Образец описательного рассказа по игрушке

«Составление описательного рассказа об игрушках с использованием схемы» средняя группа

Цели: Учить детей составлять описательный, связный и последовательный рассказ об игрушках с использованием схемы.

Задачи:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

1.Продолжать учить детей описывать игрушки, последовательно описывать части  свойства (цвет, форма, величина, действия с ними, материалов, из которых они сделаны)

РАЗВИВАЮЩИЕ

1.Развивать зрительное восприятие, внимание ,память.

2.Развивать выразительность речи.

3.Развивать артикуляционную моторику.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ

1.Воспитывать усидчивость, умение слушать друг друга.

2.Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Предварительная работа:

Беседа про игрушки, рассматривание иллюстраций к ним, рассматривание схемы-плана, отгадывание загадок, словесные игры.

Материалы: Игрушки  медведь, машина, мячик, кубик, зайка плюшевый, кукла, пирамидка, волшебный мешочек.

Словарная работа:

активизация-слов определения: резиновая, пластмассовая, деревянная, железная, плюшевая.

слова — действия:   грузить,  катать,  собирать, бросать, ловить, кормить, гулять,  возить в коляске и т. д.

Методические приемы: 

Загадывание загадок, сюрпризный момент, игровые моменты, физкультминутка, образец воспитателя, рассказы детей,  дополнения, поощрения.

Планируемые результаты:

1.У детей развивается связная речь,  диалогическая речь, внимание, память, обогащается словарный запас путем введения новых слов.

2. Дети научаться описывать игрушки по схеме.

3.С выражением пересказывает и передают эмоции.

4.Будут бережно относиться к игрушкам, активно участвует в играх.

Ход непрерывной образовательной деятельности:

I.Вводная часть: (словесный и практический методы)

Воспитатель:  Сегодня к нам пришли гости. Ребята, давайте поздороваемся.

Воспитатель: Дети, скажите  — кукла, машинка, мячик, пирамидка,  как можно все эти предметы  назвать одним словом?

Дети: игрушки

Воспитатель: А какие игрушки у вас самые любимые?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Как вы  играете с игрушками?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель:  Я, расскажу вам  сказку, далеко за горами, за морями, за дремучими лесами есть огромная страна игрушек. В эту страну  нельзя приехать на машине, приплыть на пароходе, даже на ракете прилететь нельзя. Но, туда можно перенестись на крыльях.  В этой стране побывали все дети земли, и даже ваши родители, бабушки, дедушки, когда они были маленькими. Они были там со своими первыми друзьями — игрушками. А вы, хотите попасть в страну игрушек?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, давайте закроем глаза и представим, что мы птицы.

Открыть глаза. На счет 1,2,3 глаза отомкни.

Мы птицы, взмахнем крыльями и  полетим в замечательную страну игрушек.

Мы летим под облаками,

А земля плывёт под нами.

Роща, поле, сад и речка,

И дома, и человечки. (Махать руками, словно крыльями.)

Пролетаем  над водой,

Покачали  головой.

Прямо и гордо умеем держаться,

Очень бесшумно  птицы садятся[1]. (Присели.) 

II. Основная часть

Воспитатель: Вот мы оказались в стране игрушек. Посмотрите сколько  в этой замечательной стране игрушек. Все они разные и красивые.

Воспитатель: Ребята, давайте  рассмотрим некоторые из них: (мишку,  машинку) Послушайте, про кого эта загадка:

Зверь забавный сшит из плюша:

Есть и лапы, есть и уши.

Меду зверю дай немного

И устрой ему берлогу! (медведь)

Воспитатель: Кто это?

Дети: Медведь

Воспитатель: Молодцы, правильно это медведь! А сейчас ребята, давайте расскажем об игрушке. Поможет  в составлении рассказа вот эта схема. Посмотрите на схему. Кратко повторим, первая картинка  название игрушки, цвет, из каких частей, форма, из какого материала сделана, как можно с ней играть. Внимательно рассмотрим мишутку. (Задаю вопросы по схеме)

Воспитатель: Ребята это кто?

Дети: игрушка мишутка ,

Воспитатель: Какой он? Какого цвета мишутка?

Дети: мягкий, пушистый. Мишутка коричневого цвета

Воспитатель: Из каких частей состоит мишутка?

Дети: У мишутки есть голова, туловище, лапы

Воспитатель: Что есть у мишутке на голове?

Дети: У мишутки ушки маленькие, круглые, глазки черные как бусинки.

Воспитатель: Какой формы голова, а туловище?

Дети: У мишутке голова круглая, туловище овальное

Воспитатель: Игрушки делают из разных  материалов. (Показываю на схему, где материал). А из какого материала сделан мишутка?

Дети: Он сделан из меха?

Воспитатель: Или мы можем сказать, что плюшевый. Повторите вместе.

Дети: Плюшевый

Воспитатель: А как вы играете с мишуткой?

Дети: С мишуткой  можно играть, катать на коляске, заворачивать, кормить.

Воспитатель: Послушайте, как я расскажу про мишутку.  

Это Мишутка. Он коричневого цвета. Ушки у мишутки  маленькие, глазки черные как бусинки, есть нос и ротик.  Наш мишутка плюшевый. С ним можно поиграть в дочки-матери.

Воспитатель: кто хочет рассказать про мишку? (3-4 ребенка)

Воспитатель:  Сейчас немного отдохнём. Сейчас мы с вами превращаемся в игрушки.

Физкультминутка:

Превращаемся в игрушки       Повороты вокруг себя, руки на поясе.

В куклы, мячики, хлопушки!  Повороты корпуса вправо-влево.

Полосатый  круглый мяч        Соединить пальцы в замок,

Он уже пустился в вскачь.       Прыжки на месте-руки на поясе.

Я колеса надеваю,                    Постукивание кулачками      

Пирамидку собираю!                  Чертим руками треугольник перед собой

А из кубиков мы сможем         Руки на поясе, наклоны корпуса вперед

Сделать башню, мост и дом    Соединить ладони треугольником

                                                   Развести руки в стороны, соединить над головой руки.

И пусть куклы и матрешки     Присесть. Маршируют. Развести руки перед собой,

Расставляют мебель в нем!      Наклонив корпус вперед[2].

Воспитатель: Ребята мишутка хочет поиграть свами. Согласны!

Дидактическая игра «Что за предмет?»

Цель: учить называть предмет и его описывать.

Воспитатель: Вот  волшебный мешочек. Послушайте правило игры. Вы вынимаете из  мешочка предмет и рассказываете пользуясь схемой.

Пример:  Это игрушка.  Мяч. Он красный, круглый. Мячик резиновый, его бросают, отбивают, пинают, перекидывают через сетку.

Воспитатель: Игрушки сделаны из резины, Какие ?

Дети: отвечают…..(резиновые)

Воспитатель: Из железа? Из дерева? 

Дети: (Железные),  (Деревянные).

Воспитатель:  я хочу вам ребята, загадать загадку. Послушайте.

Четыре колеса,

Резиновые шины,

Мотор и тормоза

Как это называется? (Машина)

Дети: Машина.

Воспитатель: Правильно  машина. Ребята, рассмотрим машину. Какая машина?

Дети: Это машина она большая, грузовая.

Воспитатель: Какого цвета машина?

Дети: Машина  Разноцветная

Воспитатель: Из каких частей состоит машина?

Дети: У машины есть кабина, кузов, колеса, фары.

Воспитатель: Какого цвета у машины кабина?

Дети: Кабина у машины желтая

Воспитатель: Какого цвета кузов?

Дети: Кузов у машины зеленый

Воспитатель: Какого цвета колеса?

Дети: Колеса у машины черные

Воспитатель: Из какого материала  сделана машина?

Дети: Машина сделана  из пластмасса.

Воспитатель: Что еще есть у машины? (фары, в кабине сиденье, руль,  есть бензобак)

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Ребята, а как вы играете с машиной?

Дети: Машину можно возить на веревочке,  перевозить строительный материал,  катать зверюшек, просто катать.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам ребята,  рассказать про машину самостоятельно. Вспомним,  как мы  рассказывали про мишутку. А поможет вам вот эта схема. Кто из вас желает, а я вам помогу. ( составление описательных рассказов детьми 2-3).

Пример описания машины.

-Это машинка. Она разноцветная. У машинки есть кабина она  желтого цвета,  кузов зеленого цвета, колеса черные. Есть фары. В кабине есть сиденье для водителя. Она сделана из пластмассы. Машинкой играют. (Машинку возят, катают)

III Заключительная часть:

Воспитатель: Вам нравятся эти игрушки?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а вы хотите, чтобы эти игрушки стали вашими друзьями?  А как нужно дружить с друзьями?

Дети:  не ссориться, делиться игрушками, вместе играть, рисовать

Воспитатель: А как вы думаете,  как нужно обращать с игрушками?

Дети: не ломать не бросать, делиться с друзьями, обращаться бережно.

Воспитатель: Пригласим  эти  игрушки  к нам в детский садик?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Полетели в наш садик вместе с игрушками. Ну вот, мы и в группе.

Воспитатель: Ребята а, что мы делали  в стране игрушек? Что больше понравилось?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель:  предлагаю вам подойти поближе к  игрушкам  и поиграть с ними. Но не забывайте, как нужно относиться к игрушкам: бережно, не ломать, не бросать, делиться с друзьями. Сюжетно-ролевая игра «Магазин-игрушек»

Список литературы:

  1. Гербова В.В.  Развитие речи в детском саду. Средняя группа.- М.: Мозаика-Синтез, 2015.
  2. Ушакова О.С. Развитие речи детей 4-5 лет. Методическое пособие.изд.
  3. Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий
  4. Физкультминутка – консультация для педагогов- выполнила: старший воспитатель Вопилова О.А. инструктор ФИЗО Козырева Е.Г.-режим доступа: http:// www.453-nn.caduk.ru
  5. Тематические физкультминутки в картинках- школьный логопед автор материала: Съёмщикова Т.А.- режим доступа: http:// loqoped 18.ru

[1] http:// www.453-nn.caduk.ru

[2] http:// loqoped 18.ru

Образовательная деятельность по развитию речи

cоставление описательного рассказа об игрушке с использованием мнемотаблицы «Моя любимая игрушка» для детей старшей группы,

Актуальность темы. В современном мире все больше детей увлекаются игрушками, которые изготавливаются на станках в основном из пластмассы или компьютерными играми. Все эти игрушки конечно развивают ребенка, но не несут в себе никакой ценности. Мне хочется привлечь внимание детей к игрушкам сделанным из разных материалов – дерева, пластмасса, резина, металла.

Программное содержание. Учить детей составлять описательный рассказ об игрушке, опираясь на мнемотаблицу. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. Совершенствовать грамматической строй речи (образованием имен существительных с уменьшительно ласкательными суффиксами), учить образовывать прилагательные существительными. Закреплять в речи названия предметов, их частей, деталей, материалов, из которых сделаны игрушки.

Методические приемы. Сюрпризный момент, игровые моменты, физминутки, образец

воспитателя, рассказы детей, подсказки, дополнения, поощрения, чтение стихотворения.

Предварительная работа. Заучивание стихотворения, беседа о любимых игрушках. Рассматривание предметных и сюжетных картинок по теме «Игрушки». Раскрашивание картинок-разукрашек с изображением игрушек.

Приемы руководства деятельностью детей:

1.Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: демонстрация иллюстраций, создание проблемной ситуации, возможность высказать способы решения.

2.Приемы активизации деятельности детей в процессе ОД: беседа, игры, создание ситуации, направленной на применение личного опыта детей, создание проблемной ситуации, анализ и выводы, физкультминутка.

3. Приемы организации практической деятельности детей: ситуация выбора элементов для работы, организация продуктивной деятельности.

4.Приемы поддержания интереса у детей: игровые ситуации, ситуация выбора, планирование, физкультурная пауза, чередование видов детской деятельности, возможность применения личного опыта.

5. Приемы оценки и самооценки: поощрение, взаимопомощь детей, обсуждение.

Ожидаемый результат

1 Названия игрушек, их отличительные признаки, состав­ные части;

2.Как можно играть той или иной игрушкой;

3.Из какого материала сделана игрушка.

Оборудования: презентация ,мультфильм, интерактивная игра.

Ход ОД.

Воспитатель. Ребята подойдите ко мне и встаньте в круг. В нашей группе ты и я. Вместе дружная семья. Будем мы гулять по кругу. Здравствуй скажем мы друг другу.

Воспитатель. Давайте возьмемся за руки, посмотрим в друг другу глаза, улыбнемся и скажем. Здравствуй.

Воспитатель. Ребята чтобы узнать о чем мы будем говорить, пройдемся стульчикам.

Воспитатель. Вам понравилось этот мультфильм. Про что это мультфильм.

Дети. Об игрушках, о том как девочка относилась к своим игрушкам. У нее было много игрушек. О том как плохо относиться своим игрушкам.

Воспитатель. Надеюсь среди вас таких мальчиков и девочек нет.

Воспитатель. Ребята вот мы подошли к теме нашей занятии. Сегодня мы поговорим о наших игрушках.

Воспитатель. Давайте подойдем к столу, на котором разложены игрушки. Посмотрите, какие игрушки у нас в гостях. Они одинаковые.

Дети. Нет

Сделано из разных материалов, они разного цвета и размера. Все разные, не похожие друг на друга. Они разного размера, цвета, сделана из разных материалов. С ним можно поиграть в разные игры.

Воспитатель. Давайте рассмотрим их повнимательней. Возьмите по одной игрушке, по трогайте и определите из какого материала сделана это игрушка. Это тема вам уже знакома, вы справитесь. Подержали? Потрогали? Определили? Давайте по очереди расскажем из чего сделана игрушка в ваших руках.

Игра » Из чего сделано«

Индивидуальные ответы детей.
Эта матрешка сделана из дерева, значит она — … (деревянная)
Это мяч сделана из резины — … (резиновая)
Ведро сделано из пластмассы — … (пластмассовое)

Это машина сделана из металла (металлическая)
Это мягкая игрушка сшита из меха.

Исследовательская деятельность.

Если я брошу мяч, что произойдет. Игрушка разобьется или сломается.

Дети. Мяч останется целым, будет подпрыгивать, ударяясь об пол.

Воспитатель. Если я сожму резиновую игрушку в руке. а потом отпущу, что тогда произойдет?

Дети. Мяч вернет свою форму.
Воспитатель. Что можно сказать о пластмассовых игрушках? (Кубик)

Дети. Она прочная, легкая, твердая не меняет своей формы.
Воспитатель. А теперь проведите рукой по металлической игрушке. Что можно сказать о ней.

Дети. Твердый, гладкий, звонкий.

Воспитатель. А что можно сказать о деревянной игрушке. (Твердая, не ломается)

Ребята, давайте опустим деревянный кубик в воду и посмотрим, что с ними произойдёт. Что делают кубик в воде? Дети: Плавает. Воспитатель: А теперь металлические предметы опустите в воду, что произошло с ними? Дети: Утонули. Воспитатель: Как вы думаете, почему деревянный кубик плавает, а металлические утонули? Дети: Деревянные -лёгкие, поэтому они держатся на воде, а металлические предметы утонули, потому что они тяжелее.

Игра «Один много» «Назови ласково»

Кукла, куклы, куколка

Машина, машины, машинка

Слон, слоны, слоник

Мяч, мячи, мячик

Матрешка, матрешки, матрешечка

Барабан, барабаны, барабанчик.

Воспитатель. Молодцы ребята.

Появляется Незнайка

Незнайка. Здравствуйте детишки. Как здорово, что я вас нашел. Я слышал, что здесь про игрушки разговаривали. А в моем городе мастеров все смеются на до мной. Говорят что я не умею про игрушки рассказывать.. Ребята, помогите мне. Научите меня рассказывать про мои любимые игрушки.

Воспитатель. Ребята мы конечно же поможем незнайке. Но сначала мы с вами сделаем небольшую зарядку, чтобы набраться сил.

Физкультминутка

Воспитатель. Ребята, перед вами на экране схема. Она поможет вам научиться рассказывать про игрушки. На схеме картинки, обозначают цвет, форму величину, части игрушки, материал из чего сделана и способ обращения с игрушкой.

Воспитатель. Ребята тоже принесли любимую игрушку, попробуют рассказать о ней. А чтобы было вам легче, я вам раздам схему.

Примерный рассказ по таблице.

Моя любимая игрушка это машина. Она красного цвета, прямоугольной формы. Он не большого размера. Машина сделана из пластмасса, она пластмассовая. У него есть кузов, кабина, колеса, фара. Эту игрушку можно катать, играть в игру «Шафера» и «Такси». А если она сломается, ее можно ремонтировать.

Моя любимая игрушка это кукла. На ней красное платье. Она не большого размера. Кукла сделана из резины, значит она резиновая. У куклы есть головка, шея, руки, туловище, ножки. Ее можно укладывать спать, покатать в коляске.

Воспитатель. Молодцы ребята. Незнайка, а ты понял как надо рассказывать о своих игрушках.

Незнайка. Я у вас многому научился, теперь никто не будет надомной смеяться. А вот моя любимая игра (пазлы). я решил их вам подарить. Ребята а вы любите играть в пазлы?

( Дети собирают пазлы под музыку)

Незнайка. Вы быстро собрали пазлы. А из чего они сделаны (картона или бумаги).

Незнайка. Молодцы а сейчас я хочу рассказать вам один секрет (как мультфильме котором вы смотрели). А на вас тоже обижаются игрушки.

Дети.Нет.

Незнайка. Иногда игрушки тоже жалуются друг другу, кому что сломали, порвали, испортили. Какие правило нужно помнить.

Дети. Игрушками надо обращаться бережно не ломать их и долговое время нас радовали.

Воспитатель.

Воспитатель. Вы знаете стихотворение «Берегите игрушки». Давайте вспомним его.

1.Ребенок.

Заяц с куколкой играл

Платье куклы разорвал

Взял потом себе машинку

Разобрал на половину

Мячик маленький нашел

Этот мячик проколол

А когда конструктор взял все детали растерял.

Чем играть теперь другим? Нет не надо быть таким

Вы игрушки берегите и заботливо храните.

2.Ребенок.

Пусть игрушки дружат снами.

Обижать их мы не станем.

Поиграем, а потом

Все на место уберем

Сами мы себе поможем

По местам мы их разложим

Игрушки не люди, но все понимают

И очень не любят когда их ломают.

Итог Воспитатель. Вам понравилось наше занятие. Что нового вы узнали?

Чему вы научились. С кем вы поделитесь.

Использованная литература

1.В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада». – М.: Мозаика — синтез, 2011, 144с.;

2. Н.С. Голицына «Конспекты комплексно тематических занятий», Москва «Издательство Скрипторий «, 2016 год соответствует ФГОС

3.О.С.Ушакова Е.М. Струнин «Игры и упражнения по развитию речи детей 5-6 лет» , Москва Издательский центр «Вентана-Граф», 2016 год ФГОС.

4. Ушакова О. С. «Занятия по развитию речи», 2011 год.

5. Т.И.Подрезова «Материал к занятиям по развитию речи», Айрисс-Пресс, Москва 2011 год

Интернет-ресурсы

http://www.youtube.com

http://i.ytimg.com/vi/bmVp78OaSyI/maxresdefault.jpg и др.

Конспект занятия по развитию речи для детей 5-6 лет

«Составление описательных рассказов об игрушках»

Цель: учить детей в составлении описательных рассказов об игрушках по образцу воспитателя.

Образовательные задачи:

— сформировать представление о разных игрушках.

— Закреплять умения составлять описательный рассказ об игрушках по плану, предложенному воспитателем. Уметь называть предмет, его признаки и действия с ним.

— Использовать в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, употреблять прилагательные и сравнения.

— Следить, чтобы дети говорили четко, интонационно выразительно.

Развивающие задачи:

-развивать наблюдательность, внимание, память, эмоциональную отзывчивость;

Воспитательные задачи:

— воспитывать интерес к игрушкам;

-умение за ними ухаживать и убирать на место после игры

Предварительная работа:

— рассматривание игрушек;

-игры с ними;

— отгадывание загадок про игрушки

Ход занятия

Организационный момент:

Мы пришли в детский сад (имитируем ходьбу)

Тимоша рад и Вова рад,

И конечно все ребята (хлопаем в ладоши)

Нашей встрече очень рады!

Вводная часть

— Все расселись по местам, никому не тесно, по секрету скажу вам: «Будет интересно!”

Разгадывание загадок. Сегодня в наш детский сад почтальон принес вот эту посылку, что там лежит, я уже знаю, а вы хотите узнать?

— Для этого вам надо будет отгадать загадки. Готовы?

  • Пьет бензин, как молоко, может бегать далеко. Возит грузы и людей. Ты знаком, конечно, с ней?» (Машина).

  • Кирпичи возьмем цветные, сложим домики любые; даже, цирк для публики — едь у нас есть… (Кубики).

  • Ей меняю я наряды, спать кладу, гулять вожу, расчешу. И если надо, бант красивый повяжу. С чем же так играю я, подскажите-ка, друзья? (Кукла)

  • Он бывает баскетбольным, Волейбольным и футбольным. Скачет, прыгает, летает и усталости не знает. (Мяч)

(После каждой отгаданной загадки из коробки достаётся детьми соответствующая игрушка)

— Ребята, назовите одним словом, что же лежало в коробке? (Игрушки)

Основная часть

Игра «Расскажи, какие»

Ребята, сколько у нас игрушек. А главное, они все разные.

  • Мячик какой (круглый, мягкий, маленький, красный)

  • Машинка какая? (новая, твердая, синяя, скоростная)

  • Кукла какая? (красивая, интересная, добрая)

  • Кубик какой? (красный, твердый)

Игра «Что из чего?»

Ребята подойдите к столу, на котором находятся игрушки, сделанные из разных материалов.

Из какого материала сделаны эти игрушки? Потрогайте их руками и скажите, из какого материала они сделаны.

Например, я скажу: Эта кукла сделана из пластмассы — пластмассовая. Эта машина сделана из металла — металлическая. Этот кубик сделан из пластмассы. Этот мячик сделан из резины — резиновый

Игра «Как с игрушкой можно играть?»

Мяч – катать, бросать, забрасывать, подбрасывать, отбивать ….

Кукла – укачивать, мыть, кормить, наряжать, причесывать….

Кубик – строить, укладывать, перевозить, раскладывать, ….

Машинка – катать, перевозить, заправлять….

Физкультминутка «Игрушки»

1 вариант:

Вот большая пирамидка (потянуться вверх)

И веселый мячик звонкий (прыжки на месте)

Мягкий мишка косолапый (шаги на месте, на внешней стороне стопы)

Все живут в большой коробке (показать большой квадрат)

Но когда ложусь я спать (руки под щеку, закрыть глаза)

Начинают все играть (изобразить любое движение)

Мы веселые милашки (руки на пояс раскачиваться в стороны)

Чудо – куклы, неваляшки (продолжать раскачиваться)

Мы танцуем и поем (приседание)

Очень весело живем (прыжки на месте)

2 вариант

«Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы играть (дети шагают на месте).

Кукла-куколка, бай-бай, поскорее засыпай (укачивают воображаемую куклу).

Флажок за палочку возьму, подниму и помашу (машут перед грудью воображаемым флажком, затем поднимают его вверх).

Скачет мячик как живой, красный, синий, голубой (имитируют движение рукой при отбивании мяча об пол).

Кубик к кубику кладем, строим, строим новый дом (дети ставят друг на друга кулаки: правый на левый, затем левый на правый, потом снова правый на левый, как будто это кубики).

Сели мы в машины, зашуршали шины. Би-би-и! (имитируют движения рук на воображаемом руле)».

Составление описательных рассказов.

— А поможет нам составить рассказ об игрушках схема – помощница.

— Вначале нужно назвать игрушку: затем, рассказать о величине игрушки – большая, средняя или маленькая; потом – какого цвета, затем – по форме, потом – из какого материала она сделана, из каких частей состоит, т. е. что есть у каждой игрушки; как можно играть с этой игрушкой и выразить свое отношение (нравиться, не нравиться, красивая, люблю свою игрушку и т.п.).

Образец рассказа воспитателя.

Рассказы детей.

Заключительная часть

-Ребята, как вы думаете, как нужно обращаться с игрушками, чтобы они не ломались и долгое время радовали нас? (Бережно, беречь игрушки, не ломать их).

Стихотворение Н. Найдёновой «Наши игрушки».

Много игрушек в детском саду, наши игрушки стоят на виду:

Кот в сапогах, длинноухие зайки, и барабан, и балалайки.

Куклы нарядные в косах сидят, куклы на зайцев и мишек глядят.

Мы наши игрушки не бьем, не ломаем, их у товарищей не отнимаем.

Наши игрушки стоят на виду, — все у нас общее в детском саду.

Ритуал окончания занятия:

А теперь мы улыбнемся, дружно за руки возьмемся.

И друг другу на прощанье мы подарим пожелание –

Знания ищи всегда — умным станешь ты тогда!

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе «Составление описательного рассказа по игрушкам»

Автор: Голованева Елена Анатольевна

Организация: МБДОУ »Центр развития ребенка — Детский сад № 13»

Населенный пункт: город Кострома

Цель: формирование у детей умения составлять описательный рассказ по игрушкам.

Задачи:

Обучающие:

  • формировать умение описывать предмет по образцу, заданному воспитателем, используя мнемосхему, называя характерные признаки и действия предмета;
  • подводить детей к умению сравнивать игрушки;
  • учить детей подбирать и активно использовать в речи определения к предметам и глаголы, обозначающие их действия;
  • учить согласовывать прилагательные с существительными;
  • формировать умение образовывать прилагательные сравнительной степени (тонкий, тоньше);

Развивающие:

  • развивать зрительное восприятие;
  • продолжать знакомить со словами – антонимами;
  • упражнять в умении под­бирать слова на заданный звук (в начале слова);
  • развивать умения детей в связном выражении своих мыслей;

Воспитательные:

  • воспитывать эмоциональную отзывчивость;
  • воспитывать умение внимательно слушать своих товарищей, не перебивать.

Оборудование: игрушки — кошка и котенок, мнемосхема, бумага для рисования, краски, карандаши, мелки, указка, мяч.

Предварительная работа: слушание песни «Пропала собака» В.Шаинского, чтение рассказов и беседы о домашних животных, работа с мнемосхемами.

Методы и приемы: рассматривание предметов, беседа, речевой образец, план описания, дидактическая игра, вопросы, оценка.

Интеграция областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Виды детской деятельности: коммуникативная, изобразительная, двигательная.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

— Ребята, у меня потерялась кошка Мурка и ее котенок Бантик. Они вчера вечером ушли гулять на улицу и до сих пор не вернулись домой. Я не знаю, что мне делать? Как мне найти Мурку и Бантика. Что бы сделали вы? (Можно написать объявление)

— Спасибо, ребята, вы мне подсказали, что нужно сделать. Поможете составить объявление? О чем люди обычно пишут в объявлениях? Правильно, ребята, нам надо написать такое объявление, что бы все поняли, кого именно я ищу. Вы знаете, мои питомцы очень похожи на эти игрушки, вот на эту кошку и котенка.

— Давайте рассмотрим их. В этом нам поможет схема.

Наблюдать за правильными ответами детей, в своем вопросе использовать ключевое слово для ответа.

— Кто это?

Это кошка Мурка и котенок Бантик.

— Какая шерсть у Мурки? (у Мурки мягкая пушистая шерсть белого цвета)

— А какая шерсть у Бантика? (у Бантика красивая, пушистая, мягкая шёрстка)

— Какая голова у Мурки? (у Мурки большая, круглая голова)

— А какая у Бантика? (у Бантика голова меньше)

— Что есть на голове у Мурки (у Мурки уши торчком; глаза черные; нос, как пуговица; усы, как стрелки)

— На что похожи глаза у Мурки? (У нее глаза, как бусинки)

— А у Бантика, что есть на голове? (у Бантика ушки треугольные, носик розовый, глазки черные, усики как стрелочки)

— Какие лапы у Мурки? (у Мурки большие мягкие лапы с острыми когтями)

— А какие лапки у Бантика? (у Бантика лапки меньше с острыми коготками)

  • Мы с вами обо всем рассказали, ни о чем не забыли. Посмотрите внимательно.

— Конечно, мы забыли про хвост. У Мурки он длинный, пушистый.

— А у Бантика, какой хвостик? (Короткий, пушистый)

— А какую песню поет Мурка? (У Мурки песня громкая, звонкая)

— А Бантик, какую? (Бантик поет песенку: «Мяу». У Бантика песенка тихая, нежная).

— Ребята, отгадайте, что любят кушать Мурка и Бантик? Эти продукты начинаются на звук «с»? Правильно они любят сметану, сыр и сосиски.

Если дети затрудняются, предложить выбрать из предложенных картинок.

— Ребята, а у моей Мурки и у Бантика была любимая игра, хотите я вас научу в нее играть? Вставайте возле своих стульев.

Физкультурная минутка:

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе живот,

Встал и выгнул спинку в мост,

Распушил красивый хвост,

Мягко лапками пошёл,

Тихо песенку завёл. (Дети изображают котят).

— Ребята, а Бантик такой помощник у кошки Мурки. Он ей во всем помогает, вот послушайте и попробуйте догадаться, что он умеет делать.

Он умеет пол… (подметать).

Он умеет пыль… (вытирать).

Он умеет посуду… (мыть).

Он умеет цветы… (поливать).

Он умеет стол… (накрывать).

Он умеет тарелки (расставлять).

Он умеет вилки… (раскладывать).

Он умеет комнату… (убирать).

— Ребята, мы с вами рассмотрели кошку и котенка, что теперь мы можем сделать? Я сейчас прочитаю объявление про Мурку, а вы внимательно слушайте, что бы я ни чего не пропустила.

— Пропала кошка, ее зовут Мурка. У ее пушистая, мягкая шерсть, белого цвета. Голова у Мурки круглая, большая. На голове уши с коричневыми сережками. Глаза у Мурки черные, как бусинки. Нос маленький, похож на пуговицу. У Мурки мягкие лапы, в которые спрятаны острые когти. Длинный и пушистый хвост. Мурка поет звонкую и громкую песню «МЯУУУУ» и очень любить сметану.

— А сейчас давайте составим объявление про котенка Бантика. Кто мне сможет в этом помочь?

— Ребята, обо всем нам рассказала Яна, ничего не забыла? Молодец, Яна. Мне очень понравилось, как Яна подробно рассказала про мордочку и как она сравнила глазки с зелеными бусинками. Как вы думаете, ребята, такое объявление поможет найти Бантика?

— Ребята, но одного объявления будет мало, давайте составим объявление про кошку Мурку и Бантика вместе. Кто мне в этом поможет. Я буду составлять про Мурку, а ты Ульяна составляй про Бантика.

— Эта кошка Мурка, это котенок Бантик…….

Анализ рассказа

  • Как вы думаете, хорошее дело мы с вами сделали? Да, ребята, мы с вами молодцы, у нас получились хорошие содержательные объявления. А если вы дома расскажете мамам и папам про моих питомцев, они тоже смогут написать объявления. Как вы думаете, теперь мою Мурку и Бантика быстро найдут? Я тоже надеюсь на это и тогда я буду лучше следить за своими питомцами. Но, вы знаете, что на объявлениях еще размещают фотографии. Давайте, мы тоже сделаем рисунки Мурки и Бантика. Выберите материалы, которые вам пригодятся для работы.

(Самостоятельная – творческая деятельность, дети рисуют кошку и котенка.)

Приложения:

  1. file0.docx.. 26,3 КБ

Опубликовано: 18.10.2020

Программное содержание: Упражнять детей в составлении описательных рассказов об игрушках по образцу воспитателя. Закреплять умения составлять описательный рассказ об игрушках по плану, предложенному воспитателем. Уметь называть предмет, его признаки и действия с ним. Использовать в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, употреблять прилагательные и сравнения. Следить, чтобы дети говорили четко, интонационно выразительно. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Материал: игрушка зайчик, зайчиха, лошадка.

Ход занятия.

Воспитатель: Утром, когда я шла на работу, услышала, как кто-то хнычет под кустом. Подошла поближе и увидела корзинку. Кто – то спрятался в корзинке. Как вы думаете, кто это может быть?  Можете пощупать, только осторожно. Что вы нащупали? (2-3 детей ощупывают, отгадывают на ощупь, сообщают о своих предположениях.)

Воспитатель: Кто бы это мог быть? Для того, чтобы узнать об этом, нужно отгадать загадку: «Прыг- скок, прыг – скок, длинноушка – серый бок». Конечно это заяц. Он заблудился и просит нас помочь найти его маму. Ребята, а как мы поможем зайчонку? (ответы детей).  Сделаем объявление. Но сначала давайте рассмотрим его.  Надо правильно описать зайчика, чтобы мама его узнала. Что вы можете сказать про зайца. Какой он?

Дети: маленький, серенький.

Воспитатель: Какой у него мех? 
Дети: Мягкий, пушистый, гладкий …
Воспитатель: Какой у него хвостик? (Длинный или короткий?)
Дети: Короткий.
Воспитатель: А какие у зайки ушки?
Дети: Длинные, предлинные, длиннющие.
Воспитатель: А глазки? 
Дети: Глазки – маленькие черные, круглые, как пуговки.
Воспитатель: Какой у зайки нос?
Дети: Нос – маленький, розовый.
Воспитатель:   Что умеет делать зайчик?

Дети: прыгать, скакать, бегать, грызть.

Воспитатель: Где живет зайчик?
Дети: В лесу.
Воспитатель: Что он любит? Чем питается?
Дети: Морковку, капусту, кору деревьев, корягу.
Воспитатель: Кого боится зайчик?
Дети: Волка, лису…Он трусливый (трусишка).

Воспитатель: Ребята, сейчас послушайте, как я расскажу про зайца. 

Это зайчик. Он маленький и серый. У зайца мягкий и пушистый мех. У него короткий хвостик, длинные ушки. Глазки у зайца маленькие, черные, похожи на пуговки, а носик розовый. Он умеет прыгать, скакать, бегать, грызть. Живет зайка в лесу. Он питается морковкой, капустой, корой деревьев. Зайка боится волка и лису. Он трусишка. 

А теперь расскажите, как я. Рассказы детей. Благодаря вашим рассказам зайчика обязательно отыщут.

Игра «Что лишнее?»

Помогите определить, что здесь лишнее?

Дидактическая игра «Подскажи словечко»

Воспитатель: шерстка белая, пушистая как…

Дети: Снежок, пушок, вата.

Воспитатель: Глаза маленькие, черненькие как…

Дети: Бусинки – пуговки.

Воспитатель: Глаза светятся как…

Дети: Огоньки, фонарики.

А сейчас будем составлять рассказы по игрушкам описывая их так же как мы описывали зайчика.

Прискакала лошадка и просит, чтобы вы рассказали о ней: какая она что у неё есть, как с ней можно играть?

Дети: Это лошадка, она красивая. Грива и хвост у неё черные, мордочка вытянутая, глазки как бусинки, на спине седло. Лошадка может бегать. Скакать.

Воспитатель: хорошо вы рассказали про лошадку, давайте поиграем.

Физминутка

Зайцы бегали в лесу, (бег на месте)

Повстречали там лису (повилять «хвостиком»)

Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на месте)

Убежали под кусток. (присесть)

Пока мы с вами играли нашлась мама нашего зайчика вот она. Ребята, они хотят остаться с нами поиграть, но они боятся, что вы их сломаете, бросите.

Расскажите им как вы играете с игрушками

Дети: Мы любим свои игрушки, не когда их не разбрасывает и всегда кладём в свой шкаф.

Итог: Что мы сегодня делали? Что вам понравилось?

Автор: Запащикова Тамара Константиновна
Должность: воспитатель

Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 4
Населённый пункт: Тверская область, ЗАТО Озерный
Наименование материала: НОД по развитию речи
Тема: «Составление описательного рассказа по игрушке»

Раздел: дошкольное образование

Конспект занятия по

развитию речи в средней

группе

тема: «В гости к Тяпе и Топу»

Воспитатель: Запащикова Т.К.

Озерный, 2017 г.

Цели:

развитие

всех

компонентов

устной

речи,

практическое

овладение

нормами речи;

развивать речь путем составления описательных рассказов по плану

воспитателя.

Задачи:

Образовательные:

Учить детей составлять описательный, связный и последовательный

рассказ об игрушках с использованием плана.

Закрепить умения обследовать предмет от восприятия его в целом к

выделению существенных признаков.

В описании — определять объект, последовательно описывать части,

свойства (цвет, форма, величина, качества, действия с ним, в конце

высказывать оценочное суждение.

Употреблять

в

речи

названия

предметов,

их

частей,

деталей,

материалов, из которых они сделаны.

Развивающие задачи:

Закрепить навыки правильного произношения

Развивать фонематическое восприятие и навыки звукового анализа

Развивать грамматический строй речи.

Воспитательные задачи:

Воспитывать бережное отношение к игрушкам

Воспитывать взаимопомощь.

Демонстрационный материал:

мягкие игрушки медведя и щенка для описания.

Словарная работа:

Расширить активный словарь за счет качественных прилагательных.

Ход занятия:

Организационный момент.

Воспитатель:

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Ребята, нас пригласили в гости, а вы попробуйте отгадать кто

же это сделал. Я загадаю вам загадки, и мы узнаем кто нас ждет в гости.

— Этот зверь живет в лесу.

— У него коричневая, теплая и густая шуба.

— У этого зверя большие, толстые, косолапые лапы.

— Этот зверь любит мед и ягоды.

— Зимой он спит в берлоге и сосет лапу.

Дети: Медведь.

Воспитатель:

Вторая загадка:

-Он друг человека.

-Он охраняет дом.

— Живет в будке или в доме с человеком.

Дети: собака

Воспитатель:

А сейчас мы отправимся к нашим друзьям пешком, а чтобы нам было весело

идти мы будем петь веселую песню .

Большие ноги шли по дороге топ-топ-топ (проговаривать громко, в темпе)

Маленькие ножки бежали по дорожке топ-топ-топ (проговаривать быстро и

тише)

Большие ноги шли по дороге тупы-тупы-туп

Маленькие ножки бежали по дорожке туп-туп-туп.

Воспитатель:

Вот мы и дошли до места где живут медведь и щенок, давайте с ними

познакомимся. Коля, спроси как зовут медвежонка. (спрашивает)

Марьяна, а ты спроси как зовут щенка (спрашивает)

Воспитатель:

— Что -то Тяпа и Топ чем-то расстроены, грустные, даже сердитые друг на

друга. Богдан, спроси почему Тяпа такой грустный? (Тяпа молчит)

Лиза, спроси почему Топ расстроенный? (Топ молчит) (воспитатель берет

игрушки

поочередно

и

подносит

к

своему

уху,

как

будто

игрушки

рассказывают, почему они грустные)

Воспитатель:

— Ребята, они поссорились, давайте их помирим! Расскажем о них какие они

хорошие и красивые оба. Я буду рассказывать о Тяпе, а Соня расскажет о

Топе.

План воспитателя:

А поможет вам в составлении рассказа мой план.

По цвету какие бывают игрушки? (Красные, желтые, зеленые, синие)

По форме игрушки бывают? (Круглые, квадратные, треугольные)

По величине бывают какие игрушки? (Большие, маленькие)

У игрушек есть части, например, у зайца — голова, на голове уши, глаза, нос,

туловище, хвост, лапы; у вертолета — кабина, хвост, колеса.

Игрушки делают из различных материалов. Из пластмассы какие игрушки?

(Пластмассовые)

Из железа? (Железные)

Из дерева? (Деревянные)

Из меха? (Меховые). Или мы говорим мягкая игрушка. А еще такие игрушки

называют плюшевые. Давайте все вместе скажем: плюшевые.

А как можно играть с игрушкой? (Катать на коляске, кормить, раздевать и

одевать, укладывать спать, качать)

Молодцы.

А

сейчас

еще

раз

кратко

повторим,

как

надо

описывать

игрушку: цвет, форма, величина, из каких частей состоит, из какого материала

сделана, как можно играть.

Воспитатель:

— Это щенок, зовут его Тяпа.

— Тяпа черного цвета

— У Тяпы круглая, маленькая голова, длинные уши, маленькие, черные

глаза похожие на бусинки, черный носик и маленький красный ротик. Соня

расскажи теперь о Топе.

Воспитатель:

— Теперь я продолжаю свой рассказ. У Тяпы длинное, овальное туловище,

маленькие лапки и короткий хвост. Тяпа очень мягкий, он сшит из меха.

Соня, продолжи свой рассказ.Молодец Соня ты очень хорошо рассказала.

Смотрите Тяпа и Топ заулыбались.

Воспитатель:

— Скажите Тяпа, Топ, вам понравились рассказы о вас? Теперь вы знаете

какие

вы

хорошие.

(игрушки

благодарят

ребят

и

обещают

больше

не

ссориться)

Воспитатель:

— А мы для вас сейчас сварим вкусный компот и угостим.

Физкультминутка «Фрукты»

Будем мы варить компот (маршируем на месте)

Фруктов нужно много. Вот! (разводим руки широко)

Будем яблоки крошить, грушу будем мы рубить, отожмем лимонный сок,

слив положим и песок (имитируют действия)

Варим, варим мы компот (повороты вокруг себя)

Угостим честной народ (хлопают в ладоши).

Воспитатель:

— А сейчас нам расскажут о Тяпе и Топе Захар и Кирилл.

Воспитатель:

— Ребята, мы с вами сделали доброе дело, помирили Тяпа и Топа. И я

предлагаю вам стать добрыми капельками, я буду – мама-тучка, а поиграем

мы в игру «Добрый дождик».

Итог занятия.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Образование ключ к успеху сочинение
  • Образец написания сочинения рассуждения
  • Образование и образованность сочинение
  • Образец написания сочинения по картине 3 класс
  • Образование длится всю жизнь сочинение

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии