- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Лиса и журавль — анализ сказки
Народная русская сказка «Лис и Журавель» — это, пожалуй, единственное произведение в русском фольклоре, где Лиса и Журавель дружили. Это сказка не только о такой необычной дружбе, но и о приветливости и гостеприимстве.
Главные герои сказки, которыми являются Лис и Журавель совсем не знаю, как дружить и как принимать у себя в доме гостей. Их знакомство началось с того, что они вдвоем крестили маленького медвежонка. После этого они как-то сдружились и начали ходить друг в другу в гости. Бросается в глаза то, что каждый из них думал только о себе, Лиса подготовила себе плоскую посуду, с которой ей было удобно кушать и Журавлю дала такую же. Она разложила кашу по тарелке и начала кушать. Журавель и так пытался клювом, и сяк, ничего не выходило. В итоге Лиса и съела всю кашу сама. Из-за клюва птица не могла употреблять пищу из посуды с плоским дном. Когда Журавель пригласил Лису к себе, то поступил аналогично. Поставил на стол два кувшина, в которых была окрошка. Лиса и так, и сяк пыталась поесть, но ничего не получилось. Журавель довольный съел всю окрошку и свою, и Лисицы.
После таких неудачных походов в гости и закончилась дружба Лисицы и Журавля.
Сказка «Лисица и Журавель» является русской народной. Главная мысль произведения заключается в том, что никогда не надо ничего делать плохого другому человеку. Иначе, все вернется и еще в большей степени. Всегда нужно идти на встречу, пытаться находить компромиссы и быть терпеливым к друг-другу.
Сказка учит тому, что нужном быть добрым к другим людям. Быть гостеприимным к друзьям. Не думать только о себе, но и подумать о своем друге или гости. Этого в сказке Лиса и Журавель не делали, в итоге они потеряли дружбу. Никто из них не хотел идти на компромисс и был зациклен на чем-то своем.
В этой сказке заложен скрытый подтекст. Ситуации, которые были у героев русской сказки аналогична с теми, которые часто встречаются в жизни. Ведь каждый человек достоин уважения к себе и своему образу жизни в такой степени, в которой сам проявляет уважение к другим людям. К примеру, Лиса сразу не подумала о том, что Журавлю будет неудобно есть с такой посуды, тем самым, проявив свое неуважение к куму. Так же бывает и в жизни, люди зачастую не ходят входить в ситуацию и идти на встречу кому-то. Это значит, что он не уважает своего оппонента. Сказка вышла очень добрая и поучительная. Очень глубокая мысль заставляет задуматься даже маленького ребенка. Сказка уже с детства учит детей уважению друг к друг.
Другие сочинения: ← Анализ сказки Царевна-лягушка↑ ДругиеАнализ сказки Как один мужик двух генералов прокормил Салтыкова-Щедрина →
Краткое содержание сказки
Стала Лиса кумой Журавлю. Решила его в гости позвать. Манную кашу сварила, по тарелке размазала. Сама язычком тарелку вылизывает, Журавля угощаться приглашает. Только кумец клювом по тарелке стучал-стучал, а проглотить ничего так и не смог. Поблагодарил Лисичку за угощение и к себе в гости зовет. Решил кумушку проучить. Сварил окрошку, насыпал в кувшин и предлагает Лисе. Бедная кумушка вокруг кувшина и так, и эдак, а мордочка в кувшин не лезет. Журавль выклевал всю еду из кувшина, а Лиса голодной осталась. С тех пор у Лисы и Журавля дружба врозь. Читать сказку онлайн полностью можно на нашем сайте.
«Лиса и журавль» (Русская народная сказка)
Подружилась лиса с журавлём и зовёт его к себе в гости:
— Приходи, куманёк, приходи, дорогой. Уж вот как я тебя угощу!
Пришёл журавль на званный обед, а лиса наварила манной каши, размазала по тарелке и потчует журавля:
— Кушай, куманёк, кушай, голубчик! Сама стряпала.
Журавль хлоп-хлоп носом по тарелке, стучал-стучал — ничего не попадает. А лиса лижет себе да лижет кашу, так всю сама и скушала. Съела лиса кашу и говорит:
— Не обессудь, куманёк, больше потчевать нечем.
— Спасибо, кума, и на этом, — отвечает журавль. — Приходи завтра ко мне.
На другой день приходит лиса к журавлю, а журавль наготовил окрошки, налил в высокий кувшин с высоким горлышком, поставил на стол и потчует:
— Кушай, кумушка, кушай, милая! Право, больше потчевать нечем.
Вертится лиса вокруг кувшина: и так зайдёт, и этак, и лизнёт-то кувшин, и понюхает — всё ничего не достанет. А журавль стоит на своих высоких ногах да длинным носом окрошку из кувшина таскает. Клевал да клевал, пока всё не съел.
— Ну, не обессудь, кумушка, больше угощать нечем.
Пошла лиса домой не солоно хлебавши. На этом у них и дружба с журавлём кончилась.
Анализ сказки Лиса и Журавль
Лиса и Журавль – коротенькая сказка о том, как дружить и как гостей принимать. Персонажи сказки Лиса и Журавль не умеют дружить, плохо знакомы с правилами гостеприимства. Возможно, у героев были добрые намерения. Но, приглашая друг друга в гости, каждый думал о себе, а не заботился о том, чтобы гостю было удобно. Поэтому Журавль чувствовал себя неловко в гостях у Лисички, а Лисичка – у Журавля. Смысл сказки Лиса и Журавль заключается в том, что надо уметь дружить и заботиться о друзьях. Чему учит сказка Лиса и Журавль? Сказка учит думать не только о себе, но и о других.
Краткая характеристика героев
Герои сказки немногочисленны. Это:
Подленькая Лиcа, главными качествами которой являются хитрость и жадность, выражающиеся в желании пожить за счет других. Такой она предстает практически во всех народных сказках.
Простодушный, однако не лишенный мстительности, Журавль. Он достаточно умен, поэтому понимает хитрость Лисы и находит способ отплатить ей тем же.
Можно предположить, что оба героя без злого умысла так недружелюбно встречали гостей. Однако народная мудрость не зря высвечивает поведение хитрой Лисы, повадки которой издавна славятся коварством. А Журавль создает впечатление птицы, гордо несущей свою голову. Он достойно отвечает на уловки кумушки Лисы. Но, вероятнее всего, оба они просто не имели правильного представления о том, что встречать гостей следует радушно и с учетом их предпочтений. Невоспитанность – вот камень преткновения, о который разбилась дружба между столь разными героями.
Стр. 44. Лиса и журавль
1. Сравни начало и конец сказки. Как ты думаешь, почему не получилось дружбы у лисы с журавлём? Что ты посоветуешь героям сказки?
Начинается сказка «Лиса и журавль» на очень положительной ноте, фразой:
Лиса и журавль подружились.
Сложно конечно представить себе такую дружбу, но в сказке все возможно. Впрочем дальнейшие события показали, что от дружбы здесь было только название. По крайней мере хитрая и жадная лиса вовсе не хотела быть настоящим другом журавлю. Это стало заметно, когда лиса пригласила журавля на обед, а манную кашу размазала по тарелке.
Журавль аналогично ответил залив окрошку в кувшин с узким горлом.
Вот дружба у лисы и журавля врозь и пошла — так заканчивается сказка.
А ведь надо было только проявить друг к другу немного участия. Научиться уважать друг друга и все у этой странной пары было бы отлично.
2.Подходит ли к этой сказке пословица «За добро добром и платят»? Объясни свой ответ.
Да подходит, так как лиса угостила журавля, но так, чтобы он не смог поесть, а журавль отплатил тем же, пригласив лису, и так же угостил, чтобы лиса не смогла достать.
3. Можно ли назвать друзьями лису и журавля? Запиши ответ в «Рабочую тетрадь».
Нет нельзя, так друзья не поступают.
4. Обсудите с другом, какова главная мысль сказки. Можно ли сказать, что пословица «Как аукнется, так и откликнется» подходит по смыслу к содержанию сказки?
Разумеется, пословица «Как аукнется, так и откликнется» прекрасно подходит к этой сказке. Мораль: как поступишь с кем-то, так и с тобой потом поступят.
Сделаешь плохо кому-нибудь — и тебе когда-нибудь достанется.
Добро несёт с собой ответное добро, а уж зло всегда обернётся злом тому, кто его делает.
Русская сказка
О сказке
Русская народная сказка «Лиса и журавль»
Сказка об удивительной дружбе лисы и журавля – один из примеров сказочного фольклора, где воспитательное начало выявлено наиболее ярко и имеет первостепенное значение. Знакомое многим крылатое выражение «Как аукнется, так и откликнется» взято именно из этого произведения. В этой сентенции заключен весь смысл текста: поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.
Краткое содержание сказки
Русская народная сказка «Лиса и журавль» состоит из двух частей, в центре каждой присутствует одно событие. В первой части лиса приглашает в гости своего друга журавля и кормит его манной кашей из плоской тарелки. Очевидно, что журавлю с его длинным клювом не удается полакомиться угощением. Во второй части сказки использовано зеркальное отражение событий — лиса идет в гости к журавлю с ответным визитом. Журавль, не желая уступать плутовке-лисе, приготовил обед ей под стать: окрошку в кувшине с узким горлышком. У лисы, как она ни старалась, так же не было возможности отведать блюдо и ушла она «не солоно хлебавши». На этом дружба героев и закончилась.
Характеристика персонажей
Любопытно, что в этой сказке отсутствует такое привычное и удобное деление героев на положительных и отрицательных. Действующие лица – лиса и журавль в одинаковой степени проявляют не самые лучшие стороны. У читателя нет повода обвинить лису в хитрости и коварстве, ведь она первая пригласила в гости журавля. Единственное, что создает перевес не в пользу лисицы – это тот факт, что она не поблагодарила журавля за «гостеприимство». Тогда как журавль, даже оставшись голодным, произносит слова благодарности. Тем не менее, оба героя демонстрируют однотипное поведение и заслуживают одинакового отношения со стороны читателя.
В сказке про лису и журавля много юмора, начиная уже с выбора персонажей, который вызывает удивление: совершенно не похожие друг на друга хищный зверь и птица. Однако такой выбор не случаен, на этом различии построен основной конфликт и мораль сказки. Именно отсутствие понимания индивидуальности и особенностей другого становится причиной разногласий героев. В сказке нет прямого указания, что лиса выбрала посуду и угощение из злого умысла. Возможно, она искренне хотела накормить гостя, но сделала все, исходя только из своих предпочтений, без учета возможностей журавля. В то время как настоящая дружба основана на умении встать в позицию другого, взаимопонимании и компромиссах. Реакция журавля вполне понятна, он, так же как и лиса, не стремиться угодить гостье, а делает все только для собственного удобства. В сказке нет прямого указания на причины такого поведения журавля: пытается ли он отомстить лисе и проучить ее или просто совершает эгоистичный поступок без всякого злого умысла. Сказка оставляет читателю возможность самостоятельно трактовать поступки персонажей и делать собственные выводы из прочитанного. Но как бы не истолковали слушатели поведение героев, мораль сказки останется неизменной: судить другого по себе не стоит.
Читайте русскую народную сказку «Лиса и журавль» на нашем сайте онлайн бесплатно и без регистрации.
Лиса и журавль
Лиса с журавлём подружились. Вот вздумала лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости: — Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу!Пошёл журавль на званый пир. А лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчевает: — Покушай, голубчик куманёк, — сама стряпала. Журавль стук-стук носом по тарелке, стучал, стучал — ничего не попадает! А лисица лижет себе да лижет кашу, так всё сама и съела. Кашу съела и говорит: — Не обессудь, куманёк! Больше потчевать нечем. Журавль ей отвечает: — Спасибо, кума, и на этом! Приходи ко мне в гости. На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, наклал в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит: — Кушай, кумушка! Право, больше нечем потчевать. Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдёт, и эдак, и лизнёт его, и понюхает-то, — никак достать не может: не лезет голова в кувшин. А журавль клюёт себе да клюёт, пока всё не съел. — Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем! Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла — не солоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось! С тех пор и дружба у лисы с журавлём врозь.
Ответы по литературному чтению. 2 класс. Тетрадь по литературному чтению. Кутявина С.В.
3 / 5 ( 2 голоса )
Лиса и журавль: главные герои. Какова главная мысль сказки?
Сказка “Лиса и Журавль” относится к народным сказкам о животных, и ее отличительной особенностью оказывается то, что главными героями сказки являются животные, которых сказители наделяют чертами, присущими человеку.
Два соседа, Лиса и Журавль живут не то, чтобы дружно, но с уважением относятся друг к другу. Лиса приглашает Журавля в гости, но не может преодолеть собственную жадность, а потому угощает Журавля так, что тот уходит не солоно хлебавши.
Журавль показывает, что ему не чужды мстительность и обидчивость. Он также приглашает в гости Лису и тоже угощает ее таким образом, чтобы Лиса осталась голодной.
Естественно, отношения между соседями портятся, и гни больше никогда не зовут друг друга в гости.
Аллегорический смысл этой сказки в том, что люди часто ведут себя подобно этим животным, и в своем эгоизме забывают о законах гостеприимства.
Главные герои сказки:
- Лиса. Жадная, хитрая, притворщица.
- Журавль. Мстительный, находчивый, обидчивый, хитрый.
Читайте по теме: Лиса и журавль: краткое содержание для читательского дневника
Главная мысль сказки:
Не поступай с другими так, как бы ты не хотел, чтобы поступили с тобой. Если пригласил кого-то в гости, не жадничай, а сделай так, чтобы гость остался доволен твоим гостеприимством.
Здесь можно посмотреть полный список произведений для читательского дневника для 1 класса, а тут для 2 класса и для 3 класса здесь, там представлены краткие содержания, главные герои, главная мысль и др.
Мораль сказочного сюжета
Она отчетливо просматривается сквозь призму отношений героев. Красной нитью проходит мысль о невозможности дружбы между людьми, не умеющими или просто не желающими учитывать возможности, привычки и вкусы других. Невоспитанность одной и желание другого проучить негостеприимную соседку приводят к разрыву дружеских отношений.
Такой итог – естественный исход дружбы между теми, кто не умеет заботиться о друзьях, стараться сделать им приятное даже в ущерб собственным привычкам и предпочтениям.
Составители сказки призывают читателей относиться к другим так, как хотелось бы, чтобы относились к ним самим. В обратном случае велика вероятность проявления принципа бумеранга. А ведь бывает не всегда приятно пожинать плоды, которые сам же и посеял.
Ответы к стр. 11
10. Разгадай ребусы. Запиши отгадки.
11. Соедини линиями героев и характеристики.
12. Укажи точно последовательность событий в сказке: пронумеруй эпизоды.
3 | Лиса наварила манной каши. |
6 | Журавль приготовил окрошку. |
8 | С тех пор дружба врозь. |
7 | Журавль угощает лису. |
4 | Лиса угощает журавля. |
1 | Лиса с журавлём подружились. |
5 | Журавль пригласил лису в гости. |
2 | Лиса пригласила журавля в гости. |
Сказка Лиса и Журавль известна многим детям, она довольно поучительная, поэтому часто ее читают в самом раннем возрасте. В этой народной сказке всего два героя Лиса и Журавль, а сюжет состоит в том, что они ходят друг другу в гости, пытаются друг друга накормить. Главный посыл сказки состоит в том, чтобы не делать другим того, чего вы бы сам не хотел, ведь можно получить то, с чем столкнулись гости.
Изначально это два разных персонажа, лиса приглашает в гости журавля, однако еду укладывает на тарелки, понимая, что размазанная по тарелке каша недоступна для журавля. Своим тонким клювом он не смог собрать кашу на тарелке. В результате он приглашает в гости лису и предлагает ей покушать, но из кувшина. Лиса не может туда засунуть свой нос и не может полакомиться.
Эта сказка довольно поучительная, потому что здесь обыгрывается жадность, из жадности лиса изначально предлагает угощение, которое оказалось жидкой кашей на блюдце, и журавль не смог ее попробовать, он ушел голодным. Затем он пригласил лису к себе и придумал подать ей еду в кувшине, следовательно, она тоже ничего не попробовала то, что предложил журавль.
Дети должны задуматься после прочтения сказки, правильно ли поступил лиса, почему так поступил журавль, дружат ли они по-настоящему между собой. Следует понимать, что хорошая дружба предполагает заботу о друге, по идее лиса должна была заранее продумать о том, что ее гость не сможет кушать, и придумать для него отдельную еду. В результате Журавль и лиса не хотели понять характеры друг друга, старались сделать вид, что они гостеприимные, но на самом деле они жадные.
Лиса и журавль хотели накормить своего гостя. Можно предположить, что журавль захотел отомстить хитрой лисе, которая обвела вокруг пальца. Он предложил ей кашу в кувшине, вел себя, как гостеприимный хозяин, но при этом она не смогла ничего съесть. Известно, что даже в жизни лиса и журавль подружиться не смогли бы. Всем известно, что лиса всегда хитрая, изворотливая. Что касается журавля, то это гордая благородная птица, однако из-за их недопонимания и противоположности характеров, они не смогли мириться друг с другом. Они пытались сэкономить на еде.
Важно научиться дружить, делать хорошие поступки для товарища, в этом случае можно рассчитывать на хорошее отношение к себе. Если вы поможете своему другу, то в минуты трудностей, друг тоже поможет. Как ты относишься к людям, так и они будут относиться к тебе в ответ. Этот момент очень важен, следует понимать, что дети должны осознать это еще в самом раннем возрасте. Однако стоит избегать таких друзей, как лиса, в любом они могут сделать подлость даже для своих друзей. Следовательно, между журавлем и лисой на самом деле не было никакой дружбы, потому что лиса изначально жадничала и не хотела накормить гостя.
Главный посыл сказки это то, что не надо экономить, на друзьях и нужно запомнить пословицу, как аукнется — так и откликнется, необходимо относиться хорошо к другим людям, если вы хотите такого же отношения и к себе. В обычной жизни людям воздается по заслугам и хорошее отношение нормальные люди ценят.
Краткосрочный творческий проект
«Воспитание сказкой» по русской народной сказке «Лиса и журавль».
ГБДОУ №31,подготовительная к школе группа № 6 компенсирующей направленности, воспитатель Рыбакова Р.А.
Сказка – это волшебный и увлекательный мир, который учит детей думать, оценивать поступки и действия героев, помогает понять мир человеческих взаимоотношений, тренирует память, внимание, развивает речь. Нетрадиционные формы работы со сказками научат ребенка оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать, мыслить, делать выводы, доказывать, извлекать нравственный урок.
Одно из самых любимых занятий дошкольника – игра. Ребенок большую часть дня играет. Игра, также необходима в жизни детей, она развивает мыслительные способности ребенка, он накапливает знания об окружающем мире. Поэтому, объединив игру и сказку, мы получим универсальную схему, которая поможет всесторонне развивать детей, ведь возможности сказки безграничны.
Благодаря нетрадиционным методам работы со сказкой, дошкольники поймут, что всю ситуацию в этой сказке задает лиса. Очевидно, цель у лисы была одна – поиздеваться над журавлем, над его длинным клювом. Лиса в этой сказке несет черты многих сказочных лис – хитрая, изворотливая, бессовестная, циничная. В пределах сказки дети поймут и одобрят журавля, проучившего свою обидчицу. Но не всегда нужно поступать так! В пределах истории лисы и журавля ответная месть журавля лисе была исполнена в том же ключе, что и поступок лисы – обидчицы. Никто серьезно не пострадал, все остались при своих интересах. Конфликт лисы с журавлем уникален тем, что он, в отличие от раздоров в песочницах, житейских кухонных скандалов и мировых войн, не разросся, в него не были вовлечены посторонние силы. Ведь обиженный журавль мог слетать за журавлиной стаей и, чем это могло закончиться…? Сюжет сказки основан на выяснении отношений обидчика и жертвы, причем обидчика, который сам становится таковым (то есть обидчиком). Лиса и журавль посчитали себя друзьями, поиздевались друг над другом, «друзья» получили удовольствие от беспомощности друг друга, а какая-то загадочная дружба птицы и зверя, у которых вообще практически ничего общего нет, так ни чем и не закончилась.
С одной стороны, сказка «Лиса и журавль» входит в ряд сказок, где все изначально основывается не просто, чего нет и быть не может, а на том, из чего невозможно выстроить хоть столько — ни будь стройный сюжет. С другой стороны, эта сказка — настоящая басня, где сюжет приобретает отчетливый смысл только в отношении сформулированной сентенции – «как аукнется — так и откликнется».
Научившись рассказывать, пересказывать, творчески мыслить, ребенок совершает огромный скачок в развитии, который будет способствовать развитию личности. В стране выросло новое поколение, которое слушает сказку с позиции ХХ1 века, века сверхвысоких технологий, изменивших жизнь людей. Обращение к русской народной сказке может стать первой ступенькой в воспитании патриотизма, в возрождении русской традиции семейного чтения и обсуждения прочитанного, в поддержании живой связи поколений.
Мы привыкли к давно известным логически завершенным концам сказок, изменяя конец сказки, можно направить внимание ребенка в нужное русло.
Актуальность проекта: Сказка эффективный способ воспитательно — образовательной работы с детьми. Через сказку ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет, помогает понять мир человеческих взаимоотношений, Возрождение традиций семейного чтения.
Цель: Используя нетрадиционные формы работы со сказками научить детей и их родителей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание сказки, но и творчески преобразовывать его, мыслить, делать выводы, доказывать, извлекать нравственный урок.
.
Задачи.
1. Коррекционно–образовательные: Дать детям представление о причинах ссор между детьми и людьми. Учить развивать сюжет, использовать «сказочные» языковые средства. Формировать творческое рассказывание, умение раскрывать тему, подчинять свою сказку определённой (основной) мысли. Совершенствовать связную речь. Формировать грамматический строй речи. Закреплять счетные навыки.
2. Коррекционно–развивающие: Развивать у детей слуховое и зрительное внимание, логическое мышление и память. Развивать выдержку и быстроту реакции. Развивать способности осмыслить события сказки через установление причинно-следственных связей между свойствами характера людей и их поступков. Развивать дыхание, умение узнавать и воспроизводить различные звукоподражания. Развивать интонационную выразительность речи путем проведения инсценировки знакомой сказки и проведение мини-спектакля.
3. Коррекционно–воспитательные: Создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки; прививать умение прийти на помощь в трудную минуту. Формировать умение согласовывать свои действия при проведении коллективной инсценировки, соблюдать очередность в коллективном совместном пересказе. Вырабатывать учебные навыки (отвечать на вопросы, умение слушать ответы других детей, не перебивать говорящих). Стимулировать развитие творческой индивидуальности детей. Способствовать воспитанию у детей бережности, уступчивости, доброты и щедрости. Помогать детям, осознавать, необходимость сдерживать свою жадность и преодолевать упрямство.
Структура проекта:
По составу участников – групповой (дети подготовительной группы компенсирующей направленности, родители, воспитатель).
По срокам проведения: 3 недели (с 1-21 февраля 2016 года).
По характеру: поисково-творческий, практико-ориентированный.
Направленность развития деятельности: комплексная (познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, игровая деятельность, конструирование из разного материала, изобразительная деятельность (использование нетрадиционных техник рисования), музыкальная деятельность, двигательная деятельность).
Проблема: В условиях западнизации наблюдается сведение к минимуму традиций русского народа и его обычаев.
Предполагаемый результат: У детей сформируются представления об общечеловеческих ценностях, человеческих взаимоотношениях, о богатстве русской народной культуры, национальных особенностях характера и быта русского человека. В ходе реализации проекта у детей разовьется самостоятельность, активность, ответственность, чувство доверия друг к другу, интерес к познанию, языковое чутье (выбор самого точного выразительного слова).
Этапы работы:
Определение темы. Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.
Обсуждение проекта с родителями, детьми. Составление плана-схемы проекта.
Сбор информации, литературы, дополнительного материала.
Работа по плану с детьми, родителями.
Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
Пути реализации проекта.
1.Пополнение содержания книжного уголка сказками: «Лиса и журавль» с иллюстрациями разных художников.
2.Организация выставки совместных поделок, рисунков, книжек – самоделок.
3.Изготовление декораций к сказке, костюмов сказочных героев, атрибутов.
4.Пополнение музея «В гостях у сказки», музея «Книги – театры».
5.Проведение викторин, вечернего досуга, мини-спектакля, конкурса сказителей.
6.Совместная деятельность педагога с детьми по художественно – эстетическому развитию, по социально-коммуникативному развитию, по речевому развитию, по физическому развитию, по познавательному развитию (с участием родителей).
Содержание работы с детьми.
1.Беседа «В чем смысл сказки «Лиса и журавль».
2.Использование творческих методов: коллаж из сказок, спасательные ситуации в сказках, сказка продолжается, сказка по – новому, моделирование сказок.
3.Словесное рисование детьми по прочтении текста характеров героев, обстановки, «интерьера» сказки.
4.Разучивание присказок, поговорок, пословиц.
5.Коллективный пересказ сказки (используя зрительный ряд), драматизация, мини-спектакль.
6.Рассказывание сказок собственного сочинения. Конкурс сказителей.
7.Иллюстрирование сказок собственного сочинения.
8.Сопровождение рассматривания готовых работ словесными рассказами и пояснениями.
9.Рассматривание иллюстраций к сказкам разных художников.
10.Загадки о героях сказки.
11.Викторины по сказке.
12.Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ.
13.Досуг «Путешествие в сказку».
14.Чтение детьми сказки по слогам.
15.Моделирование сказки.
16. Книгоиздательство.
Содержание работы с родителями.
1.Беседа с родителями «Знакомство с проектом».
2.Консультация для родителей «Развитие мышления и воображения».
3.Рекомендации для родителей и детей (изготовление поделок, рисование иллюстраций к сказкам, изготовление книжек – самоделок, работа со сказкой по универсальной схеме).
4.Чтение сказок детям дома. Придумывание с детьми продолжений сказки «Как лиса с журавлем помирились».
5.Помощь в пополнении книжного уголка сказками; в создании мини – музея «В гостях у сказки», музея «Книги-театры».
6.Пошив костюма лисы и журавля (маски).
7.Заучивание дома с детьми стихов, пословиц, поговорок, загадок.
Продукты проекта:
для детей:
Пластилинография «Лиса», «Журавль»; сюжетное рисование и коллективная аппликация «Лиса и журавль» (волшебные комочки). Новые знания и впечатления от содержательно проведённого вместе с родителями время: викторины «В гостях у сказки», «Путешествие по сказкам»; досуг «Любимые сказки», мини- спектакль для родителей, конкурс сказителей, книгоиздадельство; музей «Книги — театры». Моделирование сказки, пантомима, артикуляционная гимнастика.
для педагога:
Оформление тематического альбома « Герои наших любимых сказок». Картотеки пословиц, поговорок, загадок. Мультимедийные презентации, конспекты совместной деятельности по речевому, познавательному, социально-коммуникативному, по художественно-эстетическому развитию. Организация выставок детских и совместных с родителями работ.
для родителей:
содержательно проведённые с ребёнком выходные дни, новые впечатления и уровень педагогической компетенции, совместная деятельность по изготовлению рисунков, поделок. Участие в выставках, викторинах, досуге, театрализованной игре. Пошив костюмов, заучивание с детьми стихов, пословиц, поговорок. Пополнение мини-музея «Книги-театры» книгами.
Ожидаемые результаты по проекту:
для детей:
— развитие интереса детей к русским народным сказкам;
-закрепление умения применять свои знания в беседах, связных высказываниях;
-воспитание чувства дружбы и коллективизма;
— получить эмоциональный отклик от своей работы;
— пополнение книжного уголка книгами по разделу «Сказки».
-создание музея «Книги — театры».
-показ мини-спектакля для родителей.
-участие в викторинах, досуге, конкурсе сказителей.
для педагога:
— оформление тематического альбома « Герои наших любимых сказок»;
-составление картотеки с речевым материалом (пословицы, поговорки и загадки о сказках и сказочных героях);
-разработка серии конспектов;
-изготовление совместных творческих работ с детьми и родителями;
-разработка методических рекомендации для воспитателей и родителей;
— оформление проекта.
для родителей:
-содержательно проведённое с ребёнком время, желание принимать участие в совместных мероприятиях, общие интересы;
— активное участие родителей в жизни детского сада и группы в проведении викторин, досугов, театрализованных игр;
-пополнение сказочными вещами «Музея сказок»;
-создание музея «Книги — театр»;
— рост уровня информированности родителей о деятельности ДОУ
- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Анализ сказки Лиса и журавль
Анализ сказки Лиса и журавль
Сказки о животных отличаются аллегоричностью. В них животные разговаривают, их поступки либо вскрывают пороки людей, либо, наоборот, высвечивают все лучшее, что накоплено в человеческих взаимоотношениях. Яркий пример этого – незатейливый сюжет сказки о Лисе и Журавле, в которой раскрываются тонкости характеров героев, их представлений о дружбе и гостеприимстве.
Краткая характеристика героев
Герои сказки немногочисленны. Это:
Подленькая Лиcа, главными качествами которой являются хитрость и жадность, выражающиеся в желании пожить за счет других. Такой она предстает практически во всех народных сказках.
Простодушный, однако не лишенный мстительности, Журавль. Он достаточно умен, поэтому понимает хитрость Лисы и находит способ отплатить ей тем же.
Можно предположить, что оба героя без злого умысла так недружелюбно встречали гостей. Однако народная мудрость не зря высвечивает поведение хитрой Лисы, повадки которой издавна славятся коварством. А Журавль создает впечатление птицы, гордо несущей свою голову. Он достойно отвечает на уловки кумушки Лисы. Но, вероятнее всего, оба они просто не имели правильного представления о том, что встречать гостей следует радушно и с учетом их предпочтений. Невоспитанность – вот камень преткновения, о который разбилась дружба между столь разными героями.
Мораль сказочного сюжета
Она отчетливо просматривается сквозь призму отношений героев. Красной нитью проходит мысль о невозможности дружбы между людьми, не умеющими или просто не желающими учитывать возможности, привычки и вкусы других. Невоспитанность одной и желание другого проучить негостеприимную соседку приводят к разрыву дружеских отношений.
Такой итог – естественный исход дружбы между теми, кто не умеет заботиться о друзьях, стараться сделать им приятное даже в ущерб собственным привычкам и предпочтениям.
Составители сказки призывают читателей относиться к другим так, как хотелось бы, чтобы относились к ним самим. В обратном случае велика вероятность проявления принципа бумеранга. А ведь бывает не всегда приятно пожинать плоды, которые сам же и посеял.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ сказки Лиса и журавль
Популярные сегодня темы
- Сочинение на тему Русский характер (характер русского человека)
Описать русский характер можно не только любовью к Родине, но еще и любовью к ближнему. Из литературы, фильмов, учебников по истории мы знаем, как самоотверженно девушки-медсестры выносили на своих хрупких плечах раненых солдат с поля боя
- Анализ рассказа Певцы Тургенева
В произведении Тургенева «Певцы» автору хочется раскрыть всю правду про русского человека, а также рассказать как он живет и чем дышит. Больше всего на свете к этим людям он чувствовал сострадание и горечь, но ничем помочь не мог.
- Анализ романа Степной волк Гессе
Жанровая направленность произведения представляет собой реалистическую прозу, основной проблематикой которой является изображение противоречивости человеческой природы и размышления о путях ее разрешения.
- Таблица с характеристиками героев Горе от ума
В данном великолепном произведении показаны герои, которых автор описал достаточно ярко, правдоподобно и интересно. В их образах содержится большой скрытый смысл по тому, как нужно вести суждения о личностях.
- Комическое и трагическое в пьесе Вишневый сад Чехова
Автор отнёс жанр своего последнего произведение к юмору, но читатель, погружаясь в вымышленный мир, теряет улыбку в нахлынувшей грусти. Впрочем, в пьесе прослеживаются и забавные моменты.
В русской народной сказке «Лиса и журавль» говорится о том, что лиса и журавль друзьями стали. И решила лиса, что надобно угостить журавля. Сварила манной каши и размазала ее по тарелке. Журавль в тарелку потыкался, но ухватить ничего не смог. Лиса сама всю кашу и съела.
Журавль поблагодарил лису за приглашение и тоже позвал ее в гости. Приготовил окрошку, налил ее в кувшин с узким горлом и сказал лисе, чтобы та не стеснялась, а досыта кушала. Лиса попыталась добраться до еды в кувшине, но это ей не удалось. Голова в кувшин проникнуть никак не смогла. А журавль тем временем клевал себе, пока все не съел. А потом попросил лису строго не судить, дескать, больше угощать нечем.
Лиса, которая приготовилась уже наесться на неделю, ушла от журавля голодной. С тех пор дружба лисы и журавля закончилась.
Чему учит русская народная сказка «Лиса и журавль»?
Сказка учит, что если вы к кому-то проявляете неуважение, не считаетесь с его характерными особенностями, то будьте готовы к тому, что и вам отплатят той же монетой. Не зря говорят, как аукнется, так и откликнется.
Русская народная сказка «Лиса и журавль» учит, что надо руководствоваться разумом в выборе друзей. Что общего между лисой, хитрой и коварной и журавлем, древней птицей, символом преданности и благополучия? Они изначально разные. Конечно, могут подружиться противоположности, но в этом случае они должны пойти на определенный компромисс. Лиса никаких компромиссов искать будет. Это не в ее правилах. Поэтому эта дружба была изначально обречена.
Почему лисе вздумалось поднести журавлю угощение таким издевательским способом? Она таким образом продемонстрировала журавлю его безволие и бесхарактерность. Все ведь знают коварство и ехидство лисы. На что надеялся журавль? На то, что из-за дружбы лично к нему она проявит другие качества? Никогда такого не было, чтобы лиса к кому-то относилась хорошо. Коварный коварен во всем. И не стоит тешить себя пустыми надеждами, что уж к вам-то он отнесется хорошо. Следует помнить, что коварный предпочитает зло добру.
Сказка «Лиса и журавль» учит, что если пошло что-то не так (лиса обидела журавля), то не надо демонстрировать свои обиды, дуться, как мышь на крупу. Возможно, следует поступить так же, как поступил журавль – отвечать тем самым, таким же отношением, таким же поступком. «Отобедаешь также, как и я», — основная мысль журавля.
- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Лиса и журавль — анализ сказки
Лиса и журавль — анализ сказки
Народная русская сказка «Лис и Журавель» — это, пожалуй, единственное произведение в русском фольклоре, где Лиса и Журавель дружили. Это сказка не только о такой необычной дружбе, но и о приветливости и гостеприимстве.
Главные герои сказки, которыми являются Лис и Журавель совсем не знаю, как дружить и как принимать у себя в доме гостей. Их знакомство началось с того, что они вдвоем крестили маленького медвежонка. После этого они как-то сдружились и начали ходить друг в другу в гости. Бросается в глаза то, что каждый из них думал только о себе, Лиса подготовила себе плоскую посуду, с которой ей было удобно кушать и Журавлю дала такую же. Она разложила кашу по тарелке и начала кушать. Журавель и так пытался клювом, и сяк, ничего не выходило. В итоге Лиса и съела всю кашу сама. Из-за клюва птица не могла употреблять пищу из посуды с плоским дном. Когда Журавель пригласил Лису к себе, то поступил аналогично. Поставил на стол два кувшина, в которых была окрошка. Лиса и так, и сяк пыталась поесть, но ничего не получилось. Журавель довольный съел всю окрошку и свою, и Лисицы.
После таких неудачных походов в гости и закончилась дружба Лисицы и Журавля.
Сказка «Лисица и Журавель» является русской народной. Главная мысль произведения заключается в том, что никогда не надо ничего делать плохого другому человеку. Иначе, все вернется и еще в большей степени. Всегда нужно идти на встречу, пытаться находить компромиссы и быть терпеливым к друг-другу.
Сказка учит тому, что нужном быть добрым к другим людям. Быть гостеприимным к друзьям. Не думать только о себе, но и подумать о своем друге или гости. Этого в сказке Лиса и Журавель не делали, в итоге они потеряли дружбу. Никто из них не хотел идти на компромисс и был зациклен на чем-то своем.
В этой сказке заложен скрытый подтекст. Ситуации, которые были у героев русской сказки аналогична с теми, которые часто встречаются в жизни. Ведь каждый человек достоин уважения к себе и своему образу жизни в такой степени, в которой сам проявляет уважение к другим людям. К примеру, Лиса сразу не подумала о том, что Журавлю будет неудобно есть с такой посуды, тем самым, проявив свое неуважение к куму. Так же бывает и в жизни, люди зачастую не ходят входить в ситуацию и идти на встречу кому-то. Это значит, что он не уважает своего оппонента. Сказка вышла очень добрая и поучительная. Очень глубокая мысль заставляет задуматься даже маленького ребенка. Сказка уже с детства учит детей хорошему отношению и уважению друг к друг.
Лиса и журавль — анализ сказки
Несколько интересных сочинений
- Главные герои поэмы Песня про купца Калашникова Лермонтова
«Песня про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова — историческая поэма времен правления Ивана Грозного. Главными героями стали сам царь и его опричник – молодой купец Степан Парамонович Калашников.
- Лирические отступления в поэме Мертвые души Гоголя
Лирическое отступление — это такое место в произведении, где автор может напрямую пообщаться с читателями. Порассуждать на какую-то тему, навеянную ходом повествования, поделиться своими соображениями по этому вопросу
- Художественные особенности рассказов Чехова
Художественная особенность рассказов Чехова состоит в том, что он с невероятной точностью и добрым юмором описал жизнь своих современников.
- Сочинение на тему Мое любимое растение
Оглянитесь вокруг! Нас окружает прекрасный мир, в котором растет много прекрасных растений: подсолнухи, лилии тюльпаны, подорожник, одуванчик. Каждая пора года прекрасна и привлекательна благодаря растениям и деревьям
- Актуальность романа История одного города сочинение
Автор «Истории одного города» Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин был знаком с чиновничеством в России XIX века, так как сам служил чиновником.