Образ Софьи и его роль в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”
I. Вступление
Образ Софьи – один из наиболее сложных в комедии Грибоедова, он не поддается однозначной оценке, на что указывал еще Пушкин (“Софья очерчена неясно…”).
II. Главная часть
1. Характер Софьи. Софья – девушка достаточно взрослая, неглупая и самостоятельная. Важно, что в комедии она предстает уже совсем не такой, какой помнит ее Чацкий.
Отношения с ним три года назад Софья называет “детской дружбой”. Теперь же Софья вышла из этого возраста, у нее своя жизнь и свое понимание людей.
2. Отношение Софьи к Молчалину. С первых же страниц мы узнаем, что Софья любит Молчалина. Эта любовь многим непонятна: Лиза сравнивает Молчалина с Чацким и отдает предпочтение последнему, Фамусов с самого начала заявляет: “Кто беден, тот тебе не пара”.
Главное же, что этой любви не может поверить Чацкий: “С такими чувствами, с такой душою // Любим!.. Обманщица смеялась надо мною!”. За что же Софья любит Молчалина?:
а) про Софью можно сказать словами Пушкина: “Пора пришла, она влюбилась”;
б) на чувства Софьи, очевидно, повлияли сентиментальные романы: как и в них, она влюбляется в человека незаметного, который ей не ровня;
в) сильный и властный характер Софьи требует именно такого человека: скромного, тихого, послушного (см. разговор Софьи с Лизой в первом действии и разговор Софьи и Чацкого в третьем действии). Софья уже думает о семье и чувствует, что Молчалин будет идеальным мужем.
3. Отношение Софьи к Чацкому. Во-первых, Софья Чацкого не любит и, вероятно, никогда всерьез не любила. Поэтому она и не чувствует себя виноватой перед ним: “Я очень ветрено, быть может, поступила, // И знаю, и винюсь; но где же изменила?” (первое действие).
Во-вторых, Софья, зная острый и язвительный ум Чацкого, с самого начала предчувствует, что тот начнет высмеивать Молчалина, и не ошибается. В жизнь Софьи Чацкий вносит беспокойство. В-третьих, Чацкий не нужен Софье ни в качестве возлюбленного, ни в качестве мужа. Его ум, в частности, не таков, который может “осчастливить семейство” (Подробнее см. план на тему “Кто умен в комедии А.С.
Грибоедова “Горе от ума”?”). По всем этим причинам отношение Софьи к Чацкому становится явно отрицательным (“Ах, этот человек всегда // Причиной мне ужасного расстройства”, “Не человек – змея!”, “Унизить рад, кольнуть, // Завистлив, горд и зол”). К концу третьего действия Софья уже психологически готова к тому, чтобы так или иначе отомстить Чацкому.
Когда подворачивается случай, она им пользуется (правда, не без колебаний) и провоцирует возникновение сплетни о сумасшествии Чацкого: “А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить, // Угодно ль на себя примерить?”
4. Роль Софьи в комедии весьма существенна, прежде всего для развития конфликта и сюжетного действия. Именно ради нее Чацкий приезжает в дом Фамусова, видя ее холодность, пытается понять, отчего она; в дальнейшем пытается “дознаться”, кто ей мил и т.д. Именно она наносит Чацкому и последний удар (“Так этим вымыслом я вам еще обязан?”).
Важна роль Софьи и для постановки проблемы ума в комедии (Подробнее см. план на тему “Кто умен в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”?”).
III. Заключение
Софья – один из первых реалистических женских характеров в русской литературе. Поэтому ее нельзя оценить однозначно: это не “положительная” и не “отрицательная” героиня, а живой человек.
Loading…
Образ Софьи – главной героини комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» – неоднозначен и противоречив. Хочется понять, как она могла оказаться на стороне консервативного фамусовского общества, обладая умом и сильным характером. Загадкой остаётся и то, как она могла полюбить Молчалина, предпочтя его Чацкому.
Воспитанием Софьи после смерти матери занимается отец. Он балует девушку и снисходительно относится к ее забавам и прихотям. Благодаря относительной свободе и хорошему образованию Софья выросла утонченной, начитанной, умной девушкой. Даже то, что Чацкий влюблен в Софью, косвенно характеризует ее как человека, которого он ставит выше других.
Когда общество кажется погрязшим в невежестве, бездумном чинопочитании и в гонке за богатством, Софья демонстрирует иные ценности. Выбрав Молчалина, она подчеркивает, что ей не важно происхождение человека, лишь бы он был мил сердцу. Однако Софья – все равно продукт среды, которая научила ее лицемерию и лжи.
Так почему же Софья в разлуке с Чацким выбрала Молчалина?
По раздражению Софьи становится ясно, что отъезд Чацкого за границу и его продолжительное молчание больно ранили ее. Сердце девушки было уязвлено, а рядом оказался услужливый сдержанный кавалер в лице секретаря. Девушка отдалась новому увлечению, с лёгкостью приписав Молчалину прекрасные качества души. В отличие от остроумного и дерзкого Чацкого, он был понятнее и ближе.
А вот в новом Чацком Софья видит человека, который может разрушить ее привычную картину мира. Он сразу критикует правила, по которым продолжает жить фамусовское общество. А главное – говорит то, что вот-вот откроет Софье глаза на правду. Девушка и сама понимает, что выбор Молчалина – некий самообман, но не готова слышать это от Чацкого.
Позже вскрывается правда о том, что Молчалин любит служанку Лизу. Это приводит Софью к разочарованию, но есть надежда, что больше ей не захочется лгать себе самой. Образ Софьи трагичен: она могла бы жить более счастливой жизнью, если бы избавилась от ограничивающих оков фамусовского общества.
-
-
Предмет:
Литература
-
Автор:
josemcintosh130
-
Создано:
3 года назад
Ответы
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Другие предметы6 минут назад
че с чатом админы помагите или вы его выключили?
-
Химия6 минут назад
Помогите пожалуйста решить химию
-
Химия6 минут назад
Помогите сделать химию пожалуйста
-
Химия11 минут назад
Помогите с химией пожалуйста
-
Геометрия11 минут назад
Срочно надо ответ пж
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Вы не можете общаться в чате, вы забанены.
Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно
Вопросы без ответа
-
Другие предметы6 минут назад
че с чатом админы помагите или вы его выключили?
-
Математика57 минут назад
пж помогите.Найти объём фигуры из прикреплённого файла
Топ пользователей
-
Fedoseewa27
20739
-
Sofka
7417
-
vov4ik329
5115
-
DobriyChelovek
4631
-
olpopovich
3446
-
zlatikaziatik
2620
-
dobriykaban
2374
-
Udachnick
1867
-
Zowe
1683
-
NikitaAVGN
1210
Войти через Google
или
Запомнить меня
Забыли пароль?
У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться
Выберите язык и регион
Русский
Россия
English
United States
How much to ban the user?
1 hour
1 day
Образ Софьи в комедии а. С. Грибоедова «Горе от ума»
Воспоминания! Как острый нож оне.
А. С. Грибоедов
План
I. Софья Фамусова – один из главных персонажей пьесы «Горе от ума».
II. Изображение Софьи в пьесе «Горе от ума».
1. Искренность, сила любви Софьи к Молчалину. 2. Цельность натуры Софьи, чувство собственного достоинства.
III. Трагизм образа Софьи.
Главные герои комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» изображены с помощью разных художественных средств. Образ Александра Андреевича Чацкого раскрывается в его блестящих монологах и репликах; его стихия – мир идей. Фамусов и Молчалин – в поведении и поступках. Софья раскрывается в любви.
Пьеса начинается со сцены тайного свидания Софьи с Молчалиным. Мы еще не знаем, как ничтожен и низок ее возлюбленный, но сила чувства Софьи не вызывает сомнений. Она не боится отца, она намекает ему о своей любви, пересказывая будто бы приснившийся ей сон о дорогом для нее человеке, который «в бедности рожден».
Нам известно, что Софья «любила Чацкого когда-то», и все упрекают ее в том, что она его разлюбила: и сам Александр Андреич, и Лиза, и читатель (зритель). Ну как можно было предпочесть умному, искреннему, любящему Чацкому такое ничтожество, как Молчалин! Как? Да очень просто! Разве сердце подчиняется разуму, разве любят за какие-либо достоинства? Скорее, любящий человек наделяет любимого наилучшими качествами, идеализируя его. Так, Софья видит в своем избраннике и благородство, и скромность, и бескорыстие:
Чудеснейшего свойства
Он наконец: уступчив, скромен, тих.
В лице ни тени беспокойства,
И на душе проступков никаких,
Чужих и вкривь и вкось не рубит, —
Вот я за что его люблю.
«Конечно, нет в нем этого ума…» – говорит она о Молчалине, но ей кажется, что именно отсутствие ума есть залог чистосердечия.
Софья любит искренне, самоотверженно, бескорыстно. Она лишается чувств, когда Молчалин упал с лошади, а очнувшись, порывается «туда бежать, там быть, помочь ему стараться», не боясь скомпрометировать себя. Она не желает слушать язвительных речей Чацкого о своем возлюбленном, отвечает на них с раздражением, досадой. Она мечтает выйти замуж за Алексея Степаныча, хотя он не является выгодной партией, и отец никогда не благословит их брак («Кто беден, тот тебе не пара», – говорит он дочери). Но Софья умеет быть и гордой. Когда она становится свидетельницей сцены ухаживания Молчалина за Лизой, она говорит с бывшим возлюбленным категорически, резко, не допуская и мысли о каких-либо дальнейших отношениях:
Отстаньте, говорю, сейчас,
Я криком разбужу всех в доме
И погублю себя и вас…
Я с этих пор вас будто не знавала.
Упреков, жалоб, слез моих
Не смейте ожидать, не стоите вы их…
Образ Софьи драматичен. Мы искренне сочувствуем отвергнутому обществом Чацкому, но трагедия поруганной любви Софьи почему-то трогает нас не меньше. А что может быть печальнее, чем разочарование в своем избраннике, предательство любимого человека? У Чацкого остаются его идеи и чувство собственной правоты. А что остается у Софьи? Горечь потери, стыд, обида и воспоминания. И надежда.
Характеристика Софьи
Софья Фамусова — один из центральных персонажей комедии в стихах А. С. Грибоедова «Горе от ума». Автор наделяет этот образ противоречивыми чертами: с одной стороны, Софья является представительницей «фамусовского» общества, с другой — обладает такими чертами, как смелость, независимость, желание развиваться. Характеристика Софьи Фамусовой важна для раскрытия качеств главного героя произведения, Чацкого, а также для обличения пороков старосветского высшего общества.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Краткая характеристика
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Горе от ума.
Полное имя — Софья Павловна Фамусова.
Возраст — 17 лет.
Род занятий — без определённого рода деятельности, дочь богатого дворянина, девушка на выданье.
Семья — отец Павел Афанасьевич Фамусов, мать умерла.
Социальное положение — дворянка.
Происхождение — единственная дочь богатого, уважаемого чиновника, дворянина.
Воспитание — после смерти матери воспитанием Софьи занималась гувернантка-француженка.
Образование — домашнее образование, традиционное для дворянских семейств.
Внешность — юная, очаровательная девушка, чья красота только распустилась.
Характер — решительная, независимая, эмоциональная, своенравная, гордая, способная на сильное чувство.
Положительные черты — смелая, доверчивая, откровенная, честная.
Отрицательные черты — капризная, эгоистичная, недальновидная, способная на подлый поступок.
Произведение — «Горе от ума».
Автор — Александр Сергеевич Грибоедов.
Цитатная характеристика
Описание героя с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношение к жизни.
Портрет
Художественный портрет Софьи основан на том, что она является дочерью дворянина, всеми уважаемого чиновника Павла Афанасьевича Фамусова.
«…Павел Афанасьевич Фамусов, управляющий в казённом месте…»
Источник: цитата из списка действующих лиц
«…Софья Павловна, дочь его…»
Источник: цитата из списка действующих лиц
«В угодность дочери такого человека…»
Источник: Действие IV, явление 12
Софья — дочь богатого человека, и её будущий супруг должен ей полностью соответствовать.
«Кто беден, тот тебе не пара…»
Источник: Фамусов, Действие I, явление 4
Портретная характеристика Софьи основывается также на её сильном, решительном характере.
«Однако о себе скажу,
Источник: Действие II, явление 11
Что не труслива. Так, бывает,
«Да что мне до кого? до них? до всей вселенны?
Смешно? — пусть шутят их; досадно? — пусть бранят».
Внешность
Софья — юная девушка, ей исполнилось семнадцать лет.
«В седьмнадцать лет вы расцвели прелестно…»
Источник: Действие I, явление 7
Внешний вид Софьи вызывает восхищение: девушка очень хороша собой.
«…вы расцвели прелестно,
Неподражаемо, и это вам известно». Источник: Чацкий, Действие I, явление 7
«Как Софья Павловна у вас похорошела!»
Источник: Чацкий, Действие I, явление 9
«Как хороша!»
Источник: Чацкий, Действие I, явление 9
Черты характера и поступки
Софья влюблена в Молчалина — молодого человека, работающего секретарем её отца.
«Счастливые часов не наблюдают».
Источник: Действие I, явление 3
«Идите; целый день ещё потерпим скуку».
Источник: Молчалину при прощании, Действие I, явление 3
«Кого люблю я, не таков:
Источник: Действие I, явление 5
Молчалин, за других себя забыть готов,
Враг дерзости, — всегда застенчиво, несмело
Ночь целую с кем можно так провесть!»
Софья, не стесняясь, признаётся Молчалину в своих чувствах. Этим она демонстрирует свою смелость и отсутствие предрассудков.
«Молчалин! как во мне рассудок цел остался!
Источник: Действие II, явление 11
Ведь знаете, как жизнь мне ваша дорога!
Зачем же ей играть, и так неосторожно?»
«Готова я была в окошко, к вам прыгнуть».
Источник: Действие II, явление 11
Окрылённая любовью к Молчалину, Софья готова игнорировать всё, что о ней подумают другие.
«Да что мне до кого? до них? до всей вселенны?
Источник: Действие II, явление 11
Смешно? — пусть шутят их; досадно? — пусть бранят».
Софья совершенно равнодушна к Чацкому, который пугает её своими смелыми взглядами на жизнь, прямотой, язвительностью.
«На что вы мне?»
Источник: Действие II, явление 8
Софья Фамусова — легкомысленная, ветреная девушка.
«…Я очень ветрено, быть может, поступила,
Источник: Софья о своей влюблённости в Молчалина, Действие I, явление 5
И знаю, и винюсь; но где же изменила?..»
«Никем по совести она не дорожит…»
Источник: Чацкий, Действие IV, явление 10
Софья считает себя смелой, отважной девушкой.
«Однако о себе скажу,
Источник: Действие II, явление 8
Что не труслива. Так, бывает,
Карета свалится, — подымут: я опять
Готова сызнова скакать».
Софья — искренняя девушка, которой очень сложно притворяться.
«…Пойду любезничать сквозь слёз;
Источник: Действие II, явление 11
Боюсь, что выдержать притворства не сумею».
Софья Фамусова — гордая девушка, с чувством собственного достоинства. Узнав о коварстве Молчалина, она без сожаления вычёркивает его из своего сердца.
«Упрёков, жалоб, слёз моих
Источник: Действие IV, явление 12
Не смейте ожидать, не стоите вы их;
Но чтобы в доме здесь заря вас не застала.
Чтоб никогда об вас я больше не слыхала».
Софья — решительная девушка, способная на поступки, которые могут скомпрометировать её. Однако возможный позор её не пугает.
«Иначе расскажу
Источник: Действие IV, явление 12
Всю правду батюшке, с досады.
Вы знаете, что я собой не дорожу».
Софья рада, что она, пусть и случайно, узнала об обмане Молчалина. Ей проще справиться с сильным разочарованием в одиночестве, чем на виду у свидетелей.
«Сама довольна тем, что ночью всё узнала:
Источник: Действие IV, явление 12
Нет укоряющих свидетелей в глазах,
Как давиче, когда я в обморок упала».
Софья — сильная девушка, способная признавать собственные ошибки.
«…я виню себя кругом.
Источник: Действие IV, явление 13
Но кто бы думать мог, чтоб был он так коварен!»
Софья, желая досадить Чацкому, распускает слух о его помешательстве. Столь подлый поступок вызван сильным раздражением, которое вызывает в ней поведение Чацкого.
«София
Источник: Действие IV, явление 13
Он не в своём уме.
Г.N.
Ужли с ума сошёл?
София (помолчавши)
Не то, чтобы совсем…
Г.N.
Однако есть приметы?
София (смотрит на него пристально)
Мне кажется!»
Воспитание
Поначалу, после смерти матери, воспитанием Софьи занималась гувернантка-француженка.
«Уж об твоём ли не радели
Источник: Действие I, явление 4
Об воспитаньи! с колыбели!
Мать умерла: умел я принанять
В мадам Розье вторую мать.
Старушку-золото в надзор к тебе приставил:
Умна была, нрав тихий, редких правил».
Софья получила традиционное дворянское образование на дому, которое заключалось в игре на музыкальных инструментах, изучении иностранных языков, правил этикета и пр.
«Дались нам эти языки!
Источник: Фамусов, Действие I, явление 4
Берём же побродяг, и в дом, и по билетам,
Чтоб наших дочерей всему учить, всему —
И танцам! и пенью́! и нежностям! и вздохам!»
Софья владеет игрой на музыкальных инструментах, и занятия музыкой доставляют ей удовольствие.
«…Когда ж печальное ничто на ум нейдёт,
Источник: Действие I, явление 5
Забылись музыкой, и время шло так плавно…»
«То флейта слышится, то будто фортопьяно; Для Софьи слишком было б рано?»
Источник: Действие I, явление 2
Софья увлекается чтением. Как и большинство барышень того времени, она читает французские романы.
«Всё по-французски, вслух, читает запершись…»
Источник: Действие I, явление 2
Характеристика Софьи другими героями
Отец (Фамусов)
Фамусов глубоко возмущён тем, что Софья провела ночь наедине с Молчалиным.
«А ты, сударыня, чуть из постели прыг,
Источник: Действие I, явление 4
С мужчиной! с молодым! — Занятье для девицы!»
Павел Афанасьевич считает, что недостойное поведение дочери — результат чтения книг.
«…Всю ночь читает небылицы,
Источник: Действие I, явление 4
И вот плоды от этих книг!»
Фамусов уверен, что лучшим примером для дочери является он сам.
«Не надобно иного образца,
Источник: Действие I, явление 4
Когда в глазах пример отца».
Павлу Афанасьевичу не по душе современное образование для девушек из высшего сословия, которое, по его мнению, лишь развращает их.
«Дались нам эти языки!
Источник: Действие I, явление 4
Бepём же побродяг, и в дом и по билетам,
Чтоб наших дочерей всему учить, всему –
И танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам!
Как будто в жёны их готовим скоморохам».
Будучи представителем богатого знатного семейства, Фамусов не потерпит, чтобы его единственная дочь вышла замуж за бедного человека.
«Кто беден, тот тебе не пара».
Источник: Действие I, явление 4
«Как все московские, ваш батюшка таков:
Источник: Лиза, Действие I, явление 5
Желал бы зятя он с звёздами да с чинами».
Фамусов глубоко возмущён безнравственным поведением дочери.
«Где домовые? Ба! знакомые всё лица!
Источник: Действие IV, явление 14
Дочь, Софья Павловна! страмница!
Бесстыдница! где! с кем!..»
Фамусов искренне не понимает, как Молчалин мог пленить его дочь.
«Побойся Бога, как? чем он тебя прельстил?
Источник: Действие IV, явление 14
Сама его безумным называла!»
В качестве наказания Фамусов решает отправить Софью из Москвы в деревню, подальше от соблазнов.
«Да и тебя, мой друг, я, дочка, не оставлю,
Источник: Действие IV, явление 14
Ещё дни два терпение возьми:
Не быть тебе в Москве, не жить тебе с людьми.
Подалее от этих хватов,
В деревню, к тётке, в глушь, в Саратов,
Там будешь горе горевать,
За пяльцами сидеть, за святцами зевать».
Подробная характеристика Фамусова.
Чацкий
При встрече с Софьей Чацкий замечает её неискренность по отношению к нему.
«София
Источник: Действие I, явление 7
Ах! Чацкий, я вам очень рада.
Чацкий
Вы ради? в добрый час.
Однако искренно кто ж радуется эдак?»
Чацкий находит Софью настоящей красавицей.
«В седьмнадцать лет вы расцвели прелестно,
Источник: Действие I, явление 7
Неподражаемо, и это вам известно».
«Как Софья Павловна у вас похорошела!»
Источник: Действие I, явление 9
«Как хороша!»
Источник: Действие I, явление 9
Несмотря на холодность Софьи, Чацкий признаётся ей в любви. Именно к ней он спешил после долгой разлуки.
«И день и ночь по снеговой пустыне,
Источник: Действие I, явление 7
Спешу к вам, голову сломя.
И как вас нахожу? в каком-то строгом чине!
Вот полчаса холодности терплю!
Лицо святейшей богомолки!.. —
И всё-таки я вас без памяти люблю».
«Простите; я спешил скорее видеть вас,
Источник: Действие I, явление 7
Не заезжал домой…»
Любовь к Софье так сильна, что Чацкий готов ради девушки на любой, даже самый безумный поступок.
«Велите ж мне в огонь: пойду как на обед».
Источник: Действие I, явление 7
Узнав, какое ничтожество (Молчалина) Софья предпочла ему, Чацкий глубоко разочаровывается в девушке. Она перестаёт казаться ему идеальной и достойной его любви.
«Слепец! я в ком искал награду всех трудов!
Источник: Действие IV, явление 14
Спешил!.. летел! дрожал! вот счастье, думал, близко.
Пред кем я давиче так страстно и так низко
Был расточитель нежных слов!
А вы! о Боже мой! кого себе избрали?
Когда подумаю, кого вы предпочли!»
Подробная характеристика Чацкого.
Молчалин
Молчалин пугается излишней откровенности Софьи, которая не в состоянии скрывать своих чувств к нему.
«Нет, Софья Павловна, вы слишком откровенны».
Источник: Действие II, явление 11
Молчалин не любит Софью и заводит с ней роман из корыстных побуждений.
«Молчалин
Источник: Действие II, явление 12
Какое личико твоё!
Как я тебя люблю!
Лиза
А барышню?
Молчалин
Её по должности, тебя…»
«Я в Софье Павловне не вижу ничего
Источник: Действие IV, явление 12
Завидного. Дай Бог ей век прожить богато…»
Подробная характеристика Молчалина.
Лиза
Лиза беспокоится о юной барышне и пытается давать ей советы. Она считает, что Софья не должна завязывать отношения с Молчалиным.
«Вот то-то-с, моего вы глупого сужденья
Источник: Действие I, явление 5
Не жалуете никогда:
Ан вот беда.
На что вам лучшего пророка?
Твердила я: в любви не будет в этой прока
Ни во веки веков».
Народная характеристика
Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.
Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.
Давайте создадим самую подробную характеристику Софьи Фамусовой вместе!
Биография
Софья Павловна Фамусова — 17-летняя девушка, дворянка, единственная дочь богатого и знатного чиновника Павла Афанасьевича Фамусова. Рано лишившись матери, девочка воспитывается гувернанткой-француженкой мадам Розье.
Девушка получает образование, традиционное для отпрысков аристократов того времени. Она музицирует, владеет иностранными языками, умеет достойно вести себя в высшем обществе. Как и большинство своих ровесниц, она увлекается чтением французских романов.
Лишённая влияния матери, Софья ведёт себя очень свободно и способна, запершись в комнате, всю ночь провести с молодым человеком. Она чувствует себя полноправной хозяйкой в доме, которая может не отчитываться за свои поступки.
В детстве она была влюблена в Александра Чацкого, своего верного товарища по играм. Его внезапный отъезд за границу, долгая разлука, а затем внезапное появление выбивают Софью из привычной колеи. При встрече с Чацким Софья понимает, что не способна ответить ему взаимностью: прогрессивно мыслящий, смелый, ироничный Александр Чацкий наводит на неё страх. Она распускает в обществе слух о его сумасшествии, чем вынуждает навсегда покинуть Россию.
Образ Софьи Фамусовой
Софья Фамусова представляет собой весьма неоднозначный, противоречивый женский образ в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Воспитанная в лучших традициях того времени, девушка прекрасно владеет музыкальными инструментами, иностранными языками, увлекается литературой. На фоне «фамусовского» общества она выделяется своим умом, ясным мышлением, индивидуальностью. Даже несмотря на критическое отношение отца к образованию, девушка стремится к саморазвитию.
Наделённая от природы сильным и независимым характером, Софья не понимает, в каком направлении ей двигаться, так как лишена нравственных ориентиров. Она выступает своенравной и капризной аристократкой, способной на самые отчаянные поступки. Вместе с тем это честная и откровенная девушка, которая может любить всем сердцем.
Имея от природы достаточно сильный потенциал, она всё же принимает решение погрузиться в «фамусовское» общество, в котором царят ложь, лицемерие, чинопочитание.
5 фактов о Софье Фамусовой
- Большим увлечением Софьи являются французские романы, но именно они становятся причиной её любовной трагедии. Наделив Молчалина качествами литературного героя-любовника, девушка влюбляется в вымышленный образ, но в итоге жестоко разочаровывается в избраннике.
- Софья далека от меркантильности. Она способна всем сердцем полюбить бедного юношу. Богатый, но нелюбимый жених — не её выбор.
- Обладая властными решительным характером, Софья выбирает в качестве любовного объекта Молчалина, который
«уступчив, скромен, тих».
Чацкий — слишком сильный и независимый, чтобы им можно было повелевать. Понимая, что ей с ним не справиться, Софья избавляется от Чацкого путем гнусной сплетни. - Фамусов сравнивает дочь с покойной женой, которая отличалась кокетством:
«Как мать её, покойница жена. Бывало, я с дражайшей половиной Чуть врознь — уж где-нибудь с мужчиной!»
- Софья является персонажем, который находится в процессе своего развития. В комедии он занимает промежуточное место между прогрессивно мыслящим Чацким и загнивающим «фамусовским» обществом.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Вывод
Одним из ярких персонажей комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» является Софья Фамусова. Отношение к ней меняется на протяжении всего повествования, поскольку героиня обладает сложным, противоречивым характером, в котором нет преобладания явных положительных или отрицательных качеств.
Роль героини заключается в том, чтобы продемонстрировать пассивность думающих, независимых людей из «фамусовского» общества. Видя всё лицемерие и порочность своего окружения, Софья ничего не предпринимает для того, чтобы вырваться из него, предпочитая просто плыть по течению и меняться под его влиянием.
Собранный материал, включающий в себя цитаты из текста, позволяет самостоятельно дать характеристику герою по плану, поможет составить развёрнутую письменную работу или написать сочинение на заданную тему.
Тест
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Арсен Арустамян
5/5
Образ Софьи — один из наиболее сложных в комедии Грибоедова, он не поддается однозначной оценке, на что указывал ещё Пушкин («Софья очерчена неясно…»). II. Главная часть 1. Характер Софьи. Софья — девушка достаточно взрослая, неглупая и самостоятельная. Важно, что в комедии она предстает уже совсем не такой, какой помнит ее Чацкий. Отношения с ним три года назад Софья называет «детской дружбой». Теперь же Софья вышла из этого возраста, у нее своя жизнь и свое понимание людей. 2. Отношение Софьи к Молчалину. С первых же страниц мы узнаём, что Софья любит Молчалина. Эта любовь многим непонятна: Лиза сравнивает Молчалина с Чацким и отдает предпочтение последнему, Фамусов с самого начала заявляет: «Кто беден, тот тебе не пара». Главное же, что этой любви не может поверить Чацкий: «С такими чувствами, с такой душою // Любим!.. Обманщица смеялась надо мною!». За что же Софья любит Молчалина?: а) про Софью можно сказать словами Пушкина: «Пора пришла, она влюбилась»; б) на чувства Софьи, очевидно, повлияли сентиментальные романы: как и в них, она влюбляется в человека незаметного, который ей не ровня; в) сильный и властный характер Софьи требует именно такого человека: скромного, тихого, послушного (см. разговор Софьи с Лизой в первом действии и разговор Софьи и Чацкого в третьем действии). Софья уже думает о семье и чувствует, что Молчалин будет идеальным мужем. 3. Отношение Софьи к Чацкому. Во-первых, Софья Чацкого не любит и, вероятно, никогда всерьез не любила. Поэтому она и не чувствует себя виноватой перед ним: «Я очень ветрено, быть может, поступила, // И знаю, и винюсь; но где же изменила?» (первое действие). Во-вторых, Софья, зная острый и язвительный ум Чацкого, с самого начала предчувствует, что тот начнет высмеивать Молчалина, и не ошибается. В жизнь Софьи Чацкий вносит беспокойство. В-третьих, Чацкий не нужен Софье ни в качестве возлюбленного, ни в качестве мужа. Его ум, в частности, не таков, который может «осчастливить семейство» (Подробнее см. план на тему «Кто умен в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?»). По всем этим причинам отношение Софьи к Чацкому становится явно отрицательным («Ах, этот человек всегда // Причиной мне ужасного расстройства», «Не человек — змея!», «Унизить рад, кольнуть, // Завистлив, горд и зол»). К концу третьего действия Софья уже психологически готова к тому, чтобы так или иначе отомстить Чацкому. Когда подворачивается случай, она им пользуется (правда, не без колебаний) и провоцирует возникновение сплетни о сумасшествии Чацкого: «А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить, // Угодно ль на себя примерить?» 4. Роль Софьи в комедии весьма существенна, прежде всего для развития конфликта и сюжетного действия. Именно ради нее Чацкий приезжает в дом Фамусова, видя ее холодность, пытается понять, отчего она; в дальнейшем пытается «дознаться», кто ей мил и т.д. Именно она наносит Чацкому и последний удар («Так этим вымыслом я вам еще обязан?»). Важна роль Софьи и для постановки проблемы ума в комедии (Подробнее см. план на тему «Кто умен в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?»). III. Заключение Софья — один из первых реалистических женских характеров в русской литературе. Поэтому ее нельзя оценить однозначно: это не «положительная» и не «отрицательная» героиня, а живой человек.
- Сочинения
- По литературе
- Грибоедов
- Софья начертана неясно
Софья Фамусова — центральная героиня комедии А.С.Грибоедова ”Горе от ума”. Образ девушки является самым противоречивым и сложным в произведении.
Софью невозможно отнести ни к “веку минувшему”, ни к “веку нынешнему”. В ее образе присутствуют черты, которые роднят ее с Чацким: пылкость натуры, способность к самостоятельным суждениям, независимость от мнения света. Однако в то же время она является неотъемлемой частью фамусовского общества. И это, в первую очередь, подтверждает сделанный ею выбор в пользу Молчалина. Девушка поступает, как ей кажется разумно, отдавая предпочтение тихому робкому Алексею. Расчетливость Софьи заключена не в выборе богатого знатного жениха, а в том, чтобы найти избранника, которым она смогла бы повелевать также, как это делает, к примеру, Тугоуховская. У Фамусовой сильный страстный характер, что и предопределяет ее выбор.
Основным мотивом, которым руководствовалась девушка в своих поступках, была любовь к Молчалину. Ради нее она готова была забыть о мнении света, и даже, скорее всего, решиться пойти против воли отца. В чувствах к Молчалину проявилась вся глубина и сила натуры Софьи. К сожалению, ее избранник оказывается подлецом. Сцена, когда выясняется обман Молчалина, наполнена драматизмом. Однако и здесь Софья не теряет самообладания и решительности, она гонит от себя Молчалина. В сложившемся положении она винит только себя, что опять же говорит о твёрдости и силе ее характера.
Странным видится отношение Софьи к Чацкому. Герои вместе росли, когда-то их связывала дружба, родство душ. Однако приезду Андрея девушка не рада, все ее мысли заняты Молчалиным, а к главному герою за три года разлуки она успела охладеть. Возможно, Софья руководствуется обидой, которую ей нанес Чацкий своим отъездом. Девушка замечает, что, “если любит кто кого, зачем ума искать и ездить так далеко?”. Фамусова зло отзывается о Чацком, ее речи, обращенные к старому другу, язвительны и остры. Именно Софья распускает слух о сумасшествии Чацкого. Почему она так поступает? И здесь Фамусова руководствуется чувствами к Молчалину, она хочет защитить любимого ею человека.
В рецензии к комедии А.С.Пушкин замечает, что “Софья начертана неясно”. И действительно, трудно понять характер Фамусовой. Ее образ в комедии неотделим от любви к Молчалину: все ее действия, слова и поступки продиктованы любовью. Софья обладает живым умом, пылкостью и силой натуры. Однако большое влияние на нее оказывает среда, в которой девушка выросла, и частью которой является.
Популярные сочинения
- Сочинение по произведению Отцы и дети Тургенева
Книга «Отцы и дети» является самым выдающимся творением известного писателя Тургенева. Произведение является настоящей душераздирающей историей о жизни народа - Сочинения по творчеству Горького
Творчество Максима Горького правдиво и глубоко подвергает беспощадной критике пороки буржуазного строя и показывает, как силы пролетарской революции противостоят эксплуататорам. - Темы и мотивы лирики Лермонтова (9 класс) сочинение
Великий русский поэт XIX века Михаил Юрьевич Лермонтов. Он творил в век романтизма и поэтому его произведения насквозь пронизаны чувственностью и любовью.
План сочинения: Образ Софьи и ее роль в комедии Грибоедова «Горе от ума»
Образ Софьи и его роль в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru
I. Вступление
Образ Софьи — один из наиболее сложных в комедии Грибоедова, он не поддается однозначной оценке, на что указывал ещё Пушкин («Софья очерчена неясно…»).
II. Главная часть
1. Характер Софьи. Софья — девушка достаточно взрослая, неглупая и самостоятельная. Важно, что в комедии она предстает уже совсем не такой, какой помнит ее Чацкий. Отношения с ним три года назад Софья называет «детской дружбой». Теперь же Софья вышла из этого возраста, у нее своя жизнь и свое понимание людей.
2. Отношение Софьи к Молчалину. С первых же страниц мы узнаём, что Софья любит Молчалина.
а) про Софью можно сказать словами Пушкина: «Пора пришла, она влюбилась»;
б) на чувства Софьи, очевидно, повлияли сентиментальные романы: как и в них, она влюбляется в человека незаметного, который ей не ровня;
в) сильный и властный характер Софьи требует именно такого человека: скромного, тихого, послушного (см. разговор Софьи с Лизой в первом действии и разговор Софьи и Чацкого в третьем действии). Софья уже думает о семье и чувствует, что Молчалин будет идеальным мужем.
Во-вторых, Софья, зная острый и язвительный ум Чацкого, с самого начала предчувствует, что тот начнет высмеивать Молчалина, и не ошибается. В жизнь Софьи Чацкий вносит беспокойство. В-третьих, Чацкий не нужен Софье ни в качестве возлюбленного, ни в качестве мужа.
https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru
Его ум, в частности, не таков, который может «осчастливить семейство» (Подробнее см. план на тему «Кто умен в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?»).
По всем этим причинам отношение Софьи к Чацкому становится явно отрицательным («Ах, этот человек всегда // Причиной мне ужасного расстройства», «Не человек — змея!», «Унизить рад, кольнуть, // Завистлив, горд и зол»).
4. Роль Софьи в комедии весьма существенна, прежде всего для развития конфликта и сюжетного действия. Именно ради нее Чацкий приезжает в дом Фамусова, видя ее холодность, пытается понять, отчего она; в дальнейшем пытается «дознаться», кто ей мил и т.д. Именно она наносит Чацкому и последний удар («Так этим вымыслом я вам еще обязан?»).
Важна роль Софьи и для постановки проблемы ума в комедии (Подробнее см. план на тему «Кто умен в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?»).
III. Заключение
Софья — один из первых реалистических женских характеров в русской литературе. Поэтому ее нельзя оценить однозначно: это не «положительная» и не «отрицательная» героиня, а живой человек.
Здесь искали:
- образ софьи и его роль в комедии горе от ума сочинение
- образ софьи и его роль в комедии горе от ума
- образ софьи в комедии горе от ума
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Пример сочинения 1
В своей комедии «Горе от ума» А.С.Грибоедов отступает от некоторых принципов классицизма. Так, автор не делает традиционного деления персонажей на отрицательных и положительных. Поэтому Софья Фамусова – неоднозначная героиня.
Девушка отличается от того общества, в котором ей было суждено родиться. Она увлекается искусством: играет на флейте и фортепьяно, может часами проводить за чтением романов. С одной стороны, героиня отказывается принимать многие принципы среды, которая её окружает. Так, Софья Павловна влюбляется не в человека, занимающего высокую должность, имеющего много душ (что диктовало фамусовское общество), а в секретаря своего отца – Молчалина. Софья Павловна, несмотря на подростковый возраст (семнадцать лет), уже стала решительной, властной хозяйкой в своём доме. Поэтому она выбрала того, кем было легко командовать. Девушку привлекла робость Молчалина, его скромность, покорность. Однако Софья Павловна совершенно не знала своего избранника. В Молчалине она видела лишь романтические черты (её можно сравнить с Татьяной Лариной, которая влюбилась в образ, навеянный французскими романами). Узнав его истинное лицо, героиня прежде всего переживала из-за того, что она позволила себя обмануть.
С другой стороны, нельзя забывать, что Софья – дочь Фамусова. Все её детство прошло в этом кругу общения, в этих закостенелых жизненных ориентирах. Её окружают люди, которые в образовании видят лишь вред и опасность, а жениха выбирают по его материальному положению. В этой среде нет места искренним чувствам, высоким духовным стремлениям. Софья, несмотря на свою решительность, не могла не перенять некоторые черты своего отца. Так, фамилия её в переводе означает «молва». В конце произведения именно из-за ее сплетен Чацкий прослыл сумасшедшим. Софья не могла простить герою его нелестных выражений, которые он высказывал в адрес Молчалина. Желая отомстить Чацкому, она распространила слух о том, что он сошёл с ума. Именно из-за этого герой оказался в неловком положении, а впоследствии был вынужден бежать из Москвы.
Таким образом, Образ Софьи в пьесе «Горе от ума» нельзя отнести ни к положительным, ни к отрицательным. Она отличается от фамусовского общества своей бескорыстностью, нравственными ценностями, умением отстаивать собственное мнение. Однако героиня всю жизнь провела в этой среде и не могла не унаследовать некоторые ее черты: хитрость, властность и мстительность. И все же мы не может причислить ее к фамусовскому обществу, потому что Софья поступила плохо, но не ради выгоды, а из-за любви. Надуманная и слепая, но искренняя и горячая привязанность к Молчалину вынудила ее пожертвовать другом детства.
Пример сочинения 2
Софья Павловна Фамусова является главной героиней комедии Грибоедова «Горе от ума». Девушка наделена очень противоречивым характером.
Однажды Гончаров И.А. подметил, что в Софье смешались хорошие манеры и ложь, острый ум и отсутствие каких-либо убеждений. Она не была «стандартом» девушки тогдашнего общества. Именно за это ее и полюбил Чацкий.
Грибоедов показывает нам Софью, как очень умную и образованную девушку, способную по-настоящему переживать свои эмоции. Ей не чуждо сострадание и любовь всем сердцем. Софья Павловна очень любила читать произведения французских писателей и поэтов. Девушка была очень мечтательна и чувствительна. Окружающих она воспринимала через призму романтических произведений. Скорее всего, именно поэтому Софья обратила свой взор на Молчалина, ведь он так был похож на ее любимых литературных героев. Кроме того, будучи властной женщиной, Софья нуждалась в человеке, который будет слушать ее во всем. Молчалин оказался именно таким.
Сблизившись с Чацким, Грибоедов показывает нам еще одну сильную черту характера Софьи. В своем юном возрасте девушка была независима в своих суждениях и мнении касательно происходящих событий. Чацкий видел это и очень ценил. Он считал Софью своим единственным другом и единомышленником.
После приезда в Москву, Чацкий замечает, что Софья начала меняться под воздействием окружающих. Это очень опечалило Чацкого. Но Софья обеспокоена совсем по другому поводу. Жизнь преподнесла ей урок. Оказывается, Молчалин был рядом с девушкой, только ради того, чтобы получить высокий чин. В этот момент она потеряла такого «угодного» мужа. Софья не может, да и не хочет быть с Чацким. Это не удобный для нее человек. Но именно он открыл ее глаза на происходящие события. Нарисовав себе романтический образ, девушка выбирает его. Из-за чего девушка страдает больше всех.
Грибоедов показал нам Софью Павловну, как драматический образ. Благодаря своему характеру девушка была очень похожа на Чацкого, но в конечном итоге стала его противником. Именно поэтому образ Софьи является одним из самых оригинальных женских образов в русской литературе.
Пример сочинения 3
В пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума» женские образы не занимают центрального места, в действии комедии главную роль играет А. А. Чацкий. Тем не менее и они являются необходимыми лицами, так как пьеса писалась в первой четверти XIX века, когда законы классицизма еще были очень сильны. Некоторые из них продолжает соблюдать автор. В пьесе должны быть героиня и ее служанка-наперсница, обе вовлеченные в любовную интригу. Вот как эту особенность классической комедии объясняет И. А. Гончаров в статье «Мильон терзаний»: «Две комедии как будто вложены одна в другую: одна, так сказать, частная, мелкая, домашняя, между Чацким, Софьей, Молчалиным и Лизой, – это интрига любви, вседневный мотив всех комедий. Когда первая прерывается, в промежутке является неожиданно другая, и действие завязывается снова, частная комедия разыгрывается в общую битву и связывается в один узел».
Несмотря на то что драматург делает главной (вопреки традициям классицизма) не любовную, а социальную линию пьесы, героиня любовной интриги в пьесе есть. Это дочь Павла Афанасьевича Фамусова, Софья, в которую с детства влюблен Чацкий. Она же, в свою очередь, теперь полюбила Молчалина, секретаря своего отца. Алексей Степанович же не видит в Софье Павловне «ничего завидного», а симпатизирует ее служанке Лизе, которая влюблена в буфетчика Петрушу, но при этом с восхищением говорит о главном герое комедии: «Кто так чувствителен и весел, и остер, Как Александр Андреич Чацкий!» Здесь круг любовной интриги замыкается. В нее оказываются вовлечены две девушки, очень разные по происхождению, характеру и судьбе.
Софья Павловна Фамусова, дочь богатого и знатного московского дворянина, родилась и выросла в доме любящего ее отца. Она рано осталась без матери, Фамусов попытался восполнить эту потерю, наняв дочери гувернантку: «Мать умерла, сумел я принанять В мадам Розье вторую мать». Отец не жалел для воспитания дочери средств, нанимал учителей, правда, он понимает задачи обучения и воспитания весьма своеобразно: «Чтоб их учить всему, всему, И танцам, и пенью, и нежностям, и вздохам…». Главным же, полагает Фамусов, для дочери должен быть пример отца («Не надобно другого образца, Когда в глазах пример отца»).
Фамусов, в целом, доволен тем, как воспитана и ведет себя его дочь. Иногда он не понимает некоторых ее увлечений, например, чтения французских книг («Ей сна нет от французских книг, А мне от русских больно спится»), идеи выйти замуж за бедного, но любимого человека («Ах, матушка, не довершай удара, Кто беден, тот тебе не пара»). Он уже придумал хитрый план, как выдать дочь за полковника Сергея Сергеевича Скалозуба, который, с точки зрения отца Софьи, самый подходящий жених для его дочери, потому что «И золотой мешок, и метит в генералы». Тем сильнее разочарование Павла Афанасьевича в последнем действии комедии, когда он застает свою любимицу во время тайного ночного свидания с мужчиной. Поистине, «Что за комиссия, создатель, Быть взрослой дочери отцом!». Хорошо еще, что Фамусов не знает всей правды, что его дочь влюблена не в небогатого и нечиновного, но все же дворянина Чацкого, а в «безродного» нищего Молчалина.
Образ Софьи очень противоречив. С одной стороны, она девушка довольно передовых взглядов, так как другой не пришло бы в голову обратить внимание на Молчалина, она не смогла бы правильно оценить достоинства Скалозуба («Он слова умного не выговорил сроду, Мне все равно, что за него, что в воду»). Да и Чацкий вряд ли бы обратил свое внимание на обычную московскую дурочку-пустышку. Достаточно вспомнить, как героиня изобретательно борется за свое счастье: сочиняет сон, рассказывает своему отцу, как страшно разочарована она, когда в последней сцене узнает об истинном лице ее возлюбленного.
Но, с другой стороны, совершенно непонятно, почему, будучи умной, образованной и развитой девушкой, она не разглядела раньше безнравственности и подлости Молчалина, который любит ее «по должности» и вовсе не собирается жениться. Когда она превозносит уступчивость, скромность и примерное поведение своего избранника, поневоле начинаешь думать, что не так уж далеко она ушла в своем развитии от Натальи Горич, управляющей своим «мужем-мальчиком».
Конечно, Чацким управлять ей вряд ли удастся, она уже в этом убедилась, когда он отправился в свои странствия, вопреки ее мнению («Ах, если любит кто кого, Зачем ума искать и ездить так далеко»). Но зачем же она так жестоко поступила с ним, не говоря правды о своем нынешнем к нему отношении, о том, что ее избранником стал совсем другой человек, да еще распустив слух о сумасшествии главного героя?
Эти противоречия заставляли многих читателей и исследователей «Горя от ума» выдвигать свои объяснения образа Софьи и его роли в комедии. Самая негативная оценка роли Софьи состояла в том, что после отъезда Чацкого, оставшись один на один с представителями фамусовского общества, она приняла решение жить по тем заветам, по которым живет большинство ее родственников и знакомых, так как Чацкий – человек ненадежный и для семейной жизни (московского идеала «мужа-мальчика, мужа-слуги») неподходящий. В самом деле, трудно предположить, что Чацкий из любви к жене и чувства долга будет таскаться по балам, сплетничать, делать карьеру, добиваться чинов. Если давать такое объяснение поведению Софьи, то ее образ – это та самая соломинка, которая переломила горб верблюда. Чацкий предан и оболган не только фамусовским обществом, не приемлющим его прогрессивных взглядов и суждений. Его «мильон терзаний» намного тяжелее от того, что его предала и слух о его сумасшествии распустила та, ради которой он вернулся в Москву и к которой сохранил самые нежные чувства.
Видимо, влияние на Софью особого «московского отпечатка», по выражению Фамусова, сильнее, чем она сама считает. Прав И. А. Гончаров, когда пишет о ней: «Вообще к Софье Павловне трудно отнестись не симпатично: в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости. Она загублена в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха. Недаром любил ее и Чацкий».
Другая точка зрения на Софью и ее образ в комедии исходит из того, что само имя «Софья», что значит «мудрая» (имя в русской литературе традиционное, уже использованное в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»), предполагает, что Софья не могла примириться с той жизнью, которой живет московское дворянство. Но при этом она не склонна быстро прощать Чацкому его предательство и скоропалительный отъезд из Москвы. Поэтому все ее действия – всего лишь попытка помучить Чацкого, отомстить ему, заставить его пережить то, что пережила она, когда он уехал на долгие три года. Именно поэтому она, находясь у истоков сплетни о безумии Чацкого, говорит: «Ах, Чацкий, любите вы всех в шуты рядить, Извольте ж на себе примерить». Такой точки зрения о роли образа Софьи в комедии придерживалась М. В. Нечкина, исследуя данную проблему.
Таковы точки зрения на образ Софьи и его роль в комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова. Думается, автор и сам был бы доволен, что существуют такие разные мнения на этот счет. Не случайно он отказался от мысли написать к своей пьесе последнее (у классицистов – обязательное) пятое действие, в котором порок был бы наказан и справедливость восторжествовала. Драматург оставил нам комедию неразгаданной, финал открытым, во-первых, потому что в условиях современного ему общества невозможно показать, как восторжествует социальная точка зрения, выраженная Чацким, а во-вторых, чтобы мы подольше поразмышляли над написанным. В том числе и об образе Софьи. Сошлет ли ее Фамусов «в глушь, в Саратов», как грозился. Расскажет ли она отцу о подлости его секретаря или на следующее утро решит простить Алексея С
Самая негативная оценка роли Софьи состояла в том, что после отъезда Чацкого, оставшись один на один с представителями фамусовского общества, она приняла решение жить по тем заветам, по которым живет большинство ее родственников и знакомых, так как Чацкий – человек ненадежный и для семейной жизни (московского идеала «мужа-мальчика, мужа-слуги») неподходящий. В самом деле, трудно предположить, что Чацкий из любви к жене и чувства долга будет таскаться по балам, сплетничать, делать карьеру, добиваться чинов. Если давать такое объяснение поведению Софьи, то ее образ – это та самая соломинка, которая переломила горб верблюда. Чацкий предан и оболган не только фамусовским обществом, не приемлющим его прогрессивных взглядов и суждений. Его «мильон терзаний» намного тяжелее от того, что его предала и слух о его сумасшествии распустила та, ради которой он вернулся в Москву и к которой сохранил самые нежные чувства.
Видимо, влияние на Софью особого «московского отпечатка», по выражению Фамусова, сильнее, чем она сама считает. Прав И. А. Гончаров, когда пишет о ней: «Вообще к Софье Павловне трудно отнестись не симпатично: в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости. Она загублена в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха. Недаром любил ее и Чацкий».
Другая точка зрения на Софью и ее образ в комедии исходит из того, что само имя «Софья», что значит «мудрая» (имя в русской литературе традиционное, уже использованное в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»), предполагает, что Софья не могла примириться с той жизнью, которой живет московское дворянство. Но при этом она не склонна быстро прощать Чацкому его предательство и скоропалительный отъезд из Москвы. Поэтому все ее действия – всего лишь попытка помучить Чацкого, отомстить ему, заставить его пережить то, что пережила она, когда он уехал на долгие три года. Именно поэтому она, находясь у истоков сплетни о безумии Чацкого, говорит: «Ах, Чацкий, любите вы всех в шуты рядить, Извольте ж на себе примерить». Такой точки зрения о роли образа Софьи в комедии придерживалась М. В. Нечкина, исследуя данную проблему.
Таковы точки зрения на образ Софьи и его роль в комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова. Думается, автор и сам был бы доволен, что существуют такие разные мнения на этот счет. Не случайно он отказался от мысли написать к своей пьесе последнее (у классицистов – обязательное) пятое действие, в котором порок был бы наказан и справедливость восторжествовала. Драматург оставил нам комедию неразгаданной, финал открытым, во-первых, потому что в условиях современного ему общества невозможно показать, как восторжествует социальная точка зрения, выраженная Чацким, а во-вторых, чтобы мы подольше поразмышляли над написанным. В том числе и об образе Софьи. Сошлет ли ее Фамусов «в глушь, в Саратов», как грозился. Расскажет ли она отцу о подлости его секретаря или на следующее утро решит простить Алексея Степановича, потому что пока жив папенька, а муж еще не достиг степеней известных, им еще можно управлять. Решит ли она, что ей предпочтительнее Чацкий или Скалозуб, чем такой подлец, как Молчалин. Ничего этого мы не знаем, можем только размышлять над теми нравственными коллизиями, которые изобразил А. С. Грибоедов с помощью образа Софьи.
Пример сочинения 4Образ Софьи в комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова
В комедии «Горе от ума» изображены нравы дворян Москвы начала 19 столетия. Грибоедов показывает столкновение взглядов помещиков-крепостников (консервативного слоя населения) с прогрессивными идеями молодого поколения дворян. Этот конфликт показан как борьба двух лагерей. «Век нынешний» стремится преобразовать общество путем истинной гражданственности, а «век минувший» пытается защитить свой личный комфорт и меркантильные интересы. Однако встречаются и персонажи, которых невозможно однозначно отнести к той или иной противоборствующей стороне. Это, к примеру, образ Софьи в комедии «Горе от ума». О нем мы и поговорим сегодня.
Противоречивый образ героини
Образ Софьи в комедии «Горе от ума» — один из наиболее сложных в произведении Грибоедова. Характеристика этой героини противоречива. С одной стороны, она является единственным человеком, который близок по духу Александру Чацкому. С другой стороны, Софья – причина страданий главного героя. Именно из-за нее он оказывается изгнанным из фамусовского общества. Недаром Чацкий полюбил эту девушку. Пусть она и называет теперь ребячеством их юношескую любовь, когда-то Софья Павловна привлекала главного героя своим сильным характером, природным умом, независимостью от мнения окружающих. По этим же причинам ей был мил Чацкий.
Образованность Софьи
С первых страниц произведения мы узнаем о том, что героиня хорошо образована, она любит читать книги. Об этом свидетельствуют многие цитаты Софьи из «Горе от ума». Увлечение книгами вызывает недовольство ее отца. Ведь этот человек полагает, что «ученье – вот чума», что в нем «прок не велик». В этом заключается первое расхождение во взглядах героини со взглядами дворян «века минувшего».
Почему Софья увлеклась Молчалиным?
Закономерно увлечение этой девушки Молчалиным. Образ Софьи в комедии «Горе от ума» следует дополнить тем, что девушка является поклонницей французских романов. Именно поэтому героиня разглядела в немногословности и скромности своего возлюбленного черты романтического героя. Девушка не догадывается о том, что стала жертвой обмана Молчалина. Этот двуличный человек находился рядом с ней лишь ради своей личной выгоды.
Влияние фамусовского общества
Софья Фамусова в отношениях с Молчалиным проявляет те черты характера, которые никогда бы не отважились выказывать представители «века минувшего», в том числе и ее отец. Если Молчалин боится открыть перед обществом свою связь, поскольку, как он считает, «злые языки страшнее пистолета», то интересующую нас героиню не пугает мнение света. Девушка в своих поступках следует велению собственного сердца. Эта позиция, безусловно, роднит героиню с Чацким. Тем не менее, образ Софьи в комедии «Горе от ума» следует дополнить тем, что эта девушка является дочерью своего отца. Она была воспитана в обществе, в котором дорожат только деньгами и чинами. Атмосфера, в которой выросла героиня, не могла не оказать на нее влияние. Девушка решила выбрать Молчалина не только из-за положительных качеств, которые она разглядела в нем. Дело в том, что в обществе, к которому принадлежит героиня, властвуют женщины — как в семье, так и в свете. Достаточно вспомнить чету Горичей (на фото выше), с которой мы знакомимся на балу у Фамусовых. Чацкий знал Платона Михайловича как деятельного, активного военного. Однако под влиянием своей супруги он превратился в какое-то безвольное существо. Теперь за него все решения принимает Наталья Дмитриевна. Она распоряжается своим мужем, как вещью, дает ответы за него. Очевидно, что и Софья Фамусова, желая властвовать над супругом, решила избрать Молчалина на роль будущего мужа. Этот персонаж соответствует идеалу супруга в мире московских дворян того времени.
Трагический образ героини
Софья в произведении «Горе от ума» – наиболее трагический персонаж. На долю этой героини пришлось больше страданий, чем на долю самого Чацкого. Прежде всего, эта девушка, от природы обладая умом, смелостью, решительностью, вынуждена стать заложницей общества, к которому принадлежит. Она не может себе позволить дать волю чувствам, освободиться от влияния мнения окружающих. Софья Павловна («Горе от ума») воспитана как представительница консервативного дворянства и вынуждена жить по законам, которые оно диктует. Кроме того, неожиданное появление Чацкого грозит разрушить ее личное счастье, которое она пытается построить с Молчалиным. Героиня после приезда Александра Андреевича все время находится в напряжении. Ей приходится защищать своего возлюбленного от нападок Чацкого. Желание сберечь любовь, защитить Молчалина от осмеяния вынуждает ее пустить сплетни о сумасшествии Александра Андреевича. Однако девушка оказывается способной на этот поступок лишь из-за большого давления общества, членом которого она является. И Софья постепенно сливается со своим кругом. Эта героиня несчастна еще и потому, что ей приходится пережить разрушение идеального образа Молчалина, который сложился у нее в голове. Девушка становится свидетельницей разговора ее возлюбленного со служанкой Лизой. Основная трагедия Софьи состоит в том, что эта героиня полюбила подлеца. Молчалин играл роль любовника Софьи Фамусовой лишь потому, что благодаря этому он мог получить очередную награду или чин. Ко всему прочему, разоблачение ее возлюбленного происходит в присутствии Александра Чацкого. Это еще сильнее ранит девушку.
«Мильон терзаний»
Софьи Безусловно, велика роль Софьи («Горе от ума»). Автор неслучайно ввел ее в свое произведение. Софья во многом противопоставлена своему отцу и дворянскому обществу в целом. Девушка не боится пойти против мнения света, защищая любовь. Тем не менее, чувства к Молчалину заставляют ее защищаться и от Чацкого. А ведь с этим героем она очень близка по духу. Чацкий очернен в обществе именно словами Софьи. Ему приходится покинуть фамусовское общество. Если все другие герои, кроме Чацкого, принимают участие лишь в социальном конфликте, стремясь защитить привычный уклад жизни и комфорт, то этой девушке приходится бороться за свою любовь. Гончаров писал о Софье, что ей тяжелее всех, что ей достается «мильон терзаний». К сожалению, оказывается, что борьба этой девушки за свои чувства была напрасной. Молчалин — недостойный человек, как выясняется в финале произведения «Горе от ума».
Чацкий и Софья: возможно ли их счастье?
Софья не была бы счастлива с таким, как Чацкий. Скорее всего, в супруги себе она выберет человека, который соответствует идеалам фамусовского общества. Характер Софьи сильный, и он требует реализации, а она будет возможна лишь при муже, который позволит ей руководить и командовать собой.