Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза
генерала-майора Ивана Ивановича Жемчужникова»
города Лебедяни Липецкой области
секция: филология
«Образ Снегурочки в «Весенней сказке» А.Н. Островского и в произведениях УНТ»
Автор работы: Кукушкина Ангелина, 7Г класс
Руководитель: Мальцева Татьяна Николаевна,
учитель русского языка и литературы
Лебедянь, 2018
Содержание
1 Введение___________________________________________________ __________2 стр
2 Основная часть_______________________________________________________4 стр
2.1 История создания сказки-пьесы А.Н. Островского «Снегурочка» ____________4 стр
2.2 Сказки, мифы и легенды о Снегурочке, нашедшие отражение в одноименном произведении А.Н. Островского «Снегурочка»_______________________________ 7 стр
2.3 Образ Снегурочки в устном народном творчестве________________________10 стр
2.4 Образ Снегурочки в произведении А.Н.Островского «Весенняя сказка»______11 стр
2.5 Отличие между Снегурочками из русских народных сказок и Снегурочкой из произведения А.Н. Островского___________________________________________15 стр
2.6 Социологический опрос_______________________________________________16 стр
3. Заключение_________________________________________________________17 стр
4. Литература_________________________________________________________18 стр
- Введение.
У русского народа очень много праздников. Один из самых ярких и любимых – Новый год. Мне нравится наряжать елку, украшать комнату различными гирляндами. В Новый год исполняются все желания. Дед Мороз раздает подарки.
Сколько лет Деду Морозу? Когда он появился?
Приблизительно в одно время с елкой постоянным персонажем новогоднего праздника становится Дед Мороз, хотя возраст сказочного деда уже перевалил за тысячу лет.
До сих пор никто точно не знает, откуда к нам пришел Дед Мороз, и кто был его прототипом. В разных странах – разные мнения. Одни считают, что Дед Мороз-это потомок местных гномов, другие — средневековых бродячих жонглеров, третьи – странствующих продавцов игрушек. Но все это только предположения, на самом деле, узнать кто такой Дед Мороз и откуда он взялся, очень трудно.
Многие думают, что Дед Мороз имеет русское происхождение, а его родословная восходит к образу морозного старика из русских народных сказок. Это не совсем так, вернее – совсем не так.
В преданиях наших предков издревле существовал Мороз – повелитель зимних холодов. В его образе нашли отражение представления древних славян о Карачуне – боге зимней стужи. Мороза представляли в образе старичка низенького роста с длинной седой бородой. С ноября по март у Мороза всегда много работы. Он бегает по лесам и стучит своим посохом, отчего случаются трескучие морозы. Мороз проносится по улицам и раскрашивает оконные стекла узорами. Он леденит гладь озер и рек. Мороз щиплет за нос, дарит нам румянец, веселит пушистыми снегопадами.
Этот образ зимнего повелителя художественно развивается и воплощается в русских сказках в образах Деда Студенца, Деда Трескуна, Мороза Ивановича, Морозко. Однако, хотя эти морозные деды не были лишены чувства справедливости и сострадания и иногда одаривали забредающих в их владения добрых и трудолюбивых людей, они не были связаны с приходом Нового года, и раздавать подарки не было их главной заботой.
Прообразом современного Деда Мороза считают реального человека по имени Николай, родившегося в III веке в Малой Азии (на берегу Средиземного моря) в богатой семье и впоследствии ставшего епископом. унаследовав немалое состояние, Николай помогал бедным, нуждающимся, несчастным и особенно заботился о детях. После смерти Николай был канонизирован.
В России Святой Николай, прозванный Николаем Чудотворцем или Николаем Мирликийским, также снискал славу и поклонение, став одним из самых почитаемых святых. Его считали своим покровителем и заступником мореплаватели и рыбаки, но особенно много доброго и чудесного сделал этот святой для детей.
О милосердии и заступничестве Святого Николая в отношении детей существует много преданий и легенд.
Одеяние Деда Мороза, также как и его образ, претерпело значительные изменения. Он изображается как старик в цветной-голубой, синей, красной или белой шубе, с длинной белой бородой и посохом в руке, в валенках. ездит на тройке лошадей.
Уже много лет одним из любимых и всеми обожаемых персонажей Нового года является эта прекрасная и милая девушка. Еще древние славяне почитали образ Снегурочки, дочери Снежной Царицы и Мороза. Однако в народных обрядах такой персонаж не фигурировал. К нам Снегурочка пришла из русского народного фольклора как девочка, сделанная из снега и оживающая в народной сказке.
Я задала себе вопросы:
- Как же случилось, что у нас появилась Снегурочка, это живое олицетворение «юности и первой любви»?
- Почему образ Снегурочки встречается только в России?
- Благодаря кому эта девушка стала знаменита и любима нашим народом?
Чтобы ответить на эти вопросы я обратилась к устному народному творчеству, русской народной сказке «Снегурочка», сказке «Девочка Снегурочка» В.И. Даля, сказке А. Островского «Снегурочка», прочитала предания и легенды, связанные с этим образом.
Актуальность моей работы обусловлена тем, что всеми любимый образ Снегурочки недостаточно изучен. В своей работе я постараюсь создать целостный образ этой прекрасной девушки.
Объект исследования: Снегурочка.
Предмет исследования: история Снегурочки.
Методы исследования:
- поисковый (работа с литературой, ресурсами Интернета);
- анализ произведений литературы;
- анализ и сравнение литературного образа;
- обобщение результатов исследования;
- анкетирование учащихся.
Гипотеза исследования: Образ Снегурочки почитаем и любим на Руси во многом благодаря весенней сказке Островского.
На основании вышесказанного я ставлю перед собой следующую цель: исследовать историю возникновения образа Снегурочки и отношение к ней нашего народа.
Для реализации поставленной цели мною были выдвинуты следующие задачи:
1. Изучить историю происхождения Снегурочки;
2. Проанализировать литературу по данной теме;
3. Познакомиться с произведениями о Снегурочке;
4. Выявить сходства и отличия образа Снегурочки в разных произведениях.
- Основная часть.
2.1 История создания сказки-пьесы А.Н. Островского «Снегурочка»
Было в окрестностях Щелыкова одно заветное место, где писатель бывал десятки раз-Ярилина долина и Голубой ключ. Названия эти вызывали воспоминания о масленичных гуляниях и обрядах.
Солнечная поляна, окруженная могучими соснами, рядом с которыми-юные березки и кусты ольшаника. Тихий голубой ключ. Видно песчаное дно. Из него бьют роднички. То ли солнце, пробивающееся сквозь зелень, то ли минеральные соли придают ей неяркий матово-голубой цвет. Благоухание трав и цветов. И над всем этим-небо, подобного которому, кажется, нигде нет. Впечатления так сильны, что складываются в стихи:
Полна чудес могучая природа!
Дары свои обильно рассыпая,
Причудливо она играет; бросит
В болотинке, в забытом уголке
Под кустиком цветок весны жемчужный,
Задумчиво склоненный ландыш брызнет
На белизну его холодной пылью
Серебряной росы,-и дышит цветик
Неуловимым запахом весны…
Но ведь природа, как человек, отдыхает. Она спит, стареет, ее голова покрывается сединой:
Лежат поля остылые. В оковах
Игривые ручьи,-в тиши полночи
Не слышно их стеклянного журчанья.
Леса стоят безмолвны, под снегами
Опущены густые лапы елей,
Как старые нахмуренные брови.
В малинниках, под соснами, стеснились
Холодные потемки, ледяными
Сосульками янтарная смола
Висит с прямых стволов. А в ясном небе,
Как жар, горит луна и звезды блещут
Усиленным сиянием.
Таких стихов возникало все больше.
В Ярилину долину в начале лета на праздник приходили сильные, веселые люди. Целую ночь, с вечера и до утра, звучали над долиной песни в честь солнца, труда, любви. Праздник был связан с идущей от давних языческих времен верой в Ярилу-Солнце.
Александр Николаевич часто бывал на этом празднике. После него долго держалась уверенность: «Сама жизнь-то есть радость». Но иногда возникала и грусть: почему-то казалось, что возле Голубого ключа растаяла пришедшая из далекого детства прекрасная Снегурочка, героиня давно задуманной пьесы-сказки.
…. Когда отец будущего драматурга, Николай Федорович Островский, надумал жениться вторично, то в канун 1836 года по желанию будущей жены, Эмилии Андреевны, он решил сделать детям особенно веселую елку. Вечерами он возвращался домой более оживленным, чем обычно, и приносил им то коробку игрушек, то цветную бумагу. Вместе с няней ребята за большим столом клеили цепи, фонарики, свертывали хлопушки. За работой рассказывали были и небылицы, вспоминали смешные истории. И, конечно, были рассказы о чудесах. Няня говорила, что в дом, где хорошие дети, в праздничную ночь или на елку приходит Дед Мороз и оставляет свои подарки то в большом грибе, будто бы только что принесенном из лесу, то в красном мешке, запорошенном снежком, то прямо под подушкой.
Александр (ему шел тринадцатый год) уже знал, что это-неправда: подарки делаются родителями, а чудом люди называют воплощение своей мечты. Он решил малышам показать на елке чудо, которое они создадут сами-Снегурочку. Сказку о красавице Снегурочке, дочери Весны, знали все дети.
Когда Саша сказал о своем решении, ребята отнеслись к этому с большим жаром. Добрая Наташа притащила свою самую большую куклу, предприимчивый Миша откуда-то принес надорванный пакетик конфетти, няня достала белые и алые лоскутки-работа закипела. Кукле сшили белую шубку и белые сапожки. Голову покрыли алым капором, на руки сделали алые рукавички. Щечки подрумянили красным карандашом-Снегурочка раскраснелась на ветру. Когда все это было готово, на плечи ей посыпали конфетти-проходя по лесу, она покрылась снегом, который начал таять под солнцем, а в капли спрятались цветные лучики.
После «рождения» Снегурочки дня елки ждали с нетерпением. Когда загорелись елочные свечи, отец поздравил детей с праздником, пожелал им здоровья и успехов, на весь вечер и Снегурочкой, и детьми завладел Саша. Он рассказывал и показывал сказку, похожую и непохожую на ту, что дети не раз слышали от старой няни. Ребят поразило, что Снегурочка заговорила нежным голосом. Как живая девочка, она просто и трогательно рассказала, с каким трудом вышла из лесу, через сколько сугробов перебралась, как встретилась с людьми и узнала их. Она спела несколько песен, говорила, какое новое, совсем незнакомое чувство радости испытывает. Ребята прониклись живейшей симпатией к ней, хотели вместе с ней порезвиться. Однако в этот момент откуда-то из-за елки появился лист картона с огромным оранжевым солнцем-это тоже было неожиданностью. Всем стало еще интереснее. А Снегурочка начала плакать, жаловаться, уходить в сторону-и затем своим уже голосом Саша печально возвестил, что она растаяла. [1]
2.2 Сказки, мифы и легенды о Снегурочке, нашедшие отражение в одноименном произведении А.Н.Островского «Снегурочка»
Все мы родом из детства, а в детстве мы верим в чудеса, сказки. Конечно же, все мы знаем такого сказочного персонажа как девочка — Снегурочка. Но, к сожалению, мало кто знает, откуда к нам пришел этот образ.
Значения слова «Снегурочка» в толковых словарях русского языка:
Толковый словарь Ожегова.
снегурочка — сказочная снежная девушка, тающая под весенними лучами солнца
Пример: Дед Мороз и С. (традиционные персонажи новогодних праздников).
Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка.
Снегурочка ж.
1) Героиня русской народной сказки, вылепленная из снега и ожившая.
2) Внучка Деда-Мороза.
С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка.
снегурочка, -и, ж. Сказочная снежная девушка, тающая под весенними
лучами солнца. Дед Мороз и С. (традиционные персонажи новогодних
праздников).
Снежная девушка, приходящая к нам под Новый год – явление уникальное. У каждого сказочного героя существуют свои легенды, объясняющие его происхождение, место жительства, особенности характера.
Снегурочка-дух природы. Как правило, в сказках сделанная из снега Снегурочка оживает.
Вариант сказки, где Снегурочка тает, прыгая через костер (по всей видимости, купальский), наиболее показателен. В нем нашел отражение миф о природных духах, погибающих при смене сезона (рожденное зимой из снега существо при наступлении лета тает, превращается в облачко). Снегурочка-олицетворение зимы, силы, враждебной людям и почти потусторонней, связанной с загробным миром.
Если некие подобия Деда Мороза под разными именами существуют во многих странах, то Снегурочка – наше чисто русское достояние, порождение великого и щедрого истинно русского духа.
По вопросу о происхождении Снегурочки существует несколько версий:
— как литературный персонаж – образ дочери Мороза;
— образ Костромы;
— символ застывших вод;
и еще несколько разных версий. Сейчас мы их рассмотрим.
Образ Снегурочки формировался веками.
Первоначально образ Снегурочки возник в русских народных сказках, как образ ледяной девочки – внучки, которую слепили из снега бездетные старик со старухой себе в утешение, а людям на радость. (В. Даль в сказке «Девочка Снегурочка») Этот сюжет был обработан и опубликован в 1869 году А. Н. Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу».
В 1873 году А. Н. Островский, под влиянием идей Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстает как дочь Деда – Мороза и Весны – Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярилы. Имеет вид прекрасной бледной светловолосой девушки. Одета в бело – голубую одежду с меховой опушкой (шубка, меховая шапка, рукавички).
- Также существует предположение о том, что сказка о Снегурочке возникла на основе древнего славянского обряда. Давно это было. Жила на свете могущественная богиня Кострома. Поклонялись ей люди, просили скорого прихода весны, плодородной земли, хорошего урожая.
Пока ее задабривали и величали, выполняла она просьбы, но постепенно люди стали забывать о силе Костромы. И сама она со временем превратилась из мудрой богини в холодную, пугающую людей снежную деву. И стала показываться она только зимой, когда стужа, вьюги и заледеневшие реки губили народ. За это и прозвали ее в народе Снегурочкой. Попросил тогда народ у Весны защиту. А Весна добрая, ласковая по–другому рассудила. Подарила она Снегурочке сердце горячее, душу добрую, да взгляд ласковый, и назвала ее своей дочерью. И с тех пор Снегурочка стала воплощением духа растительности, забытой богини Костромы. Многие утверждают, что Кострома это и есть та самая Снегурочка. С давних пор существует обряд похорон Костромы. Соломенное чучело, изображающее девушку Кострому, сжигают подобно Масленице на костре. Само слово Кострома имеет один корень со словом костер. Сожжение Костромы – это одновременно проводы зимы. Обряд призван обеспечить плодородие земель. Так же и Снегурочка дожила до весны и погибла на костре.
Но вопреки всем легендам о гибели Снегурочки люди верят, что живет она на радость взрослым и детям круглый год в Сказочной Костроме, где находится ее терем.
2.3 Образ Снегурочки в устном народном творчестве.
Снегурками, снегирями и снеговиками издавна на Руси называли птах, зимующих в наших лесах, да еще «складенных из снега болванов, подобие человека», — пишет В. И. Даль в 1866 году. [2]
Испокон веков наши предки лепили, начиная со дня святого Спиридона (25 декабря) снеговиков – идолов Снежной Бабы. Вера в то, что снежная куколка может ожить, отразилась в сказках. Прочитав несколько вариантов народных сказок о Снегурке, я пришла к выводу, что часто бездетные дед и баба, глядя на то, как ребятишки за окном катают снег, тоже выходили и лепили себе снежную внучку – помощницу, которая потом оживала.
Знаменитый собиратель русских народных сказок Афанасьев Александр Николаевич в своих «Русских народных сказках» [3] пишет о том, что Снегурочка была вылеплена из снега крестьянином Иваном и его женой Марией. Они были бездетны и, глядя на детей, которые лепили из снега снежную бабу, тоже взялись за дело. Когда они вылепили носик, сделали вместо глаз две ямки во лбу, на них дохнуло от куклы теплым духом, на них смотрели голубые глазки и губки улыбались. Смотрит Иван – зашевелила Снегурка, точно живая, и ручками, и ножками, и головкой. «Ах, Иван!- вскрикнула Марья от радости, — да ведь это Господь нам дитя дает!» [4] Как видно из упоминания Господа этот вариант сказки возник после Крещения Руси. В варианте языческого периода, о котором упоминает Афанасьев, снеговик или снежная баба это нимфа, которая с приходом весны испаряется в небо, унося с собой сокровенные желания крестьян. Так или иначе, но с приходом Весны Снегурочка тает, прыгая через костер, и уносится белым облаком. В таком виде показаны представления народа о том, когда от жгучих лучей солнца тают снежные насыпи, и, испаряясь, собираются в тучи. В зимнюю пору, когда облака из дождевых превращаются в снеговые, прекрасная облачная дева сходит на землю. Это соответствует представлениям о духах природы, которые погибают при смене определенного сезона и воскресают с приходом этого сезона вновь.
Другая сказка, рассказанная В. И. Далем [3], собирателем живого русского языка, объясняет появление Снегурочки из комочка снега, который старик принес домой с улицы, снег растаял, и из этой талой водицы появилась живая девочка «беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок».
Из этих сказок видно, что Снегурочка – это символ воды, но в зимнее время: снежная, ледяная, холодная внешне, но теплая живая изнутри.
2.4. Образ Снегурочки в произведении А. Н. Островского «Весенняя сказка»
«Снегурочка-сказка, мечта, национальное предание, написанное, рассказанное в великолепных звучных стихах Островского.
В 1873 году в Костромской области в имении Щелыково А. Н. Островский, под влиянием сказок Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка». основная работа над пьесой велась в течение марта 1873 года. Последний раз автор внес изменения в пьесу в августе 1873 года, когда он в корректуре вписал новое начало пятого явления первого действия. В первоначальном плане произведение под названием «Девушка-Снегурочка» предполагалось иное развитие сюжета, чем то, к которому впоследствии пришел драматург. Здесь не намечалось изображение царства берендеев и их праздника поклонения солнцу, в роли жениха должен был выступать Иван-царевич, в действии участвовал дурак – Авоська.
Больших трудов стоила ему и разработка стихотворных размеров отдельных эпизодов пьесы. О хоре гусляров, которым открывается второе действие, он писал П. И. Чайковскому: «Ритм, кажется, подходит к словам, я его извлек из поэмы XII века – «Слово о полку Игоревом»» (ПСС, XV, 10). По черновой рукописи «Снегурочки» можно проследить, как драматург экспериментировал, «извлекая ритм» из «Слова о полку Игореве». Выписав рифмы будущего эпизода, он затем создал его первый вариант, в котором отразились поиски размера, близкого своеобразной гармонической организацией тексту «Слова о полку Игореве» и соответствующего стилю хора гусляров. Затем по схеме найденного размера писатель исправил все строки соответственно этому размеру.
«Снегурочка» соткана из фольклорных мотивов, почерпнутых из сказок, песен и произведений других жанров народного творчества. Некоторые сюжетные ситуации имеют отдаленное сходство с мотивами сказки о девушки-снегурушке в сборнике И. А. Худякова «Великорусские сказки» (вып. 3, Спб., 1862, стр. 87-88, №97). Записи песен А. В. Терещенко, П. Н. Рыбникова, Т. И. Филиппова и др. дали драматургу материал для вставных эпизодов — песен и лирических монологов героев. Фантастический образ Берендеева царства, очевидно, был навеян писателю народным приданием о древнем племени берендеев.
В царстве берендеев царь – отец и слуга народа, всегда радушный и каждому доступный, заботливый рачитель всеобщего блага, строгий блюститель справедливости. Услышав о проступке Мизгиря, обманувшего доверчивость девушки, Берендей говорит: «Вина его ужасна, берендеи; для милости закроем наше сердце на этот раз».
Счастливые берендеи живут в мире, довольстве и радости. У них пастух и царь вместе возносят хвалу красному солнышку — источнику земного плодородия.
Сотканная из чудесных мотивов устнонародного творчества, « Снегурочка» является гимном большой настоящей человеческой любви, красоте, справедливости, гуманности, своеобразной песней о счастье простого трудового народа, освобожденного от гнета и деспотизма, живущего по своей воле.
Главная героиня этой пьесы-Снегурочка, наивная, чистая, гуманная, душевно щедрая, вся устремленная к красоте, правде, любви.
В этом произведении героиня предстает как дочь Деда – Мороза и Весны – Красны.
Снегурочка не похожа на жителей Берендеева царства. Именно поэтому Снегурочка – существо очень противоречивое. В ее сердце холод – это наследие ее отца, сурового и угрюмого Мороза. Долгое время Снегурочка живет в глуши лесной, а ее терем старательно охраняет суровый отец. Но, как оказалось, Снегурочка похожа не только на своего отца, но и на мать, прекрасную и добрую Весну. Именно поэтому она устала жить в одиночестве, взаперти. Ей хочется увидеть настоящую человеческую жизнь, познать всю ее красоту.
Снегурочка поражает людей своей красотой. Она кажется прекраснее, скромнее и нежнее, чем все окружающие девушки. Но она не знает любви, поэтому не может ответить на горячие человеческие чувства. В ее душе нет тепла. Существо, не знающее любви, вызывает удивление и жалость.
Образами Снегурочки, Леля, Елены Прекрасной, Купавы, Мизгиря, девушек и парней из царства берендеев утверждается, что человек рожден для счастья, для любви. Холодному Морозу, отцу Снегурочки, любовь кажется «губительным чувством»
Мать Снегурочки, Весна, думает совсем иначе: «На свете все живое должно любить» — и дарит своей дочери чувство любви. О необходимости любить говорят все берендеи. Царь Берендей говорит: «Природой неизменно положена пора любви для всех».
За мгновения любви Снегурочка платит жизнью, но жизнь обрела именно в этом чувстве:
…все, что есть на свете дорого,
Живет в одном лишь слове. Это слово:
Любовь.
Лес, озеро, лицо и фигура Мизгиря-все стало новым для охваченной любовью Снегурочки.
Снегурочка полюбила, она счастлива.
— Но почему не принимают Снегурочку и Мизгиря берендеи? Ответить на этот вопрос сложно. Возможно Мизгирь не похож на берендеев, так как берендеи обладают сердечной теплотой, а Мизгирь обделен ей. Все берендеи похожи друг на друга, а Мизгирь индивидуален, поэтому и не боится нарушить законы, которые так святы для берендеев. Таким разрушающим началом входит Мизгирь в жизнь уравновешенных берендеев, нарушая их законы внезапной изменой, дерзкими речами, оскорбляющими «девичью гордость» Купавы.
Мизгирь похож на Мороза. Он такой же властный, холодный, эгоистичный. Он не останавливается перед осуществлением своих желаний и прихотей и не задумывается о своих поступках. Горячая любовь Купавы ему не нужна.
— Невольно возникает вопрос почему Снегурочка полюбила именно Мизгиря?
Снегурочке, так же как и Мизгирь, чужда миру берендеев, для которых любовь-главная ценность и смысл жизни. Ледяное сердечко Снегурочки не только не способно любить, но и не способно к состраданию и жалости. Ее не трогают слезы Леля, а ревнивое чувство, которое испытывает Снегурочка, связано не с любовью, а с уязвленным самолюбием.
Гибель Снегурочки происходит от горячих человеческих чувств. Это печально, но не навсегда. Придет зима – принесет снег, морозы, застынут во льдах воды. Затем весна – тепло, солнце, радость от того, что люди пережили холодные тяжелые времена, и опять Снегурочке захочется любить и быть любимой. И опять она улетит облачком в светлое голубое небо, унося с собой горести зимы, не зря царь Берендей говорит: «Снегурочки печальная кончина и страшная погибель Мизгиря тревожить нас не могут!» В Берендееве жизнь продолжается.
Гибель Снегурочки представляется берендеям чем-то закономерным. Снегурочке было чуждо тепло души, поэтому ей было трудно найти свое счастье среди людей.
- Отличия между Снегурочками из русских народных сказок и Снегурочкой из произведения А. Н. Островского
Для наглядности и удобства мы составили таблицу.
Образ Снегурочки в русских народных сказках |
Образ Снегурочки в произведении А. Н. Островского |
Бездетные дед с бабкой слепили себе на радость. |
Дочь Деда – Мороза и Весны — Красны. |
Дед с бабкой любят свою снежную дочку. |
На долю Снегурочки выпадает испытание людским равнодушием (жители Слободы равнодушны к ней, они ее не понимают; старик Бобыль и старуха Бобылиха используют Снегурочку, хотят разбогатеть). |
В народных сказках героиня борется с силами зла. |
В «Весенней сказке» Островский показывает противоборство «горячих» и «холодных» чувств в душе Снегурочки. |
Во всех сказках Снегурочка погибает, но везде разные версии этого происшествия. В одной сказке подружки убили Снегурочку из-за жадности. Пошли они по ягоды. Снегурочка в чашку собирала, а подружки ели. «Смотрят, полная у Снегурушки чашечка, а у них ничего нет. Обидно стало, и убили они Снегурушку.» Закопали подружки ее и прутик воткнули. Проезжий купец сорвал этот прутик и сделал из него дудочку. Стал сынишка его дудеть в дудочку, и запела она голосом Снегурушки. Дали одной из подружек подудеть, а она отказалась и бросила дудочку на землю. «Дудочка разбилась, а в ней Снегурушка живая сидела». В другой сказке Снегурочка тает, прыгая с подружками через большой жаркий костер, и превращается в маленькое облачко, улетающее в небо. |
По версии Островского погибает Снегурочка во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярилы. |
В народных сказках Снегурочка – это маленькая девочка, «такая-то умная, такая-то разумная, что только в сказках живут, а взаправду не бывают». Снегурочка представляется как абсолютно положительный персонаж, но попавший в неудачные окружающие условия. Даже страдая, сказочная Снегурочка не проявляет ни одной отрицательной черты. |
У Островского это прекрасная светловолосая девушка, способная зажечь сердца юных берендеев горячим чувством любви. Одета в бело-голубую одежду с меховой опушкой (шубка, меховая шапка, рукавички). Снегурочка олицетворяет сердечную стужу, дитя Мороза и Весны. Тоскуя от одиночества, желая быть счастливой, как все берендеи, Снегурочка выпрашивает у своей матери девичью любовь. Загоревшись восторгом кипучих страстей, Снегурочка, как и предсказывал ее отец, гибнет от «сладких чувств любви». |
2.6. Социологический опрос.
В начале исследования был проведен социологический опрос учащихся нашей школы, в ходе которого было предложено ответить на вопросы:
- Какие новогодние персонажи вам известны?
- Знаете ли вы родину Снегурочки?
- Назовите произведения, где встречается Снегурочка.
- Какими чертами характера наделена Снегурочка?
- Кто ее родители?
- Кем является Снегурочка Деду Морозу?
- В каком наряде она приходит к нам?
Результаты опроса
В опросе участвовало 75 человек. Все 75 опрашиваемых верно ответили на 1, 2, 4 и 6, 7 вопросы. Правильно ответили на 3 вопрос- 15 человек, на 5-20 человек.
- Заключение.
Исследуя образ Снегурочки, я пришла к выводу, что образ Снегурочки в русском фольклоре фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочки, которая ожила.
Родиной Снегурочки можно считать Кострому. Во-первых, образ снежной девушки возник из древнего славянского обряда похорон Костромы, давшее название городу. Во-вторых, «Весенняя сказка» А. Н. Островского была создана на родине писателя, костромской земле.
Из выше сказанного я сделала следующие выводы:
-на протяжении продолжительного времени в жизни нашего народа существовала, жила, доставляла радость и создавала грустное, но светлое настроение девочка Снегурочка;
-образ Снегурочки волновал писателей, а также художников и композиторов. И во многом благодаря им образ Снегурочки вошел в нашу жизнь как неотъемлемая часть.
В ходе работы я узнала историю нашей новогодней гостьи, получила новые знания. Также я познакомилась с художественными произведениями о Снегурочке.
Эта работа научила меня анализировать литературный текст, выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении, а также помогла развить творческое воображение.
Полученные знания мы можем применить на уроках литературного чтения, музыки, изо, при проведении классных часов. Благодаря этой работе мы пополняем знания детей о загадочной девочке Снегурочке, которая приходит к нам на Новый Год. Мы рассматриваем несколько легенд о ее происхождении. Я считаю, что эта тема интересна не только детям, но и взрослым.
Литература:
- А.Н. Островский Биография писателя, издательство «Просвещение», 1965 год, стр 99
- http://grani.org.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=3465:2010-01-01-20-57-20&catid=3:commentable-category&Itemid=20
- А.Н. Афанасьев «Русские народные сказки». М.:Олма Медиа Групп, 2013
- В.И. Даль «Девочка Снегурочка». М.: Советская Россия, 1985
- В.И. Даль «Девочка Снегурочка». М.: Просвещение. 1984. Стр. 3
- «История русской литературы XIX века». Москва «Просвещение» 1978 стр. 252-253
- А.Н. Островский «Полное собрание сочинений в двенадцати томах 7 Пьесы(1866-1873)» Москва «Искусство» 1977, стр. 587-594
- https://www.workle.ru/id534562.10/manage/
- http://что-означает.рф/Сборник словарей:Ефремовой,Ожегова,Шведовой
- ru.wiktionary.org Снегурочка-Вики-словарь
- Мороз // Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 томах.- М., 1987.- Т. 2.- С. 176
- А. Островский «Снегурочка». М.: Детская литература, 212
- Жарникова С.В. Исторические корни славянских обрядов. Вологда. 2003
- Сочинения
- По литературе
- Островский
- Образ и характеристика Снегурочки
Образ и характеристика Снегурочки из сказки Островского Снегурочка
Сказки. Добрые и не очень, грустные и смешные, они помогают понять мир вокруг нас, отличить хорошее за неблаговидным. Сказки всегда привлекали писателей за предоставленную возможность спрятаться за вымышленными героями. Решил попробовать себя в роли сказочника и Александр Островский, написав пьесу «Снегурочка».
Автор рассказывает, что Снегурочка — дочь Весны и Мороза, мифических героев страны, в которой правит царь Берендей. Снегурочка чувствует сильную опеку со стороны отца, именно так Мороз проявляет свои чувства к дочери. Он готов вечно держать ее в глуши подальше от людей, заботясь и поддерживая дочь. По-другому проявляет заботу Весна, считающая, что Снегурочка сможет стать счастливой только среди людей. Весна добивается своего- и вот Снегурочка живет у бездетного Бобыля.
Но счастлива ли она? Снегурочке нравится жизнь с людьми, нравится внимание от парней, нравится забота — она к этому привыкла и не считает это чем-то необычным. Принимая внимание к себе как должное, она не торопится давать что-то взамен. Автор не сразу дает понять читателю, что Снегурочка не виновна в своей холодности, совсем не из гордости оставляет она без внимания ухаживания деревенских парней, она не умеет любить, чувствовать, сама страдает от этого. Островский показывает цветок, сорванный Снегурочкой для Леля, словно намекает, что нельзя наделять Снегурочку человеческими чувствами, иначе она , как тот цветок, увянет, погибнет. Она же, мечтающая стать частью общества, желающая познать чувство любви, согласна на все, не думая о последствиях. А ведь в своих желаниях холодная Снегурочка уже человек, не совсем человек, конечно,- маленькая девочка, открывающая мир вокруг и сама открывающаяся другим. То, что она очень красива вовсе не помогает, а скорее мешает адаптироваться среди людей. Глупенькая Снегурочка не понимает, что ее желание научиться любить может погубить ее, страшно, что этого не понимает и ее мать Весна. Вот и остается Снегурочка одна перед выбором- получить то, чего так хочется, стать такой как окружающие ее люди или остаться собой.
Но нельзя считать гибель Снегурочки ненужной. Она своим примером показала, что в погоне за желанием «быть как все» можно стать никем или ничем.
Также читают:
Картинка к сочинению Образ и характеристика Снегурочки
Популярные сегодня темы
- План рассказа Смерть чиновника Чехова
Во время спектакля с Иваном Червяковым происходит неприятная ситуация. Он чихает и случайно пачкает слюной лысину статского генерала Бризжалова.
- Семьи в романе Анна Каренина Толстого сочинение
«Все счастливые семьи счастливы одинаково, а каждая несчастливая семья несчастлива по-своему» — именно так начинается знаменитый роман Льва Толстого. Какие же семьи действуют в «Анне Карениной»?
- Тема народа в романе Война и мир Толстого сочинение
В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» ярче всего отображается «мысль народная». Автор рисует нам дух народа и отдельных его представителей, ярких личностей. Взаимоотношениями с народом Л.Н. Толстой характеризует и интеллигенцию в романе.
- План к сказке Маугли Киплинга
В диких джунглях жил тигр Шер-хан. Однажды запах добычи привел на берег реки, где он увидел человеческого детеныша. Он никогда еще не ел человека, но он был голоден. Но это ему не удалось
- Анализ произведения Сухой хлеб Платонова
А.П. Платонов написал замечательное произведение «Сухой хлеб», в котором описал жизнь маленького деревенского мальчика по имени Митя Климов. События картины происходят в послевоенные годы
«Снегурочка» — пожалуй, наименее типичная из всех пьес Александра Островского, резко выделяющаяся среди прочего его творчества лиричностью, необычной проблематикой (вместо социальной драмы автор уделил внимание драме личной, обозначив в качестве центральной темы тему любви) и совершенно фантастическим антуражем.
Пьеса рассказывает историю Снегурочки, которая предстаёт перед нами юной девушкой, отчаянно жаждущей единственного, чего у неё никогда не было — любви. Сохраняя верность основной линии, Островский параллельно раскрывает ещё несколько: устройство своего полубылинного-полусказочного мира, нравы и обычаи берендеев, тему преемственности и воздаяния, и цикличности жизни, отмечая, пусть и в иносказательной форме, что жизнь и смерть всегда идут рука об руку.
Содержание:
- История создания
- Анализ произведения
- Описание произведения
- Главные герои
- Композиция и главная тема произведения
История создания
Появлению пьесы на свет русский литературный мир обязан счастливой случайности: в самом начале 1873-го года для капитального ремонта было закрыто здание Малого театра, и группа актёров временно переехало в Большой. Решив воспользоваться возможностями новой сцены и привлечь зрителей, было решено устроить необычный для тех времён спектакль-феерию, задействовав сразу балетную, драматическую и оперную составляющую коллектива театра.
Именно с предложением написать пьесу для этой феерии и обратились к Островскому, которой, воспользовавшись возможностью претворить в жизнь литературный эксперимент, согласился. Автор изменил своему обыкновению искать вдохновение в неприглядных сторонах реальной жизни, и в поисках материала для пьесы обратился к творчеству народа. Там он и нашёл сказание о девочке-Снегурочке, которое и стало базисом для его великолепного произведения.
В начале весны 1873-го Островский вовсю трудился над созданием пьесы. И не один — поскольку постановка на сцене невозможна без музыки, драматург работал совместно с ещё совсем молодым тогда Петром Чайковским. Согласно мнению критиков и литераторов, именно в этом кроется одна из причин удивительной ритмичности «Снегурочки» — слова и музыка сочинялись в едином порыве, тесном взаимодействии, и проникались ритмом друг друга, изначально составляя одно целое.
Символично, что последнюю точку в «Снегурочке» Островский поставил в день своего пятидесятилетнего юбилея, 31 марта. А уже чуть больше чем через месяц, 11 мая, состоялся показ премьерного спектакля. Он получил довольно разные отзывы среди критиков, как положительные, так и резко-отрицательные, но уже в 20-м веке литературоведы прочно сошлись во мнении, что «Снегурочка» — ярчайшая веха в творчестве драматурга.
Анализ произведения
Описание произведения
В основе сюжета — жизненный путь девушки-Снегурочки, рождённой от союза Мороза и Весны-Красны, своих отца и матери. Снегурочка живет в выдуманном Островским берендеевом царстве, но не у родных — от отца-Мороза, который охранял ее от всех возможных бед, она ушла, — а в семье Бобыля и Бобылихи.
Снегурочка жаждет любви, но полюбить не может — даже её интерес к Лелю продиктован желанием быть единственной и уникальной, желанием, чтобы пастушок, равномерно дарящий всем девушкам тепло и радость, был ласков с ней с одной. А Бобыль и Бобылиха и не собираются одаривать её своей любовью, у них есть задача поважнее: нажиться на красоте девушки, выдав её замуж.
Снегурочка равнодушно взирает на мужчин-берендеев, ради неё меняющих свою жизнь, отвергающих невест и нарушающих общественные устои; она внутренне холодна, она чужда полным жизни берендеям — и поэтому привлекает их.
Впрочем, и на долю Снегурочки выпадает несчастье — увидев Леля, благосклонного к другой и отвергнувшего её, девушка бросается к матери с просьбой позволить полюбить — или погибнуть.
Именно в этот момент Островский до предела ясно выражает центральную мысль своего произведения: жизнь без любви — бессмысленна. Снегурочка не может и не хочет мириться с пустотой и холодом, существующим в её сердце, и Весна, которая суть олицетворение любви, позволяет дочери испытать это чувство, несмотря на то, что ей самой мнится дурное.
Мать оказывается права: полюбившая Снегурочка тает под первыми лучами жаркого и ясного солнца, успев, впрочем, открыть для себя новый, наполненный смыслом мир. А её возлюбленный, до того оставивший невесту и изгнанный царём Мизгирь, расстаётся с жизнью в пруду, стремясь воссоединиться с водой, которой стала Снегурочка.
Подробнее: Пьеса А.Н. Островского «Снегурочка»: краткое содержание сказки
Главные герои
(Сцена из балета-спектакля «Снегурочка»)
Снегурочка — центральная фигура произведения. Девушка необычайной красоты, отчаянно желающая познать любовь, но при этом холодная сердцем. Чистая, отчасти наивная и абсолютно чуждая людям-берендеям, она оказывается готова отдать всё, даже свою жизнь, в обмен на знание о том, что такое любовь и почему все так жаждут её.
Мороз — отец Снегурочки, грозный и строгий, стремившийся уберечь свою дочь от всевозможных бед.
Весна-Красна — мать девушки, которая несмотря на предчувствие беды не смогла пойти наперекор своей природе и мольбам дочери и наделила её способностью любить.
Лель — ветреный и весёлый пастушок, первым пробудивший какие-то чувства и эмоции в Снегурочке. Именно из-за того, что оказалась отвергнута им, девушка бросилась к Весне.
Мизгирь — торговый гость, или, иначе говоря, купец, полюбивший девушку настолько сильно, что не только предложил за неё все свои богатства, но и оставил Купаву, несостоявшуюся свою невесту, тем самым нарушив исконно соблюдавшиеся обычаи берендеева царства. В конце концов он обрёл взаимность той, кого любил, но ненадолго — и после ее гибели сам расстался с жизнью.
Стоит отметить, что несмотря на большое количество персонажей пьесы, даже второстепенные герои получились яркими и характерными: что царь Берендей, что Бобыль и Бобылиха, что бывшая невеста Мизгиря Купава — все они запоминаются читателю, обладают своими отличительными чертами и особенностями.
Композиция и главная тема произведения
«Снегурочка» — произведение сложное и многогранное, в том числе и композиционно, и ритмически. Пьеса написана без рифмы, но благодаря уникальному ритму и певучести, имеющейся буквально в каждой строчке, звучит плавно, как и любой рифмованный стих. Украшает «Снегурочку» и богатое использование просторечных оборотов — это вполне логичный и оправданный шаг драматурга, который при создании произведения опирался на народные сказки, повествующие о девочке из снега.
То же утверждение о многогранности справедливо и применительно к содержанию: за внешне простой историей Снегурочки (вышла в реальный мир — отвергала людей — получила любовь — прониклась человеческим миром — погибла) таится не только утверждение о том, что жизнь без любви бессмысленна, но и множество других, не менее важных аспектов.
Так, одна из центральных тем — взаимосвязь противоположностей, без которой невозможен естественный ход вещей. Мороз и Ярило, холод и свет, зима и тёплое время года внешне противоборствуют друг с другом, вступают в непримиримое противоречие, но в то же время красной линией по тексту проходит мысль, что одного без другого не существует.
Помимо лиричности и жертвенности любви, интерес представляет и социальный аспект пьесы, отображённый на фоне сказочных устоев. Нормы и обычаи берендеева царства соблюдаются неукоснительно, за нарушение грозит изгнание, как и случилось с Мизгирём. Эти нормы справедливы и в какой-то степени отражают представление Островского об идеальной старорусской общине, где в цене верность и любовь к ближнему, жизнь в единстве с природой. Фигура царя Берендея, «доброго» царя, который, хоть и вынужден принимать суровые решения, расценивает судьбу Снегурочки как трагическую, печальную, вызывает однозначно положительные эмоции; такому царю легко симпатизировать.
При этом в берендеевом царстве справедливость соблюдается во всём: даже после гибели Снегурочки вследствие её принятия любви, исчезает гнев и спор Ярилы, и берендеевцы снова могут наслаждаться солнцем и теплом. Торжествует гармония.
- Сочинения
- По литературе
- Островский
- Герои произведения Снегурочка
Герои произведения Снегурочка Островского
Трогательное и красивое произведение, рассказывающее историю о прекрасном чувстве любви, которое желает испытать любой человек, ведь жизнь без этого не имеет смысла. Это чувство способно растопить даже самое холодное и черствое сердце.
Снегурочка
Главная героиня произведения девушка необыкновенной красоты, созданная Весной и Морозом. Снегурочка очень сдержана, неподвластна любви, холодна и застенчива. Встретив молодого пастуха по имени Лель, девушка с наслаждением слушает его веселые песни. Красавица, желая познать чувство любви, просит у матери наделить ее этим даром. Весна предупреждает о возможных последствиях, но девушка идет на жертву. Как только она обретает дар любви и влюбляется в Мизгиря, по телу распространяется губительное тепло. Снегурочка тает, но абсолютно не жалеет о своем выборе.
Лель
Герой, ради которого Снегурочка просила мать о даре любви. Молодой пастух, который обладал приятным голосом и внешностью, был избалован женским вниманием. Его ветреность и непостоянство повлияло на то, что он выбрал другую (Купаву).
Мороз
Мороз, как и любой хороший отец, заботился и пытался уберечь свою дочь от бед. Был строг. Когда пришло время тепла и он должен был уйти, не оставил дочь без присмотра.
Весна
Мать Снегурочки. Желает дочери счастья, переживает за то, что девушка живет в холоде, который отражается и на ее сердце. На просьбу Снегурочки дать почувствовать значение слова любовь, понимает, что это погубит ее, но все же осчастливит, хоть и ненадолго, идет на этот шаг.
Мизгирь
Богатый жених Купавы, приехавший с твердым намерением жениться, но встретив Снегурочку влюбляется в нее и меняет свое решение. Всеми способами пытается растопить сердце девушки, когда та обретает способность любить, наконец, получает взаимность. Но лучи солнца превращают девушку в облако. Мизгирь, потеряв любовь не может это пережить, бросается в озеро и тонет.
Царь Берендей
Правитель волшебного государства, мудрый и справедливый. Пытается завоевать милость Солнца. Его беспокоит, какими черствыми и бесчувственными становятся люди, в них остывает любовь, равнодушие берет вверх над народом. Готов выдать Снегурочку за того, кто сможет завоевать ее сердце.
Купава
Девушка, ставшая Снегурочке единственной подругой. После того, как жених выбирает не ее, злится, подозревая девушку в коварстве. Любовь к жениху перерастает в ненависть. Просит природу о мести.
Ярило – Солнце
Стал немил к Земле, поскольку разгневан холодным сердцем Снегурочки. В царстве зима становится затяжной, а лето холодно и коротко. После того красавица тает, Ярило рад и вновь наступает равновесие.
Бермята
Боярин, приближенный царя, его правая рука. Выслушивает все проблемы и заботы Берендея. Женат на неверной женщине, однако, прикрывает слабость своей жены к мужскому полу.
Бобыль Бакула и его жена
Бездельники, которые желают нажиться за счет красоты Снегурочки. Из – за своей алчности они готовы выдать девушку замуж за богатого жениха.
Характеристика героев сказки
Сюжет для своей «Снегурочки» великий русский писатель Островский позаимствовал из народной русской сказки, где главная героиня – Снегурочка – дочка Весны и Мороза. Она прожила короткую, но счастливую жизнь, ведь она мечтала о счастье и любви, и успела перед смертью испытать это прекрасное чувство.
Герои произведения — все очень яркие и неординарные типы. Снегурочка, Мороз, Весна, Лель, Мизгирь – главные персонажи сказки. Но не менее важна роль и второстепенных её героев, таких как царь Берендеевского царства, местные девушки и парни, а также сама природа, которая постоянно присутствует в произведении Островского.
Снегурочка. Девочка-красавица. Дочь Мороза и прекрасной Весны. Она красива, но у неё холодное сердце. Она завидует своим подругам, которые умеют любить. И единственная просьба, с которой она обратилась к родной матери заключалась в том, чтобы та научила её любить. Весна дала дочке сердце, способное любить, но предупредила, что та от любви может умереть.
Мороз – отец Снегурочки. Он грозен и строг, потому что стремится уберечь свою единственную и любимую дочь от беды.
Весна – мать Снегурки. Она наделила родную дочь способностью любить, несмотря на то, что предчувствовала беду. Но не смогла противиться природе и просьбам девушки.
Лель – весёлый и не совсем серьёзный молодой человек, пастух, пасущий стадо и распевающий прекрасные песни, которые и пробудили в Снегурочке первые непривычные для неё чувства.
Мизгирь – купец, гость , жених местной девушки Купавы, который увидев Снегурочку, забыл совершенно обо всём – о своём купеческом слове, о красавице-невесте и о том, как посмотрят люди на его измену. Ну а после смерти Снегурочки, не задумываясь, расстался со своей жизнью.
Купава – местная девушка, красавица, всем сердцем любившая Мизгиря. Измена жениха очень сильно ударила по чувствам молодой красавицы. Да и обида на подругу тоже была очень сильна.
Кроме главных героев, как уже было сказано выше, в сказке присутствуют и второстепенные. НО их роль в произведении не менее важна.
Берендеевский царь – мудрый и справедливый правитель. В его образе Островский хотел передать мечту всех простых людей о справедливом и порядочном государе. Законы, которые он установил, позволили его жителям жить мирно и счастливо. И когда Мизгирь нарушил своё слово, он был вызван к царю на строгий суд.
Народ. Островской в своей сказке удачно вывел представителей из народа. Молодые девушки и парни – поющие народные песни и танцующие народные танцы создают натуральную атмосферу народного гуляния. Так и кажется, что сами зрители присутствуют там во время этих народных гуляний.
И в заключение хочется ещё раз отметить, что сказка Островского «Снегурочка» — прекрасное произведение, написанное по мотивам одноимённой народной сказки. Любовь и верность, обида и измена, справедливость и мудрость царя Берендеевского государства, красота нравов, обычаев и традиций простого русского народа – вот все темы, которые писатель довольно-таки удачно смог отобразить в своём произведении. Автор постарался передать народные наставления в этом произведении.
Герои произведения Снегурочка
Несколько интересных сочинений
- Мой любимый предмет Литература сочинение-рассуждение 5 класс
Литература – мой любимый школьный предмет, и тому есть несколько причин. Во-первых, я очень люблю читать и считаю это самым интересным занятием и самым полезным хобби
- Сочинение Примеры целеустремленности из жизни
У каждого человека есть мечта. Достичь ее может не каждый, а лишь тот, кто движется к своей цели. Таких людей отличает целеустремленность.
- Сочинение К чему приводит душевный разлад?
Вряд ли он приводит к чему-то хорошему… В редких случаях его можно направить на созидание чего-то. И ещё он может привести к тому, что человек станет стремиться к гармонии через медитации, церковь, йогу какую-нибудь.
- Образ Ростовщика в повести Портрет Гоголя и го характеристика сочинение
Портрет — одна из повестей Николая Васильевича Гоголя, входящая в цикл «Петербургские повести». На мой взгляд «Портрет» выделяется на фоне остальных повестей не только оригинальным сюжетом, но и необычными героями.
- Анализ рассказа Платонова В прекрасном и яростном мире
Произведение относится по жанровой направленности к философской прозе писателя, имеющей автобиографические моменты, раскрывающей в качестве основной тематики поступки обыкновенных русских людей
Сочинение на тему Герои произведения Снегурочка
На чтение 8 мин. Опубликовано 17.02.2020
Произведения А. Островского входят в общеобразовательную программу по литературе средней школы. В 8 классе ученикам предлагается ознакомиться с пьесой-оперой «Снегурочка».
Характеристика главных героев и описание их образов поможет школьникам лучше понять тему и смысл сказки, а также определить главную мысль автора и уловить общую атмосферу сюжета.
Содержание
- История создания и главные герои
- Юная Снегурочка
- Мать Весна
- Отец Мороз
- Пастух Лель
- Купец Мизгирь
- Девушка Купава
- Царь Берендей
- Ярило летнее солнце
История создания и главные герои
Премьера пьесы состоялась на сцене Большого Театра в мае 1873 года. Изначально автор «Снегурочки» не планировал создавать спектакль-феерию — это был заказ комиссии по управлению театрами. Такое решение было принято в связи с закрытием Малого театра на ремонт и временным переездом его коллектива в Большой.
По задумке в спектакле должны были участвовать артисты разных трупп:
- драматической;
- оперной;
- балетной.
Несмотря на ограниченные сроки, Островский успешно справился с поставленной задачей. Первая постановка состоялась 11 мая и была принята критиками не очень благосклонно. Возможно, потому что тема навеяна русским и украинским фольклором, которым в то время очень увлекался автор, а может из-за большого количества второстепенных персонажей. История прекрасной девушки описана в стихах, что тоже являлось для автора своеобразным дебютом.
Но мнение критиков не столь важно, если пьеса нравится зрителям. Оригинальная постановка, усиленная музыкой молодого Чайковского, так полюбилась публике, что спектакль не сходил со сцены многие годы. Впоследствии по этому сценарию даже был снят полноценный художественный фильм.
В сказке много персонажей. Каждый из них, безусловно, очень важен для лучшего представления развивающихся событий. Однако главных героев, которые влияют на развитие сюжета, можно выделить всего несколько:
- Снегурочка — дочь Мороза и Весны, отпущенная родителями жить с людьми.
- Мороз — символ зимы и холода, отец.
- Весна — мать Снегурочки.
- Лель — ветреный парень-пастух, от песен которого были без ума все девушки.
- Мизгирь — молодой человек, богатый жених.
- Царь Берендей — мудрый правитель.
- Купава — подруга, она же соперница Снегурочки.
- Ярила — незримый персонаж, летнее божество.
В основе сказки — любовь. Молодые люди влюбляются, ревнуют, ссорятся и мирятся. События происходят с такой скоростью, что поневоле создаётся впечатление о ветрености чувств некоторых героев. Но это только на первый взгляд. Если глубже вникнуть в смысл истории, то становится понятно, что не всё так однозначно. Каждое действие персонажей имеет под собой основу и скрытый подтекст.
Чтобы лучше разобраться в перипетии чувств каждого из героев, нужно подробнее изучить его внутренний мир и понять скрытые мотивы.
Юная Снегурочка
Необычайной красоты девушка, дочь Весны и Мороза, отпущенная родителями жить к людям. Она была затворницей в замке своего отца, поэтому не умела испытывать человеческие чувства. Именно в поисках чего-то нового она и решила стать приёмным ребёнком у бедных стариков.
Красота девушки свела сума всех молодых парней в деревне. Они позабывали своих невест, каждый из них пытался понравиться юной красавице. Однако сердце Снегурочки не знало, что такое любить, поэтому все воздыхатели получали отказ, пока ей не повстречался молодой пастух Лель.
Но даже тогда Снегурочка стала испытывать не любовь, а что-то сродни ревности, когда юноша предпочёл общению с ней веселье с другими девушками.
А я стою и чуть не плачу с горя, Досадую, что Лель меня оставил.
Сложный внутренний мир девушки, неспособной испытывать любовь, прописан автором очень ярко. Она способна на такие чувства, как огорчение и злость, но не понимает, откуда и почему они берутся.
Однако юная красавица готова даже пожертвовать своей жизнью, чтобы хоть на миг почувствовать, что такое любовь.
Мать Весна
На первый взгляд, очень странный персонаж. Весна любит свою дочь, но при этом отпускает жить к людям.
Она даже одаривает Снегурочку чувством любви, зная, что это принесёт девушке погибель. Но если присмотреться внимательнее, то мотивы такого поведения Весны становятся понятны.
Она, как любая мать, в первую очередь хочет, чтобы её ребёнок был счастлив. Добиться этого можно, лишь опустив его от себя.
Для этого ей приходится:
- пойти наперекор отцу девочки;
- отпустить дочь в незнакомый мир;
- одарить Снегурочку венком, чтобы та могла испытать любовь.
Весна — истинный образ природы. Символ возрождения к жизни. Тем труднее этой героине пойти против своего естества, отпуская ребёнка в неизвестный мир, грозящий опасностями.
Отец Мороз
Символ холодной неприступности и строгости. Характер персонажа полностью соответствует его описанию. Однако, как любящий отец, он тоже не может противиться просьбе дочери отпустить её жить к людям. Но в отличие от матери девушки подходит к этому более практично, обязуя всю лесную нечисть приглядывать за Снегурочкой.
Этот герой вызывает довольно смешанные чувства. С одной стороны, неприязнь, так как не желает уходить и сдавать свои права Весне, даже видя, что многие животные уже приготовились к теплу и поэтому мёрзнут. С другой — вызывает уважение из-за своих нежных чувств и заботы о дочери.
Если глубже проанализировать его поведение, то становится понятно, как трудно ему даётся противостоять самому себе.
Доподлинно зная, что его враг Ярила пообещал уничтожить Снегурочку лишь та сумеет полюбить, Мороз всё же отпускает дочь к людям. Даже одним этим поступком он вызывает у зрителей пьесы уважение.
Пастух Лель
Молодой человек со своеобразным характером. Его поведение трудно вписать в какие-то рамки. Он красив, талантлив и умён. Изначально, как и все остальные парни в деревне, был влюблён в Снегурочку.
Однако стоило ей хоть немного проявить свою заинтересованность в молодом человеке, как тот сразу же начинает терять к ней интерес.
Леля любят почти все девушки и даже жена царя. Такое внимание ему явно льстит, поэтому он не спешит от него отказываться. Его игра чувствами других людей не вызывает у зрителей положительных эмоций, хотя назвать этот персонаж отрицательным тоже нельзя.
Скорее Леля можно охарактеризовать как непостоянного, не понимающего чего он сам хочет юношу.
Купец Мизгирь
Этот герой появляется в пьесе как завидный жених для подружки Снегурочки Купавы. Однако увидев саму Снегурочку, он быстро теряет интерес к своей невесте.
В целом образ молодого человека можно описать следующими словами:
- красив;
- молод;
- богат;
- самоуверен.
Деньги дают ему определённое положение в обществе и делают желанным женихом для любой девушки. Но только не для Снегурочки. Мизгирь привык, что ему ни в чём нет отказа. Возможно, именно эта привычка иметь всё, что пожелает, а вовсе не внезапно вспыхнувшая любовь побуждает юношу добиваться Снегурочку во что бы то ни стало.
Он даже прилюдно отзывается о своё бывшей невесте, как о доступной девушке, чем характеризует себя с не очень хорошей стороны. А его попытка взять Снегурочку силой только добавляет отвращения. Несмотря на то что Мизгирь и Снегурочка всё же становятся влюблённой парой в конце сказки, чувство неприязни к этому персонажу так и не проходит.
Девушка Купава
Обычная деревенская девушка, по-своему несчастная. Её бросает жених, да ещё и позорит при всём народе. Разбив Купаве сердце, любимый переключается на Снегурочку. В результате девушка теряет не только парня, но и подругу.
Однако нужно отдать должное характеру этой юной особы. Вместо того, чтобы впасть в уныние, она ищет справедливости у царя.
А когда её добивается, то благородно отказывается от разлюбившего её парня. Так что Купава скорее положительный герой, чем отрицательный.
Несмотря на печальную историю, она вызывает у зрителей больше уважение, чем жалость.
Царь Берендей
Мудрый правитель. Он почти интуитивно чувствует, что с его царством не всё гладко. Берендей понимает, что Ярило на что-то разгневан, поэтому нет мира и любви между молодыми людьми в деревне. Царь даже хочет издать указ, чтобы все стали любить друг друга, но потом отказывается от этой идеи, заранее зная, что по приказу полюбить невозможно.
Однако он всё же находит выход из положения, обязуясь переженить всех, кто сам этого захочет, на Ярилов день. Это было мудрое решение, так как одновременно будут созданы новые семьи и задобрен гнев Ярилы. Характеристика царя Берендея, как одного из главных героев, скорее положительная. Возможно, он вызывает немного сочувствия (из-за неверности жены), но точно не отрицательные эмоции.
Ярило летнее солнце
Персонаж, образ которого появляется в самом конце пьесы, хотя незримо присутствует во всех её действиях. Ярило — дух лета, божество, которое недовольно тем, что кто-то может противиться его воле. По сюжету он враг Мороза, желающий погубить Снегурочку.
Однако воспринимать его как отрицательного героя не совсем верно. Это скорее символ природного равновесия. Сопротивляться ему невозможно. Если есть зима, то должно быть и лето. Направляя свой тёплый луч на Снегурочку, Ярило, как бы выравнивает баланс между силами природы. Даже тая, Снегурочка это понимает, поэтому чувствует себя счастливой. Ведь без тепла любовь просто не может существовать.
Если глубже проанализировать образы всех главных героев оперы «Снегурочка», то становится ясно, что полностью положительных или отрицательных персонажей в ней нет. В каждом есть что-то хорошее и плохое, но от этого сюжет сказки становится только интереснее.