В
основе рассказывания по картине лежит
опосредованное восприятие окружающей
жизни. Картина не только расширяет и
углубляет детские представления об
общественных и природных явлениях,
но и воздействует на эмоции детей,
вызывает интерес к рассказыванию,
побуждает говорить даже молчаливых
и застенчивых.
В
методике развития речи обучение
рассказыванию по картине (описание и
повествование) разработано в достаточной
степени детально. Здесь методика
опирается на классическое наследие
западной и русской педагогики,
использованное позднее применительно
к работе с детьми дошкольного возраста
Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной, Л. А.
Пеньевской, Е. И. Радиной, М. М. Кониной
и другими. Все они подчеркивали большое
значение картинки как для общего развития
детей, так и для развития их речи.
Для
методики обучения рассказыванию по
картине существенное значение имеет
понимание особенностей восприятия
и понимания картин детьми. Эта проблема
рассматривается в работах С. Л.
Рубинштейна, Е. А. Флериной, А А Люблинской,
В. С. Мухиной. В исследованиях отмечается,
что уже в два года ребенок с удовольствием
рассматривает картинки и называет
их вслед за взрослым.
Е.
А. Флерина считает, что у дошкольников
восприятие картинки значительно
опережает их изобразительные возможности
(дети реагируют на содержание и изображение
— цвет, форму, построение). Она выделяет
в детском восприятии следующие
тенденции:
— тяготение
ребенка к яркому красочному рисунку;
— желание
видеть на картинке все существенные
признаки предмета (неузнавание
ракурсных построений и неудовлетворенность
ими детей 3 — 6 лет);
— затруднения
при восприятии светотеневого рисунка;
— затруднения
малышей 3—5 лет при восприятии рисунка
с ярко выраженной перспективной
деформацией предмета;
— положительное
отношение к ритмической простоте
построения (композиции).
Развитие
восприятия рисунка, по данным В. С.
Мухиной, происходит по трем направлениям:
изменяется отношение к рисунку как
к отображению действительности;
развивается умение правильно соотносить
рисунок с действительностью, видеть
именно то, что на нем изображено;
совершенствуется интерпретация рисунка,
т. е. понимание его содержания.
А.
А. Люблянская считает, что восприятию
картины ребенка надо учить, постепенно
подводя его к пониманию того, что на ней
изображено. Это требует узнавания
отдельных предметов (люди, животные);
выделения позы и места положения каждой
фигуры в общем плане картины; установления
связей между основными персонажами;
выделения деталей (освещение, фон,
выражения лиц людей).
С.
Л. Рубинштейн, Г. Т. Овсепян, изучавшие
вопросы восприятия картины, считают,
что характер ответов детей по ее
содержанию зависит от ряда факторов.
Прежде всего — от содержания картины,
близости и доступности ее сюжета, от
опыта детей, от их умения рассматривать
рисунок. Характер ответов зависит
также от характера вопросов, определяющих
умственную задачу. По одной и той же
картине на вопрос «Что нарисовано?»
дети перечисляют предметы и объекты;
на вопрос «Что делают на этой картине?»
— называют совершаемые действия. На
предложение рассказать про то, что
нарисовано, дают связное высказывание.
Следовательно, если педагог
злоупотребляет вопросом «Что это?»,
требующим перечисления предметов, то
он невольно задерживает ребенка на
самой низшей стадии восприятия.
В
формировании умений описывать картины
и составлять рассказы-повествования
используются специально разработанные
серии дидактических картин разных
типов.
Предметные
картины — на них изображены один или
несколько предметов без какого-либо
сюжетного взаимодействия между ними
(мебель, одежда, посуда, животные;
«Лошадь с жеребенком», «Корова с теленком»
из серии «Домашние животные» — автор
С. А. Веретенникова, художник А. Комаров).
Сюжетные
картины, где предметы и персонажи
находятся в сюжетном взаимодействии
друг с другом.
М.
М. Конина считала, что разные типы картин
должны по-разному использоваться в
связи с различными задачами обучения
родному языку. Предметные картинки
располагают к занятиям номенклатурного
характера, связанным с перечислением
и описанием качеств и особенностей
изображенного предмета. Сюжетная
картинка наталкивает ребенка на
рассказ, связанный с интерпретацией
действия.
Серия
или набор картин, связанных единым
сюжетным содержанием, например
(рассказ в картинках) «Рассказы в
картинках» Н. Радлова (М., Планета, 1992).
Используются
и репродукции картин мастеров искусства:
пейзажные
картины: А. Саврасов «Грачи прилетели»;
И. Левитан «Золотая осень», «Весна.
Большая вода», «Март»; К. Юон «Мартовское
солнце»; А. Куинджи «Березовая роща»;
И. Шишкин «Утро в сосновом бору»,
«Сосновый лес», «Рубка леса»; В.
Васнецов «Аленушка»; В. Поленов «Осень
в Абрамцеве», «Золотая осень» и др.;
натюрморт:
К. Петров-Водкин «Черемуха в стакане»,
«Стакан и яблоневая ветка»; И. Машков
«Рябинка», «Натюрморт с арбузом»; П.
Кончаловский «Маки», «Сирень у окна».
При
отборе картин для рассказывания к ним
предъявляется ряд требований:
содержание
картины должно быть интересным, понятным,
воспитывающим положительное отношение
к окружающему;
картина
должна быть высокохудожественной;
изображения
персонажей, животных и других объектов
должны быть реалистическими; условное
формалистическое изображение не
всегда воспринимается детьми;
следует
обращать внимание на доступность не
только содержания, но и изображения. Не
должно быть картин с чрезмерным
нагромождением деталей, иначе дети
отвлекаются от главного. Сильное
сокращение и заслонение предметов
вызывает их неузнаваемость. Следует
избегать излишней штриховки, набросочности,
незаконченности рисунка.
Одним
из приемов, подготавливающих детей к
рассказыванию по картине, являются
рассматривание и беседа по ее содержанию.
Рассматривание
картин, как считает Е. И. Тихеева,
преследует тройную цель: упражнение
в наблюдении, развитие мышления,
воображения, логического суждения и
развитие речи ребенка.
Дети
не умеют рассматривать картины, не
всегда могут устанавливать • взаимосвязи
между персонажами, иногда не понимают
способы изображения объектов. Поэтому
необходимо учить их смотреть и видеть
предмет или сюжет на картине, развивать
наблюдательность. В процессе рассматривания
активизируется и уточняется словарь,
развивается диалогическая речь:
умение отвечать на вопросы, обосновывать
свои ответы, самому задавать вопросы.
Следовательно, цель беседы по картине
— подвести детей к правильному восприятию
и пониманию основного содержания
картины и одновременно развитие
диалогической речи.
Трудности
восприятия и понимания детьми картины
нередко предопределены типичными
методическими ошибками воспитателя:
отсутствием вводной беседы и
трафаретностью, шаблонностью
постановки вопросов.
Роль
картинки для детей
младшего возраста преимущественно
заключается в закреплении и углублении
детского опыта и лишь в небольшой мере
в его расширении. Картинка для малышей
должна приближаться, по словам Е. А.
Флериной, к упрощенной реальности.
Рассматривание
начинается с внесения картины и
молчаливого ее созерцания. Но поскольку
малыши не могут молча смотреть на
картину, воспитатель поддерживает
разговор, обращает их внимание на
предмет или персонаж и постепенно
развертывает беседу. Основной методический
прием здесь — вопросы. Вопросом педагог
сразу выделяет центральный образ (Кого
вы видите на картине?), затем рассматриваются
другие объекты, предметы, их качества.
Так последовательно идет восприятие
картины, выделяются яркие детали,
активизируется словарь, развивается
диалог. Вопросы должны быть понятными,
направленными на установление связей
между частями картины, на постепенное
усложнение. Кроме вопросов, используются
пояснения, игровые приемы (детям
предлагается мысленно и поставить себя
на место ребенка, который нарисован,
дать имя персонажу; игра «Кто больше
увидит?»). Последовательность вопросов
обеспечивает целостное восприятие
картины, а игровые приемы поддерживают
интерес к ней. Такое рассматривание
картины приближается к разговору
воспитателя с детьми.
Усложненный
вид рассматривания — беседа по картине.
Он отличается от предыдущего занятия
большей целенаправленностью,
систематичностью вопросов,
последовательностью рассматривания
и обязательным участием всех детей.
Здесь
используются, кроме вопросов, обобщение
педагога, подсказ нужного слова,
повторение детьми отдельных слов и
предложений. Беседа завершается
обобщающим рассказыванием. В такой
беседе преобладают хоровые ответы.
Молчать и удерживать внимание к картине
при индивидуальных ответах детям
трудно. Речевые реакции их замедленны.
При
рассматривании картин воспитатель
учитывает интересы детей, их
психологические особенности. Так, если
картина динамична («Кошка с котятами»),
лучше в первую очередь обратить
внимание детей на динамику, действия
персонажей (играющий котенок). Если
картина яркая, красочная или на ней
изображено то, что бросается в глаза, с
этого и надо начинать рассматривание
(«Куры» — яркий петух). Заранее (до
занятия) картину малышам показывать
не рекомендуется, так как новизна
восприятия потеряется, интерес к картине
быстро пропадет. Самостоятельное
восприятие у малышей развито недостаточно.
В
среднем
дошкольном возрасте для
рассматривания рекомендуются более
сложные предметные и сюжетные картины
(«Подарки маме в день 8 Марта», «Дорогие
гости», «На реке», «В гости к бабушке»)1.
Одни из них даются только для
рассматривания, другие — для рассматривания
и последующего рассказывания.
Беседы
по картинам усложняются, дети учатся
видеть не только главное, но и детали.
В картине «Собака со щенятами»,
например, обращается внимание не только
на собаку и ее щенят, но и на воробьев,
их действия. Во время рассматривания
можно предложить описать один из
объектов, привлечь детский опыт. Так,
в беседе по картине «На
реке»
надо дать возможность полюбоваться
рекой, голубым небом, пароходом,
который везет много пассажиров, после
чего перейти к рассматриванию находящихся
на берегу, спросить, катался ли кто-нибудь
на лодке, плавал на пароходе. В
заключение можно прочитать рассказ на
эту тему.
В
старшем
дошкольном возрасте в
беседе по картинам особое внимание
обращают на более детальное рассматривание
в силу большей сложности содержания.
Картина может рассматриваться по
частям. Вначале — главное, затем детали,
которые дети должны заметить сами. Для
последующих описаний следует обратить
внимание на интерьер, фон, пейзаж. Е. И.
Тихеева советовала стремиться к тому,
чтобы рассматривание картин способствовало
развитию эстетических чувств. Важно
также, чтобы ребенок образными словами
выразил свое личное отношение к
воспринимаемому пейзажу, реке, лесу.
В связи с этим можно подобрать с
детьми эпитеты, сравнения.
Э.
П. Короткова рекомендует использовать
вопросы, развивающие воображение и
творчество.
Так,
при рассматривании картины «Осенний
день», говоря о двух мальчиках, идущих
в школу, можно спросить: «Как вы думаете,
о чем они могут разговаривать?» По
картине «Зимние развлечения» для
активизации воображения можно задать
такой вопрос: «Если подойти поближе
к месту, где веселится детвора, что можно
услышать?» События, о которых говорят
дети, будут связаны со звуковыми
впечатлениями: слышно, как на морозе
хрустит снег; слышен смех детей, веселые
крики. Дети потом включают эти факты в
свои рассказы.
Повысит
детскую активность предложение самим
задавать вопросы. Так в учебную
деятельность детей вводится элемент
самостоятельного поиска. Эти вопросы
учитываются при дальнейшем
рассматривании. Например, на занятии
по картине «Ежи» загадывается загадка
про ежа. Детям напоминают, что они уже
много знают про ежей (чем питаются, как
свертываются клубочком, как сердито
фыркают). Затем предлагается подумать,
что бы им хотелось еще узнать про
ежей, и задать
вопрос.
У детей может появиться желание
узнать, как ежи делают норки, какими
ежата родятся и быстро ли растут. Далее
они рассматривают картину, которая
помогает получить ответ на эти вопросы.
Своими пояснениями воспитатель уточняет
представления детей. В конце беседы
правомерно спросить: «Что нового вы
узнали из беседы?» (Пример Э. П. Коротковой.)
Для
активизации речи и мышления использовались
такие приемы, как задание детям
подумать («О чем вы еще хотели бы
узнать?»), указание, в какой форме его
выполнить («Задайте вопросы»),
подведение детей к обобщению («Что
нового вы узнали?»).
Развитию
творчества способствует прием придумывания
детьми
названия картины, обсуждения его, выбора
наиболее удачного, сравнения с
настоящим названием.
Следовательно,
рассматривание картин подготавливает
детей к составлению описаний и
рассказов-повествований. От уровня
содержательности рассматривания картины
зависит эффективность последующего
обучения детей связным высказываниям.
Если содержание картины не вызывает
затруднений, на одном занятии можно
одновременно решать две задачи —
рассматривания картины и рассказывания
по ней.
В
методике развития речи выделяется
несколько видов рассказов детей по
картине.
1.
Описание
предметных картин —
это связное последовательное описание
изображенных на картине предметов
или животных, их качеств, свойств,
действий, образа жизни.
2.
Описание
сюжетной картины —
это описание изображенной на картине
ситуации, не выходящей за пределы
содержания картины. Чаще всего это
высказывание типа контаминации (дается
и описание, и сюжет).
3.
Рассказ
по последовательной сюжетной серии
картин. По существу
ребенок рассказывает о содержании
каждой сюжетной картинки из серии,
связывая их в один рассказ. Дети учатся
рассказывать в определенной
последовательности, логически
связывая одно событие с другим, овладевают
структурой повествования, в котором
есть начало, середина, конец.
4.
Повествовательный
рассказ по
сюжетной картине (условное название),
по определению К. Д. Ушинского, «рассказ,
последовательный во времени». Ребенок
придумывает начало и конец к
изображенному на картине эпизоду. От
него требуется не только осмыслить
содержание картины и передать его в
слове, но и с помощью воображения создать
предшествующие и последующие события.
5.
Описание
пейзажной картины и натюрморта, навеянное
настроением, часто включает элементы
повествования. Вот пример описания
картины И. Левитана «Весна. Большая
вода» ребенком 6,5 лет: «Растаял снег, и
затопило все кругом. Деревья стоят в
воде, а на горке домики. Их не затопило.
В домиках живут рыбаки, они ловят рыбу».
В
обучении детей рассказыванию по картине
выделяют несколько этапов.
В
младшем дошкольном возрасте осуществляется
подготовительный этап, который ставит
своей целью обогатить словарь,
активизировать речь детей, научить их
рассматривать картины и отвечать на
вопросы по их содержанию.
В
среднем дошкольном возрасте детей учат
рассматривать и описывать предметные
и сюжетные картины сначала по вопросам
воспитателя, а затем по его образцу.
В
старшем дошкольном возрасте возрастает
мыслительная и речевая активность
детей. Дети самостоятельно или с небольшой
помощью воспитателя описывают предметные
и сюжетные картины, составляют сюжетные
рассказы по серии картин, придумывают
начало и конец сюжету картины.
К
рассказыванию по картине дети младшего
возраста подводятся
постепенно, через другие занятия, на
которых учатся воспринимать содержание
картинки, правильно называть изображенные
на ней предметы и объекты, их качества,
свойства, действия, отвечать на вопросы
и с их помощью составлять описание. Этой
цели служат дидактические игры с
предметными картинками: малыши должны
подобрать пару к указанной картинке,
назвать предмет, сказать, какой он, что
с ним делают.
«Игра
в прятки» — картинки прячут (расставляют
по разным легко доступным местам), дети
находят их, приносят и называют.
В
работе с малышами используются предметные
и сюжетные картины, близкие опыту
детей, вызывающие эмоциональный отклик:
«Кошка с котятами», «Собака со
щенятами», «Корова с теленком», «Наша
Таня». Основной вид занятия по картине
в младшей группе — беседа.
Перед
показом картины выясняют опыт детей,
вызывают интерес к ней. В беседе можно
выделить такие части: рассматривание
картины (о методике его проведения
см. выше) и рассказ воспитателя о ней.
У
детей постепенно формируют умение
связно, последовательно рассказывать
о содержании картины с помощью
вопросов воспитателя, его дополнений,
вместе с ним по логической схеме: «Кошка
Мурка лежит на …(коврике). У нее маленькие
…(котята). Один…(котенок)…» и т. д. В
процессе такого рассказывания
активизируется словарь детей (котята,
лакать, мурлыкать, корзинка с клубками).
Занятие
заканчивается небольшим обобщающим
рассказом воспитателя, который объединяет
детские высказывания. Можно прочитать
какой-либо авторский рассказ. Так,
картине «Куры» по содержанию соответствует
рассказ К. Д. Ушинского «Петушок с
семьей». Потешки, загадки, короткие
стихи могут быть использованы в самом
начале, в ходе беседы, при ее завершении.
Важно
мотивировать речевую деятельность:
показать картину и рассказать о ней
новенькой девочке, кукле, своей
любимой игрушке, маме. Можно предложить
еще раз внимательно посмотреть на
картину, запомнить ее и дома сделать
рисунок. В свободное время надо рассмотреть
рисунок и предложить ребенку рассказать
о нем. В конце четвертого года жизни
становится возможным переходить к
самостоятельным высказываниям детей.
Как правило, они почти полностью
воспроизводят образец рассказа
воспитателя с небольшими отступлениями.
Средний
дошкольный возраст характеризуется
становлением монологической речи.
На этом этапе продолжается обучение
описанию предметных и сюжетных картин.
Процесс обучения и здесь идет
последовательно. Рассматриваются и
описываются предметные картинки,
проводится сравнение изображенных на
картине предметов и животных, взрослых
животных и их детенышей (корова и лошадь,
корова и теленок, свинья и поросенок).
Примеры
сравнений, сделанных детьми: «У свиньи
хвост большой, как веревка, закорючкой,
а у поросеночка хвостик маленький,
закорючечкой, как тонюсенькая веревочка».
«У свиньи на носу пятачок большой, а
у поросеночка маленький пятачочек».
Проводятся
беседы по сюжетным картинам, заканчивающиеся
обобщением, которое делает воспитатель
или дети. Постепенно дети подводятся к
связному последовательному описанию
сюжетной картины, в основе которого
первоначально лежит подражание
речевому образцу.
Для
рассказывания даются картины, которые
рассматривались в младшей группе, и
новые, более сложные по содержанию
(«Медвежата», «В гости к бабушке»).
Структура
занятий проста. Вначале дети молча
рассматривают картину, затем проводится
беседа, уточняющая основное содержание
и детали. Далее дается образец и
предлагается рассказать о содержании
картины. Необходимость образца объясняется
недостаточным развитием связной речи,
бедностью словаря, неумением последовательно
излагать события, поскольку еще нет
четкого представления о структуре
повествования. Образец учит
последовательности изложения событий,
правильному построению предложений
и соединению их друг с другом, отбору
необходимой лексики. Образец должен
быть достаточно коротким, преподноситься
живо, эмоционально.
Вначале
дети воспроизводят образец, а позднее
рассказывают самостоятельно, внося
в рассказ свое творчество.
Приведем
пример образца рассказа по картине
«Кошка с котятами». «У одной маленькой
девочки была кошка Мурка с котятами.
Однажды девочка забыла убрать корзинку
с клубками пряжи. Пришла Мурка с котятами
и улеглась на коврике. Один из котят,
белый с черными пятнышками, тоже лег
возле своей мамы-кошки и уснул. Серенький
котеночек проголодался и стал жадно
лакать молоко. А рыженький котенок-шалунишка
прыгнул на скамеечку, увидел корзинку
с клубками, толкнул ее лапкой и уронил.
Покатились клубочки из корзины. Увидел
котенок, как катится синий клубок, и
стал с ним играть».
Для
начала можно предложить одному ребенку
описать понравившегося ему котенка,
другому ребенку — описать кошку, а затем
рассказать про всю картину.
В
порядке усложнения по картине «Собака
со щенятами» можно дать образец
описания одного щенка, а другого пусть
дети описывают самостоятельно по
аналогии. Педагог помогает пояснениями,
которые касаются последовательности
описания, словаря, связи предложений.
По этой же картине дается план описания
всей картины, а речевой образец
предлагается в конце занятия.
Следующий
этап работы — рассказывание по серии
сюжетных картин (не более трех) — возможен
при наличии у детей умения описывать
картины. Рассматривается и описывается
каждая картина из серии, затем высказывания
детей объединяются в один сюжет
воспитателем или детьми. Причем уже в
процессе рассматривания выделяются
начало, середина, конец развивающегося
во времени сюжета. Для этой цели наиболее
подходит серия «Как Миша потерял
варежку»1.
В
старшем
дошкольном
возрасте задачи
обучения монологической речи на
занятиях с картинами усложняются. Дети
должны не только понимать содержание
картины, но и связно, последовательно
описывать всех персонажей, их
взаимоотношения, обстановку, используя
разнообразные языковые средства, более
сложные грамматические конструкции.
Основное требование — большая
самостоятельность в рассказах по
картинам.
В
старшей группе рекомендуются такие
картины, как «Шар улетел», «Новенькая»,
«У пристани», «Лошадь с жеребенком»,
«Ежи», «Белки» и др. Детей обучают
следующим типам высказываний:
— описанию
и сравнению предметных картин;
— описанию
сюжетных картин;
— повествованию
по серии сюжетных картин. Занятие
начинается с рассматривания или
повторного
просмотра
картин, уточняющего основные моменты
сюжета. В зависимости от умений детей,
уровня владения ими описанием или
повествованием педагог использует
разные методические приемы: вопросы,
план, речевой образец, коллективное
рассказывание, обсуждение последовательности
повествования, творческие задания.
Основным
приемом обучения по-прежнему остается
образец.
По
мере овладения детьми речевыми умениями
роль образца меняется. Образец дается
уже не для воспроизведения, а для
развития собственного творчества. В
какой-то мере подражание остается —
дети заимствуют схему построения текста,
средства связи, языковые особенности.
В связи с этим возможны варианты
применения образца: он касается одного
эпизода картины или отдельных персонажей;
образец дается по одной из двух
предлагаемых для рассказывания картин;
предлагается в виде начала (дети
продолжают и заканчивают его); может
даваться после нескольких детских
рассказов, если они однообразны; может
вообще не использоваться или заменяться
литературным текстом. В последнем случае
необходимы другие приемы руководства
детьми.
Например,
шин в виде вопросов и указаний. Так, по
картине «Зимние развлечения» (автор
О. И. Соловьева) детям предлагается
рассказать сначала о том, как дети лепят
снежную бабу, затем о тех, кто заботится
о птицах, далее как катаются с горки и,
наконец, что делают другие дети.
В
старшей группе продолжается обучение
построению рассказа по серии сюжетных
картин. Такой вид рассказывания
способствует развитию умения выстраивать
сюжетную линию высказывания, формирует
представления о его композиции,
активизирует поиск образных средств
выражения и способов внутритекстовой
связи.
Разработаны
различные варианты предъявления картин
для составления коллективного рассказа
по сюжетной серии1:
— на
доске выставляют набор картинок с
заведомо нарушенной последовательностью.
Дети находят ошибку, исправляют ее,
придумывают название рассказа и
содержание по всем картинкам;
— вся
серия картинок находится на доске,
первая картинка открыта, другие
закрыты. После описания первой открывают
по порядку следующую, каждая картинка
описывается. В конце дети дают название
серии, отбирают самое удачное. Такой
вариант развивает воображение, умение
предвидеть развитие сюжета;
— дети
размещают в нужной последовательности
неправильно расположенные картинки,
затем составляют рассказ по целой серии.
Они договариваются между собой, кто в
какой последовательности будет
рассказывать (закрепляется представление
о композиции рассказа).
Методику
предъявления картин можно варьировать
и дальше. Каждый вариант решает ряд
задач: формирования представлений о
композиции, развития умений описывать
сюжет, предвидеть его развитие, придумывать
начало и середину, когда известен конец,
и др.
Рассказы
по серии сюжетных картин подготавливают
детей к творческому рассказыванию по
картине, к придумыванию начала и
конца к изображенному эпизоду.
В
подготовительной к школе группе дети
должны уметь самостоятельно составлять
описания и повествования по картинам,
с правильной передачей содержания, с
соблюдением соответствующей структуры,
с использованием образной речи.
Для
обучения используются все типы картин
и все виды детских рассказов. Особое
внимание уделяется самостоятельности
и творчеству. В качестве речевого образца
часто используется художественное
произведение: короткие рассказы Л.
Н. Толстого, К. Д. Ушинского, Е. Чарушина,
В. Бианки.
В
этой группе продолжается обучение
рассказыванию по серии картин, проводится
рассказывание по многоэпизодным картинам
(«Зимние развлечения», «Летом в парке»,
«Улица города»). Рассматривание картин
осуществляется по частям, используются
творческие задания, детям предлагают
самим задавать вопросы; словарь
активизируется, обогащается образными
выражениями (эпитеты, сравнения,
метафоры). Воспитатель может начать
рассказ об одном из эпизодов, дети
продолжат. Можно использовать указания,
кому начинать, о чем рассказать сначала,
в какой последовательности развивать
сюжет. После таких пояснений и указаний
дети принимают участие в коллективном
рассказывании.
Э.
П. Короткова рекомендует организовывать
составление рассказов и придумывание
сказок по юмористическим картинкам.
Она советует так проводить рассматривание,
чтобы было обеспечено содержание для
рассказов. Начало беседы должно быть
не традиционным, а несколько необычным
(«Почему на картину весело смотреть?»
или «Чем вас развеселила картина?»).
Для
придумывания творческого
рассказа-повествования (последовательного
во времени) берется знакомая детям
картина («Шар улетел», «Новенькая»,
«Подарки маме к 8 Марта»), уточняется
ее содержание, составляется описание.
Затем детям предлагают придумать, что
могло быть до того, например, как девочка
Таня пришла в детский сад (по картине
«Новенькая»).
Пока
дети не овладеют умением придумывать
начало и конец к картине, можно
подсказывать завязку для развития
сюжетной линии («Может быть, Таня
часто видела, как дети играют на участке
детского сада, как им весело, и ей тоже
захотелось быть с ними. А может быть,
однажды пришла мама с работы и сказала:
«Завтра, Танюша, пойдешь в детский сад».
Таня обрадовалась или огорчилась? Как
она собиралась?»).
Сразу
после этого можно придумать и концовку.
Воспитатель или дети обобщают детские
рассказы в одно повествование.
Возможно составление коллективного
рассказа. Задача воспитателя — давать
четкие указания. Задание рассказать
про то, что нарисовано, ведет к описанию
сюжета, задание придумать начало и конец
к сюжету обязывает ребенка сочинить
что-то новое.
Для
поддержания интереса детей к описанию
картин М. М. Конина советовала использовать
составление и отгадывание загадок.
Особый
интерес представляют занятия с
использованием репродукций пейзажных
картин и натюрмортов кисти мастеров
искусства. Методику их рассматривания
и описания разработала Н. М. Зубарева1.
Остановимся кратко на особенностях
этой методики.
Воспринимая
пейзаж или натюрморт, лети должны
увидеть красоту изображенного, найти
слова для передачи прекрасного,
эмоционально откликнуться, взволноваться
тем, чем взволнован художник, осознать
свое отношение к воспринимаемому.
Рекомендуются
картины И. Левитана «Золотая осень»;
«Березовая роща» И. Левитана и «Березовая
роща» А. Куинджи; «Утро в сосновом бору»
И. Шишкина и др.
Рассматривание
пейзажных картин необходимо сочетать
с наблюдениями природы (осенний и зимний
лес, небо, оттенки цветов зелени при
различном солнечном освещении и т.
д.) и с восприятием поэтических
произведений, описывающих природу.
Запас непосредственных наблюдений
над явлениями природы помогает детям
воспринимать произведения искусства
и испытывать эстетическое наслаждение.
Н.
М. Зубарева рекомендует оригинальные
приемы рассматривания пейзажных
картин. Повышает эмоциональное восприятие
картины рассматривание ее в сопровождении
музыки («Золотая осень» И. Левитана и
«Октябрь» П. И. Чайковского). Сама форма
занятия вызывает у детей радость,
удовлетворение.
Одновременное
рассматривание двух картин разных
художников на одну и ту же тему
(«Березовая роща» И. Левитана и А.
Куинджи) помогает детям увидеть различные
композиционные приемы, которыми
пользуются художники для выражения
своего замысла. Предложение мысленно
войти в картину, осмотреться вокруг,
прислушаться стимулирует творчество
и дает полноту ощущения образа. Далее
организуется описание картин детьми.
Аналогичная
работа проводится по рассматриванию и
описанию натюрморта. Эстетическому
восприятию его способствует
рассматривание посуды, цветов, овощей,
фруктов, знакомство с их цветом,
формой, фактурой, запахом и составление
из них «живых натюрмортов» на столе.
Так дети подводятся к описанию натюрморта
(«Цветы» Д. Налбандяна, «Сирень» И.
Левитана).
Сочинения по картинам
«Утро в сосновом лесу» — одна из известнейших картин великого русского художника И. И. Шишкина, которую он написал в 1889 году.
На полотне изображена глухая лесная чаща на рассвете, пробуждающаяся ото сна. Солнце еще только позолотило верхушки старых сосен, и в овраге все еще висит туман. Мастер поразительно точно смог передать состояние природы.
Читать далее…
Картина «Кружевница» была написана русским художником В.А. Тропининым и является одной из самых известных его работ. На ней он изобразил молодую девушку, занятую работой над кружевом. Очевидно, что она очень добра и приветлива. Об этом говорят и выражение ее миловидного лица, и глаза, в которых притаились смешинки.
Читать далее…
На картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» художник изобразил прилёт грачей. На первом плане грачи — вестники весны. Они сели на берёзку, на которой уже набухли почки. Возле берёзки образовалась большая лужа от талого снега.
Читать далее…
Великий русский пейзажист Исаак Левитан изобразил на одной из своих самых известных картин «Весна. Большая вода» весеннее половодье, когда река вышла из берегов и затопила небольшую рощицу, поле и деревню. Большая часть полотна занята водой, ее ровной и чистой поверхностью, в которой видно отражение неба и белых облаков. Из воды торчат березы, ель и какое-то старое могучее дерево. Все деревья пока еще голые, на них нет листвы, потому что весна только началась. Они тонкие и выглядят беззащитно, их стволы и ветви тоже отражаются в воде.
Читать далее…
В 1889 году великий русский художник М. Васнецов написал картину «Иван-царевич на Сером Волке», которая стала иллюстрацией народной сказки о герое и его верном друге, помогающем Ивану-царевичу преодолеть множество трудностей, возникающих на пути к счастью.
Читать далее…
Картину «Конец зимы. Полдень» написал русский художник Константин Федорович Юон. Он славился своей любовью к снегу и изобразил его во многих пейзажах, на которых отразил разную погоду зимой, время суток и период этого времени года.
Читать далее…
Художник Игорь Грабарь известен своими пейзажами, особенно красиво ему удавались картины, на которых изображена зимняя природа. У художника был особый взгляд на окружающий мир. Его картины не похожи на пейзажи других живописцев. И. Грабарю всегда удавалось найти уникальную палитру, чтобы показать всю красоту русской природы.
Читать далее…
Мастер натюрморта Пётр Кончаловский в своей работе «Сирень в корзине» отразил любовь к этим прекрасным нежным цветам. Кстати, это не единственное его полотно, посвященное именно сирени. Кончаловский очень любил цветы, а особенно среди них выделял сирень.
Читать далее…
Н. П. Крымов — известный русский пейзажист. Этот художник был влюблен в родную природу и умело изображал ее на своих полотнах. Его кисти принадлежит картина «Зимний вечер».
На ней изображена небольшая русская деревушка зимой. Это полотно сразу вызывает чувство спокойствия и умиротворения. Оно наполнено каким-то душевным теплом, несмотря на то, что изображает зиму.
Читать далее…
Выдающийся русский художник Федор Петрович Толстой очень любил изображать бабочек, цветы, фрукты и чудесных птиц. Широко известна его картина «Цветы, фрукты, птица». Работа очень нежна и сказочна, она пропитана теплом, цветочным ароматом и наполнена солнечным светом.
Читать далее…
В 1887 году портретист В. А. Серов гостил у своих друзей, там он написал портрет Веры Мамонтовой. Картина стала называться «Девочка с персиками».
На этой картине изображена юная девочка двенадцати лет, которая сидит за столом в светлой комнате. Судя по всему, эта комната служит столовой. Черты лица у девочки мягкие, слегка смуглая кожа, выразительные темные глаза, непослушные черные волосы. На ней надета розовая кофточка, украшенная черным бантом.
Читать далее…
К. Е. Маковский – великий русский художник. Его картины наполнены живыми бликами солнца, создающими неповторимую игру света и тени. Люди, являвшиеся всегда центром внимания художника, живут на его полотнах яркой, насыщенной жизнью, их лица очень эмоциональны, а движения переданы предельно правдиво.
Читать далее…
Автором картины «Царевна Лебедь» является Михаил Врубель. Этот шедевр посвящен персонажу Царевны Лебедь из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Читать далее…
В 1947 году признанный русский пейзажист К. Ф. Юон создал одну из своих известнейших картин «Русская зима. Лигачево».
На полотне изображен зимний пейзаж в подмосковном селе Лигачево. Морозный день на окраине деревушки, все засыпано снегом, словно укрыто белым пуховым одеялом. Природа погружена в сон, все замерло. Красавицы-березки стоят, одетые в искристый наряд, мороз сковал их, создавая очарование зимней сказки.
Читать далее…
Попков Виктор Ефимович творил во второй половине ХХ века. Главной темой его работ было поколение людей, на чьих судьбах отразилась Великая Отечественная война. Поэтому большинство его полотен выглядят довольно мрачно. Суровые лица, тёмные краски, лаконичность и простота – всё это о работах Виктора Попкова.
Читать далее…
Содержание:
- Структура написания сочинения по картине
- План написания сочинения по картине
- ТОП 7 советов как написать сочинение по картине правильно
- Пример сочинения по картине
- Пример сочинения №1
- Пример сочинения №2
- Скачать готовые сочинения по картинам
- Образцы сочинений по картинам
- Учебник по написанию и оформлению сочинения
Сочинение по картине является распространенным типом работы для студентов и школьником, которое вам, вероятно, будет предложено сделать в классе.
Структура написания сочинения по картине
Прежде чем приступить к написанию своего сочинения, убедитесь, что вы понимаете детали задания, чтобы знать, как подходить к сочинению. После того, как вы выбрали тему, проведите некоторое исследование и сузьте основные аргументы, которые вы хотели бы привести. Оттуда вам нужно написать план и конкретизировать ваше сочинение, которое должно состоять из введения, тела и заключения.
После того, как ваше сочинение составлено, потратьте некоторое время на его пересмотр, чтобы убедиться в том, что вы написали максимально понятным языком.
Живопись, в зависимости от избранного художником объекта изображения или особенности сюжета подразделяется на следующие жанры: пейзаж, натюрморт, портрет.
Пейзаж — это картина, изображающая естественную или изменённую человеком природу.
Натюрморт — это картина, на которой обычно бывают изображены различные предметы обихода, а также овощи, фрукты, цветы, дичь. Сам термин произошёл от французского nature morte – «мёртвая натура».
Портрет — один из самых древних и самых сложных жанров изобразительного искусства. В нём воссоздаётся облик определённых людей.
Вам пригодятся термины:
- Живопись – создание художественных образов красками.
- Картина – произведение живописи в красках на холсте, доске или листе бумаги.
- Контраст – резкая противоположность; контраст зрительный – зрительная оценка относительной яркости (освещённости) или цвета предмета по отношению с окружающим его миром.
- Колорит – гармоничное сочетание цветовых тонов, создающих определённое единство содержания произведения.
- Манера – отличительная черта творчества художника, его стиль.
- Облик – внешний вид, очертание, наружность.
- Отблеск – сияние отражённого света.
- План – место, расположение какого-нибудь предмета в перспективе; передний, задний план.
- Свет — поверхность, на которую падают прямые солнечные лучи.
- Тень – наиболее слабо освещённые участки в изображении.
- Цвет – цветовой фон или окраска.
- Фон – основной цвет, тон на котором пишется картина.
План написания сочинения по картине
- Жанр картины.
- Кто и что изображены.
- Настроение, вызываемое этим произведением.
- Основные микротемы картины.
- Изобразительно-выразительные средства, которые использует автор для создания образов (формат, композиция, свет, цвет, колорит)
- Роль этих средств в выражении основной идеи картины, авторской позиции.
Более подробный план:
- Рассмотрите внимательно картину, определите её тему.
- Назовите признаки предметов, изображённых на картине (цвет, размер, форма, объём).
- Опишите предметы, которые вы видите на переднем плане, в центре картины, слева, справа, на заднем плане.
- Опишите ситуацию, изображённую на картине.
- Опишите главного героя картины: его лицо, волосы, руки, одежду, позу, состояние и т.д.
- Выразите своё отношение к герою, к картине.
- Опишите чувства, которые у вас вызывает картина.
- Составьте план описания картины.
- Соберите материал по картине в соответствии с вашим планом.
Как правильно сказано: «Картина говорит тысячу слов», нам просто нужно услышать, что там говорится. Не существует установленного правила, которое можно было бы применить ко всем изображениям, чтобы прийти к его интерпретации, однако существуют определенные условия, по которым можно написать сочинение на отлично.
Начните с просмотра изображения издалека:
- Определите, что является предметом там, где фокус
- Наблюдайте за кадрированием, находится ли объект в центре внимания или он расположен с одной стороны
- Ищите, где контраст больше всего, потому что это будет значительная часть истории, рассказываемой картиной
- Обратите внимание на фон, это предисловие к теме
Теперь изучите информацию по картине:
- Если субъект является узнаваемым объектом из нашей физической реальности, посмотрите его и его историю
- (В случае картин / рисунков) Оцените, насколько близко объект напоминает реальную вещь, что может дать больше подсказок о том, как художник хотел передать свое понимание предмета.
- Для фотографий обращайте больше внимания на фон, потому что он представляет момент во времени и пространстве
- Если субъектом является человек или любое живое существо, сфокусируйтесь на его лице и положении рук, они представляют эмоции и действие.
ТОП 7 советов как написать сочинение по картине правильно
- Перед тем как начать писать сочинение по картине, внимательно рассмотри её, прочитайте статью об её авторе.
- Постарайтесь понять настроение, которое передал художник.
- Прислушайтесь к себе: какие чувства вызывает у вас картина?
- Определите тему и основную мысль вашего сочинения. Озаглавите его. Составьте план.
- Соберите материал по картине.
- Помните, главное – передать своё отношение к картине, найти слова: яркие, эмоциональные, помогающие зрительно представить то, что изобразил художник.
- Избегайте ненужных повторов, используйте синонимы, например: художник, автор картины, живописец; изобразил, показал, передал; картина, произведение живописи.
Из всего вышесказанного у вас должно было сложиться собственное впечатление о представлении изображения художником / фотографом, которое оставляет вас открытым для собственного заключения о том, как вы себя чувствовали, анализируя картину.
Надеюсь, моя статья помогла а чуть ниже примеры и образцы готовых сочинений по картинам!
Пример сочинения по картине
Картина А.А.Пластов. «Первый снег»
Аркадий Александрович Пластов (1893 – 1972) – сын крестьянина-иконописца. Любовь к рисованию проявилась у него с самого детства. А когда мальчику исполнилось 15 лет, он даже дал себе клятву: «Быть только живописцем и никем более».В 1917 году он закончил скульптурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
Подбор материала к сочинению:
- Передний план: крыльцо ещё не полностью засыпанное снегом; мальчик и девочка (сестра и брат); раскидистая берёза, старая, могучая, с белым стволом;
- Описание девочки: в бело-розовом платьице, в тапочках, отороченных мехом; лёгкий платок; заворожено; восхищённо смотрит на снег; с удивлением наблюдает; радость; восторг;
- Описание мальчика: одет по-зимнему; давно наблюдает за снегом; Пальто с меховым воротником; на голове шапка-ушанка; мечтает покататься на санках;
- Задний план: деревенская улица; человек; крыши домов покрыты снегом;
- Снег: белый; пушистый; падает мохнатыми хлопьями; надел меховые шапки на крыши домов; укутал всю землю белоснежным ковром; кружится; порхает; как стая белых мошек; очень к лицу земле;
План сочинения:
- Первый день зимы.
- Радость детей.
- Цвет и настроение картины
- Моё отношение к картине.
Пример сочинения №1
Я смотрю на картину А. А. Пластова «Первый снег».Падают первые снежинки. Выбежали на крыльцо девочка и мальчик. Они радостно смотрят на первый снег, который покрыл землю белым ковром.
Девочка одета в лёгкое платьице, и в тёплый платок. Она смотрит восхищённо на снег. Мальчик одет в шапку-ушанку и пальто. И хочется ему на санях и лыжах покататься.
Рядом с домом раскидистая берёза, старая, могучая, с белым стволом. Снежинки, как маленькие белые мошки, кружатся в высоте. Снег надел меховые шапки на крыши домов. Русская деревня так красива зимой, когда мохнатыми хлопьями падает снег. Настроение радостное и хорошее. Мне понравилась в картине красота зимнего утра.
Пример сочинения №2
На картине А. А. Пластова изображено, как падает первый снег. Завороженно и удивлённо наблюдают за этим дети. Как хороша русская зима!
На переднем плане картины крыльцо деревенского дома. Рядом с домом большая старая раскидистая берёза. Она покрыта снегом, как белой шубой.
На крыльце стоят мальчик и девочка. Мальчик стоит уже давно. Он одет по-зимнему: в шапку-ушанку, в пальто, с меховым воротником и валенки. Он смотрит на снег и о чём-то мечтает. А девочка одета в бело-розовое платьице, в тапочки, отороченные мехом, лёгкий платок. Она наблюдает за снегом с удивлением, с радостью, с восторгом. Падают белые пушистые снежинки. Они летят плавно, порхают, падают на землю мохнатыми хлопьями.
Снег укрыл землю белоснежным ковром. И этот наряд очень к лицу земле. Когда я смотрю на картину, у меня хорошее, праздничное настроение. Мне понравилось, как А.А.Пластов показал радость и изумление детей при виде первого снега.
Скачать готовые сочинения по картинам
- Скачать сочинение по картине на тему: В.М.Васнецова «Алёнушка»
- Скачать сочинение по картине на тему: А.А. Рылова «Зеленый шум».
- Скачать сочинение по картине на тему: Е.Сыромятниковой «Первые зрители»
Образцы сочинений по картинам
- Сочинение по картине Григорьева «Вратарь»
- Сочинение по картине Айвазовского «Буря на Северном море»
- Сочинение по картине Айвазовского «Чесменский бой»
- Сочинение по картине Айвазовского «Девятый вал»
- Сочинение по картине Айвазовского «Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими судами»
- Сочинение по картине Айвазовского «Среди волн»
- Сочинение по картине Айвазовского «Буря»
- Сочинение по картине Айвазовского «Буря на Черном море»
- Сочинение по картине Брюллова «Портрет сестер Шишмаревых»
- Сочинение по картине Брюллова «Всадница»
- Сочинение по картине Брюллова «Последний день Помпеи»
- Сочинение по картине Брюллова «Всадница» (2 вариант)
- Сочинение по картине К. Брюллова «Портрет В.А.Жуковского»
- Сочинение по картине Васнецова «Алёнушка»
- Сочинение по картине Васнецова «Баян»
- Сочинение по картине Васнецова «Песнь о вещем Олеге»
- Сочинение по картине Васнецова «Северный край»
- Сочинение по картине Васнецова «Богатыри»
- Сочинение по картине Васнецова «Богатырский скок»
- Сочинение по картине Васнецова «Три богатыря»
Учебник по написанию и оформлению сочинения
- План и структура сочинения
- Как написать сочинение
- Как написать сочинение по ЕГЭ
- Как написать сочинение по русскому языку
- Как написать сочинение по истории
- Как написать сочинение по обществознанию
- Как написать сочинение рассуждение
- Как написать комментарий к проблеме сочинения
- Критерии оценивания сочинения
Мастер — класс для воспитателей «Обучение детей составлению рассказов по картине в разных возрастных группах»
Подготовили: учитель – логопед Чекурина Елена Анатольевна
Учитель – логопед Бибик Ирина Анатольевна
Л. №1 (слайд)
Какова же основная цель обучения детей составлению рассказов?
(развитие связной речи дошкольников)
Развитие связной речи детей — одна из главных задач в развитии ребенка. Формирование связной речи, изменение ее функций являются следствием усложняющейся деятельности малыша и зависят от содержания, условий, форм общения ребенка с окружающими. Функции речи складываются параллельно с развитием мышления; они неразрывно связаны с содержанием, которое ребенок отражает посредством языка.
№2 (слайд) Феликс Алексеевич Сохин (Российский психолог, лингвист. специалист в области развития связной речи у дошкольников) говорил, что «Связная речь – это не просто последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. Связная речь, как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя»
Основная функция связной речи – коммуникативная. Она существует в двух основных формах ( вопрос коллегам) – диалоге и монологе.
Диалог как форма речи состоит из реплик, из цепи речевых реакций. Он осуществляется либо в виде вопросов – ответов, либо в виде разговора двух или нескольких участников.
Монолог – форма речи, развёрнутое высказывание одного лица, не рассчитанное на словесную реакцию собеседника. Это сообщение о каких-либо фактах действительности. Основные свойства монолога: односторонний характер высказывания, произвольность, обусловленность содержания ориентацией на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации, развёрнутость, логическая последовательность изложения.
Связная речь может быть ситуативной (связана с конкретной наглядной ситуацией) и контекстной (т. е последовательной и логичной) Речь – сообщение. Данная тема является насущной проблемой детей, т. к. в речи детей дошкольного возраста прослеживается множество недостатков. В чем же кроются причины? Давайте, вместе определим их.
Проводится игра «Паутина». (Все становятся в круг, у ведущего клубок ниток, он называет одну из причин, ухудшающих речь детей и катит по полу клубок другому педагогу, тот в свою очередь, наступив на нитку и назвав свою причину перекатывает её следующему и т. д).
№3.( слайд) В речи детей существуют множество проблем.
- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
- Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
- Употребление нелитературных слов и выражений.
- Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
- Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
- Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
- Плохая дикция.
Вывод: Как говорят: Потяни за ниточку и такой клубок размотаешь. И мы с вами тоже нашли множество существующих проблем в речи дошкольников, над которыми нам нужно работать.
Мы с вами рассмотрим методику и этапы работы по развитию связной речи, а конкретно составление рассказов по картине.
Существует 2 типа речи: диалогическая и монологическая. Более подробно поговорим о таком типе монологической речи, как рассказ.
№4 (слайд). Рассказ – самостоятельно составленный вариант передачи того или иного явления, факта; сообщение.
Виды рассказов:
• фактический (о реальных явлениях, может быть по картине, об игрушке, из личного или коллективного опыта;
• творческий (воображаемая ситуация, фантазии, мечты).
Формы рассказывания: 1) описательные рассказы:
-по восприятию
— по памяти.
2) сюжетные рассказы:
— реалистические
— сказочные.
Описание – это изложение характерных признаков отдельного предмета или явления.
Сюжетный рассказ – это передача событий, происходящих в определённой последовательности. Детям даём представление о типичной структуре таких рассказов:
1) вначале называется герой, иногда даётся описание внешнего вида – экспозиция;
2) затем излагается первое событие, по возможности, объясняется, когда, где оно происходит – завязка;
3) действие развивается, устанавливается причинно-следственная связь между вторым, третьим эпизодами. И в заключении даётся развязка, которая чаще всего носит эмоциональный характер («Они стали настоящими друзьями!»).
№5 (слайд). Методические приёмы.
1. Вопросы. Они учат детей логически выстраивать свой рассказ.
2. Образец рассказа: а) частичный; б) дублирование образца (по куклам Маше и Кате); в) разбор образца (о чём я рассказала в начале, потом, в конце).
3. План рассказа:
— составление плана совместно с детьми;
— воспроизведение детьми предложенного педагогом плана;
— коллективный разбор отдельных пунктов плана.
4. Коллективное составление рассказа.
5. Составление рассказа по частям (Пример:«Сначала расскажем, как выглядит ёж, затем – что с ним произошло, как он попал к детям, и в конце — как дети кормили ёжа»).
6. Подсказ, указания.
7. Оценка. Первые два рассказа должны оцениваться очень подробно. Это ещё раз напоминает детям последовательность изложения; обращается внимание на качество изложения, на инициативу и творчество. Последующие рассказы могут оцениваться короче, где отмечается только самое яркое и индивидуальное.
Методика рассматривания и составления рассказов по картине в разных возрастных группах
1. Задачи работы при обучении детей рассказыванию по картине.
1) Учить понимать и рассматривать содержание картин.
2) Воспитывать правильное отношение к тому, что изображено через развитие логического мышления и воображения.
3) Развивать навыки составления рассказа по картине, отбирая словесный материал, для наиболее точного раскрывания содержания картины.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПЕДАГОГОВ С ПРОГРАММАМИ
№6(слайд) . Обучение рассказыванию по картине предполагает 3 этапа:
I этап. В младших группах осуществляется подготовительная работа к рассказыванию по картине.
Цель: обогатить словарь, активизировать речь, научить рассматривать картину и отвечать на вопросы. В основе работы лежит развитие диалогической речи.
II этап. В средне группе дети учатся и рассматривать и составлять описательные рассказы по картинам. На 1-ом занятии по картине – дети рассматривают картину; на 2-ом занятии по этой же картине – дети, опираясь на образец педагога, составляют описательный рассказ.
III этап. В старшей и подготовительной группах на одном занятии и рассматривают и составляют рассказ по картине. При этом поощряется творчество детей, разнообразие рассказов.
№7 (слайд) . 2. Типы и серии картин. Требования к ним.
• Предметные картинки;
• Предмет в действии;
• Сюжетные картинки;
• Пейзажные картины;
• Натюрморт;
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПА КАРТИНЫ ВОСПИТАТЕЛЯМИ. ( по предъявлению)
№8 ( СЛАЙД) Требования к картинам. Картины должны быть:
а) крупного размера;
б) графически грамотны;
в) чтобы содержание картины было понятно и доступно детям;
г) в младшей и средней группах количество предметов от 1 до 4;
д) они должны затрагивать эмоциональные чувства.
Во всех возрастных группах перед рассматриванием необходимо провести предварительную работу. Например: картина «Таня и голуби». Предварительно поговорить об осенних деревьях, на прогулке собирать осенние листья, покормить голубей, рассмотреть их.
№9 ( слайд). Виды рассказывания по картине
1. Описание предметных картин – это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий.
2. Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины.
3. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин: ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ.
№10 (слайд). 4. Повествовательный рассказ по сюжетной картине: ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. Ему требуется не только осмыслить содержание картины, передать его, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события.
5. Описание пейзажной картины и натюрморта.
Пример описания картины И. Левитана «Весна. Большая вода» ребенком 6,5 лет: «Растаял снег, и затопило все кругом. Деревья стоят в воде, а на горке домики. Их не затопило. В домиках живут рыбаки, они ловят рыбу».
№11 (СЛАЙД)
Приемы обучения рассказыванию (прочитать на слайде и раздать памятки)
№ 12 Анализ к рассказу
Анализ должен даваться после каждого рассказа, чтобы дети стремились подражать тому, за что похвалили и избегать ошибок.
Что воспитатель отмечает в детских рассказах:
- Любое творчество, даже если рассказчик придумал кличку животного.
- Внимательность
- Полноту рассказа ( начало, середина, конец)
- Последовательность ( подсказывает воспитатель , если это необходимо)
- Выразительность изложения.
ВЫБОР КАРТИНЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СВОЕЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ И СОСТАВИТЬ РАССКАЗ.
№ 13 (слайд) Методика проведения занятий по картинам в разных возрастных группах. Рассматриваем, раздаем памятки по методике)
№ 14 (слайд) Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.
Приемы обучения детей рассказыванию, которые можно использовать в работе с картиной. ( памятка для воспитателей)
К ним относятся:
— образец рассказывания;
— анализ образца рассказывания;
— совместное рассказывание;
— план рассказывания (2-3 вопроса);
— рассказывание по частям.
Образец рассказывания – это краткое живое описание изображенного предмета или изложение события, доступное детям для подражания и заимствования.
Образец рассказа наиболее широко применяется на первоначальных этапах обучения и предназначен для подражания и заимствования детьми. Образец подсказывает ребенку примерное содержание, последовательность и структуру монолога, его объем, облегчает подбор словаря, грамматических форм, способов внутритекстовой связи. Образец показывает примерный результат, которого должны достичь дети. В связи с этим он должен быть кратким, доступным и интересным по содержанию и форме, живым и выразительным. Образец следует произносить четко, в умеренном темпе, достаточно громко. Содержание образца должно иметь воспитательную ценность.
Анализ образца рассказывания. Задача этого приема — привлечь внимание детей к последовательности и структуре рассказа. Сначала воспитатель сам поясняет, с чего начинается рассказ, о чем говорится потом и какова его концовка. Постепенно к разбору содержания и структуры образца привлекаются дети. Этот прием направлен на ознакомление детей с построением разных типов монологов, он подсказывает им план будущих рассказов.
Совместное рассказывание. Этот прием представляет собой совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает. Он применяется в младших группах, а также в работе с детьми, для которых более высокий уровень речевой деятельности слишком сложен. При необходимости этот прием применяется в индивидуальной форме (младшая группа) либо со всеми детьми (средняя группа). Совместное рассказывание может сочетаться с драматизацией разных сюжетов. Постепенно детей можно подводить к несложным импровизациям.
План рассказа– это 2-3 вопроса, определяющие его содержание и последовательность. Сначала он применяется вместе с образцом, а затем становится отдельным приемом обучения. План помогает последовательному вычленению и характеристике деталей содержания, а также отбору фактов, описанию героев, места и времени действия, развитию сюжета. Вопросы в виде плана помогают вспомнить и воспроизвести события в определенном порядке.
Рассказывание по частям. По существу это также разновидность коллективного рассказывания, при котором каждый из рассказчиков создает часть текста. К каждой из частей составляют план, а затем 2-3 высказывания, которые в конце объединяются воспитателем или хорошо рассказывающим ребенком.
Занятия по ознакомлению детей с картинами могут проводиться с использованием разнообразных приемов. Обычно занятие начинается с вводной беседы, основной методический прием – вопросы воспитателя. Вопросы воспитателя побуждают детей не только выделять объекты и их качества, но и объяснять доступные пониманию ребенка явления, изображенные на сюжетных картинах.
После беседы воспитатель сам рассказывает о нарисованном на картине. В этом случае рекомендуется использовать и художественные произведения, например, краткие рассказы на данную тему. Целесообразно введение игровых приемов.
Рассматривание предметных картин необходимо связывать с личным опытом детей, можно сопровождать рассматриванием похожей игрушки. После занятия картина остается в группе на несколько дней, работа с ней продолжается вне занятий. Одну и ту же картину можно использовать в течение года несколько раз, но при этом педагог должен ставить разные задачи, постепенно усложняя их.
В основе рассказывания по картине лежит опосредованное восприятие окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детское представления об общественных и природных явлениях, но и взаимодействует на эмоции детей вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молодых и застенчивых.
Требования, предъявляемые к подбору картин
Старший возраст (5-7лет) .
1. Содержание картин как правило детям не знакомо. С помощью картин детей знакомят с тем, что они не могут увидеть. Картина является источником новых знаний.
а) труд взрослых
б) дикие животные.
2. Композиция сложная, то есть многоплановая.
3. Количество персонажей может быть достаточно большим.
Построение занятия и методика его проведения.
Чтобы правильно и эффективно рассмотреть картину воспитатель должен придумать, какие знания он будет закреплять, какие знания будет давать детям.
1. Подготовка к восприятию картины.
Детям предлагается для рассмотрения картины, которую они еще не видели. Картину не вносят в группу заранее, ее показывают детям только после подготовки к восприятию.
Подготовить к восприятию можно с помощью следующих приемов.
1. Опора на опыт детей – беседа о том, что с детьми происходило.
2. Опора на знание детей – краткая беседа, уточняющая какие либо знания детей, имеющих отношение к сюжету картины.
3. Использование небольших поэтических произведений, загадок.
Воспитатель может использовать несколько приемов. После подготовки к восприятию воспитатель произносит фразу — связку для плавного перехода к рассматриванию картины.
2. Рассматривание картины
Начинают рассматривать картину с более крупных персонажей, постепенно переходя на мелкие, не возвращаясь к рассмотренному. Если на картине нет крупных персонажей, то рассматривание начинается с персонажа который несет основную нагрузку, если же смысловая нагрузка персонажей одинакова, то начинают с того кто находится на переднем плане.
Приемы при рассматривании картины.
1. Вопросы
2. Работа над названием картины, кличками персонажей.
Типы вопросов для выяснения общего смысла картины.
1. Что вы видите на картине? Например (на картине дети)
Что делают дети? (Играют с матрешками)
2. Вопросы о главном персонаже, с которого рассматривается картина.
Например, а как играет М-К. М-К играет с матрешками, расставил чашки. Он хочет их покормить.
3. Вопросы требующие сопоставление фактов и простейшего вывода –это вопросы поискового характера : откуда, зачем, почему.
Эти вопросы заставляют детей думать, размышлять, внимательно всматриваться в картину. Они требуют распространенных, а не кратких ответов, поэтому в большой степени способствуют развитию речи детей.
4. Вопросы для перехода от одного персонажу к другому. Итак, мы рассмотрели – как мальчик играет, а как девочка играет.
5. Вопросы для перехода за пределы изображенного – (что было до этого, что будет потом), вопросы о предшествующих и последующих событиях на изображенных на картине задаются в старшем возрасте.
В младшей и средней группе такой тип вопросов формируют очень просто.
Как вы думаете, что говорит мальчик?
Что говорит девочка?
3. Работа над названием картины.
Она проходит только после вопросов. В младшей и средней название говорит сам воспитатель.
В старшей и подготовительной группе детям предлагается самим придумать название картины или воспитатель предлагает детям из нескольких вариантов один более точный.
4. Ребята с именами и кличками.
В младшей и средней группе этот прием помогает приблизить персонажи к детям. В старшем дошкольном возрасте этот прием следует использовать редко, как правило дети придумывают имена : клички животных. Детей нужно учить рассказывать о персонажах так, чтобы слушатели его сразу узнали. В конце рассматривания воспитатель говорит фразу, которой подводит итог.
Н-р. Сегодня мы узнали, как Таня и Саша играют. После рассматривания воспитатель предлагает послушать, что они рассмотрели.
Рассказ воспитателя.
Это должен быть художественный рассказ, а не простое перечисление объекта, поэтому к нему предъявляются следующие требования.
А) рассказ воспитателя не должен быть длинным. Мл-ср. возраст –от 7 до 13 предложений. Старшие –подготовительные. 13-18 предложений.
Б) чтобы рассказ получился эмоциональным, в него включают фразы содержащие вопрос, восхищение, прямую речь.
В) предложения в рассказе должны идти в той последовательности, в которой шло рассматривание картины.
Г) если при рассматривании картины детей знакомили с новыми словами, то их желательно включить в рассказ.
Общие принципы обучению рассказыванию.
1. Основной прием образец воспитателя, он показывает детям, какой должен быть рассказ по объему, какова последовательность изложения.
2. Приемы указания к составу рассказа.
Перед тем как дети начнут составлять рассказы, воспитатель обязательно должен дать указания с чего начать, о чем говорить в середине и как закончить.
3. Прием, анализ детских рассказов после оценки воспитатель должен сказать, почему рассказчик молодец, что хорошего было в его рассказе
Анализ должен даваться после каждого рассказа, что бы дети стремились подражать тому, за что похвалили и избегать ошибок.
Что воспитатель отмечает в детских рассказах.
1. Любое творчество, даже если рассказчик придумал свою кличку животного.
2. Внимательность.
3. Полноту рассказа (начало, середина, конец).
4. Последовательность.
5. Выразительность изложения.
4-й прием подсказывает воспитатель.
Сочинения по картине
Главная » Сочинения по русскому языку » Сочинения по картине
Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри», 2 класс
Пример 1
Сегодня я познакомилась с картиной великого русского …Прочитать сочинение
Сочинение — описание картины И.И. Шишина «Зима в лесу» или «Иней», 3 класс
Пример 1
Иван Шишкин — знаменитый русский художник. Он знаменит тем, …Прочитать сочинение
Сочинение по картине В.М. Васнецова «Снегурочка», 3 класс
Пример 1
Виктор Михайлович Васнецов — знаменитый русский художник. …Прочитать сочинение
Сочинение по картине М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь», 3 класс
Пример 1
Знаменитая картина Михаила Александровича Врубеля …Прочитать сочинение
Сочинение-описание картины Вилли Джеймса «Кот на окне», 4 класс
Пример 1
Вилли Джеймс — парижский художник. Его картина «Кот на …Прочитать сочинение
Сочинение-описание картины К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы», 3 класс
Пример 1
Одна из самых известных работ художника Константина …Прочитать сочинение
Сочинение-описание картины В.А. Тропинина «Кружевница», 4 класс
Пример 1
Василий Андреевич Тропинин — русский живописец. Он известен …Прочитать сочинение
Сочинение-описание картины А. А. Рылова «В голубом просторе», 3 класс
Пример 1
Картина русского художника Аркадия Рылова, написана в 1918 …Прочитать сочинение
Сочинение-описание картины И.И. Левитана «Тихая обитель», 4 класс
Пример 1
Картина «Тихая обитель» была создана нашим художником …Прочитать сочинение
Сочинение по картине В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке», 4 класс
Пример 1
Картина «Иван-царевич на Сером Волке» была написана В. М. …Прочитать сочинение
Сочинение по картине «Зимние забавы», 2 класс
Пример 1
Мне очень нравится картина под названием «Зимние забавы»!
…Прочитать сочинение
Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег», 4 класс
Пример 1
Аркадий Александрович Пластов — советский художник. Многие …Прочитать сочинение
Сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень» 4 класс
Пример 1
Картина написана русским художником Исааком Ильичом …Прочитать сочинение
Сочинение по картине «Не взяли на рыбалку» О.В. Поповича, 5 класс
Попович Олег Владимирович – художник-иллюстратор, который любит …Прочитать сочинение
Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» 5 класс
Петра Петровича Кончаловского часто называют «живописцем сирени». …Прочитать сочинение
- 01
- 02
- >
- Последняя