-
-
Предмет:
Обществознание
-
Автор:
Klavdiya98
-
Создано:
2 года назад
Ответы
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Физика2 минуты назад
Пж помогите с физикой!!
-
Математика2 минуты назад
Задача по матеше
-
Алгебра2 минуты назад
Выражение, содержащее квадратные корни, формула квадрата суммы
-
Другие предметы2 минуты назад
Помогите пожалуйста с вопросом
-
Литература2 минуты назад
Что значит выражение «Избы забоченились, А и всех-то пять. Крыши их запенились В заревую гать.» вообще не понимаю
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Вы не можете общаться в чате, вы забанены.
Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно
Вопросы без ответа
-
Физика44 минут назад
Длинна пружины в расслабленном состоянии 20 см. Когда на неё подвесили груз массой 3 кг, пружина удлинилась до 35 см. Какова жёсткость пружины Н/м?
-
Русский язык1 час назад
Расскажите об истории создания памятника А.Пушкина в Москве и бюста поэта в Париже . Кратко
Топ пользователей
-
Fedoseewa27
20554
-
Sofka
7417
-
vov4ik329
5115
-
DobriyChelovek
4631
-
olpopovich
3446
-
zlatikaziatik
2620
-
dobriykaban
2374
-
Udachnick
1867
-
Zowe
1683
-
NikitaAVGN
1210
Войти через Google
или
Запомнить меня
Забыли пароль?
У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться
Выберите язык и регион
Русский
Россия
English
United States
How much to ban the user?
1 hour
1 day
-
- 0
-
Заполните пропуски:
1) Выделяют два типа культуры: духовную и ________.
2) Основными элементами культуры являются: ценности, _______, _______, ________.
3) Различают ценности нескольких видов: Ценности отдельных социальных общностей, классов, групп и ______.
4) Выделяют функции культуры: регулятивную, воспитательную, _________.
5)Различают формы культуры: массовую, _______, _______.
6)Образцами народной культуры являются: сказки, одежда, орудия труда и быта, ______, _______, _______.
-
Комментариев (0)
-
- 0
-
1) Выделяют два типа культуры: духовную и материальную.
2) Основными элементами культуры являются: ценности, нормы, идеи, обычаи.
3) Различают ценности нескольких видов: Ценности отдельных социальных общностей, классов, групп и индивидов.
4) Выделяют функции культуры: регулятивную, воспитательную, образовательную
.
5) Различают формы культуры: массовую, народную, элитарную.
6) Образцами народной культуры являются: сказки, одежда, орудия труда и быта, танцы, былины, легенды.
-
Комментариев (0)
Гереева
Зарема Улашевна , учитель общественных дисциплин, ППК им Расула Гамзатова,
город Буйнакск, Республика Дагестан.
Тема:
Культура. Формы культуры.
Эпиграф
к уроку:
«Культура
великий учитель того, как следует жить» Дина
Дин
Цели:
-усвоение
студентами понятий элитарная, народная, массовая культура, субкультура,
контркультура;
-развитие
познавательного интереса, речи и внимания студентов, умение анализировать и
сравнивать формы культуры;
-прививать
студентам эстетические чувства к культуре, а так же чувства уважения ко всем
формам культуры.
Оборудование:
компьютер, презентация к уроку, видеоматериалы, рабочие тетради, учебники,
раздаточный материал.
Основные
понятия: элитарная, народная, массовая культура,
субкультура, контркультура;
Тип
урока: изучение нового материала.
План
урока:
1.
Организационный этап
2.
Создание проблемной ситуации
3.
Объяснение нового материала
4.
Закрепление пройденного материала
5.
Задание на дом.
Ход
урока:
1.
Организационный этап.
—
Здравствуйте, садитесь. Сегодня у нас очередной урок обществознания, и я
надеюсь, что он пройдёт в благоприятной обстановке и вы уйдёте с урока
обогащённые новыми знаниями.
2.
Создание проблемной ситуации.
Зачитываю
эпиграф: Культура великий учитель того, как следует жить. Дина Дин.(подчёркиваю,
что автор наш современник) (слайд №1)
—
Как вы понимаете данные слова? (ответы студентов)
Я
обобщаю. – культура учит нас жить. Она проявляется во всех сферах нашей жизни.
Опережающее
задание.
—
Я предлагала вам подобрать ещё разнообразные высказывания классиков о культуре.
Давайте поделимся ими. (студенты Нюрипат, Жавгарат, Жамилят, Бийке, Шуанат и
др. рассказывают разные эпиграфы цитаты афоризмы о культуре)
3.
Объяснение нового материала.
Итак
тема нашего урока : « Культура. Формы культуры.» слайд №2 изучая тему
урока, мы должны:
—
познакомиться с понятием культура, её видами и основными формами;
—
познакомиться с понятиями субкультура и контркультура;
—
выяснить как культура может влиять на развитие общества в целом и на развитие
каждого человека.
Работать
будем по следующему плану. Запишите план в тетради. Слайд№2
План:
1.
Понятие и виды культуры.
2.
Формы культуры.
3.
Субкультура и контркультура.
1.
Начать наш урок хотела бы с притчи Ш.
Амонашвилли «Культура»
Слайд
№3
В этом мне помогут
Джамиля и Марьям.
Два ангела — один
молодой, другой постарше – смотрели с неба на землю и наблюдали за жизнью
людей. Старший ангел был назначен наставником для младшего.
— Зачем Бог
сотворил человека? – спросил молодой ангел у своего наставника.
— Чтобы он мыслил,
— ответил наставник.
— Мыслил?! Зачем
человеку мыслить?
— Чтобы он творил
культуру.
— А что такое
природа?
— Она есть Путь к
Богу.
— А зачем человеку
путь к богу?
— Чтобы
совершенствоваться и тоже стать ангелом.
Молодой ангел был
любознательный.
— Покажи мне
Культуру.
Старший ангел
указал ему на один из больших городов земли.
— Смотри, это
столица государства. Там есть музеи, театры, концертные залы, художественные
салоны… Всё, что в них хранится и происходит, называется искусством. Слайды №
4-8
— Искусство, —
повторил младший ангел, чтоб запомнить.
— Видишь, мчатся
автомобили и поезда, летят самолёты и космические ракеты, люди изобрели
телевизоры, компьютеры, интернет… Делает всё это наука… слайды № 9-14
— Наука,
искусство… — повторил молодой ангел.
— В тех зданиях, в
которые входят и из которых выходят дети, происходит их образование… слайды №
15-16
— Образование,
наука, искусство…
-А вот те красивые
сооружения с золотыми купалами есть храмы. В них люди молятся Богу. Это есть
религия… слайды № 17-20
— Религия,
образование, наука, искусство… Всё это культура?
— Да культура –
она и есть путь к Богу – ответил наставник.
Он гордился
достижениями человека и хотел рассказать ещё о многом.
Но в это время
произошло что то страшное.
Буквально из
ниоткуда вдруг с оглушительным рёвом над городом провисли ракеты и самолёты, и
огромный город погрузился в адский огонь, пламя которого вознеслось до Седьмого
неба. слайд № 21 ( видео уничтожение Сирии)
Молодой ангел
ужаснулся
— Зачем человек
взорвал культуру?
Ангел настаник
заплакал:- Человек опять
оступился.
Обсудили притчу.
Опираюсь на ответы студентов.
—
с понятием культура мы свами встречались на предыдущих уроках. И сегодня
сообщение о том, что такое культура и каковы её виды подготовили наши студенты.
Одна из них сейчас озвучит свою работу. (Зарема)
Выступление
студентки. Одновременно видеоролик «Что такое культура». слайд № 22
Вывод
по сообщению.
Итак
культура это всё что создано человеком на протяжении всей цивилизации.
Запись в тетради определения «Культура» слайд №3
-А
теперь давайте узнаем какие виды культуры существуют. Прочитаем из учебника на
стр 141. Слайд №24
2.
-Итак, мы узнали какие виды культуры
существуют. Но есть еще одна классификация культуры. Это формы культуры.
– различают
следующие формы культуры: народная, элитарная и массовая.
Слайд
№25
-Народная культура
– наиболее устойчивая часть национальной культуры, источник развития и
хранилище традиций. Это культура создаваемая народом и бытующая в народных
массах. Народная культура, как правило, анонимна, т.е. мы не знаем кто её
автор, кто её создал. Образцами народной культуры являются народные песни,
сказки, былины, эпосы, мифы, легенды, одежда, орудия труда и быта.
В науке народная
мудрость называется фольклором (от англ фольклор – это народная мудрость) слайды
№ 26-31. Примеры народной культуры
Давайте закрепим
знания о народной культуре. Для этого зачитаем из учебника признаки народной
культуры: (работа с книгой) слайд № 32
1.
Создаётся анонимными творцами, не имеющими
профессиональной подготовки, но при этом обладает большой художественной
ценностью.
2.
Не теряет актуальность со временем и
является культурным наследием.
3.
Народную культуру называют любительской.
4.
В её создании участвуют все желающие, т.е.
она является общедоступной.
—
Запишем эти признаки в тетрадь.
Предлагаю
вашему вниманию ещё один пример народной культуры. слайд № 33 видео «лезгинка»
—
Следующая форма культуры – элитарная культура. Элитарная культура происходит от
слова элита . это французское слово которое означает – лучшее, отборное.
Элитарная
культура является сложной и трудной для восприятия неподготовленным человеком.
Это высокое искусство. Его девиз: «Искусство для искусства» .
Произведения,
создаваемые в рамках этой культуры, рассчитаны на узкий круг людей. Это
высокообразованные люди – критики, литературоведы, музыканты, т.е. люди разбирающиеся
в искусстве.
Примерами
элитарной культуры являются: слайды № 34-46
Фильмы
Федерико Фелини – итальянский кинорежиссер. Его работы – Голос луны, Город
женщин, Гиблый город… Андрея Тарковского – советского кинорежиссера, его
работы – Зеркало, Борис Годунов, Мне 20 лет… Акира Куросавы – японский
кинорежиссер. Его работы Телохранитель, Семь Самураев, Великолепная семёрка…
Картины
испанских художников П. Пикассо, С.Дали, русского
художника Казимира Малевича. (студенты рассказывают о них сообщения)
Музыка
таких композиторов как Игоря Стравинского, Римского Корсакова, Альфреда Шнитке
и многих других.
А
так же балетное и оперное искусство.
Давайте
зачитаем в учебнике признаки элитарной культуры: (работа с книгой) Слайд №47
1.
Создаётся профессиональными творцами;
2.
Трудна для понимания неподготовленного человека
3.
Опережает уровень восприятия среднеобразованного человека
4.У
неё ограниченный круг её почитателей.
-Запишем
эти признаки в тетрадь.
Послушаем
музыку Римского Корсакова. Слайд №48
Элитарной
культуре противопоставляется массовая культура.
Массовая
культура – явления в истории человечества достаточно молодое. Первым шагом на
пути к появлению массовой культуры было изобретение во Франции братьями Люмьер
кинематографа слайд №49
22
марта 1895 года в Париже прошёл первый публичный киносеанс слайд №50
Он
был доступен для восприятия всем. Он не требовал умения читать, считать.
Поэтому
понравился всем, т.к. в то время образованных людей было мало.
Затем
появилось радио, телевидение, интернет.
На
Западе массовая культура рассматривается как коммерческая. Вы согласны с этим?
Почему? (Потому что массовая культура при продаже способна приносить прибыль.
Она создаётся ради прибыли.)
Как
в любом виде коммерции, неотъемлемой частью мировой культуры является реклама.
Телевидение, радио, кинематограф существуют за счёт рекламы.
Ярчайшими
примерами массовой культуры является продукция Голливуда, которая заполонила
весь мир.
В
своё время киноиндустрия Индии была очень развита.
Сегодня
коммертизации подверглись книгопечатание, пресса, музыка, фотография и даже
медицина и образование.
Массовая
культура оказывает большое влияние на человека, в том числе и психическое. В
результате воздействия массовой культуры человек становится как бы
зомбированным, заряжённым коллективным настроением массовой культуры.
Через
СМИ нам навязывают кумиров, образы мыслей, образ жизни.
Примерами
массовой культуры являются: музыка, мультфильмы, пресса, фильмы, телепередачи,
реклама и даже наша одежда. Слайды № 51-56
-Давайте
зачитаем в учебнике признаки массовой культуры: (работа с книгой) Слайд №57
1.Обладает
меньшей художественной ценностью;
2.
У неё самая широкая аудитория;
3.
Легко доступна для восприятия;
4.
Быстро теряет актуальность и выходит из моды.
3.
Следующим пунктом нашей темы является
вопрос о субкультуре и контркультуре.
Поскольку
общество распадается на множество социальных групп, постепенно у каждой из них
формируется собственная культура. Она то и называется субкультурой.
-Давайте
зачитаем в учебнике определение субкультуры: стр 146 . (работа с книгой)
запишем определение в тетрадь. Слайд № 58
Субкультура
– система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей
определённой социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе
культуры, но тесно связанная и не противоречащая ей.
Так,
например, различают городскую и деревенскую, молодёжную и национальную,
криминальную и профессиональную и т.д.
Они
отличаются от доминирующей и друг от друга ценностями, нормами поведения,
стилем жизни и даже речью.
Особую
разновидность субкультуры представляет контркультура.
-Давайте
зачитаем в учебнике определение конркультуры: стр 146 . (работа с книгой)
запишем определение в тетрадь. Слайд № 59
Контркультура
– это культура, которая не только отличается от доминирующей но и противостоит
ей, находится с ней в конфликте.
Например
контркультура неформальных молодёжных группировок таких как панки, хиппи, эмо.
Слайды № 60-64.
Если
представители субкультуры хотя и не полностью, но всё же воспринимают основные
нормы и ценности общества, то представители контркультуры отказываются от этих ценностей
и противопоставляют себя обществу.
Молодёжь
наиболее подвержена различного рода влияниям, как положительным, так и
отрицательным. Некоторые молодые люди могут позволить себе переступить через
моральные нормы для того, чтобы добиться личного успеха. В этих условиях есть
реальная опасность потери молодым поколением своего интеллектуального и
социального потенциала.
Чтобы
этого не произошло, необходимо воспитывать молодёжь, формировать у неё
моральные ценности, идеалы и нравственные ориентиры.
Давайте
посмотрим один из примеров процесса воспитания подрастающего поколения. Это
пример наиболее часто встречаемый в нашей жизни.
Ералаш. Джентельмен. Слайд№ 65
4.
Закрепление пройденного материала.
Сегодня
мы с вами углубили знания о понятии культура. Познакомились с формами культуры,
а так же с понятиями субкультура и контркультура.
Давайте
выполним с вами тест на закрепление материала.
Тест
на закрепление материала по теме: «формы культуры»
1.
Культура созданная анонимными творцами,
часто не имеющими профессиональной подготовки, называется:
а)
элитарной; б) народной; в) массовой; г) духовной.
2.
Опера и балет относятся к произведениям:
а)
народной; б) элитарной; в) массовой; г)
материальной.
3.
Какая черта характеризует исключительно
массовую культуру:
а)
связь с творчеством; б) сложность и противоречивость; в)
недоступность; г) коммертизация.
4.
Культура, произведения которой рассчитаны
на узкий круг знатоков:
а)
элитарная; б) народная; в)массовая; г) духовная.
5.
Формула «Искусство для искусства»
характерна для:
а)
народной; б) элитарной; в) массовой; г) культуры
как таковой.
6.
Неотъемлемой частью какой культуры
является реклама:
а)
народной; б) элитарной; в)массовой; г)
материальной.
7.
Отличительной чертой элитарной культуры
является:
а)
сложность содержания; б) традиции и обычаи; в) прибыль; г)рассчитана на
широкую публику.
8.
К какой форме культуры относится
героический эпос, обрядовые песни, фольклор:
а)
народной; б) элитарной; в) массовой; г) культуре
как таковой.
9.
Разновидность культуры которая отличается
от основной, но не противоречит ей:
а)
доминирующая культура; б) субкультура; в) контркультура.
10.
Разновидность культуры которая не только
отличается от основной, но и противоречит ей, находится с ней в
конфликте:
а)
доминирующая культура; б) субкультура; в) контркультура.
На
доске ключи к тестам и критерии оценивания слайд № 66-67
Студенты
выполняют самопроверку.
5.
Задание на дом.
Параграф
2.1. стр 140-151. Подготовить сообщение по теме: «Взаимодействие культур»
слайд №68
2
Заполните пропуски:
1) Выделяют два типа культуры: духовную и ________.
2) Основными элементами культуры являются: ценности, _______, _______, ________.
3) Различают ценности нескольких видов: Ценности отдельных социальных общностей, классов, групп и ______.
4) Выделяют функции культуры: регулятивную, воспитательную, _________.
5)Различают формы культуры: массовую, _______, _______.
6)Образцами народной культуры являются: сказки, одежда, орудия труда и быта, ______, _______, _______.
1 ответ:
0
0
1) Материальную
2) нормы, идеи, обычаи
3) племенрасс
4) образовательную
5) народную и высокую
6) танцы, былины, анекдоты.
Читайте также
Чтобы жить в достатке,иметь всё,что хочет….Некоторые,чтоб стать независимым,другие,чтоб доказать,что они способны заработать и стать богатыми….Есть и такие,для кого богатство это способ показать себя.Но,при большом желании стать богатым и успешным человеком люди не учитывают,что с богатством развиваются многие отрицательные качества,такие как:
жадность,скупость,самолюбие,заносчивость.
Не всегда богатство является положительным фактором в жизни человека.С богатством человек теряет множество желательных и нужных в жизни качеств,но обретает и множество отрицательных качеств,которые портят его жизнь и отношения с людьми.
Ну власть придумывает закон и добовляет в него силу действия)))))) мысл правильно не могу написать но смысл этот
Твоя мать тебя родила .и воспитала
История — это наука, что изучает прошлое человечества.
Во-первых, религия, являясь мировоззрением, т. е. системой принципов, взглядов, идеалов и убеждений, объясняет человеку устройство мира, определяет его место в этом мире, указывает ему, в чем состоит смысл жизни.
Во-вторых (и это следствие первого) , религия дает людям утешение, надежду, духовное удовлетворение, опору. Совершенно не случайно люди чаще всего обращаются к религии в тяжелые моменты своей жизни.
В-третьих, человек, имея перед собой некий религиозный идеал, внутренне меняется и становится способен нести идеи своей религии, утверждать добро и справедливость (так, как понимает их данное учение) , смиряясь с лишениями, не обращая внимания на тех, кто осмеивает или оскорбляет его. (Конечно, доброе начало можно утверждать лишь в том случае, если ведущие человека по этому пути религиозные авторитеты сами чисты душой, нравственны и стремятся к идеалу. )
В-четвертых, религия управляет поведением человека через свою систему ценностей, моральных установок и запретов. Она может существенно влиять на большие сообщества и целые государства, живущие по законам данной религии.
В-пятых, религии способствуют объединению людей, помогают складыванию наций, образованию и укреплению государств. Но тот же самый фактор может приводить к разделению, к распаду государств и обществ, когда большие массы людей начинают противостоять друг другу по религиозному принципу.
Горизонт — Плыви по течению
Как уже отмечалось, в Древнем Риме под словом «культура» (cultura) понимали возделывание почвы, ее обработку, а позже — все изменения в природе, происходящие под воздействием человека. В дальнейшем этим термином обозначали все созданное человеком. Культура стала пониматься как созданная человеком «вторая природа», надстроенная над первой, естественной, природой, как весь созданный человеком мир. Она охватывает всю совокупность достижений общества в материальной и духовной жизни. Культура — это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. В этом понятии фиксируется как общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и качественное своеобразие исторически конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах общественного развития, в рамках определенных эпох.
Выделяют два основных вида культуры — материальную и духовную. Материальная культура представлена материальными предметами в виде сооружений, зданий, орудий труда, произведений искусства, предметов повседневного обихода и т.д. Духовная культура включает в себя знания, верования, убеждения, духовные ценности, идеологию, мораль, язык, законы, традиции, обычаи, достигаемые и усваиваемые людьми. Духовная культура характеризует внутреннее богатство сознания, степень развитости самого человека.
Не всякие материальные или духовные продукты, созданные людьми, становятся частью культуры, а только те, которые приняты членами общества или его частью и закреплены, укоренены в их сознании посредством записи на бумаге, других носителях информации, в виде навыков, знаний, обычаев, обрядов и т.д. Закрепленный таким образом продукт может быть передан другим людям, последующим поколениям как культурное наследие.
Разделение культуры на материальную и духовную соответствует Двум основным видам производства: материальному и духовному. Классификация культуры может проводиться и по особенностям поведения, сознания и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни (культура труда, быта, художественная культура, политическая культура), по способу жизнедеятельности отдельного индивида (личная культура), социальной группы (культура класса) и т.д.
Культура воплощается в практической деятельности людей — производственной, бытовой, политической, художественной, научной, учебной и т.д., поэтому культурное содержание можно выделить в сфере любой целенаправленной социальной деятельности человека. Это многообразие проявлений культуры обусловливает многозначность ее определений. Понятие культуры употребляется в значении исторических эпох (например, античная или средневековая культура), разных этнических общностей (культура древних греков, русская культура и т.д.), специфических сфер жизни или деятельности (культура труда, политическая культура).
Основными элементами культуры служат язык, ценности, нормы. Язык — это понятийный, знаково-символический элемент культуры, система коммуникации, осуществляемая с помощью звуков и символов. Благодаря языку человек структурирует и воспринимает окружающий мир. Язык обеспечивает взаимопонимание людей и служит важнейшим средством общения, хранения и передачи информации из поколения в поколение. Тем самым общий язык поддерживает сплоченность общества.
Ценности — одобряемые и разделяемые большинством общества убеждения относительно поставленных перед человеком целей и основных средств их достижения. Ценности определяют смысл деятельности человека и общества в целом. В процессе взаимодействия между собой люди оценивают предметы и явления с точки зрения их соответствия своим потребностям, с точки зрения их полезности и допустимости. Совокупность принимаемых личностью ценностей называется ценностной ориентацией. Различают ценности всего общества в целом и ценности отдельных социальных общностей, классов, групп. Система ценностей может складываться стихийно, а может представлять собой теоретически сформулированную систему взглядов. В последнем случае говорят об идеологии.
Культура играет большую роль в жизни общества. Она выступает средством сосредоточения, хранения и передачи человеческого опыта. В связи с этим выделяется несколько функций культуры. Во-первых — это регулятивная функция. Формируя систему ценностей, культура регулирует характер поведения людей. Например, человек, разделяя ту или иную ценность, будет стремиться к реализации ценностных установок и установлению связи с теми, кто разделяет его ценностную ориентацию. Таким образом, ценностное содержание культуры выступает в качестве регулятора человеческого поведения.
Развиваясь в рамках общества, индивид усваивает общепринятые правила и культурные ценности, включаясь в комплекс межчеловеческого общения, — тем самым формируется его личность. Таким образом, культура способствует становлению личности, выполняя образовательную и воспитательную функции.
Культурные нормы не являются достоянием только одного человека. Они разделяются многими людьми, а иногда и всем обществом в целом. В этом случае культура выполняет объединяющую (интегративную) функцию, обеспечивая единство общества.
В культуре сосредоточен богатый исторический опыт общества (группы, класса, народа). В связи с этим она выполняет ретранслирующую функцию — передачу этого опыта последующим поколениям.
Культура общества в целом — многоплановое явление, состоящее из множества ее разновидностей. Общество неоднородно, входящие в него группы имеют свой набор ценностей и норм. Поэтому выделяют несколько разновидностей культуры.
Различают народную, элитарную и массовую формы культуры. Народная культура развивается как коллективное творчество народа на основе преемственности и традиции. Она представляет собой синтез материальных и духовных ценностей. Образцами народной культуры служат сказки, песни, былины, одежда, обряды, орудия труда и быта и т.д. Авторы произведений народного творчества неизвестны. Передаваясь из поколения в поколение, произведения народной культуры могут дополняться, видоизменяться, но в то же время сохраняют присущий каждому народу особый колорит, те характерные черты, по которым можно определить, какой народ создал данное произведение. В науке совокупность проявлений народного творчества называется фольклором (от англ. folklore — народная мудрость). Фольклор принято делить на устно-поэтическое творчество, комплекс музыкальных, игровых и хореографических видов творчества и изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Фольклор каждого народа отличается самобытностью, ярко выраженным этническим своеобразием, особенностями региональных и стилевых проявлений.
Элитарная культура рассчитана на ее восприятие ограниченным кругом людей, которые обладают особой художественной восприимчивостью. Эта часть общества оценивается как элита (от франц. elite— лучшее, отборное).
Элитарная, или салонная, культура была в прежние времена Уделом высших слоев общества, например дворянства. В настоящее время элитарной культурой называют сложные для понимания широких слоев населения произведения музыки, драматургии, литературы, кинематографа. Создание произведений в рамках элитарной культуры часто служит средством самоутверждения их авторов. Результаты такого творчества становятся предметом оживленной полемики критиков и искусствоведов, но не всегда востребованы как объект массового духовного потребления. Однако в истории есть немало примеров, когда то явление культуры, которое получало название элитарного, оказывалось временной формой самоутверждения отдельных социальных групп, быстро становилось модным и превращалось в объект культурного освоения широкими слоями населения, т.е. объект массовой культуры.
Массовая культура — наиболее типичный способ существования культуры в условиях современного общества. В отличие от элитарной массовая культура сознательно ориентирует распространяемые ею ценности на усредненный уровень развития потребителей ее произведений. Средствами распространения массовой культуры служат книги, пресса, кино, телевидение, радио, видео- и звукозаписи, т.е. те объекты, которые могут многократно тиражироваться с помощью современных технических средств. Запросы потребителей массовой культуры складываются стихийно и способствуют конкуренции в сфере «индустрии развлечений». Она, будучи прибыльным делом, стала своеобразным сектором экономики, называемым в обиходе шоу-бизнесом. Массовая культура характеризуется общедоступностью и легкостью усвоения создаваемых ею ценностей, не требующих особо развитого эстетического вкуса, и рассчитана в большинстве случаев на проведение досуга. Она таит в себе возможности мощного средства воздействия на общественное сознание для нивелирования взглядов и идеализации существующих общественных институтов.
По большей части нравственная неразборчивость массовой культуры, ставка на зрелищность и привлечение аудитории любой ценой способствуют культивированию сцен насилия, низменных инстинктов, популяризируют представителей криминального мира, абсолютизируют западный образ жизни.
Многоплановость социальных связей и групп, специфика исторических эпох обусловили обширное видовое разнообразие культур. Например, выделяют светскую и религиозную, национальную и интернациональную, политическую, экономическую, эстетическую, художественную, нравственную, научную, правовую и другие виды культуры.
Все достижения общества в материальной и духовной сферах можно охарактеризовать как общую культуру. В то же время общество состоит из множества социальных групп, у каждой из которых существует своя система культурных ценностей. Такая система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, но связанная с ней, называется субкультурой. Так, различают городскую и деревенскую, молодежную и национальную, криминальную и профессиональную субкультуры и т.д. Они отличаются от доминирующей и друг от друга ценностями, нормами поведения, стилем жизни и даже языком.
Особую разновидностью субкультуры представляет контркультура, которая не просто отличается от доминирующей, но и противостоит ей, находится с ней в конфликте. Если представители субкультур, хотя специфично и неполностью, но все же воспринимают базисные ценности и нормы общества, то представители контркультур отказываются от этих ценностей и противопоставляют себя обществу. Например, криминальная контркультура, контркультура неформальных молодежных группировок (панков, хиппи) и др.
Культура не есть нечто застывшее, неизменное. Она динамична, постоянно развивается, пополняясь новыми элементами. В то же время сохраняется преемственность между историческими этапами развития культуры, что позволяет говорить об особенностях национальных культур. В некоторых случаях изменения могут касаться художественного стиля, производственных технологий, правил поведения и т.д., но при этом сущность культуры в целом остается неизменной.
Изменения в культуре могут происходить как в процессе целенаправленной деятельности людей (в литературе, науке, искусстве), так и в результате стихийного заимствования культурных ценностей. Взаимное проникновение элементов культуры из одного общества в другое при их соприкосновении называется диффузией. Такое проникновение может быть двусторонним, когда оба народа приобретают достижения культуры каждого из них, и односторонним, когда культурное влияние одного народа преобладает над влиянием другого. Новые образцы культуры могут насаждаться принудительно в результате порабощения одного народа другим или насаждаться победившей в политической борьбе социальной группой.
Процесс эволюционного развития культуры, включающий ее преемственность, изменение и развитие, называется культурным воспроизводством. Культура есть способ существования общества. Невозможно правильно понять процесс общественного развития, его динамику, если не вникнуть в сущность ценностно-культурных идеалов людей, определяющих содержание и смысл их поступков. С другой стороны, общество само выступает источником Развития культуры. Все это означает неразрывную взаимосвязь культуры и общества. Нет общества без культуры, так же как нет и культуры без общества.
Вопросы и задания
1. Объясните понятие «культура».
2. Какие виды культуры вы знаете? В чем состоит их отличие друг от друга?
3. Охарактеризуйте основные элементы культуры.
4. Какие функции выполняет культура?
5. Какие виды культуры существуют? В чем состоят критерии их выделения?
6. Заполните таблицу: Виды культуры Характерные черты
7. Дайте определение понятиям «субкультура» и «контркультура». При ведите примеры их проявления.
8. Что такое диффузия культуры? Приведите примеры взаимовлияния культур.
4.1. Культура
2.3 (46.47%) 167 votes