- Сочинения
- Литература
- Блок
/
/
Образ Руси в поэзии Блока — сочинение 11 класс
Тема Родины во все времена была самой освещаемой в поэзии. Всегда поэты старательно воспевали, а иногда и упрекали родную землю. Однако, в творчестве А. Блока данная тема приобретает совершенно неповторимое звучание. Любовь поэта к родине можно назвать невероятно противоречивой и неоднозначной.
В начале творчества Блока тема России не является обособленной. Поэзию этих лет предстает в достаточно романтическом облике. В качестве примера можно привести стихотворение “Ночь на Новый Год”. Дух ранней поэзии Блока – дух мечтаний, которые окутывают образ России.
К пониманию истинной, правдивой родины автор пробирается путем мрачных образов, которые сменяют ранее написанные стихотворения о мечтательно-прекрасной стране, сравнимой с чудесным садом. Сейчас же образ страны заменен на картинку мрачного мира, населенного мрачными существа и такими же людьми, что можно отметить в цикле стихов «Пляски смерти». В стихотворении “Ночь, улица, фонарь, аптека…” наиболее полно отражены безысходность и угнетенность данного мира. Однако, Блок видит этот мир не только снаружи, но и внутри себя. Настоящим мужеством можно считать принятие родины и любовь к ней без учета всех ее недостатков.
Венцом рассуждений о судьбах страны можно считать цикл стихов “Родина». Можно отметить, что Россия предстает читателю в образе заповедной страны со своей сказочной хозяйкой, также есть размышления о судьбе России через образ трагической женской судьбы. В цикле стихов “Родина” есть ряд стихотворений, посвященных значимому событию в жизни страны – Куликовской битве. Но Блок больше отражает духовное значение данного события, нежели военное или политическое. Поэт обращается к данному событию, так как предвидит наступление трагических лет в истории России. Этот мотив можно встретить в различных стихотворениях автора: “На поле Куликовом”, “Петроградское небо мутилось дождем…” и др.
Стихотворения А. Блока, несмотря на пророчества трагедии и катастрофы, пропитаны неподдельной любовью и являют нам образец безграничной преданности к своему родному краю.
`
Образ Руси в поэзии Блока
Популярные сочинения
- Сочинение Таким я вижу Чацкого (9 класс)
Главный герой произведения, страстно и остроумно обличавший дворянскую среду начала девятнадцатого века, при всех симпатиях к нему Грибоедова, выглядит все же неоднозначно.
- Дневниковая запись по картине Церковь Вознесения Назаренко сочинение-описание
Дорогой дневник, сегодня я увидела картину Назаренко «Церковь Вознесения». Татьяна Назаренко великая русская художница. Всю свою жизнь она прожила в столице России – Москве
- Сочинение про Благородство
Благородство – человеческое качество, которое очень ценится в обществе. Характерно далеко не для каждого. Благородство подразумевает высокий уровень таких черт характера, как честь
- Сочинения
- По литературе
- Блок
- Образ Руси в поэзии Блока
Образ Руси в поэзии Блока сочинение
Поэзия А.А. Блока — это мир романтики, иллюзий, идеалов, и поэтому образ Родины в его стихах овеян мечтой, сказкой. Но реальность России начала 20 века, с войнами, потрясениями, революцией, далека от фантазий. Поэтому герой Блока покидает райские сады, и попадает в другой мир, тягостный, наполненный демонами. Люди в этом мире «мертвы», погрязли в пошлости.
Всё мировоззрение поэта построено на противоречии, дуализме. С одной стороны, окрыляющая мечта, а с другой – жестокая реальность. Через данную призму он воспринимает и Россию.
В произведении «Грешить бесстыдно, непробудно» мы видим лавочника, человека ограниченного, подающего милостыню, но обманывающего покупателей. Здесь обличается порок всех русских людей. Несмотря на это Блок признается в любви к России, говорит, что и такой она всех ему дороже.
В 1906 году появилось произведение «Русь». В нем русские просторы – сонное царство, погружающее душу в нравственную дремоту.
В поэтическом цикле «Родина» говорится о России, как о таинственной стране, повелевает которой красавица — царевна. В « Железной дороге» затрагивается аспект тяжёлой судьбы русской женщины.
В последних стихотворениях цикла, написанных около 1914 года, ощущается отчётливая нота надвигающейся войны, революции, катастрофы.
Но и до этого, в произведении « На поле Куликовом» 1908 года звучит мотив трагического предзнаменования. Сам Блок, склонный к мистицизму, верил, что Куликовская битва – знаковое событие для русского народа, и что подобная битва не последняя, она обязательно повторится.
Прошло более ста лет, с того момента, как впервые прозвучали преисполненные внутреннего драматизма стихи Блока. Но и в наши дни они звучат свежо и актуально, напоминая нам, как непросто любить свою родину в трудные для неё и всех нас времена.
Сочинение Русь в творчестве Блока 11 класс
В поэзии Блока Русь представлена весьма двойственно. Поэт видит красоту и чистоту своей Родины, но в то же время, и что-то чужое, недоступное для понимания заметно ему тоже. Он применяет приём контраста и в одном произведении сталкивает с одной стороны стремление народа к духовности, а с другой — низость мещанского быта. Таким образом, Блоку удалось создать вполне реалистичной представление о Руси его времени.
Блок не выносил страшный мир царской России, но всё равно искренне любил свою родную землю и продолжал надеяться и верить в лучшее. И именно эта любовь, эти надежды и вера в стойкость своей Родины и в величие её будущего выливаются в форме стихотворных произведений.
Александр Блок, опираясь на опыт таких своих предшественников, как Пушкин, Некрасов и Лермонтов, нашёл совершенно новые способы раскрыть образ России в своих стихотворениях. Поэт представил Русь в виде гордой и сильной духом прекрасной женщины, которой выпадает множество испытаний на её пути. Но Блок был уверен, что она перенесёт их все и станет ещё сильнее и обретёт ещё больше величия.
Понимание поэзии Блока о России весьма важно, потому что именно его произведения побуждают размышлять о нынешнем положении своей Родины и её дальнейшем развитии.
11 класс
Образ Руси в поэзии Блока
Несколько интересных сочинений
- Характеристика семьи Кашириных в повести Детство Горького (описание жизни в семье Кашириных, члены семьи)
Алеша Пешков после смерти отца переехал вместе мамой и бабушкой в дом к деду Каширину. Обстановка ему не понравилась с первого дня. В доме царила постоянная вражда между дядями мальчика, Михаилом и Яковом
- Анализ рассказа Тургенева Хорь и Калиныч
Рассказ «Хорь и Калиныч» входит в цикл рассказов «Записки охотника», и является одним из самых известных у И.С.Тургенева. Именно с этого рассказа, напечатанного в 1847 году, и начался весь цикл.
- Сочинение Талантливый человек
Понятно, что у талантливого человека уже есть такое качество, как талант. Или всё же это дар? В общем, другие качества должны помочь этому человеку правильно распорядиться своим талантом – не потерять его, развить.
- Сочинение на тему Технический прогресс
Раньше люди очень много мечтали. Мечтали летать как птицы, быстро передвигаться или просто облегчить свою жизнь. Но проходило время, и мечты превращались в реальность.
- Образ и характеристика Мальчика в рассказе Уроки французского Распутина сочинение
Послевоенные годы Второй Мировой войны были очень голодными для многих домов всего Союза. Некоторые дети даже не знали, как выглядят яблоки. Мальчик из произведения «Уроки французского» был именно из таких, он видел яблоки лишь на картинках.
- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Тема России в творчестве Блока
Тема и образ России в творчестве Блока (в лирике, стихах) сочинение
Основной темой творчества Блока является тема Родины. Образ России проходит через всю лирику поэта, начиная с самых первых произведений. Отечество предстает в его стихах то в образе старой загадочной Руси, то, как революционная страна, ставшая на путь индустриализации. В развитии промышленности Блок видит будущее России. Даже такое далекое, казалось бы, событие как Куликовская битва нашло отражение в его творчестве.
«О, Русь моя! Жена моя!” с такими словами Блок обращается к Родине в цикле стихов «На поле Куликовом». Это подчеркивает то, что он относится к ней как к живому родному существу. В произведении перед читателем открываются картины, в которых страна предстает в огне, крови и дыму. Истерзанной, но не сломленной, гордой.
Совсем другой Россию можно увидеть в стихотворении «Русь». Это загадочная земля, наполненная преданиями, сказаниями, суевериями. Здесь обитают ведуны с ворожеями, здесь можно встретить с «мутным взором колдуна», чертей и ведьм. Это дико страшно таинственно, и в то же время прекрасно. Но за такими сказочными, казало бы, образами прослеживается совсем другая действительность: образ нищей убогой жизни. Это прослеживается всего лишь в нескольких словах произведения: «утлое жилье», «страны родимой нищету», «в лоскутах ее лохмотий». А разгадка тайны, которая присутствует в стихотворении в том, что Русь «укачала на своих просторах живую душу», не запятнав ее начальной чистоты.
Еще с одной стороны страна открывается в стихотворении «Россия». В произведение отсутствует мистика, все образы носят вполне реальный характер. Поэт обращает внимание на то, что Россия остается такой же «как в годы золотые», она все та же «лес, да поле». Несмотря на тяжелую жизнь русского народа, стихотворение наполнено нескончаемой любовью к родине. Верой в лучшее: «не пропадешь, не сгинешь ты».
Блок чувствует свою неразрывную связь с Россией, с народом, с судьбой страны. Творчество Блока тесно перекликается с творчеством Лермонтова и Некрасова. Можно встретить немало сходства в форме и размере стиха, и, что самое главное, в их содержание. Ведь лирика этих поэтов наполнена гордостью, уважением и любовью к России.
Блок жил в годы революции, поэтому его лирика не могла пройти стороной мимо вопроса будущего страны. В чем же видит будущее России Блок? Конечно же, в обновлении, в создании фабрик и мануфактур, в развитии промышленности. Таким образом, творчество поэта охватывает достаточно большой период из жизни страны. В начале это загадочная таинственная Русь, страна разбитых дорог и нищих деревень. В более поздних стихах Родина преображается и становится местом, где дым заводов и фабрик возвещает о приближении новой жизни русского народа.
Сочинение Тема России в лирике Блока
Тема России занимает одно их главных мест в творчестве Блока. Он придерживался её всю жизнь. Будучи молодым, он пишет про богатую историю страны, затрагивает монголо-татарское иго. А потом закономерно перетекает в цикл «На поле Куликовом». Именно на этом поле решалась судьба России, именно здесь русское войско одержало победу над монголо-татарами. А его фраза: «И вечный бой! Покой нам только снится…» стала крылатой.
«Рождённые в года глухие…» Стихотворение показывает обречённость ровесников поэта. Он их называет всех «дети страшных лет России».
Эту фразу вложил в уста одной из своих героинь Борис Васильев в повести «А зори здесь тихие». Вот именно это стихотворение читает вслух студентка Соня Гурвич, она очень любит Блока. И эта фраза приобретает конкретный смысл. Девушка погибает за Россию от рук фашистов. Она тоже дитя «страшных лет России».
Россия никогда не застынет, не закостенеет. Её ждёт много перемен хороших и плохих. И не видно конца, только мелькают верстовые столбы. Для Блока Россия не мать, она – жена, невеста. Он так и пишет: «О Русь! Жена моя!» В другом стихотворении называет её «невестой». Сравнивает свою любовь к родине с любовью к женщине.
Стихотворение «Сытые» — это отклик Блока на события 1905 года, первая русская революция. Он надеется, что грядущие перемены изменят жизнь людей в лучшую сторону. Сколько же можно жить в доме без света!
Ещё одна, ставшая крылатой фраза о том, что к России надо подходить с особой меркой, а не мерить традиционным «аршином». У неё своя особая судьба. Она не поддаётся никаким расчётам, таинственная и непредсказуемая, как истинная женщина. В неё надо просто верить.
Социалистическая Революция 1917 года получила отражение в поэме «Двенадцать». Прежняя забитая Россия перестала существовать. Грандиозные перемены в России всегда сопровождаются погромами и пьянками. Вот и тут Блок пишет про грабежи и разгул в Петрограде. Но, несмотря на все издержки, поэт принимает революцию.
Поэт верил в свою страну. Верил в то, что пройдя свой нелёгкий путь, хлебнув горя и предательства, Россия всё-равно останется великой державой. Эти слова очень своевременны в наши дни.
В своих произведениях о России поэт стирает границу между вымыслом и реальностью. Поэтому, в поэме «Двенадцать» красногвардейцы представлены в виде ангелов, и вместе с ними идёт Иисус Христос. Конечно, это довольно трудно для восприятия.
Также читают:
Картинка к сочинению Тема России в творчестве Блока
Популярные сегодня темы
- Письмо отца Самсона Вырина к дочери Дуне
Дочка! Что же я тебе такого плохого сделал? Почему ты меня так бросила?
- Сочинение про Новый год
Зима прекрасная пора года. Я люблю зиму за то, что она дает верить в чудеса. Зимой празднуют один из моих любимых праздников новый год. Его празднуют, когда в календаре
- Сочинение Смешное и грустное в рассказах Чехова
Антон Павлович – известный и знаменитый поэт, который умудрялся соединить противоположные положения. Сама по себе человеческая жизнь очень своеобразна и неоднозначна. В ней сочетается бренность бытия
- Сочинение на тему Новые технологии
Современный мир полон технологических новинок. Прогресс не стоит на месте. Сегодня трудно представить жизнь человека без мобильной связи, гаджетов и приборов, делающих нашу жизнь комфортной
- О чем заставляет задуматься роман Мастер и Маргарита сочинение эссе
Роман это, в принципе, заставляет задуматься. Конечно, у каждого найдётся свой «повод», свои ассоциации и примеры. Люди в одном произведении часто видят разное… Но есть кое-какие общие «дорожки» — темы.
Тема патриотизма традиционна в творчестве каждого русского писателя. Александр Блок, великий русский поэт, обращается к теме России в тот период, когда начинает ощущать внутреннюю опустошенность. Созданный им «страшный мир» города начинает подавлять поэта.
И вот на горизонте его творчества появился новый и прекрасный образ – образ России. В этот период поэт создает циклы стихов «Родина», «На поле Куликовом». Одно из ярчайших стихотворений первого цикла – «На железной дороге» («Под насыпью, во рву некошеном…»). Оно было создано в 1910 году.
Сам автор писал, что «это бессознательное подражание эпизоду из «Воскресенья» Толстого: Катюша Маслова видит на маленькой станции в окне Нехлюдова на бархатном кресле ярко освещенного купе первого класса». Так, сразу вырисовывается главная тема – тема поруганной женской любви. У Блока жизнь покинутой молодой девушки кончается гибелью.
Она «раздавлена» жизнью («любовью, грязью иль колесами»), а смерть для нее предпочтительней смирения. Трагедия одинокой раздавленной личности происходит на глазах «сытых», равнодушных ко всему людей. Блок пытается раскрыть причину этой трагедии, обратившись к приему контраста.
С одной стороны, довольство, роскошь, с другой – боль, грязь, смерть. Художественные приемы, используемые Блоком в этом стихотворении (гиперболы, метафоры, олицетворения), помогают ярче раскрыть главную мысль поэта: гибель юности и красоты, невозможность и бессмысленность их существования в «страшном мире».
Олицетворением равнодушной судьбы выступает поезд – в нем тоже люди разделены на богатых и бедных. Голодная и нищая Россия, едущая в «зеленых» вагонах, поет и плачет.
Фигура жандарма рядом с молодой, красивой девушкой, бросающей жадные взоры «в пустынные глаза вагонов», становится символическим выражением железного уклада, ограждающего человека от счастья, от полноты жизни. Судьба этой поруганной девушки сближается с судьбой России. Образ России в лирике Блока двойственен. Он видит в своей Родине и красоту, и загадочное, чуждое, дикое начало, не доступное пониманию:
Знала ли что? Или в Бога ты верила?
Что там услышишь из песен твоих? Чудь начудила, да Меря намерила Гатей, дорог да столбов верстовых… …Дико глядится лицо онемелое, Очи татарские мечут огни…
Двойственное отношение к России особенно ярко воплощено в стихотворении 1914 года «Грешить бесстыдно, непробудно…» Опять используя прием контраста, сталкивая в одном произведении пошлость мещанского быта и стремление к высокой христианской духовности, Блок рисует поразительно реалистичную картину современной ему России:
И под лампадой у иконы
Пить чай, отщелкивая счет, Потом переслюнить купоны, Пузатый отворив комод…
Тема этого стихотворения – неуправляемая, темная стихия народной жизни, которая подавляет человека, погружает его в болото косного существования. А душа человека ищет и не находит покаяния. Но заканчивается произведение словами:
Да, и такой, моя Россия,
Ты всех краев дороже мне.
Немного другой ракурс взял поэт в своем цикле «На поле Куликовом». Он помогает увидеть величие России в ее исторических свершениях. Обратившись к событиям далекого исторического прошлого (XVI век), Блок придал реальному эпизоду исторической хроники обобщенный смысл. Любовь к родной земле пробуждает в душе поэта вдохновенные строки: «О, Русь моя! Жена моя!».
В стихотворениях этого цикла особую роль играет символика: клекот орлов, крики лебедей, бег коня создают великолепную картину древней Руси. Россия предстает перед нами то в образе степной кобылицы, которая «несется вскачь»», то в образе «светлой жены» русского воина. В третьем стихотворении цикла возникает поразительная перекличка образа России с образом Прекрасной Дамы:
В ночь, когда Мамай залег с ордою
Степи и мосты В темном поле были мы с Тобою, – Разве знала Ты? Перед Доном темным и зловещим, Средь ночных полей, Слышал я Твой голос сердцем вещим В криках лебедей.
Любовь к России, непоколебимая вера в величие, силу и стойкость Родины, в ее светлое будущее находят выражение в страстных строках стихотворений циклов «Родина» и «На поле Куликовом». Опираясь на художественный опыт своих предшественников – Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Блок нашел новые грани раскрытия художественного образа Родины.
Метафорический образ России представлен им в виде прекрасной женщины, доверчивой, но гордой и сильной духом, на долю которой выпадут многие испытания. Россия не пропадет, какой бы чародей ни завладел ею, как бы ни затуманились еще одной заботой ее прекрасные черты. Таким иносказательным языком говорит поэт о возможных бедах России и тут же утверждает, что из всех испытаний она выйдет духовно и физически окрепшей и закаленной. Знать и понимать лирику Блока о России чрезвычайно важно, ведь его стихи о Родине вызывают у нас серьезные раздумья о судьбе России в наши дни.
Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/blok-a-a/raznoe/1175-obraz-rusi-v-poezii-a-a-bloka
Образ Руси в поэзии А. А. Блока
Образ Руси в поэзии А. А. Блока. Тема России четко выделена в творчестве А. Блока. В 1908 г. он писал К. С. Станиславскому о родине: «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К не- му-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни…».
В творчестве Блока постепенно проявляется образ России, но чувство безоглядной любви к родине пронизывает все его произведения. Так, в конце стихотворения «Осенняя воля» Блок восклицает о родине: «Как и жить и плакать без тебя!» В ранних стихотворениях Блока много неясного в его отношении к России и народу, в его произведениях прослеживаются романтические мотивы.
Так, в стихотворении «Русь» Россия Блока колдовская, таинственная. Она «и во сне необычайна», «дебрями окружена», в ней народы «ведут ночные хороводы», «ведуны с ворожеями / Чаруют злаки на полях». Но за этим сказочным романтическим обликом скрываются и печальные картины.
В тексте стихотворения встречаются такие сочетания: «зарево горящих сел», «ведьмы тешатся с чертями», «девушка на злого друга / Под снегом точит лезвее», «нищета страны родимой» и т. д. Несмотря на, это Блок чувствует кровное родство со всем русским, «и в лоскутах ее лохмотий / Души скрываю наготу», — говорит герой поэта.
Блок писал, что в России для него «жизнь или смерть, счастье или погибель». И наиболее полно эти чувства отразились в цикле «Родина». Здесь содержатся раздумья поэта о прошлом, настоящем, будущем страны. Это страстный монолог человека, для которого любовь к родине — нечто глубоко личное, как и у Лермонтова.
Блок обращается к родине: «О, нищая моя страна… О, бедная моя жена…» («Осенний день»). Чувство его при этом лишено всякой умильности. Он видит не только «прекрасные черты» и «разбойную красу», но и «избы серые», «лес да поле». Такое же щемящее чувство любви, как у Лермонтова, вызывают у Блока «избы, крытые соломой».
Блоковская « Россия » начинается реалистичной картиной проселочной дороги, как и у Лермонтова: «вязнут спицы… в расхлябанные колеи». Облик России двоится в понимании Блока: это страна с «лесами да полями», а также красавица крестьянка с «платком узорным до бровей» и «мгновенным взором из-под платка».
В теме России Блока присутствует и мотив вольности, бунта. Так, красота России, по Блоку, буйная, «разбойная». Но это положительная черта: «не пропадешь, не сгинешь ты» («Родина»).
Этот мотив неуспокоенности ярко прослеживается в цикле Блока «На поле Куликовом». Он пишет: «И вечный бой! Покой нам только снится…» «Покоя нет!» «Не может сердце жить покоем…».
Эти нотки романтизма близки лермонтовским произведениям с их духом протеста, сопротивления, борения, мятежа.
И у Блока, как у Лермонтова, есть предсказания о судьбах России. Это выделено в стихотворении «В огне и холоде тревог…». Оно пронизано верой в затаенные силы родины, в ее могущество, в светлое будущее. «Пусть день далек», но поэт верит, что «новый век взойдет».
От картин природы, от образа «Русь — жена» Блок переходит к конкретному восприятию действительности, к воспеванию очистительного пожара революции. Блок верит в будущее, в то, что «страшный мир» погибнет в этом пожаре, воссияет мир новый: «…старый мир, как пес безродный, стоит…», «Мы на горе всем буржуям / Мировой пожар раздуем».
Эти мысли содержатся в поэме «Двенадцать». Символику одухотворенного будущего в этом произведении несет чистый образ Христа, так как истинной ценностью для Блока являются христианские идеалы.
Источник: https://prepodka.net/obraz-rusi-v-poezii-a-a-bloka/
Образ Руси в поэзии Блока
Поэзия А. А. Блока – это мир романтики, иллюзий, идеалов, и поэтому образ Родины в его стихах овеян мечтой, сказкой. Но реальность России начала 20 века, с войнами, потрясениями, революцией, далека от фантазий. Поэтому герой Блока покидает райские сады, и попадает в другой мир, тягостный, наполненный демонами.
Люди в этом мире “мертвы”, погрязли в пошлости.
Все мировоззрение поэта построено на противоречии, дуализме. С одной стороны, окрыляющая мечта, а с другой – жестокая реальность. Через данную призму он воспринимает и Россию.
В произведении “Грешить бесстыдно, непробудно” мы видим лавочника, человека ограниченного, подающего милостыню, но обманывающего покупателей. Здесь обличается порок всех русских людей. Несмотря на это Блок признается в любви к России, говорит, что и такой она всех ему дороже.
В 1906 году появилось произведение “Русь”. В нем русские просторы – сонное царство, погружающее душу в нравственную дремоту. В поэтическом цикле “Родина” говорится о России, как о таинственной стране, повелевает которой красавица – царевна.
В ” Железной дороге” затрагивается аспект тяжелой судьбы русской женщины.
В последних стихотворениях цикла, написанных около 1914 года, ощущается отчетливая нота надвигающейся войны, революции, катастрофы.
Но и до этого, в произведении ” На поле Куликовом” 1908 года звучит мотив трагического предзнаменования.
Сам Блок, склонный к мистицизму, верил, что Куликовская битва – знаковое событие для русского народа, и что подобная битва не последняя, она обязательно повторится.
Прошло более ста лет, с того момента, как впервые прозвучали преисполненные внутреннего драматизма стихи Блока. Но и в наши дни они звучат свежо и актуально, напоминая нам, как непросто любить свою родину в трудные для нее и всех нас времена.
Сочинение Русь в творчестве Блока 11 класс
В поэзии Блока Русь представлена весьма двойственно. Поэт видит красоту и чистоту своей Родины, но в то же время, и что-то чужое, недоступное для понимания заметно ему тоже. Он применяет прием контраста и в одном произведении сталкивает с одной стороны стремление народа к духовности, а с другой – низость мещанского быта.
Таким образом, Блоку удалось создать вполне реалистичной представление о Руси его времени.
Блок не выносил страшный мир царской России, но все равно искренне любил свою родную землю и продолжал надеяться и верить в лучшее. И именно эта любовь, эти надежды и вера в стойкость своей Родины и в величие ее будущего выливаются в форме стихотворных произведений.
Александр Блок, опираясь на опыт таких своих предшественников, как Пушкин, Некрасов и Лермонтов, нашел совершенно новые способы раскрыть образ России в своих стихотворениях. Поэт представил Русь в виде гордой и сильной духом прекрасной женщины, которой выпадает множество испытаний на ее пути. Но Блок был уверен, что она перенесет их все и станет еще сильнее и обретет еще больше величия.
Понимание поэзии Блока о России весьма важно, потому что именно его произведения побуждают размышлять о нынешнем положении своей Родины и ее дальнейшем развитии.
11 класс
(1 votes, average: 5.00
Источник: https://soch.biographiya.com/obraz-rusi-v-poezii-bloka/
Тема России в поэзии Блока (сочинение) | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс
Вряд ли найдется в истории русской литературы хоть одинписатель, хоть один поэт, в творчестве которого одно из первых мест не занимала бы темародины.
Не вобрав в себя всю красоту, всю прелесть родных мест, не проникнувшись всем сердцем важнейшими событиями и вехами в истории отчизны, невозможно стать по-настоящему национальным, народным поэтом, способным затронуть глубинные струны человеческой души.
Тема родины, России всегда звучит в произведениях истинно русских писателей, но творчество Блока настолько неразрывно связано с этим образом, что, о чем бы ни думал поэт, о чем бы ни писал — о весне, природе, о любви, дружбе, об исторических событиях, страданиях народа или его героических победах, — его мысли всегда были о родной стране. «Это все — о России», — открыто заявлял о своем творчестве поэт. «Этой теме, — писал он, — я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь… Ведь здесь жизнь и смерть, счастье или погибель».
В России Блока можно часто встретить черты родины, воспетые Тютчевым, Некрасовым, Пушкиным, Толстым и другими прозаиками и поэтами, но все же Россия Блока — такая многогранная, неповторимая, изменчивая — во многом отличается от России других художников слова.
Это образ, сочетающий в себе и романтические, и реалистические черты, и радостные, светлые, грустные, порой трагические чувства. Это необъятная страна и в то же время — женщина, земля и возлюбленная невеста, мать и жена. Этот образ живет, меняется, взрослеет вместе с поэтом.
В самых ранних стихотворениях Блока мы видим сказочную Россию, с «золотыми да красными» заставками, с народными песнями и плясками, с легендами, преданьями старины, поверьями, шутками и прибаутками, с теремом Царевны. Она «опоясана реками и дебрями окружена, с болотами и журавлями, и с мутным взором колдуна».
Вместе с молодым поэтом мы восхищаемся ее необъятными просторами, «песнями ветровыми», тройками удалыми, далями туманными, дорогами дальними, где виден «неба осветленный край средь дымных пятен». Сказочные, чарующие мотивы встречаются и в более поздних стихотворениях поэта:
- Где ведуны с ворожеями
- Чаруют злаки на полях,
- И ведьмы тешатся с чертями
- В дорожных снеговых столбах.
Но здесь уже в тему бесконечного мирного российского простора с проблесками рябиновых кистей и голубыми лентами рек вплетаются «зарева горящих сел», дальние огни. Все чаще возникают символы «ветра», «метели», «бури»:
- Дикий ветер
- Стекла гнет,
- Ставни с петель
- Буйно рвет.
В этих образах-символах все сильнее чувствуется нарастание неукротимой народной силы, народной стихии. Теперь блоковская Россия — это страна назревающей революции.
И поэт твердо уверен, что его родине предстоит сыграть важную роль в истории всего человечества.
Этот этап в жизни родной страны не мог остаться незамеченным, не отразиться в произведениях Блока, в душе которого « было смешанное чувство России: тоска, ужас, покаяние, надежда».
- О, Русь моя! Жена моя!
- До боли Нам ясен долгий путь!..
Да, перед страной лежит долгий путь, но в сердце поэта ни на минуту не возникает сомнений, что этот путь они пройдут вместе, — они неразрывно связаны, едины в горе и в радости. И только в таком единстве для человека станет «невозможное возможно».
- Русь моя, жизнь моя, Вместе ль нам маяться?
спрашивает поэт, хотя точно знает ответ: Россия-мать никогда не оставит своего сына, так же, как и он ее. И все же Россия для Блока всегда была связана не столько с образом матери, сколько с образом жены, суженой, возлюбленной, молодой и прекрасной, которая любит и ждет, которая все поймет и простит: Только скажет: «Прощай. Вернись ко мне». — И опять за травой колокольчик звенит…
- Она сражается вместе с ним в бою, смело проходя «сквозь кровь и пыль»..Она сойдет «в одежде, свет струящей», блеснет «серебром волны на стальном мече», освежит на плече воина «пыльную кольчугу». И поэт бесконечно любит «мать, сестру и жену в едином лице Родины-России».
Блок видит родину всегда такой, какая она есть. Он не умаляет ее заслуг и достоинств, он осознает величие исторического прошлого России, которое начиная с самых древних времен было героическим, — защищалась ли она от половцев, сражалась ли с ордой хана Мамая, заслоняя Европу от нашествия татар.
Но видит он и беды, страдания, нищету, выпавшие на долю любимой России. И все же, как бы ни менялась в своем историческом развитии милая сердцу поэта родина, каким бы ни было его отношение к переменам в этой стране, вызывающим то восторг и восхищение, то жалость и боль, — неизменной оставалась его любовь к великой России.
Эта любовь всегда оставалась созвучной любви к женщине:
- О, нищая моя страна.
- Что ты для сердца значишь?
- О, бедная моя жена,
- О чем ты горько плачешь?
Он всегда испытывал к России самые трогательные чувства: любовь, нежность и сострадание. Именно эти чувства вдохновляли поэта на создание лучших произведений. Эта любовь к родине рождает веру — веру в светлое будущее России, в « новый век», несущий новые победы, новые великие и решающие события.
Именно этой светлой верой были продиктованы уверенные, оптимистические слова: «Все будет хорошо, Россия будет великой!» Да, образ России у Блока сложен и многогранен. Он совмещает в себе все: и радость, и горе, и отчаяние, и надежду.
Родина — единственная духовная опора, высшее начало в жизни человека и в жизни всего народа. Все в ней вызывает вдохновенный восторг и преклонение поэта. О чем бы ни писал А. Блок, все было проникнуто мыслями о родине, а значит, искренней, большой человеческой любовью.
И потому для нас его стихотворения — это величайшая поэзия, от которой перехватывает дыхание и замирает сердце.
Источник: https://resoch.ru/tema-rossii-v-poezii-bloka-sochinenie/
Образ Руси в поэзии А. А. Блока
Сочинение на тему Образ Руси в поэзии А. А. Блока |
На данной странице представлено сочинение на тему , которое было добавлено 08.08.2015. Сочинение Образ Руси в поэзии А. А. Блока уже просмотрело человек, оценило 0 человек. Надеемся что сочинение на тему Образ Руси в поэзии А. А. Блока поможет вам. Если данное сочинение вам понравилось то вы можете поделиться им с друзьями. Рекомендуем вам ознакомиться с данным сочинением, прочитать комментарии и на основании полученной информации написать свое изумительное сочинение. Тема патриотизма традиционна в творчестве каждого русского писателя. Александр Блок, великий русский поэт, обращается к теме России в тот период, когда начинает ощущать внутреннюю опустошенность. Созданный им «страшный мир» города начинает подавлять поэта. И вот на горизонте его творчества появился новый и прекрасный образ – образ России. В этот период поэт создает циклы стихов «Родина», «На поле Куликовом». Одно из ярчайших стихотворений первого цикла – «На железной дороге» («Под насыпью, во рву некошеном…»). Оно было создано в 1910 году. Сам автор писал, что «это бессознательное подражание эпизоду из «Воскресенья» Толстого: Катюша Маслова видит на маленькой станции в окне Нехлюдова на бархатном кресле ярко освещенного купе первого класса». Так, сразу вырисовывается главная тема – тема поруганной женской любви. У Блока жизнь покинутой молодой девушки кончается гибелью. Она «раздавлена» жизнью («любовью, грязью иль колесами»), а смерть для нее предпочтительней смирения. Трагедия одинокой раздавленной личности происходит на глазах «сытых», равнодушных ко всему людей. Блок пытается раскрыть причину этой трагедии, обратившись к приему контраста. С одной стороны, довольство, роскошь, с другой – боль, грязь, смерть. Художественные приемы, используемые Блоком в этом стихотворении (гиперболы, метафоры, олицетворения), помогают ярче раскрыть главную мысль поэта: гибель юности и красоты, невозможность и бессмысленность их существования в «страшном мире». Олицетворением равнодушной судьбы выступает поезд – в нем тоже люди разделены на богатых и бедных. Голодная и нищая Россия, едущая в «зеленых» вагонах, поет и плачет. Фигура жандарма рядом с молодой, красивой девушкой, бросающей жадные взоры «в пустынные глаза вагонов», становится символическим выражением железного уклада, ограждающего человека от счастья, от полноты жизни. Судьба этой поруганной девушки сближается с судьбой России. Образ России в лирике Блока двойственен. Он видит в своей Родине и красоту, и загадочное, чуждое, дикое начало, не доступное пониманию: Знала ли что? Или в Бога ты верила?
Тема этого стихотворения – неуправляемая, темная стихия народной жизни, которая подавляет человека, погружает его в болото косного существования. А душа человека ищет и не находит покаяния. Но заканчивается произведение словами: Да, и такой, моя Россия, Ты всех краев дороже мне. Немного другой ракурс взял поэт в своем цикле «На поле Куликовом». Он помогает увидеть величие России в ее исторических свершениях. Обратившись к событиям далекого исторического прошлого (XVI век), Блок придал реальному эпизоду исторической хроники обобщенный смысл. Любовь к родной земле пробуждает в душе поэта вдохновенные строки: «О, Русь моя! Жена моя!». |
- В ночь, когда Мамай залег с ордою
- Степи и мосты
- В темном поле были мы с Тобою, –
- Разве знала Ты?
- Перед Доном темным и зловещим,
- Средь ночных полей,
- Слышал я Твой голос сердцем вещим
- В криках лебедей.
Любовь к России, непоколебимая вера в величие, силу и стойкость Родины, в ее светлое будущее находят выражение в страстных строках стихотворений циклов «Родина» и «На поле Куликовом». Опираясь на художественный опыт своих предшественников – Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Блок нашел новые грани раскрытия художественного образа Родины.
Метафорический образ России представлен им в виде прекрасной женщины, доверчивой, но гордой и сильной духом, на долю которой выпадут многие испытания. Россия не пропадет, какой бы чародей ни завладел ею, как бы ни затуманились еще одной заботой ее прекрасные черты.
Таким иносказательным языком говорит поэт о возможных бедах России и тут же утверждает, что из всех испытаний она выйдет духовно и физически окрепшей и закаленной.
Знать и понимать лирику Блока о России чрезвычайно важно, ведь его стихи о Родине вызывают у нас серьезные раздумья о судьбе России в наши дни.
Источник: https://xn—-8sbhepth3ca.xn--p1ai/blog/obraz_rusi_v_poehzii_a_a_bloka/2015-08-08-1044
Тема Родины – одна из вечных тем в поэзии – обретает в творчестве А. Блока особое звучание. Ведь ему довелось жить в переломную эпоху, в удивительное время, когда решалась судьба России, когда страна испытывала одно потрясение за другим.
Как русский поэт, Блок не мог не думать о своей стране, не мог не попытаться запечатлеть в стихах ее меняющийся облик. Со щемящей болью в душе поэт писал: «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?» И своими трепетными стихами о Родине давал ответ на этот вопрос. Обращаясь к К. С.
Станиславскому, Блок писал 9 декабря 1906 года: «Стоит передо мной моя тема, тема России… Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь.
Все ярче сознаю, что это первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему я подхожу давно, с начала своей самостоятельной жизни…» В ранней поэзии А.
Блока тема России еще не являлась ведущей, хотя поэт не раз обращался к русским пейзажам и фольклорным образам. В одном из стихотворений возникает такая поэтическая картина: Все деревья стоят как в сияньи.
Ночью холодом веет с земли; Утром белая церковь вдали И близка, и ясна очертаньем.
Значительно чаще к теме Родины Блок начинает обращаться во второй период творчества. После первой русской революции патриотическое чувство поэта обострилось. В 1906 году Блок пишет стихотворение, которое он уже целиком связывает с Россией. Характерно, что оно и называется ее древним именем – «Русь».
Правда, поэт изображает здесь сказочную, заповедную страну – с колдунами, ведунами, гадателями эпохи седой старины. Блок вводит в свое стихотворение народное творчество и крестьянские поверья. А это ведь тоже достояние Родины. Отчизна предстает в этих стихах «дремучей», «колдовской», «почивающей в тайне».
Это ее состояние кажется поэту прекрасным:
Ты и во сне необычайна. Твоей одежды не коснусь. Дремлю – и за дремотой тайна, И в тайне – ты почиешь, Русь. Но за этой сказочной красотой Блок прозревает и печальные картины: крестьянское «утлое жилье», «вихрь в голых прутьях», нищету. Пока эти социальные мотивы звучат робко. Но вскоре, в 1908 году, они получают свое развитие и находят воплощение в стихотворении «Россия»: Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые, – Как слезы первые любви!
Блок возвращается здесь к лермонтовской традиции. Нетрудно уловить в начальных строчках произведения перекличку с классической «Родиной» предшественника. Стихотворение вошло в блоковский цикл «Родина», один из важнейших в третьей книге его лирики.
Патриотическая тема в этом разделе зазвучала громко и выразительно. Как показывает название, тема Родины является теперь для поэта главной, определяющей. Цикл начат евангельским мотивом: свою Отчизну поэт осеняет именем Христа. Стихотворение «В густой траве пропадешь с головой…» развивает фольклорные образы предшествующих произведений и настраивает читателя на восприятие «песен далеких сел» и звуков ямщицкого колокольчика. Образ любимой становится сращенным с обликом Родины, а сам герой преисполнен жажды подвига; он «просится в бой», потому что видит, как над страной его «тучи вдали встают». Эта лирическая пьеса прекрасно предваряет последующие стихотворения цикла «Родина». Любовь к Родине у Блока – переживание глубоко интимное. Поэтому, обращаясь к своей стране, поэт говорит о сердечной и душевной боли при виде «низких нищих деревень» и, в нарушение принятого обычая связывать образ родной земли с матерью, сопоставляет его с обликом жены. Гармоничным соединением общего и частного в цикле объясняется тот факт, что в раздел оказалось включенным стихотворение «На железной дороге». Будничная драма молодой и красивой девушки в «цветном платке, на косы брошенном», мимо которой проносится поезд, этот символ жестокого равнодушия и ускользающего счастья, перекликается с некрасовским «Что ты жадно глядишь на дорогу…» и одновременно со сценой из толстовского «Воскресения». Участь девушки становится печальной страницей истории страны, трагедией тысяч молодых жизней («Так мчалась юность бесполезная…»), судьбой самой России. Важнейшими в рассматриваемом цикле стали стихи Блока, составившие особый подцикл «На поле Куликовом». Написанные задолго до первой мировой войны (1908), они исполнены трагического предвидения. Сама Куликовская битва рассматривается поэтом в ряду символических событий русской истории. Блок смело сопоставляет прошлое, настоящее и будущее родной земли. Основой могущества России, ее всегдашней стойкости и силы являются, по убеждению поэта, неуспокоенность, движение, порыв вперед («И вечный бой! Покой нам только снится…»). Вот отчего в стихах возникает яркий, динамический образ «степной кобылицы», вновь напоминая о гоголевском образе летящей птицы-тройки. Стихи цикла «Родина», отражающие события начавшейся мировой войны, также исполнены высокого смысла. В них слышится предвестие грядущей трагической участи России («Петроградское небо мутилось дождем…»). Себя и своих современников поэт называет «детьми страшных лет России», которые донесут до потомков свой кошмарный опыт «испепеляющих» лет. Поэт ясно видит нищету и бедность деревень, охваченных пожаром мятежей и войн, сложное, подчас парадоксальное сочетание европейского начала и азиатчины, «заплаканную» красу родной земли. И все отчетливее звучит его нежное признание Родине: Да, и такой, моя Россия, Ты всех краев дороже мне.
В заключение можно добавить один яркий и, в общем, объясняющий все штрих: когда на одном из поэтических вечеров кто-то из слушателей попросил Блока, уже закончившего выступление, прочитать стихи о России, поэт ответил: «Это все о России».
Источник: https://moitvoru.ru/index.php/home/russkaya-literatura/11828-obraz-rusi-v-poezii-a-a-bloka
Образ Руси в поэзии Блока
Александр Блок жил и творил на рубеже двух миров — в эпоху подготовки и осуществления Октябрьской революции. Он был последним великим поэтом старой, дооктябрьской России, завершившим своим творчеством поэтические изыскания всего XIX века. И вместе с тем его именем открывается первая, заглавная страница истории русской советской поэзии.
Тема России является центральной в творчестве поэта. Особенно мощно она начинает звучать в его лирике во время переломных событий начала века. Весть о первой русской революции Блок принял с восторгом,
она пробудила в нем чувство кровной связи с народом и сознание общественной и творческой ответственности за судьбу страны. Его поэзия приобретает заряд духовной силы, поднимается до огромной нравственной высоты.
Россия народная, природная с ее историей, традициями, не раскрытым, но огромным, непредсказуемым духовным потенциалом давала мужество поэту и надежду на будущее преображение.
Никто до Блока не сказал тех пронзительно щемящих слов, которые хранятся в душе каждого русского; «Родина — это огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку…». Что-то древнее, языческое встает в прапамяти
художника. Недаром он говорил, что любит родную страну «по-народному, как мать, сестру и жену в едином лице — России».
- Стихотворение «Русь» было написано 24 сентября 1906 года. Родина здесь таинственная, сказочно прекрасная страна:
- С болотами и журавлями,
- И с мутным взором колдуна…
Это не только отголоски фольклора, старинных преданий, но и продолжение гоголевской традиции. Россия, как пани Катерина, во власти колдуна. Родина рисуется непонятной, зачарованной, застывшей в дремоте.
Это вполне реальная «нищая» страна с «утлым» жильем и ветром в «голых прутьях». В пейзажных деталях явно запечатлены картины средней России, Подмосковья, где природа необычайно красива. Блок показывает свою любовь к России. Рассказывает о ее народах, жилье, жизни.
Россию он представляет магической, с мистическим замыслом:
- Где ведуны с ворожеями
- Чаруют злаки на полях,
- И ведьмы тешатся с чертями
- В дорожных снеговых столбах.
В своем стихотворении Блок выражает веру в Россию, в торжество добра и свободы. Облик России он рисует через простор и волю. Неоглядные дали и свободолюбие — вольность людей, живущих на этой земле:
- Где разноликие народы
- Из края в край, из дола в дол
- Ведут ночные хороводы
- Под заревом горящих сел.
- Блок обращается к России как к живому человеку, он разговаривает с ней ласково и нежно, в его словах Россия, словно женщина, необычайна и загадочна.
- Она и в снах необычайна.
- Ее одежды не коснусь.
Любовь к Родине звучит как что-то заветное, интимное. С Россией, как и с любимой, у Блока связано все — «жизнь или смерть, счастье или погибель». Образ ее одухотворен, высок. Блоковское понимание России, ее прошлого, настоящего и будущего — трагическое и очень личное, лирическое. «Bсe о России» — все для нее.
(No Ratings Yet) Образ Руси в поэзии Блока
Источник: https://home-task.com/obraz-rusi-v-poezii-bloka/
Обновлено: 09.01.2023
Александр Блок необычный писатель-символист. Его талант настолько ценен, что многие события того времени отразились в блестящих его стихотворениях. В основе творчества Блока лежит философия Соловьева, благодаря учению которого нашел свое предназначение ещё один человек.
Так, образ России многозначен у Александра Блока. В его творчестве воплощаются мотивы любви, нежности, заботы к ней. Несмотря ни на что творец не разочаровывается в Отечестве. Когда случаются падения, то он не перестает ее любить и уважать, а наоборот, старается всеми силами участвовать в ее жизни.
Сочинение Образ России в творчестве Блока 11 класс
Как можно не любить свою страну, свою Родину? Ведь её, как и родителей, не выбирают. К образу России Блок обращается неоднократно. Он писал и про старую Русь, и про Русь революционную. Куликовской битве он посвятил несколько стихотворений. Он называет Русь своей женой, обращается к ней, как к самому близкому человеку.
Для Блока Россия — это женщина. Прекрасная незнакомка из ранних произведений поэта. Для него понятия любить Россию и любить женщину -равнозначные.
У неё много лиц. Вначале она была простой женщиной с повязанным до бровей узорным платком. Страна разрушенных деревень и дорог. Истерзанная, в крови, сражается на Куликовском поле и побеждает. Пережив революцию, превращается в мировую промышленную державу.
Другие сочинения: ← Образ Руси в поэзии Блока↑ БлокТема Родины в творчестве Блока →
- Автор: А. А. Блок
- Произведение: Поэзия Блока
- Это сочинение списано 41 935 раз
- Где ведуны с ворожеями
- Чаруют злаки на полях,
- И ведьмы тешатся с чертями
- В дорожных снеговых столбах.
- Дикий ветер
- Стекла гнет,
- Ставни с петель
- Буйно рвет.
- О, Русь моя! Жена моя!
- До боли Нам ясен долгий путь.
Блок видит родину всегда такой, какая она есть. Он не умаляет ее заслуг и достоинств, он осознает величие исторического прошлого России, которое начиная с самых древних времен было героическим, — защищалась ли она от половцев, сражалась ли с ордой хана Мамая, заслоняя Европу от нашествия татар. Но видит он и беды, страдания, нищету, выпавшие на долю любимой России. И все же, как бы ни менялась в своем историческом развитии милая сердцу поэта родина, каким бы ни было его отношение к переменам в этой стране, вызывающим то восторг и восхищение, то жалость и боль, — неизменной оставалась его любовь к великой России. Эта любовь всегда оставалась созвучной любви к женщине:
- О, нищая моя страна.
- Что ты для сердца значишь?
- О, бедная моя жена,
- О чем ты горько плачешь?
События поэмы “Двенадцать” разворачиваются в революционном Петербурге зимой 1917–1918 гг. При этом сам город в произведении является олицетворением всей России.
Краткий анализ
Год написания – январь 1918 года.
История создания – толчком к написанию поэмы послужили революционные события.
Тема – революция.
Композиция – зеркальная. Поэма делится на 12 глав, представляющие собой экспозицию, завязку, развитие действия, развязку и эпилог.
Жанр – поэма с элементами других жанров, указывающих на динамичность и стихийность событий.
Направление – символизм с реалистическими чертами.
Полный анализ
История создания
Тема
Композиция
Жанр
Сам А. А. Блок кратко определяет свое произведение как поэму. Однако в нем есть признаки и других жанров, что помогает раскрыть авторский замысел: подчеркивается стихийность событий, их хаотичность, противоречия революции.
Направление
Прослеживаются в поэме и черты реалистического направления, так как автор изображает события исторического характера.
Вывод
В завершающей 12 главе появляется два символичных образа. За отрядом увязался шелудивый пес, символизирующий старый мир. Перед отрядом смутно виднеется фигура Христа, символ надежды на возрождение России.
Для полного восприятия творчества Блока необходимо погрузится во время, в котором жил автор. Между 1917 и 1918 годами Блок во многом переосмыслил свою жизнь и естественно это заметно в его работах. Поэт хотел передать все качества и пороки людей тех времен. Произведение писалось легко и автор утверждает, что это лучшая его работа.
Поэма очень хорошо передает реальность тех лет. Сюжет, по сути, незамысловат. 12 красноармейцев контролируют соблюдение порядка в город. Солдаты входят в состав патруля. Простота сюжета, благодаря деталям перерастает вполне четкую передачу постреволюционного времени.
Поэма берет свое начало со строк, в которых автор возносит ветер. Ветреная стихия легко разносит препятствия и преграды, которые попадаются на пути. Немного позже становится ясно, что ветер это революция. Автор пытается сказать, что старый режим и правила уходят. Приход нового порядка тесно связан с образами красноармейцев.
Блок описывает их довольно суровыми и темными личностями. Оружие с черными ремнями, картуз и сигарета в зубах. Также автор подчеркивает, что на их спине должен быть туз бубновый. Эти строки можно понять так, что жизнь до революции у красноармейцев была темная, но все же они несут надежды на новое будущее.
Основой произведения является контраст. Автор красит ветер в черный цвет, а снег соответственно в белый. Роль ветра упомянутого в начале поэмы это разрушить грань между двумя образами.
Мир до революции автор показывает светлым тоном, а вот новый порядок ассоциируется с темнотой и злобой. Но эта злоба не просто пришла с революцией, она зародилась до нее. Люди устали от рабства и издевательства над собой.
Блок показывает, что будущее у того народа, который идет вперед и без всяких запретов. Нет больше ничего святого. Бога нет для людей. Но вот в конце автор вводит совершенно неожиданный образ Иисуса Христа.
Ни один критик и специалист творчества Блока не может понять и объяснить, почему автор ввел в поэму данный образ. С одной стороны, если Блок хотел придать революции черты светлого и святого, то это невозможно исходя из смысла поэмы. А с другой стороны ставить бога в вершине преступников тоже неверно.
Каждый должен лично расценить идею данного произведения. Ведь кто-то верующий, а для кого закона нет и бога нет. Литература является бессмертной, поэтому наверно каждое поколение расценит по- своему данную поэму.
Сочинение о стихотворении Блока
Поэма очень интересна по своей композиции, она представляет собой кольцо. Также неоднозначно и необычно толкуется название поэмы. В произведении есть религиозный подтекст, число 12 использовано не просто так, идет отсылка к 12 апостолам.
Блок пытается донести до читателя простую мысль, революция в России – это начало освобождения всех угнетенных и рабов по всему миру, как Христос пришел когда-то со своими учениками, так и здесь красноармейцы идут давать свободу, уничтожать старый строй и наконец водворять царствие Божие.
В произведении всего 12 глав, каждая из них является важным звеном из всей цепочки, без которого не сложится полная картина того времени.
Автор обезличивает героев, по отдельности они – ничто, а вот вместе они настоящая сила, разрушительная, но в тоже время объединяющая народ, который также поднялся во имя свободы. Таким образом, Блок изображает единство, которое охватило страну.
Нужно отметить и многообразие тем и проблем, которые подняты в произведении. Конечно же, это тема революции.
Тема смены нравственных установок также обсуждается автором. В произведении описываются сборища проституток, которые собираются установить единогласные расценки на обслуживание своих клиентов.
В русской литературе такие темы вообще запретны, а здесь Блок даже не осуждает это. Автор поражает своей честностью, новый мир – новые правила, оковы сняты, нет цензуре.
В поэме религия – это старая традиция, которой нет места в будущем, поэтому она и подлежит уничтожению. А с другой стороны, существует версия, что народ воспринимал Христа вне церкви, поддерживающей царизм, т.е. его учение было изуродовано и направлено против людей. А теперь Христос пришел снова, чтобы уже сделать мир справедливым.
Поэма А.А. Блока – это поистине грандиозное произведение, поражающее своим реализмом, сюда вкраплены песни, разговоры, агитационные речи, образы и картины. С первых строк читателей поражает хаотичность действующего миропорядка, контрасты, но также воодушевление и сила простого народа.
Эссе по поэме Двенадцать
Александр Блок – величайший писатель и поэт, крупнейший представитель символизма, творивший в XX веке. Его работы были наполнены трагизмом, свойственным для того опасного времени, назревания будущей революции.
Изначально же, до смутных времен, А. Блок писал стихи о своей Прекрасной Даме, в которую был по-настоящему влюблен. Однако времена начали меняться. Менялось и творчество Блока.
Основой произведения является конфликт самой революции, противостояние старых устоев с обновленными. Исход этого противостояния ясен.
Непримиримость сторон отлично показана автором, стороны очень контрастны. Каждая из них стоит на своем, однако общее в них то, что они не готовы смириться со своей участью и не готовы принять перемены, которым революция подвергает общество.
Поэма хорошо сочетает в себе реализм с нотками романтизма. Произведение имеет говорящее название, являющееся отсылкой к 12 апостолам-ученикам Иисуса Христа. Однако более реалистичное объяснение название таково: это красногвардейцы, чей отряд состоял из как раз таки 12 человек.
Сюжет является последовательным, в нем присутствуют психологические нотки, нежели фабульные. Двенадцать — являются врагами старого мира, его старинных устоев, хотя они сами являются его частью.
Автор пытается это показать символически, называя старый народ “псом безродным”, который все же не отстает от молодых, следуя за ними. В нем чувствуется что-то темное, опасное.
Сила созидания не была описана Блоком четко. Однако он отмечает, что борьба придает героям силы, они начинаю осознавать свое место и предназначение в этом мире. Она очистила их мысли от всего лишнего и помогает сконцентрироваться на своем долге родине.
Поэма “Двенадцать” показала настоящее значение революции в русской литературе, подчеркнула ее масштабы. Это событие оказало огромное влияние на людей, разбудило их светлые стороны, пробудило в них способность любить, и А. Блок смог это показать.
В поэме “Двенадцать” Блоку удалось передать масштаб социального противостояния, описать его с помощью драматических и контрастных образов.
Можно утверждать, что “Двенадцать” — один из самых реалистичных, сложных и поучительных шедевров русской литературы начала XX века.
Образы двенадцати красноармейцев вызывают ассоциации с апостолами Христа. Красноармейцы выступают апостолами революции. Они защищают дело революции без креста. Им больше подходит бубновый туз на спину, потому что они проливают кровь, совершая убийства.
Блок раскрывает тему вседозволенности, хаоса революции. Поэт проводит мысль, что революция невозможна без насилия.
Особенно выделяется образ Петрухи, который убил Катьку. Злодейство совершается походя и быстро забывается. Революционные события следуют своим чередом, человеческие страсти, чувства руководят поступками человека.
С помощью второстепенных образов Блок показывает отношение разных слоев населения к историческому события. Для бабки политика не имеет значения, она не хотела перемен, боится революции, обращаясь за помощью к божьей матушке. Поп и буржуй переживают за свою судьбу.
Образ Христа в конце поэмы выражает надежду Блока на благоразумие людей, веру в лучшие человеческие начала. Христос сопровождает людей в этот нелегкий период.
В своем произведении Блок применяет символы и принципы контраста. Чтобы усилить восприятие событий, он даёт сравнительные характеристики своим героям.
Поэт считает, что у русского народа хватит сил и мудрости преодолеть разрушения и возродить Россию.
Отношение Блока к России очень многогранно: в нем переплетаются любовь, щемящая тоска о ее судьбе, вера в нее. В отношении к ней чувствуется особая нежность: “О, Русь моя, жена моя”, — и, вместе с тем, боль: “Плач, сердце, плач”. Также в стихотворении “Русь” возникает образ России как возлюбленной: “Ты и во сне необычайна. Твоей одежды не коснусь”. Она наделяется чертами блоковской Прекрасной дамы: Россия мыслится как некая тайна: “Россия — Сфинкс”.
В стихотворении “Скифы” Россия наделяется новыми чертами. Особое значение Блок придает временам монголо-татарского нашествия. По его мнению, в это время на Руси произошло слияние с разбойничьей татарской кровью. И благодаря этому слиянию она предстает как вольная, дикая. В этом же стихотворении утверждается особая роль России среди других народов: “От ужасов войны придите в мирные объятия”.
Все эти стихотворения объединяет то, что Россия мыслится как страдающая “Россия, нищая Россия”, несущая свой крест, но в то же время способная его вынести и выдержать любые испытания: “Не пропадешь, не сгинешь ты”.
Автор: Софья Брудкова
Автор: Самый Зелёный · Published 05.10.2020
Автор: Самый Зелёный · Published 23.04.2020
Автор: Самый Зелёный · Published 28.10.2020
Добавить комментарий Отменить ответ
Последнее
Архивы
Литрекон © 2022. Все права защищены.
ol:first-of-type > li:nth-child(4)’ data-code=’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’ data-block=’6′>
ol:first-of-type > li:nth-child(4)’ data-code=’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’ data-block=’7′>
ul:first-of-type > li:nth-child(4)’ data-code=’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’ data-block=’10’>
ul:first-of-type > li:nth-child(4)’ data-code=’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’ data-block=’11’>
А. А. Блок он один из немногих, кто не покинул страну в это непростое время, не сбежал туда, где нет проблем. Блок остался верен своей Отчизне. Патриотические чувства из его сердце не в силах были вытеснить страх и желание избежать трагедии. Своим творчеством он завершил 19 век и начал новую советскую эпоху, 20 столетие.
Творчество А. А. Блока проникнуто не только любовью к родине, но и преданностью ей, и сожалением, и надеждами на ее счастливое будущее. Образ Родины в творчестве поэта появляется постепенно. Она словно раскрывается перед ним постепенно, то показывая одну свою сторону, то другую. В ранней поэзии А. А. Блок тема Родины не выражена ярко. Однако со временем она приобретает более глубокий смысл, становится конкретнее и реалистичнее. Чтобы понять отношение А. А. Блока к России, нужно обратиться к самым ярким произведениям этой тематики.
Это стихотворение можно назвать пророческим, ведь все, что в нем описано, произошло черед 9 лет: свержение монархии, сражения и убийства, установление нового порядка.
Поэт вопрошает: сколько же можно маяться вместе, не лучше ли разлучиться. В порыве понять и осмыслить мучившие его вопросы, поэт на протяжении всего произведения словно осуждает Русь за что-то. Блок предчувствует нехорошее, стихотворение наполнено апокалиптическими мыслями.
Однако он понимает, что покинуть родные края не может, ведь для него Русь и жизнь – тождественные понятия. Разлучившись с родным местом, он не сможет жить, сердце не найдет успокоения в чужих краях.
Стихотворение символично. Мы вновь видим мотив дороги, напоминающий постоянные поиски смысла жизни, поиски счастливой жизни, покоя. А находящийся рядом с женщиной жандарм олицетворяет советскую власть, диктующую людям правила жизни, которые нельзя нарушать. Мчащийся навстречу поезд – это научно-технический прогресс, сметающий все на своем пути.
Анализ данных произведений позволяет осознать, как воспринималась Русь А. А. Блоком в непростой для всех период. Его поэзия является воплощением народных исканий неравнодушных жителей страны того времени. Воодушевленный грядущими изменениями поэт вскоре понимает, что они не несут счастья, а сулят лишь разруху и беды. Преданный своей родине поэт начинает задумываться о том, чтобы сбежать из этого сумасшедшего мира. Однако любовь к родной стране настолько сильна, что не позволяет ему покинуть Россию. Он самоотверженно продолжает нести свой крест. Его стихотворения являются образцом той великой преданности своей стране, которая воспринята им от предков.
Читайте также:
- Что такое самодержавие сочинение
- Какова была роль петра i в становлении социальной работы в россии сочинение
- Образы помещиков в сказках салтыкова щедрина сочинение
- Музыка в гранатовом браслете сочинение
- Сочинение я живу в правовом государстве
На чтение 7 мин Просмотров 3.5к.
Обновлено 10 августа, 2020
Сочинение: образ Руси в творчестве А. А. Блока посвящено характеристике стихотворений поэта, в которых центральной темой является тема Родины. Блоку суждено было жить в непростое для страны время, время «невиданных перемен» и «неслыханных мятежей». Октябрьская революция зародила в сердце поэта надежду на большие перемены. Он почувствовал ответственность за судьбы народа, близость к народу. Обрушившиеся на поэта трудности лишь укрепили в нем веру и любовь к Родине. В поэме «Возмездие» А. А. Блок определи свою роль в этом мире: «Ты … твердо веруй».
А. А. Блок он один из немногих, кто не покинул страну в это непростое время, не сбежал туда, где нет проблем. Блок остался верен своей Отчизне. Патриотические чувства из его сердце не в силах были вытеснить страх и желание избежать трагедии. Своим творчеством он завершил 19 век и начал новую советскую эпоху, 20 столетие.
Творчество А. А. Блока проникнуто не только любовью к родине, но и преданностью ей, и сожалением, и надеждами на ее счастливое будущее. Образ Родины в творчестве поэта появляется постепенно. Она словно раскрывается перед ним постепенно, то показывая одну свою сторону, то другую. В ранней поэзии А. А. Блок тема Родины не выражена ярко. Однако со временем она приобретает более глубокий смысл, становится конкретнее и реалистичнее. Чтобы понять отношение А. А. Блока к России, нужно обратиться к самым ярким произведениям этой тематики.
В своем творчестве А. А. Блок обращается не только к грядущему, но и к прошлому своей Родины. Ведущее место в лирике о родине принадлежит ее историческому прошлому, истокам всего. Одним из таких является цикл стихотворений «На поле Куликовом». Оно было написано в 1908 году, во время отклика народа на поражение революции 1905 года. Оно представляет собой размышления автора о судьбе страны. Сюжет стихотворения имеет историческую основу: А. А. Блок пишет о великом противостоянии русского народа монголо-татарскому игу и о легендарной Куликовской битве, принесшей стране победу. В произведении переплетаются исторические моменты и лирические переживания автора.
Весь цикл открывает пейзажная зарисовка, настраивающая на воспоминания. Сначала Русь предстает перед нами женственной, заботливой и любимой. А. А. Блок восклицает: «О, Русь моя! Жена моя!» Эти слова говорят о близости поэта к Родине, о его заботливом отношении к ней. Затем Русь сравнивается со степной кобылицей, мчащейся в степную даль. Такое сравнение говорит о необъятности родной земли и ее постоянном стремлении к покорению новых вершин. Блок дает понять, что мчащаяся сквозь кровавый пожар кобылица обязательно свергнет врага, ведь на ее стороне «святое знамя», «лик нерукотворный».
Последнее четверостишие уже посвящено будущему. Автор сравнивает сложившуюся в стране ситуацию с монголо-татарской битвой, когда над родной страной нависла опасность. Автор верит, что смелая и сильная «степная кобылица» снова уничтожит врага и принесет в мир гармонию и спокойствие. Возможно, поэтому А. А. Блок не покидает страну, а продолжает жить надеждой на положительный исход событий.
Это стихотворение можно назвать пророческим, ведь все, что в нем описано, произошло черед 9 лет: свержение монархии, сражения и убийства, установление нового порядка.
В этом же году увидело свет другое стихотворение А. А. Блока — «Русь». В нем поэт изображает родную страну загадочной и волшебной. От стихотворения веет тайной и чародейством. В каждой строчке слышится дух старины. Поэт описывает состояние родной земли в революционное время: тревога овладевает сердцем при чтении стихотворных строк. Выразить все многообразие чувств А. А. Блок смог с помощью различных тропов, которыми наполнено произведение. Поэт словно во сне наслаждается красотами Руси, видит ее необычайной, опоясанной реками и окруженной болотами, населенной разноликими народами, водящими хороводы. Поэт вспоминает старую Русь, восхищается ею. Находясь в состоянии дремоты, лирический герой не смеет нарушить то состояние, в которое он погружен: «твоей одежды не коснусь». И опять мы видим Русь в образе женщины, Блок снова ее олицетворяет. Вспоминая прошлое, поэт его идеализирует. Он тоскуют по той Родине, необычной, но нищей, чистой, но бедной. Поэт навеки связан с Русью, и связь эту ничто не может разрушить.
В 1908 году Блока особенно сильно терзали мысли о судьбе страны. Он пишет стихотворение «Россия», в котором отчетливо слышится вера в светлое будущее родной земли: «не пропадешь, не сгинешь ты». Блок опять вспоминает «годы золотые», когда Русь была могучей державой с сильными духом людьми. Вся ее нищета для Блока, как «Слезы первые любви». Мы слышим привязанность и любовь к родной земле, пусть и нищей, пусть и несчастной. Автор твердо уверен в том, что сохранит верность Родине и пронесет свой крест до конца.
Произведение имеет кольцевую композицию. Оно начинается и заканчивается образом дороги, что говорит о постоянном движении, преобразовании, изменении. Россия находится в поиске своего единственно верного пути. Подверженная очередному несчастью Россия все такая же могучая и сильная. Пережившая и повидавшее многое, она выстоит снова: «ну что ж, одной заботой боле». И снова Россия представлена в образе русской красавицы в платке узорном до бровей. Она по-прежнему прекрасна в глазах поэта.
И действительно, после прочтения стихотворения начинаешь верить, что «невозможное возможно», что страна обязательно справится со всеми трудностями и невзгодами, выпавшими на ее долю. Ведь главной силой ее являются преданные люди, патриоты.
Два года спустя появилось еще одно стихотворение А. А. Блока о Родине – «Русь моя, жизнь моя». Революция 1905 года была подавлена, но назревали новые мятежные восстания, которые привели к краху самодержавия. Возможно, Блок предчувствовал это, и его сердце металось от любви к Родине к желанию отстраниться от творящегося хаоса.
Стихотворение написано в форме обращения к Руси. Поэт взывает: «Русь моя, жизнь моя…» И опять в нем мы слышим отголоски прошлого. Блок вспоминает славные страницы истории, когда территория Руси расширялась: походы Ермака, славные деяния князя Игоря и его предков, о которых напоминают образы степи, соколов и лебедей. Но всегда на Русь ложилась черная тень: половцы, монголо-татары, ссылки в Сибирь.
Поэт вопрошает: сколько же можно маяться вместе, не лучше ли разлучиться. В порыве понять и осмыслить мучившие его вопросы, поэт на протяжении всего произведения словно осуждает Русь за что-то. Блок предчувствует нехорошее, стихотворение наполнено апокалиптическими мыслями.
Однако он понимает, что покинуть родные края не может, ведь для него Русь и жизнь – тождественные понятия. Разлучившись с родным местом, он не сможет жить, сердце не найдет успокоения в чужих краях.
Стихотворение «На железной дороге» также было написано в 1910 году. Стихотворение написано под влиянием творчества Л. Н. Толстого, в частности его романов «Воскресенье» и «Анна Каренина». На первый взгляд кажется, что стихотворение посвящено судьбе молодой женщины, которая погибла под поездом от несчастной любви. Однако тот факт, что оно вошло в цикл «Родина», говорит о символическом значении данного стихотворения. Женщина несет в себе образ всей России. Девушка олицетворяет простой народ, вынужденный жить и подчиняться тем правилам, которые устанавливают вышестоящие, не считающиеся с мнением крестьянства. «В пустых мечтах изнемогая», народ не может действовать, он лишь ждет обещанного счастливого будущего.
Стихотворение символично. Мы вновь видим мотив дороги, напоминающий постоянные поиски смысла жизни, поиски счастливой жизни, покоя. А находящийся рядом с женщиной жандарм олицетворяет советскую власть, диктующую людям правила жизни, которые нельзя нарушать. Мчащийся навстречу поезд – это научно-технический прогресс, сметающий все на своем пути.
Анализ данных произведений позволяет осознать, как воспринималась Русь А. А. Блоком в непростой для всех период. Его поэзия является воплощением народных исканий неравнодушных жителей страны того времени. Воодушевленный грядущими изменениями поэт вскоре понимает, что они не несут счастья, а сулят лишь разруху и беды. Преданный своей родине поэт начинает задумываться о том, чтобы сбежать из этого сумасшедшего мира. Однако любовь к родной стране настолько сильна, что не позволяет ему покинуть Россию. Он самоотверженно продолжает нести свой крест. Его стихотворения являются образцом той великой преданности своей стране, которая воспринята им от предков.