же братья дворяне тотчас выберут еще в какую-нибудь должность».
Источник: Действие четвертое, явление 8
Простакова вынуждена нанять Митрофану учителей только потому, что это требование времени — дворяне должны быть грамотными.
«Да ныне век другой, батюшка! (К Стародуму.) Последних крох не жалеем, лишь бы сына всему выучить! Мой Митрофанушка из-за книги не встает по суткам. Материно мое сердце. Иное жаль, жаль, да подумаешь: зато будет и детина хоть куда».
Источник: Действие третье, явление 5
«Ребенок, не выучась, поезжай-ка в тот же Петербург: скажут, дурак. Умниц-то ныне завелось много. Их-то я боюсь».
Источник: Действие третье, явление 8
«Г-жа Простакова. Пока он отдыхает, друг мой, ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься, Митрофанушка.
Источник: Действие третье, явление 7
Митрофан. Ну! А там что?
Г-жа Простакова. А там и женишься».
Г-жа Простакова видит, что её сын не особенно смышлён. Вместо базовых научных знаний она предлагает ему собственный жизненный подход, который заключается в жадности и поиске личной выгоды.
«Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит. С его умом, да залететь далеко, да и боже избави!»
Источник: Действие третье, явление 7
«Нашед деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке».
Источник: Действие третье, явление 7
«Наука не такая. Лишь тебе мученье, а все, вижу, пустота. Денег нет — что считать? Деньги есть — сочтем и без Пафнутьича хорошохонько».
Источник: Действие третье, явление 7
Простакова — властная женщина, требующая не только от слуг и членов семьи, но и от всех окружающих полного повиновения.
«…я люблю, чтоб и чужие меня слушали…»
Источник: Действие первое, явление 5
«Да которая бестия без моего спросу отдает тебе письма! Я доберусь».
Источник: Действие первое, явление 6
Простакова — жестокая, жадная помещица, которая забирает у крестьян последний кусок хлеба, не дает им спокойно жить и трудиться.
«С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!»
Источник: Действие первое, явление 2
Г-жа Простакова — корыстолюбивая женщина, у которой главной ценностью являются деньги. Узнав о том, что бедная сиротка Софья неожиданно стала богатой наследницей, она спешит сосватать её за своего сына Митрофана.
«Поздравляю, Софьюшка! Поздравляю, душа моя! Я вне себя с радости! Теперь тебе надобен жених. Я, я лучшей невесты и Митрофанушке не желаю».
Источник: Действие первое, явление 7
«Сегодня, однакож, в первый раз здешняя хозяйка переменила со мной свой поступок. Услыша, что дядюшка мой делает меня наследницею, вдруг из грубой и бранчивой сделалась ласковою до самой низкости, и я по всем ее обинякам вижу, что прочит меня в невесты своему сыну».
Источник: Действие второе, явление 2
Простакова — женщина крутого нрава, вымещающая свою злобу на беззащитных людях.
«…положить скоро границы злобе жены…»
Источник: Действие второе, явление 1
«…жену презлую фурию, которой адский нрав делает несчастье целого их дома».
Источник: Действие первое, явление 1
«С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится, мой батюшка!».
Источник: Действие второе, явление 5
Г-жа Простакова в силу своего небольшого ума и природной злости способна решать проблемы лишь с помощью драки. Чтобы решить вопрос женитьбы в пользу Митрофана, она затеяла драку с родным братом.
«…Пусти! Пусти, батюшка! Дай мне до рожи, до рожи… Сердце взяло, дай додраться!»
Источник: Действие третье, явление 3
«Милон. Да не ушибла ль она вас?
Источник: Действие третье, явление 3
Скотинин. Перед-от заслонял обеими, так вцепилась в зашеину…
Правдин. И больно?..
Скотинин. Загривок немного пронозила».
«Нет, братец… ты должен образ выменять господина офицера; а кабы не он, то б ты от меня не заслонился. За сына вступлюсь. Не спущу отцу родному. (Стародуму.) Это, сударь, ничего и не смешно. Не прогневайся. У меня материно сердце. Слыхано ли, чтоб сука щенят своих выдавала?»
Источник: Действие третье, явление 3
Г-жа Простакова полна лицемерия. Чтобы заполучить Софью в качестве невесты для Митрофана, она всячески пытается предстать в выгодном свете перед Стародумом.
«Г-жа Простакова. Я, братец, с тобою лаяться не стану. (К Стародуму.) Отроду, батюшка, ни с кем не бранивалась. У меня такой нрав. Хоть разругай, век слова не скажу. Пусть же, себе на уме, бог тому заплатит, кто меня, бедную, обижает.
Источник: Действие третье, явление 5
Стародум. Я это приметил, как скоро ты, сударыня, из дверей показалась».
Узнав о предстоящей расправе, г-жа Простакова полностью разбита. Она до последнего пытается оправдать себя.
«Ах я, собачья дочь! Что я наделала!»
Источник: Действие пятое, явление 3
«Прости и ты меня, грешную. Ведь я человек, не ангел».
Источник: Действие пятое, явление 4
Раскаяние Простаковой — лицемерие. Известие о пощаде пробуждает в ней страшный гнев, желание расправиться с беззащитными крестьянами.
«Г-жа Простакова. Простил! Ах, батюшка!.. Ну! Теперь-то дам я зорю канальям, своим людям. Теперь-то я всех переберу по одиночке. Теперь-то допытаюсь, кто из рук ее выпустил. Нет, мошенники! Нет, воры! Век не прощу этой насмешки.
Источник: Действие пятое, явление 4
Правдин. А за что вы хотите наказывать людей ваших?
Г-жа Простакова. Ах, батюшка, это что за вопрос? Разве я не властна и в своих людях?»
Простакова не чувствует никакой своей вины в случившемся. Она искренне считает, что является полноправной хозяйкой человеческих жизней и только она вправе решать их судьбы.
«Правдин (Г-же Простаковой.) Нет, сударыня, тиранствовать никто не волен.
Источник: Действие пятое, явление 4
Г-жа Простакова. Не волен! Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен: да на что ж дан нам указ-от о вольности дворянства?»
За жестокость по отношению к людям Простакову наказывают по справедливости, отобрав у неё имение и крепостных крестьян.
«Именем правительства вам приказываю сей же час собрать людей и крестьян ваших для объявления им указа, что за бесчеловечие жены вашей, до которого попустило ее ваше крайнее слабомыслие, повелевает мне правительство принять в опеку дом ваш и деревни».
Источник: Действие пятое, явление 4
«Г-жа Простакова. Как! Новая беда! За что, батюшка? Что я в своем доме госпожа…
Источник: Действие пятое, явление 4
Правдин. Госпожа бесчеловечная, которой злонравие в благоучрежденном государстве терпимо быть не может».
Потеряв власть над людьми, Простакова теряет смысл своей жизни. Но еще большим ударом для неё становится грубость и жестокость ненаглядного Митрофанушки, который отталкивает её.
«Куда я гожусь, когда в моем доме моим же рукам и воли нет!»
Источник: Действие пятое, явление 5
«Погибла я совсем! Отнята у меня власть! От стыда никуды глаз показать нельзя! Нет у меня сына!»
Источник: Действие пятое, явление последнее
Воспитание
Г-жа Простакова, несмотря на своё высокое положение в обществе, — неграмотная женщина, которая даже не умеет читать.
«Прочтите его сами! Нет, сударыня, я, благодаря бога, не так воспитана. Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому. (К мужу.) Читай».
Источник: Действие первое, явление 6
Простакову глубоко возмущает тот факт, что девушки её сословия получают образование.
«Вот до чего дожили. К девушкам письма пишут! Девушки грамоте умеют!»
Источник: Действие первое, явление 6
Своей безграмотностью и невежеством г-жа Простакова обязана отцу, который был категорически против образования.
«Старинные люди, мой отец! Не нынешний был век. Нас ничему не учили. Бывало, добры люди приступят к батюшке, ублажают, ублажают, чтоб хоть братца отдать в школу. Кстати ли? Покойник-свет и руками, и ногами, царство ему небесное! Бывало, изволит закричать: прокляну ребенка, который что-нибудь переймет у басурманов, и не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет».
Источник: Действие третье, явление 5
Г-жа Простакова — тёмная и недалёкая женщина, она не понимает, в чём заключается смысл географии, считая её «не дворянской» наукой.
«Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что ж? Это их дело. Это-таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези меня туда, свезут, куда изволишь. Мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка».
Источник: Действие четвертое, явление 8
Примером того, как нужно устраиваться в жизни, для г-жи Простаковой служит её родной отец — человек безграмотный, невежественный, но очень жадный, скупой. Смысл его жизни заключался в накоплении денег, над которыми он в итоге и умер.
«Без наук люди живут и жили. Покойник батюшка воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить.Челобитчиков принимал всегда, бывало, сидя на железном сундуке. После всякого сундук отворит и что-нибудь положит. То-то эконом был! Жизни не жалел, чтоб из сундука ничего не вынуть. Перед другим не похвалюсь, от вас не потаю, покойник-свет, лежа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду. А! Каково это?»
Источник: Действие четвертое, явление 8
Характеристика Простаковой другими героями
Митрофан (сын)
Митрофан заискивает перед матерью, зная, что она руководит домом, но на самом деле пренебрежительно относится к ней.
«Митрофан. И теперь как шальной хожу. Ночь всю такая дрянь в глаза лезла.
Источник: Действие первое, Явление 4
Г-жа Простакова. Какая ж дрянь, Митрофанушка?
Митрофан. Да то ты, матушка, то батюшка».
Митрофан, перенявший от матери все негативные качества, в итоге сам жестоко бросает её в трудную минуту.
«Г-жа Простакова (бросаясь обнимать сына) Один ты остался у меня, мой сердечный друг, Митрофанушка!
Источник: Действие пятое, явление последнее
Митрофан. Да отвяжись, матушка, как навязалась…»
Подробная характеристика Митрофана.
Г-н Простаков (муж)
Будучи человеком мягким и безвольным, г-н Простаков во всём слушается жену, потакает её капризам, боится как-то ненароком её задеть или обидеть.
«Г-жа Простакова. А ты сам разве ослеп?
Источник: Действие первое, явление 3
Простаков. При твоих глазах мои ничего не видят».
«В этом я тебе, матушка, и верил, и верю».
Источник: Действие первое, явление 3
Скотинин (брат)
Г-жа Простакова очень похожа на своего родного брата, Тараса Скотинина. Он замечает их общую склонность к насилию и жестокости по отношению к другим людям.
«Я прошу тебя, сестрица, для такого праздника отложить наказание до завтрева; а завтра, коль изволишь, я и сам охотно помогу. Не будь я Тарас Скотинин, если у меня не всякая вина виновата. У меня в этом, сестрица, один обычай с тобою».
Источник: Действие первое, явление 4
Скотинин не церемонится с сестрой и, отстаивая собственные интересы, готов с ней драться.
«Отвяжись, сестра! Дойдет дело до ломки, погну, так затрещишь.
Источник: Действие третье, явление 3
Милон (Скотинину) Разве она вам не сестра?
Скотинин. Что греха таить, одного помету; да вишь как развизжалась».
Подробная характеристика Скотинина.
Правдин
Дворянин Правдин, состоящий на государственной службе, замечает, какие бесчинства царят в поместье Простаковых. Он намерен прекратить издевательства над беззащитными людьми со стороны г-жи Простаковой.
«Подобное бесчеловечие вижу и в здешнем доме. Ласкаюсь, однако, положить скоро границы злобе жены и глупости мужа. Я уведомил уже обо всем нашего начальника и не сомневаюсь, что унять их возьмутся меры».
Источник: Действие второе, явление 1
Правдин замечает, что Простакова является ловким манипулятором, заставляя людей поступать так, как ей выгодно.
«Какая жалость, господин Скотинин! Сестрица ваша играет вами, как мячиком».
Источник: Действие второе, явление 3
Став свидетелем бесчинств Простаковой, Правдин выносит ей справедливый приговор. Он видит истинный характер помещицы и не становится жертвой её лицемерия.
«Злодеяние, которому я сам свидетель…»
Источник: Действие пятое, явление 3
«Требовать от правительства, чтоб сделанная ей обида наказана была всею строгостью законов. Сейчас представлю ее перед суд, как нарушительницу гражданского спокойства».
Источник: Действие пятое, явление 3
«Госпожа бесчеловечная, которой злонравие в благоучрежденном государстве терпимо быть не может».
Источник: Действие пятое, явление 4
Правдин осуждает поведение Простаковой, но понимает, что в его основе лежит всепоглощающая, неразумная любовь к единственному сыну.
«Правдин (Митрофану) Негодница! Тебе ли грубить матери? К тебе ее безумная любовь и довела ее всего больше до несчастья»
Источник: Действие пятое, явление последнее
Подробная характеристика Правдина.
Софья
Софья подчёркивает неприкрытое лицемерие г-жи Простаковой, которая ранее никогда с ней не была ласкова, но с известием о её наследстве резко поменяла своё отношение.
«Сегодня, однакож, в первый раз здешняя хозяйка переменила со мной свой поступок. Услыша, что дядюшка мой делает меня наследницею, вдруг из грубой и бранчивой сделалась ласковою до самой низкости, и я по всем ее обинякам вижу, что прочит меня в невесты своему сыну».
Источник: Действие второе, явление 2
Стародум
Стародум, прекрасно образованный мужчина, презрительно относится к г-же Простаковой, отвергающей просвещение.
«В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь».
Источник: Действие четвертое, явление 8
Стародум видит все пороки Простаковой, однако он считает, что каждый человек имеет право на прощение.
«Знаю, знаю, что человеку нельзя быть ангелом. Да не надобно быть и чортом».
Источник: Действие пятое, явление 4
«Правдин (Стародуму) Ваша малейшая жалоба, ваше одно слово пред правительством… и уж спасти ее нельзя.
Источник: Действие пятое, явление 4
Стародум. Не хочу ничьей погибели. Я ее прощаю».
Стародум, будучи мудрым, опытным человеком, понимает, что характер г-жи Простаковой так быстро не изменится, и она останется при своих жизненных принципах. Но он надеется, что со временем жестокая помещица сможет переосмыслить своё отношение к людям.
«Она и в три часа напроказить может столько, что веком не пособишь».
Источник: Действие пятое, явление 5
«Сударыня! Ты сама себя почувствуешь лучше, потеряв силу делать другим дурно».
Источник: Действие пятое, явление 5
Видя личную трагедию г-жи Простаковой, Стародум приходит к логическому выводу, что всему виной — её жестокость и самодурство.
«Вот злонравия достойные плоды!»
Источник: Действие пятое, явление последнее
Подробная характеристика Стародума.
Милон
Милон видит злонравную сущность г-жи Простаковой и искренне презирает её.
«И преступление, и раскаяние в ней презрения достойны».
Источник: Действие пятое, явление 4
Речевая характеристика госпожи Простаковой
Характеристика речи госпожи Простаковой полностью отражает сущность главной героини. Будучи необразованной, невежественной женщиной, она не способна выражать свои мысли грамотно, красиво, культурно. Её речь пестрит народными и просторечными словами и выражениями, которые подчеркивают её безграмотность: «арихметика», «первоет», «еоргафия», «так авось либо господь милостив», «ходишь, развеся уши».
Речь помещицы Простаковой, её манера выражаться ничем не отличается от речи необразованных, тёмных слуг и крепостных крестьян, прислуживающих ей. Последних она ни во что не ставит и, будучи женщиной злой и сварливой, постоянно оскорбляет. В обращении со слугами в речи Простаковой часто встречаются ругательства: «харя», «рыло», «каналья», «бестия», «остолбенела», «скот», «урод».
Женщина уверена, что имеет полное право так обращаться с «холопями»,
что ещё больше подчеркивает её деспотизм по отношению к зависимым, беззащитным людям.
Все личностные качества г-жи Простаковой отражаются в её речи, которая, в зависимости от ситуации, способна меняться.
К крепостным обращается грубо, бесцеремонно, с ругательствами: «А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире…»;
С любимым сыном Митрофаном общается с нежностью и лаской: «душенька»
, «друг мой сердешный»;
Перед гостями-дворянами пытается предстать светской дамой: «рекомендую вам дорогого гостя…»
Народная характеристика
Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.
Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.
Давайте создадим самую подробную характеристику Простаковой вместе!
Биография
Госпожа Простакова в девичестве носила фамилию Скотинина и принадлежала к древнему роду. В семействе Скотининых было рождено в общей сложности восемнадцать детей, но только двое из них смогли дожить до зрелости: г-жа Простакова и её брат Тарас.
Глава семьи, Скотинин, служил воеводой. Несмотря на высокий социальный статус, он был категорически против образования и смог привить своим детям отвращение к наукам, просвещению. При этом он был очень грубым и жадным человеком, и именно эти качества переняла героиня.
Став супругой дворянина Простакова, женщина полностью взяла власть в свои руки. Не видя никакого сопротивления со стороны мягкого, глупого и трусливого мужа, она стала настоящим тираном в поместье. Даже рождение долгожданного ребёнка, сына Митрофанушки, не изменило жестокий нрав помещицы.
Молва о жестоком обращении Простаковой с крепостными дошла до государственных чиновников, и после проверки ситуации на месте было принято решение о взятии под опеку поместье Простаковых. Известие о потере власти над слугами, а также жестокое предательство Митрофана морально подрывают героиню.
Образ Простаковой
Госпожа Простакова наделена автором исключительно негативными качествами: она груба, жестока, невежественна, лицемерна. Не встречая никакого сопротивления со стороны окружающих людей, она в полной мере проявляется свой деспотичный характер по отношению к слабым и беззащитным.
Такие качества, как жадность, невежество, жестокость достались г-же Простаковой от родного отца, который превыше всего ценил деньги и даже умер от голода над сундуком с монетами. Он был категорически против образования для своих детей, и Простакова даже в зрелом возрасте не понимает ценность просвещения.
Простакова стала собирательным образом тех помещиков своего времени, которые в силу своего воспитания имели узкий кругозор, боялись перемен, презирали образование и при этом считали себя «избранной», привилегированной кастой. Получая подобные жизненные ценности от родителей, они безотчётно передавали их собственным детям. Ярким примером тому стал Митрофанушка, который, полностью переняв грубость и жестокость матери, в итоге безжалостно бросил её в тяжёлую минуту.
5 фактов о Простаковой
- В произведении «Недоросль» автор большой упор сделал на говорящие фамилии, которые во многом отражают суть героев. Так, главная героиня пьесы до замужества была Скотининой, и её отличительной чертой является «скотское» поведение — невежество, хамство, грубость, нетерпимость.
- Простакова — безграмотная женщина, которая не умеет даже читать и по уровню своего развития практически ничем не отличается от своих крепостных.
- Фразы г-жи Простаковой полюбились читателям и зрителям комедии и быстро стали крылатыми:
«А я люблю, чтоб и чужие меня слушали», «Без наук люди живут и жили», «Век живи, век учись, друг мой сердешный!»
- Являясь собирательным образом глупых, невежественных и грубых помещиков, г-жа Простакова — исключительно отрицательный персонаж. Благодаря этому её имя стало нарицательным.
- После выхода в свет комедия пользовалась большой популярностью. И если в XVIII–XIX вв. крупные театры не рисковали ставить пьесу из-за цензуры, то в рамках любительских постановок «Недоросль» бил все рекорды. В спектакле Нежинской гимназии роль Простаковой играл юный Гоголь, который искренне восхищался произведением Фонвизина.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Вывод
В комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» образ госпожи Простаковой занимает одно из центральных мест. Характеристика Простаковой позволяет лучше понять всю глубину социальных проблем, которые были важны для России XVIII века. Жестокая, грубая и своенравная помещица, она стала олицетворением беспощадной силы и власти, царившей в государстве.
Кроме того, роль героини заключается в демонстрации проблем в воспитании. Ее отношение к людям, образованию, культуре проецируется в Митрофанушке. И если Простаковы и Скотинины представляли прошлое и настоящее России, то их отпрыски, «митрофанушки», — будущее страны.
Собранный материал, включающий в себя цитаты из текста, позволит самостоятельно дать характеристику героя по плану, поможет составить развернутую письменную работу или написать сочинение на заданную тему.
Тест
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Арсен Арустамян
10/10
- Сочинения
- По литературе
- Фонвизин Д.И.
- Характеристика и образ Простаковой
Характеристика и образ Простаковой в комедии Недоросль Фонвизина сочинение
Госпожа Простакова – мать Митрофанушки, одна из главных героев комедии Недоросль. Она родилась в семье с большим количеством детей, но из них выжили только она и её брат. Отец Простаковой был военным служащим, после этого, будучи неграмотным, он разбогател, но он был до того жадный, что в один день умер лёжа на сундуке, который был полностью набит золотыми монетами. Простакова и её брат Скотинин тоже выросли жадными и богатыми.
Фонвизин говорит о Простаковой, как о диком животном, которое способно «сделать плохо другим», об этом и говорит её девичья фамилия – та же, что и у её брата – Скотинина. Она грубо относится к своим крестьянам, кроме того, она отобрала у них всё, что только у них было. Но не только слуги боятся своей хозяйки, но и её муж. Простакова относится как к слуге, заставляя его ей подчиняться, для неё его мнение ничего не значит и она помыкает им так, как хочет, считая себя – хозяйкой этого поместья.
У неё есть единственное сокровище – это её шестнадцатилетний сын Митрофанушка. Единственное счастье для Простаковой – это благополучие её сыночка, ведь она считает своим главным родительским долгом ни в чем ему не отказывать. Но хоть Простакова и верит в то, что учёба вредна и даже опасна для здоровья, она всё же нанимает ему иностранных учителей, считая это «модным».
Помещица Простакова унижает и оскорбляет всех своих слуг. Например, няню Митрофанушки – Еремеевну она обвиняет в жадности из-за того, что та беспокоится о переедании Митрофана булочек за обедом. А Тришку она называет «мошенником» только из-за того, что тот сшил кафтан её сыночку не по размеру.
К Стародуму она обращается с лестью, так как он обладал большой суммой денег, которую завещал своей племяннице Софьюшке, а Простакова хотела женить своего Митрофанушку на ней. Но из-за её корысти и жадности все её планы рухнули, и она осталась ни с чем.
Таким образом, в течение всей жизни, характер Простаковой изуродовался. Простакова выросла в семье, которая отличалась крайней невежественностью, жадностью и неблагодарностью. Её родители не дали ни ей, ни её брату хорошего воспитания и не заложили в её душу никаких хороших качеств. Но сильнее всего на неё действовали условия крепостного права — она была полноправной владелицей крепостных крестьян. Она не следовала никаким правилам и осознавала свою полную власть над всеми, поэтому она превратилась в «бесчеловечную госпожу-тирана».
Вариант 2
Простакова не так проста, как кажется. За улыбками и добрыми словами, обращенными к нужным ей людям, много злости, зависти и жестокости.
Раскрывается она в общении с подневольными людьми. Крепостные страдают от её несправедливой ругани, от жестоких побоев… Она творит, что хочет. И когда ей делают замечание (почти судят уже) она не понимает, почему это не может быть хозяйкой у себя дома. Ей странно ,что хороший хозяин не ругается на слуг. И она не хочет, например, ссориться с соседями, лучше она отберет у крестьян своих деньги и земли. То есть, чтобы не быть в убытке. То же самое с нервами, я думаю. Простакова не будет ругаться с важными людьми, но «слить» негатив ведь нужно на кого-то. И это её бедные слуги. Она не слышит никаких оправданий. К примеру, в самом начале она ругает портного за хороший кафтан. Портной говорит, что нигде не учился шить. Простакова смеётся, типа, разве нужно на это учиться.
Мужем она помыкает. Совсем его не уважает. К брату относится чуть лучше, но тоже посмеивается над его простотой. Когда нужен как жених бедной Софьи, тогда хорошо с ним общается, когда в женихи к разбогатевшей сына пристроила, так брат уже не нужен. И она готова всех использовать в своих интересах.
Её вежливость идёт не от сердца. Хорошее отношение зависит от выгоды. Обижала Софью, но как только та разбогатела, так стала «душенькой». Её вежливость (поклоны, поцелуи) излишняя. Это замечает и Стародуб – богатый дядюшка. То есть он им практически никто, видят они все его в первый раз, но он уже всем «отец родной». Когда заявляют о помолвке Софьи, Простакова не останавливается. Она организует похищение невесты! Получается, она практически на всё готова ради своих целей, которые часто все зациклены на сыне.
Она гордится даже тем, что её ничему не учили в своё время. Считает ,что образованность не нужна для хорошей жизни. Но уже понимает, что «ребеночку» нужно дать хорошее (видимое) образование.
Любит она только своего сына – Митрофанушку. Слепой материнской любовью. Сынок всем хорош: и умный, и образованный, и добрый… Но всё, на самом деле, не так! И в итоге, избалованный Митрофанушка готов от матери родной отказаться. Вот самый страшный удар для неё. Она всё делала для этого мальчишки, а он – предатель. В принципе, ведёт он себя так, как и она сама.
8, 9 класс
Образ, характеристика госпожи Простаковой в комедии Недоросль
Я считаю, что Простакову зря все так уж ругают! Ей и так досталось в комедии. Её все считают глупой, злобной, лицемерной женщиной. В принципе, так оно и кажется… Но нужно смотреть на причины такого её странного поведения.
Она просто слишком любит сына. И Митрофанушка только этим бессовестно пользуется — себе для выгоды. Простакова почти забыла себя ради сына. Она находится во власти чувств. Так она могла бы любить мужа, брата, батюшку… или мороженое. То есть её главное – любить кого-то или что-то, делать всё ради его блага.
И ещё она просто многого не понимает. В детстве, как мы понимаем, её ничему не учили. Она не знает многих наук. Например, она считает, что география нужна только кучеру. Но с другой стороны, она не так уж не права! Люди часто забивают голову ненужной информацией, всё знают поверхностно. А должны быть специалисты в каждой области. Вот если мне не идёт математика, так нечего меня ей мучить.
Простакова так и считает, что со слугами нужно браниться, что их нужно бить, а по-другому они не понимают. (Может быть, это частично и так.) Если вспомнить героя из смешного рассказа Чехова «Злоумышленник», так с этим мужиком разговаривать бесполезно! И ещё – она не хочет портить отношения с соседями, с родственниками, так и говорит, что лучше выместит всё на крепостных. Это ужасно, да. Но тогда крепостные (как и негры-рабы) практически за людей не считались. Они были для неё тренажерами для битья, как сейчас бывают куклы в офисах. А если через сто лет заговорят о правах кукол, так мы тоже окажемся жестокими.
В финале она кричит, что погибла – нет больше ни власти (буквально), ни сына (образно). Сын оказался настоящим предателем. В общем, Простакова – это недалёкая мать-наседка, её нельзя совсем уж винить в её ужасном поведении. Возможно, она даже раскается и исправится.
Сочинение 4
Известная как первая в истории социально-политическая комедия — это «Недоросль» Д.И.Фонвизина. В этом пьесе показаны все пороки общества, жизнь разных социальных слоев населения, и то, насколько невежественным может быть «высшее», казалось бы, общество.
Главная героиня данного произведения — госпожа Простакова. Она самая главная в доме, всё хозяйство держится на ней, она следит за поведением своим подданных, мужа и сына. Она очень любит своего сына, называет его «друг мой сердешный», при этом не по-человечески относится к своим слугам, обличая их «ворами» и прочими мерзкими словами. Хоть слуги и исполняют все её приказы, и её сына, она всё равно остается неудовлетворенной и недовольной.
Как же её можно охарактеризовать, как персонажа? В этом человеке существует совокупность нескольких качеств, таких как: невоспитанность, необразованность, невежество. Простакова происходит из старинного дворянского рода. У неё существует куча комплексов, жажда власти повлекла это. Она очень любит быть главной, она любит, чтобы её наказания слушали и выполняли. Её слово-закон. Как человек, который имеет крестьянские души, она довольно жестока, и творит произвол в своём поместье. Крестьяне в ее поместье живут в разрухе, голоде и нищете. Её речь довольно-таки бедная, небогатая, судя из этого, она глупая женщина, инфантильная.
Во время прочтения складывается такое ощущение, будто в ней нет ни одного хорошего качества, и наверное, это окажется правдой. Это безжалостная и жестокая тётка, самодур, которая довольно пессимистична. Она хитрая, потому что понимает как себя стоит с кем вести. Допустим, понимая, что Самодур может противодействовать ей, она сразу извиняется перед ним, потому что она труслива.
У Простаковой странные жизненные приоритеты. В каждой ситуации она ищет выгоду для себя, ради которой она готова сделать всё что угодно. Она не может ни с кем нормально вести беседу, общаться, потому что она не умеет находить общий язык, читать человеческие чувства и души. Именно поэтому её многие не любят, даже собственный сын, за которого она была пожертвовать жизнью, в итоге «предал» её, конечно же, в её понимании. Её отношение к крестьянам как к животным, рабам, поэтому их искренне жаль в данной пьесе.
В образе Простаковой можно найти бесчеловечную власть, двуличие, бесконечную хитрость и невежество. К сожалению, она не единственный помещик того исторического периода, которому были присуще данные качества, в этом и был замысел комедии. Показать полноценное поколение через одного человека. К сожалению такого человека нелегко изменить в лучшую, более добрую сторону.
Характеристика и образ Простаковой
Несколько интересных сочинений
- Сочинение Уроки прошлого
Наше прошлое — часть жизни конкретных людей. Оно сопровождает нас всю жизнь. Прошлую жизнь скрывают от посторонних людей, но не получается забыть самому. Одни люди гордятся былыми заслугами
- История создания поэмы Мертвые души Гоголя
Николай Васильевич Гоголь творил необычайные произведения, которые вызывали множество разногласий, споров, поводов для раздумий. Особо явное отражение российской действительности 19 века показано в романе «Мертвые души»
- Сочинение Тема злонравия в комедии Недоросль Фонвизина
Денис Иванович касается периодов жизни, которые способствуют развитию и становлению детей. Недоросль Митрофанушка оказался в необыкновенном положении.
- Сочинение на тему Чудеса природы рассуждение
Большинство людей живут, не замечая сколько прекрасных вещей нас окружает. Нужно обладать особыми качествами, чтобы видеть красоту в простых вещах. Если вам сложно разглядеть чудо, просто оглянитесь вокруг, большинство чудес предоставляет нам природа.
- Сочинения 9 класс ОГЭ
Здесь собраны сочинения ОГЭ 15.3
Сочинение на тему Характеристика и образ Простаковой
есть дети
женат/замужем
жизнь в достатке
История создания героя, прототипы
Кадр из ф/с “Недоросль”. Простакова – актриса Элла Далматова
“Характеры дураков в ней [комедии] – верные и ловкие списки с карикатур тогдашней действительности” – так Белинский писал о “Недоросле”. Д. И. Фонвизин создавал образ Простаковой, наблюдая за современным ему классом помещиков. Этот образ, безусловно, собирательный. Помещица воплощает в себе черты многих крепостников-самодуров второй половины XVIII века. Одним из вероятных прототипов могла послужить печально известная “Салтычиха”.
Описание героя
Госпожа Простакова – мать Митрофана, жестокая, грубая и невежественная помещица. К своим крепостным людям она относится, как к рабам, и считает, что может делать с ними все что угодно. Свою жестокость Простакова оправдывает дарованным указом о вольности дворянской. В ее понимании этот указ позволяет в рамках закона совершенно свободно распоряжаться крестьянскими жизнями.
Деспотизм и грубость Простаковой ярче всего характеризуют ее самоуверенные слова: “То бранюсь, то дерусь; тем и дом держится”.
Простакова уже давно господствует в семье. Своего безвольного мужа она фактически превратила в некое подобие крепостного человека. Мужчина беспрекословно ей подчинен. Косвенным образом (через сон Митрофана) становится известно, что Простакова даже избивает супруга.
Сцена из спектакля Малого театра “Недоросль”. 1987
Деспотичная помещица безнадежно глупа и низменна. В самом начале произведения она возмущается тем, что “девушки грамоте умеют”. Свою безграмотность Простакова объясняет приличным “воспитанием”: “Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому”.
Невежество Простаковой ярко проявляется в сценах обучения Митрофана и демонстрации его знаний перед Стародумом. Мать с “легкостью” решает задачи для сына и заключает: “Деньги есть – сочтем и без Пафнутьича…”. Урок Кутейкина прерывает Вральман, а Простакова соглашается с ним: “Коли ученье так опасно для твоей [Митрофана] головушки, так по мне перестань”. Наконец, после показа уровня “образованности” сына довольная мать делает главное заключение: “Без наук люди живут и жили”.
Госпожа Простакова – невероятно жадная женщина, о чем свидетельствует множество примеров. Сшить кафтан для Митрофана она поручает дворовому Тришке, чтобы не платить портному. Для сына она за копейки нанимает самых никудышных учителей, да и им задерживает жалование.
“Надзор” Простаковой за имением Софьи имеет тайную цель каким-либо образом завладеть ее “деревеньками”. Узнав о получении Софьей богатого наследства, Простакова сразу же решает выдать ее замуж за Митрофана. Помещицу не останавливает известие о том, что у девушки уже есть жених. В стремлении к богатству она решается на открытое насилие.
У госпожи Простаковой все же есть одно положительное качество, смягчающее этот крайне неприятный образ – беззаветная любовь к сыну. Впрочем, эта слепая любовь в сочетании с глупостью идет не на пользу Митрофана, а превращает его в неблагодарного эгоиста.
Простакова. Иллюстрация Н. Муратова
Роль героя в произведении
Простакова играет главную роль в комедии. Прежде всего, помещица-самодурка – основной объект авторской критики. Простакова превращает жизнь своих крепостных крестьян в настоящий ад. Она безжалостно распоряжается судьбами подвластных людей и намерена выдать Софью замуж сначала за Скотинина, а затем за Митрофана. В любом случае девушка была бы обречена на несчастную жизнь.
К счастью, о творимых Простаковой беззакониях становится известно властям. Передача ее имения под опеку правительства является счастливой развязкой произведения.
Само название комедии тесно связано с госпожой Простаковой. Именно она виновата в появлении еще одного глупого и совершенно бесполезного “недоросля” – Митрофанушки.
Развитие героя по мере сюжета
Простакова неисправима. На протяжении всего произведения она остается собой. Деспотичный характер помещицы уже ничто не изменит. Автор доказывает это в финале. Вымолив у Стародума прощение, Простакова злорадно предвкушает, какому страшному наказанию подвергнет своих людей: “Теперь-то я всех переберу поодиночке”.
Самодурка еще может перенести объявление указа о лишении имения. Гораздо более страшным ударом для нее становится отвержение любимым сыном: “И ты меня бросаешь! А! неблагодарный!”. Можно только предполагать, как скажется на характере Простаковой этот печальный результат воспитания Митрофана.
Отношение автора к герою
Как известно, убеждения самого Фонвизина в комедии выражают Стародум и отчасти Правдин. Вот как они характеризуют Простакову: “презлая фурия” с “адским нравом”; “от таких-то животных пришел я освободить [Софью]”; “бесчеловечие злой помещицы”; “нарушительница гражданского спокойствия”; “мастерица толковать указы!”; “госпожа бесчеловечная”. Нельзя не признать справедливость всех этих эмоциональных оценок.
Сцена из спектакля Малого театра “Недоросль”. 1987
Прототипы
Одним из возможных прототипов Простаковой ряд критиков считает московскую помещицу Д. Н. Салтыкову (“Салтычиху”). В 1762 г. за причинение увечий и убийства крепостных она была приговорена сначала к смерти, а затем к пожизненному заключению. Дело “Салтычихи” долгое время горячо обсуждалось в русском обществе.
Экранизации
В 1987 г. в СССР был снят фильм-спектакль “Недоросль”. Роль Простаковой в нем исполнила актриса Малого театра, Заслуженная артистка РСФСР Э. Н. Далматова. Элла Николаевна “облагородила” образ невежественной помещицы. Простакова в ее исполнении не внушает такого отвращения, как в самом произведении. В финале отвергнутая сыном мать даже вызывает жалость.
Наше краткое информативное видео – обязательно посмотрите для закрепления материала:
Список литературы
- Всеволодский-Гернгросс В. Н. Фонвизин-драматург: Пособие для учителей. М., 1960.
- Все герои произведений русской литературы: Школьная программа: Словарь-справочник. – М.: Олимп, 2002.
- Стахорский С.В. Энциклопедия литературных героев М.: Аграф, 1997.
- Недоросль/Денис Фонвизин ; статья и комментарии Андрея Степанова. – Санкт-Петербург : Азбука ; Санкт-Петербург : Азбука-Аттикус, 2019.
- Берков П. Н. История русской комедии XVIII века. Л., 1977.
- Исакович И.В.: “Бригадир” и “Недоросль” Д.И. Фонвизина. – Л.: Художественная литература, 1979.
- Д.И.Фонвизин “Недоросль: избранные произведения”, Спб, “Азбука Классика”, 2008.
Ирина Зарицкая | Просмотров: 4.7k