Международный литературный конкурс «Купель» (по произведениям А. Костюнина) на тему «Мой любимый учитель»
Эссе „Учитель! Как много скрыто в этом слове!.. ‟
Да разве есть ещё такая должность,
Где нужно столько знать, уметь, успеть,
Не растеряв энергии и веры,
Где не работать надо, а гореть?!
Учитель! Какое замечательное, нужное, трепетное слово! Эти три эпитета, на мой взгляд, как нельзя лучше подходят к слову „учитель‟. Я восхищаюсь представителями этой профессии, это люди какой-то особой породы! Мне повезло: и в общеобразовательной, и в детской школе искусств меня обучают прекрасные педагоги, знающие, любящие дело своей жизни и нас, детей; отзывчивые, интересные, увлеченные люди. Каждый урок – это какое-то открытие, это шаг к постижению чего-то нового, это встреча с человеком широкой души и большого сердца!
Я очень люблю читать, и многие мои одноклассники не понимают меня, но именно прикосновение к книге, перелистывание ее страниц погружает нас в удивительный, особый мир. Поэтому уроки литературы оставляют в моей душе определенный след. Хорошо помню, когда я училась в шестом классе, яркое впечатление на меня произвел рассказ В.Г. Распутина „Уроки французского‟, мне близка позиция Лидии Михайловны, я осудила поступок директора, сюжет рассказа заставил меня задуматься над вопросом, а как бы поступила я в данной ситуации (по окончании школы я собираюсь связать себя с педагогикой и стать хореографом). Так меня увлекла проблема „взаимоотношения учителя и учеников‟. Я поделилась своими мыслями, объяснила, что меня конкретно привлекло в рассказе, что возмутило. Мне хотелось продолжить знакомство с поднятой проблемой. И тогда, по совету моего учителя русского языка и литературы, я прочитала повесть А. Г Алексина „Безумная Евдокия‟ и рассказ А.В. Костюнина „Поводырь‟.
Узнав о литературном конкурсе „Купель‟ и возможности поразмышлять над интересующей темой, я решила высказать свои мысли после прочтения рассказа „Поводырь‟. Быть может, мои рассуждения окажутся детскими, наивными, но я с первых уроков литературы усвоила слова своего учителя: „Литература – это искусство слова. Понятно будет то произведение, которое вы пропустите через себя, пройдете тропами героев‟.
Так вот именно это со мной и произошло… Я хочу поблагодарить автора рассказа „Поводырь‟ Александра Викторовича Костюнина, который в нескольких страницах описал становление героя, его восхождение на вершину служения Музе, а заслуга в этом — Учителя, человека-труженика, человека, у которого большое трепетное сердце, золотые руки и настоящий талант.
Первое, на что я обратила внимание, — название рассказа „Поводырь‟, которое меня заинтриговало, потому что это слово я встретила впервые. Оказывается, „поводырь‟ — это устаревшее слово, которое обозначает провожатый, проводник, ведущий; человек, который водит кого-нибудь; слепой с мальчиком поводырем. Тогда получается, что поводырь – это Магомед, который в течение пяти лет водил своего слепого учителя, был его опорой, выдерживал насмешки, оскорбления, звучащие вслед. Но с другой стороны, Учитель стал поводырем для Магомеда в музыке и жизни. За эти годы Учитель и его ученик стали поистине родными, близкими и нужными друг другу людьми.
Как ярко и четко создан облик истинного Учителя, Учителя с большой буквы: „Али, не ту ноту взял. Попробуй еще. И по-новой. Десятки раз. Пока не добьется идеального исполнения… Музыка стала для нас вторым языком межнационального общения… Он никогда не взрывался. Антонин Карлович – человек мудрый. Добрый‟. Вот далеко не полный портрет Учителя, а в ответ на это: Магомед в классе никого не боялся и всегда был за Учителя горой; никогда не смел ему солгать. А как проникновенно и трепетно сказано: „Он не отец, не дедушка, не дядя… Оказалось, важнее‟.
Магомед, спустя год занятий, стал в оркестре „первой скрипкой‟, затем, впитывая наставления, уроки Учителя, стал настоящим музыкантом и мечтал поступить в Дербентское музыкальное училище, о своей мечте случайно проговорился Учителю. И опять его Поводырь рядом, оказывается, „многие виртуозы обязаны начальным шагам в мире гармонии звуков первому Устазу, этому скромному слепому музыканту‟. Поэтому Магомеда приняли в училище без профильной школы. Это новый этап в жизни Магомеда. Значит, предстоит расставание со своим Учителем. И вот просьба: „Магомед, отведи меня в дом престарелых. Не хочу один здесь‟.
Я с болью читала эти строки, как понятно, что Учитель не сможет жить без своего ученика, а ученик не сможет ничем помочь Учителю. Это решение далось Магомеду трудно: он не понимал, как можно отвести дорогого ему человека в приют. „У нас на Кавказе родителей не бросают…‟, — думал Магомед. Но еще больше меня поразила жестокость родных детей Антонина Карловича (у него были сын и дочь, которые ни разу не вспомнили об отце)!
Магомед успешно учился, навещал дорогого человека, который всегда говорил: „У меня все хорошо. Главное – учись прилежно‟. И вот годы учебы позади, в руках диплом, поехал к родителям и только потом к Учителю, но опоздал… Осуждать Магомеда я не имею права: молодость, желание получить похвалу от родителей – это все естественно!
Но когда я читала заключительные строчки, мое сердце сжалось от боли: как порой мы бываем невнимательны, откладываем важные вещи на потом и не понимаем: „Нет, никто и никогда не даст нам переписать жизнь на чистовик…‟
Таким образом, я восприняла это произведение как урок нравственности, урок-предупреждение: надо совершать добрые дела вовремя, чтобы потом не жалеть о содеянном, но вместе с тем, я поняла, что Память – это такая универсальная вещь, которая преодолеет время. Поэтому финал рассказа заставил меня немного успокоиться: Александр Викторович Костюнин выполнил просьбу Магомеда: „Александр, я не сумел… Тебя прошу, не дай этому светлому человеку прекратиться. Уйти в небытие. Напиши о нем, как есть… Благодарение Тому, кто не умирает…‟
Да, рассказ „Поводырь‟ не прошел для меня бесследно, он заставил многое пересмотреть, ко многим вопросам отнестись иначе, а еще вдохновил на продолжение и развитие затронутой в эссе темы. Как я благодарна судьбе, которая меня, как и Магомеда, свела с замечательным Учителем. У меня даже родились поэтические строки:
Быть Учителем — это искусство,
Вам оно покорилось сполна,
Ваш талант, мастерство и чуткость
В сердце жить моем будут всегда!..
Позвольте вам о ней рассказать…
Это Нина Алексеевна Вавилова – мой Учитель природоведения (такой предмет был у меня в пятом классе), а теперь — географии. Нина Алексеевна — интересный, справедливый, яркий человек и Учитель с большой буквы. Ее детство пришлось на военные годы (она родилась 15 июля 1941 года в селе Воронцовка Знаменского района в семье тружеников сельского хозяйства).
Их семья была большая, она была одиннадцатым ребенком, но в военные годы была высокая детская смертность, этот жуткий факт коснулся и семьи Нины Алексеевны (четверо детей умерло). Родители, вспоминает педагог, с детства прививали своим детям чувство патриотизма, и, конечно, при первых залпах орудий самый старший брат Анатолий, 1920-ого года рождения, в числе добровольцев записался на фронт. Воевал он на Калининском фронте, он был водителем танка 35-ой танковой бригады в звании сержант. Погиб Анатолий 20 марта 1942 года, похоронен в деревне Кишкино Ржевского района Тверской области; его имя высечено на памятнике в с. Воронцовка. А еще один брат, Николай, — участник Великой Отечественной войны, сведения о нем есть в книге „Во славу Знаменки‟ и в Воронцовском краеведческом музее. Она с гордостью и теплотой говорит о своих братьях, ведь это ее родные люди, именно за нее и ныне живущих они сражались, значит, в память о них она должна добиться в своей жизни чего-то большого, оставить след, доказать, что ее жизнь так же, как и их не пройдет бесследно.
Так вот, сама Нина Алексеевна училась в Воронцовке, где окончила 7 классов с Похвальной грамотой, а с 8-ого по 10-ый классы обучалась в Знаменской средней школе. Тогда не было подвоза детей, как сейчас, не было и горячего питания, ходили на занятия пешком в любую погоду, ведь желание учиться было сильнее временных трудностей. В 1960-ом году она поступила в ТГПИ (Тамбовский государственный педагогический институт) им. Державина на естественно-географический факультет, который окончила в 1965-ом году. По окончании института Нина Алексеевна получила распределение в Старчиковскую школу Знаменского района Тамбовской области. Она вспоминает, что приходилось работать в две смены, потому что было много детей. К тому же приходилось быть и агитаторами, и пропагандистами, и общественниками, ведь учитель „на селе‟ на тот момент был самым важным и нужным человеком. С благодарностью вспоминает она это время: все поддерживали молодого педагога, помогали, если вдруг что-то не получалось, но и ее мнение уважали и часто советовались с ней, то есть ценили педагога с первых шагов ее профессиональной деятельности.
И вот уже сорок четыре года Нина Алексеевна не расстается со школой. За эти годы плодотворного труда педагог удостоена поощрений различного уровня, которые она бережно хранит. Среди них – Грамота Министерства просвещения; звание „Отличник народного просвещения‟, в 2013-ом году удостоена по общественному признанию родителей, обучающихся и коллег звания „Народный учитель Тамбовской области‟. А еще у педагога много наград областного, районного, школьного признания.
А сейчас я хочу рассказать, как Нина Алексеевна проводит свои уроки: она сама артистка, ее голос внятен, четок, на уроке всегда идет диалог с нами, учениками, она дает много сведений, которые не входят в школьную программу, чтобы расширить наш кругозор; имеет место и шутка (педагог дружит с юмором). Она очень хорошо знает свой предмет, но самое главное — она его любит, поэтому увлеченно объясняет любую тему, старается увлечь и нас, а еще и убедить в необходимости знать теорию и историю развития Мирового океана, а также карту мира, ведь мало ли куда забросит нас судьба. Сама Нина Алексеевна много путешествовала по стране, была и за границей, как она говорит, „много повидала на своем веку‟, увлеченно рассказывает о красотах, особенностях климата, образа жизни в разных уголках Родины, но завершает каждый свой рассказ словами: „Краше нашей страны не найдешь!‟ И мы вместе с ней проникаемся любовью и уважением к необъятным просторам своей Родины, родной земли.
Еще Нина Алексеевна любит поэзию, знает наизусть много стихотворений, часто использует их на уроках. Мы тоже готовим к урокам подборку поэтических текстов, отражающих тему урока. Поэтому практически каждый урок географии напоминает Мастерскую учителя и ее учеников.
Уроки географии не проходят бесследно! Так, многие выпускники нашей школы пошли по стопам педагога, уже закончили или в данный момент обучаются на географическом факультете института естествознания, активно занимаются научной работой и по-прежнему советуется со своим любимым школьным Учителем.
Несмотря на свой пожилой возраст (сейчас педагогу семьдесят четыре года), Нина Алексеевна – классный руководитель 10-ого класса. Так как наша школа небольшая (я уже отмечала этот факт), мы все общаемся между собой. Так вот ее ученики говорят о ней: „Нет такого эпизода в нашей жизни, в курсе которого не была бы классная мама, ничего мимо нее не пройдет! ‟В любую погоду, не жалея своих сил и времени, она посещает своих воспитанников, много внимания уделяет ребятам из неблагополучных семей. Она успевает все! Методом убеждения, личным примером объясняет, что не надо все списывать „на гены‟, человек сам себя должен воспитывать, постоянно работать над собой, ставить новые цели, стремиться их реализовать.
Когда мы всей школой выходим на субботник, Нина Алексеевна наравне с детьми умело управляет граблями, лопатой. Школьные цветники приветливо улыбаются прекрасной хозяйке (педагог ведет еще уроки сельскохозяйственного труда). Одним словом, за что бы педагог не брался, дело спорится в ее руках.
Нина Алексеевна – ветеран педагогического труда. Известная фраза „Не стареют душой ветераны‟ сказана как будто о ней. Ее душа и милая улыбка всегда открыта для общения. Ее военное детство закалило, научило стойкости, терпению. Она отмечает, что с детства пословица „Терпенье и труд все перетрут‟ стала как бы девизом всей ее жизни.
Я считаю, и это не только мое мнение: общение с этим удивительным человеком всегда доставляет удовольствие, вот почему на уроки Нины Алексеевны я иду с радостью и предвкушением постичь что-то новое, да и просто услышать магический убедительный голос педагога.
Я с уверенностью могу сказать: сколько бы ни прошло лет, уроки географии, облик любимого школьного Учителя со мной будут жить всегда!
А завершить свое эссе мне хотелось бы эпиграфом к рассказу „Поводырь‟: „Учатся у тех, кого любят‟. Эти слова Иоганна Вольфганга Гете, немецкого поэта, мыслителя, общественного деятеля, адресованы тем учителям, которые не случайно попали в эту великую и мудрую профессию, которые идут на встречу с детьми с радостью, которые хотят передать багаж знаний своим подопечным, которые именно с любовью учат детей и учатся сами!..
Автор: Мезенцева Алина
Обновлено: 09.01.2023
—Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? О милосердии, о рассказе.
-Как вы понимаете эти слова?
-Автор говорит и еще об одном учителе – маме, почему?
Словарная работа.
(значение поводырь и учитель поищите в Толковом словаре, этимологическом)
— Какие слова близки по значению? Может быть, вам теперь стало понятнее, как перекликаются эпиграфы к рассказу?
Работа со словарем
Поводырь — тот, кто помогает кому-н. идти, водит кого-нибудь.
Учитель -1. Лицо, которое обучает чему-н., преподаватель. 2. Глава учения, человек, который учит чему-нибудь.
Работа с текстом.
-Кто является главным героем? (Магомед, Антонин Карлович)
-В тексте много лирических отступлений:
Б) Описание природы,зимы -с.47
— «Ночь. Пешком .Закоулками. Кругом будто чернилами залито.
Попробуем соотнести
— Попробуйте нарисовать цветом, каким вы видите Антонина Карловича?
Закрепление
— Когда впервые звучит этот вопрос?
— Злые только по отношению к учителю и Магомеду?
-Вспомните, где рос Магомед?
-Кого заменил Антонин Карлович мальчику?
— Как относится к учителю Магомед? (Провожал его; несмотря на то, что поджидали ребята, избивали, 5 лет был с ним.)
Работа по тексту.
-Ребята, а вы знаете, как относятся на Кавказе к пожилым людям, семье?
(Семья для дагестанца священна, именно с нее начинаются уважение и любовь к родителям, тухуму, родному селу, которые в свою очередь являются основой любви к Родине, к Дагестану, к Отечеству – России.
В соответствии с традиционными представлениями дагестанцев мужчина должен обладать мужественностью, благородством, трудолюбием, благочестием, честностью, щедростью, уважением к старшим, чувством чести и собственного достоинства, великодушием, смелостью, отвагой. Согласно этим нормам мужчине считалось предосудительным выказывать усталость, жаловаться на неудобства, голод, жажду, холод, зной, показывать утомление беседой со старшими, шумно реагировать на неприятность, пасовать перед трудностями.
Существовало четко обозначенное подчинение главе семьи, а также старшему члену семьи. Любая просьба пожилого человека – как мужчины, так и женщины – для детей, подростков и молодых людей была законом. Отказ выполнить просьбу рассматривался как позор.)
— А как вы относитесь к пожилым людям? Всегда ли внимательны, слушаетесь, помогаете?
— Найдите, как происходит прощание с Антонином Карловичем? (Слезы на глазах Магомеда).
Рефлексия.
— Как вы понимаете эти слова?
=Составьте синквейн об Антонине Карловиче.
Евангелие от Матфея
Цель исследовательской работы:
— проследить в произведениях А.Костюнина влияние учителя на формирование души, характера и судьбы человека.
1. Анализ рассказов по заданной теме;
2. Выявление их композиционного единства;
3. Обобщение лучших, по мнению автора, черт в облике учителя.
1. лингвистический анализ текста;
2. сравнительный анализ текстов;
3. комментирование текстов.
О серьезности замысла свидетельствует и посвящение православному священнику.
Согласитесь, учесть все так же невозможно, как рассказать о Вселенной в одной книге.
Нет в этой главе школьных уроков, учеников, нет и самой школы — перед нами история нелегкой жизни матери, написанная как художественная биография героини.
В повести о своей матери А.Костюнин не пишет о её педагогической деятельности, но у читателя остается твердое убеждение, что такая женщина не могла быть плохим учителем. Не может быть плохим учителем человек, так почитающий своих предков, их язык, культуру. Человек, так трудно зарабатывавший кусок хлеба и как подарок судьбы получивший возможность запечь утку с яблоками, будет ценить этот дар.
И сын, любящий свою маму-учительницу будет по-особому воспринимать людей этот профессии: он изнутри будет знать все самые прекрасные и самые отвратительные черты героинь своих рассказов.
Не пожалела раскаявшегося мальчика, взявшего рукавичку, чтобы показать своим младшим братьям и сестрам, детям из неблагополучной семьи, не пожалела его первая учительница. Что ею двигало?
Только одного из своих многочисленных учеников просил о помощи старый, совершенно слепой Антон Карлович, брошенный собственными детьми и без остатка отдающий талант своим подопечным.
Отсутствие притязаний на свою исключительность, претензий к миру – эти черты подвижничества, свойственные святым, мы видим в образах учителей, которым автор посвящает свои произведения.
Мы все помним некрасовские строки, обращенные к учителю в широком смысле этого слова:
И гораздо реже вспоминаем евангельскую притчу о семени, которое, увы, не всегда прорастает, не всегда, взойдя, выживает.
Рассказы А. Костюнина пробуждают в душе самое сокровенное, зовут к покаянию. И мы благодарны автору, что он не дает «светлым людям прекратиться, уйти в небытие, не дает нашим душам погрузиться в черствость равнодушия.
Прошло два дня. Заходит утром классный руководитель, улыбается. Она показывает часы и говорит:
Она посмотрела на нас и заплакала. Мы долго спрашивали, где она нашла свои часы, но она так и не сказала нам. Я только догадывалась, что тот, кто взял ее часы, вернул их сразу после того, как узнал историю с Юркой.
Вот так повлиял этот рассказ на судьбу одного ребенка. И хорошо, что учительница не поступила как Алла Ивановна.
О конкурсах и о себе
Мы остаёмся вместе
Ну вот, наконец, мы и вместе – я и моя книга. То есть книга-то не моя, а Александра Костюнина. Но она МОЯ.
Бесценный дар писателя – дорогой подарок автора одному из первых читателей, преподнесённый в начале 2010 года. Книга действительно дорогая – шикарно, со вкусом оформленная, настоящее подарочное издание (типография имени Анохина): прекрасные рисунки художницы Е.Крушельницкой, великолепная бумага, безупречная полиграфия, качественная обложка, переплёт – роскошное издание! Зо-ло-тая книга! И она действительно дорога мне. Тираж – всего 300 экземпляров. Раритет. И я – одна из трёхсот избранных читателей, кому достался экземпляр этого издания.
Я так часто предавала свою душу, что она скукожилась, и порой мне кажется, её уже не осталось у меня, а только пустая телесная оболочка ещё волочится по земле, без всякой радости и смысла. Так духовная смерть наступает прежде физической.
От рождения каждому из нас даётся божественный свет. Если мы подличаем, изворачиваемся, приспосабливаемся, лжём, выкручиваемся, предаём – свой талант, самих себя, своих друзей, родных, любимых – мы убиваем свою душу, и свет гаснет.
Как бы ни корчилась, ни извивалась, ни щерилась чернозубым ртом, ни рядилась Ложь в белые краденые одежды Правды, голая Правда всегда будет стоять перед твоим внутренним взором
и прямо смотреть на тебя своими честными глазами. И никуда ты не спрячешься от этого всевидящего ока. Они, твои п р е д а н н ы е, любящие тебя, даже умершие, всё видят и слышат. Они – твои судьи. Они прощают тебя, но ты понимаешь – нет тебе прощения. Ты сам себе судья.
в наше время ягуару уже никто не поклоняется, но до сих пор он остается самым не уловимым и скрытным охотником джунглей. ему приписывают множество разных способностей и качеств, так ли это расскажут интересные факты о ягуаре.
ягуар – самая большая кошка и самая неуловимая кошка, обитающая в америке.
пятнистый узор на теле ягуара уникален, как отпечаток пальца человека.
вес ягуара достигает 70-140 кг. был даже зафиксирован ягуар весом 160 кг.
ягуары умеют добывать пищу в воде, а также отлично плавают и ныряют.
охотничий участок ягуара по форме напоминает треугольник. на нем животное охотится 3-4 дня, а затем уходить на другой участок.
самка имеют преимущество при выборе самца.
ягуары часто встречаются путешествующими по воде на бревнах.
несколько ягуаров на одной территории можно встретить в том случаи, если это самка своим потомством.
н.м.карамзин. «бедная лиза»
— фольклорный жанр — это народное творчество, кот. передавалось от поколения к поколению (из уст в уста), а в -ой есть конкретный автор с конкретным отношением к своему герою (авторское отнош-е, через которое мы видим самого автора)- фолькл-ые сказки, созданы народом, поэтому их язык простой, незамысловатый. у какого-либо автора (как профессионала) присутствует использование разных лит-ых приемов, выразительных средств. тропов.- герои народн. сказок — это собирательный образ, такой обобщенный персонаж. а в лит. сказке герой — это яркая индивидуальность с определенными чертами хар-ра.
еня всегда интересовал вопрос: почему из маленьких, беззащитных, чистых созданий люди иногда превращаются в равнодушных и жестоких негодяев?
мы видим много примеров того, что не всегда в материально обеспеченной и социально-благополучной семье можно воспитать достоянного человека.
эти произведения никогда не утратят своей актуальности, потому что они талантливо и мощно раскрывают суть становления личности ребенка. детство – самый важный период в жизни человека. в нем происходит формирование главных качеств личности ребенка.
героев произведений воспитывает окружающий мир во всех его проявлениях: сломанный цветок, несчастная собачка жучка, непосильный труд крестьян, чудесные сказки на ночь, чистая детская дружба…
Образ учителя всегда привлекал писателей. В.Распутин, Ч.Айтматов, В.Астафьев, Е.Гришковец, А.Костюнин и многие другие обращаются к этой теме. Потому что всё начинается с учителя. Я считаю, рядом с именем героя, совершившего подвиг, учёного, сделавшего знаменательное открытие, конструктора, создавшего новую машину, рабочего-новатора производства, колхозника, вырастившего небывалый урожай, по праву всегда должно стоять имя их учителя, который помог найти своё призвание, научил любить труд, сформировал черты истинных патриотов, мужественных и честных людей. Именно учитель приобщает детей к труду, прививает привычку доводить дело до конца, учит учиться. И учительская профессия (как никакая другая) – одна из самых ответственных и благородных. Человек своим трудом может преобразовать природу. Но труд учителя тем ценен и велик, что он формирует природу самого человека. Литература же помогает нам глубже понять и осознать это.
Цель проекта:
1.Показать, что учитель является поводырём своих учеников,чтобы видеть, не обязательно быть зрячим.
2.Встретиться с героем рассказа Магомедом Агаевым и побеседовать с ним.
Цель проекта определила задачи:
1.Найти литературный материал, который отражает данную проблему;
2. Анализировать произведения по заданной теме;
4.Связать произведение с жизнью.
5.Проанализировать, какие качества делают человека поводырём.
6.Определить роль учителя в жизни детей.
7. Организовать поездку в с. Татляр Дербентского района, подготовиться к встрече.
1. лингвистический анализ текста;
2. сопоставительный анализ текстов;
3. комментирование текстов.
Поводырь: в мире слепых и зрячих
Автор: Омаров Муслим Алиакварович
II.Основная часть
§1.Александр Костюнин в Дагестане.
Александр Костюнин приехал в Дагестан в 2010 году.
А. Костюнин побывал в селении златокузнецовКубачи. В Балхаре он видел, как из-под рук местных жительниц рождаются глиняные кувшины, побывал в высокогорном селении Куруш, где в это время шел фестиваль по альпинизму, взбирался на гору Шалбуздаг, поднимался на бархан Сары-Кум.
Знакомство с Дагестаном было бы для писателя неполным, если бы он не соприкоснулся с тем, что имеет прямое отношение к творчеству народного поэта Дагестана Расула Гамзатова. Он побывал на открытии памятника народному поэту, встретился с его дочерью. Дагестан отныне стал для писателя родным краем.
14 сентября писатель встретился со студентами филологического факультета Дагестанского госуниверситета. На встрече он поделился своими впечатлениями о республике и рассказал о ближайших планах.
§2.Два поводыря в рассказе.
§3. Образ учителя в произведениях литературы.
Читайте также:
- Сочинение про калле блюмквиста
- От мельницы с пригорка спускается женщина сочинение егэ
- Сочинение на тему комедия недоросль выражает антикрепостнические идеи
- Сочинение что значит для меня дом сочинение
- Сочинение по илиаде гомера
По словам академика Льва Шеймана, люди сами сближают далекие культуры — и этим по праву претендуют на звание «гражданина Вселенной».
Список литературы
1. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
2. Забылин, М. Русский народ: праздники, обычаи и обряды на Руси [Электронный ресурс]. иКЬ: http://www.belygorod.ru/preface/ N00104003008.
3. Лекторский, В. А. Толерантность, плюрализм и критицизм [Электронный ресурс]. иКЬ: http://rudocs.exdat.com/docs/index-197973. html?page=2 php
4. Ушинский, К. Д. Собр. соч. Т. 6. М. ; Л., 1949.
5. Яценко, Ю. С. Воспитание толерантности студентов средствами межкультурной коммуникации в процессе языкового образования : автореф. … канд. пед. наук. Ростов н/Д., 2008.
Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 2 (293).
Филология. Искусствоведение. Вып. 74. С. 51-54.
О. Ф. Смирнова
ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А. В. КОСТЮНИНА
Книга А. В. Костюнина «В купели белой ночи» вышла в 2007 г., была высоко оценена членами жюри во главе с Сергеем Михалковым, в 2008 г. была признана лучшей книгой года и рекомендована для включения в школьный учебник «Уроки нравственности». Тема статьи — образ учителя в произведениях А. Костюнина. Учитель — это тот человек, который, по образному определению автора, «ядовитым грибом или лечебной чагой» приклеился к памяти каждого. Данный материал — размышление о том, почему так происходит, о роли учителя в жизни современного человека и о том, каким должен быть учитель.
Ключевые слова: текст, словесность, анализ текста.
Повесть «Утка с яблоками» А. Костюнина объясняет истоки интереса к образу учителя. В ней нет школьных уроков, учеников, нет и самой школы — перед читателем художественная биография героини, история нелегкой жизни матери писателя.
Вспоминая об умерших во младенчестве брате и сестре, она произносит пронзительнотрагические слова: «Господь отвел их от мук». Сколько их было в судьбе этой женщины, с трех лет запомнившей, как забирали в 1933 г. отца, как приехали они с матерью на поселение в Сибирь. Особое место в воспоминаниях занимают первые уроки русского языка: слова «поэзия», «фольклор», стихи, книги в кабинете Ивана Петровича. Наверно, тогда и появилась «сокровенная мечта — учиться на филолога».
Ребенку врага народа об этом и думать нельзя было. Казалось, жизнью уготована тяжелая
работа в поле с 3 класса, дома — в огороде, а после школы — работа в забое. «Кругом одни мужички. Мат в воздухе стоит — глаза щиплет».
И мы понимаем, что для такого человека, который только ко второму курсу педагогического института отмыл угольную пыль с век и рук, слова «причастия» и «деепричастия» тоже наполняются особым поэтическим смыслом.
В повести о своей матери А. Костюнин не пишет о ее педагогической деятельности, но у читателя остается твердое убеждение, что такая женщина не могла быть плохим учителем. Не может быть плохим учителем человек, так почитающий своих предков, их язык, культуру. Человек, так трудно зарабатывавший кусок хлеба и как подарок судьбы получивший возможность запечь утку с яблоками, будет ценить этот дар.
И сын, любящий свою маму, будет по-особому воспринимать людей этой профессии:
он изнутри будет знать все самые прекрасные и самые отвратительные черты героинь своих рассказов. Резким контрастом всему, что написано А.Костюниным об учителях, является произведение, открывающее книгу «В купели белой ночи» — «Рукавичка».
Какое милое, детское название. И как поначалу непонятно звучит эпиграф — строки из Евангелия от Матфея о бесславном конце Иуды, «предавшем кровь невинную». Действительно, воспоминания героя о случае тридцатилетней давности, школьном происшествии, вроде бы никак не связаны с высоким и трагическим смыслом библейских истин.
Вначале было чудо. Все эти «носочки, рукавички, шапочки, шарфики, платьица кукольного размера» были «диковинкой» для деревенских мальчишек, которых привели в кабинет домоводства на экскурсию. Волшебство прервал неожиданный звонок. Как пишет автор, он прогремел «резко». А для одного из мальчиков он навсегда изменил всю оставшуюся жизнь.
Слова «резко», «резкий» становятся доминирующими: складывается впечатление, что две учительницы, которые ищут преступника, похитившего рукавичку из альбома, беснуются среди насмерть перепуганной детворы. «Резко распахивается», «вбегает», «выпалила», «резко выдернула», «цепким взглядом прошлась», «зло процедила», «резко перевернула», «сильно тряхнула», «брезгливо перебирала», «хлестко скомандовала». Похоже на то, как две надзирательницы «наводят шмон» в колонии закоренелых преступников. Как же выглядят эти «преступники»? «Косички, башмачки», «юбочка», «пальчик», «панталончики», «ножка» — все такое маленькое, беззащитное. Автор фокусирует наше внимание на «алюминиевом крестике» на детской шейке обыскиваемой Светки. Именно в него «тычет пальцем классная», приказывая снять. Воистину о таких говорят: «Креста на тебе нет».
Теперь начинает проясняться роль эпиграфа. Иуда предал своего Учителя — в рассказе учитель предает своего ученика, Юрия Гурова, обезумевшего от страха, бессмысленности содеянного, раскаяния. Раскаявшегося Иуду не стали слушать первосвященники — он «пошел и удавился», а ведь Иисус, заранее зная о его предательстве, не отрекся от своего ученика. Так и в рассказе.
«Больше Юрка в школе никогда ничего не крал, но слово-приговор учительницы -“Вор” — .раскаленным тавром навеки было поставлено… на нем».
Не случайно сцена обыска детей напоминала нам картину из фильма про тюремную жизнь. «Восемь школьных лет» (самых светлых лет «счастливой невозвратимой поры детства»!) «обернулись для него тюремным сроком», исказили всю его дальнейшую жизнь, сделали не готовым к роковым девяностым. Да и в конце концов, когда человеку 8 лет говорят, что он вор, делают изгоем, он, наверно, поверит в это и оправдает, как это сделал Юрка Гуров, свое определение. Не пожалела раскаявшегося мальчика, взявшего рукавичку, чтобы показать своим младшим братьям и сестрам, детям из неблагополучной семьи, его первая учительница. Что ею двигало?
Наверное, чувство справедливости, сказала бы она. А на самом деле, как напишет А. Костюнин в рассказе «Вера» про директора школы, которая «искренне не понимала: «А любить детей — это как?». Самое страшное, что таким и не объяснить, «как». Не объяснить, что «справедливость выше закона, а милосердие выше справедливости». Не объяснить, потому что не сжимается сердце у таких, когда они видят розовый пальчик в колготках с дырочкой, портфель без ручки, стоптанные ботинки. Запоминающийся урок честности преподает всем нам эта грустная история. «… Твоя судьба для меня — укор. И чувство вины растет», — пишет автор-рассказчик. Предельно откровенно, как на исповеди, он пишет и о том, что в унижении Юрки он «не отставал от других». Поэтому, читая рассказ, каждый должен не только ужаснуться поведению учительницы, но и не забыть примерить эту маленькую детскую рукавичку на себя.
К счастью, в других рассказах А. Костюнина перед нами предстает совершенно другой образ учителя. Образ, в котором автор на свой, субъективный, взгляд выделяет лучшие черты людей этой профессии, и точка зрения писателя во многом не совпадает с обликом «модернизированного», современного учителя, который формирует наше время.
Какими же мы видим героев А. Костюнина в рассказах «Деньги», «Вера», «Поводырь»? Автор представляет своих персонажей не яркими, на первый взгляд, личностями, а в чем-то даже ущербными. Так, у безыменной героини рассказа «Деньги» многодетная семья, и она в школе, уча детей добру и любви, дома не может свести концы с концами, у нее порой нет денег даже на хлеб. А учительница из рассказа «Вера» настолько беззащитна, что
когда ее уволили из-за факультатива по основам православия, то долго не могла найти работу по специальности. Что уж говорить об Антоне Карловиче Качмарике, герое рассказа «Поводырь», который был абсолютно слеп, и его мог обидеть любой.
Думается, что не случайно автор представляет именно таких героев. Конечно, дети любят молодых, красивых, успешных. Но ведь дети также безошибочно чувствуют, кто их любит, и отзываются на любовь всем сердцем. Вспомним, как влюбилась дочь рассказчика в свою первую учительницу, какое было у нее опухшее, заплаканное лицо при потере дорогого человека. Автор убежден, что главная азбука, которую должны получить в школе, — это «азбука любви».
И это является второй общей чертой всех костюнинских героев. Три разных учителя во главу угла ставят любовь. Одна (из рассказа «Деньги») сплачивает ребят и взрослых, создает «одну большую семью», дарит каждому вырезанное из бумаги маленькое красное сердечко. Другая (из рассказа «Вера») «построила совсем новый вид общения между детьми», научила их дарить маленькие радости друг другу, замечать в людях все доброе, красивое. А слепой учитель музыки (из рассказа «Поводырь»), как бы его ни выводили хулиганистые ученики, «никогда не взрывался», никогда не осуждал даже своих детей, забывших из-за вечной занятости родного отца.
Третьей чертой, характерной для героев А. В. Костюнина, является скромность, о которой когда-то говорили, что она украшает человека, и о которой стали сейчас забывать. Быть скромным несовременно. Но любимые герои писателя живут так, чтобы никого не обременять, чтобы, «прокладывая себе жизненный путь, никого не расталкивать локтями». Конечно, их жизнь трудна, поэтому и не выдержало сердце у учительницы в рассказе «Деньги», она и умереть умудрилась тихо, дети закрыли дверь в спальню, «чтобы маму не беспокоить».
Когда увольняли из школы героиню рассказа «Вера», она никого не потревожила, думается, тоже не желая «кого-то обременять».
Только одного из своих многочисленных учеников просил о помощи старый, совершенно слепой Антон Карлович, брошенный собственными детьми и без остатка отдающий талант своим подопечным.
Отсутствие притязаний на свою исключительность, претензий к миру — эти черты под-
вижничества, свойственные святым, мы видим в образах учителей, которым автор посвящает свои произведения.
К себе, к своей деятельности они относятся очень просто. Еще В. Г. Распутин в любимой всеми повести «Уроки французского» написал слова о том, что учитель не должен забывать, что он может научить тому немногому, что умеет сам. Так и костюнинские герои воспринимают все, что они делают, очень просто, они, в отличие от многих, имеющих власть над маленькими людьми, не считают себя всемогущими. По-видимому, автор особенно высоко ценит это человеческое качество, потому что почти одинаковые фразы мы находим в разных его рассказах: «Подбадривала меня, чем могла», «Она, как могла, учила их добру и любви…». Кажется, совсем немного — «чем могла», «как могла». Но, наполненное любовью, это немногое делает главное — учит «азбуке любви», главной науке жизни.
Образы учителей встречаются у А. Кос-тюнина и в других рассказах. И если создать собирательный образ и дать ему название, то лучше всего подойдет для этого слово, ставшее заглавием одного из последних рассказов «Поводырь». «Поводырь — тот, кто помогает кому-то, водит кого-то» — читаем мы в толковом словаре. Слепой учитель «служил. поводырем в мире музыки» маленькому мальчику, попавшему в интернат, где «все незнакомое, одинокое, чуждое.». Ребенок вырос и уже сам стал водить домой по темным страшным улицам своего наставника, стал его глазами: «Да, свою жизнь, полностью, без оглядки посвятил любимому учителю». Но молодым надо идти дальше, оторваться от руки поводыря -это суровый закон жизни. А закон человечности заставляет нас так же, как героя рассказа, «слезами задохнуться», когда мы видим беспомощную сутулую фигуру своего стареющего учителя. Есть еще один момент, который объединяет эти рассказы, — это чувство вины. Иногда оно звучит в голосе самого автора, иногда в словах его героев-рассказчиков. Почему возникает такое ощущение, ведь не от них зависела своевременная выдача зарплаты, не они выгоняли из школы православную учительницу, не они оставили беспомощного музыканта в доме для престарелых. «Речь не о том, но, все же, все же.». В конце рассказа «Вера» автор приводит знаменитую цитату Мартина Нимоэллера о том, кто «не возмущался, когда схватили коммунистов, евреев, католиков, по-
тому не имел к ним отношения, когда пришли за ним, «возмущаться было уже некому».
Мы все помним некрасовские строки, обращенные к учителю в широком смысле этого слова:
«Сейте разумное, доброе, вечное».
И гораздо реже вспоминаем евангельскую притчу о семени, которое, увы, не всегда прорастает, не всегда, взойдя, выживает.
Только «иное упало на добрую землю и принесло плод» — так сказано в Евангелии от Матфея. Возможно, и напоминает А. Костюнин нам о том, что учителя призваны, как скромные, незаметные пахари, возделывать почву, чтобы потом на ней проросло и выжило семя добра.
А зеленым росточком должно стать чувство вины, личной ответственности за то, что, забирая все, мы все когда-то недодали той, «какой-то… совсем не яркой, учительнице», кото-
рая, возможно, была в нашей жизни. А может быть, как Магомед Агаев — герой-рассказчик из «Поводыря» — просто не успели, опоздали.
Рассказы А. Костюнина пробуждают в душе самое сокровенное, зовут к покаянию. И мы благодарны автору, что он не дает «светлым людям» прекратиться, уйти в небытие, не дает нашим душам погрузиться в черствость равнодушия.
Список литературы
1. Александр Викторович Костюнин [Электронный ресурс]. иКЬ: kostjunin.ru/about.html
2. Костюнин, А. В. В купели белой ночи. Петрозаводск, 2007. 214 с.
3. Костюнин, А. В. Поводырь [ Электронный ресурс]. иКЬ: kostjunin.ru/about.html
4. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1984. 798 с.
Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 2 (293).
Филология. Искусствоведение. Вып. 74. С. 54-58.
А. Д. Соловьёва
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЛЕКСИКОЛОГИИ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ-ЖУРНАЛИСТОВ
Рассматриваются некоторые результаты работы со студентами-журналистами над материалом раздела «Лексикология»: усвоение ими базовых теоретических категорий, наиболее частотные нарушения лексических норм в практической работе.
Ключевые слова: лексическое значение, семный состав лексического значения, системные связи и отношения слова, норма употребления слова, нарушение лексической нормы, семантическая избыточность текста, повтор, тавтологизм, плеоназм, перифраза.
В курсе современного русского литературного языка раздел «Лексикология» изучается в 1-м семестре. Только что окончившие школу студенты с некоторыми понятиями курса русского языка знакомы, но этого знакомства недостаточно, и трудности освоения теории лексикологии связаны с углублением характеристик слова и введением новых языковых категорий. Как иллюстрации к трудному освоению теории в данной статье использованы примеры из устных и письменных работ первокурсников за период 2002-2012 гг.
Все вопросы теории лексики связаны с базовым понятием лексическое значение слова. Термин лексическое значение в школьных учебниках и вузовских пособиях почти не объясняется, предполагается, что учащиеся интуитивно понимают, что такое «содержание слова» / «обозначение того, что названо словом» / «практически минимальный набор признаков, характеризующий то, что обозначено словом» [4. С. 129]. В содержание термина не введена философская и языковая категория «понятие о предмете», то есть национальные представления о признаках, свойствах предмета. Триада
15
Поводырь: в мире слепых и зрячих
Автор: Омаров Муслим Алиакварович
Республика Дагестан
г. Махачкала
МКОУКШИ «1-й Дагестанский кадетский корпус имени Г.Н.Трошева»
11 класс
А весною я не верю в ненастье
И капелей не боюсь моросящих
А весной линяют разные звери
Не линяет только солнечный зайчик.
Н.Матвеева
I.Введение
Образ учителя всегда привлекал писателей. В.Распутин, Ч.Айтматов, В.Астафьев, Е.Гришковец, А.Костюнин и многие другие обращаются к этой теме. Потому что всё начинается с учителя. Я считаю, рядом с именем героя, совершившего подвиг, учёного, сделавшего знаменательное открытие, конструктора, создавшего новую машину, рабочего-новатора производства, колхозника, вырастившего небывалый урожай, по праву всегда должно стоять имя их учителя, который помог найти своё призвание, научил любить труд, сформировал черты истинных патриотов, мужественных и честных людей. Именно учитель приобщает детей к труду, прививает привычку доводить дело до конца, учит учиться. И учительская профессия (как никакая другая) – одна из самых ответственных и благородных. Человек своим трудом может преобразовать природу. Но труд учителя тем ценен и велик, что он формирует природу самого человека. Литература же помогает нам глубже понять и осознать это.
Для работы над этой темой я выбрал рассказ современного карельского писателя Александра Костюнина «Поводырь». Мне это произведение близко тем, что оно создано в Дагестане. В этом году, когда мы отмечаем юбилей вхождения Дагестана в Россию это произведение, я считаю, актуально, а тема учителяактуальна всегда. Карельский писатель в Дагестане пишет об учителе чехе – вот пример истинной дружбы между народами. Герой рассказа, Магомед Агаев, живет в с. Татляр. Он директор школы искусств. Настоящий учитель подобен солнечному зайчику – он яркий, тёплый, несущий свет, радость и любовь, и он «не линяет» никогда. Такой учитель – поводырь для учеников.
Цель проекта:
1.Показать, что учитель является поводырём своих учеников,чтобы видеть, не обязательно быть зрячим.
2.Встретиться с героем рассказа Магомедом Агаевым и побеседовать с ним.
Цель проекта определила задачи:
1.Найти литературный материал, который отражает данную проблему;
2. Анализировать произведения по заданной теме;
3.Анализировать рассказ А.Костюнина «Поводырь»;
4.Связать произведение с жизнью.
5.Проанализировать, какие качества делают человека поводырём.
6.Определить роль учителя в жизни детей.
7. Организовать поездку в с. Татляр Дербентского района, подготовиться к встрече.
Методы:
1. лингвистический анализ текста;
2. сопоставительный анализ текстов;
3. комментирование текстов.
Работа состоит из введения, основной части и заключения. В основной части я рассказываю о поездке А.Костюнина в Дагестан, затем анализирую рассказ «Поводырь».
Поводырь: в мире слепых и зрячих
Автор: Омаров Муслим Алиакварович
Республика Дагестан
г. Махачкала
МКОУКШИ «1-й Дагестанский кадетский корпус имени Г.Н.Трошева»
11 класс
II.Основная часть
§1.Александр Костюнин в Дагестане.
Недавно прочитал несколько рассказов Александра Костюнина («Рукавичка, «Совенок», «Поводырь» и др.). Они мне очень понравились. Александр Викторович Костюнин – человек талантливый, и талант его разносторонний. Фотографии, рисунки, рассказы писателя – это особенный мир, созданный человеком, любящим и воспевающим природу, её гармонию. Человеком, болеющим за судьбу своей Родины, и поэтому поднимающим серьезные и трудные вопросы. Персональные выставки фотографий Костюнина А. В. прошли в районах Карелии, в Москве, а также за рубежом: в Японии, Германии, Финляндии.
В литературе А. Костюнин около двадцати лет, он лауреат премии им. А. Куприна, печатается в «толстых» литературных общественно-политических журналах «Москва», «Север», «XXI век». Его книга «В купели белой ночи» в 2007 г. была признана лучшей. Помимо этого у писателя есть свой сайт в Интернете, и по рейтингу “SpyloG” среди авторских литературных русскоязычных сайтов его сайт занимает 1-е место в мире.
Александр Костюнин приехал в Дагестан в 2010 году.
«Приехать в Страну Гор легко, покинуть её невозможно…Да, несомненно, рассказать о Дагестане – моя миссия », – признаётся он.
Писатель рассказывает о своих впечатлениях от поездки: «Родину не выбирают. Моя малая родина – Карелия, вера – православная. Но это не должно мешать слышать других людей, другие народы. Как говорит Гамзат из селения Леваши: «Я привык спать на левом боку, но тот, кто спит на спине, мне не враг». Он побывал во всех сорока двух районах Дагестана. За время поездки Костюнин собрал много интересной информации и личных наблюдений.
Делясь своими впечатлениями, он отметил, что удивлён тем, насколько бережно относятся люди в горах к своим традициям, как чтут гостеприимство. «Нельзя не заметить почтительного отношения к старшим, оно уважительное, трепетное, идет испокон веков. У дагестанского народа сильно развито чувство единения, и в радости, и в горе человека поддерживают его родственники и близкие, соседи и односельчане», – говорит он. Вместе с тем сказывается переселение людей из сел в города. И связанное с этим некоторое забвение своего родного языка. Он пожелал молодым людям не терять своих истоков и культуру.
А. Костюнин побывал в селении златокузнецовКубачи. В Балхаре он видел, как из-под рук местных жительниц рождаются глиняные кувшины, побывал в высокогорном селении Куруш, где в это время шел фестиваль по альпинизму, взбирался на гору Шалбуздаг, поднимался на бархан Сары-Кум.
Знакомство с Дагестаном было бы для писателя неполным, если бы он не соприкоснулся с тем, что имеет прямое отношение к творчеству народного поэта Дагестана Расула Гамзатова. Он побывал на открытии памятника народному поэту, встретился с его дочерью. Дагестан отныне стал для писателя родным краем.
Его восхитило все — от живописного пейзажа и древних построек до красивых обычаев. Но больше всего писателя удивили сами дагестанцы, их нравы и воспитание. «Удивительный вы народ! Гостеприимны, дружелюбны, открыты. Практически в каждом районе у меня после этой поездки появились друзья. Меня не оставило равнодушным и ваше отношение к старшему поколению — к своим отцам и матерям. Оно трепетное, уважительное. К сожалению, не могу сказать этого о людях, которые встречались мне в других регионах России. Считаю, что этому стоит у вас поучиться», — сказал писатель.
14 сентября писатель встретился со студентами филологического факультета Дагестанского госуниверситета. На встрече он поделился своими впечатлениями о республике и рассказал о ближайших планах.
§2.Два поводыря в рассказе.
Рассказ «Поводырь» посвящён учителю. Мать Костюнина тоже учитель русского языка и литературы. Вероятно, она и стала для него поводырём в мире литературы. Костюнин познакомился с директором школы искусств в селе Татляр Дербентского района Магомедом Агаевым. Эпиграфом к рассказу писатель выбрал слова: «Учатся у тех, кого любят»
Иоганна Вольфганга Гёте. Эти слова как нельзя лучше передают смысл, идею произведения. Композиция кольцевая – рассказ в рассказе. Сюжетом послужила история из детства, рассказанная Агаевым. Круг героев небольшой – маленький мальчик, Магомед Агаев, и учитель музыки, Антонин Карлович Качмарик. Учитель совершенно слепой, « пустые глазницы. Ему лет семьдесят было».
Образ повествователя покоряет своей цельностью, стремлением заниматься любимым делом, добротой. Попав в интернат, где «всё незнакомое, чуждое…», Магомед стал поводырём своего старенького слепого учителя, сопровождая его «… повсюду: домой, на уроки музыки в третью школу, в детдом». А учителю его физический недостаток не помешал рассмотреть в мальчике талант. Сочетание одарённости и душевной чуткости привлекли внимание мастера. Магомед жертвует своими интересами, свободным временем, сном, чтобы помочь учителю.
Занятия в кружке проходили интересно. В новом увлекательном мире, открытом учителем, Магомед легко ориентируется. « Я летал… на небесах! от восторга…» – вспоминает он. А вскоре он становится в оркестре «первой скрипкой».
«Хуже было с общеобразовательными уроками музыки». Ребята проказничали на уроках, мучали учителя, обзывали его «Магомедов дедушка», «безглазый кошмарик». «Почему люди такие злые?!» – навязчивая мысль эта тугим обручем… сжимала сердце», — вспоминает герой через годы.
«Я был пытливым. И так увлекательно с ним заниматься.
Видно… какая-то искра… пробежала между нами…», – признаётся рассказчик. Эти два человека, мальчик и слепой старый учитель, тянутся друг к другу, один – щедро даря знания, умение, мудрость, другой – благодарность, любовь, уважение. Антонин Карлович, служит мальчику «поводырём в мире музыки».
«Поводырь – тот, кто помогает кому-то идти, водит кого-то, например слепого», – читаем мы в словаре Ожегова. Магомед«свою жизнь полностью, без оглядки посвятил любимому учителю», называя его «мой кобзарь». Кобзарь – это украинский народный певец, играющий на кобзе», — узнаю из того же словаря. «Он не отец мне, не дедушка, не дядя… Оказалось, важнее», – заключает рассказчик. Через пять лет, после восьмого класса герой поступает в музыкальное училище (ведь жизнь идёт вперёд) – сбывается его заветная мечта. Любимый учитель и здесь помогает своему воспитаннику. В училище Магомед открыл для себя, что «…многие именитые виртуозы обязаны начальным шагам в мире гармонии звуков первому Устазу, этому скромному слепому музыканту». «Учатся у тех, кого любят». Антонина Карловича многие любили. Здесь герои расстаются, Антонин Карлович просит проводить его в дом престарелых. Магомед « в ту ночь почти не спал». Он удивлён, что учителю некуда идти, что « детей двое, дочь и сын; после школы разъехались кто-куда, и дела нет…» На Кавказе не принято забывать о родителях. «…Дом престарелых – кладбище живых…» – говорит об этом герой и винит себя за то, что вовремя не пошёл к нему. Магомед опоздал, не успел обрадовать учителя «своим новеньким дипломом»… «Если бы время вернуть назад…» – сокрушается он. Он не знает ни где могила, ни кто и как похоронил учителя. Не сможет, конечно, Магомед забыть своего учителя никогда.
Язык рассказа необычный, своеобразный. В нём преобладают короткие предложения, много многоточий, которые передают недосказанность. В рассказе использованы тропы: метафоры («дом престарелых – кладбище живых», «зима ли по-хозяйски вступает в свои права», «я стал «первой срипкой», «Я летал… на небесах!»), сравнения («тугим кольцом сжимала сердце», «кругом будто чернилами залито», «точно мотылёк, поплыл на огонь», эпитеты(«шайтанским гоготом», «колючий снег», «ослепительными красками-нотами»)Автор использует парцелляции («Обратно – я один…В ночь. Пешком, закоулками», «Да, что же это?!! В приют!»), инверсии («Да, свою жизнь полностью, без оглядки посвятил любимому учителю»), выразительные детали (« наперевес сутулой фигуры – баян…»),которые делают речь живой, яркой.
Кульминацией рассказа, наверное, является эпизод о смерти учителя. Незаслуженно забытый всеми, он умирает в одиночестве, среди чужих людей в казённом месте. Ведь получается, что не учитель слепой, а люди вокруг (мальчишки, обзывавшие учителя, издевавшиеся над ним, взрослые люди, коллеги). Они – зрячие – слепы духовно. Слепой учитель живёт, отдавая всего себя без остатка людям, служа им, зрячим, поводырём в мире человеческих отношений. К своей деятельности он относится очень просто. Отсутствие притязаний на свою исключительность, претензий к миру – эти черты, свойственные святым, отличают учителя. «Каков человек, такова у него и любовь», – сказал кто-то из великих.
Проблема отношения к пожилым людям, к учителюактуальна всегда. Все мы свидетели того, что часто хороший человек сталкивается с несправедливым отношением к себе. Может это закон жизни? «Всё проходит»? Конечно, нет! Любить близких нам людей, быть чуткими, внимательными, милосердными учит нас этот рассказ. Автор хочет донести до нас, что «…никто и никогда не даст нам переписать жизнь на чистовик…», и об этом мы должны помнить всегда. Чтобы не просить, как герой рассказа В.Шукшина « Билетик на второй сеанс» в конце своей жизни, когда не о чём и вспомнить, шанс всё исправить, прожить заново свою жизнь. Для нас уроки Костюнина – это уроки жизни. Особенно поразило меня то, что писатель рассказал историю, основанную на реальных событиях, пересказанную самим героем. Жизнь полна удивительных событий, и не надо придумывать интересные сюжеты, достаточно посмотреть вокруг. Антонин Карлович – чех по национальности, и судьба занесла его к нам, В Дагестан! Вот пример дружбы и единства народов. Неважно, кто ты – чех или карел, главное быть Человеком. Под умелым пером писателя этот рассказ превратился в гимн Учителю. Спасибо, Александр Викторович! За то, что написали этот рассказ, не дали «светлому человеку прекратиться. Уйти в небытие».
§3. Образ учителя в произведениях литературы.
«Хороший учитель – это прежде всего человек», – сказал В.Сухомлинский.
Так же, как авторы «Первого учителя» (Ч.Айтматова), «Уроков французского» (В.Распутина), «Тринадцатого подвига Геракла» (Ф.Искандера), «Фотография, на которой меня нет» и «Учителя» (В.Астафьева), «Начальника» (Е.Гришковца) А.Костюнинс теплотой отзывается об учителе. «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель», – сказал мудрец.
Ещё В.Г.Распутин в своей повести «Уроки французского» написал слова о том, что учитель «не должензабывать, что он может научить тому немногому, что умеет сам». Действительно, личность ребёнка, его отношение к жизни начинается с великого чувства любви, уважения к своему наставнику, школе, малой Родине и великой Родине – России.
«Потом я закончил школу, поступил в университет… И пошло, поехало! Но мы до сих пор поддерживаем тоненькую нить контакта с Начальником. Я-то теперь непонятно где. Я уехал давно. Я занимался то тем, то другим. А Начальник всё там же. Всё занимается юношами. Всё в том же фотокружке… Если бы у меня спросили: «Был ли у вас учитель?» Я бы сказал: «Был». Почти все люди в городе Кемерово, которые сейчас работают фотографами в газетах или операторами на телевидении, прошли через наш фотокружок. Все знают Начальника», – пишет Е. Гришковец в рассказе «Начальник».
«Антонин Карлович – человек мудрый. Добрый. Он многому научил». И такие люди не умирают.Они растворяются «в памяти народа, с которым и для которого жили…» (В. П. Астафьев).Слова из песни Новеллы Матвеевой, которые произносит учитель, раскрывают сущность его самого: «Не линяет только солнечный зайчик».
Поводырь: в мире слепых и зрячих
Автор: Омаров Муслим Алиакварович
Республика Дагестан
г. Махачкала
МКОУКШИ «1-й Дагестанский кадетский корпус имени Г.Н.Трошева»
11 класс
III.Заключение
Итак, можно сделать вывод, что сам писатель тоже поводырь для меня и моих современников. Может эта история поможет кому-нибудь оглянуться вокруг, увидеть человека, нуждающегося во внимании, милосердии и сострадании, уважении. В жизни таких людей много. Сестра моего одноклассника Амина Омарова тоже совершенно слепа. Впервые я узнал о ней из репортажа новостей, хотя слышал от товарища, что она учится в школе для слепых. Эта «непростая жизнь» так удивила меня и произвела глубокое впечатление. Девочка, несмотря на свою слепоту, и вышивает, и вяжет, и плетёт бисером, и рисует. И делает всё это профессионально. А ещё она занимается спортом, ездит на соревнования по дзюдо, играет в шахматы и выигрывает на чемпионатах. Амина мечтает участвовать впараолимпиаде. Она ли не поводырь в нашей жизни для моих сверстников и даже для взрослых? Такие люди – настоящие солнечные зайчики – яркие, интересные, сильные духом, по-настоящему красивые. И мы должны быть с ними рядом, давать им человеческое тепло.
Для себя я решил больше внимания уделять своим близким, заботиться о них, стараться понимать их. Быть добрее к людям, относиться к ним так, как хотелось бы, чтобы относились ко мне. Слова Бориса Пастернака вселяют надежду на то, что чувство добра в человеке рано или поздно возьмёт верх над другими:
Верю я, придёт пора,
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.
И воспитывает в нас это чувство добра Учитель. Счастлив тот, кто повстречал на своём жизненном пути такого учителя.
Результаты данной работы можно применить на уроках литературы при изучении произведений.
Поводырь: в мире слепых и зрячих
Автор: Омаров Муслим Алиакварович
Республика Дагестан
г. Махачкала
МКОУКШИ «1-й Дагестанский кадетский корпус имени Г.Н.Трошева»
11 класс
Содержание
1.Библиография…………………………………………………………………………………………..
2.Введение…………………………………………………………………….……………
3.Основная часть……………………………………………………………………….
4.Заключение………………………………………………………………………………
Поводырь: в мире слепых и зрячих
Автор: Омаров Муслим Алиакварович
Республика Дагестан
г. Махачкала
МКОУКШИ «1-й Дагестанский кадетский корпус имени Г.Н.Трошева»
11 класс
Библиография
-
Гришковец Е. Начальник/ Гришковец Е. Следы на мне. М., 2007.
-
Крылова Н.Б. Проектнаядеятельность школьников и новые задачи педагогов.2007-№3-с.109-115.
-
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2005.
-
http://kostjunin.karelia.ru
-
http://kostjunin.ru
-
stihi-ob-uchitelyah
-
stihi-rus.ruПастернак
-
bibnout.ru 2010/01/30
Поводырь: в мире слепых и зрячих
Автор: Омаров Муслим Алиакварович
Республика Дагестан
г. Махачкала
МКОУКШИ «1-й Дагестанский кадетский корпус имени Г.Н.Трошева»
11 класс
Аннотация
Целью научного исследования ОмароваМуслимаАлиакваровича«Поводырь: в мире слепых и зрячих» является:
1.Сопоставительный анализ произведений на эту тему.
2.Определить, что значит «поводырь».
3.Дать анализ рассказа А.Костюнина «Поводырь».
4.Проанализировать жизненные примеры по этой теме.
5. Подготовиться к встрече с героем рассказа – Магомедом Агаевым, директором школы искусств в с. Татляр.
6. Организовать поездку в Дербентский район в с. Татляр.
В ходенаписания работы автор использовал метод сравнительного анализа, сопоставляя произведения на эту тему.Это позволило автору сделать следующие выводы:
1.Не только мальчик является поводырём слепого учителя, но и учитель – поводырь в жизни главного героя.
2.Сам писатель – поводырь в нашей жизни.
3.Роль учителя в жизни детей огромна.
4.В нашей жизни много примеров таких поводырей.
5.Слепыми можно считать людей ограниченных духовно, с бедным внутренним миром, грубых, недалёких; физический недостаток – это ещё не показатель слепоты.
Поводырь: в мире слепых и зрячих
Автор: Омаров Муслим Алиакварович
Республика Дагестан
г. Махачкала
МКОУКШИ «1-й Дагестанский кадетский корпус имени Г.Н.Трошева»
11 класс
Краткая аннотация
Научное исследование ОмароваМуслимаАлиакваровича«Поводырь: в мире слепых и зрячих» состоит из введения, основной части и заключения. Работа посвящена самостоятельному исследованию. Автор делает свои самостоятельные выводы, какого человека можно считать поводырём, какую роль играет учитель в жизни человека, что значат такие понятия, как зрячесть и слепота. Что значит слово «поводырь».
Поводырь: в мире слепых и зрячих
Автор: Омаров Муслим Алиакварович
Республика Дагестан
г. Махачкала
МКОУКШИ «1-й Дагестанский кадетский корпус имени Г.Н.Трошева»
11 класс
План научных исследований
Гипотеза: название имеет более широкий смысл. Поводырь не только мальчик, но и учитель, потому что он открывает Магомеду мир музыки, а также является поводырём в мире человеческих отношений, демонстрируя на своём примере отношение к миру, к людям, основанное на любви, на добре. Слепой учитель музыки – поводырь не только Магомеда, но и многих других учеников, так как многие из них стали известными музыкантами.
Работа состоит из введения, основной части, которая делится на три параграфа:
-
Александр Костюнин в Дагестане.
-
Два поводыря в рассказе.
-
Образ учителя в произведениях литературы.
Во введении говорю об актуальности выбранной темы, о целях, задачах, методах анализа. В основной части рассказываю об Александре Костюнине, его поездке по Дагестану, провожу анализ рассказа «Поводырь», а затем говорю об образе учителя в произведениях литературы.
В заключении делаю выводы, что в жизни много таких людей, которые своим примером вдохновляют людей на преодоление трудностей, что сам А.Костюнин – поводырь для нас.
Рецензия
на исследовательскую работу
ОмароваМуслимаАлиакваровича
«Поводырь: в мире слепых и зрячих»
Настоящая работаОмароваМуслимаАлиакваровича«Поводырь: в мире слепых и зрячих»посвящена актуальной проблеме, которая вызывает интерес и известных литературоведов, и широкого круга читателей. В ней делается попытка автора самостоятельно изучить и проанализировать произведения изученные работы по этой теме.Представленная работа состоит из введения, основной части и заключения. Необходимо отметить, что автор в своём исследовании приходит к самостоятельным выводам. Данная работа соответствует требованиям, предъявляемым к написанию исследовательской работы. Хочется отметить логичность построения и хороший стиль изложения материала. Работа отличается научной новизной, связью с жизнью. Это, всвою очередь, позволяет рекомендовать данную работу для участия в различных научных конкурсах и конференциях.
Методическая разработка урока литературы в
6 классе
Тип урока: урок
развития речи
Тема урока: Образ
учителя в рассказах А.В.Костюнина «Поводырь» и В.Г.Распутина «Уроки
французского»
Цель урока:
сформировать целостное представление об образе учителя в произведениях
А.Костюнина и В.Распутина, развивать навык характеристики героя, в том числе
сравнительной, выявления авторской позиции; развивать монологическую речь,
умение высказывать свою точку зрения
Оборудование:
презентация по творчеству А.В.Костюнина, презентация «Наши учителя», детские
иллюстрации к прочитанным произведениям
Ход урока
1 Организационно-мотивационный этап
Создание эмоционального настроя: просмотр
презентации «Наши учителя» под фонограмму песни «Учат в школе…»
2 Актуализация знаний
Работа с эпиграфом «Учатся у тех, кого любят»
(Иоганн Вольфганг Гёте)
Как понимаете это высказывание? Как связано
оно с нашим уроком? (это эпиграф к рассказу А.Костюнина «Поводырь») Какие
строки предшествуют ему? (Учителю посвящается/Мам, в первую очередь тебе!)
Вспомните, как начинается рассказ В.Распутина? ( «Странно: почему мы так же, как
и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то
вовсе, что было в школе, — нет, а за то, что сталось с нами после»)Как
заканчивается рассказ А.Костюнина? («После окончания училища нет бы первым
делом к нему. С новеньким-то дипломом. Помчался домой. А осенью -его уже нет в
живых. Опоздал…Кто хоронил учителя? Где?- неизвестно. Мы тогда были молодыми,
не придавали большого значения утратам. Если бы время вернуть назад и ещё раз
дать нам шанс. Нет, никто и никогда не даст нам переписать жизнь на чистовик..»)
О чём предупреждают нас писатели? От чего предостерегают?
3 Постановка целей урока
Учитель — особый человек в жизни каждого.
Какими показаны учителя в рассказах А.Костюнина и В.Распутина? За что говорят
им спасибо? Какую роль сыграли они в жизни своих воспитанников? Вот круг
вопросов, ответы на которые мы будем искать в течение урока.
4 Знакомство с биографией и основными
вехами творческого пути А.В.Костюнина(за основу взять
материал на сайте писателя).Возможные вопросы для обсуждения: что вам известно
об авторах произведений? что говорят они об учителях? понятны вам чувства и
мысли писателей?
5 Работа с текстом. Выделение ключевых эпизодов.
Чтение по ролям или инсценировка. Ученики отвечают на
вопросы: какой эпизод считаете ключевым для раскрытия характера учителя? Какие
качества учителя проявляются в нём? ( Предпочтительна работа в группе)
Возможные эпизоды для прочтения и анализа (рассказ
А.В.Костюнина «Поводырь»)
«Первое знакомство» ( От слов «…После уроков я болтался по пустым коридорам…И тут слышу
приглушённые звуки живой музыки…Я, точно мотылёк, поплыл на огонь» до слов
«Ночью мне снился слепой старик в круглых чёрных очках, он водил меня за руку
от кларнета к скрипке, от скрипки к балалайке, к баяну и что-то разъяснял..»)
«Занятия музыкой»
( от слов «На другой день еле дождался конца уроков- бегом в зал» до слов
«Антонин Карлович учил азам. Служил мне…поводырём в мире музыки!»
«Случай с солнечным зайчиком» ( от слов «Идёт урок…Солнечный зайчик, отражённый карманным
зеркальцем, пробегает по глобусу, беззвучно скользит по доске, останавливается
на учителе…» до слов «Я в классе никого не боялся и всегда был за учителя
горой…» )
6 Составление цитатного плана «Учитель
Антонин Карлович Качмарик» (Возможна работа в парах)
1) «Казалось, сам недуг этот физический- горькая плата за великий талант
педагога»
2) «Антонин Карлович учил азам. Служил мне…поводырём в мире музыки»
3) «Как Антонину Карловичу хватало на нас терпения? Он никогда не
взрывался»
4) «Антонин Карлович- человек мудрый. Добрый. Он многому научил»
7 Рассказ об учителях в произведениях
А.Костюнина и В.Распутина
1)внешний облик, особенности восприятия
учеником
2)как удалось заинтересовать своим предметом,
вселить уверенность в свои силы, способности
3)учителя дали хорошие знания. Развили умения
по предмету, но только ли за это благодарны дети своим учителям? Какие
жизненные уроки преподали Антонин Карлович и Лидия Михайловна детям и нам, читателям?
Как можете объяснить названия рассказов? Подсказка в статье В.Распутина «Уроки
доброты», статьях толковых словарей, цитатах из рассказа «Поводырь», выписанных
в тетрадь дома.
Дополнительный вопрос: что объединяет эти
истории, в чём видите различия?
8 Подведём итоги. Рефлексия содержания
урока: составление синквейна.
Возможный вариант
Учитель
Добрый, необыкновенный
Поддерживает, увлекает, направляет
Дарит веру в свои силы
Поводырь
8 Домашнее задание: Александр Викторович Костюнин — наш современник. О чём вы хотели бы
спросить у этого замечательного писателя? Что рассказать о своих учителях и
школьной жизни? У вас есть такая возможность. Напишите письмо Александру
Костюнину. Предлагаю темы : « Я хочу Вам рассказать…», « Я хочу у Вас
спросить…», « Давайте поспорим…»
Дополнительный материал к уроку
Что объединяет эти истории? Рассказчики, будучи
детьми, оказались вырванными из привычной обстановки, оба из глухой провинции,
остались наедине со своими проблемами, застенчивостью, одиночеством. Но в их
жизни появился Учитель, тот, кто протянул руку помощи, увлёк своим предметом,
позволил почувствовать себя прочно и уверенно стоящим на земле в этом
непростом, а порой равнодушном и даже жестоком мире. В «Уроках
французского»-эпизод, повлиявший на формирование характера мальчика, в рассказе
«Поводырь»-дружба, длящаяся около пяти лет и определившая всю дальнейшую жизнь
ученика. Из вступления мы узнаём, что Магомед Агаев стал директором школы
искусств и «свою жизнь полностью, без оглядки посвятил любимому
учителю».Главные герои выросли, стали достойными людьми, испытывают чувство
благодарности к своим учителям и стремятся в Слове увековечить память о них.
Примечания: методические материалы к рассказу
В.Распутина можно найти в пособии Н.Егораевой «Поурочные разработки по
литературе. 6 класс.-4-е издание-М.:ВАКО, 2016.