Автор статьи Павлова Екатерина 5 «Б» класс
В волшебных народных сказках нашли свое выражение древние обряды, например, обряд инициации — посвящение мальчика в охотники и воины. Удивительно, что именно с помощью сказок они дошли до нас в почти первозданной форме.
Инициация (Initiation от лат. Initium – «начало») или посвящение – начало новой жизни, повторное рождение.
Ритуалы перехода существуют в различных культурах и знаменуют важные биологические и социальные перемены : 1. Рождение; 2. Совершеннолетие (для любви, хозяйственной и воинской деятельности); 3. Смерть.
Когда-то, чтобы стать членом племени, ребенок должен был пройти поэтапную инициацию. Происходила она в три ступени. Первая – непосредственно при рождении, когда повитуха обрезала пуповину наконечником боевой стрелы, в случае с мальчиком, либо ножницами, в случае с девочкой, и пеленала ребенка в пеленку со знаками рода.
По достижении мальчиком трех лет он проходил подстягу: его сажали на коня, опоясывали мечом и три раза обвозили вокруг двора. После этого его начинали учить собственно мужским обязанностям. Девочке в три года впервые давали веретено и прялку.
В двенадцать-тринадцать лет, по достижении брачного возраста, мальчиков и девочек приводили в мужской и женский дома, где они получали набор сакральных (хранимых в тайне, священных) знаний, необходимых им в жизни. После этого девушка надевала поневу (род юбки, носившейся поверх рубахи и говорившей о зрелости). Юноша после посвящения и присяги получал право носить боевое оружие и вступать в брак.
Наставники проводили инициации так, что у молодых людей происходила коренная перестройка психики, снимались глубинные страхи, вырабатывались и закреплялись на бессознательном уровне навыки взаимодействия с новыми товарищами. Подростки становились взрослыми и, как следствие, получали статус полноправного члена общества и новые права: право быть воином, право иметь жену, право заниматься созидательной магией.
Проведение инициаций за пределами своей территории, особенно в лесу, является характерной чертой этого обряда у многих народов.
Мифологически выход за пределы своей территории приравнивался к смерти. А нахождение в лесу воспринималось как пребывание на том свете. Отсюда большая роль, которая отводилась в восточнославянской инициации божествам потустороннего мира. Отображением одного из таких божеств в сказках является Баба-яга. Образ яги восходит к древнеславянской богине Мокоши, символизирующей древнюю пору матриархата. Среди ее функций были определение судьбы человека и владычество над миром мертвых.
Любая инициация (посвящение «молодой – взрослый») строится по схеме «умри – воскресни». В ритуалах совершеннолетия юноши и девушки рассматриваются как умирающие для роли детей и рождающиеся в качестве взрослых. Иначе говоря, прежде чем возродиться в новом качестве, человек должен испытать частичное разрушение через агрессивное психологическое и болевое физическое воздействие извне. Переход героя из одного жизненного и социального статуса в другой связан с символическим умиранием его в предыдущей фазе жизни и возрождением обновлённым для следующего этапа.
Ритуалы инициации подростков
Сам ритуал перехода (посвящения) складывался из чередования обрядов отделения (separation), промежуточного периода «грани миров» (margo, или limen, что по-латыни означает «порог») и включения или восстановления (reagregation). Первая фаза обряда достаточно ясна – это разрыв, в некоторых случаях достаточно грубый, с миром детства, который для ребенка являлся миром «материнским» и «женским», разрыв с состоянием безответственности и наивности, невежества и детской асексуальности. Затем подростки (неофиты) помещались в неизведанный ими мир на достаточно большой промежуток времени (иногда до года). Мир, в котором теперь находился неофит, был миром священным. Между ним и материальным миром существовал разрыв, нарушенная непрерывность. Этот этап посвящения вводил подростка в мир духовных ценностей и одновременно в законы человеческого общества. За этот период он узнавал мифы и священные традиции племени, имена богов и историю их деяний, а также правила поведения, организацию взрослых. В процессе этого испытания подростки должны были доказать силу воли и духа, что должно было означать их присутствие в мире и ответственность. Во многих племенах в этот период налагались множественные запреты: лишение пищи, немота, жизнь в темноте. Все это являлось не только упражнением в аскетизме, но также символизировало отказ от амбиций и всех желаний. В столкновении с трудностями и болью, мальчик получал послание о том, что больше не может вернуться домой прежним. Посвящение обычно включало тройное откровение: священное откровение, откровение смерти и откровение сексуальности. Все три вида опыта у ребенка отсутствуют, поэтому посвященный во время ритуала узнает о них и затем включает в структуру своей жизни. Физические испытания, зачастую мучительные, преследовали цель покорности, за которой стояло символическое возвращение к изначальному, ещё не оформленному состоянию, вызывавшему символическое переживание смерти и нового рождения.Мистическая смерть детей и их пробуждение являлись частью грандиозного повторения Космогонии — священной истории Мира.
Для этого обратимся к Владимиру Яковлевичу Проппу.
Ода Проппу
Скажем пару слов о том, кто такой Пропп. Это выдающийся советский учёный, исследователь, филолог, фольклорист с мировым признанием. Он один из создателей современной теории текста. Но самое главное, чем прославился Пропп — это исследованиями сказок.
Если вы не читали его «Морфологию сказки», «Исторические корни волшебной сказки», я вам настоятельно их рекомендую. Чрезвычайно интересно, после этих книг вы иначе посмотрите на мир.
А если вы сами пишете, придётся перечитать всё созданное Владимиром Яковлевичем, но оно того стоит. Пред вами откроются иные горизонты. Скорее всего, сценаристы и режиссеры Голливуда с книгами Проппа не расстаются. Потому что всё созданное ими написано строго по той схеме, что расписал наш удивительный соотечественник.
Обряд инициации
Пропп считал, что древние сказки вышли из мифов.
Мифы же, в отличие от сказки, были придуманы не для развлечения и тем более не для развития морали у детей. В них была зафиксирована передача опыта от старшего поколения к подрастающему.
Первым делом описывался обряд инициации. А именно переход молодого поколения на новый социальный уровень.
Проще говоря, чтобы мальчик стал мужчиной, приобщился к древнему сообществу, к примеру, охотников, он должен был пройти определенные испытания. Показать, что он достаточно силён, смел, мужественен. Достоин пополнить собой строгие ряды избранных и может принести пользу племени. Испытания эти были весьма жестокими, под час кровавыми. Нередки были случае, когда во время испытания посвящаемые попросту гибли. А вот если всё заканчивалось успешно, юноша становился полноправным членом общества и имел право вступить в брак.
В наше время мы видим отголоски этих обрядов. Конечно, это и дедовщина в армии, популярные посвящения в закрытых группах (например, у любителей походов и речных путешествий) и т.д. Принцип у них один: «Я здесь давно (дед), а ты новичок. Поэтому будет, как я скажу. Докажи, что ты что-то можешь.»
Но если в древности это было оправдано (племя не могло кормить лишние рты), то сейчас тщедушный айтишник (условно) может быть более успешным и привлекательным в глазах женщин (что тоже было важно), чем играющий мускулами красавец. То есть умный, но не очень физически развитый человек может принести большую пользу обществу.
В пример можно привести английского физика и писателя Стивена Хокинга.
Очень важно пресекать случаи буллинга (травли) в школе у детей. Эти случаи также «оттуда», из древности.
Изменилась мораль (с развитием человечества, победой над голодом) — поменялись постепенно и сказки.
Что символизировал обряд?
Наверно вы слышали фразы, которые говорят молодым на свадьбе. «Сегодня умирает мальчик, появляется на свет мужчина и муж». Тоже самое говорят и невесте: «Умерла девушка, родилась женщина и жена».
Жестокость обряда посвящения была связана ещё и с тем, что это была имитация смерти. «Временная смерть». Мальчик умирает, рождается мужчина.
Иногда в сказке герою нужно пойти «туда, не знаю куда», принести «неведомо что». Это и есть испытание. Инициация.
Что происходит?
Первым делом герой отлучается от родителей, приобретает самостоятельность (даже если речь идёт о детях), совершается жертвоприношение, обретается дух-помощник (тотемное животное), который собственно и должен помочь в главном испытании героя.
Тот самый «волшебный лес», который подкидывает герою гадость за гадостью, символизирует последовательные испытания, основное из которых — впереди. «Это горюшко не горе, горе будет впереди.» Лес уже неживой мир, не тот, к которому ранее принадлежал герой. Мир живых он оставил.
«Тёмный лес» — та самая могильная тьма. Кстати, часто встречающаяся изба Яги — вообще отсылка к гробу. Сама Яга — привратник между мирами. И из её избы не так-то просто и выйти.
А вот тот самый дух-помощник, которого непременно встречает герой — это умерший предок, наставник, который поможет мудрым советом, а иногда и волшебством. Вся сила рода — то есть накопленная племенем мудрость, пытается своему молодому отпрыску помочь.
Я постаралась рассказать об обряде инициации очень кратко и простыми словами (поэтому с тем, кто читал Проппа или хорошо знаком с теорией, это вряд ли было интересно), и только самую суть. Очень многое осталось за кадром.
Елена Емельянова об обрядах инициации в сказкотерапии
«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок», – прозорливо писал Александр Пушкин в «Сказке о золотом петушке». О том, как использовать опыт сказки для развития, рассказывает Елена Емельянова, педагог-психолог высшей категории, тренер, психолог-консультант, супервизор, преподаватель Института практической психологии «Иматон». На вебинаре «Парадоксальная сказкотерапия межличностных отношений» она обучает технологии парадоксального и архетипического прочтения древних сказок, навыкам коррекции межличностных взаимоотношений методом сказкотерапии.
Елена Владимировна объясняет, какую роль играли обряды инициации в судьбе наших предков и какие признаки прохождения испытаний есть в сказках:
«Раньше инициации проходили на каждом этапе взросления. Например, у девушек на каждый возраст готовилась определенная кукла. Так же, как и сказки, были куколки отдельно детские и были куклы для взрослых – обрядовые, обережные, куклы женского становления.
Возрастным переходам в древности придавалось огромное значение. Юноши и девушки проходили инициацию, чтобы иметь право быть взрослыми.
Те, кто не проходил испытания, оставались в статусе «старых детей» и не имели права на сексуальные отношения, брак, продолжение рода. Считалось, что «старые дети» не обладают качествами и навыками, которые они могли бы передать своим детям.
Древние мужские инициации:
- Преодоление страха. Не считалось, что не надо бояться: боятся все. Учили преодолевать страх, потому что, если ты не умеешь преодолевать свой страх, ты не добудешь еду на охоте, не защитишь свою семью, свой род.
- Управление гневом. На инициациях вызывали разными способами гнев человека, и если он не умел преодолеть свой гнев и действовать, не взирая на то, что он гневается, действовать разумом, а не эмоциями, он не считался взрослым человеком. Признавалось право на гнев, но также признавалась необходимость умения управлять гневом. Во многих народностях мальчиков, когда они достигали определенного возраста, собирали в кучу и отправляли на выживание в дремучие леса. У них был один наставник, который время от времени к ним приходил, проверял, что у них происходит, и уходил.
- Физическая выносливость. Мужчина должен был выдерживать тяжелейшую нагрузку во время охоты, сражений, голод, стужу и жару.
- Сила духа. Понятие духа – это высший разум, разум – главный советчик. Человек должен разумом уметь контролировать страх, гнев, любые другие чувства, чтобы поступать разумно.
Древние женские инициации:
- Терпение. Умение переносить боль, чтобы рожать детей. Женщины были обучены переносить боль, они не боялись боли, были более крепкими физически, чем мы.
- Изобретательность (креативность). Женщина должна была приготовить еду, сшить одежду, благоустроить жилье из того, что есть под рукой.
- Милосердие и забота. Женщина должна была уметь ухаживать за раненным мужчиной, за детьми.
- Физическая выносливость. Во многих народах считалось, что женщина должна быть крепкой, мускулистой, часто смотрели на здоровье волос.
- Чистота души. Женщина была и страхом, и удивлением для мужчины. Первая женщина в жизни мужчины – это его мать. Он растет, преодолевая это благоговение и страх перед женщиной, компенсируя это и становясь сильнее нее. Женщина дарила мужчине эмоциональное тепло. Женщина должна была быть открытой. Это сейчас мы знаем физиологию, а раньше люди понимали, что мужчина осеменил женщину, у нее округлился живот и появился ребенок, но они не знали, что происходит внутри нее, поэтому женщинам часто приписывали колдовские чары.
Сказки инициаций
В сказках мужские и женские инициации четко прописаны. Есть четкие признаки прохождения инициации внутри сказки:
- вначале герой ничего из себя не представляет (глупый, ленивый, неудачник и т.д.);
- происходит нечто, и герою приходится менять образ жизни;
- появляются враги и помощники, герой проходит ряд испытаний;
- после того, как герой проходит испытания (в одних сказках сразу удачно, в других – сначала неудачно, а потом удачно, в третьих – один герой проходит инициацию удачно, а второй неудачно), герой получает новый опыт, новый уровень зрелости, добивается того, чего хотел.
Если мы переведем на современный язык любую сказку про прохождение инициации, увидим, что это инструкция к исполнению. Алгоритмы прохождения инициации из сказок мы можем с полным правом применять к своей жизни. Это вечные инструкции, написанные на образном языке.
Сегодня это не инструкция конкретно для мужчины и конкретно для женщины, как это было раньше. Сегодня женщины часто живут мужской жизнью, а мужчины – женской.
Мы не развиваемся, если не проходим маленькие или большие жизненные инициации. Мы проживаем маленькие и большие жизненные трудности, но мы можем проживать их, разрушаясь, а можем проживать, созидая себя».
Содержание
- Похищение детей
- Инициация в сказке «Морозко»
- Сюжет о временной смерти
- Образ Бабы-Яги
- Откуп злому дракону
- Секреты «Репки»
- Скрытый смысл сказки о Колобке
- Василиса Прекрасная
- Сказка о Курочке и золотом яйце
- Кощей Бессмертный
- Змей Горыныч
- Иван-царевич
Все мы знаем, что сказка – ложь, да в ней намек. Она еще и учит, так как «добрым молодцам урок». Славянские сказки во многом отображают отношение к миру, традиции и обряды наших далеких предков. Потому поведение, образ жизни и поступки большинства персонажей древних сказок для нас непонятны. Сейчас многие сказки адаптированы, но заглянем за кулисы, чтобы раскрыть скрытый смысл сказки.
Похищение детей
Наиболее распространенным сюжетом в сказках является похищение детей. Бывает и так, что они сами, попадая в лес, теряются, а потом самостоятельно, или с помощью зверей или других людей, находят дорогу домой. Это не что иное, как отображение обряда инициации. Дети, попадая в непривычную обстановку, проходят определенные испытания и возвращаются домой в новом качестве.
Инициация в сказке «Морозко»
Яркий пример такой сказки-инициации это «Морозко». Первая сестрица прошла все испытания, и общество признало ее. Вторая сестра из-за лени ничего не смогла сделать, и потому общество отвергает ее. Тоже самое со Снегурочкой, которая, потерявшись в лесу, принимает помощь лисы и возвращается домой. Благодарные родственники преподносят Лисе дары, а это простое почитание тотемного животного.
Сюжет о временной смерти
Далее сюжет о временной смерти. Часто герой умирает, а потом воскрешает в новом качестве. Например, после съеденного яблока или укола иголкой, либо даже после примерки одежды. Больше это относилось к девушкам, которые собирались замуж. По традиции девушка как бы умирала, и воскрешала в семье мужа в новом качестве. Вот откуда и традиции брать фамилию мужа у славян. А еще недавно на свадьбах плакали, а белый цвет был символом траура. Стоит вспомнить «Спящую царевну», которую вернули к жизни поцелуем. В обычной жизни девушку оживляли песнями и обрядными плясками.
Образ Бабы-Яги
Еще один секрет, а вернее тайный смысл сказок, это образ Бабы-Яги. Ее избушка стоит на границе двух миров, а сама Яга своеобразный проводник с этого на тот свет и обратно. Все помнят ее слова: «Чую, русским духом пахнет!». Это уже адаптированный вариант. Первоначально она говорила, что пахнет живым.
Чтобы в мире мертвых его признали за своего, герой должен был помыться в баньке и Бабы-Яги, поесть местной пищи. Бывало и в печь залезть. Тогда он избавлялся от запаха живого человека, и Яга легко проводила его в мир мертвецов. Вот вам своеобразный Харон русских сказок.
Откуп злому дракону
В сказках часто отдают красивую девицу на откуп злому дракону. А затем её спасает храбрый парень, которому и достанется красавица. На самом деле, никаких драконов не существовало. Народ сам приносил такие жертвы, например, чтобы не засохла река. Многие были против этого, хоть и боялись расправы высших сил. Поэтому со временем появились сказания о сражающихся драконах и храбрых богатырях.
Секреты «Репки»
А теперь раскроем скрытый смысл сказки «Репка». Красивый сюжет о взаимоотношении поколений. В первоначальном варианте изначально присутствовало девять персонажей, вместо семи. Недостающими звеньями принято считать мать и отца внучки. Именно они выступали защитой и символом заботы о подрастающем поколении. Со временем число героев было сокращено до 7. Возможно, это связано с принятием христианства, где число «7» выступает сакральным. К тому же роль отца и матери играла церковь с Иисусом Христом.
Но есть и другое объяснение. Заметьте, что во многих русских сказках есть дед и бабка, но нет отца и матери. Возможно, трудоспособное мужское население погибало в сражениях, а женщин детородного возраста угоняли в плен. Так и получилось, что в селениях оставались только старики да старухи, которые и воспитывали детей.
Скрытый смысл сказки о Колобке
Сказки всегда несут на себе печать определенных знаний. Сказка о Колобке описывала не похождения круглого хлеба, а временной интервал луны. В этой сказке можно наблюдать разные фазы развития естественного спутника Земли. Бабка печет Колобка, это полнолуние. Потом, встречая зверей, Колобок теряет в весе, а лиса и вовсе съедает его. Луна исчезает и начинается новый цикл. Вот такая древнеславянская астрономия.
Василиса Прекрасная
Василиса Прекрасная являлась ведьмой. С детства у неё есть кукла, которая давала советы. Этот атрибут ведьмы был передан матерью на смертном одре. Но, Василиса не стала настоящей ведьмой, поэтому ей пришлось проходить разные древние обряды. Например, она попадает к злой мачехе, где ей помогает кукла. Затем она оказывается в доме Бабы-яги и умудряется попасть к царю благодаря сотканному полотну.
Сказка о Курочке и золотом яйце
Сказка о Курочке и золотом яйце рассказывает нам о перевоплощении после смерти. Дед с бабкой плачут над яйцом, которое символизирует смерть. Мышь — представитель преисподней, которая принесла смерть, и разбила яйцо. А курочка обещает новую жизнь, благодаря снесённому яйцу.
Кощей Бессмертный
Кощей Бессмертный на самом деле был материализованным патриархатом. В давние времена всем управляли женщины, мужчины всегда советовались с жёнами, а дети с матерями. Кощей похищал девушек, то есть отбирал социальные функции у женщин. Слово «Кош», от которого и произошло имя главного героя, означает — «захватчик власти».
Змей Горыныч
Змей Горыныч из сказок является обычным лесным пожаром. Змеем обычно считали молнию, а Горыныч означал лес или горы. Люди прекрасно понимали, что молния могла вызывать пожары, именно это и сподвигло создать отрицательного героя.
Иван-царевич
Иван-царевич сжигает шкурку своей лягушки не просто так. Мужчины всегда отличались своим упрямым характером, несмотря на запреты, они часто поступают по-своему. Чтобы измениться, царевич должен пройти немало испытаний. Только так он сможет отказаться от своих привычек и стать совершенно другим, обретя счастье в браке.
Существуют и русские заветные сказки, которые не так сильно распространены. В оригинале их тематика крайне эротична, многие герои являются частью женских и мужских тел. С помощью таких небылиц изучали половое поведение человека. Такие сказки были очень популярны пару столетий назад, правда, рассказывали их только взрослым.
Много секретов и тайных смыслов сокрыто в славянском фольклоре. Все сказки – это сокрытые знания наших предков. Посредством сказок они передали последующим поколениям свои знания, представления о мире, формы поведения.