Образ слона в народных сказках

Слон – одно из наиболее часто изображавшихся в древнерусской миниатюре животных и постоянный персонаж историй о дальних странах. Он часто становился персонажем преданий на библейские темы, а его изображения включались в различные библейские сцены. Однако, поскольку слон- животное экзотическое и на территории Руси его было не встретить, описания его свойств зачастую полны мифических подробностей, а изображения порой условны, иногда и вовсе не имеют ничего общего со своим прототипом. У слона могут отсутствовать большие уши, на ногах появляются когти, иной раз исчезает даже главная его внешняя черта – хобот.


Слон с когтями. Миниатюра «Христианской топографии», XVI век. РГБ. Ф. 173.I С. 24. № 76, л. 246 об.

Для обозначения животного у наших предков было несколько слов: это и слон, слово русское, и происходящие из греческого: елефант, елефантос, елефаньдин.
Этимология слова «слон» до сих пор не ясна, есть гипотеза, связывающая его с глаголом «прислоняться». Хотя эта версия, по-видимому, не верна, древнерусский автор «Физиолога» (книги об особенностях некоторых животных) обыграл схожее звучание слов, объясняя одно из вымышленных свойств этого животного:
«Естество же слонови таково есть. Аще падет, не может встати, не имать в колене млатея, но егда хощет спати, дубе ся вслонив, спит. Ловци же, видящее слоново естество, идут и подтрут и пилою мало, да пришед, вслонится слон, тогда же дуб падется, и начнет вопити, плачася. И слышав и, другый слон приидет помощи ему, и не могый возвести его, падется, и воскричита оба. И приидут 12, и ти не могут возвигнути лежащаго и паки вси возопиют. После же всех прииде малый слонок, и подврег то слон под лежащаго, и воздвигнет и»
«Малый слонок», то есть слоненок, «мысленный и разумный», поднимающий своим хоботом горько плачущих слонов, согласно толкованию, есть Христос, который воздвиг согрешившего и павшего Адама и его потомков.

Слон и охотники, подпилившие дерево. Миниатюра«Физиолога», XV век. Опубл.: Русская литература в рукописях [Электронный ресурс] / Отдел рукописей РНБ. СПб., 2016.

Эта же особенность (естество) слона – отсутствие в ноге либо колена, либо коленного сустава – в старообрядческой литературе послужила сравнению слона с ленивым на поклоны человеком. Подобное описание встречается нам в «Слове о рассечении человеческого естества», удивительном произведении, где особенности характера человека сравниваются с повадками зверей. Вот что мы читаем о нашем слоне:
«Слон ноги имать ноги безколенныя и к стене прикланяся спит. Сице и человек, аще лениво поклоны пред Господем кладет и на стену восклоняся, неси человек, но слон».

Слон. Миниатюра «Физиолога», XV век. РГБ. Рогожское собр., № 676.

Опубл.: Стефанит и Ихнилат. Средневековая книга басен по русским рукописям XV–XVII вв. Л., 1969.

Есть и еще одна вымышленная особенность слона. Слон, согласно преданию, не имеет желания спариваться. Когда же наступает время завести потомство, слон и слониха отправляются к раю в поисках мандрагоры:
«Се же животный не имать смещению помышление, да аще хощет чадо сотворити, идет на восток близ породы. Есть же ту дуб маландрагорон глаголем. Идет же с женским полом мужа, и возмеши жена первее от древа снесть, и даст и мужю своему, играет с ним, дондеже и то вкусит, и яд, муж будет с женою, и абие во утробе приимет. И егда же время будет родити ей, вбредет в воду, дондеже вода взыдет до сесцю, и тако родит чадо на воде, и приидет к сесцема ея, и сосет сесця ея. Слон же хранит ю, болящю, змия ради, понеже враг есть змия слонови».
Интересно, что в славянском тексте мандрагора – это не небольшое растение, а дуб, то есть дерево. Параллель к этому вымышленному свойству животного приводится опять же из библейской истории: слон со слонихой – это Адам и Ева, а мандрагора – плод Древа Познания.

Слон без хобота. Миниатюра «Христианской топографии», XVI век.
РГБ. Ф. 173.I. № 76, л. 61 об.

Почти невозможно представить себе миниатюру на сюжет «Сотворение мира» без изображения слона. Он попадает в сцены создания животных, сотворения Адама и Евы, наречения Адамом животных, Ноева ковчега. Такие изображения характерны как для русской, так и для западной традиции. Слоны из библейских сцен встречаются нам в Лицевом летописном своде (XVI в.), затем в многочисленных Синодиках, потом попадают и в народный лубок.
Подобные композиции характерны не только для книжной миниатюры. Существуют многочисленные фрески на те же самые библейские сюжеты с изображением слона. Примеры таких композиций известны еще в византийском искусстве (искусно написан слон на фреске со сценой наречения имен животных работы Феофана Критского в Метеорах), на Балканах (фреска монастыря в Молдовице). Оттуда изображения слона попадают и в русские образцы иконописи. В церкви Николы Надеина в Ярославле среди прочих животных подле Адама изображен слон.


Национальная библиотека святых Кирилла и Мефодия (София), № 815

РГБ. Ф. 299. Собр. Н.С. Тихонравова, № 341
Сюжет «Сотворение Адама», включающий изображение слона. Миниатюры «Синодиков», XVII-XVIII вв. из собраний НБКМ и РГБ

Попадает слон не только в миниатюры и фрески с сюжетами на библейские темы, но и в само описание библейских событий. Так, в Русском Хронографе 1512 года есть чудесное описание животных, приходящих к Адаму:
«Приведе же (Господь) ко Адаму всяко животно, по земли ходящее и по воздуху парящее, яко да примут имяна от него к естеством приличнаа. Приводяшеся лев зияющий, юнцем губитель, медведи грознооции и препестрии пардуси, елене пестрокожнии и частоопахиа лисица, елефаньдин тведочелый и юнець рогобивый, (…) пав златокрилный сияше пестротами многыми и златяшеся фреком и цветяше злато посреди, яко око сияюще, и яко вертоград благоцветущь перие укрошаху животное. Обступаху вся Адама, яко владыку раби, и окружаху и охоповаху родоначалника».
Твердочелый (то есть твердолобый) – один из эпитетов слона, иногда называли его и твердоперсым (крепкогрудым).

Одно из древнейших русских изображений слона. Рельеф Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, XIII в. Опубл.: Артхроника. № 6, 2008


Мохнатый слон среди животных.
Миниатюры «Повести о Варлааме и Иоасафе», XVII в. РНБ ОЛДП Q. 17

Слон, громадное животное, при этом поместившееся в Ноев ковчег, вызывает изумление у благочестивых писателей средневековой Руси. Автор Толковой Палеи, одного из самых авторитетных богословских произведений средневековья, восклицает: «Или кымь образом и слон вместися?» Слон становится очередной иллюстрацией Божественного величия.
Есть весьма любопытное, правда, уже фольклорное упоминание родича слона – мамонта – в истории о Всемирном потопе:
«Когда Ной выстроил свой корабль, то стал созывать зверей в ковчег, чтобы они не утонули. Зовет и мамонта.
– Иди в корабль, а то утонешь!
– Нет, я и так выплыву! – отвечает мамонт.
Понадеялся на свои силы мамонт. Когда потопа разлилась по земле, всплыл и мамонт. Сначала плавал хорошо, потом отяжелел; а в ковчег попасть уж нельзя – наглухо заперта дверь, да и дождь одолел. Бился-бился мамонт на воде, да и пошел ко дну.
Вот тебе и выплыл!»

Слоны с прочими животными выходят из Ноева ковчега. Миниатюра «Венского Генезиса». Сирия, VI в. Австрийская национальная библиотека (Вена). Cod. Theol. Gr. 31

Слоны попали и в описания священной истории, и в рассказы о дальних странах. Слонов в дикой природе Индии описывает и Косма Индикоплов, включая даже некие слоновьи гибриды: телчеслона, на котором туземцы перевозят перец, и вепреслона, мясо которого вкушал сам мореплаватель. Козослона в Индии упоминает и автор «Физиолога», есть слон в череде прочих диковинных животных и в «Сказании об Индийском царстве». Поп Иоанн, хвастаясь богатой фауной своего царства, перечисляет: «Родятся в моем царстве звери: слоны, дромадеры, крокодилы и двугорбые верблюды».
Слон – не только представитель дикой фауны, но и грозное оружие в борьбе с врагом. Боевые слоны, упоминаемые еще в Библии, часто изображались на иллюстрациях к «Александрии», приключенческому роману о подвигах Александра Македонского.


Боевые слоны. Миниатюра «Александрии», XV век.Национальная библиотека святых Кирилла и Мефодия (София), № 771

Боевых слонов мы встречаем и в иллюстрациях Лицевого Летописного свода, созданного на Руси в эпоху Иоанна Грозного. Агрессивные слоны в то время казались обладателями неведомой мощи. Но есть у этих грозных животных и свои страхи, а боятся слоны, как известно, мышей. Представление это также известно со времен Средневековой Руси:
«Страшится (слон) вельми мыши, яже часто ему во уши входит, временем же и до смерти слона угрызает»

Слоны нападают на воинов. Миниатюра «Лицевого летописного свода», XVI в.
Опубл.: Лицевой летописный свод XVI века. Всемирная история. Книга 3. М., 2014

При всей той популярности, которая выпала на долю слонов в средневековой литературе и изобразительном искусстве, самих слонов привезли на Русь довольно поздно. Первое упоминание мы встречаем у Генриха фон Штадена, дипломата времени Иоанна Грозного, однако многие описания этого автора не лишены художественного вымысла. Между тем, в «Записках о Московии» он сообщает:
«Великому князю (то есть Иоанну Грозному) был подарен слон вместе с арабом, который за этим слоном ухаживал. Араб получал в Москве большое жалованье. Это подметили русские бражники (т. е. беспутные люди, пропойцы)… Вот этот-то араб был оклеветан и оговорен русскими вместе со своим слоном, что будто бы чума, о которой в Москве и не думали, произошла от него и его слона. Тогда араба и его слона сослали в опале в посад Городецкой. Араб умер там, и великий князь послал дворянина с наказом умертвить слона при помощи окрестных сох и посадских. Слон стоял в сарае, а кругом сарая был тын. Неподалеку от него схоронили араба. Тогда слон проломил тын и улегся на могиле».

Миниатюра из лицевого Букваря Кариона Истомина, XVII в. Опубл.: Иванова Ж.Н. Древнерусская миниатюра в Государственном Историческом музее. Вып. 9. Букварь Кариона Истомина. М., 1988

Миниатюра Синодика, XVIII в. РГБ. Ф. 299. Собр. Н.С. Тихонравова, № 341

Однако отсутствие возможности увидеть живого слона – это лишь одна из причин, по которой слоны на изображениях иногда не похожи на самих себя, ведь описания животного, сделанные даже теми, кто его увидел, порой бывают достаточно курьезны. Так, к петровскому времени относится следующее описание очевидца:
«Небывалое зрителище – превелий слон зверь. Имея нози длиною с человека толсты яко бревно, толстотелесен, недолог по высоте, безшерстен, великоглав, черновиден, горбоспинен, задопокляп, ступанием медведоподобен, от верхния губы имея (нарещи) нос или губа или хобот, яко рукав платна висящ до земли, им же яко рукою брашно и питье приимет, и согнув в уста своя отдаёт. От верхних зубов два зуба велики вне торчат сюду и сюду, уши имея велики, яко заслоны печныя, рожки малы, подобны агнчим, хвост подобен воловьему».

А в то же самое время с настоящего слона была сделана такая гравюра, которой не уступают в точности деталей и некоторые другие средневековые изображения.

Автор: Н.В. Буцких, культуролог, преподаватель Академии Теологии (Санкт-Петербург).
http://biblia.okis.ru/tverdochelyi-elefandin-slony-v-drevnerusskoi-literature-i-miniatiure

Слон – одно из самых часто изображавшихся животных в древнерусской миниатюре и постоянный персонаж историй о дальних странах. Благодаря колоритной внешности, слон часто становился персонажем преданий на библейские темы, а его изображения включались в различные библейские сцены. Однако, поскольку слон животное экзотическое и на территории Руси его было не встретить, описания его свойств полны мифических подробностей, а изображения часто условны, иногда и вовсе не имеют ничего общего со своим прототипом. У слона могут отсутствовать большие уши, на ногах появляются когти, иной раз исчезает даже главная его черта – хобот.

Слон с когтями. Миниатюра «Христианской топографии», XVI век. РГБ. Ф. 173.I С. 24. № 76, л. 246 об.

Для обозначения животного у наших предков было несколько слов: это и слон, слово русское, и происходящие из от греческого: елефант, елефантос, елефаньдин. Этимология слова «слон» до сих пор не ясна, есть гипотеза, связывающая его с глаголом «прислоняться». Хотя эта версия, по-видимому, не верна, древнерусский автор «Физиолога» (книги об особенностях некоторых животных) обыграл схожее звучание этих слов, объясняя одно из вымышленных свойств этого животного:

«Естество же слонови таково есть. Аще падет, не может встати, не имать в колене млатея, но егда хощет спати, дубе ся вслонив, спит. Ловци же, видящее слоново естество, идут и подтрут и пилою мало, да пришед, вслонится слон, тогда же дуб падется, и начнет вопити, плачася. И слышав и, другый слон приидет помощи ему, и не могый возвести его, падется, и воскричита оба. И приидут 12, и ти не могут возвигнути лежащаго и паки вси возопиют. После же всех прииде малый слонок, и подврег то слон под лежащаго, и воздвигнет и»

«Малый слонок», то есть слоненок, «мысленный и разумный», поднимающий своим хоботом горько плачущих слонов, согласно толкованию, есть Христос, который воздвиг согрешившего и павшего Адама и его потомков.

Слон и охотники, подпилившие дерево. Миниатюра«Физиолога», XV век. Опубл.: Русская литература в рукописях [Электронныйресурс] / Отдел рукописей РНБ. СПб., 2016.

Эта же особенность (естество) слона – отсутствие в ноге либо колена, либо коленного сустава – в старообрядческой литературе послужила сравнению слона с ленивым на поклоны человеком. Подобное описание встречается нам в «Слове о рассечении человеческого естества», удивительном произведении, где особенности характера человека сравниваются с повадками зверей. Если человеку присуща какая-либо черта животного мира, то автор утверждает, что человек – уже не человек, а животное. Вот что мы читаем о нашем слоне:

«Слон ноги имать ноги безколенныя и к стене прикланяся спит. Сице и человек, аще лениво поклоны пред Господем кладет и на стену восклоняся, неси человек, но слон».

Слон. Миниатюра «Физиолога», XV век. РГБ. Рогожское собр., № 676.
Опубл.: Стефанит и Ихнилат. Средневековая книга басен по русским рукописям XV–XVII вв. Л., 1969.

Есть и еще одна вымышленная особенность слона. Слон, согласно преданию, не имеет желания к спариванию. Когда же наступает время завести потомство, слон и слониха отправляются к раю в поисках мандрагоры:

«Се же животный не имать смещению помышление, да аще хощет чадо сотворити, идет на восток близ породы. Есть же ту дуб маландрагорон глаголем. Идет же с женским полом мужа, и возмеши жена первее от древа снесть, и даст и мужю своему, играет с ним, дондеже и то вкусит, и яд, муж будет с женою, и абие во утробе приимет. И егда же время будет родити ей, вбредет в воду, дондеже вода взыдет до сесцю, и тако родит чадо на воде, и приидет к сесцема ея, и сосет сесця ея. Слон же хранит ю, болящю, змия ради, понеже враг есть змия слонови».

Интересно, что в славянском тексте мандрагора – это не небольшое растение, а дуб, то есть дерево. Параллель к этому вымышленному свойству животного приводится опять же из библейской истории: слон со слонихой – это Адам и Ева, а мандрагора – плод Древа Познания.

Слон без хобота. Миниатюра «Христианской топографии», XVI век. РГБ. Ф. 173.I. № 76, л. 61 об.

Почти невозможно представить себе миниатюру на сюжет «Сотворение мира» без изображения слона. Он попадает в сцены создания животных, сотворения Адама и Евы, наречения Адамом животных, Ноева ковчега. Такие изображения характерны как для русской, так и для западной традиции. Слоны из библейских сцен встречаются нам в Лицевом летописном своде (XVI в.), затем в многочисленных Синодиках, потом попадают и в народный лубок.

Подобные композиции характерны не только для книжной миниатюры. Существуют многочисленные фрески на те же самые библейские сюжеты с изображением слона. Примеры таких композиций известны еще в византийском искусстве (искусно написан слон на фреске со сценой наречения имен животных работы Феофана Критского в Метеорах), на Балканах (фреска монастыря в Молдовице). Оттуда изображения слона попадают и в русские образцы иконописи. Среди прочих животных подле Адама изображен слон в церкви Николы Надеина в Ярославле.

Сюжет «Сотворение Адама», включающий изображение слона. Миниатюры «Синодиков», XVII-XVIII вв. из собраний НБКМ и РГБ

Национальная библиотека святых Кирилла и Мефодия (София), № 815

РГБ. Ф. 299. Собр. Н.С. Тихонравова, № 341

Попадает слон не только в миниатюры и фрески с сюжетами на библейские темы, но и в само описание библейских событий. Так, в Русском Хронографе 1512 года есть чудесное описание животных, приходящих к Адаму:

«Приведе же (Господь) ко Адаму всяко животно, по земли ходящее и по воздуху парящее, яко да примут имяна от него к естеством приличнаа. Приводяшеся лев зияющий, юнцем губитель, медведи грознооции и препестрии пардуси, елене пестрокожнии и частоопахиа лисица, елефаньдин тведочелый и юнець рогобивый, (…) пав златокрилный сияше пестротами многыми и златяшеся фреком и цветяше злато посреди, яко око сияюще, и яко вертоград благоцветущь перие укрошаху животное. Обступаху вся Адама, яко владыку раби, и окружаху и охоповаху родоначалника».

Твердочелый (то есть твердолобый) – один из эпитетов слона, иногда называли его и твердоперсым (крепкогрудым).

Одно из древнейших русских изображений слона. Рельеф Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, XIII в. Опубл.: Артхроника. № 6, 2008

Мохнатый слон среди животных. Миниатюры «Повести о Варлааме и Иоасафе», XVII в. РНБ ОЛДП Q. 17

Слон, громадное животное, при этом поместившееся в Ноев ковчег, вызывает изумление у благочестивых писателей средневековой Руси. Автор Толковой Палеи, одного из самых авторитетных богословских произведений средневековья, восклицает: «Или кымь образом и слон вместися?» Слон становится очередной иллюстрацией Божественного величия.

Есть весьма любопытное, правда, уже фольклорное упоминание родича слона – мамонта – в истории о Всемирном потопе:

«Когда Ной выстроил свой корабль, то стал созывать зверей в ковчег, чтобы они не утонули. Зовет и мамонта.

– Иди в корабль, а то утонешь!

– Нет, я и так выплыву! – отвечает мамонт.

Понадеялся на свои силы мамонт. Когда потопа разлилась по земле, всплыл и мамонт. Сначала плавал хорошо, потом отяжелел; а в ковчег попасть уж нельзя – наглухо заперта дверь, да и дождь одолел. Бился-бился мамонт на воде, да и пошел ко дну.

Вот тебе и выплыл!»

Слоны с прочими животными выходят из Ноева ковчега. Миниатюра «Венского Генезиса». Сирия, VI в.
Австрийская национальная библиотека (Вена). Cod. Theol. Gr. 31

Слоны попали и в описания священной истории, и в рассказы о дальних странах. Слонов в дикой природе Индии описывает и Косма Индикоплов и описывает даже некие слоновьи гибриды: телчеслона, на котором туземцы перевозят перец, и вепреслона, мясо которого вкушал сам мореплаватель. Козослона в Индии упоминает и автор «Физиолога», есть слон в чреде прочих диковинных животных и в «Сказании об Индийском царстве». Поп Иоанн, хвастаясь богатой фауной своего царства, перечисляет: «Родятся в моем царстве звери: слоны, дромадеры, крокодилы и двугорбые верблюды».

Слон – не только представитель дикой фауны, но и грозное оружие в борьбе с врагом. Боевые слоны, упоминаемые еще в Библии, часто изображались на иллюстрациях к Александрии, приключенческому роману о подвигах Александра Македонского.

Битва Александра Македонского с Пором. Миниатюра «Александрии». ГИМ. Собр. Забелина № 8/827 Опубл.: Изборник (Сборник произведений литературы древней Руси) / Под ред. Л. А. Дмитриева, Д. С. Лихачев. М., 1969.

Боевые слоны. Миниатюра «Александрии», XV век.
Национальная библиотека святых Кирилла и Мефодия (София), № 771

Боевых слонов мы встречаем и в иллюстрациях Лицевого Летописного свода, созданного на Руси в эпоху Иоанна Грозного. Агрессивные слоны в то время казались обладателями неведомой мощи. Но есть у этих грозных животных и свои страхи, а боятся слоны, как известно, мышей. Представление это также известно со времен Средневековой Руси:

«Страшится (слон) вельми мыши, яже часто ему во уши входит, временем же и до смерти слона угрызает»

Слоны нападают на воинов. Миниатюра «Лицевого летописного свода», XVI в.
Опубл.: Лицевой летописный свод XVI века. Всемирная история. Книга 3. М., 2014

При всей той популярности, которая выпала на долю слонов в средневековой литературе и изобразительном искусстве, самих слонов привезли на Русь довольно поздно. Первое упоминание мы встречаем у Генриха фон Штадена, дипломата времени Иоанна Грозного, однако многие известия этого автора не лишены художественного вымысла. Между тем, в «Записках о Московии» он сообщает:

«Великому князю (то есть Иоанну Грозному) был подарен слон вместе с арабом, который за этим слоном ухаживал. Араб получал в Москве большое жалованье. Это подметили русские бражники (т. е. беспутные люди, пропойцы)… Вот этот-то араб был оклеветан и оговорен русскими вместе со своим слоном, что будто бы чума, о которой в Москве и не думали, произошла от него и его слона. Тогда араба и его слона сослали в опале в посад Городецкой. Араб умер там, и великий князь послал дворянина с наказом умертвить слона при помощи окрестных сох и посадских. Слон стоял в сарае, а кругом сарая был тын. Неподалеку от него схоронили араба. Тогда слон проломил тын и улегся на могиле».

Миниатюра из лицевого Букваря Кариона Истомина, XVII в. Опубл.: Иванова Ж.Н. Древнерусская миниатюра в Государственном Историческом музее. Вып. 9. Букварь Кариона Истомина. М., 1988

Миниатюра Синодика, XVIII в.
РГБ. Ф. 299. Собр. Н.С. Тихонравова, № 341

Однако отсутствие возможности увидеть живого слона – это лишь одна из причин, по которой слоны на изображениях иногда не похожи на себя, ведь описания животного, сделанные даже теми, кто его увидел, порой бывают достаточно курьезны. Так, к петровскому времени относится следующее описание очевидца:

«Небывалое зрителище – превелий слон зверь. Имея нози длиною с человека толсты яко бревно, толстотелесен, недолог по высоте, безшерстен, великоглав, черновиден, горбоспинен, задопокляп, ступанием медведоподобен, от верхния губы имея (нарещи) нос или губа или хобот, яко рукав платна висящ до земли, им же яко рукою брашно и питье приимет, и согнув в уста своя отдаёт. От верхних зубов два зуба велики вне торчат сюду и сюду, уши имея велики, яко заслоны печныя, рожки малы, подобны агнчим, хвост подобен воловьему».

А в то же самое время с настоящего слона была сделана такая гравюра, которой не уступают в точности деталей и некоторые другие средневековые изображения.

Гравюра Питера Пикара «Торжественное вступление персидского посольства в Москву 3 октября 1712 года». ГМИИ им. А.С. Пушкина, собр. Д.А.Ровинского.

Слон олицетворяет мудрость, силу и благоразумие. Он служит в Индии, Китае и Африке эмблемой царской власти и символизирует качества, необходимые для хорошего правителя — достоинство, проницательность, интеллект, терпение, а также верность, миролюбие, долголетие, процветание, счастье. В странах Азии и Африки слон как эмблема играет ту же роль, что и орел или лев в странах Европы и Америки.
В Древней Индии слон — символ священной мудрости, царского достоинства, непобедимой мощи и благоразумия. Могучий Индра, глава пантеона, объезжает свои владения на прекрасном белом слоне Айравате, который появился на свет в океане. Этот слон- главный из мировых слонов, дигнагов, хранителей стран света. Огромные, как горы, с четырьмя клыками у каждого, дигнаги с четырех сторон поддерживают землю.
Ганеша, бог счастья с головой слона, — предводитель ганов, низших божеств, которые составляли свиту Шивы, отца Ганеши. Он зовется Устранителем Препятствий (Вигнешвара) и является богом мудрости и литературы. По преданию, бивнем Ганеши написан великий эпос «Махабхарата».
В буддизме слон — наиболее почитаемое священное животное, символ духовного знания и стабильности. Он посвящен Будде, поскольку царице Майе во сне явился белый слон, возвестивший о рождении царственного владыки мира Будды Гаутамы. Белый слон — cимвол бодхисаттвы, освободителя людей от оков земного бытия. Это символ сострадания, любви, доброты и благоразумия. Он также является одной из Драгоценностей Закона, ездовым животным, «ваханой», боддхисаттвы. На белом слоне восседает Акшобхья.
У китайцев слон олицетворяет силу, осмотрительность, проницательность, энергию, верховную власть, а также символизирует долголетие, преодоление смерти.
В греко-римской традиции слон является атрибутом Меркурия, эмблемой мудрости. Плиний называет слона религиозным животным, поклоняющимся Солнцу и звездам, очищающим себя в новолуние, когда, купаясь в реке, он взывает к Небесам. В представлениях древних римлян слон ассоциировался с победой и в изобразительном искусстве персонифицировал Славу, а также означал долголетие, бессмертие, победу над смертью.
Позднее эти представления отразились в христианской традиции, где слон стал символом победы Христа над смертью и злом — в этом случае слона изображают растаптывающим змею.
В средневековой Европе слон, вместе с единорогом, был отнесен к мифическим животным, встречающимся только в сказках. Слон часто встречается на картинах, изображающих рай, а со времен крестовых походов его изображение появляется на гербах. В глубинной психологии слон служит воплощением мудрости и неагрессивной мощи.

Рейтинг

  

0.0

(0 голосов)




💬
Комментировать

2



👍
Нравится

4

С 15 октября по 11 ноября в Малом зале музея проходит выставка «Семь слонов счастья», на которой мы попытались раскрыть причины коллекционирования предметов с символикой слона и магического влияния этого восточного животного на русского человека.
Почему предметы с символикой слона стали коллекционировать в России? Как менялось отношение людей к данному образу? Какие причины стоят за  столь трепетным отношением к данному животному? Как относятся к образу слона в разных культурах?  В данной статье мы расскажем о наших наблюдениях и выводах. 

Три слепца  захотели узнать, что есть слон.

 Один ощупал его ногу и сказал: «Слон подобен

 колонне». Другой потрогал  животное за хвост и

сказал, подумав,:  «Слон подобен  веревке».   А

третий  слепец  прикоснулся к  хоботу и  сказал:

«Слон подобен змее». Никто из них не угадал…

(Древнеиндийская притча)

Слон — удивительное существо, которое будоражит воображение европейцев и считается священным на Востоке. Его без преувеличения можно причислить к самым символичным созданиям на Земле.  По мнению многих людей, слон олицетворяет мудрость, долголетие, поистине царское достоинство, благосостояние и  удачу, и не удивительно, что фигурки этих животных – очень популярные предметы коллекционирования.

На выставке, предложенной вниманию зрителей, можно увидеть более двухсот   фигурок слонов и слоников второй половины ХХ – начала нынешнего века.  Основу экспозиции составляют произведения из фондов  Петербургского музея кукол, а также  фигурки слонов из частных собраний петербургских коллекционеров Марьяны Ганичевой и  Валерии Толочковой. Существенную часть экспонатов передали музею супруги Татьяна и Роман Пресняковы. Здесь собраны произведения малой пластики, детские игрушки, авторские, театральные, сувенирные куклы, бижутерия и даже необычные предметы быта в форме слонов!

Вероятно, все  частные коллекции начинались когда-то с сувенира, который будущему «слонолюбу» подарили друзья или родственники. На вопрос, почему именно слоники, хозяйка одной из маленьких коллекций, представленной на выставке, Валерия Толочкова ответила просто: «Они приносят счастье.  Даже если бывает грустно, посмотришь на милые и забавные фигурки, и на душе  становится легче».  Не случайно череда слоников на полке над диваном, в серванте или на крышке радиоприемника еще относительно недавно, в середине ХХ века, была привычной частью интерьера!

Слоники, в том числе и знаменитая композиция из 7 фигурок «мал мала меньше», была распространена в народной среде в течение всего XX века не только  в России, но и  в странах Европы. Мода на  экзотику Востока началась еще со времен «Модерна»: декоративные фигурки из кости, металла, камня, фарфора встречались нередко.  На рубеже веков из Индии пришел к нам обычай дарить семь слоников «на счастье» — древняя индийская традиция выражала пожелание счастья и долголетия, а на более глубоком уровне символизировала вечность и преодоление смерти (такое значение индусы придавали талисману из семи слоников разной величины). Особенно они стали популярны в 1930-1950 годы. Выставленные на белой вышитой салфетке в каком-нибудь почетном месте в доме, семь слоников счастья конкурировали лишь с небольшими бюстами вождей и писателей. « Ах, слоники, прелестные слоники! Вы — наши кумиры, мы — ваши поклонники»,- красноречиво гласил припев песенки 50-х годов.

«Благоденствовали» слоники и в 60-е, когда они были излюбленными подарками на всевозможные торжества. Именно к этому времени относятся самые ранние фигурки, показанные на экспозиции.

Позднее, уже в начале 1970-х  фигурки слоников, так же как фикус в кадке, канарейка в клетке,  были названы признаком мещанства. Однако слоны и слоники, исчезнув из «обывательского» интерьера, пополняли более изысканные коллекции.

Кроме того народной симпатией на протяжении последних сорока лет пользовались (и пользуются) детские игрушки в форме слонов – отечественные, немецкие, а затем и китайские фигурки слонов (мягконабивные, резиновые, пластмассовые). Они продолжали радовать неравнодушных малышей и взрослых. За стеклами витрин расположилось множество подобных  игрушек из ленинградских — петербургских семей, очень трогательных и почти «живых».  Каждая игрушка имеет свою «историю» и наверняка научила чему-то доброму своего юного хозяина или хозяйку! 

                                                      

 Одни из наиболее интересных экспонатов выставки – театральные куклы из Индии и Непала. В 70-90-е годы эти марионетки участвовали в уличных представлениях, играли главные роли, знакомя подрастающее поколение с  самыми лучшими качествами благородного, сильного и мудрого персонажа. Отслужив свой срок, «слоники-актеры», вошли в состав частной коллекции и переселились в город на Неве.

В годы перестройки  слоники, «опрокинув» советские стереотипы, снова стали востребованы, как нечто  экзотическое. В конце столетия они появились на блошиных рынках, в антикварных лавках. Магазины типа «Ганг» щедро  стали снабжать россиян фигурками слоников. В зале музея показаны небольшие и совсем крошечные коллекционные фигурки того времени, созданные из самых различных материалов: дерево,  керамика, камень, пластик.

Авторский слон 1990-х – большая мягкая игрушка Пани Карчевской, Стремясь создать новаторское, экспериментальное произведение, художница придумала необычную выкройку для своего творения. Игрушечный слон  и сейчас выглядит довольно оригинально.

 В наши дни новую  волну интереса к слоникам можно связать с увлечением Фен-шуй.  Фэн-шуй использует фигурки слонов, как мощные «предметы силы», способные притянуть в дом удачу и процветание, уберечь от зла, обрести долгожданного наследника. Считается, что вереница из семи слоников гармонизируют пространство. Что ж, слоников опять с удовольствием ставят на видное место во многих домах! Современные сувениры (китайские, индийские и отечественные) занимают достойное место в музейной экспозиции.

Вдохновляются чудесными животными и современные художники. В зале представлены интерьерные куклы Натальи Овчинниковой: «Прогулка» в дождливый день верхом на могучем защитнике слоне, «Любимая игрушка» задумчивого клоуна — философские, немного грустные произведения. В другой витрине находится прекрасная жизнеутверждающая композиция Жаннеты Соловьевой «Оптимизм». Радостно «обнимая» мир, раскинул передние лапы ее керамический слоник.  Все та же древняя символика, только на новый лад. Вера в светлую магию слонов оказалась неистребима!

 * * *

О том, что слон весьма почитаем в некоторых странах, знают многие. Это животное, олицетворяя мудрость, силу и благоразумие, играет в эмблемах  стран  Азии и Африки ту же роль, что и орел или лев в Европе и Америке. Слон служит в Индии, Китае и на Африканском континенте символом царской власти и воплощает в себе качества, необходимые для хорошего правителя: достоинство, проницательность, интеллект, терпение, а также верность, миролюбие, долголетие, процветание и счастье.

Нога у слона больше, чем у любого другого животного. Слон может идти через самые непроходимые и густые джунгли. Таким образом он проявляет качество лидера, который показывает путь для других. Слон очень разумен, а также известен своей преданностью и благодарностью. При любых обстоятельствах, даже умирая, он не забудет своего господина, ради которого он способен пожертвовать жизнью.

В Древней Индии слон — символ священной мудрости, царского достоинства, непобедимой мощи и благоразумия. Могучий Индра, глава пантеона, объезжает свои владения на прекрасном белом слоне Айравате, который появился на свет при пахтанье (взбалтывании) девами и асурами океана. Этот слон — главный из мировых слонов, дигнагов, хранителей стран света. Огромные, как горы, с четырьмя клыками у каждого, дигнаги с четырех сторон поддерживают землю.

Ганеша, индуистский Бог счастья и устранения препятствий с головой слона, — предводитель ганов, низших божеств, которые составляли свиту Шивы, отца Ганеши. Он зовется Устранителем Препятствий (Вигнешвара) и является богом мудрости и литературы. По преданию, бивнем Ганеши написан великий эпос «Махабхарата».

 Индийцы твердо верят, что увидеть себя во сне верхом на слоне — верный признак того, что ты в обозримом будущем станешь баловнем судьбы, и ее дары посыплются на тебя «как из рога изобилия».  Если же в Индии или Непале вам встретится мужчина с украшением в виде слона, знайте, что перед вами замечательный человек, сделавший в своей жизни много хорошего! Украшения в виде слона ему, скорее всего, подарили за достойные поступки.

В буддистской традиции слон — самое почитаемое священное животное, символ духовного знания и стабильности. Он посвящен Будде, поскольку царице Майе во сне явился белый слон, возвестивший о рождении царственного владыки мира Будды Гаутамы. Белый слон — символ Бодхисаттвы, освободителя людей от оков земного бытия. Это символ сострадания, любви, доброты и благоразумия. Он также является одной из Драгоценностей Закона,  «ваханой» (ездовым животным) Бодхисаттвы. На белом слоне восседает один из пяти Будд Мудрости Акшобхья.

Белые слоны (то есть слоны-альбиносы) действительно существуют в природе и пользуются особым расположением человека. Белизна слона олицетворяет беспорочность и добродетельность. Обладать белым слоном в древности могли только могущественные монархи. И они при всех своих титулах одним из важнейших считали титул «Владетеля белого слона». Чтобы добыть его, цари объявляли друг другу воины или нападали без предупреждения, вели кровопролитные сражения. И сегодня, например, в Сиаме, такой слон становится «живым культом», счастливчиком, за которым ухаживают как за царевичем до конца его дней.

В Таиланде существует любопытное поверье, что люди, пробежавшие под хоботом слона, обретут счастье в жизни. Но местные жители спокойно проходят мимо каменных изваяний: для этого нужен живой слон. Более того, животное должно быть из деревни, иначе, как считают, процедура превратится в насмешку над древней традицией. Что же касается детей, то они до достижения зрелости, должны пройти под брюхом деревенского слона как под некоей «аркой судьбы». Считается, что это принесет счастье в дальнейшей жизни им и их семьям.

Древнекитайская наука Фэн-шуй утверждает, что слон является олицетворением удачи и счастья. В Китае слон символически связан с силой, осмотрительностью, проницательностью, энергией, верховной властью, а также с долголетием, преодолением смерти. Для китайцев он также символизирует эффективное средство борьбы со злыми враждебными духами. Возле надгробий династии Минг путь, ведущий к усыпальницам, сторожат огромные каменные фигуры стоящих и коленопреклонённых слонов. Легенда говорит, что  эти слоны способны помочь бездетным женщинам, которые попросят их о долгожданном наследнике.

В греко-римской традиции слон является атрибутом Меркурия, эмблемой мудрости. Плиний называет слона религиозным животным, поклоняющимся Солнцу и звездам, очищающим себя в новолуние, когда купаясь в реке, он взывает к Небесам. В представлениях древних римлян слон ассоциировался с победой и в изобразительном искусстве персонифицировал Славу, а также означал долголетие, бессмертие, победу над смертью.

Позднее эти представления отразились и в христианской традиции, где слон стал символом победы Христа над смертью и злом (в этом случае животное изображают растаптывающим змею).  Слон часто встречается на картинах, изображающих рай, а со времен крестовых походов его изображение появляется на гербах. В средневековой Европе слон, вместе с единорогом, был отнесен к мифическим существам, которые встречаются только в сказках…

Европейцы, не знакомые с живыми слонами, на протяжении столетий воспринимали их как нечто символическое, обитающее на «Востоке», как некое воплощение восточной мудрости, чего-то сакрального, как некое чудо. В этом смысле весьма интересен рассказ А.И. Куприна, один из лучших рассказов для детей, написанных в России, — история о девочке, которая выздоровела от тяжелой болезни, когда к ней в квартиру по её просьбе привели слона — трогательный парафраз евангельского чуда воскрешения Иисусом дочери Иаира.

Обычай дарить «на счастье» именно СЕМЬ слоников, распространившийся у нас с легкой руки индийских ремесленников в начале ХХ века, легко прижился на российской земле. Число 7 считается очень важным в Индии, как в древней арийской ведической системе, так и в Буддизме. В индуизме полагают, что Мировая Гора имеет семь граней, а солнце — семь лучей. Семерка является священным числом Будды— семь символов обозначают его ипостаси, семь шагов Будды символизируют восхождение по семи космическим ступеням, выходящим за пределы времени и пространства. Поэтому индийский талисман из семи слонов изначально символизировал гармонию мироустройства, вечность и преодоление смерти, на бытовом же уровне способствовал благоденствию, долголетию, охранял от зла.

Благодарим за текст искусствоведа Викторию Ведину.

Животные являются символами наших влечений и инстинктов. Если человек превращается в животное, то это означает спускание наделенной разумом — человеческой — сущностной силы в инстинктивно-чувственное. Если же животное становится человеком, то происходит обратный процесс: из чисто инстинктивного, наполненного влечениями переживания образуется сознательное, душевно-духовное переживание.
Говорящие животные в сказках указывают на то, что и в инстинктах присутствуют большая содержательность и выразительность.

а) Полевые и лесные животные.

Волк. Обладая необузданной жадностью и «сатанинской» хитростью, волк умеет обеспечить себя добычей. Так, он становится образом того, кто проглатывает живое, несет душе смерть; он олицетворяет собой ту власть заблуждения к лжи, которая хотела бы отринуть примат духовного и вовлекает внутреннюю жизнь во мрак материализма, (в мифе «Волк Фенрир»). В положительном смысле: здоровый материализм как противовес бегству от мира.

Еж. Он может свернуться в шар и снова раскрыться. «Сворачиваться в шар» в духовном смысле означает: постичь космос, понять его во внутреннем объединении. «Снова раскрыться» означает: в следующее мгновение снова пребывать в обычном состоянии сознания. В средние века он служил символом посвященных.

Заяц. Это травоядное животное не причиняет страдания никакому другому существу, самое преследуемое изо всех животных. Если собаки травят зайца и он не может больше убегать, то другой заяц отвлекает собак на себя и спасает преследуемого. Так заяц стал образом инстинктивного, самоотверженного Я, которое никому не причиняет страданий, само, однако, часто подвергается преследованиям со стороны себялюбцев, рискует своей жизнью за своих братьев.

Змея: Чаще всего змея предстает как дьявольская сила, каковой она являет себя в истории сотворения мира. Здесь она есть образ природы вожделения. В образе белой змеи проявляется та жизненная сила, которая осталась невинной. Змея — это то животное, которое обладает способностью снова и снова менять кожу и таким образом обновляться. Так, начиная с древнейших времен, она становится в мифах и сказках почти всех народов образом обновляющихся сил.

Косуля: С косулей мы связываем нечто робкое, мимолетное, блуждающее. Так, косуля и в сказке является образом бесцельного, инстинктивного блуждания, не имеющего плана исканий, которые, наличествуя в избытке, делают чело¬века непостоянным, изменчивым и поверхностным.

Лев: Его мощно развитая головная и грудная части, в которых сконцентрирована вся выразительная сила, его смелость и сила, которые в любое мгновение могут привести к прыжку, делают его символом сердечного мужества и сердечной отваги, но также и безрассудной смелости и заносчивости.

Лис: Изворотливый, хитрый лис представляет ту хитрость, которая сначала живет в человеке как самостоятельный инстинкт где-то на заднем плане; он разрешен и необходим в виде чистого природного инстинкта. Гёте посвятил ему целый эпос. Но лис нуждается в приручении, иначе он думает только о собственной выгоде и при любой возможности беспрепятственно добивается своего.

Медведь: Его неуклюжее, тяжелое тело, с одной стороны, с другой — определенная ловкость, которая в прямохождении и исполнении танцев достигает удивительного сходства с человеком, его тупая сонливость вкупе с внезапной бодростью делают его образом неповоротливости, неуклюжести, равно как и смутных, глухих страстен, которые непрестанно тянут нас вниз и желают подчинить нас земному, так что энергия и активность духа теряют силу, и сила выпрямления истинной человечности не может стать действенной. Это животное-символ, наиболее часто встречающееся в русских сказках.
В положительном же смысле та же самая сила может способствовать развитию отличного земного трудолюбия, порядочности и верности всякому связанному с оседлостью делу. Излюбленное животное, изображаемое и на гербах.

Муравей: Он живет, будучи совершенно обращен к земле, сооружает свои крепости из земли и остатков растений, обрабатывая, таким образом, преимущественно «мертвую» материю. Уже у древних трудолюбие муравья вошло в поговорку. Это также и то качество, которое позволяет ему стать в сказках символом усердия, направленного на земное.

Мышь: В «Фаусте» Гёте не случайно называет Мефистофеля властителем над крысами и мышами. То, как мышь грызет что-то и роется в земле, как она, подобно привидению, мелькает там и сям, ее появление и исчезновение несут в себе что-то жуткое. Это делает ее образом односторонней прикрепленности к земному, часто образом родства с дьявольскими силами. Эта прикрепленность к земному может, будучи положительным качеством, превратить мышку в помощника.

Олень: Его ветвистые рога по своему происхождению являются не костью и не рогом, а поднятым вверх разветвлением кровеносной системы. То, что он может поднять свою кровь над собой, и именно над головой, в которой господствуют процессы разрушения, делает его образом стремящегося вверх. Во многих сказаниях говорится об этом совершенно реально переживаемом символе. Основание не¬которых монастырей восходит к этому моменту (ср. белый и золотой олень, олень Губерта).

Пчела: Она превращает тончайшие субстанции растений в солнечную пищу меда. Она не ведет никакой собственной жизни, а растворяется в общей сущности пчелиного народа. Жизнь и деятельность находятся под господством Солнца. Половое начало сконцентрировано на матке. Пчелы являются символом социальности, не ищущей для себя выгоды.

Тигр и пантера: набрасываются на свою жертву, раздирают и разрывают ее на клочки. В отрицательном смысле они суть образ внутренней разорванности, полного отсутствия концентрации. В положительном смысле: образ обретения самостоятельности путем энергичного вырывания себя из сдерживающих пут.

6) Домашние животные

Бык. Он является образом живущей в нижнем человеке мощной волн влечения которая действует в сфере обмена веществ и в половой сфере. Бои быков ранних культур указывают на овладеваете этими влечениями и на преодоление их.

Коза: Все смакующая, заглядывающая в каждый угол, повсюду лакомящаяся. Коза становится образом любопытства и наивной любознательности. В мифе: «Гайдрун, коза Вотана». Чьей может быть коза, о том идет речь в сказке.

Корова: У коровы, как у семь раз переваривающего пищу жвачного животного, особенно сильно выразилась функция обмена веществ. Во внутренне-человеческом она является образом питающей жизненной силы в сфере обмена веществ. Материнская основа связанных с быком волевых влечений.

Кошка: Она одновременно домашнее животное и хищник. Вечером ее жизнь инстинктов становится особенно активной; увлеченная игрой и ласковая, совершенно неожиданно пробудившись из глубокой сонливости, готовая к прыжку, она становится символом любовного влечения, которое, проснувшись в невинной занятости игрой, может неожиданно охватить человека. Египетская богиня любовных чар, Бастет, изображалась с головой кошки.

Лошадь: На протяжении тысячелетий лошадь содержится как благородное животное для верховой езды. Им легко управлять, и оно обладает высоким интеллектом. Символ инстинктивного разума, который правящий человеческий дух ведет к разнообразным целям. Тот, кто взнуздывает свою лошадь, овладевает силами мысли.

Осел: Это вьючное животное, не используемое для верховой езды, исключительно раздвоенное по своей сущности, умное и мудрое в своей инстинктивной уверенности, но также и непредсказуемое и упрямое; терпеливое в таскании груза, строптивое по отношению к погонщику. Он есть образ нашей телесной природы, которая потеряла ясновидящее празнание, как это описано в египетском мифе, зато приобрела интеллектуальный разум, вследствие чего двояко проявляет себя в своей сущности и в волении.Образные выражения: «я осел», «держи уши торчком», «упрямый, как осел».

Свинья: Уже в древней символике животных было упомянуто отношение свиньи к богине земли и к вещественной земле. Ее страсть разрывать землю и валяться в земле дела¬ют ее образом односторонней склонности к земному.

Собака: Самое выдающееся ее качество — это ее чувство обоняния, нюх. Так она стала символом нашего чутья, мы говорим: «У меня было чутье на это». Она является подпороговым инстинктом; разнообразно, как разнообразны многочисленные породы собак, проявляет себя соответствующий им инстинкт. Хорошая собака — это внутренний искатель тропы, злая собака — это вынюхиватель, который выведывает низменное и подлое. Цинизм означает мышление на собачий лад. Греки воспринимали этот инстинкт на пороге между посторонним в человеке.

в) Животные, живущие в воде

Жаба: В наших сказках она символ проявления пола, точнее сказать, сексуальности.
Стремящиеся куда-то прочь жабы на средневековых соборах указывают на очистительное отталкивание.

Лягушка: Она чувствует себя в своей стихии и в воде, и на суше; она исключительно чувствительно реагирует на погодные и атмосферные явления, поэтому ее охотно считали предсказательницей погоды. В своем развитии от жабродышащей до дышащей легкими она проходит различные стадии. С учетом этого превращения она становится символом подпороговой метаморфозы человеческого сознания.
«Жить в воде и на суше» означает: иметь свое обиталище в душевно-волнующемся мире так же, как и в материальном, предметном чувственном мире. Лягушка есть образ способности в любое время чувствовать духовное содержание настроений и постигать их как духовную атмосферу, то есть она может быть предсказательницей погоды в духовном смысле.

Рыба: Она не имеет собственного тепла и составляет единое целое с окружающим ее водным миром. Она не развила еще тепла крови, а с ним и эгоизма, она есть образ безгрешной (необособленной) невинной природы.
Рыба служит также образом для духовных переживаний, для мыслей, которые не думаются, то есть не прядутся, а образно «всплывают» из глубин душевного.

ПТИЦЫ

а) Птицы, живущие в воздухе

Их стихия — царство воздуха. На греческом языке воздух называется «pneuma», что означает также «дух». Это двойное значение слова указывает на образ: подобно тому, как поднимается в воздух птица, поднимается и мысль в царство духа. Мы говорим о высоком духовном полете, о силе полета мысли.
Мы ведь говорим: «У кого-то есть птица» , если его мысли слишком высоко залетают.

Ворон: Серьезно и с достоинством шествует блестяще-черная птица и выглядит при этом, как задумчивый ученый. Хугин и Мунин — разум и память — так звали воронов Вотана, они были его посланцами: образ инстинктивно духовных сил, которые соединяли дух народа с народом. В связи с растущим обособлением этого народа и его отделением от божественного сверхчувственного мира Вотан вынужден был опасаться, что вороны больше не вернутся к нему, так как отношение между чувственным и духовным мирами затемнилось. Это затемнение может произойти и во внутреннем мире человека; ворон стал образом мудрости, которая погрузилась во тьму.

Ворона: Ворона указывает на тайные, скрытные мысли, на обеднение в духовном. В определенном контексте и сорока служит отрицательным образом, прежде всего в русских сказках. Однако с учетом ее черно-белой окраски сорока становится образом соединения двух миров, сверхчувственного белого и темного чувственного. Сорока представляет собой полную значения птицу души. Вольфрам фон Эшейбах помещает ее в начало своего «Парсифаля».

Голубь: Для орнитологов он является своего рода представителем всего птичьего мира; он объединяет в себе куриных, или бегающих, птиц, птиц летающих и, благодаря его исключительной способности к голосовым вариациям, пев¬чих птиц. Его оперение пронизано символическими числовыми отношениями: 10 маховых перьев плеча, 10 маховых перьев кисти, 12 хвостовых перьев. Его необычный высокий полег, особая красота снижающегося полета — обратите внимание на фигуры, которые выполняет голубиная стая, — делают голубя символом высокой, спускающейся духовности.

Жаворонок. Так как эта птица поднимается ввысь и при этом неустанно поет свою песню, в сказках она воплощает стремящуюся ввысь искренность, кротость и благочестие.

Орел и сокол суть образы высочайшего духовного полета. По этой причине их любили брать лейтмотивом на гербах, головные украшения из перьев индейских племен.

Павлин. Павлин с его многочисленными «глазами» на поднятом вверх оперении является символом возвышенного образного видения, имагинации. (Ср. павлина на древних мозаиках, обозначение «павлиний трон».) То, что павлин обозначает будто бы тщеславие, является надуманной алле¬горией.

Петух: Это образ нашего низшего Я.

Сокол. См. «Орел».

Соловей. Ночью, которая есть время сновидений, поет он свою томно-прекрасную песню. Так, его образ указывает на бессознательно сновидческое переживание, которое может быть прекрасным, но при притупленном восприятии — и полным опасности.

Сорока: См. «Ворона».

Ястреб: Он является образом низвергающейся вниз мысли в противоположность стремящимся ввысь мыслям в образе орла и сокола.

6) Птицы, живущие в воде

Водные птицы могут плавать, нырять или подниматься в воздух, причем часто они покрывают длиннейшие расстояния. В то время как стихия воздуха указывает на духовное, вода является образом колеблющегося, волнующегося, не¬постоянного душевного мира.

Гусь: Гусей нелегко пасти, они постоянно разбегаются.
Наши чувства тоже тяжело «пасти». Неожиданно отвлеченные на внешний мир, они нуждаются во внутреннем собирании. Лейтмотив рыцарей и трубадуров гласил: «Паси (оберегай) свои чувства»; немецкая сказка говорит: «Паси гусей».

Лебедь: Инстинктивная, чистая, очень сильно скрытая сущностная сила, которая передвигается прежде всего в душевном, но может совершать и высокий полет, то есть может подниматься к духовному.

Утка: На воде она полна грации, на суше же отличается неуклюжестью. Таким образом, она становится символом способности с уверенностью и грацией передвигаться в колеблющемся мире ощущений и чувств, то есть уметь владеть миром души. Часто встречающийся символ на Востоке и Дальнем Востоке.

Из книги ФРИДЕЛЬ ЛЕНЦ «ОБРАЗНЫЙ ЯЗЫК НАРОДНЫХ СКАЗОК»
Перевод с немецкого Т.М. Большаковой и Л. В. Куниной

May 1 2010, 00:49

Category:

  • Животные
  • Cancel

Слон в религиях и мифах


Слон олицетворяет мудрость, силу и благоразумие. Он служит в Индии, Китае и Африке эмблемой царской власти и символизирует качества, необходимые для хорошего правителя — достоинство, проницательность, интеллект, терпение, а также верность, миролюбие, долголетие, процветание, счастье. В странах Азии и Африки слон как эмблема играет ту же роль, что и орел или лев в странах Европы и Америки.

      В Древней Индии слон — символ священной мудрости, царского достоинства, непобедимой мощи и благоразумия.

В древнеиндийской мифологии первый небесный слон, ставший прародителем всех слонов; он считается ездовым животным и боевым слоном бога Индры. По одному из мифов, Айравата — главный из 8 белых космических слонов, появившихся на свет из скорлупы мирового яйца при сотворении мира и охранявших все стороны света. Айравата считается хранителем Востока, он могуч и неустрашим в сражениях. О его силе и доблести свидетельствует распространенное в древних мифах выражение: «Подобно Айравате в битве».

Первые потомки Айраваты были белоснежными крылатыми слонами, летающими по воздуху. Однажды они потревожили покой мудреца, и после его проклятия они потеряли способность летать. В Индии до сих пор сохранилось поверье, согласно которому белые слоны наделены магическим даром создавать облака.Могучий Индра, глава пантеона, объезжает свои владения на прекрасном белом слоне Айравате, который появился на свет при пахтанье океана. Этот слон- главный из мировых слонов, дигнагов, хранителей стран света. Огромные, как горы, с четырьмя клыками у каждого, дигнаги с четырех сторон поддерживают землю.

      Ганеша, бог счастья с головой слона, — предводитель ганов, низших божеств, которые составляли свиту Шивы, отца Ганеши. Он зовется Устранителем Препятствий (Вигнешвара) и является богом мудрости и литературы. По преданию, бивнем Ганеши написан великий эпос «Махабхарата».

      В буддизме слон — наиболее почитаемое священное животное, символ духовного знания и стабильности. Он посвящен Будде, поскольку царице Майе во сне явился белый слон, возвестивший о рождении царственного владыки мира Будды Гаутамы. Белый слон — cимвол бодхисаттвы, освободителя людей от оков земного бытия. Это символ сострадания, любви, доброты и благоразумия. Он также является одной из Драгоценностей Закона, ездовым животным, «ваханой», боддхисаттвы. На белом слоне восседает Акшобхья.

      У китайцев слон олицетворяет силу, осмотрительность, проницательность, энергию, верховную власть, а также символизирует долголетие, преодоление смерти.

      В греко-римской традиции слон является атрибутом Меркурия, эмблемой мудрости. Плиний называет слона религиозным животным, поклоняющимся Солнцу и звездам, очищающим себя в новолуние, когда, купаясь в реке, он взывает к Небесам. В представлениях древних римлян слон ассоциировался с победой и в изобразительном искусстве персонифицировал Славу, а также означал долголетие, бессмертие, победу над смертью. Позднее эти представления отразились в христианской традиции, где слон стал символом победы Христа над смертью и злом — в этом случае слона изображают растаптывающим змею.

      В средневековой Европе слон, вместе с единорогом, был отнесен к мифическим животным, встречающимся только в сказках. Слон часто встречается на картинах, изображающих рай, а со времен крестовых походов его изображение появляется на гербах. В глубинной психологии слон служит воплощением мудрости и неагрессивной мощи.



Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Образ скотинина в комедии недоросль сочинение
  • Образ татьяны лариной в романе евгений онегин сочинение
  • Образ сказителя рассказчика и пересмешника в сказках и поэме руслан и людмила
  • Образ татьяны в евгении онегине сочинение 9 класс
  • Образ символ атлантиды в рассказе бунина господин из сан франциско сочинение

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии