Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №4» города Аши Челябинской области
Развитие речи-рассуждения у дошкольников .
Составитель:
Воспитатель
Жеребина Е.В.
Аша
2020 г.
Развитие речи-рассуждения у дошкольников
Упражнения, направленные на формирование связных высказываний типа рассуждения.
- Решила Маша искупать куклу. Налила в ванночку воды, опустила руку и сразу вытащила с криком: «Ой-ой!» Как вы думаете, из-за чего?
- Заболел мальчик. Доктор прописал ему лекарства. Он пьёт их с трудом, морщится. Как вы считаете почему?
- Захотел медведь зайцев угостить. Прибежали они к высокому дубу. Косолапый с рёвом слез с дерева и убежал, забыв про зайцев. Как вы думаете, куда убежал медведь и почему?
- Жила у меня под крышей ласточка. Однажды сижу я на крыльце, вижу, прилетела моя ласточка, а в клюве у неё прутик. Спрятала она его под крышей, опять улетела. Долго так она носила и прятала под крышей разные прутики, соломинки, пушинки. Думала я, думала, зачем они ей нужны, да так ничего и не придумала. Может быть, вы расскажете, зачем они ей?
«Закончи предложение»
Цель игры: формирование умения составлять придаточные предложения причины, цели, следствия с союзом «потому что», сочетаниями «так как, для того, чтобы, если, то» и т.д.
Педагог начинает предложение, а дети его заканчивают.
— На улице стало сухо, потому что…
— Ночью темно потому что…
— Начался дождь, поэтому…
— Реки и озёра замерзают ночью, так как…
— Дети поливают морковь для того, чтобы…
— Мы пойдем гулять, если…
— Собака грозно зарычала, потому что…
— Мама поругала сына за то, что…
— Дети сели в лодку, чтобы…
— Света открыла окно для того, чтобы…
— Заяц поменял серую шубку на белую, потому что…
«Сделай вывод»
Цель: учить детей формулировать вывод суждения.
Педагог начинает суждение, а дети его заканчивают.
— Рыбы не могут жить без воды. В пустыне нет воды, значит…
— Всю одежду нужно содержать в чистоте. Серёжа испачкал рубашку, значит…
— На улице прохладно, опадают листья, значит…
«Странные рассказы»
Цель: учить определять несоответствия в логике рассказов, делать правильные умозаключения.
Дети слушают рассказы взрослого и находят, что многое не соответствует действительности.
- Зимой, когда ярко светило солнце, ребята вышли на прогулку. Дети качались на качелях, рисовали рисунки на асфальте и загорали на солнце.
- Наступило лето. Во дворе поспела клубника. В лесу выросли рыбы. Медведь уснул в берлоге.
«Из двух доказательств выбери верное»
Цель: учить устанавливать причинно-следственные отношения между объектами и выражать эти отношения соответствующими словами: «потому что, так как, поэтому, следовательно, значит».
Педагог предлагает детям прослушать пары предложений и сказать, какое из них правильное.
— Взошло солнце, потому что стало тепло. Стало тепло, потому что взошло солнце.
— Грачи прилетели, потому что пришла весна. Пришла весна, потому что грачи прилетели.
— Пришла весна, потому что стал таять снег. Стал таять снег, потому что пришла весна.
— Весной тает снег, потому что пригревает солнце. Весной тает снег, потому что прилетают птицы.
«Нелепицы»
Цель: учить находить логические несоответствия в нелепицах и составлять по ним рассуждение.
Педагог читает тексты стихотворений. Дети объясняют, чего на свете не бывает и почему так не может быть.
Быстро дайте мне ответ –
Это правда или нет?
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей
«Га-га-га» — пел соловей.
Теплая весна сейчас,
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Ребята летом на пруду
Кружились весело на льду,
Надев коньки стальные.
Но скоро пять из четверых
Лед проломили и – бултых!
Вернулись остальные.
Зачем позволили на льду
Кружиться им в июле?
Катаясь посуху в саду,
Они б не утонули…
Это верно или нет,
Что как сажа чёрен снег,
Сахар – горек, уголь – бел.
Ну, а трус, как заяц, смел.
Что комбайн не жнет пшеницы,
Что в упряжке ходят птицы,
Что летать умеет рак,
А медведь – плясать мастак.
Что растут на вербе груши?
Что киты живут на суше?
Что с зари и до зари
Сосны валят косари?
Кто подскажет мне ответ,
Это правда или нет,
Что из всех лесных зверей
Всех ленивей – муравей?
Это правда или нет,
Что, почуяв зайца след,
Волк от страха без оглядки
Мчится прочь во все лопатки?
Это правда или нет, что съедает на обед
Мышь, помимо разных крошек,
Двух котов и разных кошек?
Это правда или нет,
Что в неправде правды нет?
В этот час, весёлый час,
Вам загадок я припас.
Вьюга поле замела
И гора зимой бела.
Отвечайте, правда ли?
В марте стаял снег и лёд –
Это к нам зима идет.
Отвечайте, правда ли?
Любит кошка на обед
Виноград и винегрет.
Отвечайте, правда ли?
Лебедь плавает в пруду,
Спит на яблоне в саду.
Отвечайте, правда ли?
Раз случилась беда:
Загорелась вдруг вода.
Как её ни заливали,
А огня все ж не уняли.
На то счастье, на то раз
Проходил мимо Тарас –
Живо воду затушил
И тем славу заслужил.
Как её он заливал,
Про то нам он не сказал,
Только слышно стороной –
Затушил он бородой.
«Почему так говорят?»
Цель: упражнять дошкольников в объяснении образных выражений, используя речь-доказательство.
Мастер на все руки.
Работать спустя рукава.
Старый друг лучше новых двух.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
«Найди причину»
Цель: учить детей находить причины различным жизненным ситуациям; упражнять в правильном построении сложноподчинённых предложений.
Педагог называет ситуацию, а дошкольники её объясняют, находят причину.
— Речка вышла из берегов и затопила деревню.
— Растение в горшке завяло.
— Птицы собрались в стаю.
— Машина встала на дороге.
— Во всем доме перегорели лампочки.
«Узнай, где объяснение?»
Взрослый читает разные тексты, детям нужно узнать, где объяснение и доказать свой выбор.
«Эх, и хорош же вчера попался на глаза мухомор! Сам тёмно-красный, и спустил из-под шляпки вниз вдоль ножки белые панталоны, и даже со складочками». (По М.Пришвину.)
«На рассвете, неподалёку от меня кто-то зашелестел листьями. В шагах двух от меня пробежал круглый встопорщенный ёж. Он пробрался под густой куст и долго там копошился, хозяйничал. Немного погодя он вышел из-под куста и отправился по своим делам. Скоро еж опять вернулся с добычей». (По Ю.Збанацкому.)
«Много лет назад люди строили дворцы из кирпича. Чем же так нравился кирпич? Во-первых, делают кирпич из глины и песка. А они почти всюду есть под рукой. Во-вторых, кирпич не горит, воды не боится. В-третьих, в самый сильный мороз кирпич не трескается. Кроме того, в кирпичном доме тепло зимой и прохладно летом. Поэтому так много во всем мире домов из кирпича». (По Ю.Збанацкому.)
Лев и лисица
Лев был стар. Он не мог ловить зверей. И задумал Лев жить хитростью. Лёг в пещере и притаился больным. Стали звери приходить навещать его, но Лев хватал и съедал каждого, кто приходил к нему. Однажды к пещере Льва пришла Лиса. Стала у входа в пещеру и спрашивает: «Как поживаешь, царь зверей?» Лев отвечает: «Плохо, Лисонька. Да что же ты не войдёшь ко мне в пещеру?» А лиса посмотрела на дорогу и сказала: «По следам вижу – входило к тебе много зверей, а не выходил никто!»
Почему лиса не вошла в пещеру?
Для чего руки нужны?
Петя с дедушкой были большими друзьями и любили задавать друг другу разные вопросы.
Спросил как-то дедушка внука:
— А для чего, Петенька, людям руки нужны?
— Чтобы в мячик играть, — ответил Петя.
— А ещё для чего? – спросил дед.
— Чтобы ложку держать.
— А ещё?
— Чтобы кошку гладить.
— А ещё?
— Чтобы камешки в речку бросать.
А как бы вы ответили на вопрос Петиного дедушки?
Отгадайте загадки, объясните отгадки.
Очень острые иголки
У меня на страх врагу,
Но в комок свернуться колкий
Я, как ёжик, не могу. (Дикобраз.)
Её скрывает, словно маска,
От всех защитная окраска.
Размечена, как переход,
Она по Африке идет. (Зебра.)
У этого крошки
Столбики – ножки.
У этого крошки
Глаза поварёшки.
А ушки покуда
С кухонное блюдо. (Слонёнок.)
Над лесами, городами,
Над просторами полей
Проплывают караваны
Небывалых кораблей.
Держат путь вокруг Земли
Эти чудо-корабли. (Облака.)
На вид, конечно, мелковаты,
Но всё, что можно,
Тащат в дом.
Неугомонные ребята –
Вся жизнь их связана с трудом. (Муравьи.)
Забияка и воришка
Носит серое пальтишко,
На лету хватает крошки
И боится только кошки. (Воробей.)
У кого вся спина в точках?
Кто пасется на листочках? (Божья коровка.)
В зелёных мундирах
В траве на лугах
Живут музыканты
На длинных ногах. (Кузнечики.)
Я модница такая,
Что всем на удивленье!
Люблю я бусы, блестки,
Любые украшенья.
Но на мою, поверьте,
Великую беду
Наряд мне надевают
Всего лишь раз в году! (Ёлка.)
Я катаюсь на нём
До вечерней поры,
Но ленивый мой конь
Возит только с горы,
А на гору всегда
Сам пешком я хожу
И коня своего
За верёвку вожу. (Санки.)
Надели на палку
Стальную ладошку
И под ладошку
Сажают картошку. (Лопата.)
Оставляют за собою
След они рядами,
На работу и домой
Ходят вверх ногами. (Грабли.)
Летом снег!
Просто смех!
Снег по городу летает,
Почему же он не тает? (Тополиный пух.)
Верно ли это?
Собирают сыр с кустов.
С зайцами пасут коров.
На лугу доят волов.
В пляс пускается медведь.
Тыквы стали песни петь.
Косят косари леса.
На снегу лежит роса.
Верно ли, что как-то раз
От дождя нас зонтик спас?
Что луна нам ночью светит?
Что конфет не любят дети?
Методическая разработка:
Мастер-класс для педагогов: «Учим детей с ОНР составлять рассказ-рассуждение»
Программа проведения мастер-класса
Цель:
- Повышение педагогической (методической) компетенции педагогов, формирование опыта по составлению рассказов — рассуждений с детьми старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Продемонстрировать опыт работы по составлению рассказов- рассуждений.
2. Формировать мотивацию и познавательную потребность педагогов в конкретной деятельности.
3. Стимулировать познавательный интерес, желание педагогов развивать речь -рассуждение детей старшего дошкольного возраста.
4. Познакомить с системой работы по развитию речи –рассуждения детей старшего дошкольного возраста.
4. Упражнять в практическом определении типа текста.
5. Упражнять в составлении рассказов –рассуждений различных видов (по загадке, сравнение, рассуждение-объяснение, рассуждение – опровержение, рассуждение – доказательство)
Участники мастер класса:
- педагоги.
Оборудование:
- модели для составления рассказов различных типов (солнышко- описание, паровоз- повествование, пирамидка- рассуждение)
План проведения мастер-класса
I. Формулирование ожиданий участников мастер-класса.
— Предлагаю Вам подумать о теме мастер-класса. Опишите, какие у вас ожидания от предстоящего мастер-класса.
II. Введение в тему мастер-класса.
— Наше выступление хотелось бы начать со слов:
«Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности».
К. Д. Ушинский
— Подумайте, что для вас означают эти фразы. (Ответы участников).
III. Актуальность мастер-класса.
Актуальность темы нашего выступления составляет тот факт, что одной из приоритетных целей образования в современных условиях РФ становится формирование разумного, активного человека, способного размышлять, анализировать, принимать решения. Человека, способного ориентироваться в новых и непростых условиях современной жизни.
Анализ федерального государственного стандарта дошкольного образования показал, что содержание и формы учебной работы в системе дошкольного образования должны формировать у детей дошкольного возраста основы теоретического мышления. И что особенно важно, основная программа дошкольного образования должна обеспечить преемственность с примерными основными программами начального образования.
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня развития связной монологической и диалогической речи. При этом методика обучения связным высказываниям типа рассуждения детей старшего дошкольного возраста, а тем более детей с ОНР, практически не разработана и, зачастую, решение данного вопроса упускается в практической деятельности педагогов специального дошкольного образования.
IV. Особенности текста-рассуждения.
Рассуждение — это логическое изложение материала в форме доказательства. В рассуждении содержится объяснение какого-либо факта, аргументируется определённая точка зрения, раскрываются причино-следственные связи и отношения.
Базой для рассуждения являются накопленные знания, содержание и уровень которых влияют на глубину рассуждения, т.е. познавательная деятельность должна достичь определенного уровня.
Важную роль в рассуждении выполняют мыслительные операции — анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстракция, конкретизация.
Особенности разных типов речевого высказывания
Типы текстов
Признаки |
Описание |
Повествование |
Рассуждение |
Вопрос к тексту |
Какой? |
Что произошло? |
Зачем? Почему? |
Что описывается, доказывается |
Предмет Место Состояние |
Событие |
Утверждение, гипотеза, тезис |
Как строится текст? |
Что? (Кто?) Какой? Свое отношение к объекту |
Завязка, развитие действия, развязка. |
Тезис, аргумент, вывод. |
Заглавие |
Существительное (объект) |
Ключевые слова случая, события |
Вопрос (Отчего, почему, зачем) |
Типы связи предложений в тексте |
Параллельная |
Цепная (в основном) |
Цепная, параллельная |
Лексика |
Эпитеты, сравнения, однородные члены предложения |
Глаголы (движение, речь, физическое действие) Сперва, однажды, а в это время |
Любая лексика, модальные слова: потому что, так как, поэтому, таким образом, во-первых, во-вторых, значит. |
Наглядность |
Предмет (живой, неживой), картина |
Серия сюжетных картин, сюжетная картина |
Предмет, сюжетная и пейзажная картина. |
Выделяют разновидности рассуждений:
- рассуждение-объяснение (Снеговика назвали так потому, что он сделан из снега. Вот почему снеговика так назвали),
- рассуждение-доказательство (Страус это птица, т.к у неё, как и у всех птиц есть клюв……, значит, это птица)
- рассуждение-опровержение (доказывается ложность высказывания — В осиннике деревья осень тесно растут друг к другу, вот почему, если гриб зовётся подосиновиком, то это вовсе не значит, что каждый из подосиновиков живёт под осиной, подберёзовик живёт под берёзой, в березняке.)
V. Особенности речи рассуждения у детей с ОНР.
Если речь и мышление ребенка развиваются в норме, то уже к 6 годам формируется умение рассуждать, но чаще это рассуждения поверхностные на основании аналогии и сходства.
Блонский П.П. указывал следующие причины малоупотребительности, узости высказываний такого типа у дошкольников: доверчивость, послушность, недостаточность опыта, знаний, правильного обучения.
Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливают специфические особенности мышления детей с ОНР.
Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом , сравнением и обобщением.
Высказывания детей с ОНР недостаточно доказательны и аргументированы. В них в качестве главного аргумента выступают ссылки на то, что «так должно быть», «я просто знаю», «так говорят». В структуре присутствует только одна часть — доказательство, тезис и вывод отсутствуют.
В своих высказываниях дети не соблюдают логику предъявления аргументов: начинают высказывание с несущественных признаков, не используют информацию, содержащуюся в вопросе или загадке. Иной раз затрудняются в самостоятельном составлении высказывания, часто нуждаются в помощи взрослого.
Несмотря на трудности данного типа высказывания, особенности развития детей с ОНР, необходимо начинать развивать способность рассуждать уже в старшем дошкольном возрасте. Мы, как педагоги, к концу дошкольного возраста должны подвести детей к самостоятельному мини-рассуждению.
VI. Система работы по развитию речи рассуждения у старших дошкольников.
I. Подготовительный этап
Цель: формирование основы для обучения речи-рассуждения.
Задачи:
- формировать у детей мотивацию для доказывания своей точки зрения;
- развивать познавательные процессы, формировать умение устанавливать причинно-следственные, пространственно-временные, функциональные и целевые связи между объектами и явлениями окружающего мира;
- обогащать детский опыт представлениями о различных объектах и явлениях природного и социального мира, развивать кругозор, что способствует обогащению содержания детских рассуждений;
- обогащать словарный запас детей, знакомить детей с лексикой, соответствующей рассуждению: вводно-модальными словами (во-первых, во-вторых, значит), подчинительными союзами (потому что, так как);
- формировать умение составлять сложноподчиненные предложения, которые являются основной грамматической единицей текста рассуждения;
II этап. Основной.
Цель: формирование у детей речевых умений составления рассуждения.
Задачи:
- формировать у детей знания о рассуждении, как виде текста, ознакомить с функциональным назначением, структурными особенностями, лексико-грамматическим оформлением;
- развивать навыки планирования и оформления рассуждений;
- углублять детские представления об окружающем мире, способствующие насыщению информацией детских рассуждений и развитию речевой мотивации;
- закрепить навыки установления различных видов связи между объектами и явлениями окружающего мира;
Приемы развития речи-рассуждения.
Первоначально даются задания на невербальной основе.
Это могут быть:
- разрезные картинки;
- игра «Отгадай по части весь предмет»;
- работа с серией картин — «Найди картинке место», «Выложи серию», «Какая картинка не подходит к рассказу», «Перепутанные сюжеты»;
- игры на классификацию сезонов года;
- игры устанавливающие последовательность роста растений, животных;
- небылицы в картинках; игры на классификацию, обобщение.
Затем вводятся задания на вербальной основе:
— Введение проблемных ситуаций на занятии.
Например «Как нам перейти лужу?».
Решение проблемных ситуаций рассматривается по плану, предложенному системой Теория Решения Изобретательских Задач:
1. Описание проблемы.
2. Выявление задачи.
3. Противоречие «Хорошо — плохо»
4. Целеполагание.
5. Решение проблемы.
6. Рефлексия.
— Работа с логическими-речевыми задачами, предложенные Н.В. Виноградовой, которые позволяют развить объяснительную речь ребенка .
— Дидактические игры:
- «Объяснялки»,
- «Закончи предложение»,
- «Хорошо — плохо»,
- «Сделай вывод»,
- «Почему так говорят?»
- «Найди начало рассуждения»,
- «Из двух доказательств выбери правильное».
— Составление описательно-сравнительных рассказов о двух предметах (самолет-вертолет, белый медведь — бурый медведь, волк — собака и т.д);
— Беседы по содержанию произведений художественной литературы с обсуждением положительных и отрицательных поступков героев, их мотивов (рассказы Е.А. Пермяка , Л.Н. Толстого, В. Бианки, Н. Сладкова, Э. Шима);
— Работа над загадкой «Кто больше подберет доказательств?».
— Сравнение сказок народов мира с одной сюжетной линией («Спор деревьев» и «Спор животных», «Пряничный человечек» и «Колобок»);
— Работа над смыслом пословиц, крылатых выражений;
— Анализ проведенного детьми экспериментирования.
— Собственно составление рассказов-рассуждений, пропуск частей рассуждения или их перепутывание.
В работе над составлением рассказа-рассуждения используется моделирование высказывания.
Моделью выступает игрушка — пирамида, символизирующая структуру устного высказывания данного типа и взаимосвязь его частей (основание — тезис, кольца — доказательство, наконечник — вывод).
Таким образом, развитие речи-рассуждения у дошкольников имеет ряд особенностей, обусловленных особенностями психического и речевого развития детей, требует специальных подходов для её формирования и, несомненно, обладает большим развивающим потенциалом.
V. Практическая часть
Задания для педагогов:
1. Придумать названия к разным типам высказывания о весне. ( «Как я встречал весну»- повествование, «Весна»- описание, «Почему я люблю весну?»- рассуждение)
2. Послушайте текст, определите тип высказывания.
1) На улице первый весенний месяц. На опушке леса лежит сверкающий снег. Появилось солнце. В лесу зазвенела капель. Под лучами солнышка капельки блестят, переливаются. (Описание)
2) Ранней весной четверо мальчиков плыли вниз по реке. Неожиданно загремел гром, налетел ветер, хлынул дождь. Ребята испугались грозы, быстро подогнали лодку к берегу и убежали в город. Только один не покинул лодку. Он налёг на вёсла и поплыл. Мальчику казалось, что он не доберётся до пристани, ведь дождь хлестал по лицу, ладони вспыхнули, сильно болели руки. Он напряг все силы. Добравшись, наконец, до цели, он поставил лодку на место и крепко привязал её верёвкой. (Повествование)
3) Я очень люблю первые весенние цветы. Ранней весной мы ходим в лес, любуемся первыми цветами. На радостную улыбку весны похожи простые и милые подснежники. Как хороши и нежны их чистые голубоватые цветы! Лесные красавцы напоминают мне далёкое детство.
Поэтому я очень люблю подснежники. (Рассуждение)
3. Выделите в тексте рассуждения:
- тезис,
- доказательства,
- вывод.
Педагогам зачитывается рассказ:
Я очень люблю первые весенние цветы. Тезис.
Ранней весной мы ходим в лес, любуемся первыми цветами. На радостную улыбку весны похожи простые и милые подснежники. Как хороши и нежны их чистые голубоватые цветы! Лесные красавцы напоминают мне далёкое детство. Доказательства.
Поэтому я очень люблю подснежники. Вывод.
4. Верно ли доказательство?
Потому что он очень пухленький, любит сладкое: конфеты, печенье, торты, пирожки, да и сам он похож на румяный пончик. Вот почему его так прозвали.
(Доказательство неверно, потому, что в нем не достает тезиса)
5. Верно ли рассудил герой басни Л.Н. Толстого «Три калача и одна баранка»?
— Послушайте басню:
Одному мужику захотелось есть. Он купил калач и съел; ему все еще хотелось есть. Он купил другой калач и съел; ему все еще хотелось есть. Он купил третий калач и съел, и ему все еще хотелось есть. Потом он купил баранок и, когда съел одну, стал сыт. Тогда мужик ударил себя по голове и сказал: «Экий я дурак! Что ж я напрасно съел столько калачей! Мне бы надо сначала съесть одну баранку».
— Верно ли рассудил герой басни, объясните, почему вы так считаете.
7. Работа с загадкой.
— Отгадай загадку, объясни отгадку.
Съела зайчонка и ищет второго,
В рыженькой шубке плутовка…(лиса)
Я полагаю, что это лиса, так как, во-первых, лиса охотится на зайцев, во-вторых, носит рыжую шубку, в третьих, лису называют плутовкой, потому что она хитрая, значит это лиса.
Доказательство от противного.
Это не корова, так как……
8. Работа по содержанию художественных произведений с проблемным содержанием (скрытым смыслом)
— Послушайте рассказ:
«Почему деревья белые?»
Пришла я к знакомому садовнику в гости. Вышли мы с ним в сад, посидеть на скамеечке. А вокруг нас деревья белые – белые. Солнце пригревает, а деревья, будто снегом покрыты, белые стоят.
— Кто догадался, в какой сад мы пришли? (я предполагаю, что мы пришли в цветущий весенний сад)
— Почему деревья белые? (Я умаю, что деревья белые, потому что на ветках распустились белоснежные цветы, и поэтому они стоят белые, как–будто их покрыл снег)
9. «Сравни сказки»
«Спор деревьев»
К.Д Ушинский
Заспорили деревья между собой: кто из них лучше? Вот дуб говорит:
— Я всем деревьям царь! Корень мой глубоко ушел, ствол в три обхвата, верхушка в небо смотрится; листья у меня вы резные, а сучья будто из железа вылиты. Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед грозою.
Услышала яблоня, как дуб хвастает, и молвила:
— Не хвастай много, дубище, что ты велик и толст: зато растут на тебе одни желуди, свиньям на потеху; а мое-то румяное яблочко и на царском столе бывает.
Слушает сосенка, иглистой верхушкой качает.
— Погодите,— говорит,— похваляться; вот придет зима, и будете вы оба стоять голёшеньки, а на мне все же останутся мои зеленые колючки; без меня в холодной стороне житья бы людям не было; я им и печки топлю, и избы строю.
«Спор животных»
К.Д Ушинский
Корова, лошадь и собака заспорили между собою, кого из них хозяин больше любит.
— Конечно, меня,- говорит лошадь.- Я ему соху и борону таскаю, дрова из лесу вожу; сам он на мне в город ездит: пропал бы без меня совсем.
— Нет, хозяин меня любит больше,- говорит корова.- Я всю его семью молоком кормлю.
— Нет, меня,- ворчит собака,- я его добро стерегу.
Подслушал хозяин этот спор и говорит:
— Перестаньте спорить по-пустому! Все вы мне нужны, и каждый из вас хорош на своём месте.
Педагогам зачитываются сказки, содержание которых они сравнивают по плану.
Название сказки | «Спор животных» |
«Спор деревьев» |
Автор | К.Д Ушинский | К.Д. Ушинский |
Герои | Лошадь, корова, собака | Сосна, дуб, яблоня |
Место действия | Крестьянский двор | Лес |
Причина спора | Кто важнее для человека | Кто лучше? |
Вывод | Пустой спор | Пустой спор |
10. Рассматривание картин с проблемным содержанием.
— Рассмотрите картину. Докажите, что на картинке изображен праздник «8 марта».
Я думаю, что это праздник 8 марта, потому, что дети поздравляют бабушку, а в этот праздник поздравляют женщин, во-вторых, мальчик дарит весенние цветы, значит это ранняя весна, в- третьих на календаре 8 число, и цифра красного цвета, так как все международные праздники в календаре отмечены красным цветом, значит это праздник «8 марта».
Рефлексия:
— Если вы испытываете затруднения в работе по составлению рассказов- рассуждений, то планируйте этот вид деятельности чаще.
— Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только еще одним вопросом, или двумя.
— Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да» или «нет». Это не имеет смысла.
— После проведения НОД просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задали детям, и замените их более точными.
— Если рассказ не получился или получился с трудом , не отчаивайтесь. Это опыт, в следующий раз получится лучше.
— Если наш мастер-класс ответил Вашим ожиданиям, то просим на с другой стороны листа нарисовать нам смайлик: если «да», то с улыбкой, «частично» — задумчивость , «Нет» — печальный.
— Спасибо за внимание к нашему мастер-классу.
Литература:
1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Академия, 2010.
2. Бизикова О.А.Развитие речи-рассуждения у детей дошкольного возраст. – Нижневартовский государственный университет, 2013.
3. Судакова В. Е. Диагностика речи — рассуждения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.- // Теория и практика общественного развития.- 2012, №10
4. Судакова В.Е. Методика фрмирования речи – рассуждения у старших дошкольников с речевым недоразвитием.-// Теория и практика общественного развития.- 2013, №5 Шадрина Л.Г., Семёнова Н.В. Развитие речи-рассуждения у детей 5-7 лет: Методические рекомендации — М.: ТЦ Сфера, 2012.
5. Саломатина Л.С. Теория и практика обучения младших школьников созданию текстов различных типов (описание, повествование, рассуждение). – М.: Первое сентября, 2010.
Автор мастер-класса:
Удальцова Е.В.,
учитель–логопед
высшей кв. категории
Loading …
Романова Яна Викторовна
МБДОУ ЦРР – детский сад № 60 г.Ульяновска
Состояние развития речи — рассуждения у детей старшего дошкольного возраста в теории и практике дошкольного образования.
Рассуждение является наиболее сложным типом монологической речи и характеризуется использованием достаточно сложных языковых средств. Основой рассуждения является логическое мышление, отражающее многообразные связи и отношения реального мира; а само рассуждение, по мнению Нечаевой О.А. «характеризуется особыми логическими отношениями между входящими в его состав суждениями», в итоге образуется умозаключение. В своём исследовании О.А.Нечаева обозначила разновидности речи-рассуждения и представила примеры.
В исследованиях отечественных психологов (С. Л. Рубинштейн, А. Р. Лурия) показано, что ребенок рано начинает подмечать элементарные причинные зависимости и делать выводы. Уже к 4 годам у некоторых детей наблюдается понимание причин и следствия явлений. А.В.Запорожец считает, что для построения рассуждений необходимо использовать вопросы, которые бы «не выходили за пределы опыта детей». Именно близость задач детскому опыту обеспечивает успешность рассуждений детей (П.П. Блонский, А.В.Запорожец, Н.Н. Поддьяков, У.В. Ульянкова и др.).
Блонский П.П. исследуя природу возникновения рассуждения у детей, указывал на то, что дети редко самостоятельно прибегают к рассуждению по причине их доверчивости (послушности) и недостаточности опыта. Он отмечал необходимость пополнения опыта детей знаниями, указывая, что «недостаточность опыта дошкольников, отсутствие знаний
о связи тех или иных явлений обычно является одной из основных причин неспособности детей к доказательству».
Развитие понимания причинности связано с наблюдением конкретных ситуаций, объяснением содержания картинок. В старшем дошкольном возрасте дети пользуются простейшими речевыми формами рассуждений, главным образом в виде сложноподчиненного предложения с придаточным причины с союзом «потому что».
Наблюдения за речью детей шести лет показали, что в повседневном общении они пользуются высказываниями, содержащими рассуждения. Частота и характер высказываний зависят от содержания и формы общения воспитателя с детьми, от организации детской деятельности.
Если воспитатель строит общение с детьми на дисциплинарных указаниях, отдельных репликах, не создает проблемных ситуаций в ходе деятельности, то в этом случае, конечно, у них не возникает необходимости рассуждать. Если же поставлена задача доказать какое-то положение, дети высказываются более развернуто. Их рассуждения, как правило, состоят из тезиса и объяснения-доказательства, конкретизирующего общие положения, высказанные в тезисе. Выводы формулируются не всегда.
В рассуждениях дети часто опираются на описание объектов. (Алексеева М.М., Яшина Б.И.). Так, в рассказах о любимой игрушке, в отгадывании загадки они в своих доказательствах широко пользуются описанием. Например, Юля Д. (6 лет): «Моя любимая игрушка – мишка. Его зовут Топтыжка. У него глаза черненькие. Ротик красненький, ушки коричневого цвета. Играю я с ним постоянно. Я с ним гулять хожу, смотрю мультфильмы и даже сплю, когда мне страшно бывает. Вот ещё самое главное, что Топтыжка меня любит. Я же за ним ухаживаю. Он меня никогда не укусит и не обидит, потому что я с ним много играю. Люблю его ещё за то, что мама мне подарила его на день рождения». Ярослав П. (6 лет): «Это загадка про ослика. Он серый как волк. У него ушки немного длинные, как у зайчика. Копыта есть, как у лошадки. Ослик маленький, а лошадка большая».
Для связи частей рассуждения дети употребляют союзы «потому что», «за то», «что», «поэтому». Например, при отгадывании загадки о медведе Рома П. (6 лет) «Это про медведя, потому что он сосет лапу и любит мёд».
Таким образом, даже без специального обучения дети используют при необходимости высказывания типа рассуждений. Трудности при создании таких высказываний обусловлены их структурной сложностью и незнанием детьми специальных языковых средств связи смысловых частей.
Ушакова О.С., Струнина Е.М. отмечают необходимость формирования умений строить разные типы высказываний, в том числе и рассуждение, у детей подготовительной к школе группы. При этом необходимо познакомить детей подготовительной к школе группы со структурой высказывания и способами связи между предложениями и частями высказывания. Они предлагают такие задания, как «Учимся рассуждать» (используются картинки-небылицы), «Составь рассуждение» (на умение располагать аргументы в определенной последовательности).
Задачей работы с детьми является: обучение их целостным связным рассуждениям, состоящим из тезиса, доказательства и выводов; формирование умений вычленять существенные признаки предметов для доказательства выдвинутых тезисов; использовать различные языковые средства для связи смысловых частей («потому что», «так как», «поэтому», «значит», «следовательно»); употреблять при доказательстве слова: «во-первых», «во-вторых»; включать элементы рассуждения в другие типы высказываний.
В своём пособии автор раскрывает лингвистические и психолого-педагогические вопросы развития у дошкольников речи-рассуждения, описывает теоретические основы обучения детей речи-рассуждению, с характеристикой содержания и технологий обучения детей данному виду монолога. Одним из основных условий для формирования умения рассуждать является организация содержательного общения воспитателя с детьми и детей друг с другом.
В процессе общения создаются коммуникативные ситуации, требующие разрешения определенных проблем, побуждающие детей пользоваться объяснительно-доказательной речью. Для этого, например, можно использовать:
— труд детей в природе (в уголке природы дети определяют состояние почвы, листьев комнатных растений и выясняют необходимость их полива; определяют влияние влаги и света на рост и развитие растений);
Например, Саша М. (6 лет): «Смотрите, листочки мягкие. Я потрогал. Надо полить. Я полью?».
— наблюдения за сезонными изменениями в природе, объяснение зависимостей, существующих в природе;
Например: Юля Д. (6 лет): «Да, птицы поют. Они радуются. Стало тепло и солнышко греет. Потому что пришла весна».
— обследование предметов, их качеств, свойств (что тонет в воде и почему? из какой ткани шьют летнюю, зимнюю одежду и почему?);
Например: Саша К. (6 лет): «Гвоздь будет тонуть, он же из железа. Он железный. Смотрите, утонул. Давайте бросим в воду вот эту палочку, она из дерева. Она не утонет. Вот видите».
— конструктивно-строительные задания (собрать по схеме конструкцию и объяснить, как собирал, что получилось; построить мост через реку, железную дорогу, объяснить, какие детали отобрал и почему);
-классификацию иллюстраций и картинок в книжном уголке, объединение картинок в одну группу;
Например, Ваня Г. (6 лет): «На этой картинке мальчик с горки катается. На этой картинке девочка на коньках. А на этой ребята в снежки играют. Эти картинки наверно про игры зимой».
— объяснение правил настольно-печатных, подвижных, словесных игр.
Обучение высказываниям типа рассуждений на занятиях целесообразно начинать, по мнению Яшиной Б.И., Алексеевой М.М., Смольниковой Н.Г., Сидорчук Т. А., Кузиной Н.И., Ладыженской Т.А. с опорой на предметные действия, разнообразный наглядный материал, постепенно переходя к заданиям на вербальной основе. Можно использовать:
1. Создание проблемных ситуаций с опорой на наглядный материал:
— складывание детьми разрезных картинок и объяснение своих действий.
Цель задания: развивать логическое мышление, закреплять умение составлять целое из частей; упражнять в объяснительной речи;
— выстраивание серии сюжетных картинок в определенной последовательности в зависимости от развития сюжета, времени суток и др. Игры типа «Разложи и объясни».
Цель задания: учить устанавливать логическую последовательность событий, пользоваться при доказательстве союзами так как, если – то, словами во-первых, во-вторых, заканчивать рассуждение выводом, начинающимся словами значит, поэтому. (Можно использовать серию картинок из «Альбома словарно-логических упражнений» В. А. Кирюшкина и Ю. С. Ляховской.) Детям предлагают внимательно рассмотреть картинки, расположить их в определенной последовательности и рассказать, что случилось и почему. Воспитатель может дать образец доказательства и показать способы связи смысловых частей рассуждения;
-определение несоответствия явлений, изображенных на картинке, выделение нелогичных ситуаций (Ушакова О.С., Струнина Е.М., игра «Небылицы в картинках»).
Цель задания: учить определять нарушения в логике событий, делать умозаключения, используя для выражения логических связей сложноподчиненные предложения, в процессе аргументирования использовать слова «во-первых», «во-вторых». Детям предлагают картинки с изображением несуществующих в природе животных, с нарушением закономерностей сезонных явлений в природе. Дети рассматривают картинки-небылицы и рассуждают, бывает так или не бывает, почему;
-выявление причинно-следственных отношений между объектами, изображенными на картинке.
Цель задания: учить устанавливать причинно-следственные отношения между объектами, выражать эти отношения соответствующими средствами связи (потому что, так как, если – то), для перечисления аргументов использовать слова «во-первых», «во-вторых». Детям предлагаются картинки, например, с изображением ребенка, скатывающегося с горки на проезжую часть дороги, подтаявшего снеговика в солнечную погоду; двух комнатных растений, стоящих на подоконнике, одно из которых цветущее, другое засохшее, и т. п. После рассматривания картинок дети рассказывают, что случилось и почему, можно так делать или нельзя и почему;
-классификация картинок по родам и видам в играх типа «Убери лишнюю».
Цель задания: продолжать учить доказательству и способам связей смысловых частей рассуждений;
-отгадывание загадок с опорой на картинку в играх «Найди отгадку».
Цель задания: выделять все признаки, указанные в загадке, объединять их в доказательстве, последовательно располагать аргументы, использовать необходимые средства внутритекстовой связи.
2. Задания на вербальной основе:
-беседы по содержанию произведений художественной литературы с обсуждением положительных и отрицательных поступков героев, их мотивов (Крылова Н.М. , Карпинская Н.С.);
-речевые логические задачи (Алексеева М. М., Яшина Б. И., Ткаченко Т.А., Ушакова О.С.)
Цель задания: развивать умение устанавливать зависимость изменений в жизни животных и насекомых от сезона и рассказывать об этом, определять цель рассуждения, выделять его структурно-смысловые части; продолжать учить пользоваться способами связи смысловых частей рассуждения;
Пример: «Осенью в лесу у белочки появился бельчонок. Рос он веселый, шустрый. Однажды бельчонок познакомился с медвежонком. Они подружились, вместе играли, веселились до самых холодов. Наступила зима. Бельчонок решил поиграть с медвежонком. Но его в лесу не нашел. Почему?»
-объяснение пословиц, загадывание и отгадывание загадок без опоры на наглядный материал.
Цель заданий: закреплять умение строить целостное рассуждение, состоящее из тезиса, доказательств и выводов, использовать разные способы связи смысловых частей;
-составление высказываний-рассуждений на предложенную тему.
Педагогически целесообразным является и использование приемов из системы ТРИЗ. Такие элементы, как системность (часть – целое), развитие (было – стало), противоречие (хороший – плохой), вовлекают дошкольников в поиски доказательств, способствуют не только развитию логического мышления, но и речи-рассуждения. В процессе обучения используют образец построения рассуждения, план, отражающий его структуру, модель, подсказ способов связи фраз и смысловых частей. (Алексеева М. М., Яшина Б. И., С.20).
Для детей 6-7 лет характерно, что, высказав предположение, они считают его окончательным. Чтобы продвинуть детей дальше в своих высказываниях, необходима постановка стимулирующего вопроса. На такие вопросы дети, как правило, реагируют гипотетическими суждениями (если бы…, то…). Развитие подобных суждений можно представить следующим образом:
1. проблематические (может быть…);
2. гипотетические (если бы…);
3. отрицающий модус (.., значит не…).
Этапы становления речи-рассуждения:
• 3-летние дети могут обнаружить только причины, состоящие в каком- либо воздействии на предмет;
• 4-летние уже начинают понимать, что причины явлений могут заключаться и в свойствах самих предметов;
• старшие дошкольники начинают указывать в качестве причин явлений не только ярко выраженные особенности предметов, но и их постоянные свойства.
Особенностями детских рассуждений занималась Н.А.Стародубова и выделила различные виды аргументов, которые используют дошкольники: финальные, личностные, авторитарные. Она отмечала, что доказательства обычно кратки, дети высказывают мысль, ссылаясь на несущественные признаки предметов, их суждения категоричны.
В научно-методической литературе определены два необходимых и взаимосвязанных условия овладения старшими дошкольниками связными высказываниями типа рассуждений.
Первое из них состоит в организации содержательного общения взрослых с детьми в разных видах деятельности, в ходе которого создаются проблемные ситуации, требующие установления связей и отношений между объектами реального мира и их вербального выражения. Очевидно, что в создании этого условия важная роль принадлежит не только педагогам, но и старшим членам семьи ребенка.
Второе условие касается ознакомления детей на обучающих занятиях со структурой высказывания-рассуждения и способами связи его частей. Специфика этого условия указывает на ведущую роль дошкольного учреждения в его реализации.
В связи с данными условиями можно выделить две группы задач при решении проблемы развития у старших дошкольников речи-рассуждения.
К первой группе относятся следующие задачи: обогащение жизненного опыта детей, пополнение содержание их рассуждений; обучение их установлению различного рода зависимостей (функциональных, причинно-следственных, пространственно-целевых) между предметами и явлениями.
Ко второй — активизация использования подчинительных союзов, вводно-модальных слов («во-первых», «во-вторых», «в-третьих» и т.д.); закрепление полученных в дошкольном учреждении знаний и умений, составляющих основу речи-рассуждения: понимать тему рассуждения, связно выстраивать высказывание, выражать мысли в определенной последовательности; отбирать лексический материал и другие языковые средства в соответствии с темой и ситуацией рассуждения; использовать разнообразные синтаксические конструкции.
Важным условием является использование педагогами речевых игр как основного средства развития речи-рассуждения ребенка. Игра является одним из наиболее эффективных средств речевого развития дошкольников. Для развития логического мышления, понимания различных зависимостей, умений логично и последовательно строить рассуждения, обогащение речи детей необходимыми лексико-грамматическими средствами педагоги могут использовать игры с наглядным материалом и словесные.
В играх с картинками (Ткаченко Т.А.) дети учатся выделять необходимые признаки, объединять их в доказательстве, последовательно располагать аргументы, использовать необходимые средства внутритекстовой связи. Опора на наглядное изображение помогает ребенку последовательно выделить все признаки и соответственно им расположить аргументы, объединяя их в доказательстве.
В словесных играх (Ткаченко Т.А., Короткова Э.П. и др.) детям предлагается определить несоответствие явлений, нелогичность ситуаций, существенные признаки предметов и явлений без опоры на наглядность, в процессе аргументации использовать слова «во-первых», «во-вторых», «например», «каждый», «некоторый», «значит» и т.д.
Для закрепления полученных детьми знаний об общей структуре рассуждения (тезис, доказательство, вывод), умении использовать наиболее оптимальные средства связи, обеспечивающие общую структурную оформленность текста, следует организовывать игры, в которых дошкольники учатся подбирать необходимые средства связи между частями рассуждений, завершать высказывание выводом, строить более сложные по синтаксису формы рассуждений.
М.М. Алексеева и В.И. Яшина полагают, что задачами работы с детьми является: обучение их целостным, связным рассуждениям, состоящим из тезиса, доказательства и выводов; формирование умений вычленять существенные признаки предметов для доказательства выдвинутых тезисов; использовать различные языковые средства, для связи смысловых частей («потому что», «так как», «поэтому», «значит», «следовательно»); употреблять при доказательстве слова: «во-первых», «во-вторых»; включать элементы рассуждения в другие типы высказываний.
О.А.Нечаева (1974) ввела в научное обращение термин «функционально-смысловой тип речи». В своей монографии, посвященной исследованию описания, повествования и рассуждения (в основном на материале художественных текстов), О.А. Нечаева положила начало активному изучению ФСТР (функционально-смысловых типов речи), функционирующих в стилевых разновидностях современного русского литературного языка.
Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. предлагают методы, направленные на развитие у ребенка мыслительных умений, необходимых для жизни в современном мире: умения критически относиться к информации, самостоятельно принимать решения и делать вывод, т.е. то что важно для развития речи типа рассуждения.
Ж. Пиаже (1947) в своих исследованиях показал, что дошкольник в своих рассуждениях алогичен, что он даже не пытается согласовать свои суждения друг с другом. Проблемой формирования речи-рассуждения у детей старшего дошкольного возраста занимались и педагоги Абашина В.В., Ивашкина Е.А. из Сургутского государственного педагогического университета.
Задача формирования умений строить рассуждение наряду с другими типами монолога (описанием и повествованием) прозвучала впервые в авторской программе О.С.Ушаковой «Развитие речи детей дошкольного возраста в детском саду» (1994) и немногим позднее в программах «Детство» (1995) и «Истоки» (1995), но в них содержание обучения речи-рассуждению не конкретизировано.
В авторской программе Л.Г.Шадриной «Азбука сочиняйки», вышедшей в 1999 г., предпринята попытка конкретизировать содержание обучения детей старшей группы «новому типу речи — рассуждению».
Проблемам обучения младших школьников речи-рассуждению посвящено диссертационное исследование Р.И.Никольской (1981), которая предложила систему работы, усложняющуюся от класса к классу начальной школы.
Таким образом, рассмотрев условия развития связной речи разными авторами, к числу наиболее важных психолого-педагогических условий, отнесли следующие: связная речь детей старшего дошкольного возраста будет развиваться более успешно при использовании эффективных методов, приёмов, средств, которые могут способствовать возникновению мотивации речевой деятельности, появлению интереса к занятиям по обучению рассказыванию. Данные условия будут способствовать развитию связности речи, повышению общей речевой деятельности у дошкольников в целом, и конечно будут способствовать развитию речи-рассуждения.
Таким образом, проблема формирования у старших дошкольников речи-рассуждения рассматривалась многими педагогами и психологами. Исследования в данном направлении показали необходимость освоения и обучения детьми лексико-грамматических средств, способов внутритекстовых связей, синтаксических конструкций, формирование представлений об особенностях построения текста в процессе обучения связным высказываниям типа рассуждений. Особое значение при этом имеет обогащение речи вводно-модальными и кванторными словами, которые помогают поиску аргументов, расположению их в определенной последовательности, выражению своего мнения и формулированию выводов. Но этому будет способствовать, как показали многие исследования содержательная деятельность детей, в которой возникают проблемные и противоречивые ситуации, требующие анализа, сравнения, обобщения, доказательства и соответствующего языкового оформления.
Список используемой литературы.
-
Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений . — 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 400 с.
-
Бизикова О.А. Развитие речи-рассуждения у детей дошкольного возраста: Учебное пособие. — Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. — 55 с. ISBN 978–5–00047–091–6
-
Запорожец А.В. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. — М., 1948
-
Запорожец А.В. Развитие рассуждений в дошкольном возрасте// дошкольное воспитание.- 1947.- №8.
-
Запорожец А.В. Развитие рассуждений у ребенка-дошкольника // Избр. психологические труды / Под ред. В.В.Давыдова, В.П.Зинченко. — М., 1986. — Т. 1.
-
Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. — М., 1976. — 127 с.
-
Поддьяков Н.Н., Кузина Н.И. Исследование объяснительной связной речи у дошкольников // Умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н.Н.Поддьякова. — М., 1972. — С. 97-102.
-
Семенова Н.В. Обучение высказываниям типа рассуждений детей седьмого года жизни: Дис. … канд. пед. наук. — М., 2001;
-
Семенова Н.В. Развитие речи-рассуждения у детей старшего дошкольного возраста: монография./Н.В.Семенова, Л.Г.Шадрина.-М.: Флинта: Наука, 2012.-88с.
-
Шадрина Л.Г. Развитие речи-рассуждения у детей 5-7 лет.- Москва: ТЦ» Сфера», 2012.-62с.
-
Яшина В.И. Особенности связных высказываний типа рассуждений у детей шести лет // Хрестоматия по теории и методике развития речи. — М., 1999. — С. 456-460.
Библиографическое описание:
Артемьева, О. И. Педагогические условия развития речи-рассуждения детей старшего дошкольного возраста / О. И. Артемьева. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 13-16. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13252/ (дата обращения: 10.01.2023).
Дошкольный возраст — период интенсивного развития личности, который характеризуется становлением целостности сознания как единства эмоциональной и интеллектуальной сфер, становлением основ самостоятельности и творческой индивидуальности ребенка в разных видах деятельности.
Общее развитие личности дошкольника во многом обусловлено уровнем развития его речи.
На современном этапе в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском саду, а также с внедрением федерального государственного стандарта, традиционные взгляды на процесс развития речи дошкольника претерпевают изменения.
Одной из ведущих задач речевого развития в соответствии с ФГОС ДО является развитие связной речи ребенка. Выделяют два вида связной речи: диалогическая и монологическая. Рассуждения, как наиболее сложная форма монолога — это логическое изложение материала в виде доказательства. Речь-рассуждение не предполагает репродукции того, чему научили ребенка, а является результатом самостоятельной речевой и мыслительной деятельности, в основе которой лежит умение абстрагироваться от процесса выполнения действия и рассуждать о нем. Это выступает одним из проявлений субъектной позиции ребенка в отношении данной деятельности.
К старшему дошкольному возрасту, когда большинство психических процессов может осуществляться произвольно, необходимо сформировать у детей осознанное отношение к речи, т. е. от ребенка ожидается умение отреагировать языком. В этот период происходит интенсивное развитие монологической речи.
В процессе развития детского мышления происходит не только изменение отдельных интеллектуальных операций — анализа, синтеза, абстрагирования, но и направленности детского мышления, отношения к стоящим перед ним интеллектуальным задачам.
Особенностью логического мышления является искание и установление разнообразных связей, существующих в действительности между различными явлениями окружающего мира.
Маленькие дети в своих рассуждениях часто грубо нарушают требования логики, порой делают совершенно неожиданные для взрослого выводы и противоречат сами себе.
А. А. Люблинская писала о том, что развитие мышления в старшем дошкольном возрасте сказывается в том, что анализ становится все более дробным, а синтез все более обобщенным и точным; один и тот же предмет подвергается анализу в разных направлениях, или с «разных точек зрения», ребенок овладевает анализом — синтезом как общим методом умственной деятельности.
Это позволяет говорить о том, что старшие дошкольники способны к более глубокому знакомству с явлениями и событиями окружающей действительности, это дает детям возможность один и тот же предмет включать в разные связи, сочетания, а значит широко и разнообразно использовать знания о нем.
К концу дошкольного возраста формируются элементы логического мышления с опорой на понятие. Понятие формируется в том случае, если организован переход ребенка от внешних ориентировочных действий к действиям во внутреннем плане. При этом внешние средства заменяются словесными обозначениями, что дает возможность перенести различные ситуации.
Логическое мышление старших дошкольников характеризуется тем, что речевое действие осуществляется с опорой на понятие; при этом ребенок в состоянии продумать план действий в уме, и затем выполнить соответствующие действия.
В дошкольном возрасте усложняются связи мышления и речи. Складывается интеллектуальная функция речи, когда она выступает орудием мышления. Слово фиксирует результат познавательной деятельности, закрепляя его в сознании ребенка. Ребенок не только констатирует воспринимаемое или воспроизводит прошлый опыт, он рассуждает, сопоставляя факты, делает выводы, открывая в предмете скрытые связи и закономерности. Словесные рассуждения к 6–7 годам превращаются в способ решения задач. Включение речи в познавательную деятельность приводит к интеллектуализации всех познавательных процессов.
Т. к. в старшем дошкольном возрасте устанавливаются более тесные взаимосвязи мышления и речи, то это приводит к появлению развернутого мыслительного процесса-рассуждения. Рассуждение начинается с постановки вопроса, что свидетельствует о проблемности мышления.
Своеобразие детских рассуждений и объяснений связано с тремя основными причинами: отсутствие или нехватка знаний, опыта; несформированность способов умственной деятельности; недостаточная критичность мышления. Анализ сводится к выделению отдельных, нередко случайных признаков. В нем преобладает не объективная, а субъективная сторона, когда ребенок опирается на те признаки, которые соответствуют его интересам, склонностям, желаниям и потребностям.
Таким образом, если создать соответствующие благоприятные условия, где ребенок поставлен перед понятной, близкой и интересной для него задачей, где он может опираться на наблюдение доступных его пониманию фактов, то уже в дошкольном возрасте наблюдается возникновение простейших видов логически правильного рассуждения.
В старшем дошкольном возрасте дети способны активно участвовать в беседе, достаточно полно и точно отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других, подавать уместные реплики, формулировать вопросы. Характер диалога детей зависит от сложности задач, решаемых в совместной деятельности.
Совершенствуется и монологическая речь: дети осваивают разные типы высказываний (описание, повествование, рассуждение) с опорой и без опоры на наглядный материал. Усложняется синтаксическая структура речи, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Вместе с тем у значительной части детей эти умения неустойчивы. Дети затрудняются в отборе фактов для своих рассказов, в логически последовательном их расположении, в структурировании высказываний, в их языковом оформлении.
Наиболее сложным видом монологической речи является речь-рассуждение, которая характеризуется использованием достаточно сложных языковых средств. Основой рассуждения является логическое мышление, отражающее многообразие связи и отношения реального мира. В исследованиях отечественных психологов (С. Л. Рубинштейн, А. Г. Лурия) показано, что ребенок рано начинает подмечать элементарные зависимости и делать выводы. Уже в 4 года и 4 месяца у некоторых детей наблюдается понимание причин и следствий явлений. Развитие понимания причинности связано с наблюдением конкретных ситуаций, объяснением содержания картинок. В старшем дошкольном возрасте дети пользуются простейшими речевыми формами рассуждений, главным образом в виде сложноподчиненного предложения с придаточным причинным союзом «потому что».
Проблемами развития детских рассуждений и их особенностей свои работы посвящал Жан Пиаже. Он утверждал, что ребенку дошкольного возраста характерно отсутствие потребности в доказательстве, он не старается связывать свои суждения необходимыми связями. Между суждениями ребенка нет ни сознательных внутренних связей, ни связей доказательных. До 7–8 лет, по мнению Пиаже, не существует логических рассуждений, так как они лишены логической необходимости.
Что касается выражения детьми причинно-следственных связей, то здесь Пиаже выделил тенденцию ребенка попросту сополагать утверждения, вместо того, чтобы выявлять причинные связи.
Такую характеристику словесной мысли детей дошкольного возраста Пиаже дал, основываясь на анализе решения задач и рассуждений детей о предметах, далеко выходящих за пределы их опыта (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Г. Д. Луков). Его взгляды по вопросам общего развития мышления ребенка и понимания детьми-дошкольниками физической причинности подвергались критике со стороны как зарубежных, так и отечественных психологов (А. А. Венгер, Г. И. Минская и др.).
Психологами доказано, что для ребенка-дошкольника характерно стремление найти целесообразность в устройстве окружающего мира, и понимание причинности ему доступно уже в 5 лет (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков). Также такими психологами как Н. Н. Поддьяков и А. А. Венгер было доказано наличие рассуждений уже к старшему дошкольному возрасту.
Особенности речи-рассуждения детей старшего дошкольного возраста изучались не только психологами, но и педагогами. Наиболее подробно этот аспект речи представлен в работах В. И. Яшиной. Было проведено исследование, в котором использовались следующие методы: беседы с детьми, отгадывание детьми загадок.
Анализ результатов данного исследования позволил выделить следующие особенности рассуждений детей 5–7 лет: по своей структуре рассуждения состоят чаще всего из тезиса и доказательства, связанных между собой союзом «потому что», выводы чаще всего отсутствуют.
Дети старшего дошкольного возраста в повседневной речевой практике и в целенаправленных индивидуальных беседах могут строить целостные связные высказывания-рассуждения даже без специального обучения. Однако, представляется, что для овладения детьми речи рассуждения как самым сложным видом монологической речи, требует создания специальных педагогических условий и систематической работы педагога по данному направлению.
Основными направлениями работы по развитию речи-рассуждения детей старшего дошкольного возраста являются: обучение их целостным связным рассуждениям, состоящим из тезиса, доказательства и выводов; формирование умений вычленять существенные признаки предметов для доказательства выдвинутых тезисов; учить использовать различные языковые средства для связи смысловых частей (потому что, так как, поэтому, значит, следовательно); учить употреблять при доказательстве слова «во-первых», «во-вторых»; включать элементы рассуждения в другие типы высказываний.
Одним из главных условий для формирования умения рассуждать является организация содержательного общения воспитателя с детьми и детей друг с другом. Представляется, что такое общение должно строится на основе создания ситуаций, которые требуют от ребенка разрешения определенных проблем, побуждают его пользоваться объяснительно-доказательной речью.
Нами были предложены следующие методы и приемы работы по развитию речи-рассуждения в разных видах детской деятельности:
1. Наглядные методы.
Нами были разработаны требования к наглядности:
‒ соответствие содержания наглядности уровню развития мышления детей, особенностям их опыта знакомства с окружающей действительностью, их интересам;
‒ доступность по форме с позиции структуры расположения деталей;
‒ воспитательный эффект, в том числе с точки зрения желания высказаться.
В соответствии с этими критериями были отобраны реальные предметы и иллюстрации, их изображающие.
2. Словесные методы:
‒ образец рассуждений воспитателя;
‒ чтение фрагментов литературных произведений, содержащих в себе элементы рассуждений (например, В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница», М.Пришвин «Гаечки», «Хлопунки» и пр.) с последующим обсуждением.
3. Игровые методы:
‒ проведение дидактических игр и упражнений с использованием наглядного материала, направленных на развитие словесно-логического мышления, с последующим объяснением ребенком своих действий.
Раскроем их технологию на примере игр:
«Помоги Незнайке»
Цель: развивать способность ребенка выявлять различия отдельных элементов рисунков, умение понимать связь событий, строить последовательное умозаключение на основе образца воспитателя, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
«Как это назвать?»
Цель: развивать такие мыслительные операции как анализ, синтез, способность доказывать свою точку зрения.
«Подбери по примеру»
Цель: развивать способность к анализу, синтезу, умение доказывать свой выбор, рассуждать.
4. Обучение детей отгадыванию загадок, как способу ознакомления с функциями, содержанием, структурой речи-рассуждения.
Для реализации этого приема были отобраны загадки, отражающие своим содержание природный и предметный мир.
Обучая детей отгадыванию загадок, нами использовались предметные модели. Детям предлагалось отгадать загадку и объяснить отгадку. Загадки отбирались в соответствии со следующими критериями: доступность, соответствие опыту; соответствие интересам детей; соответствие степени трудности логической задачи уровню развития умственных операций, которые предстоит совершить детям.
При обучении детей отгадыванию загадок также использовались игровые приемы:
Игра «Злой волшебник»
Цель: развивать мышление детей при отгадывании загадок, учить детей доказывать отгадку двумя способами — дедуктивным и индуктивным, логично последовательно аргументируя свой ответ.
Игра-соревнование «Кто быстрее»
Цель: упражнять детей в отгадывании загадок дедуктивным и индуктивным способом, учить доказывать свою точку зрения.
Игра «Конкурс знатоков»
Цель: учить детей отгадывать загадки и доказывать свои отгадки, соблюдая логику рассуждений.
5. Метод моделирования.
Для ознакомления детей с дедуктивным и индуктивным способами отгадывания загадок, а также общей структурой рассуждения нами была разработана система предметных моделей.
‒ модель, отражающая структуру рассуждения при индуктивном способе отгадывания загадок (1 — что искать?; 2 — где искать?; 3 — признаки; 4 — гипотеза; 5 — объединение признаков; 6 — вывод).
‒ модель, отражающая структуру рассуждений при дедуктивном способе отгадывания загадок: первая карточка — гипотеза; вторая — доказательство; третья — отгадка.
‒ модель, отражающая общую структуру рассуждений: первая карточка — тезис; вторая — доказательство; третья — вывод.
6. Использование игр системы ТРИЗ.
Детям предлагались различные игровые ситуации, в которых им необходимо помочь различным сказочным героям («Черное — белое», «Вперед — назад», «Кот в одном сапоге», «Вот так Ира», «Маша и медведь»).
По результатам проведенной работы с карточками-моделями, мы пришли к выводу, что модели в значительной степени помогают детям в построении своего рассуждения, включая в него тезис, довод и вывод.
Анализируя итоги проведенной работы, мы пришли к выводу, что у дошкольников появился интерес к речи-рассуждению, они достигли более высокого развития словесно-логического мышления. Нами была отмечена общая положительная динамика в осознании детьми логики рассуждений.
Нами было доказано, что развитие речи-рассуждения детей старшего дошкольного возраста проходит эффективнее при реализации комплекса условий. Базой рассуждения является логическое мышление, отражающее многообразные связи и отношения реального мира, поэтому первым условием является развитие словесно-логического мышления детей как основы логики и содержания речи-рассуждения.
Центральное условие — ознакомление детей с функциями, содержанием и структурой речи-рассуждения. Наиболее эффективными методами мотивации процесса рассуждения, освоения его целей являются отгадывание загадок (дедуктивным и индуктивным способом), образец воспитателя. Положительное влияние на основе логики рассуждения оказывает применение алгоритмов и моделей разрешения противоречий. В целях освоения речевых форм наиболее эффективным может быть образец рассуждений педагога. Важно, чтобы работа осуществлялась в рамках проблемного обучения, поэтому еще одно условие — использование проблемных методов и игр системы ТРИЗ.
Литература:
- Л. С. Выготский Мышление и речь, — М.: Издательство «Лабиринт», 1999 г.
- Л. С. Выготский «Воображение и творчество в детском возрасте» — СПб.: СОЮЗ, 1997 г.
- С. Л. Рубинштейн Основы общей психологии — СПб: Питер, 2000 г.
- А. В. Запорожец О развитии рассуждения у ребенка младшего возраста
- Жан Пиаже Речь и мышление ребенка — М: Римис, 2008 г.
- М. М. Алексеева, Б. И. Яшина Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. — М.: Издательский цент «Академия», 2000 г.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, старший дошкольный возраст, отгадывание загадок, дошкольный возраст, логическое мышление, монологическая речь, связь, вывод, индуктивный способ, рассуждение.