Общепризнано что человеку не хватает толерантности сочинение

Сочинение на ЕГЭ по русскому языку

Текст 1
(І)Общепризнанно, что человечеству не хватает толерантности, а проще говоря, взаимоуважительного, благоже-лательно-терпимого отношения людей друг к другу. (2)Из-за такого дефицита происходит много бед. (З)Казалось бы, так просто — живи и давай жить другим, имей свой образ жизни, веруй, выражай частным образом и публично свое мировоззрение, признай право других на то же самое, и все будет хорошо. (4)Но почему-то не получается. (5)Очевидно, проблема терпимости и нетерпимости затрагивает какой-то глубокий уровень подсознания, и никакие рационалистические доводы разума часто не действуют.
(6)Есть    известное еще из глубокой древности «золотое правило нравственности»: «не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе».
(7)Если    продумать все последствия практического исполнения этого правила, то легко заметить, что оно является в значительной степени основой всего современного законодательства, которое, конечно, охватывает не только межличностные отношения. (8)Из этого правила следует и необходимость терпимого отношения к другим людям, к разнообразию культур, религий, национальностей. (9)«Не хочешь, чтобы тебе промывали мозги — тогда и сам не занимайся этим по отношению к другим», «не хочешь, чтобы тебе затыкали рот — не затыкай его другим», «не хочешь, чтобы тебя гнали за веру — сам не гони других» и т.п.
(10)Дело значительно усложняется, когда мы переходим от межличностных отношений к отношениям между безличностными структурами религиозных, общественных, политических и экономических организаций, а также к их отношению к человеческой личности. (11)В этом случае очень легко личность принести в жертву какой-либо групповой, политической и т.п. целесообразности. (12)В современном обществе идет постоянная борьба между так понимаемой целесообразностью и достоинством отдельной человеческой личности.
(13)Государство    по своей природе всегда тяготеет к манипулированию обществом, людьми, т.е. к тоталитаризму, к рассматриванию людей как винтиков большого Левиафана.
(14)Гражданское    общество, правозащитные организации особенно методически противостоят этой тенденции, отстаивают право личности не быть только клеточкой большого целого, отстаивают права отдельного человека.
(15)Образно говоря, толерантность — это хрупкий цветок в политической культуре современного общества.
(В. Новик)

Сочинение
Мы все живем в одном обществе, но в то же время мы разные, со своими взглядами и привычками, традициями и нравственными ценностями.
Людей, конечно же, волнуют вопросы межличностных отношений, так как каждый из нас в них участвует. Публицист В. Новик обращается к злободневной проблеме толерантности. Как часто людям не хватает взаимоуважения, благожелательности, доброты по отношению друг к другу. Нас могут раздражать национальность, религиозные убеждения и даже внешность другого человека. Но ведь и мы, возможно, кого-то раздражаем. Автор считает, что следует придерживаться «золотого правила нравственности»: «не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе». Я разделяю мысль писателя о том, что толерантными должны быть не только люди, но и государство по отношению к своим гражданам.
Вся мировая литература посвящена исследованию человеческих отношений. Первый русский психологический роман «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова исследует логику поведения главного героя Григория Печорина. Вторгаясь в чужую жизнь, он делает людей несчастными, но и сам испытывает мучительное разочарование во всем. Он становится виновником гибели Бэлы, не дает счастья Вере, обижает холодностью Максима Максимыча. Этот литературный герой напоминает современных молодых людей, эгоистично разрушающих жизнь тех, кто оказывается рядом. Они не ценят ни любовь, ни дружбу, они ничем не хотят жертвовать для других. В моем окружении встречаются такие люди, которым чуждо понятие «толерантность», а самоутверждаются они за счет более слабых. Но при этом они не выглядят сильными и счастливыми.
Автор статьи учит: «Живи и давай жить другим,… признавай право других». Следовать этому правилу в цивилизованном толерантном обществе должен каждый.

Текст 2
(1)Есть слово, сегодня довольно модное, — «толерантность». (2)Именно толерантность, а не терпимость, что было бы по-русски. (З)При выяснении того, чем толерантность лучше нашей родной терпимости, приходится согласиться, что российская терпимость наша ассоциируется с народным «долготерпением» и «бессмысленным вечным испугом», о котором писал Н.А. Некрасов. (4)Иноязычная же «толерантность», обозначая то же понятие, раскрывает двери свободному приятию чужих ценностей, делает нас ответственными за свои выборы и предпочтения гражданами.
(5)Сегодня нам нужно быть толерантными, нужно изучать свое наследие и принимать чужое. (б)Нужно быть воистину детьми XXI века. (7)Чтобы избавиться от националистических предрассудков и ненависти, чтобы повернуться к миру с доверием, необходимо обратиться к собственным истокам. (8)И здесь целесообразно вновь вспомнить о Пушкине.
(9)Думается, что современность Пушкина, его близость к нам сегодняшним выражается, кроме прочего, в том, что, читая его, общаясь с ним, мы приобретаем ту самую толерантность, без которой не существует позитивного видения современности. (10)По идее это качество должно быть близко и понятно всем россиянам, столетиями живущим в многонациональной стране. (11)На деле же его нам весьма часто не хватает.
(12)Да, безусловно, Пушкин — национальный гений. (13)Однако, будучи человеком высочайшей культуры и образованности, он создавал образы и ситуации из самых различных культур и эпох. (14)Откроем хотя бы «Каменного гостя» — перед нами предстанет Испания с ее чисто испанским колоритом и духом. (15)Возьмем «Сцены из рыцарских времен» — мы мгновенно попадем в средневековую Германию, и с нами будут разговаривать немцы, с присущим только им образом мышления и поведения. (16)«Пир во время чумы» перенесет нас уже в Англию, а «Песни западных славян» — в Сербию. (17)«Подражание Корану» поражает проникновением в психологию человека, кровно связанного с мусульманским Востоком. (18)«Бахчисарайский фонтан» — это поэтически воспетый татарский Крым, а в поэме «Цыганы» мы впервые в нашей жизни узнаем о прекрасном кочевом племени вольных людей, для которых нет законов, но которые «робки и добры душою».
(19)Тот факт, что Пушкину были не чужды иные культуры, что они вдохновляли его, поражали, побуждали к творческому поиску, говорит о том, что для него не существовало примитивного деления людей на «своих» и «чужих». (20)Напротив, мы наблюдаем у Пушкина открытый интерес к новому, еще недостаточно познанному, способность вжиться в иную психологию, как бы сегодня сказали, — менталитет, и виртуозно передать его в таких красках и в такой форме, которые позволяют нам видеть живых людей — немцев, испанцев, французов, итальянцев, арабов — в специфическом, свойственном их эпохе и нации окружении.
(21)Вспомним лишь один отрывок из «Подражания Корану»:
Клянусь четой и нечетой, Клянусь мечом и правой битвой, Клянуся утренней звездой, Клянусь вечернею молитвой…
(22)Мужайся ж, презирай обман, Стезею правды бодро следуй, Люби сирот, и мой Коран Дрожащей твари проповедуй.
(23)Студенты из арабских стран, изучающие русский язык, говорили мне, что в этих стихах очень точно передан ритм и дух мусульманской молитвы.(24) Воистину великие национальные поэты интернациональны.
(25)Именно поэтому памятники Пушкину стоят во многих городах мира, и особенно их много в Европе. (26)Евро-пейцы считают Пушкина своим вовсе не потому, что он был недостаточно русским, а потому, что он был подлинно все-человеком, не приемлющим великодержавное чванство, ненависть и гордыню. (27)Действительно, гений Пушкина объединяет народы, заставляет ощущать свою сопричастность единому духовному началу как источнику света.
(28)Гоголь был, безусловно, прав: Пушкин — человек будущего, и нам еще далеко до его разумного, заинтересованного, открытого и творческого отношения к другим народам и культурам.
(29)Националистически    настроенные силы, делая из Пушкина чуть ли не икону, часто не понимают, что он бы их никогда не поддержал, ибо путь «спасения России» путем насильственного и мстительного избавления от «чуждых», «пришлых», «понаехавших» абсолютно не соответствует светлому и для всех открытому гению Пушкина.
(30)Пушкин    сближает народы и объединяет людей. (31)Думаю, что и вся великая литература и искусство способствуют этому. (32)И если бы люди больше читали, если бы они изучали историю и культуру (хотя бы своей страны), они бы стали терпимее друг к другу. (ЗЗ)Не происходит этого во многом оттого, что, как говорил наш великий поэт, «мы ленивы и нелюбопытны». (34)Однако личность Пушкина преодолевает этот недостаток, учит нас толерантности и чуткому отношению к другим народам и цивилизациям.
(АЛ. Сорин)

Сочинение
Автор статьи, историк А.А. Сорин, поднимает проблему толерантности, полагая, что она является чрезвычайно актуальной в наше драматичное время.
Автор считает, что понятие «толерантность» вошло в русский язык потому, что оно означает свободное принятие человеком чужих культурных ценностей и позитивное к ним отношение. А.А. Сорин убежден, что творчество наших великих современников, и прежде всего А.С. Пушкина, показывает достойный пример толерантности. Журналист подчеркивает, что, будучи высокообразованным человеком, наш великий поэт «создавал образы различных культур и эпох». При этом он гениально вживался в чужой менталитет и мастерски передавал его читателю. Для автора статьи важно, что в личности Пушкина не было национализма и ненависти к другим, напротив, он имел живой, непритворный интерес к представителям разных народов, их традициям.
Главная мысль текста заключается в том, что мы должны читать классику, в том числе произведения А.С. Пушкина, и стремиться воспринять ее нравственные общечеловеческие идеи, стараться следовать им.
Соглашаясь с автором, отмечу, что образование и культура способствуют воспитанию личности человека, делают его толерантным и открытым всему миру гражданином, воспринимающим как свои, так и чужие духовные ценности.
Справедливость высказанной точки зрения подтверждается аргументами из литературы и публицистики.
Обратимся к статье Д.С. Лихачева «Агрессивность бездуховности», в которой крупный ученый и общественный деятель предлагает нам обратиться к русской классике, поскольку она содержит колоссальный духовный потенциал и делает человека добрее, благороднее.
Другим примером может служить главный герой романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» — Юрий. Образ героя, созданный Пастернаком, — это образ чрезвычайно образованного человека, открытого миру, людям, всей Вселенной. Герой Пастернака — творческая личность, поэт, не понятый современниками, но вписавший свое имя в вечность. Юрий Живаго — это образец толерантности, образец духовности.
Таким образом, опыт великой русской литературы учит нас: будьте толерантными и открытыми людьми, это сделает вашу жизнь ярче, добрее, богаче.

Предложения интернет-магазинов

Сочинение ЕГЭ по русскому. Проблема толерантности

  • Категория: Сочинения для ЕГЭ (часть С)

Сочинение

Мы все живем в одном обществе, но в то же время мы разные, со своими взглядами и привычками, традициями и нравственными ценностями.

Людей, конечно же, волнуют вопросы межличностных от­ношений, так как каждый из нас в них участвует. Публицист В. Новик обращается к злободневной проблеме толерантно­сти. Как часто людям не хватает взаимоуважения, благоже­лательности, доброты по отношению друг к другу. Нас могут раздражать национальность, религиозные убеждения и даже внешность другого человека. Но ведь и мы, возможно, кого- то раздражаем. Автор считает, что следует придерживаться «золотого правила нравственности»: «не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе». Я разделяю мысль пи­сателя о том, что толерантными должны быть не только лю­ди, но и государство по отношению к своим гражданам.

Вся мировая литература посвящена исследованию чело­веческих отношений. Первый русский психологический ро­ман «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова исследует логику поведения главного героя Григория Печорина. Втор­гаясь в чужую жизнь, он делает людей несчастными, но и сам испытывает мучительное разочарование во всем. Он становится виновником гибели Бэлы, не дает счастья Вере, обижает холодностью Максима Максимыча. Этот литера­турный герой напоминает современных молодых людей, эгоистично разрушающих жизнь тех, кто оказывается ря­дом. Они не ценят ни любовь, ни дружбу, они ничем не хо­тят жертвовать для других. В моем окружении встречаются такие люди, которым чуждо понятие «толерантность», а са­моутверждаются они за счет более слабых. Но при этом они не выглядят сильными и счастливыми.

Автор статьи учит: «Живи и давай жить другим,… при­знавай право других». Следовать этому правилу в цивилизо­ванном толерантном обществе должен каждый.

Текст

(І)Общепризнанно, что человечеству не хватает толе­рантности, а проще говоря, взаимоуважительного, благоже- лательно-терпимого отношения людей друг к другу. (2)Из-за такого дефицита происходит много бед. (З)Казалось бы, так просто — живи и давай жить другим, имей свой образ жиз­ни, веруй, выражай частным образом и публично свое миро­воззрение, признай право других на то же самое, и все будет хорошо. (4)Но почему-то не получается. (б)Очевидно, про­блема терпимости и нетерпимости затрагивает какой-то глу­бокий уровень подсознания, и никакие рационалистические доводы разума часто не действуют.

(6) Есть известное еще из глубокой древности «золотое правило нравственности»: «не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе».

(7) Если продумать все последствия практического испол­нения этого правила, то легко заметить, что оно является в значительной степени основой всего современного законода­тельства, которое, конечно, охватывает не только межлич­ностные отношения. (8)Из этого правила следует и необхо­димость терпимого отношения к другим людям, к разнооб­разию культур, религий, национальностей. (9)«Не хочешь, чтобы тебе промывали мозги — тогда и сам не занимайся этим по отношению к другим», «не хочешь, чтобы тебе за­тыкали рот — не затыкай его другим», «не хочешь, чтобы тебя гнали за веру — сам не гони других» и т.п.

(10)Дело значительно усложняется, когда мы переходим от межличностных отношений к отношениям между безлич­ностными структурами религиозных, общественных, полити­ческих и экономических организаций, а также к их отноше­нию к человеческой личности. (11)В этом случае очень легко личность принести в жертву какой-либо групповой, полити­ческой и т.п. целесообразности. (12)В современном обществе идет постоянная борьба между так понимаемой целесообраз­ностью и достоинством отдельной человеческой личности.

(13) Государство по своей природе всегда тяготеет к манипу­лированию обществом, людьми, т.е. к тоталитаризму, к рас­сматриванию людей как винтиков большого Левиафана.

(14) Гражданское  общество, правозащитные организации осо­бенно методически противостоят этой тенденции, отстаивают право личности не быть только клеточкой большого целого, отстаивают права отдельного человека.

(15)Образно говоря, толерантность — это хрупкий цветок в политической культуре современного общества.

(В. Новик)

  • Сочинения для ЕГЭ (часть С)

    • Аргументы к сочинению ЕГЭ. В чем должна состоять цель жизни?
      (824)

       

      Л.Н. Толстой — роман-эпопея «Война и мир» (см. «В чем состоит настоящее счастье?»)
      Д.С. Лихачев — «Письма о добром и прекрасном». В сво­ей книге автор размышляет о том, в чем должна состоять жиз­ненная цель человека, показывает ее связь с самооценкой, со счастьем. «Если человек ставит перед собой задачу при­обрести все элементарные материальные блага, он и оцени­вает…

      Подробнее…

    • Аргументы к сочинению ЕГЭ. В чем состоит загадка подлинного таланта? Какова природа гениальности?
      (905)

       

      Трагические судьбы русских гениев — А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, С.А. Есенина, B.C. Высоцкого. Это люди душевно ранимые, тонкие, подчинившие все сферы своей жизни творчеству, таланту. Поэзия стала их образом жизни. Истинный талант всегда имеет противоречивую, двойствен­ную природу. Он становится и смертельным заклятием, и выс­шим божественным даром. Служение искусству…

      Подробнее…

    • Аргументы к сочинению ЕГЭ. В чем состоит загадка русской души? Проблема менталитета русского человека
      (904)

       

      Н.С. Лесков — повесть «Очарованный странник». В этом произведении писатель исследует свойства русской души. «Очарованному страннику» Ивану Флягину суждено пройти через множество испытаний, которыми становятся для него убийство невинного монаха, татарский плен, гибель краса­вицы Груши, участие в войне, скитания по Руси. Постепенно открывается для него истинный…

      Подробнее…

    • Аргументы к сочинению ЕГЭ. В чем состоит загадка таланта художника? Каково воздействие живописи на человеческую душу? Чему должен служить своим искусством настоящий художник?
      (733)

       

      Н. Полевой — повесть «Живописец» (см. «Каким дол­жен быть настоящий писатель, актер, художник?»)

      С. Львов — сборник публицистики «Быть или казаться?».
      В этой книге автор рассказывает о выставке шедевров из зна­менитого мадридского музея Прадо. И с горечью отмечает, что многие пришли на эту выставку, потому что это престиж­но и модно. Однако С. Львов надеется, что…

      Подробнее…

    • Аргументы к сочинению ЕГЭ. В чем состоит настоящее счастье?
      (975)

       

      Л.Н. Толстой — роман-эпопея «Война и мир». В своем романе Л. Н. Толстой утверждает свое понимание счастья как вечного поиска истины, своего места в жизни. Героями, ис­следующими жизнь, события, людей, в романе являются Ан­дрей Болконский и Пьер Безухов. Они мучительно ищут свое собственное место в жизни. По мысли Толстого, только так человек достигает…

      Подробнее…

    • Аргументы к сочинению ЕГЭ. В чем состоит неповторимое очарование русской женщины, ее душевная красота?
      (730)

       

      А.С. Пушкин — роман в стихах «Евгений Онегин». В этом романе А.С. Пушкин создает образ идеальной русской жен- шины — натуры цельной, мечтательной, глубокой. В ней гармонически сочетаются лучшие качества русского харак­тера — простота, поэтичность, искренность, глубина натуры, страстность, верность данному слову. После замужества сча­стье с…

      Подробнее…

    • Аргументы к сочинению ЕГЭ. Внешность человека, красота и безобразие
      (774)

       
      «…Что есть красота и почему ее обожествляют люди?» (Н. Заболоцкий). Какую тайну заключает она в себе и каково воздействие ее на окружающих?

      А.С. Пушкин — стихотворение «Красавица». В этом сти­хотворении заключена мысль о великой силе красоты, о за­ключенной в ней гармонии, тайне. У Пушкина звучит мотив поклонения красоте, она «выше мира и…

      Подробнее…

    • Аргументы к сочинению ЕГЭ. Должен ли быть у молодого человека наставник? Каким он должен быть?
      (617)

       
      С. Рерих — «Мой вечный учитель». Заметки и воспоми­нания С. Рериха. В этих заметках С. Рерих воссоздает образ своего отца Николая Константиновича Рериха, гениального, талантливого и очень порядочного человека. Он пишет: «В ста­ринных книгах часто упоминалось: счастлив тот, кто на сво­ем пути в жизни может встретить мудрого старца. Старца, ко­торый и его направил…

      Подробнее…

    • Аргументы к сочинению ЕГЭ. Как внешний облик человека влияет на его общение с окружающим миром? Проблема противостояния красоты и безобразия. Проблема контраста внешности и внутреннего мира человека.
      (893)

       

      Н. Заболоцкий — стихотворение «Некрасивая девочка».

      Поэт задается вопросом, что такое красота. Он видит девочку- дурнушку, беспечно бегающую по двору с мальчишками. Но при этом она добра, умеет радоваться чужому счастью, в дви­женьях ее — «младенческая фация души». И в финале поэт восклицает: «А если так, то что есть красота И почему ее…

      Подробнее…

    • Аргументы к сочинению ЕГЭ. Как искусство помогает человеку во времена войн, исторических катаклизмов?
      (760)

       
      • Музыка — Д.Д. Шостакович «Ленинградская» симфо­ния (№ 7). Композитор начал писать эту симфонию еще до Великой Отечественной войны, а закончил в 1941 г. Первое исполнение ее состоялось в Куйбышеве в 1942 г., а затем ее стали репетировать ленинградские музыканты. В дни блока­ды некоторые музыканты умерли от голода. Репетиции были приостановлены в декабре. И…

      Подробнее…

Сочинение ЕГЭ. Проблема толерантности.. По В. Новику

  • Категория: Сочинение ЕГЭ

Сочинение по тексту:

Мы все живём в одном обществе, но в то же время мы разные, со своими взглядами и привычками, традициями и нравственными ценностями.

Людей, конечно же, волнуют вопросы межличностных отношений, так как каждый из нас в них участвует. Публицист В. Новик обращается к злободневной проблеме толерантности. Как часто людям не хватает взаимоуважения, благожелательности, доброты по отношению друг к другу. Нас могут раздражать национальность, религиозные убеждения и даже внешность другого человека. Но ведь и мы, возможно, кого-то раздражаем. Автор считает, что следует придерживаться «золотого правила нравственности»: «не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе». Я разделяю мысль писателя о том, что толерантными должны быть не только люди, но и государство по отношению к своим гражданам.

Вся мировая литература посвящена исследованию человеческих отношений. Первый русский психологический роман «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова исследует логику поведения главного героя Григория Печорина. Вторгаясь в чужую жизнь, он делает людей несчастными, но и сам испытывает мучительное разочарование во всём. Он становится виновником гибели Бэлы, не даёт счастья Вере, обижает холодностью Максима Максимыча. Этот литературный герой напоминает современных молодых людей, эгоистично разрушающих жизнь тех, кто оказывается рядом. Они не ценят ни любовь, ни дружбу, они ничем не хотят жертвовать для других. В моём окружении встречаются такие люди, которым чуждо понятие «толерантность», а самоутверждаются они за счёт более слабых. Но при этом они не выглядят сильными и счастливыми.

Другим примером может служить главный герой романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» — Юрий. Образ героя, созданный Пастернаком, это образ чрезвычайно образованного человека, открытого миру, людям, всей Вселенной. Герой Пастернака — творческая личность, поэт, не понятый современниками, но вписавший своё имя в вечность. Юрий Живаго — это образец толерантности, образец духовности.

Автор статьи учит: «Живи и давай жить другим,… признавай право других». Следовать этому    правилу в цивилизованном толерантном обществе должен каждый.

Текст В. Новика:

(1)Общепризнанно, что человечеству не хватает толерантности, а проще говоря, взаимоуважительного, благожелательно-терпимого отношения людей друг к другу. (2)Из-за такого дефицита происходит много бед. (3)Казалось бы, так просто — живи и давай жить другим, имей свой образ жизни, веруй, выражай частным образом и публично своё мировоззрение,признай право других на то же самое, и всё будет хорошо. (4)Но почему-то не получается.   
(5)Очевидно, проблема терпимости и нетерпимости затрагивает какой-то глубокий уровень подсознания, и никакие рационалистические доводы разума часто не действуют.       

(6)Есть известное ещё из глубокой древности «золотое правило нравственности»: «не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе».

(7)Если продумать все последствия практического исполнения этого правила, то легко заметить, что оно является в значительной степени основой всего современного законодательства, которое, конечно, охватывает не только межличностные отношения. (8)Из этого правила следует и необходимость терпимого отношения к другим людям, к разнообразию культур, религий, национальностей. (9)«Не хочешь, чтобы тебе промывали мозги — тогда и сам не занимайся этим по отношению к другим», «не хочешь, чтобы тебе затыкали рот — не затыкай его другим», «не хочешь, чтобы тебя гнали за веру — сам не гони других» и т.п.

(10)Дело значительно усложняется, когда мы переходим от межличностных отношений к отношениям между безличностными структурами религиозных, общественных, политических и экономических организаций, а также к их отношению к человеческой личности. (11)В этом случае очень легко личность принести в жертву какой-либо групповой, политической и т.п. целесообразности. (12)В современном обществе идёт постоянная борьба между так понимаемой целесообразностью и достоинством отдельной человеческой личности. (13)Государство по своей природе всегда тяготеет к манипулированию обществом, людьми, т.е. к тоталитаризму, к рассматриванию людей как винтиков большого Левиафана. (14)Гражданское общество, правозащитные организации особенно методически противостоят этой тенденции, отстаивают право личности не быть только клеточкой большого целого, отстаивают права отдельного человека.

(15)Образно говоря, толерантность — это хрупкий цветок в политической культуре современного общества.

(По В. Новику)

Общепризнанно, что человечеству не хватает толерантности, а проще говоря, уважительного, благожелательно-терпимого отношения людей друг к другу. Из-за такого дефицита происходит много бед. Казалось бы, так просто — живи и давай жить другим, имей свой образ жизни, веруй, выражай частным образом и публично свое мировоззрение, признай право других на то же самое, и все будет хорошо, — но почему-то не получается. Очевидно, проблема терпимости и нетерпимости затрагивает какой-то глубокий уровень подсознания, и никакие рационалистические доводы разума здесь не действуют.

Есть известное еще с глубокой древности «золотое правило нравственности»: «Не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе». Если продумать все последствия практического исполнения этого правила, то легко заметить, что оно является в значительной степени императивной основой всего современного законодательства, которое, конечно, охватывает не только межличностные отношения. Из этого правила автоматически следует необходимость терпимого отношение к другим людям, к разнообразию культур, религий, национальностей. «Не хочешь, чтобы тебе промывали мозги — тогда и сам не занимайся этим по отношению к другим», «не хочешь, чтобы тебе затыкали рот — не затыкай его другим», «не хочешь, чтобы тебя гнали за веру — сам не гони других» и т.п.

Дело значительно усложняется, когда мы переходим от межличностных отношений к отношениям между безличностными структурами общественных, политических и экономических организаций, а также их отношению к человеческой личности. В этом случае очень легко личность принести в жертву какой-либо групповой, политической и т.п. целесообразности. В современном обществе идет постоянная борьба между так понимаемой целесообразностью и достоинством отдельной человеческой личности.

Образно говоря, толерантность — это хрупкий цветок в политической культуре общества. Западная концепция толерантности является результатом долгого развития социально-политической мысли и трудного усвоения её общественным сознанием. Толерантность возможна только в обществе, где в результате социального и политического развития уже не существует вопиющих форм несправедливости, нищеты. Однако верно и обратное: без толерантности, признанной как ценность в общественном сознании, трудно построить цивилизованное общество. Всегда можно найти множество поводов для «закручивания гаек», ограничения любых свобод во имя «наведения порядка».

Что же такое толерантность? Согласно определению, данному в «Декларации принципов толерантности» (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами-членами ЮНЕСКО, включая и Россию), толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность — это свобода в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность — это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».

Если обратиться к семантике латинского слова tolerantia, то имеется три перекрывающих друг друга значения: 1) устойчивость, выносливость; 2) терпимость; 3) допуск, допустимое отклонение от нормы.

Особый интерес представляет собой спектр значений перевода английского термина tolerance, встречающийся в англо-русском психологическом словаре: приобретенная устойчивость; устойчивость к неопределенности; устойчивость к конфликту; устойчивость к поведенческим отклонениям.

Эти определения подразумевают терпимое отношение к иным национальностям, расам, цвету кожи, полу, возрасту, физическим недостаткам, языку, религии, политическим или иным мнениям, национальному или социальному происхождению, собственности и пр.

Было бы неверно сводить толерантность только к терпимости, носящей страдательный характер. Толерантность — это и любовь к разнообразию этого мира. Здесь есть только одно ограничение: необходимо, чтобы это разнообразие не выходило за рамки общепризнанной нормы гуманизма, а это предполагает некий консенсус человечества относительно этой нормы. Толерантность предполагает компромисс, но не беспринципность. Вспоминаются слова святого Августина: «В главном — единство, в спорном — свобода, во всем — любовь».

Нормы толерантности, хотя и без упоминания этого слова, зафиксированы во многих конституциях, в том числе российской. Без толерантности были бы невозможны права человека, которые, прежде всего, утверждают право отдельного человека на внешнюю и внутреннюю непохожесть — на других, на большинство, на «родной коллектив».

Если вдуматься, то в этом есть что-то невероятное, но в том числе именно этим отличается человек как таковой от животных. Только человеку доступна идея универсальности, то есть общечеловеческой этики. Давайте немного подумаем о причинах, вызывающих нетерпимое отношение людей друг к другу:

• Психобиологическая основа нетерпимости. Человек, как известно, одной своей половиной вполне материален, имеет, наряду с духовным началом, биологическое, во многом общее у него с животным миром. Если мы внимательно приглядимся к нашим «меньшим братьям», то заметим, что с толерантностью у них дела обстоят неважно. Попросту говоря, черные вороны белую ворону заклевывают. Слабого птенца его собратья по гнезду лишают питания, выталкивают из гнезда и т.п. В общем, в природе царит так называемый «естественный отбор», т.е. полная нетолерантность и даже агрессивность по отношению к слабым. Несколько иной (в рамках идентичной популяции) или просто слабый в этом мире не выживает. Конечно, картина в животном мире намного сложнее, там есть и некоторое сотрудничество и симбиоз разных видов, и всякого рода паразитарные дополнения, но обратим внимание здесь все же на преобладающую жесточайшую борьбу за существование, которая непрестанно ведется в природе.

А разве не то же самое мы видим ежедневно на человеческом уровне? Насилие, грабежи, ксенофобия, расизм, национализм, дискриминация любых меньшинств — далеко не редкость в нашем мире. Повсюду наблюдается дефицит толерантности.

• Ментально-рационалистическая причина нетерпимости — это следствие монологического, эгоцентрического типа сознания. Такой человек чувствует себя так, как будто он самодостаточен, способен давать оценки всем феноменам окружающего мира, обладает как бы монополией на истину. «Ты» для такого типа сознания часто просто не существует. Наукообразный рационалистический тип мышления очень этому способствует. Человек в этом случае ставит себя на место Бога. Рационализм, последовательно продумывая свои основания, может осознать ограниченность своей методологии. Вопрос, заданный Богом Иову, можно адресовать и рационалисту: «Где ты был, когда я полагал основания земли? Скажи, если знаешь» (Иов 38, 4). Отсюда, конечно, не следует, что нужно впадать в крайность иррационализма, но можно говорить, таким образом, о внерациональном аспекте жизни. Сюда относятся совесть, чувства, человеческое достоинство, свобода.

В человеке, наряду с материальной, имеется духовная сторона, которая вопреки «естественному отбору» предписывает ему заботиться о слабых и больных собратьях, причем не только о своих родственниках и соотечественниках, но обо всех людях. Причем не из утилитарных мотиваций, сознательных или бессознательных. Человечество, пусть больше теоретически, чем практически, все же преодолело клановую языческую социальную этику и выработало важнейшее понятие универсальной социальной этики — справедливость, то есть тот идеал, к которому следует стремиться всем людям. Основные заповеди мировых религий также призывают к нравственной чистоте и справедливости. Универсальный принцип справедливости, преодолевающий национальные, социальные, экономические, образовательные и прочие различия людей, является основой «естественного права», которое в ходе исторического развития порой вытесняет в человеческом мире «естественный отбор». Духовная сила права должна заменить биологическое «право силы». Ни в какую «животноводческую» природную целесообразность это уже не вписывается, хотя материалистами и делались попытки в терминах социального дарвинизма объяснить универсалию справедливости, подогнать практику под теорию.

Много зависит от того, куда направлена воля человека: к материальной или духовной стороне бытия. Первая сторона побуждает к эгоизму, вторая — к альтруизму. «Забота о хлебе для себя — это материальная забота, забота о хлебе для другого — это духовная забота» (Н.А. Бердяев). Основная сложность состоит именно в том, чтобы помогать непохожим на тебя по вере, по мировоззрению, по социальному положению, по цвету кожи. Именно в этом пункте человек проявляется как человек, а не как животное.

Здесь, конечно, возникает много вопросов: что такое духовное начало, какие могут быть стимулы для сознательного самопожертвования одного человека ради другого, для чего следует ежедневно «терпеть» совершенно непохожих на себя людей, как превратить вымученное терпение в радость от разнообразия этого мира?

Размышляя об этом, следует помнить, что существуют два измерения: вертикальное и горизонтальное. Первое связано с абсолютным, общим. Второе — с относительным и частным. Первое измерение связано с трансцендентным началом, с Богом, воля Которого выражена в книгах Священного Писания, в заповедях, которые в целом тождественны во всех мировых религиях. Второе измерение связано с конкретно-историческими и экономическими обстоятельствами, обуславливающими представления людей о добре и зле, о справедливости. Первое измерение не очевидно, зато второе — ощутимо вполне.

В истории была сделана однажды попытка отказаться вообще от первого вертикального измерения (связанного с Богом) и целиком сосредоточиться на втором — земном. Теоретическим основанием для этого послужил небезызвестный «исторический материализм». Этот эксперимент был произведен в России, чем он закончился — хорошо известно. Обоготворение материи привело к исчезновению материи в виде товаров. Это произошло не потому, что кто-то что-то «недоглядел», а потому, что коммунистическая политическая система имела ложную антропологию, положив, что жизнь и венец творения — человек — произошли сами собой из мертвой материи. Слово «Бог» было попросту заменено словом «само». Рационалистические претензии «единственно верного учения» на истину нового клана посвященных жрецов-идеологов, присвоивших себе монополию на истину вообще, привели к чудовищной идеологизации политической системы, к созданию псевдорелигии.

Искаженное понимание монотеизма (единобожия) может также порождать нетерпимость ко всем инакомыслящим и инаковерующим.

Библейская традиция говорит, что человек разумен, но его разум частично поврежден. Сам Спаситель проявляет необычайную толерантность, вступая, будучи Богом (!), в свободные дискуссии с людьми, давая заповеди о любви ко всем людям, о многократном прощении их. Он предлагает противостоять злу не внешними средствами, а духовными — изнутри.

В Новое время, после долгого трагического опыта «проб и ошибок», было все-таки признано, что есть вопросы, в решении которых никто никому среди людей (поврежденных первородным грехом) судьей быть не может. Это касается некоторых аспектов вероисповедания, убеждений, мировоззрения, ориентаций в частной и публичной жизни (это права первого поколения — либеральные). Ограничение здесь только одно: не должны ущемляться аналогичные права других граждан, а также права материального порядка: право на биологическую жизнь, право на обеспечение в старости, право на собственность (это права второго поколения — социальные) и другие подобные права, зафиксированные в Конституции и детализированные в других юридических документах. Следить за соблюдением этих прав должно государство.

Монологический рационализм в своем развитии приходит к выводу об ограниченности своей методологии. Церковные организации в ходе истории по причине греховности людей-священнослужителей тоже допускали много злоупотреблений. Христианский монотеизм часто приводил незрелые головы к борьбе за монополию на истину. Ведь если истина одна, то разве толерантность не означает простую беспринципность и индифферентность? В Новое время судебная и политическая функции в значительной степени были изъяты у Церкви. Принципы библейской антропологии и естественного права (Рим 2, 13–15) извилистыми путями, порой пройдя секуляризацию (не всегда безбожную), все же были усвоены европейским человечеством, вошли в его гуманистическое мировоззрение.

Современная концепция прав человека, имеющая глубоко библейскую основу, отражена и в Конституции РФ. Вторая статья Конституции выражает мысль, что не человек существует для государства, а государство существует для человека. Это напоминает нам евангельское высказывание: «суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк 2, 27). Понадобились века, прежде чем эта мысль, утверждающая истинную иерархию ценностей, воплотилась в конституционную норму. В 13-й и 14-й статьях Конституции отрицается возможность установления государственной идеологии и религии. В этой сфере намеренно оставляется неопределенность, образно говоря, возможность встречи человека с Богом, со своей совестью. Государство отказывается от монополии в этой сфере, проявляет здесь толерантность к гражданам, которые сами могут определиться в мировоззренческих и религиозных вопросах. В этой сфере человек неподсуден человеческому суду.

Подведем итоги. Люди равны в их достоинстве и свободе, поскольку сотворены по образу и подобию Бога, поэтому каждый имеет право на свое мнение, то есть на непохожесть на других. Эта относительная автономия каждого человека обуславливается возможностью его прямого обращения (без посредников) к своему Первообразу-Создателю. Очень важно, что не государство и не общество наделяют человека этими качествами (хотя развиваются они при жизни в обществе), поэтому общество не имеет права их отчуждать.

Кроме того, в библейской традиции утверждается, что человек поврежден первородным грехом. Совокупности людей, коллективы, правящие структуры, государство также не гарантированы от ошибок. Никто, кроме Бога, не обладает монополией на истину. Памятование об этом учит человека мировоззренческой скромности. Отсюда также следует теория ограниченного государства. Государство не должно брать на себя Божественные функции.

Подлинная толерантность, предполагающая некоторый компромисс в рамках гуманистического подхода, не имеет никакого отношения к какой-либо беспринципности, равнодушию к истине. Наоборот, в толерантности проявляется уважение к той Истине, которая может быть воспринята только свободно. Толерантность — это признак силы, а не слабости.

Игумен Вениамин Новик

(1946 — 2010) заштатный клирик Санкт-Петербургской епархии, преподаватель, церковный публицист, правозащитник.

«Брат Солнце», альманах Ордена Францисканцев в России

  • К-портал

    Архив проекта «К-портал», существовавшего с 2013 по 2014 год.

    View all posts

  1. Сочинения
  2. На свободную тему
  3. Толерантность

Сочинение на тему Толерантность

Что же такое «толерантность»? Социология рассматривает данное понятие, как терпимость к мировоззрению другого человека, его образу жизни, поведению и обычаям. Но, безусловно, это очень узкое понятие.

Быть толерантным – значит быть внимательным. Внимательным и уважительным к нуждам, вкусам и убеждениям другого человека. Даже если этот человек – случайный прохожий.

Быть толерантным – значит понимать, что каждая, живущая на планете, личность имеет свои права и личное пространство, которые не должны быть нарушены. Важно осознание того, что все люди разные, но каждый из них (не имеет значения, какого он вероисповедания, национальности, какую имеет политическую и гражданскую позицию, как одевается, какую музыку слушает и.т.д.) имеет возможность жить так, как велит ему сердце (конечно же, если при этом он сам не нарушает ничьих прав и свобод).

Увы, современное общество до сих пор не научилось проявлять к людям достаточную степень толерантности. Пассажиры маршруток по- прежнему хамят друг другу (порой переходя на личности, затрагивая недостатки внешности, национальность человека, говоря плохо о его родителях, которых даже не знают), случайные прохожие могут тыкать пальцами в слишком уж эксцентрично одетого человека или инвалида (чего тоже делать нельзя, ведь первый может одеваться так, как считает нужным, а второй не виноват, что отличается от здоровых людей внешне) и.т.д.

Даже при поиске работы человек может столкнуться с отсутствием толерантности. Конечно же, дресс-код компании — это понятное правило. Но важна ли, допустим, прическа работника, если он согласен надеть униформу и будет ответственно исполнять свои обязанности, станет трудолюбивым и усердным сотрудником? По идее, нет. Соответственно, и требования начальства к сотрудникам носить одинаковую прическу также можно назвать отсутствием толерантности. Поскольку, в отличие, от одежды, ее нельзя кардинально сменить после того, как рабочий день уже окончен.

Примером недостатка толерантности можно назвать и оскорбления чужих чувств и верований – допустим, травлю кришнаитов либо афроамериканцев теми, кто не приемлет какие-либо течения и народности. А имеют ли они на это право? Конечно же, нет. Ведь не они создавали этот мир, не они давали жизнь этим людям – соответственно, и вредить их здоровью либо даже лишать жизни по причине «не того» цвета кожи или отличных от общепринятых, взглядов, никто не имеет права.

Что же касается представителей людского рода, порой они склонны испытывать неприязнь либо выражать прямую агрессию по отношению к тому, кто отличается от них в чем-либо. Но почему «инакомыслие» в стиле одежды, в жизненной позиции, нетипичную внешность воспринимают так враждебно? Когда же люди, наконец, поймут, что свободную жизнь на земле, без гнета и гонений заслуживает каждый, если он не причиняет никому вреда?

Вариант 2

Толерантность, для начала, очень красивое, серьёзное и даже немного модное слово, по моему мнению. И хорошо, что у него такой замечательный смысл, добрый. Оно ведь означает принятие других взглядов, образа жизни.

Часто проблемы людей от того, что они знают, как надо жить… другим! И ещё лучше знают, как жить не надо! Сразу замечают, что вот сосед живёт совсем не правильно. Кто-то ест мясо – это неправильно, а кто-то ест – тоже неправильно. Вегетарианцы, кстати, без мяса должны быть менее агрессивными, а они иногда почти бросаются на тех, кто ест мясо. И могут неприятные вещи говорить и пугать… Неприятно от такого!

Ещё больше такого в религии и политике, когда нет толерантности. Кому-то кажется глупым поздравлять с религиозными праздниками, а кому-то – простаивать в церкви… Причастие принимать вином и хлебом? А кто-то, вообще, не верит. И он над другими смеётся, а они – над ним. В общем, нам сильно не хватает толерантности…

Если она есть у людей, то они спокойно принимают разный цвет кожи, разные взгляды. Никто камнями не забросает! Дискриминировать никто не будет. Даже перегибы есть за границей. Если там темнокожему покажется, что его, например, на работу не взяли из-за его цвета, то он и в суд подать может!

Я думаю, что толерантность – это хорошо. Она снимает напряжение в обществе, с ней оно становится боле разнообразным. Люди не боятся проявить свою индивидуальность, выразить свои идеи и чувства.

Только вот её не должно быть слишком много, а то всё усложняется. И даже что-то странное боятся запретить, а то это будет выглядеть не очень толерантно.

Думаю, что нормальная толерантность нам нужна. Так люди будут думать больше о себе, а не о том, как жить другим. И ещё, когда мы найдем инопланетян с разных планет, то тут тоже нужно быть очень толерантным. Не поссориться бы с инопланетной цивилизацией! А то мы можем начать и их учить, как жить… Но ещё до полетов в космос толерантность важна, так как люди скоро смогут телепортироваться. То есть мгновенно можно перенестись из Китая в Америку, поэтому надо быть готовым встретить много во всех смыслах разных людей, с разными взглядами, образом жизни. Нужно запастись толерантностью!

Толерантность

Толерантность

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение на тему Мелодии весеннего леса 3 класс

    Мне нравится ходить в апреле в лес. Я люблю слушать, как пробуждается природа весной. Когда начинается таяние снегов, то повсюду слышны журчания ручейков.

  • Образ прекрасной дамы в творчестве Блока сочинение

    Александр Блок один из самых талантливых поэтов в русской классической поэзии. Его творчество необычайно изящно и таинственно. Особенно яркими являются «Стихи о Прекрасной Даме»

  • Образ города в рассказе Чехова Ионыч сочинение

    Писатели часто используют образы городов, описания места действия как средство характеристики своих персонажей, создания атмосферы произведения, погружения читателя в «антураж» происходящего.

  • Сочинение на тему Смелость и трусость

    Наиболее часто чувство смелости приписывают мужчинам, а чувство трусости наоборот считается более женским. Тем не менее, подобная классификация является условной и в действительности эти чувства универсальны и присущи представителям любого пола

  • Сочинение Система образов в романе Герой нашего времени Лермонтова

    Многие литературоведы считают, что «Герой нашего времени» — главное произведение Михаила Юрьевича Лермонтова. Этот роман вызвал ажиотаж в обществе того времени и по сей день никого не оставляет равнодушным.

  • Общепризнанное превосходство как пишется
  • Общепризнанное мнение как пишется
  • Общеобязательная сила сочинениям пяти римских юристов была придана
  • Общение в современном мире сочинение
  • Общеинтеллектуальное как правильно пишется