Характеристика и анализ сказки Пушкина о мертвой царевне
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» рассказывает о превосходстве душевной красоты перед внешностью, а также о том, что любовь творит чудеса.
Для того чтобы показать силу внутренней красоты, Пушкин противопоставляет двух героинь: молодую царевну и злую царицу.
Обе они невероятно красивы, разница заключена в их характерах. Молодая девица скромна, хорошо воспитана, любезна со всеми и совершенно не гордится своей красотой. А ее мачеха злая, своенравная, ревнивая, ставит свою внешность на первое место и очень коварна.
На протяжении всей сказки эти две героини проявляют свой характер при решении жизненных проблем.
Злая мачеха использует приказы для своей служанки, а после запугивает ее рогаткой, то есть пытками. Страх и угрозы — ее главное оружие воздействия на других персонажей и достижения своих целей.
Молодая девица наоборот добра и ласкова со всеми, и это не раз спасает ей жизнь. В лесу она умоляет чернавку отпустить ее, обещая простить ее поступок, и служанка отпускает ее.
Затем она попадает в дом к богатырям, где ведет себя очень скромно, услужливо, извиняясь за свое появление. И богатыри принимают ее к себе.
В последней части произведения мы наблюдаем финальное противостояние добра и зла. Мачеха передает девушке отравленное яблоко, и пёс защищает девицу от него. Даже животные в сказках Пушкина на стороне добрых сил.
Девушка все же съедает яблочко и засыпает вечным сном. Казалось бы, это трагичный конец. Но затем мы наблюдаем путь королевича Елисея. В его благородном деле ему помогают не только люди, но и высшие силы природы: солнце, месяц, ветер.
А его любовь смогла разрушить чары и воскресить молодую девушку.
В завершение можно сказать, что эта сказка является историей о борьбе добра и зла, в которой, конечно же, побеждает добро. А еще она рассказывает о том, что добрым людям помогают даже высшие силы природы, поэтому внутренняя красота важнее красоты внешней.
- Сочинения
- По литературе
- Пушкин
- Анализ Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях
Анализ Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях Пушкина
Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях написал всеми нам известный русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Он на основе всей сказки показывает что красота, которая скрыта внутри человека может сотворить чудо. Также он показывает, то, что у человека внутри дороже того, что у человека снаружи.
Основная завязка сказки это ссора между царицей и царевной. И зачинщиком этой ссоры является царица. Царица начала завидовать невиданной красоте юной падчерице. Она начинает ее считать главной своей конкуренткой. Царица всегда хотела быть самой красивой в своем государстве. Ради сохранения этого титула она готова на все. Царица начинает борьбу за красоту и одновременно пытается убрать со своего пути свою падчерицу. Вступив в эту гонку, она забыло о главном, внутренней красоте. Ее внутренний мир остался без важных человеческих качеств, таких как любовь родных и сострадание. Она начала ставить себя выше всех в государстве. Все эти действия породили враждебный мир между царицей и царевной.
Это женщина была неуверенна и всегда сомневалась в себе. Из-за этого она просила у волшебного зеркала комплементы в свою сторону. Зеркало постоянно поддерживало царицу и стало ей другом, но царица все ровно его разбила. Это еще один поступок, который портит внутренние качества царицы. После этого царица и сама умирает из-за возрождения царевны. Можно сказать, что царицу погубило чужое счастье, которая она хотела испортить.
Также содержание сказки касается достоинства человека. Когда царевна, бродя по лесу зашла в дом к богатырям она сразу принялась за уборку. Богатыри оценили труд девушки и сразу же полюбили ее. Царевна признается богатырям, что влюблена в царевича Елисея и что всю жизнь будет ему верна. В это время царевич Елисей отправляется в поиски царевны. И спустя время он ее находит.
В этой сказке получился счастливый конец. Царевна вышла замуж на Царевича Елисея. И всю жизнь они прожили в любви и согласии. Пушкин смог правильно описать и выразить, через что смогли пройти царевна и царевич для того чтобы создать свою сваю семью, которая была основана на счастье и любви. Иногда, чтобы проверить свою любовь на прочность судьба преподносит нам нелегкие испытания.
Анализ 2
Александр Сергеевич Пушкин в сказочной истории о царевне и семи богатырях рассказывает нам о том, как любовь творит чудеса, а внутренняя красота важнее, чем внешняя. В этой истории говорится о том как между двумя персонажами происходит ссора. Причём главным зачинщиком конфликта является царица. Из-за того что от природы царевна была красива внешним видом царица ей очень завидовала. Царица в падчерице видела свою главную соперницу, она мечтала быть самым прекрасным человеком, среди всех людей. Но в своем стремлении быть самым красивой и уничтожением соперницы, она позабыла о таких добродетелях как милосердие, дружелюбие, кротость.
Царица очень сомневалась в себе, что ей необходима была похвала от зеркала. Зеркало было её единственным другом, которое женщина в конце сказочной истории уничтожила. После этого царица умерла, она так и не могла спокойно смотреть на счастье других людей.
В сказке также описывается благородство и преданность. Убегая от мачехи, девушка приходит в дом где живут богатыри и находит дом без хозяев. Когда богатыри вернулись, они понимают кто передними, воспитание выдает происхождение. Она им очень нравится, но царевна любит только Елисея и хранит ему верность.
В сказке почти каждый герой симпатизирует царевне, это также стало причиной для зависти царицы. Царь очень грустит по дочери. Чем не предлог для ревности мачехи?! В произведении жизненные обстоятельства тесно переплетаются со сказочным мотивом. Это мотивирует читателя задуматься над происшедшим и возможно, научит не делать таких же промашек, которые совершили герои сказки. Конечно же, сказка оканчивается счастливо, и добро победило зло.
Все произведения Пушкина учат созиданию, и показывают читателям, до чего доводят недоброжелательное обращение к людям. Зло всегда будет повержено, а добро победит. В конце этой сказки молодая царевна выходит замуж за Елисея. В своём произведении писатель показывает, через какие жизненные испытания прошли влюблённые, чтобы быть вдвоём. Ведь не каждый раз отношения людей складываются хорошо.
Бывает так, чтобы проверить чувства, судьба преподносит влюблённым нелегкие испытания. И только крепкие и настоящие взаимоотношения смогут выстоять перед натиском. В жизни людям не дается не посильных испытаний. И как бы иногда не было очень тяжело и горестно, вера, дружба и любовь смогут сотворить настоящие чудеса.
3 вариант
В одной царской семье рождается дочь, но ее мать при родах умирает, а опечаленный царь через некоторое время женится второй раз.
Новая царица, несмотря на редкую красоту, отличается эгоизмом, гордыней, завистливостью и жестокостью. Ее единственным развлечением являются беседы с волшебным зеркальцем, которое всегда подтверждает ее исключительную красоту.
Годы идут и постепенно взрослеет молодая царевна, которая к своему совершеннолетию становится восхитительной красавицей, к которой сватается королевич Елисей.
Однажды царица в очередной раз обращается к зеркальцу и узнает, что она является не единственной красавицей, поскольку появляется конкуренция в виде ее падчерицы. Тогда мачеха отдает приказ служанке заманить царевну в лес и оставить нам связанную на съедение волкам. Однако добрая служанка не выполняет приказ царицы и оставляет девушку свободной в лесной глуши.
Царевна набредает на терем, в которой проживают семь богатырей. Юноши принимают девушку в свою семью в качестве сестры.
В это время королевич Елисей предпринимает попытки поиска пропавшей возлюбленной. Он призывает на помощь силы природы в лице солнца и месяца, однако они не могут ему помочь.
Царица же вновь берет в руки зеркало, но узнает, что царевна не погибла. Мачеха переодевается в старуху и отправляется в терем, где живет девушка. Там она обманом вручает царевне отравленное яблоко, откусив которое девушка умирает. Расстроенные богатыри изготавливают для царевны хрустальный гроб, в который помещают тело девушки.
Отчаявшийся Елисей обращается в последней надежде к ветру, который находит месторасположение царевны, но сообщает юноше о смерти возлюбленной. Королевич решает проститься с любимой. Подойдя к гробу, он не сдерживается и целует девушку и в этот момент царевна оживает.
Счастливые влюбленные возвращаются в царский дворец, при этом злая мачеха, увидев живую царевну, от гнева умирает.
5 класс
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях
Популярные сегодня темы
- Истории героев в пьесе На дне Горького
Любое действующее лицо сочинения «На дне» оказывается степенью развития некоторой части социума в самодержавной Российской империи, следовательно, для осмысления литературной работы жизненно необходимо знать описание любого фигурировавшего в ней героя.
- Анализ рассказа Большой шлем Андреева
В 1899 году Леонид Андреев создал свой замечательный рассказ «Большой шлем». Сюжет состоит в следующем: шесть лет подряд трижды в неделю: во вторник, в четверг и в субботу, играют в винт четыре игрока,
- Мое отношение к Молчалину — сочинение (9 класс)
Комедия Грибоедова «Горе от ума» появилась за полтора года до восстания декабристов. Главный герой Чацкий представляет новых людей и новыми идеи, владеющие передовыми умами.
- Герои романа Обломов Гончарова (образы и характеристики, таблица)
И. А. Гончаров в своем романе «Обломов» тщательно прорисовывает каждый образ. Все герои обладают цельными характерами. Каждый из них является носителем черт современного И. А. Гончарову общества.
- Образ и характеристика Пирогова в рассказе Чудесный доктор Куприна сочинение
Одним из основных персонажей произведения является Пирогов, представленный писателем в образе дружелюбного и отзывчивого доктора, прототип известного хирурга Пирогова Николая Ивановича.
- Сочинения
- По литературе
- Пушкин
- Анализ Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях
Знакомая всем с детства сказка А.С.Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях» описывает чудеса любви, доброты, нравственности, верности.
В центре произведения поставлен конфликт между молодой царевной и ее мачехой, прекрасной царицей. Конфликт возникает из-за ревности царицы к своей падчерице.
Прекрасная царица хочет быть единственной красавицей во всем «белом свете». Стремясь в этой цели, она полностью забывает о таких качествах как доброта, порядочность, отзывчивость. Подрастающая молодая царевна становится главной конкуренткой перед поставленной задачей, стать «всех красивей, всех милей».
Гоняясь за званием «самой красивой» царица идет на преступление, забывая обо всем. Она слишком «своенравна и горда», чтобы думать о других. Царица враждебно относится ко всему своему окружению.
Когда узнает, что служанка не убила в лесу молодую царевну, и та спокойно живет среди 7 богатырей, решается на преступление. Царица хочет отравить молодую царевну. В своем порыве быть «самой, самой» решает убить молодую девушку, что в результате у царицы не получилось.
Обладая решимостью, царица в то же время не уверенна в себе. Ей требуются похвалы «зеркальца» в своей красоте, неповторимости. Когда она узнает от зеркала, что падчерица жива и здорова, то ее сердце разрывается на части от ужаса, царица умирает.
Воскресшая прекрасная молодая царевна, обладающая добродетелью, кротостью, отзывчивостью, верностью, становится женой царевича Елисея. Царевну все любят отец, каждый из 7 богатырей рад взять ее в жены, царевич Елисей. Но она остается верной своему возлюбленному, ждет, когда Елисей отыщет свою невесту. В конце сказке они играют пышную свадьбу.
Как и во всех сказках, в данном произведении зло наказывается, добро побеждает.
Сказка А.С.Пушкина учит нас добру, что нельзя ради красоты, карьеры, пренебрегать важнейшими качествами людей, нельзя «перешагивать через людей». Только доброта, понимание, взаимовыручка, дружба, любовь могут творить чудеса не только в сказках, но и в реальной жизни.
Вариант 2
Пушкин Александр Сергеевич самый великий поэт. Он с детства заслушивался рассказами своей няни Арины Родионовны. Стал записывать народные песни и сказки, любил фольклор. А потом начал сочинять и свои. Он автор многих произведений. «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях» написал Александр Сергеевич в 1833 году в Болдино.
В сказке Пушкина А.С. описываются такие качества человека, как доброта, верность, нравственность, любовь, которая творит чудеса. Главный корень в произведении: зависть мачехи (царицы) к молодой царевне. Царица ревнует свою падчерицу. А всё из-за чего? Всего лишь красота становится виной. Царица мечтает быть самой красивой во всём свете, хотя она, итак, очень красива. Но она впала в полное забвение о том, что есть добро, чувство любви, милосердия, отзывчивости. Ей надо устранить свою первую соперницу царевну, которая год за годом подрастает и становится всех краше и милее.
Царица совершает тяжкий грех. Хочет убить царевну ради своего титула «Красавица во всём свете». Она «горда и своенравна», ей некогда подумать о других людях. Всё окружающее ей чуждо, лучше сеять вокруг зло, враждебность.
Служанка по приказу царицы не смогла убить царевну, оставила её одну в глухом лесу. Царевна, блуждая, вышла к дому семи богатырей и начала жить там, дожидаясь своего любимого царевича Елисея. Царица, конечно же, узнала об этом с помощью своего говорящего зеркала. И злая мачеха сама идёт в далёкий путь, чтобы убить падчерицу. Но добро побеждает зло. И царевна всеми чудесами остаётся жива.
Полная решимости, но всё же не уверенная в себе, царица вновь обращается к своему зеркальцу. Зеркало опять ей ответило, что царевна лучше неё. Ужас охватывает царицу. Гнев и жестокость, сидящие внутри царицы настолько охватывают разум, что сердце не выдерживает и наступает смерть.
Царевна, имеющая все хорошие качества, душевная, любящая, верная, кроткая выходит замуж за царевича Елисея. Семь богатырей, у которых она жила, были влюблены в неё. Но она была верна только Елисею. Его любовь помогла ему разыскать свою возлюбленную. Их свадьба была пышной.
Добро победило зло, как это всегда бывает. Сказка на том и стоит, чтобы показать насколько бессильно зло. А добро всегда в цене.
Сказка «О мёртвой царевне и о семи богатырях» показывает нам, что нельзя думать только о себе, печься о красоте наружной. Нужно хранить в себе и красоту духовную. Беречь и ценить друзей. Относиться к людям с пониманием, потом может случиться и так, что они тебе тоже в нужный момент протянут руку помощи.
Анализ сказки 3
Александр Пушкин один из величайших писателей русской литературы. С раннего детства он увлекался народными песнями и сказками. А рассказывала ему их его няня Арина Родионовна. И уже во взрослой жизни Пушкин использовал фольклорные сюжеты услышаны с детства при создании своих замечательных сказок. Он был известным автором стихов, поэм, романов, поэтому для многих показалось странным, что писатель взялся писать сказки. На самом деле это не была обычная обработка народной сказки, Пушкин в произведении нарушил вечные вопросы, на которые мудрецы многих поколений не могли дать ответа.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» написана в Болдино в1833 году. В сказке рассказывается о том, что в одном королевстве жили-были царь и царица. Однажды правитель отправился в дальний путь, а пока его не было царица родила дочь. Как только царь возвращается, его жена умирает. Царь тоскует, но со временем он находит себе новую жену. Она прекрасна, но бессердечная, завистливая.
Также у нее есть магическое зеркальце, которое ежедневно говорит ей, что она самая красивая в мире. Но проходят годы, ее падчерица подрастает, у нее уже есть жених. И как-то раз зеркало сказало царице, что нет никого прекраснее на свете, чем ее падчерица. Царица как будто сходит с ума от гнева, немедленно зовет служанку и приказывает ей отвести падчерицу в лес и оставить ее волкам. Служанка не хочет этого делать, но не может идти против ее воли. Царевна обо всем догадывается и просит ее отпустить.
Царь горюет, что потерял дочь, Елисей, невеста царевны, отправляется на ее поиски. А царевна наткнулась на дом семи братьев богатырей и остается в них. Царица узнает, что царевна жива и решает сама ее убить. Притворяется старой нищей и идет к дому братьев богатырей и дарит царевне яблоко, пропитанное ядом. Только она откусила кусочек яблока, как упала не дыша. Братья увидев ее тело, решили положить ее в хрустальный гроб в пещере. Между тем ее жених ее повсюду ищет, спрашивает помощи у солнца, луны и ветра. Ветер рассказал ему о пещере. Елесей мчится туда. От отчаяния он разбивает гроб, и царевна оживает. Они возвращаются в королевства и когда царица встречает свою соперницу, то умирает он злобы и зависти. Сказка заканчивается свадьбой царевны и королевича.
Сравнивая образы царевны и ее мачехи читатели хорошо понимают, что внешняя красота ничего не стоит без красоты внутренней, доброты и искренности. А зависть, коварство теряют красавицу — царицу. В мире, где искренние чувства, преданность и любовь побеждают, нет и не может быть места коварства. Концовка пушкинского произведения, как и полагается в сказке, — счастлив. Человеческие добродетели — вознаграждаются. Красота, Добро и Справедливость — побеждают.
Анализ Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях
Несколько интересных сочинений
- Сочинение на тему Спорт
Каждый человек в своей жизни ищет свой путь. Ту жизненную дорогу, которая ведёт к цели всей его жизни. У кого то — она ровная, без серьёзных жизненных лабиринтов, а у кого-то — закручена в такой сложный узел, что иногда не хватает сил его распутать
- Сочинение по картине Без вести пропавший Горского
Это очень трогательная картина. На ней изображена встреча солдата и, скорее всего, его девушки (или даже жены). Но когда узнаешь название картины, то она по-новому смотрится – ещё более трогает. Ведь тогда получается, что героиня уже
- Кого можно назвать обывателем? Итоговое сочинение
Кто такой обыватель? Сложно ответить на поставленный вопрос, но попытаемся разобраться. Во-первых, слово не повседневное и вспомнить его непростая задача. Ранее это слово имело одно значение, сейчас – другое.
- Лиза Калитина в романе Дворянское гнездо Тургенева сочинение
Одним из основных персонажей произведения является Елизавета Михайловна Калитина, представленная писателем в образе старшей дочери помещицы Марьи Дмитриевны Калитиной.
- Левий Матвей в романе Мастер и Маргарита Булгакова
Левий Матвей является второстепенный героем, очень мало текста отводится ему в романе. Но несмотря на это, его образ важен, и несет большую смысловую нагрузку.
«РУССКАЯ
ЛИТЕРАТУРА»
СКАЗКА
О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И СЕМИ БОГАТЫРЯХ (1833)
А.С.
ПУШКИН.
Анализ.
1. Нравственный мир
сказки.
В сказке о мертвой
царевне Пушкина речь идет прежде всего об извечном противостоянии добра и зла о
понятии истинной и ложной красоты. Зло в сказке воплощает образ мачехи –
примечательно то, что внешние портреты главной отрицательной героини – мачехи и
авторского идеала – царевны – практически идентичны. Нравственный идеал,
представленный Пушкиным в поэме – это прежде всего, идеал семейный, домашняя
идиллия. Главный мотив произведения – сила, власть над разумом, человеческих
страстей прежде всего в их семейном значении. Истинная красота для автора
сказки сокрыта в любви. Поэтому царевна, являясь плодом любви царя и царицы,
оказывается красивее свой внешне идеальной, но холодной мачехи – на причину их
неравенства намекает эпизод с беременной царицей, объясняющий происхождение
красоты ее дочери. В образе царевны, ее поведении и взаимодействии с другими
героями Пушкин говорит о том, что основное предназначение красоты – создавать
гармонию, гасить злые порывы (как это было с Чернавкой), умиротворять и
успокаивать все вокруг. Из эпизодов жизни царевны в тереме богатырей можно
заметить также что идеал красавицы для народа – это также и идеал заботливой,
умелой и радушной хозяйки, создающей уют в доме.
Образ мачехи в свою
очередь – это светская красавица, которая занимается лишь собой и беспокоится
только о том, чтобы быть единственной красавицей в царстве. Он горделива,
лишена нравственных добродетелей и внутренней гармонии, ревнива и жестока.
Поэтому ее, по мнению автора, нельзя назвать красивой в полной мере, поскольку
для Пушкина, также как и в представлении народа красота – это прежде всего
внешнее отражение добродетели и гармонии, скрытой внутри.
2. Источники сказки.
Как видно из содержания,
сказка о мертвой царевне является еще одним воплощением наднационального
фольклорного сюжета о прекрасной дочери царя, или короля, впавшей в сон, или
умершей под воздействием злых чар и пробужденной благодаря любви молодого
человека (воина, рыцаря, царевича, принца). В каждом из вариантов этой сказки
также присутствует мотив проживания сбежавшей из дома героини в жилище группы
одиноких мужчин.
Сам сюжет берет свое
начало в древнем обряде инициализации, когда молодые люди, пройдя этот обряд,
отправлялись жить отдельно от всего рода (племени) в лесное жилище, а юные
девушки шли туда работать по хозяйству и, как правило, сожительствовали с
одним, или даже со всеми представителями группы – для девушки это также был
своеобразный обряд инициализации, поэтому в сюжете присутствует также мотив
смерти и возрождения, являющийся характерным признаком обряда – смены статуса
(смерть для прежней жизни и рождение в новой, в статусе взрослого человека).
В европейских странах
наиболее популярным воплощением этого сюжета является сказка в обработке
известных немецких сказочников братьев Якоба и Вильгельма Гримм под названием
«Белоснежка» (1812). Главным различием сказок Гримм и Пушкина является то, что
у Гримм она попадает к волшебным существам из европейского фольклора – гномам. В
славянских странах этот сюжет был воплощен в таких произведениях. Так, русская
народная сказка «Волшебное зеркальце» (записана Афанасьевым в нескольких
вариантах), являясь одним из источников, имеет различия между сказками в том,
что в «Волшебном зеркальце» главной героиней является купеческая дочь,
отсутствие в сказке Пушкина линии второго отрицательного героя – дяди героини,
а также у Пушкина упрощен сюжет и вырезаны некоторые линии, такие как родители
царевича, работа героини поваренком в отчем доме. Украинский вариант — сказка
«Золотоволосая Ялена» (записана в Доброгостове Ю.Я. Яворским в 1915 г.). По
сюжету эта сказка далека от «Мертвой царевны» и скорее напоминает сюжет о
пленении царевны Кощеем Бессмертным. Героем является мужик, который и спасает
Ялену из плена. Однако, в этой сказке есть один общий момент с произведением
Пушкина, которого нет в «Волшебном зеркальце» — помощники героя-избавителя
Солнце и Месяц. Мотивы о противостоянии мачехи и падчерицы встречаются также в
сборнике XVIIIвека «Старая погудка на
новый лад» (1794-1795), изданном по инициативе и на средства купца Ивана
Иванова – в сказках «о Строевой дочери» и «об Аксинье, купеческой дочери».
Основным источником
оригинального произведения Пушкина явился фрагмент русской народной сказки,
записанный им со слов его няни Арины Родионовны.
3. Психологическая
выразительность Пушкинских образов.Роль описаний в сказке.
В сказке присутствуют три
достаточно развитых и психологически глубоких образа – это царевна, царица и
царевич Елисей. Царевна у Пушкина представляет идеальный образ высокородной
девушки из древности – она чиста, скромна, добра, невинна и строго воспитана,
однако, как и практически всякий положительный женский образ в сказке, неспособна
сопротивляться злу. Царевна буквально излучает добро, ее многие любят, никто не
может противиться ее обаянию. При этом автор подчеркивает в ней черты хозяйки,
на которой держится дом, что делает ее идеалом не только возвышенным,
отвлеченным, но и земным, семейным.
Царевне противостоит
образ царицы, воплощающий в себе все зло, представленное в произведении.
Основная черта этого образа – неуемная гордыня, самолюбование. Царица зациклена
на своем внешнем совершенстве – это подчеркивает ее особая связь с волшебным
зеркалом, с которым она постоянно разговаривает и которое поддерживает в ней
уверенность в собственной неотразимости. В образе царицы Пушкин подчеркивает
пустоту и бессмысленность внешней красоты при отсутствии внутренней. Жизнь
мачехи героини на самом деле пуста и вертится вокруг самолюбования – когда она
убеждается окончательно, что не может более быть самой красивой, жизнь ее
прерывается.
Царевич Елисей воплощает
в своем образе силу истинной любви. Он обладает всеми качествами положительного
сказочного героя-избавителя – он благороден, смел и великодушен. Стоит заметить
то, что автор подчеркивает – несмотря на то, что царевне в сюжете сочувствуют
многие, многие испытывают к ней симпатию, только любовь Елисея является
настолько сильной, чтобы вернуть ее к жизни.
Описания в сказке Пушкина
служат двум целям – картины быта, развернутые в момент пребывания царевны в
тереме у богатырей, иллюстрируют национальный колорит произведения, показывают
семейный, домашний идеал автора. Описания природы же, как правило, подчеркивают
особенный тон того или иного разворачивающегося на тот момент события –
тревожный, угрожающий, торжествующий, тоскующий, лирический. Природа в сказке,
как и во многих других, близких к фольклору жанрах, предстает живым существом,
сочувствующим главным положительным героям и осуждающим отрицательных.
4. Близость сказки
Пушкина к русскому фольклору.
«Сказка о мертвой царевне
и семи богатырях» выполнена автором близко к жанру народной сказки, а также к
жанру былины (о чем свидетельствует ее стихотворная форма). От последней, в
качестве поэтической фигуры автор взял троекратные повторы одной и той же
словесной формулы (так, царевич Елисей трижды обращается к природным, стихийным
силам). С народной сказкой произведение также сближают национальные, часто
встречающиеся в фольклоре обороты речи «не сойти мне с места» «ясны очи» и т.д.
Герои сказки часто используют просторечные, народные выражения («врешь», «дурь»
— в данном случае – речевая характеристика царицы, призванная своей экспрессивностью
подчеркнуть вздорный характер героини), при этом самые торжественные моменты
сказки автор подчеркивает старославянской лексикой («в горести душевной»). Сам
автор по ходу повествования использует как характерные для народной сказки
речевые обороты («и я там был, мед-пиво пил»), так и народные, разговорные
выражения («черт ли сладит с бабой гневной»).
5. Фантастика в
художественной системе Пушкина.
Как и в любом
фантастическом произведении, в сказке Пушкина используются классические приемы
изображения волшебного мира. Прежде всего — гиперболизация образов — идеально
положительные герои – царевна, царевич Елисей, богатыри – их сила тоже по
сказочному гиперболизирована, которые противостоят абсолютному воплощению зла –
царице. Доброта и умение положительно влиять на людей обаянием своей идеальной
духовной и физической красоты царевны также преувеличено, возведено в абсолют.
Еще одним признаком фантастики в произведении является олицетворение сил
природы – Солнце, Месяц и Ветер, которые помогают царевичу отыскать
возлюбленную. Ко всему прочему, в сказке Пушкин выводит изображение идеального,
возвышенного духовного мира в образе терема богатырей – там всегда тепло, уютно
и царит гармония и величественное спокойствие, время в нем течет медленно, либо
вообще застывает, богатыри – обитатели и хозяева этого мира – образы идеальные,
но несколько отвлеченные, отчужденные от главных событий – они принимают в
своем доме царевну, как сестру, однако не могут спасти ее от смерти. Царевна
как хозяйка предстает хранительницей этого мира, она поддерживает в нем порядок
и уют, прикосновение к этому миру завершает ее духовное развитие.
6. Пушкин как
автор-рассказчик в сказке.
В произведениях Пушкина
всегда особое значение имеет образ автора – его присутствие и позиция (вернее,
та позиция, которую хочет продемонстрировать в своем образе рассказчика Пушкин)
часто заметны и являются естественным дополнением к содержанию произведения. В
«Сказке о мертвой царевне» Пушкин предстает в образе народного сказителя – он
использует в своей авторской речи народные обороты речи, просторечные
выражения, прибаутки и фразеологизмы из народного фольклора. Также Пушкин
использует в своей авторской речи формы слов, правила словосочетания и
словообразования, принятые в народной речи («нраву кроткого такого») – это
приближает его к образу рассказчика из народа. При этом автор открыто
сочувствует главным положительным героям – его позиция выражается в ласковых
выражениях, эпитетах и сравнениях, которыми автор наделяет царевну –
«душа-девица» «милая» (это прилагательное часто используется в описании красоты
героини, что подчеркивает характер ее привлекательности – красота не только
совершенная, но и притягивающая, вызывающая симпатию и любовь), при этом, если
в описании царевны Пушкин использует ласковые и в то же время возвышенные
выражения, то в описании мачехи преобладают экспрессивно-негативные тона
народной речи, автор называет ее «бабой гневной», намекая на ее грубую сущность
под изящной оболочкой. Эмоциональный тон рассказа от имени автора меняется по
ходу повествования – в начале, где описывается любовь царя и царицы, смерть
царицы и рождение царевны, тон лирический с оттенками грусти, затем, при
появлении мачехи авторский тон сменяется настороженностью в сочетании с легкой
иронией, затем проявляется тревожность с элементами ужаса в момент нападения на
царевну и дальше, в описании жизни царевны в тереме богатырей в голосе автора
снова звучат лирические интонации, на этот раз более радостные, однако в них
проглядывает тревога, которая нагнетается в связи с нарастанием напряжения в
сюжете в момент готовящегося покушения. Наконец, после смерти царевны голос
автора полон грусти, которую сменяет воодушевление борьбы при переходе сюжета к
путешествию царевича Елисея. В финале, после высшего драматического напряжения
безнадежности и осознания неотвратимости смерти, в момент воскрешения царевны в
авторском тоне звучит торжество. Все это показывает неравнодушие авторской
позиции и вовлеченность рассказчика в повествования, создает эффект участия
автора в описываемых событиях что является одной из характерных черт русского
фольклора.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Арзамасцева И.Н.
Детская литература. – М., 2005
2. Капица Ф.С. Колядич
Т.М. Русский детский фольклор. – М., 2002
3. Манн Ю. В. Поэтика
русского романтизма. — М., 1976
4. Минералова И.Г.
Детская литература. – М., 2002
5. Пропп В. Я.
Исторические корни волшебной сказки. – М., 2001
Анализ сказки Пушкина «О мертвой царевне и о семи богатырях»
Анализ сказки Пушкина «О мертвой царевне и о семи богатырях»
Знакомая всем с детства сказка А.С.Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях» описывает чудеса любви, доброты, нравственности, верности.
В центре произведения поставлен конфликт между молодой царевной и ее мачехой, прекрасной царицей. Конфликт возникает из-за ревности царицы к своей падчерице.
Прекрасная царица хочет быть единственной красавицей во всем «белом свете». Стремясь в этой цели, она полностью забывает о таких качествах как доброта, порядочность, отзывчивость. Подрастающая молодая царевна становится главной конкуренткой перед поставленной задачей, стать «всех красивей, всех милей».
Гоняясь за званием «самой красивой» царица идет на преступление, забывая обо всем. Она слишком «своенравна и горда», чтобы думать о других. Царица враждебно относится ко всему своему окружению.
Когда узнает, что служанка не убила в лесу молодую царевну, и та спокойно живет среди 7 богатырей, решается на преступление. Царица хочет отравить молодую царевну. В своем порыве быть «самой, самой» решает убить молодую девушку, что в результате у царицы не получилось.
Обладая решимостью, царица в то же время не уверенна в себе. Ей требуются похвалы «зеркальца» в своей красоте, неповторимости. Когда она узнает от зеркала, что падчерица жива и здорова, то ее сердце разрывается на части от ужаса, царица умирает.
Воскресшая прекрасная молодая царевна, обладающая добродетелью, кротостью, отзывчивостью, верностью, становится женой царевича Елисея. Царевну все любят отец, каждый из 7 богатырей рад взять ее в жены, царевич Елисей. Но она остается верной своему возлюбленному, ждет, когда Елисей отыщет свою невесту. В конце сказке они играют пышную свадьбу.
Как и во всех сказках, в данном произведении зло наказывается, добро побеждает.
Сказка А.С.Пушкина учит нас добру, что нельзя ради красоты, карьеры, пренебрегать важнейшими качествами людей, нельзя «перешагивать через людей». Только доброта, понимание, взаимовыручка, дружба, любовь могут творить чудеса не только в сказках, но и в реальной жизни.
Читать сказку о мертвой царевне и о семи богатырях
Другие сказки про царевну