ЧТО СИМВОЛИЗИРУЮТ ЖИВОТНЫЕ В РУССКИХ СКАЗКАХ?
ЧТО СИМВОЛИЗИРУЮТ ЖИВОТНЫЕ В РУССКИХ СКАЗКАХ?
Животные выступали в сказках чаще как «волшебные помощники».
Сказки о животных считаются самым древним видом народных сказок. Они рассказывали о природе, примитивном быте и охоте. С развитием земледелия сказки о животных стали вбирать в себя детали крестьянской жизни.
Сказки о животных считаются самым древним видом народных сказок. Они рассказывали о природе, примитивном быте и охоте. С развитием земледелия сказки о животных стали вбирать в себя детали крестьянской жизни.
“
В мировом фольклоре известно около 140 сюжетов животного эпоса, в русском — 119. Значительная их часть оригинальна. Так, у других народов не встречаются сказки «Лиса-повитуха», «Кот, петух и лиса», «Волк в гостях у собаки», «Терем мухи». Самобытность и свежесть восточнославянского животного эпоса отмечалась не раз. Однако в составе репертуара всех сказок он занимает только около 10% сюжетов и относительно мало распространен (лишь немногие сказки записаны более 10 раз).
В эпоху первых земледельческих государств появились волшебные сказки. В них центральное место отводилось человеку, а животные выступали уже лишь как «волшебные помощники» главного героя. Советский фольклорист Владимир Пропп отнес волшебные сказки к эпохе отмирания устаревших охотничьих обрядов. Прежние тайные знания перестали быть ценностью, и их стали рассказывать под видом сказок.
Каждое племя охотников вело свою родословную от определенного животного или растения — тотема, который считался родным для каждого члена общины. Эта вера в зверей-покровителей легла в основу сказок о летающих конях, волках-помощниках и рыбах, исполняющих желания.
“
Неплохо сохранила смысл древнего мифического поверья и сказка об Иване-царевиче и сером волке… В сказке действует волк-оборотень. По временам он принимает вид человека и даже коня. Серый волк верно служит герою. Откуда такое расположение? Волк объясняет Ивану-царевичу: «Так как я твоего коня растерзал, то буду служить тебе верой и правдой».
Если усматривать в поверьях о волках-оборотнях остатки тотемизма, то понятно, почему сказочный волк, причинив вред человеку, считает себя обязанным возместить урон верной службой. Родственная связь считалась священной, и нарушение ее каралось. Волк съел коня. Он сам служит герою конем. Он берет на себя обязанности помогать человеку добровольно, без принуждения: и для него родственные связи священны. Логика первобытного мышления здесь несомненна.
Владимир Аникин, «Русская народная сказка»
Позднее «родство» людей и животных из сказок исчезло. Так, в «Емеле-дураке» («По щучьему веленью») главный герой уже заключает с волшебной щукой договор: отпускает ее на свободу, а она исполняет его желания. Сюжеты, где герой выручает животных из беды, за что они впоследствии благодарят его, считаются наиболее поздними, так как, по выражению Владимира Проппа, «сказка вообще не знает сострадания».
Во многих сюжетах фигурирует чудище, которое пожирает людей. Победить его под силу лишь избранному герою. В сказке «Иван Попялов» сохранился такой характерный для славянского фольклора эпизод: «Побивши змеевых дочек, Иван Попялов поехал с братьями домой — уж летит за ними змеиха, раскрыла рот от земли до неба и хотела Ивана проглотить. Иван и братья кинули ей три пуда соли. Она проглотила ту соль, подумав, что это Иван Попялов, а после, как распробовала ту соль и увидела, что это не Иван, так бросилась снова в погоню».
Сравнив этот мотив и описания жизни диких племен, Владимир Пропп пришел к выводу, что сказки о чудовищах сохранили некоторые подробности древнейшего обряда инициации, который проводили в первобытных обществах над юношами-охотниками. Центральной частью обряда было поглощение испытуемого неким животным, чаще всего змеем.
“
Одна из форм (этого обряда — Прим. ред.) состоит в том, что посвящаемый пролезал через сооружение, имевшее форму чудовищного животного. Там, где уже сооружались постройки, это чудовищное животное представлено особого рода хижиной или домом… Там, где еще нет никаких построек, делается сооружение иного типа. Так, в Австралии змею изображало извилистое углубление в земле, высохшее русло реки, или делали навес, а впереди ставили расколотый кусок дерева, изображающий пасть. <…> …Пребывание в желудке зверя давало вернувшемуся магические способности, в частности власть над зверем. Вернувшийся становился великим охотником. <…> Чтобы приобщиться к тотемному животному, стать им и тем самым вступить в тотемный род, нужно быть съеденным этим животным.
Владимир Пропп, «Исторические корни волшебной сказки»
По мнению Проппа, со временем появился обычай разжигать костер внутри таких чудищ. А освобождение охотника из утробы монстра символизировало победу над зверем.
Затем воздействовать на зверя стали не изнутри, а снаружи, с помощью оружия. Так возник один из самых распространенных в мировой культуре мотивов — змееборство.
О встрече героя со змеем рассказывают не только сказки, но и былины («Добрыня и Змей»), легенды (уральские легенды о Царе-Полозе) и даже жития святых. Святой Георгий Победоносец, поражающий змея, изображен на гербе Москвы. Победил змея и блаженный князь Петр Муромский. Сюжет о Петре и Февронии сложился в Средние века под влиянием европейских легенд о Тристане и Изольде, где также упоминался летающий змей. Даже в более древних текстах Священного Писания можно найти архаичный мотив проглатывания святого. Так, ветхозаветного пророка Иону проглотил кит, в чреве которого пророк провел три дня и три ночи.
Наряду со змеями в волшебных сказках всего мира фигурируют орлы и кони. Разные народы следовали особому обряду кормления орла. Птицу брали в дом, ухаживали за ней, а затем убивали. Таким образом орла отсылали к духам, чтобы он замолвил словечко за добрых людей, которые так хорошо о нем заботились. «Не стреляй меня, царь-государь! Возьми лучше к себе да прокорми три года; в некое время я пригожусь тебе!» — говорит орел герою сказки «Василиса Премудрая и Морской царь». После того как царь откармливает орла, птица относит его «за тридевять земель» — то есть в потусторонний мир.
Похожую функцию выполняет и конь: в русских сказках он часто имеет крылья и может перемещаться между мирами. В сказке «Сивка-бурка» Иван-дурак получает волшебного коня от умершего отца, переночевав на родительской могиле: «Старик свистнул-гайкнул богатырским посвистом: «Сивко-бурко, вещий воронко!» Сивко бежит, только земля дрожит, из очей искры сыплются, из ноздрей дым столбом». Исследователи считают, что «сивый» конь на самом деле был белым, с синим отливом. Белых лошадей приносили в жертву древние греки. Особое отношение к коням этой масти было и у сибирских шаманов.
Второй по частоте упоминания цвет волшебного коня — рыжий или красный, подчеркивающий связь с огненной стихией. В сказке «Иван Сученко и Белый Полянин» из трех коней именно рыжий доставил героя из потустороннего мира домой: «Припалил рыжую шерсть — бежит рыжий конь, из-под копыт шматья летят, изо рта пар пышет, из ушей дым валит. «Скоро ль ты меня на тот свет вынесешь?« — «Плюнуть не успеешь!« Сел на того коня и очутился на своей земле». Исследователи проводят параллель между таким сказочным конем, у которого идет «дым из ноздрей», и ведическим богом огня Агни, который мог принимать облик коня.
Более поздние фольклорные сказки полностью сосредоточились на человеке. Животные в них стали появляться лишь эпизодически.
Виктор Васнецов. Сивка-бурка. 1926
Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого, Пенза
Виктор Васнецов. Иван-царевич на Сером волке. 1889
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Виктор Васнецов. Бой Ивана-царевича со змеем. 1912
Дом-музей В.М. Васнецова, Москва
Иван Билибин. Иллюстрация к русской народной сказке «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и Сером волке». 1899
Частное собрание
Иван Билибин. Иллюстрация к сказке Александра Пушкина «Сказка о золотом петушке». 1906
Частное собрание
Иван Билибин. Иллюстрация к сказке Александра Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». 1908
Частное собрание
Иван Билибин. Иллюстрация к русской народной сказке «Царевна-лягушка». 1930
Частное собрание
IV районные юношеские «Филологические чтения»
МОУ Михайловская СОШ
Кренделев Антон
МОУ Михайловская СОШ, 5 класс, 11 лет
Конкурсная работа
Жанр «Исследование»
«Образы животных в русских народных сказках»
Педагог-наставник:
Яблокова Светлана Владимировна
1 квалификационная категория
учитель русского языка и литературы
п. Михайловский, Ярославский муниципальный район, 2010г.
Оглавление
1.Введение 2 стр.
2. Глава «Образы животных в русских народных сказках»
1.1 Лиса семерых волков проведет 5стр.
1.2. Волк меняет шерсть, но не характер 7 стр.
1.3. Медведь, хоть и старый, — двух лисиц стоит 9 стр.
1.4. Мягкие лапки, а в лапках — цап-царапки 11 стр.
3.Заключение 12 стр.
4. Список литературы 14 стр.
Введение
Что такое сказка? Это красивый мир волшебства и превращений, в котором мы живем в детстве, где заканчивается реальность и начинается этот мир, удивительный и непостижимый. Это мир, в котором добро побеждает зло, наверно, поэтому этот жанр так любим детьми.
А если говорит научным языком, сказка- вид повествовательного, в основном прозаического фольклора. Ее истории уходит в далекое прошлое. Слово «сказка» записано в письменных источниках XVI века. От слова «казать». Значение: перечень, список, точное описание. Современное значение слово приобретает с XIX века. До XIX века использовалось слово XI века — кощуна.
Существует несколько видов русских народных сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных. Цель моей работы — выявить особенности образов животных в народных сказках . Чтобы выполнить цель, следует решить ряд задач :
- выявить место и особенности изображения животных в сказках в сказках;
- посмотреть, являются они главным или второстепенным лицом;
- рассмотреть особенности характера;
Для написания своей работы я использовал несколько источников народных сказок.
Данный вид сказок существенно отличаются от других видов сказочного жанра. Сказка о животных – это произведения, в которых в качестве главных героев выступают животные, птицы, рыбы, а также предметы, растения и явления природы. Вопрос о первоначальных истоках фантастики в сказках о животных много десятилетий волнует ученых. Поверья русского народа и вообще поверья восточнославянских народов позволяют со всей уверенностью предполагать, какие животные были героями мифических рассказов и преданий древнего баснословия. Особенность этих сказаний состояла в том, что звери были наделены разнообразными человеческими качествами, но в зверях видели именно зверей. Не все рассказы и предания этого рода исчезли из памяти народа. Их следы сохранились в сказках, которые по традиции восприняли из древнего баснословия некоторые его существенные черты. Такова сказка о медведе на липовой ноге. Это сказочное повествование неизвестно в Западной Европе. Его происхождение чисто восточнославянское. Система персонажей русской народной сказки о животных представлена, как правило, образами диких и домашних животных. Образы диких животных явно преобладают над образами домашних: это лиса, волк, медведь, заяц, а из птиц – журавль, цапля, дрозд, дятел, воробей, ворон и др. Домашние встречаются значительно реже, причем появляются не как самостоятельные или ведущие персонажи, но лишь в соединении с лесными: это собака, кот, козел, баран, лошадь, свинья, бык, а из домашних птиц – гусь, утка и петух. Сказок только о домашних животных в русском фольклоре нет.
В сказках о животных неправдоподобно спорят, разговаривают, ссорятся, любят, дружат, враждуют звери: хитрая «лиса – при беседе краса», глупый и жадный «волк-волчише- из-под куста хватыш», трусоватый заюнок- кривоног, по горке скок».
Лиса семерых волков проведет
Излюбленным героем русских сказочных историй о животных, как, впрочем, и всех восточно-славянских сказок, сделалась лиса.
Образ лисы стабилен. Она рисуется как лживая, хитрая обманщица: обманывает мужика, прикинувшись мертвой («Лиса крадет рыбу из саней»); обманывает волка («Лиса и волк»); обманывает петуха («Кот, петух и лиса»); выгоняет зайца из лубяной избы («Лиса и заяц»); меняет гусочку на овечку, овечку на бычка, крадет мед («Медведь и лиса»). Во всех сказках она льстивая, мстительная, хитрая, расчетливая. Лиса Патрикеевна, лисица-красавица, лисица—масляна губица, лиса-кумушка, Лисафья. Вот она лежит на дороге с остекленевшими глазами. Околела, решил мужик, пнул ее, не ворохнется. Обрадовался мужик, взял лису, положил в воз с рыбой, закрыл рогожей: «Будет старухе воротник на шубу» — и тронул лошадь с места, сам пошел впереди. Лисица повыбросила с воза всю рыбу и ушла. Смекнул мужик, что лиса была не мертвая, да уже поздно. Делать-то нечего.
Лисица всюду в сказках верна самой себе. Ее хитрость передана в пословице: «Когда ищешь лису впереди, то она позади». Она изворотлива и лжет напропалую до той поры, когда лгать уже нельзя, но и в этом случае она нередко пускается на самую невероятную выдумку. Лисица думает только о своей выгоде. Если сделка не сулит ей приобретений, она не поступится ничем своим. Лиса мстительна и злопамятна.
В сказка часто изображается торжество лисы. Она упивается местью, чувствует полное превосходство над доверчивыми героями. Сколько в ней находчивости и сколько мстительного чувства! И то и другое так часто встречаются у людей с практическим, изворотливым умом, обуреваемым мелкими страстями.. Беспредельно лживая, она пользуется доверчивостью, играет на слабых струнах друзей и недругов.
Много проделок и проказ на памяти у лисы. Она гонит зайца из лубяной избы («Лиса и заяц»), меняет скалку на гусочку, гусочку — на овечку, овечку — на бычка, грозит дрозду съесть птенцов, заставляет его поить, кормить, даже смешить себя («Лиса и дрозд»). Лиса выходит замуж за кота-воеводу с расчетом прибрать к рукам власть во всей лесной округе («Кот и лиса»), учится летать («Как лиса училась летать»), велит волку идти к присяге, чтобы увериться в правильности его слов: действительно ли на овце волчий кафтан. Волк сдуру сунулся в капкан и попался («Овца, лиса и волк»). Лиса крадет припасенный мед («Медведь и лиса»).
Лиса — притворщица, воровка, обманщица, злая, неверная, льстивая, злопамятная, ловкая, мстительная, хитрая, корыстная, расчетливая, жестокая. В сказках она всюду верна этим чертам своего характера.
Волк меняет шерсть, но не характер
Другим героем, с которым часто сталкивается лиса, является волк. Он глуп, что и выражается в отношении народа к нему, пожирает козлят («Волк и коза»), собирается разорвать овцу («Овца, лиса и волк»), откармливает голодную собаку, чтобы ее съесть, остается без хвоста («Лиса и волк»). Чаще других зверей лиса обманывает волка и жестоко смеется над ним. Кого разумеет народ в этом образе? В сказках волк беспредельно глуп. Феноменальная глупость порочит волка. В таком изображении выразились не столько реальные особенности того человеческого типа, которые собой олицетворяет волк, сколько отношение к нему.
Задумаемся над тем, почему волк принимает удары от разгневанных баб, пришедших на реку по воду, почему, едва пережив одну беду, волк попадает в другую. Сказка кончается гибелью волка. Волк помирает жестокой смертью, чтобы в новой сказке ожить и вновь принять злую смерть. Какое неистребимое зло изгоняется, казнится народом?
Ненасытная жажда крови, черты насильника, который признает одно право — право сильного, право зубов, — без этой черты волк не волк. Социальный прототип этого сказочного персонажа становится ясным. Народ знал немало лиходеев и преступников, от которых ему приходилось тяжко.
Сказки о волке не скрывают, кого они имеют в виду… Ирония вымысла состоит в обыгрывании народного обычая.
Сказка о том, как волк зарезал свинью («Свинья и волк»), рисует в образе волка жестокого и неумолимого господина, который взыскивал с крестьян за потраву. Жил старик и при нем старуха. Только и скота у них, что свинья. Черт ее понес, да в чужую полосу — в овес. Прибежал туда волк, «схватил он свинку за щетинку, уволок ее за тынинки и изорвал».
В таких сказках есть то острое социальное иносказание, которое делало сказку интересной и взрослым. Фантастические повествования говорят о социально-классовых отношениях. Игнорировать этот смысл нельзя, если мы не хотим видеть в сказках только забаву.
Фантастический вымысел и в этих сказках связан с их идейным замыслом. Боярин, господин жесток, как волк, от него нельзя ждать пощады, с ним можно поступать только так, как советует пословица: «Верь волку в тороках», т. е. убитому. В сказке передано как бы существо волчьего закона, по которому слабый становится жертвой сильного. Князю, боярину не надо было хитрить. Его право — право жестокого и сильного господина. Таков и сказочный волк. Сказочники мстили угнетателям, изобличали их нравственную грубость, отсутствие ума: система социального угнетения, прибегающая к силе кулака, розги и оружия, не требовала от ее учредителей и защитников умственного напряжения.
Медведь, хоть и старый, — двух лисиц стоит
Еще одним героем сказок о животных является медведь. Он олицетворяет грубую силу, обладает властью над другими животными. В сказках его нередко называют «всем пригнетыш». Медведь также глуп. Уговариваясь с крестьянином собрать урожай, он каждый раз остается ни с чем («Мужик и медведь»).
Человеческий тип, воплощенный в медведе, отчасти схож с тем, который воспроизведен в образе волка. Недаром волк часто замещает в сказке медведя. Таковы многочисленные варианты сказок: «Мужик, медведь и лиса», «Медведь, собака и кошка» и др. Вместе с тем сходство образов лишь частичное. В сознании любого человека, знакомого со сказками, медведь — зверь высшего ранга. Он самый сильный лесной зверь. Когда в сказках один зверь сменяет другого, медведь находится в положении самого сильного. Такова сказка о теремке, о зверях в яме и другие сказки. Надо думать, что это положение медведя в звериной иерархии по-своему объясняется связью с теми традиционными досказочными мифологическими преданиями, в которых медведь занимал самое важное место хозяина лесных угодий. Возможно, с течением времени в медведе стали видеть воплощение государя, владыки округа. В сказках постоянно подчеркивалась огромная сила медведя. Он давит все, что попадает ему под ноги.
Глупость медведя — рознь волчьей глупости. Волк недогадлив, а не глуп. Глупость медведя — глупость человека, располагающего властью. Свою силу медведь употребляет не по разуму. Есть предположение о том, что медведь представляет собой человека, облеченного властью.
Медведь — хозяин леса, обладает большой силой и богатой шубой, очевидно потому ему отвели роль помещика. Эти сказки описывают жизнь неволи русского народа, период крепостного права. Тогда крестьяне платили оброк (половину поля пшеницы, которую почему-то называли десятиной) и отрабатывали барщину (работали в доме медведя, иногда она длилась по 6 дней). Медведь решал, когда отпустить Машу и сколько содрать с мужика. Через такую призму становиться понятным не только трудная жизнь, когда-то вольного русского народа, но и почему медведя постоянно пытались обхитрить, да еще и затравить собаками. Стоит заметить, что в русских сказках помещик всегда глупее мужика, тем же умом наделен и образ помещика – медведь. За этими образами стоит мысль: «может ты барин и силен, но я умен и при своем останусь!»
Есть сказки, где медведь одаривает Машу подарками, а ее ленивую сестру наказывает. Тут образ медведя несет в себе образ природы, доброй и злой доли. Если человек трудиться честно, то природа его награждает своими дарами, а кто ленив у того вода не течет.
Мягкие лапки, а в лапках — цап-царапки
Из домашних животных и птиц положительным героем в сказках выступают кот . В русской народной сказке кот (именно кот, а не кошка) часто встречается в образе спасителя от различных напастей. К примеру, возьмем цикл сказок «Кот, петух и лиса», которые у А.Н. Афанасьева идут под номерами. Сказки эти очень похожи, да по суть почти одинаковы. В них лишь сменяются некоторые герои. Он выступает бравым защитником петуха. Причем у кота прекрасный слух, он умен и заботлив. То есть в этих сказках кот выступает как положительный герой. Подводя итог разговору о коте, можно отметить общие черты. Во-первых, везде звери боятся кота. Во-вторых, у кота всегда есть имя, причем с отчеством. Кот бескорыстен в дружбе. Воинственный петух готов прийти на помощь всякому обиженному. Однако положительность этих персонажей весьма условна. Сказка о том, как петух выгнал лису из заячьей избы («Лиса, заяц и петух»), в основе своей веселая юмореска. Ирония состоит в том, что петух — лисья пожива — сумел напугать любительницу белого куриного мяса. Иронична сказка «Кот на воеводстве» — она делает любителя избяного тепла, запечного жителя героем по стечению обстоятельств: волк, спрятавшись в куче листьев, зашевелился; кот думал, что там мышь, прыгнул, волк прянул в сторону, и начался общий переполох — бегство зверей. Только в сказке «Кот, петух и лиса» кот действительно герой. Вероятно, эта сказка с самого начала была создана для детей.
Следует сделать вывод, что во всех просмотренных русских сказках кот показан ловким, хитрым. В ряде сказок он — вояка, приходит на помощь друзьям. Он любит погреться на печке и полакомится сметанкой или свежей мышкой. Может устроит «побоище», а может смириться со смертью. Особенности сказок непременно зависят от особенностей людей того или иного района. Ведь, несмотря на то, что народ один — русский, люди все равно разные.
Заключение
В ходе работы над данной темой мы провели анкетирование среди учащихся 3- 6 классов. Были предложены следующие вопросы:
- Сколько сказок о животных вы прочитали?
- Какие звери встречались в сказках чаще?
- Какие черты присуще?
- Чему учат сказки о животных?
Опрос дал следующие результаты:
1 вопрос: 1 сказка-6%
2 сказки -18%
Несколько- 76%
2 вопрос: волк — 7%
медведь-18%
лиса – 75%
3 вопрос: Лисе – хитрость
Медведю – глупость
Волку — злость
- вопрос: Доброте
Любви
Не обижать маленьких .
Подводя итог всему вышесказанному, необходимо отметить: сказки о животных носят не только развлекательно-забавный характер, но и поучительный.
Человек приписал животным способность рассуждать и говорить, но и неверные представления людей были пронизаны стремлением понять жизнь животных, овладеть средствами их приручения, защиты от нападения, способами промысла.
Наиболее часто героями сказок о животных являются лиса и волк. Объясняется это тем, что, во-первых, с ними человеку чаще всего приходилось сталкиваться в хозяйственной деятельности; во-вторых, эти звери по величине и силе занимают в животном царстве середину; наконец, в-третьих, благодаря предыдущим двум причинам, с ними человек имел возможность очень близко познакомиться.
Волк, как и медведь, в народных поверьях предстает животным, в честь которого устраивали праздники. Его не называли настоящим именем, боясь, что тем самым накличут и его самого. Существо враждебное и опасное, волк вызывал почтение и страх.
По опыту люди знали, что волк — существо хищное, хитрое, умное, изворотливое, злое. Между тем в сказках волк глуп, его легко обмануть. Нет, кажется, такой беды, в какую бы ни попал этот незадачливый, вечно голодный, вечно избиваемый зверь.
Выраженное в поверьях почтительное отношение к лисе тоже противоречит откровенной насмешке, с которой в сказках рассказывается о ее частых промахах и неудачах. Поверья русского народа и вообще поверья восточнославянских народов позволяют со всей уверенностью предполагать, какие животные были героями мифических рассказов и преданий древнего баснословия.
Использованная литература
- Аникин В.П. Русская народная сказка М., «Просвещение», 1977
- Афанасьев. А.Н. Народные русские сказки / Под ред. Грузинского. — Изд. 3-е. — 1897.
- Ведерникова Н.М. Русская народная сказка М., «Наука»
4)Фокеев А.Л. «Неиссякаемый источник. Устное народное творчество» изд. «Лицей»
Омский Научный центр Сибирского отделения Российской академии наук
Региональная общественная организация «Омский совет ректоров»
Омское региональное отделение Всероссийской общественной организации
«Русское географическое общество»
Детская областная общественная организация
«Научное общество учащихся «Поиск»»
МБОУ «Шербакульская средняя общеобразовательная школа №1»
XLIX
Межрегиональная научно-практическая конференция
школьников и учащейся молодёжи
Тема: «Характеры животных-героев русских народных сказок»
Учебно-исследовательская работа
Научное направление: филология 1-4 класс
Выполнила:
ученица 1 класса
МБО «Шербакульская СОШ №1»
Хасенова Салтанат Армановна
Научный руководитель:
МБОУ «Шербакульская СОШ №1»
Геккель Ирина Викторовна
Шербакуль — 2017
Оглавление
Введение………………………………………………………………… |
3 |
Какие сказки относятся к сказкам о животных ………………………. |
4 |
Дикие и домашние животные — герои русских народных сказок …… |
4 |
Сравнительная характеристика животных в сказках и в природе ….. |
5 |
Заключение…………………………………………………………….. |
9 |
Список использованных источников ………………………………. |
10 |
Введение
Сказки любят все: и взрослые, и, особенно, дети. Секрет в том, что в сказках всегда побеждает добро, торжествует справедливость. Все сказки принято делить на народные и литературные (имеющие автора). Героями сказок бывают люди, предметы, животные, выдуманные сказочные существа. Предметом данного исследования являются русские народные сказки о животных. Это сказки, которые были придуманы людьми ещё до появления письменности, и в которых главными действующими лицами являются звери, птицы, насекомые. Животные в этих сказках ведут себя как люди: говорят, совершают поступки, чувствуют, ссорятся и мирятся.
Слушая и читая сказки, я заметила, что в разных сказках одни и те же герои-животные имеют примерно одинаковые характеры. Так почти во всех сказках лиса – хитрая, волк – злой, заяц – трусливый и беспомощный, петух – любопытный и отважный. Мне стало интересно, а почему животных в сказках наделили именно этими качествами. Возможно, что в природе они обладают повадками, которые позволили людям считать их именно такими.
Цель данного исследования: изучить характеры животных-героев русских народных сказок, сравнить их с прототипами-животными в природе.
Задачи исследования: 1) Выбрать русские народные сказки о животных, выявить характеры их героев.
2) Изучить материал о жизни и повадках животных-прототипов в энциклопедических источниках.
3) Сравнить характеры сказочных и настоящих животных.
Предмет исследования: русские народные сказки о животных.
Объект исследования: животные – герои русских народных сказок.
Гипотеза: Животные-герои русских народных сказок наделены чертами характера, которые есть у настоящих животных-прототипов в природе.
Какие сказки относятся к сказкам о животных
Слово сказка известна с XVII века. До этого времени употребляли термин «байка» или «басень», от слова «баять» — «рассказывать». Среди простого народа были талантливые сказочники, которые придумывали и рассказывали сказки. До появления письменности эти сказки пересказывали друг другу. Позже сказки записали, но кто их придумал уже было неизвестно. Поэтому сказки считаются народными.
Героями русских народных сказок часто являются животные. Иногда они просто помощники людей, как, например, в сказке «Царевна-лягушка» заяц, медведь, щука помогают Ивану-царевичу. В других сказках животные сами – главные герои. И тогда они ведут себя как люди: говорят, дружат или враждуют, рассуждают, хитрят и т.д. К таким сказкам относятся: «Заячья избушка», «Теремок», «Лисичка со скалочкой», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Мужик и медведь», «Как лиса волку шубу шила» и многие другие.
В данном исследовании рассматривались только сказки второй указанной группы: в которых животные – сами главные герои. При этом мы не отделяли только ли животные действуют в сказке, или же вместе с людьми. Как, например, в сказках «Мужик и медведь», «Лисичка со скалочкой» звери главные персонажи наравне с людьми.
Дикие и домашние животные — герои русских народных сказок
Героями народных сказок чаще являются дикие звери: лиса, волк, медведь и заяц. В сказке «Теремок» нам встретились и «муха-горюха», и «мышка-норушка» и «лягушка-квакушка». Домашние животные в народных сказках реже являются главными героями: кот («Кот и лиса», «Кот — серый лоб, козел да баран»), петух («Заюшкина избушка», «Петушок – золотой гребешок»), бык, баран («Зимовье зверей») и другие. При этом действуют они всегда вместе с дикими животными: попадают в лес, например, как Кот Котофеич в сказке «Кот и лиса», или бык, баран, свинья и петух в сказке «Зимовье зверей». Петух в сказке «Заюшкина избушка» защищает зайца от лисицы, а в сказке «Петушок – золотой гребешок» от лисы петуха спасает кот.
Таким образом, героями русских народных сказок о животных гораздо чаще являются дикие звери и птицы. Домашние животные также выступают в роли главных героев сказок, но действуют они всегда совместно или против диких. Наиболее популярными персонажами изученных нами сказок являются: лиса, волк, медведь, заяц, кот и петух.
Сравнительная характеристика животных в сказках и в природе
Чаще других животных в сказках встречается лиса: «лисичка-сестричка», «кумушка», «Патрикеевна», «лиса-краса» — так её обычно называют. Она почти всегда хитрая, льстивая, коварная. Чтобы добиться своего она умеет притворяться беспомощной. В сказке «Заюшкина избушка», например, она плакала и просилась в зайчику погреться, а потом его и выгнала. Чтобы вдоволь наесться рыбки, лиса притворилась мёртвой, чтобы старик её подобрал и положил на воз в сказке «Лисичка-сестричка и серый волк». В этой же сказке, чтобы избежать наказания от обманутого ею же волка, она притворилась «побитой». Лиса способна перехитрить всех: и тех, кто слабее — зайца, петушка («Петушок – золотой гребешок»), и тех кто сильнее – волка, медведя («Кот и лиса», «Как лиса волку шубу шила»), и людей («Лисичка со скалочкой»). Такова ли настоящая лисица?
Изучив энциклопедические и интернет-источники, мы выяснили, что лисица в жизни довольно хитрое животное. «Она умная и находчивая. Охотится и днем, и ночью, но там, где ее не преследуют. При виде людей не показывает какого-либо беспокойства. Уходя от погони, лиса умеет ловко запутывать следы. Если она бежит спокойно, то на снегу или на песке остается прямая цепочка следов. Испуганная, она может бежать очень быстро, буквально летит, распластавшись над землей, далеко вытянув хвост» [В. Мороз, С. 36]. Кроме этого, люди издавна заметили, как «по-хитрому» умеет охотиться лиса на лесных птиц. Она медленно походит к месту сбора птиц, при этом делает вид, что они её не интересуют. Иногда приляжет, подремлет, а когда птицы перестанут обращать на неё внимание, одним резким прыжком поймает себе добычу.
Как видим, неспроста люди наделили хитростью, смекалкой и изворотливостью лису в сказках. В природе эти качества можно наблюдать и у настоящих лисиц.
Другие популярные животные в сказках – волк и медведь. Они, как правило, злые, жадные («Кот — серый лоб, козел да баран», «Волк и семеро козлят», «Мужик и медведь»), но при этом глупые. Их всегда перехитрит лиса («Лисичка-сестричка и серый волк», «Как лиса волку шубу шила», «Кот и лиса») и даже домашние животные («Кот — серый лоб, козел да баран» «Зимовье зверей»). Не смотря на то, что оба эти персонажа в основном – герои отрицательные, волк всё-таки чаще бывает наказан за свою свирепость. Медведь зачастую не столько злой, сколько неуклюжий, неповоротливый, например, как в сказке «Теремок».
А какими особенностями поведения обладают эти животные в природе, мы узнали, прочитав информацию в энциклопедии.
Волк – довольно крупный хищник из семейства млекопитающих, которого раньше можно было встретить почти на всей территории России. Само название «волк» происходит из древнеславянского языка и буквально значит «волочь» или «тащить» [портал]. Питаются волки в основном крупными копытными животными, как дикими, так и домашними. Издавна за то, что волки таскают домашний скот, люди их не любили. Видимо, именно поэтому в сказках волки показаны злыми и жадными, но всегда получают по заслугам. В отличие от сказочного волка – волк настоящий – довольно умный и хитрый зверь, очень выносливый.
Медведь бурый – это огромный лесной зверь, который, встав на дыбы, достигает трех метров (почти как два взрослых человека). Но при этом, основным рационом питания лесного великана в основном являются ягоды, плоды, орехи, зеленые растения, насекомые, их личинки, рыба и падаль. Если повезет, то мишка не упустит случая напасть на лося или кабана. Потому и человеку встречаться с ним очень опасно. Поэтому-то в сказках медведь, наравне с волком – злой и готовый всех съесть персонаж. Однако, в отличие от волка сказочного, настоящий хищник достаточно ловкий: быстро бегает — со скоростью свыше 55 км/ч, превосходно плавает и в молодости хорошо лазает по деревьям (к старости он делает это неохотнее). Походка у медведя переваливающаяся, потому что он при ходьбе наступает одновременно либо на правые лапы либо на левые. Но эта неуклюжесть обманчива, при опасности зверь очень легко пускается в галоп и с легкостью может догнать человека.
Таким образом, сказочные герои: волк и медведь – имеют сходство с настоящими животными. Волк в природе вынужден охотиться и нападать на других животных, в том числе и домашних, чтобы выжить. Медведь – животное всеядное и большое, поэтому ему нужно много пищи, он часто голоден. Но в отличие от сказочных героев, которые часто неуклюжи и оказываются обманутыми, настоящие животные умны, хитры и достаточно ловкие.
Одним из часто встречающихся положительных героев сказок является – заяц. В сказках его называют обычно ласково – «зайчишка», «зайчик-попрыгайчик» или «косой». Заяц обычно беззащитный, его все обижают («Заюшкина избушка»), трусливый («У страха глаза велики»), но может проявить и свою сообразительность («Заяц-хваста»).
В природе заяц — животное осторожное и пугливое. Ведь у него много врагов, которые так и норовят им полакомиться. Поэтому зайцу приходится быть особенно внимательным, и чтобы вовремя заметить опасность, он должен одновременно смотреть во все стороны. Для этого его глаза расположены таким образом, что каждый глаз видит свою картинку, т.к. они расположены по разным сторонам черепа. За такую возможность смотреть сразу вперёд и назад зайца и прозвали «косым». Спасают зайца ноги, убегая от опасности он способен разогнаться до 80 км/ч. Чтобы укрыться от преследования зайцы проявляют хитрость – запутывают свои следы: петляют, перескакивают, и тем самым сбивают погоню со следа.
Таким образом, зайцы в природе очень осторожные, быстрые, ловкие прыгуны. Они чутко слышат и зорко следят вокруг себя, поэтому человеку может показаться, что заяц всего боится.
Домашним животным, который часто бывает героем народных сказок, является кот. Его образ неоднозначен. В одних сказках он верный и отважный друг («Петушок – золотой гребешок»), в других хитрый и самоуверенный зверь («Кот — серый лоб, козел да баран», «Кот и лиса»). В жизни настоящие коты, как отмечают исследователи, отличаются своим непредсказуемым характером. С виду довольно спокойные, ласковые, они могут проявлять своенравие. Известно, что кошки достаточно сложно подвергаются дрессировке. Фраза «кошка, которая гуляет сама по себе» очень ярко характеризует нрав прототипов сказочных котов.
Таким образом, характер настоящих котов в жизни неоднозначен: помогая людям, они оберегают дом от грызунов, но могут и утащить что-нибудь съестное без разрешения, уйти из дома не на один день. Таким же кот показан в прочитанных мной сказках.
Петух в сказках, как и кот, представляется в разных образах. В сказке «Заюшкина избушка» он единственный смог прогнать лису из домика зайчика, чего не сумели сделать более сильные звери. А в сказке «Петушок – золотой гребешок» он доверчивый и любознательный, его с лёгкостью обманывает лиса. И коту каждый раз приходится выручать беспомощного петушка. В энциклопедической литературе отмечается, что петухи в жизни задиристые, отважные, когда нужно отстоять своё превосходство. Петухи громко кричат. Окраска у них чаще яркая, разноцветная. В последнее время учёные доказали, что петухи и куры довольно умные птицы. Хотя люди в жизни привыкли думать по-другому. Видимо поэтому в сказках петухи чаще несообразительные и самолюбивые красавцы.
Как видим, характер петуха в сказке во многом похож на характер домашней птицы в жизни. И в сказке, и в жизни петух отважный и боевой, его выручает громкий голос, а подводит иногда любопытство.
Заключение
В ходе исследования мной были прочитаны русские народные сказки, героями которых являются животные. Анализ сказок показал, что главными героями в них чаще бывают дикие животные: лиса, волк, медведь и заяц. Из домашних животных – кот и петух. Домашние животные в сказках всегда взаимодействуют с дикими.
Изучив познавательный материал о соответствующих животных в энциклопедиях, мы сравнили характеры и повадки настоящих животных в природе, в жизни с характерами сказочных героев. В результате мы сделали вывод: характеры животных-героев русских сказок похожи на характеры настоящих животных, но в некоторых моментах отличаются. Например, лиса, волк и медведь – хищные животные, которые, так или иначе, опасны для человека. При этом лисица и медведь в сказках представляются менее злобными, чем волк. «Серый разбойник», каким показан в сказках волк, часто показан кровожадным, но глупым, хотя в жизни это очень сообразительный зверь. Медведь большой и только внешне неуклюжий, а в жизни довольно ловкий и быстрый. Заяц, которого за особенности устройства зрения прозвали «косым», в жизни скорее очень осторожный, чем трусливый, как в сказке. Но в любом случае он беспомощен и имеет очень много врагов, желающих его съесть. Домашним животным – героям сказок люди также определили характеры, опираясь на наблюдения за их повадками в жизни.
Таким образом, в сказках характеры животных в большей степени зависят от отношения к ним человека, чем от достоверных знаний о жизни и повадках их настоящих прототипов. Тем не менее, гипотеза, выдвинутая в начале исследования, подтвердилась.
Использованные источники
-
Мороз, В.В. Энциклопедия животных [Текст] / В.В. Мороз – Ростов на Д.: «Феникс», 2012. – 178 с.
-
Портал о дикой природе России «Лесные.рф» [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://лесные.рф/
-
Русские сказки о животных [Текст] / Сборник сказок – М.: «Букмастер», 2013. – 128 с.
-
Сказки о животных / Сост. Е. Позина // Серия «Внеклассное чтение» — М.: Изд-во «Стрекоза», 2016, — 64 с.
-
Тарасик, Д.И. Домашние животные / Д.И. Тарасик – М.: «Эксмо», 2013. – 8 с.
-
Энциклопедия животных [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://animalreader.ru/zaytsyi-v-prirode.html#
Животные являются символами наших влечений и инстинктов. Если человек превращается в животное, то это означает спускание наделенной разумом — человеческой — сущностной силы в инстинктивно-чувственное. Если же животное становится человеком, то происходит обратный процесс: из чисто инстинктивного, наполненного влечениями переживания образуется сознательное, душевно-духовное переживание.
Говорящие животные в сказках указывают на то, что и в инстинктах присутствуют большая содержательность и выразительность.
а) Полевые и лесные животные.
Волк. Обладая необузданной жадностью и «сатанинской» хитростью, волк умеет обеспечить себя добычей. Так, он становится образом того, кто проглатывает живое, несет душе смерть; он олицетворяет собой ту власть заблуждения к лжи, которая хотела бы отринуть примат духовного и вовлекает внутреннюю жизнь во мрак материализма, (в мифе «Волк Фенрир»). В положительном смысле: здоровый материализм как противовес бегству от мира.
Еж. Он может свернуться в шар и снова раскрыться. «Сворачиваться в шар» в духовном смысле означает: постичь космос, понять его во внутреннем объединении. «Снова раскрыться» означает: в следующее мгновение снова пребывать в обычном состоянии сознания. В средние века он служил символом посвященных.
Заяц. Это травоядное животное не причиняет страдания никакому другому существу, самое преследуемое изо всех животных. Если собаки травят зайца и он не может больше убегать, то другой заяц отвлекает собак на себя и спасает преследуемого. Так заяц стал образом инстинктивного, самоотверженного Я, которое никому не причиняет страданий, само, однако, часто подвергается преследованиям со стороны себялюбцев, рискует своей жизнью за своих братьев.
Змея: Чаще всего змея предстает как дьявольская сила, каковой она являет себя в истории сотворения мира. Здесь она есть образ природы вожделения. В образе белой змеи проявляется та жизненная сила, которая осталась невинной. Змея — это то животное, которое обладает способностью снова и снова менять кожу и таким образом обновляться. Так, начиная с древнейших времен, она становится в мифах и сказках почти всех народов образом обновляющихся сил.
Косуля: С косулей мы связываем нечто робкое, мимолетное, блуждающее. Так, косуля и в сказке является образом бесцельного, инстинктивного блуждания, не имеющего плана исканий, которые, наличествуя в избытке, делают чело¬века непостоянным, изменчивым и поверхностным.
Лев: Его мощно развитая головная и грудная части, в которых сконцентрирована вся выразительная сила, его смелость и сила, которые в любое мгновение могут привести к прыжку, делают его символом сердечного мужества и сердечной отваги, но также и безрассудной смелости и заносчивости.
Лис: Изворотливый, хитрый лис представляет ту хитрость, которая сначала живет в человеке как самостоятельный инстинкт где-то на заднем плане; он разрешен и необходим в виде чистого природного инстинкта. Гёте посвятил ему целый эпос. Но лис нуждается в приручении, иначе он думает только о собственной выгоде и при любой возможности беспрепятственно добивается своего.
Медведь: Его неуклюжее, тяжелое тело, с одной стороны, с другой — определенная ловкость, которая в прямохождении и исполнении танцев достигает удивительного сходства с человеком, его тупая сонливость вкупе с внезапной бодростью делают его образом неповоротливости, неуклюжести, равно как и смутных, глухих страстен, которые непрестанно тянут нас вниз и желают подчинить нас земному, так что энергия и активность духа теряют силу, и сила выпрямления истинной человечности не может стать действенной. Это животное-символ, наиболее часто встречающееся в русских сказках.
В положительном же смысле та же самая сила может способствовать развитию отличного земного трудолюбия, порядочности и верности всякому связанному с оседлостью делу. Излюбленное животное, изображаемое и на гербах.
Муравей: Он живет, будучи совершенно обращен к земле, сооружает свои крепости из земли и остатков растений, обрабатывая, таким образом, преимущественно «мертвую» материю. Уже у древних трудолюбие муравья вошло в поговорку. Это также и то качество, которое позволяет ему стать в сказках символом усердия, направленного на земное.
Мышь: В «Фаусте» Гёте не случайно называет Мефистофеля властителем над крысами и мышами. То, как мышь грызет что-то и роется в земле, как она, подобно привидению, мелькает там и сям, ее появление и исчезновение несут в себе что-то жуткое. Это делает ее образом односторонней прикрепленности к земному, часто образом родства с дьявольскими силами. Эта прикрепленность к земному может, будучи положительным качеством, превратить мышку в помощника.
Олень: Его ветвистые рога по своему происхождению являются не костью и не рогом, а поднятым вверх разветвлением кровеносной системы. То, что он может поднять свою кровь над собой, и именно над головой, в которой господствуют процессы разрушения, делает его образом стремящегося вверх. Во многих сказаниях говорится об этом совершенно реально переживаемом символе. Основание не¬которых монастырей восходит к этому моменту (ср. белый и золотой олень, олень Губерта).
Пчела: Она превращает тончайшие субстанции растений в солнечную пищу меда. Она не ведет никакой собственной жизни, а растворяется в общей сущности пчелиного народа. Жизнь и деятельность находятся под господством Солнца. Половое начало сконцентрировано на матке. Пчелы являются символом социальности, не ищущей для себя выгоды.
Тигр и пантера: набрасываются на свою жертву, раздирают и разрывают ее на клочки. В отрицательном смысле они суть образ внутренней разорванности, полного отсутствия концентрации. В положительном смысле: образ обретения самостоятельности путем энергичного вырывания себя из сдерживающих пут.
6) Домашние животные
Бык. Он является образом живущей в нижнем человеке мощной волн влечения которая действует в сфере обмена веществ и в половой сфере. Бои быков ранних культур указывают на овладеваете этими влечениями и на преодоление их.
Коза: Все смакующая, заглядывающая в каждый угол, повсюду лакомящаяся. Коза становится образом любопытства и наивной любознательности. В мифе: «Гайдрун, коза Вотана». Чьей может быть коза, о том идет речь в сказке.
Корова: У коровы, как у семь раз переваривающего пищу жвачного животного, особенно сильно выразилась функция обмена веществ. Во внутренне-человеческом она является образом питающей жизненной силы в сфере обмена веществ. Материнская основа связанных с быком волевых влечений.
Кошка: Она одновременно домашнее животное и хищник. Вечером ее жизнь инстинктов становится особенно активной; увлеченная игрой и ласковая, совершенно неожиданно пробудившись из глубокой сонливости, готовая к прыжку, она становится символом любовного влечения, которое, проснувшись в невинной занятости игрой, может неожиданно охватить человека. Египетская богиня любовных чар, Бастет, изображалась с головой кошки.
Лошадь: На протяжении тысячелетий лошадь содержится как благородное животное для верховой езды. Им легко управлять, и оно обладает высоким интеллектом. Символ инстинктивного разума, который правящий человеческий дух ведет к разнообразным целям. Тот, кто взнуздывает свою лошадь, овладевает силами мысли.
Осел: Это вьючное животное, не используемое для верховой езды, исключительно раздвоенное по своей сущности, умное и мудрое в своей инстинктивной уверенности, но также и непредсказуемое и упрямое; терпеливое в таскании груза, строптивое по отношению к погонщику. Он есть образ нашей телесной природы, которая потеряла ясновидящее празнание, как это описано в египетском мифе, зато приобрела интеллектуальный разум, вследствие чего двояко проявляет себя в своей сущности и в волении.Образные выражения: «я осел», «держи уши торчком», «упрямый, как осел».
Свинья: Уже в древней символике животных было упомянуто отношение свиньи к богине земли и к вещественной земле. Ее страсть разрывать землю и валяться в земле дела¬ют ее образом односторонней склонности к земному.
Собака: Самое выдающееся ее качество — это ее чувство обоняния, нюх. Так она стала символом нашего чутья, мы говорим: «У меня было чутье на это». Она является подпороговым инстинктом; разнообразно, как разнообразны многочисленные породы собак, проявляет себя соответствующий им инстинкт. Хорошая собака — это внутренний искатель тропы, злая собака — это вынюхиватель, который выведывает низменное и подлое. Цинизм означает мышление на собачий лад. Греки воспринимали этот инстинкт на пороге между посторонним в человеке.
в) Животные, живущие в воде
Жаба: В наших сказках она символ проявления пола, точнее сказать, сексуальности.
Стремящиеся куда-то прочь жабы на средневековых соборах указывают на очистительное отталкивание.
Лягушка: Она чувствует себя в своей стихии и в воде, и на суше; она исключительно чувствительно реагирует на погодные и атмосферные явления, поэтому ее охотно считали предсказательницей погоды. В своем развитии от жабродышащей до дышащей легкими она проходит различные стадии. С учетом этого превращения она становится символом подпороговой метаморфозы человеческого сознания.
«Жить в воде и на суше» означает: иметь свое обиталище в душевно-волнующемся мире так же, как и в материальном, предметном чувственном мире. Лягушка есть образ способности в любое время чувствовать духовное содержание настроений и постигать их как духовную атмосферу, то есть она может быть предсказательницей погоды в духовном смысле.
Рыба: Она не имеет собственного тепла и составляет единое целое с окружающим ее водным миром. Она не развила еще тепла крови, а с ним и эгоизма, она есть образ безгрешной (необособленной) невинной природы.
Рыба служит также образом для духовных переживаний, для мыслей, которые не думаются, то есть не прядутся, а образно «всплывают» из глубин душевного.
ПТИЦЫ
а) Птицы, живущие в воздухе
Их стихия — царство воздуха. На греческом языке воздух называется «pneuma», что означает также «дух». Это двойное значение слова указывает на образ: подобно тому, как поднимается в воздух птица, поднимается и мысль в царство духа. Мы говорим о высоком духовном полете, о силе полета мысли.
Мы ведь говорим: «У кого-то есть птица» , если его мысли слишком высоко залетают.
Ворон: Серьезно и с достоинством шествует блестяще-черная птица и выглядит при этом, как задумчивый ученый. Хугин и Мунин — разум и память — так звали воронов Вотана, они были его посланцами: образ инстинктивно духовных сил, которые соединяли дух народа с народом. В связи с растущим обособлением этого народа и его отделением от божественного сверхчувственного мира Вотан вынужден был опасаться, что вороны больше не вернутся к нему, так как отношение между чувственным и духовным мирами затемнилось. Это затемнение может произойти и во внутреннем мире человека; ворон стал образом мудрости, которая погрузилась во тьму.
Ворона: Ворона указывает на тайные, скрытные мысли, на обеднение в духовном. В определенном контексте и сорока служит отрицательным образом, прежде всего в русских сказках. Однако с учетом ее черно-белой окраски сорока становится образом соединения двух миров, сверхчувственного белого и темного чувственного. Сорока представляет собой полную значения птицу души. Вольфрам фон Эшейбах помещает ее в начало своего «Парсифаля».
Голубь: Для орнитологов он является своего рода представителем всего птичьего мира; он объединяет в себе куриных, или бегающих, птиц, птиц летающих и, благодаря его исключительной способности к голосовым вариациям, пев¬чих птиц. Его оперение пронизано символическими числовыми отношениями: 10 маховых перьев плеча, 10 маховых перьев кисти, 12 хвостовых перьев. Его необычный высокий полег, особая красота снижающегося полета — обратите внимание на фигуры, которые выполняет голубиная стая, — делают голубя символом высокой, спускающейся духовности.
Жаворонок. Так как эта птица поднимается ввысь и при этом неустанно поет свою песню, в сказках она воплощает стремящуюся ввысь искренность, кротость и благочестие.
Орел и сокол суть образы высочайшего духовного полета. По этой причине их любили брать лейтмотивом на гербах, головные украшения из перьев индейских племен.
Павлин. Павлин с его многочисленными «глазами» на поднятом вверх оперении является символом возвышенного образного видения, имагинации. (Ср. павлина на древних мозаиках, обозначение «павлиний трон».) То, что павлин обозначает будто бы тщеславие, является надуманной алле¬горией.
Петух: Это образ нашего низшего Я.
Сокол. См. «Орел».
Соловей. Ночью, которая есть время сновидений, поет он свою томно-прекрасную песню. Так, его образ указывает на бессознательно сновидческое переживание, которое может быть прекрасным, но при притупленном восприятии — и полным опасности.
Сорока: См. «Ворона».
Ястреб: Он является образом низвергающейся вниз мысли в противоположность стремящимся ввысь мыслям в образе орла и сокола.
6) Птицы, живущие в воде
Водные птицы могут плавать, нырять или подниматься в воздух, причем часто они покрывают длиннейшие расстояния. В то время как стихия воздуха указывает на духовное, вода является образом колеблющегося, волнующегося, не¬постоянного душевного мира.
Гусь: Гусей нелегко пасти, они постоянно разбегаются.
Наши чувства тоже тяжело «пасти». Неожиданно отвлеченные на внешний мир, они нуждаются во внутреннем собирании. Лейтмотив рыцарей и трубадуров гласил: «Паси (оберегай) свои чувства»; немецкая сказка говорит: «Паси гусей».
Лебедь: Инстинктивная, чистая, очень сильно скрытая сущностная сила, которая передвигается прежде всего в душевном, но может совершать и высокий полет, то есть может подниматься к духовному.
Утка: На воде она полна грации, на суше же отличается неуклюжестью. Таким образом, она становится символом способности с уверенностью и грацией передвигаться в колеблющемся мире ощущений и чувств, то есть уметь владеть миром души. Часто встречающийся символ на Востоке и Дальнем Востоке.
Из книги ФРИДЕЛЬ ЛЕНЦ «ОБРАЗНЫЙ ЯЗЫК НАРОДНЫХ СКАЗОК»
Перевод с немецкого Т.М. Большаковой и Л. В. Куниной
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Слово «сказка» появляется в письменных источниках приблизительно в 16 веке. Наши далекие предки именовали сказку «кощуной». В 11 веке, после крещения Руси, кощуна потеряла свой мифологический, сакральный смысл. Она получила новое название — баснь, которое продержалось до 19 века, сменившись в свою очередь известным нам названием сказки.
По содержанию, художественным образам и особенностям композиции народные сказки делятся на три большие группы — сказки о животных, волшебные и бытовые сказки.
Русские сказки наполнены образами самых различных домашних животных, зверей, птиц и рыб. В бытовых сказках они действуют и говорят, как обычные люди, им присущи положительные и отрицательные черты. Каждый образ несет определенную смысловую нагрузку: лисы — хитрые, волки — глупые, петухи — хвастливые, собаки — несчастные и добрые, коты — отважные и т. п.
Совсем другие функции выполняют они в волшебных сказках. Все они наделяются чудесными свойствами, с помощью которых становятся могучими помощниками, покровителями героя сказки, а иногда и врагами.
Свои знания о земных животных древний славянин переносил в воображении на небесные атмосферные явления. Так, свист ветра, гром молнии, тучи, застилающие солнце, снег и дождь он объяснял криком, бегом и борьбой различных небесных зверей, птиц, огненных змей.
В одних сказках животные занимает положение, равноценное человека. В других, они играют второстепенную роль, помогая герою. Большое число видов различных животных, наделенных множеством волшебных свойств, живут в сказках, влияя на судьбу героя.
Функции, которые выполняют эти животные, могут быть такими: 1.Помощники героя сказки; 2. Оборотни-друзья; 3. Вещуны; 4. Редкие звери с чудесными свойствами; 5. Враги героя; 7. Помощники врагов героя; 8. Оборотни-враги и другие.
Наиболее подробно рассмотрены исследователями только два персонажа: змей и конь.
Змей в подавляющем большинстве — основной враг. В. Я. Пропп связывает его образ с мифическим образом главного духа обряда инициации, духом-страшилищем (поглотителем), которого боятся все непосвященные.
При встрече со змеем героя поджидает опасность сна, засыпания. Змей никогда не пытается убить героя оружием, лапами, или зубами — он пытается вбить героя в землю (т.е. в грех) и этим его уничтожить. Змея можно уничтожить только отсечением всех его голов, то есть победой над своими чувствами.
В русских народных сказках змей является охранителем границы в Царство Небесное. Сама граница описывается как огненная река, называемая Смородинка («мор» — смерть, «один» — один; то есть смерть одна). Через неё ведёт мост, называемый «калиновый». Перейти через мост сможет тот, кто убьёт змея, то есть победит всю свою животную стихию.
В отличие от змея конь — помощник — друг и советчик героя, обладающий разными волшебными свойствами.
Чудесного коня в русских сказках называют например: «Сивка-бурка». Эпитет «бурый» родствен словам «буря», «буран» и означает «бурлить», «шуметь», «бушевать». В целом ряде славянских народных сказаний буйные ветры, ходячие облака, грозовые тучи, быстро мелькающая молния называются небесными конями.
Будучи олицетворением порывистых ветров, бури и летучих облаков, сказочные кони наделялись крыльями, что роднило их с мифическими птицами, а дополнительными эпитетами «огненный», «огнедышащий» награждались кони с ясным солнцем или месяцем во лбу, с частыми звездами по бокам. «Золотогривый», «золотохвостый» или просто «золотой конь» служит поэтическим образом солнца.
В некоторых сказках сам герой превращается в животное и говорит на «зверином» языке. Герой в этих сказках может стать любым животным. Если сам герой не умеет превращаться в животное, он, когда ему это требуется, надевает на себя шкуру собаки, барана, козла, быка.
Волшебными свойствами обладает и звериное молоко: волчье, львиное, медвежье и лошадиное. Оно дает герою силу, красоту, молодость, т. е„ также обладает качествами живой воды.
Повелителем животных и птиц в русских сказках выступает чаще всего Баба Яга. Одной из граней ее деятельности является власть над животными. Причем в это случае она, как хозяйка леса и животных, помогает герою. Так же в роли общелесного повелителя в сказках часто выступает дед, старик или хозяин леса — леший.
Еще одним интересным образом в сказках являются образы водоплавающих птиц — уток, гусей и лебедей. Зачастую именно утица, лебедь или гусь маркируют собой сферу сакрального в обрядовых песнях календарного цикла. Например, с иным миром гуси-лебеди связаны в известной русской народной сказке «Гуси-Лебеди».
Кроме этого, образ лебедей наши предки часто связывался с солнцем. Например, идея его движения представлялась в дневное время в виде упряжки коней, везущих светило по небу, а в ночное возницами в подземном океане выступали лебеди. Они сопровождали Бога Солнца — Даждьбога. Поэтому славяне приписывали особую силу оберегам-талисманам в виде уточки с головой коня.
Особенно же широко распространены образы гусей и белых лебедей в русских народных свадебных песнях, где постоянно сравнение невесты с «лебедью белой».
Лыбедь в восточнославянской мифологии генеалогический герой, сестра трёх братьев — родоначальников племени полян: Кия, Щека и Хорива.
В русской сказке — богатырша Белая лебедь, владелица живой воды и молодильных яблок, за которыми посланы братья. Её имя могло быть преобразовано из первоначального Лыбедь под влиянием мифологического мотива превращения богатырши в птицу.
В сказаниях русского народа о девах лебединых говорилось об их особой красоте и вещей силе. Олицетворяли они дождевые весенние облака, считались дочерями Окиян-моря, обитали в водоёмах и колодцах. А полюбив кого-то, могли любую сверхъестественную задачу выполнить.
Таким образом, животные окружали древнего человека и почти никогда не были враждебны или неприятны ему. Получая от них в жизни самую реальную помощь и пользу, он в своем воображении одарял их добротой, благородством, умом и могуществом. Вера в их готовность всегда прийти на помощь помогала человеку в трудной борьбе с самыми различными препятствиями, встававшими на его пути.
Список используемой литературы:
- Белякова Г. С. Славянская мифология. — М.: Просвещение, 1995.- 239 с.
- Пропп В.Я. Исторические корни Волшебной Сказки. — М.: Лабиринт, 2002. — 332 с.
- Академия наук СССР. Древняя Русь и славяне. — М.: Наука.,1978. — 445с.
Система образов в сказках о животных
Система персонажей
русской народной сказки о животных
представлена, как правило, образами
диких и домашних животных. Образы диких
животных явно преобладают над образами
домашних: лиса, волк, медведь, заяц, а из
птиц – журавль, цапля, дрозд, дятел,
воробей, ворон и др. Домашние встречаются
значительно реже, причем появляются не
как самостоятельные или ведущие
персонажи, а лишь в соединении с лесными:
собака, кот, козел, баран, лошадь, свинья,
бык, из домашних птиц – гусь, утка и
петух. Сказок только о домашних животных
в русском фольклоре нет. [42]
Как уже упоминалось
чуть ранее, в сказках о животных действуют
рыбы, звери, птицы; они разговаривают
друг с другом, объявляют друг другу
войну, мирятся. В основе таких сказок
лежит тотемизм (вера в тотемного зверя,
покровителя рода. [38), вылившийся в культ
животного. Разная особенность характеров
особенно четко выражена в образах диких
животных: лиса рисуется прежде всего
как льстивая, хитрая обманщица, обаятельная
разбойница; волк – как жадный и
недогадливый «серый дурак», вечно
попадающий впросак; медведь – как глупый
властитель, «лесной гнет», употребляющий
свою силу не по разуму; заяц, лягушка,
мышь, лесные птицы – как слабые,
безобидные существа, всегда служащие
на посылках. Неоднозначность оценок
сохраняется и при описании домашних
животных: собака изображается как умное
животное, преданное человеку; в коте
отмечено парадоксальное сочетание
смелости с леностью; петух криклив,
самоуверен и любопытен, и т.д.
Сказки о животных
выделяются в особую группу по характеру
действующих лиц. Подразделяются они по
типам животных. Сюда примыкают и сказки
о растениях, неживой природе (мороз,
солнце, ветер), о предметах (пузырь,
соломинка, лапоть).
В сказках о животных
человек:
1) играет второстепенную роль
(старик из «Лиса крадёт рыбу из воза»);
2)
занимает положение, равноценное животному
(мужик из сказки «Старая хлеб-соль
забывается»). [38]
Сюжетно-композиционные
особенности сказок о животных
Для понимания
смысла русских народных «животных»
сказок необходима работа над их сюжетной
организацией и композицией. Сюжет
сказок характеризуется ясностью,
четкостью и простотой: «строятся на
элементарных действиях, лежащих в основе
повествования, представляющих собой
более или менее ожидаемый или неожидаемый
конец, известным образом подготовленный
…».
Композиция русских
сказок о животных отличается простотой
и лаконизмом. Нередко они являются
одноэпизодными («Лиса и журавль»,
«Журавль и цапля» и др.). В этом случае
для них характерна гиперболизация
основных свойств и черт персонажа,
определяющая необычность, фантастичность
их поступков.
Однако гораздо
чаще встречаются сказки с сюжетами,
основанными на последовательном
сцеплении однотемных сюжетных
звеньев-мотивов. События в них связываются
аналогичными по характеру действиями
сквозных персонажей: в сказке «Лиса и
волк» три сюжетных мотива – «Лиса крадет
рыбу из саней», «Волк у проруби», «Битый
небитого везет». Многоэпизодность не
осложняет композиции, т.к. речь обычно
идет об однотипных действиях персонажей,
совершаемых в разных ситуациях.[42]
Фольклорная сказка
имеет свою специфическую поэтику, в
установлении которой настаивал А.И.
Никифоров и В.Я. Пропп.
Три фактора влияли
на поэтический
стиль сказок о животных: связь с древними
поверьями о животных, воздействие
социальной иносказательности,
возобладавшее детское начало.
Каждая сказка
несет в себе
обобщенную
мысль. Каким бы множеством правильных
наблюдений над повадками зверей и птиц
ни были наполнены сказки, они всегда
говорят об общем. Мысль сказочных историй
о животных переходит в пословицы, в
которых явно ощущается переносный
смысл.
Даже небольшая
сказка даёт основание говорить об
интонационно-звуковом богатстве речевых
характеристик персонажей. Сказки
воспроизводят бытовую речь людей разных
сословий и разного индивидуального
облика.
Сказки
имеют общий
иронический замысел, который иногда
сопровождается ритмизацией повествования.
Сказки «Ерш Ершович», «Курочка ряба»,
«Колобок», «Бобовое зернышко» о том,
как петух подавился зерном. Иронический
стиль таких сказок выражается в рифмовках
и созвучиях слов по ходу рассказа.
Простые рифмы звучат насмешливо и
комически: «В старые годы, в старо-прежние,
в красну весну, в теплые лета сделалась
такая соморота. В мире тягота: стали
появляться комары да мошки, людей кусать,
горячую кровь пропускать» («Мизгирь»).
Но не для
всех
сказок характерно сплошное ритмизованное
повествование. В иных случаях рифма и
созвучия появляются в тексте только
там, где этого требует ироническое
развитие темы.
В большинстве
сказок используется богатство образности,
скрытое в разговорной речи. Ведь сказка
— это прежде
всего
проза. В сказках встречаются и стилевые
ритмические клише:
зачины вроде «жил-был», концовки типа
«стали жить-поживать и добра наживать»,
типичные формулы с характерными
инверсиями: «Прибежала лиса и говорит»;
«Вот идет лиса и говорит мужику» и т. д.
Правда, эти свойства сказочного стиля
в природе повествовательной речи. Речь
точно передает душевное и психологическое
состояние говорящего. В сказках о
животных проза обычно перемежается с
небольшими песенками.
Своеобразны
художественные особенности некоторых
сказок о животных. Сюжет их можно
сформулировать одной фразой: например,
колобок убегает из дома, и его съедает
лиса, тетерев захотел дом строить, а
потом раздумал.
Сказки о животных
в русском фольклоре исчисляются
сравнительно небольшим числом сюжетов.
Они занимают десятую часть сказочного
репертуара. [2]
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #