- Сочинения
- Литература
- Грибоедов
/
/
Софья одна из главных героинь повести Грибоедова «Горе от ума». Ее образ считается достаточно противоречивым. Она многогранный человек. Девушку можно назвать умной и грамотной. Она любит независимость и обладает сильным характером. В виду своего возраста она еще любит мечтать. Она считает себя хозяйкой дома. Она главная и все должны подчиняться ее приказам. Соню воспитывает отец, поэтому сильно ее балует.
Софья довольно самостоятельная особа. У нее хорошо поставлен командный тон. В свои семнадцать лет она властная девушка. В свободное время она читает французские книги. У нее гувернантки все из Франции. У нее хорошие манеры. Девушка склонна сочувствовать и сопереживать.
У девушки достаточно много положительных качеств, но они не всегда могут проявиться в Фамусовском обществе. Она поддерживает мнение всех представителей этого коллектива и всегда солидарна с ними. Благодаря такому общению девушка стала лживой и лицемерной. Все эти качества она приобрела. Французские книги развили в Софьи чувственность и сентиментальность. Девушке очень нравился Молчалин, она считала его идеальным мужчиной. Софья испытывает к нему истинные чувства и не хочет замечать его жалкую и убогую натуру.
Софья фанатично обожала Молчалина. Она постоянно думала о нем. Но, все равно эти чувства были обречены. Софья прекрасно знала, что ее отец не одобряет их отношений. От этой мысли девушке становится жутко и больно. Ей очень сложно жить с этим, и она хочет, кому-либо выговорится. Поэтому она открывает душу сначала перед служанкой Лизой, а затем перед Чацким. В ее глазах Молчанов представляется в образе безропотного человека. Но, однажды девушка увидела, как ее возлюбленный пристает к Лизе. Этим поступком мужчина напрочь разочаровал девушку и разбил ей сердце. Ее чувства были растоптаны. Софья разорвала с мужчиной все отношения.
Несмотря на то, что Софья хорошо разбиралась в людях и тщательно отбирала себе мужа, она все же ошиблась. Чацкий был самым достойным партнером для Софии. Но, она его не хотела замечать и рассматривать. В итоге заступаясь за Молчалина, она распустила слух, что Чацкий душевно болен. В итого выяснилось, что София защищала мерзкого и лицемерного человека, а честного Чацкого обидела просто так.
София Павловна была хорошей, умной и доброй девушкой. У нее был сильный характер. Но, окружающее общество привило ей негативные качества, такие как лицемерие. София не является отрицательной героиней произведения. В поисках любви ей необходимо было прислушаться к сердцу, а не к разуму.
Характеристика Софьи
Пьеса «Горе от ума» Александра Сергеевича Грибоедова, наряду с «Борисом Годуновым» Пушкина, является основой появления в русской литературе реалистической драматургии. Одним из центральных персонажей, главным женским героем, является дочь главного антагониста, Фамусова, Софья. Кроме того, именно она является предметом любовного влечения Чацкого, главного героя произведения.
Софья и Чацкий выросли вместе, знали друг друга с самого детства. В самом раннем возрасте между ними зародилась совсем детская влюбленность, которая у главного героя трансформировалось в самое искреннее чувство. В то же время Софья, прожив несколько лет без Чацкого, совсем забыла о своем раннем увлечении.
На момент начала действия пьесы Софья влюблена и готовится к свадьбе с полной противоположностью главного героя, Молчалиным, человеком успешным с точки зрения финансов и карьерных перспектив, в то же время достаточно ограниченным, лживым, в целом отталкивающем. Чего стоят хотя бы его недвусмысленные отношения со служанкой. Отец Софьи, Фамусов, квинтэссенция добропорядочного представителя высшего света Москвы, полностью одобряет выбор своей дочери.
Семейную идиллию нарушает возвращение в Москву главного героя, Чацкого. Он возвращается с твердым намерением довести до логического завершения свою юношескую любовь к Софье, заключить с ней брак, свято веря, что его подруга детства испытывает к нему похожие чувства. Но Чацкий ошибся. Софья, несмотря на изначальную растерянность, совсем не любит главного героя. Для нее он остался всего лишь другом детства. В настоящем же у нее есть Молчалин, которого она действительно любит. Только Молчалина она видит в качестве своего будущего супруга, ведь его так хорошо принимает ее отец и, следовательно, все высшее общество Москвы. А Софья — плоть от плоти представительница высшего света, со всеми характерными для него взглядами и образом жизни. Поэтому выпады Чацкого против сильных мира сего не находят у Софьи ни малейшего отклика.
В целом можно заключить, что Софья, без сомнения, девушка умная и искренняя. Просто окружающая среда, в том числе влияние отца, наложили на нее настолько сильный отпечаток, что она не может себе представить, что мнение, идущее в разрез с коллективным, может быть правильным. Поэтому можно сделать вывод, что Софья явно не пара Чацкому, бунтарю против окружающей среды. Софья, как и вся ее семья, и есть ярчайший пример существующего высшего света, элита общества. И как каждая элита, она абсолютно не заинтересована в том, что добровольно смести себя с наивысших позиций.
Сочинение 3
В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» нашли отражение образы дворянства 19 века. Почти всех героев комедии можно отнести к одному из двух противостоящих друг другу лагерей. К первому относятся консервативные помещики, для которых важное значения имеют богатство и чины, они приставляют идеалы «века минувшего». Их оппонентами являются молодое поколение дворян, представители « века нынешнего», люди, стремящиеся улучшить общественный уклад в стране. Однако в комедии присутствуют герои, которых нельзя однозначно отнести к одному из лагерей. Таким героем является Софья Павловна Фамусова.
Софья Фамусова — дочь богатого московского помещика. Девушка обладает привлекательной внешностью, на момент повествования ей 17 лет. Мать Софьи умерла, и воспитанием девушки занимались ее отец и француженка-гувернантка. Софья получила хорошее домашнее образование, она умна, любит читать французские книги.
Чацкий, главный герой комедии, влюблен в Софью. Она привлекает героя своим умом, свободой от чужого мнения, сильным независимым характером. Герой находит в ней родственные черты. Однако сама Софья называет их давнее приятельство ребячеством.
Софья Фамусова увлекается чтением книг, что было не характерно для «века минувшего». Ее отец считает увлечение дочери бесполезным и даже вредным занятием.
Под влияние французских романов Софья увидела в скромном и застенчивом Молчалине черты романтического героя. Девушка полюбила его, не замечая двуличности и лживости натуры персонажа, находящегося рядом с ней только из личных интересов.
В отношениях с Молчалиным Софья проявляет себя как решительная смелая девушка. Она готова, в отличие от Молчалина, обнародовать их связь. Девушка не боится мнения света, следуя велениям своего сердца. Такая независимость от суждений общества роднит ее с Чацким.
Однако, Софья Фамусова делает выбор в пользу Молчалина руководствуясь не только романтическими убеждениями. Девушка предпочтительнее видеть рядом с собой в роли супруга кроткого нерешительного человека, чтобы властвовать в семье. Так уж было принято в фамусовском обществе, женщины стояли во главе семьи. Достаточно вспомнить пару Горичей, супруг под влиянием властной супруги превратился в безвольного человека, за которого все решения принимает жена.
Несмотря на то, что в Софье присутствуют черты характерные для поколения «века нынешнего», девушка является частью фамусовского общества. Она выросла в окружении московского дворянства, для которого важное значение имеет статус человека в обществе. Атмосфера, окружающая Софью, во многом повлияла на нее.
В комедии Грибоедова Софья является самым драматичным героем. Ей выпало даже больше душевных переживаний и волнений, чем Чацкому. Девушка является частью фамусовского общества и должна следовать его традициям. Софья не может отдаться чувствам, не считаясь с мнением окружающих. В конце комедии происходит разоблачение ее возлюбленного Молчалина, что сильно ранит девушку. Борьба героини за право любить оказывается напрасной.
4 вариант
В изумительном юмористическом произведении Грибоедова любой персонаж имеет свои своеобразные нестандартные особенности. В числе непонятных характеров в произведении отображена Софья. В ней собраны положительные качества, к которым добавлено двуличие. От природы молодая особа одарена интеллектом, самостоятельным нравом. Она может переживать и обожать всей душой. Кроме всего прочего, Софья прекрасно образована и воспитана. Помимо пристрастия к литературе французских писателей, она к тому же универсально развита. Как раз, разбирая литературные работы романтических писателей, она познала мечтательность и чувствительность. Поэтому, после этого, она стала обращать внимание на Молчалина, который своим характером напоминал ей главных персонажей любовных произведений.
Скорее всего, этот юноша, ей оказался по нраву потому, что она могла им руководить так, как ей заблагорассудиться. Любовные чувства к Чацкому помогут читателям разобраться в том, что эти два персонажа чем-то похожи друг на друга. И правда ей всего 17 лет, она считает себя самостоятельной. Ей все равно, что о ней рассказывают соседи. Но Чацкий об этом догадывается, и собственные фразы излагает молодой особе, потому что считает ее своим сторонником.
Софья, как и Чацкий, познала амурную разочарованность, потому что невольно услышала разговор Молчалина с Лизой. И ее любимый человек уже ей представляется совершенно по-иному, потому что она нужна была ему для того, чтобы подняться по служебной лестнице. В нужный момент она это обнаружила. Ведь будь она замужем, то она узнала бы, что такое разочарованность в любовных отношениях. Она совершенно не мечтала о Чацком в образе мужа, именно он открыл ей в этом глаза. Но, потому, что она выросла в консервативном социуме, то и человека она нашла безнравственного.
По какой причине же она на это пошла? Становиться ясно, что все трудности были из-за образования всех молодых особ той поры. Она совершенно не может отвечать за все свои действия и поступки. И все любовные действующие лица совершенно отличаются от настоящих людей. Девушка не может распознать настоящее нежные чувства от обмана. И мы догадываемся, что она, расставшись с Молчалиным, так или иначе, предпочтет себе любимого человека похожего на него.
Грибоедов, мне кажется, создал драматургию о жизненной действительности, а не о политике, и в нем добавил самое главное — любовные отношения. Критики подмечали, что в Софье имеются зачатки замечательной девушки. И это правда. Только Софья Павловна Фамусова стала первым образом на пути создания представлений русских женщин в отечественной письменности.
Образ героини
Персонаж в лице Софьи Фамусовой является одним из самых противоречивых в произведении, поскольку не вписывается в основной сюжетный конфликт комедии, заключающийся в противостоянии консерватизма и либерализма.
Софья представляется в комедии в образе семнадцатилетней умной, привлекательной девушки, отличающейся независимым и сильным характером со свойственными ей душевной привязанностью и способностью к эмоциональным переживаниям и мечтаниям. Девушка отличается неприятием сплетен и старается противостоять общественной точке зрения.
Софья является девушкой, получившей отличное образование и воспитание, увлекающейся французской сентиментальной литературой в оригинале, игрой на музыкальных инструментах, другими словами, героиня является всесторонне развитой личностью, которой безразлично мнение окружающих людей. При этом девушке плохо удается понимание человеческой натуры, поскольку ее мировоззрение формируется посредством французских романов, которые способствуют возникновению в ее мыслях образа идеального спутника жизни. Именно в связи с этим ее выбор падает на Молчалина, в лице которого девушка видит романтического героя, характеризующегося добродетелями в форме скромности, отсутствия пререканий, немногословности. Софья демонстрирует верность и упрямство в борьбе за авторитет любимого мужчины перед главными героями комедии, Чацким и Фамусовым, не боясь вступать в конфронтацию с общественностью. Однако оказывается проигравшей, поскольку возлюбленный не испытывает к девушке искренних чувств, а пытается начать роман с ее служанкой Лизой, демонстрируя собственную двуличность и подлость.
Образ героини представляет собой одного из самых сознательных и здравомыслящих персонажей комедии, поскольку девушка является чистым и мечтательным человеком, надеющимся на настоящую любовь, однако по сюжетной линии рядом с ней не оказывается ни один достойный претендент.
Данный персонаж характеризуется такой же пылкостью и эмоциональностью, как и Чацкий, поскольку живет сильными и неподдельными чувствами. Соответственно, Софья является страстной, глубокой, самоотверженной, неординарной натурой, отличаясь как положительными, так и отрицательными чертами характера.
В финале произведения героиня предстает перед читателем в качестве разочарованной мужским лицемерием женщиной, пытающейся наладить собственную личную жизнь.
`
Софья Фамусова в комедии Горе от ума
Популярные сочинения
- Сочинение Кнуров в произведении Бесприданница (Образ и характеристика)
Мокий Парменыч Кнуров — это третий жених Ларисы Огудаловой, героини пьесы Островского «Бесприданница».
- Сочинение по произведению Дубровский 6 класс
В произведении А.С. Пушкина «Дубровский» происходит противостояние между крестьянами и помещиками. Автор всегда выступал за справедливость и честь человека. В произведении описана история конфликта двух семей
- Печорин — герой своего времени — сочинение-рассуждение 9 класс
В данном произведении автор изобразил типичного представителя высшего класса. Через историю жизни главного героя хорошо показано общество того времени.
- Сочинения
- По литературе
- Грибоедов
- Образ и характеристика Софьи Фамусовой
Образ и характеристика Софьи Фамусовой в комедии Горе от ума Грибоедова сочинение
В великолепной комедии Грибоедова каждый герой обладает своими неповторимыми индивидуальными чертами. Одним из противоречивых характеров в пьесе изображена Софья. В ней смешаны хорошие черты с ложью. От природы девушка наделена умом, независимым характером. Она может переживать и любит от всего сердца. К тому же Софья имеет прекрасное образование и воспитание, которое она получила в семье. Помимо увлечения литературой французских авторов, она к тому же еще всесторонне развита. Именно, читая произведения сентиментальных авторов, наша героиня научилась мечтательности и чувствительности. Вот, поэтому, она стала заглядываться на Молчалина, который своим нравом был похож на героев ее романов.
Возможно, этот молодой человек, ей понравился, потому что она могла им управлять, как хотела. Любовь к Чацкому поможет нам понять то, что эти два героя чем- то похожи друг на друга. И хотя ей всего 17 лет, она чувствует себя независимой. Ей безразлично, что о ней говорят окружающие. Вот Чацкий это понимает, и свои слова говорит девушке, так как считает ее своим единомышленником.
Софья, как и Чацкий, пережила любовное разочарование, так как случайно подслушала беседу Молчалина с Лизой. И ее избранник уже ей видится совсем по-другому, так как она нужна была ему для того, чтобы продвинуться по службе. Вовремя девушка это узнала. Ведь если бы это было бы в браке, то она получила бы разочарование в любви. Она совсем не хотела Чацкого в роли супруга, именно он открыл ей всю правду. Но, так как она выросла в фамусовском обществе, то и человека она выбрала недостойного себе.
Почему же она так поступила? Видно проблема заключалась в воспитании всех девушек того времени. Она совсем не может быть в ответе за каждый свой шаг. И все романтические герои совсем не похожи на реальных людей. Девушка не может отличить истинное чувство от подделки. И мы понимаем, что она отказавшись от Молчалина, все равно выберет себе избранника того же типа.
Грибоедов, по-моему, написал пьесу о жизни, а не о политике, и о самом главном – любви. Критики отмечали, что в Софье есть предпосылки недюжинной натуры. И это действительно так. Именно Софья Павловна Фамусова положила начало созданию ряда образов русских женщин в нашей литературе.
Вариант 2
Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» отражает нравы дворянства XIX века. При этом автор демонстрирует противостояние устаревших взглядов крепостников и взглядов нового поколения дворянства. Старое поколение упрямо отстаивает свой личный комфорт, в то время как молодежь с прогрессивными взглядами стремится изменить общество.
Однако в произведении присутствуют и противоречивые персонажи, чьи жизненные взгляды не вписываются ни в одну из этих позиций. Таким персонажем является дочь обеспеченного чиновника – Софья Фамусова.
Главный герой комедии – Александр Чацкий был влюблен в Софью. Ему нравилось, что она не похожа на других московских барышень. Однако именно любовь к этой девушке явилась причиной страданий героя, и именно из-за нее он был изгнан из общества.
Софья обладает острым умом, сильна и независима. В отличие от других людей фамусовского круга, она ненавидит сплетни и противостоит общественному мнению. Но, зная порядки этого общества, она мастерски хитрит и подстраивается. Эти черты характера удивительным образом сочетаются с ее мечтательностью и отзывчивостью.
Однако героиня плохо разбирается в людях и окружающем мире, все ее мировоззрение сформировано исключительно французскими романами. Благодаря этим книгам у нее сформировался образ идеального, по ее мнению, спутника жизни. Воплощение этого абстрактного образа Софья нашла в секретаре своего отца, Молчалине, которого несчастная девушка идеализировала. Однако эта любовь приносит героине много боли. Юная девушка осознает, что отец не одобрит ее выбор, и ей не суждено быть вместе с любимым.
Позже Софья узнает, что Молчалин неравнодушен к Елизавете. Это разбивает девушке сердце и вынуждает ее отречься от возлюбленного.
С главным героем комедии у девушки сложные и противоречивые отношения. По началу Чацкий и Софья были влюблены друг в друга, но со временем все изменилось. К моменту возвращения героя в Москву после отъезда девушка была влюблена в другого. Софья проявила хитрость и коварство, желая отомстить бывшему возлюбленному, и пустила слух о безумии Чацкого, после чего на героя обрушилась травля.
Софья является одним из самых умных и здравомыслящих персонажей произведения. Она чиста и мечтает о настоящей любви, однако рядом с ней нет достойного человека. Она умна и очень начитана, но очень далека от реальной жизни. Из-за этого девушка не всегда ведет себя достойно и совершает множество ошибок.
Героиня очень несчастна и страдает сильнее других персонажей, даже сильнее Чацкого. Из-за своего противоречивого характера и тяжелой судьбы героиня вызывает у читателей одновременно и жалость, и сочувствие.
Сочинение про Софью
А.С. Грибоедов известен как блестящий дипломат, публицист и драматург. Его комедия «Горе от ума» действительно обрела бессмертность. Образы, которые подарил нам автор, можно встретить и в наши дни. По-прежнему, Фамусовы и Скалозубы живут по принципу «века минувшего». Барыни Хлестовы и Хрюмины все также грубы, невоспитанны и верят, что их мнение исключительно в своей правильности. Чацких считают сумасшедшими и изгоями. А «Молчалины блаженствуют на свете», очень уж это живучий тип.
Ну а что же Софья? Дочь Фамусова самый туманный, на первый взгляд, образ, будто автор не счел нужным его прописать. Но это не так. У самых ярких, колоритных персонажей классических произведений всегда «говорящие» фамилии. Они сразу дают понять читателю с кем мы имеем дело, какой это тип людей. «Горе от ума» здесь не исключение. Софья – дочь главного героя и носит фамилию отца. Но ее имя нам может что-то рассказать. В переводе с греческого оно означает «мудрая».
Характеристика ее противоречива. Девушка получила неплохое образование, по крайней мере, так считает ее отец. Рано лишилась матери и отец «сумел принанять в мадам Розье вторую мать». Сам же он мало внимания уделял ребенку. И девочка выросла на французских романах. Поэтому она легко влюбляется в Молчалина, в котором видит идеал романтического героя, приписывая ему добродетели. Его скромность, немногословность, отсутствие пререканий, трактует героиня по-своему, считая их достоинствами. Она верна и упряма. Искренне борется за честь возлюбленного, отстаивая его перед Чацким и отцом. Не боится выступить против светского общества, защищая свою любовь.
Софья своеобразный мостик между миром Чацкого и «фамусовской Москвой». Какое-то время она мечется между двумя мирами. И есть надежда, что для нее не все потеряно. Общество ее отца – это меркантильные люди, защищающие свои интересы и личный комфорт. Они готовы стелиться и выслуживаться ради получения личных благ. Молчалин также готов на все, чтобы достичь «степеней известных». Софья не такая. Она верит в идеалы, любовь, верность, честность. Девушка открыто выражает свои мысли и чувства. Ей присущи решительность и смелость. Но, в конечном итоге, влияние окружения и воспитание берет свое. К тому же ее очень оскорбляет отношение Чацкого к ее возлюбленному. Ведь это ее выбор, он не может быть плохим. В конце она понимает, что Молчалин низок и подл. Но обида на Чацкого остается. Героиня некрасиво и мелочно, но очень по-женски мстит Чацкому. Софья объявляет его сумасшедшим.
Софья, безусловно, натура неординарная: страстная, глубокая, самоотверженная. Ей отчасти присущи черты «фамусовского» окружения. В чем-то есть схожесть и с Чацким, поэтому он приехал в Москву из-за любви к ней. С другой стороны, она живет так, как удобно ей. И когда ей нужно отомстить Чацкому, она идеально подстраивается под отцовское общество.
Сочинение 4
А.С.Грибоедов был человеком, который много сделал для своей Родины. Он вошел в литературу как создатель величайшей комедии «Горе от ума».
Немаловажное место в ней занимает изображение пороков современного писателю социума. Проблемы, которые поднимает автор в своем творении, волнуют российскую общественность и спустя многие годы после выхода комедии в свет. “Горе от ума” — это высокопатриотические размышления Грибоедова об участи России, о возможностях реформации, преобразования ее жизни. В связи с этим поднимаются в комедии важные государственно-правовые, духовные и общекультурные задачи эпохи. Комедия Александра Сергеевича Грибоедова “Горе от ума” повествует о конфликте человека передовых суждений — Александра Чацкого — с затхлым фамусовским обществом. Исключительно один персонаж, был изначально задуман как самый близкий по духу к Чацкому — это одна из интереснейших героинь — Софья Павловна Фамусова.
Стоит отметить, что пьеса А.С. Грибоедова является реалистическим произведением, характеры героев не прописаны однозначно: отсутствует четкая стратификация героев на «плохих» и «хороших». Таким образом, промежуточное положение занимает в пьесе Софья Фамусова. Она очень противоречивая и неоднозначная героиня. В некотором роде, отмечается внутренними характеристиками присущими взрослому человеку, но с другой стороны — инфантилизмом. Девушка желает искренней любви и глубоких, настоящих чувств. ее окружают мелочные и скверные люди. Ей тяжело сопротивляться давлению общества на нее. Девушка намерена быть счастливой, но что-то посоветовать ей для достижения цели никто не способен. Поэтому Софья вынуждена поступать неверно, совершая ошибки и тут же исправлять их. Софья —так же как и Чацкий, она натура пылкая, живущая сильным и неподдельным чувством. В заключение хотелось бы сказать, что в произведении «Горе от ума» Софья несомненно отличается от общества, которое ее окружает.
Девушка во многих своих суждениях отличается от своего отца, а главное – от всего светского общества дворян. Она не боится не боится защищая свою любовь, и выступать против общества меркантильных и недобросовестных дворян, она сильная личность которая не упустит своего.
Характеристика Софьи (Горе от ума)
Каждый персонаж в комедии Грибоедова «Горе от ума» обладает своими неповторимым и качествами. Здесь происходит противостояние взглядов крепостников, которые уже устарели и взглядов нового поколения дворянства. Поколение крепостников борется за свой комфорт в жизни, в то время как дворяне хотят полностью поменять общество. Софья Фамусова обладает как положительными, так и отрицательными качествами. Если сразу говорить об отрицательной черте, то это ложь. Но её выделяет её ум, независимый характер. Она очень искренний человек.
Все переживания героиня принимает близко к сердцу. Соответственно и любит она искренне, от сердца. В детстве ей дали отличное образование и хорошо её воспитали. Софья увлекается французской литературой. Благодаря этому она стала мечтательной и чувственной натурой. Она представляет себе будущего супруга таким, о которых она читала в романах, а это сильно отличается от реальной жизни. Она очень ненавидит различные сплетни и бесстрашно противостоит общепринятому мнению в обществе. Молчалин своим характером был очень похож на героев её любимых романов. Именно это ей в нём и понравилось. К тому же она управляла им так, как ей хотелось. Чацкий чем-то похож на Молчалина. Софье ещё только семнадцать лет, а она уже чувствует себя взрослой и независимой девушкой. И ей абсолютно все равно что о неё думают или даже говорят окружающие.
После того, как Софья случайно услышала разговор Молчалина с Лизой, она глубоко разочаровалась. Теперь она поняла, что нужна своему избраннику лишь для того, чтобы продвинуться по службе, а также, что ему нравится Елизавета. Но хорошо что это произошло сейчас, до того, как они вступили в брак. Но как говорится, что не делается, все к лучшему. Софья выбрала супруга, который был её недостоин. К тому же она не очень то и хотела выходить за него замуж. Так что события развивались только ей на пользу.
Возникает вопрос, почему она собиралась выйти замуж за человека, которого почти не любила? Большую роль играло воспитание того времени. Девушка часто не могла отвечать за каждый свой шаг. Расторгнув отношения с Молчалиным, она снова выбирает молодого человека с похожим характером. К сожалению, она не умеет отличать искреннюю любовь от поддельных чувств. В результате она совершает много ошибок, и больше всех страдает.
Пьеса «Горе от ума» — это пьеса о жизни, о любви. Интересно, что именно Софья Фамусова стала началом создания образа женщины во многих произведениях русской литературы.
Также читают:
Картинка к сочинению Образ и характеристика Софьи Фамусовой
Популярные сегодня темы
- Образ и характеристика Лизы в комедии Горе от ума Грибоедова
Лиза — молодая девушка, слуга своей хозяйки Софьи. Она очень привлекательна и довольно красива, свидетельством тому является ухаживание со стороны самого Фамусова, хозяина дома и Молчалина
- История создания повести Выстрел Пушкина (прототипы героев и интересные факты)
Произведение является четвертой повестью, входящей в цикл, созданный писателем под названием «Повести покойного Ивана Петровича Белкина».
- Сочинение Мечты Обломова по одноименному роману Гончарова
Как известно, для того чтобы понять человека, нужно понять его мечты. Этот незримый внешним взором идеал, является по сути целью, к которой летит та стрела жизни, пущенная когда-то нашим рождением и стремящаяся не только к своему
- Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина сочинение
Пушкин… Как не вспомнить знаменитого Александра Сергеевича? Это же «солнце русской поэзии», его произведения настолько просты в звучании, что душа просится петь
- Образ и характеристика Правдина в комедии Недоросль Фонвизина сочинение
Произведение Недоросль автор наделяет малым количеством положительных героев и одним из них является образ Правдина. Чиновник, который борется за права человека и пытается уловить
Образ Софьи в комедии «Горе от ума»
В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» представлены нравы московских дворян начала 19 века. Автор показывает столкновение консервативных взглядов помещиков-крепостников с прогрессивными взглядами молодого поколения дворян, которые начали появляться в обществе. Это столкновение представлено в виде борьбы двух лагерей: «века минувшего», защищающего свои меркантильные интересы и личный комфорт, и «века нынешнего», стремящегося улучшить устройство общества за счет проявления истинной гражданственности. Однако в пьесе есть персонажи, которые нельзя однозначно отнести ни к одной из противоборствующих сторон. Таков образ Софьи в комедии «Горе от ума».
У нас появилась новая характеристика Софьи.
Противостояние Софьи фамусовскому обществу
Софья Фамусова – один из самых сложных персонажей в произведении А.С. Грибоедова. Характеристика Софьи в комедии «Горе от ума» противоречива, потому что с одной стороны, она единственный человек, близкий по духу Чацкому, главному герою комедии. С другой стороны, именно Софья оказывается причиной страданий Чацкого и его изгнания из фамусовского общества.
Главный герой комедии недаром влюблен в эту девушку. Пусть теперь их юношескую любовь Софья называет ребячеством, тем не менее, она привлекла когда-то Чацкого своим природным умом, сильным характером, независимостью от чужого мнения. И он был мил ей по тем же причинам.
С первых страниц комедии мы узнаем, что Софья получила хорошее образование, любит проводить время за чтением книг, чем вызывает гнев своего отца. Ведь он полагает, что «в чтеньи прок-от не велик», а «ученье – вот чума».
И в этом проявляется первое расхождение в комедии «Горе от ума» образа Софьи с образами дворян «века минувшего».
Увлечение Софьи Молчалиным также закономерно. Она, как поклонница французских романов, разглядела в скромности и немногословности этого человека черты романтического героя. Софья не подозревает, что стала жертвой обмана двуличного человека, находящегося рядом с ней только из личной выгоды.
В своих отношениях с Молчалиным Софья Фамусова проявляет такие черты характера, которые ни один из представителей «века минувшего», включая и ее отца, никогда бы не осмелился проявить. Если Молчалин смертельно боится обнародовать эту связь перед обществом, так как «злые языки страшнее пистолета», то Софья не страшится мнения света. Она следует велению своего сердца: «Что мне молва? Кто хочет, так и судит». Такая позиция роднит ее с Чацким.
Черты, сближающие Софью с фамусовским обществом
Однако Софья – дочь своего отца. Она воспитана в обществе, где дорожат лишь чинами и деньгами. Та атмосфера, в которой она росла, безусловно, оказала на нее влияние.
Софья в комедии «Горе от ума» сделала выбор в пользу Молчалина не только из-за того, что она увидела в нем положительные качества. Дело в том, что в фамусовском обществе женщины властвуют не только в свете, но и в семье. Стоит вспомнить пару Горичей на балу в доме Фамусова. Платон Михайлович, которого Чацкий знал активным, деятельным военным, под влиянием своей жены превратился в безвольное существо. Наталья Дмитриевна за него все решает, за него дает ответы, распоряжаясь им, как вещью.
Очевидно, что и Софья, желая доминировать над своим супругом, выбрала на роль будущего супруга Молчалина. Этот герой соответствует идеалу мужа в обществе московских дворян: «Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей – высокий идеал московских всех мужей».
Трагедия Софьи Фамусовой
В комедии «Горе от ума» Софья является самым трагичным персонажем. На ее долю выпадает больше страданий, чем даже на долю Чацкого.
Во-первых, Софья, обладая от природы решительностью, смелостью, умом, вынуждена быть заложницей того общества, в котором родилась. Героиня не может позволить себе отдаться чувствам, не взирая на мнение окружающих. Она воспитана в среде консервативного дворянства и будет жить по законам, диктуемым им.
Во-вторых, появление Чацкого угрожает ее личному счастью с Молчалиным. После приезда Чацкого героиня находится в постоянном напряжении и вынуждена защищать возлюбленного от язвительных нападок главного героя. Именно желание сберечь свою любовь, уберечь Молчалина от осмеяния толкает Софью на распространение сплетни о сумасшествии Чацкого: «А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить, угодно ль на себе примерить?» Однако способной на такой поступок Софья оказалась только из-за сильного влияния того общества, в котором она живет и с которым постепенно сливается.
Во-третьих, в комедии происходит жестокое разрушение образа Молчалина, сложившегося в голове Софьи, когда она слышит его разговор со служанкой Лизой. Главная ее трагедия заключается в том, что она полюбила подлеца, который играл роль ее любовника только потому, что это могло стать выгодным ему для получения очередного чина или награды. К тому же разоблачение Молчалина происходит в присутствии Чацкого, что еще больше ранит Софью как женщину.
Выводы
Таким образом, характеристика Софьи в комедии «Горе от ума» показывает, что эта девушка по многим качествам противопоставлена своему отцу и всему дворянскому обществу. Она не боится выступить против света, защищая свою любовь.
Однако эта же любовь заставляет Софью защищаться и от Чацкого, с которым она так близка по духу. Именно словами Софьи очернен Чацкий в обществе и изгнан из него.
Если все остальные герои пьесы, за исключением Чацкого, участвуют только в социальном конфликте, защищают свой комфорт и привычный для себя уклад жизни, то Софья вынуждена бороться за свои чувства. «Ей, конечно, тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого, и ей достается свой «мильон терзаний»», – так писал И.А. Гончаров о Софье. К сожалению, в финале получается, что борьба героини за право любить была напрасной, ведь Молчалин оказывается недостойным человеком.
Но и с таким, как Чацкий, Софья не обрела бы счастья. Скорее всего, она будет выбирать в мужья человека, соответствующего идеалам московского дворянства. Сильному характеру Софьи требуется реализация, которая станет возможной при муже, позволяющем командовать и руководить собой.
Софья Фамусова – самый сложный и противоречивый персонаж комедии Грибоедова «Горе от ума». Характеристика Софьи, раскрытие её образа и описание роли в комедии пригодятся 9 классам при подготовке материалов для сочинения на тему образа Софьи в комедии «Горе от ума»
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Лия Рябова
15/15
-
Даня Яскин
10/15
-
Варвара Перфильева
15/15
-
Асхаб Тамаев
10/15
-
Манэбу Юичиро
15/15
-
Иван Таныгин
15/15
-
Елена Сергеевна
12/15
-
Рина Тангриев
14/15
-
Ольга Богданова
14/15
-
Диана Ильицкая
9/15
- Сочинения
- По литературе
- Грибоедов
- Образ Софьи Фамусовой в комедии Горе от ума
Сложно однозначно сказать, какая Софья Павловна. Её образ сложен и многогранен. Природа не обделила её положительными качествами. Софья достаточно умна, характер её силен и независим. Её горячее сердце не даёт ей прекращать мечтать. Софья давно привыкла, что она хозяйка в доме, и все должны это чувствовать, а значит подчиняться. Возможно, это от того, что она давно воспитывается без материнской любви.
Софья обладает самостоятельность и властным тоном, не смотря на свой юный, семнадцатилетний возраст. Речь её имеет даже некий отпечаток крепостных, ведь с ними она часто общается, но также и французские книги отложили свой отпечаток. Софью волнуют душевные переживания людей. Девушка воспитывалась французскими гувернантками.
Не смотря на свои положительные особенности, в обществе Фамусовых, всё это не находит развития. Благодаря своему воспитанию, она имеет общепринятые взгляды, думает так же, как и другие представители этого общества, которое привило ей ложь и лицемерность. Софья представляет себе людей только из своих наблюдений над людьми из книг, французских романов. Наверное, именно эта литература и оказало влияние на развитие в ней сентиментальности и чувственности. Из книг она подчеркнула все черты, которыми должен обладать герой её романа. Благодаря всему этому, она обратила своё внимание на Молчалина, который отдаленно напоминал героев из её любимых произведений. Другого идеала нельзя было встретить в этом окружении. Софья живёт настоящими чувствами. Пусть даже объект ее любви на самом то деле жалкий и убогий – всё это не даёт ситуации комедийный окрас. Скорее, наоборот, придаёт больше драмы и печали.
Софья поделил свой мир две части: предмет её обожания – Молчалин и всё остальное. Все её мысли заняты только им, особенно, когда его нет рядом. Не смотря на всё, любовь эта не приносит радости. Потому что девушка прекрасно понимает, что такого человека никогда не примет её отец. Эта мысль делает её жизнь невыносимой. Софье настолько тяжело жить с этими чувствами, что она готова рассказать о своей любви совершенно посторонним людям. Например, Лизе – служанке их дома, а потом и Чацкому. Для своей любви она выбрала человека безропотного. Именно так она представляет себе Молчалина. Но финальная сцена, где Софья Павловна становится свидетельницей проявления внимания Молчалина к Елизавете. Это разбивает ей сердце, унижает все её чувства. Становится понятно, что Софья хоть и разрывает с недостойным Молчалиным, но типаж этого мужчины остаётся для неё приоритетным.
Кратко для 9 класса
Сочинение Характеристика Софьи в комедии Горе от ума
После Отечественной войны 1812 года, когда русские войска дошли до Парижа и «глотнули» свободу, русское общество раскололось на два лагеря. Одни хотели продолжать жить по-старому. Это Фамусов, Скалозуб. Другие, в частности, молодое поколение в лице Чацкого, хотели жить по-новому.
Софья оказалась как витязь на распутье, не зная, кого же ей выбрать. Её воспитывали сам папенька Фамусов и мадам-француженка в лучших традициях московского общества. Танцы, пение, чтение французских сентиментальных романов — вот все радости её жизни. Начитавшись книжек, она перепутала свои девичьи фантазии и суровую жизненную реальность. Софья витает в розовых облаках и совсем не разбирается в людях. Не нравится ей тупой, хоть и богатый Скалозуб, но и язвительный Чацкий тоже по душе. Она сама остра на язык. Софья хочет мужа-мальчика, мужа-слугу. Вот Молчалин тот самый герой её фантазий. Он постоянно молчит, как девица, застенчив, не конфликтен. Тот факт, что Молчалин не таков на самом деле, ускользает от Софьи. Любовь, как водится, слепа и глуха.
Но про неё нельзя сказать, что она глупая. Она точно подмечает особенности окружающих людей. Так Скалозуб — тупой солдафон, который кроме армии ничего не знает. Такого мужа она не хочет. Отец — сварливый старый зануда, который тиранит подчинённых и слуг. Чтобы отмстить Чацкому за колкие реплики в адрес Молчалина, она говорит всем, что он сумашедший.
Софью переполняет настоящее чувство к Молчалину. Она не замечает или не хочет замечать, как жалок её избранник. Отец точно никогда не примет его. Хочется с кем-нибудь поделиться, излить душу. Она делится своими сокровенными мыслями со служанкой, потом с Чацким. Как кажется Софье, что выбрала себе в мужья человека мягкого, тихого, неконфликтного. Она уверена, что поступила правильно. Каково же было её удивление, когда она увидела, как её избранник ухлёстывает за служанкой Лизой. Она морально раздавлена и уничтожена. Но мстительная натура берёт своё. Она решает рассказать правду отцу.
Эта комедия актуальна и сегодня. Многие девушки и женщины, начитавшись умных книжек, гороскопов, гаданий живут в ожидании своего придуманного принца. Наделяют его разными качествами. А реальных людей, не попадающих под эти шаблоны, попросту игнорируют или отвергают. Но вот беда, желанный принц не хочет быть таким, каким его придумала женщина. Он живой человек со своими недостатками, иногда очень сомнительными — бабник, пьяница, игрок, альфонс.
Мораль комедии такова — надо быть внимательнее к окружающим людям, принимать их такими, какие они есть, не «загонять» под свои рамки и стандарты. Тогда не будет горя от избытка ума.
Образ Софьи в комедии Горе от ума
Софья – это героиня повести Грибоедова «Горе от ума». Эта девушка является очень необычным персонажем в повести Грибоедова. Она – как порождение лжи, так и доброжелательности и силы, пусть и только внешней.
Софья – это девушка, которая является той, от которой шли все нити, как настроения, так и горя многих людей. Она, как кукловод умело пользовалась их слабостями, так и сильными сторонами. Она – манипулятор, если говорить современным языком. Но вместе с тем, с этими качествами и таким характером, Софья – красивая девушка, которая также и своей внешностью умеет пользоваться. У нее много поклонников, и недаром, ведь она сильна в этом.
Эта девушка – сильная личность, которая не упустит своего. Кроме того, по характеру, она еще и очень насмешлива, ее сарказм достигает многих ушей, она любит насмешничать, говорить какие-то шутки. Но она не слишком весела, можно точнее сказать, что она умеет говорить саркастически, ее иронии может кого-то как обидеть, так и сделать врагом ее.
Софья выросла в хорошей семье, богатой, всем обеспеченной, которая ни в чем не знала затрат сильных. Именно потому эта девушка молодая, выросла обеспеченной, яркой и смелой личностью. Она ничего не боялась, и умела умело лицемерить и лгать, когда понадобиться. И, в оправдание ее, можно сказать, что она не совсем виновата в этом, так как такие действия и черты характера были не в новинку в то время. Именно потому она еще и была таковой, потому что ее так воспитали, воспитали в такой среде, где по-другому быть и действовать нельзя было. Иначе – это вызывало толки и слухи, а также – презрение и недоброжелательность.
В комедии «Горе от ума» приводятся примеры личности, которая тоже является главным героем.
Вариант 4
А.С. Грибоедов был многогранной личностью. У него был уникальный талант дипломата, театрала. Александр Сергеевич писал стихи, поэмы, играл на нескольких инструментах. Даже сочинял музыку. До наших дней дошли два вальса его авторства. Но в историю мировой литературы Грибоедов вошел как автор одного произведения. Им стала комедия «Горе от ума», признанная критиками бессмертной.
Пьеса включила в себя три художественных направления: реализм, классицизм, романтизм. Традиции жанра сочетаются с более современными веяниями. Социальная комедия, в своей классической трактовке, предполагает однобокие образы персонажей. Каждый из которых обличает один какой-то порок. Но «Горе от ума» раскрывает читателю многогранные личности героев. Глупость, нелепое подражание иностранцам, солдафонство, угодничество, лизоблюдство, меркантильность, отсутствие собственного мнения, гонения на культуру и образование – все отразил автор в своих «живых» персонажах.
Основной конфликт пьесы – это противоборство «века нынешнего» с «веком минувшим». В первом лагере оказывается лишь Александр Андреевич Чацкий. Тогда, как во втором штабе – практически все остальные.
На фоне общественного конфликта разворачивается любовный треугольник. Он не похож на сюжет любовного романа. Мужчин двое, но ни один не претендует на идеал. Чацкий, при его уме, образованности, резок, не сдержан в речах, не всегда тактичен. Молчалин же низок, подл, неприятен. Но на его стороне симпатии героини.
Сама барышня тоже не похожа на классический образ. Софья – дочь крупного чиновника. Павел Афанасьевич – управляющий в казенном доме, богат. Для своего единственного ребенка хочет светлого будущего. Жених необходим «при чинах, да при звездах». Ни Чацкий, ни Молчалин этим критериям не соответствуют. Отец восклицает: «Кто беден, тот тебе не пара!»
А.С. Пушкин писал о Софье, что это неясный образ, плохо прописанный персонаж. Но это лишь на первый взгляд. Юная леди, на протяжении всего текста, играет роль буфера между двумя мирами. Она не относится к «фамусовскому обществу», хоть и воспитана в нем. Но и к «веку нынешнему» ее нельзя причислить. В этом ее роль ключевая. Ведь в конце воспитание одерживает верх.
Большинство гостей «фамусовского» бала носят говорящие фамилии. Но у Софьи выразительное имя, со значением «мудрая». Это авторская ирония.
Девушка не глупа. У нее хорошее воспитание. Отец нанимал «полк учителей». Но она рано лишилась матери, поэтому никто не занимался формированием души. Сейчас барышне семнадцать, она «расцвела», стала завидной невестой.
Соня смелая, решительная. Ей сложно держать свою любовь втайне. Не страшит родительский гнев и общественное мнение. Молодая особа восклицает: «Что мне молва!»
Она позволяет себе колкие, язвительные, остроумные высказывания с Чацким. Но нежно переживает за Молчалина. Лишается чувств, когда тот падает с лошади.
Выросла барышня на французских романах. Поэтому все добродетели приписывает своему избраннику, рисуя идеал. Возможно, поэтому выбор пал на небогатого молодого человека. Ведь в сентиментальных книгах возлюбленный всегда не ровня.
Девица не обладает особой душевной красотой, добродетелями. Но что-то в ней привлекает Чацкого, вызывая любовь. Быть может, сильный характер.
В конце сюжета Софья понимает, что ее избранник подлец. Винит себя во всем. Но Чацкий наверняка прав. Появится другой «низкопоклонник и делец», за которого Соня выйдет замуж.
Сочинение 5
В комедии А.С. Грибоедова любовный конфликт: Софья – Чацкий – Молчалин кажется основным. Однако главным является конфликт социальный, который основан на противоборстве воззрений : век нынешний и век минувший сойдутся в непримиримой схватке. И если Софья Фамусова является главным действующим лицом в любовной интриге, то какое она занимает место в социальных спорах. К какому лагерю ее причислить? На тот вопрос не так просто ответить.
Софья Павловна Фамусова. Имя Софья – значит «мудрая». Девушка действительно умна и развита не по годам и не во всем следует взглядам и суждениям своего круга, она имеет собственную точку зрения.
Начало пьесы – утро в доме Фамусова. Из комнаты Софьи выходит Молчалин, с которым она провела ночь, музицируя. Батюшка, который только что обхаживал служанку Лизу, поучает дочь: не надобно другого образца, когда в глазах пример отца, монашеским известен поведеньем, что вызывает смех у девушек. Отношение Софьи к Лизе дружеское, нет никакого высокомерия, она ее поверенная в делах.
Для Фамусова безродный Молчалин точно не партия для дочери, однако Софья предпочитает чувства, а не выгодный брак, ей нравится скромность и застенчивость Алексея Ивановича – в нем нет нрава, бойкого для всех, он без притязаний на успех…
Софья достаточно прохладно встречает Чацкого, с которым вместе выросла, взгляды которого разделяла. А он долго отсутствовал и не может понять, что многое изменилось за 3 года; он видит только одно: «Как Софья Павловна у Вас похорошела…». Никакой взаимности на ответные чувства Софья Чацкому не дает. Однако, чтобы поинтриговать, она рассказывает сон Фамусову, заставляя того мучиться – который же из 2-х? Если Чацкий хотя бы родовит, но не богат, то Молчалин – безродный секретарь ее отца. Но Софья полюбила второго – смелый шаг для московской барышни! «Кто беден, тот тебе не пара!» — внушает Павел Афанасьевич дочери.
А про реального жениха Скалозуба («и золотой мешок, и метит в генералы») девушка и думать не хочет. Вместе с Лизой высмеивает его скудоумие.
Падение с лошади Молчалина и непритворный обморок Софьи говорят об искренности ее чувств. Чацкий начинает сомневаться, уж не полюбила ли Софья Молчалина? Он прежде был так глуп, — считает Чацкий, не желая поверить в изменившиеся обстоятельства.
Во время бала Софья случайно запускает сплетню о сумасшествии Александра Андреевича Чацкого, которую охотно подхватывают все гости. Чацкий задел в своих разговорах Молчалина, она готова мстить за любимого, не боясь себя выдать.
Итак, с одной стороны, Софья идет против всех, полюбив Молчалина и практически не скрывая своих чувств. Но она прекрасно понимает, что готовый всем угождать тот дойдет до степеней известных – займет важный чин и превратится в мужа – мальчика, мужа – слугу из жениных пажей, в отличие от Чацкого, который «служить бы рад, прислуживаться тошно…». Став свидетельницей встречи Молчалина с Лизой, Софья скоро творит расправу: чтобы заря Вас в доме не застала! Таким образом, она действует так же, как и представители века минувшего: рядит Чацкого в шуты.
С другой — девушка образованна, в детстве и юности смеялась вместе с Чацким над уродливыми проявлениями косной идеологии, дружит с Лизой, хорошо характеризует ее влюбленность в Молчалина и нежелание понравиться Скалозубу, чего бы хотел отец.
Чацкий не прав, когда обвиняет ее в том, что дала ему надежду. Всю пьесу Софья почти открыто говорила о своей любви – Чацкий не мог поверить, что такого подлого человека могла полюбить Софья.
Так каково же место Софьи в социальном конфликте? Думается, что Софья плоть от плоти фамусовского общества, она перебесится, выгодно выйдет замуж и станет одной из тетушек, к которым возят на поклон, чтобы выхлопотать теплое местечко. С Чацким их дороги окончательно разойдутся.
Образ Софьи Фамусовой в комедии Горе от ума
Несколько интересных сочинений
- Сатира и юмор в комедии Недоросль Фонвизина
В комедии Недоросль Д.И.Фонвизина сатире отведена немаловажная роль. Именно с помощью этого приёма автор достигает главной цели произведения — высмеивания таких пороков, как невежество, отсутствие тяги к знаниям и лень.
- Сочинение на тему Пробуждение весны
Все давно уже знают, что после зимы обязательно наступает весна. У кого – то она ассоциируется с новой жизнью, с приближением лета, а у кого-то со слякотью и грязью
- Сочинение Что такое самовоспитание 9 класс
Воспитания – важнейшая часть человеческой жизни. Без этого компонента жизнь его является трудной, а восприятие и поведение порой доходят до неадекватного состояния. Повезло тем людям, которых родили хорошие мама с папой
- Сочинение Успешный телеведущий (Дмитрий Нагиев, Андрей Малахов, Максим Галкин)
Работа, в которой от человека требуется не просто умения общения с людьми, а умение преподнести себя обществу, показать себя с лучшей стороны, и, конечно же, привлечь к своей персоне внимание, довольно сложна
- Куприн
Ученикам 9 класса часто задают сочинение на тему «Образ Софьи в комедии «Горе от ума» А.С Грибоедова». Перед Вами — образец сочинения на указанную тему. Однако, прежде чем преступать к написанию сочинения, давайте вспомним основные характеристики образа Софьи.
Текст сочинения.
«Грибоедов принадлежит к самым могучим проявлениям русского духа,» — сказал в свое время Белинский. Трагически погибший тридцати четырех лет отроду, Грибоедов не создал, несомненно всего, что мог бы совершить по своим творческим силам. Ему не суждено было осуществить многочисленные творческие замыслы, поражающие своим широким размахом и глубиной. Гениальный поэт и мыслитель, он остался в истории автором одного прославленного произведения. Но Пушкин сказал: «Грибоедов сделал свое: он уже написал «Горе от ума». В этих словах содержится признание великой исторической заслуги Грибоедова перед русской литературой.
В «Горе от ума» Грибоедов выдвинул главную общественную и идеологическую тему своего переломного времени — тему непримиримой вражды защитников старого, косного быта и сторонников нового мировоззрения, новой свободной жизни.
Главный герой комедии Чацкий рассматривается как во взаимоотношениях с представителями фамусовского общества, так и с Софьей, которую он любит. Вот почему немаловажную роль в комедии играет Софья и ее отношение не только к Чацкому, но и к Молчалину. Образ Софьи Павловны сложен. От природы она наделена хорошими качествами: умом сильным и независимым характером. Она способна глубоко переживать и искренне любить. Для девушки дворянского круга она получила хорошее образование и воспитание. Героиня увлекается чтением французской литературы. Фамусов, отец Софьи, говорит:
Ей сна нет от французских книг,
А мне от русских больно спится.
Эта девушка не принадлежит ни к хорошим, ни к плохим. Так, например, когда Пушкин впервые ознакомился с пьесой Грибоедова, образ Софьи показался ему «начертанным не ясно».
Я хочу попробовать разобраться в ее характере. Он сам по себе очень сложен. В Софье сложно переплелись «хорошие инстинкты с ложью». Ей приходится изворачиваться и лгать, чтобы не выдать недалекому отцу свою любовь. Она вынуждена скрывать свои чувства не только из-за страха перед отцом; ей больно, когда в вещах для нее поэтических и прекрасных видят лишь жесткую прозу. Любовь же Чацкого к Софье поможет нам понять одну истину: характер героини в чем-то немаловажном под стать главному положительному герою всей комедии. В свои семнадцать лет она не только «расцвела прелестно», как говорит о ней Чацкий, но и проявляет завидную волю, немыслимую для таких людей, как Молчалин, Скалозуб или даже ее отец. Достаточно сопоставить фамусовское «что станет говорить княгиня Марья Алексевна», молчалинское «внезависимость мнеедь надобно ж зависеть от других» и реплику Софьи: «Что мне молва? Кто хочет, так и судит». Это заявление не просто «слова». Героиня руководствуется ими буквально на каждом шагу: и тогда, когда принимает у себя в комнате Молчалина, и когда на глазах у Скалозуба и Чацкого бежит с криком к Осипу: «Ах! боже мой! упал, убился!» — и сама падает без чувств, не задумываясь о впечатлении окружающих.
Но, к сожалению, все эти положительные черты характера не могли получить развития в Фамусовском обществе. Вот как об этом писал в своем критическом этюде «Мильон терзаний» И. А. Гончаров: «К Софье Павловне трудно отнестись не симпатично: в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости. Она загублена в духоте, куда не проникает ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха». В то же время Софья — дитя своего общества. Представления о людях и о жизни она черпала из французских сентиментальных романов, и именно эта сентиментальная литература развила в Софье мечтательность и чувствительность. Она говорит о Молчалине:
Возьмет он руку, к сердцу жмет,
Из глубины души вздохнет,
Ни слова вольного, и так вся ночь проходит,
Рука с рукой, и глаз с меня не сводит.
Поэтому она не случайно обратила внимание именно на Молчалина, который своими словами и своим поведением напоминал ей ее любимых героев. Однако нельзя сказать, что героиня ослеплена: она способна оценить избранника здраво и критически:
Конечно, нет в нем этого ума,
Что гений для иных, о для иных чума,
Который скор, блестящ и скоро о против ит…
Софья абсолютно уверена в себе, в своих действиях, в своих чувствах. Хотя во всем этом, возможно, немалую роль играет та непосредственность, не испорченность ее натуры, которая позволяет нам сравнивать ее с пушкинской Татьяной Лариной. Но есть и существенная разница между ними. Татьяна воплощает идеальный характер русской женщины, какой ее себе представляет Пушкин, Обладая в высшей степени положительными качествами души, она и любит человека незаурядного, достойного ее по ряду качеств. Избранник Софьи, к сожалению, иной, но это видно только нам и Чацкому. Софья же, ослепленная ухаживаниями Молчалина, видит в нем только хорошее.
При первой встрече Софьи с Чацким она не проявляет к нему прежнего интереса, она холодна и неласкова. Это немного озадачило и даже огорчило Чацкого. Напрасно он старался вставить в разговор остроты, которые прежде так забавляли Софью. Они приводили лишь к еще более равнодушному и немного злобному ответу Софьи: «Случалось ли ошибкою, в печали, чтоб вы добро о ком-нибудь сказали?». Софья до конца пьесы хранит свое гордое мнение о Чацком: «Не человек — змея». Следующие встречи Софьи и Чацкого мало отличаются друг от друга. Но в 3 действии Чацкий решает «раз в жизни притвориться » и начинает восхвалять Молчалина перед Софьей. Софье удалось было отделаться от навязчивых вопросов Чацкого, но она сама увлекается и полностью уходит в свои чувства, опять же совершенно не задумываясь о последствиях, что еще раз доказывает нам твердость ее характера. На вопрос Чацкого: «Зачем же вы так коротко его узнали?», она отвечает: «Я не старалась! Бог нас свел». Этого довольно, чтобы Чацкий, наконец, понял, в кого влюблена Софья.
Героиня рисует портрет Молчалина во весь рост, придавая ему самую радужную окраску, может быть надеясь в душе примирить с этой любовью не только себя, но и других. Софья любит Молчалина, но скрывает это от отца, который, конечно же, не признал бы его в качестве зятя, зная, что он беден. Героиня же в секретаре своего отца видит много хорошего:
…уступчив, скромен, тих,
В лице ни тени беспокойства,
И на душе проступков никаких,
Чужих и вкривь и вкось не рубит, —
Вот я за что его люблю.
Софья еще и потому полюбила Молчалина, что ей, девушке с характером, нужен был в жизни человек, которым она могла бы управлять.
«Влечение покровительствовать любимому человеку, бедному, скромному, не смеющему поднять на нее глаза, возвысить его до себя, до своего круга, дать ему семейные права» —
вот ее цель, по мнению И. А. Гончарова. Чацкий естественно не желает * слушать Софью. Для него Молчалин — человек, не достойный уважения и тем более любви такой девушки, как Софья.
Мы невольно задумываемся: что же привлекло в Молчалине Софью? Быть может, его внешность или глубокий образ мышлений? Конечно нет. Скука, которая царит в доме Фамусовых, прежде всего отражается на молодом трепетном сердце девушки. Душа юной и красивой Софьи наполнена романтическим ожиданием любви, она, как и все девушки в ее годы, хочет быть любимой и любить самой. Разгадав потайные стремления Софьи, Молчалин оказывается рядом, он живет в доме. Молодой человек недурной наружности, в меру образованный, живо входит в роль влюбленного и очарованного. Комплименты, ухаживания, постоянное присутствие Молчалина радом делают свое дело. Девушка влюбляется, не имея возможности ни выбирать, ни сравнивать.
Софья невольно слышит разговор Молчалина с Лизой и вдруг видит своего избранника в ином свете. Она поняла, что на самом деле Молчалин принимал вид любовника лишь «в угодность дочери такого человека». Софья нужна была ему только для того, чтобы в нужный момент воспользоваться ее влиянием. Его целью было также получить повыше чин, поэтому он, согласно заветам своего отца, угождал «всем людям без изъятья». Возможно, когда-нибудь Софья узнала бы об истинных намерениях Молчалина и ей не было бы так больно. Но сейчас она потеряла человека, который очень подходил на роль мужа-мальчика, мужа-слуги. Думается, что она сумеет найти подобного человека и повторит судьбу Натальи Дмитриевны Горич и княгини Тугоуховской. И если бы Софья выросла в другой среде, она, возможно, выбрала бы Чацкого. Но она выбирает такого человека, который ей больше подходит, так как не мыслит себе иного героя. И в конце концов, по замечанию Гончарова, «тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого» именно Софье.
Грибоедов представил нам героиню комедии как лицо драматическое. Это единственный персонаж, который задуман и выполнен, как близкий Чацкому.
Итак, в своей комедии А. С. Грибоедов сумел показать не только время, в которое он жил, но и создал незабываемые образы, интересные и современному читателю и зрителю. Поэтому, как говорит Гончаров, «Горе от ума» держится особняком в литературе и отличается от других произведений своей моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью.
Еще несколько идей для сочинения на тему «Образ Софьи в комедии «Горе от ума»
Все сочинения по комедии «Горе от ума»
На чтение 14 мин Просмотров 2.6к.
Софья Фамусова — один из центральных персонажей комедии в стихах А. С. Грибоедова «Горе от ума». Автор наделяет этот образ противоречивыми чертами: с одной стороны, Софья является представительницей «фамусовского» общества, с другой — обладает такими чертами, как смелость, независимость, желание развиваться. Характеристика Софьи Фамусовой важна для раскрытия качеств главного героя произведения, Чацкого, а также для обличения пороков старосветского высшего общества.
Краткая характеристика
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Горе от ума.
Полное имя — Софья Павловна Фамусова.
Возраст — 17 лет.
Род занятий — без определенного рода деятельности, дочь богатого дворянина, девушка на выданье.
Семья — отец Павел Афанасьевич Фамусов, мать умерла.
Социальное положение — дворянка.
Происхождение — единственная дочь богатого, уважаемого чиновника, дворянина.
Воспитание — после смерти матери воспитанием Софьи занималась гувернантка-француженка.
Образование — домашнее образование, традиционное для дворянских семейств.
Внешность — юная, очаровательная девушка, чья красота только распустилась.
Характер — решительная, независимая, эмоциональная, своенравная, гордая, способная на сильное чувство.
Положительные черты — смелая, доверчивая, откровенная, честная.
Отрицательные черты — капризная, эгоистичная, недальновидная, способная на подлый поступок.
Произведение — «Горе от ума».
Автор — Александр Сергеевич Грибоедов.
Цитатная характеристика
Описание героя с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.
Портрет
Художественный портрет Софьи основан на том, что она является дочерью дворянина, всеми уважаемого чиновника Павла Афанасьевича Фамусова.
«…Павел Афанасьевич Фамусов, управляющий в казенном месте…» (цитата из списка действующих лиц)
«…Софья Павловна, дочь его…» (цитата из списка действующих лиц)
«В угодность дочери такого человека…» (Действие IV, явление 12)
Софья — дочь богатого человека, и её будущий супруг должен ей полностью соответствовать.
«Кто беден, тот тебе не пара…» (Фамусов, Действие I, явление 4)
Портретная характеристика Софьи основывается также на её сильном, решительном характере.
«Однако о себе скажу,
Что не труслива. Так, бывает,
«Да что мне до кого? до них? до всей вселенны?
Смешно? — пусть шутят их; досадно? — пусть бранят». (Действие II, явление 11)
Внешность
Софья — юная девушка, ей исполнилось семнадцать лет.
«В седьмнадцать лет вы расцвели прелестно…» (Действие I, явление 7)
Внешний вид Софьи вызывает восхищение — девушка очень хороша собой.
«…вы расцвели прелестно,Неподражаемо, и это вам известно». (Чацкий, Действие I, явление 7)
«Как Софья Павловна у вас похорошела!» (Чацкий, Действие I, явление 9)
«Как хороша!» (Чацкий, Действие I, явление 9)
Черты характера и поступки
Софья влюблена в Молчалина — молодого человека, работающего секретарем её отца.
«Счастливые часов не наблюдают». (Действие I, явление 3)
«Идите; целый день еще потерпим скуку». (Молчалину при прощании, Действие I, явление 3)
«Кого люблю я, не таков:
Молчалин, за других себя забыть готов,
Враг дерзости, — всегда застенчиво, несмело
Ночь целую с кем можно так провесть!» (Действие I, явление 5)
Софья, не стесняясь, признаётся Молчалину в своих чувствах. Этим она демонстрирует свою смелость и отсутствие предрассудков.
«Молчалин! как во мне рассудок цел остался!
Ведь знаете, как жизнь мне ваша дорога!
Зачем же ей играть, и так неосторожно?» (Действие II, явление 11)
«Готова я была в окошко, к вам прыгнуть». (Действие II, явление 11)
Окрылённая любовью к Молчалину, Софья готова игнорировать всё, что о ней подумают другие.
«Да что мне до кого? до них? до всей вселенны?
Смешно? — пусть шутят их; досадно? — пусть бранят». (Действие II, явление 11)
Софья совершенно равнодушна к Чацкому, который пугает её своими смелыми взглядами на жизнь, прямотой, язвительностью.
«На что вы мне? » (Действие II, явление
Софья Фамусова — легкомысленная, ветреная девушка.
«…Я очень ветрено, быть может, поступила,
И знаю, и винюсь; но где же изменила?..» (Софья о своей влюбленности в Молчалина, Действие I, явление 5)
«Никем по совести она не дорожит…» (Чацкий, Действие IV, явление 10)
Софья считает себя смелой, отважной девушкой.
«Однако о себе скажу,
Что не труслива. Так, бывает,
Карета свалится, — подымут: я опять
Готова сызнова скакать». (Действие II, явление
Софья — искренняя девушка, которой очень сложно притворяться.
«…Пойду любезничать сквозь слез;
Боюсь, что выдержать притворства не сумею». (Действие II, явление 11)
Софья Фамусова — гордая девушка, с чувством собственного достоинства. Узнав о коварстве Молчалина, она без сожаления вычеркивает его из своего сердца.
«Упреков, жалоб, слез моих
Не смейте ожидать, не стоите вы их;
Но чтобы в доме здесь заря вас не застала.
Чтоб никогда об вас я больше не слыхала». (Действие IV, явление 12)
Софья — решительная девушка, способная на поступки, которые могут скомпрометировать её. Однако возможный позор её не пугает.
«Иначе расскажу
Всю правду батюшке, с досады.
Вы знаете, что я собой не дорожу». (Действие IV, явление 12)
Софья рада, что она, пусть и случайно, узнала об обмане Молчалина. Ей проще справиться с сильным разочарованием в одиночестве, чем на виду у свидетелей.
«Сама довольна тем, что ночью все узнала:
Нет укоряющих свидетелей в глазах,
Как давиче, когда я в обморок упала». (Действие IV, явление 12)
Софья — сильная девушка, способная признавать собственные ошибки.
«…я виню себя кругом.
Но кто бы думать мог, чтоб был он так коварен!» (Действие IV, явление 13)
Софья, желая досадить Чацкому, распускает слух о его помешательстве. Столь подлый поступок вызван сильным раздражением, которое вызывает в ней поведение Чацкого.
«София
Он не в своем уме.
Г.N.
Ужли с ума сошел?
София (помолчавши)
Не то, чтобы совсем…
Г.N.
Однако есть приметы?
София (смотрит на него пристально)
Мне кажется!» (Действие IV, явление 13)
Воспитание
Поначалу, после смерти матери, воспитанием Софьи занималась гувернантка-француженка.
«Уж об твоем ли не радели
Об воспитаньи! с колыбели!
Мать умерла: умел я принанять
В мадам Розье вторую мать.
Старушку-золото в надзор к тебе приставил:
Умна была, нрав тихий, редких правил». (Действие I, явление 4)
Софья получила традиционное дворянское образование на дому, которое заключалось в игре на музыкальных инструментах, изучении иностранных языков, правил этикета и пр.
«Дались нам эти языки!
Берём же побродяг, и в дом, и по билетам,
Чтоб наших дочерей всему учить, всему —
И танцам! и пенью́! и нежностям! и вздохам!» (Фамусов, Действие I, явление 4)
Софья владеет игрой на музыкальных инструментах, и занятия музыкой доставляют ей удовольствие.
«…Когда ж печальное ничто на ум нейдёт,
Забылись музыкой, и время шло так плавно…» (Действие I, явление 5)
«То флейта слышится, то будто фортопьяно; Для Софьи слишком было б рано?» (Действие I, явление 2)
Софья увлекается чтением. Как и большинство барышень того времени, она читает французские романы.
«Всё по-французски, вслух, читает запершись…» (Действие I, явление 2).
Характеристика Софьи другими героями
Отец (Фамусов)
Фамусов глубоко возмущен тем, что Софья провела ночь наедине с Молчалиным.
«А ты, сударыня, чуть из постели прыг,
С мужчиной! с молодым! — Занятье для девицы!» (Действие I, явление 4)
Павел Афанасьевич считает, что недостойное поведение дочери — результат чтения книг.
«…Всю ночь читает небылицы,
И вот плоды от этих книг!» (Действие I, явление 4)
Фамусов уверен, что лучшим примером для дочери является он сам.
«Не надобно иного образца,
Когда в глазах пример отца». (Действие I, явление 4)
Павлу Афанасьевичу не по душе современное образование для девушек из высшего сословия, которое, по его мнению, лишь развращает их.
«Дались нам эти языки!
Бepeм же побродяг, и в дом и по билетам,
Чтоб наших дочерей всему учить, всему –
И танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам!
Как будто в жены их готовим скоморохам». (Действие I, явление 4)
Будучи представителем богатого знатного семейства, Фамусов не потерпит, чтобы его единственная дочь вышла замуж за бедного человека.
«Кто беден, тот тебе не пара». (Действие I, явление 4)
«Как все московские, ваш батюшка таков:
Желал бы зятя он с звездами, да с чинами». (Лиза, Действие I, явление 5)
Фамусов глубоко возмущен безнравственным поведением дочери.
«Где домовые? Ба! знакомые все лица!
Дочь, Софья Павловна! страмница!
Бесстыдница! где! с кем!..» (Действие IV, явление 14)
Фамусов искренне не понимает, как Молчалин мог пленить его дочь.
«Побойся Бога, как? чем он тебя прельстил?
Сама его безумным называла!» (Действие IV, явление 14)
В качестве наказания Фамусов решает отправить Софью из Москвы в деревню, подальше от соблазнов.
«Да и тебя, мой друг, я, дочка, не оставлю,
Еще дни два терпение возьми:
Не быть тебе в Москве, не жить тебе с людьми.
Подалее от этих хватов,
В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов,
Там будешь горе горевать,
За пяльцами сидеть, за святцами зевать». (Действие IV, явление 14)
Чацкий
При встрече с Софьей Чацкий замечает её неискренность по отношению к нему.
«София
Ах! Чацкий, я вам очень рада.
Чацкий
Вы ради? в добрый час.
Однако искренно кто ж радуется эдак?» ( Действие I, явление 7)
Чацкий находит Софью настоящей красавицей.
«В седьмнадцать лет вы расцвели прелестно,
Неподражаемо, и это вам известно». (Действие I, явление 7)
«Как Софья Павловна у вас похорошела!» (Действие I, явление 9)
«Как хороша!» (Действие I, явление 9)
Несмотря на холодность Софьи, Чацкий признаётся ей в любви. Именно к ней он спешил после долгой разлуки.
«И день и ночь по снеговой пустыне,
Спешу к вам, голову сломя.
И как вас нахожу? в каком-то строгом чине!
Вот полчаса холодности терплю!
Лицо святейшей богомолки!.. —
И все-таки я вас без памяти люблю». ( Действие I, явление 7)
«Простите; я спешил скорее видеть вас,
Не заезжал домой…» ( Действие I, явление 7)
Любовь к Софье так сильна, что Чацкий готов ради девушки на любой, даже самый безумный поступок.
«Велите ж мне в огонь: пойду как на обед». ( Действие I, явление 7)
Узнав, какое ничтожество (Молчалина) Софья предпочла ему, Чацкий глубоко разочаровывается в девушке. Она перестает казаться ему идеальной и достойной его любви.
«Слепец! я в ком искал награду всех трудов!
Спешил!.. летел! дрожал! вот счастье, думал, близко.
Пред кем я давиче так страстно и так низко
Был расточитель нежных слов!
А вы! о Боже мой! кого себе избрали?
Когда подумаю, кого вы предпочли!» ( Действие IV, явление 14)
Молчалин
Молчалин пугается излишней откровенности Софьи, которая не в состоянии скрывать своих чувств к нему.
«Нет, Софья Павловна, вы слишком откровенны». ( Действие II, явление 11)
Молчалин не любит Софью и заводит с ней роман из корыстных побуждений.
«Молчалин
Какое личико твое!
Как я тебя люблю!
Лиза
А барышню?
Молчалин
Ее по должности, тебя…» ( Действие II, явление 12)
«Я в Софье Павловне не вижу ничего
Завидного. Дай Бог ей век прожить богато…» ( Действие IV, явление 12)
Лиза
Лиза беспокоится о юной барышне и пытается давать ей советы. Она считает, что Софья не должна завязывать отношения с Молчалиным.
«Вот то-то-с, моего вы глупого сужденья
Не жалуете никогда:
Ан вот беда.
На что вам лучшего пророка?
Твердила я: в любви не будет в этой прока
Ни во веки веков». (Действие I, явление 5)
Народная характеристика
Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.
Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.
Давайте создадим самую подробную характеристику Софьи Фамусовой вместе!
Биография
Софья Павловна Фамусова — 17-летняя девушка, дворянка, единственная дочь богатого и знатного чиновника Павла Афанасьевича Фамусова. Рано лишившись матери, девочка воспитывается гувернанткой-француженкой мадам Розье, заменившей Софье мать.
Девушка получает образование, традиционное для отпрысков аристократов того времени. Она музицирует, владеет иностранными языками, умеет достойно вести себя в высшем обществе. Как и большинство своих ровесниц, она увлекается чтением французских романов.
Лишённая влияния матери, Софья ведёт себя очень свободно и способна, запершись в комнате, всю ночь провести с молодым человеком. Она чувствует себя полноправной хозяйкой в доме, которая может не отчитываться за свои поступки.
В детстве она была влюблена в Александра Чацкого, своего верного товарища по играм. Его внезапный отъезд за границу, долгая разлука, а затем внезапное появление выбивают Софью из привычной колеи. При встрече с Чацким Софья понимает, что не способна ответить ему взаимностью: прогрессивно мыслящий, смелый, ироничный Александр наводит на неё страх. Она распускает в обществе сплетни о его сумасшествии, чем вынуждает навсегда покинуть Россию.
Образ Софьи Фамусовой
Софья Фамусова представляет собой весьма неоднозначный, противоречивый женский образ в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Воспитанная в лучших традициях того времени, девушка прекрасно владеет музыкальными инструментами, иностранными языками, увлекается литературой. На фоне «фамусовского» общества она выделяется своим умом, ясным мышлением, индивидуальностью. Даже несмотря на критическое отношение отца к образованию, девушка стремится к саморазвитию.
Наделенная от природы сильным и независимым характером, Софья не понимает, в каком направлении ей двигаться, так как лишена нравственных ориентиров. Она выступает своенравной и капризной аристократкой, способной на самые отчаянные поступки. Вместе с тем, это честная и откровенная девушка, которая может любить всем сердцем.
Имея от природы достаточно сильный потенциал, она всё же принимает решение погрузиться в «фамусовское» общество, в котором царят ложь, лицемерие, чинопочитательство.
5 фактов о Софье Фамусовой
- Большим увлечением Софьи являются французские романы, но именно они становятся причиной её любовной трагедии. Наделив Молчалина качествами литературного героя-любовника, девушка влюбляется в вымышленный образ, но в итоге жестоко разочаровывается в избраннике.
- Софья далека от меркантильности. Она способна всем сердцем полюбить бедного юношу. Богатый, но нелюбимый жених — не её выбор.
- Обладая властными решительным характером, Софья выбирает в качестве любовного объекта Молчалина, который «уступчив, скромен, тих». Чацкий — слишком сильный и независимый, чтобы им можно было повелевать. Понимая, что ей с ним не справиться, Софья избавляется от Чацкого путем гнусной сплетни.
- Фамусов сравнивает дочь с покойной женой, которая отличалась безнравственным поведением: «Как мать ее, покойница жена. Бывало, я с дражайшей половиной Чуть врознь — уж где-нибудь с мужчиной!»
- Софья является персонажем, который находится в процессе своего развития. В комедии он занимает промежуточное место между прогрессивно мыслящим Чацким и загнивающим «фамусовским» обществом.
Посмотрите, что еще у нас есть:
- для самых рациональных — Краткое содержание «Горе от ума»
- для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Горе от ума»
- для самых компанейских — Главные герои «Горе от ума»
- для самых занятых — Читательский дневник «Горе от ума»
- для самых крутых — Читать «Горе от ума» полностью
Вывод
Одним из ярких персонажей комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» является Софья Фамусова. Отношение к ней меняется на протяжении всего повествования, поскольку героиня обладает сложным, противоречивым характером, в котором нет преобладания явных положительных или отрицательных качеств.
Роль героини заключается в том, чтобы продемонстрировать пассивность думающих, независимых людей из «фамусовского» общества. Видя всё лицемерие и порочность своего окружения, Софья ничего не предпринимает для того, чтобы вырваться из него, предпочитая просто плыть по течению и меняться под его влиянием.
Собранный материал, включающий в себя цитаты из текста, позволяет самостоятельно дать характеристику герою по плану, поможет составить развернутую письменную работу или написать сочинение на заданную тему.