Образ современной цивилизации в рассказе господин из сан франциско

­Пример сочинения 1

Иван Алексеевич Бунин — писатель тонкой психологической характеристики, умеющий детально вылепить персонаж или окружающую обстановку. При несложном сюжете поражает богатство мыслей, образов и символики, которые присущи художнику.

В своем повествовании Бунин несуетлив и обстоятелен. Кажется, весь окружающий мир вмещается в его небольшое произведение. Это происходит благодаря прекрасному и четкому слогу писателя, тем деталям и подробностям, которые он включает в свое произведение. Рассказ «Господин из Сан-Франциско» не служит исключением, в нем писатель старается ответить на интересующие его вопросы: в чем счастье человека, его предназначение на земле?

Со скрытой иронией и сарказмом описывает Бунин главного героя — господина из Сан-Франциско, не удостаивая его даже имени (не заслужил). Сам же господин полон снобизма и самодовольства. Всю жизнь он стремился к богатству, создав себе кумиров, пытался достичь того же благополучия, что и они. Наконец, ему кажется, что поставленная цель близка, пора отдохнуть, пожить в свое удовольствие, он «хозяин» положения, но не тут-то было. Деньги — могущественная сила, но на них невозможно купить счастье, благополучие, жизнь…

Собираясь путешествовать в Старый Свет, господин из Сан-Франциско тщательно разрабатывает маршрут; «люди, к которым принадлежал он, имели обычай начинать наслаждения жизнью с поездки в Европу, в Индию, в Египет… Маршрут был выработан господином из Сан-Франциско обширный. В декабре и январе он надеялся наслаждаться солнцем в Южной Италии, памятниками древности, тарантеллой. Карнавал он думал провести в Ницце, затем Монте-Карло, Рим, Венеция, Париж и даже Япония». Кажется, все учтено и выверено.

Но подводит погода. Она неподвластна простому смертному. За деньги можно попытаться не замечать ее неудобств, но не всегда, и переезд на Капри явился страшным испытанием. Утлый пароходик едва справлялся с той стихией, которая обрушилась на него.

Господин из Сан-Франциско считал, что все вокруг создано лишь для того, чтобы ублажать его персону, свято верил в могущество «золотого тельца». «Он был довольно щедр в пути и потому вполне верил в заботливость всех тех, что кормили и поили его, с утра до вечера служили ему, предупреждая его малейшее желание, охраняли его чистоту и покой, таскали его вещи, звали для него носильщиков, доставляли его сундуки в гостиницы. Так было всюду, так было в плавании, так должно было быть и в Неаполе».

Да, богатство американского туриста, словно волшебным ключом, открывало многие двери, но не все. Оно не смогло продлить ему жизнь, оно не оберегло его и после смерти. Сколько раболепия и преклонения видел этот человек при жизни, столько же унижений испытало его бренное тело после смерти. Бунин показывает, сколь призрачна власть денег в этом мире. И жалок человек, делающий ставку на них.

Сотворив себе кумиров, он стремится достичь того же благосостояния. Вот, кажется, цель достигнута, он на вершине, ради которой много лет трудился не покладая рук. А что сделал, что оставил потомкам? Даже имени его никто не запомнил. Что запоминать? Тысячи таких господ ежегодно путешествует по стандартным маршрутам, претендуя на исключительность, но они лишь подобие друг друга, мнящие себя хозяевами жизни. А наступает их черед, и уходят бесследно, не вызывая ни сожаления, ни горечи.

В рассказе «Господин из Сан-Франциско» Бунин показал иллюзорность и гибельность такого пути для человека. Истинная творческая личность старается самореализоваться, принести максимальную пользу Отечеству, рядом живущим людям, поэтому имена их остаются в веках, как и имя самого Ивана Алексеевича Бунина — замечательного творца и художника слова.


­Пример сочинения 2

Рассказ И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» написан в годы Первой мировой войны, когда целые государства оказались вовлечены в бессмысленную и беспощадную бойню. Судьба отдельного человека стала казаться песчинкой в водовороте истории, даже если этого человека окружали богатство и слава. Впрочем, в рассказе Бунина нет ни слова о войне и ее жертвах. Он описывает лишь обычное путешествие богатых туристов через Атлантический океан на огромном комфортабельном пароходе. Корабль «Атлантида», пытающийся одолеть «мрак, океан и вьюгу » и оказывающийся во власти Дьявола, становится символом современной технократической цивилизации. Не случайно корабль назван так же, как затонувший когда-то мифологический материк. Мотив обреченности «Атлантиды», ее гибели и разрушения, связан в тексте с образом смерти и Апокалипсисом. Возникают образные параллели «капитан — языческий идол», «пассажиры — идолопоклонники», «отель — храм».

Современная эпоха изображается Буниным как господство нового «язычества»: люди одержимы пустыми и суетными страстями и пороками. Занятия и распорядок дня пассажиров корабля «Атлантида» автор описывает с гневной иронией: «…жизнь на нем протекала весьма размеренно: вставали рано… накинув фланелевые пижамы, пили кофе, шоколад, какао; затем садились в ванны, делали гимнастику, возбуждая аппетит и хорошее самочувствие, совершали дневные туалеты и шли к первому завтраку; до одиннадцати часов полагалось бодро гулять по палубам, дыша холодной свежестью океана, или играть в шеффльборд или другие игры для нового возбуждения аппетита…». При этом вокруг корабля бушует страшный океан, вахтенные мерзнут на своих вышках, истопники обливаются грязным потом около исполинских печей, зловещая сирена поминутно завывает с адской мрачностью, напоминая об опасности. О реальности этой опасности напоминает и то, что рассказ Бунина написан через три года после гибели знаменитого «Титаника».

В Неаполе жизнь богатых туристов протекает по заведенному образцу: посещение церквей и музеев, бесконечные обеды и развлечения. Представителей современной цивилизованной Америки не интересуют европейские культурные ценности. Туристы лениво осматривают достопримечательности, морщась при виде лачуг и лохмотьев: им чужды сострадание и любовь к ближнему. Из многих пассажиров «Атлантиды» Бунин выделяет господина из Сан-Франциско, путешествующего с женой и дочерью. Никто из них не назван по имени, что еще больше подчеркивает типичность главного героя и его семьи. Мы видим, что блеск и роскошь жизни не приносят им даже самого обыкновенного человеческого счастья. Смерть, неожиданно постигшая на Капри главу семейства, описана Буниным подчеркнуто физиологически. Здесь нет места упоминаниям о бессмертной душе, потому что в земном существовании героя рассказа не было ничего духовного.

Бунин подчеркивает, что смерть господина из Сан-Франциско вызывает лишь недолгий переполох среди постояльцев роскошной гостиницы. Никто из них не сочувствует вдове и дочери, никто не жалеет умершего. Он был членом их клана, клана богатых и всесильных, но при этом по-человечески оставался для всех чужим. И если бы несчастье случилось с кем-нибудь другим, господин из Сан-Франциско вел бы себя точно так же. Современная цивилизация нивелирует личность, разобщает и ожесточает людей, говорит нам Бунин. Если со стороны богатых мы видим равнодушие, то гостиничные слуги в лице расторопного Луиджи позволяют себе откровенно потешаться над тем, чьи приказы они еще недавно неукоснительно и благоговейно исполняли. Бунин противопоставляет им простых людей — каменщиков, рыбаков, пастухов, которые не утратили связь с природой, сохранили наивную и простую веру в Бога, душевную красоту.

Катер с телом господина из Сан-Франциско покидает Капри. В этом месте рассказа Бунин проводит параллель между современными капиталистами и римским тираном Тиверием: «…человечество навеки запомнило его, и те, что в совокупности своей столь же непонятно и, по существу, столь же жестоко, как и он, властвуют теперь в мире, со всего света съезжаются смотреть на остатки того каменного дома, где жил он на одном из самых крутых подъемов острова». Сравнивая древних и современных «хозяев жизни», Бунин снова напоминает читателю о неизбежности гибели современной цивилизации, убивающей все человеческое в человеке. В заключительной части рассказа писатель показывает путь огромного многоярусного корабля через Атлантику. Также в нижней части корабля до кровавого пота трудятся рабочие, а в бальных залах блистают нарядные женщины, и пара нанятых влюбленных изображает чувства перед пресыщенной толпой. Здесь все страшно, все уродливо, все продается за деньги. Но в самом нижнем трюме стоит тяжелый гроб с телом господина из Сан-Франциско — как воплощение хрупкости человеческой оболочки, эфемерности власти и богатства. Писатель словно вершит суд над бездуховностью цивилизации, убивающей души и господ, и рабов, отбирающей радость существования и полноту чувств.


­Пример сочинения 3

Проблема человека и цивилизации, места человека в мире постепенно становится глобальной проблемой. Наша жизнь стала настолько сложной, что нередко люди просто не могут определиться, не могут понять, зачем они живут, какова цель их существования. В рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» речь идет, в том числе, и об этой проблеме. Писатель старается ответить на интересующие его вопросы: в чем счастье человека, каково его предназначение на земле? Также Бунин в своем рассказе ставит такую проблему, как взаимодействие человека и окружающей среды.

Вообще, проза Бунина имеет несколько отличительных черт. При несложном сюжете поражает богатство мыслей, образов и символики, которые присущи произведениям художника. В своем повествовании Бунин несуетлив, обстоятелен и лаконичен. Кажется, весь окружающий мир вмещается в его небольшие по объёму произведения. Это происходит благодаря образному и четкому слогу писателя, тем типизациям, которые он создаёт в своём произведении.

Со скрытой иронией и сарказмом описывает Бунин главного героя — господина из Сан-Франциско, не удостаивая его даже имени. Сам же Господин полон снобизма и самодовольства. Всю жизнь он стремился к богатству, примером для себя поставив самых богатых людей мира, пытался достичь того же благополучия, что и они. Наконец, ему кажется, что поставленная цель близка и, наконец, пора отдохнуть, пожить в свое удовольствие: «До этого момента он не жил, а существовал». А господину уже пятьдесят восемь лет…

Герой считает себя «хозяином» положения, но сама жизнь опровергает его. Деньги — могущественная сила, но на них невозможно купить счастье, благополучие, уважение, любовь, жизнь. Собираясь путешествовать в Старый Свет, господин из Сан-Франциско тщательно разрабатывает маршрут: «люди, к которым принадлежал он, имели обычай начинать наслаждения жизнью с поездки в Европу, в Индию, в Египет…» План, выработанный господином из Сан-Франциско, был весьма обширен: Южная Италия, Ницца, затем Монте-Карло, Рим, Венеция, Париж и даже Япония. Кажется, что у героя все под контролем, все учтено и выверено. Но эту уверенность Господина опровергает погода — стихия неподвластна простому смертному.

Природа, её естественность является силой, противоположной богатству, человеческой самоуверенности, цивилизации. За деньги можно попытаться не замечать ее неудобств, но это не всегда получается. И переезд на Капри становится для всех пассажиров «Атлантиды» страшным испытанием. Утлый пароходик едва справился с той стихией, которая на него обрушилась.

Господин из Сан-Франциско считал, что все вокруг создано лишь для того, чтобы исполнять его желания, герой свято верил в могущество «золотого тельца»: «Он был довольно щедр в пути и потому вполне верил в заботливость всех тех, что кормили и поили его, с утра до вечера служили ему, предупреждая его малейшее желание». Да, богатство американского туриста, словно волшебным ключом, открывало многие двери, но не все. Оно не смогло продлить ему жизнь, оно не оберегло его и после смерти. Сколько раболепия и преклонения видел этот человек при жизни, столько же унижений испытало его бренное тело после смерти.

Бунин показывает, сколь призрачна власть денег в этом мире, и жалок человек, делающий ставку на них. Сотворив себе кумиров, он стремится достичь того же благосостояния. Вот, кажется, цель достигнута, он на вершине, ради которой много лет трудился, не покладая рук. А что он сделал, что оставил потомкам? Даже имени его никто не запомнил.

А было ли что запоминать? Тысячи таких господ ежегодно путешествует по стандартным маршрутам, претендуя на исключительность, но они лишь подобия друг друга, мнящие себя хозяевами жизни. А наступает их черед, и они уходят бесследно, не вызывая ни сожаления, ни горечи. В рассказе «Господин из Сан-Франциско» Бунин показал иллюзорность и гибельность такого пути для человека.

Важно отметить и ещё одну антитезу в рассказе. Наряду с природой, господину из Сан-Франциско и ему подобным противопоставляется обслуживающий персонал, который находится на низшей, по мнению господ, ступени развития. Корабль «Атлантида», на верхней палубе которого веселились пассажиры, содержал и ещё один ярус — топки, в которые просолённые от пота тела кидали тонны угля. На этих людей не обращали никакого внимания, их не обслуживали, о них не думали. Бунин показывает, что низшие слои как бы выпадают из жизни, они призваны только ублажать господ. Принято считать, что те, в топках, не живут, а существуют. Но, на самом деле, человеческими «оболочками» являются люди, веселящиеся на верхней палубе.

Таким образом, в характерах, судьбах, мыслях своих героев Бунин раскрывает проблему взаимосвязи человека и окружающего мира — природного, социального, бытового, исторического.


­Пример сочинения 4

Рассказ Бунина «Господин из Сан-Франциско» имеет остросоциальную направленность, но смысл этих рассказов не исчерпывается критикой капитализма и колониализма. Социальные проблемы капиталистического общества являются лишь фоном, который позволяет Бунину показать обострение «вечных» проблем человечества в развитии цивилизации.

В 1900-х годах Бунин путешествует по Европе и Востоку, наблюдая жизнь и порядки капиталистического общества в Европе, колониальных странах Азии. Бунин осознает всю безнравственность порядков, царящих в империалистическом обществе, где все работают только на обогащение монополий. Богатые капиталисты не стыдятся никаких средств в целях умножения своего капитала.

В этом рассказе отражаются все особенности поэтики Бунина, и вместе с тем он необычен для него, его смысл слишком прозаичен.

В рассказе почти отсутствует сюжет. Люди путешествуют, влюбляются, зарабатывают деньги, то есть создают видимость деятельности, но сюжет можно рассказать в двух словах: «Умер человек». Бунин до такой степени обобщает образ господина из Сан-Франциско, что даже не дает ему никакого конкретного имени. Мы знаем не так уж много о его духовной жизни. Собственно, этой жизни и не было, она терялась за тысячами бытовых подробностей, которые Бунин перечисляет до мельчайших деталей. Уже в самом начале мы видим контраст между веселой и легкой жизнью в каютах корабля и тем ужасом, который царит в его недрах: «Поминутно взывала с адской мрачностью и взвизгивала с неистовой злобой сирена, но немногие из обедающих слышали сирену – ее заглушали звуки прекрасного струнного оркестра…»

Описание жизни на пароходе дается в контрастном изображении верхней палубы и трюма корабля: «Глухо грохотали исполинские топки, пожиравшие груды раскаленного угля, с грохотом ввергаемого в них облитыми едким, грязным потом и по пояс голыми людьми, багровыми от пламени; а тут, в баре, беззаботно закидывали ноги на ручки кресел, курили, цедили коньяк и ликеры…» Этим резким переходом Бунин подчеркивает, что роскошь верхних палуб, то есть высшего капиталистического общества, достигнута только за счет эксплуатации, порабощения людей, беспрерывно работающих в адских условиях в трюме корабля. И наслаждение их пусто и фальшиво, символическое значение играет в рассказе пара, нанятая Ллойдом «играть в любовь за хорошие деньги».

На примере судьбы самого господина из Сан-Франциско Бунин пишет о бесцельности, пустоте, никчемности жизни типичного представителя капиталистического общества. Мысль о смерти, покаянии, о грехах, о Боге никогда не приходила господину из Сан-Франциско. Всю жизнь он стремился сравниваться с теми, «кого некогда взял себе за образец». К старости в нем не осталось ничего человеческого. Он стал похож на дорогую вещь, сделанную из золота и слоновой кости, одну из тех, которые всегда окружали его: «золотыми пломбами блестели его крупные зубы, старой слоновой костью – крепкая лысина».

Мысль Бунина ясна. Он говорит о вечных проблемах человечества. О смысле жизни, о духовности жизни, об отношении человека к Богу.

Иван
Алексеевич Бунин — писатель тонкой
психологической характеристики, умеющий
детально вылепить персонаж или окружающую
обстановку. При несложном сюжете поражает
богатство мыслей, образов и символики,
которые присущи художнику. В своем
повествовании Бунин несуетлив и
обстоятелен. Кажется, весь окружающий
мир вмещается в его небольшое произведение.
Это происходит благодаря прекрасному
и четкому слогу писателя, тем деталям
и подробностям, которые он включает в
свое произведение. Рассказ «Господин
из Сан-Франциско» не служит исключением,
в нем писатель старается ответить на
интересующие его вопросы: в чем счастье
человека, его предназначение на земле?
Со скрытой иронией и сарказмом описывает
Бунин главного героя — господина из
Сан-Франциско, не удостаивая его даже
имени (не заслужил). Сам же господин
полон снобизма и самодовольства. Всю
жизнь он стремился к богатству, создав
себе кумиров, пытался достичь того же
благополучия, что и они. Наконец, ему
кажется, что поставленная цель близка,
пора отдохнуть, пожить в свое удовольствие,
он «хозяин» положения, но не тут-то было.
Деньги — могущественная сила, но на них
невозможно купить счастье, благополучие,
жизнь… Собираясь путешествовать в
Старый Свет, господин из Сан-Франциско
тщательно разрабатывает маршрут; «люди,
к которым принадлежал он, имели обычай
начинать наслаждения жизнью с поездки
в Европу, в Индию, в Египет… Маршрут был
выработан господином из Сан-Франциско
обширный. В декабре и январе он надеялся
наслаждаться солнцем в Южной Италии,
памятниками древности, тарантеллой.
Карнавал он думал провести в Ницце,
затем Монте-Карло, Рим, Венеция, Париж
и даже Япония». Кажется, все учтено и
выверено. Но подводит погода. Она
неподвластна простому смертному. За
деньги можно попытаться не замечать ее
неудобств, но не всегда, и переезд на
Капри явился страшным испытанием. Утлый
пароходик едва справлялся с той стихией,
которая обрушилась на него. Господин
из Сан-Франциско считал, что все вокруг
создано лишь для того, чтобы ублажать
его персону, свято верил в могущество
«золотого тельца». «Он был довольно
щедр в пути и потому вполне верил в
заботливость всех тех, что кормили и
поили его, с утра до вечера служили ему,
предупреждая его малейшее желание,
охраняли его чистоту и покой, таскали
его вещи, звали для него носильщиков,
доставляли его сундуки в гостиницы. Так
было всюду, так было в плавании, так
должно было быть и в Неаполе». Да,
богатство американского туриста, словно
волшебным ключом, открывало многие
двери, но не все. Оно не смогло продлить
ему жизнь, оно не оберегло его и после
смерти. Сколько раболепия и преклонения
видел этот человек при жизни, столько
же унижений испытало его бренное тело
после смерти. Бунин показывает, сколь
призрачна власть денег в этом мире. И
жалок человек, делающий ставку на них.
Сотворив себе кумиров, он стремится
достичь того же благосостояния. Вот,
кажется, цель достигнута, он на вершине,
ради которой много лет трудился не
покладая рук. А что сделал, что оставил
потомкам? Даже имени его никто не
запомнил. Что запоминать? Тысячи таких
господ ежегодно путешествует по
стандартным маршрутам, претендуя на
исключительность, но они лишь подобие
друг друга, мнящие себя хозяевами жизни.
А наступает их черед, и уходят бесследно,
не вызывая ни сожаления, ни горечи. В
рассказе «Господин из Сан-Франциско»
Бунин показал иллюзорность и гибельность
такого пути для человека. Истинная
творческая личность старается
самореализоваться, принести максимальную
пользу Отечеству, рядом живущим людям,
поэтому имена их остаются в веках, как
и имя самого Ивана Алексеевича Бунина
— замечательного творца и художника
слова.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #



Скачать материал

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИГосударственное автономное профе...



Скачать материал

  • Сейчас обучается 35 человек из 16 регионов

  • Сейчас обучается 34 человека из 22 регионов

  • Сейчас обучается 71 человек из 38 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИГосударственное автономное профе...

    1 слайд

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
    Государственное автономное профессиональное образование
    учреждение Саратовской области
    «ВОЛЬСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
    Проблема человека и цивилизации
    В рассказе И.А Бунина
    «Господин из Сан – Франциска»
    Исследовательская работа

    Автор работы:
    студент группы ЖКХ – 11
    Филюшин Максим
    Руководитель работы:
    преподаватель
    Ахлестина Наталья Николаевна
    Вольск 2018

  • Цель работыЦель работы:  выявление  посредством рассмотрения и анализа расска...

    2 слайд

    Цель работы
    Цель работы: выявление посредством рассмотрения и анализа рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» специфики мировоззренческой позиции писателя в осмыслении губительного влияния цивилизации на личность человека.

  • Актуальность темы представленного исследования заключается в том, что работа...

    3 слайд

    Актуальность темы представленного исследования заключается в том, что работа обращена к решению вечной проблемы взаимоотношения человека и цивилизации, определению места отдельной личности в мире. Наша жизнь стала настолько сложной, что нередко люди просто не могут понять, каковы цель их существования и место в обществе

  • Задачи исследования 
1. Определить своеобразие прозы И.А. Бунина.
2. Раскрыть...

    4 слайд

    Задачи исследования

    1. Определить своеобразие прозы И.А. Бунина.
    2. Раскрыть творческую индивидуальность И.А. Бунина в разработке социальной проблематики рассказа, связанной с критическим отношением к безнравственности буржуазного общества и к возвышению технического прогресса в ущерб внутреннему совершенствованию личности человека..
    3.Подвергнуть анализу символические образы рассказа, помогающие раскрыть признаки кризиса цивилизации.
    4. Определить приемы, используемые Буниным для изображения разделения общества.
    5. Выявить важность введения в сюжет произведения эпизодических героев в процессе осмысления губительного влияния цивилизации на личность человека.
    6. Проанализировать пути решения конфликта между человеком и природой в рассказе.
    7. Установить важность композиции и основного конфликта произведения в раскрытии идейного содержания рассказа.

  • Своеобразие прозы И.А Бунина И. А. Бунина принято считать продолжателем чехо...

    5 слайд

    Своеобразие прозы И.А Бунина
    И. А. Бунина принято считать продолжателем чеховского реализма. Как и Чехов, Бунин обращается к вечным темам. Для его прозы характерен лирический стиль, живописное воспевание природы. Он глубоко чувствовал ее красоту.
    В прозе И. А. Бунина в неразрывном единстве сливаются сквозные темы его творчества: любовь, память, родина..

  • Осмысление писателем  губительного влияния цивилизации на личность человека....

    6 слайд

    Осмысление писателем губительного влияния цивилизации на личность человека.

    Рассказ «Господин из Сан-Франциско» является вершиной критического отношения Бунина к буржуазному обществу и буржуазной цивилизации, к возвышению технического прогресса в ущерб внутреннему совершенствованию.

  • История создания рассказа  «Господин из Сан-Франциско»Бунин случайно увидел в...

    7 слайд

    История создания рассказа «Господин из Сан-Франциско»
    Бунин случайно увидел в магазине обложку книги Томаса Манна «Смерть в Венеции», а спустя несколько месяцев вспомнил это название и связал с еще более давним воспоминанием: смертью американца на острове Капри, где сам автор отдыхал. Так и получился один из лучших рассказов И.А.Бунина, в котором нет ни слова о войне и ее жертвах. Он описывает лишь обычное путешествие богатых туристов через Атлантический океан на огромном комфортабельном пароходе. Но получился не просто рассказ, а целая философская притча.

  • Символические образы произведения, помогающие раскрыть кризис цивилизацииБун...

    8 слайд

    Символические образы произведения, помогающие раскрыть кризис цивилизации

    Бунин — мастер символической детали.
    — Символом общества в рассказе воспринимается океанский пароход со значимым названием «Атлантида», на котором плывет в Европу безымянный миллионер. Атлантида — затонувший легендарный континент, символ погибшей цивилизации, не устоявшей перед натиском стихии. Возникают также ассоциации с погибшим в 1912году «Титаником».
    -«Океан, ходивший за стенами» парохода,— символ стихии, природы, противостоящей цивилизации.  
    — Символичен образ заглавного героя Господин из Сан-Франциско — олицетворение человека буржуазной цивилизации.

  • - Главный герой лишён имениИмя господина  попросту не важно, ведь перед нами...

    9 слайд

    — Главный герой лишён имени
    Имя господина попросту не важно, ведь перед нами некий собирательный образ миллионера того времени, а не человек, индивидуальность которого хотел бы подчеркнуть автор.

  • - Образ римского императора Тиберия - обобщающий образ ничтожности и тленност...

    10 слайд

    — Образ римского императора Тиберия — обобщающий образ ничтожности и тленности земного богатства и славы.

    Сравнивая древних и современных «хозяев жизни», Бунин напоминает читателю о неизбежности гибели современной цивилизации, убивающей все человеческое в человеке

  • Современная цивилизация нивелирует личность, разобщает и ожесточает людей.

    11 слайд

    Современная цивилизация нивелирует личность, разобщает и ожесточает людей.

  • Роль  пейзажа в рассказеНе менее важны детали пейзажа. Бушующий океан, для ко...

    12 слайд

    Роль пейзажа в рассказе
    Не менее важны детали пейзажа. Бушующий океан, для которого стены корабля, словно тонкая скорлупа. Он как сама жизнь. Но богатая публика старается не думать об опасности, «твердо веря во власть над стихией капитала». Однако та власть, которую дают им деньги, бессильна перед могуществом океана.

  • Важность эпизодических  героев рассказа

    13 слайд

    Важность эпизодических героев рассказа

  • Роль  композиции и основного конфликта в раскрытии идейного содержания расска...

    14 слайд

    Роль композиции и основного конфликта в раскрытии идейного содержания рассказа
    Композиция рассказа имеет кольцевой характер. Кульминацией является сцена изображения «неожиданно и грубо навалившейся» на «госпо­дина» смерти в «самом маленьком, самом плохом, в самом сыром и холодном» но­мере «нижнего коридора».
    Неожиданный уход в небытиё главного героя в контексте произведения воспринимается как высший момент столкновения иллюзорного и истинного, когда природа «грубо» доказывает своё могущество.

    Конфликт рассказа далеко выходит за рамки частного случая, так как его развязка связана с размышлениями о судьбе не одного героя, а всех бывших и буду­щих пассажиров «Атлантиды».

  • Важность заключительной части рассказа

    15 слайд

    Важность заключительной части рассказа

  • Заключение1.  И.А. Бунин - великий русский писатель, продолжатель традиций...

    16 слайд

    Заключение

    1. И.А. Бунин — великий русский писатель, продолжатель традиций чеховского реализма.
    2. Для прозы И.А. Бунина характерны интерес к обыкновенной жизни, умение раскрыть трагизм человеческого существования, насыщенность повествования деталями.
    3. Рассказ «Господин из Сан-Франциско» является вершиной критического отношения Бунина к буржуазному обществу и буржуазной цивилизации. Писатель осуждает возвышение технического прогресса в ущерб внутреннему совершенствованию человека.
    4. Центральная тема рассказа — осмысление губительного влияния цивилизации на личность человека.
    5. Бунин — мастер символической детали. Символические образы произведения помогают раскрыть кризис цивилизации
    — Символом общества воспринимается океанский пароход со значимым названием «Атлантида», на котором плывет в Европу безымянный миллионер. Атлантида — затонувший легендарный, мифический конти­нент, символ погибшей цивилизации, не устоявшей перед натиском стихии.

  • -   Символическим является  образ капитана, похожего на огромного идола. -Си...

    17 слайд

    — Символическим является образ капитана, похожего на огромного идола.
    -Символичен образ главного героя. Господин из Сан-Франциско — олицетворение человека буржуазной цивилизации.
    — Ограниченность сюжетного пространства рассказа выстраивается в картины рая и ада.
    — Океанское судно — последнее слово техники — является моделью человеческого общества.

  • . Главный герой лишён имени. Имя господина  попросту не важно, ведь перед нам...

    18 слайд

    . Главный герой лишён имени. Имя господина попросту не важно, ведь перед нами некий собирательный образ миллионера того времени, а не человек, индивидуальность которого хотел бы подчеркнуть автор. В господине нет ничего духовного, его цель — стать богатым и по­жинать плоды этого богатства — осуществилась, но он не стал от этого счастливее.
    6. Образ римского императора Тиберия — обобщающий образ ничтожности и тленности земного богатства и славы. Сравнивая древних и современных «хозяев жизни», Бунин напоминает читателю о неизбежности гибели современной цивилизации, убивающей все человеческое в человеке
    7. Современная цивилизация нивелирует личность, разобщает и ожесточает людей.

  • Рассказ «Господин из Сан-Франциско»  -  грозное предупреждение о неизбежности...

    19 слайд

    Рассказ «Господин из Сан-Франциско» — грозное предупреждение о неизбежности гибели современной цивилизации, зашедшей в тупик в своих потребительских устремлениях.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 061 181 материал в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

«Литература (в 2 частях)», Лебедев Ю.В.

«Литература. Учебник в 2 частях», Под ред. Журавлева В.П.

  • 08.12.2018
  • 445
  • 0

«Литература. Учебник-хрестоматия (в 2 частях)», Курдюмова Т.Ф. и др.

  • 08.12.2018
  • 198
  • 2

«Литература. Углубленный уровень», Агеносов В.В. и др.

«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

  • 08.12.2018
  • 898
  • 5

«Литература», Курдюмова Т.Ф.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Этика делового общения»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Финансы предприятия: актуальные аспекты в оценке стоимости бизнеса»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»

  • Курс профессиональной переподготовки «Методика организации, руководства и координации музейной деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Международные валютно-кредитные отношения»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление службой рекламы и PR»

Содержание

  1. Вступление
  2. Основная часть
  3. Вывод
Сочинение на тему «Что может стать причиной краха цивилизации?» по произведению «Господин из Сан-Франциско» Ивана Алексеевича Бунина.

Вступление

Проблема краха цивилизации является одной из главных тем произведения И.А. Бунина “Господин из Сан-Франциско”. В контексте данного рассказа цивилизация — это общество, связанное духовными и культурными ценностями, которое живет на определенной территории. Многие творения других писателей содержат идею о том, что сплоченный народ может противостоять любому ненастью и добиться своей цели. Широта души, сострадание, смирение, чувство справедливости, трудолюбие, искренность, любовь и к самому себе, и к окружающим- все эти качества делают нас людьми, что крайне важно для счастливой жизни.

В своем рассказе Бунин описывает совершенно другой круг населения. Такая нация может лишь ухудшить обстановку в мире и привести к гибели человечества. Чтобы донести до читателей эту мысль, писатель приводит в пример личность безымянного господина. 

Что может стать причиной краха цивилизации? И. А. Бунин.

Основная часть

Повествование начинается с раскрытия главного героя, его жизни и планов. Будучи трудоголиком, он смог построить свою жизнь на работе. До пятидесяти восьми лет мужчина не позволял себе насладиться тем, что он делает, сосредоточившись на деньгах и не развиваясь ни в какой иной области:

“До этой поры он не жил, а лишь существовал, правда, очень недурно, но все же возлагая все надежды на будущее”.

Семья персонажа была безликой и бесхарактерной. Бунин не раскрыл душу ни жены, ни дочери, словно их наличие не имело никакого значения. Внешность героя была отталкивающей и искусственной, подчеркивающей его статус:

“Нечто монгольское было в его желтоватом лице с подстриженными серебряными усами, золотыми пломбами блестели его крупные зубы, старой слоновой костью – крепкая лысая голова”.

Такими были и другие люди, что, как и он, жили по определенному плану изо дня в день. Это показано в сцене на корабле Атлантида (который является символом погибели). Все пассажиры соответствовали распорядку дня, просыпаясь, обедая, ужиная и отдыхая в выделенные для этого часы. Но это не было для них чем-то непривычным: они всегда жили по установленным правилам.

Что может стать причиной краха цивилизации? И. А. Бунин.

Проблемой в таком существовании является неспособность людей думать о своём будущем: зачем, если у тебя уже прописан алгоритм действий? Человек деградирует, теряя самое главное в его личности — душу. Они не готовы к переменам, к неординарным и внезапным ситуациям; они считают, что имеют право вершить свою судьбу. Такой народ не способен изучать что-то новое, не способен почувствовать настоящее счастье. У подобного народа нет прогресса, он теряет способность к сопереживанию, любви, милосердию; он приобретает такие черты, как безразличие к происходящему, эгоизм и лицемерие. Человек уже не становится важным для общества, ведь он не обладает никакими отличительными свойствами характера.

Вспомним, как отреагировали окружающие на смерть главного героя рассказа. Все довольно быстро забыли о происшествии и сочли это за малое неудобство:

“…он отлично понимает, «как это неприятно», и давая слово, что он примет «все зависящие от него меры» к устранению неприятности…”.

То же самое будет с любым другим человеком из подобного круга. Если вдруг человечество станет похожим на господина из Сан-Франциско, жизнь может просто обесцениться. Следом ради выгоды будут игнорироваться законы, а обстановка начнет ухудшаться. Тогда народ не только потеряет все то, что делало их одним целым, но и исчезнет с лица Земли. 

Что может стать причиной краха цивилизации? И. А. Бунин.

https://clck.ru/QwKwp

Вывод

Таким образом, И.А. Бунин поднял крайне важную тему краха цивилизации, выделив из толпы определённый тип людей. Каждый человек тянется к богатству, надеясь купить свое счастье за деньги. Но, если пойти не по той дороге, можно обесценить всё то, к чему ты стремился, принимая достигнутое за данность. Писатель, просто рассказывая историю главного героя, предупреждает о последствиях неправильного образа жизни. Такой подход может привести к потере человеческой души и, следовательно, всего человечества. 

Сочинение на тему: Проблема человека и цивилизации в рассказе И. А. Бунина “Господин из Сан-Франциско”

Проблема человека и цивилизации в рассказе И. А. Бунина “Господин из Сан-Франциско”

И. А. Бунин – не просто блистательный писатель, но и тонкий психолог, умеющий в своих произведениях детально описывать персонажей и окружающую их обстановку. Даже представляя несложный сюжет, он художественно передавал богатство мыслей, образов и символики. Таким и видится рассказ “Господин из Сан-Франциско”.

Несмотря на то, что это небольшое произведение, в него вмещается почти весь мир. События повествуются обстоятельно и несуетливо, соблюдая четкий слог. Особое место занимают детали и подробности.

Главный герой рассказа описан с легкой иронией и сарказмом. Автор не удостоил его даже имени. На протяжении всего произведения он предстает как некий Господин из Сан-Франциско, которого никто не запомнил и никто не знал.

Этот господин самодоволен, напыщен и полон снобизма, ведь у него много денег и он может позволить себе все, что пожелает. Но в деньгах ли счастье человека? Именно на этот вопрос автор постарался дать ответ.

Главный персонаж всю жизнь стремился обеспечить себе безбедное существование. И вот когда, наконец, решил передохнуть, его настигла смерть. Выходит, что вся власть денег не способна купить счастья, благополучия, и главное жизни.

Особое место автор отводит жизни на пароходе под названием “Атлантида”. Символично, что рассказ был написан спустя три года после крушения знаменитого “Титаника”, который тоже послужил наглядным примером быстротечности и тщетности жизни. В рассказе Бунина часто упоминается бушующий океан, поминутно завывающая зловещая сирена, исполинские печи, в которых неустанно, обливаясь потом, работают истопники. Все эти детали создают мрачную атмосферу и говорят о надвигающейся опасности.

В рассказе символично и то, что смерть человека не вызывает особого сострадания окружающих, а вызывает лишь недолгий переполох среди постояльцев гостиницы на Капри.

После смерти богатого господина из Сан-Франциско помещают в худший номер, чтобы не распугать клиентов. Для перемещения тела не находится даже гроба, и его везет проигравшийся извозчик, в длинном ящике из-под содовой воды. Извозчик рад неожиданной подработке, которую ему подбросил некий безызвестный господин.

Все эти подробности наводят на мысль, что жизнь человека, по сути, ничего не стоит. Вот главный герой трудился всю жизнь, не покладая рук, а его имени даже никто не запомнил. Возможно, автор с помощь.

Этого рассказа хотел передать идею иллюзорности и гибельности такого образа жизни для человека.

Loading…

Сочинение на тему: Проблема человека и цивилизации в рассказе И. А. Бунина “Господин из Сан-Франциско”

Рассказ Бунина «Господин из Сан-Франциско» имеет остро социальную направленность, но смысл его не исчерпывается критикой капитализма и колониализма. Социальные проблемы капиталистического общества являются лишь фоном, который позволяет Бунину показать обострение «вечных» проблем человечества в развитии цивилизации.

В 1900-х годах Бунин путешествует по Европе и Востоку, наблюдая жизнь и порядки капиталистического общества в Европе, колониальных странах Азии. Бунин осознает всю безнравственность порядков, царящих в империалистическом обществе, где все работают только на обогащение монополий. Богатые капиталисты не стыдятся никаких средств в целях умножения своего капитала.

В этом рассказе отражаются все особенности поэтики Бунина, и вместе с тем он необычен для него, его смысл слишком прозаичен.

В рассказе почти отсутствует сюжет. Люди путешествуют, влюбляются, зарабатывают деньги, то есть создают видимость деятельности, но сюжет можно рассказать в двух словах: «Умер человек». Бунин до такой степени обобщает образ господина из Сан-Франциско, что даже не дает ему никакого конкретного имени. Мы знаем не так уж много о его духовной жизни. Собственно, этой жизни и не было, она терялась за тысячами бытовых подробностей, которые Бунин перечисляет до мельчайших деталей. Уже в самом начале мы видим контраст между веселой и легкой жизнью в каютах корабля и тем ужасом, который царит в его недрах: «Поминутно взывала с адской мрачностью и взвизгивала с неистовой злобой сирена, но немногие из обедающих слышали сирену — ее заглушали звуки прекрасного струнного оркестра…»

Описание жизни на пароходе дается в контрастном изображении верхней палубы и трюма корабля: «Глухо грохотали исполинские топки, пожиравшие груды раскаленного угля, с грохотом ввергаемого в них облитыми едким, грязным потом и по пояс голыми людьми, багровыми от пламени; а тут, в баре, беззаботно закидывали ноги на ручки кресел, курили, цедили коньяк и ликеры…» Этим резким переходом Бунин подчеркивает, что роскошь верхних палуб, то есть высшего капиталистического общества, достигнута только за счет эксплуатации, порабощения людей, беспрерывно работающих в адских условиях в трюме корабля. И наслаждение их пусто и фальшиво, символическое значение играет в рассказе пара, нанятая Ллойдом «играть в любовь за хорошие деньги».
На примере судьбы самого господина из Сан-Франциско Бунин пишет о бесцельности, пустоте, никчемности жизни типичного представителя капиталистического общества. Мысль о смерти, покаянии, о грехах, о Боге никогда не приходила господину из Сан-Франциско. Всю жизнь он стремился сравняться с теми, «кого некогда взял себе за образец». К старости в нем не осталось ничего человеческого. Он стал похож на дорогую вещь, сделанную из золота и слоновой кости, одну из тех, которые всегда окружали его: «золотыми пломбами блестели его крупные зубы, старой слоновой костью — крепкая лысина».

Мысль Бунина ясна. Он говорит о вечных проблемах человечества. О смысле жизни, о духовности жизни, об отношении человека к Богу.

  • Образ современного политика мой взгляд сочинение
  • Общественно полезный как пишется правильно
  • Образ снегурочки в литературе сочинение
  • Общение с мамой в сети инкогнито 2 часть рассказ читать
  • Образ сергия радонежского в житие сергия радонежского сочинение