Образы мальчиков в рассказе бежин луг 6 класс таблица

Герои Портретная и социальная характеристика мальчиков Рассказанные ими истории: Поступки, поведение
Федя 14 лет; из зажиточной крестьянской семьи, белокурый, светлоглазый; у него красивые, тонкие, но мелкие черты лица; опрятная одежда, новый армячок, сапоги по ноге. (ничего сам не рассказывает, а только побуждает говорить других); Выехал в ночное для забавы; ведёт себя покровительственно.
Павлуша 12 лет; из очень бедной семьи; приземистый, неказистый; чёрные всклокоченные волосы на большой голове; лицо бледное, рябое, скуластое; серые глаза, рот большой, но правильный. Штаны в заплатах, на ногах даже нет лаптей.

1) о комичном поведении барина и стряпухи при солнечном затмении,

2) о бочаре Вавиле, принятом за Тришку;

Варит для всех картошку; бросился за собаками, почуявшими волка; один в темноте пошёл за водой; объясняет ночные звуки (крик цапли, куликов).
Ильюша 12 лет; из обеспеченной семьи; лицо длинное, горбоносое и подслеповатое; жёлтые, под войлочной шапочкой белёсые волосы косицами; на нём новые лапти и онучи, опрятная свитка; работает с братом на бумажной фабрике.

1) про домового на рольне;

2) про псаря Ермилу и барашка;

3) об умершем барине, ищущем разрыв-траву;

4) о бабе Ульяне, видевшей в родительскую субботу тех, кому суждено умереть;

5) каким будет Тришка – вестник конца света;

Говорит сиплым, слабым голосом; с пристрастием рассказывает о потусторонних силах; испугался звенящего ночного звука.
Костя 10 лет; болезненный слабый ребёнок из бедной семьи; худенькое лицо в веснушках; большие чёрные глаза с жидким блеском; маленького роста и тщедушного сложения; одет бедно.

1) о встрече плотника Гаврилы с русалочкой;

2) об утонувшем мальчике Васе и его матери Феклисте;

Испытывает жалость ко всем, о ком рассказывает.
Ваня 7 лет; скромный, тихий с тонким детским голоском; у него кудрявая головка, большие мечтательные глаза на свежем личике. обратил внимание всех мальчиков на небо, где “божьи звёздочки – что пчёлки роятся”. Лежит под рогожкой всю ночь.

«Бежин луг» – рассказ И. С. Тургенева о ночном разговоре мальчиков, в котором упоминаются мистические истории. Характеристика мальчиков «Бежин луг» дает читателю возможность понять их характер – все они простые деревенские мальчишки, которые верят в потусторонний мир.

Значение описания героев

Характеристика 5 героев «Бежин луг» важна потому, что мы можем сравнить героев и понять, какой характер присущ каждому из них. Для восприятия и понимания произведения это очень важно, ведь Тургенев описал каждого мальчика точно, наделил их характером.

Внутри рассказа Тургенев знакомит нас с героями не сразу. Сначала долго время рассказчик блуждает по полям. Это наделяет произведением особой таинственностью. Затем рассказчик видит каких-то людей, которых принимает за гуртовщиков. Он не сразу догадывается, что это обычные мальчишки. Но когда он знакомится с ними, он понимает, что они – простые парни, как и все. Абсолютно реальные и беззлобные.

Характеристика каждого мальчика

Персонажи «Бежина луга» описаны довольно подробно. 5 мальчишек, сидящих у костра, каждый со своей историей и взглядами на мир, находят общий язык на тему потустороннего мира. Им страшно, но при этом никто не выдает этого страха.

Самый старший – Федор. По нему видно, что выехал в поле он скорее ради забавы, чем по нужде. Он хорошо одет. Павлуша, в отличие от Федора, не может щеголять одеждой. Он выглядит немного несуразно внешне, но вызывает симпатию. По нему видно внутреннюю силу. Илюша – его ровесник. Его лицо выражало тупую, болезненную заботливость. Костя – мальчик лет 10 – имел печальный и задумчивый взгляд. Его выразительные большие глаза как-будто хотели что-то сказать, для чего слов не находилось. Ваня – самый маленький из ребят. Его рассказчик даже заметил не сразу.

Сравнительная таблица

Сопоставить характеры героев поможет таблица

Федор

Павлуша

Илюша

Костя

Ваня

Возраст

14

12

12

10

7

Положение

Из богатой семьи

Беден

В новой одежде, значит не слишком беден

Одет бедно

Характер

Провокатор. Постоянно задает вопросы, чтобы проверить рассказчика

Смелый и волевой. Не испугался вести о предстоящей смерти.

Рассказчик. Любит рассказывать страшные истории, слегка пугать собеседников.

Искренне удивляется рассказам

Незаметный, тихий

Данная статья поможет составить план и написать сочинение на тему «Характеристика мальчиков «Бежин луг».

Предыдущая

СочиненияЭраст – злодей или коварный соблазнитель? (сочинение на тему)

Следующая

СочиненияПортреты из рассказа “Бежин луг” – описание мальчиков (6 класс)

Рассказ Ивана Сергеевича Тургенева «Бежин луг» входит в цикл «Записки охотника». В нём рассказывается, как крестьянские мальчики из соседних деревень стерегли летней ночью табун лошадей и рассказывали друг другу разные былички-поверья. За ночь мальчики рассказали 13 историй. Для них разговоры у костра в ночном были одним из уроков, которые они получали в своей жизни. В ночном было 5 мальчиков, очень разных и интересных. Образы мальчиков помогают понять, как крестьянские дети представляли себе окружающий мир.

Характеристика Феди

Этот красивый, стройный подросток лет 14 был самым старшим из ребят. У него кудрявые белокурые волосы, светлые глаза и постоянная полурассеянная, полувесёлая улыбка.

Федя из богатой крестьянской семьи, он выехал в ночное просто для забавы. Одет этот мальчик в хорошую одежду, сапоги с низкими голенищами были точно его, а не отцовские.

Федя говорил с младшими ребятами иногда с покровительственным видом, а с маленьким Ваней разговаривал ласково. Сам Федя истории не рассказывал, но слушал с интересом, иногда что-то спрашивая и уточняя. Говорил он мало, как будто боясь уронить своё достоинство. Федя, как сын богатого крестьянина, был у ребят «запевалой», начинал разговор, когда мальчики умолкали, и направлял его.

Характеристика Павлуши

Павлуша — мальчик, которому на вид было не больше 12 лет. Он большеголовый, с всклокоченными чёрными волосами, сероглазый, скуластый, большеротый. Лицо у него бледное и рябое. Взгляд у Павла прямой, умный, а в его голосе звучала сила. Одет он был бедно: в простую рубаху и заплатанные штаны.

Павлуша не пересказывал истории, которые слышал от других. Он рассказывал только о том, что сам видел или слышал. Павлуша рассказывал неторопливо, обстоятельно, интересно и даже весело. Этот мальчик любознателен, хочет разобраться в непонятных явлениях. Например, когда Костя спросил у него, кто стонал в яме с водой (бучиле), Павел ответил, что может это жалуется душа утопленного ворами лесника или это лягушки маленькие жалобно кричат.

Многое, что пугает ребят (например, голоса куличков, цапли), Павла не пугает. Он знает, что это такое и объясняет товарищам.

Павлуша — решительный и смелый мальчик. Он не побоялся помчаться за встревоженными собаками на луг. Павел думал, что собаки почуяли волка, но это оказалась ложная тревога.

Характеристика Ильюши

Этому мальчику, как и Павлуше, лет 11–12. Лицо у него вытянутое, горбоносое, подслеповатое, со сдвинутыми бровями и сжатыми губами. На его светловолосой голове была войлочная шапочка, которую он то и дело надвигал на уши. Одет он был опрятно, обут в новые лапти.

Ильюша работает на небольшой бумажной фабрике. Он очень интересуется поверьями, боится нечистой силы. Ильюша пересказывает ребятам множество страшных историй, которые слышал от других людей. Он рассказал только одну историю, которая произошла с ним самим (он с товарищами по работе слышал на фабрике, как там ходил домовой).

К своим и чужим рассказам о нечистой силе Ильюша относится с верой и страхом. Он убеждён в том, что всё так и было.

Когда рассказывают другие ребята, Ильюша постоянно хочет уточнить и исправить их рассказы, желает показать, как много он знает.

Характеристика Кости

Это мальчик лет 10, бедно одетый, худощавый, маленький, с небольшим веснушчатым лицом, тонкими губами и огромными чёрными блестящими глазами. Взгляд его был задумчив и печален. Голос у Кости тонкий.

Костя тоже рассказывал истории (о русалке, об утонувшем Васе). Он трусоват: спрашивает, видели ли здесь волков, вздрагивает от крика цапли.

Характеристика Вани

Этому мальчику лет 7. Он всё время смирно лежал под рогожей, изредка выглядывая из неё. Волосы у него русые и кудрявые, а глаза большие и тихие. Говорит Ваня, слегка картавя.

У этого маленького мальчика поэтичная душа. Когда ребята замолчали, раздался детский голос Вани: «Гляньте-ка, гляньте, ребятки, гляньте на божьи звёздочки — что пчёлки роятся!

Вывод

В рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» мальчики из крестьянских семей говорят о том, что им всего интереснее, и читатель знакомится с их мыслями и чувствами. Характеристики образов мальчиков из рассказа «Бежин луг» помогают понять мир интересов и знаний деревенских детей середины 19 века.

Учительница Косточка задаёт прочитать:

Конспект урока по литературе в 6 классе на тему: Образы крестьянских мальчиков в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»

Учебник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1/В.Я. Коровина. — 18-е издание — М. : Просвещение, 2012 год.  

Цели:

1. Образовательные:

—  продолжить изучать творчество И.С. Тургенева, в частности- рассказ «Бежин луг»;

— составить и проанализировать портретные характеристики мальчиков;

— показать богатство духовного мира крестьянских детей, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев.

2. Развивающие:

— развитие поисковой познавательной деятельности;

—  развивать навыки характеристики литературных героев, навыки работы со словом, навыки анализа текста;

— активизировать мыслительную деятельность учащихся в условиях урока.  

3. Воспитательные:

— воспитывать эмоциональную восприимчивость и отзывчивость;

— формирование интереса и любви к русской литературе.

Ход урока

I. Организационный момент

Самостоятельная постановка целей урока

II. Актуализация знаний

Обратимся к эпиграфу урока, в основе которого слова самого писателя: «“Записки охотника” – по- видимому, самое долговечное из всего, что я написал».

Расскажите о рассказе «Бежин луг». В какой цикл входит этот рассказ? О чем он?

III. Работа по группам

Вы познакомились с рассказом «Бежин луг». Давайте вспомним, кого встречает охотник в лесу? Как зовут мальчиков и что они делают?

(Охотник встречает пять крестьянских мальчиков, вышедших в ночное (Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун лошадей). Мальчиков зовут: Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня)

Каждый из мальчишек интересен рассказчику, каждого он описывает совершенно особенными словами. Предлагаю вам разобраться в описаниях маленьких героев. Для этого разделимся на команды. (групповая работа)

Каждая команда должна:

— заполнить таблицу с описанием персонажа;

— нарисовать на чистом листе своего героя.  

Имя

Возраст

Семья, положение

Одежда

Выражение лица

Характер

Впечатление автора

Мое мнение о мальчике

Федя

14

Сын богатых крестьян

«…На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги — не отцовские…»

стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами

«…сам же он говорил мало, как бы боясь уронить свое достоинство..

«…Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы…»

Имя

Возраст

Семья, положение

Одежда

Выражение лица

Характер

Впечатление автора

Мое мнение о мальчике

Павел

12

Мальчик из очень бедной крестьянской семь

«…Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов…»

«Глядел очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила»

Его некрасивое лицо горело смелой удалью и твердой решимостью.

Что за славный мальчик.

«…Жаль, славный был парень!..»

«…а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила…»

Имя

Возраст

Семья, положение

Одежда

Выражение лица

Характер

Впечатление автора

Мое мнение о мальчике

Илья

12

Илюша много работает на фабрике: «…Назаров, надсмотрщик, запретил; говорит: «Что, мол, вам, ребяткам, домой таскаться; завтра работы много, так вы, ребятки, домой не ходите»..

На нем были новые лапти и онучи; толстая веревка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную черную свитку…»

«…Лицо третьего, Ильюши, было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы его не шевелились, сдвинутые брови не расходились — он словно все щурился от огня. Его желтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки, которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши. «…все так же напряженно щурился…»

«…отвечал Ильюша сиплым и слабым голосом, звук которого как нельзя более соответствовал выражению его лица…»

Он лучше других знал сельские поверья

Имя

Возраст

Семья, положение

Одежда

Выражение лица

Характер

Впечатление автора

Мое мнение о мальчике

Костя

10

«Костя… возбуждал любопытство своим задумчивым и печальным взором»

«…Все лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва было можно различить; но странное впечатление производили его большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза: они, казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке, — на его языке по крайней мере, — не было слов. Он был маленького роста, сложения тщедушного и одет довольно бедно…»

«…Я и не знал, что Акима в том бучиле утопили: я бы еще не так напужался…»

«…сложения тщедушного…»

«…А видали их, что ли, волков-то? — спросил трусишка Костя…»

возбуждал мое любопытство своим задумчивым и печальным взором

Имя

Возраст

Семья, положение

Одежда

Выражение лица

Характер

Впечатление автора

Мое мнение о мальчике

Ваня

7

«…изредка выставлял из-под нее свою русую кудрявую голову…»

«…Он выставил свое свежее личико из-под рогожи, оперся на кулачок и медленно поднял кверху свои большие тихие глаза…»

Хочет отдать гостинцы сестре

«…Ваню, я сперва было и не заметил: он лежал на земле, смирнехонько прикорнув под угловатую рогожу…»

(10 минут на заполнение таблицы и рисунок. После каждая группа представляет свою работу. Остальные учащиеся могут дополнять выступающих).

IV. Обобщение информации

В каждом портрете есть загадка. Мы чувствуем, что Тургенев словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении.  И хотя он и показывает какие-то недостатки внешности мальчиков, но с симпатией относится к детям. В изображении Тургенева это даровитые, способные дети. Каждый из них отличается своим, особым характером.

    Федя исполнен чувства собственного достоинства, которое выражается в том, что старается больше слушать, чем говорить: он боится, как бы не сказать какую-нибудь глупость.

     Павлуша деловит и заботлив: он варит картошку, ходит за водой. Он самый смелый и мужественный из мальчиков: один без хворостинки он поскакал на волка, в то время как все остальные мальчики страшно перепугались. От природы он наделён здравым смыслом.

     Илюша пытлив, любознателен, но ум и любознательность направлены у него только на страшное и таинственное. Ему кажется, что вся жизнь окружена лишь враждебными человеку духами.

     Костя от природы жалостлив: он сочувствует всем людям, пострадавшим, по его мнению, от злых духов.

     Ваня, о котором в рассказе не сказано практически ничего, глубоко любит природу. Днём ему нравятся цветы, ночью – звёзды. Это он в искреннем порыве своей детской непосредственности отвлек внимание мальчиков от разговора о страшном к прекрасным звёздам.

—  Интересны ли дети охотнику?

Несмотря на разницу в возрасте, образование, воспитание, социальный статус, дети интересны Тургеневу. Он забывает об усталости и внимательно слушает все эти истории. Охотник не уснул у костра, а с нескрываемым любопытством наблюдал за ребятами. В своём рассказе он выразил чувство глубокой искренней симпатии к крестьянским детям.

— Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека?

Портрет в литературе – одно из средств художественной характеристики, состоящей в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает свое идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов, манер.

— Что общего у этих детей? (мальчики дружны, не избалованы, все умеют хорошо рассказывать, они деревенские дети, почти все они бедны)

— В чем отличие этих мальчиков? (у них разные характеры)

— Как вы себе представили мир крестьянских детей 19 в.? Чем он наполнен? Как они жили?

 (С одной стороны, самостоятельные, с пелёнок впитавшие всё русское: отношение к природе, поверья, приметы, живой ум. С другой стороны, тяжёлый труд, отсутствие возможности учиться.)

V. Подведение итогов урока

Понравился ли вам рассказ? Что особенно вам запомнилось?

VI. Домашнее задание.

  • Образы символы в сказке два окошка
  • Образы ларры и данко в рассказе старуха изергиль
  • Образы крестьянских мальчиков в рассказе и с тургенева бежин луг
  • Образы символы в рассказе гранатовый браслет
  • Образы крестьянских детей в рассказе и с тургенева бежин луг