Цели и задачи:
- Познакомить учащихся с личностью И.А. Бунина; с
содержанием рассказа “Косцы”, его основными
темами. - Развивать умение анализа произведения малой
формы; учить определять основную мысль, ключевые
темы, их роль в произведении; умения определять
способы воссоздания
основных образов произведения, способы
выражения авторской позиции. - Развивать умение видеть образную природу слова,
оттенки его значений. - Развивать умения выразительного чтения,
связного выступления по теме с опорой на текст
произведения. - Развивать умения сопоставлять произведения,
относящиеся к разным видам искусства. - Воспитывать чувства патриотизма, любви к
природе; чувства уважения к автору, любви к
художественному слову.
Оборудование:
Портрет писателя, учебник литературы для 5
класса под редакцией Коровиной В.Л.; толковый
словарь Ожегова; памятки “Основные
художественно-изобразительные средства языка”;
презентация “Бунин и Орёл”; репродукции с
картин художников Г.Г.Мясоедова и А.А.Пластова;
магнитофонная запись русской народной песни “Ах
ты, степь широкая”.
Ход урока
1. Сообщение целей и задач урока. Организация
класса на работу.
2. 3накомство с личностью писателя:
а) воспроизводящая беседа;
б) сообщение ученика.
3.Чтение и анализ рассказа:
а) беседа по выявлению первичного восприятия;
б) выделение основных микротем;
в) беседа по основным микротемам (тема природы,
нар.труда, нар. песни, тема Родины), составление
опорной схемы.
4. Подведение итогов урока, выводы.
Домашнее задание. Оценка.
Выразительное чтение рассказа учащимися.
Словарь урока:
- Нобелевская премия
- лексический повтор
- эмиграция
Эпиграфы к уроку:
- Я пишу о красоте — всё равно, в чём бы она
ни была, и даю читателю с природой часть своей
души. (И.А.Бунин) - Разве можем мы забыть родину? Может
человек забыть родину? Она — в душе. Я очень
русский человек. Это с годами не пропадает. (И.А.Бунин)
Подробная запись урока
1. Чтение учителем стихотворения
И.А.Бунина “И цветы, и шмели, и трава, и колосья…”
— Эти строки принадлежат великому русскому
писателю и поэту И.А.Бунину.
— О чём это стихотворение? Как вы поняли его
основную мысль? (В этом стихотворении
описывается природа, которая является самым
важным в жизни лирического героя).
— Если есть в жизни человека любовь к природе, а
значит, к Родине, всё остальное отходит на второй
план.
— В центре нашего внимания на сегодняшнем уроке
будет небольшой рассказ И.А.Бунина “Косцы”,
который во многом близок этому стихотворению.
2. 3апишите тему урока:
“И.А.Бунин. “Косцы”. Изображение природы и
крестьянского труда. Образ Родины”.
— Наша задача — выяснить, как представлена
природа и народный труд в рассказе, а также
определить, из чего складывается образ Родины в
рассказе “Косцы”.
3. Но прежде чем обратимся к произведению,
поговорим о его авторе.
И.А.Бунин…Вы видите его портрет на доске и в
учебниках. Знакомо ли вам это имя? Что вы знаете
об этом писателе?
(ИА.Бунин — наш земляк. Его детские годы прошли в
Орловской губернии, среди неброской красоты
природы нашего края. Многие произведения
писатель посвятил описанию природы, народа.
Например, поэма “Листопад”).
— К сегодняшнему уроку группой учащихся нашего
класса подготовлена презентация, посвященная
И.А.Бунину, в ней представлены материалы о связи
писателя с городом Орлом. (Просмотр презентации,
комментарий авторов)
Приложение 1.
В этом году (2010 г.) 22 октября наш город отмечает
140-летие со дня рождения этого великого писателя.
Прослушаем сообщение о жизни и творчестве
И.А.Бунина.
(Выступление ученика).
Что вам больше всего запомнилось? Чем мы вправе
гордиться? (Творчество Бунина высоко оценено во
всём мире. В 1933г. ему была присуждена Нобелевская
премия — первому из русских писателей.)
А что такое Нобелевская премия? За какие
заслуги она присуждается? (Справка. Сообщение
уч-ся.) Нобелевская премия, международная премия,
названная в честь её учредителя — шведского
инженера-химика Нобеля. Присуждается ежегодно с
1901г. За выдающиеся заслуги в области физики,
химии, медицины, экономики, литературы, за
деятельность по укреплению мира.
За какие выдающиеся заслуги была присуждена
Нобелевская премия И.А.Бунину? Читаем в учебнике
на стр. 3 эпиграф к разделу.
— Мировое признание И.А.Бунин получил за
воссоздание русского характера, за воссоздание в
творчестве образа России. Эта тема была ведущей в
произведениях писателя. Этой теме и посвящен
рассказ “Косцы”.
4. Чтение наизусть учеником начала
рассказа на фоне музыки “Звуки природы”.
5. Беседа. Анализ рассказа.
Какую картину вы представили, слушая начало
рассказа? Помогла ли музыка лучше представить
эти картины? Какие краски вы увидели? Ответ
докажите текстом.
— Если бы вы оказались там, какие запахи вы бы
уловили? Какие звуки услышали?
— Какие художественно-изобразительные
средства, используемые автором, помогают донести
до нас эти краски, запахи, звуки? Пользуйтесь
памяткой (Эпитеты, олицетворения, метафоры).
— К сегодняшнему уроку вы должны были прочитать
рассказ и выделить основные микротемы. Назовите
их.. (Тема труда, природы, народная песня, тема
родины)
— Сейчас мы о какой теме говорили? (Тема природы).
Поместим это слово на доску. (Учитель
прикрепляет слово “природа” на доску).
Какой представлена природа в рассказе Бунина?
Как себя чувствуют герои рассказа на лоне этой
природы? Свои ответы подтверждайте текстом.
Одним из эпиграфов к уроку являются слова И.А.
Бунина: “Я пишу о красоте.. .всё равно, в чём бы она
ни была, и даю читателю с природой часть своей
души”. Как вы понимаете эти слова?
(Выразить душу в описании природы, чтобы
читатель это почувствовал и разделил с писателем
восторг и радость).
Удалось ли автору в данном описании “дать с
природой часть своей души”?
А теперь обратимся к следующей теме — теме
крестьянского труда. Поместим и это слово на
доску, с какой целью — узнаете чуть позже.
(Прикрепляет слово “труд”).
Кто герои рассказа? (Косцы, косари). Найдите их
описание.(Стр.5)
Какие слова вам показались непонятными? (Онучи,
бахилы, ластовица).
Словарная работа.
- Бахилы — вид крестьянской обуви.
- Онучи — куски материи, наматываемые на ногу
(голень). - Ластовица — матерчатая вставка на
крестьянской рубахе, чаще всего подмышкой.
(Комментирует учитель).
Что отмечает в героях рассказчик? Как они друг к
другу относятся? Как относятся к работе? (“Охочи
к работе”).
Как понимаете эти слова? (Любят работать).
А вы когда-нибудь видели сенокос? Процесс
кошения травы? Что вы можете сказать об этом
труде? (Тяжёлый труд).
А как этот труд описывается в рассказе? Найдите
в тексте. (Стр.5-6). Что значат слова “без малейшего
напряжения, без малейшего усилия”? Что хочет
сказать о косцах Бунин? (Они сильные, тяжёлый труд
им не в тягость, приносит радость).
На прошлом уроке мы разбирали отрывок из
стихотворения А.В.Кольцова “Косарь”. Дома вы
должны были сравнить описание крестьянского
труда в этом стихотворении и в рассказе “Косцы”.
Какие общие и различные черты в изображении
героев и их труда вы отметили? Прослушаем
выразительное чтение этого стихотворения и
ответ на вопрос.
(В обоих произведениях герои ощущают родство с
природой, они сильные, тяжёлый труд для них — не в
тягость. Последние строчки стихотворения
перекликаются со строками рассказа “Косцы”:
“Они подвигались без малейшего усилия…”(Стр.6).
Но в стихотворении труд описывается более
эмоционально, т.к. поэт использует
восклицательные побудительные предложения).
— Мы рассмотрели изображение крестьянского
труда в произведениях искусства слова.
Посмотрим, как представлена эта тема в
произведениях живописи. Перед вами репродукции с
картин художников Г.Г. Мясоедова “Страдная пора
(Косцы)” и А.А. Пластова “Сенокос”. Рассмотрите
их.
Какая из этих репродукций может служить
иллюстрацией к рассказу “Косцы”? А герои какой
из картин ближе? Аргументируйте.
Обратимся вновь к тексту рассказа “Косцы”. Как
вам кажется, автор относится к героям? Докажите
ответ текстом. (Стр.6 “.. .и прекрасны совершенно
особой, чисто русской красотой были те чувства,
что рассказывали они…”. Рассказчик любуется и
восхищается ими).
Герои сильные, могучие, тяжёлый труд доставляет
им радость. Но не только это удивляет и поражает
рассказчика, когда он наблюдает за косцами. Что
ещё?
(Они поют песню)
(Включается фонограмма русской народной песни
“Ах ты, степь широкая”. В это время учитель
прикрепляет на доску слово “песня”.)
Мы прослушали сейчас не ту песню, которую поют
герои в рассказе “Косцы”. Но любая народная
песня производит сильное впечатление, наводит на
размышления. Наверняка у вас русская народная
песня “Ах ты, степь широкая” вызвала светлые,
возвышенные чувства, близкие тем, что испытывает
герой-рассказчик, слушая песни косцов в
берёзовом лесу на закате июльского дня. Найдите и
зачитайте строки произведения, которые передают
чувства и размышления рассказчика, вызванные
народной песней. (Стр.6,1 абзац).
Чем необычно построение этих предложений?
Какую особенность вы заметили? (Каждое
предложение начинается с одного слова
“прелесть”).
А как вам кажется, какую роль играет повторение
этого слова? (Повторение слова привлекает
внимание читателя, усиливает воздействие этого
слова).
Такой композиционный приём называется лексический
повтор- повторение ключевого слова в начале
строки или предложения с целью усиления
эмоционального воздействия этого слова.
Запишите в тетрадь термин: лексический повтор.
— Найдём в толковом словаре СИ. Ожегова значение
этого слова.
1. Обаяние, очарование, привлекательность.
2. Приятные, пленяющие явления, впечатления..
3.0 ком-то, чём-то прелестном, чарующем.
4. Внешние черты женской красоты.
— В каком значении употреблено слово
“прелесть” в данном фрагменте текста “Косцы”?
Ответ аргументируйте.
(Рассказчик пытается передать свои впечатления
от народной песни (2), раскрыть, в чём же её
очарование, привлекательность (1), песня
действует чарующе на рассказчика (3).
В данном случае, действительно, подходят все
значения слова, кроме четвёртого. Но всё же ближе
первое значение, т.к. рассказчик пытается понять
сам и передать читателю необыкновенное
очарование народной песни, понять причину её
необычайно сильного воздействия на душу).
В чём же было очарование, привлекательность
народной песни, в чём её прелесть? Найдите и
зачитайте строки, которые вам кажутся ключевыми
при ответе на этот вопрос.
(“.. .прелесть была в том, что мы дети своей
родины.. .”и далее о родине стр.6.)
— Как вы понимаете эти строки? Что значат слова
“.. .были все вместе”, “наш общий дом была —
Россия…”?
(Русские люди едины в любви к Родине).
Так мы переходим к центральной теме-теме
Родины. Поместим и это слово на доску.
В чём конкретно в данном отрывке и во всём
рассказе выражается любовь русского человека к
Родине, единство с ней? (В любви к природе).
Какое словосочетание использует автор, чтобы
передать это единство человека и природы?
(Кровное родство).
Поместим и это слово на доску.
Вспомним описание труда косцов. Почему же
тяжёлый труд даётся им легко? (Они чувствуют
единство с природой и родиной).
Кто ещё ощущает это единство? Ответ докажите
текстом. (Рассказчик.“.. .в кровном родстве, что
было между ими и нами, между ими, нами и этим
хлебородным полем…”).
Вспомним задачу, которую мы поставили в начале
урока: выяснить, из чего складывается образ
Родины в рассказе “Косцы”? Посмотрим на слова,
которые мы поместили на доску. Кто желает
ответить на этот вопрос? (Образ Родины в рассказе
“Косцы” складывается из описания природы,
народного труда, народной песни, из ощущения
кровного родства русского человека с природой и
родиной).
Какая фигура получится, если добавить в
основание ещё одно слово? (Дом).
Какое слово необходимо? Что является для нас,
русских людей, домом? (Россия).
(Учитель прикрепляет в основание фигуры слово
“Россия”).
ПРИМЕЧАНИЕ
По ходу урока опорные слова размещаются в виде
схемы-фигуры дома. “Стены” — слова родство
и родина, “потолок”-слово природа, “крыша”-
слова труд и песня, основание фигуры — слово Россия.
Перепишите в тетрадь эту схему. А теперь
найдите в тексте предложение, которое можно
подписать под нашим домом. Запишите его часть.
(“Наш общий дом была — Россия”).
В этой опорной схеме и заключён ответ на вопрос,
поставленный в начале урока.
“Беспредельная родная Русь”, — говорит Бунин.
Единство с нею всегда давало поддержку русскому
человеку. Любовь к ней воспета в русских народных
сказках, песнях, о которых упоминает автор в
конце рассказа “Косцы”. (Зачит.стр.8).
Мы говорили сегодня, что жизнь И.А.Бунина
сложилась так, что ему пришлось покинуть Родину;
эмиграция бывает вынужденной или добровольной.
И.А.Бунин покинул Россию добровольно в 1920 г. Мы не
будем сегодня говорить о причинах, заставивших
писателя уехать из России. Очень часто у людей
складывается мнение, что человек, который
уезжает из страны добровольно, не любит свою
Родину. Вспомните, о чём мы сегодня говорили, и
скажите: любил ли И.А.Бунин свою Родину?
(Так писать о России, о её природе, народе может
только человек, искренне любящий свою Родину).
— Находясь в эмиграции (данный рассказ тоже
написан в эмиграции) И.А.Бунин писал только о
России, о русском народе. Недаром Нобелевскую
премию он получил за воссоздание в прозе
русского характера. Верным сыном своей Родины
И.А.Бунин чувствовал себя всегда и в ответном
слове во время вручения высшей литературной
награды подчеркнул, что эта премия не столько
ему, сколько всему русскому народу.
На доске записаны слова И.А.Бунина, которые
должны стать самыми важными для каждого русского
человека, для вас в первую очередь: “Разве можем
мы забыть родину? Может человек забыть родину?
Она — в душе. Я очень русский человек. Это с годами
не пропадает”.
— Я хочу, чтобы вы выучили эти слова наизусть к
следующему уроку, а также я попрошу вас выполнить
одно из двух заданий, записанных на доске.
(Переносная доска).
1. Составить связное, развёрнутое сообщение на
тему: “Из чего складывается образ Родины в
рассказе И.А.Бунина “Косцы”.
2. Сочинение-миниатюра: “Что является для меня
малой родиной”.
б. Оценка. — А теперь, когда у нас
осталось немного времени, я хочу, чтобы вы
выразительно прочитали строки, которые
произвели на вас сильное впечатление.
Постарайтесь в чтении выразить чувства.
Методическая
разработка
урока литературы в
5 классе
«Человек и природа
в рассказе Ивана Алексеевича Бунина «Косцы». Образ Родины»
Автор: Самедова
Лара Вагифовна,
учитель русского
языка и литературы
Введение
Современные тенденции в
методике преподавания литературы в школе ставят перед учителем новые задачи.
Федеральный государственный образовательный стандарт, направленный на «развитие
личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий»,
опирается на системно-деятельностный подход, который позволяет достигать «целей
личностного, социального и познавательного развития обучающихся». Универсальные
учебные действия, среди которых выделены прежде всего коммуникативные, должны
обеспечивать формирование ключевых компетенций обучающихся. Компетентностный
подход в обучении по-новому организует содержание школьного образования и
нуждается в новых формах и технологиях.
В основе представленной
методической разработки урока фреймовая технология. Данная технология позволяет учащимся развить познавательную
активность, самостоятельное мышление и творческие способности.
В электронном
словаре Lingvo в переводе с английского frame имеет несколько значений. Как
существительное фрейм — это структурная единица различных интеллектуальных и
других объектов; как глагол обозначает «строить высказывание», «строить планы,
воображать себе»; как прилагательное переводится так: «рамочный, имеющий в
основании раму».
Впервые
технология фреймового обучения была представлена российским ученым М. Минским
как попытка построить фреймовую сеть, или парадигму, с целью достижения
большего эффекта понимания. Фрейм — это модель знаний, которая активизируется в
определенной ситуации и служит для ее объяснения и предсказания, способ
организации учебного материала и учебного времени при изучении материала, образ
темы исследования, общая идея как обобщение частных случаев образовательных
объектов, образ, представленный в знаково-символической системе (схематичной,
рисуночной, тезисной) и имеющий гипотетический и прогностический характер
«смыслового поля».
Под
фреймовой технологией понимается изучение учебного материала,
структурированного определенным образом в специально организованной
последовательности. При помощи фреймовой модели можно «сжимать»,
структурировать и систематизировать информацию в виде таблиц, матриц.
Учитель в данном
случае исполняет роль тьютора, наставника, того, кто сопровождает процесс
обучения, не предоставляя готовые знания, направляет действия учащихся.
Ход занятия разделен на пять
этапов:
1) предложение учащимся
определенной схемы;
2) самостоятельная работа с
текстом, поиск необходимой информации;
3) заполнение слотов (слот –
элемент фрейма; ячейка);
4) анализ проделанной работы,
оценка, сопоставление найденной информации;
5) передача смысла
заполненного слота через символику.
Источником
знаний при организации работы учащихся является текст рассказа И.А.Бунина
«Косцы». Текст – это сложный фрейм, т.е. сценарий (обобщённая схема, на которую
накладывается дополнительная информация). Предполагается, что заранее текст не
прочитан учащимися, но проводилась работа по дополнительной литературе для
систематизации представлений о личности автора произведения. Из подготовленного
материала ученики должны извлечь только ту информацию, которая ответит на
поставленный учителем вопрос.
Сценарий
урока литературы в 5 классе
Человек
и природа в рассказе Ивана Алексеевича Бунина «Косцы». Образ Родины
Образовательная
технология: фреймовая
Урок
усвоения новых знаний
Межпредметные
связи: живопись
Цель
урока:
- Обучающая:
научить анализировать и систематизировать информацию при работе с
художественным текстом (познавательные общеучебные
УУД: анализ, синтез); научить определять
тему, основную мысль произведения, их роль в произведении; способы
выражения авторской позиции.
·
Развивающая:
развивать умение применять добытые знания на практике в
системе изучения художественной литературы и других видов искусства
(умение связного выступления по теме с опорой на текст),
развивать
умение сопоставлять произведения, относящиеся к разным видам искусства
- Воспитательная:
воспитывать внимание к художественному слову, его
образной природе. Прививать любовь к родной
природе, Отечеству
Задачи:
- познакомиться
с личностью И.А. Бунина, с содержанием рассказа “Косцы”; - определить
тематику, идею произведения; - установить
связь между рассказом И.А.Бунина и картинами Г.Г.Мясоедова и А.А.Пластова.
Оборудование:
Портрет писателя, учебник литературы
для 5класса под редакцией Коровиной В.Л.; толковый словарь Ожегова; словарики «Литературоведческие
термины»; репродукции картин художников Г.Г.Мясоедова «Страдная пора. (Косцы)»
(1887 г.) .и А.А.Пластова «Сенокос» (1945г.)
Г.Г.Мясоедова «Страдная пора.
(Косцы)» (1887 г.)
Красоты природы как будто сливаются с красотой труда крестьян, они словно
отражаются друг в друге.
Информация о картинах
Картина отражает крестьянский быт,
который объединяет все поколения в единый трудящийся коллектив. На переднем
плане видно старика, дальше стоит широкоплечий рабочий в белой рубахе, после –
молодой юноша с волнистыми волосами, которому пока тяжело справляться с такой
работой. И, тем не менее, он старается работать наравне со всеми. Женщины
собирают и вяжут снопы из скошенной ржи.
Картина вызывает любовь и уважение к
крестьянскому труду, являющемуся основой существования российской империи. Этим
произведением автор показывает нам светлую красоту и величие крестьянского
подвига.
А.А.Пластова «Сенокос» (1945г.) Очень близкая по духу и знакомая
любому русскому человеку — летняя страда на селе, что отражает картина Пластова
«Сенокос», созданная летом победоносного 1945 года. Полотно покоряет ощущением
мирной жизни, что было особенно важно после тяжелейших испытаний, которые
выпали на долю страны. Еще не зажили раны, нанесенные войной, а время не успело
притупить горечь от утрат. Народ победил, выстоял, несмотря ни на что. Нужно
было возвращаться к мирным делам и заботам. И художник стремится наглядно
показать это. Многие не вернулись домой с фронта и на картине изображены не
крепкие мужики, а двое стариков, женщина и подросток. Но народ победил, выстоял
в жестокой схватке и одолел врага. Жизнь продолжается.
Ход
урока
Приветствие;
мотивация: раздаются таблицы – заготовки фреймов, где учащиеся работают в
течение урока; напоминается суть работы с таблицей (постепенное заполнение
ячеек — слотов).
1.
Актуализация опорных знаний и умений
(вниманию учащихся представляют репродукции картин художников
Г.Г.Мясоедова и А.А.Пластова, где изображены косцы)
Учитель. Рассмотрите
репродукции картин, на которых изображена подсказка к теме нашего урока. Как вы
думаете, о чём пойдёт речь на уроке?
Учащиеся (предполагаемый ответ).
На картинах изображены косцы, работающие в поле.
Учитель. Кто
такой косец или косарь?
Учащиеся (предполагаемый ответ). Человек,
который косит траву, злаки. Он работает в поле, на природе.
Учитель. Найдите
в учебнике произведение, которое посвящено этим людям
Учащиеся (предполагаемый ответ). Это
рассказ И.А.Бунина «Косцы»
Учитель. Итак,
тема урока: … (ученики заполняют первый слот, учитель демонстрирует тему на
слайде презентации)
Примечание:
тема записывается не полностью (Человек и природа в
рассказе Ивана Алексеевича Бунина «Косцы»), вероятнее всего, не зная содержания
текста, учащиеся не смогут определить тему Родины, поэтому дописана тема будет
в конце урока.
2.
Постановка учебной проблемы
Учитель.
Можем
ли мы с точностью определить, о чём рассказ? (Ученики предполагают, что рассказ
о косцах, об этом свидетельствует название произведения).
Учитель.
А
какова же основная мысль рассказа? (Не прочитав, определить невозможно).
3.
Целеполагание
Учитель. На
уроках литературы мы работаем с художественным текстом. Какой цели мы должны достичь
на сегодняшнем уроке, изучая рассказ И.А.Бунина?
Учащиеся (предполагаемый ответ). Познакомиться
с автором, узнать, о чём он написал рассказ, в связи с чем был написан рассказ,
что особенного Бунин рассказывает о героях…
Учитель. Значит,
цель урока – познакомиться с автором и его произведением, а также определить
особенности рассказа «Косцы», его тематику, идею.
4.
Планирование
·
познакомиться
с личностью И.А. Бунина, с содержанием рассказа “Косцы”;
·
определить,
о чём рассказ, его основную мысль;
·
установить
связь между рассказом И.А.Бунина и картинами Г.Г.Мясоедова и А.А.Пластова.
Результатом работы будет заполненный
фрейм.
5.
Открытие нового знания
Учитель.
Прежде
чем мы перейдём к изучению рассказа «Косцы», познакомимся с его автором.
Прочитайте высказывание И.А.Бунина (оно представлено в вашей таблице) и,
используя материал учебника, материалы о личности И.А.Бунина, которые вы
подготовили к уроку, поясните смысл слов.
Разве
можем мы забыть родину? Может человек забыть родину? Она — в душе. Я очень
русский человек. Это с годами не пропадает. (И.А.Бунин)
Учащиеся (предполагаемый ответ). И.А.Бунин
принадлежал к старинному дворянскому роду. Раннее детство провёл в небольшом
фамильном поместье в Орловской губернии. Получил домашнее образование. С
детства был впечатлительным и восприимчивым, и эти качества легли в основу его
художественной личности. Отсюда и богатство оттенков в изображении окружающего
мира. В 1933 году награждён Нобелевской премией за строгий артистический
талант, с которым он воссоздал в своих произведениях типичный русский характер.
В 1920 году эмигрирует во Францию, где живёт и работает до конца жизни (1953г.)
В словах писателя тоска по Родине, любовь к ней Бунин отображает в своих
произведениях.
Учитель. Рассказ
«Косцы» — яркий тому пример. Итак, обратимся к рассказу. Предположите и
запишите в левую часть таблицы (в свободные слоты), на какие вопросы мы можем
получить ответы, прочитав текст.
Учащиеся (предполагаемый ответ).
·
Место,
где происходит действие?
·
Когда
происходит действие?
·
Как
описываются косцы?
·
Как
работают косцы?
·
Что
окружает героев? Как описывается природа?
·
Слышны
ли какие-либо звуки?
·
Есть
ли в рассказы ещё какие-нибудь герои, кроме косцов?
·
Какой
показана Россия?
·
Какие
выразительные слова использует автор? (можно пользоваться словариком
литературоведческих терминов, который ведут сами учащиеся)
(Учитель
ориентирует учащихся в постановке вопросов; если что-то упущено, то ученики по
ходу чтения дополняют в таблицу вопрос и краткий ответ, вопросы, на которые
нет ответа в тексте, вычеркиваются. Ответы подтверждаются короткими цитатами из
рассказа).
Учитель.
Пронумеруйте
по ходу работы вопросы в том порядке, в каком на них отвечает текст. Обратите
внимание в тексте на слова, значение которых вам не известно. Выпишите их.
Самостоятельная
работа учащихся в парах (чтение текста, поиск ответов, краткая запись ответов,
цитирование). Учитель выполняет функции консультанта (отвечает на вопросы,
связанные с особенностями выполнения задания).
6. Первичная
проверка понимания (установление правильности и осознанности
усвоения учебного материала, выявление пробелов, коррекция)
Учитель.
На
все ли вопросы нашли ответы в тексте? Какие вопросы дополнили? Какие
изобразительно-выразительные средства обнаружили в тексте? Определите их роль.
Учащиеся
(предполагаемый ответ). С помощью
изобразительно-выразительных средств автор создает образ России. Образ Родины в
рассказе «Косцы» складывается из описания природы, народного труда, народной
песни, из ощущения кровного родства русского человека с природой и Родиной. С
помощью метафор («звучность березового леса», «чувства… рассказывали вздохами,
полусловами», «откликающаяся даль», «глубиной леса»), эпитетов («предвечернее
время», «хорошо, спокойно и любовно», «полевой воздух»), сравнений («… ее душа
могла петь так, как пели косцы») рассказчик передает чувства, которые
испытывает к Родине. Краски, запахи, звуки – всё для него неповторимо, всё
родное, любимое.
Учитель.
Прочитайте
слова из текста, в которых отражается основная мысль, идея рассказа, авторская
позиция.
7. Рефлексия
Учитель.
Вашему
вниманию представлены репродукции картин. Какая из них, на ваш взгляд,
наиболее полно отражает содержание рассказа И.А.Бунина? Аргументируйте свою
точку зрения. (Подтверждение цитатами из текста).
Учитель.
Обратимся
ещё раз к формулировке темы урока. Рассмотрите свою таблицу. Соотнесите
формулировку и содержание таблицы. Может быть, упущено что-то важное?
Учащиеся
(предполагаемый ответ). Формулировку темы нужно
скорректировать, дополнив её словом РОДИНА.
Учитель.
Итак,
сегодня на уроке мы работали над темой «Человек и природа
в рассказе Ивана Алексеевича Бунина «Косцы». Образ Родины».
(Учащиеся корректируют тему).
8.
Контроль осуществляется в течение урока.
Оценки выставляются за устные ответы учащихся. Оценивается и письменная работа
, завершённая дома (заполненный фрейм).
9.
Домашнее
задание: заполните оставшиеся пустыми ячейки таблицы (ключевые слова, символы,
ассоциации), используя цветные карандаши. Перечитайте рассказ «Косцы».
Напишите сочинение-миниатюру о своей родине, используя получившийся
фрейм-сценарий (вопросы). Обогащайте свой текст изобразительно-выразительными
средствами.
Учитель.
·
Учитель
отвечает на вопросы учащихся по выполнению домашнего задания
·
Объявление
оценок за работу на уроке
·
На
следующем уроке сдаются на проверку заполненные таблицы
СПАСИБО
ЗА УРОК!
Приложение 1
Фрейм – сценарий (frame – англ. – рамка)
Слоты |
Ответ текста |
Символы, |
Фрейм 1 |
||
Тема |
Человек |
|
Автор |
Разве |
|
Фрейм 2 (текст) |
||
Герои |
||
Место, |
||
Когда |
||
Как |
||
Как |
||
Что |
||
Как |
||
Слышны |
||
Есть |
||
Какой |
||
? |
||
Какие автор? |
||
Позиция |
Примечание:
шрифт-курсив – предполагаемая запись учащихся
Заключение
Использование
фреймовой технологии на уроках позволяет трансформировать обучение в
самообучение, развить способность у учащихся из потока информации выбирать
главное, сопоставлять, оценивать, находить связи и структурировать полученную
информацию, активизировать мышление ученика в процессе изучения нового
материала, делать его активным участником приобретения знаний, умений и
навыков, побуждает к самостоятельному добыванию знаний. Всё это способствует
развитию творческого потенциала учащихся.
В
процессе подобной работы на уроке у учащихся формируются:
·
учебно–познавательные
компетенции (умение формулировать
цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку,
самокоррекцию).
·
информационные
компетенции (умения самостоятельно искать, анализировать и
отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и
передавать ее);
·
интеллектуальные
компетенции — (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение,
абстрагирование, оценивание и классификация);
·
коммуникативные
компетенции (владение всеми видами речевой деятельности, умениями и навыками
использования языка в определённых сферах и ситуациях общения);
Такая
форма проведения занятия существенно повышает:
— мотивацию учения,
эффективность и продуктивность учебной деятельности;
— обеспечивает работу всего
класса, позволяет ученикам развить познавательную активность, самостоятельное
мышление и творческие способности;
— учит понимать проблемы,
решать их;
— меняет саму природу
образовательной педагогической среды, наполняя ее духом сотрудничества,
развития человека.
В современном обществе очевидна успешность
и востребованность человека эрудированного, умеющего аргументировать,
доказывать свою точку зрения, имеющего творческий потенциал. Знания важно не
только усваивать, но и преумножать, творчески перерабатывать, использовать их
практически.
Литература
1.
Гофман Э. Фреймы в системе обучения. — М., 2003
2.
Золотарева И.В., Егорова Н.В.
Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. — М: ВАКО, 2005.
3.
Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса:
В 2ч. — М.: Просвещение, 2011.
4.
Минский М. Фреймы для представления знаний. — М., 1999.
5.
Хуторской
А.В. Статья «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного
образования» // Народное образование. – 2003. — №2
Проект по литературе: «Средства создания образа Родины в рассказе И.А.Бунина «Косцы».
Цель проекта: развивать опыт проектной деятельности учащихся, умения ориентироваться в информационном пространстве, содействовать развитию познавательного интереса, практического и творческого мышления, жизненной компетентности, заинтересовывать изучением предмета.
Основной вопрос:
Выяснить, как автор создает в рассказе образ Родины.
Основные задачи проекта.
1. Прививать учащимся умения пользоваться исследовательскими приёмами: собирать необходимую информацию, пользуясь различными источниками (компьютерной базой данных, библиотеками), выдвигать различные гипотезы, уметь делать выводы.
2. Развивать умение учащихся обмениваться информацией, выражать и обосновывать свою точку зрения.
3. Проанализировать произведение с учётом его художественного своеобразия.
4. Выполнить исследования (исторические, литературоведческие), заданные тематикой произведения, для развития жизненной компетенции.
5. Содействовать самообразовательной деятельности учащихся.
1Слово о писателе. Наша великая литература, рожденная народом русским, породила славного писателя, Ивана Алексеевича Бунина. Он вышел из русских недр, он кровно связан с родимой землей и родимым небом, с природой русской, — с просторами, с полями, далями, с русским солнцем и вольным ветром, с снегами и бездорожьями, с курными избами и барскими усадьбами, с сухими и звонкими проселками, с солнечными дождями, с бурями, с яблочными садами, с ригами, с грозами… — со всей красотой и богатством родной земли. Все это — в нем, все это впитано им, остро и крепко взято и влито в творчество — чудеснейшим инструментом, точным и метким словом, — родною речью. Слайд 1-2
2 Биография .Слайд 3
Бунин родился в 1870 г в Воронеже в небогатой дворянской семье. Детские годы прошли в поместье на хуторе Бутырки Орловской губернии.
« Лет с семи, началась для меня жизнь, тесно связанная в моих воспоминаниях с полем, с мужицкими избами.. Чуть не все свободное время от учения, вплоть до поступления в гимназию, да и приезжая из гимназии на каникулы, провел в ближайших от Бутырок деревушках, у наших бывших крепостных. Являлись и друзья, и я порой по целым дням стерег с ними в поле скотину…»
До девятнадцати лет жил в деревне среди крестьян и бедных дворян. Эта жизнь обогатила будущего писателя знанием русской деревни и русской природы, помогла проникнуть в психологию российских крестьян .Полевые просторы, степные дороги, хлеба и травы, каменистые речки, пруды, крестьянские заботы и радости — все было близко и дорого ему. Там истоки и прообразы его лучших книг.
После революции 1917 года И.А. Бунин эмигрировал во Францию. В Россию он никогда уже не возвращался, хотя очень тосковал по своей родине. В эмиграции он много и плодотворно работал.
Всемирное признание Бунину принесла проза, за неё в 1933г. он, первый из русских писателей, получил Нобелевскую премию.
3 Из истории рассказа.
В написанных незадолго до кончины заметках «Происхождение моих рассказов» Бунин сделал такую запись о «Косцах»:
«Когда мы с моим покойным братом Юлием возвращались из Саратова на волжском пароходе в Москву и стояли в Казани, грузчики, чем-то нагружавшие наш пароход, так восхитительно сильно и дружно пели, что мы с братом были в полном восторге… и все говорили: „Так… могут петь свободно, легко, всем существом только русские люди“. Потом мы слышали, едучи на беговых дрожках с племянником и братом Юлием по большой дороге, как в березовом лесу рядом с большой дорогой пели косцы — с такой же свободой, легкостью и всем существом. Написал я этот рассказ в Париже, в 1921 году, вспоминая Казань и этот березовый лес».
4 Ассоциации. Слайд 4-5, 6-29.
Где же происходит действие рассказа? (Большая дорога, молодой березовый лесок, а кругом поля.)
Мы провели исследование, было опрошены взрослые и дети. Какие ассоциации вызывает у нас слово «поле»? Когда мы слышим слово «поле», то представляем:
-
травы и цветы
-
колосья
-
простор
-
бескрайность
-
бесконечность
-
раздолье
-
ветер
-
облака
-
дорогу
5 Русская песня . Слайд 30-33.
И они шли и пели среди ее вечной полевой тишины, простоты и первобытности с какой-то былинной свободой и беззаветностью. И березовый лес принимал и подхватывал их песню так же свободно и вольно, как они пели…
Песня, во всех ее проявлениях, была естественной потребностью самовыражения. Только духовно богатый и талантливый народ мог создать, ценить и постоянно воссоздавать песенные шедевры. Не зря говорят, что песня — душа народа
Прослушивание песен и музыки: « Песня косаря» П.И.Чайковского, народная песня «Ничто в полюшке не колышется», «Косари на лугу».
Прелесть песни. Слайд 34.
В тексте рассказа автор прибегает к лексическому повтору. Повторение слова привлекает внимание читателя, усиливает воздействие этого слова.
Любая народная песня производит сильное впечатление, наводит на размышления. В песне косарей автору и слышится и видится «прелесть» .Что же это такое?
Прелесть — обаяние, очарование, привлекательность; приятные, пленяющие явления, впечатления, то, что пленяет, покоряет.
-
Прелесть ее была в откликах, в звучности березового леса.
-
Прелесть ее была в том, что она была связана со всем тем, что видели, чувствовали мы.
-
Прелесть была в том несознаваемом, но кровном родстве, которое было между ими и нами — и этим хлебородным полем,
-
и этим полевым воздухом, которым дышали и они, и мы,
-
этим предвечерним временем,
-
этими облаками на уже розовеющем западе,
-
этим свежим, молодым лесом, полным медвяных трав, диких несметных цветов и ягод,
-
и этой большой дорогой,
-
ее простором и заповедной далью.
-
Прелесть была в том, что мы были дети своей родины.
-
Еще в том была прелесть, что это была родина, наш общий дом – Россия, и что только ее душа могла петь так, как пели косцы.
-
Прелесть была в том, что это было как будто не пение, а вздохи молодой, певучей груди. И пела она так, как пелись песни только в России.
Так Бунин передает чувство любви к родине, привязанность русского человека к своей земле. Будто бы это и не песня, а сама душа России!
6 Выразительные средства и художественный мир писателя. Слайд 39.
Слово не только в состоянии передать мысль во всех её оттенках и тонкостях, но и рисовать изображать. И.А.Бунин – замечательный пейзажист, мастер необычайно точных, тончайших и выразительных подробностей, деталей, оттенков природы: красок, звуков и запахов. Поэтому, читая текст, мы можем не только понять, представить, но и как бы почувствовать, услышать.
Эпитеты. Слайд 40.
лес |
дорога |
песня |
родина |
Молодой Не утративший густоты |
Старая Заросшая изрезанная |
Дивная Легкая Добрая Ласковая Мощная дерзкая |
Забытая благословенная |
Художественный мир. Слайд 40.
звуки |
запахи |
краски |
чувства |
Песни Отклик леса Вздохи полуслова |
Медвяных трав Ягод и цветов Березового леса |
Синь Золото Красный Белый Розовый зеленый |
Утраты Прощания Восторга Очарования Свободы счастья |
7 Русский человек и русский характер. Слайд 38.
Герои рассказа — косцы, косари.
Они были беззаботны и дружны, были охочи к работе, несказанно радуясь её красоте и спорости. Они были как-то стариннее и добротнее – в обычаях, в повадках, в языке, — опрятней и красивей одеты. В мягких кожаных бахилках, чистых портках, в рубахах с красными, кумачовыми воротниками.
Почему на Руси носили рубахи? (сообщение)
Косари сильные, могучие, дружные, они напоминают автору былинных богатырей. Тяжелый труд им доставляет радость. И писатель любуется, очарован, тоскует и гордится русским человеком.
У каждого народа свои отличительные особенности. Что же выделяет русского человека среди других?
Черты характера русских людей:
-
Сила воли, мужество
-
Любовь к Родине
-
Трудолюбие
-
Отзывчивость
-
Свободолюбие
-
Вера в Бога
-
Гостеприимство, щедрость
-
Удаль
-
Доброта
-
Терпение и стойкость
8 Сказочные образы. Слайд 41.
“Беспредельная родная Русь”, — говорит Бунин. Единство с нею всегда давало поддержку русскому человеку. Любовь к ней воспета в русских народных сказках, об этом упоминает автор в конце рассказа .
«А вокруг него беспредельно родная Русь, со своей свободой, простором и сказочным богатством. Кровно близок русский человек с этой глушью, преисполненной волшебными силами».
Сказка — выражение народного духа, поэтому в русской сказке, по словам Пушкина, «Русью пахнет». Это не случайно сказано. Пушкин как гениальный русский национальный поэт и сказочник особо ценил русские народные сказки. Он видел в них выражение русского духа.
Сказочные образы рассказа, их много.
Из всяческих бед выручала человека не только царевна прекрасная, но и Баба-яга.
Баба-яга в фольклоре, во-первых, хозяйка леса, которую надо задобрить, во-вторых, злобное существо, сажающего детей на лопату, чтобы зажарить. Так, во многих сказках Баба-яга хочет съесть героя, но, накормив-напоив, в баньке попарив, отпускает его, давая с собой клубок или некие сокровенные познания.
Поэтому выделяются три вида Бабы-яги: дарительница (она дарит герою сказочного коня либо волшебный предмет); похитительница детей; Баба-яга-воительница, сражаясь с которой «не на жизнь, а на смерть». При этом злобность и агрессивность Бабы-яги не являются её главными чертами, часто Баба-яга становится помощницей героя.
От всех смертных чар были ключи вечно живой воды.
Люди издревле догадывались, что самое распространённое химическое вещество на Земле – вода, — играет выдающуюся роль в происхождении и поддержании жизни на планете. И что это вещество не такое простое, как кажется на первый взгляд. Наверное, нет на Земле народа, у которого не было бы сказок, связанных с важной ролью воды в жизни человека.
Однако, пожалуй, только в русском фольклоре вода могла даровать жизнь, приносить богатство, силу, красоту и молодость. Это живая вода.
9 Итог. Слайд 42-43.
По нашему мнению и автора и людей, которые косят траву в молодом берёзовом лесу объединяет одно общее. «Все мы дети своей родины» — России .
Поэтому человек и его труд, русская природа, выразительные средства, песня и сказочные образы создают в рассказе образ родины, России.