Образ солдата в русских народных сказках

ОБРАЗ СОЛДАТА В РУССКИХ БЫТОВЫХ СКАЗКАХ

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы

Колягина Д.П. 1


1МОУ Лицей № 5 им. Ю.А. Гагарина Центрального района Волгограда»

Чернова О.Н. 1


1МОУ «Лицей № 5 им. Ю.А. Гагарина Центрального района Волгограда»


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

«Подлинную историю трудового народа нельзя знать,

не зная устного народного творчества»

М. Горький

ВВЕДЕНИЕ

У каждого народа издревле существует культура звучащего слова, своеобразная устная литература. Это народное творчество принято называть фольклором1. На протяжении веков русский народ также создавал бесценные памятники искусства слова: былины, сказки, песни, частушки, пословицы, поговорки и загадки.

Русские народные сказки – произведения русского фольклора и русских писателей. Как и любые истинно народные произведения искусства, сказки показывают самую суть народа, открывают его душу, помогают понять коллективное бессознательное и обратиться к глубинным архетипам2.

Сказки – один из основных видов устного народного творчества.

С раннего детства до старости жизнь человека связана со сказками.

В них отражена повседневная жизнь и борьба народа, его отношение к действительности, нравственные и эстетические идеалы, горе, печаль и радости, мечты о лучшей жизни и социальной справедливости.

Наличие фантастического вымысла, использование приемов неправдоподобного изображения действительности отличает народные сказки от других повествовательных фольклорных жанров. Отношение народа к сказке показывают пословицы, поговорки: «Не рассказывай мне сказки, друг», т. е. не рассказывай небылицу, не выдумывай, «Сказка бывает с преувеличением, а рассказ или повесть с добавлением». Это подчеркивает, что сказка всегда содержит фантастику и гиперболу3.

Русские народные сказки обычно делят на следующие жанры:

1. О животных.

2. Волшебные.

3. Бытовые (анекдотические, новеллистические).

В своей работе я бы хотела остановиться на русских бытовых сказках, посвященных солдату.

Цель: познакомиться с произведениями русского фольклора, изучить бытовые сказки о солдатах.

Для анализа мной были выбраны сказки, собранные в разное время на территории современной России.

Исходя из данной цели, я определила следующие задачи своего проекта:

Систематизировать источники по названной теме;

Изучить жанровые особенности народных бытовых сказок и их виды;

Прикоснуться к истории военной службы России XVII-XIX вв.;

Проанализировать русские «Солдатские сказки» и определить образ солдата в них.

Найти иллюстрации художников к сказкам о солдатах, тем самым познакомиться с художественным образом русского солдата.

Методы исследования: изучение научной и художественной литературы, материалов по теме исследования, беседа с прабабушкой о солдатских сказках ее детства и молодости, посещение во время осенних каникул музея военного костюма в г. Санкт-Петербург, подбор загадок на военную тему, пословиц и поговорок о солдатах, анализ найденных произведений.

Практическую значимость вижу в использовании материалов данного исследования на уроках литературы.

Жанровые особенности народных бытовых сказок

Каждый сказочный жанр отличается своеобразием художественного вымысла и повествовательной формы, оригинален по происхождению, характеризуется особыми, только ему присущими типами героев и самостоятельным кругом сюжетов.

1. В основе бытовых сказок лежат не чудеса, а действительность, народный повседневный быт. Сюжет развивается благодаря столкновению героя не с волшебными силами, а со сложными жизненными обстоятельствами, благодаря счастливому стечению обстоятельств, собственной смекалке, изворотливости, плутовству4.

2. События бытовых сказок всегда разворачиваются в одном пространстве – условно реальном, но сами эти события невероятны.

3. В бытовых сказках иногда фигурируют и чисто фантастические персонажи, такие, как черт, Горе, Доля, Русалка.

4. Характерна краткость изложения, разговорная лексика, диалог.

Подвиды бытовых сказок.

1. Анекдотические сказки. (анекдотические сказки сложились только в средние века).

Исследователи их называют по-разному: сатирические, сатирико-комические, бытовые, социально-бытовые, авантюрные5.

В их основе лежит универсальный смех как средство разрешения конфликта и способа уничтожения противника.

Герой этого жанра – человек, униженный в семье или в обществе: крестьянин, наемный работник, солдат, вор, глупец. Его противники – богатый мужик, поп, судья, черт, «умные» старшие братья, злая жена, которых одурачивает главный герой. На одурачивании построен конфликт большинства сюжетов бытовых сказок. Никто такие сюжеты не принимает за реальность.

Анекдотические сказки использовали раешный стих, языковые формулы. Например: «Жил старичок, не велик – с кулачок, и ходил он в кабачок», «Наум — взбрело на ум».

В сказках используется реалистический гротеск – вымысел на основе реальности. Например: работнику велено караулить дверь – он снимает и уносит домой.

2. Новеллистические сказки.

Бытовые новеллистические сказки внесли в повествовательный фольклор новое качество: интерес к внутреннему миру человека.

Тематика – личная жизнь.

Герои – разлученные влюбленные, оклеветанная девушка, изгнанный матерью сын, переодетая мужчиной жена, которая выручает мужа.

Новеллистические сказки обходятся без привнесения чудесного – здесь его почти нет. Сюжет составляют любовные приключения, опасные путешествия, чередование удач и неудач.

История возникновения царской службы на Руси

Взяв в разных библиотеках города несколько сборников русских народных сказок, я быстро смогла убедиться, что русский отставной солдат – один из самых популярных героев русских народных сказаний. Его всегда отличала храбрость, ловкость и смекалка.

Для того, чтобы глубже понять для себя характер солдата, его поступки, я решила узнать как становились солдатами, в каких условиях проходила военная служба тех времен.

До конца 17 века, защитную функцию государства выполняло стрелецкое войско. Они жили на землях выданных царем и были готовы по первому зову выступить на неприятеля. Первое регулярное войско появилось только при первом российском императоре, Петре первом6.

1705 года Петр издал указ о введении рекрутского набора солдат в русскую армию. С этого момента началось обучение низших чинов. Служба в царской армии была тяжелой и мне стало интересно, сколько лет служили в царской армии? В те времена страна постоянно находилась в состоянии войны, по этой причине в армию призывали пожизненно.

В XVIII-третьей четверти XIX вв. Русская армия комплектовалась на основе рекрутской повинности, которой подлежали только представители податных сословий (мещане, рабочие и цеховые и «разного прозвания» крестьяне). Рекрутская повинность носила общинный характер, сами рекрутские наборы длительное время проводились нерегулярно и по мере необходимости войск в новом пополнении, но в XIX в. система проведения наборов была значительно упорядочена. В первые годы создания государственной армии побеги рекрутов были частыми явлениями, поэтому для надежности их сковывали кандалами. Позднее рекрутов начали помечать татуировкой в виде креста на ладони. Но за исправную службу Петр щедро награждал своих солдат. Были введены ряд премий за участие в значимых боях. Как указывалось выше, срок солдатской службы первоначально был пожизненным и только в 1793 г. определён в 25 лет, в 1834 г. уменьшен до 20 лет службы в строю и 5 лет последующего пребывания в «бессрочном отпуске» и впоследствии после Крымской войны неоднократно сокращался. В 1874 г. рекрутчина была заменена более прогрессивной всесословной воинской повинностью, которой подлежали представители уже всех сословий, повинность имела личный характер, а сами наборы проводились ежегодно. Общая продолжительность военной службы теперь определялась в 15 лет, из них действительная служба в сухопутных войсках составляла 6 лет и 9 лет в запасе7.

«Солдатчина» в России ещё с петровских времён была заметным явлением в жизни народа, естественно, она нашла своё отражение и в сказках, тема службы в армии стала весьма популярной.

Толкование изученных сказок о русских солдатах

Обычно сказка начинается с того, что солдат прекращает свою службу в связи с побывкой, отставкой или дезертирством. Служба солдата царю в сказках обычно сводится к стоянию на часах. Прямым начальником солдата оказывается генерал. Формирование, в котором служит солдат называется либо полком, либо ротой. В случае непослушания солдат бьют палками (в России практиковалось для нерадивых солдат в 1701 — 1864 годах). По пути домой он заходит в кабак (где выпивает чарку водки), останавливается на ночлег, где сталкивается с нечистой силой (чёрт) и вступает с ней в поединок. Заменой ночлега может быть квартирование в походе или работа на барина (помещика) в качестве батрака после отставки. В сказке часто упоминается, что солдат служил 25 лет и заработал синий билет («Солдат Иванка»)8. Иногда упоминается имя солдата — Андрей («Солдат Андрей)9.

О русских солдатах сложено множество сказок и легенд, их подвиги известны во всём мире и вызывают уважение земляков и граждан других стран.

Мне хотелось бы выделить некоторые из них.

Каша из топора

Эта солдатская сказка – самая известная. Вариантов ее изложения довольно много. Солдатская жизнь никогда не отличалась обильной и изысканной пищей, и потому при возможности служивые применяли свою находчивость и смекалку, чтобы вкусно и сытно пообедать.

Солдат в этой сказке олицетворяет умного и находчивого человека! Я бы также сказала, что солдат нагловатый, так как не каждый смог бы так нагло обмануть старушку…

В этой сказке хитрый солдат сумел убедить бабку, что из обычного топора можно приготовить вкусную кашу и когда бабка жадная до всего недорогого и выгодного начала готовить кашу, оказалось, что кроме топора в нее кладут все что нужно, для самой обычной каши. А вот топор, никто есть не стал, солдат заявил, что его еще в следующий раз можно для каши использовать.

Солдат в этой сказке, конечно нравится читателям, он находчивый и смекалистый. Ну а смелым солдат должен быть просто по определению.

Вот только рассеянным его назвать нельзя — топор-то он не забыл.

С другой стороны, по моему мнению, у него есть и негативные черты. Пустили его переночевать (не за деньги, про них ничего в сказке не говорится), так и корми ещё бесплатно? Какая разница, что у старухи было, что поесть? Это её, ей не с неба свалилось и не царь-батюшка прислал. Почему она должна всякого незнакомца кормить из своих запасов?

Он жалованье не получает за свою службу, что у него заплатить нечем? Ну денег нет — так отработай, дров старухе наколи, воды натаскай… Старуха жадная, а солдат? Хороший? Потратил ее продукты, ещё и топор с собой прихватил. Как-то не справедливо поучается!

Петр 1 и находчивый солдат

Как уже подсказывает само название сказки — «Находчивый солдат» — учит она, в первую очередь, этой самой находчивости. Ведь, если бы солдат вовремя не сообразил и не «взмолился» вслух с просьбой обратить палаш (это рубяще-колющее клинковое холодное оружие с широким к концу, прямым и длинным — до 100 см — клинком10) в дерево, то он остался бы в глупцах. А так, благодаря своей смекалке вышел из ситуации, можно сказать, победителем. Солдат, конечно, посидел три дня в гауптвахте, но его находчивость была оценена царем и он был направлен в штурманскую школу.

Если сравнивать солдат из двух вышеназванных сказок, то можно сказать, что оба солдата хитрые и находчивые, найдут выход из любой ситуации.

Впрочем, таким и должен быть служивый, ведь на войне случается всякое.

При этом герой из сказки » Находчивый солдат «, ещё и изворотлив.

Придал своему промаху видимость чуда и при этом вроде как выполнил приказ царя, чем и заслужил его милость.

Солдатская шинель

Это тоже бытовая сказка. В ней два героя — находчивый солдат и барин. Я порадовалась смекалке солдата и смеялась над растяпой барином. Главный герой, солдат, сумел продать барину свою простенькую, видавшую виды шинель, убедив его, что она может заменить ему гору перин и подушек. Из разных источников я узнала, что служба солдата в царские времена была суровой, что во времена похода не было удобств и приходилось использовать для сна то, что было под рукой. Поэтому шинель для солдата служила не только одеждой, но и постелью. Барин жил в других условиях, спал на кровати, на перине, голова на подушке, укрывался одеялом. Не работал, и не знал тягот солдатской жизни. Об этой разнице нам и рассказывает сказка. Из этого можно сделать вывод: вот как поработаешь, да долго не поспишь, так и на камне уснёшь, а кто ничего не делает, тот и на перине не уснёт.

Эта сказка оказалась очень веселой. Я не могу назвать эту сказку, сказкой. Скорее — притча, основанная на наблюдениях, а также на народном опыте. В ней мне больше всего понравился солдат, который оказался умным и веселым. Ему удалось отыскать способ для того чтобы посмеяться над глупым барином. Также он сумел получить с этого определенную выгоду.

В сказке с юмором описывается, как барин, поняв, что его хитроумно провели, жалуется командиру. А командир за находчивость наливает солдату чарочку и говорит, что уставшему, хорошо потрудившемуся человеку и солдатская шинель покажется мягкой периной.

Солдат оказался умным, в то время как барин простаком.

Эта сказке описывает и внешний облик солдата: он одет в мундир или шинель, фуражку или сапоги. За плечами у него ранец. Вооружен ружьем и палашем. Солдат имеет крученые усы и курит трубку.

Солдатская загадка

Эта сказка немного напоминает сказку «Каша из топора», только с той разницей, что героев здесь было больше.

Прежде всего, это солдаты, которые ловко обвели вокруг пальца жадную старушку;

скупая хозяйка-старушка, которая пожалела для служивых еды;

сын старушки, вернувшийся с покоса.

Если вкратце, то сюжет сказки про то, что старушка не захотела поделиться со служивыми, зашедшими к ней на огонек, запеченым петухом. Припрятав кушанье в печке, она стала загадывать солдатам загадку, не зная того, что они уже проведали о петушке, и припрятали его в сумку. Думая, что она провела солдат, старушка вечером похвалилась своему сыну, но тот сразу догадался, что «петушок от бабушки уже ушел».

Мораль сказки такова, что нельзя быть таким жадным, с гостями стоит себя проявить радушным и щедрым хозяином.

Также в сказке Солдатская Загадка проскальзывает мысль, что именно благодаря своему жизненному опыту солдаты таки смогли добыть спрятанного вареного петуха и в результате все-таки поесть, а не остаться голодными.

Солдат и смерть

Очень интересная сказка, в которой солдат оказывается сильнее всех сверхъестественных сил. Он не боится чертей, а гоняет их. Он не боится смерти и издевается над ней. Он не боится Бога, и не слушает его указаний. Солдат в этой сказке сам хозяин собственной жизни, над нет высших сил. И мне это очень нравится.

В фольклорной картине мира смерть обычно рассматривается как одушевленное существо, что обусловлено сказочной спецификой. Причем характерен вполне определенный внешний облик смерти, она «узнаваема». В этих фольклорных традициях отмечается взгляд на смерть как на неотвратимое событие, прекращающее жизнь человека. При этом одновременно полагается, что не стоит покоряться смерти, с ней можно побороться и даже подружиться, вступить в родственные отношения, заключить договор, но подчиняется она Богу. Для человека характерны попытки высмеять то, чего он боится, и таким образом избавиться от страха.

В таких сказках как «Солдатская школа», «Солдат и черт», «Два братца из хозяйского ранца», «Солдат и барин», «Про солдата и Петра 1» солдат также олицетворяет справедливость, честь, мужество. Даже из самых сложных ситуаций можно выйти, применив солдатскую смекалку.

Эта тема меня увлекла настолько, что я решила собрать и художественные образы солдат, проиллюстрированные русскими художниками в сказках и мультфильмах. Эту подборку я привела в Приложении № 1 к проекту.

Сделала подборку пословиц и поговорок о солдатах (Приложение 2 к проекту)11, а также военных загадок12 (Приложение 3 к проекту).

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что солдат — положительный персонаж русских народных и авторских сказок. Русский солдат обладает массой качеств. Он хитер, умен, вынослив, силен и амбициозен. Он умеет терпеть боль, выносить страдания. Он может выдержать голод и лишения, может страдать от холода и тяжелых условий, но он никогда не сдается, ибо он знает, что он отвечает не только за свою жизнь. Русский солдат отвечает за свою страну, за свою семью и за свое будущее.

В сказках он олицетворяет справедливых, добрых, мужественных, честных и ответственных героев. Солдат защищает маленьких, слабых и обездоленных, наказывает злодеев, учит справедливости, всегда приходит на помощь всем нуждающимся, всегда готов поделиться всем что у него есть и бесстрашно пожертвовать собой ради других. Даже царь Петр 1 в сказках зачастую расположен к солдату, уважает его смекалку и остроумие, несмотря на то, что старается поставить солдата на место и немного проучить его13.

Его также можно встретить в сказках: «Марья — искусница», «Огниво», «Солдат — меткий стрелок»…

Вешний облик солдата в разных сказках изображается художниками-иллюстраторами в основном идентично: солдат высокий, обязательно в мундире (шинели), в фуражке, в сапогах и с усами, как правило, с оружием и ранцем за спиной или мешком (Приложение № 1).

«Солдатские сказки» занимают особое место среди народных сказок. Главный герой этих сказок — не сказочный персонаж, а вполне реалистичный — самый обычный солдат. Но, благодаря своей находчивости, смекалке и смелости солдат становится легендарным, почти сказочным героем. Солдат близок народу, оттого и сказки про солдата, иными словами, солдатские сказки народ пересказывал долгие годы и передавал из поколения в поколение.

Приложение № 1 к проекту

Образы солдата из русских бытовых сказок и мультфильмов о солдатах, проиллюстрированные русскими художниками

Список используемых источников:

Приложение 2 к проекту

Пословицы и поговорки о солдатах

Есть у солдата шинель – есть и постель.

Хлеб да вода – солдатская еда.

Солдат и стоя выспится.

Солдат лишь у костра не мерзнет.

Без смелости не возьмешь крепости.

Бей врага — не жалей батога.

Верно служу — ни по чем не тужу.

Веселое горе — солдатская жизнь.

В нашей волости три болезни: рекрутство, подати да земщина.

В нашем полку нет толку: кто раньше встал да палку взял, тот и капрал.

Воевал молодой, а под старость — отпустили домой.

Воевать — так не горевать, а горевать — так не воевать.

Воин: сидит под кустом да воет.

В спину бьют, как полосу куют.

Где коза прошла, там и солдат пройдет.

Где тесно, там-то солдату и место.

Грозен враг за горами, а еще грознее за плечами.

Дай бог ему быть полковником, только не в нашем полку.

Еще бы воевал, да пищаль потерял.

Из лука — не мы, из пищали —- не мы; а зубы поскалить, язык почесать — против нас не сыскать.

Казак без коня — что солдат без ружья.

Не будешь покойник — будешь полковник.

На войне рать крепка воеводою.

Не пуля, а человек человека из ружья убивает.

Не ставь неприятеля овцою, ставь его волком.

Один воин десять рот водит.

 

Приложение 3 к проекту

Загадки о военной службе

Из ограды ствол торчит,

Беспощадно он строчит.

Кто догадлив, тот поймет

То, что это …

(Пулемет)

Два брата, ростом по колено,

Везде с нами гуляют и нас защищают.

(Сапоги)

Нрав у злодейки буйный, злой,

А прозывается ручной.

Но совсем не виновата

В этом грозная …

(Граната)

Дальнозоркого мне дали —

Он ко мне приблизил дали.

(Бинокль)

На корабле ходить я буду,

Когда на Флот служить пойду.

И тот корабль, подобно чуду,

Взметает встречную волну.

На нём живёт его команда — Все люди разных возрастов.

Я буду младшим, это правда,

А кто назвать меня готов?

(Матрос)

Будоражит глубину — Бережёт свою страну.

Бороздит пучины ходко

По заданию …

(Подлодка)

Я служу сейчас на флоте,

Слух хороший у меня.

Есть такой же и в пехоте — Дружим с рацией не зря!

(Радист)

Стоит черепаха — стальная рубаха,

Враг в овраг — и она где враг.

(Танк)

Гусеницы две ползут,

Башню с пушкою везут.

(Танк)

Машина эта непростая,

Машина эта — боевая!

Как трактор, только с «хоботком» — Всем «прикурить» даёт кругом.

(Танк)

Я на «тракторе» служу,

Только так, я вам скажу:

«Ведь прежде чем пахать мне пашню,

Я разверну сначала башню».

(Танкист)

Самолёт стоит на взлёте,

Я готов уж быть в полёте.

Жду заветный тот приказ,

Защищать, чтоб с неба вас!

(Военный летчик)

Я современный «Бог войны»,

Защитник рубежей страны.

Ведь, прежде, чем пойти на бой,

Меня пускают на «разбой».

(Артиллерия)

«Там, где мы, там — победа!» — Девиз наш славный, боевой.

Мы с моря на берег из века,

Бежали «каменной» стеной!

(Морская пехота)

У нас есть «Тополь», «Тополь-М»,

Не Флоре служим мы совсем.

Стоим на страже мы страны,

Чтоб больше не было войны.

(Ракетные войска)

Ночью, в полдень, на рассвете

Службу он несет в секрете,

(Пограничник)

Список используемых источников и литературы:

Елена Орлик: Притчи, сказки и легенды для лингвистического, художественного, философского, бытового осмысления, Грамотей, 2006 г.

Ерш Ершович Русские сатирические сказки, Москва «Детская литература» 1989;

Русские народные загадки, пословицы, поговорки, Москва Просвещение 1990

Русские народные сказки: книга для самостоятельного чтения. 4-6 кл. Москва «Просвещение» 1983;

Русские народные сказки 2, Москва «Современник» 1987;

Русские пословицы и поговорки. Учебный словарь, Москва Школа –Пресс 1994

Русские солдатские сказки, Москва АСТ 2015;

http://detyam-knigi.ru/skazki/bitovie/;

http://www.oboznik.ru/;

https://sovetclub.ru/;

http://wikipedia.org/.

1https://sovetclub.ru/

2Елена Орлик: Притчи, сказки и легенды для лингвистического, художественного, философского, бытового осмысления, Грамотей, 2006 г.

3Русские народные сказки: книга для самостоятельного чтения. 4-6 кл. Москва «Просвещение» 1983

4 http://detyam-knigi.ru/skazki/bitovie/

5Ерш Ершович Русские сатирические сказки, Москва «Детская литература» 1989

6http://wikipedia.org

7http://www.oboznik.ru/

8Русские народные сказки 2, Москва «Современник» 1987

9Русские народные сказки: книга для самостоятельного чтения. 4-6 кл. Москва «Просвещение» 1983

10http://wikipedia.org

11 Русские пословицы и поговорки. Учебный словарь, Москва Школа –Пресс 1994

12 Русские народные загадки, пословицы, поговорки, Москва Просвещение 1990

13 Русские солдатские сказки, Москва АСТ 2015

Просмотров работы: 4482

Российская сказочная культура отличается одной уникальной особенностью — она является чуть ли не единственной в мире, где существует масса экранизированных как народных, так и авторских сказок с главным героем Солдатом (Служивым).

За пределами русского сказочного пространства вспомнить можно только о братьях Гримм и Андерсене, но этих сказок намного меньше и их очень мало экранизировали, ну может быть за исключением сказки «Огниво»

Солдат в русских народных сказках храбрый, умный, смелый, «ни в огне не горит, ни в воде не тонет, ни черта не боится, ни покойников» Зовут солдата в народных сказках Иван или Андрей. Сказочный солдат одет в мундир (шинель), фуражку и сапоги. За плечами у него ранец. Вооружён он или ружьём или тесаком. Солдат имеет крученые усы и курит трубку. Едой ему служат сухари. Любимым музыкальным инструментом солдата является барабан. И Солдат этот часто имеет дело с разнообразной нечистью, но всегда эту нечисть побеждает

Ну вот и давайте посмотрим на образы солдатов в кино-сказках и мультфильмах

«Сказка о солдате» (1948 год)
по мотивам русских народных сказок

                                              Capture.JPG
Отслуживший солдат отдал свой скромный обед нищему старику, попросившему милостыню. За это старик подарил ему волшебную торбу, в которую можно вместить, что только пожелаешь. В Тридевятом царстве, с помощью солдатской смекалки, служивый увязал в котомку нечистую силу, взявшую власть в царском дворце. Но жадный царь не захотел отдать обещанные полцарства и выпустил пленников на свободу. Пришлось солдату опять загонять оборотней в неволю.

«Марья-искусница» (1959 год)

по пьесе Евгения Шварца «Сказка о храбром солдате» (1946)
                     

1 Capture.JPG
Михаил Кузнецов — отставной солдат

Отставной солдат-барабанщик возвращается в родные края и встречает мальчика  Иванушку, мать которого похитил водяной царь Водокрут Тринадцатый. Несмотря на козни Водокрута, его советника Квака, пиратов, колдуньи Тётушки-Непогодушки и прочей нечисти, солдат помогает Иванушке спасти его мать из плена

  «Вернулся служивый» (1959 год)
по мотивам русских народных сказок, в народном «дымковском» стиле

  1  Capture.JPG
С помощью смекалки вернувшийся из похода солдат помог избавить Тридесятое царство от нечистой силы. Жадный царь, не желая исполнять договор, прогнал солдата. Его дочь, Марфа-царевна, ушла вместе со своим спасителем, а в царском дворце вновь стали безобразничать черти, выбравшиеся из оставленного солдатского ранца.

      «Межа» (1967 год)
по мотивам русских сказок про солдатскую смекалку и былин о появлении Змиевых валов

  Межа мультфильм 1967 4.JPG

Вернувшийся со службы солдат Кузьма застал родную деревню порушенной и разорённой. Уцелевшие жители поведали ему, что повадился к ним летать Змей Горыныч, а местный воевода вместо защиты ограбил их, да ещё требует оброк царю готовить. Надумал народ бежать от душегубов куда глаза глядят. И взялся солдат пресечь беззаконие и с помощью смекалки избавился от обоих — и Змея Горыныча, и царя.

Межа мультфильм 1967 3.JPG

«Солдат и царица» (1968 год)
по мотивам одноимённой русской народной сказки (в обработке Андрея Платонова)

0 Capture.JPG
Олег Даль — солдат

Это короткометражный студенческий фильм с очень ограниченным бюджетом, но актеры там играют замечательные и костюмы тоже неплохи

Вздорная и глупая царица, разозлившись на солдата за его улыбку, приказывает всыпать ему 20 палок и так бить целый год. Солдат видит, что жена местного сапожника удивительно похожа на царицу и ночью он меняет местами двух женщин. Утром царица просыпается в постели сапожника и получает трёпку за то, что не принесла ему воды. А в это время жена сапожника никак не может поверить, что она превратилась в царицу. А находчивый солдат пользуется сложившейся ситуацией и получает отставку.

1525037.jpg

«Горя бояться — счастья не видать» (1973 год)

по мотивам одноимённой пьесы-сказки С. Маршака

B6D7isJzQb6p30hGfnQ.jpg
Гелий Сысоев — солдат Иван Тарабанов

Горе-Злосчастье в человеческом облике бродит по свету, поочерёдно сопровождая невезучих людей. Они и рады бы отвязаться, да просто так прогнать Горе нельзя. Избавиться от него можно лишь обманом, отдав в придачу к любой проданной вещи. Само Горе-Злосчастье, обретя нового хозяина, тут же охотно рассказывает об этом способе. Заметив, что дела пошли вразлад, каждый обладатель Злосчастья спешит избавиться от него.

Вляпавшийся во владение Горем, Царь Дормидонт вручает его солдату Ивану вместе с проданной табакеркой

Иван отправляется на войну, в дороге обнаруживает рядом с собой Горе, но вместо обмана кого-то, он заманивает в табакерку Горе и запирает его там

Завершив поход, Иван возвращается к своей невесте Насте и заодно возвращает царю его табакерку, а с ним «И Горе-Злосчастье впридачу».

Capture.JPG

«Иван да Марья»  (1974 год)

3_16b3c444.jpg
Иван Бортник — Иван, русский солдат

О необыкновенных приключениях в царстве вздорного царя-самодура Евстигнея XIII, в поединке с которым бравый солдат Иван — мастер на все руки — одерживает победу.

В некотором приближении сюжет схож с песней Владимира Высоцкого «Про дикого вепря» («В королевстве, где всё тихо и складно…»): воин побеждает досаждавшего стране монстра, но оскорбляет монарха отказом от высшей государственной награды.

Capture.JPG

Солдатская сказка (1980 год)
по мотивам русской народной сказки «Каша из топора»
 

1  nCapture.JPG

За хорошую службу награждают солдата медалью и отпускают на краткосрочную побывку домой. Только денег генерал на пропитанье не дает, всё солдатское жалование себе присвоил

Отправляется служивый в путь без гроша в кармане и заходит в зажиточный дом, где скряга хозяйка прячет  все свои запасы в сундук, надевает платье в заплатках и прикидывается глухой.

Решает солдат проучить негостеприимную хозяйку и открывает ей великую тайну, как сварить кашу из топора

4.jpg

«Каша из топора» (1982 год)
по мотивам одноимённой русской народной сказки

Шёл с войны солдат. По дороге заглянул к некоей бабушке Меланье и её мужичку. Бабушка оказалась жадной и, сославшись на полное отсутствие продуктов, кормить солдата отказалась. Тогда бывалый солдат предложил сварить кашу из топора.

Как старик наседкой был (1983 год)
по мотивам русских народных сказок

Продолжение мультфильма «Каша из топора» (1982 год)

Шёл солдат после войны домой и встретил у плетня расстроенного деда. Он расспросил старика что случилось и, узнав, что старуха заставляет его высиживать цыплят, взялся помочь ему. Солдат убедил старуху, что самые лучшие цыплята высиживаются в бане. Так ловко помог солдат, что и старик остался доволен, и сам солдат попарился в бане, поел и попил чаю.

«Горе — не беда» (1983 год)
по мотивам русских народных сказок 


С помощью барабана, с которым солдат отслужил долгую службу, и волшебного коня солдат помогает девочке вернуть корову и козу, победить ведьму и расколдовать родителей девочки, которых ведьма спрятала  в старом колодце.

«Солдатский кафтан» (1983 год)

1086e7d9.jpg

Прибыли однажды на службу к русскому царю Петру двое заграничных военных. Одеты они были в роскошные кафтаны. Петр оценил красоту их мундиров, но отметил, что нелегко им будет переносить в них разные погодные условия. Разозлило это гостей. Так начался спор между адмиралом, генералом и простым русским солдатом. Выиграть суждено тому, кто выдержит своей одежде  и холод, и жару.

1  Capture.JPG

«Охотник до сказок» (1984 год)
по мотивам сказки Константина Ушинского и русских народных сказок

1 Capture.JPG

О том, как смышлёный солдат проучил вздорного, капризного старика, требовавшего, чтобы ему перед сном рассказывали небылицы.

MV5BNzFiOGU4O.jpg

«Солдатский долг» (1988 год)

По мотивам русских народных сказок о Петре Первом и его верном солдате
   

1 Capture.JPG

Задумал государь прорубить окно в Европу, а многочисленные казнокрады стали вынашивать план захвата государственной казны. И бравый солдат встал на защиту казны и наказал заговорщиков…

1   i.jpg

«Раз, два — горе не беда! (1988 год)

по пьесе Юлия Кима, написанной в середине 1970-х гг. для Театра Советской Армии
   

1  Capture.JPG
Виктор Бунаков — Иван-солдат

Солдат Иван возвращается  с войны, победив страшного дракона, но отказывается  жениться на дочери царя (тоже) Ивана — Марии-Луизе, потому что у него давно есть уговор с девушкой Марусей.

После этого он попадает в опалу.

К Марии-Луизе сватается король Жан-Жан Заморский, но они с царем Иваном ссорятся.

Обидевшийся на насмешки, Жан-Жан объявляет войну и прикатывает огромного бронированного робота Карбараса, вооружённого дальнобойными пушками и зорко выглядывающего врагов тремя огромными глазами. Карбарас уничтожает всё на своём пути и готов остановиться только по звуку специального свистка Жан-Жана.

Пытаясь победить Карбараса, назначенный царем Иваном «специальный богатырь» Фома отрывает ему «ухо», после чего огромный монстр перестаёт слышать звук специального свистка и не слушается никого, кроме своей программы. Теперь и Жан-Жан напуган: «Сначала вас, а потом нас. Земля-то — круглая!»

За спасение Земли берутся солдат Иван и царский ученый Данилов, который изобрел «синий луч» (переносной лазер). Карбарас побежден, царь с королем помирились

1 c50382a771.jpg

«Сказка за сказкой» (с 1979 по 1998 год)

цикл телевизионных постановок сказок народов мира, снятых на Ленинградском ТВ

Передача выходила в эфир с 1979 по 1998 год не только в Ленинграде, но и в других советских/российских городах, а также в Польше и Чехословакии. Это были телевизионные постановки сказок народов мира. Сказки в передаче по письмам маленьких телезрителей с просьбой показать ту или иную сказку вылетали из волшебного ларца. Вели передачу по очереди солдат Иван Варежкин, Петрушка, Чёрт и Домовой

89517c222827.jpg

Сергей Паршин — солдат Иван Варежкин из деревни Варежка

У солдата Варежкина был собственный цикл сказок, где он выступал главным героем: «Солдат и эмир»(1986 г.), «Солдат и черт» (1986 г.), «Горе в табакерке» (1989 г) «Подарок солдата Ивана Варежкина» (1989 г.), «Солдат и судья» (1989 г), «Про солдата и царя» (1991 г.) и, возможно, еще какие-то, не выложенные в интернет.

А иногда он рассказывал сказки про других солдат, например, про солдата Степана  Бородулина

Как Бородулин в холопы попал.JPG
Сергей Паршин — солдат Иван Варежкин из деревни Варежка, Юрий Овсянко солдат Степан Бородулин

Цикл сказок про солдата Степана  Бородулина был снят в 1995 году и включает: «Чего на свете не бывает», «Как Бородулин в холопы попал», «Солдатский ранец», «Бородулинский барабан», «Сон солдата Бородулина» и возможно что-то еще, не выложенное в интернет

И еще там были отдельные сказки про солдат, не связанные с Варежкиным как рассказчиком.

1   Capture.JPG
Н. Березин — Солдат Иван  из сказки «Солдат и Аленушка» (1985)

«Солдатская песня» (2009 год)

по мотивам сказки Саши Чёрного.

1  b-a-iG-v-d-m-g3.jpg

В мирное время, пока солдаты несут свою службу, за ними приглядывают ангелы, их хранители. Каждый ангел похож на своего солдата — прямо одно лицо. Только у солдат всё по ранжиру да по званию, а вот ангелы равны между собой.

И вот унтер-офицер получил письмо из дома, что его невеста за другого замуж вышла.

И залютовал с досады и горя.

А еще солдат Прохор украл деньги у солдата Антошки, которые он матери собирался отослать.

И ангелы запели песни, чтобы достучаться до душ подопечных. Прохор деньги Антошке вернул

5  getImage (1).jpg
4  MV5BNjkyNThkZTctYT.jpg
3 getImage (2).jpg
2 maxresdefault.jpg

«Солдатские сказки Саши Чёрного» (2011 год)

по книге Саши Чёрного «Солдатские сказки».

1  Capture.JPG
Михаил Крылов — солдат Левонтий Бородулин

Четырехсерийный комедийный сериал. Бравый вояка, ловкий и храбрый солдат Левонтий Бoродулин постоянно оказывается в эпицентре невероятных историй — то черт соблазнит стать генералом, то Русалка с Бабой-Ягой посягнут на его жизнь, а то и вовсе приходится Левонтию налаживать мир между двумя государствами. Однако, что бы ни случилось, сообразительный русский солдат всегда найдет выход из любой самой затруднительной ситуации.

Серия 1 «Скоропалительный генерал»

Серия 2 «Муравьиная куча»

Серия 3 «Антигной»

Серия 4 «Мирная война»

Capture.JPG

Советские сказки

«Василёк»  (1973 год)
1 mmCapture.JPG
Жил мальчик Василёк. Его дед — тоже Василий, когда-то давно ушёл на войну и не вернулся. Мальчик с другом-жеребёнком отправляются искать деда. По пути они встречают солдат-пехотинцев. Мальчик спрашивает у них: не видели ли они деда, Василия Петрова. Пехотинцы не видели. Идут дальше, встречают самолёт и летчика, мальчик спрашивает, но летчик тоже не видел. Мальчик и жеребёнок идут дальше и доходят до берега, где когда-то погиб дед. Дальше идти некуда. Опечаленный мальчик сидит на берегу. Мимо в шлюпке проплывает старый моряк. Мальчик говорит: «Ну Вы то уж точно не видели моего деда, Василия Петрова?», на что моряк отвечает: «Как же не видеть, видел!». Приплывает белоснежный пароход с надписью на борту «Василий Петров». Мальчик встаёт у штурвала, и плывёт на этом корабле обратно в свою деревню.

«Семеро солдатиков» (1982 год)

1  Capture.JPG

Геннадий Чихачёв — сержант Воскресенье; Виталий Усанов — солдат Понедельник; Виктор Жиганов —  солдат Вторник; Александр Воробьёв —  солдат Среда; Александр Постников —  солдат Четверг; Игорь Степанов —  солдат Пятница; Геннадий Фролов —  солдат Суббота

С семилетним Олежкой, которого все звали Олей, никто не хотел дружить. От скуки он написал письмо в газету с просьбой прислать ему оловянных солдатиков. И вскоре неожиданно для всех в деревне Петушки появились семеро солдат. Но солдатики — совсем не игрушечные, о которых мечтал мальчик, а самые настоящие. Они помогли мальчику разобраться, сам ли он виноват в том, что ребята с ним не дружат, а также испытать себя и понять, что в нём есть и храбрость, и находчивость, и благородство…

«Солдатская сказка» (1983 год)
1  Capture.JPG

Когда Петр уходил воевать с фашистами на фронт, сын подарил ему пойманного возле родного дома жука-носорога, которого солдат взял с собой. Теперь им предстоит окунуться в сражения и бои, увидеть, как небо становится черным из-за пороха и вражеской осады, а пули будут кружить вокруг них сотнями. Но они обязательно вернутся туда, где их ждут.

2  Capture.JPG

Зарубежные сказки

Зарубежные сказки в основном ограничиваются Андерсеном («Огниво») и братьями Гримм («Сапоги из буйволовой кожи», «Чумазый братец черта», «Плут-солдат», «Синяя свечка», «Медвежатник» (сказка про солдата, который семь лет не мылся, не брился, а носил медвежью шкуру в обмен на богатство черта).

И есть один любимейший советский фильм, который я сюда и вставлю, потому что очень уж он популярен
 

«Старая, старая сказка» (1968 год) 

по мотивам трёх сказок Х. К. Андерсена «Огниво», «Свинопас» и «Дурень Ганс».
   

1   45.jpg
Олег Даль — Солдат

Будем этого солдата тоже русским считать, фильм же в России сделан

1  Capture.JPG

Этот пост я посвящу Хэллоуину.

В этом году так много нечисти вылезло наружу и эта нечисть устроила такой шабаш, что пора звать на помощь Солдата.

Без Солдата с нечистью уже не разобраться

Танцы ведьм, балы сатаны, зомби-вечеринки, походы по барам упиться вдрызг — это еще даже не самое страшное. И конфетами задабривать уже не поможет.

Только солдат, только хардкор!

Что мы делаем. Каждая страница проходит через несколько сотен совершенствующих техник. Совершенно та же Википедия. Только лучше.

Солдат (персонаж)

Из Википедии — свободной энциклопедии

Тарас Шевченко, «Солдат и смерть»

Солдат (Служивый) — положительный герой русских народных сказок. Он храбрый, умный, смелый[1], «ни в огне не горит, ни в воде не тонет, ни черта не боится, ни покойников»[2]. В его образе собраны все лучшие черты народа[3]. Обычно солдатам — главным героям сказок — всё легко дается, без особых проблем они делают карьеру в другом королевстве, получают богатство, обманывают сатану и саму смерть, отгадывают сложнейшие загадки. Обычно героями «солдатских сказок» являются отставные солдаты[4]. Удачливый солдат в роли героя более характерен для новеллистической сказки[5].

Сюжеты

Обычно сказка начинается с того, что солдат прекращает свою службу в связи с побывкой, отставкой или дезертирством. Служба солдата царю в сказках обычно сводится к стоянию на часах. Прямым начальником солдата оказывается генерал. Формирование, в котором служит солдат называется либо полком, либо ротой. В случае непослушания солдат бьют палками (в России практиковалось для нерадивых солдат в 1701 — 1864 годах). По пути домой он заходит в кабак (где выпивает чарку водки), останавливается на ночлег, где сталкивается с нечистой силой (чёрт) и вступает с ней в поединок. Заменой ночлега может быть квартирование в походе или работа на барина (помещика) в качестве батрака после отставки. В сказке часто упоминается, что солдат служил 25 лет и заработал синий билет[6]. Иногда упоминается имя солдата — Андрей[7], Иван[8].

Часто солдат побеждает противника с помощью хитрости и смекалки. Случается, что поединок приобретает форму игры в карты, где на кон ставится душа солдата. Иногда хитрость солдата проявляется и без присутствия нечистой силы (Каша из топора).

Также существует сюжет о путешествии солдата на «тот свет». Поднявшись на лестнице, он оказывается в раю, но привратники Святые Петр и Павел его отправляют обратно. В Аду он встречает бесов[9].

Солдат одет в мундир (шинель), фуражку и сапоги. За плечами у него ранец. Вооружён он ружьём (иногда) и тесаком. Солдат имеет крученые усы и курит трубку. Едой ему служат сухари.

В мировой литературе существует аналог (прототип?) сказки про солдата — «Огниво» (дат. Fyrtøiet, Ханс Кристиан Андерсен, 1835 год)

Для обозначения русского солдата в разговорном украинском языке применяется слово «москаль»[10], имеющее ироничный оттенок.

См. также

  • Марья-искусница (фильм-сказка, 1959 год)
  • Вернулся служивый домой
  • Горе — не беда
  • Охотник до сказок
  • Сказка о солдате (мультфильм)
  • Каша из топора (мультфильм, 1982 год)
  • Солдатская сказка (мультфильм, 1980)
  • Солдатский кафтан (мультфильм, 1983 год)
  • Солдатский долг (мультфильм, 1988 год)
  • Солдат и чёрт (мультфильм, 1990 год)
  • Солдатская песня (мультфильм)

Примечания

  1. Елина А. К. «Добрые» и «злые» персонажи русских народных сказок: соотношение признаков Архивная копия от 25 октября 2018 на Wayback Machine
  2. Николин В. В. Волшебная сказка: исследование воспроизводства культуры — Омск: Омский Государственный педагогический университет, 2000 — 327 с. — С. 72
  3. Барсукова-Сергеева О. М. Русская народная сказка как инструмент формирования коммуникативной компетенции иностранных учащихся Архивная копия от 16 февраля 2019 на Wayback Machine
  4. Волокитина Н. А., Иванов Ф. Н. Отражение реалий военной службы в сказках населения Европейского Севера России в конце XVIII — XIX в. Архивная копия от 10 августа 2014 на Wayback Machine — С. 46
  5. Новик Е. С. Система персонажей русской волшебной сказки Архивная копия от 24 октября 2018 на Wayback Machine // Структура волшебной сказки. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2001. — 234 с. — ISBN 5-7281-0373-1 — С. 122—162
  6. Солдат Иванка. Дата обращения: 25 мая 2013. Архивировано 10 августа 2015 года.
  7. Русская народная сказка: “Солдат Андрей”. Дата обращения: 25 мая 2013. Архивировано 17 января 2012 года.
  8. Русская народная сказка: “Иван-солдат”. Дата обращения: 31 октября 2019. Архивировано 1 ноября 2019 года.
  9. Сказка про солдата и его сумку. Дата обращения: 25 мая 2013. Архивировано 30 июня 2014 года.
  10. Москаль // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.

Литература

  • Русские солдатские сказки. — М.: АСТ, 2015. — 128 с. — ISBN 978-5-17-087833-8.
  • Солдатские сказки. — М.: Белый город, 2006. — (История России). — ISBN 5-7793-1045-9.
  • Будур Н. В. Солдат // Сказочная энциклопедия / общ. ред. Н. В. Будур. — М.: Олма-Пресс, 2005. — С. 471—472. — ISBN 5-224-04818-4.
  • Солдат, нечистая сила и ее пособники, или о пользе «правильных похорон» (по материалам »Великорусских сказок Вятской губернии» Д.К. Зеленина) // Герценка. Вятские записки. Вып. 18. — Киров. 2010.

Ссылки

  • Образ солдата в русских бытовых сказках
  • Сказочные персонажи. Солдат
  • «Солдат и чёрт».
  • «Солдат и барин»
  • «Солдат и царица»
  • «Солдат и сало»
  • «Солдат и его жена ведьма».
  • Сказка «Солдат и русалка» (недоступная ссылка)
  • «Солдат и Смерть»
  • «Каша из топора»


Эта страница в последний раз была отредактирована 6 августа 2022 в 17:18.

Как только страница обновилась в Википедии она обновляется в Вики 2.
Обычно почти сразу, изредка в течении часа.

Библиотечный урок по сказкам о солдатах.

МКОУ «Школа-интернат № 86»

Зав. библиотекой Н. В. Корнакова

Сказка — это одно из самых прекрасных творений русского народа.

Мы все знаем и помним сказки с детства. Рассказывают их нам кто? (Мамы, папы, бабушки, дедушки.)

И во взрослом возрасте найдется много людей, читающих сказки.

Сказкой всегда называли все, что несет в себе вымысел, т. е. сказка это выдумка.

Вот несколько пословиц и поговорок о сказках:

Либо дело делать, либо сказки сказывать,

Ни в сказке сказать, ни пером описать,

Не дочитав сказки, не кидай указки,

Сказка от начала начинается, до конца читается, а в серёдке не перебивается.

Русским сказкам присущи определенные образы героев:

образ Ивана-дурака, но доброго, веселого, удачливого победителя всех жизненных невзгод;

образ ловкого, смелого солдата, победителя самой смерти;

образ чудесной работницы;

образы царя и  цариц.

Образ страшного чудовища, которое надо победить;

образы чудесных помощников, будь ли это волк, верный конь, благодарный за привет старичок-лесовичок.

Сказки делятся на три вида:

Сказки о животных.

— сказки о животных — самый древний вид сказки. В них свой круг героев. Животные разговаривают и ведут себя как люди. Лиса всегда хитрая, волк глуп и жаден, заяц труслив.

Какие еще знаете сказки о животных?

«Волк и семеро козлята», «Мужик и медведь», «Лиса и журавль», Колобок, Репка, Теремок, и др.

Лиса, Волк, Медведь, заяц – самые популярные герои сказок

Волшебные сказки.

Герои волшебных сказок борются не на жизнь, а на смерть, побеждают врагов, спасают друзей, сталкиваясь с нечистой силой. Большинство этих сказок связано с поиском царевны или похищенной красавицы.

Таким сказкам присуще — Положительные герои

Иван-царевич, Василиса-премудрая, Елена Прекрасная.

Отрицательные герои – кощей бессмертный, змей Горыныч, баба-яга, леший, водяной, кикимора.

Присутствуют волшебные предметы — ступа бабы яги, избушка на курьих ножках, меч-кладенец, лягушачья кожа, скатерть самобранка.

Волшебные звери и помощники — «Сивка-Бурка», Жар – птица, Золотая рыбка, конек-горбунок,

О жизни простых людей (бытовые)

Герои этих сказок —  мужик, крестьянин, кузнец, старик, солдат, сапожник — живут в реальном мире и борются обычно с несправедливостью, глупостью других людей, жадностью, трусостью. Они побеждают благодаря находчивости, уму и своей смелости.

Солдаты в сказках показаны как:

По отношению к другим людям:

  • Добрый
  • Добродушный
  • Доверчивый

По отношению к себе:

  • Уверенный
  • Скромный
  • Самоотверженный

Нравственные качества

  • Человечный
  • Справедливый
  • Честный
  • Хороший

Волевые качества

  • Сильный
  • Смелый
  • Мужественный
  • Герой
  • Храбрец

Во многих таких  сказках важную роль играет солдат. Его образ весьма оригинален. Это «бывалый» солдат, который умеет и мастерить, и рассказывать сказку, и перехитрить, когда надо. Образ его важен тем, что солдат часто как бы выносит приговор в спорах, дает оценку поведению людей, обличает пороки, потешается над суевериями.

Солдат способен обмануть чертей, барина и глупую старуху.

Так вот Сказка «Каша из топора»

Главный герой сказки – солдат. Отрицательный герой – жадная женщина. В сказке высмеивается скупость и глупость хозяйки дома. Попросив ужин и получив отказ, солдат решил проучить жадную бабу. Он принимается варить кашу из топора.

У хозяйки много еды, но она скупа и решила обмануть солдата. Но солдат оказывается хитрее. Солдат хитростью вынуждает бабу принести ему и крупу, и соль, и масло. А та, стала жертвой собственной глупости, и не понимает, что ее обманули.

Сказка наказывает и высмеивает скупость и глупость. А солдат за смекалку награжден: и каши поел и топор унес.

Сказки не только народ сочинял, но и писатели много хороших и известных сказок написали.

Кто писал сказки? Андерсен (Снеж. кор., дюйм., и др. ), Пушкин, Ершов (кон-горб.), Павел Бажов (Серебряное копытце), Сергей Тимофеевич Аксаков (Аленький цветочек)

Сказка «Огниво», пожалуй, одна из самых известных сказок великого голландского сказочника Г.Х.Андерсена.

Огниво — Кусок камня или металла для высекания огня ударом о кремень

Любовь, смелость и доброта — это главная мысль сказки «Огниво».
Смысл и мораль сказки «Огниво» заключается в том, что за все в жизни нужно платить, но при этом честь и достоинство всегда остаются главными в  жизни человека. Однако это было бы слишком скучно. В сказке воспевается глубинная народная мудрость. Покупаясь на блага ведьмы, главный герой, бравый солдат, благодаря своей мудрости и даже хитрости, выходит победителем из всех передряг и получает главную награду – любовь принцессы и даже всё королевство. Такие сюжеты очень нравятся детям, ведь счастливый конец – это то, чего они ждут больше всего, сопереживая главному героя на протяжении всей сказки.

«Шел солдат по дороге: раз-два! раз-два!… он шел домой с войны…»

Так начинается сказка «Огниво». И тут, в самом начале сказки, бравому солдату, видевшему кровь и смерть, который выжил, наконец-то идет домой, является на пути искушение в виде старухи-ведьмы. Она хочет поживиться за счет служивого человека и дарит ему огниво, обладающее чудесными свойствами. Солдат, по сюжету сказки, сталкивается с множеством неприятностей и чудесных событий. Он верой и правдой служит злому королю, в дочь которого влюблен. Несмотря на самые коварные козни, он выходит победителем из всех ситуаций. Показателен финал сказки, когда солдата должны казнить, и у него остается одно единственное желание, которое и спасает ему жизнь и приносит главную победу – он женится на дочери Короля. Огниво в сказке превращается из простого исполнителя желаний в некий мистический символ судьбы, которая всегда дает шанс на спасение и победу. Завершается сказка восторженными криками жителей королевства, которые хотят, что солдат стал их королем.

Про солдат много и других сказок:

Стойкий оловянный солдатик

Грустная сказка про любовь игрушечного солдата.  Маленькому мальчику подарили 25 оловянных солдатиков в коробке. У одного из них не было ноги — видно, не хватило олова. В первый же день он увидел прекрасный игрушечный замок, а в нем — красавицу плясунью, которая стояла на одной ножке. Это была любовь! Но злой тролль, живущий в табакерке, решил, что солдат не пара такой красавице… Утром солдатика поставили на окно, откуда он упал на улицу, где его так и не нашли. Двое мальчишек пустили фигурку в плаванье на бумажном кораблике. Под мостом моряка пыталась догнать водяная крыса. После аварии на водопаде, где вода падала в широкий канал, солдатика проглотила рыба, которая затем оказалась на столе кухарки в том самом доме, из окна которого солдатик выпал в то памятное утро. Там по-прежнему стояла на одной ножке его любовь. Вдруг маленький мальчик бросил солдатика в печь, туда же сквозняк принес танцовщицу. Утром служанка нашла в печной золе кусочек олова в виде сердечка и обгоревшую брошку.

Солдатская шинель

Эта сказка про то что у солдата была шинель. Он встретил барина они поговорили об этой шинели, солдат рассказал что эта шинель согревает, её положишь на камень и спать на ней можно. Барин попробывал на ней поспать, но ему показалось слишком жестко. Потому что барин спал каждую ночь на перине, а солдат на камне укрытом шинелью.

Солдат и царица

Капризная царица, разозлившись на солдата за его улыбку, приказывает всыпать ему 20 палок и так бить целый год.
Придворный дурак, сжалившись над солдатом, рассказывает, что есть у них Иван Кривой, сапожник, которого уже 10 лет бьют палками и не могут никак забить. Солдат, надеясь выпытать секрет отправляется к сапожнику. Но вот неудача, оказывается нет никакого секрета. Сапожник советует просто терпеть. И тут спасение приходит оттуда, откуда не ждали. Жена сапожника удивительно похожа на царицу. В голове у смышленого солдата рождается блестящий план: ночью поменять местами двух женщин.
Утром царица просыпается в постели сапожника и получает трепку за то, что не принесла ему воды. А в это время жена сапожника никак не может поверить, что она превратилась в царицу. А находчивый солдат пользуется сложившейся ситуацией и получает отставку.

Двенадцать месяцев

Помните о чем сказка?

Когда в  лесу было холодно. Королева быстро замерзла. Она с удивлением смотрела на солдат, которые расчищали снег, чтобы могли проехать сани. Солдатам было очень жарко. Королева спросила почему, ей ответили, что это от работы. Тогда Королева приказала всем придворным взять метлы, лопаты и работать. Хороший примет подали солдаты другим и очень поучительный.
Именно солдат научил капризную Королеву, как следует просить у людей помощи. И она обратилась к Падчерице вежливо, чтобы та подвезла ее до дворца. Падчерица подарила Королеве, Солдату и Учителю по шубе, чтобы они не замерзли.

солдатская школа

солдат-сказочник

солдатская загадка

шёл солдат домой

солдат избавляет царевну (от нечистой силы смекалкой и хитростью.)

Солдат и царь в лесу

солдат и пельмени

Про одного солдата

Сказка про глупого змея и умного солдат

Вопросы по сказкам:

1.Сколько братьев-месяцев встретила героиня сказки С. Маршака у новогоднего костра?(12)

2.Сколько братьев было у Элизы, героини сказки Г.Х. Андерсена «Дикие лебеди»?(11братьев)

3.Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара)

4.Кто превратил Василису Премудрую в лягушку? (Кощей Бессмертный.)

5.Как звали трёх медведей из сказки Л. Толстого «Три медведя»? (Михаил Потапыч, Настасья Петровна, Мишутка)

6.Кто из трёх поросят построил самый прочный домик? (Наф-Наф)

7.Что приговаривала царица, глядя в волшебное зеркальце?

(«Свет мой, зеркальце! скажи,

Да всю правду доложи.

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»)

8.Какой мальчик должен был выложить слово «вечность»? За это ему обещали подарить новые коньки и весь свет. (Кай)

9.Где находится смерть Кощея Бессмертного? (Дерево, сундук, заяц, утка, яйцо, игла.)

10.Как звали корову кота Матроскина? (Мурка)

11.Сколько раз старик бросал в море невод? (3)

12.Скольких разбойников перехитрил Али-Баба? (40)

13.Как звали джинна, которого освободил из бутылки Волька, из повести-сказки Л. Лагина? (Хоттабыч)

14.От кого ушёл Колобок? (От дедушки, от бабушки, зайца, волка, медведя.)

1. Образы героя и врага.
2. Былина как сказание о подвигах героев-богатырей, защитников Руси.
3. Мотивы борьбы с врагами.

Ай он вез-то Соловья да во чисто поле,
Ай он срубил ему да буй ну голову.
Былина «Илья Муромец и Соловей разбойник»

В произведениях устного народного творчества, как нетрудно догадаться, повествуется о том, что было значимым в жизни народа на определенном этапе его исторического развития. Вероятно, поэтому так многообразны темы, поднимаемые в этих произведениях. Ведь человеку во все времена свойственно стремление к счастью, к справедливости, миру и любви. Однако на пути к самым достойным целям человек нередко сталкивается с препятствиями, история преодоления которых вполне может стать сюжетом для поучительного повествования.

Тема защиты родной страны всегда была одной из самых актуальных для народного творчества, особенно на Руси, подвергавшейся жестоким нашествиям гораздо чаще, чем другие страны Европы. Неудивительно, что исторический опыт борьбы с вражескими полчищами нашел отражение в устном народном творчестве. Однако реальность легенды, сказания, мифа всегда несколько иная, чем реальность событий, легших в их основу. И дело здесь не столько в искажении фактов, сколько в своеобразии творческого переосмысления истории. Кроме того, не следует забывать, что образы героя и врага есть во всех культурах. Герой всегда наделяется чертами сверхличности, будь то полубожественные герои древнегреческого эпоса или богатыри древнерусских былин. Герой, функцией которого является защита более слабых членов общества, одарен огромной силой. Например, Святогора и земля еле выдерживает, а Илья Муромец обрел силу благодаря чудесной помощи странников. Кроме того, силы Ильи Муромца восстанавливаются от соприкосновения с родной землей. Тесно связана с родной землей и мощь богатыря-крестьянина Микулы Селяниновича. Однако не только нечеловеческой силой, но и другими сверхъестественными способностями могут обладать великие герои, такие как богатырь Воль-га Святославич. Он был не только князем, воином, но и волшебником, умеющим принимать облик различных животных.

Еще одна важная черта героев-богатырей заключается в их независимости, чувстве собственного достоинства. Бог — единственный господин героя, а его главная забота — это защита родной земли и народа. Народу, а не князю Владимиру, служит Илья Муромец.

Но с кем же сражаются славные богатыри? Образы чудовищ, противников героя, мы отыщем в былинах практически любого народа. Змей Горыныч, Соловей-разбойник, Идолище Поганое — это образы, воплощающие войну и разрушение. Есть предположения, что они сформировались как фантастическое переосмысление нашествий степных народов. Действительно, легко заметить некоторые параллели. После подобных набегов оставались лишь пепелища — вот огненное дыхание Змея. Множество голов — многочисленность вражеских орд.

Тема защиты Руси ярко и образно отражена в былинах — произведениях устного народного творчества, которые исполнялись особым образом: произносились нараспев под аккомпанемент гуслей. Наиболее известными, пожалуй, являются былины об Илье Муромце, признанном православной церковью святым. Интересно, что сам герой вовсе не рвался к славе и почестям. Его призвание — защищать народ от врагов — находит его внезапно, как Божье озарение. Некоторые из своих подвигов Илья вообще совершает мимоходом. Это, например, победа над вражеским войском у стен Чернигова и пленение Соловья-разбойника. Илья Муромец не ищет «рыцарских приключений», как герои Круглого Стола, потому что его цель не личная слава, а свобода и счастье русских земель. Эта цель для Ильи превыше личных счетов с князем Владимиром, посадивших его в темницу: когда князь просит Илью защитить Русь от Калина-царя, богатырь не только забывает свой гнев на несправедливость князя, но и просит других богатырей выйти на бой с врагами. Не ради князя, а ради Руси, ради веры христианской и ради народа русского.

Фантастическое преломление темы борьбы с врагами Руси можно найти в русских народных сказках. В былинах и сказках в финале добро, как правило, одерживает верх над злом. Эта победа может быть одержана как благодаря силе и отваге героя, так и благодаря его уму и находчивости. В ряде сказок повторяется мотив путешествия трех братьев, которым необходимо преградить путь врагам, трем многоголовым Змеям, переправляющимся ночью по Калинову мосту через речку Смородину. У каждого следующего Змея голов больше, чем у его предшественника. Герой, в одиночку ) (а иногда с помощью верного коня) побеждающий этих чудовищ, во многом похож на былинных богатырей. Мотивы подобных сказок и героических былин нередко перекликаются: семьи погибших Змеев пытаются отомстить герою. Семья Соловья-разбойника пытается избавить своего главу от расправы Ильи Муромца.

Однако не только традиционный эпический герой противостоит злу в произведениях устного народного творчества. Это может быть и ловкач, хитрец, побеждающий благодаря сообразительности и предприимчивости. Примером подобного героя может служить солдат из русской народной сказки «Про глупого Змея и умного солдата». В отличие от былинных героев солдат не кинулся с мечом на Змея, прилетевшего в опустевшую деревню, чтобы съесть последнего ее жителя. Хитрый герой, правда, предлагает Змею помериться силами, заранее предупредив его, что «солдатская сила куда больше», чем у Змея. Однако единоборство солдата и Змея — это лишь демонстрация силы, а не традиционный поединок не на жизнь, а на смерть. Солдат ловко обманывает Змея, сжав в руке вместо камня творог. Согласно условию, сильнее тот, кто сможет выдавить воду из камня. Требуемый эффект налицо: подобным же образом солдат побеждает Змея и в следующем состязании — кто громче свистнет. В конце концов хитрый солдат заставил Змея отвести его домой, да еще так напугал, что Змей убежал без оглядки и «перестал по деревням летать да людей пожирать». Таким образом, солдат в этой сказке тоже выступает как защитник родины, хотя и побеждает Змея иначе, чем это делают богатыри.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Образ учителя в рассказе астафьева фотография на которой меня нет
  • Образ снежной королевы в сказке андерсена 5 класс
  • Образ учительницы из рассказа уроки французского
  • Образ снегурочки в сказке островского
  • Образ учителей в комедии недоросль сочинение

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии