Мир семейных отношений в русских народных сказках.
Создавая художественный мир сказки , народ исходил из представления о том , какой должна быть счастливая жизнь на земле. Это представление о лучшей жизни и о хороших людях прошло испытание временем и является общенародным идеалом. Следовательно, фольклор для подрастающего поколения — это ориентир , проверенный временем
Сказки о животных
Наиболее древние из сказок – сказки о животных. «В них сохранились отголоски тех времён, когда племена людей считали своими предками и покровителями различных животных, — » пишет А.Г.Кутузов. Но уже и здесь мы видим семейные отношения. «В подробностях воссоздаётся в сказке старый быт,- читаем в статье В. Аникина «Русские народные сказки »,- невесту себе журавль нашёл недалеко – за болотом, в семи верстах. Мысли цапли, решившей исход сватовства, типичны для старого времени: будет ли у журавля чем кормить жену?!» Да и пословица добавляет: хоть за курицу, да на свою улицу; за счастьем человек бежит, а оно у его ног лежит. Посмотрим на сказку «Кот и лиса». «А кот с лисой…стали жить да поживать. И теперь живут, — » говорится в конце сказки. Но каковы причины счастливого совместного жительства? И сказка отвечает. Оказывается, чтобы жить вместе долго и счастливо, с точки зрения наших далёких предков, надо подходить друг другу, дополнять друг друга, а это значит, понимать, принимать, быть похожим. Сказки о животных мало похожи на рассказы из жизни животных. Животные в сказках лишь до некоторой степени действуют в согласии со своей природой, и в гораздо большей мере выступают носителями того или иного характера и производителями тех или иных действий, которые должны быть отнесены прежде всего к человеку. Поэтому мир зверей в сказках дополнен человеческим воображением, он является формой выражения мыслей и чувств человека, его взглядов на жизнь. Животные, которые говорят, рассуждают и ведут себя, как люди, – лишь поэтическая условность: «Приключения животных спроецированы на людскую жизнь – и человеческим смыслом они-то и интересны». Отсюда основные темы русских сказок о животных – человеческие характеры, достоинства и пороки людей, типы человеческих взаимоотношений в быту, в обществе, иногда эти образы даже выглядят сатирически. Для понимания смысла русских народных сказок о животных необходима работа над их сюжетной организацией и композицией. Сюжет анималистических сказок характеризуется ясностью, четкостью и простотой: «Сказки о животных строятся на элементарных действиях, лежащих в основе повествования, представляющих собой более или менее ожидаемый или неожидаемый конец, известным образом подготовленный. Эти простейшие действия представляют собой явления психологического порядка…».
Волшебные сказки
В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников. В волшебных сказках все необычайно, гиперболизировано. Герои и героини действуют и на земле, и под землей, и на небе, в невероятных обстоятельствах подземного и подводного царств, встречаются со всякого рода чудовищами, таинственными существами. Положительный герой волшебных сказок проходит через все препятствия, побеждает соперников, подчиняет стихийные силы природы и почти всегда достигает поставленной цели, возвращаясь с богатством или невестой-красавицей. В давние времена появились и волшебные сказки о прекрасной царевне, которую злые силы лишают человеческого облика. Царевны в таких сказках красивы, «им присущи лучшие черты человеческого характера,- пишет А.Г.Кутузов,- они добры как к людям, так и к животным и растениям, поэтому вся природа, весь мир отвечают добром на добро. Красавицы покоряют не только красотой и добротой, но и умением творить чудеса. К тому же они искусницы: умеют шить, вышивать, печь караваи, готовить вкусные блюда; прекрасно танцуют, получая удовольствие от танца и радуя других. Кажется, они всемогущи…» Так ли это? Обратимся к сказке «Царевна — лягушка». С какой любовь описывается в сказке, как Василиса Прекрасная печёт каравай: «Взяла частые решёта, мелкие сита, просеяла муку пшеничную, замесила тесто белое, испекла каравай – рыхлый да мягкий, изукрасила разными узорами мудрёными: по бокам – города с дворцами, садами да башнями, сверху — птицы летучие, снизу – звери рыскучие». А разве можно не восхититься ковром, сотканным Василисой, или её танцем? Но есть ещё одно, чего нельзя не заметить, это отношение к своему избраннику: здесь и уважение, и желание угодить, не подвести.
«Что, Иван-царевич, голову повесил? Или горе какое? — » участливо говорит Василиса Прекрасная своему избраннику. А узнав, в чём дело, заботливо добавляет: «Не тужи, Иван-царевич, ложись лучше спать, утро вечера мудренее». Кто из молодых людей не мечтал о такой умной, заботливой, уважительной жене? Но сказка говорит, чтобы появилась Василиса, нужен царевич. Другое дело, что у Ивана – царевича в сказке есть и другая задача. Задача предостеречь: поспешишь – людей насмешишь. «Не ты её (лягушачью кожу) надел, не тебе её было снимать, — » говорят Ивану -царевичу. А если не хочешь, чтобы над тобой смеялись, иди на подвиг:
«… износи три пары железных сапог, изгрызи три железных хлеба» – только тогда найдёшь свою избранную, но ещё и Кощея Бессмертного победить надо.
В чём же урок? Ничто не даётся в этой жизни просто так, счастье не даётся в подарок, его добиваются, за него сражаются. Ради счастья с любимой отправляются в путь, и там учатся терпению, доброму отношению к окружающим, доверию, пониманию и приятию тебя таким, какой ты есть (даже если внешне ты лягушка).
На первый взгляд, очень похожа на «Царевну — лягушку» другая сказка – «Иван Бесталанный и Елена Прекрасная». «Вот является в горницу прекрасная девица. Такую красоту и не видел никто, и неизвестно было, что она есть на свете. Глянул на неё Иван, и сердце в нём приостановилось, — » читаем в сказке. Поженились Иван и Елена, и всё-то у них хорошо: «Живут сыто, богато, жена Ивана домом правит…» Но отчего тогда неуютно Ивану с молодой женой? «…будто всего довольно у него, и жена ласковая, слова поперёк не скажет, а чувствует Иван, словно всегда холодно ему». Так, значит, мало уважения, почтения? Надо ещё что-то? И вот Елена, благодаря отцу, получает богатый подарок: «В платье заветном прелесть была, в книге –мудрость, а в зеркальце – вся видимость мира». Но не было здесь главного: для счастливой совместной жизни, с точки зрения сказки, нужен талант человеческий — доброта душевная, которая и согреет и пожалеет. А как раз этого и не было у Елены Прекрасной, не умела она любить, жалеть, молчало её сердце. И только в конце сказки герои нашли счастливую жизнь, потому что познала Елена Прекрасная тот самый талант, которым муж её Бесталанный наделён был.
Чему же научила нас сказка? Семья может быть только тогда счастлива, когда оба супруга умеют проявлять душевные качества, только тогда семья греет, а не обдаёт холодом, в такую семью хочется идти, там тебя поймут, поддержат, приласкают.
Сказки сатирические или бытовые.
Другим пластом сказок, раскрывающих проблему семейных отношений, являются сказки сатирические или бытовые. С необычайной наблюдательностью и большим искусством в них рисуются столкновения между мужем и женой, которые кончаются посрамлением и наказанием. За что же здесь наказывается герой? Давайте посмотрим на сказку «Федул и Маланья». «Федул со всей мужской работой управлялся, а Маланья дома хозяйничала»,- говорится в сказке. «Маланья баба шустрая: так и снуёт по избе, так и снуёт. То к зыбке подскочит, то угли из печи выгребет, то ухватом тяжёлый чугун из печи вытащит…» Но не угодила мужу, не признал он её работу тяжёлой и… опозорился: «На пашне, хоть и тяжёлое, да одно дело, а вот попробуй похозяйничай, тогда и поймёшь, почём фунт соли»,- признаётся побеждённый Федул в конце сказки. Кроме того, в бытовой сказке высмеивается упрямство и сварливость («Сварливая жена»), глупость и лень («Кому горшок мыть»), жадность («Каша из топора»). Всё это мешает супругам быть счастливыми вместе, разрушает человеческие отношения, значит, делает человека несчастным в семье.
Сказка — явление уникальное. Уникальность её и в том, что она рассматривает семейные отношения со всех сторон, а не только взаимоотношения между мужем и женой. Русский народ не забыл и о проблеме родителей и детей, детей и родных и приёмных. И как здесь не вспомнить русскую народную сказку «Снегурочка». В чём страшная беда старика и старухи? «Детей не нажили»,- отвечает сказка. Одинокая старость – вот расплата за это. И старик со старухой на собственном опыте знают это, поэтому так радуются появлению Снегурочки, которую слепил дед, а она возьми и оживи. Вот оно, казалось бы, счастье.
« Ах ты, моя Снегурушка дорогая!» -говорит старуха, обнимая своё желанное дитя. Но Снегурочке не суждено долго холить и радовать стариков. Почему? Ведь чудо уже совершилось? Но умная сказка говорит, чтобы чудо осталось чудом надолго, оно произойти должно на основе любви, только тогда ожившая Снегурочка сможет не растаять. А не кажется ли вам это своеобразным предостережением современным «бизнес-леди», которые ради карьеры, красивой фигуры отказываются от радости материнства? Да, и о них позаботилась сказка, рассказала и их историю.
А в сказке «Морозко» начало конфликта в другом: «Женился старик на другой». У мачехи есть своя любимая дочь, зачем ей ещё и старикова дочка Наська. А Настенька и красива, и умна, и работяща, за что ни возьмётся – всё сделает. Но никак мачехе угодить не может. Да и родной отец оказывается не помощником, он даже соглашается отвезти родную дочь в лесную глушь на съедение волкам, и только там понимает, какое зло сотворить хотел, и решается пойти наперекор жене. И что же? Настенька жалеет отца, сама, по доброй воле, остаётся в лесу, понимая, как трудно будет её батюшке пойти
вопреки приказу жены. Но благодаря проявленным качествам: доброте, трудолюбию, заботливости, пониманию, безотказности, вежливости – Настенька оказывается награждённой. А что же мачеха и её дочка любимая? Видя богатства Насти, подаренные ей Морозом – Красным носом, лишаются разума: «Старик, старик, запрягай других лошадей, вези мою дочь поскорей! Посади на тоже поле, на то же место».
Нет счастья там, где властвуют нетерпимость, жадность, скаредность, жестокость, нетерпимость, тем более, если они проявляются по отношению к тому, кто слабее тебя, кто не может противостоять тебе: мать праведна- ограда каменна; без отца полсироты, а без матери и вся сирота; мать высоко замахивается , да не больно бьёт, мачеха низко замахивается , да больно бьёт.
Эта же проблема раскрывается и в сказке «Василиса Прекрасная». «…Василису поедом ела,- » так описаны взаимоотношения мачехи и падчерицы в сказке. «А Василиса всё делает, всем угождает, всю работу справляет», подобно Настеньке, но есть у героинь одно отличие: Настя остаётся со своей бедой одна, а вот у Василисы есть помощник – куколка и самое главное – благословение матушки, данное перед смертью. «Пошла прочь, благословенная дочка, — » кричит Баба-яга и даёт череп, который не причиняет вреда Василисе, но сжигает мачеху и её дочерей.
Родительская любовь помогает нам жить, оберегает нас, если же в семье нет любви, взаимопонимания, то на их место приходит злость, ненависть, которые разрушают жизнь людей, сжигают их изнутри.
А вот в сказках «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди» предложен вариант взаимоотношений родных братьев и сестёр. И в основе сюжета этих сказок лежит проблема жертвенности ради сохранения близких тебе по крови людей. Ни Алёнушка, ни Иванушка не могут быть счастливы в полной мере, пока не счастлив хоть один из них. Почему? Потому что в этом заключается ещё один принцип семейного счастья.
Так чему же учат нас сказки? Какие уроки семейного счастья преподают?
Во- первых, не надо искать счастья «за тридевять земель», конечно, нельзя понимать пословицу «хоть за курицу, да на свою улицу» буквально, но может быть, счастье рядом, а ты даже не знаешь об этом.
Во-вторых, пословица вслед за сказкой утверждает: муж да жена – одна душа; живут рука в руку, душа в душу; у мужа и жены одни мысли. Не могут быть счастливы вместе люди с разными взглядами на жизнь, с разными семейными ценностями, поэтому надо быть внимательными друг к другу: жениться – переродиться; упасть — не беда, беда – не подняться.
В-третьих, народная мудрость гласит: с лица воды не пить; терпенье и труд всё перетрут. Значит, путь к семейному счастью лежит через терпимое отношение друг к другу всех членов семьи.
В – четвёртых, надо уметь, а если не умеешь, то надо научиться, проявлять душевные качества по отношению друг к другу. Без друга на сердце вьюга; без милого и мир постыл; тёплое сердечко – ласковое словечко; доброе слово лучше мягкого пирога; доброе слово и кошке приятно, таково мнение пословиц.
В – пятых, упрямство, сварливость, глупость, лень, жадность мешают супругам быть счастливыми вместе, разрушают человеческие отношения, значит, делают человека несчастным в семье. Разве может быть иначе, если о таких людях пословицы говорят: «Нашла коса на камень; самолюб всякому не люб; задрал нос – кочергой не достанешь; гроша не стоит, а глядит рублём; поёт как соловей, а кусает как гадюка; глаза завидущие, руки загребущие; завидущи глаза не знают стыда, и т.д.»
Тема семьи в русских народных сказках
Автор: Малых Надежда Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Селтинская средняя общеобразовательная школа
Населённый пункт: Село Селты
Наименование материала: статья
Тема: Тема семьи в русских народных сказках
Раздел: полное образование
Назад
Тема семьи в русских народных сказках.
Семья в Православии – это одновременно спасительный ковчег и подвиг
крестоношения. Именно через семью человек угождает Богу и расширяет
свое бытие. Семья дана Богом человеку для помощи. Семейная жизнь
приучает к высоким христианским добродетелям. “Недаром даже и про
ветреных людей сложилась у нас поговорка: “Женится – переменится”
Русская народная волшебная сказка впитала в себя и донесла до наших дней
существовавшие в эпоху матриархата отношения между мужчиной и
женщиной, патриархальный семейный уклад и влияние православной
традиции. Этим и обусловлено появление различных моделей отношений
между мужем и женой.
С повествования о семье начинается любая сказка, как правило, в конце
сказки говорится о создании новой семьи. Таким образом, русская волшебная
сказка отразила народное мировоззрение, что семья – начало и конец всего,
некая устойчивая основа.
Христианство изменило отношение к браку и семье, ролям в них мужа и
жены, отменило многоженство и внесло ряд ограничений на брак. Именно
христианство восстановило изначальный смысл брака, “разъяснив, что
брачный союзъ долженъ быть заключаемъ … между однимъ только мужемъ и
одною только женою, и что этотъ союзъ долженъ быть нерасторжимъ”.
В Первом Послании Апостола Петра выражен христианский взгляд на семью:
жена находится в подчинении у мужа. “Также и вы, жены, повинуйтесь своим
мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих
без слова приобретаемы были” (1 Пет. 3,1). “Также и вы, мужья, обращайтесь
благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь как
сонаследницам благодатной жизни” (1 Пет. 3,7).
Для Православия характерна следующая точка зрения: хорошая жена –
домашняя жена, а муж “должен быть тружеником и молитвенником”.
Протоиерей Димитрий Соколов пишет, что призвание жены – любовь.
Супруга “своим живым участием в его [мужа] блаженстве, своей любовью
должна сделать это блаженство полным”. Жена – помощница мужа, подобная
ему, она не ниже его, но место ее второстепенное, потому что она сотворена
после мужа и для мужа – как помощница ему.
Семья – одна из основных ценностей человеческой жизни. Именно эту идею
и выражают русские народные волшебные сказки. Интересно, что в сказках
женятся, как правило, только достойные герои, а у отрицательных героев
свадьба всегда срывается, потому что хорошая жена – это награда, которую
нужно заслужить.
В сказках даны счастливые семьи, живущие по законам Православия. Муж и
жена в таких вариантах сказок мыслятся как одно целое, как один человек,
одни и те же мысли и чувства приписываются им обоим. Например, в сказке
“Орел и Иван-царевич” супруги “опечалились”, “промучились”, “Богу
помолились”. Уезжающий из дома герой всегда просит благословения у отца-
матери, а не у кого-то одного из них или у каждого по отдельности. В семьях,
живущих по христианскому закону, всегда царит любовь и согласие между
супругами. Власть в них, как и положено, принадлежит мужу – все делается
так, как решил он. К примеру, в сказке “Иван-царевич и Чудище — Медный
Лоб” царь привозит во дворец двух ребят. Царица спрашивает: “ – Где ты взял
их, этих ребят? — … Их будем вроде детей растить и приучим их к делу”.
Царица не возражает – она безропотно принимает волю супруга.
“Самый великий подвиг супружеской жизни – это вопреки всего семью
сохранить”. Эту идею выражают сказки типа “Финист – ясный сокол” (жена
возвращает мужа) и “Царевна-лягушка” (муж – жену). В первой сказке злые
сестры завидуют счастью Марьюшки – разлучают ее с Финистом. Во второй
сказке герой вредит своей волшебной супруге — сжигает ее шкурку, и героиня
улетает от него. Но сила супружеской любви помогает героям вновь
воссоединить семью.
Волшебная сказка дает и тип непокорной жены. К нему можно отнести три
разновидности жен: Царь-девицу, мудрую (хитрую) жену и вторую жену
(мачеху).
Образ Царь-девицы дан в сказках типа “Матюша Пепельной”, “Дядька
Котома”, “Конек-горбунок”, “Про Ивана дурака”. Царь-девица – жена-
воительница, по сути, выполняющая мужские функции. Ее поведение не
соответствует поведению женщины и жены с точки зрения православной
традиции: она правит государством, сражается на войне. По сути, она
нарушает установленную Богом иерархию отношений (как и остальные типы
непокорных жен) – не подчиняется мужу, занимая его место. Иногда в сказках
нарушение установленной Богом иерархии доходит до абсурда: муж и жена
не только начинают вести себя не соответствующим их семейным ролям
образом, но и меняются своими семейными обязанностями – Царь-девица
или Елена Премудрая ездит на охоту, правит государством, а мужа она
оставляет дома хозяйничать.
Сказка типа “Матюша Пепельной” основывается на Православной точке
зрения: муж и жена должны быть ровесниками. Старый царь, взяв за себя в
жены молодую богатыршу, свергается ею с престола. Царь–обманщик
наказывается смертью, а Царь-девица выходит замуж за ровню.
Именно идея превосходства мужа над женой помогает восстановить в семье
должные отношения. В сказке “Иван Бесталанный и Елена Премудрая”
героиня выдается замуж против воли (что, кстати, тоже является нарушением
Православных норм: брак должен быть заключен по обоюдному согласию) и
не может жить с мужем-дураком, потому что он ниже нее по самому важному
для героини критерию: он не мудр. Елена Премудрая сбегает от мужа, а он
отправляется на ее поиски. Только выполнив три задания жены, доказав, что
он мудрее, Иван Бесталанный возвращает жену. Елена покоряется супругу,
тем восстанавливается нарушенная иерархия семейных отношений.
В сказках типа “Волшебное кольцо” крестьянин Иван женится не на равной
по социальному положению, а на царевне. Нарушается одна из Православных
установок: лучше взять в жены не богатую, а бедную, но добрую девицу.
Елена хитростью завладевает кольцом или волшебной дубинкой, мужа
отправляет в темницу, а сама живет с другим мужчиной.
В сказках, где героями являются мачеха и падчерица, лишь вначале
упоминается о семье, соответствующей норме, — это семья с родной матерью
героини. Второй брак, где всегда страдают дети от первой жены, приводит к
нарушению законов христианской этики. Именно в этом причина всех
несчастий. Волшебная сказка невольно отражает негативное отношение к
повторным бракам после смерти одного из супругов. Сказка пытается
оправдать поведение мужа, но никогда не оправдывает поведения его второй
жены. Следует отметить, что русская народная волшебная сказка знает тип
злой жены, но не знает типа злого мужа (есть только слабовольный).
Сказка типа “Морозко”, “Василиса Прекрасная” всегда заканчивается
изгнанием старухи, ее смертью от горя или от руки старика (как правило, к
этому приговаривает крестьянская община) или же старик разводится со
своей второй женой. Примечательно, что в этом случае развод Православной
Церковью разрешается – если один из супругов посягает на жизнь или
здоровье детей, что мы и видим в сказке о падчерице. Отношение в сказке ко
второму браку двойственно: он не осуждается, но он всегда имеет плохой
конец.
Большое внимание русский народные волшебные сказки уделяют
отношениям между родителями и детьми. С.Е. Шамаева (“Апология сказки”)
отмечает, что в сказках даны реальные отношения между родителями и
детьми.
Характерной чертой русского сказочного фольклора является обязательное
наличие родителей: даже если они не несут никакой функциональной
нагрузки, сообщается, что они у героя есть или были, но умерли. Это
соответствует духу христианской морали: человек должен иметь семью.
Священное Писание дает основную модель семьи, где муж является ее
главой, он должен предстоять перед Богом, жена должна быть покорна
супругу, а дети — почитать своих родителей. Именно Православие указывает
на цель, связанную с браком: рождение детей в христианстве приобретает
новое значение – это приготовление новых членов Царства Божия. Каждую
настоящую семью связывает единая семейная жизнь, а общее всегда ставится
выше личного.
Сказка впитала в себя все существующие модели отношений родители –
дети. В них входят: родители – дитя (семейные отношения в сказке, как
правило, даны с одним ребенком, а не одновременно со всеми имеющимися);
отец –сын; отец – дочь; мать – сын; мать – дочь.
Отношения между родителями и детьми в сказке в свете христианской
морали строятся на выполнении или нарушении заповедей.
Главным чувством родителей к ребенку является любовь. В сказке любовь к
ребенку проявляется в разлуке с ним. “Вот мужик с бабой живут и дни
считают. Не терпится им сына увидать. Скорее бы год прошел”. Но сказка не
дает мотива ожидания и тоски по ребенку, если сын уезжает бессрочно.
В сказке “Мальчик с пальчик” говорится, что родители радуются
вернувшимся детям.
Любовь к отцу и матери в сказке, как правило, проявляется в заботе о
престарелых родителях: получив царство (или же просто женившись) сын
всегда вспоминает о них: “ – Да, надо бы сходить домой к родителям,
родители у меня старики”. “Забрал отца, мать, и повез всех к себе. И стали
жить-поживать да добра наживать”. Н. Пушкарева отмечает: “… отношение к
родителям говорит более всего о духовном развитии человека, о его памяти”
Православной церковью “пренебрежение и забвение памяти родителей резко
осуждались…” . Эта идея нашла свое отражение и в русских сказках. Так,
герой сказки “Подсолнешна Красота” “похоронил как следует”.
Отец в сказках – персонаж часто встречающийся. Понятие отцовского права
идеально вписывается в систему христианских представлений о семье.
Именно поэтому сказки о соблюдении отцовского права превалируют над
сказками, в которых сохранились следы права материнского.
Отношения между отцом и сыном строятся на конфликте (сын не повинуется
отцу) или любви, сказка никогда не дает конфликтной ситуации между отцом
и дочерью.
Отец может изгнать сына из дому за неповиновение. Например, в “Сказке про
Ивашку худого поваришку” герой отказывается рассказать отцу сон, в
котором он видел себя царем, а отца в подчинении у себя.
Изгнать героя из дому отец может и за воровство и отказ от нормальной
жизни. Сказка [Про Ванюшку] говорит, как может опуститься человек, если
отступит от Бога: “Через несколько времени Ванюшка у отца украл денег и
убежал один в заведенье. Деньги прокутил и его раздели там и вытолкали. …
Нашли его около заведения, голого. Лежит пьяной, раздетой. Отец оболок
его, дал ему сто рублей и прогнал его от себя”.
Сказка показывает и нарушение идеи главенства отца над сыном. Результат –
изгнание или желание смерти сыну. Иван-дурачок отпускает дикого мужика.
“Посрамил Иван-дурачок отца перед гостями. Разгневался отец, выгнал его
из царства”.
Сказка дает модель “строгий отец – нарушивший запрет сын”, что
напоминает притчу о блудном сыне. Этот уровень отношений так же
прекрасно вписывается в православную модель: отец карает непослушного
сына (садит в тюрьму, изгоняет из царства), а в конце сказки прощает, тем
самым восстанавливается разрушенный мир в семье. Подобные отношения
даны в сказках типа “Булат-молодец”, “Чудище – Медный лоб”.
Дочери в сказках, как правило, подчиняются отцу. Довольно часто дочери по
приказанию отца начинают выбирать себе женихов.
Сказка ставит отца выше матери, что также соответствует нормам
христианской морали. Дочь принадлежит отцу, а не матери или родителям.
Государыня отвечает сватам на предложение выдать дочь замуж: “Я не знаю.
Вот знат сам отец — над дочерью волен”.
Мать в сказке – авторитет для своих детей. Брат говорит братьям: “ – Пойдем
правой дорогой, права не погубит. Слышал от матери: правда не погубит”.
Или же дети говорят царю, что все делают так, как им скажет мать, живут по
ее наукам (“О трёх богатырях – вечернике, полуношнике и световике”).
Сказка показывает, как женщина, изменяя мужу, отказывается от ребенка в
угоду любовнику. Такая героиня сказкой всегда осуждается и наказывается.
Женщина, не сохранившая верность мужу, нарушает нормы православной
морали и в отношении ребенка: его – как свидетеля измены – она хочет
уничтожить. Сын в подобной ситуации всегда становится на сторону отца,
напоминает матери о ее долге: “Маменька! Как же это возможно? Как будете
вы папашеньке в глаза смотреть?”.
Русская народная волшебная сказка не дает конфликтной ситуации между
родными матерью и дочерью. Между ними — только взаимная любовь и забота
(исключая сказки, где мать = мачехе – “Василиса Прекрасная”).
Считается, что слово “крестьянин” произошло от слова “христианин”. Это,
пожалуй, лучшее подтверждение влияния христианского начала на
мировосприятие русского народа. Любопытно, что в сказке о мачехе и
падчерице семья всегда крестьянская – т.е. наиболее приближенная к
крестьянской, действительности.
Сказка о мачехе и падчерице дает сопоставление двух типов семей, двух
типов матерей и дочерей.
Идеальной семьей является та, где родные оба родителя. Н.И. Костомаров
считал, что между детьми и родителями “господствовал дух рабства,
прикрытый ложною святостью патриархальных отношений”. Но сказка
противоречит этому убеждению: показывая и плюсы, и минусы жизни, она
никогда не являет лицемерия.
Тексты почти не дают сведений о том, как семья жила до смерти матери,
потому что главная цель сказки – показать, к чему приводит нарушение
нормы. Сообщается лишь, что они “жили хорошо, весело”. Муж и жена
действительно воспринимаются как “одна плоть”. Русская пословица
говорит: по дочери судят о матери. Какова мать, такова и дочь. Значит, мать
девочки тоже добра и трудолюбива, она соответствует христианской норме.
Мать умела трудиться и этому учла дочь. Согласно православному
воспитанию, «кто хочет хорошо воспитывать детей, воспитывает их в
строгости и трудах». Н.А. Миненко подчеркивает, что воспитательные
функции семьи сводились к привитию любви к работе: “Отцом и матерью
решалась задача воспитания в ребенке определенных нравственных качеств –
в основном, силой собственного примера”.
Христианская традиция – традиция прежде всего учительная. И на этом
уровне христианство и сказка соприкасаются. Григорий Богослов отмечал:
“Образовать человека, существо самое непостоянное и самое сложное из всех
творений Божиих … есть искусство из искусств”. Мать, семья должны были
учить не только трудолюбию, но и нравственности. “… Христианское
поведение в доме, семействе – есть основание и корень христианской
нравственной жизни”. В.Л Шленов высказывает важную мысль: достойная
жизнь требовала от человека “значительных внутренних усилий, огромной
концентрации духа, ума и воли”. Именно к этому должна была подготовить
семья.
Нужно отметить, что для русской волшебной сказки характерно четкое
деление на положительных и отрицательных персонажей. То же самое и в
сказке о мачехе и падчерице: семья с родной матерью противопоставлена
семье с мачехой, мать – мачехе, падчерица – родной дочери мачехи.
И вот в доме появляется мачеха. Второй брак – нарушение законов
христианской морали. Отсюда все несчастья. Сказка пытается оправдать отца
(в редких случаях, но никогда не оправдывает мачеху): “Девочка осталась
маленька, молоденька”, ей нужна мать. Т.е. отец хотел прежде всего привести
дочери новую мать, а уж потом — себе новую жену. Но семьи в христианском
восприятии не получилось: сказка никогда не дает сведений об общих детях,
а имеющиеся дети не воспитываются должным образом, а ведь Православие
главной целью брака считает, прежде всего, рождение и воспитание детей.
Согласно концепции К.Д. Ушинского, основной признак русской семьи
состоит в том, что в ней нет “отдельности одного лица … от другого”. Но в
семье падчерицы все разобщены, единства нет.
Мачеха нарушает все нормы поведения и воспитания по отношению и к
падчерице, и к родной дочери. Именно это приводит к возникновению
трагической ситуации. Христианство за грех считает следующее: “Заботясь о
родных детях, холодно относиться к приемным”. Сказка являет более чем
холодное отношение: “Ну вот, а мачеха-то пришла да уж так и невзлюбила
эту падчерицу-то, уж исть не дават”; “Дочь старуха не любила (она была ей
падчерицей), рано будила, всю работу на нее сваливала”. С христианской
позиции, нерадение о детях – больший из всех грехов. Мачеха совмещает в
себе противоположные полюсы не-матери в воспитании родной и приемной
дочерей (по существу, она нарушает христианские нормы воспитания). Да и
сама она не воспитана по ним, ибо, как писал архиепископ Амвросий
(Ключарев), “в душе религиозно воспитанного человека зло торжествовать не
может”, а в ее душе торжествует только зло.
Основная черта характера мачехи – ненависть, направленная на падчерицу.
Эта героиня нарушает заповедь – возлюби ближнего своего как самого себя.
Видит в приемной дочери врага – врага в ближнем своем. “Борьба ведется
уже не со злом, а с теми, на кого это зло, не преодоленное духовно в
собственном сердце, направлено”. Нет ничего дальше от духа христианской
любви. Мачеха раздражительна. Иоанн Лествичник писал:
“Раздражительность есть безобразие души”, разрушение образа Божия,
соединяющего ее с Богом.
Грешит мачеха и перед родной дочерью, нанося ей большой вред чрезмерной
любовью. И вновь вспоминается родная мать падчерицы: она учила свою
дочь трудолюбию и доброте. “В доброй семье родители всегда следят за
нравами своих детей, своими примерами и наставлениями созидают в них
любовь и единство с братьями”. Мачеха же чрезмерной любовью и
потаканием портит свою дочь. Именно эта антиженщина (как называет ее С.
Е. Шамаева) сеет в душе своего ребенка греховные стремления.
Христианство считает за грех, если мать воспитывает детей в духе
честолюбия, сребролюбия, побуждает их к гневу, мести, пробуждая у них
честолюбивые мечтания относительно их будущего. А именно это и делает
мачеха по отношению к родной дочери. Ибо “не ношение во чреве делает
матерью, но доброе воспитание”. Честолюбие, сребролюбие и стремление к
мести – основные качества мачехиной дочки, например, в сказке “Дудочка”.
Мачеха не хочет делить приданое на две части и подговаривает родную дочь
убить падчерицу: “Да с таким-то приданым мы и купеческого сына найдем”.
Перечисленное налицо.
С.Е. Шамаева отмечает, что матери губят дочерей своим воспитанием. Они
оберегают их от труда, растят в холе, нежат и балуют. В результате они
вырастают грубыми и ленивыми. Сказка говорит: лень и жадность –
основные качества мачехиной дочери. “Бабкину (дочь) никто не любил: она
была очень злая и жадная”; “Сестры, глядя на мать, Марфушку во всем
обижали, с нею вздорили и плакать заставляли, то им любо и было”; “Своя-то
дочка уж очень гордая, рьяная”.
Падчерица – самый трогательный образ русской волшебной сказки, образ,
воплотивший идеал добродетельной дочери и девушки. Восприятие этой
героини шло прежде всего через христианской мировоззрение. Е.Н.
Трубецкой отмечал, что русская сказка совершенно незаметно и естественно
восприняли в себя христианский смысл. Именно с подобной позиции и
нужно анализировать этот образ.
Падчерица обладает множеством добродетелей, основная из которых –
смирение, потому что через него открываются другие.
Она работящая (интересно, что сказка показывает работу падчерицы как
подневольную, хотя отношение к домашней работе у русских таким никогда
не было. Вероятно, это подчеркивает полярность мачехи и ее приемной
дочери). “Дуню заставляла (мачеха) всю работу по дому и в хлеву делать”.
Падчерица смирилась со своей долей и не пытается противиться воли мачехи.
Девочка-христианка понимает: “Нужно принимать то, что посылается, —
искушения или испытания”. И она покорно принимает испытание. Следует
отметить: эта добродетель – следствие не бессилия, а силы духа. “Блаженны
кроткие, ибо они наследуют землю”. Падчерица – образец кротости и
жертвенности. Идея жертвы — одна из важнейших в христианском
миропонимании. Именно в приятии Божьей воли человек уподобляется Богу.
Близко смирению и кротости терпение, которое соприкасается с идеей
жертвы (“Именно в жертвенном служении … человек уподобляется Богу”, с
непротивлением злу ( “А я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит
тебя в правую щеку твою, подставь левую” (Мф. 5,39)), со страданием
(христианин понимает: счастье без страдания невозможно). Все эти
добродетели присущи падчерице. Именно они противопоставлены ненависти
мачехи. Это противопоставление, становясь противостоянием, с бытового
уровня поднимается на уровень духовный: мачеха – падчерица = плоть – дух.
В “Послании к Галатам” делами плоти называются “волшебство, вражда,
ссоры, зависть, гнев … ненависть, убийства” (Гал. 5, 20-21), а делами духа –
“долготерпение … милосердие … кротость” (Гал. 5, 22-23). Дела плоти
присущи мачехе, дела духа – падчерице.
Православие считает уважение родителей основным качеством ребенка.
“Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует
справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с
обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле” (Еф. 6, 1-3).
Почитание родителей считалось “ручательством здоровой, долгой и
счастливой жизни”. Вот почему, по православной традиции, девочка не
противится воли родителей отвезти ее в лес (иначе бы это воспринималось
как отход от нормы).
Еще одной важной чертой героини является жалость (кормит мышку,
аккуратно моет детей Бабы-Яги). Это качество христианство считает
тождественным любви. Проявивший жалость достоин помощи.
Падчерица, вернувшись с подарками, пытается наладить отношения с
мачехой и ее дочерью – выражает неродной матери свое почтение. “Приехали
домой, и девица бух в ноги мачехе”, одаривает их подарками. Дар, согласно
христианскому учению, “блаженнее давать, нежели получать”. Это очередное
подтверждение высоких моральных качеств падчерицы: она не помнит
причиненного ей зла. Но у мачехи иное восприятие дара – языческое, он
обязывает эту героиню. И в восприятии дара они вновь противопоставлены.
Мачеха в сказке не изменятся. Она все так же ненавидит приемную дочь,
демонстрирует свою жадность и зависть: “Моя дочь два стада коней
пригонит, два воза добра притащит”; “Моя дочь пойдет, так еще не столько
принесет”. И сказка являет финал, печальный для мачехи и ее дочери. Вместо
ожидаемого богатства мачехина дочь приносит то, что заслужила – “гнилу, да
каменья, да кирпичи”; “А из корзины жабье да гад да гнус-пармак полез — всю
ее заклепил, а с воротьев смола потекла – всю залила”.
Как правило, в сказках типа “Морозко” мачехина дочка наказывается
смертью, а ее мать, потеряв самое для нее ценное – собственное дитя –
сходит с ума, разводится со стариком, сгорает в огненной яме или просто
умирает. В сказках типа “Путешествие за веретеном” мачеха и ее дочь
наказываются одновременно: терпят поражение и стыд (не достигнув
желаемого богатства) или сгорают от жара, принесенного в ларце. Т.е.
стремление к материальному, полный отказ от богатства духовного приводит
к гибели – духовной и физической. Ибо, с христианской позиции,
справедливость не оставляет никакой вины без наказания.
Подтвердив духовное богатство, падчерица получает богатство материальное,
которое открывает ей путь к человеческому счастью. В одном варианте
сказки медведь приносит сундук, а в нем “были и скатерти, и утирки, и шубы
енотовые, и платки французские”; “бабка какая-то” дарит ей “полный сундук
с золотом. И всего-всего-всего наклала полный сундук”. Полученное
приданое помогает девушке повысить социальный статус — она выходит
замуж. “Аннушка вышла замуж за богатого крестьянина, взяла к себе отца и
жила достаточно”; “присватался сусед, свадебку сыграли, и Марфушка
счастливо живет”. Новая семья построена в соответствии с христианскими
нормами.
В русских народных волшебных сказках семейные отношения между мужем
и женой, между родителями и детьми подчиняются нормам православной
морали. Сказки впитали в себя и стали выразителями православной
традиции: брак заключается только один раз и на всю жизнь, семья – дар,
которым нужно дорожить и который необходимо оберегать, муж выше жены,
жена находится в подчинении у мужа, если же происходит нарушение
установленной Богом иерархии, то она всегда восстанавливается. Дети
должны подчиняться воле родителей и жить по заповедям Божьим. Даже если
в сказке говорится о нарушении моральных норм, то она всегда завершается
их восстановлением.
В раздел образования
ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ:
«СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ЦЕННОСТИ В РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗКАХ»
РОЛЬ СКАЗКИ В НАШЕЙ ЖИЗНИ.
Сказка — это Чудо, подаренное нам веками. Это кладезь мудрости.
Сказки – это великое достояние, оставленное нами предками, и в наших силах использовать его на благо человеческого развития. С помощью русских народных сказок дети знакомиться с родной культурой и основами морали, человеческими ценностями., учиться оценивать свои собственные поступки.
СЕМЬЯ – ЭТО ЧТО-ТО РОДНОЕ, ТЕПЛОЕ, ДУШЕВНОЕ. СЕМЬЯ – ЭТО СОВОКУПНОСТЬ БЛИЗКИХ РОДСТВЕННИКОВ, ЖИВУЩИХ ВМЕСТЕ; А ЕЩЕ В СЕМЬЕ НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК, И САМОЕ ГЛАВНОЕ, ЧТОБЫ СЕМЬЯ БЫЛА ПОЛНОЦЕННОЙ: МАМА, ПАПА, ДЕТИ.
Все члены семьи должны выполнять определённые функции и задачи, как взрослые по отношению к вам так и вы по отношению к своим родным.
Сказка «Мороз Иванович»
Задача детей в семье уважать своих родителей, помогать им, слушаться их и любить. А задача родителей вырастить крепкого и здорового ребенка помочь ему получить хорошее образование и наставить на путь истинный.
«Снегурочка» и «Маша и медведь»
«ТЕРЕМОК» И «ЗИМОВЬЕ ЗВЕРЕЙ»
Настоящая семья должна быть дружной, трудолюбивой, доброй, чтобы все в ней друг друга уважали, понимали, ценили, дорожили, заботились, любили., слушались, гостеприимными были.
«ШЕМЯКИН СУД» «ДВА БРАТА», «ЧУДЕСНАЯ РУБАШКА»– СКАЗКА О ВЗАИМООТНОШЕНИИ БРАТЬЕВ.
В СКАЗКАХ «СЕСТРИЦА АЛЁНУШКА И БРАТЕЦ ИВАНУШКА», «ГУСИ-ЛЕБЕДИ» ПРЕДЛОЖЕН ВАРИАНТ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РОДНЫХ БРАТЬЕВ И СЕСТЁР.
В основе сюжета этих сказок лежит проблема жертвенности ради сохранения близких тебе по крови людей. Алёнушка и Иванушка не могут быть счастливы в полной мере, если не счастлив хоть один из них. Почему? «Каков брат, такова и сестра»,- в этом заключается ещё один принцип семейного счастья, подтверждает народная мудрость.
В этих сказках сокрыты вечные мудрости. Тут и ценность родственных уз, и волшебство верности, и чудеса, случающиеся от искренней радости за близких нам людей.
Отношения между супругами в сказочном фольклоре
Сказка «Журавль и цапля» свою невесту журавль нашёл недалеко – за болотом. Анализируя пословицы, можно подобрать подобрали такую мораль: «С лица воды не пить».
А вот в сказке «Кот и лиса» семейная жизнь героев складывается удачно: «…кот с лисой…стали жить да поживать.
Сатирические сказки очень наглядно раскрывают проблему негативных семейных отношений между мужем и женой. Их столкновения всегда заканчиваются посрамлением и наказанием. В сказке «Федул и Маланья» , «Сварливая жена»
РЕПКА
Сказка «Репка» имеет глубокий философский смысл – знания и сила, накопленные родом. Репка была посажена дедом – самым мудрым представителем семьи, бабка – хранительница очага, внучка – продолжение семейства, Жучка – охрана дома, кошка – уют и добро в доме. Все эти образы крепко связаны и не могут быть полноценными друг без друга.
СКАЗКА «ЦАРЕВНА ЛЯГУШКА»
Сказка «Царевна Лягушка» несет в себе смысл, что семья – это одна из основных ценностей человеческой жизни.
В сказке «Царевна-лягушка» сохранены поучительные и нравственные народные представления о жизни, семейные традиции и отношения, народное мировоззрение о том, что семья – начало и конец всего, некая устойчивая основа.
С повествования о семье начинается любая сказка, как правило, в конце сказки говорится о создании новой семьи, построенной в соответствии с христианскими нормами. Хотя в сказке говориться о появлении трёх молодых семей, основное же внимание уделяется семье Ивана-царевича и Василисы Премудрой. Эту семью можно назвать примером семейного уклада. Счастье нашло героев сказки потому, что они женились по отцовскому благословению, были добры и милосердны к окружающим, были смелы и терпеливы, не отчаивались в трудную минуту.
И ОБЯЗАТЕЛЬНО В СКАЗКАХ О СЕМЬЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ СЧАСТЛИВЫЙ
КОНЕЦ
Обновлено: 09.01.2023
2. Роль сказки в нашей жизни.
Сказка — это Чудо,
подаренное нам веками. Это
кладезь мудрости.
Сказки – это великое
достояние, оставленное нами
предками, и в наших силах
использовать его на благо
человеческого развития. С
помощью русских народных
сказок дети знакомиться с
родной культурой и основами
морали, человеческими
ценностями., учиться
оценивать свои собственные
поступки.
3. Семья – это что-то родное, теплое, душевное. Семья – это совокупность близких родственников, живущих вместе; А еще в семье не должно быть в
Все члены семьи должны
выполнять определённые
функции и задачи, как
взрослые по отношению к
вам так и вы по отношению
к своим родным.
Настоящая семья должна быть
дружной, трудолюбивой,
доброй, чтобы все в ней друг
друга уважали, понимали,
ценили, дорожили, заботились,
любили., слушались,
гостеприимными были.
В этих сказках сокрыты вечные мудрости. Тут и ценность
родственных уз, и волшебство верности, и чудеса, случающиеся от
искренней радости за близких нам людей.
11. Репка
Народная мудрость и подчас очень точные поговорки предков не обходили вниманием практически ни одну сферу человеческой жизни. Семья как неотъемлемая часть социума являлась, является и будет являться предметом пословиц, высмеивающих недостатки, говорящих об особенностях семейных отношений и наставляющих на правильный образ жизни. Кроме привычной поговорки о том, что муж и жена в сумме одна сатана, существует огромное число пословиц, отражающих взаимоотношения между мужчиной и женщиной. Некоторые из них вполне применимы и актуальны в настоящее время.
Файлы: 1 файл
семья в произведениях народного творчества.docx
Народная мудрость и подчас очень точные поговорки предков не обходили вниманием практически ни одну сферу человеческой жизни. Семья как неотъемлемая часть социума являлась, является и будет являться предметом пословиц, высмеивающих недостатки, говорящих об особенностях семейных отношений и наставляющих на правильный образ жизни. Кроме привычной поговорки о том, что муж и жена в сумме одна сатана, существует огромное число пословиц, отражающих взаимоотношения между мужчиной и женщиной. Некоторые из них вполне применимы и актуальны в настоящее время.
Например, жена без мужа сравнивается с человеком без головы, а мужчина в отсутствие у него второй половины – что без ума. Мудрые предки очень верно отметили и тот факт, что чужая жена всем девицей кажется. У этой поговорки существует и современный, правда обратный, аналог: чужой, когда выпьет, веселый, юморной, говорливый, а свой – дурак дураком.
Любые намеки да попреки одного человека к другому издавна называются семейными пороками (в каждой русской избушке есть свои погремушки). А неженатого мужчину сравнивают с гусем без воды, гусем без гусыни, семью богатырями без силы и конем без поля или без узды.
Каждый человек задумывается о роли семьи в своей жизни, о взаимоотношениях между близкими родственниками, о гармонии и семейном счастье. Эти вопросы волнуют как отдельного человека, так и государства в целом. Тема семьи возникала еще в древние времена время. Отношение народа к семье люди выражали в пословицах и поговорках.
По существу семья представляет систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми, между старшим поколением и младшим, основанную на браке и кровном родстве. Нравственные понятия о долге перед семьею и родителями берут начало в далеком прошлом и их истоки в фольклоре. Фольклор – произведения устного народного творчества. Это сказки, загадки, былины, песни, пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки знакомы каждому из нас. Это краткие мудрые изречения, в которых заключен поучительный смысл.
Каждый человек, независимо от того, где он живет, употребляет множество пословиц и поговорок. Все это происходит потому, что ценность высказываний заключена в краткости изложения и емкости передаваемого смысла. Главное назначение пословиц — давать народную оценку объективных явлений действительности. Пословицы говорят о многих сторонах жизни. В некоторых из них глубоко раскрывается мир семейных отношений, связь между человеком и обществом. Пословица -это не просто изречение. Это выражение мнения народа. В ней заключена оценка народной жизни, наблюдение народного ума. Не всякое изречение становится пословицей, а только такое, которое согласовывалось с образом жизни и мнением множества людей. Такое изречение могло существовать тысячелетия, переходя из века в век. За каждой пословицей стоят поколения, их создавшие. Поэтому пословицы не спорят, не доказывают — они просто утверждают или отрицают.
Пословицы, повествующие о семейной жизни, разделяются на подгруппы:
Особенности патриархальной семьи нашли выражение в пословицах: в них отражается домостроевский взгляд на жену и детей, враждебное отношение свекрови и невестки, мачехи к неродным детям.
Семьи были многодетные, и многодетность была нормой патриархальной семьи, и ряд пословиц был посвящен этой проблеме:
В пословицах и поговорках отражается быстрый рост маленьких детей:
Бездетность считалась грехом или наказанием господним:
Если первым рождался мальчик, это предвещало богатую и зажиточную жизнь. Обычно первенца ждали с радостью, но к последующим детям относились уже равнодушно. В народе говорили:
Привязанность, любовь к детям отражаются в таких пословицах, как:
Особая роль отводилась воспитанию и обучению детей. Говорилось о своевременном раннем воспитании детей:
Говорилось и о горьких последствиях неправильного воспитания:
Родительский авторитет был мощным фактором воспитания:
Выбор спутника жизни, любовь в семье
Смысл этих пословиц сводится к тому, что семья с самого начала должна строиться на уважении и любви, очень серьезно нужно относиться к выбору спутника жизни, если хочешь, чтобы семейная жизнь была долгой и крепкой. Несмотря на то, что некоторые из этих пословицы и поговорок устарели, их смысл не теряет значение и сейчас:
-Выбирай жену не в хороводе, а в огороде
-Не с богатством жить, а с человеком
-Муж — голова, а жена- сердце
-Семья сильна, когда над ней крыша одна
Воспитание детей в семье. Родители и дети.
-Кто родителей почитает, тот вовек не погибает
-Умел дитя родить, умей и научить
-Полна хата детей, так и счастье в ней
-Один сын – не сын, два сына-полсына, три сына- сын
-Сколько в лесу пеньков, столько вам и сынков ,сколько в лесу кочек, столько вам и дочек. Особо почитались на Руси многодетные семьи, где родители воспитывали детей в труде и почитании старших, а дети должны уважать родителей
Отдельную группу занимают пословицы о матери
-Без матери родной и цветы не цветут
-Всякой матери свое дитя мило
-Нет милее дружка, чем родная матушка
-При солнышке тепло, при матушке добро
-Другой матери не будет
Самое дорогое для матери – это ее ребенок. Это незыблемое чувство объединяет многие поколения, наполняя добротой и любовью сердца людей.
Пословицы и поговорки о старшем поколении-бабушке и дедушке
-Молодой работает, старший ум дает
-Молодость плечами крепче, старость — головой
-Старость к правде ближний путь знает
-Не ладны те детки, коих не журят бабки и детки
-Корми деда на печи — сам будешь там
Старшее поколение обладает большим жизненным опытом и житейской мудростью, поэтому нужно уважать старших членов семьи, почитать их возраст и прислушиваться к советам. Это особенно нужно знать и нашему молодому поколению, потому что каждого ожидает преклонный возраст, и как к тебе потом будут относиться твои дети, зависит от того, как ты относишься сейчас к своим родителям.
Составление подробной родословной, своего фамильного дерева являлось неотъемлемой частью традиций каждой семьи. Когда появились фотоаппараты, люди стали составлять, а потом и хранить семейные альбомы. Этот обычай успешно дошел и до наших дней – наверное, у большинства имеются старые альбомы с фотокарточками дорогих сердцу родных, может быть, уже ушедших из жизни. Кстати, чтить память своих родственников, поминать тех, кто покинул этот мир, тоже относятся к исконно русским традициям, равно как и постоянная забота о престарелых родителях
Семейные ценности почитаемые в культуре народов России
О ценностях, традициях семьи в России.
Составление подробной родословной, своего фамильного дерева являлось неотъемлемой частью традиций каждой семьи. Когда появились фотоаппараты, люди стали составлять, а потом и хранить семейные альбомы. Этот обычай успешно дошел и до наших дней – наверное, у большинства имеются старые альбомы с фотокарточками дорогих сердцу родных, может быть, уже ушедших из жизни. Кстати, чтить память своих родственников, поминать тех, кто покинул этот мир, тоже относятся к исконно русским традициям, равно как и постоянная забота о престарелых родителях
А вот семейные традиции, примеры которых в настоящее время практически не найти, это старинные профессиональные династии (то есть когда все члены семьи занимались каким-то одним видом деятельности). Известны целые династии потомственных пекарей, кондитеров, военных, сапожников, плотников, священников, артистов.
И, конечно же, самым любимыми являются семейные праздники, поскольку все еще сильны в нас традиции древнерусского застолья. На Руси к приему гостей готовились загодя, тщательно убирая не только дом, но и двор. Всех входящих гостей встречали хлебом-солью, затем выходила хозяйка, кланялась всем в пояс, а гости отвечали ей тем же. Потом все садились за общий стол, хором пели песни, а хозяева угощали всех своими яствами (каша, щи, рыба, дичь, рыба, ягоды, мед)… Стоит отметить, что для сервировки стола использовались скатерти, полотенца и посуда, хранимые в сундуках и буфетах для торжественных случаев. Любопытно, что многие современные хозяйки тоже соблюдают некоторые из этих старинных обычаев
Проблема семейных отношений одновременно традиционна и актуальна, потому что определяющую роль в формировании нравственности человека играет семья.
Описание разработки
Вступление.
Тема семьи, семейных отношений была и остаётся актуальной, поэтому в России 2008 год был объявлен годом Семьи. Русская пословица напрямую утверждает: не женат – не человек.
Никто не знает, как возникла первая семья. Но то, что постепенно семья стала необходима для совместного воспитания потомства, а дети для семьи стали главной ценностью, не вызывает никаких сомнений.
Актуальность.
Проблема семейных отношений одновременно традиционна и актуальна, потому что определяющую роль в формировании нравственности человека играет семья. Интерес к её изучению продиктован уровнем развития
фольклористики и реалиями сегодняшней жизни. Нравственные устои народа передаются из поколения в поколение, один из способов их передачи – устное народное творчество. Развиваясь на протяжении столетий, русская народная волшебная сказка отразила не только существовавшие формы брака и семьи, но и особенности семейных отношений русского народа.
Проведённое нами небольшое исследование семейных отношений в рамках одного нашего класса показало, что 24% учащихся воспитываются в неполных семьях. А 20% из опрошенных старшеклассников (10-11классы) не желают в будущем связывать себя узами брака. Но психологи утверждают, что полноценная личность может появиться только в полной семье, где царят любовь, взаимопонимание, взаимовыручка.
Именно поэтому на сегодняшний день остро стоит вопрос о воспитании в нас, детях, бережного отношения к семейным ценностям.
Во-первых, сказку любят все – и дети, и взрослые. Да и как не любить её, когда в ней всё так необычно и всё так похоже на правду.
Объектом исследования является русская народная сказка. .
Предметом исследования выступают семейные отношения в русских народных сказках.
Гипотеза исследования: создавая художественный мир сказки, народ исходил из представления о том, какой должна быть счастливая жизнь на земле. Это представление о лучшей жизни и о хороших людях прошло испытание временем и является общенародным идеалом. Следовательно, фольклор для подрастающего поколения — это ориентир, проверенный временем
На основании вышесказанного мы ставим перед собой следующую
цель: посмотреть, как в русских народных сказках представлен идеал семейных отношений, что предлагает делать сказка, чтобы семья существовала и все члены семьи были счастливы вместе.
Для реализации поставленной цели были выдвинуты следующие
задачи:
1. Проанализировать существовавшие в устном народном творчестве
модели отношений между мужем и женой
2. охарактеризовать отразившиеся в фольклоре отношения между родителями и детьми (родными и приёмными )
Основная часть
Сказки о животных
Полную информацию смотрите в файле.
Содержимое разработки
ШКОЛЬНОЕ НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО
Конкурс исследовательских работ
Секция: ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
Вишнякова Мария и Зеленина Виктория
МБОУ лицей №4, 7 класс А
Андриянова Наталия Анатольевна
учитель русского языка и литературы
Данков 2016 год
1. Вступление ____________________________________________ с.
Актуальность данной темы_____________________________ с. 4
Проблема, поднятая в данной работе__________ __________ с.5
Цель данной работы_______________________ _ __________ с.5
2. Основная часть __________________________________________ с.6-12
1) Сказки о животных ___________________________________ с.6
2) Волшебные сказки ___________________________________ с.7-8
3) Сказки сатирические или бытовые _______________________ с.9-10
3. Заключение _____________________________________________ с.11-12
4. Список использованной литературы ________________________ с.13
Семья — источник радости и счастья,
Любви неиссякаемый родник.
И в ясную погоду, и в ненастье
Хранит семья и ценит жизни миг.
Тема семьи, семейных отношений была и остаётся актуальной, поэтому в России 2008 год был объявлен годом Семьи. Русская пословица напрямую утверждает: не женат – не человек.
Никто не знает, как возникла первая семья. Но то, что постепенно семья стала необходима для совместного воспитания потомства, а дети для семьи стали главной ценностью, не вызывает никаких сомнений.
Актуальность.
Проблема семейных отношений одновременно традиционна и актуальна, потому что определяющую роль в формировании нравственности человека играет семья. Интерес к её изучению продиктован уровнем развития
фольклористики и реалиями сегодняшней жизни. Нравственные устои народа передаются из поколения в поколение, один из способов их передачи – устное народное творчество. Развиваясь на протяжении столетий, русская народная волшебная сказка отразила не только существовавшие формы брака и семьи, но и особенности семейных отношений русского народа.
Проведённое нами небольшое исследование семейных отношений в рамках одного нашего класса показало, что 24% учащихся воспитываются в неполных семьях. А 20% из опрошенных старшеклассников (10-11классы) не желают в будущем связывать себя узами брака. Но психологи утверждают, что полноценная личность может появиться только в полной семье, где царят любовь, взаимопонимание, взаимовыручка.
Именно поэтому на сегодняшний день остро стоит вопрос о воспитании в нас, детях, бережного отношения к семейным ценностям.
Во-первых, сказку любят все – и дети, и взрослые. Да и как не любить её, когда в ней всё так необычно и всё так похоже на правду.
Объектом исследования является русская народная сказка..
Предметом исследования выступают семейные отношения в русских народных сказках.
Гипотеза исследования: создавая художественный мир сказки , народ исходил из представления о том , какой должна быть счастливая жизнь на земле. Это представление о лучшей жизни и о хороших людях прошло испытание временем и является общенародным идеалом. Следовательно, фольклор для подрастающего поколения — это ориентир , проверенный временем
На основании вышесказанного мы ставим перед собой следующую
цель: посмотреть, как в русских народных сказках представлен идеал семейных отношений, что предлагает делать сказка, чтобы семья существовала и все члены семьи были счастливы вместе.
Для реализации поставленной цели были выдвинуты следующие
1. Проанализировать существовавшие в устном народном творчестве
модели отношений между мужем и женой
2 . охарактеризовать отразившиеся в фольклоре отношения между родителями и детьми ( родными и приёмными )
Основная часть
Сказки о животных
Волшебные сказки
В чём же урок? Ничто не даётся в этой жизни просто так, счастье не даётся в подарок, его добиваются, за него сражаются. Ради счастья с любимой отправляются в путь, и там учатся терпению, доброму отношению к окружающим, доверию, пониманию и приятию тебя таким, какой ты есть (даже если внешне ты лягушка).
Чему же научила нас сказка? Семья может быть только тогда счастлива, когда оба супруга умеют проявлять душевные качества, только тогда семья греет, а не обдаёт холодом, в такую семью хочется идти, там тебя поймут, поддержат, приласкают.
Сказки сатирические или бытовые.
Нет счастья там, где властвуют нетерпимость, жадность, скаредность, жестокость, нетерпимость, тем более, если они проявляются по отношению к тому, кто слабее тебя, кто не может противостоять тебе: мать праведна- ограда каменна; без отца полсироты, а без матери и вся сирота; мать высоко замахивается , да не больно бьёт, мачеха низко замахивается , да больно бьёт.
Родительская любовь помогает нам жить, оберегает нас, если же в семье нет любви, взаимопонимания, то на их место приходит злость, ненависть, которые разрушают жизнь людей, сжигают их изнутри.
Так чему же учат нас сказки? Какие уроки семейного счастья преподают?
Во-вторых, пословица вслед за сказкой утверждает: муж да жена – одна душа; живут рука в руку, душа в душу; у мужа и жены одни мысли. Не могут быть счастливы вместе люди с разными взглядами на жизнь, с разными семейными ценностями, поэтому надо быть внимательными друг к другу: жениться – переродиться; упасть — не беда, беда – не подняться.
В-третьих, народная мудрость гласит: с лица воды не пить; терпенье и труд всё перетрут. Значит, путь к семейному счастью лежит через терпимое отношение друг к другу всех членов семьи.
В – четвёртых, надо уметь, а если не умеешь, то надо научиться, проявлять душевные качества по отношению друг к другу. Без друга на сердце вьюга; без милого и мир постыл; тёплое сердечко – ласковое словечко; доброе слово лучше мягкого пирога; доброе слово и кошке приятно, таково мнение пословиц.
Кроме того, по мнению сказки, не могут быть люди, живущие вместе, счастливы, если у них нет детей. А пословицы опять дают наставление: дом с детьми – базар, а без детей – могила; с ребятами горе, а без них вдвое; у кого детки, у того и ягодки; кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.
Нет счастья там, где не уважают личность, унижают достоинство, несправедливо, предвзято относятся к детям, разделяя их на своих и чужих.
И конечно, нельзя забывать о том, что родительская любовь – оберег от всех несчастий, и жертвуя собой ради близких по крови людей, ты не ослабеваешь, а делаешься сильнее духовно, так как укрепляется связующая нить: кто кого любит, тот того и голубит; братская любовь пуще каменных стен; каков брат, такова и сестра.
Вот они правила счастливой семейной жизни. Трудно ли их выполнять? Помнить? Казалось бы, нет. Тогда откуда сегодня взялись семейные проблемы? Современные люди, как нам кажется, разучились понимать друг друга, уважать друг друга, слышать друг друга. Мы забыли ещё одну
народную мудрость: на что и клад, когда в семье лад; счастливый и в огне не сгорит, и в воде не потонет. Так давайте постараемся быть счастливыми, чтобы выжить в наше время.
Возьмите сборники старых песен, сказок, былин: они все учат доброте, бескорыстию, уважению человеческого достоинства любого члена семьи.
Но мы не сможем узнать себя, свою семью, если не будем иметь норм и мерок, внушенных ещё с раннего детства. Это – хорошо, это – плохо, красиво — некрасиво, разумно – глупо, порядочно – непорядочно. Пусть мы какие – то наставления, правила пропустим мимо ушей, вроде бы даже пренебрегая ими, но в глубине сознания нашего они всё же должны жить и выступать строгими судьями в тех случаях, когда нам приходится оценивать себя, свою семью, близких по крови людей без прикрас.
Читайте также:
- Сообщение о микисе теодоракисе
- Написать сообщение о памятниках города истра
- Сообщение на тему история развития компьютера фирмы hp
- Газпром нефтехим салават сообщение
- Как трудились крестьянские дети 3 класс сообщение