Образы мальчиков в рассказе бежин луг презентация



Скачать материал



Скачать материал

  • Сейчас обучается 31 человек из 17 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  •   
      Иван Сергеевич
   Тургенев

      (1818 - 1883)

    4 слайд

    Иван Сергеевич
    Тургенев

    (1818 — 1883)

  • И.С. Тургенев 
«Бежин луг»: образы крестьянских мальчиков, их портреты, расск...

    5 слайд

    И.С. Тургенев
    «Бежин луг»: образы крестьянских мальчиков, их портреты, рассказы, духовный мир.

  • «Читая рассказ, словно наяву любуешься мальчишками – каждый из них – характер...

    6 слайд

    «Читая рассказ, словно наяву любуешься мальчишками – каждый из них – характер, в каждом – неповторимая душа…».
    И. Смольников

  • ПортретПортрет- изображение какого-либо человека (или группы людей) в живопис...

    7 слайд

    Портрет
    Портрет- изображение какого-либо человека (или группы людей) в живописи, скульптуре, графике или на фотографии.

  • Как зовут мальчиков? Федя 
Павлуша 
Илюша 
Костя
Ваня

    8 слайд

    Как зовут мальчиков?
    Федя
    Павлуша
    Илюша
    Костя
    Ваня

  • Образы крестьянских детей

    9 слайд

    Образы крестьянских детей

  • ФедяХарактеристика Феди.14 лет. Стройный мальчик, с красивыми, тонкими, немно...

    10 слайд

    Федя
    Характеристика Феди.
    14 лет. Стройный мальчик, с красивыми, тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой. Из богатой семьи. Выехал в ночное для забавы. Недоверчивый.

  • Павлуша12 лет. Волосы всклокоченные, чёрные; глаза серые; скулы широкие; лицо...

    11 слайд

    Павлуша
    12 лет. Волосы всклокоченные, чёрные; глаза серые; скулы широкие; лицо бледное, рябое, рот большой, но неправильный; вся голова огромная, тело приземистое, неуклюжее. Малый неказистый. Глядел умно и прямо, в голосе звучала сила. Бедный. Выехал пасти табун. Смелый. Рассказал юмористический случай во время затмения.

  • Илюша12 лет. Лицо горбоносое, вытянутое, подслеповатое, выражало тупую, болез...

    12 слайд

    Илюша
    12 лет. Лицо горбоносое, вытянутое, подслеповатое, выражало тупую, болезненную заботливость. Его жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапчонки. Выехал пасти табун. Впечатлительный. Рассказывал про домового, утопленника, барина, про Тришку, о лешем, о водяном.

  • Костя10 лет. Имел задумчивый и печальный взор. Всё его лицо было невелико, ху...

    13 слайд

    Костя
    10 лет. Имел задумчивый и печальный взор. Всё его лицо было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки. Чёрные, блестевшие жидким блеском глаза. Маленького роста, сложения тщедушного. Бедный. Бедно одет. Выехал пасти табун. Боязливый. Рассказывал про Русалку, о голосе, об утопленнике Васе.

  • Речевая характеристика героевКто из мальчиков рассказал первым страшную истор...

    14 слайд

    Речевая характеристика героев
    Кто из мальчиков рассказал первым страшную историю?
    Почему все мальчики охотно подхватили тему разговора о домовых, русалках, о лешем?
    Кто из мальчиков самый «знающий», любопытный и умелый рассказчик?

  • Словарная работаПоверье- идущее из старины и живущее в народе убеждение, прим...

    15 слайд

    Словарная работа
    Поверье- идущее из старины и живущее в народе убеждение, примета.
    Россказни- измышления, выдумки.
    Предание- переходящий из уст в уста, из поколения в поколение рассказ о былом, легенда.
    Быличка- рассказ о фантастическом событии, участником или свидетелем которого считает себя рассказчик.

  • Итоги урока

  • Домашнее задание
Групповой мини-проект 
«Создание электронного альбома «Сло...

    17 слайд

    Домашнее задание

    Групповой мини-проект
    «Создание электронного альбома «Словесные и живописные портреты крестьян по рассказу Тургенева «Бежин луг».

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 057 547 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Материал подходит для УМК

  • «Литература (в 2 частях)», Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлёв В.П. и др. / Под ред. Коровиной В.Я.

    «Литература (в 2 частях)», Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлёв В.П. и др. / Под ред. Коровиной В.Я.

    Тема

    «Бежин луг». (Из «Записок охотника»)

    Больше материалов по этой теме

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Формирование компетенций межкультурной коммуникации в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Экономика и право: налоги и налогообложение»

  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация менеджмента в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Источники финансов»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Информационная поддержка бизнес-процессов в организации»

1.

И.С.Тургенев
«Бежин луг».
Образы мальчиков

2.

И. С. Тургенев
«Бежин луг»
Замысел рассказа
(август – сентябрь 1850 г.):
«Описать, как мальчики гоняют
лошадей в пустыри на ночь. –
Огни».
Первая публикация февраль 1851 г. журнал
«Современник»

3.

Охотничье снаряжение Тургенева:
ягдташ, рожок-пороховница
и фляга для воды

4.

Тургенев на охоте с Дианкой,
«решительно умнейшей из всех
четвероногих тварей»

5.

6.

7.

«Этот луг славился в наших околотках
под названием Бежина луга…»

8.

Герои «Бежина луга» крестьянские мальчики

9.

10.

Федя
Первому, старшему изо всех, …
вы бы дали лет 14. Это был
стройный
мальчик,
с
красивыми и тонкими, немного
мелкими
чертами
лица,
кудрявыми
белокурыми
волосами, светлыми глазами и
постоянной
полувеселой,
полурассеянной улыбкой. Он
принадлежал,
по
всем
приметам , к богатой семье и
выехал- то в поле не по нужде, а
так , для забавы.

11.

Павлуша
«У Павлуши волосы были
всклоченные, чёрные, глаза
серые, скулы широкие, лицо
бледное, рябое, рот большой,
но правильный, вся голова
огромная, как говорится, с
пивной
котел,
тело
приземистое,
неуклюжее.
Малый был неказистый — что
и говорить! — а все-таки он
мне понравился: глядел он
очень умно и прямо, да и в
голосе у него звучала сила».

12.

Илюша
«Лицо
Илюши
было
довольно
незначительно: горбоносое, вытянутое,
подслеповатое, оно выражало какую-то
тупую,
болезненную
заботливость;
сжатые губы его не шевелились,
сдвинутые брови не расходились — он
словно всё щурился от огня. Его
жёлтые, почти белые волосы торчали
острыми косицами из-под низенькой
войлочной шапочки, которую он
обеими руками то и дело надвигал себе
на уши. На нём были новые лапти и
онучи, толстая верёвка… стягивала его
опрятную чёрную свитку».

13.

Костя
«Костя — мальчик лет десяти,
возбуждал мое любопытство своим
задумчивым и печальным взором.
Всё лицо его было невелико, худо, в
веснушках, книзу заострено, как у
белки: губы едва было можно
различить;
но
странное
впечатление
производили
его
большие, черные, жидким блеском
блестевшие глаза: они, казалось,
хотели что-то высказать, для чего
на языке, — на его языке по
крайней мере, — не было слов. Он
был маленького роста, сложения
тщедушного и одет довольно
бедно».

14.

Ваня
«…Ваню я сперва было и не
заметил: он лежал на земле,
смирнехонько
прикорнув
под угловатую рогожу, и
только изредка выставлял
из-под нее свою русую
кудрявую голову. Этому
мальчику было всего лет
семь».

15.

В рассказе «Бежин луг»
перед нами открывается
общая гармония – гармония
природы и крестьянских
ребятишек,
стерегущих
табун.
Мальчики,
которых
встретил
охотник,
не
испытывают неловкости от
присутствия постороннего
человека и продолжают
свой разговор, полный тайн,
преданий и поверий.

16.

Случай, история, предание,
легенда, небылица, поверье,
быличка…
«Так может быть»
«так должно быть»
«так было»
совершившийся
факт

17.

Быличка – жанр устного
народного творчества:
рассказ о
фантастическом
событии, участником
которого был автор
(чаще всего, о встрече
с «нечистой силой»).

18.

Каждый рассказ – это не
только «страшная история»,
навеянная темнотой ночи,
таинственными звуками; это
еще и внутренний мир
каждого ребенка, гамма
чувств, верований,
переживаний.
Все страшные истории в
рассказе подобраны так, что они
гармонируют и с ночным
пейзажем и с волнением детей,
жаждущих чего-то
необыкновенного.

19.

Тургенев очень точно, детально передает речь своих героев.
Он не только употребляет «народные» слова: диалектизмы,
просторечия, но и делает речь героев индивидуальной.
Особенности речи каждого мальчика дают читателям
возможность лучше понять характеры героев, их образ мыслей.

20.

Истории, рассказанные мальчиками.
Рассказы Илюши
С кем
Кто
Что
рассказал? случилось? случилось?
Илюша
1. Рассказ о
домовом
Когда?
С ним и его
товарищами
на рольне
2. Рассказ про С псарём
оборотня
Ермилой
(барашек)
С дедушкой
3. Рассказ о
Трофимовичем
покойном
барине Иване
Ивановиче
«Намеднись»
на
Варнавицах

21.

Истории, рассказанные мальчиками.
Рассказы Илюши
С кем
Кто
Что
рассказал? случилось? случилось?
Илюша
4. Рассказ о
С бабкой
гаданье в
Ульяной
родительскую
субботу
Когда?
В прошлом
году в
родительску
ю субботу
5. Рассказ о
Не быличка!
Тришке
(антихристе)
6. Рассказ о С мужиком «На днях»
мужике и
из его
лешем
деревни

22.

Истории, рассказанные мальчиками.
Рассказы Илюши
С кем
Кто
Что
рассказал? случилось? случилось?
Илюша
7. Рассказ о
водяном
С дурочкой
Акулиной
Когда?

23.

Истории, рассказанные мальчиками.
Рассказы Кости
С кем
Кто
Что
рассказал? случилось? случилось?
Костя
Рассказ о
русалке
Со
слободским
плотником
Гаврилой
Рассказ о
голосе из
бучила
Рассказ о
мальчике
Васе
С ним
самим
С
мальчиком
из его
деревни
Когда?
Вчера
вечером

24.

Истории, рассказанные мальчиками.
Рассказы Павлуши
С кем
Кто
Что
рассказал? случилось? случилось?
Павлуша
Рассказ о
небесном
предвиденье
С
крестьянами
деревни
Шаламово
Рассказ о
Тришке
С бочаром
Василой
крестьянами
деревни
Шаламово
Когда?

25.

Каждый рассказ – это не
только «страшная
история», навеянная
темнотой ночи,
таинственными звуками;
эта еще и внутренний мир
каждого ребенка, гамма
чувств, верований,
переживаний.

26.

Все страшные
истории в рассказе
подобраны так, что
они гармонируют и
с ночным пейзажем
и с волнением
детей, жаждущих
чего-то
необыкновенного.

27.

«С любовью и нежностью рисует
Тургенев в рассказе «Бежин луг»
крестьянских детей, их богатый
духовный мир, их умение тонко
чувствовать красоту природы.
Писатель не только стремился
пробудить в читателе чувство
любви и уважения к деревенским
ребятишкам, но и заставлял
задуматься над их дальнейшей
судьбой». (Н.И. Якушин)

28.

«Бежин луг» — один из самых
поэтичных рассказов в «Записках
охотника». Он пробуждает в
человеке способность
воспринимать прекрасное,
раскрывает красоту и русской
природы, и выросших среди нее,
на первый взгляд, ничем не
приметных героев.


«Образы крестьянских мальчиков, их портреты, рассказы, духовный мир» в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»

Учитель литературы: Свитнева Е.Н. МОУ ООШ №6 г. Аткарск
Цели.
1. Содержательная. Развитие поисковой познавательной деятельности, монологической речи учащихся, выразительного чтения, умения сравнивать и обобщать; развивать навыки составления характеристики литературных героев, навыки работы со словом, навыки анализа текста.
2. Деятельностная. Составить и проанализировать портретные характеристики мальчиков. Показать, как автор относится к своим героям. Выяснить, как истории, рассказанные мальчиками, характеризуют детей; развивать у учащихся внимание, память, мышление, умение анализировать, делать выводы.
«Ночное»
Обсудите в группах вопрос:

— Как рассказчик относится к ребятам, которых он случайно встретил в ночной степи?
— Как мы об этом узнаём?
Тема урока:
« Образы крестьянских мальчиков, их портреты, рассказы, духовный мир »

ОБРАЗ , -а, мн. -ы, -ов, муж.

1. В философии: результат и идеальная форма отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека.
2. Вид, облик. Создать что-н. по своему образу и подобию (т. е. похожим на себя; книжн.). Потерять о. человеческий (то же, что потерять облик человеческий). В образе кого-н. (в виде кого-н.).
3. Живое, наглядное представление о ком-чём-н. Светлый образ матери.
4. В искусстве: обобщённое художественное отражение действительности, облечённое в форму конкретного индивидуального явления. Поэт мыслит образами.

5. В художественном произведении: тип, характер. Плюшкин о. скупца. Артист вошёл в о. (вжился в роль).
Бежин луг и река Снежеди
Тульская область

Составляем план описания внешности человека
1.Возраст мальчика.
2. Внешний вид.
3. Выражение лица
4. Одежда.


Узнай своего героя. Найди соответствия.
Работа по тексту по группам.

Федя из богатой семьи. Стр. 171-172 учебник.
Павлуша: одежда состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов, что говорило о его семье, как о бедной. Стр. 172 учебник.
Таким же бедным показан мальчик Костя. СТР. 173 учебник.
Что общего у этих детей? ( Мальчики очень дружны, не избалованы, все умеют хорошо рассказывать. Они – деревенские дети, многие из них бедны, учиться они не могут, потому что они – дети крепостных крестьян и для них не существует школ).
Что использует автор для изображения героев?

Вывод: для раскрытия образа героев автор использует портретную характеристику героев
Составление кластеров: «Черты характера»

  • Павлуша- смелый, уверенный, умный.
  • Костя-задумчивый, печальный, любопытный.
  • Федя – гордый, любопытный.
  • Илюша – смирный, спокойный, пугливый, заботливый.
  • Ваня – тихий.
  • Россказни – измышления, выдумки. Предание – устный рассказ, который содержит сведения, передающиеся из поколения в поколение, об исторических событиях , о событиях прошлых лет.
  • Поверье – суеверное предание, убеждение).
  • Современные ученые называют их БЫЛИЧКАМИ.
  • Былички – народные произведения суеверного характера, повествующие о встречах со сверхъестественными силами.

Можно ли по речи узнать и раскрыть образ героя?

Вывод: значит, вторым элементом раскрытия образа является речь, рассказы мальчиков.
Рефлексия
Вопросы:
• Итак, какую задачу мы с вами ставили?
• Удалось решить поставленную задачу? Что было трудно выполнить, что интересно?
• Каким способом?

  • Как вы оцениваете результат работы класса? Свою работу?
  • • Как вы оцениваете результаты деятельности своих групп?

Домашнее задание

  • 1) Сравните рассказ Кости о русалке с балладой М. Ю. Лермонтова «Морская царевна». Что делает рассказ мальчика похожим на балладу?
  • 2) Подготовьте (устно) описание Бежина луга, включив в свой рассказ средства выразительности речи.
  • 3) Сочините свою быличку.
  •  

Спасибо за работу!

Словесные и живописные портреты мальчиков в рассказе «Бежин луг» Приготовила ученица 6 класса Михалищева Виктория

Словесные и живописные портреты мальчиков в рассказе «Бежин луг»

Приготовила ученица 6 класса Михалищева Виктория

ФЕДЯ Феде вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик,  с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде,  а так, для забавы.

ФЕДЯ

Феде вы бы дали лет четырнадцать.

Это был стройный мальчик,

с красивыми и тонкими, немного

мелкими чертами лица, кудрявыми

волосами, светлыми глазами и

постоянной полувеселой,

полурассеянной улыбкой.

Он принадлежал, по всем

приметам, к богатой семье и

выехал-то в поле не по нужде,

а так, для забавы.

ПАВЛУША  У Павлуши волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее. На вид ему было лет двенадцать. Малый был неказистый — что и говорить! — а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила.

ПАВЛУША

У Павлуши волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее. На вид ему было лет двенадцать. Малый был неказистый — что и говорить! — а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила.

ИЛЮША  Лицо Илюши было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы его не шевелились, сдвинутые брови не расходились — он словно всё щурился от огня. Его желтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки, которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши. На нем были новые лапти и онучи; толстая веревка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную черную свитку. На вид ему было не более двенадцати лет.

ИЛЮША

Лицо Илюши было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы его не шевелились, сдвинутые брови не расходились — он словно всё щурился от огня. Его желтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки, которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши. На нем были новые лапти и онучи; толстая веревка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную черную свитку. На вид ему было не более двенадцати лет.

КОСТЯ  Костя, мальчик лет десяти, возбуждал мое любопытство своим задумчивым и печальным взором. Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки: губы едва было можно различить; но странное впечатление производили его большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза: они, казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке, — на его языке по крайней мере, — не было слов. Он был маленького роста, сложения тщедушного и одет довольно бедно.

КОСТЯ

Костя, мальчик лет десяти, возбуждал мое любопытство своим задумчивым и печальным взором. Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки: губы едва было можно различить; но странное впечатление производили его большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза: они, казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке, — на его языке по крайней мере, — не было слов. Он был маленького роста, сложения тщедушного и одет довольно бедно.

ВАНЯ  Последнего, Ваню, я сперва было и не заметил: он лежал на земле, смирнехонько прикорнув под угловатую рогожу, и только изредка выставлял из-под нее свою русую кудрявую голову. Этому мальчику было всего лет семь.

ВАНЯ

Последнего, Ваню, я сперва было и не заметил: он лежал на земле, смирнехонько прикорнув под угловатую рогожу, и только изредка выставлял из-под нее свою русую кудрявую голову. Этому мальчику было всего лет семь.


1


И.С.Тургенев «Бежин луг» Мир детства в рассказе Урок — образ


2



3


Художник Е. Бем. 1883г.


4


«Бежин луг» — самый поэтический и волшебный рассказ «Записок охотника».


5


«Этот луг славился в наших околотках под названием Бежина луга…»


6



7


Летний вечер на реке Снежедь


8



9



10



11



12



13



14


«Первому, старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать… Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал- то в поле не по нужде, а так, для забавы» «Первому, старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать… Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал- то в поле не по нужде, а так, для забавы»


15


«Малый был неказистый – что и говорить! – а все- таки он мне понравился: глядел он умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила» «Малый был неказистый – что и говорить! – а все- таки он мне понравился: глядел он умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила»


16


– –«Лицо третьего, Илюши, было довольно незначительно… На вид ему было не более двенадцати лет»


17


«Четвертый, Костя, мальчик лет десяти, возбуждал мое любопытство своим задумчивым и печальным взором» «Четвертый, Костя, мальчик лет десяти, возбуждал мое любопытство своим задумчивым и печальным взором» Илюша и Костя Илюша и Костя


18


Тургенев – великий мастер пейзажа.


19


«Бесчисленные золотые звёзды, казалось, тихо текли все, наперерыв мерцая, по направлению Млечного Пути»


20


Тургенев часто употребляет и такие художественные средства, как метафора, эмоциональные эпитеты, сравнение : «Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча», «громадными клубами вздымался угрюмый мрак»… Тургенев часто употребляет и такие художественные средства, как метафора, эмоциональные эпитеты, сравнение : «Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча», «громадными клубами вздымался угрюмый мрак»…


21


Герои «Бежина луга» — крестьянские мальчики


22


Истории, рассказанные мальчиками Что случилось?Кто рассказал?С кем случилось? Когда? 1. Рассказ о домовом ИлюшаС ним и его товарищами на рольне 2. Рассказ о русалке КостяСо слободским плотником Гаврилой 3. Рассказ про оборотня (барашек) ИлюшаС псарем Ермилой«Намеднись» на Варнавицах 4. Рассказ о покойном барине Иване Ивановиче ИлюшаС дедушкой Трофимовичем 5. Рассказ о гаданье в родительскую субботу ИлюшаС бабкой УльянойВ прошлом году в родительскую субботу 6. Рассказ о небесном предвиденье ПавлушаС крестьянами деревни Шаламово


23


8. Рассказ о Тришке ПавлушаС бочаром Василой и крестьянами Шаламова 9. Рассказ о голосе из бучила КостяС ним самимВчера вечером 10. Рассказ о мужике и лешем ИлюшаС мужиком из его деревни «На днях» 11. Рассказ о водяном ИлюшаС дурочкой Акулиной 12. Рассказ о мальчике Васе КостяС мальчиком из его деревни 13. Рассказ о голосе Васи из речки Снежедь ПавлушаС ним самимТолько что 7. Рассказ о Тришке (антихристе) ИлюшаНе быличка!


24


Каждый рассказ – это не только «страшная история», навеянная темнотой ночи, таинственными звуками; эта еще и внутренний мир каждого ребенка, гамма чувств, верований, переживаний. Каждый рассказ – это не только «страшная история», навеянная темнотой ночи, таинственными звуками; эта еще и внутренний мир каждого ребенка, гамма чувств, верований, переживаний.


25


Все страшные истории в рассказе подобраны так, что они гармонируют и с ночным пейзажем и с волнением детей, жаждущих чего-то необыкновенного. Все страшные истории в рассказе подобраны так, что они гармонируют и с ночным пейзажем и с волнением детей, жаждущих чего-то необыкновенного.


26


«С любовью и нежностью рисует Тургенев в рассказе «Бежин луг» крестьянских детей, их богатый духовный мир, их умение тонко чувствовать красоту природы. Писатель не только стремился пробудить в читателе чувство любви и уважения к деревенским ребятишкам, но и заставлял задуматься над их дальнейшей судьбой». (Н.И. Якушин)


27


«Бежин луг» — один из самых поэтичных рассказов в «Записках охотника».Он пробуждает в человеке способность воспринимать прекрасное, раскрывает красоту и русской природы, и выросших среди нее, на первый взгляд, ничем не приметных героев.


28


Замысел рассказа (август – сентябрь 1850 г.): Замысел рассказа (август – сентябрь 1850 г.): «Описать, как мальчики гоняют лошадей в пустыри на ночь. – Огни». «Описать, как мальчики гоняют лошадей в пустыри на ночь. – Огни». Первая публикация Первая публикация февраль 1851 г. журнал «Современник» февраль 1851 г. журнал «Современник»


29


Охотничье снаряжение Тургенева: ягдташ, рожок-пороховница и фляга для воды


30


Тургенев на охоте с Дианкой, «решительно умнейшей из всех четвероногих тварей»


31


 Читая рассказ, словно наяву любуешься мальчишками- каждый из них – характер, в каждом - неповторимая душа…  И. Смольников  «Середина столетия

Читая рассказ, словно наяву

любуешься мальчишками-

каждый из них – характер,

в каждом — неповторимая душа…

И. Смольников «Середина столетия

Летний вечер. За лесами Солнышко уж село; На краю далеком неба Зорька заалела; Но и та потухла.

Летний вечер.

За лесами

Солнышко уж село;

На краю далеком неба

Зорька заалела;

Но и та потухла.

Топот в поле раздается. То табун коней в ночное По лугам несется. Ухватя коней за гриву, Скачут дети в поле. То-то радость и веселье, То-то детям воля!

Топот в поле раздается.

То табун коней в ночное

По лугам несется.

Ухватя коней за гриву,

Скачут дети в поле.

То-то радость и веселье,

То-то детям воля!

По траве высокой кони На просторе бродят; Собралися дети в кучку, Разговор заводят… И на ум приходят детям Бабушкины сказки:

По траве высокой кони

На просторе бродят;

Собралися дети в кучку,

Разговор заводят…

И на ум приходят детям

Бабушкины сказки:

Вот с метлой несётся ведьма На ночные пляски; Вот над лесом мчится леший С головой косматой, А по небу, сыпля искры, Змей летит крылатый; И какие – то все в белом Тени в поле ходят…

Вот с метлой несётся ведьма

На ночные пляски;

Вот над лесом мчится леший

С головой косматой,

А по небу, сыпля искры,

Змей летит крылатый;

И какие – то все в белом

Тени в поле ходят…

Детям боязно – и дети Огонёк разводят.

Детям боязно – и дети

Огонёк разводят.

Тема урока: «Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир»

Тема урока: «Портреты и рассказы мальчиков,

их духовный мир»

План 1.Возраст мальчика 2. Внешний вид 3. Выражение лица 4. Одежда

План

1.Возраст мальчика

2. Внешний вид

3. Выражение лица

4. Одежда

Павлуша Мальчик не очень красивый, лицо у него неправильное, но автор замечает в его голосе и взгляде сильный характер. Внешний вид его говорит о крайней бедности семьи, так как вся его одежда состояла из простой рубашки и залатанных портков. Именно ему доверено следить за похлёбкой в котелке. Он рассуждает со знанием дела о рыбе, плеснувшей в воде и о звезде, покатившейся с неба. По его поступкам и речи видно, что он наиболее смелый из всех ребят.

Павлуша

Мальчик не очень красивый, лицо у него неправильное, но автор замечает в его голосе и взгляде сильный характер. Внешний вид его говорит о крайней бедности семьи, так как вся его одежда состояла из простой рубашки и залатанных портков. Именно ему доверено следить за похлёбкой в котелке. Он рассуждает со знанием дела о рыбе, плеснувшей в воде и о звезде, покатившейся с неба.

По его поступкам и речи видно, что он наиболее смелый из всех ребят.

Словарная работа Россказни – измышления, выдумки. Предание – устный рассказ, который содержит сведения, передающиеся из поколения в поколение, об исторических событиях , о событиях прошлых лет. Поверье – суеверное предание, убеждение, основанное на таком предании или приметах. Современные ученые называют их БЫЛИЧКАМИ. Былички – народные произведения суеверного характера, повествующие о встречах со сверхъестественными силами

Словарная работа

Россказни – измышления, выдумки.

Предание – устный рассказ, который содержит сведения, передающиеся из поколения в поколение, об исторических событиях , о событиях прошлых лет.

Поверье – суеверное предание, убеждение, основанное на таком предании или приметах.

Современные ученые называют их БЫЛИЧКАМИ.

Былички – народные произведения суеверного характера, повествующие о встречах со сверхъестественными силами

Кластер «Черты характера» Павлуша- смелый, уверенный, умный. Костя-задумчивый, печальный, любопытный. Федя – гордый, любопытный. Илюша – смирный, спокойный, пугливый, заботливый. Ваня – тихий.

Кластер «Черты характера»

Павлуша- смелый, уверенный, умный.

Костя-задумчивый, печальный, любопытный.

Федя – гордый, любопытный.

Илюша – смирный, спокойный, пугливый, заботливый.

Ваня – тихий.

Самостоятельная работа Дайте названия описаниям природы, встретившихся в рассказе : СТР. 164-165 « » Стр.167-168 «…между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча…» Стр. 170 ( от …я сказал… до …запах русской летней ночи) Стр183 .( От …я поглядел кругом… до …безостановочный бег земли .)

Самостоятельная работа

Дайте названия описаниям природы, встретившихся в рассказе :

СТР. 164-165 « »

Стр.167-168 «…между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча…»

Стр. 170 ( от …я сказал… до …запах русской летней ночи)

Стр183 .( От …я поглядел кругом… до …безостановочный бег земли .)

Картина наступления ночи в изобразительных средствах языка

Картина наступления ночи

в изобразительных средствах языка

Персонаж возраст Семья, положение Одежда Почему попал в ночное Характер Основные черты Где и в чём проявились Впечатление автора Домашнее задание Вам дана таблица Вы должны заполнить её и подготовить связный рассказ о том герое, который вам более интересен.

Персонаж

возраст

Семья, положение

Одежда

Почему попал в ночное

Характер

Основные черты

Где и в чём проявились

Впечатление

автора

Домашнее задание

Вам дана таблица

Вы должны заполнить её и подготовить связный рассказ о том герое, который вам более интересен.

Слайд 1



Описание мальчиков в рассказе Тургенева «Бежин луг»
Подзаголовок

Описание слайда:

Описание мальчиков в рассказе Тургенева «Бежин луг»
Подзаголовок


Слайд 2



Федя
Характер
Федя Возраст – 14 лет. Федя - самый старший из мальчиков. Сын богатых крестьян. Он одевается хорошо и носит собственные сапоги. Федя ведет себя несколько важно с другими мальчиками. 

Внешность
«…Стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами…» «...пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой новый армячок…» «…Сапоги его с низкими голенищами...» 

Описание слайда:

Федя
Характер
Федя Возраст – 14 лет. Федя — самый старший из мальчиков. Сын богатых крестьян. Он одевается хорошо и носит собственные сапоги. Федя ведет себя несколько важно с другими мальчиками. 

Внешность
«…Стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами…» «…пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой новый армячок…» «…Сапоги его с низкими голенищами…» 


Слайд 3
Описание мальчиков в рассказе Тургенева «Бежин луг», слайд №3


Слайд 4



Павлуша
Характер 
Возраст – 12 лет. Мальчик из очень бедной крестьянской семьи. У Павлуши нет даже лаптей. Павлуша - умный, храбрый и решительный мальчик. Павлуша погибает при падении с лошади.
Внешность 
«…волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная…» «…тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый…» «...Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов...» 

Описание слайда:

Павлуша
Характер
Возраст – 12 лет. Мальчик из очень бедной крестьянской семьи. У Павлуши нет даже лаптей. Павлуша — умный, храбрый и решительный мальчик. Павлуша погибает при падении с лошади.
Внешность
«…волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная…» «…тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый…» «…Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов…» 


Слайд 5
Описание мальчиков в рассказе Тургенева «Бежин луг», слайд №5


Слайд 6



Илюша 
Характер 
Возраст – 12 лет. Илюша – крестьянский мальчик из обеспеченной семьи. Илюша носит новые лапти и одежду. Он работает на бумажной фабрике вместе с братом.  
Внешность 
«...Лицо <…> горбоносое, вытянутое, подслеповатое…» «…желтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки…» «…На нем были новые лапти и онучи…»

Описание слайда:

Илюша
Характер
Возраст – 12 лет. Илюша – крестьянский мальчик из обеспеченной семьи. Илюша носит новые лапти и одежду. Он работает на бумажной фабрике вместе с братом.  
Внешность
«…Лицо <…> горбоносое, вытянутое, подслеповатое…» «…желтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки…» «…На нем были новые лапти и онучи…»


Слайд 7
Описание мальчиков в рассказе Тургенева «Бежин луг», слайд №7


Слайд 8



Костя
Характер 
Возраст – 10 лет. Костя – крестьянский мальчик из бедной семьи. Слабый и болезненный мальчик. Костя – «трусишка»
Внешность 
"...Все лицо его было невелико, худо, в веснушках …» «…большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза…» «…маленького роста, сложения тщедушного и одет довольно бедно..."

Описание слайда:

Костя
Характер
Возраст – 10 лет. Костя – крестьянский мальчик из бедной семьи. Слабый и болезненный мальчик. Костя – «трусишка»
Внешность
«…Все лицо его было невелико, худо, в веснушках …» «…большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза…» «…маленького роста, сложения тщедушного и одет довольно бедно…»


Слайд 9
Описание мальчиков в рассказе Тургенева «Бежин луг», слайд №9


Слайд 10



Ваня
Характер 
Возраст – 7 лет. Ваня – самый младший из мальчиков. У Вани еще тонкий, детский голосок. Ваня – незаметный и тихий ребенок. В рассказе он все время лежит под рогожей. 
Внешность
«...русую кудрявую голову...» «... свежее личико…» «…большие тихие глаза...» 

Описание слайда:

Ваня
Характер
Возраст – 7 лет. Ваня – самый младший из мальчиков. У Вани еще тонкий, детский голосок. Ваня – незаметный и тихий ребенок. В рассказе он все время лежит под рогожей.
Внешность
«…русую кудрявую голову…» «… свежее личико…» «…большие тихие глаза…» 


Слайд 11
Описание мальчиков в рассказе Тургенева «Бежин луг», слайд №11


Слайд 12



Спасибо за внимание!

Описание слайда:

Спасибо за внимание!


  • Образы детей в литературе 19 века сочинение 6 класс
  • Образы дворян в романе дубровский сочинение 6 класс
  • Образы дворян в повести а с пушкина дубровский сочинение 6 класс
  • Образы гринева и швабрина в романе капитанская дочка сочинение
  • Образы градоначальников в истории одного города сочинение