Конспект НОД по чтению художественной литературы.
«Знакомство с русской народной сказкой «Репка»
первая младшая группа
Цель: Знакомство с русской народной сказкой «Репка».
Задачи:
Обучающие.
Учить выделять и называть характерные признаки персонажей.
Обогащать словарь за счет звукоподражания.
Развивающие.
Развивать интонационную выразительность речи.
Продолжать развивать речевую активность.
Развивать умение слушать и понимать заданный вопрос.
Воспитательные
Воспитывать любовь к устному народному фольклору.
Предварительная работа: Рассказывание русских народных сказок, беседы по содержаниям сказок, загадывание загадок. Индивидуальные занятия, беседы.
Речевая работа: Посадить, большая, тянут, потянут, вытянуть, звать.
Материал к НОД: настольный театр «Репка», волшебный мешочек с картинками персонажей сказки, игрушка кукла Катя.
Ход занятия
1. Игровой момент.
Раздается стук в дверь, воспитатель показывает куклу Катю с мешочком в руках. Кукла Катя здоровается с детьми и задает им вопросы:
Ребята: Вы меня узнали, кто я?
Дети: Кукла Катя
Кукла Катя: А что у меня в руках?
Дети: Мешочек
Кукла Катя: А что в мешочке лежит, вы знаете? Дети: Нет
Кукла Катя: Я ваша подружка кукла Катя. Я люблю рассказывать сказки. И мешочек у меня не простой, а волшебный. Там сказки живут.
Кукла Катя: Хотите узнать какие?
Дети: Да!
2. Дидактическая игра «Волшебный мешочек — Узнай и назови».
Дети поочередно достают из мешочка картинку персонажа сказки и называют его.
3. Знакомство со сказкой.
Воспитатель: А теперь, давайте все вместе скажем: «Раз, два, три, сказка оживи!»
Рассказывание сказки, одновременно выставляя фигурки персонажей. Предложить детям в соответствии с их речевыми возможностями повторять отдельные звукоподражания и слова («дед», «бабка», «ав-ав», «пи-пи», «мяу», «о!» — удивление, «О-ох!» —тяжело тащить репку).
Сказка «РЕПКА» Воспитатель читает сказку.
Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тянуть. Тянет, потянет — вытянуть не может. Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку — тянут, потянут вытянуть не могут. Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут потянут вытянуть не могут. Позвала внучка жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут потянут вытянуть не могут. Позвала жучка кошку. Кошка за жучку, жучка за кошку, кошка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут, потянут вытянуть не могут. Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за жучку, жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут, потянут, вытянули репку.
4. Дидактическая игра «Кто сначала, кто потом».
Предложить детям посмотреть на сюжетную картинку «Друг за дружку». Попросить 2-3 ребенка, глядя на картинку, ответить на ваши вопросы (учитывая речевые возможности детей).
Воспитатель: Ева, назови того, кто стоит первым. Ева: Дед.
Воспитатель: Арина, назови кто стоит последним?
Арина: Мышка.
Воспитатель: Лера, кто стоит за бабкой?
Лера: Внучка.
Воспитатель: Вадим, кто стоит за жучкой?
Вадим: Кошка.
Воспитатель: Скажите, кто самый маленький? Дети: Мышка!
Воспитатель: А кто самый большой?
Дети: Дед, репка.
5. Физкультминутка.
Репка выросла большая. Вот какая! Вот какая! (Руки в стороны, вверх, вниз)
Дед и бабка тянут репку, но она засела крепко. (Наклоны, приседания)
Внучка к ним бежит, бежит, репку вытащить спешит. (Бег на месте)
Жучка хвостиком виляет, бабке с дедом помогает. (Повороты направо, налево)
Кошка спинку выгибает, кошка когти выпускает. (Прогнуться назад)
Помогает дёрнуть репку, но она засела крепко. (Приседания)
С мышкой быстро и умело репку вытянули смело. (Прыжки вверх на двух ногах)
7. Итоговая беседа по сказке.
Воспитатель: Что посадил дед?
Дети: Репку!
Воспитатель: Какая выросла репка?
Дети: Большая, пребольшая!
Воспитатель: Ребята, скажите, мышка сама вытащила репку?
Дети: Нет!
Воспитатель: Кто помогал мышке?
Настя: Дед,
Егор: бабка,
Артем: внучка,
Ника: жучка,
Юна: кошка.
Воспитатель: Они трудились все вместе. Друг другу надо помогать. Если делать все вместе, дружно, то все получится. Молодцы, ребята!
Управление образования
Администрации города Новочеркасска
муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение детский сад № 47
Тематическая неделя
Тема: «Создание условий
для использования и развития игровой деятельности в образовательном процессе
ДОУ в группах компенсирующей и общеразвивающей направленности в условиях
реализации требований ФГОС ДО»
Конспект
коррекционно-развивающего
игрового
занятия
по сказке
«Репка»
(средняя группа компенсирующей направленности
с ЗПР)
Подготовила:
Григорова Н.В.,
учитель-дефектолог
г. Новочеркасск 2017 г.
Цель:
создание
условий для формирования познавательной и речевой активности детей средствами
театрализованной
и музыкальных игр.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
ü продолжать знакомить детей с литературными
произведениями (русскими народными сказками), обучая рассказыванию их содержания
с помощью настольного театра;
ü уточнение
и расширение активного словарного запаса детей с последующим включением его в
простую фразу;
ü совершенствовать
мелкую и крупную моторику детей – умения начинать и заканчивать движения вместе
с музыкой;
ü способствовать
развитию мимической и артикуляционной моторики — подвижности мышц губ и щёк;
ü продолжать
уточнять понимание и использование детьми в речи предлога «за»;
ü стимулировать
проявление собственной познавательной, игровой, коммуникативной, речевой
активности детей в процессе театрализованных и музыкальных игр.
Коррекционно-развивающие:
ü преодоление
речевого и неречевого негативизма у детей (чувства неуверенности, ожидание
неуспеха);
ü развитие
когнитивных предпосылок речевой деятельности, формирование речи во взаимосвязи
с развитием восприятия, внимания, памяти, мышления;
ü развивать
тактильные ощущения детей, стереогноз;
ü развивать
у детей слуховое внимание, умение двигаться в соответствии со словами текста и
музыки;
ü развитие
потребности в общении и формирование элементарных коммуникативных умений;
ü продолжать
развивать умение анализировать схемы и воспроизводить их на основе проведённого
анализа.
Коррекционно-воспитательные:
ü формирование
устойчивого эмоционального контакта детей с учителем-дефектологом и со
сверстниками, в процессе совместной деятельности;
ü формирование
положительно-эмоционального отношения детей к занятиям;
ü формирование
навыка сотрудничества, умение работать в микрогруппе — двигаться в коллективе,
согласовывать движения.
Виды
детской деятельности:
ü игровая (игра-приветствие
«Утро-начинается», ритуал прощания — игра «Встретимся опять», пальчиковая игра
«Дождик-дождик»; дидактические игры «Кого не стало?», «Узнай на ощупь»,);
ü
коммуникативная
(взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками);
ü
музыкальная
(логоритмическое упражнение «Кап-кап»; выполнение упражнений под музыку);
ü
театрализованная
деятельность (инсценировка сказки с помощью настольного театра, работа над
мимикой, развитие воображения)
Предварительная
работа:
ü
чтение
рус. нар. сказки «Репка», просмотр мультфильма «Репка»;
ü
рассматривание
иллюстраций к сказке «Репка»;
ü
разучивание
пальчиковых игр, логоритмических упражнений: «Дождик-дождик», «Кап-кап»;
ü
д/и
– «Кто за кем», «Что изменилось?», «Найди по силуэту»;
ü
игра
«Собери из частей», составление пазлов по сказке «Репка»,
ü
подбор
практического материала (пальчиковых и логоритмических упражнений, музыкального
сопровождения);
Методы и
приемы:
ü
игровой (игра-инсценировка, пальчиковая
и музыкальные игры, воображаемые ситуации);
ü
словесный (совместное
рассказывание сказки с педагогом; использование
художественного слова — проговаривание заклички
при выполнении движений; пояснение, похвала,
напоминание);
ü
наглядный (слуховая наглядность
(звуковая регуляция движений) — музыка (песня), которая вызывает у детей
эмоциональный подъем, определяет характер движения и регулирует его темп и
ритм; выполнение упражнений детьми по подражанию педагогу);
ü практический
(совместные действия педагога и детей; самостоятельное
определение на ощупь и конструирование по схеме под руководством
учителя-дефектолога).
Материалы
и оборудование:
ü
настольный театр «Репка»;
ü
проигрыватель;
ü
фонограммы: песня «Дождик» музыка и
слова Е. Макшанцевой; логоритмическое упражнение «Кап-кап»;
ü
натуральные овощи – картофель, морковь,
лук, свёкла, огурец;
ü Игра «Фонарики»
В.В. Воскобовича.
Методическое
обеспечение:
ü Программа
воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития / Под ред.
Л.Б. Баряевой, Е.А. Логиновой. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2010. – 415 с.
ü
Коррекционно-педагогическая помощь детям
раннего и дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии:
Научно-методическое пособие / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. – Санк-Петербург:
Каро, 2016. – 336 с.
ü Баряева
Л., Вечканова И., Загребаева Е., Зарин А. Театрализованные игры-занятия с
детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. – Санкт-Петербург, Изд-во
«Союз», 2001. – с. 309.
ü Семенович
А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М.:
Академия, 2002. — 232 с.
ü
Программа музыкально-ритмического
воспитания детей 2-3 лет «Топ-хлоп, малыши!» / Т.Н. Сауко, А.И. Буренина. – СПб.:
Ленинградский обл. инст. Развития образования, 2001.
ü Лынская
М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием
инновационных технологий. — М.: Парадигма, 2015. — 128 с
ü
Новиковская О. «Умные
пальчики. Игры для развития речи 4-7 лет». — АСТ, Астрель: Москва, 2009. – с.
30.
Ход НОД:
·
Организационный
момент.
Игра-приветствие
«Утро начинается»
Утро начинается, вместе |
идем по кругу по |
Мы друг другу рады, |
идем в середину круга |
Все друг другу рады! |
идем спиной из круга |
… (имя) здесь, … (имя) |
участники хоровода по очереди, |
Все здесь! |
берёмся за руки |
—
Здесь и наш «чудесный мешочек», посмотрим, что в нём?
(дети по очереди достают персонажей сказки)
—
Кого ты достал? (ответы детей)
—
Какая сказка пришла к нам в гости? (репка)
·
Совместное рассказывание (учителя-дефектолога
с детьми) сказки «Репка» с помощью настольного
театра.
«Посадил дед …(репку) – рассказывает
учитель-дефектолог, — выросла репка… (большая-пребольшая).
Увидел дед какая репка большая выросла и удивился: о-о-о-о (эмоция
удивления). Стал дед репку из земли… (тянуть); (педагог изображает вместе с детьми, как дед тянет репу). Тянет-…(потянет), вытянуть… (не может), не
получается, позвал дед … (бабу); давай бабу звать: «Баба, иди сюда!
Будем репу тащить!» Кто идёт? (баба, баба идёт, давай репу тащить,
по-мо-ги!) Бабка за … (дедку), дедка за …(репку)
— тянут-…(потянут), вытянуть… (не могут). Кого позвала бабка?» — (внучку), давай внучку Машу звать: «Маша,
иди сюда! Будем репу тащить! По-мо-ги!». И так далее (Все
слова проговариваются медленно с протягиванием гласных, несколько раз)
·
Двигательное упражнение
«Репка»
— Молодцы, ребята, хорошо рассказали сказку, а теперь
покажем сказку движениями.
В |
наклониться, |
И |
имитация |
Выросла |
тянемся |
Всем |
подняли |
Большая Крупная |
тянемся |
Вот |
взялись |
Вот |
подняли |
Круглая |
очертить |
Вкусная |
погладили |
А |
имитация |
И |
имитация |
И |
показать |
·
Игра на
внимание «Угадай
кого не стало?».
— Наши герои устали, хотят отдохнуть и поиграть
с вами в прятки. Закройте глаза (педагог убирает героя; повторяет 4-5 раз)
— Кого не стало? (бабы)
— За кем она стояла? (за
дедом)
—
Молодцы, каждому герою нашли их место.
—
Что делал дедушка, чтобы репка росла большой-пребольшой? Правильно, он её поливал.
А ещё он просил, чтобы дождик полил репку.
·
Проговаривание заклички — пальчиковая
игра «Дождик-дождик».
Дождик, |
|
показываем |
Капай, |
|
показываем |
Только |
|
делаем |
Зря |
|
стучим |
Брызни |
|
показываем |
Станет |
|
растопырить |
—
Ой, дождик полил!
·
Песенка-игра «Дождик» (музыка
и слова Е. Макшанцевой)
1. Дождик, (стучать Он намочит (наклониться, Нужно (стоя Через (прыжки на месте) |
2. Мы И сухие будут ножки. (имитация — надевают сапожки на ноги) Можно ног не поднимать И по лужицам шагать. (шагают |
Припев: Так, вот так, так, вот так, Через лужицы скакать. (прыжки |
|
3. Дождик, дождик припустил, Всех ребяток намочил. (водят пальчиками сверху-вниз по рукам) Ну, скорее, поспешим — (семенящий бег на месте) От дождя все убежим! (присесть |
·
Логоритмическое
упражнение «Кап-кап».
— Никак дождик не
заканчивается, попросим, чтобы он перестал.
Кап-кап-кап-кап! Дождик, дождик. Кап да кап. . . Ты не капай долго так. Дождик, дождик льется, В руки не дается. Кап, кап, кап, кап, кап, кап, кап. |
дети стоят и постукивают указательным пальчиком по ладошке. |
·
Игра
«Определи на ощупь»
— Посмотрите, что после дождя на
огороде выросло? (картофель, морковь, лук, огурец). Как можно одним
словом назвать картофель, морковь, огурец, лук? Что это? (овощи)
— На грядке выросли
замечательные овощи. Изобразите овощи — «толстячки», превратитесь в овощи — «худышки»
(дети с помощью мимики показывают овощи – надувают и втягивают щёки)
— Поможем
дедушке убрать овощи на хранение.
Педагог
помещает овощи в «чудесный мешочек» и предлагает детям определить какой это
овощ:
— Какой
овощ ты взял? (ответы детей)
— Какой он? (ответы
детей)
·
Конструирование
героев сказки «Репка» по схеме – пособие «Фонарики» В.В. Воскобовича.
— Ребята вам
понравилась наше путешествие в сказку. На память о сказке, сделаем фотографии
героев.
Конструирование по схеме — герои сказки «Репка».
|
|
|
|
|
|
·
Ритуал
прощания — игра «Встретимся опять».
Педагог с детьми встают в круг:
Дружно хлопнули в ладоши.
(хлопают в ладоши)
Вместе топнули ногой.
(топают ногой)
Все, во что мы здесь
играли…
Мы запомнили с тобой.
протягивают вперед левую руку «от
сердца, от души» (получается пирамида из ладошек) и говорят слова:
«Раз, два, три, четыре,
пять – скоро встретимся опять!».
Конспект открытого занятия для 1 класса
«Путешествие по сказке Репка»
Цель: Прививать интерес к сказке через игру.
Задачи:
Образовательные:
-
Учить детей узнавать знакомую сказку по её персонажам;
-
Закреплять знания детей о сказке, активизировать желание детей рассказывать знакомую сказку;
-
Формировать умение детей рассказывать сказку до конца;
-
Закреплять знания по темам: «Овощи», «Фрукты», «Домашние животные»;
-
Продолжать учить отвечать на вопросы педагога;
-
Закреплять знания геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал);
-
Закреплять знания разных цветов (красный, зелёный, жёлтый, синий);
-
Развивать связную речь;
-
Обогащать словарный запас.
Развивающее:
-
Развивать мелкую моторику рук, координацию движений;
-
Развивать зрительное, слуховое внимание, мышление, память.
Воспитательные:
-
Воспитывать умение работать в паре, помогать друг другу;
-
Воспитывать чувства уважения друг к другу, умения выслушать и услышать другого;
-
Воспитывать положительные качества личности: доброта, дружелюбие, взаимопомощь.
Оборудование: «Ковёр — самолёт», заплатки в виде геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал), музыкальное сопровождение, картинки: репы, деда, бабы, внучки, Жучки, кошки, мышки, репа из картона, прищепки, муляжи фруктов и овощей, корзинка, миска, мешочек, раскраска «Бусы», Лабиринт «Дойди до косточки», конверты, разрезные картинки «Животное и его детёныш», карточка с недорисованной мышкой + образец, сладкие призы, плакат с названием темы, магниты.
Предварительная работа:
-
Совместная деятельность: свободное общение по сказке «Репка», беседа о героях сказки, рассматривание картин с изображением героев сказки, отгадывание загадок.
-
Самостоятельная деятельность: рассматривание иллюстраций по сказке, раскрашивание иллюстраций к сказке.
-
Словарная работа: обогащение словаря словами (заплатка, геометрические фигуры, корнеплоды, ботва, витамины).
Методы и приемы:
-
Наглядный: показ, демонстрация;
-
Словесный: художественное слово, рассказ, вопросы;
-
Игровой: сюрпризный момент, д/и.
Форма проведения: Игра – путешествие.
Ход занятия:
-
Организационный момент.
В: — Здравствуйте. Сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.
— Ребята, я хочу, чтобы у вас на уроке было хорошее настроение. Поэтому давайте повернёмся друг к другу и улыбнёмся.
— Ребята, вы любите сказки? (Да)
— Какие сказки вы знаете?
— Дети, вы хотите отправиться в сказочное путешествие? (Да)
— Есть у меня волшебный «ковер — самолет», на нем и полетим. (Воспитатель разворачивает «ковер-самолет», а там дырки, в виде геометрических фигур)
— Ребята смотрите, а ковер то наш дырявый. Кто же это мог сделать? А мне кажется, это сделал тот, про кого я сейчас прочту загадку: «Маленький рост, длинный хвост, серая шубка, острые зубки» (Мышка)
— Правильно ребята, это мышка прогрызла наш «ковер — самолет!» А чтобы нам отправиться в путешествие нам нужно отремонтировать его.
Д/и «Найди заплатку»
(На подносе лежат геометрические фигуры, дети накладывают их и определяют те «заплатки», которые подходят для ремонта ковра)
В: — Дети, а какие геометрические фигуры нам понадобились?
— Какого они цвета? (Ответы детей)
— Молодцы! Справились с этим заданием, ковер починили, теперь мы можем отравляться в наше путешествие на «ковре — самолете».
— Становимся на ковер и повторяем вместе со мной такие волшебные слова.
Наш ковер по небу мчится,
Что же с нами приключится?
Закрывайте быстро глазки,
Чтобы очутиться в сказке.
(Включается фонограмма, и дети попадают в сказку)
2. Сообщение темы занятия.
В: — В сказку с вами мы попали, а в какую отгадайте:
Что за сказка: внучка, Жучка, кошка, мышка
Деду с бабой помогали, корнеплоды собирали? (Репка)
— Молодцы, правильно отгадали загадку. Сегодня мы с вами будем путешествовать по сказке репка. Сказка Репка, ребята, написана русским народом. Это русская народная сказка. (На доску вывешивается плакат с названием темы: «Путешествие по сказке Репка»)
— Я попрошу вас, ребята, занять свои места за партами.
— Посмотрите, какая у нас красивая репка! (На доску вывешивается картинка репки)
— Дети, давайте вспомним эту сказку (Дети вместе с воспитателем начинают рассказывать сказку)
Посадил Дед репку (На доску вывешивается картинка деда)
Выросла репка большая — пребольшая.
— Давайте поможем деду вырастить репу.
Задание 1
В: — Чего не хватает нашей репе? (Ботвы)
— Давайте сделаем ботву из прищепок.
— Опишите, репа какая? (Круглая, жёлтая, большая, сладкая….)
— Молодцы! Продолжаем путешествие.
— Что же произошло дальше? (Ответы детей)
Стал Дед репку тянуть, тянет – потянет, вытянуть не может. Стал он Бабку звать.
— Как дед звал бабку? (Бабка, помоги мне вытащить репку) (На доску вывешивается картинка бабки)
Задание 2
— А бабка ему и говорит: «Я собралась варить компот, да в холодильнике у меня фрукты с овощами перепутались»
В: — Ребята, поможем бабке сварить компот? (Да)
— Из чего варят компот? (Из фруктов)
— Давайте все фрукты сложим в корзинку, а овощи в миску (Дети достают из мешочка на ощупь предмет, называют его, говорят, что это фрукт или овощ, называют ласково и кладут в нужное место)
— Молодцы! Ребята, давайте отдохнем и поиграем немножко.
Физкультминутка «Репка»
Репку мы сажали, (наклоняются вперед)
Репку поливали. (наклоняются в стороны)
Выросла репка (подтягиваются вверх, вытянув руки)
Хороша и крепка! (руки сгибают «силачи»)
Вытянуть не можем! (разводят руки в сторону)
Кто же нам поможет! (ставят руки на пояс и пожимают плечами)
— Присаживайтесь на свои места. Что же произошло дальше? (Ответы детей)
Помогла бабка деду. Бабка за дедку, дедка за репку. Тянут — потянут, не могут вытащить репку. Стала бабка внучку звать.
— Как бабка внучку звала? (Внучка, помоги нам вытащить репку) (На доску вывешивается картинка внучки)
Задание 3
Внучка говорит: « Я, конечно, помогу, вот только вечером собралась я на вечеринку, а украшений нет»
В: — Ребята, поможем внучке? (Да) (Дети раскрашивают бусы)
— Молодцы! Продолжаем путешествие.
— Что же произошло дальше? (Ответы детей)
Помогла внучка бабке. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут — потянут, не могут вытащить репку. Стала внучка Жучку звать на помощь.
— Как внучка звала Жучку? (Жучка, Жучка, помоги нам репку тянуть) (На доску вывешивается картинка Жучки)
Задание 4
Жучка говорит: «Помогите мне добраться до косточки, тогда и я вам помогу»
В: — Ребята, поможем Жучке? (Да) (Лабиринт «Дойти до косточки»)
— Молодцы, вы справились с этим заданием.
В: — Что же произошло дальше? (Ответы детей)
Помогла Жучка внучке. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут — потянут, не могут вытащить репку. Стала Жучка звать кошку.
— Как Жучка кошку звала? (Кошка, помоги репку тянуть) (На доску вывешивается картинка кошки)
Задание 5
Кошка говорит: « Я смотрела фотографии друзей и нечаянно порвала их. Поможете мне восстановить фотографии?» Возьмите конверты. Соберите картинку. Что получилось? Назовите животное и его детёныша. Какие это животные? (Домашние)
В: — Ребята, поможем кошке? (Да) (Дети в паре собирают картинки. Называют животного и его детёныша. Дают обобщение, что это домашние животные)
— Молодцы! Продолжаем путешествие.
— Что же произошло дальше? (Ответы детей)
Помогла кошка репку тянуть. Кошка за Жучку, жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут — потянут, не могут вытащить репку. Стала кошка мышку звать.
— Как кошка мышку звала? (Мышка, помоги репку тянуть) (На доску вывешивается картинка мышки)
Задание 6
А мышка говорит: «Дорисуйте моим друзьям мышатам длинные хвосты и короткие усы, тогда помогу»
В: — Ребята, поможем мышке? (Да) Ну перед тем, как помочь мышке сделаем с вами пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик»
(Загибают пальчики по очереди, начиная с большого)
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — я.
Вот и вся моя семья.
(Пальчики сжимают в замочке 2 раза)
-Молодцы! Размяли наши пальчики, а теперь будем помогать мышке. (Воспитатель снова повторяет задание и показывает образец детям. Затем каждый ребёнок выполняет задание индивидуально)
— Молодцы! И с этим заданием справились.
— Что же произошло дальше? (Ответы детей)
Стала мышка помогать репку тянуть. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут — потянут, тянут — потянут, вытащили репку!
— Вот и закончилась сказка. Помогли мы, ребята, репку вытянуть? (Да)
— Нужно всегда помогать друг другу. И тогда все получится!
— А теперь, поиграем в игру «Кого не стало». Послушайте правила этой игры. Перед вами герои сказки. Я вам говорю: «Раз, два, три закрыли глазки». Вы все дружно закрываете ладошками свои глазки. Потом я говорю: «Раз, два, три открыли глазки». Вы открываете свои глазки и отвечаете на вопросы: «Кто ушел домой? Кого не стало?»
— Молодцы ребята! Справились со всеми заданиями, помогли всем героям сказки и поиграли.
— Ну а за это герои сказки дарят вам вот такие сладкие угощения!
— Нам пора возвращаться обратно домой.
— Садимся на «ковёр — самолёт» (Дети садятся на «ковер – самолет» и говорят такие слова):
Наш ковер по небу мчится,
Нам домой пора возвратиться.
В: — Ребята, вам понравилось наше путешествие по сказке? (Да)
— Как называется сказка? (Репка)
— Кто её написал? (Русский народ)
— Кто помогал деду? (Бабка ,внучка, жучка, кошка, мышка)
— Почему им удалось вытащить репку? (Были дружными)
— Спасибо за занятие.
Конспект НОД на тему
«Посадил дед репку» в старшей
логопедической группе
Автор: Бардюкова Анна Владимировна
Организация: МБДОУ Детский сад № 97
Населенный пункт: город Иваново
Цель НОД: формирование представлений о росте и развитии растений и установление связей между ростом растений и их потребностями в различных условиях среды.
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.
Образовательные области в интеграции: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Задачи приоритетной образовательной области:
Познавательное развитие:
-познакомить детей с правилами посадки и выращивания некоторых культурных растений;
-формировать представление детей о росте и развитии растений;
-обобщать представления детей о необходимости тепла, света, влаги для полноценного роста растений;
-формировать у детей понятия взаимосвязи «природа – человек»: люди сажают, выращивают, ухаживают за растениями, растения вырастают, кормят своими плодами людей;
Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:
Речевое развитие:
-обогащать активный словарь детей словами семена, лупа, росток, рыхлить, прорастать и др.
-развивать умение детей отвечать на поставленные вопросы;
-развивать связную монологическую и диалогическую речи;
-развивать умение детей понимать аллегорический смысл загадок.
Социально-коммуникативное развитие:
-развивать эмоциональную отзывчивость и сопереживание окружающим;
-воспитывать заботливое отношение ко всему живому, в том числе, к растениям;
-развивать способность детей принимать на себя различные роли;
-формировать позитивный настрой к коллективной деятельности;
-способствовать развитию умения детей работать в коллективе.
Физическое развитие:
-развивать у детей крупную и мелкую моторику;
-совершенствовать умение детей координировать слова с движениями;
-поддерживать у детей интерес к играм различной подвижности;
Художественно-эстетическое развитие:
-развивать воображение и творческую активность детей;
-формировать у детей предпосылки к эстетическому восприятию окружающего мира;
-развивать способность детей выражать свои эмоции с помощью рисунка.
Развивающая предметно-пространственная среда: магнитофон, аудиозаписи «Музыка для приветствия «Добрый день», «Звуки природы для детей», «Калинка-малинка», декорации: домик, деревья, огород с грядкой, садовый инвентарь, куклы для театра «Репка», дидактическая игра «Что вначале, что потом?», загадки и рисунки-отгадки, семена репы, лупы.
Методы и приемы:
Словесные: разгадывание загадок, вопросы для беседы, комментарии, пояснения, указания, поощрение, похвала.
Наглядные: алгоритм действия при посадке растений, схема прорастания семени, рассматривание семян репы через увеличительное стекло.
Практические: игра-пантомима «Посади репку», игра малой подвижности «Семечко растет», продуктивная деятельность – посадка семян в грунт.
Проблема: недостаточные знания о росте культурных растений, в частности, корнеплодов.
Планируемые результаты:
1. Познакомить детей с правилами посадки и выращивания некоторых культурных растений;
2. Сформировать представление детей о росте и развитии растений;
3. Обобщить представления детей о необходимости тепла, света, влаги для полноценного роста растений;
4. Развить у детей любознательность, познавательную активность, коммуникативные навыки.
Предпосылки УУД : коммуникативные – умение слушать, отвечать на вопросы, участвовать в совместной деятельности; регулятивные – умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, умение договариваться; познавательные – умение узнавать , называть и определять объекты и явления окружающего мира; умение выделять существенные признаки объектов; умение использовать правила и инструкции; личностные – умение работать в коллективе, прийти на помощь другу; воспитание нравственных ориентиров (уважение к людям труда).
Материалы и оборудование:
— для педагога: декорации деревни, сундучок, конверт с загадками и рисунки-отгадки, ватные шарики, цветок-игрушка, магнитные доски, музыкальное сопровождение;
— для детей: карточки с алгоритмом работы по посадке растений, лупы, семена репы, емкости с грунтом по количеству детей, палочки, лейки с водой, влажные салфетки, куклы би-ба-бо из сказки «Репка», фломастеры, кружочки белой бумаги.
Учебно—методический комплект:
Загадки, картинки и аудиозаписи взяты в интернет ресурсах.
Содержание:
№ п/п |
Этапы занятия |
Содержание этапа, Деятельность воспитателя |
Деятельность воспитанников |
Экологический компонент |
1. |
Организационный/ мотивационный |
Эй, ребята, все ко мне. Кто стоит там в стороне? Вы ко мне скорей спешите, Ваши глазки покажите. Крепче за руки беритесь И друг другу улыбнитесь! Ребята, каждый день, приходя в садик, мы приветствуем друг друга и говорим… Тем самым мы желаем здоровья и хорошего дня. У меня есть волшебный цветок приветствия. На кого он похож? Давайте его передадим друг другу и пожелаем доброго дня. |
Дети подходят к педагогу, встают в круг, взявшись за руки. Здравствуйте! На зайчика в солнышке. Дети передают цветок, желая друг другу доброго дня |
|
1.2 . Сюрпризный момент. «Волшебный сундучок», «Конверт с загадками» Теперь наш день будет непременно добрым и принесет нам много сюрпризов. Ой, а что это там стоит? Хотите посмотреть, что в нем? (Сверху в сундучке лежит конверт. Предлагаю ребенку достать его.) |
Сундучок. Да. Ребенок вынимает конверт |
|||
Ой, ребята, а в нем загадки. Вы любите отгадывать загадки? |
Да |
|||
А умеете их отгадывать? |
Да |
|||
А сейчас мы это и проверим. |
||||
1.3 . Отгадывание загадок. Он трудился не от скуки, У него в мозолях руки, А теперь он стар и сед, Мой родной, любимый … (Заглядываю в конверт и достаю картинку-отгадку) |
дед дети развешивают картинки на магнитной доске |
|||
Ароматное варенье, Пироги на угощенье, Вкусные оладушки У любимой … |
бабушки |
|||
У окна мурлычет кошка, Громко лает Жучка, В гости к бабушке пришла Дорогая … |
внучка |
|||
Заворчал живой замок, лег у двери поперек. |
собака |
|||
Мохнатенькая, усатенькая, |
кошка |
|||
Маленький росток, длинный хвосток, |
мышка |
|||
1.4. Целеполагание Молодцы! Все загадки отгадали! Ребята, а из какой сказки все эти персонажи? |
Репка |
|||
Ой, а какого персонажа тут не хватает? |
репки |
|||
И что же делать? Как сказка без репки обойдется? Как помочь сказочным персонажам? |
Нужна репка |
|||
Где нам ее взять? |
Купить, вырастить |
Сформировать у детей понятие о том, что овощи можно не только купить в магазине, а и вырастить самостоятельно на огороде. |
||
Конечно же, репку можно вырастить. Какой будет наша репка? |
Волшебная, сказочная |
|||
Молодцы, репка будет волшебная, а где выращивают репку? |
В огороде |
|||
Где выращивают волшебную репку? |
В волшебном огороде |
|||
Ой, а где же нам найти волшебный огород? |
В сказке |
|||
Как можно очутиться в сказке? |
Ответы детей |
|||
2. |
Основной |
Путешествие в сказку. Я вам расскажу еще один способ, как можно попасть в сказку, и в этом мне поможет мой сундучок. Давайте скажем волшебные слова: «Абра-кадабра, сим-салабим! В сказку попасть мы очень хотим!» (Предлагаю ребенку открыть сундучок. В нем ватные шарики) |
Дети произносят заклинание, сопровождая его жестикуляцией. Дети достают ватные шарики. |
|
Ой, ребята, что это? Сейчас мы перенесемся на волшебных пушинках в сказку. |
Вата, пушок |
|||
Возьмите в руки пушок, встаньте друг за другом. Положите пушок на ладошку и пойдем медленно, чтобы не уронить наши волшебные пушинки. Положите свободную руку на плечо друга стоящего перед вами, закройте глаза. Раз – шажок, Два – шажок, Три – шажок, Четыре, пять В сказку мы пришли опять. (звучит релаксационная музыка) Открывайте глаза. |
Дети выполняют задания. |
|||
Предлагаю взять с ладошки наши пушинки двумя пальчиками и тихонько подуть на них. Сделаем глубокий вдох носом, и медленно подуем на комочки 2-3 раза. Сейчас положим пушинки на ладошку и подуем, но не сильно, чтобы наши пушинки не улетели далеко. Наши пушинки устали. Предлагаю положить их обратно в сундучок, пусть отдохнут. (На импровизированный поляне стоит дом, деревья, грядка с овощами) |
Делают гимнастику |
|||
Ребята, где мы очутились? |
В сказке |
|||
Смотрите — огород, рядом дом стоит, а как вы думаете, кто в нем живет? |
Герои сказки «Репка» |
|||
Кто помнит, какими словами начинается сказка? Молодцы! |
«Посадил дед репку» |
|||
Что было дальше с репкой? |
«Выросла репка большая-пребольшая!» |
|||
Прямо так сразу и выросла? |
нет |
|||
А как? |
Сначала дед землю вскопал, затем сделал ямку, посадил семена, потом разровнял граблями, потом поливал, потом полол, опять поливал, и так пока репка не выросла. |
Знакомство детей с видами сельскохозяйственных работ. Формирование представлений о нелегком труде на огороде, в поле. |
||
А давайте поможем деду репку посадить. Вставайте в круг. Что сначала надо сначала сделать?..А потом?… Молодцы! Посадили репку! |
Дети выполняют движение в соответствии с игрой пантомимой |
Закрепление знаний и трудовых навыков при работе над посадкой культурных растений в форме игры. |
||
Ребята, на доске у меня карточки с этапами работы по посадке растений, но все они перепутались. Помогите, пожалуйста, разложить их по порядку. |
Дети выстраивают правильный алгоритм действий и мы еще раз его озвучиваем. |
Систематизация знаний этапов работы при посадке растений на огороде. |
||
Ребята, а кто видел семечко настоящей репки? |
Ответы детей |
|||
А хотите посмотреть? Тогда я приглашаю вас в мини-лабораторию. (Детям передается для рассмотрения семя репы и лупы) На что похожи семена репы? А какие они на ощупь? |
Да! Дети рассматривают семечко. Ответы детей |
Знакомство с семенами репы, рассматривание их внешнего вида через лупу, тактильные ощущения. |
||
Теперь мы с вами знаем, как посадить репу. Я предлагаю вам посадить каждый свое семечко. Подходите к грядкам. |
Дети подходят к импровизированным грядкам |
Повторение правил работы с землей и водой в комнатных условиях. |
||
Но вначале давайте договоримся: работаем палочкой-лопаточкой, руки землей не пачкаем, водой не обливаемся – все делаем аккуратно. |
Дети высаживают семена репы |
Практическая работа по посадке семян в грунт. |
||
Молодцы, все справились с заданием. Руки у всех чистые? (если необходимо, используем влажные салфетки) |
Да |
|||
Ребята, а что нужно, чтобы наша репка начала расти? Я приготовила для вас картинку-схему роста семени. Попадая в благоприятные условия, семя дает росток, затем корешок, пробивается сквозь землю и начинает расти. |
Свет, вода, почва, время Рассматривают схему прорастания семени. |
Знакомство с изменениями во внешнем виде семени на различных этапах прорастания. Формирование представлений о необходимости тепла, света, влаги для полноценного роста растений; |
||
Как вы думаете, тяжело было репке расти? |
Да, тяжело |
|||
Как она росла? |
Медленно. Сначала Росточек, затем корешочек, листик за листиком, формировалась, наливалась. |
|||
Давайте и мы превратимся в маленькое семечко и попробуем вырасти. (Дети должны сжаться в комочек на полу, убрать голову и закрыть ее руками). Дедушка очень бережно относится к семенам, поливает их (гладит по голове и телу), ухаживает. С теплым весенним солнышком семечко начинает медленно расти (дети-семечки медленно поднимаются). У него появляется один листочек (рука поднимается) Затем второй (поднимают обе руки) Они тянутся к солнцу (вытягивается тело) Раскидываются (руки в стороны, пальцы сжаты). Затем начинает формироваться репка (ноги в коленях немного сгибаются) Солнышко пригревает, наступает радостный момент — наша репка вырастает (резко разжимаются кулачки, приседают ниже) |
Дети выполняют движения в соответствии с текстом |
Повторение всех этапов роста от семени до полноценного растения в форме игры |
||
2.9 Драматизация сказки «Репка» Вот и выросла наша репка. (педагог дает в руки одному из детей игрушку-репку) Что делать дальше? (педагог достает куклу би-ба-бо деда и одевает одному ребенку на руку) |
Позвать дедку. |
|||
Стал дед репку из земли тащить. Тянет – потянет, вытащить не может. |
Ребенок тянет «репку» |
|||
Тянул, тянул. Руки смозолил. Подуем ему на руки, остудим ладони, с-с-с-с, еще. Вдыхаем глубоко, через нос, надуваем живот, медленно выпускаем воздух. |
Дети выполняют упражнение |
|||
Что дальше? |
Позвал дед бабку |
|||
Как позвал? |
Бабка |
|||
Бабка не идет, не хочет, другим делом занята. Как же деду ее позвать, чтоб пришла, помогла? Услышала бабка деда, но не идет на помощь. Хочет, чтобы дедушка ее ласково позвал. Давайте попробуем. |
Громче «Бабулечка– красотулечка, иди, пожалуйста, сюда, помоги репку тянуть!» |
|||
Прибежала бабка. |
Ребенок одевает куклу |
|||
Тянут, потянут, вытянуть не могут. Позвала бабка… |
Внучку |
|||
Прибежала Внучка. |
Ребенок одевает куклу |
|||
Тянут, потянут, вытянуть не могут. Позвала внучка… |
Жучку |
|||
Тянут, потянут, вытянуть не могут. Позвала Жучка… |
Кошку |
|||
Тянут, потянут, вытянуть не могут. Позвала кошка… |
Мышку |
|||
2.10 Танец «Калинка-малинка» Вытянули репку. Отдыхают. Думают все, что же теперь с репкой делать? |
Дети сели на ковер. Съесть, приготовить разные блюда |
Формирование у детей понятия взаимосвязи «природа – человек»: люди сажают, выращивают, ухаживают за растениями, растения вырастают, кормят своими плодами людей |
||
Что из нее можно приготовить? |
Ответы детей |
Систематизация знаний детей о полезных блюдах из репы. |
||
Репку герои вытащили и вкусные блюда из нее приготовили, наелись. Повеселело у всех на душе, а тут как раз и музыка заиграла. Ноги так и просятся в пляс! Танцуйте, как умеете, вместе с нашими героями. |
Дети танцуют под русскую народную песню. |
|||
2.11 Релаксация Плясали – плясали, устали. Пора и отдохнуть, посадите наших героев на лавочку, а сами возьмите наши коврики и прилягте, отдохните, о том, что было поразмышляйте, да о будущем подумайте. На живот перевернулись, Потянулись – потянулись, встали – снова потянулись и друг другу улыбнулись. |
Дети ложатся на ковер, выполняют движения |
|||
Мы помогли нашим сказочным героям за огородом ухаживать, репку посадить, приготовить репку. А нам пора и домой возвращаться. |
Стоят в кругу |
|||
3. |
Подведение итогов. Рефлексия. |
Возвращение. Возвращаться мы будем так же, как пришли. Возьмите волшебные комочки в правую руку, левую положите на плечо впереди стоящего, закройте глаза. Раз – шажок, Два – шажок, Три- шажок, Четыре, пять. Мы домой пришли опять. |
Выполняют движения. |
|
Ребята, где мы сегодня побывали? |
В сказке |
|||
С какой целью мы отправились в сказку? |
Нам нужно было посадить репку в волшебном огороде. |
|||
Для чего нам понадобилась репка? |
Для сказки. |
|||
Помогли мы сказочным персонажам? Вырастили репку? Что вам нужно было сделать, чтобы вырастить репку? |
Ответы детей Ответы детей (копать, поливать) |
Закрепление знаний видов и этапов работ по выращиванию садовых культур. |
||
Что нового вы узнали? |
||||
Что вам показалось самым трудным? |
||||
Что вам больше всего запомнилось? |
||||
У меня в руках белые кружочки бумаги. Предлагаю вам взять фломастеры и нарисовать на них ваше настроение после сказочного путешествия. |
Дети рисуют свои эмоции |
Приложения:
- file0.docx.. 46,2 КБ
Опубликовано: 19.12.2019
Пояснительная записка
Квест (от англ. quest – поиск) — представляет собой активную, приключенческую игру, в которой задействованы не только выносливость и эрудиция, но и сообразительность, креативность и нестандартное мышление. Идея игры с детьми старшего дошкольного возраста проста – группа (команда) детей, перемещаясь по точкам, выполняет различные задания, которые подбираются таким образом, что бы быть максимально оригинальными, интересными, подходящими под ситуацию и не требующие специальных знаний или умений от игроков. Игра включает в себя определенную последовательность точек и заданий, объединенных общим сценарием. В игре дети, используя свой опыт, знания, интеллект, смекалку, силу, должны выполнить все задания за определенное время (25 мин.). Выполнив одно задание, команда получает направление на следующую точку, где выполняется следующее задание, и т.д. до последнего задания и получения конечного результата.
Цель квест-игры: сплочение детского коллектива, создание положительного психо-эмоционального настроя, атмосферы загадки, приключения и веселья для всех участников игры. Игра направлена на решение следующих задач:
Образовательные:
- закрепить знания детей о произведениях русского народного творчества;
- учить понимать идейное содержание произведения;
- формировать пространственно-временные представления;
- обучать умению подбирать заместители персонажей сказки;
- обучать детей переносить сюжет сказки в игру с выполнением различных заданий.
Коррекционные:
- стимулировать интерес к познавательно-поисковой деятельности;
- развивать память, внимание, словесно-логическое мышление и способность мыслить креативно, побуждать к импровизации;
- развивать речевые навыки: выразительность и темп речи, силу голоса;
- фонематический слух;
- формировать у детей коммуникативные навыки, эмоционально-волевую регуляцию поведения;
- развивать умение отвечать на вопросы по содержанию сказки.
Воспитательные:
- улучшить психологический микроклимат в детском коллективе;
- развивать способность правильно оценивать поступки персонажей и события произведения;
- формировать интерес к литературным произведениям и произведениям устного народного творчества;
- развивать эстетический вкус;
- развивать умение работать в команде;
- воспитывать чувство справедливости, дружелюбия, взаимовыручки.
Оборудование:
- персонажи сказкок «Колобок» и «Репка»,
- картинки с изображением хороших и плохих поступков,
- пластмассовые крышечки,
- разрезная картинка репки,
- воздушный шарик,
- ленточка,
- миска с крупой,
- объемная Репка,
- мешочек со свежими овощами,
- компьютер, экран,
- онлайн игра,
- театральные атрибуты для героев сказки,
- магнитная доска, магниты,
- карта-схема, записи муз. произведений.
Методические приемы: ИКТ, словесный; наглядный; игровой.
Организация детей: дети входят в зал, приветствуют гостей, и садятся в круг посередине муз.зала. Ритуал приветствия с массажным мячиком-ежиком.
Ход игры
Вступительное слово воспитателя (педагога-психолога): Ребята, у нас сегодня необычная игра. Попробуйте отгадать, какой она будет.
Как весело, как весело
Отправиться с друзьями.
И в это путешествие
Гостей зовем мы с нами!
Воспитатель. У меня в мешочке лежат фигурки героев двух сказок, они все перемешались. Я предлагаю вам помочь героям найти свою сказку. Расставьте (на столике) героев так, чтобы было понятно из каких они сказок. (Дети выполняют задание)
Педагог-психолог: Хорошо. Назовите, какие это сказки. («Репка» и «Колобок»). Проверим, никто у вас не заблудился и попал не в свою сказку? (Обсуждение)
А сейчас ответьте на вопросы:
1. Сколько героев в каждой сказке? (7)
2. Что есть общего в сказках? Есть ли похожие герои (люди, животные). Найдите общие признаки.
3. Есть ли предметы похожие по цвету, форме?
4. Какие есть отличия? (животные дикие и домашние, репка — овощ, колобок — хлебное изделие, разное количество людей и животных)
Воспитатель: Мы с вами недавно вспоминали сказку «Репка». Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая… И тут возникла проблемная ситуация. В этой сказке народная мудрость подсказывает решение сложной проблемы: каким образом можно выполнить трудное дело, с которым не в силах справиться одному человеку?
В ходе обсуждения мы с вами выяснили, что иногда для того, чтобы сказка стала еще интересней можно придумывать новых героев, изменять сюжет. Напомните мне, с какими новыми героями мы познакомились в измененной сказке «Репка»? (дети отвечают). Но в этой сказке не было вас. Я предлагаю вам стать героями сказки «Репка». Но для этого нам надо поставить цель, зачем мы хотим стать героями сказки? (важно подвести детей к верному ответу)
Чтобы перерыть как кроты Деду грядки? (Дети отвечают). Если «нет», то тогда зачем? (Дети отвечают, что хотят помочь Деду вытащить репку).
Вопрос воспитателя: Желание Деду помочь – это хороший поступок? А то, что Лиса съела Колобка? (Дети отвечают, их хвалят за правильный ответ).
Воспитатель: Так вот, ребята, что бы попасть в сказку нам надо выяснить «Что такое хорошо, и что такое плохо». Вот вам карточки, выложите из них 2 дорожки: на одной дорожке изображены хорошие поступки, а на второй плохие? (дети выполняют, по окончании гости из зала могут пройти и оценить правильность распределения картинок, обсуждение).
Вопрос воспитателя: По какой дорожке мы с вами отправимся? (Дети делают выбор, и под мелодию о доброте направляются к столу, где находится игрушка Деда).
Педагог-психолог: Вот дедушка я привела Вам помощников Репку тащить. Выросла ли она?
Музыкальный руководитель (озвучивает Деда): Да, наверное, выросла, но я не помню, где ее посеял. Хочу я вам открыть секрет. Репку можно найти по карте. У каждого героя сказки есть кусочек карты. Собрав карту можно найти место, где я посеял Репку! Идите дети к бабке.
(Далее педагог-психолог предлагает детям выбрать капитана команды, так как впереди предстоит поиск частей карты. Дети выбирают капитана и отправляются в путь).
Подходят к первой метке, где установлена игрушка «Бабка».
Педагог-психолог (озвучивает Бабку): Ой, очень рада, что детишки вы ко мне пришли. Я отдам вам кусочек карты, если поможете найти репку среди овощей. (Дети вынимают из мешочка овощи, выкладывают на поднос, называют их, находят репку, но она без ботвы).
Педагог-психолог: А чего не хватает у репки? (дети отвечают и находят в мешке недостающую ботву, вставляют в репку, получают кусочек карты).
Дальше дети направляются к Внучке! Внучка просит детей помочь ей найти 10 отличий (онлайн-игра). Молодцы, отдает кусочек карты, и посылает к Жучке.
Третья часть карты хранится у собачки Жучки. Она дает детям задание: Одной команде составить из частей целое. (Дети собирают из частей репку на магнитной доске). Другой команде: на столе распределить героев сказки «Репка» из пластмассовых крышечек по убыванию. Дети, выполнив задание, получают кусочек карты и бегут к метке — Кошке.
Четвертая часть карты у Кошки.
Задание: «Угадай мелодию» (2-3 фрагмента). Дети получают кусочек карты и бегут к Мышке (метка в центре зала)
Мышка просит помочь ей найти спрятанные припасы в миске с крупой! Дети ищут и находят воздушный шарик и зеленую ленточку.
Воспитатель. Обсуждает с детьми найденные предметы. Приходят к выводу, что Мышка перепутала репку с воздушным шариком. Как сделать, чтобы шарик стал похож репку.
Вносят в зал надутый шар с зелеными лентами. Ну вот и Репка.
Вопрос: Можно такую репку вытащить из земли? Дети отвечают, что такого быть не может. Воздушный шарик (репка) поднимется в воздух так как он легкий, вытащить репку (шарик) из земли не получится. Чтобы найти настоящую Репку, детям нужна последняя часть карты. Мышка отдает детям последнюю часть карты.
Дети собирают на магнитной доске карту из кусочков и отправляются по ней на поиски Репки! (Карта-схема музыкального зала, где указано, что Репка спрятана за кулисами). Дети находят ее и выносят на середину зала. Репка найдена. Теперь надо ее вытащить. Дети распределяются по ролям и, тащат Репку.
Обратная связь (рефлексия) Дети садятся в круг на ковре. Воспитатель ведёт беседу, задает вопросы. Дети отвечают, понравилась ли им игра и т.д. Идет обсуждение, делаются выводы:
1. В одиночку трудную проблему решить невозможно.
2. Трудная проблема решается только в согласии, дружбе и взаимной помощи. И даже самый немощный («мышка») может помочь в решении дела. «Не смотри, что я маленький, зато удаленький».
3. Помощь в совместном усилии должна быть бескорыстной. Какой прок собаке, кошке или мышке от репы? Но технология хороших дел такова: если ты кому-нибудь поможешь, то и на твой зов откликнутся. Даже если просто скажут спасибо, то тебе будет приятно.
Дети и взрослые угощаются репкой с мёдом, лимоном, прощаются с гостями и под музыку покидают зал.
Список литературы
- Матюгин И.Ю., Рыбникова И.К. «Методы развития памяти, образного мышления, воображения» М.: Эйдос, 1996. 59 с.
- Русская народная сказка «Репка» Для дошкольного возраста. — Минск: «Русич», 2000.
- Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Формирование математических представлений: 4-7 лет: занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования, 2009г., Издательство: Вако.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 5 «Колокольчик»
Беседа по сказке «Репка»
с детьми 4 года жизни.
Составила и провела
воспитатель Романцова С.В.
2013 г
Образовательные задачи:
Формировать знания дошкольников о нравственных категориях – дружба, доброта, взаимовыручка.
Способствовать расширению словарного запаса детей, обогащая словарь глаголами, наречиями, прилагательными.
Развивающие задачи:
Развивать умение отвечать на вопросы по тексту литературного произведения.
Развивать связную речь, логично и последовательно передавая текст сказки, используя в речи прилагательные и наречия.
Воспитательные задачи:
Воспитывать у детей чувство сопереживания героям сказки.
Продолжать воспитывать культуру речевого общения: умение выслушать вопрос и ответ других детей.
Предварительная работа:
Чтение сказки «Репка»
В свободной деятельности: заучивание пословиц о дружбе.
Словарная работа:
сущ – бабка, дед, внучка, жучка, мышка, кошка, репка, дружба, согласие, взаимопомощь.
прил – большая – пребольшая, больной, немощный, старый, слабый.
Пословицы о дружбе
Не бросай друга в несчастье.
Дружба любит дело.
Вместе и беда легче переносится.
Друзья познаются в беде.
Ход занятия:
1.Загадка.
Круглый бок, жёлтый бок.
Сидит в грядке колобок.
Врос в землю крепко
Что же это? (репка)
— Ребята, а какая русская народная сказка посвящена этому овощу?
— Ребята, а где происходит действие сказки «Репка»? (в огороде)
Ставится картинка с изображением огорода.
Давайте вспомним героев сказки.
Отгадайте героя по описанию:
— Старик в широких штанах, в рубахе, в лаптях – кто это? (дед)
-Старенькая женщина в русском народном сарафане и переднике, на голове — платочек, на ногах лапти.
— Кто это? (бабка)
-Бабкина помощница .
-Кто это? (внучка)
-С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
А хвостик колечком
-Кто это? (Жучка)
-Мохнатенькая,
Усатенькая,
Молоко пьет
Мяу, мяу поет.
-Кто это? (кошка)
-Эта меленькая крошка
Рада даже хлебной крошке.
Потому что до темна
В норке прячется она.
Кто это?(мышка)
На фленелеграфе (наборном полотне или доске) последовательно выстраиваются все герои сказки.
2.Игра «Кто где стоит?» ( на ориентацию в пространстве)
— Кто стоит между жучкой и мышкой?
— дедом и внучкой?
— за кошкой?
— перед Жучкой?
— перед бабой?
Сколько всего героев? (6)
Молодцы!
-Все герои сказки собрались и хотят с вами поиграть.
3. Физкульт минутка «Репка» (хороводная игра)
1 ребёнок сидит в кругу (репка), остальные образуют круг.
Сами землю мы капали,
Сами грядку насыпали,
Мы сажали репку.
Сами зерна мы бросали,
Сами всходы поливали,
Мы растили репку.
(репка медленно поднимается)
Вот поспела репка,
Стала сочной, сладкой, крепкой,
Вкусной стала репка.
Всех мы в гости приглашаем,
Сладкой репкой угощаем
Угощаем репкой.
4. Проблемная ситуация.
— Ребята, а вы представляете, что произошло на огороде: посадил дед репку, выросла репка большая – пребольшая. Стал дед тянуть – тянет, а вытянуть не может.
— Ребята, а почему дед не может вытянуть репку?. (Потому что он один, а репка большая)
— Как помочь деду?
(позвать бабку, внучку и т.д.)
Выставляем фигурку бабки рядом с дедом
— Почему бабка с дедом не могут вытянуть? (бабка – старенькая , больная и слабая )
— Что же делать? (позвать внучку)
— Вытянули бабка, с дедом, с внучкой репку? (нет, надо звать Жучку, кошку, мышку)
— Тянут – потянут – вытянули репку.
-А что им помогло вытянуть репку? (дружба, согласие, взаимопомощь).
— Молодцы!
Дружба помогла героям справиться с репкой.
-Ребята, а у нас на огороде в д/с старшие ребята тоже вырастили репку. Они поливали, пололи репку, работали дружно. И решили вас этой репкой угостить.
5. Ресурсный круг – передали репку по кругу и называем пословицы о дружбе.
Дружба – великая сила.
Дружба любит дело.
Вместе и беда легче переносится.
Друзья познаются в беде.
6. Угощение репкой.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/267182-beseda-po-skazke-repka-s-detmi-4-goda-zhizni
4
Приложение
Конспект НОД с использованием игровых и здоровьесберегающих технологий
Тема: игра-путешествие «Русская народная сказка «Репка»
Цель и задачи:
Учить пересказывать текст сказки «Репка» со взрослым.
Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать последовательность действий; активизировать словарь детей словами: круглая, сладкая, желтая.
Развивать связную речь сенсорные способности (геометрические фигуры, форму, цвет, совершенствовать звуковую культуру речи).
Воспитывать любовь к сказке, умение сопереживать героям.
Способствовать развитию всех компонентов устной речи детей, свободного общения с взрослыми и детьми.
Вызвать интерес детей к художественной литературе.
Закрепить знания детей о геометрических фигурах (Круг, квадрат, треугольник, цвете, величине, форме).
Вызвать желание помочь героям сказки, способствовать развитию умения соблюдать в ходе игры элементарные правила.
Предварительная работа: Совместная деятельность: свободное общение по сказке «Репка», беседа о героях сказки. Рассматривание иллюстрации к сказке «Репка». Отгадывание загадок.
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов: дидактические игры на развитие математических способностей. Разрезные картинки и пазлы по сказке «Репка». Игры.
Самостоятельная деятельность детей: рассматривание иллюстраций по сказкам, настольный театр. Раскрашивание раскрасок по сказке «Репка».
Словарная работа: обогащение словаря словами: заплатка.
Форма проведения: игра- путешествие.
Оборудование: фигурки героев – персонажей к сказке «Репка», ковер-самолет, заплатки (геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, шапочки- маски).
Ход НОД:
Воспитатель в образе сказочницы
Воспитатель: — Здравствуйте, ребята! Вы сказки любите? (Ответы детей)
Какие сказки вы любите? (ответы детей)
Сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие. У меня есть «ковер-самолет», вот на нём мы и отправимся в путешествие.
(воспитатель разворачивает «ковер-самолет», а там – дырки в форме геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг)
Воспитатель: — Ребята, беда, «ковер-самолет» дырявый, кто же это сделал? (ответы детей)
Мне кажется, это сделал тот про кого я сейчас загадаю загадку:
Под полом таится
Кошки боится. Кто это?
Дети: Мышка.
Воспитатель: — Правильно, ребята, это мышка прогрызла наш ковер-самолет, а чтобы нам отправится в путешествие, нужно отремонтировать «ковер-самолет».
Д/игра «Найди заплатку»
(на подносе лежат геометрические фигуры, дети накладывают их и определяют «заплатки», которые подходят для ремонта «ковра-самолета»)
Воспитатель: — Ребята, какие геометрические фигуры нам понадобились.
Дети: Круг, треугольник, квадрат.
Воспитатель: — Молодцы ребята, справились с этим заданием, «ковер- самолет» починили, теперь можем отправиться в путешествие. Давайте встанем со своих стульчиков и скажем волшебные слова:
Наш ковер по небу мчится,
Что же с нами приключится?
Закрывайте быстро глазки,
Чтобы очутиться в сказке.
Воспитатель: — В сказку с вами мы попали
А в какую – отгадайте?
Ребята, вы загадки отгадывать любите? (ответы детей)
При помощи загадок узнаем, в какую сказку мы прилетели.
Первая загадка:
Он седой с бородой
Очень старый и хромой! (дед)
Вторая загадка:
Она старенькая, седая, добрая и простая
В доме с дедушкой живет
Внучка как ее зовет? (бабушка)
Третья загадка:
У дедушки и бабушки девочка живет
Как же эту девочку бабушка зовёт? (внучка)
Следующая загадка:
Гладишь — ласкается
Дразнишь — кусается
На цепи сидит
Дом сторожит. (Собака)
Воспитатель: — Ребята, а как собака лает? (Гав-гав-гав). А как зовут детёныша собаки (Щенок). Ребята щенок большой или маленький. (Маленький, значит как лает (Тоненьким голосом ав-ав-ав) .
Пятая загадка:
— У нее четыре лапки,
Лапки — цап-царапки
Пара чутких ушей
Она гроза мышей. (кошка)
— Кашка как мяукает?
А кто у кошки детеныш, сынок.
Дети: — Котенок.
Воспитатель: — Котенок большой или маленький?
Дети: — Маленький.
Воспитатель: — Правильно, маленький, значит, как мяукает. (тоненьким голоском)
Ребята, отгадали в какую сказку мы с вами попали. (ответы детей)
Воспитатель: — Правильно, мы с вами в сказке «Репка». Ребята, репка- это фрукт или овощ.
(ответы детей)
Воспитатель: — Молодцы! А какой формы этот овощ?
Дети: -круглой формы.
Воспитатель: — Молодцы! А какого цвета этот овощ?
Дети: — желтого.
Совместный пересказ сказки «Репка» по вопросам
Воспитатель:
Вопросы:
1. Kтo посадил репку? (ответы детей)
2. Какая выросла репка? (ответы детей)
3. Кто захотел вытянуть репку? (ответы детей)
4. Кто ему помог? (ответы детей)
Воспитатель: — Ребята, давайте и мы с вами посадим репку. Встанем на физкультминутку.
Физкультминутка:
Вот мы репку посадили. (наклонились)
И водой её полили (имитация)
Выросла репка большая –пребольшая (дети встают на носочки, руки
разводят в сторону)
А теперь её потянем (имитация)
И из репки кашу сварим (имитация)
И будем мы от репки здоровы и крепки (имитация)
Инсценирование сказки «Репка»
Воспитатель: — Репку мы с вами посадили, выросла она у нас большая.
А вы хотите поиграть в сказку «Репка»?
Наденем шапочки и превратимся в героев этой сказки. Садитесь на стульчики, и покажем сказку для наших гостей.
Воспитатель: — Молодцы Ребята! Вот и сказки конец. Нам надо возвращаться домой в детский сад. Давайте сядем на ковер-самолет и скажем волшебные слова:
Наш ковер по небу мчится,
Чтоб домой нам возвратиться.
Релаксация.
Воспитатель: — Ну, вот ребята мы с вами и дома.
Дети, в какую сказку мы сегодня играли?
Правильно, сказка называется «Репка».
Ребята, а чему нас с вами учит эта сказка? (ответы детей) (нужно помогать друг другу)
Репку вытянули потому, что все были дружными, помогали друг другу, в большом деле никто не лишний. Даже маленькая мышка помогла.
Автор: Ласточкина Татьяна Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ «Детский сад №8″Улыбка»
Населённый пункт: г.Саров Нижегородская область
Наименование материала: конспект НОД по ФЭМП во 2 мл.гр. 3-4 года
Тема: «Путешествие в сказку «Репка»
Раздел: дошкольное образование
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по ФЭМП (итоговое) в младшей группе (3-4 года)
Тема: «Путешествие в сказку «Репка».
Цель: закрепление и обобщение пройденного материала.
Задачи:
— совершенствовать умение называть и различать знакомые геометрические фигуры: круг,
квадрат, треугольник;
— совершенствовать умение сравнивать два предмета по высоте, ширине, длине и обозначать
словами: высокий, низкий, широкий, узкий, длинный, короткий;
— закреплять умение называть основные цвета.
— способствовать развитию всех компонентов устной речи детей, свободного общения с
взрослыми и детьми.
— формировать социальные навыки.
— вызвать желание помочь героям сказки.
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно-
эстетическое, социально-коммуникативное, физическое развитие.
Методы и приемы.
1.Наглядный: показ способа действия (наложения, приложения), демонстрация
2. Словесный: художественное слово, вопросы, пояснения, уточнения.
3. Игровой: сюрпризный момент, драматизация.
4. Практические: игровой тренинг.
Предварительная работа.
1.Совместная деятельность: Свободное общение по сказке «Репка», беседа о героях сказки.
Отгадывания загадок. Игра «Чудесный мешочек».
2.Образовательная деятельность в ходе режимных моментов:
Дидактические игры на развитие математических способностей.
Демонстрационный материал: настольный театр сказки «Репка».
Раздаточный материал: фигура телогрейки с вырезами в виде геометрических
фигур( основных цветов), набор геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг)на
каждого ребенка; карточки с нарисованными цветками разной высоты; по 4 ленточки
(полоски) на каждого ребенка разной ширины; карточки с нарисованными мышками без усов
и хвоста, корзинка, «живая» картинка- грядка «репка, морковка на грядке», репки и морковки.
Форма проведения: Игра-путешествие.
Планируемые результаты:
Умеет называть и различать знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник,
цвета. Умеет действовать самостоятельно, определяя величину предмета знакомым способом,
умеет взаимодействовать с детьми по сценарию знакомого сюжета, общаться в диалоге с
взрослым и детьми.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
Воспитатель с детьми встают в круг.
Воспитатель: «Встаньте дети, встаньте в круг,
Ты мой друг и я твой друг,
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся».
Дети, вы любите сказки?(ответ детей)
Я предлагаю отправиться в одну очень знакомую вам сказку.
Закрывайте быстро глазки
Чтобы очутиться в сказке.
(включается фонограмма, и дети «попадают в сказку».)
Тише, тише не шумите
Нашу сказку не спугните
Здесь бывают чудеса
Сказка спряталась пока
Не грусти, улыбнись
Сказка дарит вам сюрприз….(предлагает детям пройти сесть на свои места)
Воспитатель: В сказку с вами мы попали, а в какую отгадайте.
Круглый бок, желтый бок
Сидит в грядке колобок.
Врос он в землю крепко.
Что же это? (репка). (демонстрирует картинку репки) Давайте соберем репку в корзинку?
Какая в репки форма? Будем собирать только овощи круглой формы? Алеша, а почему ты не
собрал морковь?(ответы детей)
Молодцы, правильно отгадали загадку. Посмотрите, какой у нас урожай! Красивая репка!
Выбирайте самую большую репку! Правильно? (дети выбирают самую большую репку,
сравнивая по величине в целом все репки). Молодцы, какую репку вы выбрали? (ответы
детей)
Дети, давайте теперь вспомним сказку. (ставит на стол фигурку деда)
Посадил Дед репку, выросла репка большая-пребольшая. Стал Дед репку тянуть, тянет –
потянет, вытянуть не может. Стал он Бабку звать.
Как дед бабку звал?
(Дети зовут бабку)
Бабка……….. помоги деду вытащить репку.
Прибежала бабка. (На стол ставится фигурка бабки).
Бабка: Помогу, конечно, помогу, ну и вы мне помогите. У деда порвалась телогрейка и нужно
наложить заплатку.
Воспитатель: дети, а какой геометрической формы нам нужны заплатки, чтобы починить
телогрейку для деда? (ответы детей) Какого цвета твоя заплатка? (ответы детей)
Дети выполняют задание. Бабка помогает деду.
Воспитатель вместе с детьми говорит: «Бабка за дедку, дедка за репку, тянут, потянут
вытянуть не могут.
Воспитатель: Позвала бабка кого? (Внучку)
Как бабка внучку звала? (дети зовут. На стол ставится фигурка внучки).
-Внучка………… помоги вытащить репку!
Внучка: Конечно помогу, ну а вы пока мне помогите. Нужно раскрасить цветочки. Самый
высокий нужно закрасить красным цветом, а самый низкий – синим. (Дети выполняют
задание)
Воспитатель вместе с детьми проговаривают: Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за
репку, тянут, потянут, вытянуть не могут.
Воспитатель: Стала внучка Жучку звать на помощь.
Позовите, как Внучка Жучку звала? (дети зовут. Ставится фигурка Жучки)
-Жучка………… помоги нам репку тянуть!
Жучка: «Чтобы вытянуть репку необходимо сделать зарядку!»
Физкультминутка.
Вот мы репку посадили (наклониться)
И водой ее полили. ( Имитация движения)
А теперь ее потянем, (имитация движения)
И из репки кашу сварим, (имитация движения)
И будем мы от репки, здоровые и крепкие, (показать силу)
Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут потянут, вытянуть не
могут….
Воспитатель: Стала Жучка звать кого? Кошку. Давайте все вместе позовем кошку! (дети
зовут)
Кошка: «Как же деду не помочь? Помогу. Ну и мне ваша помощь нужна.
Воспитатель: Ребята, поможем кошке?
Кошка: Мои котятки игрались и перепутали все ленточки у внучки. Нужно найти широкие
ленты положить в корзинку. (Дети выполняют задание)
Воспитатель: Какая ленточка осталась у тебя на столе? Какого цвета? (Обращается
индивидуально)
Молодцы дети, справились с заданием!
Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут,
потянут, вытянуть не могут. Стала кошка мышку звать.
Прибежала мышка (выставляется фигурка мышки)
Мышка: «Вижу, помощь моя нужна. Помогу. А вы пока поиграйте с моими мышатами.
Дорисуйте им короткие усы и длинные хвосты». (Дети выполняют задания.)
Воспитатель: Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за
дедку, дедка за репку. Тянут, потянут, и вытянули репку!
Ребята, а ведь репка очень вкусный и полезный продукт. В ней много витаминов. Она дает
людям силу и здоровье. Вот и сказки конец! Нам пора возвращаться домой, в детский сад, для
этого давайте все дружно посчитаем до пяти (Звучит фонограмма)
Итог занятия.
Воспитатель: (задает детям вопросы)
— в какой мы сказке побывали?
— каких видели героев?
— как мы им помогали?
Воспитатель: Дети нужно всегда помогать друг другу. И тогда все получится!
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Настольный театр «Репка и дидактический материал остаётся для продолжения игры
самостоятельной деятельности в группе.