Обновлено: 09.01.2023
Русская поэзия — наше великое духовное достояние, наша национальная гордость. XIХ век – это эпоха, когда властвовала поэзия, восхваляющая военную и политическую мощь правителя, а значит, и всего народа, всего государства. Гимном Петру I, его деятельности прозвучала поэма «Медный всадник». В ней
А. С. Пушкин говорил об императоре, поставившим Россию в один ряд с европейскими государствами: «О мощный властелин судьбы. Россию поднял на дыбы?» Образ Российской империи был величав и грозен.
Эти традиции продолжали жить долго, но постепенно в поэзию начали проникать патриотические призывы к подвигу ради России. Царское правительство не собиралось приступать к реформированию России, что заставило просвещенных дворян искать пути освобождения народа от крепостной зависимости. Так родились революционные идеи декабристов. В это время А. С. Пушкин пишет знаменитое «К Чаадаеву». В нём звучит призыв к борьбе с самодержавием, к пробуждению страны ради светлого будущего:»Россия вспрянет ото сна. «.
Монолит державы начинал разрушаться, из статичного образа России в русской поэзии ХIХ века, как было в эпоху романтизма и классицизма, превратился в живой организм – изменяющийся, но любимый.
Следующий шаг рассмотрения образа России в русской поэзии ХIХ века хотелось посвятить Михаилу Юрьевичу Лермонтову, который тревожит наши души проникновенными строками: «Люблю Отчизну я, но странною любовью».
Он отражает в поэзии свои противоречивые чувства к Родине. Всей душой любит и восхищается прекрасной природой России, где бескрайние степи, луга, леса и реки, но не может принять «дрожащие огни печальных деревень», тем самым Лермонтов отмечает действительность происходящего в государстве, проблему тяжёлой доли простого народа.
Или знаменитое стихотворение «Бородино»: бой во имя России, отступать нельзя, лучше умереть. Как глубоко и полно раскрывает в стихотворении чувства и мысли народа, любовь к Родине. Поэт восхищается мужественным и храбрым народом, в котором готов видеть вершителей истории. Невольно проникаешься настроением поэта к нашей славной истории России.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Пьеса создается в непростое для страны время.
Эпоха конца XIX-начала XX века ознаменовалась бурными
изменениями во всех сферах общества.
Общество раздирали противоречия,
росли революционные настроения, особенно в среде рабочих.
Обострялась социально-политическая обстановка в стране.
Старые ценности теряют авторитет у простого народа.
Революционные движения, выступая против старого, еще не
могут ничего конкретного предложить взамен.
Человек оказывается на перепутье.
Особое место в пьесе занимает образ Сада, он с одной стороны
предстает некоторой метафорой жизни, идеалом, куда все
стремятся попасть.
Символично, что герои смотрят на сад лишь издалека.
Но с другой стороны Сад — это образ прошлого, того счастливого
беззаботного прошлого, где все было понятно. Где остались
незыблемые ценности, где жизнь текла ровно и размеренно и
каждый знал, что ждет завтра. Поэтому Фирс говорит:
«В прежнее время, лет сорок – пятьдесят назад вишню сушили…
И сушеная вишня тогда была мягкая, сочная… Способ тогда знали».
Этот особый способ, секрет жизни, который позволял цвести
вишневому саду, утерян и теперь непременно подлежит вырубке
и уничтожению.
Время движется вперед, изменяется окружающих мир, а значит и
должен уйти в прошлое Сад. С ним очень трудно расставаться, но
именно это и будет главным импульсом для развития настоящего,
а вместе с ним и будущего.
Размышляя над характерами и поступками героев пьесы, Чехов
заставляет задуматься над судьбой России, которая является
тем самым «вишневым садом».
Но кто же спасет красоту, если люди, которые способны ее
ценить, не в силах за нее бороться,
а люди энергичные и деятельные смотрят на нее только
как на источник выгоды и наживы?
На рубеже 19-20 веков люди были намного грамотнее. Так например, они знали, что имена собственные пишутся с прописной буквы, а не со строчной.
В пьесе «Вишнёвый сад» показана Россия конца 19 — начала 20 века. Это был переломный период в истории России : уходили в прошлое дворянские усадьбы и зарождался капитализм. Вот и в пьесе мы видим, что инфантильные, избалованные и сентиментальные дворяне в лице Раневской и Гаева теряют имение и прощаются навсегда с дворянским укладом жизни. Они сходят с исторической сцены, а на их место приходят предприимчивые и решительные дельцы в лице Лопахина. Автор показал, что в данный период времени деньги становятся мерилом всего. Лопахин покупает сад, чтобы вырубить его и построить дачи, которые можно сдавать. Просто бизнес — ничего личного, хотя он по-прежнему испытывает тёплые чувства к Раневской, но деньги для него важнее. Чехов показал также, что и молодое поколение нежизнеспособно, так как умеет только красиво говорить. Такие молодые люди, как Петя Трофимов, не смогут обустроить Россию, поскольку работать не умеют, а лишь произносят речи, очаровывая неопытных барышень.
В пьесе есть упоминание о том, что недалеко от имения идёт строительство железной дороги, а это символический знак экономических и общественных перемен.
Образ России в русской литературе всегда был неоднозначен и многогранен, он находил свое выражение в различных метафорических воплощениях и основывался каждый раз на личном осмыслении художником нескольких важнейших его составляющих, а именно:
- Особенностей геополитического расположения страны
- Уникальной насыщенности ее истории
- Ситуаций ее глобальных социокультурных потрясений
- Неординарности и парадоксальности элементов национального самосознания и т.д.
Образные проявления России на протяжении ее истории получали то или иное преломление, отображая меж тем актуальные для своего периода акценты его понимания.
В этом кратком анализе мы рассмотрим к каким моделям и конструкциям в выражении такого образа прибегали поэты 20 века в поворотных ситуациях нашей истории – революции, войны, перестройки.
Идея и образ России в поэзии 20 века
- Антропоморфному представлению
- Неантропоморфному концепту
Антропоморфный образ
В поэзии Серебряного века данный женский архетип немного смещается – в описания иного ряда –
2. Жена, сестра, невеста-
(Блок, Волошин, Клюев, Белый)
В дальнейшем, когда страна снова оказывается в опасности, образ России опять воплощается поэтами как идея матери, выражая насущную потребностью в защите. В 40-х и 90-х годах в едином представлении могут сливаться представления о России как матери-земле и как матери человеческой, включая использование мифологических или фольклорных элементов:
– Как будто надо мной Россия
Склонилась русой головой. (И. Уткин)
— А уж если воевать —
Только за Россию-мать. (В. Николаева)
Периоды высокого социального и нравственного напряжения в представлениях о стране появляются женские образы иного категориального ряда. Так, хаос революционного мятежа выводит на поэтическую арену образ блудницы, юродивой:
бездомная, гулящая, хмельная, Во Христе юродивая Русь (Гиппиус)
Забыв величие свое,
Как опьяневшая блудница, Не знала, кто берет ее… (Ахматова)
Ты пропадаешь ни за грош!…
Себя публично продаешь! (Николаева)
Религиозный образ
Распять себя дала ты на кресте (Р. Ивнев)
Сурово и достойно Несла свой тяжкий крест… (Исаковский)
Радуйтесь, когда кругом все плачут, Что Россия гибнет на кресте (Ю.Ключников)
Неантропоморфные метафоры в изображении России
И появление птичьих крыл по метонимической ассоциации у него же
В начале же века у Блока обнаруживаем:
над Россией простер совиные крыла…
как птица тужит о детях.
Но ее судьба, чтобы их терзали ястреба
В 1990-х образ тройки как Руси почти перевернут:
Я и сама теперь в галоп боюсь..
Меня изрубцевали,
На части сбрую разодрали,
И вожжи брошены на произвол…
Подковы сбиты, коренной дрожит,
Кровавой пеной круп его покрыт… (Ю. Максименко)
Не менее интересные результаты можно увидеть, если сравнить представления России разных веков. Так, в прошлых столетиях страна часто представала в образах именно хищных зверей или птиц:
Львица (лев), орел (орлица) — Державин, Капнист, Хомяков, Ломоносов
На начало же 20 века хищниками изображены уже враги страны, а облик России представлен как:
Медведь – у Городецкого, Северянина
Также интересно, что если в полете творческих устремлений поэты Серебряного века неслись в своих ассоциациях с птицей-тройкой по неизвестному, но просветленному пути, то уже конец столетия активно забывает о полете и представляет Россию в качестве домашнего скота:
В середине же века в период кровавой войны образ страны снова получает крылья — как мечту о мирном идеале. Это крылья и пенье соловья.
Соловьиное горло — Россия (А. Прокофьев)
России нет — она себя сожгла…
Истлей, Россия,
И царством духа расцвети! (М.Волошин)
1985 г – период перестройки
народ
Из праха возродит Россию. (Ю. Максименко)
1990-е – ожидания окончились, акценты снова поменялись:
Россия кончилась, Помпея началась (С. Соколкин)
На самом деле все неантропоморфные образы России, каких в поэзии в поэзии 20 века было не так много, можно собрать по определенным группам:
Покойный уголок, сад, огород (Маяковский, Есенин) — береза, ракита, лес
родная Галилея, Новая Америка, Третий Рим, Индия духа (Гумилев, Блок, Соловьев, Волошин)
- Мифическая — вертоград, рай, ад и т.д.
- Домашняя
мир, отчий дом, хмурая изба (Николаева, Горбовский, Селивинский)
православная, святая, крещеная, судный час, юродивая и т.д.
Наша презентация
Таким образом, для каждой из метафорических моделей облика России, используемой в поэзии прошлого века, характерен и свой набор смыслов, и средств для этого образа, а также их трансформация в зависимости от уровня и содержания исторической наполненности периода.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Описание презентации по отдельным слайдам:
Литература России на рубеже 19-20 веков
Основные литературные направления, течения
Общая характеристика периода
Последние годы XIX столетия стали поворотными для русской и западной культур. Начиная с 1890- х гг. и вплоть до Октябрьской революции 1917 года изменились буквально все стороны российской жизни, начиная от экономики, политики и науки, и заканчивая технологией, культурой и искусством. Новая стадия историко-культурного развития была невероятно динамична и, в то же время, крайне драматична. Можно сказать, что Россия в переломное для нее время опережала другие страны по темпам и глубине перемен, а также по колоссальности внутренних конфликтов.
Какие важнейшие исторические события происходили в России в начале 20 века?
Россия пережила три революции:
-1905 года; -Февральскую и Октябрьскую 1917 г.,
-Русско-японскую войну 1904-1905 гг.
-Первую мировую войну 1914-1918гг.,
-Гражданскую войну
Научные открытия н.20 века
Начало XX столетия стало временем глобальных естественнонаучных открытий, особенно в области физики и математики. Самыми важными из них стали изобретение беспроволочной связи, открытие рентгеновских лучей, определение массы электрона, исследование феномена радиации. Мировоззрение человечества перевернули создание квантовой теории (1900), специальной (1905) и общей (1916-1917) теории относительности. Прежние представления о строении мира были полностью поколеблены. Идея познаваемости мира, бывшая прежде непогрешимой истиной, подверглась сомнению.
Трагическая история литературы н.20 века
3.С начала 30-х годов начался процесс физического уничтожения писателей: были расстреляны или погибли в лагерях Н.Клюев,И.Бабель, О.Мандельштам и многие другие.
Трагическая история литературы н.20 века
4.С начала 30-х годов появилась тен-денция приве-дения литературы к единому методу- социалистическому реализму. Одним из представителей стал М.Горький.
Иными словами, почти все творческие люди были 20 века были в конфликте с государством, которое, будучи тоталитарной системой, стремилось подавлять творческий потенциал личности.
Литература к.19 — н.20 веков
В конце XIX — начале XX века русская литература стала эстетически многослойной.
Реализм на рубеже веков оставался масштабным и влиятельным литературным направлением. Так, в эту эпоху жили и творили Толстой и Чехов.
( отражение
реальности, жизненной правды)
А.П. Чехов. Ялта. 1903 г.
Переход от эпохи классической русской литературы к новому литературному времени сопровождался необычайно быстрой. На авансцену общекультурной жизни страны снова вышла русская поэзия, не похожая на прежние образцы. Так началась новая поэтическая эпоха, получившая название «поэтического ренессанса» или «серебряного века».
Серебряный век-
часть художественной культуры России конца XIX — начала XX века, связанная с символизмом, акмеизмом, «неокрестьянской» литературой и отчасти футуризмом.
Новые течения в литературе России рубежа веков
В период с 1890 по 1917 год особенно ярко заявили о себе три литературных течения — символизм, акмеизм и футуризм, которые составили основу модернизма как литературного направления.
Март 1894 г.- вышел в свет сборник с названием «Русские символисты». Через некоторое время появились еще два выпуска с таким же названием. Автором всех трех сборников был молодой поэт Валерий Брюсов, использовавший разные псевдонимы для того, чтобы создать впечатление существования целого поэтического направления.
СИМВОЛИЗМ
Символизм является первым и самым крупным из модернистских течений, возникших в России.
Теоретическая основа русского символизма была заложена в 1892 году лекцией Д. С. Мережков-ского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы». В названии лекции содержалась оценка состояния литературы. Надежда на ее возрождение возлагалась автором на «новые течения».
Дмитрий Сергеевич Мережковский
Основные положения течения
Андрей Белый
Символ — центральная эстетическая категория нового течения. Представление о символе заключается в том, что он воспринимается как иносказание. Цепь символов напоминает набор иероглифов, своеобразных шифров для «посвященных». Таким образом, символ оказывается одной из разновидностей тропов.
Основные положения течения
Символ многозначен: он содержит безграничное множество смыслов. «Символ — окно в бесконечность», — сказал Федор Сологуб.
Основные положения течения
По-новому строились в символизме отношения между поэтом и его аудиторией. Поэт-символист не стремился быть общепонятным. Он обращался не ко всем, но лишь к «посвященным», не к читателю-потребителю, а к читателю-творцу, читателю-соавтору. Символистская лирика будила «шестое чувство» в человеке, обостряла и утончал а его восприятие. Для этого символисты стремились максимально использовать ассоциативные возможности слова, обращались к мотивам и образам разных культур.
Литературное течение акмеизма возникло в начале 1910-х годов. (от греч. acme — высшая степень чего-либо, расцвет, вершина, острие). Из широкого круга участников «Цеха» выделилась более узкая и эстетически более сплоченная группа акмеистов — Н. Гумилев, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам, М. Зенкевич и В. Нарбут.
Творческие индивидуальности символистов
Сжала руки под темной вуалью.
«Отчего ты сегодня бледна?»
— Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.
Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот.
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.
Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Все, что было. Уйдешь, я умру».
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру».
Футуризм (от лат. futurum — будущее). Впервые он заявил о себе в Италии. Временем рождения русского футуризма считается 1910 год, когда вышел в свет первый футуристический сборник «Садок Судей» (его авторами были Д. Бурлюк, В. Хлебников и В. Каменский). Вместе с В. Маяковским и А. Крученых эти поэты вскоре составили группировку кубофутуристов, или поэтов «Гилеи» (Гилея — древнегреческое название части Таврической губернии, где отец Д. Бурлюка управлял имением и куда в 1911 году приезжали поэты нового объединения).
Основные положения течения
В качестве художественной программы футуристы выдвинули утопическую мечту о рождении сверхискусства, способного перевернуть мир. Художник В. Татлин всерьез конструировал крылья для человека, К. Малевич разрабатывал проекты городов-спутников, курсирующих по земной орбите, В. Хлебников пытался предложить человечеству новый универсальный язык и открыть «законы времени».
В футуризме сложился своего рода репертуар эпатирования. Использовались хлесткие названия: «Чукурюк» — для картины; «Дохлая луна» — для сборника произведений; «Идите к черту!» — для литературного манифеста.
Пощечина общественному вкусу
Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч. с Парохода Современности. . Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам, Ремизовым, Аверченкам, Черным, Кузминым, Буниным и проч. и проч. нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным .
С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество.
Мы приказываем чтить права поэтов:
1. На увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами (Словоновшество).
2. На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.
3. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный Вами венок грошовой славы.
4. Стоять на глыбе слова «мы» среди свиста и негодования. И если пока еще и в наших строках остались грязные клейма Ваших «Здравого смысла» и «Хорошего вкуса», то все же на них уже трепещут впервые Зарницы Новой Грядущей Красоты Самоценного (самовитого) Слова.
Д. Бурлюк, Алексей Крученых, В. Маяковский, Виктор Хлебников
Москва, 1912 г. Декабрь
Творческие индивидуальности футуризма
В стихотворениях Давида Бурлюка «звезды — черви, пьяные туманом», «поэзия — истрепанная девка, а красота — кощунственная дрянь». В его провокационных текстах понижающие образы используются предельно максимально:
Мне нравится беременный мужчина
Как он хорош у памятника Пушкина
Одетый в серую тужурку
Ковыряя пальцем штукатурку
Творческие индивидуальности футуризма
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно.
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищ надсмеяльных — смех усмейных смехачей!
О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!
Усмей, осмей, смешики, смешики,
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Подведем итоги
Какие исторические события переживает Россия в этот период?
Как развивалась литература на рубеже 19-20 веков?
Сформулируйте основные положения символизма, акмеизма, футуризма. Чем эти течения отличаются друг от друга?
Назовите творческие индивидуальности каждого из литературных направлений.
На рубеже веков русская литература переживала расцвет, сравнимый по яркости и многообразию талантов с блистательным началом 19 века.
Это период интенсивного развития философской мысли, изобразительного искусства, сценического мастерства.
В литературе развиваются различные направления.
В период с 1890 по 1917 год особенно ярко заявили о себе три литературных течения — символизм, акмеизм и футуризм, которые составили основу модернизма как литературного направления.
Литература серебряного века явила блестящее созвездие ярких поэтических индивидуальностей, каждый из которых являл собой огромный творческий пласт, обогативший не только русскую, но и мировую поэзию XX века.
Сделаем выводы
Последние годы XIX столетия стали поворотными для русской и западной культур. Начиная с 1890- х гг. и вплоть до Октябрьской революции 1917 года изменились буквально все стороны российской жизни, начиная от экономики, политики и науки, и заканчивая технологией, культурой и искусством. Новая стадия историко-культурного развития была невероятно динамична и, в то же время, крайне драматична. Можно сказать, что Россия в переломное для нее время опережала другие страны по темпам и глубине перемен, а также по колоссальности внутренних конфликтов.
Читайте также:
- Все великие перемены в жизни одного человека толстой сочинение
- Город мечты на немецком сочинение
- Сочинение тургенева русский язык
- Проблема восприятия детства сочинение
- Сочинение о землянике из ревизора
Образ России в русской литературе всегда был неоднозначен и многогранен, он находил свое выражение в различных метафорических воплощениях и основывался каждый раз на личном осмыслении художником нескольких важнейших его составляющих, а именно:
- Особенностей геополитического расположения страны
- Уникальной насыщенности ее истории
- Ситуаций ее глобальных социокультурных потрясений
- Неординарности и парадоксальности элементов национального самосознания и т.д.
Образные проявления России на протяжении ее истории получали то или иное преломление, отображая меж тем актуальные для своего периода акценты его понимания.
Наиболее ярко метафорическая представленность изображения нашей страны являла себя в русской поэзии, причем в конкретные этапы ее исторических «экзаменов» на национальное самосознание и самосохранение.
В этом кратком анализе мы рассмотрим к каким моделям и конструкциям в выражении такого образа прибегали поэты 20 века в поворотных ситуациях нашей истории – революции, войны, перестройки.
Идея и образ России в поэзии 20 века
Начало столетия представило своеобразную «концентрацию» всех типов персонифицированного изображения страны, какие условно могут быть отнесены к:
- Антропоморфному представлению
- Неантропоморфному концепту
Причем уже с первых таких поэтических образов можно отследить попытки творческого «заимствования» метафор как из литературы предшествующего 19 века, так и из фольклора.
Антропоморфный образ
- Женский облик
Эта модель изображения России на самом деле наиболее частая из всех проявившихся «человекообразных» описаний.
Она связана как самой родовой соотнесенностью слова «Россия», так и с его основным синонимом «Родина», то есть с архетипом матери. Отсюда и основное понимание «признаков» такой материнской «заботы» о своих детях, которое находит выражение в уже устойчивых глаголах, применяемых с этим словом:
Вырастила, вскормила, дала, воспитала… («родина»)
В поэзии Серебряного века данный женский архетип немного смещается – в описания иного ряда –
2. Жена, сестра, невеста-
(Блок, Волошин, Клюев, Белый)
В дальнейшем, когда страна снова оказывается в опасности, образ России опять воплощается поэтами как идея матери, выражая насущную потребностью в защите. В 40-х и 90-х годах в едином представлении могут сливаться представления о России как матери-земле и как матери человеческой, включая использование мифологических или фольклорных элементов:
1942 г
— Ты каждому — трижды мать. (Д. Кедрин)
1943 г.
– Как будто надо мной Россия
Склонилась русой головой!.. (И. Уткин)
1995 г
— А уж если воевать —
Только за Россию-мать. (В. Николаева)
Периоды высокого социального и нравственного напряжения в представлениях о стране появляются женские образы иного категориального ряда. Так, хаос революционного мятежа выводит на поэтическую арену образ блудницы, юродивой:
1918 г –
бездомная, гулящая, хмельная, Во Христе юродивая Русь (Гиппиус)
Забыв величие свое,
Как опьяневшая блудница, Не знала, кто берет ее… (Ахматова)
2002
Ты пропадаешь ни за грош!…
Себя публично продаешь! (Николаева)
[the_ad id=»12896″]
Религиозный образ
Эта метафорическая модель, появившаяся также в Серебряном веке, может связываться как с образом Мессии и Христа, так и с библейским представлением о «несении своего креста», когда образ России выражен как:
1917 г
Мессия грядущего дня! (А. Белый)
1918 г
Распять себя дала ты на кресте (Р. Ивнев)
1944 г
Сурово и достойно Несла свой тяжкий крест… (Исаковский)
1996 г
Радуйтесь, когда кругом все плачут, Что Россия гибнет на кресте (Ю.Ключников)
Неантропоморфные метафоры в изображении России
Среди образов этого ряда наиболее распространены изображения страны как птицы. Очевидна здесь прямая и ассоциативная связь с аналогичным изображением России в «Мертвых душах». Причем интересно, что даже звенящий у гоголевской птицы-тройки колокольчик слышен уже у Есенина
— звени, звени, златая Русь
И появление птичьих крыл по метонимической ассоциации у него же
— О Русь, взмахни крылами
В начале же века у Блока обнаруживаем:
над Россией простер совиные крыла…
как птица тужит о детях.
Но ее судьба, чтобы их терзали ястреба
В 1990-х образ тройки как Руси почти перевернут:
Я и сама теперь в галоп боюсь..
Меня изрубцевали,
На части сбрую разодрали,
И вожжи брошены на произвол…
Подковы сбиты, коренной дрожит,
Кровавой пеной круп его покрыт… (Ю. Максименко)
- Образ хищника
Не менее интересные результаты можно увидеть, если сравнить представления России разных веков. Так, в прошлых столетиях страна часто представала в образах именно хищных зверей или птиц:
18-19 век
Львица (лев), орел (орлица) — Державин, Капнист, Хомяков, Ломоносов
На начало же 20 века хищниками изображены уже враги страны, а облик России представлен как:
-
Ласточка – у Нарбута
-
Корова – у Есенина
-
Сурок – у Пастернака
-
Светляк – у Клюева
-
Медведь – у Городецкого, Северянина
Также интересно, что если в полете творческих устремлений поэты Серебряного века неслись в своих ассоциациях с птицей-тройкой по неизвестному, но просветленному пути, то уже конец столетия активно забывает о полете и представляет Россию в качестве домашнего скота:
- Загнанная тройка
- Дойная корова
В середине же века в период кровавой войны образ страны снова получает крылья — как мечту о мирном идеале. Это крылья и пенье соловья.
1944
Соловьиное горло — Россия (А. Прокофьев)
[the_ad id=»12793″]
- Образ воскрешения
В первую очередь это изображения страны, как птицы Феникс. Эта метафорическая модель напрямую связана с символикой посмертного «восстания из пепла» и ассоциировалась в поэзии начала века с революционными событиями и последующим за ними преображением России. Во всяком случае, ее трепетно ожидаемым воскрешением.
1918 г
России нет — она себя сожгла…
Истлей, Россия,
И царством духа расцвети! (М.Волошин)
1985 г – период перестройки
народ
Из праха возродит Россию. (Ю. Максименко)
1990-е – ожидания окончились, акценты снова поменялись:
Россия кончилась, Помпея началась (С. Соколкин)
На самом деле все неантропоморфные образы России, каких в поэзии в поэзии 20 века было не так много, можно собрать по определенным группам:
- Привычно-бытовая
Покойный уголок, сад, огород (Маяковский, Есенин) — береза, ракита, лес
- Географическая
родная Галилея, Новая Америка, Третий Рим, Индия духа (Гумилев, Блок, Соловьев, Волошин)
- Мифическая — вертоград, рай, ад и т.д.
- Домашняя
мир, отчий дом, хмурая изба (Николаева, Горбовский, Селивинский)
- Старославянская
православная, святая, крещеная, судный час, юродивая и т.д.
Наша презентация
Таким образом, для каждой из метафорических моделей облика России, используемой в поэзии прошлого века, характерен и свой набор смыслов, и средств для этого образа, а также их трансформация в зависимости от уровня и содержания исторической наполненности периода.
Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь
Рубеж XIX—XX вв. — начало Новейшего времени, которое стало эпохой перехода от региональных культур к общемировой культуре, эпохой расцвета цивилизации, но также временем мировых войн и революций.
Периодизация. Новейшее время включает в себя три периода: рубеж XIX—XX вв. — переходный период в истории культуры; собственно XX в. — период стабилизации социокультурного и литературного процесса; рубеж XX—XXI вв. — переходный период в развитии культурного и литературного процесса сегодняшнего дня.
Социокультурные факторы эпохи. Можно выделить следующие наиболее значимые социокультурные факторы Новейшего времени: начало перехода от индустриальной к информационной цивилизации; выход на историческую арену прежде бесправных и необразованных слоев общества, наций, стоявших у обочины истории; успехи образования, приведшие к качественному скачку в формировании читательской аудитории; глобализация и тотальная переоценка ценностей; качественное усиление значения коммерции и моды в культуре; исключительно важная роль средств массовой информации, компьютеризации в развитии цивилиза-ционных процессов.
К этому периоду относится формирование мирового литературного процесса как единого целого; контраст интеллектуализации и иррационализации, психологизации и дегуманизации, эстетизации и дисгармонизации, экспериментаторства и обращения к традициям многовекового культурного наследия в парадигме художественной литературы «культурного запроса» («концептуально-авторской», если ее рассматривать с точки зрения автора, литературы как творчества); противостояние этой парадигме ее антипода— литературы «массового спроса» (литературы как ремесла, литературной индустрии) с ее ориентацией на коммерческий принцип, развлекательность, использование готовых схем и клише, однозначность, сенсационность, потребительскую психологию читателя (эти парадигмы развиваются параллельно и, несмотря на свое противостояние, постоянно взаимодействуют).
Отличительные черты литературы рубежа XIX — XX вв. Рубеж XIX— XX вв. — переходный период в мировом литературном развитии.
В 1827 г. Гёте в разговоре со своим секретарем Эккерманом впервые отметил, что начинает складываться всемирная литература.
На рубеже веков эта отмеченная Гёте тенденция становится ведущей. Второй промышленный переворот и интернационализация духовной жизни — факторы глобального характера. Формирование мировой литературы выражается в усилении взаимодействий крупнейших литературных регионов — Европы, США, Востока, России, вхождении в их число Латинской Америки. Все это приводит к необходимости по-новому описывать историю литературы: не по региональному, национальному признаку, а в соответствии с получившими международное развитие и признание направлениями (течениями, школами).
Среди отличительных черт периода в первую очередь нужно выделить мозаичность картины литературной жизни, которая проявляется во множественности направлений, течений, школ, отсутствии магистрального направления, открытости границ различных художественных систем, множественности влияний и традиций; а также расширение литературной «географии» (включение в европейский литературный процесс литератур Скандинавии, славянских народов, «возвращение» итальянской и испанской литератур и др.).
Новые «континенты» в «географии» всемирной литературы. Преодоление региональности отражается на освоении Востоком и другими регионами, раньше закрытыми для европейского влияния, крупнейших достижений европейской литературы. В то же время и европоцентристское сознание начинает расширяться, осваивать творчество писателей разных эпох и литератур, в том числе неевропейских. В качестве примера можно назвать вхождение индийской литературы, прежде всего творчества Р. Тагора, в мировой литературный процесс.
Киценко Жанна Анатольевна,
преподаватель русского языка и литературы
РКТК, г. Пушкин
Добрый день, сегодня мы с вами начинаем курс русской литературы 20 века.
Вся русская литература 19 и 20 века имеет непосредственную связь с историей страны, литература отражает все события, происходящие на глазах у писателей и поэтов. Поэтому литературу 20 века мы будем изучать, опираясь на историю нашей страны.
Немного о том, что же происходило в конце 19 в начале 20 века в России. Кто скажет, какими историческими событиями ознаменован рубеж веков и вообще 20 век? Февральская революция 1905 года, Октябрьская революция 1917 года, Русско-японская война 1904-1905гг., первая мировая война 1914-1918гг., гражданская война 1918-1922г.г., Великая Отечественная война, сталинские репрессии, хрущёвская оттепель.
Всё правильно, но ещё очень важно помнить о том, что начало 20 века стало временем важнейших и глобальных естественно научных открытий. Кто помнит, какие это открытия? Изобретение беспроволочной связи (телеграф), открытие рентгеновских лучей, исследование феномена радиации. В это время были созданы квантовая теория (1900) и теория относительности (1916-1917). Появился автомобиль и фотоаппарат. Первые летательные аппараты. Кино.
Эти и другие открытия повлияли на жизнь человека, на его быт и мировоззрение. В конце 19 века людям казалось, что наука постигла все тайны мира. Появилась несокрушимая вера в силу человеческого разума, вера в возможность и необходимость покорения природы.
Всё стремительно менялось, люди жили в постоянном ожидании изменений. Это был не спокойный XIX век, с его традициями, упорядоченностью во всем, это был век, когда всё вокруг стремительно менялось. Человек не успевал усвоить, понять одно естественно научное открытие, как уже появлялось другое.
Для нас с вами важно понять, что последние годы XIX столетия стали поворотными для русской и западной культур. Начиная с 1890х годов и вплоть до октябрьской революции 1917 года изменились все стороны жизни, начиная с экономики, политики и науки, заканчивая технологией, культурой и искусством. Эта новая стадия развития была невероятно динамична (быстрая, стремительная, необратима): было сделано огромное количество открытий; но в то же время крайне драматична: войны, революции, перевороты, громкие покушения на видных политических деятелей (в этот период слово терроризм у всех на слуху).
Теперь посмотрим, что происходит в литературе в этот период.
В начале XX века продолжают писать Л.Н. Толстой и А.П. Чехов. А вместе с ними продолжает развиваться реалистическая литература, яркими представителями которой станут М.Горький, А.И. Куприн, И.А.Бунин, Л.Н.Андреев. Что такое реализм? Реализм — это направление, основной особенностью которого является правдивое изображение действительности и ее типичных черт без каких-либо искажений и преувеличений.
Темами для этих авторов становится происходящее вокруг них. Как правило они просто описывают событие, не делая вывод. Вывод должен сделать читатель. В основном писали о людях, о тяжёлом труде, об ужасах войны, обо всём, что волновало писателя.
Но одновременно с реализмом в литературе появляется новое направление – модернизм. Это направление объединяет в себе несколько течений: символизм, акмеизм, футуризм и др. Эти течения появились не только в литературе, но и в музыке, живописи. Всё русское искусство, которое было связано с модернистскими течениями, получило название «серебряный век». Это название относится не только к литературе, а к русскому искусству в целом. Кто мне назовёт представителей модернистской литературы? Блок, Ахматова, Маяковский, Есенин и др.
Что такое модернизм? Модерн – это новое. Главная установка модернистских течений – только творчество изменит мир к лучшему. Модернисты ставили своей целью духовное возрождение человечества. Красота, искусство, творчество – вот главные ценности в мире. Как правило эти произведения далеки от политики. Это произведения о любви, о силе красоты, о героическом прошлом, об экзотических странах, о прекрасном будущем.
В начале века в России развивается марксизм.
Что это такое? Марксизм – это учение (теория) о революционном преобразовании общества. В чем суть теории? С течением времени обнищание народа будет усиливаться, а богатство буржуазии возрастать. Это приведёт к обострению классовой борьбы. В высокоразвитых странах победит социалистическая революция, установится диктатура пролетариата (власть рабочих), произойдёт отмена частной собственности.
В связи с развитием марксизма в литературе возникает ещё одно направление, связанное с конкретными задачами социальной борьбы. Появляется понятие пролетариат. Пролетариат – это социальный класс, рабочий класс, беднейший слой населения. От латинского — неимущие. Пролетарские поэты привлекают внимание к тяжёлому положению трудящихся, создавали и передавали общественные настроения. Они создавали революционные песни и пропагандистские стихи. Это был их вклад в дело революции, они принесли много пользы пролетарскому движению, укрепляли идеологию, готовили и призывали к классовым боям. Но большой художественной ценности они не представляют.
Представителями этого направления были многие известные писатели, но, как правило, недолго. В основном потому, что со временем разочаровывались в самой идее революции. Это был и М.Горький, и Куприн, и Маяковский, и Есенин и многие другие. Но со временем, с приходом к власти коммунистов, вся литература становится пролетарской. Вся литература начинает служить общему делу коммунизма. Как это получилось? В 1905 году выходит статья В. Ленина «Партийная организация и партийная литература». Эта статья сыграла огромную роль в развитии литературы. В этой статье Ленин вводит понятие и принцип партийной литературы. Он пишет, что литература «не может быть вообще индивидуальным делом, не зависимым от общего пролетарского дела». Сама литература понимается как «дело», не как творческий порыв, теперь это не что-то связанное с вдохновением, литература – это форма борьбы, агитации, пропаганды. Почему же эта статья так важна? Высказанная в ней мысль стала программой всей советской литературы. Литература может быть только для общего дела и только за общее дело. Тут формируется принцип: кто не с нами, тот против нас. Всё это стало причиной того, что талантливые поэты, писатели оказались непризнанными, непонятыми, репрессированными, убитыми или выставленными из родной страны. Эта участь постигла многих, даже тех, кто с самого начала поддержал идею революции.
Обо всем этом мы будем говорить, изучая творчество писателей и поэтов XX века. Изучение этих произведений даст вам возможность лучше узнать историю своей страны. Мы с вами поговорим о людях, потерявших Родину, отдавших свою свободу, благосостояние, жизнь за идеи, которым они верили, от которых не отреклись. Изучая биографии, вы увидите, как быстро и необратимо могла измениться судьба человека. Читая, вы поймете, что художественная литература это своеобразные способ сохранить историю страны. Вся литература XX века – это рассказы о том, что было на самом деле.
Домашнее задание.
На следующем уроке мы начнем изучать творчество Леонида Николаевича Андреева. Прочитайте, пожалуйста, следующие его произведения: «Петька на даче», «Ангелочек», «Рассказ о семи повешенных».