Образы детей в литературе 19 века сочинение 6 класс

МКУ «Управление образования                                                          администрации МО «Баргузинский район»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                                                     «Улюнская средняя общеобразовательная школа имени Сахара Хамнаева»                                       671601, Республика Бурятия, Баргузинский район, с. Улюн, ул. Пионерская, 29                                 Тел. 8 (301 31) 94-129; факс 8 (301 31) 94-219; e-mail: USOSchool@mail.ru

Научно-исследовательская работа                                                                              по русскому языку и литературе

 Образы детей в произведениях писателей 19 века

Выполнила: учащаяся 8 класса Гармаева Эржена

Научный руководитель:

Степанова Б.Б.,

учитель русского языка и литературы

2017- 2018 гг.

Содержание
1. Введение………………………………………………………………
I.Теоретическая часть
1.1. Тема детства в русской литературе 19 века………………………..
II. Практическая часть
2.1.Образы крестьянских детей в рассказе И.С.Тургенева 
«
Бежин луг». (1851г.)…………………………………………………………………………..
2.2. Николенька Иртеньев из повести Л.Н.Толстого «Детство» 1852г.).
2.3.«Дети подземелья» В.Г.Короленко (1886). …………………………………..
Заключение………………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………………

Приложение 1. «Образы крестьянских детей в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»
Приложение 2. «Николеньки Иртеньева»
Приложение 3. «Вася и Валек ?????» 
Приложение 4. Таблица « Влияние внешних и внутренних …… на формирование личности ребенка»??????

Введение

Все мы родом из детства. 

Антуан де Сент-Экзюпери

«Маленький принц»

Детство – самая светлая и радостная пора в жизни каждого человека. По крайней мере, оно должно таким быть, потому что в детстве закладывается характер человека, его отношение к себе и к окружающему миру. На уроках русской литературы нам дается возможность увидеть удивительный мир детства наших сверстников. И узнаем о них  благодаря произведениям Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева, А. П. Чехова и др., где главными героями являются дети, их психология, отношения с окружающими людьми. Несмотря на то, что эти произведения были написаны в XIX веке, мне, как читателю XXI века, глубоко понятны их детские переживания, и я в полной мере разделяю вместе с ними их горечь от поражений и радость их побед.  Эти произведения всегда будут настольными книгами нескольких поколений детей, потому что они очень точно  раскрывают суть становления ребенка как личности. В этом и заключается актуальность моей работы.

Объектом исследования являются образы детей в литературе писателей 19 века. Предмет исследования: характер, поступки героев, их влияние на формирование личности подростка. 

                                                 Цели  исследовательской работы:

Исследовать изображения детей в произведениях русских писателей;

Проанализировать произведения о детях; проникнуть в их поступки и взаимоотношения, осмыслить  и понять черты характера (какие он постепенно приобретает, и в чем причины этих изменений;

Научиться формулировать свои мысли.

                                                                      Задачи:
1.Сравнить несколько произведений русских писателей 19 века.

2. Дать характеристику образам героев, выбранных для исследовательского проекта.

3. На основе сравнительного анализа увидеть изображение мира детства и становление личности ребёнка. 
4.Подвести итог проделанной работы и сделать выводы.
Выводы оформить в виде сравнительной таблицы.

Методы исследования: исходя из задач исследования, были определены следующие методы исследования, т.е. способы достижения цели исследования:
1. общие методы (теоретические) – изучение и сопоставление литературных произведений, сравнение эпизодов (т.к. позволяет установить сходство и различие предметов и явлений; выявление общего, повторяющегося в явлениях);
2. метод целенаправленной выборки;
обобщение материала (выводы на разных этапах исследования и в работе в целом).

                                                          I. Теоретическая часть.

 1.1. Тема детства в русской литературе 19 века.

         Детство — одна из самых ключевых тем художественной литературы. Мир детства – это сложный мир общения ребенка с людьми, мир его взаимоотношений.

        В литературе  19  века «создавался образ детства с четкими национальными чертами, растворялись признаки сословной принадлежности ребенка». Сформировались каноны образа русского детства — изображение зимы, деревенской жизни и народных забав, чувствительного и доброго ребенка.

       Детство представляется писателями как пора невинности и чистоты. Дети несравненно нравственнее взрослых. Они не лгут (пока их не доведут до этого страхом), они сближаются со сверстниками, не спрашивая, богат ли он, ровен ли им по происхождению. У детей нужно учиться пониманию истинного добра и правды. Героев произведений воспитывает окружающий мир во всех его проявлениях. Тема детства неразрывно связана с темой русского народа. Во всех произведениях воссоздается сложная жизнь детей, которые мечтают о лучшей жизни, которая сделала бы их счастливыми.

     «Будущее человечества» так называет детей один из героев Ф. Достоевского. Каким может предстать завтра это «будущее человечества», во многом зависит от духовно зрелой любви к детям, основанной на понимании своеобразия их внутреннего мира и на способности чему-то научиться у них. «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства!- восклицал Л. Толстой — Как не любить, не лелеять воспоминания о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений».

Тема детства позволяет оценить состояние общества. Литературу XIX века интересует социально-нравственный аспект. Поиск гармонии ведет к миру

детства, ибо там цельность, чистота.

Образы детства, возникающие в произведениях художественной культуры, так или иначе, отражают важные стороны социальной реальности. На протяжении истории человечества и реальное содержание детства, и, следовательно, образ ребенка и детства  в произведениях литературы  многократно менялся.

II. Практическая часть.
2.1.Образы крестьянских детей в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг». (1851г.)
                                             «Читая рассказ, словно наяву любуешься 
                                    мальчишками- каждый из них – характер, в каждом 
                                                              неповторимая душа»
                                                           И. Смольников « Середина столетия»

     Каким же представил И.С.Тургенев мир крестьянских детей 19 века? Чем он наполнен? Как они жили?
    В рассказе мы знакомимся с  крестьянскими ребятишками, которые на лугу в жаркую летнюю ночь стерегли табун лошадей. Мальчиков пятеро: Павлуша, Федя, Ильюша, Костя и Ваня.
   Каждый ребенок  есть загадка. Мы чувствуем, что Тургенев словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении. Автор очень хорошо относится к детям. В изображении Тургенева это даровитые, способные дети. Каждый из них отличается своим, особым характером. Какие они?
— Федя исполнен чувства собственного достоинства, которое выражается в том, что старается больше слушать, чем говорить: он боится как бы не сказать какую-нибудь глупость.
— Павлуша деловит и заботлив: он варит картошку, ходит за водой. Он самый смелый и мужественный из мальчиков: один без хворостинки он поскакал на волка, в то время как все остальные мальчики страшно перепугались. От природы он наделён здравым смыслом.
— Илюша пытлив, любознателен, но ум и любознательность направлены у него только на страшное и таинственное. Ему кажется, что вся жизнь окружена лишь враждебными человеку духами.
— Костя от природы жалостлив: он сочувствует всем людям, пострадавшим, по его мнению, от злых духов.
— Ваня, о котором в рассказе не сказано практически ничего, глубоко любит природу. Днём ему нравятся цветы, ночью – звёзды. Это он в искреннем порыве своей детской непосредственности отвлек внимание мальчиков от разговора о страшном к прекрасным звёздам.)
    Образы ребят выписаны в рассказе ярко, они глубоко индивидуальны, каждый по-своему интересен, глубок, как это может быть только у профессионала такого класса, как И. С. Тургенев.
      Все эти ребятишки очень по-разному рассуждают о людях и деревенских событиях, но все они искренне верят в чудеса, готовы разгадывать неведомые загадки жизни. У мальчиков немало предрассудков и суеверий это следствие темноты и забитости их отцов и матерей.
     Реальная жизнь, по мнению Тургенева, вскоре развеет иллюзии и мистические настроения мальчиков, но обязательно сохранит их редкостные поэтические чувства.
     
Видно, что бедность и нужда заставляют детей с самых ранних лет уже принимать серьезное участие в трудах родителей. Таким образом, крестьянские ребятишки совсем лишены образования. С другой же стороны, эти самые обстоятельства жизни ставят их в тесные отношения с природой, с трудом, и уже с детства воспитывают в них физическую силу, бодрость духа, находчивость, одним словом — характер. 

2.2. Николенька Иртеньев из повести Л.Толстого «Детство» (1852г.).

    Николенька Иртеньев мальчик из дворянской семьи, он живет и воспитывается по установленным правилам, дружит с детьми из таких же семей. Он любит своих родителей и гордится ими. Но детские годы Николеньки были беспокойными. Он испытал немало разочарований в окружающих его людях, в том числе и в самых близких для него. 
     В детстве Николенька особенно стремился к добру, истине, любви и красоте. И источником всего самого прекрасного в эти годы для него была мать. С какой любовью он вспоминает звуки ее голоса, которые были «так сладки и приветливы», нежные прикосновения ее рук, «грустную, очаровательную улыбку». Любовь Николеньки к матери и любовь к Богу «как-то странно сливались в одно чувство», и от этого на душе у него становилось «легко, светло и отрадно», и он начинал мечтать о том, «чтобы дал Бог счастья всем, чтобы все были довольны…». [7,86-93c]
     Большую роль в духовном развитии мальчика сыграла простая русская женщина Наталья Савишна. «Вся жизнь ее была чистая, бескорыстная любовь и самоотвержение», она привила Николеньке представление о том, что доброта одно из главных качеств в жизни человека. 

Николенька остро чувствует фальшь и обман, казнит себя за то, что и в себе замечает эти качества. Также большое место в повести занимает описание чувства любви к людям, и эта способность ребенка любить других восхищает Толстого. Николенька Иртеньев часто глубоко раскаивается в своих плохих поступках и остро переживает свои неудачи. Это характеризует его как думающего, способного анализировать свое поведение и начинающего взрослеть человека.
     Это маленький десятилетний мальчик с добрым, чутким сердцем, живой и впечатлительной душой. Становление характера Николеньки проходит среди различных, близких ему людей: родителей, братьев и сестер, учителей, дворовых. Отношения с каждым из них оставляют в сердце мальчика неповторимый след, оказывающий влияние на душевное состояние, мысли и чувства Николеньки. Отзывчивый и впечатлительный ребенок внимательно наблюдает не только за событиями, происходящими в мире внешнем, но и за изменениями в своем внутреннем мире. Эта внимательность ко всем движениям собственной души помогает Николеньке справляться со многими проблемами, делать верные выводы. Мне кажется, что в будущем из Николеньки вырастет добрый, наблюдательный, отзывчивый и честный человек.

(Приложение 2)

2.5.«Дети подземелья» В.Г.Короленко (1886г.)

     В ряду писателей, которые особое внимание уделяли детям, обделенным любовью, заботой взрослых и не имеющим необходимых условий для благополучной жизни, стоит В.Г. Короленко. В своих произведениях он создал целостные, неподдельные образы детей, лишенных детства. Однако внутренний мир этих детей отличается богатством и глубиной.
    Место описываемых в произведении событий – город Ровно, где Короленко учился в третьем классе реальной гимназии. Город назван в повести Княжье-Вено. В образе судьи писатель воспроизвел некоторые черты своего отца, который был уездным судьей в провинциальных городках и для которого поистине рыцарская честность была привычной и естественной.

      До встречи с Валеком и Марусей  Вася чувствовал постоянное одиночество. Отец не замечал своего мальчика из-за горя (умерла мать Васи).  Все считали Васю бродягой и негодным мальчишкой, и отец тоже привык к этой мысли.                    

     После встречи с Валеком и Марусей Вася почувствовал радость от нового знакомства. Ему понравилось беседовать с Валеком и приносить подарки Марусе. Но по ночам у него сжималось сердце от боли сожаления, когда мальчик думал о сером камне, который высасывает из Маруси жизнь. Вася полюбил Валека и Марусю, скучал по ним, когда не мог прийти к ним на гору. Не видеть друзей стало для него большим лишением. 
Когда Валек сказал Васе прямо, что они нищие и им приходится воровать, чтобы не умереть с голоду, Вася ушел домой и горько плакал от чувства глубокого горя. Его любовь к друзьям не стала меньше, но к ней примешалась «острая струя сожаления, доходившая до сердечной боли».
    Характер Васи и его отношение к жизни после встречи с Валеком и Марусей сильно изменилось. Вася научился проявлять терпение. Когда Маруся не могла бегать и играть, Вася терпеливо сидел с ней рядом и приносил цветы. В характере мальчика проявилось сострадание и умение смягчать чужую боль. Он почувствовал глубину социальных различий и понял, что люди не всегда совершают плохие поступки (например, воруют) потому, что хотят этого. Вася увидел сложность жизни, начал задумываться над понятием справедливости, верности и человеческой любви. Вася и Соня приходили на могилку Маруси, потому что для них образ Маруси стал символом любви и человеческого страдания.
    Можно составить целый список человеческих качеств, которые проявляет Вася- это любовь к родным, желание понять людей, внимание и любовь к природе, смелость, благородство, верность своему слову, честность, сострадание, доброта, милосердие.
   Во время дружбы с обездоленными детьми Вася смог осознать то неясное “что-то”, к которому он стремился, и проявить лучшие человеческие качества. История, рассказанная В.Г. Короленко,- урок милосердия и любви к людям.
             

                                                               Заключение
В ходе нашей работы  был проанализирован ряд произведений, написанных во второй половине 19 века. Центральным образом рассмотренных рассказов и повестей является образ ребёнка.
И трудно найти такого писателя, который не обращался бы памятью к детству. Именно поэтому, перелистывая знакомые страницы любимых книг, мы убеждаемся в том, что лучшие из них о самой удивительной и прекрасной поре жизни – детстве. Ведь для детского сердца нет богатых и бедных, нет знатных и незнатных, а есть лишь любящие и равнодушные, злые и добрые. 
Образы героев понятны и близки нам, их сверстникам. И мы вместе с ними переживаем их горечь от поражений и радость их побед. 
Несмотря на разные подходы к созданию образов детей, писатели отмечают одно – ребёнок по духовной природе своей, ищет гармонии и согласия, ему претят ненависть и ожесточение, он весь открыт для любви. И как важно, чтобы из детства ребенок вступал в юность с чистой и ясной душой, верующей и любящей, и чтобы память сердца не омрачалась тягостными воспоминаниями и хранила те, которые благодатно отзовутся на всей его последующей судьбе. 
     Сопоставив образы героев, я  пришла к такому  выводу:
— В крестьянских мальчиках Тургенев раскрывает поэтическую натуру русского народа, его живую связь с родной природой.
— Л.Толстой уделяет преимущественное внимание внутреннему миру своих героев, они пристально следят за возникновением и развитием душевных движений, воспроизводя даже самые незначительные из них.
— Уроки доброты и сострадания можно увидеть в повести В.Г.Короленко «Дети подземелья».

                                 Список использованной литературы
1. Бирюков П. Родители и дети в произведении Л.Н. Толстого. — М., 1988, — 165 с.
2. Короленко В.Г. «Дети подземелья», Искатель, 2014г.
3.Толстой Л.Н. Детство // Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений- М.: Наука, 2000.
4.Тургенев И. С. Бежин луг. М.: Детская литература, 1988.- 40 с.
5. Тюпа В.И.  Художественность чеховского рассказа. – М., 1989.

Содержание

Введение………………………………………………………………………2

Задачи………………………………………………………………………….3

I.Теоретическая часть

1.1. Тема детства в русской литературе 19 века ………………………………4-5

II. Практическая часть

2.1.Образы крестьянских детей в рассказе И.С.Тургенева……………………6-10

Выводы……………………………………………………………………………8-9

2.5.«Дети подземелья» В.Г.Короленко (1886). .………………………………10-11

Заключение………………………………………………………………………12-13

Список литературы…………………………………………………………………14

Введение

Детство – важнейший период

человеческой жизни, не

подготовка к будущей жизни,

а настоящая, яркая,

самобытная

неповторимая жизнь.

В. А. Сухомлинский

Изучая на уроках литературы художественные произведения

великих русских писателей И.С.Тургенева, А.П.Чехова, Л.Н. Толстого и других, мы окунулись в мир детей – моих ровесников. Несмотря на то, что эти произведения были написаны в XIX веке, мне, как читателю XXI века, глубоко понятны их детские переживания, и я в полной мере разделяю вместе с ними их горечь от поражений и радость их побед.

Эти произведения никогда не утратят своей актуальности, потому что они талантливо и мощно раскрывают суть становления личности ребенка. Детство – самый важный период в жизни человека. В нем происходит формирование главных качеств личности ребенка.

Героев произведений воспитывает окружающий мир во всех его проявлениях: сломанный цветок, несчастная собачка Жучка, непосильный труд крестьян, чудесные сказки на ночь, чистая детская дружба…

Заинтересовавшись этой мыслью, я избрал объектом исследования образы детей в литературе писателей 19 века. А предметом исследования – характер, поступки героев, их влияние на формирование личности подростка.

Целью моей работы является стремление проникнуть в эти поступки и отношения, осмыслить их и понять.

Я считаю, что данное исследование будет интересно для моих сверстников в качестве дополнительного материала для изучения человеческих взаимоотношений. Чувства и поступки маленьких «героев» XIX века способны удивлять и восхищать нас, поколение XXI века.

В нашей работе мы попытаемся определить, какие черты характерны для образа «героя» в определенный период, а какие он постепенно приобретает, и в чем причины этих изменений.

Задачи:

  1. Дать характеристику образам героев, выбранных для исследовательского проекта.

  2. На основе сопоставительного анализа проследить, как писатели изображают мир детства и становление личности ребёнка.

  3. Соотнести роль образа с идейно-художественным своеобразием всего произведения.

  4. Подвести итог проделанной работы и сделать выводы.

I.Теоретическая часть.

1.1. Тема детства в русской литературе 19 века.

Детство — сквозная тема русской литературы, тема, к которой равнодушным не оставался, пожа­луй, ни один русский писатель или поэт. Как развивалась детская тема в русской литературе XIX века?

«Будущее человечества» — так называет детей один из героев Ф. Достоевского. Каким может пред­стать завтра это «будущее человечества», во многом зависит от духовно зрелой любви к детям, основанной на понимании своеобразия их внутреннего мира и на способности чему-то научиться у них. Об этой способ­ности, заставляющей самосовершенствоваться лю­дей, задумывались проницательные психологи, рус­ские писатели.

«Счастливая, счастливая, невозвратимая пора дет­ства! — восклицал Л. Толстой — Как не любить, не ле­леять воспоминания о ней? Воспоминания эти осве­жают, возвышают мою душу и служат для меня ис­точником лучших наслаждений». Дети, замечал Достоевский в «Дневнике писателя», «учат нас мно­гому и… делают лучшими уже одним только нашим соприкосновением с ними, они очеловечивают нашу душу одним только своим появлением между нами». И опять, словно перекликаясь с Достоевским, Тол­стой напоминает не только о временном, но и об иде­альном смысле словосочетания «будущее человечест­ва»: «Во всех веках и у всех людей ребенок представляется образцом невинности, безгрешности, доброты, правды и красоты».

Вспомним пробуждение Николеньки в самом нача­ле повести «Детство». Толстой пристально вглядыва­ется в его внутренний мир, подробно анализирует все чувства мальчика к Карлу Ивановичу. Писатель рас­крывает сложную «диалектику души» ребенка, выде­ляя в теме детства психологический аспект.

Еще одно открытие Толстого — «двойной взгляд»: мы видим мир глазами ребенка, в то же время наблю­даем за детской душой с позиции взрослого человека.

У Н. А. Некрасова заострен социальный аспект темы, его волнует проблема детского труда, отноше­ние общества к ребенку.

С.Т. Аксаков создает еще один прекрасный дет­ский образ. Его маленький Сережа Багров — больной ребенок. Но его сердце открыто любви, ему присуще подлинное христианское мироощущение: огромная жалость ко всему страдающему, желание жить в ду­шевном согласии и единении со всем миром.

Совершенно по-иному решает проблему ребенка Достоевский. Он изображает детей страдающих, уни­женных, задумавшихся. Страдания ускоряют взрос­ление. Писателю важен чистый, цельный, «сердеч­ный» взгляд. Для Достоевского принципиально важ­но, что в детстве все происходящее запечатлевается не в событиях, а в переживаниях.

Сохранение детскости во взрослом — это, по Досто­евскому, путь спасения. Идеи Достоевского имеют христианские основа­ния: «Сих есть Царство Божье на земле»; «Если не бу­дете как дети, не войдете в царство».

Тема детства позволяет оценить состояние общест­ва. Литературу XIX века интересует социально-нрав­ственный аспект. Поиск гармонии ведет к миру детст­ва, ибо там цельность, чистота, гармония.

II. Практическая часть.

2.1.Образы крестьянских детей в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг». (1851г.)

«Читая рассказ, словно наяву любуешься

мальчишками- каждый из них – характер, в каждом

неповторимая душа…»

И. Смольников « Середина столетия»

Каким же пред­ста­вил И.С.Тургенев мир кре­сть­ян­ских де­тей 19 века? Чем он на­пол­нен? Как они жи­ли?

В рассказе «Бежин луг» перед нами предстает галерея портретов крестьянских ребятишек, которые на лугу в жаркую летнюю ночь стерегли табун лошадей. Мальчиков пятеро: Павлуша, Федя, Ильюша, Костя и Ваня.

Больше всех внимание рассказчика привлек мальчик Павлуша. Он был некрасивым: всклоченные волосы, серые глаза, широкие скулы, бледное рябое лицо, огромная голова, «как говорится, с пивной котел», приземистое и неуклюжее тело. Одежда была довольно скромная, «вся она состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов». Привлекал Павлуша внимание умным взглядом и голосом, в котором звучала сила. Павел был мальчиком смелым и уверенным, решительным. Когда после рассказа Ильюши о Ермиле собаки начали громко лаять и ринулись прочь от огня, все мальчики перепугались. Один только Павлуша, нимало не колеблясь, с криком бросился вслед за собаками. «Славный мальчик!» — подумал рассказчик, глядя на вернувшегося Павлушу: «Его некрасивое лицо, оживленное быстрой ездой, горело смелой удалью и твердой решимостью» . Не боится мальчик ни волков, ни ночных странных резких криков. Он уверен, что эти звуки принадлежат цапле, а не лешему. [7, c. 86-93]

Держа в напряжении слушателей, Павлуша неторопливо ведет повествование о Тришке. «Удивительный человек» Тришка появится на земле, «когда наступят последние времена». В народе солнечное затмение, или « предвиденье небесное », истолковывалось как один из признаков конца света. Таким образом, все население деревни после солнечного затмения с нетерпением ожидало появления Тришки. Увидев на дороге странного человека, «такого мудреного», с удивительной головой, все переполошились. Возбуждая суеверные чувства ребят, Павел дает затем реалистическое объяснение загадке о Тришке. Ожидания крестьян не оправдались, конец света был перенесен на неопределенное время. Тришка оказался вовсе не Тришкой, а местным бочаром Вавилой, который купил себе новый жбан и надел его на голову. [12, 121 c.]

Все знал Павел о природе, все мог объяснить просто, доступно.

— Что это? — спросил вдруг Костя, приподняв голову. Павел прислушался.

— Это кулички летят, посвистывают.

— Куда же они летят?

— А туда, где, говорят, зимы не бывает.

— А разве есть такая земля?

— Есть.

— Далеко?

— Далеко, далеко, за теплыми морями.

Павлуша уверен, что судьбы своей не миновать, поэтому смело набирает воду из реки даже тогда, когда ему чудится голос утонувшего товарища, что, по словам ребят, предвещало его гибель. Не минул своей судьбы Павлуша: в том же году он умер, упав с лошади.

Старшему из всех ребят, Феде, можно было дать лет четырнадцать. «Это был стройный мальчик с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой… На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок».

С уверенностью можно утверждать, что Федя из богатой семьи: новая красивая одежда, сапоги с низкими голенищами принадлежали ему, а не отцу. Ив поле он выехал «не по нужде, а ради забавы». Он увлеченно слушал рассказы других мальчиков, при этом сам очень мало говорил (как сын богатого крестьянина, боясь уронить свое достоинство).

Двенадцатилетний Илюша слыл лучшим рассказчиком. Внешность его была непривлекательной: горбоносое, вытянутое, подслеповатое лицо, выражающее «какую-то тупую, болезненную заботливость» . Мальчик постоянно щурился, словно от огня. Обеими руками он то и дело надвигал себе на уши низкую войлочную шапочку, из-под которой постоянно выбивались его желтые, почти белые волосы. Мальчик знал много народных поверий, и, судя по рассказам о домовом, о Ермиле, о Тришке, искренне верил во все необычное. Героев своих рассказов он никогда не видел, «да и сохрани Бог… видеть; но а другие видели».

В отличие от Павлуши, Ильюша во всем находил проявление потусторонних сил. В его фантазиях появляется домовой, который двигает предметы, кашляет, шумит; баран начинает говорить человеческим голосом. Свой страх Ильюша, подражая взрослым, заговаривал: «С нами крестная сила!»; «Не бранись, смотри [леший] услышит».

Костя отличался ото всех задумчивым, печальным взглядом. Его глаза производили странное впечатление: «они, казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке, — на его языке, по крайней мере, — не было слов». Косте принадлежала история о русалке.

Мифическая русалка удивительно чиста и соткана из самых различных природных стихий. Русалка «светленькая, беленькая, словно плотичка какая или пескарь». И «голосок… у ней такой тоненький и жалобный». Так же задумчиво и печально Костя повествовал об утонувшем мальчике Васе. И уже не русалка плачет, а мать утонувшего Васи «плачет, плачет, горько Богу жалится».

Самого младшего, семилетнего Ваню, можно было и не заметить: «он лежал на земле, смирнехонько прикорнув под угловатую рогожу, и только изредка выставлял из-под нее свою русую кудрявую голову». Мальчик, не шевелясь и затаив дыхание, слушал рассказы старших, лишь единожды обратив внимание всех ребят на звездочки, В воображении Вани звездочки роились на небе, словно пчелки.

Выводы:

В каждом портрете есть загадка. Мы чувствуем, что Тургенев словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении. Автор с симпатией относится к детям. В изображении Тургенева это даровитые, способные дети. Каждый из них отличается своим, особым характером. Какие они?

— Федя исполнен чувства собственного достоинства, которое выражается в том, что старается больше слушать, чем говорить: он боится как бы не сказать какую-нибудь глупость.

— Павлуша деловит и заботлив: он варит картошку, ходит за водой. Он самый смелый и мужественный из мальчиков: один без хворостинки он поскакал на волка, в то время как все остальные мальчики страшно перепугались. От природы он наделён здравым смыслом.

— Илюша пытлив, любознателен, но ум и любознательность направлены у него только на страшное и таинственное. Ему кажется, что вся жизнь окружена лишь враждебными человеку духами.

— Костя от природы жалостлив: он сочувствует всем людям, пострадавшим, по его мнению, от злых духов.

— Ваня, о котором в рассказе не сказано практически ничего, глубоко любит природу. Днём ему нравятся цветы, ночью – звёзды. Это он в искреннем порыве своей детской непосредственности отвлек внимание мальчиков от разговора о страшном к прекрасным звёздам.)

Образы ребят выписаны в рассказе ярко, они глубоко индивидуальны, каждый по-своему интересен, глубок, как это может быть только у профессионала такого класса, как И. С. Тургенев.

Все эти ребятишки очень по-разному рассуждают о людях и деревенских событиях, но все они искренне верят в чудеса, готовы разгадывать неведомые загадки жизни. У мальчиков немало предрассудков и суеверий — это следствие темноты и забитости их отцов и матерей.

Реальная жизнь, по мнению Тургенева, вскоре развеет иллюзии и мистические настроения мальчиков, но обязательно сохранит их редкостные поэтические чувства.

2.5.«Дети подземелья» В.Г.Короленко (1886г.).

Место описываемых в произведении событий – город Ровно, где Короленко учился в третьем классе реальной гимназии. Город назван в повести Княжье-Вено. В образе судьи писатель воспроизвел некоторые черты своего отца, который был уездным судьей в провинциальных городках и для которого поистине рыцарская честность была привычной и естественной. [6,8 c.]

Мать Васи умерла, когда ему было шесть лет. С этого времени мальчик чувствовал постоянное одиночество. Отец слишком любил мать, когда она была жива, и не замечал мальчика из-за своего счастья. После смерти жены горе мужчины было таким глубоким, что он замкнулся в себе. Все считали Васю бродягой и негодным мальчишкой, и отец тоже привык к этой мысли.

Рассказ ведется от имени Васи, поэтому прямого описания героя нет в повести. Вася – смелый мальчик, честный, добрый, он умеет держать слово. В этот год, когда произошла эта история, ему было семь или восемь лет. [7,86-93 c.]

После встречи с Валеком и Марусей Вася почувствовал радость от нового знакомства. Ему понравилось беседовать с Валеком и приносить подарки Марусе. Но по ночам у него сжималось сердце от боли сожаления, когда мальчик думал о сером камне, который высасывает из Маруси жизнь. Вася полюбил Валека и Марусю, скучал по ним, когда не мог прийти к ним на гору. Не видеть друзей стало для него большим лишением.

Когда Валек сказал Васе прямо, что они нищие и им приходится воровать, чтобы не умереть с голоду, Вася ушел домой и горько плакал от чувства глубокого горя. Его любовь к друзьям не стала меньше, но к ней примешалась «острая струя сожаления, доходившая до сердечной боли».

Характер Васи и его отношение к жизни после встречи с Валеком и Марусей сильно изменилось. Вася научился проявлять терпение. Когда Маруся не могла бегать и играть, Вася терпеливо сидел с ней рядом и приносил цветы. В характере мальчика проявилось сострадание и умение смягчать чужую боль. Он почувствовал глубину социальных различий и понял, что люди не всегда совершают плохие поступки (например, воруют) потому, что хотят этого. Вася увидел сложность жизни, начал задумываться над понятием справедливости, верности и человеческой любви. Вася и Соня приходили на могилку Маруси, потому что для них образ Маруси стал символом любви и человеческого страдания.

Можно составить целый список человеческих качеств, которые проявляет Вася- это любовь к родным, желание понять людей, внимание и любовь к природе, смелость, благородство, верность своему слову, честность, сострадание, доброта, милосердие.

Во время дружбы с обездоленными детьми Вася смог осознать то неясное “что-то”, к которому он стремился, и проявить лучшие человеческие качества. История, рассказанная В.Г. Короленко,- урок милосердия и любви к людям.

Заключение

В ходе нашей работы  был проанализирован ряд произведений, написанных во второй половине 19 века. Центральным образом рассмотренных рассказов и повестей является образ ребёнка.

И трудно найти такого писателя, который не обращался бы памятью к детству. Именно поэтому, перелистывая знакомые страницы любимых книг, мы убеждаемся в том, что лучшие из них о самой удивительной и прекрасной поре жизни – детстве. Ведь для детского сердца нет богатых и бедных, нет знатных и незнатных, а есть лишь любящие и равнодушные, злые и добрые.

Список использованной литературы:

1. Бирюков П. Родители и дети в произведении Л.Н. Толстого. — М., 1988, — 165 с.

6. Короленко В.Г. «Дети подземелья», Искатель, 2014г.

9.Тургенев И. С. Бежин луг. М.: Детская литература, 1988.- 40 с.

10. Тюпа В.И.  Художественность чеховского рассказа. – М., 1989.

12.Якушин Н. И. И. С. Тургенев в жизни и творчестве . Москва : Русское слово , 2009 – 121 с.

14


Любую человеческую жизнь можно разделить на несколько периодов: детство, отрочество, юность, молодость, старость… Но самым важным из них, как мне кажется, является детство: именно тогда закладывается характер человека, осознаются основные духовные ценности, формируется тот нравственный кодекс, по которому ему предстоит прожить. В своих произведениях писатели часто обращались к теме детства и проблемам воспитания своих главных героев. Через образы детей и окружающую их жизнь читатель определяет и раскрывает внутреннюю сущность персонажей.
В произведениях литературы XIX века можно проследить путь становления личности героев, который начинается с самого раннего детства. Жизнь и судьба Петра Гринева в «Капитанской дочке», Мцыри – героя поэмы М. Ю. Лермонтова, замечательной Наташи Ростовой из эпопеи Л. Н. Толстого «Войнаи мир» и многих других являются показательными. Но подробнее я бы хотела проанализировать детство героев романа И. А. Гончарова «Обломов».
Два антипода – Обломов и Штольц, «сердце и разум», что сделало их такими, какими они представлены в романе?
В критической статье Н. А. Добролюбова «Что такое „обломовщина“?» Обломов характеризуется как человек, который не в состоянии «деятельно захотеть» что либо. Причина этого кроется в воспитании Ильи Ильича. С самого детства он привык, что за него делается все, что он ни пожелает, ему стоит лишь захотеть – и тут же какой нибудь Захар бежит исполнять его волю. Из сна Обломова мы узнаем, что Илья был «резвым», «милым», любопытным ребенком, стремился все сделать сам и уйти из под постоянной опеки нянек, но постепенно окружающие его ласки, забота и внимание подавляли в нем это стремление: с годами Илья все меньше делает, но больше мечтает. Годами у него в голове зреет план переустройства родной Обломовки, но ему слишком тяжело «подняться с дивана» и совершить задуманное. Он мечтает о том, чтобы «это как нибудь сделалось само собой».
Обломову в романе противопоставлен Штольц. Детство и юность стали для него настоящей школой жизни, уже тогда тяготы и испытания не страшили его, и, поставив перед собой цель, он никогда не отступался от нее. В раннем возрасте он получил урок на всю жизнь, когда отец выгнал Андрея из дома за то, что тот не сделал в срок домашнее задание, – с тех пор Штольц все свои поступки научился осознавать разумом и быть ответственным за них. От Обломова он отличался тем, что относился к разряду людей, которые «деятельное желание» ставят в основу своей жизни.

 


Если посмотреть на сущность этих героев с другой стороны, то можно заметить, что образ Ильи Ильича Обломова является воплощением русского патриархального барского взгляда на жизнь, который выражался даже в мелочах. В имени героя есть указания на это: Илья был назван в честь отца, что уже является частицей устоявшегося семейного уклада Обломовых.
Андрей Штольц – сын обрусевшего немца, но все таки черты его характера чужды русскому человеку. Точность, аккуратность во всем, постоянная занятость, стремление всю свою жизнь подчинить законам логики и разума – согласитесь, есть в этих качествах что то не от русского характера.
В свою очередь, «обломовщина» – та болезнь, которой «переболевает» любой русский человек. Обломов не сумел «переболеть» «детской» болезнью: даже любовь Ольги Ильинской не спасла его от нравственной гибели. Но сказать, что «обломовщина» – это духовная смерть Ильи Ильича, нельзя. В таком состоянии он был счастлив. Для нас же, читателей конца XX века, это несомненное моральное разложение. Навсегда в памяти героя запечатлелся символ счастья Обломовки – пирог, и навсегда Илья отказался от «мирской суеты», променяв реальный мир на мир своей мечты, живя в котором он стал поистине счастливым. Через всю жизнь герой пронес ощущение покоя, который стал идеалом всей его жизни.
Счастье Обломова противопоставлено идеалам Штольца. Для последнего главное – полнота жизни, постоянная занятость, удовлетворение материальных и духовных запросов. Но жизнь Штольца четко распределена, даже таким чувством, как любовь, он увлекается сознательно, с «разумом». Он не допускает возможности душевной свободы, и в этом герой предстает своего рода «разумным» максималистом. Антипод Штольца является максималистом «сердца», отбрасывая все предрассудки и законы реальной жизни.
Таким образом, сравнивая судьбы и характеры двух абсолютно разных натур, мы приходим к выводу, что все та ки именно в детстве закладываются основные жизненные ценности, которые остаются с нами до конца пути. Для Обломова главной из них была душа (человеческая мечта), для Штольца – умение честно жить, трудолюбие и самоотверженность.
Истоки нашей нравственности надо искать именно в детстве, и мы должны суметь воспитать и души, и разум. На мой взгляд, сочетая в себе лучшие черты характеров Обломова и Штольца, мы обретем ту гармонию, которая называется душевным спокойствием.
Тема детей и детства затрагивалась многими писателями, и каждый из них находил свое решение. Детство – это связь с прошлым; нас окружает настоящее, и то, какими мы станем, в большей степени зависит от нашего стремления познать настоящее и найти свое место в мире.










Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Дети и детство в русской литературе XIX века. Поищите еще с сайта похожие.

Любую человеческую жизнь можно разделить на несколько периодов: детство, отрочество, юность, молодость, старость… Но самым важным из них, как мне кажется, является детство: именно тогда закладывается характер человека, осознаются основные духовные ценности, формируется тот нравственный кодекс, по которому ему предстоит прожить. В своих произведениях писатели часто обращались к теме детства и проблемам воспитания своих главных героев. Через образы детей и окружающую их жизнь читатель определяет и раскрывает внутреннюю сущность персонажей.

   В произведениях литературы ХIХ века можно проследить путь становления личности героев, который начинается с самого раннего детства. Жизнь и судьба Петра Гринева в «Капитанской дочке», Мцыри – героя поэмы М. Ю. Лермонтова, замечательной Наташи Ростовой из эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир» и многих других являются показательными. Но подробнее я бы хотела проанализировать детство героев романа И. А. Гончарова «Обломов».
   Два антипода – Обломов и Штольц, «сердце и разум», что сделало их такими, какими они представлены в романе?
   В критической статье Н. А. Добролюбова «Что такое „обломовщина“?» Обломов характеризуется как человек, который не в состоянии «деятельно захотеть» что-либо. Причина этого кроется в воспитании Ильи Ильича. С самого детства он привык, что за него делается все, что он ни пожелает, ему стоит лишь захотеть – и тут же какой-нибудь Захар бежит исполнять его волю. Из сна Обломова мы узнаем, что Илья был «резвым», «милым», любопытным ребенком, стремился все сделать сам и уйти из-под постоянной опеки нянек, но постепенно окружающие его ласки, забота и внимание подавляли в нем это стремление: с годами Илья все меньше делает, но больше мечтает. Годами у него в голове зреет план переустройства родной Обломовки, но ему слишком тяжело «подняться с дивана» и совершить задуманное. Он мечтает о том, чтобы «это как-нибудь сделалось само собой».
   Обломову в романе противопоставлен Штольц. Детство и юность стали для него настоящей школой жизни, уже тогда тяготы и испытания не страшили его, и, поставив перед собой цель, он никогда не отступался от нее. В раннем возрасте он получил урок на всю жизнь, когда отец выгнал Андрея из дома за то, что тот не сделал в срок домашнее задание, – с тех пор Штольц все свои поступки научился осознавать разумом и быть ответственным за них. От Обломова он отличался тем, что относился к разряду людей, которые «деятельное желание» ставят в основу своей жизни.
   Если посмотреть на сущность этих героев с другой стороны, то можно заметить, что образ Ильи Ильича Обломова является воплощением русского патриархального барского взгляда на жизнь, который выражался даже в мелочах. В имени героя есть указания на это: Илья был назван в честь отца, что уже является частицей устоявшегося семейного уклада Обломовых.
   Андрей Штольц – сын обрусевшего немца, но все-таки черты его характера чужды русскому человеку. Точность, аккуратность во всем, постоянная занятость, стремление всю свою жизнь подчинить законам логики и разума – согласитесь, есть в этих качествах что-то не от русского характера.
   В свою очередь, «обломовщина» – та болезнь, которой «переболевает» любой русский человек. Обломов не сумел «переболеть» «детской» болезнью: даже любовь Ольги Ильинской не спасла его от нравственной гибели. Но сказать, что «обломовщина» – это духовная смерть Ильи Ильича, нельзя. В таком состоянии он был счастлив. Для нас же, читателей конца ХХ века, это несомненное моральное разложение. Навсегда в памяти героя запечатлелся символ счастья Обломовки – пирог, и навсегда Илья отказался от «мирской суеты», променяв реальный мир на мир своей мечты, живя в котором он стал поистине счастливым. Через всю жизнь герой пронес ощущение покоя, который стал идеалом всей его жизни.
   Счастье Обломова противопоставлено идеалам Штольца. Для последнего главное – полнота жизни, постоянная занятость, удовлетворение материальных и духовных запросов. Но жизнь Штольца четко распределена, даже таким чувством, как любовь, он увлекается сознательно, с «разумом». Он не допускает возможности душевной свободы, и в этом герой предстает своего рода «разумным» максималистом. Антипод Штольца является максималистом «сердца», отбрасывая все предрассудки и законы реальной жизни.
   Таким образом, сравнивая судьбы и характеры двух абсолютно разных натур, мы приходим к выводу, что все-таки именно в детстве закладываются основные жизненные ценности, которые остаются с нами до конца пути. Для Обломова главной из них была душа (человеческая мечта), для Штольца – умение честно жить, трудолюбие и самоотверженность.
   Истоки нашей нравственности надо искать именно в детстве, и мы должны суметь воспитать и души, и разум. На мой взгляд, сочетая в себе лучшие черты характеров Обломова и Штольца, мы обретем ту гармонию, которая называется душевным спокойствием.
   Тема детей и детства затрагивалась многими писателями, и каждый из них находил свое решение. Детство – это связь с прошлым; нас окружает настоящее, и то, какими мы станем, в большей степени зависит от нашего стремления познать настоящее и найти свое место в мире.

  • Образы дворян в романе дубровский сочинение 6 класс
  • Образы дворян в повести а с пушкина дубровский сочинение 6 класс
  • Образы гринева и швабрина в романе капитанская дочка сочинение
  • Образы градоначальников в истории одного города сочинение
  • Образы главных героев в рассказе гранатовый браслет