Общеупотребительные слова характеризуются своего рода прозрачностью сочинение на тему

Обновлено: 11.01.2023

Напишите сочинение, раскрывая смысл высказывания А.Н.Гвоздева:»общеупотребительные слова характеризуются своего рода прозрачностью; незначительная примесь к ним слов специфического употребления меняет весь характер речи, придает ей соответствующий стилистический колорит»

Общеупотребительные слова представляют собой наиболее обычные и широко распространенные наименования предметов, явлений, качеств, действий, в одинаковой мере используемые и в бытовой речи, и в деловом научном и техническом стиле, и в художественной литературе. Примером их могут служить такие названия предметов, явлений, понятий, как: дом, дверь, стол, двор, улица, дерево, рыба, птица, лошадь, голова, лицо, рот, нога, день, ночь, весна, лето, час, год, прошлое, будущее, работа, отдых, разговор, купанье, ходьба и т. д. ; названия качеств и обстоятельств: веселый, твердый, теплый, чистый, красный, каменный, смелый, быстро, медленно, поздно, светло, много, завтра, пешком и т. д. ; названия действий и состояний: идти, ехать, резать, писать, ставить, нести, сидеть, ждать, кашлять и т. д. Будучи общераспространенными наименованиями всего окружающего, слова этого рода составляют основное ядро словаря, они нужны всем и используются наиболее часто, с ними каждый русский сживается еще в детстве, и в области лексики они составляют основу того, что мы называем родным языком. Многие из этих слов издавна существуют в словаре русского языка и образуют устойчивый, многовековой слой, обеспечивающий самобытность русского языка. Этим словам свойственна естественность, простота, общепонятность, отсутствие искусственности, вычурности. Этим и объясняется то, что самые яркие, глубокие и задушевные мысли и образы художниками слова создаются с широчайшим использованием этих простых и обычных слов. Вспомним лирику Пушкина, рассказы Толстого или Чехова. Недаром Чехов в письме к Горькому пишет: «Красочность и выразительность в описаниях природы достигаются только простотой, такими простыми фразами, как «зашло солнце», «стало темно», «пошел дождь» и т. д.

Инструкция: Как написать итоговое сочинение? Примеры, темы, аргументы и произведения

Структура сочинения ЕГЭ по русскому языку 2019 года

План сочинения ЕГЭ по русскому языку 2019 шаблон

Комментарий к сочинению по Русскому языку ЕГЭ 2019

Клише для сочинения ЕГЭ по русскому языку 2019 шаблон

Данное итоговое сочинение — рассуждение по литературе поможет вашему ученику, который учится в 11 классе, подготовиться к экзамену ЕГЭ 2019 года в школе. Здесь размещены уникальные примеры сочинений с вступлением, аргументами, тезисами и выводом, а также план сочинения.

Ученики 11-го класса могут внимательно посмотреть, почитать и бесплатно скачать примеры сочинений для самостоятельной подготовки к уроку и экзамену по предмету Литература и Русский язык. Здесь можно легко понять как правильно писать декабрьское сочинение в школе. Экзамен по сочинению пройдет 5 декабря 2018 года.

Вариант, образец и пример сочинения-рассуждения № 1 по теме: Раскрыть смысл высказывания Гвоздева. Общеупотребительные слова с примерами Твардовского

Общеупотребительные слова представляют собой наиболее обычные и широко распространенные наименования предметов, явлений, качеств, действий, в одинаковой мере используемые и в бытовой речи, и в деловом научном и техническом стиле, и в художественной литературе.

Примером их могут служить такие названия предметов, явлений, понятий, как: дом, дверь, стол, двор, улица, дерево, рыба, птица, лошадь, голова, лицо, рот, нога, день, ночь, весна, лето, час, год, прошлое, будущее, работа, отдых, разговор, купанье, ходьба и т. д. ; названия качеств и обстоятельств: веселый, твердый, теплый, чистый, красный, каменный, смелый, быстро, медленно, поздно, светло, много, завтра, пешком и т. д. ; названия действий и состояний: идти, ехать, резать, писать, ставить, нести, сидеть, ждать, кашлять и т. д. Будучи общераспространенными наименованиями всего окружающего, слова этого рода составляют основное ядро словаря, они нужны всем и используются наиболее часто, с ними каждый русский сживается еще в детстве, и в области лексики они составляют основу того, что мы называем родным языком.

Многие из этих слов издавна существуют в словаре русского языка и образуют устойчивый, многовековой слой, обеспечивающий самобытность русского языка. Этим словам свойственна естественность, простота, общепонятность, отсутствие искусственности, вычурности. Этим и объясняется то, что самые яркие, глубокие и задушевные мысли и образы художниками слова создаются с широчайшим использованием этих простых и обычных слов.

Вспомним лирику Пушкина, рассказы Толстого или Чехова. Недаром Чехов в письме к Горькому пишет: «Красочность и выразительность в описаниях природы достигаются только простотой, такими простыми фразами, как «зашло солнце», «стало темно», «пошел дождь» и т. д.

Вариант 1

Употребление деепричастий дает возможность автору живописно передать детали действия, усилить образность художественного текста.

Вариант 2

Деепричастия обозначают добавочное действие, уточняя основное, и придают речи особую динамику и наглядность.

Вариант 3

Текст для работы

(7)Как и в моем детстве.

(8)Помню, мальчишкой идешь, посвистывая, по бульва­рам, утопленным в аромате черемухи, и под ноги падают скрученные в тугие конусы домики гусениц-листоверток. (9)Возьмешь такой в руки, и, если не уснула в нем в пред­вкушении крыльев хозяйка, выскользнет из убежища, ис­пуганная, повиснет на тонкой паутинке в воздухе. (10)Так и память детства: тронешь ее хрупкий кокон — и подарит, встревоженная, давно забытую историю.

(11) Был у нас во дворе дед.

(12) Обычно он появлялся ранним утром, доходил, при­храмывая, до лавочки под тенистой раскидистой черемухой в самом центре двора и там просиживал до самого вечера, наблюдая за нами.

(13) Чей это был дед? (14)Откуда? (15)С кем жил? (16)Детству не интересна старость.

(17)Для нас он был просто неизменным атрибутом летне­го двора. (18)Дед никогда не заводил разговоров с нами, а мы не мешали ему, потому что постоянно убегали на школьный стадион, где до ночи считали голы с мальчишка­ми соседнего района. (19)Там не было ворот, но с их ролью справлялись четыре палки, устанавливаемые попарно на разных краях песочного поля.

(20)Мечтать вот о такой футбольной коробке, где сейчас, по-взрослому уперев руки в колени, Пашка и Митька гру­дью стояли каждый за свои ворота, а с ними и за честь ко­манды и славу лучших голкиперов школы, нам и не прихо­дилось. (21)Поэтому день, когда чей-то отец раздобыл где-то пару настоящих ворот с белой сеткой, непродранной и не залатанной на сто рядов шнурками, стал для нас настоящим праздником. (22)Мы теперь хозяева всех чемпионатов и вла­стители турнирного календаря!

(26)Но спустя несколько минут дед вернулся. (27)Мы не сразу заметили его, увлеченные игрой, и ему пришлось об­ратить на себя внимание негромким окликом:

(28)— Орлы! (29)А ну подь-ка сюда!

(35)Мы капитулировали. (Зб)Мальчишескую спесь, напу­скное презрение к футбольным советам отцов, наши пози­ции в мальчишеском рейтинге игроков — все отрезал и ос­тавил в прошлом тот свисток. (37)Наши двенадцать сердец в каждой игре до самого конца сезона того лета держали рав­нение на сухонькую фигурку в тени черемухи.

(44) А потом дед пропал.

(48) Она обернулась, всхлипнув:

(49) — Колечка, мы хотели сказать.

(50) . Во всем нашем пацанячьем детстве не было слез горше.

(51) Детство не знает оправданий смерти.

(52) Наша дворовая команда продержалась до самого выпу­скного. (53)И до самого выпускного никто из наших ни в од­ной игре не позволял себе на поле неспортивного поведения.

(54) Нет, мы уже не боялись услышать строгий оклик свистка.

(55) Самым страшным для каждого из нас было хоть на секун­ду дать нашему черемуховому деду усомниться в том, что его уроки честности — перед командой, противником и, в первую очередь, перед самим собой — прошли не зря.

Задание 9 № 6645

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами А. Н. Гвоздева.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.3 Как Вы понимаете значение словосочетания НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ?

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

(1)Венька пришёл домой из школы, немного посидел в кухне, выпил стакан сваренного бабушкой клюквенного морса, посмотрел, как смешно, вытянув прозрачные лапки, спит в аквариуме белая крыска Марфуша, и всё же пошёл звонить маме на работу. (2)Так уж у них повелось: сразу после школы Венька всегда звонил ей и докладывал о своих делах.

– (3)Мам, я опять подрался… — медленно произнёс он и виновато замолчал.

(4)Из трубки какое-то время не раздавалось ни звука. (5)Мама расстроилась.

– (6)Всё ясно. (7)Поговорим вечером.

(18)Сначала Венька не очень огорчился: не все же мамы такие расторопные, как его. (19)Но ни через неделю, ни через месяц никто из одноклассников в пиджак так и не переоделся. (20)Ребята по-прежнему ходили в джемперах, джинсовках, куртках от спортивных костюмов, а самые крутые — в толстовках. (21)Венька попытался как можно быстрее запачкать пиджак, благо он был светлый. (22)Он уже предвкушал, что дня через два наденет в школу свой старый тёмно-синий свитер крупной вязки, но мама притащила с работы ещё один пиджак.

– (23)Вот! (24)Примерь! — щебетала она над Венькой. — (25)Тётя Нина отдала. (26)Витальке стал маловат, а тебе будет в самый раз.

Задания Д A4 № 6252

Укажите ошибочное суждение.

1) В слове МУЖСКОЙ все согласные звуки имеют пару по твёрдости — мягкости.

2) В слове ОБЪЯСНЯТЬСЯ звуков меньше, чем букв.

3) В слове МОЛНИЯХ все согласные звуки не имеют пары по глухости — звонкости.

4) В слове ОГЛЯДЫВАЯ пять слогов.

1) В слове МУЖ­СКОЙ все со­глас­ные звуки имеют пару по твёрдо­сти — мяг­ко­сти.
2) В слове ОБЪ­ЯС­НЯТЬ­СЯ зву­ков мень­ше, чем букв.
3) В слове МОЛ­НИ­ЯХ все со­глас­ные звуки не имеют пары по глу­хо­сти — звон­ко­сти.
4) В слове ОГЛЯ­ДЫ­ВАЯ пять сло­гов.

В слове МУЖСКОЙ согласный Й всегда мягкий, не имеет пары по твердости, согласный Ж всегда твердый, не имеет пары по мягкости.

Правильный ответ указан под номером 1.

Задания Д6 № 6278

К этому слову можно привести и другие синонимы.

Шикарный, классный — разговорные. Их нельзя!

Список слов, которые могут быть верными ответами:

изумительный, замечательный, прекрасный, великолепный, отличный, потрясающий, необыкновенный.

Задания Д C2 № 6689

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете с приведённого высказывания.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Неуверенность в себе порождает страх, мешает человеку чувство-вать свою самодостаточность и отстаивать свое мнение. Формирование адекватной самооценки — одна из важных задач самовоспитания, именно правильно сформированная самооценка поможет преодолеть неуверенность в себе.

15.3 Неуверенность в себе мешает человеку чувствовать свою самодостаточность и отстаивать свое мнение. Ему приходится подстраиваться под других людей и принимать решения, полагаясь на их советы, не принимая в учет собственную точку зрения.

Неуверенный в себе человек или замыкается в себе, чувствуя себя жертвой, или, что ещё хуже, становится тираном. Чтобы скрыть свою слабость, он кричит. Кричащий от неуверенности в себе учитель никогда не сможет завоевать авторитет в классе, а следовательно, не сможет никого научить.

Неуверенный в себе человек имеет низкую самооценку. У него отсутствует вера в себя, свои силы, свои возможности. Преодолеть неуверенность в себе можно лишь в случае, если человек способен правильно ставить цели, соотносить их с внешними обстоятельствами и позитивно оценивать свои результаты.

Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущено 2 и более фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса,

тезис не доказан,

дано рассуждение вне контекста задания,

Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, но не указал их роль в тексте,

привёл 2 примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них,

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис,

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

— логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, НО

Читайте также:

      

  • Сочинение про натуральные числа
  •   

  • Сочинение рассуждение нравственный выбор по тексту зощенко
  •   

  • Сочинение на тему окно в исчезнувший мир
  •   

  • Можно ли жить праведно в неправедном мире иуда искариот сочинение
  •   

  • Сочинение на тему каким я вижу будущее митрофана

Общеупотребительные слова
§ 45. Общеупотребительные слова представляют собой наиболее обычные и широко распространенные наименования предметов, явлений, качеств, действий, в одинаковой мере используемые и в бытовой речи, и в деловом научном и техническом стиле, и в художественной литературе. Примером их могут служить такие названия предметов, явлений, понятий, как: дом, дверь, стол, двор, улица, дерево, рыба, птица, лошадь, голова, лицо, рот, нога, день, ночь, весна, лето, час, год, прошлое, будущее, работа, отдых, разговор, купанье, ходьба и т. д. ; названия качеств и обстоятельств: веселый, твердый, теплый, чистый, красный, каменный, смелый, быстро, медленно, поздно, светло, много, завтра, пешком и т. д. ; названия действий и состояний: идти, ехать, резать, писать, ставить, нести, сидеть, ждать, кашлять и т. д.

Будучи общераспространенными наименованиями всего окружающего, слова этого рода составляют основное ядро словаря, они нужны всем и используются наиболее часто, с ними каждый русский сживается еще в детстве, и в области лексики они составляют основу того, что мы называем родным языком.

Многие из этих слов издавна существуют в словаре русского языка и образуют устойчивый, многовековой слой, обеспечивающий самобытность русского языка. Этим словам свойственна естественность, простота, общепонятность, отсутствие искусственности, вычурности. Этим и объясняется то, что самые яркие, глубокие и задушевные мысли и образы художниками слова создаются с широчайшим использованием этих простых и обычных слов. Вспомним лирику Пушкина, рассказы Толстого или Чехова.

Недаром Чехов в письме к Горькому пишет: «Красочность и выразительность в описаниях природы достигаются только простотой, такими простыми фразами, как «зашло солнце», «стало темно», «пошел дождь» и т. д.

§ 46. Эти общеупотребительные слова и служат фоном, на котором выделяются разные пласты слов со специфическом употреблением и дополнительными оттенками, например, обычному идти противопоставляются книжное торжественное шествовать и разговорное с отрицательной окраской плестись или обычному доказывать противополагается книжное научное аргументировать. Общеупотребительные слова, используемые во всех стилях и жанрах, не приобретают особой стилистической окраски, и присоединение к ним, хотя бы в небольшом количестве, слов с ярким стилистическим колоритом окрашивает в соответствующий стилистический цвет весь отрывок; например, достаточно одного ласкательного слова, чтобы целое высказывание приобрело ласкательный характер: Не можете ли Вы остаться еще на денек? Введение одного слова особливый придает оттенок старомодной архаичности всему предложению: Один особливый случай заставил меня познакомиться с этим человеком, и оно представляется репликой персонажа старой повести.

С этой стороны общеупотребительные слова характеризуются своего рода прозрачностью; незначительная примесь к ним слов специфического употребления меняет весь характер речи, придает ей соответствующий стилистический колорит. В этом смысле этот слой слов иногда называется нейтральным 1. В дальнейшем слова других пластов будут даваться в сравнении со словами этого разряда, на фоне которых ярче выступает их стилистическое своеобразие.
Будучи общераспространенными наименованиями всего окружающего, слова этого рода составляют основное ядро словаря, они нужны всем и используются наиболее часто, с ними каждый русский сживается еще в детстве, и в области лексики они составляют основу того, что мы называем родным языком.
http://www.ruslang.com/learning/gvozdev/lex_obsheupotrebitelnyeslova.html

Цель данного пособия – помочь учащимся в подготовке к итоговой аттестации за курс основной школы.

Требования к тексту сочинений – рассуждений.

Каждая часть сочинения начинается с красной строки.

В сочинении должно быть 4 абзаца.

Объём сочинения должен должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение должно соответствовать ряду критериев:

— цельность текста, последовательность, связность;

— соблюдение орфографических правил;

— соответствие пунктуационным нормам;

— отсутствие речевых и грамматических ошибок;

— фактическая точность написанного текста.

ПАМЯТКА К СОЧИНЕНИЮ (15.1)

Помни: 1) объём всего сочинения должен составлять не мене 70 слов.

2) вступление должно быть значительно меньше основной части (2-3 предложения).

3) основная часть должна быть по объёму больше, чем вступление и заключение. В основной части вы должны:

— объяснить, как вы понимаете слова лингвиста;

— привести 2 примера, иллюстрирующие лексические и грамматические явления языка (примеры должны быть из указанного текста и иллюстрировать два разных явления языка).

— заключение, как и вступление не должно превышать по объёму основную часть сочинения.

Заключение – это вывод из всего того, что было сказано ранее.

— ПОМНИ: в сочинении должно быть 4 абзаца!
 

КЛИШЕ (15.1)

Автор (Ф.И.О.) утверждал:

«(перепиши предложенную цитату)…»

Действительно, (прокомментируй эту цитату, расскажи о правилах русского языка, приведённых в данном высказывании).

Обратимся к тексту (укажи фамилию автора текста).

Например, в предложении № …автор говорит о…(прокомментируй то, что берешь как пример: зачем он говорит об этом?)

А в предложении №…автор использует…(прокомментируй, что он этим хочет сказать?)

Итак, …(сделай вывод, вернувшись ко вступлению) к чему призывает нас автор?

ЧЕК — ЛИСТ (15.1)

Шаг 1.

Познакомься с данным высказыванием.

Прочитай его внимательно, подчеркни ключевые слова.

Шаг 2.

Определи тему предложенного текста (о чём текст?)

Выясни для себя, о каких свойствах языка и о каких языковых явлениях идёт речь в предложенном высказывании (о богатстве русской речи, о роли изобразительных средств в языке, о взаимосвязи лексики и грамматики, о роли синтаксиса и пунктуации, о фразеологизмах…).

Шаг 3.

Напиши вступление к своей работе (2-3 предложения).

Шаг 4.

Пишем основную часть сочинения. Попытайся раскрыть значение данного высказывания на примерах, взятых из текста (примеров должно быть два).

Приводя пример, нужно не только назвать языковые явления, но и объяснить его значение, указав его роль в тексте.

Шаг 5.

Пишем заключение. (Чаще всего здесь говорим о том же, что было во вступлении, только другими словами.

ПЛАН СОЧИНЕНИЯ — РАССУЖДЕНИЯ (15.1)

Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней).

Аргументация:

а ) аргумент 1

из предложенного текста

б) аргумент 2

3. Вывод.

Запомни:

Каждую часть начинаем с красной строки.

В сочинении должно быть 4 абзаца.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

ЛЕКСИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ.

Морфемы (корень, приставка, суффикс).

Лексические категории: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы.

Лексика языка.

Общеупотребительная, диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы, арго, эмоционально – окрашенные слова, архаизмы, историзмы, неологизмы, заимствованные слова, старославянизмы, традиционно – поэтические слова, разговорная лексика, просторечные слова, книжная лексика, термины, фразеологизмы, крылатые слова, эмоционально – экспрессивная лексика.

Тропы.

Лексические средства языка

Лексическое

явление

Определение понятия

Роль

Примеры

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ

ОМОНИМЫ

это слова, разные по значению,

но одинаковые по произношению и написанию.

Придают языку живость, выразительность.

Могут придавать комическую окраску, двусмысленность, характер каламбура.

Требуется человек, хорошо владеющий языком, для наклеивания марок.

СИНОНИМЫ

это слова одной и той же части речи, близкие друг другу по значению. Синонимы образуют синонимический ряд.

Свидетельствуют о богатстве языка, служат для более точного выражения мыслей и чувств.

Испытывать страх, бояться, опасаться, пугаться, страшиться, ужасаться, трусить

АНТОНИМЫ

это слова одной и той же части речи, противоположные по значению.

Делают речь яркой, эмоциональной. Служат для создания контраста.

Рано — поздно, уснуть — проснуться, белый — чёрный

ПАРОНИМЫ

однокоренные слова, близкие по звучанию, но не совпадающие в значении.

Отпечатки и опечатки (имеют разные приставки), безответный и безответственный (имеют разные суффиксы).

ЛЕКСИКА АКТИВНОГО И ПАССИВНОГО ЗАПАСА

ОБЩЕУПОТРЕБИТЕЛЬНАЯ ЛЕКСИКА

слова, известные всем говорящим на русском языке, употребляемая во всех стилях речи, стилистически нейтральная.

Обозначает жизненно важные предметы, действия, признаки, явления.

весна, вода, земля, ночь.

ДИАЛЕКТИЗМЫ

это слова, принадлежащие к определенному диалекту. Диалекты — это русские народные говоры, имеющие в своем составе значительное количество самобытных слов, известных только в определенной местности.

вызывают у читателя более яркие представления о том месте, где развиваются описываемые события с целью речевой характеристики персонажа.

кочет — петух, гутарить — разговаривать, балка — овраг.

ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ

это слова, которые используются в различных сферах производства, техники и т.д. и которые не стали общеупотребительными; термины — слова, которые называют специальные понятия какой-либо сферы производства или науки; профессионализмы и термины используются людьми одной профессии, в одной области науки.

используется в художественной литературе и публицистике как выразительное средство для описания обстановки, создания производственного пейзажа, речевой характеристики определённой сферы деятельности человека.

абсцисса (математика), аффрикаты (лингвистика); окно — свободное время между уроками в речи учителя.

ЖАРГОНИЗМЫ

слова, ограниченные в своём употреблении определённой социальной или возрастной средой.

жаргон используется в произведениях художественной литературы с целью речевой характеристики персонажей и создания нужного колорита.

Иыделяют молодежный (предки — родители), профессиональный (надомаэ — недолет посадочного знака), лагерный жаргон.

ЭМОЦИОНАЛЬНО ОКРАШЕННЫЕ

СЛОВА

слова, выражающие отношение к предметам, признакам, действиям и т.д.

Служат для выражения отношения говорящего к тому, о чём он говорит, а также для характеристики говорящего.

кляча (не просто лошадь, а плохая лошадь), врать (не просто говорить неправду, а говорить её нагло), жаждать (не просто желать, а желать страстно).

АРХАИЗМЫ

устаревшие слова, у которых есть современные синонимы, заменившие их в языке.

Служат для создания колорита древности при изображении старины. Выполняют яркую стилистическую роль, выступая как средство создания гражданско-патриотического пафоса речи. Являются источником возвышенного звучания речи.

Младой — молодой, злато — золото; око — глаз, уста — губы, узреть — увидеть.

ИСТОРИЗМЫ

слова, служившие названием исчезнувших предметов, понятий, явлений. Например:

Значение:

Служат для создания колорита древности, минувшей эпохи, придают описанию прошлых времён историческую достоверность.

Тивун — должностное лицо в древней Руси, гривна — денежная единица Киевской Руси, лакей — человек, служивший в богатых домах.

НЕОЛОГИЗМЫ

новые слова, возникающие в языке.

Служат для обозначения тех новых понятий, которые появились в связи с развитием социальных отношений, науки, культуры, техники. Являются своеобразным приёмом усиления выразительности.

Видеотелефон, аэробус, Интернет.

ЗАИМСТВОВАННЫЕ СЛОВА

слова, пришедшие в русский язык из других языков.

Источник пополнения словаря

Грамота, парус, кедр (из греческого); бутерброд, шпроты, ландшафт (из немецкого); вуаль, пальто, такси (из французского); тенор, опера, флейта (из итальянского); матрос, каюта, катер (из голландского); баскетбол, тренер, комфорт (из английского).

СТАРОСЛАВЯНИЗМЫ

Особенности:

заимствования из близкородственного языка, связанные с крещением Руси, развитием духовной культуры.

Воссоздают колорит эпохи, придают иронический оттенок.

а) сочетания РА, ЛА, ЛЕ, соответствующие русским ОРО, ОЛО, ЕРЕ.

нрав — норов, врата — ворота, злато — золото, брег — берег, плен — полон.

б) сочетание ЖД, соответствующее русскому Ж.

вождь, одежда, нужда.

г) суффиксы СТВИЕ, ЧИЙ, ЫНЯ, ТВА, УЩ, ЮЩ, АЩ, ЯЩ.

действие, кормчий, гордыня, битва, горящий, несущий.

д) приставки ИЗ, ИС, НИЗ.

изыди, низвергнуть.

ТРАДИЦИОННО-ПОЭТИЧЕСКИЕ СЛОВА

группа слов, которая сформировалась на рубеже 18-19 веков, употреблялась преимущественно в поэзии. Главный источник — славянизмы.

В прошлом высокая экспрессивная лексика, без которой не обходилось ни одно поэтическое произведение. В современном языке ироническое употребление, стилизация.

Брег, глас, десница, чело, ланиты, огнь, куща, лилей, розы, мирты, длань, златой, сладкозвучный, древо, вешний, денница.

НАРОДНО-ПОЭТИЧЕСКИЕ СЛОВА

слова, характерные для устной народной поэзии.

Создают эмоциональное впечатление, служат средством выражения общенационального русского характера.

Детинушка, долюшка, дороженька, лазоревый, кручина, бесталанный, муравушка, думушка.

РАЗГОВОРНАЯ ЛЕКСИКА

это слова. которые употребляются в повседневной обиходной речи, имеют характер непринуждённости и поэтому не всегда уместны в письменной и книжной речи.

в книжной речи данному контексту придаётся разговорный оттенок. Используется в произведениях художественной литературы с целью речевой характеристики персонажей.

газировка (газированная вода0, белобрысый (блондин, человек с очень светлыми волосами), жвачка (жевательная резинка).

ПРОСТОРЕЧНЫЕ СЛОВА

Слова, выражения, характеризующиеся упрощённостью, оттенком грубости и служащие обычно для выражения резких оценок. Просторечные слова стоят на границе литературного языка, часто не желательны даже в обычной беседе.

средство речевой характеристики героев.

башка (голова0, муторный (неприятный), втемяшиться (укрепиться в сознании).

КНИЖНАЯ ЛЕКСИКА

слова, которые употребляются прежде всего в письменной речи, используются в научных работах, официальных и деловых документах, публицистике.

средство речевой характеристики героев, явлений.

гипотеза (научное предположение), генезис (происхождение), адресат (лицо, которому послано письмо).

ТЕРМИНЫ

слова или сочетания слов, обозначающие специальные понятия, употребляемые в науке, технике, искусстве.

служат для точного, строго научного определения научных и специальных понятий. Используются для характеристики изображаемой среды и языка

катет, гипотенуза, морфология, спряжение, глагол.

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ

устойчивые сочетания слов, обладающие обычно целостным значением.

придают речи яркость и выразительность.

работать засучив рукава, беречь как зеницу ока, ставить палки в колёса.

КРЫЛАТЫЕ СЛОВА

яркие и меткие выражения писателей, учёных, общественных деятелей, а также народные пословицы и поговорки.

как образное средство раскрытия внутреннего облика персонажа, характеристики его речевой манеры.

Не в коня корм. Как мало прожито, как много пережито.

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭКСПРЕССИВНАЯ ЛЕКСИКА

слова, которые носят оценочный характер (в отличие от нейтральной лексики).

использование эмоционально-экспрессивной лексики связано со специфическим заданием, определённой стилистической направленностью текста.

слова с положительной окраской — доблестный, лучезарный; слова с отрицательной окраской — выскочка, брехня.

ПАМЯТКА К СОЧИНЕНИЮ (15.2)

Помни: 1) объём всего сочинения должен составлять не мене 70 слов.

2) вступление должно быть значительно меньше основной части (2-3 предложения).

3) основная часть должна быть по объёму больше, чем вступление и заключение. В основной части вы должны:

— объяснить, как вы понимаете смысл финала текста;

— привести 2 примера, иллюстрирующие ваши слова (оба аргумента должны быть из прочитанного текста).

4) Заключение, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.

В заключительной части сочинения нужно пояснить какой смысл вкладывал автор в финальные слова.

— ПОМНИ: в сочинении должно быть 4 абзаца!

КЛИШЕ (15.2)

Смысл (финала, заключительных слов…) я понимаю так: (объясни своими словами, как ты понимаешь данную цитату, т.е. прокомментируй её).

(объясняя смысл цитаты, напиши кому из героев принадлежит данная реплика, о чём она свидетельствует. Можно также уточнить, при каких обстоятельствах были произнесены данные слова (только коротко), как они характеризуют того, кто их произнёс).

Не забудь логически связать эту часть сочинения с последующей смотри последнее предложение вступления.

Приведу примеры из текста (укажи ФИО автора).

В о – первых, в предложении… оба аргумента должны быть

Во – вторых,… только из прочитанного текста

(коротко напиши, о чём говорится в выбранных тобою предложениях, не забудь указать номера предложений. Каждый аргумент начинай с красной строки).

Следовательно, (поясни, какой смысл вкладывал автор текста в финальные слова).

ЧЕК — ЛИСТ (15.2)

Шаг 1.

1.Познакомься с предложенным фрагментом финала текста.

2.Прочитай ещё раз внимательно весь текст.

Шаг 2.

Объясни смысл заключительных предложений текста.

Посмотри, кому из героев принадлежит реплика, о чём она свидетельствует.

Уточни, при каких обстоятельствах были произнесены данные слова; как они характеризуют того, кто их произнес.

Шаг 3.

Напиши вступление к своей работе.

Шаг 4.

Пишем основную часть сочинения. Попытайся раскрыть значение данного финала, приводя примеры из предложенного текста, подтверждающие ваши рассуждения.

Шаг 5.

Пишем заключение. Объясни, какой смысл вкладывал автор в эти финальные слова, что он этим хотел сказать.

ПЛАН СОЧИНЕНИЯ — РАССУЖДЕНИЯ (15.2)

1.Объяснение смысла предложений из текста.

2.Аргументация:

а ) аргумент 1 во – первых,…

+комментарий

б) аргумент 2 во-вторых,…

3. Вывод.

Запомни:

Каждую часть начинаем с красной строки.

В сочинении должно быть 4 абзаца.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

ЗАДАНИЕ 15.3

Предполагает написание сочинения – рассуждения на морально – этическую тему, с опорой на предложенный текст и собственный жизненный опыт.

ПАМЯТКА К СОЧИНЕНИЮ (15.3)

Помни: 1) объём всего сочинения должен составлять не мене 70 слов.

2) вступление должно быть значительно меньше основной части (2-3 предложения).

3) основная часть должна быть по объёму больше, чем вступление и заключение. В основной части вы должны:

— объяснить, как вы понимаете слова лингвиста;

— привести 2 примера, иллюстрирующие лексические и грамматические явления языка (примеры должны быть из указанного текста и иллюстрировать два разных явления языка).

— заключение, как и вступление не должно превышать по объёму основную часть сочинения.

Заключение – это вывод из всего того, что было сказано ранее.

— ПОМНИ: в сочинении должно быть 4 абзаца!

КЛИШЕ (15.3)

(Дай определение понятию) (пр: Мудрость – это…затем прокомментируй его (т.е. свяжи это определение с жизнью, укажи его актуальность).

В тексте можно найти пример, подтверждающий мою мысль (либо: обратимся к тексту) (укажи ФИО автора предложенного текста).

Например, в предложении №…автор говорит о…(скажи, о чём говорит автор и прокомментируй это – зачем он это произносит?)

(Далее ты должен привести жизненный аргумент.

И в жизни так бывает.

(приведи подобный пример и прокомментируй его).

Таким образом, (сделай вывод вернувшись к началу работы
 

ЧЕК — ЛИСТ (15.3)

Шаг 1.

Перечитай текст. Определи его идею, свяжи её с предлагаемым понятием.

Шаг 2.

Сформулируй и запиши определение, которое станет вступлением к работе.

Шаг 3.

Заверши вступление пояснением к взятому определению.

Шаг 4.

Перейди к написанию основной части сочинения. Приведи два аргумента: из текста и из жизненного опыта.

Шаг 5.

Сделай вывод, в котором подтверди правильность данного тезиса.

ПЛАН СОЧИНЕНИЯ — РАССУЖДЕНИЯ (15.3)

1.Вступление. Толкование значения слова. Комментарий.

2.Основная часть:

а ) аргумент 1 из текста

б) аргумент 2 из собственного опыта

3. Заключение.

Запомни:

Каждую часть начинаем с красной строки.

В сочинении должно быть 4 абзаца.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Похожие вопросы:

Иконка предмета

Русский язык, 27.02.2019 14:50

.(Раставьте знаки препинания у междоиметий! о сельские виды. о дивное счастье родиться в лугах, словно ангел, под куполом синих небес. ах яблочко, цвета милого! увы невеста молодая своей печали неверна. ах не плачет мать и не
рыдает, имена родные повторяет. жизнь увы не вечный дар. ну озерцо! н-ну озерцо! я не перевидел на своем веку чудес! эй капитан! меня первым прими на борт.).

Ответов: 3

Иконка предмета

Русский язык, 28.02.2019 01:50

.(;майский день, каким я увидела его вчера»).

Ответов: 4

Иконка предмета

Русский язык, 28.02.2019 04:20

Ссочинением майский день и как я его увидел

Ответов: 3

Иконка предмета

Русский язык, 28.02.2019 14:30

Составить схему предложения: 1.не за то волка бъют, что сер, а за то, что овцу съел. 2.на работу с радостью, а с работы с гордостью. 3.работы юояться-счастья не видеть.

Ответов: 2

Иконка предмета

Русский язык, 01.03.2019 03:10

Почему имя существительное так называется?

Ответов: 2

Иконка предмета

Русский язык, 01.03.2019 11:30

Сразбором предложения и со знаками) там в тишине светило солне , а на земле стоял сумрак

Ответов: 2

Иконка предмета

Русский язык, 01.03.2019 18:20

Отгадай загадку он и в дождь он и в зной прячет клубни под землёй клубник вытянеш на свет вот завтрок и обеть вторая загадка а его соседу в поле хорощо расти на волне чем жара стоит сьльнее тем он слащё и краснее напмши
отгадку выпеши шесть слов безударными гласные в корне кторые можно проверять

Ответов: 2

Иконка предмета

Русский язык, 02.03.2019 10:40

Если бы вы были директором той школы, где учитесь, что бы вы предпринялии, чтобы ваша школа была хорошей и успешно учила детей? и чего бы вы не стали делать ни в коем случае?

Ответов: 4

Иконка предмета

Русский язык, 02.03.2019 17:00

Являются ли словоформы некто, некого, некому, некому, некем, не о ком формами одного и того же слова?

Ответов: 2

Иконка предмета

Русский язык, 02.03.2019 23:00

Сочинение. тема «дни недели рассказывают о себе»(о том, почему так называются вторник, четверг и пятница).

Ответов: 2

Иконка предмета

Русский язык, 02.03.2019 23:10

Ссуффиксов попытайтесь образовать деепричастия и причастия от глаголов рассказывать, слушать, отвечать, спрашивать.

Ответов: 4

Иконка предмета

Русский язык, 03.03.2019 01:40

Надо сочинение и план по картине и. и. ливитан «золотая осень»

Ответов: 4

Вопросы по другим предметам:

Категория

Математика, 10.06.2019 17:50

Категория

Категория

Математика, 10.06.2019 17:50

Категория

Русский язык, 10.06.2019 17:50

Категория

Русский язык, 10.06.2019 17:50

Категория

Английский язык, 10.06.2019 17:50

Категория

Математика, 10.06.2019 17:50

Категория

Экономика, 10.06.2019 17:50

Категория

Категория

Информатика, 10.06.2019 17:50

  • Образ царевича елисея в сказке о мертвой царевне и семи богатырях
  • Обществознание 7 класс сочинение на тему экономика семьи
  • Образ христа в поэме блока двенадцать сочинение
  • Общество чистых тарелок рассказ слушать
  • Образ филиппка в рассказе