«Воспоминание о друге» (конспект урока)
Марина Олеговна ГУЛЮГИНА, учитель начальных классов
ГБОУ «Академическая гимназия № 56» Санкт-Петербурга
—
ВОСПОМИНАНИЕ О ДРУГЕ (КОНСПЕКТ УРОКА)
—
Урок проведен: 20 ноября 2015 года
Предмет: литературное чтение
Класс: 2
УМК: «Начальная школа ХХI века»
Тема: Воспоминание о друге
Произведение: С. Образцов «Дружок» (2ой урок)
Цель: создать условия для развития у детей навыка чтения больших по объёму текстов.
Задачи:
- Совершенствовать навык чтения;
- Восстанавливать нарушенную последовательность событий в тексте;
- Развивать умение составлять план пересказа;
- Создать условия для развития эмоционально-чувственной сферы учащихся.
УМК ученика:
- Учебник Н. Ф. Виноградовой «Литературное чтение. 2 класс» (1-ая часть);
- Карточка и разрезные сюжетные картинки;
УМК учителя:
- Учебник Н. Ф. Виноградовой «Литературное чтение. 2 класс» (1-ая часть);
- SMART-доска и персональный компьютер;
- Слайды к уроку в программе Notebook;
- Видеоролик к уроку.
Результаты:
На уроке дети научатся :
- Читать большой по объёму текст;
- Восстанавливать нарушенную последовательность событий в тексте;
- Составлять план текста;
- Различать вымышленные и реальные события, описываемые в тексте;
- Работать с аппаратом учебника.
На уроке дети получат возможность научиться:
- Доказывать свою точку зрения;
- Вести диалог;
- Способам обогатить словарный запас;
- Адекватно оценивать свою деятельность;
- Соединить эмоциональный личностный опыт каждого ученика с эмоциональной составляющей изучаемого произведения.
Материал для интерактивной доски
—
С. В. Образцов. Дружок
…Был у меня друг, не несколько месяцев, а несколько лет – рыжая беспородная собака, которую звали Дружок. Подарила мне эту собаку старушка учительница…
Мне рассказывали, что учительница эта болела какой-то нервной болезнью, и доктор посоветовал ей завести канарейку. Не смейтесь! Это был очень хороший совет. За канарейкой нужно ухаживать, каждый день её кормить, поить, но зато она каждый день поёт без умолку. Всё это успокаивает человека…
К тому времени, когда я пришёл к учительнице, она уже была известна в Москве как большой знаток канареек, а её нервная болезнь совсем прошла. Войдя в комнату, я увидел много клеток с канарейками, они прыгали с жёрдочки на жёрдочку и пели, а учительница улыбалась и гладила маленькую рыжую собаку, которая сразу завиляла хвостом и лизнула меня в нос.
Вот с этого дня Дружок стал моим другом.
Дружба была радостная, счастливая и очень долгая.
Мы всегда были вместе. Вместе купались. Переплывали реку. Дружок быстро работал всеми четырьмя лапами, сопя и отдуваясь, но отставал от меня. У него ведь лапы были и короче, и тоньше моих. Приплывал он к другому берегу чуть попозже, отряхивался, разбрызгивал вокруг себя воду фонтаном. Потом мы валялись в траве, обсыхали и опять с размаху прыгали в воду… Я нырял и долго плыл под водой, а когда выныривал, видел, как Дружок, шлёпая передними лапами по воде, испуганно вертит головой во все стороны, не понимая, куда я девался, а увидев, радостно плывёт ко мне и лижет мой нос. Мы опять валяемся и загораем, и опять кидаемся в воду…
Я сказал, что дружба у нас с Дружком была долгая, а раз долгая, значит, бывали и огорчения.
Как-то я ехал на велосипеде по Четвёртому просеку Сокольнического парка. Тогда этот просек был специально для велосипедистов.
Мы неслись с Дружком очень счастливые, но вдруг откуда-то на Дружка наскочили две большие собаки. Он побежал, они за ним. Я стал глядеть, куда они побежали, и налетел на дерево. Сломал велосипед и руку. Пришёл домой. Руку мне положили в лубок. Я о ней не очень беспокоился и плакал не от боли, а оттого, что был уверен, что Дружка загрызли собаки. К вечеру Дружок приполз во двор. Я отнёс его в кухню, он лежал несколько дней, ничего не ел, но потом поправился.
Поправился и опять пропал. Я думал, что он вернётся, но прошёл день, прошло два, а Дружка всё нет. И я подумал – вдруг его поймали собаколовы. Если это так, то они только три дня будут держать пойманную собаку. И если за три дня хозяин собаки не придёт, то, значит, её нельзя будет выручить.
И я поехал в то место, куда отвозят пойманных бездомных собак.
Это было где-то на окраине Москвы.
Вечер. Сарай, в котором стояли клетки с собаками, был уже заперт. Но сторож оказался добрым и отпер сарай, чтобы я посмотрел, нет ли там моего Дружка.
В сарае стояло очень много клеток. В каждой клетке сидели две, три, четыре собаки. Поднялся страшный лай.
Я шёл и глядел на несчастных собак и всё никак не мог увидеть Дружка. Уже решил, что его нет, и вдруг заметил в одной клетке, как что-то рыжее кидается на сетку и визжит. Это был Дружок.
Но взять его я не мог. Чтобы забрать собаку, нужно было заплатить штраф. Целых три рубля. Таких денег у меня никогда не было.
Я вернулся домой. На следующий день мама дала мне три рубля и тридцать копеек на извозчика. Ведь в трамваях возить собак было нельзя. А такси не было. Даже слова «такси» никто не знал.
Утром я поехал за Дружком и привёз его домой. Если бы вы только знали, как он был рад. Он прыгал на диван, на кровать, на стол. Он кидался в ноги, он облизывал мои руки. А я не прыгал, но был счастлив, наверное, не меньше, чем Дружок.
И когда я думаю о своём детстве, то всегда вспоминаю Дружка. Он был настоящим, самым настоящим другом.
• 1. Рассказ называется «Дружок». Как ты понимаешь смысл названия?
• 2. Опираясь на текст, докажи, что Дружок был настоящим другом. В чём выражалась его дружба?
3. Представь себе, что эту историю рассказывает Дружок. Как бы он назвал её? Придумай рассказ обо всём этом от лица собаки.
• 4. «Когда я думаю о своём детстве, то всегда вспоминаю Дружка». Как ты думаешь, почему автор его вспоминает? Эти воспоминания: приятные, радостные, тягостные, весёлые, грустные, печальные, тяжёлые? Выбери нужное. Объясни ответ.
5. Друг, дружок, дружба… Продолжи этот ряд однокоренных слов. Посоревнуйтесь, кто больше их вспомнит.
• 6. Прочитай абзацы. Текст в этих абзацах – описание, повествование или рассуждение? Объясни.
Пословицы
Будешь друг, да не вдруг.
Старый друг лучше новых двух.
Текст С. Образцов «Дружок»
Часть
1.
1.
Какой
жанр произведения: а) стихотворение б)рассказ В)
сказка
2.
Кто
подарил Дружка: а) сосед б) старушка учительница б) мама
3.
Что
делали мы вместе с Дружком: а) загорали б) купались и переплывали реку в) учились
4.
Найди в
тексте предложение и допиши
Я сказал, что дружба у нас с
Дружком была долгая, а раз
___________________________________________________________________________
5. В какой сборник можно поместить этот текст?
а)Литературные сказки б)Рассказы для детей в)Сборник
стихов и басен
6. Опираясь
на текст, докажи, что Дружок был настоящим другом. В чём выражалась его дружба?
____________________________________________________________________________________
7. Продолжи
этот ряд однокоренных слов. Друг, дружба__________________________________
8.
Как ты думаешь, почему автор вспоминает дружка? Подчеркни нужное.
Эти
воспоминания: приятные, радостные, тягостные, весёлые, грустные,
печальные, тяжёлые?
9. Чему учит этот рассказ? Выбери пословицу.
а)Будешь друг, да не вдруг. б)Старый друг лучше
новых двух.
Часть 2.
9.Прочитай на стр. 58
третий и четвёртый абзац. Текст в этих абзацах
А)описание б)
повествование в) рассуждение
10.Восстанови
последовательность текста
А) Вдруг на дружка наскочили две
большие собаки
Б)Собаку подарила старушка
учительница
В) Утром я поехал за Дружком и
привёз его домой
Г) Мы всегда были вместе. купались
и переплывали реку
Д) Вдруг заметил, что то рыжее
кидается на сетку
Ответ:_____________________________________________________________________________
Часть 3.
11.Понравилось
ли тебе это произведение и чем объясни?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Обновлено: 09.01.2023
Где и когда происходят события? Какая на улице погода? Кто изображён на переднем плане? Какое настроение у щенка? Почему? Как вы думаете, что будет дальше?
Кто проходил мимо? Как художник передал чувства подруг? Как вы думаете, что будет дальше? А что бы сделали вы?
Где продолжается история о брошенном щенке? О чём думают подружки? Что сделали подруги, когда принесли малыша домой? Почему он и решили назвать собачку Дружок?
Чем закончился день для малыша? Какое настроение у девочек?
В осстановит е последов а тельность событий по серии картинок.
Подбираем слова-синонимы. Зачем? Дождливая, ненастная, ужасная. Грустный, печальный, одинокий, промокший.
Придумай подругам имена! Увидели, заметили, пожалели, удивились, ахнули. Щенка, маленькую собачку, малыша, бедолагу, пёсика, найдёныша.
Радостные, счастливые, доволь ны е. Отмыли, высушили, накормили.
Какая важная тема раскрывается в вашем сочинении?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока и презентация к уроку и презентация к уроку
Разработка урока по родной (башкирской) литературе в 5 классе «Әсикмәк» и презентация к уроку.
Урок по самопознанию «Наши эмоции» + презентация Урок (Риккель Л. И.), презентация (Зайцева С. А.)
Тема: Я и мои эмоции.Цель: коррекция и развитие эмоционально – волевой сферы.Задачи: познакомить детей с эмоциями; учить определять эмоциональные состояния других людей; развивать умение владеть.
презентация «Мультимедийные презентации, как средство формирования знаний у учащихся» Презентация к защите диплома
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ 8 ВИДАсодержание :•Актуальность проблемы•Цель исследования•Объект и предмет •.
Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Формирование УУД в урочной и внеурочной деятельности (презентация)
Презентация. Современные образовательные технологии как один из способов формирования УУД . Проблемно-диалогическая технология. ТЕхнология продуктивного чтения.
Презентация к уроку окружающего мира ,1 класс ,УМК «Школа России» Как путешествует письмо».Презентацию подготовила Евсеева Ирина Викторовна, учитель ГБОУ лицея №408
Из презентации дети узнают какой путь письмо проходит от отправителя к получателю. Поможет детям узнать это Муравьишко и Мудрая Черепаха.
Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Городское методическое объединение . Презентация
Методическая деятельность – управляемый, ресурсообеспеченный процесс совместной деятельности методиста и педагогов по обеспечению условий качественной реализации ими образовательных услуг.
Презентация на тему: «Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ СОШ №1 с. Александровское,Александровского района Томской обла.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
1. Какой жанр произведения: а) стихотворение б)рассказ В) сказка
2. Кто подарил Дружка: а) сосед б) старушка учительница б) мама
3. Что делали мы вместе с Дружком: а) загорали б) купались и переплывали реку в) учились
4. Найди в тексте предложение и допиши
Я сказал, что дружба у нас с Дружком была долгая, а раз
5. В какой сборник можно поместить этот текст?
а)Литературные сказки б)Рассказы для детей в)Сборник стихов и басен
6. Опираясь на текст, докажи, что Дружок был настоящим другом. В чём выражалась его дружба?
7. Продолжи этот ряд однокоренных слов. Друг, дружба__________________________________
8. Как ты думаешь, почему автор вспоминает дружка? Подчеркни нужное.
Эти воспоминания: приятные, радостные, тягостные, весёлые, грустные, печальные, тяжёлые?
9. Чему учит этот рассказ? Выбери пословицу.
а)Будешь друг, да не вдруг. б)Старый друг лучше новых двух.
9.Прочитай на стр. 58 третий и четвёртый абзац. Текст в этих абзацах
А)описание б) повествование в) рассуждение
10.Восстанови последовательность текста
А) Вдруг на дружка наскочили две большие собаки
Б)Собаку подарила старушка учительница
В) Утром я поехал за Дружком и привёз его домой
Г) Мы всегда были вместе. купались и переплывали реку
Д) Вдруг заметил, что то рыжее кидается на сетку
11.Понравилось ли тебе это произведение и чем объясни?
- подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- по всем предметам 1-11 классов
- ЗП до 91 000 руб.
- Гибкий график
- Удаленная работа
Дистанционные курсы для педагогов
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
5 608 196 материалов в базе
Материал подходит для УМК
С. В. Образцов. Так нельзя, а так можно и нужно
Самые массовые международные дистанционные
Школьные Инфоконкурсы 2022
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Другие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
- 22.03.2021 1098
- DOCX 28 кбайт
- 72 скачивания
- Оцените материал:
Настоящий материал опубликован пользователем Бревновой Наталье Михайловне. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Автор материала
40%
- Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- Для учеников 1-11 классов
Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов
Дистанционные курсы
для педагогов
663 курса от 690 рублей
Выбрать курс со скидкой
Выдаём документы
установленного образца!
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России
Время чтения: 1 минута
В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик
Время чтения: 2 минуты
Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни
Время чтения: 2 минуты
Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование
Время чтения: 1 минута
В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной
Время чтения: 0 минут
Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Описание разработки
Предварительная работа: Знакомство с творчеством Н. Н. Носова. Выставка: портрет автора, книга с рассказами автора, краткая автобиография.
Ход урока:
Информационная среда.
Портрет писателя, книга с рассказами автора, иллюстрации.
— Ребята, приглашаю вас на выставку.
— Всмотритесь в нее.
— Что вам показалось интересным?
Обращаю внимание на портрет Н. Н. Носова.
— Давайте внимательно рассмотрим портрет Н. Носова.
— Как думаете, какой он по характеру?
— Можно сказать – жизнерадостный. Смотрит на нас с доброй улыбкой, с веселыми искорками в глазах.
— Что еще интересного есть на выставке?
— Интересно, почему эти иллюстрации находятся рядом с портретом Н. Носова?
— Иллюстрации каких рассказов вам знакомы?
— И все эти рассказы живут в книге, которую написал…
— А эта иллюстрация вам знакома?
— Приглашаю вас в читальный зал.
Эмоциональное чтение конкретных частей рассказа.
1 часть. У собаки Дианки появились щенки.
2 часть. Мишка с другом потеряли щенка.
4 часть. Ребята нашли щенка.
Выделяю ключевые слова (см. текст)
Делаю логические паузы для получения эмоционального отклика.
Интонационно выделяю фразы характеризующие тон разговора (диалога).
После каждого эпизода ввожу размышление или вопрос.
Активизация базы познания.
— Что за событие произошло с собакой Дианкой?
— Всех ли щенков раздали ребята?
— Почему ребята оставили именно этого щенка?
— Наверно у него была какая — то особенность?
— Что ребята делали со щенком?
— Зачем ребята посадили щенка в чемодан?
— Увидел кто — нибудь щенка?
— Тогда как случилось, что щенок потерялся?
— Они забыли про щенка?
«А мне нужен мой Дружок. Я должен его вернуть.
— Что предприняли ребята, когда не увидели щенка в чемодане?
— Давайте вспомним содержание этой записки.
— А вот автор знает точное содержание этой записки.
— Давайте вспомним, чем закончилась эта история?
— Удалось ли ребятам найти своего щенка?
Весь материал — смотрите документ.
Содержимое разработки
Технологическая карта
управления позновательно-исследовательской деятельностью
детей подготовительной группы.
Предварительная работа: Знакомство с творчеством Н.Н. Носова. Выставка: портрет автора, книга с рассказами автора, краткая автобиография.
Этапы деятельности
Управленческие действия педагога.
Познавательная деятельность детей.
Мотивационно- побудительный
Информационная среда.
Портрет писателя, книга с рассказами автора, иллюстрации.
— Ребята, приглашаю вас на выставку.
— Всмотритесь в нее.
— Что вам показалось интересным?
Обращаю внимание на портрет Н.Н. Носова.
— Давайте внимательно рассмотрим портрет Н. Носова.
— Как думаете, какой он по характеру?
— Можно сказать – жизнерадостный. Смотрит на нас с доброй улыбкой, с веселыми искорками в глазах.
— Что еще интересного есть на выставке?
— Интересно, почему эти иллюстрации находятся рядом с портретом Н. Носова?
Цель: учить передавать в рисунках свои впечатления от прочитанной сказки.
Задачи:
- познакомить с творчеством художников В. Васнецова, М. Врубеля, Ю. Васнецова;
дать представление о роли фантазии в искусстве;
- развивать интерес к народному сказочному творчеству, графические навыки в передаче пропорций сложных по форме предметов, навыков композиционного решения рисунка;
- формировать умение выполнять иллюстрации к сказкам на самостоятельно выбранные сюжеты;
- воспитывать любовь к народным сказкам, к положительным героям сказок, сопереживание настроениям героев сказки, обратить внимание детей на добрые поступки и злые;
Оборудование: акварельные краски, кисти, палитра, вода, карандаш, салфетки, иллюстрации к русским народным сказкам.
Изобразительный ряд: репродукции картин В. М. Васнецова; М. А. Врубеля, Ю. А. Васнецова, детские книги с иллюстрациями Ю. А. Васнецова.
Цель: учить передавать в рисунках свои впечатления от прочитанной сказки.
познакомить с творчеством художников В. Васнецова, М. Врубеля, Ю. Васнецова;
дать представление о роли фантазии в искусстве;
развивать интерес к народному сказочному творчеству, графические навыки в передаче пропорций сложных по форме предметов, навыков композиционного решения рисунка;
формировать умение выполнять иллюстрации к сказкам на самостоятельно выбранные сюжеты;
воспитывать любовь к народным сказкам, к положительным героям сказок, сопереживание настроениям героев сказки, обратить внимание детей на добрые поступки и злые;
Оборудование: акварельные краски, кисти, палитра, вода, карандаш, салфетки, иллюстрации к русским народным сказкам.
Изобразительный ряд: репродукции картин В. М. Васнецова; М. А. Врубеля, Ю. А. Васнецова, детские книги с иллюстрациями Ю. А. Васнецова.
Организация учащихся. (Психологический настрой на урок)
Начинаем наш урок.
Будем изобразительное искусство изучать,
Творчество и фантазию развивать.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Формулировка темы, цели урока.
— Посмотрите на доску, как выдумаете что объединяет все эти иллюстрации?
— Какова тема нашего урока?
— Часто ли вы читаете сказки?
— Как вы думаете, для чего придумали сказки?
-Назовите свои любимые сказки.
— Как вы думаете, зачем детям нужно читать сказки?
В мире много сказок грустных и смешных.
И прожить на свете нам нельзя без них.
Пусть герои сказок дарят нам тепло,
Пусть добро навеки побеждает зло.
— Все вы любите рассматривать рисунки в книгах.
— А как называют художника, который рисует рисунки для книг? (иллюстратором.)
— Вот и вы попробуете себя в этом качестве и проиллюстрируете свою любимую сказку. Но сначала давайте посмотрим, как с этой задачей справились художники. Все они в детстве очень любили сказки, особенно русские народные.
— Кто знает, почему они так называются? Кто их сочинял? (Народ)
— Какие ещё сказки бывают? (Авторские).
3. Работа по теме урока.
(Рассказ учителя о художниках, иллюстрирующих сказки. Демонстрация рисунков Ю. Васнецова, В.Васнецова анализ их.)
Краткий рассказ об известных советских художниках-иллюстраторах детских книг и показ книг с их иллюстрациями к русским народным сказкам
Ознакомление с творчеством художников Ю. Васнецова, В. Васнецова.
Юрий Алексеевич Васнецов
Одним из таких художников является Юрий Васнецов. Для Васнецова мир сказки — это мир счастья, где нет ни жестокости, ни зависти и где добро всегда торжествует над злом. Поэтому все его герои — храбрый петух, робкий заяц, смешной козлёнок, неуклюжий и добродушный медведь, весёлый кот, даже лютый волк и плутоватая лиса — вызывают симпатию зрителей. Вслед за художником мы входим в сказочную страну добра и красоты.
Виктор Михайлович Васнецов
4. Актуализация знаний учащихся.
1) — Мы с вами посмотрели работы нескольких художников и убедились, что каждый из них по-своему изображает сказочный мир.
М. Врубель и В. Васнецов в своих картинах показывают героев, когда им грустно и тревожно. Об этом говорят и краски, использованные ими при написании картин. А. Ю. Васнецов, как было уже отмечено, в своих рисунках создает ощущение праздника, используя яркие краски.
Вот и вы должны перед началом работы подумать, какой эпизод из сказки вы бы хотели нарисовать, что переживают в данный момент герои, какое у них настроение.
-Если они грустят или в опасности, то какие краски вы будете использовать, чтобы передать их состояние?
Правильно, темные, приглушенные тона, создающие ощущение тревожности. Если это лес, то он темно-зеленый, если это речка, то вода в ней темная.
— А если герои уже победили зло, какая краска поможет нам передать ощущение радости? Действительно, яркие тона красок помогут нам передать настроение героев. День будет солнечным светлым, небо — голубым, лес и трава — ярко-зелеными.
Определившись с тем, что вы будете рисовать, необходимо тщательно продумать композицию рисунка, чтобы рисунок смотрелся как единое целое.
5. Этапы выполнения рисунка
1. К о м п о з и ц и я рисунка.
Продумывание детьми макетов рисунков и их композиционных решений.
— Кто из героев или героинь нравятся больше всего и почему? (Ответы учащихся.)
— Какой фрагмент сказки вы хотели бы проиллюстрировать?
В это время учитель снова демонстрирует иллюстрации и при необходимости делает наброски на доске (как уходит вдаль дорожка, как небо отделяется от земли, как рисовать зверей, деревья и т. д.) Дети могут по-своему изобразить основных героев сказки.
Поскольку звери — герои сказки, то они могут разговаривать и быть одеты как люди.
1) Определим расположение главных героев рисунка.
Рисование сказки начинается с определения карандашом композиции сюжета, pасположения на листе бумаги главных героев сказки. Потом в деталях прорисовывается весь сюжет.
2) Затем тонкими линиями карандаша проводим линию горизонта и отмечаем места, где будут располагаться остальные предметы.
Дети, по возможности, самостоятельно выбирают сюжет для иллюстрирования. Необходимо проследить за тем, чтобы учащиеся взяли наиболее выразительные сюжеты. Ученики как бы словесно рисуют иллюстрацию, начиная свой рассказ с выбора формата листа. Несколько учеников рассказывают подробно всему классу, что и как они будут рисовать.
— Продумайте изображение своего сюжета.
2. В ы п о л н е н и е карандашного наброска.
Тонкими линиями карандаша прорисовываем детали всех предметов, соразмеряя их пропорции. Все предметы, находящиеся вдали, должны быть меньше тех предметов, которые находятся на переднем плане. Звери и люди не должны быть выше деревьев.
6. Практическая работа.
(Если ребята успеют, то могут начать работу в цвете.
Затонировать общий фон для неба, земли, леса.)
2. Работа с цветом.
1) Выбор цветной гаммы зависит от того, какое эмоциональное состояние, настроение вы хотите передать в рисунке.
Заполнение рисунка цветом начинаем с закрашивания неба, далее закрашиваем землю и затем раскрашиваем остальные предметы. Следите за тем, чтобы между небом и землей не оставалось пустот (белых пятен).
2) Прорисовывание деталей рисунка.
Тонкий кистью прорисуем мелкие детали: тонкие веточки деревьев, лица героев и т. д.
— При этом следует помнить, что многие художники используют для передачи сказочности происходящего, для выделения главных героев такие изобразительные средства, как
светлое на тёмном, тёмное ни светлом,
контраст большого и маленького,
яркого цвета на спокойном фоне.
Используй и ты эти средства.
И помни — всё, чему ты научился им уроках изобразительного искусства (умение работать карандашом, красками, кистью, подбирать красивые цветовые сочетания, передавать форму и конструкцию различных предметов, знание правил композиции, холодных и тёплых цветов), можно и нужно использовать в своих иллюстрациях.
Рекомендации по ведению работы
Выбрать сюжет
Решить, вертикально или горизонтально расположить лист
Наметить основные элементы рисунка, не нажимая сильно на карандаш
Проверить равновесие композиции и начать работу цветом, выделяя тёмное на светлом, а светлое на тёмном
7. Итог уроков. Рефлексия.
1. В ы с т а в к а работ учащихся.
2. Заключительное слово учителя.
Настоящая сказочная страна появилась у нас в классе. Глядя на ваши рисунки, так и хочется процитировать стихотворение А. С. Пушкина:
Там чудеса, там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит.
Там на неведомых дорожках ;
Следы невиданных зверей,
Избушка там, на курьих ножках
Стоит без окон без дверей .
— Как хорошо вы сумели передать в рисунках свою любовь к героям сказок, их настроение. Молодцы!
— Если вам урок понравился, то нарисуйте колобку улыбку, если нет, то грустное лицо.
Читайте также:
- Имя существительное и его роль в речи 3 класс конспект урока
- Связь слов в предложении 2 класс конспект урока
- Принципы российского федерализма конспект
- Библейские сказания 5 класс конспект урока и презентация по фгос
- Звук я конспект логопедического занятия
План пересказа — это краткое содержание произведения, выраженное в ключевых фразах, словах, описывающих суть отдельных частей текста. Он помогает лучше запомнить, понять прочитанное и грамотно его пересказать.
Виды планов
Перед тем как приступать к работе, поинтересуйтесь у учителя, какой должен быть план рассказа: вопросный, тезисный, план-опорный, назывной или комбинированный. Если нет задания подготовить структуру конкретного вида, выбирайте то, что вам ближе и понятнее.
Виды планов:
- Тезисный. Содержание всех пунктов выражается тезисами, короткими формулировками.
- Вопросный. Пункты пишутся как вопросы, ответы на которые передают суть фрагмента произведения.
- План-опорная схема. При таком подходе не выдумывают называния частей текста самостоятельно, а используют отрывки предложений непосредственно из рассказа.
- Назывной. Тезисы выражаются именами существительными.
- Комбинированный. Содержит несколько разных видов планов.
Обязательные части плана
Основная фишка, как составить план произведения, — придумать оглавления главным эпизодам рассказа. При работе придерживаются классической структуры, когда все произведение делят на вступление, основную часть и вывод.
В идеале структура включает такие обязательные части:
- Вступление. Описывают место действия, знакомят с персонажами.
- Завязка. Описывают событие, с которого начинается развитие сюжета.
- Развитие действия. Ключевые события, которые происходят в произведении.
- Кульминация. В этой части отражают самый напряженный момент повествования.
- Развязка. Описывают, к чему привели действия героев.
Как сделать план пересказа
План используют, чтобы проанализировать уже написанный рассказ или составить его самостоятельно. Он помогает запомнить произведение, с ним информация в голове укладывается легче, он поможет подготовиться к пересказу произведения или отрывка из книги.
Есть отработанная последовательность, как составить план по литературному чтению, чтобы школьник смог по нему вспомнить прочитанное:
- Прочитать рассказ.
- Определить его основную тему.
- Выписать имена главных героев.
- Разделить текст на вступление, завязку, развитие, кульминацию и развязку.
- Прочитать первую часть, озаглавить. Название брать емкое, чтобы оно передавало суть этой части текста. Если текста и событий в этой части слишком много, добавить подпункты, опорные предложения, которые помогут при пересказе.
- Последовательно прочитать последующие части, озаглавить их.
- Прочитать составленный план, оценить, насколько он отражает суть произведения и помогает вспомнить его содержание.
Еще несколько полезных советов для пересказа:
- прочитать текст, проанализировать, выделить его суть;
- убрать подробности, детали, чтобы упростить текст и сократить;
- отдельные действия, явления — обобщить;
- чтобы текст не стал слишком сухим, бездушным, в заключении добавить образные выражения, слова, которые передадут эмоции и настроение книги.
Чем младше школьник, тем сложнее ему дается такая задача. Подсказки, как написать план рассказа в младших классах:
- Внимательно прочтите текст. Обсудите, что понравилось, что не понравилось.
- Самый простой способ составить план — читать текст по абзацам и придумывать название к каждому из них.
- Перечитайте план. Уберите описательные части. Оставьте самое главное.
Примеры плана
С начальных классов учителя стараются приучать детей к пересказу текста. В учебниках нередко встречаются задания составить планы по прочитанным литературным произведениям.
2 класс
На примере рассказа «Ребята и утята» М. Пришвина рассмотрим, что такое план рассказа во 2 классе и как его написать:
- Читаем рассказ, обращаем внимание на то, о чем говорится в начале рассказа, какие события описаны дальше, чем заканчивается текст.
- Делим рассказ на смысловые части, которые отличаются друг от друга содержанием.
- Перечитываем части, пересказываем своими словами, подбираем заголовок.
- Записываем заголовок к каждой части.
- Проверяем себя.
Составляем план по рассказу:
- Утка вышла с утятами на прогулку.
- Путь к озеру, в обход.
- Встреча с мальчишками, они ловят утят.
- Рассказчик пристыдил мальчишек.
- Мальчишки кричат утятам «До свидания!».
3 класс
Рассмотрим, как составить план рассказа для 3 класса на примере рассказа В.Бианки «Как муравьишка домой спешил»:
- Путешествие Муравьишки с березы.
- Падение и встреча с гусеницей-землемером.
- Путешествие на пауке-Сенокосце.
- Путешествие на жужелице.
- Путешествие на жучке-Блошачке.
- Путешествие на кузнечике.
- Путешествие на водомере.
- Путешествие на майском жуке.
- Путешествие на гусенице Листовертке и возвращение домой.
4 класс
Как правило, детям составить план рассказа в 4 классе уже не составляет труда. Пример плана по рассказу М.М. Пришвина «Выскочка»:
- Сторож Вьюшка.
- Потеря подарка.
- Сорока с пыльцой в голове.
- Выскочка без хвоста.
- Осуждение сороками бесхвостой Выскочки.
Жанр: рассказ
Читайте краткое содержание других рассказов Николая Носова:
«Мишкина каша»
Главные герои рассказа «Дружок» и их характеристика
- Коля. Веселый и добрый мальчик. Любит животных.
- Мишка. Озорник и проказник. Любит животных. Громко читает стихи. Пишет с ошибками.
- Леночка. Девочка в поезде. Любит животных, но боится мышей.
План пересказа рассказа «Дружок»
- Дианка и ее щенки
- Рыжий Дружок
- Чемодан с дырками
- В поезде
- Стихи и песни
- Чужой чемодан
- Объявления
- Новая учительница
- Возвращение Дружка
Краткое содержание рассказа «Дружок» для читательского дневника в 6 предложений
- Мальчики оставили себе рыжего щенка, которого назвали Дружок.
- Они повезли его в чемодане и громко читали стихи всю дорогу.
- Они взяли чужой чемодан и расклеили объявления.
- Каникулы кончились и в школу пришла новая учительница.
- Она узнала Мишку и велела вернуть чемодан.
- Мальчики вернули чемодан и забрали Дружка.
Главная мысль рассказа «Дружок»
Собака — друг человека.
Чему учит рассказ «Дружок»
Рассказ учит любить животных, не обижать их и не забывать. Учит находчивости и смекалке. учит настойчивости и упорству. Учит внимательности.
Отзыв на рассказ «Дружок»
Мне понравилось, что ребята не дали утопить щенков и нашли всем хозяев. Мне понравилось, что они настойчиво искали своего Дружка и в конце концов нашли его. Мне не понравилось, что мальчики были рассеянными и невнимательными, и забрали чужой чемодан. Но все кончилось хорошо и это замечательно.
Пословицы к рассказу «Дружок»
Верный друг лучше сотни слуг.
Нет друга — ищи, нашел — береги.
Где растяпа да тетеря, там не прибыль, а потеря.
Цену вещи узнаешь, как потеряешь.
Зачем пойдешь, то и найдешь.
Читать краткое содержание, пересказ рассказа «Дружок»
В то лето Коля с Мишкой жили на даче. Колина мама уехала в город и за мальчиками присматривала тетя Наташа. У нее жила собака Дианка, которая принесла пять щенков. Тетя Наташа хотела щенков утопить, но ребята уговорили оставить щенков, обещая раздать их по деревне.
Они долго тянули, играясь с щенками, но, когда те подросли, четырех щенков удалось пристроить по соседям. А одного, рыжего с черным ухом, Мишка решил оставить себе и назвал Дружком. Он написал маме письмо с просьбой завести собаку, но письмо видимо не дошло и Мишка решил везти Дружка в город на свой страх и риск.
Мальчики посадили Дружка в чемодан, просверлили в нем дырок и положили щенку хлеба и колбасы. Дружок вел себя тихо и ребята были уверены, что легко довезут его в город на электричке.
Сперва все шло хорошо. Потом к Мишке с Колей подсела девочка Леня с тетей и дядей. Дружок неожиданно стал скрестить, как мышь, а потом принялся скулить. Чтобы заглушить подозрительные звуки мальчики принялись читать стихи и петь песни. Все веселились.
На станции дядя взял чемодан и вышел, следом вышли мальчики. В их чемодане было подозрительно тихо. Они открыли его и остолбенели. В чемодане лежали книжки, полотенце и очки. Дружка не было. Чемодан был не тот. Мальчики бросились обратно в поезд, но свой чемодан так и не нашли. Пришлось им идти домой.
На следующий день они написали объявления о находке чемодана и пропаже щенка, и расклеили их на вокзале. Вскоре к Мишке пришла тетя, потерявшая чемодан, но это был другой чемодан. Приходили и другие люди, но все не те.
А потом пришло мишкино письмо с просьбой оставить собаку. Оказывается Мишка перепутал адрес и написал другую улицу.
Потом кончились каникулы и мальчики пошли в школу. У них была новая учительница, которая попросила Мишку прочитать стихотворение. Когда Мишка стал читать, учительница узнала его. Это она ехала в том поезде с девочкой Леной. Она сказала принести чемодан и дала адрес.
Мальчики отнесли чемодан и дядя очень обрадовался, увидев свои любимые очки. А Леночка вывела Дружка. Она не хотела расставаться с собакой, но мальчики пообещали на следующее лето отдать ей другого, которого родит Дианка.
Они отвели Дружка домой, где их ждали несколько мужчин и женщин, потерявших чемоданы. Мальчики сказали, что чемодан уже нашел хозяина и сорвали свои объявления.