«Малыш
и Карлсон» (1955) – настоящая современная
сказка, описывающая хорошо знакомый и
понятный любому городскому ребенку
мир; он полон, конечно, захватывающих
приключений. Но маленькому читателю
важно и данное глазами Малыша, притом
очень реалистическое, изображение мира
взрослых, семьи, отношений с братом и
сестрой и т.д. Проблема детской психологии
решена очень удачно и оригинально: ведь
Карлсон – это как бы «второе я»
Малыша, его чисто «ребячливая» ипостась,
капризная, эгоистичная до жестокости,
но при этом неутомимо энергичная, полная
изобретательности и страсти к приключениям
– и неотразимая. То, что Карлсон «в меру
упитанный мужчина в самом расцвете
сил», придает истории особую забавность.
А поскольку страдает от эгоизма Карлсона
больше всего сам беззаветно преданный
ему Малыш, которому нельзя не сочувствовать,
и поскольку по отношению к Карлсону
Малыш выступает в той же всепрощающей,
умиротворяющей и охраняющей (а также –
постоянно – питающей) роли, что и родители
по отношению к детям, книга вовсе не
является ниспровержением семейных
основ и угодничеством перед детьми.
Детей учат здесь вполне «взрослым»
ценностям.
36. Скандинавская литературная сказка (обзор, х. Андерсен, с. Лагерлеф, а. Линдгрен, ц. Топелиус, т. Янссон)
Если
Астрид Линдгрен – мастер изображать
приключения на скрупулезно выписанном
реальном фоне, то ее младшая современница
Туве Янсон (род. в 1914 г.), финка, пишущая
по-шведски (в Финляндии до сих пор имеется
говорящее по-шведски меньшинство),
рисует мир фантастических существ –рисует
в том числе и в буквальном смысле. По
первой профессии Туве Янсон – художница,
и маленький бегемотик на задних лапках
Мумми-тролль был придуман сперва как
графический образ. Всех прочих зверьков,
населяющих Мумми-долину, Янсон тоже
рисовала сама. Ее первая книга с
собственными иллюстрациями «Маленькие
тролли и большое наводнение» вышла в
1938 году, за ней последовала целая серия:
«Прилетает комета» (1946), «Шляпа волшебника»
(1949), «Мемуары папы Мумми-тролля» (1950),
«А что было потом» (1952), «Опасное лето»
(1954), «Волшебная зима» (1957), «Кто утешит
малютку» (1960), «Невидимое дитя» (1962),
«Папа и море» (1965), «Поздней осенью в
ноябре» (1970). Книжки эти пользуются во
всем мире огромной популярностью. Янсон
создает целый мир, забавный, красочный
и по-настоящему волшебный, при этом
почти не используя фольклорных мотивов.
Это тоже, хоть и в другом роде, чем у
Линдгрен, современные, не стилизованные
под старину сказки: здесь нет ни леших,
ни русалок. Мумми-тролли, Снорки,
Снусмумрик и Хемули – порождения
свободной и оригинальной фантазии. Но,
вполне в традициях Андерсена, им
свойственны человеческие чувства и
человеческие слабости, они явно читают
современные книжки (вспомним Ондатра
и его любимый опус «О тщете всего сущего»
и несомненный пародийный элемент в
«Мемуарах папы Мумми-тролля»), не говоря
уж о том, что сюжет книги «Прилетает
комета» очевидно отражает свежее
впечатление от Хиросимы. От книги к
книге характеры персонажей меняются,
Мумми-тролль взрослеет, более «взрослыми»
становятся и сами сказки. Но при всей
фантастичности жизнь в Мумми-долине, и
особенно в семействе Мумми-троллей, –
семейная идиллия, о которой мечтает
любой ребенок, да и многие взрослые.
«Волшебница
из Швеции», Астрид Линдгрен (1907–2000)
подарила своим читателям огненно-рыжую
девочку, чье щедрое сердце способно
согреть и укрыть от беды любого малыша,
которая легко поднимает лошадь, а ее
находчивости, смелости и отваге могут
позавидовать самые прославленные герои.
Имя «Извергающей Радость», той, «которая
считает, что взрослым никогда не бывает
весело», – Пеппи Длинный чулок. (1945). А
спустя десять лет появился Карлсон.
Книга
Малыш и Карлсон, который живет на крыше
(1955) стала откровением для детей. Кроме
Карлсона и Пеппи Длинный чулок создала
трилогию о неутомимом Эмиле из Лённинберги
(1963, 1966, 1970), повесть-сказку о поэтическом
Буссе – Мио, мой Мио (1954), романтическую
историю о фантазере Суперсыщик Кале
Блумквист
(1946),
сагу о дружбе девочки и мальчика,
побеждающей вражду их родителей – Ронья
– дочь разбойника (1982). И еще множество
глубоких, раздумчивых и мудрых книг,
пронизанных юмором и светлой печалью.
В
нач. 20 в. в Швеции появился новый герой
детских сказок из книги Удивительное
путешествие Нильса с дикими гусями
(1907),
рожденной фантазией шведской писательницы
Сельмы
Лагерлёф.
В отличии от благородного самоотверженного
Маугли, Нильс предстал перед читателями
как существо весьма вздорное и корыстное.
Лишь поплатившись за жестокую издевку
над гномом и будучи превращен в беспомощное
создание величиной с цыпленка, он
начинает чувствовать чужую беду. Главными
спасителями и друзьями Нильса становятся
гусь Мартин и предводительница гусиной
стаи мудрая и справедливая Акка
Кнебекайзе. Чем дольше длится путешествие
Нильса на диких гусях, чем больше
многотрудных и смертельно опасных
испытаний выпадает на его долю, тем
мужественнее и самоотверженнее становятся
его поступки. Снова стать человеком
помогают Нильсу аисты, вороны и даже
деревянная скульптура отважного моряка.
В сочинении
Свеча
от Гроба Господня, состоящем из притчевых
новелл об Иисусе Христе, Сельма Лагерлёф
рассказала о детских летах Иисуса в
новеллах Вифлеемский младенец,
Бегство
в Египет, В Назарете
и
В
Храме.
В
своих сказках Сакариас Топелиус также
следует принципу внешней простоты и
безыскусности повествования. Он
рассказывает о приключениях обыкновенных
финляндских мальчиков и девочек.
Смелость, находчивость, жажда действовать
и вера в Бога помогают им справиться со
злыми силами, с великанами и троллями.
Писатель
использует образы из скандинавской
мифологии («Инеистый великан»), из
финского эпоса «Калевала» (в сказке
«Старый домовой Абосского замка» старец
Вяйнемёнена сидит под фундаментом
замка, играет на кантеле и ждет, когда
его борода вырастет настолько, чтобы
ее можно было обвить вокруг стола). В
сказках Топелиуса мы находим и мотивы
саамских сказок. Например, действие
известной сказки «Сампо-Лопаренок»
происходит в Лапландии. Любознательный
мальчуган, решив прокатиться на санках,
оказался вдруг далеко от дома, во
владениях свирепого горного короля.
Олень с золотыми рогами помогает Сампо
убежать и скрыться в доме пастора. Горный
король хочет забрать Сампо, так как тот
еще не был крещен. Но пастор успевает
быстро окрестить его, и великан вынужден
уйти ни с чем.
Во
многих сказках писателя звучит этот
мотив: злые силы не властны над душой,
преданной Богу. Тема любви к природе,
доброты и сострадания проходит через
многие сказки писателя. Одна из самых
любимых в Финляндии сказок – «Березка
и звезда» («Björken
och stjärnan»).
Это сказка о судьбе двух детей – брата
и сестры, которые во времена войны и
голода были отправлены родителями из
Финляндии в Швецию, где их полюбили и
воспитывали как собственных детей. Но
когда самые ненастные годы на родине
миновали, и дети узнали, что могут
вернуться домой, то они не могли больше
думать ни о чем другом. Нарушив запрет
своих попечителей, ночью отправились
они в опасное путешествие. Причем все,
что они помнили об отчем доме, — это лишь
то, как звучал язык, на котором говорили
родители, и то, что во дворе росла высокая
березка и сквозь ее листву светила
вечерами звезда. Через два года долгих
странствий дети сумели все же отыскать
отчий дом. Им помогла вера в чудо, которое
пошлет им Господь, если они будут верны
своей мечте.
Сказки
Топелиуса очевидно обнаруживают
христианский взгляд на мир автора, но
они не скучно назидательны, а полны
жизни, приключений, неожиданных поворотов
в развитии действия. Во многих сказках
перед читателем предстает мир живой,
одухотворенной природы. Это знаменитый
цикл сказок об Унде Марине (дочери
Морского короля) и принце Флурио (принце
Леса), сказка о «Червячке – короле
малинника», «Муравьишке, который по
докторам разъезжал», «Принцессе
Линдагуль», «Кнуте-музыканте» и многие
другие.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
ВВЕДЕНИЕ
1. Анализ произведения А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»
2. Образ ребенка в произведении А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Астрид Линдгрен (1907-2002) – общепризнанный классик детской литературы. Шведская писательница дважды была удостоена Международной премии имени Х.К. Андерсена. Ее первая книга – «Пэппи – Длинный чулок», опубликованная в 1945 году, принесла ей мировую известность.
Одно из самых популярных произведений А. Линдгрен – «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» (1955) – оригинальная реалистическая и современная сказка, вплетенная в повседневную жизнь, правдивая история о мальчике с его горестями и радостями, специфическим мышлением и языком.
Девочка по прозвищу Пеппи Длинный чулок известна детям во всем мире. Она, как и Карлсон, является ребенком без взрослых, а потому свободна от опеки, критики и запретов. Это позволяет ей совершать необыкновенные чудеса, начиная с восстановления справедливости и заканчивая богатырскими подвигами.
Линдгрен противопоставляет бодрость, здравомыслие, раскованность своей героини скучной обыденностью патриархального шведского города. Изображая духовно сильного ребенка, и даже девочку, в буржуазной обстановке, писательница установила новый идеал ребенка, способного самостоятельно решать любую проблему. Обычная жизнь обычной семьи является фоном для развития событий в большинстве книг Линдгрена. Превращение обычного мира в необычный, жизнерадостный, непредсказуемый – это мечта любого ребенка, воплощенная в жизнь рассказчиком.
1 Анализ произведения А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»
«Воображение, по мнению А. Линдгрен – важнейшая способность человечества, «потому что все великое, что когда-либо появлялось в этом мире, рождалось первым в человеческом воображении». Кроме того, книга для детей должна развивать у них веру в способность творить чудо, в само его существование. Но чудо в работах Линдгрен всегда рождается из самой реальности, как в истории «Малыша и Карлсон, который живет на крыше».
Одна из самых популярных работ Линдгрен – «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» (1955) – оригинальная реалистическая и современная сказка, вплетенная в повседневную жизнь, правдивая история о мальчике с его горестями и радостями, специфическим мышлением и языком. Сказка вырастает из детского воображения, из фантазии. Писатель не устает повторять, что все, что происходит в книге, вполне «обыденно». «Не совсем» обычное только у Карлсона, который живет на крыше. Все – мама и папа, Босс и Бетан думают, что Карлсон – это выдумка, фантазия Малыша. Только сам Малыш не сомневается в существовании Карлсона [1].
Главный герой книги – мальчик по имени Сванте, которого все называют Малышом за простоту. «Ему семь лет, и он чувствует себя одиноким. И, к счастью, у него есть такой друг, как Карлсон, который лучший во всем мире. И хотя Малыш переживает вместе с ним удивительные приключения, в то же время он многому учится и о жизни в городе, где он живет. Что не все честны и открыты друг другу, что есть несчастные и одинокие люди. Он также учится брать на себя ответственность. В конце концов, если тебе доверяют какие-то вещи, ты отвечаешь за них. Даже если паровоз или люстра сломали вашего друга».
Карлсон, с другой стороны, это образ вечно активного персонажа, всегда стремится удовлетворить свои потребности. Хотя по своей природе он благороден, например: кормить молоком голодного ребенка или помогать незнакомцу избежать ограбления мошенниками. И со своим нарциссизмом он бы достойно соперничал с самим Нарциссом. Хотя его недостатки несут в себе воспитательный момент для других детей: замечая некоторые не совсем хорошие вещи о Карлсоне, через некоторое время они начинают замечать их сами. И если характер Карлсона постоянен на протяжении всего повествования, то характер Малыша постоянно растет и развивается как часть внутренней борьбы. С одной стороны, он увлекается розыгрышами и проказами, но, с другой стороны, с каждым разом все больше и больше осознает, где остановиться [2].
2 Образ ребенка в произведении А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»
Малыш – главный герой сказки А. Линдгрен «Малыш и Карлсон». Настоящее имя мальчика – Сванте, но все в семье зовут его Малыш, так как он самый младший.
Мальчик чувствует себя одиноким, хотя родители, брат и сестра очень любят его. Он уязвимый, чувствительный мальчик с богатым воображением и добрым сердцем. Самой заветной мечтой малыша было завести собаку, потому что, по его словам: «У мамы есть папа, у Босса есть Бетан, но у меня никого нет…».
Маленький человек с пропеллером появляется в его жизни и становится его лучшим другом. Карлсон не особо вежлив и воспитан, часто вовлекает мальчика в озорство, но маленький человек этого не понимает. Он счастлив, что у него есть с кем подружиться.
На его день рождения родители подарили ему собаку, но Малыш остался верен своему другу, который живет на крыше.
В начале книги Линдгрен характеризует своего персонажа, говоря, что Малышу 7 лет, и что он очень обычный мальчик. У него такие же немытые уши, как и у всех мальчиков его возраста, он также разрывает штаны на коленях, и вообще – он ничем не отличается от своих сверстников.
Черты характера: Мы узнаем, что ребенок – любимчик всей семьи. Но несмотря на это, мама с папой и старшие дети его совсем не балуют. Более того, малыш уже давно мечтает о собаке, но его родители ни в коем случае не соглашаются забрать домой щенка.
Малыш – отзывчивый и дружелюбный мальчик. Но иногда, когда ему очень грустно, ему приходят грустные мысли – кажется, что у каждого есть пара: так у мамы есть папа, у брата есть сестра, только у Малыша никого не было. И он так сильно хотел щенка [5].
Поэтому, когда Малыш встретил Карлсона, он был очень счастлив. Там было существо, с которым Малыш мог проводить время, которого он слушал с усердием и уважением, и которому он доверял.
Малышу нравилось все о Карлсоне: его способность спокойно принимать невзгоды («мирской бизнес»), его жизнерадостный и стойкий характер, его способность заставлять Малыша смеяться и интересовать его. Малыш видел в Карлсоне не только друга, но и учителя мирской мудрости.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В рамках нашего исследования нами было определено, что произведение А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» пронизано добротой и морально-нравственными аспектами развития личности. Мы видим, что данное представление формирует образ малыша и Карлсона, как двух половин одного целого, которые отражают явную потребность в формировании дружеских отношений в детском возрасте.
Образ ребенка в рамках произведения А. Линдгрен отражает основные направления в рамках воспитания морально-нравственных качеств личности ребенка, его возможностей духовного развития и выделение определенных рамок в процессе общения. Также, необходимо отметить наличие определенной внутренней борьбы при определении ребенком особенностей нравственного и морального поведения.
Анализ сказки А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»
Одно из популярнейших произведений Линдгрен — «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» (1955) — оригинальная реалистическая и современная сказка, которая вплетается в повседневную жизнь, в правдивое повествование о мальчике с его печалями и радостями, специфическим мышлением и языком.
Продолжение повести под названием «Карлсон, который живет на крыше, прилетает вновь» (1963) появилось в связи с успехом первой книги и многочисленными просьбами детей, мечтающих узнать, что сталось с их любимыми героями. Наряду с дальнейшим развитием детских характеров Линдгрен дает здесь сатиру на современное телевидение и рекламу.
Последняя часть трилогии — «Тайком появляется Карлсон, который живет на крыше» (1968) — тонкая и остроумная пародия на современную шведскую прессу, на детективную литературу. Здесь рассказывается о новых проделках Малыша и Карлсона, об их верной дружбе. «…Лучший в мире Карлсон с его проявлениями детского недовольства и неудержимого эгоизма поистине неотразим»,- отмечает шведская критика.
В России книга стала популярна благодаря переводу, сделанному Лилианной Зиновьевной Лунгиной. Первое издание повести в СССР вышло в 1957 г. Издание «Две повести о Малыше и Карлсоне» выходит в 1965 г., переиздается в 1968 г. «Три повести о Малыше и Карлсоне» впервые выходят в 1973 г., повторно в 1974 г., и переиздаются в последующие годы. Во всех изданиях СССР — переводы Л. Лунгиной и иллюстрации шведской художницы Илун Викланд.
«– Я спросил у Карлсона, не выдумка ли он…
– Ну и что же он тебе ответил? – поинтересовалась мама.
– Он сказал, что, если бы он был выдумкой,
это была бы самая лучшая выдумка на свете».
(А. Линдгрен «Малыш и Карлсон»)
Непосредственными предшественниками трилогии о Карлсоне стали две небольшие сказки Астрид Линдгрен – «Крошка Нильс Карлсон» и «В стране между светом и тьмой». Впрочем, герой первой был мало похож на известного нам безобразника. Это был крошечный ниссе (скандинавский аналог нашего домового), посещающий одинокого мальчика, у которого умерла сестричка. Тарарама он не устраивал, да и летать не умел. Героя второй сказки – господина Лильонкваста – Линдгрен также подсказала ее дочь.
Откуда взялся домик на крыше и пропеллер, тоже нетрудно догадаться, если учесть страсть писательницы к лазанию по крышам и деревьям, а также воспоминания детства, когда она бегала на аэродромы созерцать аэропланы.
Линдгрен искусно пользуется излюбленным приемом писателей-сказочников: повествование вырастает из детской игры, из фантазии и выдумки ребенка. На этом приеме построены еще и такие известные сказочные повести, как «Винни-пух и все, все, все» А. А. Милна (перевод с английского), «Орден Желтого Дятла» Ж. Монтейру Лобату (перевод с португальского), «Мафия и его веселые друзья» Э. Хогарт (перевод с английского) и др.
«Малыш и Карлсон, который живет на крыше» — воспитательная книга. Ребенок узнает про жизнь большого города, узнает, что в мире, который кажется ему таким веселым и радостным, есть преступники, есть брошенные без присмотра дети. Малыш растет, понимая, что надо активнее вмешиваться в жизнь и помогать слабым.
Книга Линдгрен не назойливо воспитательна, не апологетична по отношению к взрослым, а очень правдива и реалистична. Правда, Малыш иногда слишком умен для семилетнего ребенка и речи Карлсона слишком похожи на речи взрослого. Тем не менее книга поражает тонким знанием психологии детей, их языка, юмором и меткими шутками.
Действие повести происходит в 1950-е годы в центральном районе Стокгольма — Вазастане, где в одном доме проживают два главных героя — Сванте, младший ребёнок семьи Свантесон, по прозвищу Малыш, и — на крыше — Карлсон.
Сказка вырастает из фантазии, из выдумки ребенка. Писательница не устает повторять, что все происходящее в книге — вполне «обыкновенно». «Не совсем» обыкновенен лишь Карлсон, который живет на крыше. Все — мама и папа, Боссе и Бетан считают Карлсона выдумкой, фантазией Малыша. Лишь сам Малыш не сомневается в существовании Карлсона.
Карлсон — маленький толстенький человечек неопределённого возраста, живёт совсем один в маленьком домике на крыше, умеет летать при помощи мотора, который находится у него на спине. Любит гулять по крышам и проказничать. Самоуверен, считает себя «лучшим в мире» во всех отношениях, а также красивым, умным и в меру упитанным мужчиной в самом расцвете сил. Любит много поесть, из еды предпочитает мясные тефтели, торт со взбитыми сливками и плюшки.
Малыш — лучший друг Карлсона. Настоящее имя Сванте, 7 лет, младший ребёнок в семье Свантесон. Любимец и баловень всей семьи, хотя до знакомства с Карлсоном ему часто было не с кем играть. Больше всего мечтает о собаке. Вежливый и воспитанный мальчик, хотя иногда может вдруг заупрямиться.
Карлсон, действительно, самый обычный, толстый человечек, наделенный рядом отрицательных качеств. Но вместе с тем отрицательные свойства Карлсона уравновешены положительными. Если образ Карлсона в книге стабилен, то Малыш показан писательницей в развитии. В нем все время происходит как бы внутренняя борьба. С одной стороны, его увлекают проказы и шалости Карлсона, он не прочь принять в них участие, но протестует, как только шалости эти переходят границы.
Малыш, опираясь на близкие ему образы и ассоциации, снабжает толстяка Карлсона моторчиком и пропеллером и переносит в знакомую обстановку. Летающий человечек живет в Стокгольме на крыше обыкновенного дома. В семье каждый занят своим делом: папа уходит на службу, дети — в школу, мама хлопочет по хозяйству. Малыш, предоставленный самому себе, проводит долгие часы в обществе Карлсона. Нажав кнопку на животе, Карлсон заводит свой моторчик и с жужжанием влетает в окно. С ним не скучно. Он знает все на свете. Это «лучший в мире рисовальщик петухов», «лучший в мире строитель» из кубиков и вообще «лучший в мире» специалист по всем вопросам. Учинив по его инициативе какую-нибудь шалость, Малыш утешает взрослых: «Пустяки, дело житейское!», «Спокойствие, только спокойствие!»- и при этом ссылается на авторитет Карлсона, который живет на крыше.
Карлсон умеет быть не только по-детски шаловливым и непосредственным. В нужный момент он проявит и мужество и доброту, вовремя окажет помощь: он втаскивает на крышу поскользнувшегося Малыша, приносит бутылочку молока для «Гюльфин, чрезвычайно заброшенного младенца», ничуть не пугается, когда в квартиру забираются воры Филле и Рулле.
Искусство Астрид Линдгрен в том, что она, подарив Карлсона, сумела сделать этот образ образом большой воспитательной силы. Ребята играют вместе с Карлсоном, шалят, но каждый из них, замечая его недостатки, видит и свои собственные слабости.
Карлсон, который живет на крыше
В этой книге происходит знакомство Карлсона с Малышом и впоследствии с его друзьями — Кристером и Гуниллой. Для семьи Свантессонов Карлсон постоянно остается за кадром, поэтому они считают его выдуманным другом, и за его развлечения Малыш каждый раз огребает целебных пиздюлей. Семья прозревает в последней главе, где Карлсон приходит на день рождения Малыша и приветствует всю его родню по уши в торте.
Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел
Семейство убирается из дома с различными диагнозами по больницам, а папу усылают в командировку. Для слежения за осиротевшим Малышом нанимают домработницу Хильдур Бок (К. О. сообщает, что фрёкен — не имя, а шведское название незамужней женщины, типа мисс или мадемуазель). Фрёкен Бок имеет недурные профессиональные силы ведения дома и страстное желание попасть в зомбоящик с рассказом о привидениях на соответствующей передаче.
Вся вторая книга посвящена изощренному троллингу фрёкен Бок астральными явлениями (чему та только рада), в итоге с привидения в буквальном смысле срываются покровы. Однако фрёкен Бок таки попадает в зомбоящик с уникальным рецептом собственного приготовления. Семья выздоравливает и возвращается, в последней главе Свантессоны и Карлсон смотрят прямой эфир кулинарной передачи с фрёкен Бок.
Карлсон, который живет на крыше, проказничает опять
Внезапное выпиливание из дома всего семейства в кругосветные путешествия и спортивные лагеря. Карлсон в опасности — его сфотографировали для газеты и назначили награду в десять тысяч шведских рублей за поимку и доставку в редакцию с целью выяснения личности. Малыш отказывается от всех турций и пионерлагерей и остается за ним присматривать. Дополнительный бонус — дядя Юлиус, приехавший в Стокгольм лечиться. Для заботы о «трех холостяках» вновь нанимают фрёкен Бок. Феерический ночной троллинг фрёкен Бок, Юлиуса, Филле и Рулле астральными явлениями («Мумия» же!). В финале Карлсон заявляется в редакцию газеты и получает всё вознаграждение сам. Фрёкен Бок выходит замуж за дядю Юлиуса и становится фру Иенсен.
Ее прекрасная книга исполнена оптимизма и большой человеческой доброты. В произведении много тонкого юмора, живой речи, передающей особенности детского языка и тонкое знание писательницей детской психологии.
Книга Астрид Линдгрен — образец веселого оптимизма, многогранного юмора, здоровой романтики. Писательница, стремясь к тому, чтобы в ее произведениях сказочность не уводила детей от реальной действительности, не забывает в то же время о развлекательности, искрящемся юморе — необходимых качествах книг.