Обучение детей дошкольного возраста сочинению сказок проектная работа

Формирование навыков сочинения сказок у детей дошкольного возраста

(в рамках реализации проекта «Сказка учит говорить»)

Лебедева Т.В.,

воспитатель СПДС № 6 «Солнышко» г.о. Жигулвск

Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,
когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии.
Без этого он засушенный цветок.

В.А. Сухомлинский

В связи с утверждением федеральных государственных требований (ФГТ) к структуре основной образовательной программы дошкольного образования выпускник детского сада должен обладать интегративными качествами, среди которых:

  • способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы) адекватные возрасту; применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения готовых задач (проблем); уметь воплотить собственный замысел в рисунке, постройке, рассказе;
  • владеть средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; адекватно использовать вербальные и невербальные средства общения;
  • быть эмоционально отзывчивым и реагировать на произведения изобразительного искусства, музыкального и художественного произведения, мир природы; сопереживать персонажам сказок, историй, рассказов.

Однако, для формирования таких качеств необходимо создание оптимальных условий, способствующих наиболее полному раскрытию творческого потенциала личности дошкольника.

Изучены уникальные возможности старших дошкольников в речевом творчестве, в частности, в области сочинительства собственных сказок, небылиц (Л.И.Божович, А.М.Бородич, М.М.Рыбакова, А.Е.Шибицкая и др.). Огромную роль в этом призваны сыграть родной русский язык, богатство и многообразие которого отражено в сказках, а также высший психический процесс нервной деятельности – воображение.

Народная сказка – благотворный источник для детского творчества. Сказка обогащает чувство и мысль ребенка, будит его воображение. В процессе обучения дошкольников сочинению сказок возможно развивать речевое творчество. На решением данной задачи направлен проект «Сказка учит говорить».

Цель проекта: формирование у дошкольников навыков самостоятельного словесного творчества посредством использования сказочного материала и сочинение собственных сказок.

Задачи проекта.

1. Формировать умение создавать сочинения на основе соединения разных сказок с включением новых персонажей и их характеристик.

2. Развивать словесное творчество на основе художественного воображения ребенка с использованием всех компонентов речевой системы (лексической, грамматической, фонетической).

3. Развивать способности изображать художественный образ сказочных персонажей через использование выразительных средств языка (вербальных и невербальных).

4. Воспитывать у дошкольников познавательный интерес и любовь к художественному слову, произведениям детской литературы и народного творчества.

Основные мероприятия проекта

1. Создание «Мини-музея книги».

Цель: познакомить детей с историей возникновения письменности, историей создания книги; воспитывать интерес к книгам.

2. Создание мини-библиотеки в группе.

Цель: расширять знания детей о книгах (жанрах литературных произведений); вызывать желание читать их, умение пользоваться библиотекой; воспитывать интерес к чтению.

3. Организация литературной гостиной.

Цель: познакомить с классификацией сказок (по В.Я.Проппу: сказки о животных, сказки о людях и др.), композицией сказки (завязка, кульминация, развязка); формировать навыки самостоятельного сочинения сказок с использованием различных средств (модели, схемы, герои разных сказок, коллажи, сюжетные картинки, заданное начало или концовка, картинные планы и т.д.).

4. Выпуск альбома загадок по сказкам.

Цель: формировать представление о жанре загадки, учить отгадывать их; закреплять знания детей о сказках, сказочных героях и волшебных предметах.

5. Проведение литературных досугов.

Цель: развивать творческие способности в инсценировках, играх-драматизациях, театрализованных играх и других видах исполнительской деятельности по знакомым сказкам.

6. Литературная мастерская.

Цель: формировать интерес к созданию «Книги сказок», ее художественному оформлению.

Основные этапы проекта

На первом этапе дети знакомились с новыми, ранее не слышанными ими сказками, стишками, потешками, прибаутками, загадками, закрепляли прежний запас произведений фольклора. Детская деятельность на этом этапе выражается в активном восприятии и усвоении фольклора, в возрастании интереса к нему, желании исполнять, выразительно читать народные стишки, потешки, рассказывать знакомые сказки.

На втором этапе вся работа была направлена на то, чтобы дети осознали характерные особенности жанра сказки (фантастический вымысел, очеловечивание животных, растений, предметов и др.), традиционности приемов развития и построения сказочного сюжета (присказка, зачин, концовка), повторности, троекратности эпизодов, приемов «от большого к малому», «от малого к большому». Детская деятельность на втором этапе состоит в активном взаимодействии с материалом: в анализе средств художественного изображения народной сказки и использовании этих средств в собственном творчестве.

Осознание детьми закономерностей этого жанра позволил перейти к следующему (третьему) этапу работы – сочинению сказок.

Используемые методы и приемы

  • Использование музейной педагогики

Мы рассмотрели историю возникновения не только книги, но и самой письменности; дети узнали, на чём и чем писали в древности; как создавались первые книги и как делают книги сегодня.

В уголке «В гостях у сказки» подбирали сказочные предметы (волшебная палочка, ковер-самолет, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, ступа и метла, волшебный горшок, чудесная лампа, музыкальная табакерка), решали, кто там будет жить (Красная шапочка, Дюймовочка, коровушка, лягушка-царевна и др.), даже задумывались, чем будут их кормить (молодильные яблоки, репка, каша из топора, хлеб, пирожок).

  • Использование моделирования и символики при обучении сочинению сказок.

Вначале мы учились «записывать» сказку, составлять ее модель. Дети приобретали очень важное умение – умение выделить в произведении самое главное, изобразить такие опорные сигналы, по которым можно воспроизвести знакомую сказку или придумать новую.

Методы работы по обучению детей сочинению сказок тарший дошкольный возраст).

Проанализировав опыт педагогов и психологов (Э.П.Короткова, А.Е.Шибицкая, О.С.Ушакова, Н.В.Гавриш, Е.Б.Танникова и др.) мы отобрали и систематизировали разнообразные методы работы со старшими дошкольниками по обучению сочинению сказок:

  • моделирование сказок,
  • сказки с новым концом,
  • знакомые герои в новых обстоятельствах,
  • коллаж из сказок,
  • сказки по-новому, «перевирание» сказок,
  • сериал в сказках,
  • сказки по смешанным образам,
  • сказки из загадочных объявлений,
  • эксперименты в сказках,
  • цветные сказки,
  • сказки от превращений,
  • случайные сказки,
  • музыкальные сказки,
  • экологические сказки,
  • сказки из загадок, пословиц, считалок, стихов.

Таблица 1. Формы работы в рамках реализации проекта

Совместная деятельность детей

с педагогом

Самостоятельная деятельность детей

Работа

с родителями

Взаимодействие со специалистами

  • досуги (викторины, тематические недели и т.д.)
  • литературные гостиные;
  • театрализованные игры;
  • продуктивные виды деятельности.
  • слушание в грамзаписи чтения сказок мастерами художественного слова,
  • рассматривание и чтение книг,
  • игры-драматизации;
  • продуктивная деятельность и др.
  • совместное творчество в продуктивных видах деятельности (подбор и создание музейных экспонатов, сборники сказок, загадок, книжки-малышки, коллажи, оформление мини-библиотеки и др.);
  • «Родительский университет»;
  • мастер-класс «Новая сказка за 15 минут» и др.
  • мастер-класс «Изготовление глиняной (восковой) таблички», «Книга-свиток»;
  • консультация «Что мы знаем о сказках?»;
  • медиапрезента ция «Методы работы по обучению детей старшего дошкольного возраста сочинению сказок».

Таким образом, внедряя данный проект, получили следующие результаты:

– расширение знаний воспитанников о книгах, классификации и композиции сказок;

– развитие воображения;

– умения создавать собственные сочинения на основе предложенного или самостоятельно составленного сюжета, соединения разных сказок с включением новых персонажей и их характеристик;

– активное включение родителей в образовательный процесс.

Литература

  1. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников [Текст] /                    М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М. : Академия, 1998.
  2. Большева, Т.В. Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. Учебно-методическое пособие [Текст] /                           Т.В. Большева. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
  3. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию [Текст] / Э.П. Короткова. – М. : Просвещение, 1982.
  4. Сказка как источник творчества детей [Текст] / под ред. Ю.А. Лебедева – М. : Владос, 2001.
  5. Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста [Текст] / Л.Б. Фесюкова. – Харьков : Фолио, 1996.

Обучение дошкольников
сочинению сказок

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Панина Елена Витальевна

Организация: МБДОУ№126

Населенный пункт: Оренбургская область, г. Оренбург

Сказка входит в жизнь человека с самого раннего детства и остаётся с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство ребенка с миром литературы, с миром взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Влияние магии сказочного повествования на формирование личности ребёнка трудно переоценить. Ведь сказки учат детей различать вымысел и реальность, задают нравственные нормы, преподносят многогранные образы своих героев, оставляя простор воображению и фантазии.

В дошкольной педагогике большое значение придаётся обучению детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов, сочинение сказок и историй рассматривается как проявление самостоятельной художественной деятельности детей. Процесс обучения дошкольников придумыванию сказок и историй очень важный этап в формировании у детей навыков монологической речи. Творческое рассказывание строится на особой психологической основе – детском воображении. Ребёнку, сочиняя сказку необходимо произвести в уме анализ известных ему сказочных сюжетов, а затем творчески синтезировать новое явление: новую композицию, образы сказочных героев, обстоятельства их жизни. А чтобы сказочную историю донести до зрителя ребёнок должен обладать богатым словарным запасом и умением выстраивать контекстное высказывание.

Вся работа проходит в форме игры, но при этом сохраняются элементы познавательного и учебного общения. Роль педагога в совместной взросло-детской деятельности при работе со сказкой состоит в том, чтобы отойти от традиционных методов и приемов работы со сказкой (чтение, рассказывание, пересказ, просмотр спектаклей, мультфильмов и кинофильмов по сказкам) и подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно. Это значит, инициировать у детей умение нестандартно, оригинально воспринимать содержание сказок, отражать его во всех видах деятельности, а также создавать предпосылки для сочинения ребенком собственной сказки. При этом учитываем индивидуальные психофизиологические особенности детей; соблюдаем принцип «От простого — к сложному»; создаем в группе комфортную предметно-пространственную развивающую среду.

Важно не дать ребенку готовый ответ, а помочь найти этот ответ вместе; хотеть выслушать ребенка; улыбаться и использовать мягкие интонации; находиться в позиции глаза — в — глаза.

         Этапы работы при обучении дошкольников сочинению сказок

Существует несколько этапов работы над сочинением сказок.

1 этап. Знакомство детей со сказками (чтение, рассказывание, беседы, рассматривание иллюстраций). Во время чтения несколько завязок одного произведения помогают детям лучше почувствовать содержание художественного произведения, задуматься над поступками героев.

2 этап. Отражение эмоционального отношения ребёнка к художественным произведениям через лепку, рисование, конструирование, изготовление атрибутов к драматизации.

3 этап. Сочинение сказки.

К сказкам придумать свое продолжение.

4 этап. Разыгрывание сюжета сказки.

Виды работы по обучению дошкольников сочинению сказок

Игра – упражнение «Закончи сказку».

Педагог предлагает ребенку простейший сюжет из нескольких предложений. Например: как мальчик Степа пошел в лес за грибами и заблудился. Затем педагог обращается с просьбой закончить сказку в соответствии с ее смыслом. Если возникают трудности, можно помогать ему наводящими вопросами: «Что увидел мальчик? Что он собирал? Что могло случиться с ним в лесу? Кто мог помочь Степе выбраться из леса?».

Можно устроить конкурс разных вариантов окончания сказки.

Сочинение по сериям картинок

Педагог предлагает ребенку рассмотреть картинки, и просим его детально рассмотреть изображение, а затем описать то, что он видит. Можно помочь ребенку наводящими вопросами, или обратить внимания на детали, которые он не заметил. Можно спросить ребенка, куда направляется герой на картинке, что он думает, хороший он или плохой, что на это указывает и т.д.

Коллективное сочинение

Дети предлагают тему, героев сказки, взрослый занимается сюжетом, привлекая ребят к его развитию. Присутствие сразу нескольких участников делает сочинение сказки более разнообразным, интересным, а ее содержание полным и глубоким. В процессе совместной деятельности ребенок получает наглядное представление о том, что значит придумывать сказку поэтапно. Игра приучает его более четко и продуманно составлять фразы, ведь его должен понять другой участник, чтобы придумать свое продолжение. Сначала предложите придумать название сказки, героев, рассказать, какими они будут, описать их внешний вид, настроение. Потом сказка «собирается» из детских ответов на ваши вопросы: «С чего начнется сказка? Как будут развиваться события? (что произойдет дальше?) Какой момент будет самым острым? Какой — самым интересным, забавным? Чем закончится сказка?» Свои ответы-продолжения участники высказывают по цепочке, друг за другом. Смена вопросов в процессе сочинения сказки активизирует внимание детей.

Инсценировка

Предложите детям «оживить» сказку: придумать костюмы, разработать поведение персонажей в соответствии с их характерами, продумать мимику, жесты, интонацию каждого героя.

Сказка о конкретном персонаже

Ребенок рассказывает сказку от первого лица в качестве сочиненного персонажа. Вначале взрослый может предложить малышу свой вариант сказки или ее примерный план: нужно продумать, какого героя выбрать (доброго или злого, ленивого или трудолюбивого и т.д.); определить его характер, мотивы и цели поступков; решить, в какую ситуацию его поместить (выбор места действия); описать действия главного героя для достижения цели (герой хотел чего-то достичь и в результате…). Затем подводится итог: как изменился герой? Для получившейся сказки придумывается название.

Сказка по заданной теме

Ребенку предлагается сочинить сказку на предложенную тему. Это потребует от него умения действовать по заданному плану, действовать в рамках предложенных обстоятельств. Иногда такой подход облегчает задачу: нужно лишь подставить подходящие по смыслу слова или предложения, но порой бывает очень трудно соответствовать чужому замыслу.

Сказка об игрушках

Предложите детям подумать, про какие игрушки они хотели бы рассказывать. В процессе выполнения такого задания активизируется словарь детей (они активнее используют те слова, которые уже знают, но пока не используют в своей речи).

Сказка на свободную тему

Этот жанр — вершина словесного творчества детей. Они должены самостоятельно придумать название сказки, персонажей, условия для действия героев, само действие: зачин, кульминацию, концовку. Дети учится использовать свой жизненный опыт, передавая его в связном повествовании. У них формируется умение понятно, четко, последовательно излагать свои мысли.

Работа по сочинению детьми сказок проходит в тесном контакте с родителями. Воспитатели проводят консультации по темам: «Сочиняем сказочные истории вместе с детьми», «Воспитание сказкой», устраивают выставки совместного творчества родителей и детей, например, «Русская народная сказка «Царевна-лягушка», «Иллюстрации к любимой сказке», оформление книг совместно с родителями.

Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. Сказки позволяют развивать творческие способности, т.е. способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях. Сказки помогают развить фантазию ребёнка, сделать обучение привлекательным, интересным, творческим.

Примерные сказки сочиненные нашими детьми:

Сказка «Путешествие мышки и медведя»

Автор: Артем Нетеса,  6 лет

Однажды мышонок пошел в поле, собирать семечки, собрал он мешочек семечек и пошел домой.

Пришел домой, положил мешочек семечек на стол и сел на диванчик смотреть мультик. Тут пришла мама и на столе увидела, какой то мешочек.

Мама спросила мышку:  — Мышонок, а чей это мешочек?

— Это я семечки с поля принес,- ответил мышонок.

— Молодец, сынок, — похвалила мышонка мама.

— Мамочка, спасибо, что ты меня похвалила, мне очень приятно, я очень старался искать семечки. Я так хотел помочь тебе!- ответил мышонок.

— Молодец сынок, что ты старался, ты мне очень помог, пополнил наши запасы, а теперь ты можешь погулять в лесу со своими друзьями – сказала мама.

— Спасибо мамочка, у меня много друзей в лесу – сказал мышонок и побежал в лес.

В лесу он встретил своего друга оленя.

— Ты где сегодня мышонок был, я тебя искал — спросил мышонка олень

— Я сегодня собирал семечки для пирога – ответил мышонок.

Друзья пошли в глубину леса,  и вдруг на высоком дереве из дупла выпрыгнула белка.

Белочка подружка спускайся к нам – крикнул мышонок белочке.

Белочка спрыгнула на землю и друзья все вместе отправились собирать белочке грибы.

Неожиданно из кустов появился медведь, мышонок и белочка испугались его, а олень стал драться с медведем, он очень хотел защитить своих друзей.

Но у оленя нечего не получилось, медведь был сильнее оленя.

Медведь встал на задние лапы, а передними лапами взял оленя за рога и откинул его в кусты шиповника. У оленя появились ранки от колючего шиповника, ему было больно, но он все равно смог встать на все свои четыре ноги. Олень собрался с силами и ударил медведя рогами в бок и медведь улетел на березу, где и остался, зализывать свои раны.

У мышонка в рюкзаке был бинт и спирт, они месте с белочкой обработали все ранки оленю, они отблагодарили своего друга, что он защитил их.

Затем друзья отправились домой: олень пошел в лесную чащу, белочка упрыгала в свое дупло к своим деткам, а мышонок побежал к маме и папе.

Когда мышонок прибежал домой, мама поругала его:

— Я тебе разрешила погулять только 10 минут, а ты задержался на целый час.

— Да сынок я тебя везде искал, но найти тебя нигде не смог, — сказал папа мышь с дивана.

Потом наступила ночь, и семейство мышек уснуло: мама мышь и папа мышь на диване, а их сыночек на своей кроватке в комнате.

Новогодняя сказка

Автор София Юрьева, 6лет

Давным-давно на свете жила была мышка. Эта мышка очень любила кататься на коньках. Однажды в один из снежных вечеров, когда мышка каталась, очень сильно испортилась погода. Подул сильный ветер, да такой что унес мышку в другую страну холодную.

В этой холодной стране жили пингвины, белые медведи, Дед Мороз и Снегурочка. Мышка попала хоть и холодную страну, но волшебную. В этой стране ей очень понравилось,  она целый день каталась на конках, кушала волшебной мороженное, и все было просто замечательно, только мышка очень скучала по дому.

Когда наступил главный волшебный праздник в этой стране, мышка попросила Деда Мороза подарок на праздник: вернуть ее домой.

Он согласился, но при условии, что она научит его кататься на коньках. Мышка с удовольствием научила Деда Мороза кататься на коньках. И он выполнил ее желание. С тот времени Дед Мороз приносит подарки, не только на санях, но и на коньках. И все очень рады этому!

Рассказ Кошачье счастье

Автор: Ева Марийчева, 6лет

Однажды зимой в одном доме появился на свет маленький игривый котенок. Мама – кошка всегда оберегала его, учила бегать, играть, кушать из миски, лакать молочко. Котенок был такой радостный от того, что у него все получается.

Прошло немного времени и котенка забрали в другой дом. В новом доме не было мамы – кошки, но была одна девочка по имени Ева, которая очень понравилась котенку. Она назвала котенка Тесей. Все пошло своим чередом. Они игрались, резвились, все время были неразлучны. Но Теся все равно вспоминал старый дом и маму – кошку.

Наступила весна и однажды Ева взяла Тесея на улицу. Когда он впервые увидел снег, потрогал его лапками, он так испугался, что начал фыркать, мяукать и проситься домой. Когда Ева занесла Тесея домой, он так радовался, резвился, терся об ее ножки, урчал, мяукал….

Вскоре Тесей успокоился, поел теплого молочка и уснул сладким счастливым сном. Тесей все же понял, что он дома. Он понял, что Ева его хозяйка, и она очень заботится о нем, как его мама.

Вот такое кошачье счастье!!!

Литература

  1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.-СПб, 1997
  2. Ожегов С. И. Словарь русского языка. — М. , 1986.
  3. Пропп В. Я. Мифология сказки. Исторические корни волшебной сказки. (Собрание трудов В. Я. Проппа).- М., 2000.
  4. Пропп В. Я. Русская сказка. ( Собрание трудов В. Я. Проппа). — М., 2000.
  5. Родари Дж. Грамматика фантазии.- Калуга, 1992.
  6. Литература и фантазия / Сост. Л. Стрельцова.- М. 1992
  7. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. — Харьков, 1996.
Опубликовано: 30.04.2016

Обучение дошкольников сочинению сказок

Автор: Матыцина Алина Владимировна

Организация: МБДОУ «ЦРР-детский сад №164»

Населенный пункт: Воронежская область, г. Воронеж

Сказки – один из самых древних жанров устного творчества. Они представляют собой классический образец народного фольклора. Они показывают человеку жизнь, вселяют в него оптимизм и веру в торжество справедливости. За внешней фантастичностью сказочного сюжета и вымысла часто скрыты реальные человеческие взаимоотношения. Сказки обладают сильным эмоциональным воздействием на людей, а их человеческие идеалы жизнеутверждающий тон придают сказкам художественную убедительность.

Согласно мнению исследователей (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В. С. Мухина, Д. Б. Эльконин и др.), творческая личность начинает формироваться с раннего детства «… там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей ни казалось это новое…».

Особое место в развитии такой личности занимает словесное творчество, один из сложных видов художественно-речевой деятельности дошкольников и вместе с тем важный показатель их литературного развития. В связи с этим актуальным становится вопрос поиска путей, средств и педагогических условий, способствующих развитию самостоятельности, активности словесного творчества детей.

Словесное творчество, как сложный вид художественно-речевой деятельности дошкольников является важным показателем их литературного развития. О. С. Гайдук считает, что «словесное творчество – наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Элемент творчества есть в любом детском рассказе. Поэтому термин «творческие рассказы» – условное название рассказов, которые дети придумывают сами. Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования.

Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложная задача – точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел».

Развитие личности дошколят гармонично коррелирует с успешным овладением грамотно построенной и логически выверенной речью. Сказка – это фантастическая среда, где ситуации требуют проявление самостоятельности, творчества, управление ребенком своих эмоциональных реакций. Игра в сказку позволяет активировать разные стороны речевого аппарата, улучшить словарный запас, грамматический строй, умение вести монолог и вести диалог.

В педагогике для определения речевой деятельности, имеющей ярко выраженную эстетическую направленность, принят термин «художественно-речевая деятельность детей». По своему содержанию это деятельность, связанная с восприятием литературных произведений и их исполнением, включающая развитие начальных форм словесного творчества. Ясно видно, что в данное понятие, входят и формирование связной речи, словарная работа.

Таким образом, ознакомление детей со сказками является важной задачей в работе над развитием художественно-речевых способностей дошкольников. Ведь в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

Кроме того, ребенок овладевает способами исполнения ролей в инсценировке, в игре-драматизации по сказкам. Для работы по развитию художественно-речевых способностей посредством чтения художественной литературы можно использовать разнообразные методы и приемы.

Самый распространенный словесный метод ознакомления с произведением – чтение. Произведения, которые невелики по объему можно читать детям наизусть. Большая же часть произведений читается по книге.

Следующий метод – рассказывание. Рассказывая, происходит знакомство детей со многими сказками и некоторыми познавательными рассказами. Для лучшего понимания и усвоения произведения проводятся различного рода инсценировки, которые так же повышают интерес детей к литературным произведениям. Метод заучивания наизусть применим к небольшим отрывкам сказок, а также во время подготовки ролей к инсценировкам театрализованных представлений.

Основой же всех методов является выразительное чтение. Словесные методы в так называемом чистом виде в детском саду употребляются очень редко.

Возрастные особенности дошкольников требуют опоры на наглядность, поэтому во всех словесных методах применимы и наглядные приемы обучения. Универсальным методом закрепления знаний и умений в детском саду является дидактическая игра. Она используется для решения всех задач развития художественно-речевых способностей дошкольников и является практическим методом в работе по развитию речи детей.

Так же работу со знакомым литературным текстом можно проводить с помощью игры-драматизации и других видов театрально-игровой деятельности. Каждый метод представляет собой совокупность приемов, служащих для решения дидактических задач (ознакомить с новым, закрепить навык).

В развитии художественно-речевых способностей дошкольников при ознакомлении со сказками очень важна эмоциональность: интригующая интонация голоса при вопросе, озабоченная интонация при постановке трудного задания, использование шутки при объяснении игрового. Живость эмоций повышает внимание детей в игре, вследствие чего активизируются речь ребенка.

Таким образом, благодаря приемам развития художественно-речевых способностей на занятиях по ознакомлению со сказками происходит самая близкая встреча воспитателя и ребенка, которого первый побуждает к речевому действию, а также повышает интерес к чтению сказок.

Список используемой литературы

1. Алябьева, Е. М. Развитие воображения и речи / Е. М. Алябьева. – Москва : Сфера, 2005. – С. 119.

2. Боголюбская, М. К. Художественное чтение и рассказывание в детском саду / М. К. Боголюбская. – Москва : Просвещение, 1910. – С. 238.

3. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников / О. С. Ушакова. – Москва : Институт психотерапии, 2001. – С. 256.

4. Шорохова, О. А. Играем в сказку / О. А. Шорохова. – Москва : Сфера, 2006. – С. 206.

Приложения:

  1. file0.docx.. 30,0 КБ

Опубликовано: 24.11.2022

16.11.2016

Творческий проект «Сочиняем сказки для сына и дочки»

Гайфуллина Кэусария Габдулгайнановна

Совместный проект педагогов, детей и родителей

Оценить




855

Содержимое разработки

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №3 «Теремок»

п. Советский Республики Марий Эл

Творческий проект

«Сочиняем сказки

для сына и дочки»

Составила:

воспитатель Гайфуллина К.Г.

п. Советский

2016

Автор проекта:

Гайфуллина Л.Г, воспитатель старшей разновозрастной группы МДОУ детского сада № 3 «Теремок» п. Советский Республики Марий Эл.

Исполнители:

Воспитатели старшей разновозрастной группы;

Учитель марийского языка;

Родители воспитанников;

Дети старшей разновозрастной группы.

Заказчик проекта:

Администрация МДОУ детского сада № 3 «Теремок» п. Советский Республики Марий Эл.

База экспериментальной работы:

Старшая разновозрастная группа МДОУ детского сада № 3 «Теремок» п. Советский Республики Марий Эл.

Сроки работы по проекту:

Январь 2016 г. – май 2016 г.

Актуальность

Одной из важнейших задач в качественной подготовке ребёнка к школе является формирование связной речи. Основополагающее звено в развитии связной речи – воображение. Чтобы связно рассказать о чём-либо, нужно ясно представить себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения. Мониторинг образовательного процесса  в ДОУ выявил проблемы развития связной речи детей. Одной  из форм развития связной речи является сочинение сказок, рассказов и историй.

Сказка является самым понятным видом литературного произведения в дошкольном возрасте. Именно сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего детства, сопровождает его и остается с ним на всю жизнь. В сказках много нравственных уроков и для детей, и для родителей.

Слушая сказку, дети внутренне рисуют себе картины, образы, что способствует развитию фантазии. У детей старшего дошкольного возраста достаточно большой запас знаний об окружающем мире, большинство из них владеет сложными формами связной речи, что служит отличной базой для развития словесного творчества. Творческое рассказывание максимально приближает ребёнка к высокому уровню монологической речи. Навык творческого рассказывания для будущих школьников крайне важен, ведь на нем будут строиться ответы учеников у доски, их рассуждения, доказательства, написание сочинений и изложений.

Дети старшего дошкольного возраста не только с радостью слушают сказки, но и сами пытаются сочинять их. У детей словарь уже достаточно богат и разнообразен. Но дети все разные, кто-то из детей разговорчивее, а кто-то не умеет быстро и ясно изложить свои умозаключения. Бывает, что ребенок зажат внутренне, и ему тяжело проявить себя в коллективе.

В придуманной детьми сказке, пусть и отредактированной родителями, ребенок может так раскрыться, проявить свою фантазию и изобретательность, как он не проявлял себя в ежедневных делах группы. Сказка, написанная ребенком, создает ему ситуацию успеха, признание среди сверстников, самоутверждение.

Новизна: включает в себя вовлечение родителей в творческий процесс придумывания сказок, так как совместное творчество сплачивает детей, родителей и педагогов.

В связи с этим, я решила сплотить семьи воспитанников, объединив их общим творческим проектом, взяв за основу близкий и доступный материал для родителей и детей – сказку.

Проблема проектной деятельности заключается в поиске и реализации новых оптимальных методов развития детской фантазии, способности к воображению, в обогащении речи ребенка. Решение этой проблемы составляет цель проекта: поддержать интерес и желание детей к самостоятельному сочинению сказок и изготовлению ими своих книг.

Задачи.

Формировать интерес к сказочным произедениям;

Способствовать развитию словаря, формированию грамматического строя речи.

Развивать связную речь детей, работать над ее выразительностью.

Развивать интерес творческие способности, желание фантазировать.

Создать атмосферу творчества, эмоционального отношения к процессу создания рукописной книги

. Развивать творческие способности детей через театрализованную деятельность

предложить родителям принять активное участие в реализации данного проекта, оказать помощь в написании текста сказки и оформлении детской книги.

В ходе проектной деятельности  быласформулирована гипотеза:

Гипотеза: активное совместное творчество детей и родителей по придумыванию сказок будет способствовать формированию связной речи, развитию творческих способностей детей.

Методы исследования:

Теоретический анализ литературы по проблеме исследования;

Анкетирование среди родителей «Значение сказок в жизни детей»

Опрос детей на тему «Для чего нужны нам сказки? »

Разработка, обобщение и внедрение передового опыта.

Формы реализации проекта:

Речевые игры;

Информационно-познавательные беседы;

Художественно-речевая деятельность детей (составление описательных рассказовсочинение историй, загадок);

Изобразительная деятельность, ручной труд;

Развлечения (пальчиковый, настольный театр);

Чтение народных сказок;

Сотворчество детей и родителей по сочинению и оформлению сказки.

Предполагаемый результат:

Развитие связной речи детей, обогащение словаря;

Развитие творческих способностей детей.

Создание условий, помогающих детям овладеть творческой продуктивной речевой деятельностью;

Интеграция речевого развития с др. видами деятельности;

Совершенствование работы  с семьей, создание условий для дополнительного общения детей и родителей.

Воспитание у детей бережного отношения к продуктам рукотворного мира.

В процессе реализации проекта могут быть определенные риски, некоторых родителей очень трудно заинтересовать и вовлечь в проектную деятельность и цель проекта может быть частично не достигнута, поэтому мной определены пути их минимизации:

— Организация консультаций для родителей с целью ознакомления с результатами проведенной работы на каждом этапе реализации проекта;

— Привлечение родителей к просмотру занятий.

Этапы реализации проекта:

1 этап: январь – февраль 2016 год – подготовительный:

Цель: включение участников проекта в информационно-аналитическую и мотивационно-целевую деятельность с целью обеспечения их готовности к освоению проблемы.

2 этап: март — апрель 2015-2016 учебный год – практический (формирующий):

Цель:включение участников проекта впрактическуюдеятельность пореализации мер и мероприятий в рамках проекта.

3 этап: апрель – май 2016 год – контрольно-оценочный:

Цель: включение участников проекта в информационно-аналитическую, контрольно-диагностическую и регулятивно-коррекционную деятельность с целью выявления рассогласования между желаемым и реальным результатами освоения проблемы, установления причин этого, корректировки дальнейшей деятельности участников по данной проблеме

1 этап: подготовительный:

Задачи:

Изучить методическую и психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.

Провести беседы с родителями.

Провести беседы с детьми.

Повысить собственную профессиональную компетентность.

Педагогическое просвещение родителей

На данном этапе были проведены мероприятия:

1. Подбор методической литературы по теме проекта.

2. Беседа с родителями.

3. Опрос детей на тему «Для чего нужны нам сказки?»

4. Наблюдения и беседы с детьми.

5. Изготовление пособий, атрибутов для театрализованной деятельности.

6. Изготовление кукол для настольного театра.

7. Консультации и беседы с родителями по придумыванию сказок

Ожидаемый результат– мотивационная, теоретическая, практическая готовность участников проекта к освоению проблемы.

Описание первого этапа

На первом этапе была изучена методическая литература по данной теме. Осуществлен подбор художественной литературы, произведений народного творчества данного жанра. Проведены беседы с родителей «Рассказываете ли Вы сказки своим детям?». «Сочиняете ли сами сказки?». В результате бесед выяснилось, что родители не всегда рассказывают своим детям сказки, только некоторые родители придумывают интересные истории и небольшие сказки.

Также был проведен опрос детей на тему «Для чего нужны нам сказки?» В результаты опроса выявлено, что дети очень любят смотреть и слушать сказки. Их увлекает сказочный сюжет, необычный волшебный мир. Но на предложение самим придумать сказку, дети растерялись. Поэтому было изготовлено дидактическое упражнение «Продолжи историю», где подобраны истории для придумывания сказок с заранее обусловленным началом. Подобран иллюстрированный материал по сюжетам сказок,

На этом этапе было изготовлены пособия и атрибуты для театрализации, изготовлен настольный магнитный кукольный театр.

2 этап – март — апрель 2015-2016 учебный год – практический (формирующий):

Задачи:

Чтение художественной литературы;

Развитие художественно-речевой деятельности детей

Изобразительная деятельность и ручной труд;

Игры и драматизации сказок;

Сотворчество детей и родителей по сочинению и оформлению сказки.

На данном этапе были проведены мероприятия:

Работа с детьми:

1.Составление описательных рассказовсочинение историй, загадок.

2.Придумывание эпитетов. Дети придумывают эпитеты, характеризующие тот или иной персонаж сказки. Для этого нужно вспомнить и сказать, какой он, найти самые точные и выразительные слова. Дидактические игры и упражнения: “Подбери словечко”, “Как еще можно сказать о герое?”.

3.Придумывание сравнений. Выполнение этого задания помогает развивать ассоциативные связи. Дидактические игры и упражнения: “На что похоже?”, “Придумай и скажи”.

4.Прием словоизменений. Этот прием помогает детям почувствовать разницу в оттенках слов. Дидактические игры: “Измени слово”, “Цепочка слов”.

5.Придумывание синонимов и антонимов к словам. Дидактические игры “Скажи наоборот”, “Подбери похожее слово”.

6.Сочинение сказочных историй с заранее обусловленным началом. Дидактическое упражнение “Продолжи историю”.

7.Сочинение сказочных историй по картинкам, по сериям картинок.

8.Коллективное составление сказок по картинкам, по сериям картинок. Один ребенок придумывает, что происходило с персонажами раньше, другой описывает события, изображенные на картине, третий – последующие действия, поступки героев, чем закончились их приключения.

9.Сочинение историй по методу “сказка-калька” (по схеме известной сказки создается новая, похожая по смыслу, но с другими персонажами, действиями, деталями). Это не копирование известной сказки, а лишь заимствование ее принципа, развитие самостоятельного сюжета.

Представление родителями своих творческих работ.

Подготовка к театрализованной деятельности по одной из этих сказок.

Творческие работы детей.

Ожидаемый результат – практическая готовность участников проекта к деятельности по решению поставленных задач, реализация плановых мероприятий проекта. Совершенствование работы  с семьей, создание условий для дополнительного общения детей и родителей.

.

Описание второго этапа

На втором этапе создавалась комфортная атмосфера творчества, положительно-эмоциональное отношение к процессу создания авторских сказок и ее оформлению.

У детей формировали интерес к самостоятельному сочинению, используя литературный опыт. Дети упражнялись в составлении коротких сказок. У них пополнился и обогатился активный словарь, расширились представления о многообразии сказок (русские народные сказки, авторские сказки, сказки в стихах и т.п.).

Дети с удовольствием рисовали своих любимых сказочных героев, готовили иллюстрации к своим придуманным историям и сказкам. Самые удачные рисунки были отправлены на республиканский конкурс детского творчества.

Родители представляли свои совместные с детьми творческие работы– придуманные сказки..

На втором этапе проводилась работа по развитию творческих способностей детей в театрализованной деятельности.

В результате ознакомления детей со всеми сказками, совместно с детьми и с учителем марийского языка Александровой Г.Я. было принято решение заняться театрализованной постановкой сказки «Больной зуб».

Сюжет данной сказки «Больной зуб» воспитанниц Сони и Ани Глебовых и их мамы Глебовой Ларисы Валерьевны оказался очень интересным. Так у учителя марийского языка Александровой Г.Я. возникла идея обработать и перевести эту сказку на марийский язык «Черле пуй».

Также была подана заявка на участие в районном конкурсе детского творчества.

Началась подготовка к инсценировки сказки. С момента распределения ролей до волнующего момента открытия занавеса потребовалось немало времени и труда. И мы с детьми, преодолевая все трудности, уверенно шли к намеченной цели. При распределении ролей учитывалось мнение детей, кто какую роль хочет сыграть и кто для какой роли подходит по характеру.

3 этап: апрель – май 2016 год – контрольно-оценочный:

Цель: оценить степень реализации целей и задач проекта.

Задачи:

Проанализировать степень реализации целей и задач проекта;

Обобщить опыт работы по реализации проекта;

Определить перспективы дальнейшей деятельности.

Ожидаемый результат – включение педагогов в аналитическую и диагностическую деятельность, определение рассогласования между желаемым и реальным результатами освоения проблемы, подбор ресурсов для преодоления рассогласования, определение дальнейших перспектив работы.

На данном этапе были проведены мероприятия:

1.Оформление в виде ширм совместных творческих работ детей и родителей.

2.Участие в районном конкурсе детского творчества детей «Пеледше тукым»

3.Участие в республиканском конкурсе детского творчества «Сделаем мир добрее»

4.Инсценировка сказки.

5.Обобщение и распространение опыта проведенной работы.

Описание третьего этапа

Планомерная, систематическая работа по реализации данного проекта показала эффективность по данной теме. Проект способствовал возникновению интереса и любви к сочинительству сказок и изготовлению самодельных книг. Дети познакомились с разнообразием мира книг о сказках. Ежедневные обсуждения, рассматривание иллюстраций, чтение книг, сочинение собственных сказок, творческих рассказов детей, позитивно отразилось на познавательной деятельности и личностных качествах детей, способствовали повышению речевой активности детей в группе.Проект укрепил дружеские отношения между родителями и детьми.

Родители оформили и представили совместные с детьми творческие работы — придуманные сказки. Так шесть сказок в виде ширм были выставлены в приемной нашей группы. В районном конкурсе детского творчества «Пеледше тукым» в номинации «Авторская сказка» сказка Глебовой Л.В. «Больной зуб» заняла почетное второе место.

Самые удачные рисунки детей были отправлены на республиканский конкурс «Сделаем мир добрее» для участия в номинации «Герои любимых сказок». Дети получили сертификаты участников данного конкурса.

В результате кропотливой подготовки детьми была показана сказка «Больной зуб» — «Черле пуй». Участвуя в театрализованной постановке сказки, дети четко и выразительно научились говорить на марийском языке, у них стала лучше пластика движений и главное, они развили свои актерские, творческие способности. У некоторых детей можно отметить личные достижения. Одна очень скромная девочка стала более уверенной в себе.

В перспективе:

— Пополнение книжного уголка группы сказками собственного сочинения семьями воспитанников группы посредством создания альбома «Сочиняем сказки для сына и дочки»

— Участие в конкурсе детской рукописной книги с рисунками детей на детских сайтах.

Смета расходов на реализацию проекта

Направления расходования средств

Виды расходов

Кол-во

Общая сумма расходов

1

Научно-методическое информационное обеспечение

Приобретение научно-методической и художественной литературы

3 шт.

500

2

Оснащение дидактическими пособиями

Приобретение материала для изготовления пособий (канцтовары).

500

3

Распространение опыта проделанной работы среди педагогов, СМИ и Интернет ресурсах.

Приобретение папок, дисков, бумаги, файлов, краски

200

4

Участие в конкурсах разного уровня

Организационный взнос, проезд

600

ИТОГО:

1800

Результатом работы по проекту «В гостях у сказки» стал сплоченный коллектив детей и родителей, доброжелательная, доверительная атмосфера в группе и в семье, создание собственных творений, показ сказки, участие в конкурсах. Следовательно, цель проекта достигнута.

Верю и надеюсь, что у детей, желание творить и создавать своё поможет им и в дальнейшем, воспитанию уверенности в своих силах и отличной учёбе в школе.

Библиографический список:

Горбушина Л.А., Николаичева А.П. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста. – М.: Просвещение.1983.

Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) – М.:1967.

Примерная общеобразовательная программа воспитания,обучения иразвитиядетей раннего и дошкольного возраста. Подред. Л.А. Парамоновой. — М., 2004.

Гиценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М. Линка-Пресс. 2003.

Русские сказки, сборник в обработке О.А. Богдановой, Ленинград, 1991.

Сказки в обработке А.Н. Толстого. Москва, «Детская литература», 1987.

Л.Венгер. О чем рассказывает сказка. Дошкольное воспитание. №5, 1994.

Марийские народные сказки В.А. Акцорин. Марийское книжное издательство, 1984.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/227001-tvorcheskij-proekt-sochinjaem-skazki-dlja-syn

Также вас может заинтересовать

  • КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ НА НОЯБРЬ ПО ТЕМЕ: «Я И МОЯ СЕМЬЯ», «МОЙ ДОМ, МОЙ ГОРОД»
  • Перспективный план взаимодействия с родителями
  • Комплексно — тематическое планирование
  • Перспективное планирование непосрдственно образовательной деятельности и режимных моментов по теме «Мой город, моя страна» в средней группе
  • Диагностическая карта по образовательной области «Здоровье»

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Сказка входит в жизнь человека с самого раннего
детства и остаётся с ним на всю жизнь. Со сказки
начинается знакомство малыша с миром литературы,
с миром взаимоотношений и со всем окружающим
миром в целом. Влияние магии сказочного
повествования на формирование личности ребёнка
трудно переоценить. Ведь сказки учат ребят
различать вымысел и реальность, задают
нравственные нормы, преподносят многогранные
образы своих героев, оставляя простор
воображению и фантазии.

В дошкольной педагогике большое значение
придаётся обучению детей старшего дошкольного
возраста составлению творческих рассказов. В
“Программе воспитания и обучения в детском
саду” (под редакцией М.А.Васильевой) сочинение
сказок и историй рассматривается как проявление
самостоятельной художественной деятельности
детей. Процесс обучения дошкольников
придумыванию сказок и историй очень важный этап
в формировании у детей навыков монологической
речи. Творческое рассказывание строится на
особой психологической основе – детском
воображении. Ребёнку, сочиняя сказку необходимо
произвести в уме анализ известных ему сказочных
сюжетов, а затем творчески синтезировать новое
явление: новую композицию, образы сказочных
героев, обстоятельства их жизни. А чтобы
сказочную историю донести до зрителя ребёнок
должен обладать богатым словарным запасом и
умением выстраивать контекстное высказывание.

Но как показывает практика последних лет, у
многих детей дошкольного возраста, к сожалению,
наблюдается крайне низкий уровень речевого
развития. Это же подтверждают результаты
проведённых нами диагностических исследований.
Низкий уровень развития речи наблюдался у 40%
воспитанников. Дети часто нуждались в помощи
взрослого, затруднялись в установлении связей,
содержание текста передавали невыразительно,
часто делали необоснованные остановки и паузы,
демонстрировали крайне бедный словарный запас. И
лишь у 6% (1 ребенка) наблюдался высокий уровень
владения речевыми умениями. Ребёнок
самостоятелен в придумывании историй, не
повторял рассказов других детей; имел широкий
словарный запас, при пересказе произведения
полно передавал основные части текста, соблюдал
последовательность в изложении событий, умело
пользовался выразительными средствами. Анализ
диагностических данных показал, что особую
трудность для детей дошкольного возраста
представляет собой — оформление контекстного
высказывания. Ведь чтобы хорошо связно
рассказать о чём-нибудь, нужно ясно представить
себе объект рассказа, уметь планировать,
анализировать, устанавливать
причинно-следственные связи, временные и другие
отношения между предметами и явлениями. А
поскольку мышление дошкольника отмечается
предметной образностью и наглядной
конкретностью, то одним из наиболее
перспективных методов реализации речевого
развития является моделирование. Метод
моделирования открывает перед педагогом ряд
дополнительных возможностей, в том числе и при
ознакомлении с художественной литературой. Этот
метод прочно вошёл в педагогическую науку,
доказав свою обоснованность и эффективность.

Свою работу по обучению дошкольников сочинению
сказок строим опираясь на основные положения
концепции В.Я. Проппа. Владимир Яковлевич
проанализировав сказки разных народов, пришёл к
выводу, что независимо от композиции и деталей
сказки имеют общие типы строения. В.Я.Пропп
называет четыре основных типа: кумулятивные
сказки, сказки о животных, бытовые и волшебные
сказки. В своих трудах “Морфология сказки” и
“Трансформация волшебных сказок” Владимир
Яковлевич рассказывает о результатах
исследования множества волшебных сказок. Автор
отмечает, что все сюжеты волшебных сказок
основаны на одинаковых действиях их персонажей,
которые он называет “функциями”. Общее число
функций по Проппу – тридцать одна. Все эти
функции взаимосвязаны между собой, правда, они не
всегда все встречаются в волшебных сказках.
Согласно методике В.Я. Проппа каждая “функция”
наглядно представлена в виде иллюстрации или
схемы на отдельных картах. Их различное
соединение и различная последовательность
расположения дает возможность придумывать
бесконечное множество сказочных историй.

Конечно, ясно, что такое огромное количество
функций будет не понятно для ребёнка дошкольного
возраста, да и детские сказки, рекомендованные
“Программой воспитания и обучения в детском
саду” (под редакцией М.А. Васильевой) не имеют
такого полного набора, связанной с действиями
персонажей. Поэтому в работе с дошкольниками
используем четырнадцать наиболее часто
употребляемых в детских сказках функций:

  • “отлучка героя из дома” (символическое
    обозначение – уходящая вдаль дорога);
  • “запрет” (символическое обозначение –
    восклицательный знак);
  • “нарушение запрета” (символическое
    обозначение – перечеркнутый крест-накрест
    восклицательный знак);
  • “неприятность, задача” (символическое
    обозначение – вопросительный знак);
  • “встреча с недругом и его сверхъестественная
    сила” (символическое обозначение – оскаленная
    волчья пасть);
  • “встреча с другом” (символическое обозначение
    – протянутая рука (помощь));
  • “превращение” (символическое обозначение –
    маленький квадрат со стрелкой, указывающей на
    круг большего размера);
  • “поиск пути” (символическое обозначение –
    компас);
  • “погоня” (символическое обозначение – бегущий
    человек);
  • обман” (символическое обозначение –
    маска),
  • “получение героем волшебного дара”
    (символическое обозначение – ключ);
  • “битва с врагом” (символическое обозначение –
    два скрещенных мяча);
  • “наказание” (символическое обозначение –
    кнут);
  • “победа” (символическое обозначение –
    латинская буква”V”);
  • “счастливый конец (свадьба)” (символическое
    обозначение – два обручальных кольца).

Кроме того в зависимости от целей и задач,
которые ставятся на том или ином занятии
используем в работе четыре цветные фишки с
буквенными обозначениями

  • фишка синего цвета с буквенным обозначением
    “Р” – “рассказ о герое” (обозначает, что
    ребёнок должен не только описать внешний вид
    персонажа, но и дать характеристику его
    человеческим качествам);
  • фишка зелёного цвета – с буквенным
    обозначением “О” – “описание местности”
    (обозначает, что автор сказки должен рассказать о
    месте и времени происходящих событий);
  • фишка жёлтого цвета с буквенным обозначением
    “Б” – “беседа” (обозначает, что дошкольник
    должен ввести в повествование диалог между двумя
    персонажами).
  • фишка белого цвета с буквенным обозначением
    “С” – “сравнение” (обозначает, что ребёнок
    должен сравнить между собой двух героев сказки
    по внешним данным и их личностным качествам).

На основе вышеперечисленных карточек-схем,
обозначающих структурные единицы сказки,
дошкольники познают особенности сложения сказок
и овладевают тонкостями создания новых
сказочных конструкций. Но чтобы каждый ребёнок
раскрылся и проявил себя в словесном творчестве,
воспитатель должен помнить, что развитие
монологической речи неотделимо от решения
остальных задач речевого развития: обогащения и
активизации словаря, формирования
грамматического строя речи, воспитание звуковой
культуры речи. Вследствие этого следует грамотно
выстраивать свою деятельность по обучению детей
придумыванию сказочных историй. Поэтому работу в
этом направлении проводили поэтапно согласно
разработанному перспективному плану (Приложение
№1).

На первом этапе использовали карточки, на
которых сказочные функции были представлены в
виде сюжетных изображений. Вспоминая с детьми
знакомые произведения и читая новые сказки
разных народов, осваивали значение каждой
функции. Нами широко использовался приём
зарисовки детьми сюжетов каждой функции и игры, в
процессе которых дети называли моменты из
произведений, где персонажи совершали те или
иные действия (“Назови сказку”, “Приведи пример
из сказки”); сравнивали различные сюжеты сказок
(“Сравни сказки”); вспоминали и называли
сказочные дары и волшебные средства (“Чудесные
помощники”); придумывали новые названия к
знакомым сказкам, сочиняли продолжения к
известным сказочным историям (“А что потом?”).
Параллельно с освоением сказочных функций
знакомили дошкольников со значением
дополнительных нефункциональных фишек синего,
зелёного, жёлтого и белого цветов. Так в игровых
упражнениях “Разговор по телефону”, “Интервью
у сказочного героя”, “Беседа чудесных друзей”
учили детей грамматически правильно выстраивать
диалог. В играх типа: “Хорошие – плохие”,
“Сравни сказочных героев”, “Какой? Какая?
Какие?”, “Расскажи о любимом сказочном
персонаже” учили дошкольников описывать
внешний облик и характер сказочных персонажей. А
в игровых упражнениях: “Сказочная деревня”,
“Тридевятое царство”, “Заколдованный лес”
упражняли детей в умении рассказывать о месте и
времени, где разворачивается сюжет сказки.

На втором этапе обучения сочинению сказок
заменили сюжетные изображения сказочных функций
на схематические. Следует отметить, что все
символические значки придумывались в совместной
деятельности с детьми. А чтобы придумывание
сказок для дошкольников стало более интересным,
карточки с символами наклеили на деревянные
бочонки. На занятиях и работая индивидуально с
детьми, мы выстроили множество схем по
содержанию различных сказок (“Хаврошечка”,
“Гуси-лебеди” и др.) с помощью которых дети с
легкостью пересказывали сказки. После того как
дети освоили схематическую конструкцию сказки,
предлагали выложить ту или иную модель знакомой
сказки.

На третьем этапе работы с детьми названным
“творческим” мы придумывали с детьми
коллективные сказки по заранее составленной
схеме. Эти сказочные истории обязательно
записывались в книгу волшебных сказок,
иллюстрации к которой рисовались детьми в
свободное время. Далее приступили к обучению
воспитанников придумывать истории по готовым
моделям, состоящим не более чем из пяти-шести
функций. Позже предлагали самостоятельно
выстроить конструкцию сказки из произвольно
вытащенных из мешочка деревянных бочонков с
символами. При этом бочонки: “начало сказки” и
“счастливый конец (свадьба)” обязательно
добавляли в эту конструкцию. А бочонки: “рассказ
о герое”, “описание местности”, “сравнение” и
“беседа” добавляли в зависимости от целей,
преследуемых на занятии и выстроенной сюжетной
цепочки. Конечно, сначала придуманные детьми
сказки не отличались особой своеобразностью,
часто строились по шаблонам известных сказок. Но
позже, при регулярных занятиях, дети
почувствовали в себе желание творить и поверили
в свой успех. Они научились придумывать
собственные истории, у многих появилась
оригинальность, развёрнутость сюжета,
последовательность изложения. Результат
проведенной работы по обучению дошкольников
придумыванию сказок – это заметное нарастание
контекстности речи, т.е. снижение количества
предложений не связанных или формально
связанных между собой. Творения у дошкольников
получались эмоционально окрашенными, дети
избегали повторений, каждый старался сам.
(Приложение №2) Дошкольники с удовольствием
изготавливали по собственным сказкам
иллюстрированные книжки-самоделки, записывали
на магнитофон сказочные истории, разыгрывали
спектакли для малышей и родителей. Результаты
проведённой нами диагностики подтверждают
положительную динамику в речевом развитии
воспитанников, более чем у 80% детей наблюдался
высокий и средний показатели уровня развития
связной речи. Поэтому предлагаем использовать
метод моделирования сказочного сюжета шире в
практике дошкольного воспитания, активно
применяя эту методику в речевом воспитании
дошкольников, поскольку именно здесь данный
метод даёт наиболее ощутимые результаты.

В заключение хотим подчеркнуть, что таких
положительных результатов удалось добиться ещё
и благодаря тесному сотрудничеству с семьями
воспитанников. Родителей постоянно держали в
курсе событий. На родительских собраниях
знакомили с основными направлениями
учебно-воспитательной деятельности по Программе
воспитания и обучения в детском саду (под
редакцией М.А. Васильевой), проводили
консультации по темам: “Особенности развития
связной речи у детей дошкольного возраста”,
“Сочиняем сказочные истории вместе с детьми”,
“Воспитание сказкой”, показывали с детьми
театральные представления: “Петушок и бобовое
зёрнышко”, “Снегурушка и лиса”; проводили
открытые занятие по темам: “В гостях у сказки”,
“Сказочная викторина”. В группе руками детей и
родителей изготовлены театральные куклы,
атрибуты для театральных игр, различные виды
театров: настольный, теневой, пальчиковый,
оформлена выставка по теме: “Что за прелесть эти
сказки” Показателями результативности нашей
деятельности по направлению сотрудничества с
родителями являются также итоги анкетирования
родителей воспитанников, 75 % родителей
удовлетворяет уход, воспитание и обучение,
оздоровление и развитие способностей, которые
получает ребенок в МДОУ; 83 % родителей чувствуют,
что сотрудники доброжелательно относятся к ним и
ребенку.

Предлагаю вашему вниманию некоторые наши
наработки по обучению дошкольников сочинению
сказок (Приложение №3)

Приложение 1

Приложение 2

  • Обувь сказка ортопедическая для детей
  • Обсудите с другом что объединяет рассказ пришвина со стихами русских поэтов
  • Обрывок какой газеты читали на необитаемом острове генералы в сказке салтыкова щедрина повесть
  • Обрушение части кровли произошло вследствие накопления снега как пишется
  • Обращение маш или машь как пишется