Цели урока:
- Познакомить ребят со сказкой;
- Учить ребят видеть в тексте и выделять главное;
- Вырабатывать навыки анализа произведения;
- Развивать технику чтения;
- Воспитывать любовь к книге.
Оформление урока:
На доске: репродукции картин из различных
сказок;
Книги: сказки народов мира.
Эпиграф: “Сказка – ложь, да в ней намёк,
добрым молодцам урок.”
А.С.Пушкин
Ход занятия
Слово учителя: – Сказка – это
любимый вид устного народного творчества,
который любят и дети, и взрослые. Попадая в мир
любой сказки, мы как будто являемся действующим
лицом этого произведения, вместе с героями
отправляемся в путешествие, погружаясь в
волшебный мир…
Сегодня мы, ребята, проведём урок
внеклассного чтения по сказке народов Северного
Кавказа “Общее счастье”. На уроке мы должны с
вами показать, как мы читаем, какими навыками
анализа текста уже владеем. Сказку вы должны были
дома прочитать. А на уроке мы её проанализируем.
Слово учителя: – Давайте вспомним на
какие 2 вида делятся сказки?
(Сказки делятся на литературные и
народные)
– Чем они отличаются?
(Литературные сказки пишут писатели, а
народные создаёт народ, передавая их из уст в
уста…)
– На какие 3 разряда делятся сказки?
(Сказки делятся на 3 разряда: волшебные,
сказки о животных, бытовые сказки…)
Слово учителя: Обратите внимание,
ребята, на доску, перед вами репродукции картин
сказок, которые вы изучали в начальной школе.
Слово учителя: Сказки, загадки,
пословицы, поговорки – являются устным народным
творчеством, иначе фольклором.
Обратимся к словарной работе:
Фольклор – искусство народа.
Домочадцы – люди, живущие в одном доме.
Хадзар – дом.
Невестка – жена брата, жена сына.
Работа с текстом.
Учитель: Расскажите, ребята, о жизни
большой семьи до того момента, как в ней наступил
разлад.
Учитель: – Какие неписанные правила
соблюдались и взрослыми, и детьми?
(Отец распоряжался, сыновья всё
исполняли. Всем дела хватало. Все были довольны.
Все были при деле.)
Учитель: – Как вы понимаете слово
“разлад”?
(Нет счастья в доме, не слышно песен,
веселья, только ругаются все…)
Учитель: – В чём проявился разлад в
семье старика?
(Каждый жил только для самого себя, не
замечая других… Каждый только делает то, что
прячет от других всё, что попадётся под руку…)
Учитель: – Найдите в тексте описание
разлада в семье и зачитайте.
(И вот пришла беда…)
Учитель: – Что же случилось в доме
старика? Найдите в тексте описание и зачитайте.
– Кто же виновен в разладе?
(В разладе виновны все члены семьи,
стали жить для себя…)
Учитель: – Кто решает исправить
положение семьи?
(Исправить положение семьи решил самый
старший член семьи – старик…)
Учитель: – Что он для этого сделал?
Найдите в тексте встречу старика со счастьем.
Зачитайте.
– Почему счастье покинуло дом старика?
(Оно обиделось на членов семьи, потому
что каждый живёт для себя, не думая о других,
счастье решило, что в этом доме ему места нет…)
Учитель: – Что же сделал старик,
чтобы вернуть счастье в дом? Найдите в тексте и
зачитайте.
Учитель: – Почему просьбу младшей
невестки счастье не могло выполнить?
(Невестка попросила общую жизнь, общую
работу и любовь друг к другу, чего не было в
семье… “Уговаривал старик счастье, но оно не
соглашалось выполнить желание молодой
невестки”)
Учитель: – И как же счастье
вернулось в семью? Зачитайте со слов “На другой
день…”
– Какие слова стали главными в семье?
(Наша работа, наше дело, наши дети.)
Учитель: – Что же нужно для того,
чтобы в семье жило счастье?
(Каждому члену семьи нужно заботиться
не только о себе, а обо всех, быть добрым,
отзывчивым…)
Вывод: Только сообща, общими усилиями,
можно сделать жизнь в семье счастливой. От
каждого члена семьи зависит счастье в доме.
Обращение к эпиграфу:
Учитель: – Как вы понимаете слова
эпиграфа?
(В каждой сказке заключён скрытый
смысл, любая сказка учит нас добру, честности,
справедливости, взаимопониманию, состраданию…)
Учитель: – На выставке у нас
книги, с которыми можно познакомиться в школьной
библиотеке. Это сказки народов мира.
Учитель: – У каждого из вас лежит на
столе альбомный лист, карандаши, фломастеры.
Нарисуйте эпизод сказки, который вам понравился
Урок русского языка в 5 классе «Общее счастье»
Статья отнесена к разделу: Преподавание русского языка
Автор: Любезнова Ю.В.
Должность: учитель русского языка и литературы
Место работы: МБОУ СОШ №35 г. Нижний Новгород
Тема урока: Сочинение на тему : «Общее счастье»
Цели урока:
— обучение написанию сочинения на заданную тему;
— способствовать формированию дискуссионных коммуникативных навыков, умение анализировать текст (стратегия чтения с остановками);
— развитие творческих способностей учащихся, мышления, внимания;
— воспитание уважения к своим близким, семье.
Ход урока:
Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.
Л.Н.Толстой
I Вступительное слово учителя:
Очень люблю, когда все собираются,
Белою скатертью стол накрывается.
Бабушка с мамой, папа и я,
Мы называемся вместе семья.
— Ребята, тема нашего урока «Общее счастье». Эпиграфом к нашей теме послужат слова Л.Н.Толстого…
Зачитываю эпиграф
— Как вы понимаете данное выражение, объясните своими словами (ответы учащихся)
— Что такое семья? (ответы учащихся).
-Познакомимся с определением из словаря: «Семья – это основанная на браке или родстве группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью.
— Это сложное определение. Мы должны отметить, что семья – это группа людей, которые живут под одной крышей, вместе, ведут совместное хозяйство, заботятся друг о друге и защищают друг друга.
— Сегодня мы познакомимся со сказкой из фольклора народов Северного Кавказа, которая называется «Общее счастье». О чём может быть сказка с таким названием?
(ответы учащихся)
— А что значит счастье для вас? Запишите ответы в тетрадь.
Счастье для меня – это…
II Словарная работа
— Составьте словосочетания с прилагательным «счастливый» и с существительным «счастье». Объясните их смысл. Определите вид словосочетаний.
III Чтение I части сказки.
Жили-были муж и жена. И родилось у них ни много, ни мало – тринадцать сыновей. Выросли сыновья. Отец и мать нашли им невест и сыграли не одну, сразу тринадцать свадеб.
И стали они жить да поживать.
Отец распоряжался, сыновья все исполняли: кто работал в лесу, кто в доме, кто на лугу, а кто в саду. Всем дела хватало. Все были довольны. Все были при деле.
Сколько времени они так прожили, кто их знает. У каждого из тринадцати братьев родилось по тринадцати сыновей.
Маленькие дети росли, росли, да и выросли. Пришла пора женить их. И поженили. Сто шестьдесят девять невест привели в дом. Не одну свадьбу – сто шестьдесят девять свадеб сыграли они.
Пришло время, и у молодых тоже родилось по тринадцати сыновей. В доме старика и старухи так много стало людей, что и не перечесть. Столько народу в доме, что и большому селению впору.
Всего было вдоволь у старика и старухи: отары овец и коз, стада коров и буйволов, табуны лошадей; гусей, индеек, кур и уток без счету; закрома полны ячменем и пшеницей; кадушки сыра девать некуда.
— Как вы думаете, что это была за семья? (ответы учащихся)
Чтение II части сказки
И все были счастливы. Смех и песни не умолкали в доме. Все называли друг друга «мое солнышко», говорили друг с другом ласково. Каждый старался лучший кусок отдать другому, каждый хотел, чтобы у другого лучшая одежа была.
Вместе они были богаты и сильны, но подели их на отдельные семьи – и куда все уйдет, не станет ни силы, ни богатства.
И вот пришла беда: разлад в семье. Бывало, никто не скажет «это мое». А говорит:«это наше». А теперь, гляди, каждый норовит взять себе, отнять у другого. «Это мой бык», – говорит один. «Это мой конь», – говорит другой. «За этой козой я ходил, ты не трогай ее», – говорит третий. «Кто выдоил мою корову?» – кричит четвертый. И так во всем. И так каждый день.
Каждый только и делает, что прячет от других все, что попадется под руку, прячет в свой сундук. Каждый кормит и ласкает только своего ребенка, а других не замечает вовсе.
Самый старший в семье, старик отец, видит все, что делается, и сердце у него сжимается от горя. Сидит он в своем кресле дубовом, будто окаменел. Никто и не вспомнит о нем, не покормит, извелся старик. А жена его даже и сидеть не могла, все лежала в постели.
— Что случилось с доброй, счастливой семьёй? (ответы учащихся)
Чтение III части сказки
Как-то под Новый год отец собрал всю семью: и старых и молодых, и мужчин и женщин, даже детей созвал и говорит:
– Слушайте, дети, что я вам скажу: пусть этой ночью ни один не выходит из дома. Если любите меня, исполните мою просьбу.
– Хорошо, – сказали все, – мы исполним твою просьбу, сами не выйдем и других не пустим.
Ночью выпал глубокий снег.
Когда день отделялся от ночи и петухи начали кричать, старик встал с постели, открыл дверь и выглянул на улицу. Видит, след взрослого идет от двери в сторону леса.
Разгневался глава семьи, вернулся к себе в комнату, грузно сел в свое кресло и велел собрать всех домочадцев до единого. Когда все собрались, отец вышел к ним и стал корить:
– Не стыдно ли вам обманывать меня? Все как один обещали мне, что никто не выйдет за дверь, а сами нарушаете свое слово.
– Клянемся солнцем, землей и небом, что ни мы, ни дети этой ночью не выходили.
– Ну ладно, посмотрим, – сказал отец. – Я узнаю, правду ли вы говорите.
— Как вы думаете, правду ли сказали домочадцы? Кто мог выйти из дома и зачем? (ответы учащихся)
Словарная работа
Домочадцы – это люди, которые живут в одной семье (запись в тетрадь)
Чтение IV части сказки
Старик взял топор под мышку и пошел по следу. Шел он, шел и пришел в дремучий лес. След довел его до высокого толстого дерева и оборвался. Под деревом лежали пышные сугробы снега: там было теплее, чем в доме у старика. Как же узнать, кто вышел из его дома? Закутался старик в шубу, остался под деревом на всю ночь, но никого так и не увидел. Тогда старик решил свалить дерево. Не долго думая, сбросил шубу и стал подрубать его. Рубит острым топором, и щепки во все стороны летят. Подрубил дерево уже до половины, вдруг кто-то сверху спрашивает его:
– Что ты делаешь, старик, зачем дерево валишь зря?
– А ты кто такой?
– Я Общее Счастье твоей многолюдной семьи.
– Почему же ты сидишь в лесу?
– Где же мне сидеть? Пришлось бежать из твоего дома. Никто в семье больше обо мне не думает, никто со мной не считается. Позабыли меня, тебя тоже забыли. У них только и заботы, что о себе и своих детях. Сам посуди, как же мне оставаться в твоем доме? Где каждый думает только о себе, там мне места нет.
Старик согласился:
– Твоя правда. В моем доме каждый думает о себе и часто даже во вред другому. Но ты уважь старика, вернись обратно. Сколько хватит сил, я помогу тебе, чтобы не о себе думали, а обо всех, о всей семье.
– Не могу я вернуться в твой дом. Но зато я другим тебя уважу: я дам каждому из твоих домочадцев то, что он у меня попросит. Пусть только каждый просит что-нибудь одно.
Старик выслушал Счастье, подумал, подумал и сказал:
– Поклянись небом и землей, что ты непременно дашь каждому из моих домочадцев то, что у тебя попросят.
Целый день шел старик и только вечером пришел, кинул топор в угол, а сам, сердитый, сел в свое кресло. Забеспокоились, забегали его сыновья, внуки, правнуки, праправнуки и жены их, и дети их.
– Что с нашим дедом? – говорят.
– Где он был ночью?
– Не болен ли?
– Не сердит ли на нас?
– Может быть, голоден?
– А может, нездоров?
И каждый старается угодить старшему в семье – отцу всех, тому, кто всю жизнь провел в труде, больше думая о других, чем о себе.
А старик рассказывает:
– Счастье наше ушло от нас. И просьбы не помогли: не хочет возвращаться. Хорошо ли это?
Никто не сказал «хорошо», но зато наперебой стали спрашивать:
– Почему Счастье обиделось? Что оно говорит?
А старый отец на это отвечает:
– Потому, что вы больше не слушаетесь меня, вашего старшего. Каждый стал думать только о себе. Все говорите: «мое», «мое», а не «наше». Нам большой дом нужно строить, ведь погляди, сколько вас стало, а строить никто не хочет, каждый говорит: «Себе я построю, другим не хочу». А Счастье так говорит: «Где не хотят общего добра, а один тянет себе, другой себе, там нет места счастью. Разве у вас есть место для меня?»
Все молча слушали слова старика. И каждый думал про себя: «Правду говорит Счастье».
— О какой правде говорило Счастье? (ответы учащихся)
— Как вы думаете, что каждый домочадец попросит у Счастья?
Чтение V части сказки
Один хотел бы получить у Счастья двух быков, другой – коня, третий – оружие. Те хотят побольше ячменя или пшеницы, новых чувяков или одежды, меч или лук со стрелами.
Так все сказали старому деду, кто чего хочет. Только одна молодая невестка ни слова не промолвила. Тогда обычай был такой: при старших невесткам нельзя было разговаривать. Вот она и стояла молча. Ее тоже спросили, чего она хочет. Свою просьбу она прошептала мальчику, а мальчик сказал громко: «Пусть Счастье даст нам общую жизнь, общую работу и любовь друг к другу».
И все улеглись спать.
— Исполнит ли Счастье просьбу каждого? (ответы учащихся)
— Как вы думаете, чем закончится сказка?
( В тетради учащиеся записывают свои «прогнозы» и аргументы). Прослушивание ответов.
Чтение VI части сказки
На рассвете встал старик с постели, взял топор и отправился в дремучий лес. Долго шел старик – целый день. И к вечеру дошел до большого дерева, принялся подрубать то дерево.
– Что тебе нужно от меня? – опять спросил кто-то с дерева.
Это Счастье говорило.
Старик передал ему слово в слово просьбу каждого, а под конец слова молодой невестки.
Голос с дерева так отвечает старику:
– Все я исполню. Одно только не могу исполнить: просьбу твоей молодой невестки. Она просит общую жизнь, общую работу и любовь друг к другу. А это все вместе – я само.
Сколько ни упрашивал старик, Счастье все одно и то же: «Не могу исполнить просьбу твоей молодой невестки».
– Ты же мне поклялось небом и землею, что исполнишь все, о чем попросят мои домочадцы. Тогда почему ты не исполняешь просьбу молодой невестки? Клятву нарушаешь? А может, ты нарочно рассорило мою семью?
– Что с тобой поделаешь! – отвечает голос с дерева. – Я дало клятву и не в силах ее нарушить. Ступай себе домой, а там видно будет.
– Будь здорово, – сказал старик, надел шубу, взял топор и отправился обратно.
На другой день все до одного приступили к работам с самого рассвета. Кто рубит лес, кто возит бревна для нового дома. Кто корм задает овцам, быкам и коровам, буйволам, верблюдам и коням. Кто чистит хлев, кто – двор. Кто печет пироги, кто шьет, кто песни поет, кто детям сказки рассказывает, а кто кормит маленьких.
Каждый старается сделать свою работу лучше и быстрее, чем другие.
Все стали говорить: «наша работа», «наше добро», «наши дети». А слово «мое» будто вовсе и не знали.
Днем вся семья работает не уставая. А как вечер наступит, новый большой дом наполняется людьми, веселыми и добрыми. Счастье навсегда поселилось в большой семье. И было то Счастье для всех единым. Общим Счастьем было оно.
Обсуждение сказки.
— Понравилась ли вам сказка? Какие выводы можно сделать по сказке? Какова тема сказки? ( Сила единства людей)
IV Запись и обсуждение высказываний мудрых людей.
Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей.
(Д.Дидро)
Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное.
(Платон)
V Составление плана к сочинению «Общее счастье»
-
Какая проблема рассматривается в сказке «Общее счастье»?
-
Что для меня значит быть счастливым человеком?
-
Что бы вы попросили у Счастья?
-
Что вы делаете для того, чтобы из вашей семьи не уходило счастье?
-
Прокомментируйте сделанные вами выводы из сказки?
VI Домашнее задание: написать сочинение по плану, используя афоризмы мудрых людей, стихотворения и др.
Здесь представлен конспект к уроку на тему «Общее счастье», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: Русский язык (5 класс). Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые,
Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.
Урок развития речи в 5 классе
Тема «Общее СЧАСТЬЕ», из фольклора народов Северного Кавказа»
(Учитель первой категории русского языка и литературы Контарёва Татьяна Николаевна , МБУ Тоора-Хемская СОШ ,Тоджинский район, Республика Тыва)
Цели:
Предметные: закрепить представление пятиклассников о сказках как сокровищнице народной мудрости, о поучительности как жанровом признаке сказки.
Познавательные: умеют извлекать и выделять необходимую информацию из прослушанного текста.
Регулятивные: умеют анализировать прозаический текст.
Коммуникативные; умеют выразительно читать вслух и понимать прочитанное.
Личностные: побудить учеников к размышлению о том, что такое счастье и когда его можно назвать настоящим, полным; о том что люди несут ответственность за происходящим вокруг них.
Оборудование: текст сказки, карточки –задания, словарики по тексту;
Ход урока:
*Вступительное слово учителя;
*Чтение текста учителем;
*Аналитическая работа по тексту;
*Итоговая творческая работа по тексту;
*Объяснение домашнего задания
1.Вступительное слово учителя
Чаще всего мы с Вами желаем друг другу счастья. Мечтаем о счастье. А что такое- СЧАСТЬЕ?
Каким ОНО бывает? Как ЕГО добиться? Как остаться счастливыми?
Подумаем вместе над этими вопросами, когда будем читать сказку «Общее Счастье».
Эта сказка передавалась из уста в уста, из поколения в поколение народами, живущими на Северном Кавказе.
2. Чтение сказки учителем.
3.Аналиттическая работа по тексту.
1.Была ли счастлива семья старика в начале сказки? В чём это проявилось? Прочитайте строки, в которых описывается счастливая жизнь большой семьи. (стр 17-18 –начало)
2.В доме старика народу « столько, что большому селению впору». КАК вы понимаете эти слова? Почему он не отделяет своих взрослых сыновей и внуков? КАК это объясняется в сказке?(Их семья сильна единством: «Вместе они были богаты и сильны, а подели их на отдельные семьи…») (дети зачитывают из текста).
3.Какое значение и само слово «разлад»? Прочитайте , в чём проявился разлад в семье старика (Разлад-1: Отсутствие порядка, согласованности. (Дети смотрят в словариках).
2.(Раздор, разногласие)
Согласны ли Вы с тем, что разлад в семье –это БЕДА?
(Дети читают со слов «И вот пришла беда…»до слов»..Случалось, что и не своим детям подзатыльники раздавали»)
4. В семье каждого сына всего было достаточно.
— Чувствовали ли они себя счастливыми от того , что у каждого был полон его собственный сундук?
-Почему? ( Нет , при отсутствии согласия, доброжелательности в семье их и богатство не радовало. Богатство само по себе не приносит ни счастья, ни несчастья.)
5. –Почему Общее Счастье покинуло семью старика?
Представьте себе, что вы услышали такие ответы:
-Мне кажется , что Общее счастье ушло из дома старика, потому что в начале сказки слишком часто повторяется число 13. Это число считается несчастливым.
-Нет, причина в другом. В доме старика было слишком много народа, вот они и мешали друг другу.
-Да, я согласен , что дети и внуки не слышали друг друга, так как их было очень много.
Правильно ли ребята объясняют причину ухода Общего Счастья? Если у вас возникло иное мнение , выскажите его и мы обсудим в классе.
6. Сказка называется «Общее Счастье». Можно ли сказать, что Общее Счастье – главное действующее лицо произведения? ( Нет, главное действующее лицо –старик. На нём самая большая доля ответственности за то, что происходит в семье, за её счастье: он- старший, он им всем ОТЕЦ).
7. -Что старик делает для того, чтобы все вновь ощутили себя единой большой семьёй?
-Правильный ли путь он выбрал? (Он даёт возможность каждому ощутить свою долю ответственности за будущее всей семьи. Счастье семьи зависит не от одного человека, а от всех, но и один человек может сделать многое для всех).
(Важно , чтобы дети поняли: все люди несут ответственность за то, что происходит вокруг)
8-Как вы думаете, почему Общее Счастье захотело помочь старику?
-Что означают слова Общего Счастья « я тебя уважу»: уважение к возрасту старика или к усилиям по сохранению семьи? (Оба варианта верны, но в разной степени. Общее Счастье знает и ценит усилия старика по сохранению семьи и поэтому хочет его поддержать, утешить и мтем самым сгладить свой отказ).
9.Уважают ли старика его домодчадцы?
-В чём это проявляется?
-Проследите по тексту сказки, как и почему изменяется отношение родных к старику.
-Постарайтесь обосновать своё мнение, пересказав соответствующие эпизоды
( В пересказе нужно отразить , как домодчадцы ответили на просьбу старика не выходить из дома («сказали все»);
2) они «забеспокоились», «забегали», когда старик первый раз вернулся из леса;
3)домодчадцы согласились со словами старика после его разговора с Общим счастьем;
4) « вся семья прибежала к нему», когда он вновь вернулся из леса.)
10 . Во время рассказа старика о его разговоре с Общим Счастьем все домодчадцы думали про себя: «Правду говорит Счастье». Означало ли это, что они сразу же изменили своё отношение к семье? ( Нет сразу после этого они все ещё просили богатства для себя лично Переход от мыслей только о себе и своих интересах к заботе о других – ТРУДНЫЙ и ДОЛГИЙ ПРОЦЕСС).
11. –Найдите в тексте эпизод, в котором домодчадцы высказывают свои просьбы Общему Счастью?
-Перечитайте просьбу младшей невестки.
-Как вы понимаете её слова?
-Согласны ли Вы с тем, что «общая жизнь, общая работа и любовь друг к другу» и есть Общее Счастье?
12. Вернулось ли Общее Счастье в семью старика
-Докажите правильность своего вывода.
( Да. Счастье вернулось в дом старика. Доказательствами служат те изменения в лучшую сторону, которые произошли в семье).
13. Как вы думаете, благодаря чему Счастье вернулось в ДОМ СТАРИКА: благодаря волшебству или благодаря усилиям людей.?
-Объясните свою точку зрения. (Счастье вернулось благодаря людей. Они сами захотели быть счастливыми, своим трудом – физическим и душевным — добились счастья.)
!4 (стр 23 текста) Прочитайте АФОРИЗМЫ. (Учитель читает вместе с детьми со слайда)
— Согласны ли вы с выраженными в них мыслями?
— Совпадают ли они с теми выводами, которые мы сделали по сказке «Общее Счастье?
— О чём это свидетельствует? ( Да, афоризмы в основном совпадают с выводами. Это свидетельствует о том, что идеи , выраженные в сказке выстраданы многими народами).
АФОРИЗМЫ:
Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей (Д дидро)Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное. (Платон)При соединении и малое растёт, при раздоре и величайшее распадается.(Саллюстий)
15. Если есть общее счастье семьи, может быть, есть и общее счастье всего нашего мира?
— В чём. По-вашему мнению, оно состоит?
-Как его добиться?
ИТОГОВАЯ ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА (№3, стр 23 текста)
Напишите развёрнутый ответ на один из вопросов?
Согласен ли ты с тем, что счастье может быть только общим?Что бы ты попросил у Общего счастья ты?Что ты делаешь для того, чтобы из вашей семьи не уходило счастье?Представь себе, что не было бы этого мудрого старика –отца или он не смог бы вернуть Общее счастье. Что бы тогда произошло?
ВЫВОДЫ: Мы все с Вами живём в одном большом Доме: нашем Мире -планете Земля. Мы не можем надеяться на сказочное Общее Счастье, которое помогло бы создать общую жизнь, общую работу и любовь друг к другу. Но если мы будем чувствовать свою ответственность за то, что происходит в нашем Доме, будем стремиться строить будущее с учётом интересов и мнений людей, нам удастся создать новый Дом – Мирр, в котором захочет поселиться Общее Счастье.
Объяснение домашнего задания. (№4, стр 23)
1.Рассскажите эту сказку дома членам своей семьи и спросите, согласны ли ваши домашние с выводами, сделанными на уроке.
2.известны ли вам сказки других народов мира, в которых говорится о силе единства людей? Назовите их.
3 Приведите примеры пословиц и поговорок о счастье.
Литература:
1.Вокруг тебя –мир..(методические рекомендации )5 класс; М.»Наука»,1996г
2.Вокруг тебя-мир (книга для ученика)5 класс, М, «Наука»,1996г.
Внеклассное чтение по сказке «Общее счастье». 5-й
класс
Цели урока:
1. Познакомить ребят со сказкой;
2. Учить ребят видеть в тексте и выделять главное;
3. Вырабатывать навыки анализа произведения;
4. Развивать технику чтения;
5. Воспитывать любовь к книге.
Оформление урока:
На доске: репродукции картин из различных сказок;
Книги: сказки народов мира.
Эпиграф: “Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.”
Ход занятия
А.С.Пушкин
Слово учителя: – Сказка – это любимый вид устного народного творчества, который любят и дети, и взрослые.
Попадая в мир любой сказки, мы как будто являемся действующим лицом этого произведения, вместе с героями
отправляемся в путешествие, погружаясь в волшебный мир…
Сегодня мы, ребята, проведём урок внеклассного чтения по сказке народов Северного Кавказа “Общее счастье”.
На уроке мы должны с вами показать, как мы читаем, какими навыками анализа текста уже владеем. Сказку вы
должны были дома прочитать. А на уроке мы её проанализируем.
Слово учителя: – Давайте вспомним на какие 2 вида делятся сказки?
(Сказки делятся на литературные и народные)
– Чем они отличаются?
(Литературные сказки пишут писатели, а народные создаёт народ, передавая их из уст в уста…)
– На какие 3 разряда делятся сказки?
(Сказки делятся на 3 разряда: волшебные, сказки о животных, бытовые сказки…)
Слово учителя: Обратите внимание, ребята, на доску, перед вами репродукции картин сказок, которые вы
изучали в начальной школе.
Слово учителя: Сказки, загадки, пословицы, поговорки – являются устным народным творчеством, иначе
фольклором.
Обратимся к словарной работе:
Фольклор – искусство народа.
Домочадцы – люди, живущие в одном доме.
Хадзар – дом.
Невестка – жена брата, жена сына.
Работа с текстом.
Учитель: Расскажите, ребята, о жизни большой семьи до того момента, как в ней наступил разлад.
Учитель: – Какие неписанные правила соблюдались и взрослыми, и детьми?
(Отец распоряжался, сыновья всё исполняли. Всем дела хватало. Все были довольны. Все были при деле.)
Учитель: – Как вы понимаете слово “разлад”? (Нет счастья в доме, не слышно песен, веселья, только ругаются все…)
Учитель: – В чём проявился разлад в семье старика?
(Каждый жил только для самого себя, не замечая других… Каждый только делает то, что прячет от других всё,
что попадётся под руку…)
Учитель: – Найдите в тексте описание разлада в семье и зачитайте.
(И вот пришла беда…)
Учитель: – Что же случилось в доме старика? Найдите в тексте описание и зачитайте.
– Кто же виновен в разладе?
(В разладе виновны все члены семьи, стали жить для себя…)
Учитель: – Кто решает исправить положение семьи?
(Исправить положение семьи решил самый старший член семьи – старик…)
Учитель: – Что он для этого сделал? Найдите в тексте встречу старика со счастьем. Зачитайте.
– Почему счастье покинуло дом старика?
(Оно обиделось на членов семьи, потому что каждый живёт для себя, не думая о других, счастье решило, что в
этом доме ему места нет…)
Учитель: – Что же сделал старик, чтобы вернуть счастье в дом? Найдите в тексте и зачитайте.
Учитель: – Почему просьбу младшей невестки счастье не могло выполнить?
(Невестка попросила общую жизнь, общую работу и любовь друг к другу, чего не было в семье… “Уговаривал
старик счастье, но оно не соглашалось выполнить желание молодой невестки”)
Учитель: – И как же счастье вернулось в семью? Зачитайте со слов “На другой день…”
– Какие слова стали главными в семье?
(Наша работа, наше дело, наши дети.)
Учитель: – Что же нужно для того, чтобы в семье жило счастье?
(Каждому члену семьи нужно заботиться не только о себе, а обо всех, быть добрым, отзывчивым…)
Вывод: Только сообща, общими усилиями, можно сделать жизнь в семье счастливой. От каждого члена семьи
зависит счастье в доме.
Обращение к эпиграфу:
Учитель: – Как вы понимаете слова эпиграфа?
(В каждой сказке заключён скрытый смысл, любая сказка учит нас добру, честности, справедливости,
взаимопониманию, состраданию…)
Учитель: – На выставке у нас книги, с которыми можно познакомиться в школьной библиотеке. Это сказки
народов мира.
Учитель: – У каждого из вас лежит на столе альбомный лист, карандаши, фломастеры. Нарисуйте эпизод
сказки, который вам понравился