Образ учителя в рассказе первый учитель

  • Мои уведомления
    1

  • Войти
  • Зарегистрироваться / Создать сайт

СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Была в сети 24.10.2022 12:40

Сойко Зугура Саяховна

преподаватель

рейтинг355
место89 130

Образ учителя в повести «Первый учитель» Чингиза Айтматова

01.10.2022 13:40

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа

«Образ учителя в повести «Первый учитель» Чингиза Айтматова»

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

УДК 371.3

Дюйшен – борец за светлое будущее (изучение  повести Ч. Айтматова в школе)

Акматов Кыялбек Камутович – кандидат педагогических наук, доцент Ошского государственного университета.

Аннотация: Чынгыз Айтматов в повести “Первый учитель” сумел показать трудную жизнь кыргызского народа в переплетении с реальностью, которая обретает при этом действительность. В ней ярко раскрываются борьба новой власти и старых взглядов, выход людей из плена старого строя, старания Дуйшена научить детей грамоте, страстное желание учиться и надежды Алтынай. Писатель через образ и поступки Дуйшена поднял “стратегические проблемы” кыргызского аила в первые годы советской власти. Вот такую стратегически значимую работу выполняет Дуйшен. Он своим добрым,бережным и тёплым отношением выводит одну из самых лучших своих питомцев, Алтынай, в новый мир, чем автор показывает, что через дуйшеневцев проблемы образования и воспитания в кыргызских аилах можно решить и направить их деятельность в нужное русло.

Ключевые слова: Автобиографические произведения, повесть, образ, герой, образ учителя, воспитание.

Направление творческих исканий Ч.Айтматова открыто характеризуется повестями «Тополёк мой в красной косынке» и “Первый учитель”. И, кажется, определилось самое основное в его творчестве. Тогда почему первая повесть из вышеуказанных двух напрямую посвяшена современности, тогда как вторая в какой-то мере описывает исторические события прошлого века?

Жизненный путь главных героев Дуйшена и Алтынай в повести “Первый учитель” по своему духу и значению напрямую перекликаются с современностью.

Для ясности мы должны разобраться в том, какие “современные”проблемы Ч.Айтматов видел и чувствовал во время работы над этим произведением в плане эстетического принципиального отношения.

Разговор пойдёт об одном из главных героев Ч.Айтматова Дуйшене, который стал образцом, эталоном для многих людей, работающих в области образования и посвятивших всю свою жизнь и силы ради воспитания будущего поколения.

Автор в повести “Первый учитель” сумел показать трудную жизнь кыргызского народа в переплетении с реальностью, которая обретает при этом действительность.

Вовремя осознав главные проблемы в жизни общества писатель в своей повести сумел рассказать реальную жизнь, протекающую в кыргызских аилах. В произведении события происходят в первые годы Советской власти. Тяжёлая жизнь простого кыргызского народа и связанные с этой жизнью общественно-социальные и нравственные проблемы, классовые противостояния, история формирования общественного сознания и личности нового социалистического общества – все это ярко изображается в повести Ч.Айтматова.

Расмотрим начальный эпизод, где главный герой Дуйшен начинает свою учительскую деятельность:

«… Когда мы, запыхавшись, прибежали на пригорок, где обычно проходили сходки, там уже перед кучкой пеших и конных людей выступал тот самый бледнолицый парень в черной шинели. Мы не могли расслышать его слов и придвинулись было ближе, но тут один старик в драной шубе, словно очнувшись, торопливо перебил его.

– Слушай, сынок, – начал он заикающейся скороговоркой, – раньше детей учили муллы, а твоего отца мы знали: такая же голытьба, как и мы. Так скажи на милость, когда это ты успел сделаться муллой?

– Я не мулла, аксакал, я комсомолец, – быстро отозвался Дюйшен. – А детей теперь будут учить не муллы, а учителя. Я обучался грамоте в армии и до этого малость учился. Вот какой я мулла.

– Ну, это дело…

– Молодец! – раздались одобрительные возгласы.

– Так вот, комсомол послал меня учить ваших детей. А для этого нам нужно какое-нибудь помещение. Я думаю устроить школу – с вашей помощью, конечно, – вон в той старой конюшне, что стоит на бугре. Что скажете на это, земляки?

Люди замялись, как бы прикидывая в уме: куда он гнет, этот пришлый? Молчание прервал Сатымкул-спорщик, прозванный так за свою несговорчивость. Он давно уже прислушивался к разговорам, облокотясь на луку седла, и изредка поплевывал сквозь зубы.

– Ты постой, парень, – проговорил Сатымкул, прищуривая глаз, словно бы прицеливаясь. – Ты лучше скажи, зачем она нам, школа?

– Как зачем? – растерялся Дюйшен.

– А верно ведь! – подхватил кто-то из толпы.

И все разом зашевелились, зашумели.

– Мы испокон веков живем дехканским трудом, нас кетмень кормит. И дети наши будут жить так же, на кой черт им учение. Грамота начальникам требуется, а мы простой народ. И не морочь нам голову! [1, С. 56-57].

Настоящий подвиг Дуйшена, его патриотический дух ради будущего счастливого общества, большая надежда и любовь к своей профессии показаны в повести писателя. На самом деле, людям, которые никогда не держали в руках книги и карандаши и всю свою жизнь занимались скотоводством и земледелием, действия Дуйшена были непонятны. Простой бедный народ, живший среди гор, сразу не смог поддержать Дуйшена. И учителю, чтобы выйти из этого трудного положения, пришлось несмотря ни на что самому действовать изо всех сил.

Как отмечает профессор С.Байгазиев: «У каждого общества, государства должна быть планомерная система образования и воспитания. Государство, забывшее институт воспитания, не обращающее на него должного внимания, отдавшее рычаг управления воспитанием в руки стихии, открывает путь к хаосу и нравственному беспорядку в обществе. Образовательно-воспитательная проблема, считающаяся стратегической любого общества и государства, всегда должна быть в центре их внимания». [2, С. 91].

Значит, по мнению литератора, через образ и действия Дуйшена в повести поднимаются «стратегические проблемы» кыргызских аилов в первые годы советской власти.

Вот такую страгечиски значимую работу выполняет Дуйшен. Он своим добрым, бережным и тёплым отношением выводит одну из самых лучших своих питомцев, Алтынай, в новый мир, чем автор показывает, что через дуйшеневцев проблемы образования и воспитания в кыргызских аилах можно решить и направить их деятельность в нужное русло .

Человеческое отношение к детям, теплая забота, отдающий своим подопечным все самое лучшее, что у него было, любовь и уважение к своей профессии, а также честный кропотливый труд явились гордостью и достижением представителей ранней кыргызской интеллигенции и составили основу в переходе их на более высокие ступени развития.

Несмотря на лютые зимние морозы, Дуйшен подготовил дрова на зиму, охапками сена заменил парты, дал старые изорванные бумаги, потрёпанные тетради, начал учить детей с буквы «А». Каждый раз учитель говорил им о светлом будущем. Даже просыпаясь среди ночи, думал о своих учениках, об их завтрашнем дне, вообще о будущем кыргызских детей. Дуйшен вкладывал в свое дело всю душу. Он сам ходил по дворам, собирая учеников, терпеливо объясняя людям, для чего их детям нужны знания. Начинает учить детей с того, как держать карандаш, произносить буквы, читать и писать.

Одним из главных идей этой повести является пример посвящения себя в педагогическое дело.

Дуйшен сам оборудовал класс, то есть отремонтировал байскую конюшню, которая послужила школой, терпя трудности и лишения, снося насмешки и оскорбления, избитый досмерти бай-манапскими кольями, несмотря на угрозы, учит с таким необыкновенным упорством, чтобы оторвать детей односельчан от их невежества и нежелания быть образованными.

В итоге его добросовестный труд не пропал даром.

Кыргызким детям, не выходившим за пределы своего аила, Дуйшен со словами «школа», «учёба» открыл большой мир. И чтобы проложить дорогу их будущему, он вложил в образование и воспитание общества, в свою профессиональную деятельность громадный труд. А ведь он учил детей не только читать и писать, он учил жить, дал уроки человечности, учил делать добро, не скупился на щедрость… И именно поэтому он – настоящий учитель

В следующем третьем эпизоде показан яркий облик учителя Дуйшена:

«Когда мы в первый раз пришли в школу, учитель усадил нас на разостланную по полу солому и дал каждому по тетрадке, по карандашу и по дощечке.

– Дощечки положите на колени, чтобы удобнее было писать, — объяснил Дюйшен.

Потом он показал на портрет русского человека, приклеенный к стене.

– Это Ленин!

– Мы будем учиться как он.

– Я научу вас, дети, читать и считать, покажу, как пишутся буквы и цифры… [1, С. 65].

Ч.Айтматов, изображая переживания первого учителя Дуйшена о своём образовании и малограмотности, определяет ещё один принципиальный профессиональный пример.

Образование Дуйшена нельзя сравнить с современным образованием. Этот малограмотный парень, сам с трудом читавший по слогам, не имевший под рукой ни одного учебника, даже самого обыкновенного букваря, не имел ни малейшего представления о программах и методиках. Как он мог отважиться на такое поистине великое дело. Он учил так, как умел, как казалось ему нужным, что называется по наитию. Но он, уходя головой в работу, старается выполнить свое обещание, данное детям “ …Буду учить вас всему, что знаю сам…” .

Благодаря этим качествам Дуйшен становится образцом для наших современных педагогов. Сегодня в школах трудятся учителя, которые имеют дипломы высшего педагогического образования. Но, к большому нашему сожалению, среди них редко встречаются такие, которые относились бы к своей работе так, как Дуйшен. Многие учителя ограничивают познавательные требования, не желая учащихся вмешивать в большую научную среду придерживаясь принципа: “Если дети усвоили тот материал, что дается в учебниках, то это уже большое достижение”.

Мы согласимся с мнением А.Алибекова, который сказал: “Ещё одна принципиальность Дуйшена в том, что он открыто говорит о недостаточности своих знаний, что его интеллектуальный потенциал намного узок от мысленного состояния, и всё это ему необходимо развивать” [3, С. 13].

Затем, образ учителя Дуйшена прекрасно раскрывается в четвёртом эпизоде:

«…– Ручеек ты мой светлый, – сказал он, ласково гладя на меня. – И способности у тебя хорошие… Эх, если бы я мог послать тебя в большой город! Каким бы ты человеком стала!» [1, С. 69].

Оказывается, Ч.Айтматов ещё в 50-60 годы предвидел недостатки современных дуйшеневцев, для которых не хватает прозрачной человечности (не быть властным, авторитарным), мягкости, и даже успел показать эту проблему в своей повести.

В современном обществе нашей молодёжи, может быть, нужна именно такая забота, какую проявляет Дуйшен к своим подопечными. И здесь рождается вопрос: “Нужны ли образованные манкурты для будущего?”

Самое главное, на мой взгяд, современный учитель должен дать не только знания , но и посеять в их сердца зёрнышки нежности, порядочности, человечности. А, может быть, призыв и обращение писателя в произведениях, созданных в 50-60 годы, остаются до сих пор самыми актуальными?

Как показывает время, учитель играет большую роль в духовном развитии личности. Современная молодёжь, как бы печально это не звучало, постепенно теряет такие ценности, как благородность, моральность, отзывчивость, доброта, человечность, из-за чего идёт деградация личности. И перед нами , педагогами, стоит главная задача – найти пути возврата этих жизненных ценностей, воспитать их настоящими людьми, сильными личностями, не забывая при этом образование. Значит, в воспитании будущего поколения учитель сам должен быть образцом подражания во всех отношениях. Именно таким образцовым учителем показан образ учителя Дуйшена.

В пятом эпизоде образ Дуйшена раскрывается ещё ярче и глубже.

«…. после уроков взял меня за руку и отвел в сторону. Сейчас мы с тобой, Алтынай, сделаем одно дело, – сообщил он, загадочно улыбаясь. – Вот эти топольки я принес для тебя. Мы с тобой их посадим. И пока они вырастут, пока наберут силу, ты тоже вырастешь, будешь хорошим человеком. У тебя душа хорошая и ум пытливый. Мне всегда кажется, что ты будешь ученым человеком. Я в это верю, вот посмотришь, у тебя на роду так написано. Ты сейчас молоденькая, точно прутик, такая же, как эти топольки. Так давай посадим их, Алтынай, своими руками. И пусть твое счастье будет в учении, звездочка ты моя ясная… [1, С. 80].

В шестом эпизоде учительский смиренный вид Дуйшена действительно изображается писателем на высоком уровне.

В седьмом эпизоде очень сильно описывается картина, где мастером слова до глубины души передаются душевные переживания главной героини Алтынай Сулаймановны, причиной чего явился её запоздавшийся долг благодарности за доброе сердце Дуйшена, за его добросовестное и честное служение своему народу, за его учительский вид.

Вот как в повести Алтынай размышляет о благосклонности и доброте своего первого учителя и преклоняется перед его мужеством :

«Почему следы людей не остаются навеки на дорогих им памятных местах? Если бы сейчас я нашла ту тропу, по которой мы возвращались с Дюйшеном с гор, я приникла бы к земле и поцеловала следы учителя. Тропа эта для меня — всем дорогам дорога. Да будут благословенны тот день, та тропа, тот путь моего возвращения к жизни, к новой вере в себя, к новым надеждам и свету… Спасибо тому солнцу, спасибо земле той поры…» [1, С. 89]

«Молодежь не знает, каким учителем был Дюйшен в свое время. А среди старшего поколения многих уже нет. Немало учеников Дюйшена погибло на войне, они были настоящими советскими воинами. Я обязана была поведать молодежи о своем учителе Дюйшене. Каждый на моем месте должен был бы это сделать. Но я не бывала в аиле, не знала ничего о Дюйшене, и со временем его образ превратился для меня словно бы в дорогую реликвию, хранимую в музейной тиши» [1, С. 95 ] – в разных условиях нашей многогранной человеческой жизни, в интересных хлопотах пробежавщего времени, когда-то учитель, самый близкий ей человек, освободив её из рук жестокого бая, сказал:

– Будь здорова, счастливого пути, прощай, родная… Не бойся, иди смелей. [4, С. 41].

Так вспоминает Алтынай дорого учителя, бежавщего рядом с вагоном, провожая её в ташкентский детский дом. Оказывается, настоящий учитель — это действительно божественный человек, который открывает вечную жизненную дорогу своим ученикам, отдающий все свои знания, готовый пожертвовать собой ради их счастливого будущего.

Среди всех других персонажей Ч.Айтматова образ Дуйшена является самым ярким образом.

Этот образ досконально и разносторонне изучен писателем. Он стал героем времени. Как показывает практика, сегодня наши уважаемые культурные представители интеллигенции, работающие в области образования, отличаются от Дуйшена какой-то необъяснимой нами чертой. Поэтому мы должны расмотреть, как и чем современный учитель в условиях рыночной экономики может отличаться от Дуйшена.

Профессия учителя – это несгибаемая, ответсвенная профессия. Дуйшен был именно таким учителем-героем, который достойно выполняет долг, ставя его превыше всего. Он отличается от современных высокообразованных передовых интеллектуально- развитых учителей своей человечностью, простотой, теплой заботой. Это настоящий педагог, который, понимая действительность, берёт на себя непосильное бремя своего народа. Конечно, не каждый ради счастья другого может просеять зёрнышко доброты, порядочности, теплого и внимательного отношения к людям, заботы о молодёжи, и это, как вы знаете, даётся нелегко. Вот такой высокой человечностью, чистотой и широтой души отличается наш главный герой Дуйшен от всех остальных.

Вот что пишет известный учитель Апыш Койчусанов: «Нам, учителям, особенно дорога повесть “Первый учитель”. Дуйшен колыбель кыргызских учителей. Его образ нам священ. Мы, старые учителя, прошедшие школу Дуйшена, стали продолжателями начатого им дела. [5, С. 32] Мы очень обеспокоены за будущее нации кыргызского народа. Заботясь о молодёжи, являясь патриотами народа и родной земли, обладая самой почётной профессией герои-учителя поднимают престиж учительского искусства. Дуйшен навсегда останется идеальным героем молодёжи и учителей.

Образ Дуйшена в повести является собирательным художественным образом. Писатель в нём собрал все лучшие качества тех учителей, с которыми он был близко знаком. “ Образ Дуйшена,- как отмечал Ү. Култаева, — это образ самых первых учителей, стоящих у истоков становления советской власти в стране» [6, С. 44], когда тёмному, безграмотному кыргызскому народу, как воздух и вода, нужны были борцы и агитаторы, подобные учителю Дуйшен. И именно в это время в разных уголках нашей молодой страны трудились такие герои.

Литературная вселенная Айтматова – останется для всего человечества школой обучения. Взявший в основу произведения жизненные события или один отрывок из жизни и правильно по определённой цели это направить, т.е. высокая идейность миропонимания Ч.Айтматова является характерной особенностью, — отмечает ученый Б.Керимжанова [8, С. 118]. Внешний облик героя, его поступки, отдающий всю себя своей работе, ставший интересы общества выше своих интересов – все это с профессиональным мастерством описывается писателем. Список тех, кто одним из “первых” вложил большой вклад в область образования, начинается с яркого образа Дуйшена. В литературном поприще 50 годов образовательные и агитационные работы были главным долгом писателей. Учитывая все это Ч.Айтматов доступно показал образ учителя, взвалившегося на себя ношу народа. Через изображение нравственно-эстетического мира, человеческой совести, надежды и мечты персонажей произведения, добившихся своих целей несмотря на невзгоды и трудности читатель понимает основную тему и идею произведения.

Список литературы

  1. Айтматов Ч. Чыгармалардын сегиз томдук жыйнагы. – Б., 2008
  2. Байгазиев С. Цивилизация жана Ата журт. – Б., 2008. – 798-б.
  3. Алимбеков А. Айтматовдун мугалимдери – асылдыктын өрнөктөрү //Zaman Кыргызстан. – 2009, 9-январь.
  4. Айтматов Ч. Биринчи мугалим. – Ф., 1978
  5. Акматалиев А. Ч. Айтматовдун чыгармачылык жолу. – Ф., 1988.
  6. Култаева Ү. Турмуш чындыгы жана көркөм образ. – Б., 2002
  7. Абытов Б. Историзм в творчестве Чингиза Айтматова. Вестник 6ш ГУ. Часть I. Ош. – 2008. С. 1-6.
  8. Керимжанова Б. Адабият жана көркөм чеберчилик (Илимий макалалар, адабий портреттер, заметкалар, очерктер) –  Ф., 1980.
  9. Бектуров Т. М. Duishen as the first teacher-enlightener in interpretation by Ch. Aitmatov. – №3, 2018. – 33-37.

Интересная статья? Поделись ей с другими:



Чингиз Айтматов (1928- 2008) и Толепберген Каипбергенов (1929–2010) — писатели-современники, фигуры значимые для ХХ века. Оба в своем творчестве были сосредоточены на проблемах литературного творчества, роли и задачах художника в современном мире, при этом особое внимание уделяли вопросу духовности человека. Художественное сознание Ч. Айтматова понятно и близко сюжетами, образами, композицией, стилистикой, то есть всеми теми художественными средствами, что составляют тюркский мир, тюркский язык, его нравы и обычаи. Т. Каипбергенов, писатель, благодаря художественно–публицистическим произведениям которого, широкой общественной деятельности, мир узнал о драматическом пути каракалпаков в истории, о стремлении к самоопределению, о самобытной культуре и литературе древнего народа, о трагедии ХХ века — гибели Аральского моря. По силе поднятых и решаемых морально–нравственных проблем в творчестве, в общественной и государственной жизни, оба заслуживают высокого звания «Гражданин мира».

Литература в разные эпохи, по–разному освещает тему учителя и учительства. Для нас важно определить формирование в национальных литературах современных представлений о роли учителя. В этом контексте изучение образа учителя представляется чрезвычайно плодотворным и значимым. Открывая для себя учителя в произведениях Ч. Айтматова и Т. Каипбергенова, мы, прежде всего, учимся каждый раз по-новому интерпретировать произведения, мы испытываем постоянное воздействие как самого произведения, так и художественных образов, независимо от изменения исторической ситуации, а это, в свою очередь, воспитывает художественный вкус, способность к сопереживанию, тонкому чувствованию.

Многие писатели ХХ века пришли в литературу из школы. Окончив педагогические вузы, работая учителями, материал для своих произведений они брали из школьных будней. Почти одновременно Ч. Айтматов и Т. Каипберегенов обратились к теме учителя и учительства. Это повести «Первый учитель» (1962) Ч. Айтматова и «Спасибо, учитель!» (1958) Т. Каипбергенова. Учитель в их произведениях — образ не случайный. Ведь профессию учителя и профессию писателя связывает один объект образования и воспитания — его народ.

К образу учителя Ч.Айтматов и Т.Каипбергенов обратились под влиянием великих русских образцов XIX–ХХ веков: Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, М. Горького, М. Шолохова, а также среднеазиатских писателей С. Айни, С. Муканова и др. Писатели в своих произведениях показывают, какое значение на нас и на нашу нравственность оказывают учителя. Во многих произведениях поднимается тема человека, который решил посвятить себя скромному, но одному из величайших дел в истории.

Анализ образа учителя в повестях Ч. Айтматова и Т. Каипбергенова позволяет выявить взгляд, позиции авторов на проблемы общения, воспитания, образования. Всем ходом произведений писатели взывают к пересмотру, переделке устаревших понятий в воспитании детей и взрослых, в образовании, во взаимоотношениях людей. Специфика образа учителя обусловлена тем, что в повестях, в личностях учителей Дюйшена и Менлимурата показана их духовно–просветительская, нравственная позиция, нежели обучение грамоте. Они — борцы за новые социальные преобразования в селе, с устаревшими общественными нормами, за новые человеческие взаимоотношения между людьми. Следует учитывать, что в 30-е годы, во время всеобщей ликвидации безграмотности, школы не ставили иных задач, кроме как обучения чтению и письму.

Уже само заглавие произведений говорит само за себя, соотносится с идеей, с той проблемой, которая в них ставится и решается, оба посвящены роли учителя. Повести «Первый учитель» и «Спасибо, учитель!» стали значимыми для национальных литератур XXв., так как повествуют о сложном для народа историческом периоде — утверждения новых взаимоотношений человека и среды, появления новой личности, борьбы новой власти и старых взглядов, борьбы с предрассудками, становления новой литературы. В этот период учитель для учеников является жизненным образцом, наставником, заменяющим даже родителей, поэтому образ педагога оценивается как положительный. Таковы учителя Дюйшен и Менлимурат. В творчестве писателей изображается «высокий» тип учителя, воплотивший просветительскую позицию писателей, характерную для национальных литератур середины XХ века. Дюйшен и Менлимурат — герои, совершившие подвиг во имя справедливости, добра и любви, проявили социальное и личное бесстрашие.

Для писателей важно было показать, какое значение на нас и нашу нравственность оказывают учителя. При этом оба были далеки от дидактики, нравоучения. Неизменным была вера в человека [1]. И когда Айтматов говорит, что «художник начинается с впечатлений детства и юности», за этим стоят не только происхождение (оба выходцы из аула), но и полученные обширные наблюдения историко-литературной науки, личный творческий опыт. Айтматов и Каипбергенов прошли суровую школу жизни, испытания военным временем. С десяти лет Ч. Айтматов трудился на колхозных полях, в годы войны, в четырнадцать лет — в должности секретаря сельсовета. Затем работал налоговым агентом, учетчиком Т. Каипбергенов, будучи учеником 6 класса, из-за нехватки на селе учителей стал учительствовать в младших классах, а после школы твердо решил стать учителем, поступив на факультет русского языка и литературы пединститута.

Оба писателя рассматривали учительство широко, не как обучение конкретному предмету, а как особую роль писателя в воссоздании внешнего проявления реальности и внутреннего состояния личности, как своеобразный нравственный урок обществу.

Творчество Ч.Айтматова, по признанию критиков «несет в себе, то высокое духовное лирическое наполнение, которого часто не хватает в современной литературе. Его произведения заставляют с любовью и душевной чувственностью смотреть на окружающий мир, воспринимать ту красоту, которой он насыщен» [4, с. 134]. О повести «Первый учитель» Ч.Айтматов говорит: «…я хотел утвердить наше понимание положительного героя в литературе… Я постарался взглянуть на этот образ нашими, современными глазами, я хотел напомнить теперешней молодежи о ее бессмертных отцах» [4, с. 134]

Учитель не по профессии, а по призванию Дюйшен учит новой жизни так, как сам ее понимал. Он был первым учителем не только потому, что учил читать и писать, а потому, что дал первый толчок человеческому сознанию, утверждал дорогу, ведущую в будущее. Созданный писателем художественный образ — своеобразный способ исследования жизни.

Исследователи давно заметили схожесть идейно — художественных задач повестей, сказавшихся в построении сюжета: оба учителя приезжают в дальний аул обучать местную детвору и встречают сопротивление окружающих, живущих по стереотипам феодализма, набирают учеников, открывают школы, учителя с учениками активно включаются в классовую борьбу. В образной системе — колоритные образы представителей социальных слоев, богачей и бедняков. Повествование ведется от имени подростков — 14 -летней Алтынай и 12- летнего Турдымурата. Эти и другие параллели, однако, не отменяют своеобразия подходов художников к решению избранных задач, и являются, по признанию исследователей, открытиями эпохи [8].

Повести Айтматова и Каипбергенова принято сравнивать, хотя они отличаются разными подходами к теме. Литературовед М. К. Нурмухамедов восторженно отозвался о повести «Спасибо, учитель!», заметив тематическую близость повестей: «В учителе Т. Каипбергенова есть что–то от «Первого учителя» Ч. Айтматова». Ученый отмечает духовное родство и одинаковую судьбу киргизских и каракалпакских учителей, общность проблем, волнующих писателей» [8, с. 19].

У Айтматова, хотя основная тема произведения и связана с учителем, школой, ученичеством, тема его — борьба старого с новым. Адресат произведения — главным образом взрослые читатели. Повесть отличается своей философичностью, здесь сошлись многие нравственные вопросы. Здесь изображается процесс взросления маленького человека, испытавшего недетские переживания, перенесшего оскорбление от поступков взрослых. Это повесть о первой любви, любви чистой и наивной, робкой, которая зацвела с первыми весенними лучами, но из-за людской корысти так и не успевшая расцвести. Это любовь, которую когда-то Дюйшен заронил в душу Алтынай, и которую она пронесла через всю свою жизнь как нечто священное. Отсюда и жанровое определение повести — лирическая проза.

По существу, Ч. Айтматов представил нам судьбу одиночки, который предан был высоким идеям, но его никто не понял, он так и остался в глазах окружающих чудаком. У Айтматова название повести тяготеет к обобщению, как «первая любовь», «первая весна» — определениям, важным на начальном пути человека и от этого оставляющего глубокий след в его памяти навсегда.

У Т. Каипбергенова название не несет такого глубокого осмысления, оно скорее вызвано простой человеческой благодарностью воспитанников учителю, изменившему взгляды, их жизнь навсегда. Повесть Т. Каипбергенова о детях и предназначена детям, она относится к детской прозе. Цель писателя — показать преимущества новой школы, новой жизни, подсказать детям верный путь развития.

Важно то, что под влиянием учителей Дюйшена и Менлимурата происходят перемены в сознании маленьких героев, становление личностей — Алтынай («Первый учитель»), Турдымурата, Турдыбая, девочки Гулай, а также сына муллы Сарсенбая («Спасибо, учитель!»). Прежде всего, меняются психологические взгляды, характер, становление учеников на пути добра, честности, самоотверженности.

Тема учителя и учительства сопровождала Т. Каипбергенова и в дальнейшем. В 80-е годы, в поисках героя времени, нашего современника, писатель вновь обратится к образам учителей. Другой тип учителя, в творчестве уже зрелого мастера, предстает в его очерках «Лик доброты» (1985) и «Монолог учителя» (1987), первоначально напечатанных в газете «Правда». Таковы сельские учителя — биолог Хожамберген Иембергенов («Монолог учителя») [5, с. 82–83] и учитель английского языка Алланияз Утениязов (очерк «Лик доброты») [6, с. 97]. Главное в них — преданность своему делу. Это учителя — наследники Дюйшена и Менлимурата, которые в новых социальных условиях не растеряли гуманистических качеств, но для которых профессиональные умения и навыки неразрывны от духовных качеств.

О беспримерном подвиге учителя Алланияза Утениязова — личности неординарной, характерной для нашей жизни, который взял себе в обязанность бескорыстно помогать односельчанам строить дома, возделывать приусадебные участки, впоследствии был создан документальный фильм, демонстрировавшийся по Центральному телевидению. Кому-то пример А.Утениязова может показаться всего лишь одним из «ликов доброты». Важно то, что среди людей благородной профессии нашелся человек, учитель А. Утениязов, — «некое воплощение человеческого труда, извечно живой и бдительной человеческой совести». Скромный сельский учитель, многодетный отец, в свободное от работы время бескорыстно помогает старикам и инвалидам, ветеранам войны, да и просто жителям аула, возводить дома или возделывать землю на приусадебном участке. Так, национальная черта нашего народа — добровольно и бескорыстно помогать людям в строительстве домов — «хашар», поднята писателем до уровня героического, совершаемого героем ежедневно, принятого им как естественный позыв души. Однако не всеми понимается бескорыстие души учителя, даже иным коллегам, руководству села невдомек: какая выгода движет поступками учителя?

Писатель не перестает думать о простых людях, не запятнавших себя низкими поступками. И все-таки, почему же им, обычным нормальным людям, бескорыстие кажется смешным, ненатуральным, а сам он, этот учитель — бессребреник, кажется блаженным? Прощаясь со своим героем, писатель так отзывается об учителе: «Обыкновенный и вместе с тем необыкновенный человек. Я же так понимаю — этот простой учитель из сельской глубинки, сам того не сознавая, строил свою жизнь по законам гордых, сильных духом, честных и отзывчивых людей из народа. Он сознательно не хочет воспринимать свою ежедневную помощь людям как героический подвиг. Таково его естество, такова его природа. И он вынес эти чувства из самого сердца народного. Да, он оказался тогда, в 1980-е годы, гигантом среди лилипутов. Но своим делом он подавал пример сыну, ученикам, людям. И даже если у учителя Алланияза Утениязова найдется хоть один последователь, хоть один сподвижник, то и тогда дело его не будет проиграно» [6, с. 97].

Очерк Т.Каипбергенова был воспринят как свидетельство неувядающей мощи человеческого духа, веры в людей. На таких учителях из сельской глубинки, как Хожамберген Иембергенов, Алланияз Утениязов и держится земля. Эту всемирную отзывчивость души человека, воплощенную в литературе, Ч.Айтматов сформулировал так: «Литература должна самоотверженно нести свой крест вторгаться в сложности жизни, с тем, чтобы человек знал, любил, тревожился за свое доброе, лучшее, достойное в себе, в людях, в обществе. В этом я вижу истинное назначение искусства» [3, с.134].

Литература:

  1. Айтматов Ч. Первый учитель. Издательство «Детская литература». Москва, 1962.
  2. Айтматов Ч. Верю в человека // Правда. 14/5. 1987.
  3. Айтматов Ч. Статьи, дилогии, выступления, интервью. М., 1988.
  4. Каипбергенов Т. «Спасибо, учитель!». Перевод Ю. Романченко. — М., Изд. «Детская литература», 1966.
  5. Каипбергенов Т. Монолог учителя// Каипбергенов Т. Из юрты — в мир. Время. Жизнь. Литература. — Нукус, «Каракалпакстан», 1987.
  6. Каипбергенов Т. «Лик доброты»// «Т.Каипбергенов «Из юрты в мир». — Нукус, «Каракалпакстан», 1987.
  7. Нарымбетов Ж. Каракалпакский роман. — Ташкент, «Фан», 1974.
  8. Нурмухамедов М. К. Судьбы народов — судьбы литератур. — Ташкент, 1982.
  9. Шермухамедов П. «Искрится талант — надо его поддержать»// Мир писателя: его книги, его народ. — Нукус, «Каракалпакстан», 1982.

Основные термины (генерируются автоматически): учитель, писатель, повесть, Литература, произведение, век, жизнь, какое значение, роль учителя, сельская глубинка.

книга Чингиза Айтматова
Кадр из фильма «Первый учитель»: YouTube / Киноконцерн «Мосфильм»

Повесть «Первый учитель», краткое содержание которой представлено читателям, затрагивает трепетные струны человеческой души. При прочтении порой наворачиваются слезы, стоит ком в горле, но светлое чувство любви и безграничной веры в добро в конце повествования окрыляет. С подробным анализом гениального сочинения можно познакомиться в статье.

«Первый учитель»: краткое содержание

Произведение «Первый учитель», краткое содержание которого знакомо каждому школьнику, вошло в историю классической литературы как пример силы человеческого духа и гуманизма. Его автор — киргизский писатель Чингиз Айтматов. Он приобрел первую славу благодаря этому произведению. Книга описывает:

  • непростой для Киргизии период становления социализма;
  • трудности общественной организации, отрицание, с которым столкнулась новая власть;
  • борьбу с устаревшими традициями жесткого патриархата;
  • стремление молодежи к развитию и постоянному движению вперед.

Автор акцентирует внимание на том, что ломка стереотипов начинается с маленьких шагов каждого человека и ведет к большим переменам. Вот что открывает произведение Айтматова:

Экспозиция

Повесть «Первый учитель» начинается с ностальгических воспоминаний главного рассказчика — Художника. Творческий человек находится в кризисе: сюжет нового полотна не приходит на ум.

Красочные воспоминания художника о родном крае изложены в главе «Два тополя». Здесь описан холм возле селения, в котором прошло детство рассказчика. На месте этих деревьев ранее была первая сельская школа, которую организовал комсомолец Дюйшен. Волна ностальгии не оставляет в покое художника, и вскоре мастер получает телеграмму с приглашением посетить родные края.

Завязка

Прибыв в небольшую деревушку Куркуреу, художник становится свидетелем торжественного открытия новой колхозной школы. На церемонии присутствует много важных лиц, среди которых академик, философ и научный деятель Алтынай Сулайманова. Она была землячкой художника и приехала в аил по приглашению компартии.

Чингиз Айтматов и его произведение «Первый учитель»

Эпизод из фильма «Первый учитель»: YouTube / Киноконцерн«Мосфильм»

В завязке знакомимся с образом главного героя — Дюйшена. Первые впечатления о нем у читателя формируются из обрывочных суждений односельчан, насмешливо характеризующих дедушку:

  • малограмотный чудаковатый старик;
  • часто и без причины улыбается;
  • добродушен и наивен, как ребенок.

Все эти слова почему-то больно ранили не самого Дюйшена, а Алтынай, которая в скором времени покинула родной аил, выслав художнику телеграмму с объяснениями.

Развитие событий

Краткое содержание «Первый учитель» будет неполным без пересказа телеграммы академика Алтынай, которая поведала новому знакомому свою историю. В 1924 году, когда в аиле только установилась советская власть, Дюйшен (на тот момент амбициозный юноша) решил открыть небольшую школу.

Располагалась она на холме, где раньше было здание старой конюшни. Парень самостоятельно подготовил место для будущих занятий, укрыл пол снопами соломы и на свое скудное жалованье закупил дрова. После он стал приглашать учеников — местных детишек. Вначале желающих обучаться грамоте было немного, но вскоре популярность учебного заведения выросла.

Одной из учениц Дюйшена была Алтынай — бедная сиротка, над которой издевалась ее тетка. Первый учитель расположил к себе детей и влюбил их в удивительный мир книг. Хоть сам он читал по слогам, но его запал к получению новых знаний пробудил в ребятах искру, что позже переросла в пламя — большое желание и стремление учиться.

Кульминация

Так проходили будни молодого парня Дюйшена: он ежедневно посещал школу, обучал детей грамоте и рассказывал им о важности образования. Но однажды к нему пришла заплаканная Алтынай и сообщила, что дядюшка отдает ее замуж в горный аул за старого деда.

Когда это событие состоялось, учитель не оставил в беде воспитанницу. Он явился в аил с отрядом милиции и забрал Алтынай, отправил ее в городе. Правда, ему пришлось поплатиться за свой благородный поступок: его избили родственники девушки.

Развязка

Первый учитель вернулся к преподавательской деятельности в родном аиле, а девушка продолжила учиться, со временем стала доктором философии, лектором и уважаемым научным сотрудником. В старости Дюйшен так и остался жить в деревне, а его подвиг односельчане забыли. Но первые ученики помнят и гордятся своим наставником, неся его человеколюбие в жизнь

Эпизодический момент фильма «Первый учитель»

Эпизод фильма «Первый учитель»: YouTube / Киноконцерн «Мосфильм»

Эта повесть — ода гуманизму, как говорил сам Чингиз Айтматов. «Первый учитель» — знаковое произведение, прославляющее силу человеческой воли и веры в лучшее, которые способны сломать даже самую жесткую укоренившуюся систему.

«Первый учитель»: анализ произведения

Книга «Первый учитель» заслуженно понравилась как совсем юным, так и зрелым читателям. Образ главного героя влюблял в себя, а красочные описания пейзажей погружали в атмосферу произведения. Чтобы лучше понять замысел, проведем детальный анализ книги:

История создания

Литература должна касаться актуальной проблематики. Именно так считал Чингиз Айтматов. «Первый учитель» — яркое воплощение этого постулата писателя. Произведение написано в далеком 1961 году, а издано ровно через год — в 1962-м.

Выходец из маленького киргизского аула, автор отобразил свои размышления на тему провинциальной жизни и сложностей обучения. Книга стала частью школьной программы, по ее мотивам режиссер Андрей Кончаловский снял одноименный фильм, вышедший на экраны в 1965 году.

Тема и конфликт

Пожалуй, одна из главных тем произведения — идея прославления труда педагогов. Дюйшен — яркий пример того, как любознательность и жажда новой информации перерастает в дело всей жизни и дает плоды.

Кроме того, Чингиз Айтматов поднимает острые конфликты в произведении:

  • конфликт поколений и мировоззрений;
  • энтузиазм, который сталкивается с безразличием;
  • отношение невеж и невежд, которые никогда не смогут оценить педагогический подвиг Дюйшена;
  • борьба с патриархальной системой, которая давно отжила свое.

Особенности композиции и жанр

Многие критики настаивают на том, что произведение «Первый учитель» похоже на балладу: такая же ритмика и динамика сюжета, описание героического поступка, напряженный сюжет. Но все же сочинение считают повестью:

Экранизация произведения Айтматова

Экранизация книги Айтматова: YouTube / Киноконцерн «Мосфильм»
  • прозаический жанр, который схож с коротким романом;
  • в сюжете задействовано небольшое количество героев;
  • фабула охватывает небольшой отрезок времени, а ретроспектива позволяет узнать детали подвига учителя.

Сам автор называл свое творение живописной картиной, а множественные эпитеты и сравнения этот факт только подтверждают. Критики же называют повесть «Первый учитель» музыкальным произведением, отличающимся такими чертами, как: тихое, меланхоличное вступление, ряд нарастающих аккордов, увеличивающих напряжение и громогласная развязка.

Характеристика главных героев

Повесть «Первый учитель» интересна тем, что имеет сразу двух рассказчиков — художника с его сентиментальными размышлениями и Алтынай, которая делится воспоминаниями.

Но все же главный герой произведения — учитель Дюйшен. Вначале он предстает пред нами малограмотным, милым и добродушным стариком, над которым подшучивают односельчане. Но они не способны оценить вклад этого мужчины в жизни их детей. Автор рисует такой портрет Дюйшена:

  • амбициозный, инициативный энтузиаст;
  • бесконечно верящий в людей, их доброту и бескорыстность;
  • не теряющий веру и влюбленный в свое призвание;
  • настойчивый и любознательный;
  • со сложной, но красивой судьбой;
  • он гуманист.

Повесть «Первый учитель» показывает нам, насколько важно реализовать себя в том деле, которое ты искренне любишь, как необходимо сохранять веру и любовь к человечеству в самые темные времена.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1880283-pervyj-ucitel-kratkoe-soderzanie-i-analiz-proizvedenia/

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ рассказа Первый учитель Айтматова

Анализ рассказа Первый учитель Айтматова

Ч. Айтматов в повести «Первый учитель» повествует о самой настоящей любви к человеку, к людям. Он пытается выяснить, способен ли человек исполнить настоящий подвиг ради другого.

По своему романтичному описанию, повесть «Первый учитель» можно было бы отнести к балладе, но писать намеренно ушел от этого, чтобы повесть не ассоциировалась с каким-то одним геройским поступком, а характеризовала людей в целом. В описаниях природы, мы видим зашифрованные поступки людей, своеобразные метафоры.

Главный герой – первый учитель – Дюйшен поражает своей сложной, витиеватой и красивой судьбой. В самом начале повести мы начинаем его узнавать из рассказов односельчан. Они не придают ему значения, отмахиваются и сообщают какие-то незначительные детали – чем он занимается, как он выглядит. Мы не видим не героя, а видим обычного человека. Но вместе с тем, из рассказов односельчан мы понимаем, что главный герой не похож на обычных деревенских людей – чертами лица, одеждой.

Дюйшен принимает решение, после своей службы в Красной Армии вернуться к себе в село и работать педагогом. Действие происходит в 1924 году. А что мы знаем об этих временах? Сплошная безграмотность среди деревенского населения. Даже сами учителя были полуграмотными. Поэтому в поступке Дюйшена мы видим настоящий героический поступок. Он взял обучение в свои руки – отремонтировал помещение конюшни, чтобы оно было пригодно для занятий. Оборудовал скамей, столы. Затем он стал собирать учеников. Многие смотрели на него как на сумасшедшего и отмахивались, а кто-то и руганью прогонял со двора.

Постепенно, Дюйшен находит своих первых учеников. Не смотря на все тяготы, дети тянутся к знаниям, им приходится добираться в школу через каменистую речку, которая зимой становится ледяной и обжигает ноги. Учитель на руках переносит малышей через реку. На это смотрят самодовольные наездники в овечьих шубах и усмехаются поступкам учителя.

Также мы видим героический поступок учителя, когда он спасает маленькую девочку, практически вырывая её из лап общественных устоев, традиций и бедности.

Все эти поступки наталкивают местных жителей на мысль, что их устои уже давно устарели, и нужно идти вперед, что то менять. Дюйшен постепенно приобретает союзников, которые согласны менять жизнь.

Мы видим, как главные герой становиться своеобразным мостиком для местных жителей на пути к будущему. Он жертвует ради своих принципов многим, практически готов пожертвовать свою жизнь, если это повлияет на разум местных жителей и их устои.

Обычное село преображается под действием всего одного человека, для которое главными в жизни является – справедливость и стремление к прогрессивному будущему.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Первый учитель Айтматова

Анализ рассказа Первый учитель Айтматова

Популярные сегодня темы

  • Описание картины Вид Константинополя при лунном освещении Айвазовского сочинение

    Больше всего на свете Айвазовскому нравилось рисовать не только море, но еще и разные города и страны. Частенько он бывал в Турции, именно поэтому на многих полотнах можно увидеть эту страну.

  • Гости Обломова и цель их прихода

    Илья Ильич Обломов, главный герой романа И.А. Гончарова, умный и образованный человек, отошел от всех дел и ведет пассивный образ жизни. Он целыми днями лежит на диване

  • Сочинение по сказке Щелкунчик Гофмана

    Сюжет сказки знаменитого немецкого писателя Гофмана переносит нас в удивительный волшебный мир Кукольного царства. Действия сказки приходятся на канун Рождества, поэтому автор во всех подробностях описывает всё

  • Анализ произведения Тургенева Малиновая вода

    У каждого автора имеется большое количество произведений, которые помогают не только задумываться, но и порой менять что-то в своей жизни в другую сторону.

  • Сочинение Чему учит сказка Андерсена «Снежная королева»? 5 класс

    Я люблю читать сказки. В сказке Ганса Христиана Андерсена «Снежная Королева» описана история дружбы между мальчиком и девочкой. Злой Троль разбил свое волшебное зеркало и осколками от него замораживал сердца людей и делал их жестокими и эгоистичными.

Слайд 1Исследовательская работа на тему:
«Образ учителя в произведении Ч.Айтматова

«Первый учитель».

Исследовательская работа на тему:«Образ учителя в произведении Ч.Айтматова         «Первый


Слайд 2Цель исследования – проследить динамику образа в художественном произведении .
Задачи исследования:
1.Изучить произведения Чингиза

Айтматова «Первый учитель», в котором раскрывается образ учителя;
2.Раскрыть характер главного героя в повести. 3.Познакомиться с биографией Чингиза Айтматова.
4. Проанализировать и обобщить полученные данные.
Объект исследования – собрать и обработать материал по теме.
Предмет исследования – образ учителя и его взаимоотношения с учащимися.

Цель исследования – проследить динамику образа в художественном произведении .Задачи исследования:1.Изучить произведения Чингиза Айтматова «Первый учитель», в котором раскрывается


Слайд 3учитель
КОНКУРС
СОЧИНЕНИЙ
КОНКУРС
РИСУНКОВ
КОНКУРС
СТИХОТВОРЕНИЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

учительКОНКУРССОЧИНЕНИЙКОНКУРСРИСУНКОВКОНКУРССТИХОТВОРЕНИЙИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


Слайд 8Чингиз Айтматов показал образ настоящего учителя, способного научить добру, любви и

стремящего всегда прийти на помощь. Главный герой-это яркий представитель нового поколения , обладающий широким кругозором и готовностью жертвовать ради становления всеобщей справедливости.

Чингиз Айтматов показал образ настоящего учителя, способного научить добру, любви и стремящего всегда прийти на помощь. Главный


Слайд 9ФОТО ИЗ КИНОФИЛЬМА «ПЕРВЫЙ УЧИТЕЛЬ»

ФОТО ИЗ КИНОФИЛЬМА «ПЕРВЫЙ УЧИТЕЛЬ»


Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Образ учителя в рассказе астафьева фотография на которой меня нет
  • Образ снежной королевы в сказке андерсена 5 класс
  • Образ учительницы из рассказа уроки французского
  • Образ снегурочки в сказке островского
  • Образ учителей в комедии недоросль сочинение

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии