- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Образ женщины в русской литературе
Сочинение Образ женщины в русской литературе
Глубина содержания творений всегда присутствовала в русской литературе. Русские авторы в своих сочинениях решали различные проблемы человечества, отношения между мужчиной и женщиной. Женские фигуры русских девиц зачастую отличались от других женщин иных народов. Они верны, любящие, сильные духом, красивы внешне и душой.
Именно поэтому писатели так немало внимания уделяли женскому образу. Ещё с XII веков женщина была олицетворением образа с жарким сердцем, огромной душой. Она всегда была готова на большие подвиги.
К примеру, Ярославна – первый образ древнерусской женщины, который создал Автор. Она была полна любви и верности. Очень сильно переживала разлуку с Игорем, просила помощи у силы природы.
Татьяна Ларина погибла из-за неразделенной любви к Евгению в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Автор подчёркивает русскую натуру героини, её глубокую, любящую, страстную душу. Эта женщина была верна мужу и серьезно относилась к своему долгу.
А также Пушкин придал незабываем образ Маше Мироновой в «Капитанской дочке». Эта девушка готов пойти на всё ради любимого человека, даже жертвуя собой.
Целую галерею женских образов создал И. С. Тургенев. Главная героиня «Дворянского гнезда» Лиза Калитина предстала перед нами светлой, чистой, и в то же время строгой барышней. Она, как и все женщины Древней Руси ответственная за свои поступки, глубоко религиозна и с чувством долга.
А женщины нового поколения – Марианна и Елена Страховая – полны отважности, готовы ради своих мужей на борьбу. Некрасов много времени посвятил женщинам-декабристкам. Им не страшна беда и лишение свободы. Они готовы идти за своими мужьями в Сибирь. Автор отдал женскому образу много любви и теплоты.
Вера Павловна – решительна и энергичная женщина. Своим романом «Что делать» Н. Г. Чернышевский заставил всем русских женщин брать пример с Веры. Они хотели быть такими же отважными, самостоятельными, необыкновенными.
Очень похож на образ Веры Павловны Наташа Ростова Л. Н. Толстого. Девушка с решительным, жизнерадостным характером. Она, как Татьяна Ларина любит русские песни. Она практична и отважна.
Русская литература переполнена образами женщин. Их душевное богатство, интеллектуал, чистое и полное любви сердце раскрыли многие русские писатели. Женщина всегда была вдохновением для писателей, музыкантов, художников. Женщина – олицетворение мечты, надежды и в то же время грусти, печали.
Также читают:
Картинка к сочинению Образ женщины в русской литературе
Популярные сегодня темы
- Образ и характеристика Шабашкина в романе Дубровский Пушкина сочинение
Этот герой не является главный в романе «Дубровский». Он является подкупным заседателем суда и товарищем Троекурова.
- Анализ произведения Платонова Неизвестный цветок
С самого начала рассказа читатель чувствует оптимизм и жизнелюбие, которым наделен главный герой, с которым автор повествует о событиях. Сказочная история о неизвестном цветке, с трудом выживающем среди камней и глины
- Сочинение Влияние родителей на становление личности ребенка
Становление личностью — неотъемлемый процесс в жизни любого человека. На формирование личности оказывают влияние различные факторы: школа, окружение, интересы ребёнка.
- Анализ сказки Ашик-Кериб Лермонтова
Это национальная сказка со множеством понятий, относящих к турецким традициям. К примеру: сааз (музыкальный инструмент), кофейный дом, белоснежные минареты… Лермонтов не стилизовал эту историю под русскую сказку
- Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека? Сочинение
Данное заявление А. П. Чехова только отчасти подтверждается в литературе. Наука является важной сферой жизни человека, которая продвигает человека вперед, совершает разные прорывы
Поиск идеальной дамы
В своих произведениях каждый из писателей стремился представить образ идеальной женщины, которая сочетает в себе все самые лучшие черты русского народа. Ни в одном из произведений мировой литературы нет столько чистых и искренних обликов представительниц прекрасного пола, как в русских. От всех остальных девушек отличает непередаваемая душевная красота и любящее, верное сердце.
Только в произведениях русских авторов столь много внимания уделяется внутреннему миру и сложным переживаниям женской души. Эта дама готова на все, на любой подвиг ради того, кого она искренне любит. И таких женщин множество — все они красивые, ранимые, нежные и очень сильные.
Татьяна (русская душою)
В школьной программе ученикам предлагается написать сочинение на тему «Русские женщины в литературе». И чаще всего описание образов начинается с Татьяны Лариной. В своем произведении А. С. Пушкин на протяжении всего повествования показывал, что она по-настоящему «русская душой». Девушка любит:
- народ;
- природу;
- патриархальную старину и ее обычаи.
Она предстает перед читателем человеком с чувственной, глубокой душой страстной натурой. Ее отличают от других персонажей искренность, простота. Если девушка любит, то по велению сердца, показывая истинные чувства, а не рисуясь и стараясь показать себя не такой, какая она на самом деле.
Татьяна любит Евгения Онегина, но об этом чувстве не знает никто, кроме ее няни. Характер девушки и чувство долга не дают ей предать мужа. Она понимает, что это любовь, которой не суждено стать вечной. Поэтому признается Евгению, что любит его, но всегда будет верна своему супругу.
В своем творении А. С. Пушкин представил образ истинно русской женщины, для которой долг, любовь и честь очень важны. Все чувства девушки напрямую связаны с русской природой и тем менталитетом, который сформирован у народа. Ее душа красивая и широкая.
Скромность Маши Мироновой
Другая яркая представительница женского образа — Мария Миронова из произведения «Капитанская дочка». Она является своего рода противопоставлением Татьяне Лариной и другим дамам. Ведь внешне — это совершенно непривлекательный герой. Но только на первый взгляд.
Если присмотреться, то эта девушка собрала внутри себя не только стремление и умение любить, но и внутреннюю твердость характера, которая сочетается со скромностью.
Словами Маша не говорит о своих высоких чувствах, но она несет их в своей душе всю жизнь. И это помогает ей справиться со многими трудностями.
Девушка настолько сильна духом, что готова принести себя в жертву ради любимого человека и родителей. И это является ярким показателем того, что роль женщины в жизни общества всегда была крайне высока. Писатель же своим художественным образом смог показать это в полной мере.
Образ декабристок и крестьянок
Если говорить о сильных женщинах в русской литературе, то нельзя обойти стороной поэмы Некрасова, в которых представлены образы женщин, готовых пожертвовать всем ради своих мужей.
Поэт уделял дамам в своих произведениях очень большое внимание. Он воспевал их красоту, нежность, силу, ум и выносливость.
С болью и неподдельным интересом Николай Алексеевич показывает судьбы крестьянок. Он указывает, что ключи от их счастья давно утрачены. Но несмотря ни на что, это не сломило их женской гордости и чувства собственного достоинства. Именно такой предстает перед читателем Дарья, которая является главной героиней поэмы «Мороз, Красный нос». Ее литературный образ — это чистая, нежная, красивая девушка, с чистым сердцем и душой.
В сочинении «Образ русской женщины в известных произведениях» нельзя обойти стороной декабристок. Они имеют огромное значение для всей мировой литературы. Они отправились за своими мужьями в ссылку, в Сибирь. Их не пугали:
- морозы;
- смерть;
- невзгоды.
Они всем сердцем любили своих супругов и были готовы на все ради них. Княгини Волконская и Трубецкая оставили не только родителей, но и все свои богатства. Их не могло остановить ничего. Это сильные и смелые женщины, которые сохранили в своих сердцах теплоту и нежность для тех, кого они любили.
Островский и его героини
Наиболее известной и яркой женщиной в произведениях Н. А. Островского стала Катерина из пьесы «Гроза». Ее описание никак нельзя упустить в мини-сочинении школьной программы. В ней собраны все самые лучшие стороны русского народа. Она сочетает в себе душевное благородство, постоянное стремление к свободе, умение противостоять злу и бороться с ним.
Практически все критики сошлись в едином мнении, что Катерина — луч света в темном болоте, созданном Кабанихой и Диким. В произведении она представлена как исключительный персонаж, с мечтательной натурой. Она не может пережить атмосферу ханжества и лицемерия, страдает от этого.
Когда она встречает человека, которого смогла полюбить, это становится единственным лучиком, поддерживающим ее. Но чувство долга не дает ей бросить супруга, она кается перед ним. А после кончает жизнь самоубийством. Она своим поступком смогла бросить тень на темное царство, разрушив его устои.
Образ сильной, любящей, мужественной русской женщины красной нитью проходит во всех произведениях писателей и поэтов.
Даже в древнерусской истории женщине уделяется особое место. Ведь она не просто мать, жена и возлюбленная. Она истинная хранительница черт народа, и именно она передает их из одного поколения в другое.
- Авторы
- Руководители
- Файлы работы
- Наградные документы
Косовиц А.А. 1
1МБОУ гимназия № 82 9 В
Чикалова О.И. 1
1МБОУ гимназия № 82 9 В
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Введение
Как быстротечно наше время. Вот уже прошел 19-й, 20-й и наступил 21-й век, но мы сейчас не об этом. Несмотря на все перемены, которые произошли за это время в обществе, одно останется неизменным – понятие о нравственной красоте.
Русская литература всегда отличалась тем, что все образы в ней не идеализированы и каждый стремится найти ответ на вопрос о смысле жизни и гуманного отношения к каждому человеку. В литературе ни у одного другого народа мы не встретим таких прекрасных женщин, а самое главное, чистых душой и сердцем. Русские женщины отличаются своей верностью и любящим сердцем. Русская литература отображает всю глубину переживаний женщин и их душевные страдания.
1.Женские образы в русской литературе XIX века
1.1. «Молчалива и грустна милая Светлана» в произведении
В.А. Жуковского «Светлана»
Светлана – истинный образ русской души. Женщина собрала в себе такие русские качества, как честность, преданность, доброту и смирение. Хоть девушка умна и мила, но она застенчива, грустна и молчалива. Характер Светланы – тот самый идеал души, который еще не испорчен и поможет воспитать в человеке веру в Бога. Когда девушки предлагают погадать на суженного, Светлана поначалу отказывается, ведь она верна и преданна своему любимому, но все же желание знать будущее искушает ее. Девушка в ответе за свои поступки и понимает все свои действия. Таким образом, Светлана является для нас героиней доброй, верной, преданной и той, которая умеет признавать свои ошибки.
1.2. Татьяна – «русская душою» и «милый идеал»
А.С.Пушкина
В произведении А.С Пушкина «Евгений Онегин» автор отображает жизнь русского народа. Образы, которые описываются, достигают особой точности и раскрывают характеры каждого действующего лица, но женские образы описаны более всесторонне.
Женские персонажи Пушкина особенно типичны, но в то же время они настолько особенны, что останутся в памяти каждого. Александр Сергеевич очень красочно очерчивает характеры и точно описывает все тонкости душевных страданий героинь.
Татьяна Ларина – главная героиня романа. Она обладает доверчивостью и невинностью характера. Именно это делает ее особенно прекрасной. Александр Сергеевич описал образ простой провинциальной девушки. Изображая Татьяну, он не стал делать ее идеальной. Героиня росла задумчивой и погруженной в себя, она не станет открывать свое сердце первому встречному. Когда Татьяна попала в светское общество, она была разочарованна в нем из-за скучных пустых разговоров. Девушка ищет красоту души, а не лица, и о жизни она судит не по реальности, а по прочитанным книгам. Татьяна создала себе образ идеального мужчины, но в реальности все ее идеализированные мечты приносят ей лишь боль. В то время, как девушка стала светской дамой, Татьяна не потеряла свою простоту и естественность. И несмотря на свое простое воспитание, женщина ничуть не уступит первой городской даме.
Любовь Татьяны к Онегину раскрывает ее лучшие качества, такие, как прямота и решительность, которые до встречи с Евгением мы нигде не могли увидеть.
Несмотря на свою любовь, она пренебрегает ей ради долга и выполнения своих обязанностей в будущем. Сам писатель явно не скрывает своего теплого и душевного отношения к героине, и на протяжении всего произведения автор отзывается о ней так: «милая», «идеал».
1.3. Маша Миронова – «русская красавица» Александра Сергеевича.
Образ Маши Мироновой в произведении «Капитанская дочка» — настоящий эталон русской девушки. Эта героиня собрала в себе все лучшие женские качества, такие, как доброта, честность, преданность, умение любить. Во всех своих произведениях Александр Сергеевич дает девушкам вполне простую внешность, но даже несмотря на это все героине запоминаются читателю уникальными. Так и у главной героини внешность была не «примечательная», такая же, как и у большинства других. Девушка одевалась вполне обычно и неприметно. Петр не сразу заметил девушку, это может говорить о том, что молодой человек обратил внимание не на внешний вид, а на ее внутреннюю красоту. Героиня являлась доброй и нежной, но в сложных ситуациях она очень «сильная». Василиса Егоровна – мать Маши, считает ее трусливой, однако, когда девушка сталкивается с трудностями, она преодолевает их с высоко поднятой головой. Маша Миронова является бесприданницей из-за того, что росла не в очень обеспеченной семье, но несмотря на это девушка знает себе цену и отказывается выйти замуж за изменника Швабрина, даже зная, что это поможет улучшить ее статус. Девушка не терпит брак по расчету, она ценит только настоящие чувства и вскоре искренне влюбляется в Петра Гринева.
1.4. Ася – яркий пример тургеневской девушки в произведении «Ася»
Ася является ярким примером тургеневской девушки, ведь она умна, пылка, красива и, самое главное, честна с собой и окружающими. После смерти матери Ася начинает задумываться о противоречиях жизни и над окружающими ее вещами. В моих глазах эта девушка достаточна взрослая и сильная. Хотелось бы взять во внимание и время пребывания девушки в пансионате. Несмотря на свое воспитание, Ася не сдерживала свой характер, чем не вписывалась в «общие стандарты». Подведя итоги, я могу сказать, что темперамент девушки очень непосредственный и противоречивый.
1.5. Катерина — «луч света в темном царстве» Н.А. Островского «Гроза»
В сравнении с другими жителями Калинова, Катерина совершенно на них не похожа. Но чем же? Да всем. К примеру, своим восприятием жизни, тем, как она проявляет свой сильный характер и помнит о своем достоинстве. Женщина со светлой грустью вспоминает свои детские годы, ведь сейчас по стечению обстоятельств она разлучена с матерью и ограничена в свободе. Катерина живет вместе с мужем, а также с его сестрой и матерью. И уже только это обстоятельство препятствует её счастливой семейной жизни. Мать мужа – Марфа Игнатьевна, женщина алчная и жестокая. Свекровь поддерживает тотальный контроль в доме и не терпит непослушания. Женщина жаждала свадьбы сына, но была ужасно недовольна своей невесткой. Характер Катерины был настолько сильный, что она противостояла влиянию Марфы Игнатьевны, которая не ожидала такого отпора.
Катя – единственная, кто готов бороться за свою жизнь и чувства, но несмотря на это, все события давят, и женщина не выдерживает. Катерина была приверженкой церкви и совершила один из самых страшных грехов христианства – самоубийство. Для этого нужна огромная сила воли, но даже после своей смерти она остается все такой же сильной и чистой душой.
1.6. Образы женщин в романе «Обломов» И.А.Гончарова
В своем произведении тему любви И.А. Гончаров раскрывает через образы Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной. У обеих героинь были чувства к Обломову, но они по-разному их выражали, и поэтому это в разных вариациях отразилось на судьбе Ильи Ильича. Избранницы Обломова в романе представляют собой два разных типа русской женщины 19 века.
Агафья представляла собой хранительницу очага, которая всегда согласна со своим мужем и любящая его в любых ситуациях. Если же Ольга пыталась изменить Обломова, то Агафья, наоборот, старается сохранить вокруг Ильи Ильича ту атмосферу, которая была. Ольга являлась той женщиной, которая стремилась к познанию чего-то нового. Однако русское общество еще не было готово к появлению сильных женщин-деятелей, какой могла бы стать Ильинская. Даже такие умные и начитанные женщины становились домохозяйками.
1.7. Такие разные, но в одно и то же время такие
одинаковые героини романа «Преступление и наказание»
Ф.М. Достоевского
По моему мнению, Федор Михайлович Достоевский проникает в самую глубину женской души. В произведении «Преступление и наказание» Достоевский описывает несколько образов, но начать я хотела бы с Сони Мармеладовой. Эта девушка очень сильна духом, и несмотря ни на что не сдается и помогает главному герою встать на путь истинный. Даже такие обстоятельства, как недостаток денег и еды, которые давят на девушку, и вынуждают её жить по «желтому билету», но не делают ее приниженной в глазах читателя, а, наоборот, возвышают. Дуня – девушка, которая предстает пред нами красивой и скромной. Даже несмотря на все жизненные трудности, девушка никогда не забывает о своей гордости и благородстве. Авдотья готова на все ради семьи: даже выйти замуж по расчету и терпеть все унижения от мужа. Автор сравнивает девушку с ангелом, чистым и красивым, выделяющимся среди грязи и обмана.
1.8. Сила духа и стойкость жен декабристов в поэме «Русские женщины» Н.А. Некрасова
По моему мнению, поэма Николая Алексеевича Некрасова «Русские женщины» поразит любого читателя. Настолько мужественные и «сильные» женщины найдут эмоциональный отклик в любом сознании. В первой части поэмы повествуется о княгине Трубецкой, а во второй части — о княгине Волконской, судьбы их колоссально схожи. Женщины оставляют буквально все ради настолько пугающей поездки в Сибирь к мужьям. Единственное, что всегда останется с ними – их воспоминания о своей счастливой и роскошной жизни. Несмотря на множество трудностей, эти две «сильные» женщины преодолевают все, ведь где-то далеко в Сибири их ждут любимые мужья. И даже рассказы губернатора о страшном крае и жизни среди каторжников не останавливают этих женщин. Они понимают, что живыми могут и не вернуться, но ради своих мужей они готовы и на это. Эта решительность показывает потрясающую силу духа и мужество женщин.
Волконская даже расстаётся ради мужа со своим маленьким сыном. Только любящая всем сердцем женщина может совершить это. У нее просто не хватает сил отказаться от мужа и полюбить кого-то другого.
Возможно, не каждый поймет поступок княгинь. Ради чего же была принесена такая жертва? Ради любви.
1.9. Олеся, она… она прекрасна в произведении А.И. Куприна «Олеся»
Олеся – на вид самая обыкновенная девушка, живущая в деревне. Но вот внешность совсем необыкновенная. Ее волосы темные, как смоль, а глаза карие, как шоколад. Таких девушек редко встречали и, по мнению людей, такая внешность означала ведьмовскую сущность. В произведении девушка переживает унижение, но даже несмотря на это она оставалась сильной и все терпела. Олеся отдает себя в жертву любви. Александр Иванович Куприн тонко описал сильные человеческие переживания. Любовь, которую так яро испытывала Олеся, те чувства, которые она так сильно переживала, истинно показывают ее сильную натуру. Ведь способностью глубоко и честно любить обладают только сильные люди. В своем произведении Куприн показал неизбежность столкновения и сокрушения естественного мира гармонии и жестокой реальности.
В своих произведениях писатели 19 века описывают женщин сильных характером, умных, любящих, но их жизнь не назовешь легкой и сладкой. Кому-то не разрешают уехать к мужу в Сибирь, а кому-то не дают само развиваться. Несмотря на все действия женщин, исход всегда один – их свобода и права будут ограниченными, ведь общество еще не готово к деятелям в виде женщин.
2. Женские образы в русской литературе ХХ века
2.1. Образ отважных женщин в романе А.А. Фадеева «Молодая гвардия»
Любовь Шевцова и Ульяна Громова – главные героини романа и поистине отважные девушки. Обе пожертвовали собой ради будущей мирной жизни и не побоялись ничего. Любовь заводила знакомства с немцами ради нужной русским информации. Девушка не думала о том, что ее могут раскрыть, она понимала, насколько важны любые данные о немцах. Уля же по поручениям «Молодой гвардии» работала против вербовки молодежи, писала и выпускала листовки, помогала спрятаться сбежавшим. И даже когда её били, пытали и вырезали на спине звезду, она осталась непоколебима и верна Родине. Полулежа на боку, она выстукивала в соседнюю камеру: «Крепитесь… Все равно наши идут…». Эти образы показывают всю силу женщин времен Великой Отечественной войны, их тяжелую ношу и немалую роль в ходе войны.
2.2 Образ сильной и самодостаточной женщины в произведении А.И Солженицына «Матренин двор»
Матрена Васильевна — сильная и не теряющая энтузиазма, несмотря на всю сложность своей судьбы, женщина. Множество страданий выпало на её долю: шестеро детей не дожили и до трех месяцев, муж не вернулся с войны. Все люди решили, что на Матрене порча, но женщина приняла свою судьбу и по-прежнему осталась отзывчивой и милосердной. Матрена Васильевна никогда ни для кого ничего не жалела и всегда всем безотказно помогала, поэтому любой человек приходил к ней с просьбами о помощи. Женщина даже не требовала благодарности в ответ. Все ее действия были бескорыстными. Только после смерти Матрены ее квартирант во всю силу смог увидеть и оценить красоту души этой женщины.
На самом деле таких людей с каждым годом все меньше и меньше, но они живут среди нас. Те самые, которые могут бескорыстно помочь, творят добро вдали от человеческих глаз. Именно на них держится вся эта эгоистичная и корыстная жизнь.
2.3. Героический образ женщины в повести В.А. Закруткина «Матерь человеческая»
Это книга является поэмой о человеке. Самая обыкновенная женщина содержит в себе непоколебимую волю жить и желание работать, творить, несмотря на окружающие условия
Эта книга – возвышение жизни в её самых глубоких понятиях. Проходя через все тяготы одинокой и забытой женщины, Мария ни разу не опустила руки и не переставала бороться за жизнь, не только свою, но и совершенно незнакомых ей людей. Женщина не только сохраняла, но и создавала мир вокруг себя.
Матерь человеческая – образ русской женщины, познавшей все тяготы жизни в военные годы, прошедшей через все страдания и сумевшей сохранить в своей волевой душе огонь жалости и милосердия. Женщина создала образ матери, которая рождает среди жестокости веру в жизнь и мирное будущее.
Это не только история о трудной судьбе женщины, это книга обо всей войне, о страданиях многих людей, которые отражаются в одном действующем лице.
2.4 Легендарные женщины повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие»
Рита Осянина была командиром отделения. До войны у Осяниной была счастливая жизнь. Женщина была сильной и волевой, и в первый день войны она оказалась одной из тех немногих, которые не растерялись и не запаниковали. Муж Риты погиб на второй день войны, и она настояла на том, чтобы её отправили на фронт. И начальство, оценя неулыбчивую вдову героя-пограничника, выполнило её просьбу. Со смертью мужа у Риты появилась ненависть к врагам. Злость к немцам вытеснила из ее сердца даже тоску о муже, оставив в нем только любовь к сыну, ради которого она и жила. Когда женщина получила смертельную рану, она не думала о себе. Сын ее оставался сиротой, а мать Риты, у которой ребенок находился, была больна, поэтому девушка попросила Васькова позаботиться о ребёнке.
Женя Комелькова — одна из самых сильных и мужественных девушек произведения. Война перечеркнула счастливую жизнь Евгении. Немцы расстреляли всю ее семью. Женя Комелькова погибает геройской смертью. Она, уводя немцев от раненой Риты Осяниной, приняла огонь на себя. Женя до последнего верила, что всё кончится хорошо.
Лиза была немного замкнутой и тихой девушкой. Она жила вместе с родителями на кордоне в лесу. За все время военных действий, которые она перенесла, Лиза показывала старательность и помогала, даже несмотря на свою усталость.
Галя Четвертак была сиротой, жила в детдоме. Еще с детства Галя являлась фантазеркой и врала на каждом шагу, но ведь это было не ложь, ее мечты и желания, выдаваемые за действительность. Когда началась война, девушка училась на третьем курсе. Вся группа учащихся пошла в военкомат, но всех взяли, а Галю нет, ведь она не подходила под армейские стандарты ни ростом, ни возрастом. Так почему же девушка участвовала в военных действиях? Она была очень настойчивой и требовательной.
Соня Гурвич — тихая и скромная, девушка, которая выросла в большой и дружной семье. Соня прекрасно владела немецким, но переводчиков было в избытке, поэтому её взяли зенитчицей.
Девушки двадцатого века показывают все тяжелую ношу того времени. Все стремились на войну, женщины хотели помогать и быть причастными к этому событию. Девушки того времени были самостоятельными, и они всеми силами показывали свою способность влиять на развитие общественных процессов.
На примере данных произведений мы видим, насколько много страшных испытаний выпало на долю женщин в двадцатом веке. Но они не прятались от беды, не сдавались, показывая пример непоколебимости мужества, патриотизма, героизма.
Заключение
Проанализировать произведения русской литературы девятнадцатого и двадцатого веков, мы можем сказать, что писатели этих двух столетий преклоняются перед скромностью, стойкостью, верностью, трудолюбием, самопожертвованием женщин. Читатель понимает, что эти черты свойственны русским женщинам, воспитывались в них веками и по сей день являются теми качествами, которым стоит следовать любому человеку. Это лучшие свойства людской души.
Но несмотря на сходство женских образов, можно отметить и отличия. Героини девятнадцатого века менее деятельные, им не всегда удаётся реализовать себя и победить обстоятельства. Их роль в обществе приниженна: главное предназначение – хранительница семейного очага, работница, подруга или рабыня мужа и его семьи.
Её образ в литературе двадцатого века претерпевает колоссальные изменения: она равна мужчине, её роль в жизни общества огромна: это хранительница очага не только своей семьи, но и всего мира. Теперь она стоит не на последнем месте; перед её мужеством, терпением и самопожертвованием преклоняется все человечество.
Изменения, которые произошли в русской литературе при создании женских образов объясняются в первую очередь, тем что после отмены крепостного права, а главным образом, после революции тысяча девятьсот семнадцатого года в нашем обществе отношение к женщине. Но главные черты характера остаются неизменны по сей день и отражают менталитет русского человека, волевого, несгибаемого, верящего в добро и готового ради этого принести себя в жертву. Именно это и делает русскую литературу неповторимой и привлекает внимание читателей всего мира.
Список использованных источников
«Светлана» В.А. Жуковский – 1812 г.
«Евгений Онегин» А.С. Пушкин – 1833 г.
«Капитанская дочка» А.С. Пушкин – 1836 г.
«Ася» И.С. Тургенев – 1857 г.
«Гроза» Н.А. Островский – 1859 г.
«Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский – 1866 г.
«Русские женщины» Н.А. Некрасов – 1872 г.
«Олеся» А.И. Куприн – 1898 г.
«Молодая гвардия» А.А. Фадеев – 1946 г.
«Матренин двор» А.И. Солженицын – 1959 г.
«Матерь человеческая» В.А. Закруткин – 1969 г.
«А зори здесь тихие» Б. Л. Васильев – 1969 г.
Просмотров работы: 21163
Невозможно представить мировую литературу без образа женщины. Даже не будучи главным героем произведения, она привносит какой-то особый характер в повествование. С начала мира мужчины восхищались представительницами прекрасной половины человечества, боготворили их и поклонялись им. Уже в мифах Древней Греции мы встречаем нежную красавицу Афродиту, мудрую Афину, коварную Геру. Эти женщины-богини признавались равными мужчинам, их совета слушались, им доверяли судьбы мира, их боялись. И в то же время женщина всегда была окружена тайной, ее поступки приводили в замешательство и недоумение. Вникнуть в психологию женщины, понять ее - это то же самое, что разрешить одну из древнейших загадок Вселенной. Русские писатели всегда отводили женщине особое место в своих произведениях. Каждый, конечно, видел ее по-своему, но для всех она была опорой, надеждой, предметом восхищения. Тургенев воспел образ девушки стойкой, честной, способной ради любви на любые жертвы; Некрасов восхищался образом крестьянки, которая “коня на скаку остановит, в горящую избу войдет”; для Пушкина главной добродетелью женщины была ее супружеская верность. Лев Николаевич Толстой в эпопее “Война и мир” создал незабываемые образы Наташи Ростовой, княжны Марьи, Элен, Сони. Они все различны по своим характерам, взглядам на жизнь, отношению к любимым людям. Наташа Ростова... Это хрупкая, нежная девушка, но она обладает сильным характером. В ней ощущается та близость к народу, природе, истокам, которую так ценил автор. Он восхищался умением Наташи почувствовать чужое горе, боль. Любя, Наташа отдает всю себя, любимый человек заменяет ей - родных и близких. Наташа естественна, она своей прелестью, очарованием возвращает князю Андрею желание жить. Тяжелым испытанием для нее стала встреча с Анатолем Курагиным. Все ее надежды потеряны, мечты разбиты, князь Андрей никогда не простит измены, хотя она просто запуталась в своих чувствах. Через некоторое время после смерти князя Андрея Наташа осознает, что любит Пьера, и ей стыдно. Она считает, что предает память возлюбленного. Но чувства Наташи зачастую одерживают верх над ее разумом, и в этом тоже ее очарование. Другим женским образом, который привлек мое внимание в романе, является княжна Марья. Эта героиня внутренне настолько красива, что ее внешность не имеет значения. Ее глаза излучали такой свет, что лицо теряло свою некрасивость. Княжна Марья искренне верит в Бога, она считает, что только Он имеет право прощать и миловать. Она ругает себя за недобрые мысли, за непослушание отцу и старается видеть в других только хорошее. Она горда и благородна, как ее брат, но ее гордость не обижает, потому что доброта - неотъемлемая часть ее натуры - смягчает это порою неприятное другим чувство. По-моему, образ Марии Волконской - это образ ангела-хранителя. Она оберегает всех, за кого чувствует хоть малейшую ответственность. Толстой считает, что такая личность, как княжна Марья, заслуживает много больше, чем союз с Анатолем Курагиным, который так и не понял, какое сокровище он потерял; впрочем, у него были совсем другие нравственные ценности. В произведении “Война и мир” автор, восхищаясь мужеством и стойкостью русского народа, превозносит и русских женщин. Княжну Марью, которая чувствует себя оскорбленной при одной мысли о том, что в ее имении будут находиться французы; Наташу, которая готова уйти из дома в чем была, но отдать все повозки под раненых. Но автор не только восхищается женщиной. Элен Безухова в произведении - это олицетворение порока. Она красива, но ее красота не привлекает, потому что внутренне она просто безобразна. У нее нет души, она не понимает страданий другого человека. Родить ребенка от мужа - нечто ужасное для нее. Она дорого платит за то, что Борис предпочел ее. Элен вызывает лишь презрение и жалость. Отношение Толстого к женщине неоднозначно. В романе он подчеркивает, что внешняя красота - не главное в человеке. Духовный мир, внутренняя красота значат намного больше. Куприн также считает, что внешность бывает обманчива и женщина способна использовать свою привлекательность для достижения нужных ей целей. Шурочка Николаева из повести “Поединок” - сложная натура. Она не любит мужа, но живет с ним и заставляет его учиться, потому что только он способен, поступив в академию, вытащить ее из захолустья, в котором они живут. Она бросает любимого человека только потому, что он слабее ее, не способен дать ей то, что она хочет. Она без всякого сожаления душит в себе чувство, которое люди ждут всю жизнь. Но она не вызывает ни уважения своей сильной волей, ни восхищения. Шурочка использует Юрия Ромашова, потому что знает о его любви к ней. Она настолько безнравственна, что способна уговаривать Ромашова не стрелять, прекрасно зная, что он завтра погибнет. И все ради себя, ибо себя любит больше всех. Ее главная цель - создать себе наилучшие условия жизни, способы при этом не имеют никакого значения. Она переступает через людей и не чувствует себя виноватой. Образ Шурочки не притягивает, хотя она красива, ее деловые качества отталкивают: в ней нет истинной женственности, которая, по-моему, подразумевает теплоту, искренность, жертвенность. И Толстой, и Куприн едины в своем мнении, что женщина должна оставаться женщиной. Многие писатели переносили черты характера своих любимых на образы главных героинь произведений. Я думаю, поэтому образ женщины в русской литературе так поражает своей яркостью, неординарностью, силой душевных переживаний. Любимые женщины всегда служили для мужчин источником вдохновения. Женский идеал у каждого свой, но во все времена представители сильного пола восхищались женской преданностью, способностью пожертвовать, терпеливостью. Истинная женщина навсегда останется неразрывно связанной с семьей, детьми, домом. И мужчины не перестанут удивляться женским капризам, искать объяснения женским поступкам, бороться за женскую любовь.
Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
Сочинение по вашей теме ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (II вариант). Поищите еще с сайта похожие.