Образные выражения в сказке о рыбаке и рыбке

Образные выражения в сказках Пушкина

В сказках Александра Сергеевича Пушкина присутствует множество образных выражений.

1. Сказка о рыбаке и рыбке

  • ступай себе с богом — иди и не переживай
  • На чем свет стоит мужа ругает — сильно ругает мужа
  • теперь твоя душенька довольна — теперь ты довольна
  • Что ты, баба, белены объелась? — с ума сошла
  • Лишь с очей прогнать его — не видеть его
  • Не садися не в свои сани! — не берись за дело, которое тебе не по силам
  • была б у меня на посылках — служила мне
  • Не дерзнул поперек слова молвить — не посмел сказать что-то против

2. Сказка о попе и о работнике его Балде

  • Да понадеялся он на русский авось — решил, что все обойдется
  • До светла всё у него пляшет — активно работает
  • Лоб у него заране трещит — чувствует близкую расплату
  • Закажи Балде службу, чтоб стало ему невмочь — чтобы не смог выполнить
  • Стало на сердце попа веселее — стал более веселым
  • Этого провести не штука — не сложно
  • Попляши-ка ты под нашу балалайку — следуй нашим правилам
  • дело с Балдою сладит — справится с Балдою
  • Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной — не стремился бы к экономии.

3. Сказка о золотом петушке

  • лихие гости — враги
  • Царствуй, лежа на боку! — царствуй спокойно
  • Кличет царь другую рать — собирает
  • Царь скликает третью рать — собирает
  • Им становится невмочь — нет уже терпения
  • Оба наши сокола — оба сына
  • Перед ним молва бежала — слухи распространялись быстро
  • бес в тебя ввернулся — замыслил странное.

4. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях

  • Девять месяцев проходит,
    С поля глаз она не сводит. — конечно же, она отводит глаза от поля, здесь говорится о том, что она часто смотрит в сторону дороги.
  • Год прошел, как сон пустой — в печали
  • Поднялась — и расцвела — выросла и стала красивой
  • Черт ли сладит с бабой гневной? — кто может справится с нею?
  • День за днём идет, мелькая — быстро идет время
  • Наконец об нем хватилась — вспомнила
  • Как под крылышком у сна — как во сне

5. Сказка о царе Салтане

  • Смотрит — видит дело лихо — происходит что-то нехорошее
  • Но как раз стрела запела — выстрелил из лука стрелой
  • Лечь решились натощак — ложатся спать голодные
  • Что ж ты тих, как день ненастный — почему печальный
  • Грусть-тоска меня съедает — очень грустно
  • душа-де просит…
    Так и тянет и уносит… — очень хочется
  • За морем царевна есть,
    Что не можно глаз отвесть — очень красивая

Тема

«Образные слова и выражения в сказке А.С. Пушкина

 «Сказка о рыбаке и рыбке».

Цель

Формировать у учащихся умение понимать незнакомые слова, пользуясь контекстом, словарем, понимать смысл образных слов и выражений, передавать их значение.

Основное содержание, термины, понятия

Изучение образных слов и выражений из «Сказки о рыбаке и рыбке» Пушкина Александра Сергеевича, старинные слова, образные выражения, толковый словарь, корпусный словарь

Планируемый результат

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

— уметь сотрудничать с учителем, одноклассниками, приходить к общему решению;

— проявлять интерес к сказке и ее героям;

— проявлять желание понять и объяснить образные выражения сказки, создать (написать) свой текст с использованием образного выражения.

Познавательные умения:

— учить выделять главную мысль;

— определять значение слов и выражений, обосновывать свое мнение;

— осуществлять анализ, проводить сравнение;

— обобщать, устанавливать связи между понятиями и событиями, искать доказательства и выстраивать алгоритмы;

— обогащать словарный запас;

— развивать мышление, память, внимание.

Регулятивные УУД:

— уметь определять и формулировать цель с помощью учителя;

— планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

— учиться осуществлять самооценку;

— учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос;

— принимать и сохранять учебную задачу;

— планировать свои действия.

Коммуникативные умения:

слушать и понимать речь других;

— реализовывать потребность в общении со сверстниками;

-допускать существование различных точек зрения;

— учиться договариваться, приходить к общему решению.

— использовать речевые средства для представления результата деятельности.

— читать текст сказки осознанно, выразительно и без ошибок;

— работать с содержанием текста сказки;

— находить нужную словарную статью и читать ее.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы организации

Русский язык

Тема «Толковый словарь»

Изо

Тема «Рисуем иллюстрацию к образному выражению»

Информационный материал.

1.Климанова Л. Ф. Литературное чтение. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2021.

2.Ожегов С. И. Словарь русского языка. – М.: Государственное  издательство иностранных и национальных словарей.

3.Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. —  Дрофа, 2011.

Интерактивный материал.

Карточки с заданиями.

Презентация.

Фронтальная;

• индивидуальная

• парная

• групповая

Характеристика этапов

I этап. Самоопределение к деятельности

Задачи деятельности

Ситуативное задание

Планируемый результат

Мотивировать учащихся к изучению темы;

стимулировать желание самому узнать значение незнакомых слов и выражений.

— Сейчас каждая группа получит карточку со словом. Прочитайте свое слово. (Землянка, ветхая, невод, пряжа).

— Из какой сказки эти слова?

— Кто автор?

— Вам понятны эти слова? Понятен ли нам будет смысл сказки, если мы не будем знать значения этих и других незнакомых слов и выражений?

— Как узнать значение непонятного слова? Верно, можно спросить у взрослых, посмотреть в словаре, обратиться к интернету.

— Узнайте из словаря значение слов.

1группа выясняет значение слова «землянка»,

2 группа — «ветхая»,

3 группа — «невод»,

4 группа — «пряжа».

Работа в группах. Взаимопроверка работы.

Личностные умения: самоопределения.

2 этап. Определение темы и цели урока.

Развивать умение формулировать тему и цель урока.

— Прочитайте выразительно понравившийся отрывок.

Понимание каких слов и выражений вызвало у вас затруднение?

— Хотите стать исследователями образных выражений из сказки Александра Сергеевича?

— С какой целью мы будем стараться осмыслить непонятные слова и выражения?

— Подумайте, какова цель нашего урока.

Личностные умения: смыслообразование.

Регулятивные умения: целеполагание.

Познавательные умения: формирование общеучебных навыков.

3 этап. Актуализация знаний.

Актуализировать знания о толковом словаре.

— Вы сейчас работали со словарем.  Вы работали с ним и раньше. Как называется этот словарь? Для чего нужен Толковый словарь?

Рассмотрите одну страницу словаря.  

Что вы можете сказать о строении словаря? Расскажите.

Принципы строения словаря:

1.Слова расположены по алфавиту.

2.К каждому слову дается толкование.

3.Приведены примеры употребления этого слова.

— Есть еще корпусные словари. В них содержатся тексты в электронном виде.

Познавательные:

обобщение, извлечение необходимой информации.

Регулятивные:

саморегуляция.

4 этап. Учебно-познавательная деятельность.

Стимулировать к изучению непонятных слов и выражений.

Ввести алгоритм оценки выступления-объяснения образного выражения.

Учить работать с толковым словарем, с текстом сказки, выполнять учебное задание по алгоритму,  иллюстрировать образное выражение, адекватно взаимодействовать в группе при выполнении учебного задания.

— Ребята, вы сейчас будете работать в группах.

В каждой группе есть главный редактор, знаток русского языка, литератор, художник-оформитель.

Главный редактор организует работу в группе, презентует работу группы, следит за временем и за выполнением правил работы в группе.

Знаток русского языка работает с толковым словарем и находит нужную статью в словаре.

Литератор работает с текстом сказки.

Художник придумывает и делает набросок рисунка к образному выражению.

Можно выбрать понравившееся выражение:

«Не печалься, ступай себе с богом»

«Лишь с очей прогнать его велела»

«Не дерзнул поперек слова молвить»

«Ну, теперь твоя душенька довольна».

Учащиеся выбирают одно выражение, получают задания на карточках.

— Прочитайте задания, написанные на карточках шестиугольной формы, расположите фигуры в таком порядке, какой вы считаете нужным.

Выполните задания на карточках:

главные редакторы, внимательно прочитайте задания на карточках.

знатоки русского языка, найдите значение старинного слова в словаре.

литераторы, прочитайте нужный отрывок из сказки, поразмышляйте, что обозначает данное выражение в этой сказке.

художники, придумайте, как иллюстрировать образное выражение.

Главный редактор пишет на пустом шестиугольнике объяснение выбранного вами образного выражения.

(См Приложение к уроку № 1).

— Подготовьте выступление по плану:

1.Назвать образное выражение, над которым вы работали.

2.Рассказать, как вы понимаете это выражение.

3.Представить рисунок, поясняющий ваше высказывание.

Задания для групп.

1 группа. Как вы понимаете выражение «Ступай себе с богом»?

•        Найдите в сказке слова золотой рыбки:

«Не печалься, ступай себе с богом»

Сколько раз в тексте встречается это выражение?

•        Как обращается старик к золотой рыбке?

•        Какие слова говорит рыбка старику?

•        Обещает она выполнить просьбу старика?

•        С каким настроением уходит старик?

•        Запишите в пустом шестиугольнике, как вы понимаете выражение «Ступай себе с богом»?

2 группа. Как вы понимаете выражение  «Лишь с очей прогнать его велела»?

•        Из какой сказки эти строки?

Вот открыл царевич очи;

И дивясь, перед собой

Видит город он большой.

Обратите внимание на слово очи.

•        Из какой сказки эти строки?

Шамаханская царица,

Вся сияя, как заря,

Тихо встретила царя.

Царь умолк, ей глядя в очи.

Обратите внимание на слово очи.

•        Слово «очки» образовано от слова «очи». Найди в словаре Ожегова С. И. «Словарь русского языка» значение слова «очки».

•        Как вы понимаете значение слова «очи»?

•        Как вы понимаете значение выражения «Лишь с очей прогнать его велела»? Запишите в пустом шестиугольнике.

3 группа. Как вы понимаете выражение «Не дерзнул поперек слова молвить»?

•        Посмотрите в словаре Даля В. И. «Толковый словарь живого великорусского языка», что означает слово «дерзнуть».

•        Вспомните, из какой сказки эти строки?

Кабы я была царица, —

Третья молвила сестрица,-

Я б для батюшки-царя

Родила богатыря».

Обратите внимание на слово «молвила».

•        Вспомните, из какой сказки эти строки?

Входят семь богатырей,

Семь румяных усачей.

Старший молвил: «Что за диво!

Всё так чисто и красиво».

Обратите внимание на слово «молвила».

•        Из слов-синонимов выберите слово, которым можно заменить слово молвить: изрекать, сказать, проговорить, произнести, проронить.

•        Напишите в пустом шестиугольнике, как вы понимаете выражение «Не дерзнул поперек слова молвить».

4 группа. Как вы понимаете выражение «Теперь твоя душенька довольна»

•        Расположи требования старухи в правильном порядке.

«Хоть бы взял ты с нее корыто»

«Поклонись, выпроси уж избу»

«Хочу быть столбовою дворянкой»

«А хочу быть вольною царицей»

«Чтоб служила мне рыбка золотая»

•        Перечитай строки, в которых говорится о том, что старуха стала вольною царицей.

•        Кем стала старуха?

•        Исполнилось желание старухи?

•        Можно ли сказать, что старуха довольна?

•        Что говорит старик?

•        Объясните выражение «Теперь твоя душенька довольна». Выберите подходящие слова:

— получила то, что хотела;

— стала счастливой, довольной;

— стала честной, доброй;

— стала благодарной, терпеливой.

Презентация выполненной группами работы.

Выступление по плану:

1.Назвать образное выражение, над которым вы работали.

2.Рассказать, как вы понимаете это выражение.

3.Представить рисунок, поясняющий ваше высказывание.

Остальные учащиеся оценивают работу других групп по алгоритму:

— рассказывать свободно, не допуская долгих пауз;

— передать основное значение образного выражения, понятного для окружающих;

— не использовать в речи слова-сорняки: «ну», «вот», «потом», «еще»,

— представить иллюстрацию, объяснить ее замысел.

При оценке учащиеся используют смайлики.

Выступили отлично, всё получилось.

Выступили хорошо, были небольшие ошибки.

Надо еще поработать, исправить ошибки.

Личностные умения:

проявлять интерес к лексическому строению сказки.

Познавательные умения:

анализировать текст сказки, словарную статью, составлять свое объяснение незнакомого выражения, иллюстрировать его.

Регулятивные умения:

работать с текстом сказки, используя алгоритм, выполнять самопроверку или взаимопроверку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения:

взаимодействовать с одноклассниками в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

составлять текст — объяснение образного выражения.

5 этап. Физкультминутка

Развивать умение снять напряжение.

Звучит музыка Мориса Равеля «Игра воды»

Учащиеся выполняют движения под музыку и стихотворение.

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три.

Как рыбки плывут, покажи.

Рыбки плавали, ныряли

В голубой, морской воде.

То сойдутся, разойдутся,

То зароются в песке.

Личностные умения:

Развивают умение применять в жизненных ситуациях и учебном процессе способы снятия напряжения, концентрации внимания.

Регулятивные умения:

Формируют:

умение одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную, речевую, мыслительную.

6 этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Стимулировать использование приобретенных знаний и умений для сочинения собственного текста.

Учить выполнять учебные действия в соответствии с учебным заданием, представлять результат свой деятельности.

Как вы думаете, зачем мы анализировали отрывки из сказки, объясняли образные выражения?

— Где и каким образом нам и другим ребятам поможет наш словарь?

— Да, правильно. Словарь поможет сделать нашу речь была более яркой, красивой, образной, поможет пересказывать произведения, составлять тексты, сочинения.

— Подумайте и составьте свой небольшой текст с образным выражением, которое вы сегодня изучали, объясняли, над которым размышляли.

Выберите вариант задания: информативный, импровизационный, эвристический.

«Не печалься, ступай себе с богом».

Информативный вариант.

Впиши пропущенные слова.

«Мальчик в кружке судомоделирования построил парусник, принес домой, с восторгом … папе. Вдруг нечаянно задел рукой парусник, модель упала, … одна мачта. Папа успокаивает сына: «Не печалься, сынок, ступай себе с богом» спать. А сам папа полночи просидел с парусником, но … мачту.

Импровизационный вариант.

Допиши текст так, чтобы можно было использовать в рассказе фразу «не печалься, ступай себе с богом».

Мальчик в кружке судомоделирования построил парусник, принес домой, с восторгом показывает папе. Вдруг нечаянно задел рукой парусник, модель упала, сломалась одна мачта…»

Эвристический вариант.

Придумайте ситуацию, когда можно использовать фразу «не печалься, ступай себе с богом». Запишите ее.

«Не дерзнул поперек слова молвить».

Информативный вариант.

Допиши пропущенные слова.

«Мальчик играл вечером дома, … железную дорогу с рельсами, вагонами, шлагбаумом. Ему нужен был машинист. А младшая сестренка в это время … игрушечного машиниста спать. Брат … у сестры игрушку и сказал, что машинист поведет состав. Сестренка расплакалась, ведь она … игрушке колыбельную песню. Мама объяснила сыну, что нельзя … других. Старший брат — защитник и человек, с которого младшая сестра будет брать пример. Мальчик «не дерзнул поперек слова молвить». Он … игрушку сестре».

Импровизационный вариант.

Допиши текст так, чтобы можно было использовать в рассказе фразу «не дерзнул поперек слова молвить».

«Мальчик играл вечером дома, строил железную дорогу с рельсами, вагонами, шлагбаумом. Ему нужен был машинист. А младшая сестренка в это время укладывала игрушечного машиниста спать. Брат забрал у сестры игрушку и сказал, что машинист поведет состав…»

Эвристический вариант.

Придумайте ситуацию, когда можно использовать фразу «не дерзнул поперек слова молвить». Запишите ее.

«Теперь твоя душенька довольна»

Информативный вариант.

Допиши пропущенные слова.

«У девочки дома жил игривый котенок. Она решила нарисовать его. Но домашний питомец не хотел сидеть на месте. У девочки никак не получалось … мордочку, котенок постоянно убегал. Девочка снова и снова … мордочку своего питомца. Но голова зверька выходила то слишком большой, то слишком вытянутой. На следующий день мама … дочке книгу «Как рисовать животных». Дочь рассмотрела и … главу о том, как рисовать кошек. Вот теперь котенок … забавным, игривым, похожим на настоящего. «Теперь твоя душенька довольна», — воскликнула мама».

Импровизационный вариант.

Допиши текст так, чтобы закончить его можно было фразой «теперь твоя душенька довольна».

«У девочки дома жил игривый котенок. Она решила нарисовать его. Но домашний питомец не хотел сидеть на месте. У девочки никак не получалось нарисовать мордочку, котенок постоянно убегал. Девочка снова и снова принималась набрасывать мордочку своего питомца. Но голова зверька выходила то слишком большой, то слишком вытянутой…»

Эвристический вариант.

Придумайте ситуацию, когда можно использовать фразу «теперь твоя душенька довольна». Запишите ее.

«Лишь с очей прогнать велела».

Информативный вариант.

Допиши пропущенные слова.

«Две девочки давно дружат. Летом девочки поехали в детский лагерь. Они устроили неподалеку от лагеря шалаш, в котором … Это был их общий секрет. Лора  … секретом с другой девочкой. Теперь про их шалаш … еще одна девочка. Когда Лора  … к подружке, та «лишь с очей прогнать велела».

Импровизационный вариант.

Допиши текст так, чтобы закончить его можно было фразой «лишь с очей прогнать велела».

«Две девочки давно дружат. Летом девочки поехали в детский лагерь. Они устроили неподалеку от лагеря шалаш, в котором играли. Это был их общий секрет…»

Эвристический вариант.

Придумайте ситуацию, когда можно использовать фразу «лишь с очей прогнать велела». Запишите ее.

Личностные умения:

Проявлять интерес и творческое отношение к созданию своего текста.

Познавательные умения:

Составлять выбранный вариант выполнения задания;

Обосновывать свое суждение.

Регулятивные умения:

Ориентироваться в разных способах выполнения задания;

Выполнять учебное действие в соответствии с учебным заданием.

Коммуникативные умения:

Адекватно взаимодействовать с партнером;

Использовать речевые средства для представления результата.

Предметные умения:

Демонстрировать умение сочинять свой текст.

7 этап. Домашнее задание.

Научить понимать учебное задание.

Нарисуйте иллюстрацию к образному выражению, над которым работали на уроке.

Личностные умения:

Сформировать интерес к домашнему заданию.

Регулятивные умения:

Ориентироваться в учебном задании.

8 этап. Рефлексивная деятельность.

Самоанализ и самооценка ученика

Научить:

— соотносить полученный результат

с поставленной целью;

— оценивать результат своей деятельности;

— оценивать результат учебной деятельности.

Самоанализ

Закончите предложения:

• На уроке литературного чтения по теме «Образные слова и выражения в сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» я

узнал(а) … , понял (а) … , научился (лась) … .

• Наибольшего успеха я достиг(ла) в … .

Самооценка

По итогам работы учащиеся выбирают для себя соответствующую формулировку и рисуют ее символ – смайлик:

«Я полностью справился с заданием самостоятельно»

«Я справился с заданием хорошо, но мне помогали…»

«Я не

справился с заданием

так, как

мне бы

хотелось.

Мне надо

 еще

поучиться и потрени-

роваться»

Регулятивные умения:

Оценка своей деятельности.

Познавательные:

Рефлексия способов и условий действия.

Личностные:

Самооценка на основе успешности.

Коммуникативные:

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 12 Еманжелинского муниципального района

Челябинской области

Мастер класс для педагогов:

Работа над образностью речи детей на примере сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

подготовила: Абдулгазина Екатерина Александровна

воспитатель

Еманжелинск

2014 год

Мастер-класс для воспитателей.

Цель: создать условия по развитию образности речи коллег средствами художественной литературы и фольклора.

Задачи:
  ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ – формировать целостное восприятие художественного текста в единстве с содержанием и художественной формой;
— закреплять знания детей об особенностях разных литературных жанров.
РЕЧЕВАЯ – воспитывать чуткость к образному строю языка сказки, учить замечать и выделять изобразительно-выразительные средства (эпитеты, метафору); 
— упражнять в подборе сравнений, синонимов, антонимов.
НРАВСТВЕННАЯ —  учить понимать значение пословиц о корысти, жадности, глупости, связывать значение пословицы с определенной ситуацией.

Материал: книга «Сказка о рыбаке и рыбке»  А.С. Пушкина; карточки с пословицами, фразеологизмами, вопросами, заданиями по содержанию сказки.

ХОД:   В качестве примера, который может быть использован нами для работы над образностью речи детей старшего  дошкольного возраста, я выбрала сказку А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
Когда мы знакомим детей с художественными произведениями, мы решаем 4 основных задачи: познавательную, речевую, нравственную и творческую. Наше занятие будет состоять из шести блоков, каждый из которых в отдельности решает обозначенные нами задачи.
Первое, что мы делаем, при знакомстве детей со сказкой – это

Организация восприятия литературного текста

Перед чтением художественного произведения детям дается установка: «Сейчас вы будете слушать сказку, постарайтесь заметить и запомнить сказочные красивые слова (эпитеты, метафоры).
Представим, что сказку я прочитала накануне занятия, поэтому  моя задача сейчас помочь детям вспомнить содержание художественного произведения (в данном случае сказку А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке») Эту работу можно провести следующими приемами:
 — показ иллюстраций по содержанию х/произведения (предложить детям, рассматривая иллюстрации, рассказать о том, что изображено, словами из сказки).
— провести д/ игру «Из какой сказки эти строчки»- зачитать более выразительные строчки, эпизоды, отрывки из текста.
— предложить детям вспомнить героев и их поступки.

Работа над развитием речи

находим и называем персонажей сказки, их авторское описание;

определяем главного героя;

разбираем положительные и отрицательные качества героев;

Цель: учить детей осмысливать характеры персонажей, мотивированно оценивать поступки героев, формировать чуткость к образному строю сказки.

Задаем детям вопросы по содержанию сказки:

Как А.С. Пушкин назвал сказку, которую я вам прочла?

Можно ли по названию сказки догадаться о ком будет идти речь?

Какое чувство вызвало у вас это произведение? Грусть? Радость?

Что вызвало у вас грусть? Что вызвало вашу радость?

Кто главный герой на ваш взгляд в этой сказке? (рыбка) Почему? ( на месте старика и старухи мог бы быть другой герой?)

Как автор изображает главного героя? Какими словами он о ней говорит? (золотая рыбка, государыня рыбка)

Сколько лет рыбачил старик в сказке?

Каким изобразил автор старика?

Какими словами говорил он о нем? (старче, дурачина, простофиля, старик, прямой простофиля, мужик, старичок, старый невежа)

Какой мы видим старуху в сказке?

Вспомни слова, которыми автор полно и метко передает характер старухи? (еще пуще старуха бранится…, старика старуха забранила…, на чем свет стоит мужа ругает…)

Подбор определений
Какими словами можно охарактеризовать  рыбку? (добрая, честная, бескорыстная, воспитанная, справедливая, порядочная, вежливая, примерная, терпеливая, сдержанная).
Старика? (несчастный, добрый, безотказный, трудолюбивый, бесхарактерный, доверчивый, ведомый, бедный, замученный).
Старуху? (сварливая, жестокая, безжалостная, злая, жадная, грубая, надменная, неблагодарная, глупая, ненасытная, беспощадная).

Разбираем поступки героев:
— Как вы думаете, кого из своих героев автор больше любит? (рыбку) Почему? Потому что автор показал рыбку воспитанной, вежливой, честной, справедливой…
   — На каком примере это видно? ( Какими бы нелепыми не были просьбы старика, она, за исключением последней, все их выполняла, всегда обращалась к нему с уважением, вежливо).
— Сколько просьб старика выполнила рыбка? ( 4)
— Кто помнит, как спрашивала рыбка старика и отвечала ему? Какие желания старухи выполнила рыбка? («Чего тебе надобно, старче?» «Не печалься, ступай себе с Богом», «Будет вам новое корыто», Так и быть: изба уж вам будет», столбовою дворянкой, царицей.)
— Расскажите, как получилось, что рыбка стала служить старику.

Объяснение детям смысла трудных слов из текста сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
Цель: учить детей замечать и выделять старославянские слова, изобразительные средства, понимать их значение.
Пример: Объяснение смысла слова «старче»
Как вы думаете, почему рыбка, обращаясь к старику, всегда называла его «старче», а не старик, старый, старикан, старичок? Как вы понимаете смысл этого слова? (человек старый, усталый, уставший от тяжелой жизни, изнеможденный тяжелым трудом и заботами)
ВЕТХАЯ – разрушающаяся от старости, дряхлая.
ЗЕМЛЯНКА – крытое углубление в земле, вырытое для жилья.
СТАРЧЕ – старый, усталый человек.
ОТКУП – исключительное право на пользование чем-нибудь, на получение каких-нибудь доходов или на продажу  товаров.
ВЕЛИКОЕ ЧУДО —  нечто небывалое,  необыкновенное, поразительное, необычное, сказочное, удивительное.
ВЫКУП – плата, деньги, которыми выкупают что-либо.
КЛИКАТЬ —  звать.
НАДОБНО – надо, нужно.
ПУЩЕ – больше, сильнее.
БРАНИТЬСЯ – ссориться, ругаться, выражать свое недовольство.
СВАРЛИВАЯ БАБА – ворчливая, склонная к ссорам.
СВЕТЕЛКА – небольшая  комната, обычно в верхней части жилья.
СТОЛБОВАЯ ДВОРЯНКА —  дворянка из старинного рода.
ВЫСОКИЙ ТЕРЕМ – В древней Руси высокий, богатый дом  с покатой крышей, с надворными постройками.
ДУШЕГРЕЙКА – теплая кофта без рукавов, род жилета обычно на вате или меху.
КИЧКА – старинный русский праздничный головной убор замужних женщин.
ЧУПРУН – спускающаяся на лоб прядь волос.
ВЗМОЛИЛСЯ – горячо просил, умолял.
БЕЛЕНЫ ОБЪЕЛАСЬ —  совсем одурела.
ГОВОРЯТ ТЕБЕ ЧЕСТЬЮ – просить вежливо, не угрожая, не принуждая.
ПОНЕВОЛЕ – вопреки желанию, независимо от него.
ГРОЗНАЯ СТРАЖА – суровая вооруженная охрана.
ДУШЕНЬКА – милый, приятный человек.
ДОВОЛЬНА – удовлетворенное состояние.
С ОЧЕЙ ПРОГНАТЬ – прочь,  дальше от какого-то места.
ОЧИ – глаза.
ВЕЛЕЛА – приказала, потребовала, твердо изъявила свою волю.
НЕ САДИСЯ НЕ В СВОИ САНИ – не берись за дело, с которым не сможешь справиться, говорится как предостережение или с упреком, когда очевидно, что человек не справится с тем делом,  за которое берется.
ПОДЕЛОМ – справедливо, так и следует.
НЕВЕЖА – малообразованный человек.
ВЛАДЫЧИЦА – человек, владеющий чем-либо.
СЛУЖИТЬ – делать что- нибудь, для кого-нибудь, выполнять чью-нибудь волю.
НА ПОСЫЛКАХ – на побегушках, выполнять мелкие поручения кого-либо.
ПЕРЕЧИТЬ – поступать  и говорить наперекор, наоборот.
НЕ ДЕРЗНУЛ – непочтительно, оскорбительно, грубо разговаривать.
ПРОКЛЯТАЯ БАБА – преданная проклятию, ругани, брани, осуждению женщина.

Интонационные упражнения, игры.

Цель: формировать выразительность, точность речи.
Давайте попробуем обратиться к старику от имени рыбки так, чтобы по нашему голосу было ясно, что это действительно старый, уставший от жизненных проблем, от сварливой старухи, человек. (Дети интонируют точно и выразительно, передавая точно голосом состояние героев).
Кто запомнил, как менялось море при каждой просьбе старика? Слова у поэта подобраны так, что мы чувствуем приближение беды. Попробуйте голосом передать это состояние моря.

Море слегка разыгралось.

Помутилось синее море.

Неспокойно синее море.

Почернело синее море.

На море черная буря: так и вздулись сердитые волны, так и ходят, так воем и воют.

Как вы думаете, для чего поэт разными словами говорит об одном и том же?  (А.С. Пушкин описанием состояния моря, показал, как менялось настроение у рыбки при каждой просьбе старика)

Игра «Я начну, а вы закончите»
Цельучить детей находить  сходство  в характерах героев сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» с характеристиками героев из других сказок.

Старик доверчив как

(волк из сказки «Лисичка-сестричка  и серый волк»;

петушок из сказки «Кот, петух и лиса»; 
Жихарка из сказки «Жихарка»; 
медведь из сказки  «Маша и медведь»)
Старуха жадная как… 
(мачеха из сказок «Морозко» и «12 месяцев», «Хаврошечка», «Золушка»
Лиса из сказки «Заюшкина избушка»; «Лисичка со скалочкой»)
Рыбка выполняла волшебные просьбы как
Щука из сказки «По щучьему веленью»
Волк из сказки «Иван-Царевич и серый волк»
Коровушка из сказки «Хаврошечка»
Василиса-Прекрасная из сказки «Царевна-лягушка»

Словарная игра «От каждого по словечку»
(эпитеты, метафоры, сказочные слова)
Цель: учить детей замечать и называть выразительные средства автора, понимать целесообразность их использования.
Детям дается задание выбрать и назвать красивые сказочные слова из текста сказки.

Подбор синонимов к заданному определению.
Цельупражнять детей в подборе синонимов, воспитывать стремление к точному словоупотреблению.
ГЛУПЫЙ —  бездарный, безумный, невежда, «недалекий», дремучий, неразумный, нецелесообразный.
ЖАДНАЯ – корыстная, скупая, расчетливая, скряга.
СПРАВЕДЛИВАЯ – воспитанная, порядочная, честная, достойная, примерная, умная.

Подбор антонимов к заданному слову.
Цель: упражнять детей в подборе антонимов, помочь запомнить старославянские слова, понять смысл трудных слов.
СТАРЧЕ – МОЛОДЕЦ
ВЕТХАЯ – НОВАЯ
КЛИКАТЬ – МОЛЧАТЬ
ЧУДО – ОБЫДЕННОСТЬ
ЗАБРАНИЛА – ЗАХВАЛИЛА
ДУРАЧИНА – УМНИЦА
ПРОСТОФИЛЯ – СКРЯГА
ПУЩЕ – МЕНЬШЕ, СЛАБЕЕ
БРАНИТЬСЯ – МИРИТЬСЯ, ВЫРАЖАТЬ СВОЕ НЕДОВОЛЬСТВО
СВАРЛИВАЯ – НЕЖНАЯ, ЛАСКОВАЯ
СВЕТЕЛКА – ПОДВАЛ, ПОДЗЕМЕЛЬЕ, ПОГРЕБ
ПОМУТИЛОСЬ МОРЕ – ПРОСВЕТЛЕЛО МОРЕ
КИЧКА – ПЛАТОК
ЧУПРУН – ЛЫСИНА
БЕЛЕНЫ ОБЪЕЛАСЬ – ПОУМНЕЛА
НЕВЕЖА- УЧЕНЫЙ, ГЕНИЙ
ПОДЕЛОМ – НЕСПРАВЕДЛИВО, НЕЗАСЛУЖЕННО
ЗЕМЛЯНКА – ДОМ, ДВОРЕЦ

Подбор однокоренных слов к заданным словам
Старик, море, рыбка

Игра «Скажи по-другому»
Цель: учить детей понимать переносное значение образных выражений.
Жемчуга огрузили шею – повисли тяжелым, неподвижным грузом.
Еще пуще старуха вздурилась – еще больше, сильнее старуха рассердилась
Что ты, баба, белены объелась – что ты, баба, совсем с ума сошла?
На чем свет стоит мужа ругает – ругает шумно, громко, чтобы все слышали.
Не садись не в свои сани – не берись за дело, с которым не сможешь справиться.
Ни ступить, ни молвить не умеешь – малообразованный человек.

ИГРА «Подбери пословицу, фразеологизм к герою сказки».
Пословицы: 
Рыбка:
Держать слово;
Дать сдачи;
Давши слово – держись;
Доброго держись, а от худого удались.
Доброму все добро.
Долг платежом красен.
Соврешь – не помрешь, да впредь не поверят.
Старик
Будь своему слову хозяин.
Что посеешь, то и пожнешь.
Заячья душа.
Век живи, век учись.
Волков бояться – в лес не ходить.
Петя Васин на все согласен.
Злом отвечать на добро плохо.
Не в свои сани не садись.
Старуха:
Каков привет, таков и ответ.
Лягушке волком не быть, сколько воды не пить.
Не зарься на чужое, свое береги.
Сделав худо, не жди добра.
За худым пойдешь – худое найдешь.
Что посеешь – то и пожнешь.
За большим погонишься, малого не увидишь.
Как аукнется, так и откликнется.
Сам себя губит, кто других не любит.
Учись на добро отвечать добром.
Сколько волка не корми, а он все в лес смотрит.

Дети выбирают пословицы, объясняют их смысл, и поясняют, почему они так думают. В конце занятия, необходимо сделать нравственный вывод сказки, т.е. чему нас эта сказка учит: «не делай никому зла», учись быть благодарным, тогда и тебя отблагодарят за доброту.

«Нравственный урок»

Цель: — помочь детям понять, в чем нравственный урок сказки, главный ее смысл; в чем переносный смысл малого фольклора (пословицы, поговорки, фразеологизмы);
 учить детей сравнивать, сопоставлять, формировать привычку доказывать, что это, так или иначе
 воспитывать добрые чувства у ребенка.
Каждая сказка А.С. Пушкина – это наука о жизни. Основной нравственный урок «Сказки о рыбаке и рыбке»- это:
— «не задавайся, не проси лишнего, а то останешься у разбитого корыта»
ВОПРОСЫ:

Расскажите, как получилось, что рыбка стала служить старику?

Кого вам больше всего жалко в сказке?

Как бы вы помогли старику и рыбке?

Как вы думаете, эта история о рыбаке и рыбке могла бы случиться на самом деле, или это выдумка автора? Почему вы так думаете?

Чему нас хотел научить А.С. Пушкин в своей сказке?

Каких людей высмеивает А.С. Пушкин в своей сказке?

Какую плату понесла старуха?

Как вы думаете, почему рыбка ничего не сказала старику в последний раз? Что автор хотел сказать этим молчанием рыбки?

Что могла бы рыбка сказать старику?

Какие слова народ сказал старику? ( Поделом тебе, старый невежа! Впредь тебе, невежа, наука: не садись не в свои сани.)

Что автор хотел сказать герою словами народа?

Подходят ли к персонажам  сказки эти пословицы: «Будь своему слову хозяин» ( о рыбке); «Бояться не надо – надо умом раскинуть» (к старику); «Влез кот на сало, и кричит: «Мало!» ( к старухе).

Выражают ли главную мысль сказки эти пословицы: «Много хватать- свое потерять»; «Много хочешь – последнее потеряешь»; «Многого желать – добра не видать».

Творческое задание

Творческие задания даются детям на материале хорошо им известных сказок, например:

Придумать новое название сказки

Придумать разные новые варианты эпизодов, отрывков сказки

Придумать новое начало (окончание) сказки

Сказка продолжается: старуха пришла к синему морю, а золотая рыбка ей сказала…

Какие три телеграммы вы бы послали старику, старухе, рыбке?

Нарисовать сказочные дома, встречающиеся в сказке (землянка, изба, терем, светелка)

Нарисуй настроение – дети с помощью цветовой гаммы «рисуют настроение», полученное при слушании отдельных отрывков сказки

Придумайте похожую историю про жадных людей

В сказку попала волшебная палочка. Кому она помогла, и что она изменила?

С помощью пантомимы, мимики, жестов изобразите диалоги старика и старухи, финальную сцену сказки.

Придумайте шуточные вопросы любому из героев сказки.

 Нарисуйте сказку, эпизод сказки при помощи схем.

 Поставим частицу «не»  перед каждым героем. Кто мог оказаться на его месте.

Придумайте смешную дразнилку для старухи (жадина- говядина соленый огурец)

Придумайте новую просьбу рыбке, которую она исполнит в большим желанием или сожалением.

Минибеседа об особенностях жанра сюжета сказки

Цель уточнить представления детей о жанровых особенностях сказки.

Дети старшего возраста должны знать, что х/произведение имеет родовую принадлежность и жанровые особенности.
Вопросы:
— Что за х/ произведение я вам прочла, стихотворение, сказку или рассказ?
— Почему вы так думаете?
— Чем отличается рассказ, стихотворение от сказки?
— Эта сказка народная или авторская? Почему?
— Чем отличаются сказки А.С. Пушкина от других сказок? (Пушкин писал свои сказки в стихах).
   Из чего состоит сказка?  (элементы сказки)

— зачин

— присказка (нет в этой сказке)

— повторы (Дети могут передать интонацией характер героев (не дает старику мне покоя; смилуйся, государыня рыбка; не печалься, ступай себе с Богом; Дурачина ты простофиля; чего тебе надобно, старче; Еще пуще старуха вздурилась) Одинаковы ли повторы по своему напряжению? – нет, они с каждым разом все больше усиливаются.

— победа добра над злом

— волшебные предметы помощники (нет)

— волшебные превращения (Д/и «Кто в кого превращается»)

— волшебные герои (рыбка)

— сказочные красивые слова (зачитать сказочные слова, эпитеты, метафору)

— сказочные дразнилки (Дурачина, ты простофиля)

— концовка – можно предложить детям рассказать, чем закончилась сказка, выделив интонацией голоса настроение этой части

— Сейчас мы с вами вспомним, из чего состоит сказка (сюжет сказки)
— А какой части нет в сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» ((присказки волшебных предметов помощников)

Композиция (структура) сказки
Цель закрепить знания детей о композиции сказки (можно использовать модели)
Вопросы:
 — Из скольких частей состоит любая сказка? (из трех)
— назовите эти части ( начало или завязка – развитие событий; середина или кульминация – момент наивысшего напряжения; концовка – окончание сказки.
Модели
Посмотрите на эти модели, как вы думаете, что они обозначают?  (начало, середину и конец сказки)
— О чем говорится в начале сказки?
— Расскажите самые интересные на ваш взгляд эпизоды, отрывки из середины сказки.

Заключительное слово: Уважаемые родители, я постаралась рассказать Вам о всех возможных методах и приемах работы с детьми по развитию образности речи на примере сказок. Спасибо за участие в нашем мастер-классе, надеюсь, что наша совместная работа принесёт плодотворный результат.

Список использованной литературы:

А.С. Пушкин «Сказки». М. «Росмэн», 1996.-134 с.

О.С Ушакова, Н.В. Гавриш  Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 224 с.

Л.Б. Фесюкова Воспитание сказкой: для работы с детьми дошкольного возраста, М. ООО «Издательство АСТ», 2000.- 464 с.

Л.Б. Фесюкова, И.В. Мирошниченко, И.С. Панасюк, Н.В. Яковлева Воспитываем и обучаем. Комплексные занятия и игры для детей 4- 7 лет. – X: ЧП «Ан ГРО Плюс», 2008. – 208 с.

Л.Б. Фесюкова, О.О. Григорьева Времена года. Комплексные занятия.- X.: ЧП «АН ГРО ПЛЮС», 2008. – 208 с.

Е.В. Лаврентьева Веселый фразеологический словарь. РООССА. 2010.  – 143 с.

  • Огород огорожен как пишется
  • Образное сочинение по истории 6 класс выберите одного из участников крестовых походов
  • Объявление как пишется мягкий или твердый знак
  • Огниво сказка спектакль смотреть
  • Образ чечевицына из рассказа мальчики