Образ стрекача в рассказе людочка

В.П.Астафьев – один из наиболее читаемых писателей двадцатого столетия. Родившийся до войны и познавший за свою жизнь много трудностей, он очень хорошо знал жизнь, душу и чувства простого человека.

Каждый писатель в своих произведениях пытается отразить жизнь того времени, в котором он живёт. Великие писатели никогда не приукрашивают жизнь, описанную ими в своих произведениях. Так в рассказе Виктора Астафьева «Людочка» описана жестокая реальность жизни.

Рассказ «Людочка» В. Астафьев написал в 1987 году. Но это произведение очень актуально и сейчас, в наше время, спустя десять лет. Небольшое произведение вместило в себя многие проблемы, волнующие писателя: загрязнение окружающей среды, падение общественной нравственности и деградация личности, а также гибель русской деревни. В этом рассказе Астафьев описал жизнь одной девушки, приехавшей в большой город из деревни.

Эту девушку зовут Людочка. Так называется и рассказ Астафьева. Из самого названия рассказа («Людочка»), в котором к имени героини прикреплён уменьшительно – ласкательный суффикс –очк-, видно, что в нём написано о хорошей хрупкой девушке. Людочка всё своё детство провела в деревне, со своими родителями: отцом и матерью, а после смерти отца — с отчимом. Её отчим «никак не относился к Людочке: ни хорошо, ни плохо». Людочка в деревне росла «как вялая примороженная трава». Людочка пытается вырваться из этого окружения, обогатить свою жизнь новыми яркими впечатлениями и красками.

Она уезжает из родительского дома, где остаются чужие ей люди. И тоже одинокие. Девушка чужая в родном доме. Чужая среди людей, родных ей по крови, среди людей, вскормивших и воспитавших её.

Биография главной героини даётся писателем в самом начале повествования.

«Людочка родилась в небольшой угасающей деревне» «слабенькой, болезненной и плаксивой».

Эпизоды один за другим раскрывают нравственную суть человеческих отношений, постепенно готовя нас к трагической развязке.

Рисуя образ Людочки, автор изобразил портрет обычной русской девушки.

Людочка с детства не отличалась ни особой красотой, ни умом, но сохранила в своей душе доброту и порядочность, милосердие и уважение к людям. Девушка была слабохарактерной, и потому Гавриловна (женщина, которая ее приютила в городе) свалила на нее всю работу по хозяйству. Но Людочка на нее не обижалась, а делала все с удовольствием. Жалость и сострадание почувствовала она и к несчастному парню – лесорубу, который умирал в больнице исключительно по причине халатности, бессердечия и брезгливости молоденького, неопытного и некомпетентного врача.

Людочка чувствовала глубокую вину перед парнем, потому что она живет, а он, такой молодой, должен умереть, потому что не способна на яркий подвиг, подобно декабристским «барыням», потому что не может найти в себе сил умереть совершить геройский поступок – умереть вместе с этим парнем. Астафьев возмущается тем, что люди не способны чувствовать чужую боль, что они ужасно эгоистичны и лицемерны. Но это не всегда их вина. Возможно, Людочка острее других почувствовала сострадание к этому парню только потому, что сама на себе это перенесла и натолкнулась на непонимание близких людей. Однако Людочка тогда не сознавала, что, сделай она шаг к умирающему, возможно, тогда свершилось бы чудо: вдвоём они сделались бы сильнее смерти, восстали бы к жизни, в нём, почти умершем, выявился бы такой могучий порыв, что он смёл бы всё на пути к воскресению.

Героиня оказалась от этого далека. И вполне естественно, что, попав в беду, теперь уже она не встретила понимания у других. Девушка была так бесконечно одинока в своей печали, ей так хотелось кому-то выплакаться, рассказать о своей беде. Это чудовищное непонимание и подвело девушку к трагическому исходу.

Цинизм, бездуховность – первый сюжетный пласт рассказа. С ним плотно состыкован второй пласт – экологическая катастрофа.

Мы видим деревню «задыхающуюся в дикоросте», прорвавшуюся трубу центрального отопления, описанную так натурально, что словно ощущаешь её «ароматы».

Оба эти символа помогают яснее, без прикрас увидеть многие беды и реальные опасности. Это определённая авторская позиция, это стремление взволновать читателя, заставить его оглянуться вокруг.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Кроме Людочки, в рассказе Виктора Астафьева есть и другие герои: мать Людочки, её отчим, Стрекач, Артёмка-мыло и другие. Когда Людочка уже не могла переносить жизнь в городе среди ВПВРЗэшников, когда, испытав чудовищную боль и не в силах заглушить страдание, она приехала на время в свою родную деревню, к своей матери, подсознательно ища поддержки, сострадания, столь необходимых ей в такую критическую минуту. Мать Людочки, рассказывая ей только о своей жизни, даже не поинтересовалась жизнью своей дочери, отметив про себя, что дочь держит колени нервно сомкнутыми и плохо выглядит, и сделав соответствующие выводы, но не сказала ни слова сочувствия и одобрения. Поэтому Людочка ей не решилась  поведать, что ей пришлось пережить в городе, о своём глубоком горн, так как посчитала, что её матери нет никакого дела до неё.

Все оставили Людочку, «… теперь и самой ей предстояло до конца испить чашу одиночества, отверженности, лукавого людского сочувствия…» Об отчиме Людочки никто много и не знает, автор намеренно не говорит много пустых слов об этом исключительном человеке. Нам не известна ни его фамилия, ни его имя. Он «никак не относился к Людочке: ни хорошо, ни плохо». Но именно он отомстил Стрекачу за Людочку.

Для Стрекача, так же как и для других ВПВРЗэшников не существовало никаких рамок, в нём полностью отсутствовало человеческое начало, он был подобен животному. После его смерти «угнетённые, ограбленные, царапанные… обитатели железнодорожного посёлка вздохнут теперь освобождено, и будут жить теперь более или менее ладно до пришествия нового Стрекача, ими же порождённого и взращённого». Когда Стрекач насиловал Людочку никто даже не отозвался на крики бедной девушки о помощи. Она оказалась в полнейшем одиночестве. Сразу же отшатнулась от неё хозяйка квартиры (своя рубашка ближе к телу). Не до Людочкиной беды и в родительском доме. Повсюду главная героиня сталкивалась с холодным, пустым равнодушием. Даже находящийся в это время рядом Артёмка-мыло, покровительствующий героине и явно ей симпатизирующий, ничего не стал предпринимать для спасения чести Людочки. В образе Стрекача автор собрал все гадкое, что может только быть в человеке. Нет, не поворачивается язык назвать его человеком – это какое-то нравственно одичавшее существо, настоящий зверь. В стычке между Стрекачом и отчимом Людочки писатель на стороне последнего, хотя тот совершает самый ужасный грех – убийство. Но с людьми, подобными Стрекачу, можно бороться только такими зверскими методами.

Героиня не смогла выдержать предательства близких ей людей. В какой-то момент неглупая от природы Людочка осознала, что сама причастна к этой трагедии. Она проявляла равнодушие в прошлом, пока беда не коснулась её лично. Не случайно Людочка вспоминала отчима, тяжкой судьбой которого она прежде не интересовалась. Не зря вспомнился ей и умирающий в больнице парень, всю боль и драму которого не хотели понимать и принимать живые.

Сама Людочка же приняла на себя грехи очень многих: Стрекача, матери, школы, Гавриловны, советской милиции, молодёжи городка. Это – искупление невинными и непонимающими чьих-то грехов. Людочка, подобно солженицынской Матрёне – образ праведника, приносящего себя в жертву из – за несовершенства системы и безнравственным порокам окружающих людей.

Трагедия девушки – недолгая жизнь, беспросветная, однообразная, серая, безучастная, без ласки и любви.

Кульминацией рассказа является самоубийство через повешение Людочки. Она покончила с собой не от плохой жизни в городе, а из-за того, что от неё все отвернулись с холодным равнодушием к чужому горю, даже её собственная мать. Все её оставили в одиночестве, покинули в критическую минуту. Она не была никому нужна. В таких условиях, в таком одиночестве человек может только или стать таким же существом, как эти «звери» из парка ВПВРЗ, или, не выдержав, уйти из жизни, предъявив ей последние счёты. Ведь и Артёмка-мыло, и Стрекач, и другие, подобные им отбросы общества, — это люди, которых все отвергли, которые остались одни. Всех их сделало такими общество, в котором они жили, которое вскормило и взрастило их пороки. Им оставалось только стать «животными», чтобы продолжать своё существование, чтобы выжить в этом несправедливом, жестоком мире. Людочка перед смертью говорит: «Никто ни про что не спрашивал меня — никому до меня нет дела. А душа? Да кому она нужна, та простенькая, в простенькой, в обыкновенной плоти ютившаяся душа».

Смерть героини – это её взлёт. Только после смерти она вдруг стала необходима матери, Гавриловне, её заметили.

Рассказ на редкость трогателен, потому что читатель чувствует, как сам автор удивительно заботлив и добросердечен к этой девушке. В уста Гавриловны Астафьев вложил большое число простонародных метафор, ласковых сравнений, устойчивых оборотов («золотко моё», «голубонька сизокрылая», «ласточка», «касаточка»).

Герои Астафьева наследуют стиль и дух своего времени и их речь не просто говор, а «выразитель всех сил умственных и нравственных».

Автор передаёт нам своё мироощущение удивительным по художественной выразительности, ёмким, пластичным языком. Устойчивые обороты придают речи героев живость, меткость, свойственную народной речи («втемяшилось в голову», «гнуть спину», «работала как конь»).

Богат, колоритен, неповторим в своём мелодичном звучании язык Астафьева.

Помимо простых олицетворений (таких, как «деревня задохнулась в дикоросте», «испустившего резиновый дух крокодила Гену») используется множество сложных («пьяно шатаясь, ходило вприсядку, поплясывало изношенное сердце», «серебряные заморские пуговицы отстреливались от фрака»). Именно это придаёт произведению особую прелесть.

Писатель не сосредотачивает наше внимание лишь на теневых сторонах жизни. В его рассказе присутствует светлое начало, которое, скрашивая многие невзгоды, исходит из сердец тружеников.

Художественный приём контраста, удачно использованный писателем, подчеркивает духовную близость человека с природой, которую невозможно ощутить в городе, погрязшем в трясине пороков, в разврате, в городе, обитатели которого стали «стадом», живущим по звериным законам и инкстинктам.

Рассказ «Людочка» актуален и в наши дни, ведь написан он был всего двадцать с лишним лет назад. В наше тяжёлое время деморализованное общество продолжает деградировать. И даже сейчас существуют такие люди, как Людочка, от которых все отрекаются, даже родные и друзья. Всё чаще встречаются отбросы общества вроде Артёмки-мыла и Стрекача, которых такими сделало наше общество.

 «Людочка» Астафьева притягательна тем, что в таком маленьком по объёму произведении автор сумел поставить перед читателем ряд важнейших проблем и в яркой художественной форме изобразил картины нашей реальной жизни. Но, вероятно, главной задачей писателя было показать всю глубину пропасти, куда катится современное аморальное и развращённое общество. И если вовремя не остановиться, нам грозит полное вырождение. Автор призывает всех подумать о своей душе и об окружающем мире, попытаться изменить себя, научиться любить и сострадать ближнему. Увидеть красоту мира и попытаться сохранить ее. Ведь красота спасет мир.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

Содержание

1. Авторская позиция в современном литературоведении        

2. Характеристика творчества Астафьева В.П.        

3. Образная система в повести «Людочка» В.П. Астафьева        

Заключение        

Литература        

1. Авторская позиция в современном литературоведении

Слово «автор» (от лат. аuсtог — субъект действия, основатель, устроитель, учитель и, в частности, создатель произведения) имеет в сфере искусствоведения несколько значений. Это, во-первых, творец художественного произведения как реальное лицо с определенной судьбой, биографией, комплексом индивидуальных черт. Во-вторых, это образ автора, локализованный в художественном тексте, т. е. изображение писателем, живописцем, скульптором, режиссером самого себя. И наконец, в-третьих (что сейчас для нас особенно важно), это художник-творец, присутствующий в его творении как целом, имманентный произведению. Автор (в этом значении слова) определенным образом подает и освещает реальность (бытие и, его явления), их осмысливает и оценивает, проявляя себя в качестве субъекта художественной деятельности.

Авторская субъективность организует произведение и, можно сказать, порождает его художественную целостность. Она составляет неотъемлемую, универсальную, важнейшую грань искусства (наряду с его собственно эстетическими и познавательными началами). «Дух авторства» не просто присутствует, но доминирует в любых формах художественной деятельности: и при наличии у произведения индивидуального создателя, и в ситуациях группового, коллективного творчества, и в тех случаях (ныне преобладающих), когда автор назван и когда его имя утаено.

В литературоведении существуют следующие точки зрения на проблему автора в художественном произведении.

До сегодняшнего времени остаются актуальными противоречия между теориями М.М. Бахтина и В.В. Виноградова. По замечанию Н.К. Бонецкой, Виноградов авторский стиль или авторскую точку зрения  с образом автора, а Бахтин считал, что образ автора не может быть «образом» [Бонецкая Н.К., 1986. С. 242].

Важную роль в рассмотрении проблемы автора сыграли работы Б.О. Кормана: «Автор всегда опосредован субъектными или внесубъектными формами. Представление об авторе складывается из представления об этих формах, их выборе и сочетании» [Корман Б.О., 1971. С. 200].

В последние годы в литературоведении исходным положением является «понятие об авторе-творце как выразителе общей концепции произведения, который в художественном тексте представляет собой сложную структуру, диалектически сочетающую субъектно-объектные связи» [Перевалова С.В., 1997. С. 13].

2. Характеристика творчества Астафьева В.П.

В 1951 в газете «Чусовский рабочий» был опубликован первый рассказ Астафьева В.П. «Гражданский человек». В Перми вышла и первая книга Астафьева «До будущей весны» (1953).

В 1959–1961 учился на Высших литературных курсах в Москве. В это время его рассказы начали печататься не только в издательствах Перми и Свердловска, но и в столице, в том числе в журнале «Новый мир», возглавляемом А.Твардовским. Уже для первых рассказов Астафьева было характерно внимание к «маленьким людям» – сибирским староверам (повесть «Стародуб», 1959), детдомовцам 1930-х годов (повесть «Кража», 1966). Рассказы, посвященные судьбам людей, которых прозаик встретил во времена своего сиротского детства и юности, объединены им в цикл «Последний поклон» (1968–1975) – лирическое повествование о народном характере.

В творчестве Астафьева в равной мере воплотились две важнейшие темы советской литературы 1960–1970-х годов – военная и деревенская.

В повести «Пастух и пастушка» (1971), жанр которой был обозначен автором как «современная пастораль», рассказывается о безысходной любви двух молодых людей, на краткий миг сведенных и навеки разлученных войной.

Деревенская тема наиболее полно и ярко воплотилась в повести «Царь-рыба» (1976; Государственная премия СССР, 1978), жанр которой Астафьев обозначил как «повествование в рассказах».

В пьесе «Прости меня» (1980), действие которой происходит в военном лазарете, Астафьев также пишет о любви и смерти. Еще более жестко, чем в произведениях 1970-х, и абсолютно без патетики показано лицо войны в повести «Так хочется жить» (1995) и в романе «Прокляты и убиты» (1995). Вскоре после публикации романа «Прокляты и убиты» Астафьев был награжден премией «Триумф», ежегодно присуждаемой за выдающиеся достижения в литературе и искусстве.

3. Образная система в повести «Людочка» В.П. Астафьева

Текст «Людочки» – знаковое отражение особенностей русского постмодернизма.

Проблема противостояния деревни и города, с особой силой зазвучавшая в «деревенской» литературе, в повести В. Астафьева доведена до абсурда.

Как лучи спектра сходятся в одной точке, так и мнимое противостояние города и деревни стекается во вполне межличностный конфликт. Стилистически градуированное, зло становится действием, как бы нанизанное, накопленное, оно изливается криминалом. Стрекач и Людочка – это не просто палач и жертва. Бесспорно, ярко отрицательный герой, творит бесчинство над бедной девушкой. Но гротескно изображенный преступник (с «бетонной спиной-плахой», в «одеянии жокея, швейцара или таможенника не нашей страны», «ликом смахивающий на черного узкозадого жука, летающего по деревенской рухляди», «хан», которому «малое население поселка приносило дань и все, что он велел и хотел»), нужен, прежде всего, для того, чтобы оттенить главную героиню – Людочку.

Так же, как и Стрекач, Людочка рождена в атмосфере зла. «Ушибленная нездоровой плотью» отца-пьяницы, росшая болезненной и плаксивой, вялая, «как примороженная трава», молчаливо-старательная, без успехов отучившаяся в школе, но по-деревенски проворная в быту, девочка вынуждена была приехать для устроения своей жизни в город. Выбрав из двух зол меньшее, так казалось Людочке, ютилась бы она в доме пригревшей ее Гавриловны до конца своих дней. Но автор считает, что не испорченной городом душе нет места в реальной действительности. Астафьев вынужден «убить» героиню. И Стрекач всего лишь средство. В контексте повести автор не видит смысла бороться со злом гуманным способом. И если бы традиционная литература выдвинула бы злу противовес в положительном образе, то постмодерн профанирует добро. Появление героя-мстителя, народного освободителя, отчима Людочки оправдано было бы в другой, традиционной культуре. Сусальнось образа осознается автором, но он как бы нарочито делает отчима все более и более идеальным. И хотя в самосуде над преступником он одержал победу, читатель осознает ее условность.

Людочка изображается вполне в духе «новой литературы», становясь «героиней парадоксальных поступков». Она сама начинает играть, принимая правила игры вэпэвэрзэшных пацанов. Вот состоявшийся диалог, когда «саранопалы» снова подловили ничуть не остерегающуюся девушку:» – Жаль, нету вашего вождя – такой видный кавалер!.. Жаль! – повторила она вслух и громче сказала в темноту: – А ну отвалите, мальчики! Хватит! Одно платье порвали! Плащик спортили! Пойду, в ношеное переоденусь. Не из богачек я, уборщицей тружусь. – Дуй! Да смотри… Любовь и измена – вещи несовместимые, как гений и злодейство. – Ишь ты, грамотный какой! Отличник, небось? – Все и всегда делаю на пять! Не хуже Стрекача. Испытаешь мои способности, похвалишь. – А ты мои» (Астафьев, 2002. С. 21).

Людочка играет с вэпэвэрзэшниками по их же правилам, играет с собой («Может уехать? – мелькнула мысль, да тут же и другая мысль перебила первую: там, в лесу-то, стрекач на стрекаче и все с усами» (Астафьев, 2002. С. 26)), и судьба играет с ней (выбранный ею сук, оказался трухлявым и, по воле необъяснимой силы, в нужный момент почему то не обломившийся). Все вполне в духе постмодернизма. Астафьев не может изображать эпоху, не говоря на ее языке.

Писатель стремится к такому изображению, когда читатель получает возможность не только увидеть, но буквально ощутить живой ток жизни в картине, что встаёт перед ним. Сюжет не только и не просто видимая событийная, но чаще и больше сокрытая подтекстовая связь, сцепляющая текст направляющим движением авторской мысли.

Смерть героини это её «взлёт». Только после смерти она вдруг стала необходима матери, Гавриловне, её заметили. Рассказ на редкость трогателен, потому что читатель чувствует, как сам автор удивительно заботлив и добросердечен к этой девушке. В уста Гавриловны Астафьев вложил большое число афоризмов, устойчивых оборотов («золотко моё», «голубонька сизокрылая», «ласточка», «касаточка»). Это используется автором для характеристики хозяйки, эмоциональной оценки её индивидуальных качеств. Герои Астафьева наследуют стиль и дух своего времени и их речь не просто говор, а «выразитель всех сил умственных и нравственных». «Плохие» выписаны до мелочей точно («рвём когти», «кореши», «отвали», «пахан»). Русские пословицы, поговорки и другие устойчивые словосочетания и выражения занимают значительное место среди используемых писателем изобразительных средств прежде всего потому, что в них заложены большие выразительные возможности: высокая степень обобщенности, эмоциональность, экспрессивность.

Автор передаёт своё мироощущение удивительным по художественной выразительности, ёмким, пластичным языком. Устойчивые обороты придают речи героев живость, меткость, свойственную народной речи («втемяшилось в голову», «гнуть спину», «работала как конь»). Богат, колоритен, неповторим в своём мелодичном звучании язык Астафьева. Помимо простых олицетворений (таких, как «деревня задохнулась в дикоросте», «испустившего резиновый дух крокодила Гену») используется множество сложных, полных эпитетами и метафорами, создающих отдельную картину («пьяно шатаясь, ходило вприсядку, поплясывало изношенное сердце», «серебряные заморские пуговицы отстреливались от фрака»). Автор не сосредотачивает внимание лишь на теневых сторонах жизни. В его рассказе присутствует светлое начало, которое, скрашивая многие невзгоды, исходит из сердец тружеников, кои не переводятся на Руси. Вспоминается сцена сенокоса, когда «Людочка и мать метали стог», а потом девушка «в родной реке смывала с себя сенную пыль и труху  с той радостью, которая ведома лишь людям, всласть поработавшим». Художественный приём контраста, удачно применённый здесь писателем, подчеркивает духовную близость человека с природой, которую невозможно ощутить в городе, погрязшем в темноте невежества, нищете и полной отсталости.

Простое событие с его удручающей обыденностью вызывает у автора рефлексию по поводу таких онтологических категорий, как смысл и ценность человеческой жизни, религия, добро и зло… что совсем в духе классической литературы. И то, что в тексте показана полная дискредитация этих традиционных «высших смыслов» не означает, что Астафьев ставит на этом точку, все же расставляет акценты. И главный акцент – в заглавии. В нем явно просматривается отношение автора к своей героине. Несмотря на то, что ей не удалось одержать видимую победу, тем не менее, Астафьев предоставляет ей возможность встать на путь к спасению. В этой связи неслучайна в повести история умирающего парня-лесоруба. Ситуация, при которой обреченный больной погибает на глазах Людочки, зарождает в ее душе понимание некоторых жизненных закономерностей. «Теперь вот, в горе, в заброшенности, она особенно остро, совсем осязаемо ощутила всю отверженность умирающего человека…». И далее: «С тех пор не умолкло в ней чувство глубокой вины перед покойным парнем-лесорубом». Людочка начинает понимать свою греховность: «И зачем она вместе с Гавриловной осуждала их? Чем она-то их лучше? Чем они хуже ее?» (Астафьев, 2002. С. 31). Вероятно, мотив поступка Людочки – самонаказание, но такой греховный способ идет от неведения. И хотя ее самоубийство – акт не столько осознанный (ее предсмертная молитва: «Боже милостивый, Боже милосердный… – И перескочила на тех, кто ближе: – Гавриловна! Мама! Отчим! Как тебя и зовут-то, не спросила. Люди добрые, простите! И ты, Господи, прости меня, хоть я и недостойна, я даже не знаю, есть ли ты?.. Если есть, прости, все равно я значок комсомольский потеряла. Никто и не спрашивал про значок. Никто ни про что не спрашивал – никому до меня нет дела…» (Астафьев, 2002. С. 29)), сколько, экзальтированный, тем не менее, для нее это спасение.

Заключение

Астафьев утверждает, что в яростном мире выживает сильнейший. Необходимо становиться таковым с раннего детства, сопротивляясь обстоятельствам, уверенно идти к намеченной цели, не бояться трудностей и испытаний, иначе жизнь сомнёт тебя, лишит самого главного. Поэтому свою героиню автор называет Людочкой. Она вызывает в душе сочувствие и сожаление: героиня с таким красивым и тёплым именем не превратилась в Людмилу, серьёзную и самостоятельную девушку. «Людмила» — «людям милая» — оказалась жертвой бездуховной жизни и собственной беспомощности. Гибель героини — страшное размышление о жизни и смерти.

Литература

  1. Астафьев, В.П. Жестокие романсы. Рассказы. – М., 2002.
  1. Бонецкая, Н.К. «Образ автора» как эстетическая категория//Контекст-1985. Литературно-теоретические исследования. – М., 1986.
  2. Корман, О.Б. Итоги и перспективы изучения проблемы автора//Страницы истории русской литературы. – М., 1971.
  3. Кухаренко, В. А. Интерпретация текста. – М., 1988.
  4. Перевалова С.В., «Особая география памяти» (Образ автора в русской прозе 1970-1980-х годов – В.П. Астафьев, В.Г. Распутин, В.С. Маканин): Монография. – Волгоград: Перемена, 1997.

Краткое содержание «Людочка»

Краткое содержание «Людочка»

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 1202.

Обновлено 10 Октября, 2022

О произведении

Рассказ «Людочка» Астафьев создал в 1987 году. Изображая общую бесхозяйственность времён застоя, падение нравственности, разгул преступности, автор показал, как всё это влияет на одинокого “маленького человека”.

Основная тема — убожество и эгоизм городской жизни, тлетворное влияние города на людей, которые становятся жестокими, циничными и не способными сочувствовать горю другого человека.

На нашем сайте можно читать онлайн краткое содержание «Людочка», а также пройти тест на знание произведения.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 30 лет.

Место и время действия

События повести происходят в 1870-х годах в СССР, в неназванном городе и в дервне Вычуган.

Главные герои

  • Людочка – молоденькая девушка, которая не смогла пережить насилия и равнодушия близких и покончила жизнь самоубийством.
  • Отчим – муж матери Людочки, с малых лет был «в ссылках да лагерях», отомстил за девушку.

Другие персонажи

  • Стрекач – уголовник, не единожды попадал в тюрьму.
  • Артемка-мыло – был «верховодом» среди «шпаны» в парке.
  • Гавриловна – пожилая женщина-парикмахер, у которой жила Людочка.
  • Мать Людочки – женщина 45 лет; привыкла со всем справляться сама, поэтому проигнорировала беду дочери.

Краткое содержание

Рассказчик услышал эту историю «лет пятнадцать назад». Людочка родилась в деревеньке Вычуган и «росла, как вялая, придорожная трава». Отец девушки давно исчез. Мать вскоре начала жить с трактористом.

Закончив десять классов, Людочка уехала в город. Переночевав на вокзале, девушка пошла в парикмахерскую. Там она познакомилась со старой парикмахершей Гавриловной и напросилась к ней в ученицы. Гавриловна разрешила Людочке пожить у нее, переложив на девушку работу по дому. Людочка так и не выучилась на мастера, поэтому подрабатывала в парикмахерской уборщицей.

С работы девушка добиралась через полузаброшенный парк вагонно-паровозного депо – «Вэпэвэрзэ». В центре парка находилась обросшая густыми зарослями канава со сточными водами, в которой плавал мусор. Парк был любимым местом «шпаны», среди которой главным был Артемка-мыло. Как-то, когда парень приставал к Людочке во время стрижки, она сильно его ударила. После этого Артемка запретил всем приставать к девушке. Однажды Артемка повел Людочку на дискотеку. «В загоне-зверинце и люди вели себя по-звериному». Испугавшись шума и «телесного срама», Людочка убежала домой.

Вскоре вернулся в поселок из заключения Стрекач. Теперь он стал главарем местной «шпаны». Однажды, когда Людочка возвращалась через парк домой, Стрекач напал на нее и изнасиловал, заставил и остальных надругаться над девушкой. Не помня себя, Людочка едва добралась домой. Гавриловна заверила, что ничего страшного не случилось.

Людочка поехала домой. В родной деревне осталось два дома – один ее матери, а второй старухи Вычуганихи, которая умерла весной. Людочку встретила беременная мать. Она сразу поняла, «какая беда с нею случилась». «Но через ту беду <…> все бабы поздно или рано должны пройти». Прогуливаясь у реки, Людочка увидела, что отчим плескается, как ребенок. Девушка догадалась, что у него не было детства. Ей захотелось выплакаться ему, может, он ее и пожалеет. Утром Людочка вернулась в поселок.

Девушка вспомнила, как давно лежала в больнице. Рядом с ней умирал одинокий парень. Всю ночь она старалась отвлечь его разговорами, но после поняла, что парень ждал от нее не утешения, а жертвы. Девушка подумала про отчима: он, наверное, из «сильных людей», с «могущественным духом».

Когда Людочка возвращалась с работы через парк, парни снова начали ее теснить. Девушка пообещала вернуться, переодевшись в ношеное. Дома Людочка надела старое платье, отвязала веревку от деревенской торбы (раньше эта веревка была на ее люльке) и ушла в парк. Закинув веревку на тополь с кривым суком с мыслью: «никому до меня дела нет», она повесилась.

Людочку хоронили на городском кладбище. Поминки устроили у Гавриловны. Выпив водки, отчим Людочки отправился в парк, где в это время находилась компания Стрекача. Мужчина сорвал с уголовника крестик и, утащив в «непролазный бурьян», сбросил в сточную канаву. «Настоящего, непридуманного пахана почувствовали парни».

Артемка-мыло вскоре поступил на учебу и женился. О смерти Людочки и Стрекача не писали даже в местной газете, чтобы «не портить положительный процент сомнительными данными».

И что в итоге?

Людочка – не выдержав равнодушия и безразличия окружающих людей, совершает самоубийство, повесившись в парке.

Отчим – отомстил за Людочку, убив Стрекача.

Стрекач – убит отчимом Людочки.

Артёмка-мыло – поступает на учёбу и женится.

Заключение

Заключение

В рассказе «Людочка» Виктор Астафьев размышляет над философскими вопросами одиночества в толпе, равнодушия людей друг к другу, затрагивает проблемы экологии, преступности, морального упадка общества.

Советуем не останавливаться на кратком пересказе «Людочки», а оценить рассказ полностью.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Светлана Коленченко

    11/11

  • Таня Волкова

    10/11

  • Лидия Топоркова

    11/11

  • Aaaaaaaaalex Aleeeeeeeeex

    10/11

  • Наталия Тарханова

    11/11

  • Иван Хохряков

    11/11

  • Ольга Шамреева

    11/11

  • Ислам Салахов

    11/11

  • Валентина Савачаева

    11/11

  • Марина Деева

    11/11

Рейтинг пересказа

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 1202.


А какую оценку поставите вы?

⭐⭐⭐⭐⭐ «Людочка» за 1 минуту и подробно за 8 минут

Очень краткий пересказ рассказа «Людочка»

Деревенская молодая девушка Людочка приезжает в небольшой город и устраивается уборщицей в парикмахерскую. Пожилая парикмахерша Гавриловна пускает Людочку пожить в ее доме, относясь к ней, как к родной дочери.

После отбывания очередного срока в город возвращается вор-рецидивист Стрекач, обладающий непререкаемым авторитетом среди местной шпаны.

Однажды вечером пьяный Стрекач в присутствии своих «шестерок» нападает в парке на Людочку и насилует ее. Никто из хулиганов даже не пытается защитить девушку. Угрожая Людочке и Гавриловне, Стрекач приказывает им молчать.

Остро чувствуя свое одиночество среди равнодушных к ее горю людей, Людочка совершает самоубийство, повесившись неподалеку от места, где её изнасиловали.

После похорон отчим Людочки находит в парке Стрекача и сам вершит правосудие, бросая насильника в канаву с горячей водой. От полученных ожогов «пахан» умирает.

Милиция расценивает обе смерти в качестве самоубийств.

Главные герои и их характеристика:

  •  Людочка  — болезненная скромная девушка, переехавшая из глухой деревни в город. Людочка с неприязнью относится к образу жизни городской молодежи и мечтает о тихом семейном счастье. Не в силах перенести позор после изнасилования и равнодушное отношение людей к ее горю, девушка совершает самоубийство.
  •  Отчим Людочки  — крепкий, уверенный в себе мужчина, всю жизнь «промотавшийся» по ссылкам и лагерям. Он хочет забыть о страшном прошлом и жить, как все нормальные люди (устраивается на работу трактористом). В критической ситуации (безнаказанность насильника Людочки) отчим проявляет свою «чудовищную мощь» бывшего заключенного.

Второстепенные герои и их характеристика:

  •  Гавриловна  — пожилая парикмахерша, приютившая в своем доме Людочку; добросердечная женщина.
  •  Стрекач  — вор-рецидивист, сумевший запугать весь город и леспромхозовский поселок; предводитель местной шпаны.
  •  Мать Людочки  — простая крестьянка, которую рано состарили жизнь с мужем-алкоголиком и тяжелая работа. «На исходе четвертого десятка» у женщины появляется надежда на счастливую семейную жизнь с другим мужчиной.
  •  Артемка-мыло  — малолетний хулиган, ставший «защитником» Людочки от грубых ухаживаний городской шпаны. В ситуации, когда девушке действительно нужна помощь, Артемка бездействует, так как боится выступить против «пахана».

Краткое содержание рассказа «Людочка» подробно

Историю о Людочке автор услышал около пятнадцати лет назад.

Людочка родилась в семье простых колхозников. Ее отец был алкоголиком, что сказалось на здоровье ребенка. Девочка была очень слабой и болезненной.

Пьянство рано свело отца в могилу. Оставшись одна с маленькой дочерью на руках, мать Людочки принимала разных мужиков. Один тракторист задержался надолго.

Когда Людочка окончила десять классов, мать велела ей ехать в город и искать работу. Они с отчимом тоже собирались покинуть деревню и поселиться в леспромхозовском поселке.

Девушка добралась до города и зашла в парикмахерскую. Там она познакомилась с парикмахершей Гавриловной и попросилась стать ее ученицей.

Гавриловна оформила Людочку на работу и позволила деревенской девушке первое время пожить в ее доме. Пожилая женщина неохотно пускала квартирантов, но ей уже было тяжело в одиночку управляться с хозяйством. Тихая и скромная Людочка могла оказать большую помощь.

Людочке не удалось сдать экзамен на мастера. Она все-таки осталась работать в парикмахерской уборщицей, иногда делая простые стрижки. Мечтая овладеть парикмахерским искусством, девушка бесплатно подстригала молодежь на дому.

Гавриловну мучили боли в ногах. Она чувствовала, что скоро «обезножеет совсем». Привязавшись к послушной девушке и надеясь обрести в ней твердую опору в старости, Гавриловна пообещала переписать на Людочку свой дом.

Гавриловна жила далеко от парикмахерской. Людочка возвращалась домой на трамвае, а затем шла пешком по парку вагонно-паровозного депо (ВПВРЗ). Главной «достопримечательностью» этого парка была огромная канава, через которую шла труба с горячей водой.

В канаву местные жители сваливали всякий хлам, включая ненужных котят. Постепенно образовалась горячая вонючая «речка». Через канаву был переброшен шаткий мостик.

Парк больше напоминал свалку и был излюбленным местом для сборища местной шпаны. На бетонных скамейках молодые люди распивали спиртные напитки, занимались любовью, дрались. Не обходилось и без поножовщины.

Предводителем хулиганья был Артемка-мыло. Он часто ходил стричься к Людочке и постоянно пытался облапать ее. Однажды выведенная из терпения девушка со всей силы ударила настойчивого «ухажера» машинкой по голове.

С этого дня Артемка успокоился и строго запретил своим «подчиненным» прикасаться к Людочке.

Людочка каждый день ходила через грязный парк, привыкла к непристойным шуточкам шпаны и никого не боялась.

Однажды Артемка привел девушку в центральный парк города, где была устроена дискотека. Пьяная молодежь бесновалась под какую-то сумасшедшую громкую музыку.

Потеряв в толпе своего покровителя, Людочка забилась в угол площадки, с испугом наблюдая за дикой разнузданной пляской. Ее немного успокаивало присутствие милиционера и нескольких дружинников. Время от времени они забирали особо беснующегося «танцора».

Неожиданно Людочку грубо схватил какой-то парень и потащил ее в толпу. Девушка с трудом вырвалась и убежала.

Людочка рассказала Гавриловне о случившемся. Пожилая женщина наставительно заметила, что эти танцы до добра не доведут. Она сказала, что у нее на примете есть очень хороший человек. Он, правда, уже в годах, но мог бы стать для девушки идеальным мужем.

Людочка и сама понимала, что ей пора серьезно задуматься о создании семьи.

В это время после очередной «отсидки» в исправительно-трудовом лагере в город прибыл закоренелый вор-рецидивист по кличке Стрекач. Местная шпана с подобострастием относилась к этому «герою» и с готовностью исполняла все его приказания.

Однажды вечером Стрекач в окружении молодых хулиганов сидел на скамейке в парке и мечтал о «бабе». На беду мимо проходила возвращающаяся с работы Людочка.

Стрекач схватил девушку и потащил в кусты. Главный защитник Людочки Артемка не посмел воспрепятствовать «пахану».

Грубо надругавшись над беззащитной девушкой, Стрекач выполз из кустов. Угрожая финкой, он приказал остальным повторить его «подвиг».

Артемка первым бросился в заросли и нашел плачущую истерзанную Людочку. Он попытался помочь девушке подняться и прикрыться разорванным платьем, но та стала отчаянно сопротивляться, вырвалась и побежала домой.

Людочка пришла в себя в кровати Гавриловны. Пожилая женщина бережно ухаживала за ней и уговаривала поскорее забыть о трагедии: «Нонче это не изъян». Немного оправившись, Людочка решила съездить к матери.

Кроме матери и отчима в родной деревне жила лишь одна дряхлая старуха. Да и она умерла перед приездом Людочки.

Мать Людочки с первого взгляда догадалась, какая беда приключилась с дочерью. Она поняла, что спрашивать ни о чем не нужно. Мать была беременна. Они с отчимом собирались переехать в леспромхоз сразу же после рождения ребенка.

Чувствуя себя лишней, Людочка сказала матери, что проведет в родном доме один день и на следующее утро поедет обратно в город.

Гавриловна рассказала вернувшейся Людочке, что Артемка был арестован, но показаний против насильника он, конечно, не даст. Ей передали угрозу Стрекача. Изнасилованная девушка должна молчать, иначе ее убьют, а дом Гавриловны сожгут.

Людочка сказала, что не будет подвергать хозяйку опасности и переедет в общежитие. Гавриловна была уверена, что жить в постоянном страхе им придется недолго. Рано или поздно рецидивиста опять посадят.

Людочка остро почувствовала свое одиночество и отверженность от людей. Она вспомнила, как когда-то давно попала в больницу с воспалением легких. В коридоре стояла кровать, на которой лежал молодой парень.

На лесозаготовке у парня вскочил фурункул на виске. Сначала он не обращал на него внимания, но из-за усиливающейся головной боли обратился к местной фельдшерице. Та тоже не придала большого значения простому «чирью». В результате гной попал в мозг. Парень был обречен на мучительную смерть.

Людочка долго сидела возле умирающего, вспоминала молитвы, читала ему стихотворения. Парень уже не мог говорить, но в его взгляде была благодарность.

Несчастный умер прямо на глазах Людочки. Сейчас его мучения и смерть напоминали девушке ее собственное положение: «В беде… люди все одинаковы».

Свободных мест в общежитии не было. Людочка по-прежнему жила у Гавриловны, но хранила это в тайне. Девушка продолжала ходить через парк и носила с собой опасную бритву, надеясь жестоко отомстить насильнику.

Однажды подвыпившая шпана остановила Людочку, настойчиво предлагая ей «прогуляться в кусты». Стрекача среди них не было. Развязным голосом девушка ответила, что сходит домой переодеться.

Людочка пришла к Гавриловне и надела старое платье. Она хотела оставить женщине записку, но чернила в ручке давно высохли. Девушка вернулась в парк и повесилась на старом тополе прямо над тропинкой…

ЛюдочкаХулиганы с нетерпением ждали возвращения Людочки. Один решил пойти ей навстречу. Вскоре он прибежал обратно с диким криком: «Когти рвем!».

Девушку похоронили на городском кладбище. Вечером во время поминок в доме Гавриловны отчим Людочки вышел на улицу и направился в парк. Он сразу же нашел то, что искал: на скамейке сидел Стрекач в окружении своих «шестерок».

Отчим подошел к «пахану» и сорвал с его груди крестик. Когда Стрекач попытался достать финку, он забрал ее и швырнул в сторону. Схватив насильника, отчим подтащил его к канаве и бросил в горячую вонючую жижу.

Малолетние «урки» загородили отчиму дорогу, но сразу же отступили. На них надвигалось «страшилище» — настоящий крепкий мужик, прошедший суровую школу советских лагерей.

Хулиганы поспешили на помощь Стрекачу, который к этому времени уже буквально «сварился» заживо.

На обратном пути отчим заметил на тополе обрывок веревки, который почему-то так никто и не снял. В припадке ярости мужчина сломал сук, на котором повесилась Людочка. Веревку он бережно отвязал и положил в карман.

В этот же вечер мать и отчим Людочки уехали из города.

Артемка так и не «раскололся» и был отпущен. Вскоре он «взялся за ум»: поступил в институт и женился.

Людочка и Стрекач не попали в ежеквартальный милицейский отчет. Обе смерти были оформлены как самоубийства, ничем не связанные между собой.

Кратко об истории создания произведения

Рассказ основан на реальном событии, произошедшем в советские годы. В газете «Вологодский комсомолец» Астафьев наткнулся на статью о самоубийстве деревенской девушки, которая решилась на это после изнасилования. Сохранив основные детали трагической истории (учеба на парикмахера, место преступления и самоубийства — парк), писатель в 1987 г. создал рассказ «Людочка».

Произведение было признано лучшим рассказом года. По свидетельству самого Виктора Павловича, «по нему пытались ставить и, слава Богу, не поставили фильм».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Образ страдающего эгоиста в романе а с пушкина евгений онегин сочинение
  • Образ чацкого в комедии горе от ума сочинение с цитатами 9 класс по литературе
  • Образ стихии и его символическое звучание в поэме медный всадник сочинение 10 класс
  • Образ чацкого в комедии горе от ума сочинение 9 класс по плану с цитатами
  • Образ старцева в рассказе ионыч

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии