Образы учителей в рассказе в п астафьева фотография на которой меня нет

Герой рассказа  Астафьева «Фотография на которой меня нет» запомнил своего учителя добрым, скромным и отзывчивым человеком, которого уважали все местные жители. Автор так описывает внешность учителя: «…лицо малоприметное…немного печальные и оттого необыкновенно добрые (глаза)».

Учителя герой запомнил как очень отзывчивого человека. Для него было не важно, беден кто-то или богат. И если требуется помощь, то он ее окажет. На тот момент герою учитель казался очень взрослым и серьезным. И лишь сейчас, спустя столько лет, он понимает, что учитель — это молодой человек, которому было около двадцати пяти лет. Ученик помнит, что в самые трудные дни, когда у детей не было ни тетрадей, ни учебников, учитель хотел сделать все, чтобы ребята не чувствовали нужды. Образ учителя исключительно положительный.


­Пример сочинения 1

«Фотография, на которой меня нет» — глава из повести Виктора Астафьева «Последний поклон». Эта глава рисует жизнь и события далеких тридцатых годов.
В этом произведении Виктор Астафьев вспоминает фрагмент собственной жизни, в котором описывает быт простого бедного люда в далеком сибирском селе, которое взбудоражено неслыханно важным событием – приездом фотографа.

Благодаря учителю, быть увековеченным посчастливилось учащимся овсянской школы. К несчастью, Витьке из-за болезни ног не удалось «засняться». Больше недели мальчик вынужден был находиться дома под опекой ворчливой бабушки.

Однажды осенним скучным днем мальчика навестил школьный учитель – принес готовую фотографию.

В этой главе мы видим, каким уважением и любовью пользовался этот приветливый человек в селе. И было за что! Учитель самоотверженно вносил культуру и образование в глухую деревню; был заводилой в деревенском клубе, на собственные деньги заказал мебель для школы, организовал сбор «утильсырья», в результате чего в школе появились карандаши, тетради, краски. Дети впервые попробовали сладких петушков на палочках, сельчане получили необходимые вещи. Учитель никогда не отказывал в просьбе составить документы. Он был очень вежлив и доброжелателен «со всеми кряду».
Люди благодарили за это как могли: помогали дровами, простой деревенской едой, присматривали за ребенком.

А еще мальчик вспоминает настоящий, героический для учителя поступок: поединок с гадюкой. Таким и остался этот человек в памяти ребенка – готовым броситься вперед и оборонить своих учеников.

И неважно, что дети не знали, как зовут учителей. Для них слово «Учитель» — уже само имя собственное.

Важно, что учитель – человек, стремящийся облегчить и улучшить людскую жизнь, помочь им в беде.

И хотя на старой фотографии нет автора, она дорога ему воспоминаниями о далеком детстве, о родных людях, жизнь которых и составляет историю нашего народа.

Читая произведение Виктора Астафьева, я познакомился с интересными деталями быта и человеческих отношений деревенской жизни тридцатых годов. Мне показалось забавной речь простых людей, богатая народными словами и выражениями. Это делает рассказ самобытным и образным. А мораль проста – жизнь преклоняется перед «Человеком с большой буквы!»


Пример сочинения 2

Груда книг не заменит хорошего учителя. Каждый человек, покинув стены школы, будет нести в своем сердце образ учителя, который дал ему наилучшие знания. “Не смейте забывать учителей”, – призывает нас стихотворение Андрея Дементьева. Хочется несколько возразить: забыть их нельзя!

Самое лучшее, вечное, доброе привито нам учителями.
Сколько бы хороших учителей ни встретилось нам на жизненном пути, всегда найдется тот, о ком будешь вспоминать с особой теплотой и благодарностью и десятки лет спустя. И, возможно, со временем фамилии

сотрутся из памяти, но слово “Учитель” останется навсегда. Именно эту мысль пытается донести нам Астафьев в рассказе “Фотография, на которой меня нет”.
“Фотография, на которой меня нет” – это глава из повести писателя “Последний поклон”. В этой главе Астафьев вспоминает свои школьные годы, которые неразрывно связаны с его учителем Евгением Николаевичем. С особой любовью и теплотой писатель рассказывает об этом человеке.

Евгений Николаевич самоотверженно вносил культуру и образование в глухую деревню и Овсянскую школу. На собственные деньги учитель приобрел мебель для школы, организовал сбор “утильсырья”, благодаря чему у школьников появились тетради и карандаши. Деревенские детишки впервые попробовали петушков на палочке, а сельчане получили некоторые необходимые им вещи.

Учитель всегда был рад помочь в составлении документов, выслушать жалобы. Этот вежливый доброжелательный человек завоевал уважение и любовь, как своих учеников, так и односельчан. Они в стремлении отблагодарить его помогали дровами, деревенской едой, присматривали за его ребенком и всегда были рады принять его в своем доме.

Уважением пользовалась и его жена Евгения Николаевна, тоже учительница, которая была отличной парой своему мужу – такая же добрая, открытая, приветливая женщина!
Астафьев вспоминает случай в лесу, когда учитель бросился защищать своих учеников от змеи, хотя первый раз ее видел, и представления не имел, как от нее обороняться. “А я таким вот и помню деревенского учителя, – пишет Астафьев, – с чуть виноватой улыбкой, вежливого, застенчивого, но всегда готового броситься вперед и оборонить своих учеников, помочь им в беде, облегчить и улучшить людскую жизнь”.

Учитель – это человек, чьим делом и призванием является не только передача детям знаний, но и привитие им лучших человеческих качеств, воспитание в них верных ценностей. Человек, которому это удается, который своим примером, добротой и великодушием воспитывает хороших людей, никогда не будет забыт своими учениками. Хочется пожелать словами АстафьевА: “И каждый человек, мечтающий стать учителем, пусть доживет до такой почести, как наши учителя, чтоб раствориться в памяти народа, с которым и для которого они жили”.


Пример сочинения 3

В замечательном рассказе В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» из его автобиографической книги «Последний поклон» одним из главных героев является учитель, Евгений Ни­колаевич.

Писатель с раннего детства и до конца своих лет сохранил ог­ромное уважение к учителям, понимание значения их благород­ного труда, понимание серьезной ответственности этого труда, так как они имеют дело с живыми человеческими душами.

В словарях — Толковом словаре русского языка, в Этимологи­ческом словаре русского языка находим значение слова «учи­тель». Сама семантика (значение) и этимология (происхождение, история) этого слова — «учитель», «педагог» говорит об огром­ной роли учителя в жизни человека.

Профессия учителя, педагог а — одна из древнейших профес­сий на земле. Она возникла как необходимость сохранения рода и его ценностей — трудовых, нравственных, культурных, а для этого необходимо было учить детей всему, что знали старшие, старейшины. Со временем сельскохозяйственное и ремесленное производство усложнялось, обогащались и расширялись знания людей об окружающем мире. Все это обусловило необходимость специального обучения и воспитания молодого поколения, под­готовки его к жизни. Первые учителя появились тогда, когда на­чался процесс совершенствования орудий труда; это были самые мудрые и уважаемые люди.

Сначала появилось слово «педагог»; оно произошло от греческого и обозначало «договодитель: в прямом смысле таковы первоначально были функции педагога — в Древней Греции это были рабы, которые должны были присматривать за детьми, водить их в школу, на прогулки. И только позднее основными функциями педагога стали воспитание и обучение детей.

Слово «учитель» появилось ноше, когда человечество осоз­нало, что знания есть ценность сама по себе (Платон) и что нужна специальная, тщательно продуманная организация дея­тельности детей, направленная на приобретение знаний и уме­ний, т. е. обучение. Учитель — это тот, кто наставляет, обучает, преподает. Как правило, учителями всегда становились самые умные, знающие, уважаемые люди. В Древнем Вавилоне, Си­рии, Египте это были жрецы, в Древней Греции — наиболее та­лантливые вольнонаемные граждане; в Древнем Риме учителя назначались от имени самого императора: это были люди, хо­рошо знающие науки, много путешествующие, а потому знаю­щие языки, культуру, традиции и обычаи разных народов. В Древнем Китае на должность учителя могли претендовать муд­рейшие представители общества (интересно, что в этой стране еще в XX в. до новой эры существовало министерство, зани­мающееся вопросами просвещения народа).

В России роль учителя была велика с самого начала; в Киев­ской Руси обязанности учителя совпадали с обязанностями ро­дителя и государя. Учителей в Древней Руси называли масте­рами, подчеркивая тем самым уважение к людям, которым доверено воспитание молодого поколения.

Такое традиционно — уважительное отношение к учителю было в нашей стране и в те далекие годы, о которых повествует В. Астафьев в своем рассказе.

В своем рассказе «Фотография, на которой меня нет», ис­пользуя крайне лаконичные художественные детали, писатель рассказывает о своем герое, учителе начальной сельской школы, Евгении Николаевиче, и его жене, тоже учительнице. Он описы­вает условия, в которых проживает семья учителя. А они очень скромные: Евгений Николаевич с семьей занимает одну полови­ну «дряхленького домишка», как пишет автор; часто нет дров, а в семье маленький ребенок, который часто болеет. Писатель не дает полного портрета учителя, подчеркивает только отдельные штрихи его внешности: «лицо малоприметное», но особенно за­поминались глаза — «немного печальные и оттого необыкновенно добрые», приветливая улыбка, «да уши торчали, как у Сань­ки» — обыкновенный молодой человек — оказывается, и лет ему было совсем немного — двадцать пять.

Особенно, хотя и немногословно, писатель подчеркивает отно­шение учителя к сельчанам, уважительный стиль общения учителя и его жены-учительницы с людьми, и взрослыми, и маленькими детьми: «здороваются со всеми кряду, не разбирая ни бедных, ни богатых»; «учитель прошел в среднюю, еще раз поздоровался и справился обо мне», уходя, «поклонился дому, бабушке».

И односельчане очень уважительно, с почтением и заботой относятся к учителям: ненавязчиво, «тишком» деревенские ба­бы приносят им молоко, творог, сметану (у них — маленький ребенок!), ягоду; ребеночка «доглядят», полечат, если надо, привозят тайком, чтобы не отправили назад, дрова и т.д.; ба­бушка Вити, когда учитель пришел к заболевшему внуку и принес ему фотографию, встретила его радостно, уважительно, как дорогого гостя, повесила его одежду не в кутью, накрыла стол праздничной скатертью, понаставила всякой снеди, чтобы угостить гостя, а затем хвасталась всему селу, что их дом посе­тил учитель… И как вывод звучит фраза писателя: «Уважение к нашему учителю и учительнице всеобщее, молчаливое».

Почему же односельчане с таким уважением и любовью от­носились к Евгению Николаевичу и ею семье? В.П. Астафьев подчеркивает искреннюю любовь учи теля и учительницы к сво­им ученикам, стремление помочь им в тяжелейшие годы того времени, когда не хватало учебников, тетрадей, пишущих ру­чек; автор показывает жизнерадостность, оптимизм учителей, несмотря на нелегкие условия жизни («Учителя были заводи­лами в деревенском клубе…»), особенно подчеркивает их вни­мание к каждому ученику, заботу о своих подопечных, настоя­щее уважение к личности каждого ребенка.

Как важнейшую особенность образа учителя и его жены писа­тель показывает их самоотверженность, преданность своему делу.

Они живут в нищенских условиях с маленьким ребенком; условий для работы также не было никаких: школа как тако­вая практически отсутствовала — вместо школы был «старый деревенский дом с угарными печами», где не было ни парт, ни скамеек, даже учебников, тетрадей, карандашей. Учителям приходилось исхитряться и самим «добывать» псе необходи­мое для обучения (учебники, тетрадки, карандаши, договари­ваться с мужиками за «магарыч» из своей зарплаты, что­бы они сделали столы и скаме

Писатель не дает полного портрета учителя, подчеркивает только отдельные штрихи его внешности: «лицо малоприметное», но особенно за­поминались глаза — «немного печальные и оттого необыкновенно добрые», приветливая улыбка, «да уши торчали, как у Сань­ки» — обыкновенный молодой человек — оказывается, и лет ему было совсем немного — двадцать пять.

Особенно, хотя и немногословно, писатель подчеркивает отно­шение учителя к сельчанам, уважительный стиль общения учителя и его жены-учительницы с людьми, и взрослыми, и маленькими детьми: «здороваются со всеми кряду, не разбирая ни бедных, ни богатых»; «учитель прошел в среднюю, еще раз поздоровался и справился обо мне», уходя, «поклонился дому, бабушке».

И односельчане очень уважительно, с почтением и заботой относятся к учителям: ненавязчиво, «тишком» деревенские ба­бы приносят им молоко, творог, сметану (у них — маленький ребенок!), ягоду; ребеночка «доглядят», полечат, если надо, привозят тайком, чтобы не отправили назад, дрова и т.д.; ба­бушка Вити, когда учитель пришел к заболевшему внуку и принес ему фотографию, встретила его радостно, уважительно, как дорогого гостя, повесила его одежду не в кутью, накрыла стол праздничной скатертью, понаставила всякой снеди, чтобы угостить гостя, а затем хвасталась всему селу, что их дом посе­тил учитель… И как вывод звучит фраза писателя: «Уважение к нашему учителю и учительнице всеобщее, молчаливое».

Почему же односельчане с таким уважением и любовью от­носились к Евгению Николаевичу и ею семье? В.П. Астафьев подчеркивает искреннюю любовь учи теля и учительницы к сво­им ученикам, стремление помочь им в тяжелейшие годы того времени, когда не хватало учебников, тетрадей, пишущих ру­чек; автор показывает жизнерадостность, оптимизм учителей, несмотря на нелегкие условия жизни («Учителя были заводи­лами в деревенском клубе…»), особенно подчеркивает их вни­мание к каждому ученику, заботу о своих подопечных, настоя­щее уважение к личности каждого ребенка.

Как важнейшую особенность образа учителя и его жены писа­тель показывает их самоотверженность, преданность своему делу.

Они живут в нищенских условиях с маленьким ребенком; условий для работы также не было никаких: школа как тако­вая практически отсутствовала — вместо школы был «старый деревенский дом с угарными печами», где не было ни парт, ни скамеек, даже учебников, тетрадей, карандашей. Учителям приходилось исхитряться и самим «добывать» псе необходи­мое для обучения (учебники, тетрадки, карандаши, договари­ваться с мужиками за «магарыч» из своей зарплаты, что­бы они сделали столы и скамейки); когда к весне кончились тетрадки, краски, карандаши, выменянные учителем на утиль­сырье. он стал проводить уроки в лесу, на природе: учитель рассказывал ребятам много интересного и полезного. Учитель же договорился с городским фотографом сделать фотографии школьникам на намять.

Вино особенно привлекают такие личное тыс качества учи­теля Евгения Николаевича, как доброта, внимательность, уважи­тельное отношение к людям, в том числе и к маленьким своим ученикам — слушал учеников внимательно, «хвалил, блат одарил даже за то, что рассказывали многое, неизвестное ему, город­скому жителю, не стеснялся учиться у своих маленьких учени­ков: подкупали также знания учителя: «Как мною он знал!» — восклицает Витя. А еще его подкупала грустная и ласковая улыбка учителя. Полому и Витя, и остальные ученики Евгения Николаевича относились к нему с любовью и уважением: Витя «изо всей мочи старался не обляпаться, не пролит т. из блюдца чай», когда учитель навестил сто, больною; ребята отыскали в камнях кепку учителя, когда был закончен бой со змеей, и кори­ли себя, что не они «обороняли» учителя, первый раз видевшею змею и потому не знающего, как ее убить, а он — их).

В образе учителя Евгения Николаевича выразились все те чувства, которые испытывал писатель к учителю: «…фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово «учи­тель»! И каждый человек, мечтающим стать учителем, пусть доживет до 1акой почести, как наши учителя, чтоб растворить­ся в памяти народа, с которым и для которою они жили, чтоб сделаться частицей его и навечно остаться в сердце даже таких нерадивых и непослушных людей, как я и Санька».

Краткосрочный план

Раздел « Дети и взрослые

ФИО педагога СТРОКАЧ Л.А.

Дата 2 7.10

Класс 8 Л

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Тема урока Образы учителей в рассказе В. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»

Цели обучения в соответствии с учебной программой

8.2.5.1. Характеризовать героев произведения, их поступки, мотивы поведения, значение имен и фамилий;

8.1.6.1. Давать аргументированный ответ на проблемный вопрос, используя цитаты

Ход урока

Этап урока/время

Действия педагога

Действия учеников

Оценивание

Ресурсы

.Этап мотивации: 2-3 мин. ( Просмотр семейных фотографий)

Во всём мире есть музеи, где хранятся произведения искусства, редкие вещи. У нас тоже есть музей, он насчитывает всего несколько экземпляров, да и помещение его совсем маленькое. Это «Музей в сундучке». Прошлое не проходит бесследно, оно возвращается к нам через воспоминания, предметы, произведения искусства, фотографии. Я приглашаю вас посмотреть первый экспонат.

На урок вы принесли  любимую старую фотографию вашей семьи.

Расскажите, какие эпизоды  запечатлены на этих фотографиях?

 Почему они так вам дороги? 

(Обучающиеся комментируют свои фотографии).

— Итак, мы попытались с вами остановиться и пристальнее вглядеться в лицо минувшего. Мы обнаружили, что прошлое, запечатлённое на снимках, близко и дорого нам, оно живет в нас. Старые фотографии пробуждают память и воображение, помогают оживить образы .

Настраиваются на урок

Представляют старые фото своей семьи

Комментарии о том, кто на них изображен.

слайды

Сундук с фото

фото

 Что или кто объединяет эти фотографии?( школа, одноклассники и учителя)

О ком вы вели разговор?

-Сформулируйте тему урока. ( Образы учителей)

Запись в тетрадях.

1-Школа каких годов представлена вашему вниманию?

. Расскажите о школе 30-х годов, используя цитаты, свои наблюдения и выводы.

Как школьники готовились к предстоящему событию?

Обратите внимание на одного из учеников школы, на Саньку. Почему и его не оказалось на фотографии?

Перечитайте описание школьной фотографии.

    Какими вы представляете учеников “Овсянской начальной школы”?

2 В каких эпизодах мы встречаем учителей?

                  а) забота о школе;

                  б) отношение к детям и деревенским жителям;

                  в) случай со змеей?

Какое отношение к учителю в деревне? Почему? Приведите примеры.

Работа в группах

3. Рассказ об учителях Виктора. Пара №1 ( Рома, Эдик)

— Вспомним, а с какой целью приезжает в деревню фотограф? (Сфотографировать учеников школы).

— Кто был инициатором этого события? (учителя)

-Какие детали в описании быта учителей объясняют, почему они не могли оставить у себя фотографа на ночевку? («Сами они жили в одной половине дома .. и был у них маленький парнишка- ревун. Во второй половине размещалась контора сплавного участка .. Такую персону, как фотограф, неподходяще было учителям оставлять у себя»).

— Какую деталь в портрете учителя особо выделяет автор? («Лицо учителя хоть и малоприметное …». Главная деталь портрета — “немного печальные и оттого необыкновенно добрые глаза”).

4 Пара№2( Алина, Женя)

Как относились к учителям в деревне? За что уважали? Чтение: стр. 214 от «Знаете, Екатерина Петровна, какой случай вышел?». “Уважение к нашему учителю…” до “…в гулянке народ…”

Выборочный пересказ:

За что уважали?

Учителей уважают за вежливость, за то, что ..

Учителей уважают за то, что в любое время дня и ночи к учителю можно прийти и …

К учителю можно прийти и пожаловаться на кого угодно: …

Учащиеся формулируют тему урока.

Ответы на вопросы

Работа в группах над вопросами

Слайд

Тетрадь

карточки

5Исследовательская работа. Группа исследователей Пара №3( Артем, Ирина)

-Заполните таблицу

В какой школе учителя начали работу?

Что сделали учителя для школы?

Школа находилась в старом деревенском доме с угарными печами. Парт не было, скамеек не было, учебников, тетрадей, карандашей тоже не было. Один букварь на весь первый класс и один красный карандаш.

В школе появились карандаши, тетради, краски, переводные картинки. Учитель ездил в город, выхлопотал и привёз учебники, один учебник на пятерых. Потом один учебник на двоих. Столы и скамейки сделали деревенские мужики.

Выхлопотать – добиться чего – либо хлопотами

В какой школе они начали работу? Комментированное чтение текста от слов: «А в какой школе начали работу наши учителя!» до слов

Вывод:

«Это ли не достижение!»

6Поступки уч. Эпизод поход на Лысую гору пара №4( Денис, Ксения)

Кратко пересказать, привести цитаты.

— С какой целью автор вспоминает поход на Лысую гору, историю со змеёй? (Этот эпизод раскрывает лучшие качества учителя: он был способен на подвиг, он мог пожертвовать жизнью, спасая своих учеников от змеи.).

-Чему учил учитель деревенских ребят и чему он учился у жителей деревни?

-Почему учитель приносит фотографию Витьке?

Найти строчки

“Я принёс тебе фотографию, — сказал учитель.

— Одна из важных черт в характере учителя — уважение к ученику, который заболел и пропустил важное событие.

7Общий вопрос

-Как рассказчик вспоминает учителей спустя годы? Чтение: стр. 219 от “Прошли годы…” до конца абзаца.

Вывод: Жизнь учителя и учительницы – своеобразный подвиг: приехали в глухую сибирскую деревню. Городские жители, молоды, ребёнок, нет условий, но они не побоялись трудностей

Ответы

карточка

.8 .Свободный микрофон

— Изменилось ли , на ваш взгляд, отношение к учителю в наши дни?

-В чём главная ценность труда учителя?

Вывод

Учителей очень уважали и ценили тогда« Фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово « учитель»! И каждый человек , мечтающий стать учителем, пусть доживёт до такой почести, как наши учителя чтоб раствориться в памяти народа , с которыми и для которых они жили, чтоб сделаться частицей его и навечно остаться в сердце даже таких нерадивых и непослушных людей, как я и Санька,». Сейчас же не каждый уважает учителей. Считают, что они специально ставят плохие оценки и ругают, и только когда вырастают понимают, что учитель не зря ругает, он делает всё что угодно, чтобы дети выросли хорошими, вежливыми, умными и добрыми людьми .

Выступление учащихся

Микрофон, трибуна

14.Стадия рефлексии.

1.Синквейн

— А теперь давайте обобщим все сказанное на уроке и напишем синквейны, отражающие наш разговор на уроке

15. Послесловие.

Сегодняшний урок заканчивается и уходит в прошлое, и, чтобы этот момент остался в нашей памяти, я хочу предложить нам всем сфотографироваться. И когда-нибудь ваши дети, заинтересовавшись этим снимком, расспросят вас о нём, и вы, может быть, через много лет переживёте то приобщение к прошлому, памяти, которое испытали сегодня на уроке. Мы назовём этот снимок «Фотография, на которой я есть

Составляют синквейн со словом « Учитель»

Фото на память

с урока литературы

Фото.

Приложение.

Пара1( Рома, Эдик

— Вспомним, а с какой целью приезжает в деревню фотограф?

— Кто был инициатором этого события?

-Какие детали в описании быта учителей объясняют, почему они не могли оставить у себя фотографа на ночевку? 

Вывод о жизни учителя

— Какую деталь в портрете учителя особо выделяет автор? Почему?

— Пара№2( Алина, Женя)

Как относились к учителям в деревне? За что уважали? Чтение: стр. 214 от «Знаете, Екатерина Петровна, какой случай вышел?». “Уважение к нашему учителю…” до “…в гулянке народ…”

Выборочный пересказ:

За что уважали?

Учителей уважают за вежливость, за то, что ..

Учителей уважают за то, что в любое время дня и ночи к учителю можно прийти и …

К учителю можно прийти и пожаловаться на кого угодно: …

Поступки уч. Эпизод поход на Лысую гору пара №4( Денис, Ксения)

Кратко пересказать, привести цитаты.

— С какой целью автор вспоминает поход на Лысую гору, историю со змеёй? (Этот эпизод раскрывает лучшие качества учителя: он был способен на подвиг, он мог пожертвовать жизнью, спасая своих учеников от змеи.).

-Чему учил учитель деревенских ребят и чему он учился у жителей деревни?

-Почему учитель приносит фотографию Витьке?

Найти строчки

“Я принёс тебе фотографию, — сказал учитель.

— Одна из важных черт в характере учителя — уважение к ученику, который заболел и пропустил важное событие.

В какой школе учителя начали работу?

Что сделали учителя для школы?

Предложения интернет-магазинов

Образ учителя в рассказе В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»

  • Категория: Доклады по литературе

В замечательном рассказе В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» из его автобиографической книги «Последний поклон» одним из главных героев является учитель, Евгений Ни­колаевич.

Писатель с раннего детства и до конца своих лет сохранил ог­ромное уважение к учителям, понимание значения их благород­ного труда, понимание серьезной ответственности этого труда, т.к. они имеют дело с живыми человеческими душами.

В словарях — Толковом словаре русского языка, в Этимологи­ческом словаре русского языка находим значение слова «учи­тель». Сама семантика (значение) и этимология (происхождение, история) этого слова — «учитель», «педагог» говорит об огром­ной роли учителя в жизни человека.

Профессия учителя, педагог а — одна из древнейших профес­сий на земле. Она возникла как необходимость сохранения рода и его ценностей — трудовых, нравственных, культурных, а для этого необходимо было учить детей всему, что знали старшие, старейшины. Со временем сельскохозяйственное и ремесленное производство усложнялось, обогащались и расширялись знания людей об окружающем мире. Все это обусловило необходимость специального обучения и воспитания молодого поколения, под­готовки его к жизни. Первые учителя появились тогда, когда на­чался процесс совершенствования орудий труда; это были самые мудрые и уважаемые люди.

Сначала появилось слово «педагог»; оно произошло от греческого и обозначало «договодитель: в прямом смысле таковы первоначально были функции педагога — в Древней Греции это были рабы, которые должны были присматривать за детьми, водить их в школу, на прогулки. И только позднее основными функциями педагога стали воспитание и обучение детей.

Слово «учитель» появилось ноше, когда человечество осоз­нало, что знания есть ценность сама по себе (Платон) и что нужна специальная, тщательно продуманная организация дея­тельности детей, направленная на приобретение знаний и уме­ний, т. е. обучение. Учитель — это тот, кто наставляет, обучает, преподает. Как правило, учителями всегда становились самые умные, знающие, уважаемые люди. В Древнем Вавилоне, Си­рии, Египте это были жрецы, в Древней Греции — наиболее та­лантливые вольнонаемные граждане; в Древнем Риме учителя назначались от имени самого императора: это были люди, хо­рошо знающие науки, много путешествующие, а потому знаю­щие языки, культуру, традиции и обычаи разных народов. В Древнем Китае на должность учителя могли претендовать муд­рейшие представители общества (интересно, что в этой стране еще в XX в. до новой эры существовало министерство, зани­мающееся вопросами просвещения народа).

В России роль учителя была велика с самого начала; в Киев­ской Руси обязанности учителя совпадали с обязанностями ро­дителя и государя. Учителей в Древней Руси называли масте­рами, подчеркивая тем самым уважение к людям, которым доверено воспитание молодого поколения.

Такое традиционно — уважительное отношение к учителю было в нашей стране и в те далекие годы, о которых повествует В. Астафьев в своем рассказе.

В своем рассказе «Фотография, на которой меня нет», ис­пользуя крайне лаконичные художественные детали, писатель рассказывает о своем герое, учителе начальной сельской школы, Евгении Николаевиче, и его жене, тоже учительнице. Он описы­вает условия, в которых проживает семья учителя. А они очень скромные: Евгений Николаевич с семьей занимает одну полови­ну «дряхленького домишка», как пишет автор; часто нет дров, а в семье маленький ребенок, который часто болеет. Писатель не дает полного портрета учителя, подчеркивает только отдельные штрихи его внешности: «лицо малоприметное», но особенно за­поминались глаза — «немного печальные и оттого необыкновенно добрые», приветливая улыбка, «да уши торчали, как у Сань­ки» — обыкновенный молодой человек — оказывается, и лет ему было совсем немного — двадцать пять.

Особенно, хотя и немногословно, писатель подчеркивает отно­шение учителя к сельчанам, уважительный стиль общения учителя и его жены-учительницы с людьми, и взрослыми, и маленькими детьми: «здороваются со всеми кряду, не разбирая ни бедных, ни богатых»; «учитель прошел в середнюю, еще раз поздоровался и справился обо мне», уходя, «поклонился дому, бабушке».

И односельчане очень уважительно, с почтением и заботой относятся к учителям: ненавязчиво, «тишком» деревенские ба­бы приносят им молоко, творог, сметану (у них — маленький ребенок!), ягоду; ребеночка «доглядят», полечат, если надо, привозят тайком, чтобы не отправили назад, дрова и т.д.; ба­бушка Вити, когда учитель пришел к заболевшему внуку и принес ему фотографию, встретила его радостно, уважительно, как дорогого гостя, повесила его одежду не в кутью, накрыла стол праздничной скатертью, понаставила всякой снеди, чтобы угостить гостя, а затем хвасталась всему селу, что их дом посе­тил учитель… И как вывод звучит фраза писателя: «Уважение к нашему учителю и учительнице всеобщее, молчаливое».

Почему же односельчане с таким уважением и любовью от­носились к Евгению Николаевичу и ею семье? В.П. Астафьев подчеркивает искреннюю любовь учи теля и учительницы к сво­им ученикам, стремление помочь им в тяжелейшие годы того времени, когда не хватало учебников, тетрадей, пишущих ру­чек; автор показывает жизнерадостность, оптимизм учителей, несмотря на нелегкие условия жизни («Учителя были заводи­лами в деревенском клубе…»), особенно подчеркивает их вни­мание к каждому ученику, заботу о своих подопечных, настоя­щее уважение к личности каждого ребенка.

Как важнейшую особенность образа учителя и его жены писа­тель показывает их самоотверженность, преданность своему делу.

Они живут в нищенских условиях с маленьким ребенком; условий для работы также не было никаких: школа как тако­вая практически отсутствовала — вместо школы был «старый деревенский дом с угарными печами», где не было ни парт, ни скамеек, даже учебников, тетрадей, карандашей. Учителям приходилось исхитряться и самим «добывать» псе необходи­мое для обучения (учебники, тетрадки, карандаши, договари­ваться с мужиками за «магарыч» из своей зарплаты, что­бы они сделали столы и скамейки); когда к весне кончились тетрадки, краски, карандаши, выменянные учителем на утиль­сырье. он стал проводить уроки в лесу, на природе: учитель рассказывал ребятам много интересного и полезного. Учитель же дот оворился с городским фогот рафом сделать фотографии школьникам на намять.

Вино особенно привлекают такие личное тыс качества учи­теля Евгения Николаевича, как доброта, внимательность, уважи­тельное отношение к людям, в том числе и к маленьким своим ученикам — слушал учеников внимательно, «хвалил, блат одарил даже за то, что рассказывали многое, неизвестное ему, город­скому жителю, не стеснялся учиться у своих маленьких учени­ков: подкупали также знания учителя: «Как мною он знал!» — восклицает Витя. А еще его подкупала грустная и ласковая улыбка учителя. Полому и Витя, и остальные ученики Евгения Николаевича относились к нему с любовью и уважением: Витя «изо всей мочи старался не обляпаться, не пролит т. из блюдца чай», когда учитель навестил сто, больною; ребята отыскали в камнях кепку учителя, когда был закончен бой со змеей, и кори­ли себя, что не они «обороняли» учителя, первый раз видевшею змею и потому не знающего, как ее убить, а он — их).

В образе учителя Евгения Николаевича выразились все те чувства, которые испытывал писатель к учителю: «…фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово «учи­тель»! И каждый человек, мечтающим стать учителем, пусть доживет до 1акой почести, как наши учителя, чтоб растворить­ся в памяти народа, с которым и для которою они жили, чтоб сделаться частицей его и навечно остаться в сердце даже таких нерадивых и непослушных людей, как я и Санька».

  • Доклады по литературе

    • : «Вечные темы» в лирике М.Ю. Лермонтова
      (592)

       
      М.Ю. Лермонтов в своем поэтическом творчестве обраща­ется к «вечным темам»: тема любви, природы, христианского смирения, патриотического служения родине, предназначение поэта-творца. Обратимся к отдельным стихотворениям поэта, где раскрывается данная проблематика.
      Уже в этом раннем стихотворении «Поэт» (1828) Лермон­тов размышляет о сущности поэтического…

      Подробнее…

    • : «Вечные ценности» в лирике поэтов начала 20 века
      (804)

      В сложное для России время, в период политического пе­релома, в сложных социально-бытовых условиях русские по­эты обращаются в своих художественных произведениях к подлинным духовным ценностям, пишут о нравственности, морали, милосердии и сострадании.
      Например, пейзажное стихотворение И.А. Бунина «Вечер» принадлежит к философской лирике….

      Подробнее…

    • «Житие Александра Невского» — великий памятник литературы Древней Руси
      (559)

      «Житие Александра Невского» — один из великих памятников древнерусской литературы.

      Литература Древней Руси — предшественница классической русской литературы ХУН-ХХ вв. Это одна из самых древних ли­тератур Европы — древнее, чем французская, английская, немец­кая. Ее истоки исследователи относят к X веку.
      В древнерусской литературе, пишет…

      Подробнее…

    • «Заветная книга» В.П. Астафьева «Последний поклон» и рассказ «Фотография, на которой меня нет»
      (588)

      В.П. Астафьев вошел в историю русской литературы XX века как замечательный писатель — прозаик, автор произведений, ставших классическими уже при жизни автора, — это повести «Кража», «Где-то гремит война», «Печальный детектив», «Так хочется жить», монументальное произведение «Царь-рыба», ро­ман «Прокляты и убиты», многочисленные рассказы. На…

      Подробнее…

    • «Записки охотника» И.С. Тургенева как цикл
      (529)

      Сборник И.. Тургенева «Записки охотника» состоит из двадцати пяти небольших прозаических произведений. По своей форме это очерки, рассказы и новеллы. Очерки («Хорь и Калиныч», «Однодворец Овсяников», «Малиновая вода», «Лебедянь», «Лес и степь»), как правило, не имеют разрабо­танного сюжета, содержат в себе портрет, параллельную ха­рактеристику…

      Подробнее…

    • «И милость к падшим призывал…». В.А. Жуковский и декабристы
      (462)

      Василий Андреевич Жуковский — широко известный русский поэт, достойный представитель русской классической литерату- 70 ры, основоположник романтического направления в русской ли­тературе. В свое время он был широко известен и почитаем не только как литератор, автор многих стихотворений, баллад и по­эм, по сути, преемник Н.И. Карамзина, но и как…

      Подробнее…

    • «Крестьянская тема» в лирике Н.А. Некрасова
      (784)

      Н.А. Некрасова с детства волновала судьба народа, про­стого крестьянина. Первое самостоятельное стихотворение, где Некрасов сразу же заявил о себе как о народном поэте, было напечатано в 1845 году и называлось «В дороге». Стихо­творение посвящено раздумьям поэта о народе, народной жизни. Некрасов сделал крестьянина главным героем лириче­ского…

      Подробнее…

    • «Москва моя родина» (Н.В. Гоголь). Москва в жизни писателя
      (501)

      Н.В. Гоголь родился на Украине, детские годы его прошли в Полтавской губернии. Он очень любил свой край, свой язык, ис­торию и культуру, народные украинские песни, сказания, сказки. Но жизнь сложилась так, что, став достаточно взрослым челове­ком, Гоголь стал жить в России, сначала в Петербурге, а в по­следние годы жизни — в Москве. Он очень…

      Подробнее…

    • «Охотничьи рассказы» Ю.М. Нагибина
      (597)

       

      В творчестве писателя Юрия Марковича Нагибина есть большой цикл рассказов.
      Связаны рассказы в основном с Мещер­ским краем, а толчком к их написанию явилось длительное и страстное увлечение писателя охотой. В этих рассказах отра­зились и детские впечатления писателя, знание им деревен­ской жизни.
      За десять лет Ю.М. Нагибиным было написано и издано…

      Подробнее…

    • «Певец во стане русских воинов». Поэт В.А. Жуковский на войне 1812 года
      (493)

      В сентябре 1812 года В.А. Жуковский вступил в ополчение, которое шло от Москвы к Можайску, где Кутузов наметил гене­ральную схватку с Наполеоном.
      В.А. Жуковский принимал непосредственное участие в са­мой кровопролитной и решающей битве — в сражении под Бо­родино 26 сентября 1812 года.
      Спустя 25 лет в одном из писем В.А. Жуковский расска­зал о том, что произошло…

      Подробнее…

 XIII
открытая региональная научно – практическая конференция

школьников
«Эврика»

Секция
литературоведения

Доклад

Учитель…
Какой он страницах отечественной литературы?

                                                   
                     Автор: Барило Анастасия

                                                                        
МБОУ СОШ № 10,  9 класс

                                             
                           г. Татарск, Новосибирская область

                                             
       Научный руководитель:

    
                                                    Мезина Оксана Сергеевна,

                                              
        учитель русского языка и

                                             
литературы  первой

                                
                                        квалификационной категории

  
Контактный телефон руководителя:

                                   
8-999-450-18-97

г.
Татарск, 2018

Оглавление

Введение……………………………………………………………
… .3-5

Глава
1

1.1.              
Образ Учителя в произведениях
отечественной литературы…………………………………………………………………….6

1.2.              
Рассказ «Уроки французского» В. Г.
Распутина………………. 6-7

        1.3.     Рассказ
«Фотография, на которой меня нет» В. П. Астафьева…7-8

1.4.         
Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла» Фазиля
Искандера… …9

1.5.         
Повесть «Первый учитель» Ч.
Айтматова……………………..  9-11

1.6.    
  Повесть  «Благие намерения» А.  Лиханова…………………  
11-12

Глава
2

2.1.
Социологический вопрос………………………………………. …13

Заключение………………………………………………………
. …  13-14

Список
используемой литературы………………………………… ……16

Приложение………………………………………………………
………17

Введение

Пройдут года,
столетий нити

Утонут в синей
бездне звёзд,

Но слово тёплое
«Учитель»

 Всегда
растрогает до слёз,

Всегда заставит
вспомнить что-то,

Родное, близкое
тебе.

В 20-м веке иль 
в 200- м –

Учитель вечен на
Земле!

Автор неизвестен

      
Во все времена профессия учителя являлась основополагающей для человека. Именно
учитель дает путевку в жизнь молодому поколению. На своём жизненном пути мы встречаем
очень много людей, но большинство из них проходит, не оставляя в нашей душе
никого следа, а есть те, кто накладывает свой отпечаток на нашу судьбу. Именно
таковыми и являются учителя.  Нет человека на земле, который не примерял бы на
себя профессию учителя.   И потому каждый определяет свое отношение к этому
занятию. Школьный учитель всегда  оставляет  глубокий след в душе ребенка.  Многие
писатели и поэты, став известными,  обращаются к образу  учителя.

В
нашей работе мы хотим отобразить основные аспекты, создающие «идеальный» образ
учителя. На наш взгляд, этот вопрос очень актуален в современном обществе,
поскольку именно сейчас, как никогда, молодежь нуждается в идеалах и образцах
для подражания. И кто как не учитель способен стать таким идеалом?

        Мне
выпало счастье  встретиться со многими замечательными педагогами. Большинство
из них – это люди удивительно цельные, отличающиеся огромной душевной
щедростью, искренней любовью к  детям и безграничной верностью  педагогическому
делу. Они не признают работы «от и до», а отдают ей все свои силы и время. 
Именно таким учителям русские писатели посвящали свои лучшие произведения. 

        Все
русские писатели в какое-то время своей жизни беспокоились о народном
образовании, многие открывали школы, работали учителями, учили своих и чужих
детей. Г. Р. Державин  открыл 6 народных училищ  в Тамбове,  завел школу в
своем доме, сам из Москвы выписывал карандаши и грифели, сам экзаменовал
учеников. И. А. Крылов  учил детей князя Голицына. В. А. Жуковский  был
придворным педагогом, учил будущего царя Александра 2, составлял учебники,
карты. Н.В.Гоголь преподавал историю и географию. И. С. Тургенев   учредил
школу в селе Спасском.  Н. А. Некрасов  открыл на свои средства бесплатное
«училище для обучения крестьянских детей грамоте». Для одних писателей
преподавание было радостью, отдыхом, для других  — житейской необходимостью;
для Льва Николаевича Толстого оно было главным делом в жизни. Он открыл  школу
в Ясной Поляне и составил свою «Азбуку». И сам лично преподавал для крестьянских
ребятишек, стремящихся к знаниям. Советские писатели тоже не обошли стороной
педагогическую стезю. Р. Г. Гамзатов преподавал в школе, где сам учился. А. И.
Солженицын работал в сельской школе Владимирской области, а затем в Рязани. В.
М. Шукшин  был учителем  русского языка и литературы и директором вечерней
школы в своём родном селе Сростки.

        В
исследовательской работе сделана попытка воссоздать образ Учителя в произведениях
русской литературы
XX века на примере
следующих произведений:  «Уроки французского» В. Г. Распутина, «Фотография, на
которой меня нет» В. П. Астафьева, «Тринадцатый подвиг Геракла»  Ф.Искандера,
«Первый учитель» Ч. Айтматова, «Благие намерения» А. Лиханова.

        Цель
исследовательской работы: выяснить ключевые аспекты в образе Учителя на
страницах отечественных произведений разных лет.

Для
достижения цели были поставлены следующие задачи:

1)   
собрать материал из разных литературных
источников по выбранной теме;

2)   
проанализировать ключевые моменты в
произведениях по раскрытию образа Учителя в них;

3)   
 смоделировать единый образ «идеального»
Учителя.

Гипотеза:
можно ли сказать, что образ «идеального» учителя является образцом для подражания
у современной молодёжи?

Объект исследования:
образ «идеального» Учителя.

Предмет исследования:
произведения отечественной литературы, в которых встречается образ Учителя.

Методы исследования:

1) анализ художественных произведений;

2) сравнение
образов учителей в разных произведениях отечественной литературы;

3) синтез в работе полученных выводов.

Глава
1

1.1.    
 Образ Учителя в произведениях
отечественной литературы

Образ
учителя был всегда животрепещущей темой у писателей во все времена.
Неоднократно они обращались к выбранной нами теме,  и всегда образ учителя в
произведениях был главенствующим. Учитель помогал своим ученикам, напутствовал
их,  являлся образцом для подражания у своих учеников, был тем связующим звеном
с реальной жизнью, в котором так непросто разобраться молодому поколению.

1.2.                  
Рассказ «Уроки французского» В. Г.  Распутина

         В
повестях и рассказах Валентина Распутина  главное внимание уделяется
исследованию человеческих характеров, психологии героев, их нравственным
поискам. Наибольшую известность получил рассказ «Уроки французского», в котором
рассматриваются важные проблемы школы.

         Общеизвестно,
что Валентин Распутин посвятил рассказ «Уроки французского» матери драматурга
Александра Вампилова — Анастасии Прокопьевне,  которая напоминала ему его
учительницу. Распутин рассказывал:  «Глядя в лицо этой  удивительной
женщины, не старевшей, доброй, мудрой,  не раз  вспоминал я и свою учительницу
и знал, что детям было хорошо и с той, и с другой».[1]

         Валентин 
 Григорьевич  Распутин тепло вспоминал школьные годы, учителей и, конечно же,
ту учительницу, что потом стала героиней теперь уже хрестоматийного рассказа
«Уроки французского». Это  та самая Лидия Михайловна  Молокова.  В
сюжете, показанном одной из местных телекомпаний, его авторы прямо заявили,
что, мол, не будь Лидии Михайловны, не стал бы Валентин Распутин знаменитым
писателем, а еще в детстве умер бы в своей Сибири голодной смертью».  Лидия
Михайловна  вспоминала: « Все было не так! И макароны я ему не передавала, и
в «чику» и «замеряшки » не играла. Он был лишь одним из
многих моих учеников. Так случилось, что Валя стал знаменитым писателем, но я
не хочу отблесков его славы».[2]

1.3.         
 Рассказ «Фотография, на которой меня нет»
В. П. Астафьева

     Виктор Петрович  Астафьев  в рассказе «Фотография, на
которой меня нет», описывает образ учителя середины  20 века, его
взаимоотношения с учениками, отношение педагога к своей профессии, всеобщее
уважение и благоговейный трепет перед личностью учителя.

 Писатель с раннего
детства и до конца своих лет сохранил огромное уважение к учителям, понимание
значения их благородного труда, понимание серьезной ответственности этого
труда, так как  они имеют дело с живыми человеческими душами.

      В своем
рассказе «Фотография, на которой меня нет», используя крайне лаконичные
художественные детали, писатель рассказывает о своем герое, учителе начальной
сельской школы, Евгении Николаевиче, и его жене, тоже учительнице. Он описывает
условия, в которых проживает семья учителя. А они очень скромные: Евгений
Николаевич с семьей занимает одну половину «дряхленького  домишки», как пишет
автор; часто нет дров, а в семье маленький ребенок, который болеет. Писатель не
дает полного портрета учителя, подчеркивает только отдельные штрихи его
внешности: «лицо малоприметное», но особенно запоминались глаза — «немного
печальные и оттого необыкновенно добрые», приветливая улыбка, «да уши торчали,
как у Саньки» — обыкновенный молодой человек — оказывается, и лет ему было
совсем немного — двадцать пять.

Особенно, хотя и
немногословно, писатель подчеркивает отношение учителя к сельчанам,
уважительный стиль общения учителя и его жены-учительницы с людьми, и
взрослыми, и маленькими детьми: «здороваются со всеми кряду, не разбирая ни
бедных, ни богатых»; «учитель прошел в середнюю, еще раз поздоровался и
справился обо мне», уходя, «поклонился дому, бабушке».

      И как вывод звучит
фраза писателя: «Уважение к нашему учителю и учительнице всеобщее,
молчаливое».[3]

   Почему же односельчане
с таким уважением и любовью относились к Евгению Николаевичу и его семье? В.П.
Астафьев подчеркивает искреннюю любовь учителя и учительницы к своим ученикам,
стремление помочь им в тяжелейшие годы того времени, когда не хватало
учебников, тетрадей, пишущих ручек; автор показывает жизнерадостность, оптимизм
учителей, несмотря на нелегкие условия жизни («Учителя были заводилами в
деревенском клубе…»), особенно подчеркивает их внимание к каждому ученику,
заботу о своих подопечных, настоящее уважение к личности каждого ребенка.

     Учитель же
договорился с городским фотографом сделать фотографии школьникам на память.

  В образе учителя
Евгения Николаевича выразились все те чувства, которые испытывал писатель к
учителю: «…фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово
«учитель»![4]
И каждый человек, мечтающим
стать учителем, пусть доживет до такой почести, как наши учителя, чтоб
раствориться в памяти народа, с которым и для которого они жили, чтоб сделаться
частицей его и навечно остаться в сердце даже таких нерадивых и непослушных
людей, как я и Санька».

1.4.  Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла» Ф.
Искандера

    Рассказ  «Тринадцатый подвиг
Геракла», на первый взгляд,  кажется юмористическим. Легкий, веселый, с
незатейливым сюжетом. Но это только на первый взгляд. На самом деле в этом
коротком произведении заключен глубокий смысл.
Обычная
история, которая могла произойти в любой школе и в любом классе. Начинается эта
история с появления в школе учителя математики, который разительно отличался от
прежних педагогов, преподававших математику. Само имя как нельзя более
подходило математику. Грек Харлампий Диогенович походил на Пифагора внешне и
производил впечатление особенного человека, при появлении которого в классе
ученики «замирают». С появлением нового учителя математики ученики узнали, что
такое «веселье, организованное сверху самим же учителем». И это «веселье» не
мешало ведению урока, наоборот, в классе устанавливалась «мертвая» тишина.
Вскоре и сам писатель,
 и его одноклассники  прониклись уважением
к этому спокойному человеку, невольно заставившему учеников серьезно относиться
к учебе. Ироничный Харлампий Диогенович со временем дал понять изворотливому
подрастающему поколению, что уход от ответственности наказуем. И приучать себя
к этому нужно с ранних лет, помня о том, что все возможные подвиги на благо
человечества Геракл уже совершил. Харлампий  Диогенович – Учитель с большой
буквы. Образец для подражания? Пожалуй. В одном человеке все гармонично
сложилось для настоящего учителя – внешний вид, ум, ирония по отношению к себе
и другим, умение поставить на место зарвавшегося школьника.

1.5.  Повесть
«Первый учитель» Чингиза Айтматова

    В повести “Первый учитель” Ч. Айтматов ставит
перед собой задачу большую: создать могучий реалистический образ
коммуниста-ленинца, показать плоды его подвига, идейную и нравственную связь
между ним и новым поколением. 

    Грустно
признавать, что порой мы просто привыкаем к людям, которые причастны к великим
событиям, к незабываемым годам прошлого нашей страны. Ч. Айтматов создал живую
легенду об одном из таких людей — о первом учителе из аула Куркуреу —  Дюйшене
Таштанбекове. Этот образ очень реален. Поймет ли современный образованный
человек титанический труд и беспримерное мужество этого человека, подвиг,
совершенный им, сможет ли он хотя бы приблизительно представить себе условия и
обстоятельства, в которых пришлось работать Дюйшену. Эта повесть небольшая по
объёму, а какой накал страстей, какие социальные и психологические проблемы и
сложный авторский замысел. Куркуреу — аул небольшой. После революции
большинство населения Киргизии жило именно в таких маленьких, глухих аулах. Для
них советская власть еще не означала освобождения от вековых традиций, тьмы и
отсталости. Возможно, дехкане Куркуреу совсем бы выгнали Дюйшена, не будь у
него официальной бумаги. Ибо, в сущности, кто для них такой Дюйшен? Сын
бедняка. Но бумага с печатью останавливает людей. “В ней вся сила”,— говорят
аульчане. Дюйшен страстно берется за дело. Чистит и ремонтирует под школу
заброшенную байскую конюшню, помогает детям, кого на руках, кого на спине
переносит в школу через обжигающий ноги ледяной ручей, мужественно защищает
свою лучшую ученицу Алтынай. Как трудно было им заложить фундамент знаний, на
котором вырастут будущие ученые, инженеры, летчики, учителя – строители
культуры, нашего будущего. 

    Подвиг
Дюйшена не только в том, что он пробуждает в аульских детях жажду к знаниям, он
влияет и на все взрослое население Куркуреу. Вначале он одинок, потом его
поддерживают односельчане, в первую очередь,  самый прямолинейный противник
просвещения Сатымкуль: “Что уж там говорить, мы тоже кое-что понимать стали”.
Это значит, Дюйшен научил отсталый аул думать и чувствовать по-новому, видеть
будущее. В повести создан образ несгибаемого коммуниста, становящегося примером
для молодежи. 

    Алтынай и
Толгонай, Танабай из “Прощай, Гульсары!” — это поколение, выросшее под прямым
влиянием Дюйшена. Оно призвано стать прочным мостом для перехода страны от
мрачного прошлого к энергичному будущему. Герои мечтают о будущем, и тут вдруг
трагедия войны. На страницах повести трагическое дыхание коснулось не только тех,
кто сражался на фронтах, но и кто был далеко в тылу, в киргизских степях и
городах. 

    Шла война, а
дети войны, минуя отрочество, сразу становились взрослыми мужчинами, так как
они наследники Дюйшена. 

    Художественное
и воспитательное значение творчества Чингиза Айтматова непреходяще, так как в
нем органически связаны думы о Родине, разных поколениях, о непрерывающейся
связи времен.

1.6. Повесть
«Благие намерения» Альберта Лиханова

Одним
из ключевых и более полных образов провинциальной учительницы является образ
Надежды, еще совсем молодой девушки, в повести «Благие намерения». Нравственный
образ педагога – современника привлекает,  прежде всего,  силой своего
характера. Это педагог по призванию.

  
Самоотверженность, самоотдача,
любовь к детям, своему делу – основные черты Нади. Она до конца честна в своих
поступках. А ведь ей очень нелегко было работать в маленьком городке на севере
России, куда она прибыла к началу учебного года «по распределению». Она должна
была воспитывать ребятишек – первоклашек из детского дома. А это значит, быть
для них всем: и учителем, и воспитателем, и другом, и мамой, доброй и
заботливой.

Представим интернатскую лестницу перед началом
занятий, стайку растерянных «малышей, прижавшихся к перилам. На каждой
ступеньке – маленький человек с удивленными, печальными, непонимающими глазами».
И новую их воспитательницу, почти ещё девочку, Надю, Надежду Георгиевну, тоже
растерянную (готовилась преподавать литературу в старших классах, а попала к
«первакам» в няни), не имеющую, понятно, ни материнского, ни учительского
опыта, но потрясенную бедой этих детишек, может, и не вполне осознаваемой ими
самими.

  
Современный  педагог достоин
уважения и подражания. Надежда отдала своим воспитанникам частицу себя, своего
тепла, своего сердца, пройдя через всё, что приготовила ей судьба. И можно с
уверенностью сказать, что те дети, её первые воспитанники, вырастут настоящими
людьми, добрыми и отзывчивыми, благодаря своей умной и доброй наставнице.
Надежда Георгиевна сумела справиться со своей работой, правильно оценить и
понять своё назначение, а без этого не может быть учителя.

  Глава 2 

2.1.  Социологический  опрос

  Исследование проводилось с помощью
анкетирования, среди обучающихся  8 -11- х классов. Всего опрошено было  70 человек.

Анкета:

1)               
Назовите произведения, в которых  главным
героем является учитель.

2)               
Кто является для вас  образцом для
подражания?

3)               
Каким должен быть современный учитель?

По первому вопросу обучающие называют
только два произведения, в которых главным героем является учитель. Это «Уроки
французского» В. Г. Распутина и «Фотография, на которой меня нет» В. П.
Астафьева (и  то только потому, наверно, что данные произведения изучаются в
рамках школьной программы).

 На второй вопрос: «Кто является для вас
образцом для подражания?»  45 человек отвечают, что родители,  7 человек –
звёзды спорта, 5 обучающихся дали ответ, что учитель, 7 человек образцом для
подражания считают друзей, 6 человек  дали ответ, что никто для них не является
образцом для подражания.

Самыми распространёнными качествами,
которыми должен обладать современный учитель,  ребята называют следующие:
умение доходчиво объяснять материал, быть внимательным по отношению к своим к
ученикам, добрым и справедливым.

Проанализировав результаты
социологического вопроса, можно сделать вывод, что обучающиеся старших классов
не считают образ учителя образцом для подражания (Приложение 1)

Заключение

     
Почти все русские писатели, так или иначе, рассказывали в своих произведениях
об учителях, о взаимоотношениях между учеником и воспитателем, о становлении
молодого поколения. И если задаться целью проанализировать многие из подобных
произведений, то можно воссоздать единый образ «идеального» учителя. Мы
проанализировали в своей работе пять  произведений. В каждом из них учитель, 
на первый взгляд,  не похож на другого: ни по возрасту, ни внешне, разного
пола, но о каждом из них можно сказать, что это Учитель с большой буквы. Каждый
из них является тем путеводным маяком, который освещает путь своим ученикам.

Так
что же их объединяет? Модель «идеального» учителя. Каждый из них — учитель по
призванию,  трепетно любящий своё дело и столь же трепетно относящийся  к
каждому из своих учеников, стойко выносящий все жизненные неурядицы, чтобы быть
ближе к свои подопечным и заниматься делом своей жизни. Душевная доброта,
глубокие знания, ум, умение разрешать сложные жизненные ситуации своих
учеников. Всеми этими качествами, несомненно, обладает каждый из героев
выбранных нами произведений.

Проанализировав
выбранные нами произведения, воссоздав модель «идеального» учителя и проведя
социологический опрос, мы пришли к неутешительному выводу, что лишь для  8,5 %  обучающихся 
образ учителя является образцом для подражания. Возможно, это связано с тем,
что современная молодёжь не отдаёт должной дани литературе, ведь
социологический опрос показал то, что из великого множества художественных
произведений, посвящённых учителю,  они знают только два произведения: «Уроки
французского» В. Г. Распутина и «Фотография, на которой меня нет» В. П.
Астафьева. Возможно, тем ценнее наша исследовательская работа, которая нацелена
на возрождение значимости образа учителя как объекта для подражания у
современной молодёжи.

Практическая
значимость данной работы состоит в том,
что
данный материал   можно использовать при  проведении классных часов,
бесед по  профориентации, для написания статей в газеты, создания презентаций.
Также данное 
исследование может представлять ценность
для учителей образовательных учреждений,  студентов  и  школьников,
интересующихся преподавательской деятельностью.  

Список используемой
литературы

1.                   
Литература (8 класс). Учебник для
общеобразовательных учреждений.      В двух частях. Автор – составитель Г. С.
Меркин. Москва «Русское слово», 2014 г; стр. 252 -301

2.              
Айтматов Ч. Т. «Первый учитель» — М.
Эксмо, 2012 г; стр. 4-11

3.              
Искандер Ф.  «Тринадцатый
подвиг Геракла» — М. Эксмо 2014; стр.3-5

4.              
Лиханов А. А. «Благие намерения. Повести»
– М., 1981

Интернет-
ресурсы

1.    
        http://www.coolreferat.com/Образ_учителя_в
современной литературе.

2.                
http://modernlib.ru/books/lihanov_albert/blagie_namereniya/read/

3.                
http://e-libra.ru/read/164407-pervyj-uchitel.html

4.                
http://modernlib.ru/

5.                
https://bookz.ru/

6.    
    https://www.allsoch.ru/sochineniya/27915

7.    
     http://megapredmet.ru/1-81936.html

Приложение
1

«Школьный учитель в изображении В.П. Астафьева»

Сочинение


«Фотография, на которой меня нет» — глава из повести Виктора Астафьева «Последний поклон». Эта глава рисует жизнь и события далеких тридцатых годов.
В этом произведении Виктор Астафьев вспоминает фрагмент собственной жизни, в котором описывает быт простого бедного люда в далеком сибирском селе, которое взбудоражено неслыханно важным событием – приездом фотографа.
Благодаря учителю, быть увековеченным посчастливилось учащимся овсянской школы. К несчастью, Витьке из-за болезни ног не удалось «засняться». Больше недели мальчик вынужден был находиться дома под опекой ворчливой бабушки.
Однажды осенним скучным днем мальчика навестил школьный учитель – принес готовую фотографию.
В этой главе мы видим, каким уважением и любовью пользовался этот приветливый человек в селе. И было за что! Учитель самоотверженно вносил культуру и образование в глухую деревню; был заводилой в деревенском клубе, на собственные деньги заказал мебель для школы, организовал сбор «утильсырья», в результате чего в школе появились карандаши, тетради, краски. Дети впервые попробовали сладких петушков на палочках, сельчане получили необходимые вещи. Учитель никогда не отказывал в просьбе составить документы. Он был очень вежлив и доброжелателен «со всеми кряду».
Люди благодарили за это как могли: помогали дровами, простой деревенской едой, присматривали за ребенком.
А еще мальчик вспоминает настоящий, героический для учителя поступок: поединок с гадюкой. Таким и остался этот человек в памяти ребенка – готовым броситься вперед и оборонить своих учеников.
И неважно, что дети не знали, как зовут учителей. Для них слово «Учитель» — уже само имя собственное. Важно, что учитель – человек, стремящийся облегчить и улучшить людскую жизнь, помочь им в беде.
И хотя на старой фотографии нет автора, она дорога ему воспоминаниями о далеком детстве, о родных людях, жизнь которых и составляет историю нашего народа.
Читая произведение Виктора Астафьева, я познакомился с интересными деталями быта и человеческих отношений деревенской жизни тридцатых годов. Мне показалось забавной речь простых людей, богатая народными словами и выражениями. Это делает рассказ самобытным и образным. А мораль проста – жизнь преклоняется перед «Человеком с большой буквы!»

Другие сочинения по этому произведению


Анализ главы «Фотография, на которой меня нет» из книги В. Астафьева «Последний поклон»
Новелла В. Астафьева «Царь-рыба» (отзыв)
Чем меня привлёк рассказ В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»
Русская деревня в 30-е гг. XX в. (по рассказу В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»)
Сочинение по рассказу Астафьева «Фотография на которой меня нет»
Духовная красота героев В.П.Астафьева (на примере одного произведения).(«Фотография, на которой меня нет»)
В чем истинная красота человека по рассказу В. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»

  • Образы круга в рассказе набокова круг
  • Образы и сюжеты сказок вошли в пословицы
  • Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью сочинение
  • Образование это то что остается после того как забывается все выученное в школе сочинение
  • Образование это движение от тьмы к свету сочинение на английском